Какие святые помогают путешественникам и морякам? Святой мученик христофор и его иконография
Житие [ | ]
Житие в восточной традиции [ | ]
В годы правления императора Деция Траяна , человек, носивший имя Репрев (Ρεπρεβος, ср. лат. Reprobus «отверженный, осуждённый, дурной» ) был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике . Позже он служил в Numerus Marmaritarum (римская когорта Cohors III Valeria Marmaritarum ) - подразделении мармаритов (мармаридов) (выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени). Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре ) - святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность .
Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Децию. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел (ср. жезл Аарона), по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Иисусом Христом в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом - мучеником Вавилой .
После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру, используя дарованную ангелом возможность говорить на прежде незнакомом ему языке ликийцев (ср. глоссолалия апостолов). Когда Христофор был приведён к императору, (вариант - губернатору Антиохии), тот ужаснулся его наружности. Он решил заставить его отречься от Бога не насилием, а хитростью. Деций призвал двух женщин-блудниц - Каллиникию и Акилину , и приказал им склонить святого отречься от Христа и принести жертвы римским богам. Но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами.
Деций приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом. Его тело обратно в Александрию отвёз.
Житие в западной традиции [ | ]
Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев . Он принял христианство и начал служить Иисусу. Другие легенды говорят, что его именем было Offero , и он родился в Ханаане . В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде » Иакова Ворагинского .
Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста.
Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.
Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он - Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя - Христофор, «несущий Христа».
Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций - в западной традиции он выступает под именем Дагнус ), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.
Литературная обработка [ | ]
Эта греческая легенда могла возникнуть примерно в VI веке. В середине IX века она распространяется по Франции. Первоначально святой Христофор был простым мучеником, просто упоминаемым в старых мартирологах. Простая форма греческих и латинских текстов страстей скоро уступила место более сложным легендам. В 983 году находим их в латинских прозаических и стихотворных текстах поддьякона «Thesaurus anecdotorum novissimus» .
Рассказ, относящийся к XI веку, есть в «Acta SS» , и ещё один - в «Золотой легенде » . Мысль, выраженная в имени святого, изначально означавшая, что он принял Христа в своё сердце, была истолкована буквально, и он стал нести Христа на своих плечах. Словосочетание «большой мученик» также могло быть истолковано буквально, и Христофор стал в «Золотой легенде» человеком гигантского роста, а именно 12 локтей (ок. 5,4 метра) .
То, что существование мученика не может отрицаться, было доказано иезуитом Николасом Серариусом (Nicholas Serarius) в «Litaneutici» (Кёльн, ) и Моланусом (Molanus) в «De picturis et imaginibus sacris» (Louvain, ). Как рассказывает «Acta SS» , в церкви, посвящённой Христофору, уже в 532 году было похоронено тело святого Ремигия , а святой Григорий Великий (VII век) упоминает монастырь святого Христофора. Древнейшие изображения святого относятся к VI веку.
Критика исторической недостоверности [ | ]
Почитание в католицизме этой невероятной фигуры резко критиковалось Эразмом Роттердамским в «Похвале глупости » . День поминовения Христофора был понижен Ватиканом до уровня местночтимых праздников в 1969 году из-за недостатка реальных свидетельств о его существовании. (Но вопреки распространённому заблуждению, Христофор не был деканонизирован, он всё ещё остаётся святым католической церкви).
Хотя сохранившиеся свидетельства о его жизни переплетаются с рассказами о чудесах и явлениях, которые плохо воспринимаются современной историографией, всё же сохранилось достаточно информации, чтобы попытаться нарисовать картину его жизни, приемлемую, с точки зрения критиков, для современного человека.
Первое, на чём, по мнению критиков, спотыкаются современные агиографы - это упоминание о том, что Христофор был собакоголовым людоедом. Данная информация, по их мнению, должна быть рассмотрена с точки зрения того факта, что эти свидетельства о Христофоре даны его современниками. А для греко-римско-персидской ойкумены той эпохи практика описывать всех людей из «нецивилизованного» мира как людоедов, с звериными частями тела или даже ещё более странно - была очень распространена, пусть даже иногда использовалась и метафорически . Более поздние поколения могли воспринять эту метафору и гиперболу как факт.
А рассматриваемая персона, как гласит житие, была включена в военное подразделение, состоящее из марматанцев (Marmaritae). Это племя было независимым народом Мармарики (современная Ливия), которое было вытеснено к границам после римской колонизации. Как человек из приграничного племени, считают критики, он вполне (в рамках образного языка своего времени) мог быть описан как псоглавец, а различные чудеса, приписываемые ему восточными легендами, - обычные атрибуты житий святых первых веков христианства.
Наконец, критикуя утверждение, что он был убит в Антиохии, и его тело было увезено епископом, заявляют, что Христофор не мог быть казнён на 4-м году правления императора Декия , так как тот правил только два года. Возможно, говорят критики, всё это происходило во время правления императора со сходным по звучанию именем - Максимина Дазы , тогда смерть святого приходится на 308 год . Правда, информации о посещении императором Максимином Антиохии не сохранилось, вдобавок, вероятно, информация о казни Христофора в личном присутствии цезаря - более позднее измышление.
По мнению критиков, ни один из упомянутых фактов не позволяет его идентифицировать как фактически существовавшего человека. По-гречески его имя - просто «несущий Христа», и в восточной традиции это соотносится с готовностью этого святого «нести крест» - частая метафора для обращения в христианство. Его языческое имя Reprebus - это просто «отверженный, дурной» , так что сама история его крещения другим именем в двух словах сводится к примитивному: «дурной человек обратился в христианство». К тому же, утверждают критики, могилы святого Христофора не показывают нигде.
Эта критика в своих важнейших пунктах не принимает, однако, в расчёт тот факт, что наличие мощей «мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки» было письменно зафиксировано во второй половине XVII века (см. ниже).
Мощи [ | ]
Существует письменное свидетельство архидьякона Павла Алеппского , который, находясь в Москве во второй половине XVII века , участвовал в обряде «чина омовения мощей ». Перечисляя различные реликвии Благовещенского собора , он описал лобызаемую пёсью голову святого Христофора :
Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: <…> глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень - наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!
На сегодняшний день, позолоченный реликварий с черепом святого Христофора, хранится в музее сакрального искусства в церкви св. Юстины г. Раба в Хорватии .
Иконография [ | ]
Иконография в православии [ | ]
В православии Христофор часто изображается псоглавым . При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником . Древнейшее подобное изображение святого находится на керамической иконе VI-VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. В русской иконописи изображения святого Христофора с собачьей головой известны со второй половины XVI века .
Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно. Варианты прозвища:
Также существует представление о Христофоре, как представителе племени «псоглавцев » - собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.
Есть вероятность, что человек, ставший прообразом Христофора, страдал редким типом генетической мутации, именуемой нынче как гипертрихоз универсальный (hypertrichosis universalis) или синдромом оборотня, в результате которой тело человека практически полностью покрывается густыми волосами, в том числе и лицо. Быть может христианский святой имел прозвище, истолкованное последователями как характеристику его внешности. Загадка столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала остается неразгаданной.
Запрет на «псоглавца» [ | ]
Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая (1 июня ) года как «противные естеству, истории и самой истине» . После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой .
Большинство старинных изображений пёсьеголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска , существует фреска в Макарьевском монастыре , а также в Ярославле в Спасском монастыре и, кроме того, в церкви Николая Чудотворца в поселке Ныроб Пермского края. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове , а также в Перми , Егорьевском историко-художественном музее . Икону Святого Христофора с пёсьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее . Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери . Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.
С XVIII века Христофор изображается только в образе человека.
Два других типа изображения в православии [ | ]
Всего в православии существует три варианта иконографии Христофора. Два других:
Иконография в католицизме [ | ]
В католицизме Святой Христофор изображается как великан (изредка также и как псоглавец), переносящий через реку благословляющего Младенца (см. буквальный перевод его имени - «несущий Христа» ) - эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.
На этот сюжет писали картины Дирк Боутс , Иероним Босх , Мемлинг , Конрад Виц , Гирландайо , гравировали Дюрер и Кранах .
Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана ( -). Монеты с его ликом чеканились в Вюрцбурге , Вюртемберге и в Чехии . Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ Святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя Святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.
Почитание [ | ]
День памяти мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая , в католическом мартирологе 25 июля .
Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора был удалён Ватиканом в 1969 году . Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.
В Католической церкви Христофор - один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников. Несмотря на удаление из всеобщего католического календаря, Христофор остаётся популярным среди католиков, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками. В наши дни крупные центры его почитания находятся в Италии и среди итало-американцев. Продолжается выпуск медальонов с его именем, их часто помещают в автомобилях, чтобы помочь в путешествиях. Часто на них имеется надпись «Si en San Cristóbal confías, de accidente no morirás» (исп.) (Если веруешь в Святого Христофора, не умрёшь в аварии). [ ]
Кроме того, в католицизме он заботится о следующих вещах: всё, что связано с путешествиями, люди, несущие ношу, против удара молнии, против мора, лучники, автоводители, холостяки, лодочники, переплётчики, эпилептики , наводнения, торговцы фруктами, садовники, сукновалы, ливни и дожди, водители грузовиков, рыночные торговцы, носильщики, сёрфингисты, зубная боль.
Христофор - патрон следующих географических пунктов: Баден , Барга , Брауншвейг , Мекленбург , о. Раб , Рурмонд (Нидерланды), Тозес (район Жироны), Агринион , Вильнюс , Гавана .
В честь Святого Христофора названы несколько населённых пунктов , в основном в испаноязычных странах.
В Испании [ | ]
В июле - августе в Вильнюсе ежегодно проводится международный летний музыкальный фестиваль имени святого Христофора. Начиная с 1997 года за неделю до Рождества в Вильнюсе ежегодно вручается статуэтка святого Христофора - самая почётная награда города наиболее заслуженным частным лицам, учреждениям и предприятиям за благотворительную деятельность, выдающиеся достижения в искусстве, спорте, науке и просвещении, за вклад в развитие туризма и т. п.
Другие святые того же имени [ | ]
Православная церковь вспоминает ещё трёх других святых того же имени .
Среди большого количества святых, почитаемых христианами, есть и мученик Христофор, который на иконах изображен в довольно необычном образе. Этого святого традиционно изображают с головой собаки или лошади, однако, встречается он довольно редко и православным христианам практически не известен.
РОГОЖСКАЯ РИЗНИЦА Святой мученик Христофор.
г. Ветка. Конец XVIII в. Дерево, левкас, темпера. 44,9х37,6 см. На тыльной стороне надпись киноварью: «В домъ Алезандра Дими/трiева Шышкина».
Мученик Христофор представлен псоглавым, по пояс, в повороте влево. На левом плече тонкое красное копье, которое он придерживает левой рукой, правая рука поднята в двуперстии. Человеческие глаза смотрят на зрителя, коричневые волосы длинными локонами ниспадают на плечи. Доспех, застежка плаща и наконечник копья золотые, с черневым рисунком по тому же листовому золоту, которое покрывает также нимб святого, фон и поля иконы. Личное письмо исполнено обычным санкирным приемом: на светло-коричневую подложку кладется более светлое красноватое охрение с последующими высветлениями. В результате передается смуглый цвет кожи. Мастеру удается придать звериной личине благостное умильно-доверчивое выражение. В моделировке тканей ощутима зависимость от стилистики барокко и рококо. На плаще рисунок и притенения складок коричнево-малиновые, завершающие высветления исполнены золотопробельным приемом. В верхней части средника надпись: «С(ВЯ)ТЫЙ МУ(ЧЕНИК) ХРИСТОФОРЪ».
Колорит иконы строится на сочетании малинового тона плаща с голубым тоном рубахи святого и с коричневым тоном личного. Плотное желтое золото служит их объединению и созданию условной глубины. Работа мастера цветом, приемы моделировки формы, а также цвет и ритм полосок, составляющих обрамление средника и всей иконы, характерны для иконописи Ветки конца XVIII в. // В.М. Сорокатый.
Редкий кадр
При входе в Покровский храм имеется еще одна практически неизвестная икона с образом св. Христофора.
Святой мученик Христофор изображён в числе мучеников
Последним веским аргументом к организации исследования оказалось письмо читателя сайта "Старове":
"Вечер добрый! Был сегодня в магазине церковной утвари и икон “Софрино” РПЦ МП. Хотел заказать образ мученика Христофора древнего письма (с пёсьей головой). Мне говорят: “Изображение не каноническое. Запрещено Святейшим Синодом в XVIII веке. Не всё, что есть в интернете, правильно. Истинное изображение – такое…” (и показывают мне на своём компьютере мученика Христофора в образе человека, несущего на плечах Богомладенца). Я отвечаю: “Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды, каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев. Подобное написание Христофора до сих пор используется во многих поместных Православных Церквях”. Мне отвечают: “Это не наше дело. Духовник завода запретил изготавливать. То, что Вы хотите – кощунство. Не знаем, где и как Вы будете такую икону заказывать, кто Вам её будет делать, но истинное изображение только у нас”.
Вот так вот… “Яко не бывшими” стали не клятвы, а постановления Собора 1971 г. и всех последующих Соборов РПЦ. Речь идёт о магазине художественно-производственного предприятия “Софрино” РПЦ МП. В Москве два фирменных магазина: 1) на Кропоткинской (центральный); 2) в Сокольниках (на территории Храма Воскресения Христова), где я и пытался сделать заказ."
Никоново-Петровские “новины” в действии: “исправленный” образ св. мученика Христофора поверх древней фрески в Ярославле
В основу данной заметки легло научное исследование С.К. Черновой – ведущего специалиста Череповецкого музейного объединения.
В Череповце также хранится изображение св. мученика Христофора Псеглавца, датированное 17 веком, однако это не единственное место, где заинтересовались историей необычного образа. Блогер carabaas делится историей появления образа св. мученика Христофора с собачьей головой из коллекции икон Ростовского музея:
В Ростовском музее эта икона эта находится изначально, и попала туда по распоряжению новообрядческого Архиепископа Ионафана (благословением которого был создан сам музей в 1883 г.). Предыстория появления иконы была описана в Епархиальных Ведомостях так:
“При обозрении в августе 1880 г. епархиальных церквей Его Высокопреосвященством в церкви села “Богородского в Осеку” усмотрена была между прочим икона мученика Христофора, в рост человека, с головой животного, а именно песьей. Владыка заметил причту все неприличие в храме таковой иконы и приказал оную вынесть из храма”…
Христофор – святой мученик, почитаемый Православной и Католической церквями, живший, по преданию, в 3 веке н.э. Житие святого Христофора, распространявшееся на Кипре и позднее на Руси, гласит, что святой был очень красив, но, дабы избежать соблазна, упросил Господа обезобразить его внешность. Этой версии придерживаются и современные богословы, а также Рогожские старожилы, подчеркивая изначальную обычность святого и в то же время «примиряясь с внедрившимся в столетия мифологизированным русским обликом святого». (цитата из Энциклопедии «Мифы народов мира». М., 1982. Т. 2, С. 604).
Примеры традиционного изображения св. муч. Христофора
Восточная традиция почитания св. мч. Христофора
Предание восточной традиции гласит (см.: Жития святых, на русском языке. С. 290; Минея – Май. Ч. 1, С. 363), что в годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев, был захвачен во время боя с племенами в восточном Египте. Это был человек огромного роста, киноцефал (т.е. с пёсьей головой), как и все представители его племени.
Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. Император Деций прислал за ним 200 воинов. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел, по молитве его умножились хлеба, подобно умножению хлебов Спасителем в пустыне.
Святой Христофор. Греческая икона. Константинополь
Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом Вавилой. После крещения Репрев получил имя «Христофор». Когда Христофор был приведен к императору, тот призвал двух женщин-блудниц и приказал им склонить святого отречься от Христа, но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами. Деций приговорил Христофора к казни, и после жестоких истязаний мученику остекли голову. (см.: Жития святых, на русском языке. С.290). Одним из чудеммученико было то, что он остался невредимым после того, как император приказал поместить его в раскалённый медный ящик.
Святой Христофор. Греческая икона. 18 век
В Антиохии память мученика начали почитать не сразу после кончины, но некоторое время спустя, так что даже его подлинное имя забылось и было заменено почетным званием Христоносец (Christophoros). Это вполне понятно, так как святой не был членом местной Церкви, но был иноземцем, служившим в специальной когорте римской армии в Сирии. Тем более, что Христофора крестил не антиохийский епископ, а находившийся в изгнании александрийский пресвитер Петр, который после казни выкупил тело святого и переправил на родину.В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе в Гереме, Турция, Х – XI вв.), в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.).
Святой Христофор. Греческая икона
Икона из Егорьевского историко-художественного музея
Святые Христофор и Георгий поражают змей. Терракота. Виника. Македония. 6-7 вв
Святой Христофор и Ярославские чудотворцы. Русская икона. 18 век. ГИМ
Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Современный образ св.Христофора, созданный под влиянием католических легенд
Старообрядческая житийная икона святого Христофора
Святой Христофор с волчьей головой. Лубочная картинка
Поздние варианты написания главы св. мученика Христофора на Руси
Святые Флор, Лавр и Христофор. Пермская икона.1888
Современная икона св. Христофора Псеглавца
В России же почитание Святого Христофора не столь распространенное, и на иконах, продающихся в церковных лавках РПЦ МП можно встретить лишь изображение Святого в человеческом обличье с Божественным Младенцем на плечах. Образ Христофора-Киноцефал в неизменном виде почитается лишь в среде старообрядческой Церкви и остался лишь на тех редких иконах и храмовых росписях, которые не успели «отмодерировать» новообрядцы.
«Святой Христофор», полотно Яна Мандейна, начало 16 века.
Доводилось ли вам, оказавшись в пути в полном одиночестве, вспомнить об одном из друзей, который мог бы появиться, как по мановению волшебной палочки, и помочь, когда вы нуждаетесь в этом больше всего? К примеру, если бы мне хотелось хорошо посмеяться, чтобы успокоить тревожность, связанную с путешествием, я бы пожалел, что рядом нет Джейсона, Боба, Алли или Джозефа; если бы я подхватил желудочный грипп после сомнительного экзотического деликатеса, купленного на уличной ярмарке, Мириам или Майкл точно бы подсказали, что может мне помочь; если бы машина, которую я взял на прокат, сломалась… пожалуй, у меня еще нет друзей, разбирающихся в механике, но основную мысль вы уже уловили.
Сотни и тысячи лет назад, как и сейчас, жизнь многих людей была связана с путешествиями. Однако, когда наши предки сталкивались с препятствием или чрезвычайной ситуацией, они часто просили о помощи у различных богов, мифологических существ и святых. В некоторых религиях, например, в католичестве, до сих пор существуют различные покровители для решения конкретных проблем. Как путешественнику, возможно вам пригодится список божеств, к которым вы можете взывать, чтобы попросить о помощи в пути:
- Абеона , в римской мифологии считалась покровительницей покидающих родной дом. Кроме защиты путников, она также оберегала первые шаги маленьких детей. Ее помощницей выступала Адиона.
- Адиона , помощница и подруга Абеоны; ее называли богиней безопасного возвращения. Вдвоем они хранят странствующих на протяжении всего пути: Абеона во время отъезда, а Адиона – когда они решают отправиться домой.
- Аполлон , один из самых знаменитых небожителей Древней Греции, считался богом множества вещей, но путешественники старались заслужить его милость, так как именно он управлял колесницей солнца, которое освещало их дорогу.
- Греческая богиня Артемида выступала в качестве хозяйки животных, а также считалась богиней охоты, лесов, холмов и луны; путники обращались к ней с просьбами о хорошей погоде. Греки считали ее сестрой-близнецом Аполлона.
- Баал Шамин , в переводе с семитских языков “Бог Небесный”, управлял погодой. Древние жители Ближнего Востока молились, чтобы он наградил их хорошей погодой во время всего путешествия.
- Баршамин в армянской мифологии был богом неба и погоды, вероятно позаимствованный у семитов.
- Геката , богиня перекрестков в Древней Греции, защищала путников от злых сил, которые могли повстречаться им во время пути.
- Гермес был греческим богом границ и переходов, таким образом наши предки обращались к нему с просьбами о помощи в удачном планировании предприятия.
- Досоджин являлись божествами в японской философии и религии синто, которые защищали границы, а также оберегали деревни от болезней и злых духов.
- Ксаман Эк , считался покровителем путешественников, в особенности торговцев, у древних майя.
- Кшитигарбха или Дзидзо, в буддийских и японских религиях считался бодхисаттвой (существом, посвящающим свою жизнь помощи другим), оберегал женщин, детей и путешественников.
- Лам Лха была богиней путников в Тибете.
- Луна – возницы в Древнем Риме часто обращались за покровительством к этой богине, которая являлась их заступницей.
- Мейли , возник в скандинавском язычестве и считался богом путешествий. Чаще всего его изображали одетым в дорожный плащ и опирающимся на посох, как и его отца Одина.
- Меркурий был еще одним римским богом, который помогал путешественникам и, возможно, его признавали главенствующим божеством в этой отрасли. Как и у древнегреческого бога Гермеса, отличительной чертой Меркурия были крылатые сандали.
- К Нептуну , древнеримскому богу моря, обращались мореплаватели во время путешествий на судне.
- Портун , в мифологии древнего Рима являлся богом дверей и ключей. Позже начал считаться защитником морей и портов, с чем и связано его имя. По этой причине у него, как и у Нептуна, просили о покровительстве перед отплытием.
- Рианнон была богиней лошадей в валлийской мифологии, у которой искали покровительства кельтские наездники.
- Св. Христофор , в христианстве признавался покровителем путников, в особенности тех, кто находился в длинном путешествии.
- Тир , в армянской мифологии объединял в себе бога мудрости, культуры, науки и знаний, также считался толкователем снов. Как и древнегреческий бог Аполлон, кроме всего прочего защищал путников во время их странствий.
- Фортуна , в римской мифологии являлась богиней удачи и счастливого случая, но кроме этого выполняла схожие с Адионой функции и была еще одной богиней, к которой обращались во время возвращения домой.
- Хасамелис был покровителем путешественников в Месопотамии; некоторые говорят, что он предлагал путешественникам плащ невидимости, как надежную защиту во время экспедиций.
- С Хиной , богиней, происходящей из полинезийской мифологии, связано множество легенд и мифов. Один из них гласит, что она является защитницей странников, и любой может попросить ее помощи и покровительства, имея при себе любую монету.
- Хонсу , египетский бог луны, не только помогал древним египтянам во время их путешествий, но даже само его имя в переводе означает «путешественник».
- Шимата-но-ками , в синто были также известны как «боги бесчисленных дорог». На самом деле, Шимата-но-ками объединяет в себя двух божеств: Яшимата-химэ и ее супруга, Яшимата-хико . Путники ходатайствовали об их защите перед привидениями, домами, населенными призраками, демонами и прочими духами.
- Янус был древнеримским богом, изображался с двумя лицами, одно из которых смотрело в прошлое, а второе – в будущее. Будучи богом входов и выходов, а также новых начинаний, Янус считался покровителем тех, кто планировал новое путешествие. Кроме этого, в его честь назван месяц январь.
Святых в православии немало. Многие из них покровительствуют морякам, военным, летчикам, ученым, студентам и школьникам, земледельцам, врачам, государственным деятелям, предпринимателям и людям других профессий. Не знаете, какую икону подарить родным и близким? Мечтаете, чтобы Святой защищал, оберегал и помогал в той или иной сфере деятельности? Читайте нашу статью и выбирайте наиболее подходящий образ!
Иконопись в христианстве имеет очень широкий масштаб, разнообразие образов поражает своим величием, а домашние иконостасы богаты множеством икон - именных, венчальных, свадебных и даже связанных с профессией, образом жизни и сферой деятельности человека.
Как правило, верующие люди стремятся собрать в своем доме все благоприятствующие им образы, а поскольку профессиональная деятельность занимает важную часть в нашей жизни, иконы, связанные с той или иной сферой, становятся не менее важными, а может даже обязательными для приобретения и хранения в домашнем молитвенном уголке .
В этой статье мы рассмотрим значения икон, узнаем имена Святых, способных помочь в достижении успехов и направить на верный путь в различных сферах деятельности.
Иконы, помогающие морякам и путешественникам:
Любителям дальних странствий и бескрайних морских просторов помогают апостол Андрей Первозванный и Николай Чудотворец. Андрей Первозванный - первый призванный апостол Иисуса Христа. Покровителем мореходов он стал, благодаря «Золотой легенде». Она гласит, что он воскресил 40 затонувших во время шторма человек, державших путь к нему ради учения вере. Кроме того, в легенде описан и другой случай, когда Апостол молитвой успокоил бушующее море.
Николай Чудотворец также не один раз спасал затонувших моряков, поэтому к нему часто обращаются представители этой профессии с просьбой избежать потопления или кораблекрушения во время путешествия. Вообще образ Святого Николая считается одним из самых значимых в православии, одно время его даже ставили третьим по значимости после Иисуса и Богородицы. А в Америке он и вовсе является прообразом Санта Клауса, творящего чудеса.
Кроме того к Николаю обращаются одинокие девушки при поиске суженого, молодые мамы - для защиты детей, невинно осужденные - за восстановлением справедливости.
Новобранцам рекомендуют дарить икону Князя Олега Брянского . В юности этот Святой часто ходил в военные походы, но впоследствии оставил военное дело. Утверждают, что икона помогает как новоиспеченным солдатам, так и профессиональным военным.
В дореволюционной России военнослужащие признавали своим покровителем архангела Михаила.
Главным же покровителем сухопутных войск и военнослужащих на сегодняшний день остается Георгий Победоносец. Этот Святой еще при жизни прославился как талантливый военный, не раз проявлявший отвагу и удивлявший своими ратными подвигами.
Иконы для работников органов власти:
Икона Георгия Победоносца считается покровительницей не только военных, но и депутатов, а также других работников органов власти. Мощам этого Великомученика поклоняются с просьбой защитить от сглаза, порчи и вражеских козней. Связано это с тем, что Святой Георгий, являясь смелым воином, самоотверженно защищал народ от несправедливых решений властвующих господ.
Образы, помогающие студентам, школьникам и преподавателям:
Кроме вышеперечисленных святых, стоит отметить, что студентам и школьникам помогает Сергий Радонежский . Известно, что в детстве этот Святой не мог овладеть грамотой. Но однажды свершилось чудо, к мальчику явился Ангел в образе старца и в тот же день мальчик смог прочесть строки из Евангелие. А в дальнейшем ему легко давались и многие другие науки.
С подобными сложностями сталкивался и маленький Иоанн Кронштадтский , которому молитвы Господу помогли освоить грамоту и окончить семинарию. К этому Святому также можно обращаться о помощи в учебе.
Еще одна Святая, откликающаяся на подобные молитвы - это Матрона Московская . Утверждается, что она не раз помогала людям, испытывающим сложности в образовании или науке.
Также об успехах в учебе и помощи на экзаменах молятся перед образами Богородицы (есть иконы, которые так и называются «Воспитание», «Ключ разумения» и «Прибавление ума»).
И наконец, всем известно, что покровительницей студентов является Святая Татьяна . Храм Московского университета, являвшегося образцовым учебным заведением, был освящён в честь этой мученицы в день её памяти, и с тех пор Святая Татьяна стала покровительницей студенчества.
При этом преподавателям покровительствуют Святые Кирилл и Мефодий. А научным работникам - Ярослав Мудрый.
Конечно, это далеко еще не все защитники и помощники. В каждой сфере деятельности есть свой покровитель. Например, дипломатам и почтовым работникам помогает архангел Гавриил, писателям и журналистам - Иоанн Богослов, художникам и иконописцам - Святой Лука, певцам и вокалистам - Святой Роман, а врачам - Пантелеймон Целитель. Каждая из этих икон достойна занять своё место в домашнем «красном углу» верующего человека На нашем сайте вы можете купить иконы из дерева в подарок , либо для себя, а также заказать их изготовление по индивидуальному заказу.
Он был совсем-совсем сумасшедший, этот парень из коммуналки. Разговаривал сам с собой на разные голоса, ночью вскакивал мыть полы, громко двигая мебель. Но самое ужасное, что с внутренним голосом он спорил на тему, опасны мы, его гости, или нет.
Мы попали к нему совершенно случайно - искали, где переночевать, и одна герла, знакомая еще по Арбату (и чего их, в смысле тогда еще нас, тянуло в Питер зимой?), посоветовала вписаться к нему.
«Он добрый очень, – объяснила она, – только покушать привезите. Бедно у него».
Мы купили килограмм пшена и две банки тушенки. На большее денег не хватило.
Лысый, с очень красивым черепом, невысокий, крепкий, он работал натурщиком и жил в огромной комнате в жуткой коммуналке. В одной из комнат было разбитое окно, поэтому холод стоял страшный, хотя все двери в квартире были закрыты и даже заперты. На веселый флэт из прошлой ночи, где мы до пяти утра орали под гитару, стучали в тамтамы, травили байки и пили дешевый портвейн - не ради пьянства, а в качестве антуража, из бутылки, чтобы не испугаться (из прозрачных стаканов потреблять пойло неопределенно-ржавого цвета было невозможно), – это старое здание, давящее, высасывающее жизнь, ассоциировавшееся с , было совершенно не похоже.
Девушка представила нас хозяину, перекинулась с ним парой слов и умчалась по делам. А он покормил нас, выделил свою кровать, постелил себе на раскладном кресле… и начал бредить. И мне стало страшно.
Спутнице же моей страшно не было, и она быстро заснула. Я заснуть не могла. Я слушала этот кошмар («Ты как думаешь, им доверять можно? – Сомневаюсь. – Да ладно, тушенки принесли… – Ну и что, что тушенки. Сходи поработай, все поймешь. – Да, пожалуй полы надо помыть»), и ужас меня охватывал все более и более тяжелый и липкий, как будто проваливаешься в бочку с мазутом. А если он сейчас помоет полы, возьмет топор (Питер же) и нас зарубит?
Он мыл пол, возвращался, ложился и бредил все страшнее. И тогда я начала молиться. Молилась я, зажмурившись, спрятав голову под одеяло, молилась , потому что утром мы собирались в Никольский морской собор, молилась изо всех сил. Я тогда ничего не понимала в молитве. У меня были бубенчики на шапке, цветастые юбки, фенечки на руках, битлы в плеере и ветер в голове. Но я хотела выйти живой из этой чудовищной квартиры, от этого ненормального хозяина, который, по словам знакомой нашей, такой хороший человек, но…
Что «но» – я не знала. Я была знакома с людьми, допившимися или докурившимися до галлюцинаций и бреда, но наш хозяин явно не курил и не пил. Что делать с человеком, отравившимся алкоголем, я знала - дать еще рюмку ледяной водки и загнать спать. Что делать с человеком, отравившимся канабисом, я тоже знала - дать много крепкого сладкого чая, посидеть рядом, пока отпускает, и тоже загнать спать. Но что делать с сумасшедшим? Настоящим, тяжелым сумасшедшим, место которого - в психиатрической больнице?
Неформальная среда конца 90-х располагала к культивированию в себе странностей. Мальчики и девочки (ладно мальчики и девочки - люди в возрасте вплоть до сорока и даже выше) очень любили говорить друг другу с загадкой на лице: «А мне психиатр прописал… а мне только психотерапию… А я пошла к ». Но то, что я наблюдала в ту ночь, не выглядело веселой странностью. Это выглядело безумием. Именно такие спят в гробах и ходят без одежды. И я, которая за сутки до этого скептически несла высокопарную чушь: “Ну, в принципе, я православная - вон и крестик ношу. Но очень близка к буддизму. Все-таки христианский антропоморфизм и антропоцентризм - так скучно! Полагаю, Иисуса неверно поняли, они с Буддой бы отлично договорились”, – стала молиться святителю Николаю, и это было так антропоморфно и антропоцентрично, и про несчастного Будду я не вспоминала. Я представляла себе бело-голубую красоту Никольского собора и шептала: «Пожалуйста! Ну пожалуйста! У тебя там так хорошо! Помоги!»
И, знаете, помог. Вдруг хозяин оборвал своего внутреннего собеседника на полуслове: «Спать пора», – и заснул. А я почувствовала, что дрожу под одеялом уже не от страха, а от холода. И, утешенная этим, тоже заснула.
Проснулась как по будильнику в пол-седьмого утра. Толкнула свою попутчицу: «Побежали на службу!». Попутчица спала крепко и психов не боялась, поэтому ей я подробностей минувшей ночи рассказывать не стала, – и мы умылись, оставили на столе хозяина записку с благодарностью и, отперев дверь висящим на гвозде ключом, убежали в Никольский собор, благо недалеко.
Храм появлялся миражом в морозной пустыне, но не исчезал, а, напротив, с каждым нашим шагом уплотнялся, разгонял страхи и, казалось, сам святитель Николай прямо вот сейчас, выстраивал его во славу Бога, отвечая на мою наивную молитву.
Хода службы мы не знали, постояли в звенящем хором и вкусно пахнущем свечами покое храма меньше часа и пошли гулять по заиндевевшему городу, мурлыча себе под нос бесконечного : «Если бы я умел это, я бы нарисовал тебя, где зеленые деревья и золото на голубом».
В то далекое время православная молодежь не была особенно сознательной, и встретить воцерковленных юношей и девушек можно было в самых разных местах. Вечером мы сидели в маленьком клубе и радовались бессмертным «митькам» на маленькой сцене, когда к нам подошли двое молодых людей с вопросом:
– Девушки, можно к вам подсесть?
– Да вы не волнуйтесь, мы семинаристы.
«Врут, наверное», – подумала я. Но подсесть разрешили. Потом выяснилось, что музыкальные вкусы у нас примерно одинаковые, что мы, вроде как, тоже православные и что ну их этих митьков, пойдем лучше в гости к хорошему человеку, песни петь.
В гостях стало ясно, что, действительно, семинаристы. Хозяин был реставратором икон, тоже жил в коммуналке, но его комната была светлая, уютная, круглая, и всюду лежали, стояли и висели иконы. А огромный стол занимала старая, века XVIII, икона, над которой хозяин много лет с особенной любовью (чувствовалось) работал - конечно же, святителя Николая. И я мысленно поблагодарила святого за помощь.
…Мы грелись с мороза глинтвейном, хозяин показывал фотографии с где жил несколько месяцев и куда мечтал вернуться насовсем, на фотографиях был кто-то из известных старцев, но я по тогдашней невоцерковленности не запомнила, кто. Потом пели под гитару, потом заглянула соседка из соседней комнаты, из той же неформальной тусовки, присоединилась к пению и глинтвейну, а потом мы глянули на часы и помчались на вокзал. Ребята нас проводили, мы обменялись телефонами, но созвониться удалось только единожды. Потом, уже после своего реального воцерковления (в воображении я уже и тогда, с Буддой, считала себя воцерковленной) через общих знакомых узнала, что один из ребят - диакон, второй - музыкант… что с остальными участниками событий (кроме моей попутчицы) - не знаю.
Надеюсь, тот реставратор закончил работу над иконой и смог поехать на Афон.
Что же касается меня, то я, очевидно, получила духовную пользу - на собственном опыте убедилась, что святитель Николай - друг и покровитель путешествующих.
Ну и Никольский собор в Санкт-Петербурге - одно из любимейших мест.