Сербская Слава — отличительная черта сербского православия. Вековые сербские традиции: православная Крестная слава

Эта статья была опубликована на сайте Serbia.com. Ориентирована она на иностранцев, и многое в этом материале является некоторым преувеличением, но, по сути, все верно. Слава - это действительно значимый праздник для любого серба.

Большинство сербов являются православными христианами, и Православие многие славянские народы приняли практически сразу после переселения на (католицизм был принят некоторыми славянскими народами позже, прим. сайт).

Существует Сербская Православная церковь (самостоятельная Церковь среди остальных поместных, прим. сайт). У каждой поместной Церкви есть свои особенности. Такой особенностью Сербской Православной Церкви является Слава.

Сербская Слава связана с теми временами, когда культ предков был очень силен. Для славян семья и традиции были одними из самых ценных вещей на земле, и эти институты сильны для сербов до сегодняшнего дня. Чтобы как-то подчеркнуть эти особенности и вплести их в Христианство, сербский архиепископ Св. Савва канонизировал их и сформировал уникальное сербское культурное наследие. Итак, что же такое сербская Слава?

Если вы посетите сербский дом, вы обнаружите там икону какого-либо православного Святого. Это будет икона святого хранителя семьи хозяина дома. Более того, по имени этого святого можно понять, как звали предка хозяина, крещенного Святым Саввой. Т.е. этот Святой, в честь которого назвали первого православного предка хозяина при Крещении. Слава передается по мужской линии. Т.е. сын будет праздновать ту же Славу, что праздновал и его отец, и дед. Жена будет праздновать ту же Славу, что и муж. Слава - это действительно святой день для каждого серба. Его значимость стоит рядом с Пасхой и Рождеством. В этот день сербы полностью посвящены своей семье и самым дорогим людям.

Существует достаточно большой спектр способов отпраздновать Славу. Зависит это, как правило, от региона, но некоторые вещи остаются неизменными для любого сербского дома. Так, на Славу всегда готовится славский колач - специальный хлеб, который выпекается на ночь перед Славой. Славское жито - пшеница, которая символизирует Воскресение Христа и предков. Славская свеча, которая горит весь день празднования Славы.

Слава - это день полный всяких цереоний, и каждый именинник (назовем так человека, празднующего Славу) все организует так, чтобы наилучшим образом отпраздновать день своего Святого хранителя, собрав вместе семью и близких друзей за одним столом. День Славы обычно начинается очень рано, когда вся семья идет на Святую Литургию в Храм, освящая славский колач и славское жито. В зависимости о того, на какой день попадает Слава (постный или не постный), существует постная и непостная Слава («Posna Slava» и «Mrsna Slava»). В постную Славу готовится много рыбных блюд, в то время, как в мясную Славу готовится множество блюд из мяса. И там, и там все вкусно. Разница только в наборе блюд.

Сотни Святых поминаются в . Самые известные и почитаемые из них: Св. Николай (19 декабря), Святой Георгий (6 мая), Святой Иоанн Креститель (20 января), Святой Архангел Михаил (21 ноября), Святой Савва Сербский (27 января), Святой Димитрий (8 ноября).

Сербы говорят, что на Славу приглашают только один единственный раз. Далее, вы считаетесь уже автоматически приглашенным. Вам могут позвонить по телефону, в основном для того, чтобы просто уточнить время празднования. Если вас пригласили на Славу, это означает, что вы дороги для именинника. Ну, а теперь о некоторых обычая при праздновании Славы.

Обычно, на Славу принято дарить хозяину бутылку красного вина, символизирующую кровь Иисуса Христа, а хозяйке букет цветов. Не обязательно, но все же приятно для хозяев, если вы подарите детям какие-нибудь сладости.

„SREĆNA SLAVA, DOMAĆINE!“

Читается, как «Сречна Слава, домачине!» («Со Славой, хозяин!»). Это первое, что нужно сказать имениннику. Поздравить необходимо не только именинника, но и всех родственников. А если вы приглашены на Славу впервые, то позвольте имениннику представить вас родственникам и друзьям. Также помните, что у сербов, как и у русских, есть традиция при встрече целоваться трижды.

На этом ритуальная часть не заканчивается. Хозяин, а чаще хозяйка положит вам в чашу зерна, окропленные вином. Здесь надо осенить себя крестным знамением, поздравить еще раз с праздником хозяев, взять ложку и попробовать зерна. После этого можно выпить глоток вина. С этого момента можно почувствовать себя своим и расслабиться.

Имейте ввиду, что существует порядок «посадки» за стол. Обычно, самые дорогие гости сидят рядом с хозяином, остальные рассаживаются «по иерархии». Самые «престижные» места в большинстве случаев принадлежат родителям. Самое лучшее - «при рассадке» позволить хозяину самому указать вам место за столом. Также помните, что во многих семьях сохранилась традиция благословления стола хозяином. В этом случае читается краткая молитва.

Обычно застолье начинается со всяких закусок - вяленого мяса, сыра, салатов, пирогов, айвара, каймака и других. Затем следуют основные блюда или суп. В зимнее время и «постная» и «мясная» начинаются с сармы - капустных листьев, фаршированных мясом или рисом. В летнее время подается «сармица од зеля» - все то же самое, только вместо капустных листьев используются листья ревеня. После идет десерт. Это самое лучшее время для комплиментов хозяйке, хотя комплименты хозяйке, связанные с кулинарией, вполне можно говорить в любое время застолья. Также, за все время застолья хозяева непрерывно следят за тем, чтобы ваш бокал (или рюмка) всегда были полными. Отказывать хозяину в предложении с ним выпить - неприлично!

Что касается пития, то сербы любят говорить тосты (все как у нас). Так, первый бокал (или рюмка, если пьется ракия) обычно выпивается под тост «SREĆNA SLAVA, DOMAĆINE!». Если вы творческая натура, то этот тост можно разбавить чем-то вроде следующего:

  1. Пожелать хозяевам праздновать Славу еще долгие годы.
  2. Пожелать хозяевам, чтобы побольше потомков праздновали ту же Славу, что и хозяин (скрытое пожелание большого потомства).
  3. Пожелать хозяину, чтобы его небесный покровитель хранил его.
  4. Пожелать, чтобы хозяин праздновал Славу еще долгие годы.

Как уже говорилось, сербская Слава - это тот день, когда собирается семья и ближайшее окружение. Именно поэтому Слава считается одним из самых веселых праздников в мире. Не стесняйтесь, смейтесь со всеми, присоединяйтесь к различным конкурсам и веселым обсуждениям. Не редкость, когда кто-то начинает петь. Не бойтесь «растопить лед»!

Теперь вы полностью подготовлены и уж точно не почувствуете себя «не в своей тарелке», если кто-то пригласит вас отпраздновать такой дорогой для любого серба праздник - сербскую Славу!

Источник - Serbia.com

Когда Вы бываете в Сербии или Черногории, где проживает много сербов, часто слышите слово Слава.
Речь идет о сербском празднике Крестная Слава.
Этого обычая нет у других народов. И в то же время, в этом сербском празднике есть элементы верований и религиозности, присущих другим православным славянским народам. Несомненно, всех нас объединяет духовное родство.

«Что такое Крестная Слава?

Это сербский обычай, в котором отражены верования и духовные традиции народа.
У каждой семьи есть свой Святой Покровитель и Заступник. Христианские святые – это не вымышленные боги, а реальные личности, которые жили на земле богоугодной жизнью и прославились после своей земной кончины, вошедши в Рай. Они молятся о нас, земных людях. перед Богом, и Бог из любви к ним, прославивших имя Его, слышит и исполняет их святые молитвы о людях.
Православные сербы почитают своих Святых Покровителей.
В день Славы сербский дом весь светится радостью. На столе горит восковая свеча, приготовлен каравай белого хлеба, освященное зерно и вино. Свеча – это свет истины, которой Христос просиял миру. Хлеб, зерно и вино – духовная пища и радость, все от Христа и через Христа. Все домочадцы в этот день нарядно одеты и готовятся к встрече гостей.
Можно сказать, что благодаря этому обычаю в Сербии никогда никто не голодал. Угощение и милостыня – это составная часть Славы. Есть своя Слава у каждой семьи. Славу празднуют села и города, церкви и школы, армия, больницы, благотворительные общества.
С давних времен сербы почитают того святого, в день памяти которого они принимают крещение.
Эта традиция не прерывалась ни во времена турецкого ига, ни во время многочисленных войн и бедствий, и лишь при коммунистической власти во многих сербских домах праздновать Славу перестали.
Слава Богу, сейчас многие стремятся вернуться к своим корням, вновь прославляют своих святых покровителей, молятся о благословении дома.

Славский колач


Ингредиенты:

Это необходимо для теста:

  • 2 яичных белка
  • 2 стакана масла
  • 2 чайные ложки соли
  • 1/2 ч.л. сахара
  • дрожжи
  • муки (около 1 кг)
  • 400 мл молока
Для Фигурки:
  • 50 г муки
  • кукурузный крахмал 50 г
Замесить тесто для фигурки, чтобы быть немного жестко. Делать фигурки и оставить для просушки.

Замесить тесто для пирога и оставить в теплое место на 40 мин, пока тесто не увеличится в 2 раза.

Месить еще раз, сделать торт и поставить в формы для выпечки.

Пусть увеличится.

Щетка с яичным желтком, поместите фигурки и выпекать в предварительно разогретой духовке. Было бы желательно разместить пергаментную бумагу на вершине хлеб, когда на полпути сделали, таким образом она будет более равномерно выпекать без сжигания сверху.

Святой, которого мы чтим, является нашим заступником и молитвенником перед Богом. Он хранит нас и своим невидимым присутствием помогает нам в жизненных тяготах. Он является нашим учителем, который призывает нас идти по пути духовности, по пути, которым он прошел по земле, угождая своими трудами Богу.

Сербы хранят эту традицию, как предписывает святая Церковь и как делали их предки.

Когда сын женится и начинает жить своим домом, в первый год он продолжает традицию Славы отцовского дома. Сын приходит в дом отца для празднования дня Славы. Отец делит праздничный хлеб, Славский колач, и отдает четвертину сыну. Сын приносит четвертину праздничного хлеба своей семье. На другой год в доме сына празднуется свой день, своя Крестная Слава.

Накануне Славы приглашают священника, чтобы он освятил воду и благословил дом.
К его приходу готовят сосуд для воды, букет базилика, свечу, ладан, раскаляют уголь в кадильнице, ставят праздничную Славскую икону.
При освящении воды священник читает молитвы о здравии всех членов семьи и о упокоении родственников, которых уже нет в живых. После освящения все пьют святую воду, а затем на святой воде замешивают тесто для праздничного хлеба и варят пшеничное зерно.

В день Славы в гости приглашают друзей и родных.
Если день Славы совпадает с днями Поста, то к столу подают только постные блюда.
Этот праздник посвящается Святому Покровителю семьи
.
Слава – это, прежде всего, духовное событие.
Важнейшим элементом обряда является молитва священника и разрезание праздничного хлеба.

Пшено к "Крестной славе" (жито, колево)


Ингредиенты
  • 0,5 кг пшена
  • 1,5 л воды
  • 250 г грецких орехов
  • 300 г сахарной пудры
  • мускатный орех по вкусу

Пшено перебрать и очень тщательно промыть (промывать до тех пор, пока вода не станет совершенно прозрачной). Затем засыпать пшено в кипящую подсоленную воду и сварить до полной готовности. Дать остыть и пропустить через мясорубку или измельчить в кухонном процессоре. Орехи растолочь в ступке. Смешать сахарную пудру, пшено и 2/3 орехов, тщательно размешать.

Ни в коем случае не стоит использовать для этого блюда пшено быстрого приготовления. Берите только настоящее пшено, которое долго варится, только тщательно промойте его.
Массу выложить на блюдо и посыпать оставшимися орехами.

Накануне дня Славы пекут праздничный хлеб. Тесто замешивают из хорошо просеянной пшеничной муки, добавляют воду, соль и немного дрожжей.
Хлеб выпекается с украшением - Крест и буквы: ИСХС НИКА, что означает Иисус Христос Победитель. Славский хлеб символизирует хлеб насущный от Господа данный.
Славский хлеб – символ прославления Господа Ииуса Христа, ибо он есть Хлеб нашей жизни.
К дню Славы готовится красное вино, две славские свечи, и славская кутья из пшеницы с добавлением орехов и сушеного винограда.
Кутью подают к столу во Славу Святых.

В день Славы утром вся семья идет в церковь на литургию. Славский хлеб, кутью, вино и свечу берут с собой на службу. В этот день все члены семьи причащаются святых Христовых Таин, подготовившись заранее к Причастию.
По окончании Литургии священник разрезает Хлеб и окропляет его вином. Затем все вместе берут Хлеб и поют церковные песнопения. В завершении священник преломляет Хлеб вместе с хозяином дома со словами: Христос с нами! Хозяин отвечает, повторяя трижды: И ныне и вовеки!

В доме, перекрестив и приложив к устам свечу, зажигают ее, и она горит весь день, символизируя Свет Учения Христа.
Когда в дом приходят гости на праздничный обед или ужин, они поздравляют хозяев с их праздником и принимают участие в праздничной трапезе.

Подробнее:
Праздник имеет долгие традиции: день почитания – это всегда особая дата, которая свидетельствует о произошедшем когда-то радостном событии, или об избавлении от несчастья. Святому, который значился на этот день в Святцах, и посвящается „слава” в знак благодарности.
Празднование „славы” в ее первоначальном облике было в обычае и у других православных народов. Но у этих народов с течением времени прославление крестного имени было заменено празднованием дня рождения отдельных членов семьи, или дня тех святых, чьи имена они носят. От „славы” происходит празднование дня рождения и именин.
Из поколения в поколение дата праздника не меняется: это большая редкость, если кто-то меняет день своей „Крестной славы“. Когда-то праздновали три дня, теперь – только один. Почти в каждом доме есть икона своего святого, как и светильник, который всегда горит перед иконой. С утра того дня, когда начинается „слава” и до самого вечера горит свеча, как обязательный символ праздника.

На „славу” приглашают только один раз. Для каждой следующей вам не нужно приглашение, так как вас уже ждут. Есть семьи, у которых „слава” выпадает на один и тот же день, поэтому они не могут прийти друг к другу на праздник; тогда, по обычаю, она переносится на следующий день.
Существуют скоромные и постные „славы“. Постные происходят по пятницам и средам, а в остальные дни – скоромные, кроме Николина дня, или дня Святого Николая, который всегда бывает постным, так как приходится на великий рождественский пост. Разница между постными и скоромными „славами“ – в приготовлении блюд. Конечно, и на той и на другой „славе“ к трапезе подают разные блюда, и в том числе деликатесы.
На трапезе по случаю постной „славы“ можно попробовать разные блюда из рыбы и морские деликатесы, как и традиционные оладьи. На скоромных „славах“ обычно едят жаркое, то есть мясо поросенка или ягненка. Конечно, трапезу на скоромных „славах“ невозможно себе представить без популярного пршута и различных сыров, как и без сладостей. Хозяйки готовят все это заранее, за три или четыре дня.
К „славе” нужно освятить воду в своем доме и приготовить „славский пирог” из пшеничной муки, „славскую” свечу, жито (колево) и красное вино. „Славский пирог” симвлизирует жертву Иисуса Христа. Вино, которым поливают пирог, символически представляет Его кровь. Колево готовится, как жертва в знак благодарности Богу за данные плоды земные, в память святого, которого мы славим, и в память о предках, которые отдали свои жизни за веру.
В праздник, пирог с молитвой разрезают снизу накрест и поливают вином. Если в доме священник, то он делает это вместе с хозяином, а если нет священника, то хозяин обычно делает это вместе с кумом. Принято ходить в церковь, чтобы освятить пирог и колево, и обычно за пару дней до „славы“ священник приходит в дом хозяина, чтобы его освятить.
Сначала гости угощаются пшеницей: этот ритуал неизменен. Хозяина и хозяйку поздравляют словами Cчастливой „славы“, или „Пусть вам „слава“ принесет здоровье“. Гости приносят хозяину напитки, а хозяйке – кофе и кекс. Обед в честь“славы“ начинается в полдень, и хозяин произносит тост.
„Крестная слава“ для верующих величайшая святыня, и клятва „Крестной славой“ считается нерушимой. Кроме „Крестной славы“ какого-то дома или семьи отмечают еще и „послужбицы“ или „приславицы“. Это еще один день в году, связанный с именем какого-то святого. Между тем, этот день не празднуется так, как „Крестная слава“, но отмечается торжественным обедом в кругу семьи.“

В бытность мою студентом Московской духовной академии мне удалось познакомиться с красивой традицией Сербской Православной Церкви. Произошло это, в общем-то, случайно. Помню, как шёл по коридору студенческого общежития и услышал весёлое пение на сербском языке. Оно, это пение, раздавалось из комнаты, в которой, как я знал, жили студенты из Сербии.

Признаюсь – было очень интересно узнать, что же там происходит. Но заглядывать в комнату я постеснялся. Так и прошёл бы я мимо. Но дверь комнаты вдруг отворилась и я увидел своего знакомого – студента из Сербии. Заметив меня, он тут же пригласил меня войти.

Моему взгляду предстал праздничный стол, на котором лежал большой, красивый каравай, а рядом с ним стояла горящая свеча. Во главе стола сидел сербский священник – тоже студент Академии. Рядом с ним находились другие сербские студенты, которые поздравляли священника с какой-то «славой».

Признаться честно, первой моей мыслью было, что этот священник чем-то прославился, совершил какой-то значимый для Сербской Церкви поступок. Как ещё мог я понять это поздравление со «славой»? Вскоре стало понятно – я ошибался, но ошибался, так сказать, приятно. Сам того не ожидая, я стал участником уникального сербского обычая, аналогов которому в других Православных Церквах просто нет, – празднования «славы».

За столом мне тут же объяснили его смысл. Все православные христиане с радостью празднуют день ангела, то есть торжественно отмечают день памяти святого, имя которого они носят. Но только в Сербской Церкви наряду с личными именинами, есть именины семейные, родовые. Они и называются «крестной славой» или просто «славой».

У сербов история празднования славы уходит в глубину веков. Когда-то сербские семьи считали своими покровителями языческих богов. После того, как Сербия приняла христианство, их место заняли церковные святые.

Мои друзья посетовали, что здесь в России они не могут в полной мере показать мне торжественность славы. Тем не менее, главные особенности празднования, я все же увидел. Например, тот каравай, который я сразу приметил, оказался славским калачом – особым сладким хлебом, который печётся именно к празднованию славы.

В определенный момент священник, сидевший во главе стола, поднялся со своего места, благословил этот самый славский калач и вино, стоявшее рядом.
Надрезав калач, священник полил его вином. Затем к калачу протянули руки все присутствующие – его начали вращать и петь особые молитвы. Затем священник стал разламывать калач на части – каждому из присутствующих он вручал кусок калача с такими словами: «Христос посреди нас» . Ответом ему было: «И есть и будет» .

Вообще-то, эти слова произносятся на главной православной службе – Литургии. На «славе» же их говорят, чтобы подчеркнуть – «слава» не просто застолье, это религиозный, церковный праздник.

Во время застолья я узнал, что в Сербии традиция праздновать славу давно перешагнула семейные границы. Сегодня сербы празднуют славу монастырей, городов и даже профессий. Есть и общий для всего сербского народа праздник славы – «Видовдан» или день святого Вита. Его отмечают 28 июня. В этот день почти семь веков назад состоялась знаменитая битва на Косовом поле, в ходе которой сербы героически сражались с турками. С тех пор «Видовдан» – особый день для каждого серба.

«Славу» в Сербии отмечают храмы и монастыри, а еще учреждения и профессии. Например, врачи и больницы славят святых врачей Косьму и Дамиана, а школы и университеты – святого Савву, просветителя Сербии.

Есть у сербов еще один светлый обычай, связанный со славой. В сербских семьях в день празднования славы в доме с радостью встречают каждого гостя – знакомого и незнакомого. Вот и я был принят на славский пир согласно этой древней сербской традиции…

"престольный праздник", который называется Крестная слава. Дело в том, что некогда крещение здесь принимали целыми семьями — часто в значимый церковный праздник. До сих пор в день Крестной славы семьи и их друзья собираются за большим столом, чтобы после литургии и причастия вместе преломить Славский колач.

— Какую Славу славишь? — спрашивает меня Саша Михайлович из села Велика Хоча, сербского анклава в крае Косово и Метохия. Вместе с женой Снежаной они занимаются виноделием и сдают комнаты в своем доме приезжим вроде меня.

"Какую Славу славишь?" — для серба это один из тех вопросов, которые сами собой возникают при знакомстве, наряду с "как тебя зовут?" или "где ты живешь?". Ведь люди, славящие одну Славу, вполне вероятно, могут оказаться родственниками.

Крестная Слава — праздник, который можно назвать именинами рода. Во времена, когда Сербия принимала святое крещение, крестились обычно целыми семьями, родами. Крещение, как правило, приурочивали к крупным православным праздникам, дням памяти святых, становившихся тем самым небесными покровителями рода. А память их отныне праздновали как общие именины, "престольный праздник" своей "малой церкви" — Крестную Славу.

Обычные именины — Имендан — отмечают тоже, но он есть не у всех — в Сербской Церкви крестят с любыми именами, в том числе и так называемыми народными — славянскими. Оттого-то так много там имен, берущих начало в седой языческой древности — от откровенно обережных типа Ненада или Страхини до "звериных" вроде Вука (волка) и производных от него Вуканы или Вукашина. Впрочем, сербы верят, что после такого количества войн, 500-летнего турецкого ига и всех катастроф XX века все имена у них святые — на каждое найдется хотя бы по одному безвестному мученику или воину, положившему свою жизнь за Христа.

Канон Крестной Славы существует только в Сербской Православной Церкви и был установлен в XIII веке святым равноапостольным Саввой Сербским. Согласно ему, перед празднованием прежде всего следует получить Божие благословение — накануне Славы семья приглашает к себе священника, чтобы он освятил Славскую воду и благословил дом. При освящении воды священник читает молитвы о здравии всех членов семьи и о упокоении родственников, которых уже нет в живых, кропит дом пучком базилика. Все пьют святую воду, и на ней же потом замешивают тесто для ритуального Славского колача — особого пшеничного хлеба, без которого невозможно представить себе Крестную Славу. В освященной воде варят и зерно для Славского жита — праздничной кутьи из пшеницы с сахаром или медом, орехами и изюмом.

Жито, с которого начинается праздничный обед, символизирует плоды земные, которые человек получает от Бога и которые приносит в жертву в память святого покровителя и своих предков. Славский хлеб символически представляет собой хлеб насущный, а красное вино, которое тоже обязательно присутствует на столе, — Кровь Иисуса Христа, пролитую за людей. Хотя, конечно же, ни колач, ни вино не заменяют собой причастия — по церковной традиции, в день Славы члены семьи должны быть в храме на литургии и причаститься.

После литургии священник освящает колач, окропляет его вином и преломляет вместе с хозяином дома, возглашая: "Христос с нами!" — "И ныне и вовеки!" — отвечает хозяин. Если праздник по каким-то причинам празднуется без священника, колач преломляют хозяин с кумом. Хлеб делится по числу собравшихся. В доме, украшенном венками, зажигают освященную в церкви большую восковую свечу, и она горит весь день, символизируя Свет истины Христовой, просвещающий всех. Праздничная трапеза начинается со Славского жита и обычно включает жаркое — целиком зажаренного ягненка или поросенка — и прочие яства, которые приготовили к этому дню домовитые сербские хозяйки. Если же Слава приходится на постные дни, стол изобилует кушаньями из рыбы и морепродуктов, овощей, всевозможной выпечкой — на Славу не принято скупиться.

На Крестную Славу принято приглашать родственников и друзей семьи, причем если вас однажды пригласили на Славу в сербскую семью, на каждую следующую вам не нужно будет ждать приглашения — вы будете желанным гостем в этом доме всегда.

Крестная Слава наследуется по мужской линии — девушка, выходя замуж, начинает славить Славу мужа. А сын, отделившись от родительской семьи и заживший своим домом, первую Славу встречает в доме отца, который передает ему четверть своего колача, и тот приносит ее в свой дом, кладя начало Крестной Славе собственной семьи. Поэтому вполне логично, что у многих родственников этот праздник выпадает на один и тот же день — тогда Славу славят в своей семье, а на следующий день ходят друг к другу в гости.

Но не только у родных может совпадать день Славы. Особенно много сербов славят свою Славу в дни наиболее почитаемых и любимых в народе святых — на Михайлов день, весенний праздник Святого Георгия (Джурджевдан), день апостолов Петра и Павла, дни памяти святителя Николая Чудотворца, Димитрия Солунского, святой Параскевы (Петки)…

В каждом доме, где празднуют Крестную Славу, обязательно присутствует икона с изображением святого покровителя семьи. Начиная какое-либо важное дело, принято попросить перед ней у святого благословения и помощи. Особо нерушимой считается клятва Крестной Славой — преступить ее считается величайшим кощунством. История Крестной Славы тесно связана с историей сербского народа. Это традиция, которая не прерывалась ни в эпоху османского ига, ни во времена других бедствий, включая две мировые войны, ни в период господства коммунистической идеологии.

В последнее время для многих сербов Крестная Слава из христианского обычая в почитание традиции, повод для семейного торжества, застолья и встречи родных и друзей. Однако и раньше, и теперь Церковь не устает напоминать: главное в праздновании Крестной Славы — все-таки не преломление Славского колача, а литургическое общение. Так же как "малая церковь", как называют православную семью, всегда лишь часть Церкви "большой", выстроенной вокруг Чаши с Телом и Кровью Христовыми. А наши святые покровители — молитвенники и предстатели за нас перед единым Господом, который и является Творцом и создателем всего сущего, источником всяческого блага и

Когда Вы бываете в Сербии или Черногории, где проживает много сербов, часто слышите слово Слава.

Речь идет о сербском празднике Крестная Слава.

Этого обычая нет у других народов. И в то же время, в этом сербском празднике есть элементы верований и религиозности, присущих другим православным славянским народам. Несомненно, всех нас объединяет духовное родство.

Что такое Крестная Слава?

Krsna slava Это сербский обычай, в котором отражены верования и духовные традиции народа.

У каждой семьи есть свой Святой Покровитель и Заступник. Христианские святые – это не вымышленные боги, а реальные личности, которые жили на земле богоугодной жизнью и прославились после своей земной кончины, вошедши в Рай. Они молятся о нас, земных людях. перед Богом, и Бог из любви к ним, прославивших имя Его, слышит и исполняет их святые молитвы о людях.

Православные сербы почитают своих Святых Покровителей.

В день Славы сербский дом весь светится радостью. На столе горит восковая свеча, приготовлен каравай белого хлеба, освященное зерно и вино. Свеча – это свет истины, которой Христос просиял миру. Хлеб, зерно и вино – духовная пища и радость, все от Христа и через Христа. Все домочадцы в этот день нарядно одеты и готовятся к встрече гостей. Можно сказать, что благодаря этому обычаю в Сербии никогда никто не голодал. Угощение и милостыня – это составная часть Славы. Есть своя Слава у каждой семьи. Славу празднуют села и города, церкви и школы, армия, больницы, благотворительные общества.

С давних времен сербы почитают того святого, в день памяти которого они принимают крещение. Эта традиция не прерывалась ни во времена турецкого ига, ни во время многочисленных войн и бедствий, и лишь при коммунистической власти во многих сербских домах праздновать Славу перестали. Слава Богу, сейчас многие стремятся вернуться к своим корням, вновь прославляют своих святых покровителей, молятся о благословении дома. Святой, которого мы чтим, является нашим заступником и молитвенником перед Богом. Он хранит нас и своим невидимым присутствием помогает нам в жизненных тяготах. Он является нашим учителем, который призывает нас идти по пути духовности, по пути, которым он прошел по земле, угождая своими трудами Богу.

Сербы хранят эту традицию, как предписывает святая Церковь и как делали их предки.

Когда сын женится и начинает жить своим домом, в первый год он продолжает традицию Славы отцовского дома. Сын приходит в дом отца для празднования дня Славы. Отец делит праздничный хлеб, Славский колач, и отдает четвертину сыну. Сын приносит четвертину праздничного хлеба своей семье. На другой год в доме сына празднуется свой день, своя Крестная Слава.

Накануне Славы приглашают священника, чтобы он освятил воду и благословил дом.

К его приходу готовят сосуд для воды, букет базилика, свечу, ладан, раскаляют уголь в кадильнице, ставят праздничную Славскую икону. При освящении воды священник читает молитвы о здравии всех членов семьи и о упокоении родственников, которых уже нет в живых. После освящения все пьют святую воду, а затем на святой воде замешивают тесто для праздничного хлеба и варят пшеничное зерно. В день Славы в гости приглашают друзей и родных. Если день Славы совпадает с днями Поста, то к столу подают только постные блюда.

Этот праздник посвящается Святому Покровителю семьи .

Слава – это, прежде всего, духовное событие. Важнейшим элементом обряда является молитва священника и разрезание праздничного хлеба. Накануне дня Славы пекут праздничный хлеб. Тесто замешивают из хорошо просеянной пшеничной муки, добавляют воду, соль и немного дрожжей. Хлеб выпекается с украшением - Крест и буквы: ИСХС НИКА, что означает Иисус Христос Победитель. Славский хлеб символизирует хлеб насущный от Господа данный. Славский хлеб – символ прославления Господа Ииуса Христа, ибо он есть Хлеб нашей жизни. К дню Славы готовится красное вино, две славские свечи, и славская кутья из пшеницы с добавлением орехов и сушеного винограда. Кутью подают к столу во Славу Святых.

В день Славы утром вся семья идет в церковь на литургию. Славский хлеб, кутью, вино и свечу берут с собой на службу. В этот день все члены семьи причащаются святых Христовых Таин, подготовившись заранее к Причастию. По окончании Литургии священник разрезает Хлеб и окропляет его вином. Затем все вместе берут Хлеб и поют церковные песнопения. В завершении священник преломляет Хлеб вместе с хозяином дома со словами: Христос с нами! Хозяин отвечает, повторяя трижды: И ныне и вовеки! В доме, перекрестив и приложив к устам свечу, зажигают ее, и она горит весь день, символизируя Свет Учения Христа. Когда в дом приходят гости на праздничный обед или ужин, они поздравляют хозяев с их праздником и принимают участие в праздничной трапезе.

Подробнее:

Праздник имеет долгие традиции: день почитания – это всегда особая дата, которая свидетельствует о произошедшем когда-то радостном событии, или об избавлении от несчастья. Святому, который значился на этот день в Святцах, и посвящается „слава" в знак благодарности. Празднование „славы" в ее первоначальном облике было в обычае и у других православных народов. Но у этих народов с течением времени прославление крестного имени было заменено празднованием дня рождения отдельных членов семьи, или дня тех святых, чьи имена они носят. От „славы" происходит празднование дня рождения и именин. Из поколения в поколение дата праздника не меняется: это большая редкость, если кто-то меняет день своей „Крестной славы". Когда-то праздновали три дня, теперь – только один. Почти в каждом доме есть икона своего святого, как и светильник, который всегда горит перед иконой. С утра того дня, когда начинается „слава" и до самого вечера горит свеча, как обязательный символ праздника. На „славу" приглашают только один раз. Для каждой следующей вам не нужно приглашение, так как вас уже ждут. Есть семьи, у которых „слава" выпадает на один и тот же день, поэтому они не могут прийти друг к другу на праздник; тогда, по обычаю, она переносится на следующий день. Существуют скоромные и постные „славы". Постные происходят по пятницам и средам, а в остальные дни – скоромные, кроме Николина дня, или дня Святого Николая, который всегда бывает постным, так как приходится на великий рождественский пост. Разница между постными и скоромными „славами" – в приготовлении блюд. Конечно, и на той и на другой „славе" к трапезе подают разные блюда, и в том числе деликатесы.

На трапезе по случаю постной „славы" можно попробовать разные блюда из рыбы и морские деликатесы, как и традиционные оладьи. На скоромных „славах" обычно едят жаркое, то есть мясо поросенка или ягненка. Конечно, трапезу на скоромных „славах" невозможно себе представить без популярного пршута и различных сыров, как и без сладостей. Хозяйки готовят все это заранее, за три или четыре дня. К „славе" нужно освятить воду в своем доме и приготовить „славский пирог" из пшеничной муки, „славскую" свечу, жито (колево) и красное вино. „Славский пирог" симвлизирует жертву Иисуса Христа. Вино, которым поливают пирог, символически представляет Его кровь. Колево готовится, как жертва в знак благодарности Богу за данные плоды земные, в память святого, которого мы славим, и в память о предках, которые отдали свои жизни за веру. В праздник, пирог с молитвой разрезают снизу накрест и поливают вином. Если в доме священник, то он делает это вместе с хозяином, а если нет священника, то хозяин обычно делает это вместе с кумом. Принято ходить в церковь, чтобы освятить пирог и колево, и обычно за пару дней до „славы" священник приходит в дом хозяина, чтобы его освятить. Сначала гости угощаются пшеницей: этот ритуал неизменен. Хозяина и хозяйку поздравляют словами Cчастливой „славы", или „Пусть вам „слава" принесет здоровье". Гости приносят хозяину напитки, а хозяйке – кофе и кекс. Обед в честь"славы" начинается в полдень, и хозяин произносит тост.

„Крестная слава" для верующих величайшая святыня, и клятва „Крестной славой" считается нерушимой. Кроме „Крестной славы" какого-то дома или семьи отмечают еще и „послужбицы" или „приславицы". Это еще один день в году, связанный с именем какого-то святого. Между тем, этот день не празднуется так, как „Крестная слава", но отмечается торжественным обедом в кругу семьи."