Лить елей значение. Значение слова елей в словаре даля

Елей - что это такое? Особое масло, которое используется в различных обрядах. Очень много упоминаний и указаний по этому поводу есть в Священных Писаниях. Многие считают елей волшебной палочкой при недугах, однако каждому дается лишь по вере его. Поэтому применение масла без внутренней духовной работы бесполезно. Таким же важным в церковном лоне является и миро.

Что же такое елей и где его используют

Знание о том, как использовать церковное масло, а также каким оно должно быть, очень важное. Разберем этот вопрос подробнее.

Традиционно елей всегда считался целебным маслом. Его описание и способы применения очень часто встречаются в Библии. Используют во время соборования, также еще называется таинством елеосвящения. Болящему во время этого ритуала может быть даровано исцеление или же облегчение.

Также им пользуются во время различных праздников, так как масло елей считается особым знаком, радостным. В старину его могли использовать и для помазывания особо почетных гостей.

Также елей необходим во время крещения, а именно перед самим обрядом. Им помазывают различные части тела, что обозначает появление связи с Христом, а также борьбу с грехами и увеличение сил для этого.

Также елей использовался для освящения различных частей строений и священных предметов.

Отдельно следует сказать о лампадном масле, которое обычно является чистым но могут добавляться и благовония. При выборе нужно смотреть на его чистоту и запах, чтобы соответствовать Святому Писанию. Вот некоторые свойства качественного масла:

  • вкус такого масла немного жгучий;
  • если окружающая температура станет ниже восьми градусов тепла, то оно изменит цвет и станет белым;
  • цвета такое масло зеленоватого.

Состав елея

Елей - что это? А именно каков все же его состав или что может входить в него? Как уже было сказано выше, елеем можно назвать то масло, основу которого составляет оливковое. Также в его состав могут входить и несколько благовонных масел, если они не имеют резкого запаха, также они должны быть чисты. К примеру, розовое.

С добавлениями елей чаще всего используют для помазания, освящения и возжигания в лампадках. Чистое оливковое масло можно употреблять в пищу.

Как приготовить это масло и как хранить его

Теперь рассмотрим, как готовится елей, что это за состав такой? Готовится оно очень строго. Главным тут является чистое оливковое масло, при необходимости добавляются благовонные компоненты. Затем священнослужитель читает особые молитвы в зависимости от того, для чего предназначен будет елей.

Также есть масла, которые были освящены на мощах, они могут обладать чудотворной силой. И очень полезны для тех, кто болен духовно или телесно.

Хранить такое масло нужно возле домашнего алтаря или там, где стоят иконы. Для него можно приобрести особую емкость, которая продается при храмах. Не рекомендуется держать его в холодильнике или в аптечке.

Таинство елеосвящения (соборование)

Итак, мы разобрали, как готовить такое вообще. Но более подробно следует рассмотреть его использование во время соборования. Это особый ритуал, который совершается при болезни (духовной или телесной), но не только. Его можно проводить и здоровому человеку, так как считается, что во время этого таинства прощаются грехи, которые человек совершил, но забыл о них. Рекомендуется это делать раз в год.

Во время этого обряда используется елей, который освящен специальной молитвой. Священнослужитель должен помазать этим маслом болящего семь раз.

Святой елей, который использовался во время обряда, нельзя использовать для лампадок или выливать. Если соборование происходило для страждущего человека, то его можно забрать с собой и мазать больные места или употреблять в пищу. Также им можно пользоваться и тем, кто не проходил обряд. Часто такое масло сравнивают со святой водой, однако им нельзя окроплять помещения.

В принципе, его можно и не брать с собой после обряда, а оставить церковнослужителям. В старину все, что оставалось от соборования, сжигалось.

Что такое миро

Это специальная смесь масел, а также туда входит множество других компонентов (благовония, душистые травы). Миро достаточно древнее вещество. Его изготавливали еще в Ветхозаветную пору. Тогда его применение было более широкое. Цари всходили на престол после миропомазания, также это действие совершали над первосвященниками и пророками.

Сейчас главным образом его используют во время крещения. Таинство Миропомазания появилось в те времена, когда традицией для новокрещенного было прикладывание рук епископа или апостола, в результате чего получался Дар Святого духа, а также благословение.

Так как со временем христиан становилось больше, это стало невозможно сделать. Поэтому и появилось Таинство Миропомазания, так как готовиться это масло при непосредственном участии и благословении главы церкви.

Состав миро

В составе этого масла по преданиям изначально находилось около пятидесяти компонентов. В нынешнее время их количество уменьшилось до сорока.

Традиционным в составе миро является чистый елей высокого качества. Далее необходимым компонентом будет Миро, масло которого используется в церковных обрядах, просто не приготовиться качественно без него. Вино предупредит пригорание во время варения и возможное возгорание.

Остальные компоненты для масла - это благовония. В церковном уставе нет четких указаний по этому поводу, поэтому масла и вещества могут отличаться и меняться. Перечислим некоторые возможные:

  • лепестки розы, а также розовое масло;
  • ладан;
  • корни фиалки, калгана;
  • из масел могут еще быть лимонное, мускатное и другие.

Приготовление миро

Для того чтобы приготовить это масло, существует специальный обряд. Готовить миро может только глава церкви (митрополит или патриарх), что нельзя сказать про елей церковный. Это случается во время Страстной седмицы. Варится оно на протяжении трех дней и такое действо происходит не каждый год, а раз в несколько лет.

Начинается обряд в Великий Понедельник, когда совершаются молитвы для того, чтобы начать варить это душистое масло. Окропляются предметы, которые необходимы. В понедельник миро должно закипеть (елей и вино). В это время читаются молитвы и помешивается масло в котле, чтобы не пригорело.

На следующий день, в Великий Вторник, в котел, в котором варится будущее миро, добавляется еще виноградное вино, а также необходимо добавить и благовонные вещества. Также весь день продолжается чтение молитв.

В Великую Среду мироварение заканчивается. В котел добавляют благовония и охлаждают масло.

Также миро необходимо освятить. Это происходит в Великий Четверг во время Божественной Литургии.

Для каких обрядов и ритуалов предназначено миро

Это масло обычно используют для помазания детей и взрослых после того, как прошло Также этот обряд может проходить и отдельно, в том случае, если человек иной конфессии. Масло, которым помазываются определенные участки тела после крещения, как бы запечатывает человека дарами Святого Духа.

Обычно это таинство случается всего лишь раз в жизни. Только раньше человек мог дважды получить помазание миро, масло которого использовалось во время восхождения на престол царя.

В Православной церкви это душистое вещество необходимо для освящения новых храмов. Им помазывают стены, престол, антиминс.

У католиков осталась традиция использовать масло во время ритуала рукоположения епископа или священника. А также, как и в Православии, его используют для освящения.

(греч. elaion - масло). Деревянное масло, употребляемое в церкви, при различных обрядах.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

1) оливковое масло, называемое также деревянным, употребляется для лампад и при совершении разных церковных обрядов; 2) в переносн. знач. - всё утешающее, облегчающее горе, приносящее тихую радость.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

1) употребляемое православной церковью при совершении различных обрядов деревянное масло; 2) иносказательно - все утешающее, отрадно действующее на душу.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

[гр. elaion ] - оливковое масло, употребляемое в церковном обиходе. Перен. средство утешения, успокоения.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

греч. elaion , масло. Оливковое масло.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

елея, мн. нет, м. [греч. elaion ]. 1. Оливковое масло, употр. в церковной службе (церк.). 2. перен. О чем-н. успокаивающем, исцеляющем душевные боли и т. п. (поэт.). Ранам совести моей твоих речей благоуханных отраден чистый был елей. Пушкин.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Елей

я, мн. нет, м. ( греч. elaion).
Оливковое масло, употребляемое в церковных обрядах.
Елейный -
1) относящийся к елею;
2) перен. умильный, слащавый в обращении (елейный тон) .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЕЛЕЙ" в других словарях:

    - (иноск.) бальзамъ успокоительный, успокоеніе боли (намекъ на святой елей, освященный по обрядамъ христіанства). Ср. Свой чудесный елей Въ наши раны излей, Въ наши многія раны сердечныя. Гр. А. Толстой. Пантелей цѣлитель. Ср. Я бы умѣла найти тѣ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Муж., церк., лат. и нем. оливковое, деревянное масло. Святой елей, освященный по обрядам церкви, для помазания христиан в разных случаях. | калуж. постное конопляное масло; говорят и олей муж. олия жен. малорос. Правда елей, везде наверх… … Толковый словарь Даля

    Миро, бальзам, масло Словарь русских синонимов. елей сущ. 1. бальзам 2. слащавость сладость приторность Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик … Словарь синонимов

    См. Маслина, масло, елей … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ЕЛЕЙ, елея, мн. нет, муж. (греч. elaion). 1. Оливковое масло, употр. в церковной службе (церк.). 2. перен. О чем нибудь успокаивающем, исцеляющем душевные боли и т.п. (поэт.). «Ранам совести моей твоих речей благоуханных отраден чистый был елей.» … Толковый словарь Ушакова

    Современная энциклопедия

    ЕЛЕЙ, я, муж. Оливковое масло, употр. в церковных обрядах. Помазание елеем. | прил. елейный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Старинное русское название оливкового масла, употреблявшееся до конца XIX в., объединяло два вида оливкового масла высший сорт, называемый прованским, и низший сорт деревянное масло. В украинском языке название олий стало применяться в XVIII … Кулинарный словарь

    Елей - ЕЛЕЙ, оливковое или другое растительное масло, употребляемое в христианских церковных ритуалах. Елеем заправляют лампады, помазывают верующих на праздничном богослужении, а также перед крещением, применяют в таинстве елеосвящения, возливают на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Еле́й (др.-греч. ἔλαιον - оливковое масло) - церковнославянское название оливкового, а позже - любого растительного масла в православном церковном обиходе.

    Елей (оливковое масло) применялся с древних времен, как в пищу, так и для ухода за кожей. Иногда его смешивали с вином или с особыми ароматическими веществами. Впервые в Библии масличная ветвь в клюве голубя упоминается как символ примирения человека с Богом после Всемирного потопа:

    Елей, наряду с овнами ихлебными приношениями, также приносился в жертву:

    В Книге Притчей, косвенным образом, затрагивается тема использования ароматных масел вне богослужебной практики:

    В Древней Греции оливковое масло считалось показателем богатства и плодородия. Из ветвей оливковых деревьев плели венки и и надевали их на голову по случаю праздников. В Христианстве елей, как Жертвоприношение Богу, стали сжигать в лампадах перед иконами, а также его использовать для елеопомазания, соборования и литии. Образ масла как символа Божьей милости (греч. έλεος - «милость» созвучна греч. έλαιο - «масло») часто встречается в Священном Писании:

    В Православии особо приготовленное и освящённое патриархом или иным предстоятелем Поместной церкви оливковое масло, соединённое с виноградным вином и ароматическими растениями, называется «Святое Миро». Оно используется в особых случаях:

    им помазуются все принимающие Крещение,

    им мажут присоединяемых к Церкви прежних последователей тех христианских течений, чьё священство не признаётся Православием,

    им помазывают крещенных ранее, например, в детстве, но, по каким-либо причинам, свернувших с пути Божьего,

    святым Миром мажут мощи христианских мучеников, вкладываемые в антиминс, а также престол и стены храма при его освящении,

    Миром мазали православных царей и цариц при их коронации.

    Необходимость восстановления в церковном членстве соответствует необходимости в духовном исцелении, что сопровождается елеопомазанием. Елеосвяще́ние - одно из семи таинств, заключающееся в помазании тела освящённым елеем, служащее, по учению православной и католической церквей, духовным врачеванием телесных недугов, а также дарующее больному оставление грехов, в которых он не успел раскаяться. В старом значении елей - это русское название оливкового масла, употреблявшееся до конца XIX века. Оно объединяло два сорта оливкового масла - высший, называемый прованским, и низший - деревянное масло. Также в русском языке сформировалось понятие: «лить елей», то есть льстить. Это аллюзия на ритуал «помазания» особым маслом (елеем), который был частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей Израиля на престол и посвящении первосвященников в сан.

    Помазание освящённым елеем существует и в других христианских конфессиях, например во время конфирмации. Некоторые реформатские церкви придают более практическое значение использованию елейных масел (ободрение болящих, антисептическое свойство, укрепление веры), нежели традиционная православная церковь, в которой использование масел принимает статус Таинств. Однако такой практический подход в среде православных реформатов не исключает духовного значения использования масел с благовониями для умилостивления Господа Бога, его возвеличивания и прославления. Служители церкви перед совершением литургии со святым Причастием протирают открытые от облачения части тела благовонными маслами.

При соборовании помазывают елеем. Елей – освящённое масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Елей с древних времен считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, оживление. В Книге Левит он упоминается как средство для очищения прокаженных. Помазание маслом больных употребляли и апостолы, как читаем у евангелиста Марка: «…и многих больных мазали и исцеляли» (Мк. 6:13).

По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея. Елей, масло оливы, считали символом прочности. Обряд же «помазания» напоминал о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому каждый властелин Израиля (а иногда и пророк) именовался Помазанником, Мессией, или по-гречески – Христом. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего.

Оливковое масло имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Так, елей возжигают перед святыми иконами. Во-вторых, елей употребляется при обряде – благословения хлебов. Вместе с пятью хлебами, с вином и пшеничными зернами благословляется и елей, как вещество питательное и целительное в болезнях. Этим елеем на всенощной или заутрене помазываются верующие. В-третьих, елей употребляется для помазания немощных – в Таинстве елеосвящения, произнесением слов: “Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”. В-четвертых, елей освящается особой молитвой и употребляется для помазания того, кто приступает к св. Крещению. В-пятых, елей возливается на усопших”

Как елей есть знамение благословения Божия, так зеленеющее масличное дерево символизирует праведника, благословенного Богом (Пс 51.10; 127.3; ср Сир 50.10), и Премудрость Божию, открывающую в Законе путь правды и блаженства (Сир 24.14,19-23). Что же касается двух маслин, елей от к-рых поддерживал свет в светильнике с семью лампадами (Зах 4.11-14), то они означали двух «сынов елея», двух Помазанников Божиих – царя и первосвященника, к-рые призваны просвещать народ и вести его по пути спасения.

Елеопомазание – начертание священником на челе верующих креста освященным елеем, совершаемое на богослужении воскресной и праздничной утрени после чтения Евангелия, во время поклонения иконе праздника, возложенной посреди храма на аналое.

При этом священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», а верующий отвечает: «Аминь».

Существует также традиция, по которой в Господские праздники священник произносит при помазании: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а в праздники Богородицы: «Пресвятая Богородице, спаси нас».

Иногда с елеем сравнивается то, что как и он, проникает внутрь неуловимо (Притч 5.3; Пс 108.18; Притч 27.16); главным же обр. в нем видят услаждающее и радующее своим запахом миро – прекрасный символ любви (Песн 1.2), дружбы (Притч 27.9) и счастья братского единения (Пс 132.2). Елей – также символ радости, ибо от него, как и от радости, у ч-ка блистает лицо (Пс 103.15). Поэтому возлить Елей кому-либо на голову – значит пожелать ему радости и счастья и оказать ему знак дружбы и почета (Пс 22.5; 91.11; Лк 7.46; Мф 26.7).

Елей царского помазания в наивысшей степени заслуживает названия «елей радости» (Пс 44.8); это – внешний знак Избрания Богом, сопровождающийся излитием Духа, овладевающего избранником (1 Цар 10.1-6; 16.13). Эта связь помазания и Духа является источником основной символики елея в христианских таинствах, особенно при соборовании больных, упомянутом уже в послании Иакова (Иак 5.14; ср Мк 6.13); свящ. Елей сообщает христианину многообразную благодать Духа Святого, Который соделал Иисуса Помазанником в абсолютном смысле слова и явил Его Сыном Божиим. (В Евр. 1.9 ко Христу для засвидетельствования Его Божества применяется Пс 44.8).

Таинство Елеосвящения, именуемое по-гречески «елей молитвы», описано св. апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Как явствует из приведенного отрывка, таинство елеосвящения преследует двойную цель: не только телесное исцеление, но и прощение грехов. То и другое взаимосвязано, ибо человек есть единство тела и души, и потому не может быть резкого и строгого различия между телесными и духовными скорбями.

Здесь речь идет не об обычном помазании елеем (маслом), которое практиковалось у евреев как обычное лечебное вещество, а об особом церковном таинстве, так как целебные свойства здесь приписываются не елею, а «молитве веры», совершаемой пресвитерами.

Когда я заболела, то многие из служителей настаивали на том, чтобы мне сделать елеепомазание. Но я до сих пор не могу понять, почему этому обряду предоставляют такой акцент и внимание. Ведь, если я имею личные отношения с Богом, то если на то будет Его воля, Он и так исцелит, без всяких елеепомазаний?! В чем суть елеепомазания?

Я предполагаю, что ваш вопрос основан на тексте Послания Иакова 5:14. Чтобы дать вам ответ, давайте сначала посмотрим, что говорится в тексте:

Злостраждет ли кто из вас, пусть молится . Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне . И молитва веры исцелит болящего , и восставит его Господь ; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться : много может усиленная молитва праведного. (Иак.5:13-16)

То, что мы видим очень ясно в этом тексте, это следующие истины:

  1. Помазание елеем используется в контексте болезни;
  2. Больной должен призвать пресвитеров Церкви, который помажет его и помолится за его исцеление;
  3. Текст не указывает какая часть тела должны быть помазана елеем;
  4. Помазание должно быть сделано во Имя Иисуса Христа;
  5. Это отрывок говорит более о молитве, нежели о елее. Я преднамеренно отметил слова, которые повторяются в этих стихах. Как вы видите, слово «молитва» повторяется по крайне мере 5 раз всего лишь в 4 стихах. В то время как помазание елеем упоминается только один раз;
  6. Как молитва, так и помазание должны быть сделаны во Имя Господне;
  7. В этом тексте внимание ставится на молитву веры, а не на помазание;
  8. Тем не менее, Тот кто дает исцеление, это не помазание и даже не молитва, а Господь;
  9. Молитва веры исцелит болящего (стих 15);
  10. Больной, если сделал грехи, должен признаться в них если хочет получить исцеление.

Перед тем как продолжить, предполагаю, что некоторые могут не понять.

Что такое «Елей»

Слово, переведенное на русский как «Елей», на греческом будет «элайон», обозначающее – оливковое масло. Это слово использовано примерно 200 раз в Старом и Новом Завете.

Какова значимость помазания елеем в Ветхом Завете

Большинство библейских упоминаний о елее находятся в Ветхом Завете. Использование оливкового масла имело широкое применение в Израиле. Это масло использовалось для приношения жертв в храме, для хлебных приношений, в наполнении священнических кадил, которые использовались в Скинии.

Так как наша тема относиться конкретно к помазанию елеем, в этой статье мы сосредоточимся на нескольких стихах, которые широко говорят о помазании елеем.

  • Исход 30:23-32 – Использование елея для священного помазания Скинии.

В этих стихах оливковое масло было подготовлено специальным образом. А именно:

Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания , масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания . (Исх.30:23-25)

Как вы видите, елей из этого текста был не только чисто оливковым маслом, но смесью из лучших благовонных веществ. В 25-ом стихе, все эти благовонные вещества вместе были названы «миро для священного помазания». Именно этим маслом должна была быть помазана Скиния и все сосуды Скинии. После, в 30-ом стихе, Господь говорит следующее:

Помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. (Исх.30:30)

Господь запретил Израильскому народу более производить для другого использования такой елей. Этот елей считался святым и не разрешалось помазывать им ни одного человека, кроме священников и элементов Скинии.

Тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно — святыня: святынею должно быть для вас. (Исх.30:32)

Этот елей, о котором говорится в этом отрывке, не имеет ничего общего с болезнью, но с освящением. Оно изготовлялось особым образом.

  • 1 Царств 16:13, 3 Царств 1:39 – Елей востребован для помазания царей на трон.

Как Давид, так и Соломон были помазаны елеем в цари.

  • Есфирь 2:12 – Использован с косметической целью.

Значение помазания елеем для Есфири имело косметическую особенность и не использовался в контексте болезней. Перед первым приходом к императору, в течении 6 месяцев Есфирь помазывалась елеем и другими благовонными веществами. Все эти элементы были использованы для ее подготовки, чтобы она выглядела как можно лучше, когда она предстанет перед императором. Псалом 45:15 также говорит нам что елей украшает лицо.

  • Псалом 44:8 – Пророчество о Господе Иисусе.

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. (Пс.44:8)

Это пророчество о Господе Иисусе мы находим подтвержденным и в Новом Завете в Послании к Евреям 1:9 и это помазание елеем ни имеет ничего общего с исцелением от болезни.

  • Исаия 1:6 — Елей смягчает раны

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны , неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем . (Ис.1:6)

Исаия описывает здесь состояние и наказание Израильского народа. Он говорит о елее как смягчаемой мази, лекарство, которое может смягчить гноящиеся и неочищенные раны народа Израильского.

Что говорит Новый Завет о помазании елеем?

В Евангелиях и Посланиях мы находим меньше ссылок на елей, чем в Ветхом Завете.

Первое упоминание находится в Евангелии от Матфея 25, но оно не относится к помазанию елеем, ни к болезни, но лишь к маслу для светильников десяти дев. Первое упоминание, в котором мы видим, как кто-то помазан елеем, находится в:

  • Евангелие от Марка 6:13

Этот отрывок рассказывает случай, когда Иисус послал Своих учеников по два, и дал им власть над нечистыми духами. В стихе 12 и 13 Писание гласит следующее:

Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли . (Мар.6:12,13)

В контексте исцеления многих больных ученики использовали масло.

  • Евангелие от Луки 10:25-27 – Причта о добром самарянине

В этом отрывке дается пример мужчины самарянина, который проходил по дороге и увидел избитого и окровавленного человека, лежащего на земле. Самарянин сжалился над этим человеком и:

И , подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино ; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; (Лук.10:34)

Этот отрывок очень ясно дает понять с какой целью использовалось масло, а именно для перевязки раны больного. Также понимаем, что в то время масло и вино были использованы в качестве лекарственных средств. Интересно, что в книги Исаии и в Евангелии от Луки, масло использовано для обвязки ран. Ученики, в Марка 6:13, использовали масло для исцеления многих больных в тот же период истории, когда была рассказана и притча о добром самарянине.

  • Евангелие от Луки 7:44-46

Туда пришла грешная женщина и помазала ноги Господа Иисуса миром. Когда Симон начал роптать сам в себе, Господь Иисус сказал:

И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал , а она миром помазала Мне ноги. (Лук.7:44-46)

Как вы видите, упрек Господа Иисуса не имеет ничего общего с исцелением или болезнью.

Вернемся к Иакову 5:14 – Заключение

Если мы посмотрим на этот текст в свете всего увиденного, тогда понимаем, что помазание в этом отрывке не относится к «помазанию в цари, помазанию священника, приношения жертвы с елеем, помазание в косметическом контексте или помазание головы». Этот отрывок относится к помазанию в контексте исцеления от болезни. Если мы согласны с этим, то тогда должны посмотреть на все библейские стихи, в которых масло используются в контексте болезни и исцелении, чтобы сделать необходимые выводы.

Исаия 1:6 говорит, что масло смягчает раны, а в Луки 10 (который является контекстом Нового Завета, в котором находится и Иаков 5) видим практический случай, когда масло послужило как лекарство для связывания ран побитого. Если говорить о случае учеников в Марка 6:13, контекст не говорит нам что Господь Иисус повелел использовать масло для исцеления больных. Скорее всего можно считать, что ученики использовали эту практику, потому что она была хорошо известна в обществе, в котором они жили. Лично я не нашел заповедь от Бога, кроме Иакова 5:14, ни в Ветхом, ни в Новом Завете, где бы нам повелевалось помазывать маслом для того, чтобы Бог смог дать исцеление. Вообще-то и в Иакове 5:14, если внимательно присмотреться, видно, что акцент побуждения/повеления, не ставится на помазании, но на молитве. Прочтите снова стих 14 и вы сами в этом убедитесь.

В помазании елеем нет ничего волшебного. Секретом помазания не является масло, но Имя Господа, которое имеет силу исцелить любую болезнь. Если раньше масло использовалось как лекарство, то сегодня мы имеем и другие лекарства, которые могут решить проблему многих заболеваний. Однако мы должны понять, что Бог способен исцелить и без лекарства, но в то же время Он их не запрещает. Его пути исцеления различны, будь это через руки врача, будь это через лекарства, будь это через чудо. Человек не является секретом исцеления также как и елей или любое другое лекарство, но Господь, Который есть Врач Верховный и Всесильный.

Верить в то, что исцеление приходит потому что в оливковое масло содержит что-то волшебное, или символизирует исцеление, у нас нет никакой библейской поддержки для такой интерпретации.

Да благословит нас всех Господь здоровьем.