Макрон победил на президентских выборах во франции. Выборы президента Франции: система, особенности и интересные факты
Государства? На эти и многие другие вопросы будут даны ответы в статье.
Правительство Франции: общая характеристика
Конституция Франции подразумевает под понятием "правительство" два основных элемента: премьер-министра и министров. Министры объединяются в две группы: Совет министров - под предводительством президента, и кабинет министров - под руководством премьер-министра. И глава правительства Франции, и все остальные министры назначаются непосредственно президентом Франции.
С юридической точки зрения выбор президента ничем не обусловлен и никак не ограничен: он может назначить председателем правительства кого угодно. Однако на практике все происходит несколько иначе. Так, президент выбирает, как правило, лидирующее среди большинства лицо. В противном случае возможны частые противоречия с парламентом: насчет законодательных инициатив, программ и т. д.
Смещение с должности министров также осуществляется президентом. Однако происходит это с согласия премьер-министра.
Об институте парламентской ответственности правительства Франции
Статьи 49 и 50 Конституции Франции вводят специальное положение об институте парламентской ответственности. Что оно собой представляет и как оно относится к правительству? Основной закон страны прописывает, что глава правительства Франции должен своевременно подавать заявление о собственной отставке президенту. Однако происходить это должно лишь в некоторых случаях, среди которых следующие:
Сразу стоит отметить, что отставка французского премьер-министра всегда ведет за собой полную отставку всего Кабинета министров. Допускается как добровольная отставка председателя правительства, так и принудительная.
Весь порядок, описанный выше, является классическим примером и есть институт парламентской ответственности.
Правительство Франции как институт законодательной инициативы
Согласно французской Конституции, правительство является основным институтом, выпускающим подавляющее число законодательных инициатив. В отличие от тех же парламентариев, именно правительство Франции способно выпустить такие законопроекты, которые пройдут все стадии и твердо укрепятся в виде законов.
Оно выпускает два основных типа законопроектов: декреты и ордонансы. Ордонансы представляют собой специальные акты делегированного законодательства. Декреты же носят характер так называемой регламентарной власти: согласно ст. 37 Конституции, вопросы могут носить регламентированный характер, несмотря на то что они не входят в сферу законодательства.
О роли премьер-министра Франции
Премьер-министр Франции является, как уже было сказано выше, председателем правительства. французской Конституции закрепляет его статус и основные полномочия, среди которых:
- руководство правительством;
- контроль над национальной обороной (в данном случае премьер несет персональную ответственность);
- обеспечение исполнения законов;
- осуществление регламентарной власти;
- назначение определенных лиц на военные или гражданские должности.
Помимо всего вышеперечисленного, председатель правительства способен принимать различные правовые и нормативные акты. Министры же, в свою очередь, способны эти акты контрассигнировать. Данный процесс закрепляет статья 22 Конституции Франции.
Президент и премьер-министр: схемы взаимоотношений
Как и в Российской Федерации, французский президент и премьер-министр - первое и второе лицо в государстве. Дабы не возникало противоречий или иных проблем, во Франции закреплены две схемы взаимоотношений между этими двумя политическими деятелями. Что представляет собой каждая из схем?
Первая именуется как "де Голль - Дебре". По своей сути она довольно проста. Система предполагает пропрезидентское большинство в Национальном собрании. Более того, премьер-министр и правительство не имеют никакой собственной и независимой политической программа. Вся их деятельность контролируется и парламентом.
Вторая программа называется системой "кохабитации", или схемой "Миттеран-Ширак". Суть этой программы - формирование оппозиционного парламентского большинства. Обязанность президента - выбрать из этого большинства председателя правительства. Вследствие этого образуется крайне интересная система: президент и премьер-министр становятся конкурентами, поскольку имеют, по-сути, две различные программы. Вопросы внутренней политики отходят Совету Министров; внешняя политика регулируется главой государства.
Безусловно, вторая система в несколько раз лучше и эффективнее. Доказательств этому множество, однако можно привести одно и самое важное: умеренная конкуренция и борьба в политических верхах почти всегда ведет к прогрессу.
во Франции: 1944-1946 гг.
Дабы обладать более четким и ясным пониманием того, как работает правительство во Франции, можно привести в пример систему временного правительства, образованную в Четвертой республике.
Создание произошло 30 августа 1944 года. Возглавил орган генерал Шарль де Голль, лидер и координатор движения "Свободная Франция". Удивительная особенность правительства заключалась в том, что в него вошли самые неординарные и непохожие друг на друга группы: социалисты, христианские демократы, коммунисты и многие другие. Была проведена серия различных социально-экономических реформ, благодаря которым уровень жизни в государстве значительно повысился. Стоит упомянуть и про принятие в сентябре 1946 года новой Конституции.
Президент Франции: порядок избрания
Разобравшись с тем, какие существуют полномочия правительства Франции и какой структурой оно обладает, стоит перейти к следующему вопросу, посвященному французскому президенту.
Избирается глава государства на прямых всеобщих выборах. Срок полномочий президента ограничивается пятью годами, при этом одно и то же лицо не способно занимать президентский пост более чем два срока подряд. Кандидату в президенты должно быть как минимум 23 года. Кандидатура должна быть одобрена выборными должностными лицами. Процесс выборов проходит по мажоритарной системе, в 2 этапа. Большинство голосов должен набрать будущий президент Франции. Правительство объявляет выборы и оно же их завершает.
Если президент досрочно прекращает свои полномочия, заместителем становится председатель Сената. Обязанности этого лица несколько ограничены: он не способен, в частности, распускать Национальное собрание, назначать референдум или изменять конституционные положения.
Процесс смещения президента
Высокая Палата Правосудия принимает решение о снятии с президента его полномочий. Закрепляется это в статье 68 французской Конституции. По сути, подобная процедура является импичментом главы государства. Главное основание для смещения президента с его поста - невыполнение своих обязанностей или исполнение, никак не совмещенное с мандатом. Сюда же можно отнести выражение недоверия главе государства, которое способно подавать правительство.
Парламент Франции, вернее, одна из его палат, инициирует создание и смещение Высокой Палаты. При этом другая парламентская палата обязана поддержать решение первой. Происходит все только в том случае, если за инициативу выступили две трети парламентских голосов. Стоит также отметить, что решение Высокой Палаты должно вступать в силу немедленно.
Об иммунитете президента
Еще одна тема, которую обязательно стоит затронуть, - это президентский иммунитет. Что он представляет собой во Франции? Согласно статье 67 Конституции страны, президент освобождается от ответственности за все деяния, совершаемые им на посту. Более того, во время исполнения полномочий глава государства имеет право не являться ни в один из французских судов для дачи каких-либо показаний. Судебное преследование, следственные действия, сбор судебной информации - все это также не должно касаться главы государства во время исполнения им своих полномочий.
Французский президент обладает, помимо всего прочего, иммунитетом от судебного преследования. Однако иммунитет этот временный и может быть приостановлен спустя месяц после сложения президентом своих обязанностей. Стоит также отметить, что иммунитет не распространяется на международный уголовный суд. Французский президент не способен скрываться от вызова в эту инстанцию. Закрепляют это и положения 68 и 532 французской Конституции.
"Личные" полномочия президента Франции
Стоит, наконец, рассказать об основных обязанностях и полномочиях главы французского государства. Все они делятся на две группы: личные и разделяемые. Чем характеризуются личные полномочия?
Они не требуют министерской контрассигнации, а стало быть, президент способен исполнять их самостоятельно и самолично. Вот какие моменты сюда относятся:
- Президент выступает в качестве арбитра и гаранта. Это относится к назначению референдума, подписанию ордонанса, назначению трех членов Совета и т. д. Во всем этом президенту должен помогать Высший Совет магистратуры.
- Президент взаимодействует с различными политическими органами и институтами. Парламент, судебные органы (арбитражное, конституционное, мировое), правительство - Франция диктует, что всеми этими органами глава государства обязан постоянно контактировать. В частности, президент должен обращаться с посланиями к парламенту, назначать премьер-министра, созывать Совет Министров и т. д.
- Глава государства обязан принимать все необходимые действия для предотвращения кризиса. Сюда относится и принятие чрезвычайных полномочий (данное право закрепляет ст. 16 Конституции). Однако президент обязан проводить консультацию с такими органами, как правительство Франции (состав его должен быть полным), парламент, Конституционный Совет и др.
"Разделяемые" полномочия президента Франции
"Разделяемые" президентские полномочия, в отличие от "личных", требуют контрассигнирования со стороны министров. Какие обязанности главы государства здесь можно выделить?
- Кадровые полномочия, или формирование правительства Франции. Речь, как уже понятно, идет о назначении председателя правительства и министров.
- Подписание ордонансов и декретов.
- Созыв внеочередных парламентских сессий.
- Назначение референдума и контроль над его проведением.
- Решение вопросов о международных отношениях и обороне.
- Промульгация (обнародование) законов.
- Решения о помиловании.
Макрона поддержали 66% избирателей. При этом второй тур прошел при рекордно низкой явке за последние полвека. Теперь все силы политиков брошены на борьбу за кресла в Национальном собрании - парламентские выборы уже через месяц, и от результата будет зависеть, сможет ли новый президент реализовать свою программу.
На площадь французских королей Макрон вышел через два часа после объявления результатов медленной походкой, под рев толпы сторонников. Самый молодой избранный президент Франции. Он появился, как обычно, в сопровождении супруги Брижит. Их романтические отношения и разница в 24 года в центре внимания всей предвыборной кампании. Она целует его руку. Он произносит победную речь.
«Спасибо, друзья! Спасибо за то, что вы здесь! Спасибо за то, что пришли сюда, за то, что долгие месяцы вы отважно боролись вместе со мной. Сегодня вы победили, Франция победила!» - заявил Эммануэль Макрон.
Свою победу Макрон назвал неповторимой. За него проголосовал почти 21 миллион человек. Макрон со сцены много обещает, предупреждает, что будет нелегко и просит о помощи. Чтобы за шесть недель собрать большинство в парламенте, без которого президент будет бессилен и не сможет проводить законы, работу начнет уже завтра. А для этого он готов услышать тех, кто разгневан и не голосовал за него.
«Я знаю о расколе внутри нашей нации, который заставил некоторых французов голосовать за радикалов. Я уважаю это мнение. Я понимаю гнев, беспокойство, сомнения, которые выразили многие из вас. Моя обязанность в том, чтобы услышать таких людей», - заявил президент Франции.
В Брюсселе вздохнули с облегчением. Выборы во Франции фактически стали референдумом о поддержке курса на Евросоюз, в одной из крупнейших стран ЕС. Эксперты прогнозируют: отношения с Россией не изменятся.
Неодобрительный гул - так в штабе Ле Пен встретили результаты выборов. И это понятно. Сюда, в отличие от площади перед Лувром, к Макрону пригласили только журналистов и узкий круг друзей. Очевидно, понимая, праздновать победу не придется. Да, Марин Ле Пен президентом не стала. Но результат Нацфронта политологи будут обсуждать еще долго.
За Ле Пен проголосовали почти 11 миллионов - каждый третий избиратель. Новый рекорд. Результат у оппозиционной партии не благодаря, а вопреки. Маховик государственной машины был раскручен в поддержку Макрона. Голосовать против Ле Пен призывал и президент Олланд, и министры.
Ле Пен вышла к сторонникам и журналистам буквально через несколько минут после объявления результатов. Начала с поздравлений Макрона, а закончила призывом к новой борьбе: «Я призываю патриотов присоединиться к решительной политической схватке, которая начинается уже сегодня. В ближайшее время вы будете нужны Франции как никогда. Да здравствует Республика, да здравствует Франция!»
На проигравшую Ле Пен точно не была похожа - не в ее характере. Стеклянный потолок Нацфронта, о невозможности преодолеть который так много говорили, разбился. Проигранные выборы Ле Пен отмечает слушая рок и танцуя.
Серьезный процент набрал третий невидимый кандидат. Белым бюллетенем против всех проголосовало больше 4 миллионов человек - почти 10% избирателей. Судя по опросам, в основном это сторонники проигравшего в первом туре крайне левого Меланшона.
Сразу после оглашения результата выборов, газета «Фигаро» провела телефонный опрос. Каждый второй ответил: «Макрон не будет хорошим президентом». Настроенные особо решительно с лозунгами «Долой Макрона!» вышли на улицу в нескольких французских городах. Демонстрации сразу же переросли в беспорядки. Полиция разгоняла митингующих слезоточивым газом. Среди задержанных корреспондент RT.
Неявку эксперты уже называют рекордно высокой с 1969 года. Каждый четвертый имеющий право голоса не пришел на выборы, как и прогнозировали опросы. Своеобразной проверкой легитимности вновь избранной власти станут грядущие парламентские выборы. И борьба уже началась.
За время «Пятой республики» во Франции сменилось восемь президентов: «Слово и Дело» подготовило инфографику об их политических платформах и уровне поддержки избирателями.
Безусловно, самым известным и популярным из президентов Франции по сей день остается генерал Шарль де Голль, который является символом сопротивления французского народа немецкой оккупации. Он возглавил страну в 1958 году, получив 80% поддержки действовавшего на тот момент института выборщиков.
Де Голль и его последователи исповедовали правую политическую идеологию – сильную власть президента, идею величия французского государства, а также идеи сильной социальной политики и прямой демократии.
Благодаря экономической политике «голлизма» Франция сумела с 1958 по 1965 год увеличить свой золотой запас с нуля до 4,5 миллиардов долларов и стать одним из крупнейших мировых кредиторов, при этом рост промышленности ежегодно составлял около 5,5%.
В 1965 году де Голля избрали на второй срок на всенародных выборах, на которых он получил поддержку 54,2% избирателей.
Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook , чтобы первыми получать важные новости и аналитику.
Президент является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.
Выборы президента проводятся не позднее, чем за 20 и не ранее, чем за 35 дней до истечения полномочий действующего президента. Выборы проводятся по объявлению правительства.
На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах — мэры и мэрии.
Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК). УИК образуются из должностных лиц коммуны и назначаемых ими лиц.
Избирательные участки открыты по всей Франции с 8 до 19 часов , некоторые муниципалитеты могут открыть избирательные участки раньше или закрыть позднее — в 20 часов.
Президент Республики избирается абсолютным большинством голосов . Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов в первом туре, то через две недели проводится второй тур голосования, куда проходят два кандидата, набравшие максимальное количество голосов. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Во Франции спустя неделю после второго тура выборов президента прошла инаугурация самого молодого главы государства Эммануэля Макрона. На выборах он опередил свою соперницу — главу «Национального фронта» Марин Ле Пен, набрав 66% голосов избирателей.
Церемония инаугурации во Франции — это отлаженный ритуал, механизм которого выверен до деталей.
Покидающий свой пост президент Франции Франсуа Олланд встретил своего преемника Эммануэля Макрона на ступеньках Елисейского дворца. После этого у них состоялась получасовая беседа, на которой Олланд передал Макрону ядерные коды и важные документы. Затем Макрон проводил Олланда до двери, и тот покинул дворец уже как рядовой гражданин.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Сама инаугурация началась непосредственно после встречи двух президентов. В Зале торжеств председатель Конституционного совета огласил результаты выборов и официально объявил Макрона новым президентом Франции. Ему вручили цепь Великого магистра ордена Почетного легиона, затем он произнес первую речь в качестве президента. После Макрон устроил смотр республиканской гвардии, прозвучал гимн, а пушки в комплексе Дома Инвалидов произвели 21 торжественный залп.
Новый президент проследовал в автомобиле, сопровождаемый конным эскортом, по Елисейским полям к Триумфальной арке, где возложил цветы к Могиле Неизвестного Солдата.
На церемонии инаугурации в Елисейском дворце присутствовала также жена нового президента Франции Бриджит Макрон и две ее дочери от первого брака Лоранс и Тиффани вместе со своими семьями.
Бриджит Макрон. Фото: Reuters
Младшая дочь Брижит Макрон Тиффани и ее молодой человек Антуан. Фото: Reuters
Свой первый президентский визит Эммануэль Макрон совершит уже в понедельник. Он отправится к канцлеру Германии Ангеле Меркель, как и два его предшественника — Николя Саркози и Франсуа Олланд. Сама Меркель поддерживала кандидатуру Макрона на выборах.