Демократия по-эстонски: президентом выбрали «какую-то женщину из Люксембурга. Эстония: Когда сносятся ботинки Ильвеса? Сколько лет новому президенту эстонии

Рийгикогу избрал новым президентом Эстонии 47-летнюю Керсти Кальюлайд. За нее проголосовал 81 депутат.

Согласно законам Эстонии, чтобы возглавить страну, Кальюлайд необходимо было набрать 2/3 голосов депутатов парламента, то есть минимум 68 голосов.

Новый президент является малоизвестной фигурой на политическом поле Эстонии. До сих пор она работала представителем Эстонии в Европейской счетной комиссии и не делала никаких резких заявлений ни по одному из важных вопросов. Местные политологи говорят о том, что Кальюлайд является компромиссной фигурой, которая всех устраивает. Она фактически "выскочила" в самом конце избирательной гонки, как черт из табакерки, оставив позади себя большинство сильных и популярных в республике политиков.

Однако после избрания на пост главы государства Кальюлайд начала эпатировать публику. Она сказала журналистам, что не будет жить в президентском дворце, а предпочитает остаться в своей старой квартире. Как сообщают местные СМИ, у нее в Таллине четыре собственных квартиры.

Также новый президент удивила местных жителей обещанием общаться с русскоязычным населением республики на русском языке. "Мы с удовольствием поговорим. Я - на своем пока что довольно слабом русском языке, а они пусть говорят так, как им будет удобно. Быть может, мой акцент подтолкнет их к тому, чтобы смелее использовать эстонский", - отметила кандидат в президенты, отвечая на вопрос журналистов о том, как она будет выстраивать национальную политику.

Напомним, что выборы президента Эстонии начались в конце августа. Три тура выборов в парламенте 29 и 30 августа и два тура голосования в Коллегии выборщиков 24 сентября результата не принесли. За это время с дистанции сошли кандидаты в президенты Эйки Нестор, Март Хельме, Марина Кальюранд, Майлис Репс, Аллар Йыкс и Сийм Каллас. В итоге право выбора президента снова перешло к Рийгикогу.

Досье "РГ"

Керсти Кальюлайд родилась в 1969 году в Тарту. В 1992 она окончила факультет биологии Тартуского университета, в 2001 году получила степень магистра по управлению бизнесом.

В 1998-1999 годах Кальюлайд работала руководителем проекта в отделе банковских инвестиций Hansapank Markets. В 1999 году стала работать советником по экономике тогдашнего премьер-министра Марта Лаара.

С мая 2004 года Кальюлайд является представителем Эстонии в Европейской счетной палате. В период 2010-2014 годов она отвечала за методику контроля и годовых отчетов и за их составление. Последние годы она руководила в Счетной палате проведением аудита по сельскому хозяйству и проведением реформы структуры палаты.

Также Кальюлайд была членом Эстонского генного фонда и членом куратория Тартуского университета. С 2012 года возглавляет совет Тартуского университета. С 2001 по 2004 год Кальюлайд была членом партии "Союз отечества".

В сентябре 2016 года Кальюлайд возглавила образованный при канцелярии Рийгикогу совет по мониторингу развития.

Эстония представляет собой республику парламентского типа. Это закреплено в Конституции 1992 года. Именно по этой причине президент республики не обладает какими-либо важными полномочиями. Глава государства является фигурой символической, которая олицетворяет единство народа и выполняет, как правило, представительские функции. Главное лицо республики не может состоять в какой-либо партии, а также занимать другую должность (выборную или назначаемую). В настоящее время пост президента Эстонии занимает Керсти Кальюлайд, которая родилась в 1969 году. Она была избрана в 2020 году.

История зарождения эстонского государства

Первые народы, которые проживали на территории современной Эстонии, относятся к финно-угорской или прибалтийско-финской группе. Эти племена жили спокойно до начала XIII века, а потом началась экспансия рыцарей из Европы. Первыми сюда пришли немецкие рыцари, после – появились датчане, привлечённые рассказами немцев об огромных запасах пушнины, которые можно отобрать у аборигенов. В 1238 году страна разделилась на несколько частей:

  • Ливонский орден. Монахи-рыцари сразу же принялись насильно крестить язычников, сжигая непокорных вместе с их идолами;
  • Деритское епископство;
  • Эзельское епископство;
  • Дания.

Поначалу древние эсты пытались сопротивляться, но их уровень развития не мог противостоять закованным в латы европейским рыцарям . Тем не менее, бунты и мятежи возникали постоянно. Самым крупным в истории считается восстание Юрьевой ночи, которое длилось с 1343 по 1345 годы. В 1347 году северные земли современной республики отошли Ливонскому ордену.

Постепенно страна приняла культуру захватчиков и начала стремительно развиваться. Появились крупные торговые города, часть из которых стала членами Ганзейского союза. В XVI веке до Эстонии дошли идеи церковной реформы, и часть населения стала относить себя к протестантам. В 1558 году царь Иван Грозный со своими войсками вторгся на эту территорию. Через несколько лет, в 1562 году, Ливонский орден был разгромлен и уничтожен. Несмотря на это, длительная Ливонская война 1558-1583 годов была проиграна Россией. В результате Эстония оказалась разделена между следующими государствами:

  • Польша;
  • Дания;
  • Швеция.

В 1625 году большая часть страны оказалась в руках у Швеции, войска которой в 1645 году смогли захватить Саарема. Вскоре были образованы шведские губернии Лифляндия и Эстляндия.

В 1700 году была начата Северная война, в которой Россия под предводительством Петра I смогла захватить территорию современного эстонского государства. После подписания Ништадского мира в 1721 году Лифляндия и Эстляндия были отданы Российской империи. В XVIII веке российские власти особо не пытались вмешиваться в социальные аспекты жизни местного населения, поэтому тут по-прежнему доминировали этнические немцы и шведы, которые плохо относились к жителям. В начале XIX века Российская империя начала проводить реформы, которые значительно отразились на жизни региона:

  1. В 1816-1819 годах все эстонские крестьяне стали вольными, так как было отменено крепостное право. Хотя Александр I пытался отменить крепостничество по всей Российской империи, повезло только жителям прибалтийских регионов. При этом земля вольным крестьянам не полагалась;
  2. В 1849-1865 годах было издано несколько законов, которые позволяли крестьянам приобрести земли;
  3. Ближе к концу XIX века в России были проведены буржуазные реформы, благодаря которым стали появляться и развиваться многочисленные заводы и фабрики.

Именно из-за буржуазных реформ, а также близости Европы на территориях современной Эстонии начал формироваться новый класс интеллигенции, который пытался создать независимую от России республику. Уже в начале XX века Эстония стала считаться одним из самых неспокойных регионов империи, где в любой момент могла вспыхнуть революция.

Борьба за независимость и становление независимой Эстонии

После российской революции 1917 года власть в Эстонии перешла в руки самоуправления, которое называлось Маапяэва. Этот орган подчинялся указам Временного правительства. Далее события проходили по следующему сценарию:

  1. В октябре 1917 года Исполком Советов Эстляндии захватил власть;
  2. Маапяэва пытался бороться и даже заявил, что именно ему принадлежит верховная власть в стране, но местные коммунисты быстро разогнали самоуправление, пользуясь поддержкой Красной Армии ;
  3. В январе 1918 года большевики добились своей главной цели – Эстония превратилась в автономную часть РСФСР;
  4. В феврале 1918 года Красная Армия ушла из страны, так как нужно было отбиваться от германских войск, которые перешли в наступление. После этого Совет старейшин Эстонского земского собора приступил к своей главной задаче – провозгласил страну независимой;
  5. В августе того же года РСФСР отказалась от власти над Эстляндией и Лифляндией, оставив народу право на самоопределение;
  6. Несмотря на это, 29 ноября 1918 года Красная Армия с боем взяла Нарву, после чего там была провозглашена Эстляндская трудовая коммуна;
  7. Через несколько месяцев РСФСР признала советскую Эстонию официальным государством;
  8. В феврале 1919 года благодаря решительным действиям эстонской армии и помощи генерала Юденича, через которого шли огромные деньги из Европы, удалось освободить территорию Эстляндии от красных отрядов.

Весной и летом 1919 года армии пришлось сражаться как против Красной Армии, которая вновь перешла в наступление, так и против немцев.

2 февраля 1920 года Советский Союз подписал договор с Эстонией, по которому он добровольно отказывался от прав на территорию независимого государства. Несмотря на это, местным коммунистам постоянно оказывалась денежная и военная помощь от «старшего брата». В 1924 году приверженцы социализма попытались свергнуть верховную власть в Таллине, но их разгромили. После этого в стране начали сознательно развивать национализм. Мировой экономический кризис серьёзно повлиял на все сферы развития республики:

  • Изменилась политическая ситуация;
  • Фашистскому режиму симпатизировали не только «правые», но и большинство обычных граждан;
  • Многие пытались создать авторитарный режим правления, используя политическую модель в Германии.

В годы правления премьер-министра Пяте было решено бороться с подобным в жёсткой форме. В 1934 году был распущен парламент, а все партии, кроме правящей, объявили вне закона. В 1937 году была принята новая Конституция, которая закрепила авторитарный режим. В 1929 году согласно пакту Молотова-Риббентропа Эстония была отнесена к сфере воздействия СССР. Это дало возможность Советскому Союзу создать свои военные базы на территории республики, а также ввести войска для их охраны.

В 1940 году стало понятно, что независимой республике приходит конец. Под нажимом Красной Армии в стране прошли безальтернативные выборы, после чего она стала частью Советского Союза. Через год Эстонскую ССР заняли немецкие войска, но в 1944 году армия СССР выгнала немцев с её территории. При этом Соединённые Штаты Америки и Великобритания не признали законным право СССР на включение Эстонии в свой состав.

Роль СССР в развитии эстонского государства

Эстония до 1944 года развивалась по европейской схеме, которая была чужда советским коммунистам. Придя к власти, они поспешили превратить республику в советскую страну:

  • Стало истребляться местное дворянство;
  • У интеллигенции отобрали все привилегии;
  • Срочно понадобилось создавать колхозы и раскулачивать богатых хуторян.

Естественно, такая политика вызвала возмущение у местного населения. СССР начал вести борьбу с «кулаками», опираясь на безземельных батраков. В стране началась настоящая гражданская война, которая продолжалась до начала 1950-х годов.

После того как удалось навести порядок, Советский Союз начал развивать Эстонию усиленными темпами. В строительство новых заводов и производств были инвестированы средства из бюджета.

Так как республика исторически поддерживала связи с Финляндией, для советских граждан Эстония стала своеобразным прообразом Европы, в которую они не могли попасть. Этому способствовала политика властей. В 1970-х годах в стране начала появляться новая интеллигенция, способная мыслить на уровне среднестатистических европейцев.

С началом перестройки Эстония приступила к формированию Народного фронта. В 1988 это движение потребовало предоставить республике хозрасчёт и автономию. Что интересно, местная компартия была полностью солидарна с такими требованиями. Дальнейшее развитие страны происходило следующим образом:

  1. В 1989 году Народный фронт Эстонии стал выступать за получение полной независимости;
  2. В 1991 году страна стала независимой;
  3. Дальнейшее развитие было решено проводить по скандинавской и финляндской схемам.

В 2004 году страна принята в Евросоюз и НАТО .

Конституция Эстонии и её особенности

В настоящее время в республике действует Конституция, принятая 28 июня 1992 года. В ней чётко определено, что верховная власть в Эстонии осуществляется её народом через Государственное собрание или за счёт референдума. Вносить различные поправки может только президент или Государственное собрание (причём в последнем случае за это должны проголосовать не менее 20 % депутатов). Самый простой способ изменения Конституции – проведение референдума.

В главном документе Эстонии провозглашено всеобщее равенство перед законом. Чётко определено, что все граждане равны, невзирая на следующие особенности:

  • Национальность;
  • Раса;
  • Происхождение;
  • Язык;
  • Цвет кожи;
  • Политические убеждения.

Имущественное и социальное положение тоже не является преимуществом. Сурово карается по закону разжигание вражды на политической, расовой или национальной почве. В Конституции чётко сказано, что республика имеет парламентскую форму правления, хотя её главой является президент. С 1992 года главой республики становились следующие политики:

  1. 1992 – 2001 год – Леннарт-Георг Мери. Первый президент после многолетнего перерыва, избирался на 2 срока подряд. Известен как писатель и режиссер, занимал пост министра иностранных дел. Повторное избрание на пост президента произошло в 1996 году;
  2. 2001 – 2006 год – Арнольд Рюйтель. Постоянно напоминал России, что СССР не дал Эстонии выбрать самостоятельный путь развития;
  3. 2006 – 2020 год – Тоомас Хендрик Ильвес. Типичный представитель европейского типа политиков. Его повторное переизбрание и инаугурация проходили в 2011 году. Разрешил однополые браки и ввел договоры о сожительстве;
  4. 2016 – наше время – Керсти Кальюлайд. В 2020 году попала в списки журнала «Форбс» как одна из 100 самых влиятельных женщин в мире.

Возможно, некоторых президентов выбрали бы и на третий срок, но по Конституции глава государства не может избираться более чем на два срока подряд.

Особенности исполнительной власти в стране

Исполнительная ветвь власти в Эстонии обладает следующими особенностями:

  • Премьер-министр выдвигается президентом;
  • Правительство формируется парламентом, премьером и главой республики;
  • Парламент может одобрять или отклонять кандидатуры, предложенные президентом или премьер-министром;
  • Вся внутренняя и внешняя политика государства осуществляется правительством.

Перед подписанием важных договоров с иностранными государствами они в обязательном порядке должны быть представлены Государственному собранию для ратификации.

После того как Эстония получила независимость в 1991 году, в стране начали появляться различные политические партии. В настоящий момент их более 20 штук. Ни одна из них не имеет доминирующего положения. В последние годы правительство Эстонии приняло несколько законов, которые касаются деятельности партий:

  • Теперь стараются уменьшить их общее количество;
  • Действующие партии пытаются объединить между собой;
  • Подобные объединения не могут получать пожертвования от юридических лиц;
  • Запрещено создание избирательных блоков граждан;
  • Нельзя формировать выборные межпартийные блоки.

За счёт этого государство пытается поднять значимость влиятельных партий, которые в настоящее время не представляют собой силы, способной влиять на политические события в стране.

В основном законе государства имеется статья, запрещающая создание партий, которые могут насильственным образом поменять Конституцию. Методы действия здесь – уголовная ответственность.

Статус и обязанности президента Эстонии

Все полномочия главы государства подробно расписаны в статье № 78 Конституции. Там чётко прописано, что президент должен исполнять следующие функции:

  • Представлять Эстонию в различных международных отношениях. Это функция включает в себя визиты в иностранные государства, приём дипломатов из разных стран, подписание договоров. Все важные международные документы подписываются президентом республики только после того, как их одобрит правительство;
  • В исключительном случае, когда премьер-министр по состоянию здоровья или другим причинам не может представлять государство в Высшем совете Евросоюза, главе государства можно появляться вместо него;
  • После одобрения правительства глава Эстонии может назначать или отзывать дипломатов, принимать различные грамоты и т. д.;
  • В обязанности президента входит формальное провозглашение выборов в парламент;
  • Он может присутствовать на всех заседаниях Рийгикогу, выступать перед парламентом с предложениями и заявлениями. В зале заседаний имеется специальное место для выступлений главы республики;
  • Провозглашать законы, принятые Рийгикогу. У главы государства есть право на вето, которое может быть наложено в течение 14 дней с момента получения документа. Если парламент всё равно возвращает закон, не изменив его, то президент может обратиться в Государственный Суд для сверки с действующей Конституцией. Если суд не найдёт противоречий, то закон должен быть подписан в любом случае. (Первый глава Эстонии Леннарт Мери накладывал своё вето 42 раза. Последующие президенты пользовались этим правом значительно реже. Керсти Кальюлайд наложила вето только один раз в 2020 году);
  • Может поставить вопрос о внесении поправок в Конституцию, который должен решаться на всенародном референдуме;
  • По распоряжению президента выдвигается кандидат на должность премьер-министра. Перед выбором этот человек должен быть одобрен правительством;
  • Назначает и освобождает от должности членов правительства. Это происходит только по представлению премьера;
  • Предлагает кандидатуры на должности председателя Государственного Суда, государственного контролёра, канцлера юстиции, председателя совета Банка Эстонии. Они должны быть одобрены Рийгикогу;
  • Присваивает воинские и дипломатические звания, дает отличившимся гражданам награды государственного уровня;
  • По Конституции является руководителем системы обороны. Хотя можно рассматривать эту должность как Верховный главнокомандующий, в реальности армией управляет Министерство обороны совместно с правительством;
  • Имеет право миловать преступников, смягчать им наказание или объявлять амнистии. Это право используется крайне редко.

Если внимательно просмотреть все полномочия главы государства, то получается, что право законодательной инициативы может использоваться президентом только в случае изменения Конституции.

Резиденция президента Эстонии и история её строительства

Резиденция главы государства находится в Кадриорге (переводится как долина Кадри). Этот дворцово-парковый комплекс был основан 22 июля 1718 года. Инициатором создания стал Пётр I во время Северной войны. В 1714 году император приобрёл этот земельный участок, чтобы создать там парк и построить свою резиденцию. В качестве архитекторов были выбраны Никколо Микетти и его подмастерье Гаэтано Киавери.

Опытные архитекторы поместили императорский дворец таким образом, чтобы из него можно было видеть море, гавань и город. В 1720-1722 годах над строительством дворца работал Михаил Земцов, который сменил Никколо Микетти. Он полностью оформил интерьер императорской резиденции. Изначально планировалось, что в прилегающем парке сделают зону отдыха для горожан (что интересно, даже сейчас он открыт для посещения).

Долгие и утомительные выборы эстонского лидера закончились неожиданным результатом. Президентом страны стала практически никому не известная аудитор Европейской контрольной палаты.

В рамках Евросоюза выборы президента Эстонии – уникальное и самобытное явление. Процедура сложная, непрямая, многоступенчатая, зачастую с непредсказуемым финалом. Кандидаты тасуются как колода карт, в режиме реального времени врываются в гонку и также стремительно покидают её, могут проявиться в последний момент буквально из ниоткуда и в одночасье стать фаворитами. Партии свободно и открыто обсуждают, как, исходя из различных комбинаций, будут менять свои предпочтения. Политики не скрывают, что отдавать голоса собираются не из идеологической близости, а в силу холодного стратегического расчёта. Кандидаты, как следствие, в перерывах между турами – через своих эмиссаров либо лично – лихорадочно бегают по чужим фракциям, «продавая» собственную персону в обмен на заветные голоса.

При этом президент Эстонии по большей части церемониальная фигура, по статусу и функционалу схожая с британской королевой. Обязанности в основном представительские и символические. Удачным олицетворением этой схемы стал уходящий президент Тоомас Хендрик Ильвес.

Каждую зиму он отправлялся вальсировать на балу в Кадриоргском дворце по случаю Дня независимости. Раз в несколько лет – уезжал на Всемирный конгресс финно-угорских народов, откуда то предлагал субъектам РФ вкусить плоды независимости, то читал речи про «кровавый снег Сибири». Как некогда платья и шляпки Елизаветы II и личную жизнь её детей и внуков, общественность предпочитала обсуждать колоритный гардероб Ильвеса, акцентируя внимание на пристрастии к модным бабочкам, и амурные переживания своего лидера на личном фронте.

С шестой попытки

Процесс же смены президентов как по сути, так и по духу скорее напоминает выборы папы римского. Выборщиков «запирают» на конклав. В ходе многодневного марафона паства не знает не только кто будет новым первосвященником, но и будет ли он избран вообще. Публика терпеливо ждёт, пока из трубы над Сикстинской капеллой вырывается заветный белый дым, кардинал объявляет с балкона: «У нас есть папа!» Все вздыхают: наконец-то. Именно это становится главной новостью; кого в итоге избрали – вопрос второй. Всякий раз, когда дым оказывается чёрным, среди паствы поднимаются волны уныния, фрустрации и спекуляций.

Для того чтобы стать эстонским президентом, требуется собрать подписи 1/5 депутатов Рийгикогу и заручиться поддержкой 2/3 состава парламента (минимум 68 голосов из 101). В случае неудачи после трёх раундов голосования выборы из парламента переносятся в Коллегию выборщиков, где к списочному составу Рийгикогу присоединяются свыше двух сотен делегатов от муниципалитетов. Если после двух раундов президент снова не избран, выборы опять переезжают в парламент. И так – до бесконечности. Редко главу государства избирают с первого раза, так что на практике действо может растянуться на несколько месяцев. Один только месяц должен пройти до созыва Коллегии – это время специально даётся на кулуарную работу по «перевербовке» союзников.

Параллельно, чтобы жители не скучали, их развлекают при помощи дебатов между кандидатами, что, впрочем, довольно бессмысленно, учитывая, что рядовой электорат до выборов не допускается.

Сама Коллегия традиционно отправляется заседать в роскошный концертный зал Национальной оперы «Эстония» в особо торжественной обстановке. Из-за пышной атмосферы мероприятие со стороны больше напоминает банкет или гала-вечер, нежели важное политическое событие. Репортажи оттуда отдают тоном светской хроники.

В актуальном избирательном цикле Эстония вышла «на Коллегию» в состоянии жёсткого конфликта правящих элит. В отличие от выборов 2006-го и 2011 годов, когда несколько партий объединялись против поддержанных центристами кандидатов, на сей раз каждый игрок предпочёл идти самостоятельно, выставив собственного кандидата. В итоге на суд выборщикам представили рекордное количество кандидатов – пять человек. До «стадии оперы» дошли экс-премьер и экс-еврокомиссар Сийм Каллас (реформисты), экс-глава МИД Марина Кальюранд (независимая, поддержана соцдемами), экс-канцлер юстиции Аллар Йыкс (IRL и «свободовцы»), депутат и экс-министр образования Майлис Репс (центристы) и депутат Март Хельме (EKRE). Обилие «войны компроматов» дало повод сравнивать кампанию с выборами – 2006, доселе державшими в Эстонии эталон «самых грязных». Так, незадолго до голосования ведущая газета Postimees опубликовала «анонимное письмо», повествующее о якобы нацистском прошлом отца Кальюранд. Ранее та же газета раскопала русские корни у семьи Хельме. Одному из старожилов эстонской политики Сийму Калласу припомнили советское прошлое.

Злые языки рассказывали, как в конце 1980-х Москва рассматривала его в качестве лояльной замены лидеру ЭССР Карлу Вайно.

Расхождения во взглядах населения и узкого круга выборщиков обнаружились ещё в первом туре. Во всех опросах общественного мнения стабильно вела Марина Кальюранд. Что касается опросов выборщиков, многие из них отказывались озвучивать свои предпочтения. Но среди согласившихся большинство тоже было за Кальюранд, которая считалась главной фавориткой. На деле она заняла 4-е место, даже не пройдя во второй круг. Неожиданно опередил всех Йыкс с 83 голосами (из 335), которому, наоборот, прочили как раз 3-е или 4-е место. Следом финишировал Каллас, собрав 81 голос. Во втором круге Коллегия раскололась пополам: Йыкс и Каллас набрали примерно одинаковое количество голосов, 134 против 138 соответственно. Выборы опять зашли в тупик. Очередной тур, уже в Рийгикогу, назначили на 3 октября. К тому времени стало понятно, что протолкнуть сугубо партийного человека на роль президента ни у кого не получится, потому что противоречия между партиями оказались непреодолимыми. В этих условиях истеблишмент начал срочно искать компромиссную фигуру, устраивающую всех. В результате закрытого отбора такая фигура быстро нашлась. Все пятеро прежних кандидатов дружно снялись с дистанции, одновременно Совет старейшин Рийгикогу предложил номинировать Керсти Кальюлайд, аудитора Европейской контрольной палаты. Кальюлайд заманчивое предложение приняла, оперативно «обаяла» все партии и была выдвинута в качестве единственного кандидата с 90 подписями. С такой массивной поддержкой Кальюлайд без труда одержала победу.

«Кто эта женщина?»

Новый президент стала воплощением вынужденного консенсуса, который устроил большинство. Будучи аутсайдером эстонской политической жизни, Кальюлайд оказалась равноудалённым от всех партий человеком. По крайней мере, во время прежней работы она не вмешивалась активно в политику. Опыт длительной работы в институте ЕС застолбил за ней репутацию известного в узких кругах Европы человека, успешного носителя европейской культуры и обладателя хороших связей с Евросоюзом, который будет продолжать европейский вектор развития страны.

Немаловажно, что благодаря 12-летней карьере в Люксембурге Кальюлайд удалось избежать привязки к каким-либо скандалам и не запятнать свой образ сомнительным багажом.

Поэтому костяк партий не стал возражать против неё. Прохладный приём она получила лишь в стане националистов из EKRE, и то партия несколько дней колебалась, не высказывая чётких «да» и «нет». Март Хельме вяло поругал Кальюлайд за «космополитизм» и высказался в том духе, что безальтернативные выборы – откат к советскому прошлому. Воспоминаниями о советских временах, когда депутаты практически единодушно одобряли единственного кандидата, делился не только он один. Несмотря на это, даже члены EKRE, судя по данным финального голосования в парламенте, предпочли не высказывать Кальюлайд откровенного неодобрения. Против неё набралось больше недействительных и пустых бюллетеней, чем демонстративно воздержавшихся.

Длительное голосование вкупе с неожиданной развязкой снова подняло вопрос о необходимости менять механизм выборов. Об этом заговорил Каллас, назвав раскол в Коллегии выборщиков «политическим крахом». «Система неверна, такая система не годится, что-то надо в порядке выборов изменить», – сказал он. Затянутая процедура утомила даже поднаторевших журналистов. Соответствующий законопроект о переходе на прямые выборы националисты вместе с частью центристов уже внесли в парламент. «Именно такая ассоциация – с долгими и мучительными родами – возникла у меня во время освещения второго тура выборов в коллегии выборщиков, – делилась впечатлениями редактор эстонского Delfi Ольга Привалова. – Тужимся, тужимся, а толку?» Прессе пришлось для иллюстрации делать репортажи со скучающими, грустными, обречённо-отстранёнными лицами выборщиков, попутно описывая, сколько тысяч евро из бюджета ушло на Wi-Fi, печенье и «прочие канапе» во время их бдений.

В отсутствие прямых выборов поиск нового президента привёл к непрозрачному клубку интриг и подковёрной борьбы. «Я наблюдаю за этими выборами уже в пятый раз и уже скоро начну считать по-эстонски», – иронизировал по этому поводу американский посол в Таллине.

Кальюлайд, в свою очередь, прекрасно понимает, что «призвали» её, как варяга, не от хорошей жизни, а потому что, выражаясь летописным слогом, на земле эстонской «порядка нет». Она честно назвала себя «запасным президентом» и сравнила свою роль с фарфоровой статуэткой на полке. Это не первый случай в эстонской практике. 10 лет назад в определённой степени таким же «запасным президентом» стал Ильвес. На выборах – 2006 объединённая оппозиция первоначально хотела избрать вице-спикера Рийгикогу Эне Эргму. Её в едином порыве поддержали реформисты, соцдемы, «Союз Отечества и Res Publica». Эргма к тому времени успела нараздавать интервью в качестве будущего президента. СМИ настраивали читателей, что страну в скором будущем возглавит женщина – преподаватель астрономии. Планы порушили центристы и «народники», поддержавшие тогдашнего действующего президента Рюйтеля. Противники обвинили руководство центристов в том, что они запугали своих депутатов, заставив не участвовать в голосовании.

После того, как «не прошла» Эргма, неожиданно ей на замену появился социал-демократ Ильвес, на тот момент евродепутат. Его тоже тогда многие воспринимали как вынужденного консенсусного кандидата, которого «выписали» из-за границы (Ильвес долгое время жил и работал в США и Европе, вернулся в Эстонию только после распада СССР). Его «прокатили» на двух раундах в парламенте, после чего наконец избрали на Коллегии с разницей в 174 голоса против 162 за Рюйтеля.

Не то чтобы это имеет серьёзное значение (в том, что неизвестного человека неправильно избирать президентом, упрекал коллег вслух лишь тот же Хельме), однако является красноречивым фактом само по себе. Портал Delfi и газета Postimees практически одновременно отправились узнавать у простых людей на улице, что они думают о новом президенте. Многие не могли её узнать ни по имени, ни по фотографии. В последнем случае некоторые путали с другим кандидатом – центристкой Репс. Также многие если и слышали о Кальюлайд, то узнали о ней исключительно буквально накануне голосования, когда её номинировали. Именно на свою узнаваемость на родине, которую сама президент охарактеризовала как «мизерную», Кальюлайд и обещает работать. Пока что фамилия Кальюлайд ассоциируется у народа больше с видным центристом, старейшиной района Пыхья-Таллин Раймондом Кальюлайдом, который приходится избранному президенту единокровным братом. На то, как судьба раскидала родственников по разным лагерям, эстонская пресса обращала внимание ещё в начале 2000-х. Раймонд тогда стал советником лидера центристов Эдгара Сависаара, пока Керсти работала советником по экономике у премьера Марта Лаара.

Новоизбранному президенту 46 лет. Она родом из Тарту, закончила местный университет с дипломом генетика. До перехода под крыло Лаара, в 1990-х, работала в банковском секторе. В 2001 году вступила в «Союз Отечества», но активным членом партии себя не зарекомендовала, спустя три года уже в «Союзе» не значилась. На работу в Евросоюз её делегировало правительство Калласа. В Европейской контрольной палате Кальюлайд сменила несколько направлений, последним из них стал, как следует из её официального резюме, аудит в области «сохранения и управления природными ресурсами».

В целом за период длительного пребывания в Люксембурге ничем необычным и неординарным она не запомнилась. Коллегами характеризуется сугубо положительно. На реформистов произвёл впечатление тот факт, что в своё время ей вручили награды «Европеец года» и «Премия согласия».

В Эстонии с 29 августа не могли выбрать президента.

В партии посчитали это признанием заслуг кандидатки в Европе. Однако регалии вручали не самые влиятельные «междусобойчиковые» НКО Европейское движение «Эстония» и фонд «Открытая Эстония», являющиеся партнёрами друг друга, поэтому гордиться здесь особо нечем. Награждали кандидатку за пропаганду образа ЕС и экономический ликбез по радио.

Говорить о политических взглядах Кальюлайд пока преждевременно. Какой-либо внятной программы или плана действий на посту она не представила. В авторском «Письме к жителям Эстонии» , поданном в СМИ перед избранием, она оперировала общими фразами без конкретики. Претендуя на роль президента-объединителя, Кальюлайд описывает себя как либерального консерватора (критики из центристов успели обозвать её «лааровским евробюрократом»), отмечает , что её взгляды «в определённой степени» совпадают со всеми партиями, но «не на 100%». В качестве посыла для русскоязычных жителей Кальюлайд заверила, что сможет найти с ними общий язык, несмотря на свой «плохой и неуклюжий русский». В качестве примера общения с русскоязычными она сослалась на свой опыт посещения Ида-Вирумаа и Маарду, в том числе на работу на Ируской электростанции, где она трудилась краткое время до переезда в Люксембург. «Мы с удовольствием поговорим. Я – на своём пока что довольно слабом русском языке, а они пусть говорят так, как им будет удобно, – обещала она. – Быть может, мой акцент подтолкнёт их к тому, чтобы смелее использовать эстонский».

Эти слова звучат как шаг навстречу русскоязычной общине, особенно на фоне предшественника Кальюлайд Ильвеса, который не умел и не любил говорить по-русски, за исключением пары слов вроде «дезинформация». В интервью западным СМИ он называл русский «языком оккупационных властей». Доходило до забавных казусов: старательно избегать русского он предпочитал даже в русских школах на презентациях русского перевода сборника своих речей. Ходила шутка, что Ильвес говорит по-русски так же хорошо, как Владимир Путин по-эстонски, оттого произнесённое им по-русски: «Здравствуйте, я ваш президент», – вызывало шквал хохота и аплодисментов.

В эпоху, когда даже радикальный националист Хельме периодически даёт интервью по-русски, а Йыкс вообще во время дебатов декламирует Пушкина на «великом и могучем», позиция Ильвеса выглядела реликтом. В этом плане посылы Кальюлайд – позитивный сигнал. Что касается проблемы безгражданства и отношений с Москвой, пока что имеется мало оснований ожидать серьёзных перемен. Говоря об образовании, Кальюлайд пока что лишь изъявила желание расширить бесплатное обучение эстонскому. Есть и надежда, что Кальюлайд будет главным образом заниматься экономикой и не будет позволять себе агрессивную риторику Ильвеса, который в целом был «зациклен» именно на борьбе с Москвой и мобилизацией других на противостояние с восточным соседом. Диалог с Россией, считает новый президент, должен быть спокойным и «согласованным с союзниками». Только вот ехать с визитом в Москву президент пока не спешит – не видит возможности.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в

  • Правительство
  • Президент Эстонской Республики (эст. Eesti Vabariigi President ) - глава Эстонской Республики .

    При Президенте Республики на правах совещательного органа существует т. н. «Совет государственной обороны» (эст. Riigikaitse Nõukogu ), в состав которого входят председатель Рийгикогу, премьер-министр, председатель комиссии Рийгикогу по государственной обороне, председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам, министр иностранных дел, министр обороны, министр финансов, министр внутренних дел, министр юстиции и командующий силами обороны . Возглавляет совет сам президент.

    Задачей совета является обсуждение важных с точки зрения государственной обороны вопросов и формирование общего мнения. Заседания проводятся по мере необходимости (в реальности они обычно проводятся от 1 до 3 раз в год.

    Неформальные полномочия

    Помимо прописанных в конституции и законах полномочий, Президент Республики имеет также ряд неформальных функций, которые обусловлены традициями и личностными качествами занимающих пост главы государства людей. Так, устоявшейся традицией являются новогоднее выступление президента, принятие президентом парадов вооружённых сил Эстонии в честь Дня независимости 24 февраля и праздника победы под Вынну 23 июня . Президент Республики отвечает за организацию ежегодного приёма в честь Дня независимости, на который приглашаются все первые лица страны и видные общественные деятели (для многих это является большой честью и знаком признания). Произносимая президентом 24 февраля речь (эст. iseseisvuspäeva kõne ) является важным политическим событием, поскольку президент имеет возможность выразить в ней своё видение происходящего в стране и критиковать действия исполнительной и законодательной власти .

    Президент Республики также осуществляет патронаж над многими общественными организациями и кампаниями, такими как:

    Порядок избрания и прекращения полномочий

    На пост президента имеют право баллотироваться только граждане Эстонии по рождению достигшие сорока лет. Кандидат в президенты выдвигается депутатами Рийгикогу (не менее 1/5 от их числа). Президент избирается на 5 лет. Никто не может быть избран президентом более чем на два срока подряд.

    Выборы президента Эстонии непрямые: он избирается в Рийгикогу или в специальной коллегии выборщиков, если Рийгикогу не удастся выполнить эту задачу. В первом туре происходит тайное голосование депутатов Рийгикогу за представленные кандидатуры. Если в первом туре президента избрать не удастся (избранным считается кандидат, за которого проголосовали не менее 2/3 состава парламента или 68 депутатов), то на следующий день проводится второй тур, при этом кандидаты выдвигаются заново. Если и во втором туре президент не избран, то в тот же день проводится третий тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов во втором туре. Если президент не избран и в третьем туре, председатель Рийгикогу созывает Коллегию выборщиков, состоящую из депутатов Рийгикогу и представителей советов местных самоуправлений . Коллегии выборщиков представляются два кандидата, участвовавших в третьем туре. Кроме того право выдвижения кандидата на пост президента имеют также по крайней мере 21 член коллегии выборщиков. Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования. Если и после второго тура голосования в коллегии выборщиков не удастся избрать президента, право выбора президента снова переходит к Рийгикогу и процедура повторяется заново в вышеописанной последовательности.

    Вступление новоизбранного президента в должность происходит путём принесения перед Рийгикогу следующей присяги:

    «Вступая в должность Президента Республики, я (имя и фамилия) торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики»

    С момента вступления на должность автоматически прекращаются все полномочия и обязанности президента в любых других избираемых или назначаемых должностях. Президент Республики не имеет права заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью. Должностное вознаграждение Президента Республики устанавливает Рийгикогу специальным законом. На время пребывания в должности президент обязан приостановить членство в какой-либо партии .

    Полномочия президента прекращаются в связи с:

    • добровольной отставкой;
    • вступлением в должность вновь избранного президента;
    • смертью;
    • вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
    • стойкой неспособностью исполнять обязанность президента по состоянию здоровья, устанавливаемой Государственным судом .

    При неспособности президента исполнять свои обязанности, полномочия президента временно переходят к председателю Рийгикогу .

    История института президентства

    Указы президента Пятса об отставке правительства Улуотса и назначении правительства Барбаруса

    Сообщение государственного секретаря о принесении членами правительства Барбаруса должностной присяги

    Решение парламента об отставке Пятса с поста президента

    Институт президента отсутствовал в Эстонии как таковой с по 1938 года . Первая конституция Эстонии была намеренно составлена таким образом, чтобы любыми способами исключить концентрацию слишком большой власти в одних руках. Функции, которыми обычно наделён президент в парламентских республиках, были распределены между спикером парламента, правительством и государственным старейшиной , который фактически выполнял функции премьер-министра и номинального главы государства. Однако последний не мог выполнять роль арбитра в случае конфликта между парламентом и правительством, поскольку был сам полностью зависим от депутатов и мог быть в любой момент отправлен парламентом в отставку.

    После включения Эстонии в состав СССР на правах отдельной союзной республики (в современной Эстонии трактуется, как изначально нелегитимная оккупация) была принята новая конституция по образцу конституции СССР , в которой пост президента не был предусмотрен. В советский период формальным главой государства в Эстонской ССР считался председатель президиума Верховного Совета ЭССР , полномочия которого были минимальными.

    В период советской власти за пределами СССР также действовало правительство Эстонской Республики в изгнании, глава которого официально назывался «премьер-министром, временно исполняющим обязанности Президента Республики». Однако легитимность правительства в изгнании ставится некоторыми историками под вопрос, поскольку, по их утверждению, оно не было официально признано ни одним государством мира. Первое правительство Эстонии в изгнании состояло из лиц, назначенных последним законным премьер-министром Эстонии Юри Улуотсом (после предъявления Советским Союзом ультиматума, включавшего требование о формировании дружественного СССР правительства Эстонии, 21 июня 1940 года кабинет министров Улуотса был отправлен в отставку указом президента

    Eesti Vabariigi President ) является главой эстонского государства.

    Поскольку Эстония является парламентской республикой, полномочия президента в значительной степени ограничены, он не входит в систему исполнительной власти и является, главным образом, символической фигурой. Президент не может быть членом какой-либо политической партии и не может занимать никакой иной выборной или назначаемой должности. Эти ограничения направлены на обеспечение независимости и политической беспристрастности президента при исполнении его должностных функций.

    Избрание президента проходит путём голосования в парламенте или в специальной коллегии выборщиков (в том случае, когда парламент оказывается неспособным избрать главу государства). Президент избирается сроком на пять лет, одно и то же лицо не может быть избрано президентом более, чем на два срока подряд. Ныне действующий президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес был избран коллегией выборщиков 23 сентября 2006 года, получив уже в первом туре голосования поддержку 174 выборщиков (при необходимых для победы 173). Его единственный конкурент, действовавший на тот момент президент Арнольд Рюйтель , получил поддержку 162 членов коллегии.

    История института президентства

    Институт президента отсутствовал в Эстонии как таковой с 1918 по 1938 года. Первая конституция Эстонии была намеренно составлена таким образом, чтобы любыми способами исключить концентрацию слишком большой власти в одних руках. Это в конечном итоге привело к созданию ультра-парламентской системы, в которой полномочия парламента были практически неограничены, а правительство было полностью подчинено воле депутатов. Функции, которыми обычно наделён президент в парламентских республиках, были распределены между спикером парламента, правительством и так называемым государственным старейшиной, который фактически выполнял функции премьер-министра и номинального главы государства. Однако последний не мог выполнять роль арбитра в случае конфликта между парламентом и правительством, поскольку был полностью зависим от депутатов и мог быть в любой момент отправлен ими в отставку.

    Пост президента был впервые введён в 1938 году после принятия новой конституции. Согласно новому основному закону, президент обладал очень широкими полномочиями и фактически возглавлял исполнительную ветвь власти. Первым президентом Эстонской Республики стал Константин Пятс . Срок полномочий президента должен был длится шесть лет, однако Константин Пятс был вынужден покинуть свой пост в 1940 году с связи с присоединением Эстонии к СССР . Впоследствии он был арестован НКВД и депортирован в Россию. Константин Пятс умер в 1956 в психиатрической больнице в Калинине .

    После провозглашения советской власти была принята новая конституция по образцу конституции СССР, в которой пост президента не был предусмотрен. В советский период формальным главой государства в Эстонской ССР считался председатель президиума Верховного Совета ЭССР, полномочия которого были минимальными.

    В период советской власти за пределами СССР также действовало так называемое "правительство Эстонской Республики в изгнании", глава которого официально назывался "премьер-министром, временно исполняющим обязанности Президента Республики". Однако легитимность "правительства в изгнании" может быть поставлена под вопрос, поскольку оно не было признано ни одним государством мира и состояло из членов правительства Юри Улуотса , которое в реальности уже в 1940 году было отправлено в отставку указом президента Константина Пятса. Вместо правительства Юри Улуотса президент Пятс успел назначить новое правительство во главе с Йоханнесом Варесом Барбарусом. Таким образом, члены данного "правительства в изгнании" после 1940 года формально не могли считаться министрами.

    Однако официально принятая в современной Эстонии трактовка заключается в том, что указы президента Пятса об отставке правительства Улуотса и назначении правительства Барбаруса являлись недействительным ввиду неспособности президента Пятса на тот момент принимать самостоятельные решения. Стоит отметить, что утверждение о легитимности так называемого "правительства в изгнании" является одним из краеугольных камнев теории правопреемственности Эстонской Республики, а также одним из обоснований проводимой политики в области гражданства и языка.

    Пост Президента Республики был восстановлен в 1992 году после принятия новой конституции. С этого момента выборы президента были проведены 4 раза (в 1992, 1996, 2001 и 2006 годах).

    Полномочия

    Порядок избрания и прекращения полномочий

    На пост президента имеют право баллотироваться только граждане Эстонии по рождению достигшие сорока лет. Кандидат в президенты выдвигается депутатами Рийгикогу (не менее 1/5 от их числа). Президент избирается на 5 лет. Никто не может быть избран президентом более чем на два срока подряд.

    Выборы президента Эстонии непрямые: он избирается в Рийгикогу или в Коллегии выборщиков, если Рийгикогу не удастся выполнить эту задачу. В первом туре происходит тайное голосование депутатов Рийгикогу за представленные кандидатуры. Если в первом туре президента избрать не удастся (избранным считается кандидат, за которого прологосовали не менее 2/3 состава парламента), то на следующий день проводится второй тур, при этом кандидаты выдвигаются заново. Если и во втором туре президент не избран, то в тот же день проводится третий тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов во втором туре. Если президент не избран и в третьем туре, председатель Рийгикогу созывает Коллегию выборщиков, состоящую из депутатов Рийгикогу и представителей советов местных самоуправлений. Коллегии выборщиков представляются два кандидата, участвовавших в третьем туре. Кроме того право выдвижения кандидата на пост президента имеют также по крайней мере двадцать один член коллегии выборщиков. Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования. Если и после второго тура голосования в Коллегии выборщиков не удастся избрать президента, право выбора президента снова переходит к Рийгикогу и процедура повторяется заново в вышеописанной последовательности.

    Вступление новоизбранного президента в должность происходит путём принесения перед Рийгикогу следующей присяги:

    "Вступая в должность Президента Республики, я (имя и фамилия) торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать Конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики"

    С момента вступления на должность автоматически прекращаются все полномочия и обязанности Президента в любых других избираемых или назначаемых должностях. Президент Республики не имеет права заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью. Должностное вознаграждение Президента Республики устанавливает Рийгикогу специальным законом. На время пребывания в должности Президент обязан приостановить членство в какой-либо партии.

    Полномочия президента прекращаются в связи с:

    • добровольной отставкой;
    • вступлением в должность вновь избранного президента;
    • смертью;
    • вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
    • стойкой неспособностью исполнять обязанность президента по состоянию здоровья, устанавливаемой Государственный судом.

    При неспособности президента исполнять свои обязанности, полномочия президента переходят в председателю Государственного собрания.