Можно ли носить крест паломника. Иерусалимский крест – символ христиан

С. В. Гнутова, заведующая сектором прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

В Святой Земле - месте паломничества богомольцев из разных частей христианского мира - создавались на протяжении многих столетий различного рода церковные реликвии: от маленьких нательных крестиков, икон и образков, используемых в качестве личной святыни, до дароносиц, дарохранительниц, напрестольных выносных крестов, употребляемых в церковных службах. Большинство этих предметов было изготовлено из перламутра - традиционного материала резчиков Палестины. В Иерусалиме в начале XIX века была открыта даже школа резьбы по перламутру. Уже в первой половине XIX века А. Н. Муравьёв отмечал палестинское происхождение предметов из перламутра. Позднее А. А. Дмитриевский описывал мастерские и базары с большим количеством перламутровых изделий (1).

Будучи в 1881 году в Святой Земле, великие князья получили в благословение от Иерусалимского Патриарха Иерофея кресты с частицей Животворящего Древа Креста Господня. Об этом событии подробно написано в дневнике архимандрита Антонина (Капустина).

Кресты-мощевики с частицей Креста Господня известны с первых веков христианства. Такие кресты были у многих византийских императоров и других представителей царского рода. С первой половины XIX столетия особо именитые русские паломники получали от патриархов подобные кресты в качестве благословения, а позже - и награды.

В 1830 году от иерусалимского наместника получил малый крест на серебряной цепи с частицей Животворящего Древа А. Н. Муравьёв (2, с. 96), в 1835 году - русский путешественник и писатель А. С. Норов. В 1844 году был награждён золотым наперсным крестом на фиолетовой ленте с частью Животворящего Древа будущий начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Порфирий (Успенский) (3, с. 8), а в 1868 году - архимандрит Антонин (Капустин) (4, с. 141).

Иеромонах Вениамин, основатель Вениаминовского подворья в Иерусалиме, вместе с донесением великому князю Сергию Александровичу от 15 декабря 1894 года послал великой княгине Елизавете Фёдоровне икону, вырезанную на спиле дуба Мамврийского, - «Посещение Пресвятою Девою святой праведной Елизаветы». Чуть позже, 8 мая 1895 года, Вениамин ходатайствовал перед секретарем Императорского Православного Палестинского Общества М. П. Степановым об избрании врача русской больницы В. Я. Северина действительным членом ИППО. «Ещё Вам пишу, чтобы Вы уже знали, по смерти своей я все свои дорогие кресты и ордена завещаю великому князю Сергию Александровичу, так как в Миссии никто не имеет права их носить. А Ваше превосходительство прошу принять часть Мамврийского дуба, ветвь которого 30 лет назад отпала во время бури и в складе стояла без пользы, я, по смерти архимандрита Антонина, взял и по частицам отдавал как святыню в Россию, в храмы Божии» (5, с. 593).

В апреле 1891 года состоялся обряд присоединения великой княгини Елизаветы Фёдоровны к Православию. Он был совершён в домовой церкви Сергиевского дворца на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. В память об этом событии Сергий Александрович подарил своей супруге золотой медальон с эмалевым изображением Спасителя, исполненный в византийском стиле. На створках были выгравированы надписи: «Аз есмь Путь и Истина и Живот», «Не бойся, только веруй». Эти евангельские слова стали заветом в дальнейшей жизни Елизаветы Фёдоровны (6, с. 17–22). Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) отправил Елизавете Фёдоровне символический подарок, сопровождая его письмом на имя великого князя Сергия Александровича, в котором, в частности, писал: «…осмеливаюсь через Ваше посредство просить Её Высочество благоволить принять на воспоминание о Палестине несколько античных вещиц, хранившихся в недрах её более тысячи лет и как бы ждавших только случая заявить собою новой поборнице Православия о Православии древнейших времён. В прошлом году, при производившихся внутри Иерусалима частных раскопках, найдены были 11 золотых монет (solidus ) византийских 518–610 годов (императоров: Юстина I, Маврикия и Фоки), два золотых браслета и золотой перстень…» (7, с. 73–74).

Перстень относится к типу византийских обручальных колец VI–X веков, его изображения и надписи достаточно точно раскрывают сущность христианского брака. На щитке в форме круга, креста или квадрифолия размещены изображения жениха и невесты, расположенные по сторонам центральной фигуры Христа, который благословляет их накладыванием рук им на головы, или соединяет руки жениха и невесты (обручение), или держит над их головами венцы (венчание).

В 2004 году в музей имени Андрея Рублёва был представлен на экспертизу крест, находящийся в деревянном футляре, видимо, исполненном иерусалимским мастером. Об этом свидетельствуют технические приёмы резьбы православных резчиков-арабов. На крышке в восьмиугольной рамке размещено резное изображение герба Иерусалимского Патриарха, под ним - буквы «Д. П. I.», означающие «Дамиан Патриарх Иерусалимский», и дата: «1904» - в этом году шли активные переговоры между Русской Духовной Миссией и Иерусалимским Патриархатом о закупке земель в Палестине. В апреле 1904 года правительство России отпустило ссуду 400 тысяч рублей, за что Патриарх Дамиан особенно благодарил русского консула А. Г. Яковлева.

На оборотной стороне коробки есть остатки красной сургучной печати с гербом и датой: «1895». Патриарх Дамиан возглавлял Иерусалимский Патриархат с 1897 по 1931 год. В 1921 году он совершил литию над гробом великой княгини Елизаветы Фёдоровны, привезённым в храм Св. Марии Магдалины в Иерусалиме.

На наградном кресте-мощевике стоят московские клейма. Видимо, в начале XX века такие наградные кресты изготавливались в России и затем отсылались в Иерусалим, где Патриарх вкладывал частицы Животворящего Древа и от имени Иерусалимского Патриархата раздавал подобные награды.

Литература и источники

1. Дмитриевский А. А. Беседы о русском паломничестве и Православном Палестинском Обществе. СПб., 1889.

2. Путешествие в Святую Землю. М., 1994.

3. Епископ Порфирий (Успенский). Святыни земли Италийской. М., 1996.

4. Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин (Капустин), архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817–1894). М., 1997.

5. Россия в Святой Земле. Т. 1. М., 2000.

6. Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Путь к Православию святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны // Отблеск Нетварного Света / Сб. ст. М., 2005.

7. Россия в Святой Земле. Т. 2. М., 2000.

Крест крестоносцев, или как по-другому его называют - Иерусалимский крест - выполнен в виде пяти золотых крестов, размещенных на серебряном фоне. Иными словами, это один большой прямой равносторонний крест, который окружен четырьмя меньшими крестами, имеющими одинаковые размеры. Иногда этот знак красный на белом фоне. По другому сегодня иерусалимский крестназывается крестом паломника.

Этот символ пришел от норманнов, по крайней мере, так считается. Именно у них он был гербом. Специалисты-историки утверждают, что учредил его в качестве государственного герба Готфрид Бульонский. Он был графом и герцогом Нижней Лотаргинии, а также принадлежал к числу лидеров Первого Крестового похода, который проходил в период с 1096 по 1099 годы. После того, как его войска взяли Иерусалим, Готфрид был провозглашен его правителем. Однако, королем граф стать не захотел, т.к. не считал себя достойным быть правителем в месте, где был распят сам Спаситель. Вместо этого он принял другой титул - защитника и хранителя Гроба Господня. Именно поэтому им и был выбран такой герб - золотые кресты на серебряном фоне.

Сегодня, видоизмененный под один большой крест и четыре малых, этот иерусалимский крест является символом рыцарского католического ордена Святого Гроба Господня в Иерусалиме. Его штаб-квартира размещена в Ватикане. В настоящее время количество его членов насчитывает около двадцати восьми тысяч. В 2011 году руководителем Ордена назначен архиепископ Эдвин Брайен, принадлежащий к епископату Балтимора в США. В этот Орден входили в разное время такие известные личности, как Конрад Аденауэр, канцлер ФРГ; Ференц Литс, композитор; Петр Врангель, генерал, и др. Соответственно, основателем Ордена считается исторически Готфрид Бульонский.

Иерусалимский крест принадлежит к государственным символам, т.к. помещен на государственном флаге Грузии.

Сегодня каждый, кто приезжает в паломничество на Святую землю в Иерусалим, могут приобрести тут т.н. кресты паломника - мини-аналоги Иерусалимского креста. Разъясняется данная символика по-разному. По первой теории, большой крест - это символ Христа Спасителя, а четыре малых - Апостолы Евангелисты. По другой версии - четыре креста - это раны от гвоздей на теле распятого Спасителя, а пятый - рана, нанесенная копьем сотником Лонгином. Третья версия, которая считается наиболее достоверной, повествует о том, что именно в Палестине были обретены четыре гвоздя, которые прибили ко кресту, чтобы распять Спасителя, а также сам Крест. Иногда возникают вопросы - можно ли носить иерусалимский крест как нательный? Православная церковь не одобрительно относится к этому, хотя приобретать и хранить у себя его в качестве сувенира вполне можно.


Помимо всего прочего, существует мнение, что такой Иерусалимский крест носили в качестве нашивок крестоносцы, а от них пошла традиция наградных орденов в Европе, которые также выполняются в форме крестов, часто немного видоизмененных. Орден тамплиеров также имеет символику, где используется данное изображение. Крестоносцы же стали называться так именно по знаменитым нашивкам, о которых говорилось ранее. Этот символ говорил о христианской вере и миссии, которую должны были выполнить эти солдаты, конечно, весьма варварским способом, т.е. огнем и мечом.

ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ

Крест крестоносцев представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. В первый раз Иерусалимский Крест появляется примерно в 420 году нашей эры при правлении императора Феодосия Второго, поводом для чего было посланное монарху видение данного знака в небесах и проявление его на одеждах свидетелей этого события. После данного случая огромное изображение креста было возведено на холме Голгофа. Монумент стал символом победы над смертью и напоминанием о том, как распяли Иисуса Христа. Он был уничтожен в 614 году персами и иудеями, восстановлен в 628 году, и вновь разрушен в 638 году.

Считается, что крест был взят в качестве герба норманнским завоевателем Годфридом Бульонским. После освобождения Иерусалима от власти мусульман (1099, Первый крестовый поход) Годфрид Бульонский, став правителем Иерусалима, по его словам, «не мог принять золотой венец там, где Христос принял венец терновый», отказался от королевского достоинства и принял титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня». Однако в реальности изображённый крест - это «Крест Иерусалима» («Иерусалимский Крест»), «Крест крестоносцев» - это красный (алый) равносторонний или же с более длинной вертикальной частью и более короткой поперечной) прямой крест на белом или любом ином фоне, который был отличительным знаком участника Крестовых походов.

Есть мнение, что именно от таких «нашивок крестоносцев», которые носили и которыми гордились воины, вернувшиеся с Востока, идёт традиция европейских наградных орденов, многие из которых также имеют форму крестов.

Модифицированный крест красного цвета является символом ордена Гроба Господня, а также иных духовных и военно-монашеских орденов, в частности Ордена Храма Соломонова (тамплиеров).

Крест крестоносцев (или иерусалимский крест) часто используется на покрывалах на алтаре. Большой крест - символ Христа, четыре маленьких - символ 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий, распространяющих учение на все четыре стороны света. Один из вариантов иерусалимского креста изображён на флаге Грузии.

Пять крестов, соединённых в один символ, могут символизировать раны Христа, которые Он получил во время Распятия.

Также Иерусалимский Крест может символизировать обретённые в Св. Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии - 4 гвоздя, которыми было прибито Тело Христа и сам Крест Распятия (по крайней мере именно такое значение вкладывалось в «Иерусалимский Крест» в период до Крестовых походов.

Иерусалимский Крест в православии

Из Святой земли паломники часто привозят освященный на Гробе Господнем Иерусалимский крест. Это не только память о поездке, но и великая святыня, которую хочется носить постоянно, тем более что его выразительная и сложная форма, составленная из пяти равносторонних крестов, очень красива. Однако бытует мнение, что подобный крест является чужим для православных. Его называют «крестом крестоносцев» и видят в нем только герб военного католического ордена Святого Гроба Господня. Подобное представление об Иерусалимском кресте совершенно неверно, и появилось оно только в конце XX века как реакция на прозелитизм Католической Церкви на Святой земле. Помогают этому и популярные справочные сайты в Интернете. В них публикуются переводные западные статьи, в которых история и символика Иерусалимского креста освещается однобоко. Везде можно найти рассказ о первом крестовом походе (1099 г.), Готфриде Бульонском, завоевателе Иерусалима, на флаге которого был Иерусалимский крест, и о латинском государстве на Святой земле, сделавшем Иерусалимский крест своим гербовым знаком. О том же, что пятисоставная крестовая композиция появилась на Востоке задолго до крестовых походов, что она была одним из важнейших символов восточно-христианской цивилизации, в интернет-ресурсах умалчивается.

В действительности иконография Иерусалимского креста, как и все крестовые иконографии, родилась на Востоке. И произошло это в IV веке, когда императором Римской империи, простиравшейся на огромных территориях Малой Азии, Европы, Палестины и Северной Африки, стал Константин I.

После распятия, воскресения и вознесения Христа в 33 году последователи Его учения были преследуемы и гонимы на всей территории Римской империи целых три века. Христиан жестоко мучили и убивали, а при императоре Диоклетиане, который правил с 284 по 305 год, и вовсе началось их методичное истребление, целью которого было полное уничтожение. Дело Диоклетиана продолжили его наследники – два соправителя, которым император оставил огромную страну. И неизвестно, чем бы закончился этот чудовищный по своим масштабам геноцид, если бы в 306 году соправителем императора Максенция не стал Константин, прозванный потомками Великим и прославленный Церковью как равноапостольный. Как и все римские императоры, Константин был язычником. Но, в отличие от других правителей, он был веротерпим, поскольку его мать, равноапостольная Елена, была христианкой.

Между двумя правителями началась война. Решающее сражение произошло у Мульвийского моста в 312 году, в котором победил Константин. Накануне битвы Константин вместе со своим войском увидел знамение на солнце – скрещенные инициалы Иисуса Христа (хризма), рядом с которыми сияли равносторонний крест и надпись: «С ним побеждай». Во сне видение повторилось, только на сей раз император увидел один крест. Этот крест он приказал поместить на знамена своего войска и выиграл сражение. После прихода к власти Константин сделал христианство государственной религией, а перед смертью и сам принял крещение. Свою столицу Константин перенес с разоренного войной и разграбленного варварами Запада на процветающий и культурный Восток, построив здесь новую столицу, Константинополь.

Мать равноапостольного Константина, став императрицей, инициировала раскопки в Иерусалиме, в ходе которых был обретен Животворящий Крест Христов и другие реликвии Страстей Господних.

В течение многих веков в христианском мире равно почитались оба образа креста – Истинный Крест Христов, на котором был распят Спаситель, и крест, явленный равноапостольному императору Константину на небе перед Мульвийской битвой. Истинный, или Голгофский, крест имел вытянутую форму с двумя или тремя поперечными перекладинами. Его историческая форма несла в себе символику, связанную с искупительной жертвой и страданиями Господа. Константинов крест имел правильную равностороннюю форму и был символом охранения и победы. Достоянием христианского мира эти кресты стали примерно в одно и то же время, но первым – Константинов крест, с которым связано распространение христианства во всем мире.

Долгое время образы двух священных для христианства крестов использовали по-разному, в соответствии с их символическим значением. Голгофский крест участвовал в церковных богослужениях, а Константинов крест помещали на знамена, им украшали храмы и носили как тельник.

Поперечины креста святого Константина чаще всего изображали с расширяющимися концами или с небольшими перекладинами на концах. Кресты с такой иконографией сохранились во всем христианском мире, но наиболее ранние – в его восточной части. Именно в более развитом восточном регионе складывались все крестовые иконографии, которые впоследствии были заимствованы западноевропейской геральдикой. К Константинову кресту восходят, например, такие знаменитые кресты католических военных организаций, как мальтийский, тевтонский, иерусалимский и другие.

На рисунках священных книг, в украшении храмов и на полотнищах знамен между перекладинами Константинова креста часто помещали дополнительные знаки. Это были символы евангелистов, инициалы Христа, символические сокращения или просто кресты, лучи, звезды. Подобные символы дополняли смысл изображения, придавали ему новые аспекты восприятия, давали возможность глубже интерпретировать священную форму, видя в ней не только историческую реликвию, но и глубокий сакральный смысл. Например, дополненный четырьмя малыми крестами Константинов крест представляет собой проекцию крестово-купольного православного храма. Как православное пятиглавие, он был символическим образом Христа и четырех Евангелистов, а также духовного единства христиан всех четырех концов земли.

Первоначально все христианские страны были частью единой культуры, центр которой был в Малой Азии и Юго-Восточной Европе. Эта часть Римской империи впоследствии историками была названа Византией.

На флаге Византии был изображен равносторонний крест с четырьмя буквами «В» между ветвями. Крест и аббревиатура ВВВВ представляли собой священную криптограмму, прославляющую Христа. Крест символизировал Самого Господа, а буквы вокруг расшифровывались так: «Βασιλεὺς Βασιλέων, Βασιλεύων Βασιλευόντων» (с греческого: «Царь царей, царствующий над царями»). Символика флага сообщала всему миру, что Византия – христианское государство, истинным государем которого является Иисус Христос, а земной царь, в священном обряде помазания на царство, только принимает на себя Его образ. В древних Грузии,

Армении и странах Анатолии флаги были похожи на византийский, только вместо букв между ветвями стояли малые кресты. Сохранились древнейшие карты, на которых указанные территории обозначены такими флагами.

Все эти страны были частью византийского мира, то есть их Церкви, будучи самостоятельными, признавали первенство Константинопольского патриарха. После разделения Церквей на Православную и Католическую в 1053 году восточными патриархами было решено, что Вселенский собор Православных Церквей должен состоять не менее чем из пяти патриархатов. Поэтому четыре малых креста вокруг центрального, большого, на флагах восточно-христианских государств стали символизировать также соборное единство Православной Церкви, объединенной вокруг Константинополя. Равносторонний крест, составленный из пяти крестов, стал образом священной иерархии православных народов, на вершине которой стоит Сам Господь Бог Иисус Христос.

Был подобный крест и на русских флагах. Когда он стал использоваться на Руси – неизвестно. Первые свидетельства относятся к XVI веку. Сохранилось описание флагов стрелецких полков – первого русского регулярного войска, созданного в середине XVI века. С двумя флагами, расцвеченными пятичастными крестами, стрельцы изображены на миниатюре Книги об избрании на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 году. Уже в XVI веке в русских текстах пятисоставный крест называется Иерусалимским. Очевидно, что в символическом сознании русских он был одним из знаков христианского Иерусалима, но не воспринимался как палладиум крестоносцев. Для православных верующих равносторонняя композиция креста связывала его образ с Иерусалимскими святынями, завоеванными мусульманами, а также с царственным градом Константинополем, тоже павшим в 1453 году под ударами турок.

Государственные символы России в древности описывали не часто, поэтому наши знания о них не полны. Но можно сказать с уверенностью: Иерусалимские кресты в русской геральдике не были редкостью. Сведения о них то и дело появляются в документах. Например, известно, что два иерусалимских флага были пожалованы Петром I во время поездки по северным губерниям Архангельскому архиепископу и что под флагами с Иерусалимскими крестами ходили суда Соловецкого монастыря. Но не только на флагах изображались Иерусалимские кресты. Если внимательно посмотреть на какой-нибудь древний иконостас, например Новгородской Софии, то с удивлением можно обнаружить, что большая часть крестов, изображенных в орнаментах и на одеждах святых, имеют такую же равностороннюю пятисоставную иерусалимскую иконографию.

Так что в заключение можно с уверенностью сказать, что только красный крест простой геометрической формы, который является геральдическим символом католического ордена рыцарей Гроба Господня, не может быть использован православными верующими. Иерусалимский крест любой другой формы – православный.

О.В. Губарева

ГОЛГОФА

Мне посчастливилось побывать в Вифлееме и приобрести нательные иерусалимские крестики для себя и племянников, после освятить их в базилике Рождества Христова на месте рождения Иисуса. Можно ли носить эти крестики? Мои родственники отнеслись к этому подарку с опаской.

Уважаемая Лилия, иерусалимский крест по форме несколько отличается от традиционных восьмиконечных или шестиконечных крестов, употребляемых в качестве нательных в Русской Православной Церкви, поэтому понятны опасения Ваших сродников в отношении употребления их как нательных крестиков.

Я бы посоветовал Вам скорее хранить их дома рядом с иконочками в качестве святынечки и воспоминания об имевшем место в Вашей жизни благодатном событии посещения Святой Земли.

Данное украшение высокохудожественно декоративно, и скорее представляет собой смесь трех крестов темпларского, мальтийского и иерусалимского.

Иерусалимский крест (Крест паломника) представляет собой Большой крест и четыре маленьких. Большой крест является символом Христа, а четыре маленьких обозначают 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий, распространяющих учение на все четыре стороны света.

Пять крестов, соединенных в одном изображении символизируют самого Христа и раны, которые Он получил во время Распятия. Есть версия, что Иерусалимский крест символизирует найденные в Святой Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии — 4 гвоздя, которыми было прибито Тело Христа и сам Крест Распятия, именно это значение вкладывалось в Иерусалимский Крест в период до Крестовых походов. Иерусалимский крест можно носить вместе с христианским крестом. Если христианский крест обычно носят под одеждой, то иерусалимский носят поверх одежды.

Мальтийский крест – символ католического рыцарского ордена госпитальеров и мальтийского ордена. Иногда называется Георгиевским крестом. Символ санитарных бригад святого Иоанна (Англия). Первый почтовый штемпель.

Темпларский крест – символ рыцарского ордена тамплиеров.

Длина цепочки 72 см, размер подвески 6.3 см.

Символ ордена Гроба Господня Иерусалимский крест


Крест крестоносцев, или как по-другому его называют – Иерусалимский крест – выполнен в виде пяти золотых крестов, размещенных на серебряном фоне. Иными словами, это один большой прямой равносторонний крест, который окружен четырьмя меньшими крестами, имеющими одинаковые размеры. Иногда этот знак красный на белом фоне. По другому сегодня иерусалимский крестназывается крестом паломника.


Этот символ пришел от норманнов, по крайней мере, так считается. Именно у них он был гербом. Специалисты-историки утверждают, что учредил его в качестве государственного герба Готфрид Бульонский. Он был графом и герцогом Нижней Лотаргинии, а также принадлежал к числу лидеров Первого Крестового похода, который проходил в период с 1096 по 1099 годы. После того, как его войска взяли Иерусалим, Готфрид был провозглашен его правителем. Однако, королем граф стать не захотел, т.к. не считал себя достойным быть правителем в месте, где был распят сам Спаситель. Вместо этого он принял другой титул – защитника и хранителя Гроба Господня. Именно поэтому им и был выбран такой герб – золотые кресты на серебряном фоне.

Сегодня, видоизмененный под один большой крест и четыре малых, этот иерусалимский крест является символом рыцарского католического ордена Святого Гроба Господня в Иерусалиме. Его штаб-квартира размещена в Ватикане. В настоящее время количество его членов насчитывает около двадцати восьми тысяч. В 2011 году руководителем Ордена назначен архиепископ Эдвин Брайен, принадлежащий к епископату Балтимора в США. В этот Орден входили в разное время такие известные личности, как Конрад Аденауэр, канцлер ФРГ; Ференц Литс, композитор; Петр Врангель, генерал, и др. Соответственно, основателем Ордена считается исторически Готфрид Бульонский.

Иерусалимский крест принадлежит к государственным символам, т.к. помещен на государственном флаге Грузии.

Сегодня каждый, кто приезжает в паломничество на Святую землю в Иерусалим, могут приобрести тут т.н. кресты паломника – мини-аналоги Иерусалимского креста. Разъясняется данная символика по-разному. По первой теории, большой крест – это символ Христа Спасителя, а четыре малых – Апостолы Евангелисты. По другой версии – четыре креста – это раны от гвоздей на теле распятого Спасителя, а пятый – рана, нанесенная копьем сотником Лонгином. Третья версия, которая считается наиболее достоверной, повествует о том, что именно в Палестине были обретены четыре гвоздя, которые прибили ко кресту, чтобы распять Спасителя, а также сам Крест. Иногда возникают вопросы – можно ли носить иерусалимский крест как нательный? Православная церковь не одобрительно относится к этому, хотя приобретать и хранить у себя его в качестве сувенира вполне можно.

Помимо всего прочего, существует мнение, что такой Иерусалимский крест носили в качестве нашивок крестоносцы, а от них пошла традиция наградных орденов в Европе, которые также выполняются в форме крестов, часто немного видоизмененных. Орден тамплиеров также имеет символику, где используется данное изображение. Крестоносцы же стали называться так именно по знаменитым нашивкам, о которых говорилось ранее. Этот символ говорил о христианской вере и миссии, которую должны были выполнить эти солдаты, конечно, весьма варварским способом, т.е. огнем и мечом.

Иерусалимский крест, или крест паломника

Интересным и весьма своеобразным сувениром, который Вы можете приобрести в Иерусалиме и в некоторых других местах Израиля, является , иначе называемый крестом паломника. Он представляет собой равносторонний прямой крест алого или золотого цвета на белом фоне, окруженный четырьмя крестами меньшего размера.

Как утверждают специалисты, такой крест являлся гербом Готфрида Бульонского . Готфрид, граф Бульонский, герцог Нижней Лотарингии - один из лидеров I Крестового похода (1096-1099 г.г.), провозглашенный правителем Иерусалима после взятия города крестоносцами. Готфрид Бульонский отказался от королевского титула, поскольку не счел возможным принять золотой венец в том месте, где Спаситель принял венец терновый, но согласился на титул «Хранителя и Защитника Гроба Господня ». В этом качестве новый правитель Вечного города взял в качестве герба пять золотых крестов на фоне цвета серебра.

Видоизмененный иерусалимский крест является символом католического рыцарского Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского (на латыни Ordo Equestris Sancti Sepulcri Hierosolymitani), имеющего штаб-квартиру в Ватикане и насчитывающего по состоянию на 2010 год более 28 тысяч членов. С 29 августа 2011 года Орденом руководит архиепископ Балтимора (США) Эдвин О`Брайен. К Ордену в разное время принадлежали такие известные люди, как композитор Ференц Лист, канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, генерал Петр Николаевич Врангель. Своим основателем Орден считает все того же Готфрида Бульонского.

Иерусалимский крест присутствует даже на государственном флаге (Грузия).

Имеется несколько о различных объяснений символики креста паломника . Большой крест символизирует Христа, а четыре меньших — четыре Апостола-евангелиста. Кресты могут означать раны христовы: четыре раны — от гвоздей на руках и ногах, а пятая — на теле от копья сотника Лонгина. Наверное, самым старым является толкование иерусалимского креста как символа обретенных в Палестине и соседних землях реликвий — четыре гвоздя, которыми тело Спасителя было прибито к кресту, и сам Крест.

Хотя Русская Православная Церковь не одобряет ношение иерусалимского креста в качестве нательного, но этот сувенир, крест паломника, поможет Вам сохранить память о посещении Иерусалима и святой земли.

Продукция интернет-магазина - не как реклама, но для общей информации "Какие они, эти Иерусалимские крестики?" и "Где их можно приобрести?". Ну а курс гривны Украины к рублю РФ сейчас приблизительно 1 гривня = 4 рубля.