Назначение успенского собора. Успенский собор Московского Кремля: часы работы, адрес, история создания и фото
“Бысть же та церковь чудна вельми
величеством, и высотою,
и светлостью, и звонностью, и пространством,
такова же прежде того не бывала в Руси,
опроче Владимирские церкви,
а мастер Аристотель.”
Никоновская летопись
Чтобы понять и оценить архитектурные особенности Успенского собора Московского Кремля, нужно хорошо представлять себе образец, следуя которому Аристотель Фиорованти в конце XV века построил главный храм Московской Руси. Это Успенский собор города Владимира. В настоящее время у нас нет возможности представить иллюстрации владимирского храма. Поэтому, абстрагируемся от сравнительного анализа двух выдающихся соборов и кратко охарактеризуем основные приёмы зодчего, которые он применил в строительстве Успенского собора Московского Кремля.
В отличие от традиционной русской архитектуры того времени, Успенский собор НЕ является крестово-купольным. Храм относится к зальному или палатному типу сооружений. Это означает, что все части внутреннего пространства собора равновеликие.
План внутреннего устройства Успенского собора взят из книги “Памятники архитектуры Москвы”, М., “Искусство”, 1982.Собор увенчан традиционным пятиглавием, символизирующим Иисуса Христа и четырёх евангелистов: Иоанна, Матфея, Марка и Луку. Здесь возникает логический вопрос – если все части Успенского собора одинаковы, то и его главы должны быть равными по размеру. Дабы подчеркнуть традиционность собора, Аристотель Фиорованти намеренно выстроил центральную главу выше остальных и окружил её дополнительной стеной, чтобы она выглядела больше остальных. По непроверенным сведениями, в пространстве между двумя стенками центральной главы устроили тайник, где неоднократно прятали государственную казну от татей, например, от поляков в 1612 году.
Палатное устройство собора повлияло на его внешний вид. (Напомним, что внутреннее пространство крестово-купольных храмов делится на нефы, то есть продольные части интерьера, разделённые колоннами или опорными столпами. В русских храмах традиционно бывает три нефа – два боковых (южный и северный) и центральный. В крестово-купольной конструкции центральный неф заметно шире, чем боковые. В Успенском соборе все нефы равны по ширине.
Схема внутреннего устройства крестово-купольного храма. На схеме видно, что центральная часть такого собора заметно больше других частей.
В связи с особенностями конструкции, внешние стены Успенского храма разделены на равновеликие прясла. Вспомните крестово-купольный , в нём прясла разнятся по ширине. В Успенском соборе ритмичное вертикальное деление стен на равные части подчёркивает монолитность всего здания, недаром наши предки говорили, что собор построен “яко един камень”.
Южная стена Успенского собора, выходящая на Соборную площадь – наиболее выразительная.
Южная стена Успенского собора обращена к Соборной площади
Вертикальные лопатки-пилястры делят её на четыре равновеликих прясла. Каждое прясло завершается закомарой. В верхний ярус вписаны щелевидные окна.
Горизонтальное деление стены подчёркнуто аркатурно-колончатым поясом. Колонны пояса наполовину выступают из толщи стены, они словно врезаны в неё. Ровно посередине пояса в каждом прясле устроено по одному окну нижнего яруса.
Парадный входы в Успенский собор были как с в южной, так и с северной стороны. Через южный портал в храм можно было войти со стороны Соборной площади.
С северной стороны войти в собор можно было от митрополичьего двора.
Главные ворота оформлены в виде перспективных порталов. Они украшены полуциркульными арками.
Южный портал Успенского собора
Арки украшают так называемые “бусины” – элемент, распространённый в московском зодчестве.
“Бусины” украшают южный и северный порталы Успенского собора
К порталам ведут лестницы с широкими площадками у входа. Они предназначались для торжественных выходов государей и иерархов.
Глядя на Успенский собор, можно заметить его асимметрию. Главы собора, а также южный и северный порталы храма несколько сдвинуты к востоку. Алтарные апсиды как бы сглажены, они невысокие и не объёмные. С севера и юга их прикрывают выступающие пилоны. Эти приёмы ещё более усиливают впечатление монолитности. Вновь приходит на ум выражение современников собора: “яко един камень”.
Вид Успенского собора с восточной стороны. На снимке хорошо видно, что небольшие апсиды справа и слева (с юга и севера) прикрыты глубоко выступающими из стен пилонами.
Фрагмент восточной стены Успенского собора
Внешние стены Успенского собора, кроме западной, украшены росписями.
Росписи южного фасада Успенского собора
Сразу укажем, что все росписи на стенах Успенского собора появились сразу после окончания его строительства, то есть в конце XV века. Они неоднократно поновлялись, но концепция росписей оставалась прежней.
В верхней части украшенного росписями прясла южной стены изображён образ Богородицы Владимирской. Это увеличенная иконография знаменитой иконы “Богоматерь Владимирская”, которая была перенесена из Владимира в Москву и долгое время находилась в Успенском соборе. Возможно, она была написана в 1480 году, когда, как предполагают, древняя чудотворная икона осталась в московском соборе.
Богоматерь Владимирская изображена с предстоящими архангелами Михаилом (слева) и Гавриилом (справа).
Вероятно, появление этого образа связано с бескровной победой русского войска в “стоянии на Угре”. Событие связано с заступничеством пресвятой Богородицы.
Ярусом ниже находятся изображения святителей. Их шесть.
Первое изображение слева вызывает сомнения. В книге Т.В.Толстой “Успенский собор” указано, что изображён митрополит Пётр. Цитирую из книги: “… на южном фасаде Успенского собора размещены шесть фигур святителей (слева направо) – московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а также новгородских святых – епископа Никиты и архиепископа Иоанна”. На фреске же над святым явно читается “Леонтий митрополит Ростовский”.
Фрагмент фрески. Изображение одного из шести святителей, первого слева. Митрополит ростовский Леонтий В центре – митрополит Московский Иона Слева от окна – митрополит Московский Пётр
Следующие три святителя: митрополит московский Алексий, митрополит московский Филипп, святой Никита Новгородский.
Справа от окна – митрополит Московский Алексий В центре – митрополит московский Филипп
В источниках не указано, какой именно Филипп изображён на южной стене собора. Есть мнение, что первоначально изобразили Филиппа I. Он был инициатором строительства современного Успенского собора. Позже изображение заменили и сейчас мы видим образ митрополита московского Филиппа II (в миру Фёдора Колычева), которого канонизировали в 1672 году при царе Алексее Михайловиче.
Последнее изображение справа – святой Никита НовгородскийИзображения именно этих святителей весьма логичны. В Успенском соборе покоятся мощи святых московских митрополитов Петра, Ионы и Филиппа. Неподалёку, в Чудовом монастыре хранились святые мощи митрополита Алексия. Изображение новгородского святого Никиты связано с покорением Новгорода Иваном III в 1478 году.
Под изображением святителей в центре прясла под окном помещено изображение Спаса Нерукотоворного. Этот образ связан с покровительством, божественной защитой и часто эту икону помещали на вратах, над входами, над дверьми.
Ниже, над арками порталов, изображен Деисус – в центре изображение Христа, слева – Богородицы, справа – Иоанна Предтечи.
Ниже слева от двери изображён Архангел Михаил,
справа – Ангел хранитель.
Это тема связана со входом в храм. Архангел Михаил и Ангел-Хранитель держат в руках свитки, в которых они “вносят имена со страхом Божиим входящих в церковь”.
Интересны медные южные врата, ведущие в храм. Они выполнены в Москве в технике золотой наводки во второй половине XVI века. В настоящее время они закрыты решёткой и поздней стеклянной дверью, поэтому рассмотреть изображения не представляется возможным.
Росписи северного фасада Успенского собора
Верхняя композиция росписи северного фасада – изображение Собора апостолов. Наверху изображён Деисус – в центре Иисус Христос, слева – Богородица, справа – Иоанн Предтеча. Ниже изображены двенадцать апостолов. Медальоны с ликами оплетены вьющейся лозой.
Также, как и на южном фасаде, на северной стене в аркатурном фризе изображены шесть святителей. Слева направо: святой Пафнутий Боровский, святой Исайя епископ Ростовский, святой Леонтий.
Кажется странным, что святой Леонтий изображён и на южном, и на северном фасаде. Скорее всего, это два разных святых. Один – Леонтий I, епископ ростовский и суздальский (умер не позже 1077 года), другой – Леонтий II архиепископ ростовский (1158-1161?). Кто из них написан на какой стене, выяснить не удалось.
Следующие три святителя – справа от окна – святой Игнатий Ростовский, святой Дмитрий Прилуцкий, святой Сергий Радонежский.
Справа от окна – святой Игнатий Ростовский В центре – святой Дмитрий Прилуцкий Справа – святой Сергий РадонежскийВыбор именно этих святых обычен для русской иконописи конца XV начала XVI веков. Включение ростовских святых можно объяснить тем, что духовником Ивана III был ростовский архиепископ Вассиан. Он также был заказчиком иконостаса Успенского собора.
По бокам от входа, так же, как и на южной стене изображены Архангел Михаил и Ангел Хранитель со свитками.
Также на северной стене установлен поминальный крест в честь святого митрополита московского Ионы. Рака святого находится в Успенском соборе в северо-западном углу, крест в киоте расположен снаружи у места захоронения святого Ионы.
Западный фасад Успенского собора. Крыльцо-паперть
Порталы на южной и северной стене собора служили парадными входами в храм. Эти врата открывались по особо торжественным случаям. Основным входом в храм по сей день служат западные врата. Их также использовали по особым дням во время торжественных шествий, крестных ходов и коронаций. С западной стороны, обращённой к церкви Ризоположения, Аристотель Фиораванти пристроил открытое каменное крыльцо-паперть. Свод паперти опирается на колонны.
Западный фасад крыльца украшен висячей гирькой, в архитектуре эту деталь часто называют вислым камнем.
“Гирька” – архитектурная деталь, замыкающая свод. “Гирька” в верхней части крыльца-паперти Успенского собора смотрит на Ризоположенскую церковь.
Крыльцо Аристотеля Фиораванти не сохранилось. Паперть “распалась на части” во время пожара 1547 года. Горела кровля собора, разрушилось западное крыльцо, позже его восстановили.
Первоначально на фронтоне над портиком было изображение сцены Успения Пресвятой Богородицы, ныне оно утрачено.
В середине XIX века крыльцо переделали. В 1858 году в собор провели отопление. Открытый портик переделали в застеклённый тамбур. К 1896 году, к коронации Николая II сделали новые металлические переплёты и дубовые двери по рисунку архитектора К.М.Быковского.
Во внутреннем своде портика западного входа сохранились росписи. Внутри тамбура сквозь верхнее стекло можно разглядеть живописные изображения, это сцены из Апокалипсиса.
Это роспись XVII века. Первоначальная – 1513-1515 года, по всей видимости, погибла в пожаре 1547 года.
Росписи восточной стены Успенского собора
На восточной стене над алтарными апсидами также сохранились росписи.
Центальная фреска – новозаветная Троица.
Слева от Троицы находится композиция “Похвала Богородицы”.
Справа – “София Премудрость Божия”. Здесь показан огнеликий ангел в виде Софии Премудрости Божией. Он восседает на престоле и опирается на семь столпов. Согласно преданию “премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь”. Слева от трона находится образ Божией Матери, справа изображён Иоанн Предтеча. Обе фигуры написаны крылатыми, подобно непорочным ангелам. Образцом для фрески послужила храмовая икона Софийского собора в Новгороде.
Изображение Софии Премудрости Божией появилось в середине XVI века, несколько позже остальных росписей.
Мы рассмотрели все изображения на фасадах Успенского собора. Осталось невыясненным только содержание надписей над южной и северной арками порталов.
Над нижней аркой южного портала видна надпись.
Статья написана по материалам книги Татьяны Владимировны Толстой “Успенский собор”, М. 2009.
Простой, но вместе с тем и величественный храм является образцом соборной архитектуры. Это одно из старейших сохранившихся зданий Москвы. На протяжении нескольких веков являлся кафедральным храмом России.
Из истории Успенского собора
Находки археологов показали, что там, где сейчас расположен Успенский собор, еще в конце 12 века находилась деревянная церковь. А в конце 13 века сын Александра Невского Даниил построил на самой высокой точке Московского Кремля каменный храм, который стал первым каменным строением Москвы. В 1326 году митрополит Петр подал идею князю Ивану Калите соорудить новый храм. Собор торжественно заложили 4 августа 1326 года. В северной части церкви Петр собственноручно устроил себе гробницу. Храм строился год, но до освещения храма 25 августа 1327 года он не дожил. С того времени почти 150 лет служила святыня.
В 1472 году, когда церковь совсем обветшала, было решено построить новый больший по размерам храм. За образец был взят Успенский собор во Владимире . Но новый храм было решено построить и шире и длиннее. Строительство велось под руководством мастеров Кривцова и Мышкина. Но завершить работу не удалось. 20 мая 1474 года храм разрушился. Одна из причин – происшедшее землетрясение в столице, а возможно раствор для кладки был слишком жидким. Почти год храм лежал в развалинах. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. С 1475 по 1479 годы велось строительство храма. Как и положено по канонам православия храм был сооружен пятиглавым, шестистолпным и пятиапсидным. Выполнен из белого камня. Часть конструкций построена из кирпича. Как и другие постройки Москвы, храм несколько раз горел. Поэтому много раз его восстанавливали. В 1547 году после пожара по указу Иоанна Васильевича (Грозного) купола были покрыты позолоченными медными листами. В золотую раку были переложены мощи митрополита Петра. В этом же году впервые было совершено венчание на царство Ивана IV. Здесь проходила коронация всех российских императоров. В 1624 году было выполнено укрепление сводов храма. В XIV – XVII вв. в нем хоронили глав русской церкви – митрополитов и патриархов.
Во время Отечественной войны 1812 года многие ценности были перевезены в Вологду . А то, что осталось в храме, было разграблено солдатами Наполеона. Так из гробниц святителей осталась только рака митрополита Ионы. В 1911-1915гг. была выполнена реставрация святыни под руководством архитектора И. Машкова. В августе 1917 года здесь был открыт Всероссийский Поместный Собор Православной Российской церкви. Им было принято решение о восстановлении патриаршества в России. После революции в 1918 года храм был закрыт. С 1955 года храм работает как музей. С 1991 года входит Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» . Здесь по благословению Патриарха в отдельные праздники проводятся богослужения.
Архитектура Успенского собора Московского Кремля
Строительство церкви выполнялось для проведения особо торжественных обрядов. Поэтому, и архитектура и убранство храма соответствуют праздничной обстановке. Архитектор Аристотель Фиораванти не просто повторил образ Успенского собора во Владимире . В его творении чувствуются веяния византийского и романского, готического и русского искусства. Он объединил эти стили так, что новый Успенский собор Московского Кремля представляется нам как храм всего Русского государства. Храм выложен из небольших блоков белого камня и отличается монолитностью. В летописи отмечено, что здание смотрится "как един камень". Столпы храма сделаны круглыми. Современники удивлялись его "величеством и высотою, и светлостью и пространством". Внутри храма мы ощущаем простор и широту. А хорошая освещенность поднимает настроение и создает праздничную атмосферу.
Убранство Успенского собора Московского Кремля
Роспись стен, иконы и разнообразная утварь в храме являются произведениями искусства мирового значения. Как отмечал летописец, люди, пришедшие в храм и видя его красоту, чувствовали себя, «как на небесах стоящими".
Храм знаменит своими росписями. Первоначально они были выполнены в 1482-1515 гг. Заново храм был расписан в 1642-1644 гг. Существующую роспись выполнили 150 художников во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Архитектура и стенопись создали свод в виде неба. В главах мы видим образы бога. В верхней части стен – иллюстрации Евангелия. В двух следующих ярусах - Житие Богоматери. В нижней части – изображения семи Вселенских соборов. С западной стороны мы видим композицию "Страшный Суд." Верующие понимают, что за праведную и грешную жизнь придется отвечать. На круглых столпах изображены многочисленные фигуры мучеников. В росписи храма принимал участие известный иконописец Дионисий. Живопись представлена 249-ю сюжетными композициями и 2066-ю отдельными фигурами.
В храме собрана богатейшая коллекция икон. Часть из них была написана для храмов Москвы , другая для церквей других древних городов Руси. Самой великой святыней среди икон является икона Божьей Матери Владимирской. Находилась она в Вышгороде, затем во Владимире . В 1395 году для защиты против нашествия хана Тамерлана она была перевезена Василием I в Москву. Также здесь находятся такие ценные иконы как Богоматерь Одигитрия и "Святой Георгий", "Троица"и другие.
Огромный иконостас 1653 года занимает всю широкую стену храма. Перед ним находятся моленные места. Царское расположено у левого столпа. Оно примечательно тем, что цари и царицы, кроме цесаревича Павла Петровича, здесь никогда не вставали. Патриаршее место - у правого столпа. У патриаршего места, расположенного справа, можно видеть посох митрополита Петра из черного дерева. Мономахов престол, выполненный из орехового дерева, – третье великокняжеское место. Создано оно было в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Находится оно напротив южного придела. На резных пластинах изображена легенда получения киевским князем Владимиром Мономахом знаков царской власти от византийского императора Константина Мономаха. В алтаре храма хранится ценнейшая реликвия христианства - один из гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту - Гвоздь Христа Господня.
В храме мы видим и памятники декоративно - прикладного искусства. Среди достопримечательностей – серебряное паникадило с цветами и гирляндами весом 328 кг, отлитое после отступления армии Наполеона в память о победе. Как образец литейного дела представлен ажурный шатёр для хранения церковных реликвий, созданный в 1624 г. мастером Дмитрием Сверчковым. В 1625 году в шатер, в золотой ларец была помещена часть от якобы подлинной одежды Христа, присланной царю Михаилу Федоровичу персидским шахом Аббасом I. Южные входные двери храма называются Корсунскими воротами. Они украшены золотом, поэтому их часто называют Золотыми.
Успенский собор Московского Кремля как усыпальница
С 1326 года, когда в храме был погребен митрополит Петр, храм стал усыпальницей митрополитов, а позже - и русских патриархов. В храме находятся 19 гробниц. В конце 16 века стали устанавливать надгробия с белокаменными эпитафиями. Там, где установлены высокие шатры, захоронены святые иереи. Чудотворцы Петр и Иона, Филипп и Ермоген похоронены в деревянных раках с металлическими пластинами.
Посетив Соборную площадь , Вы увидите Успенский собор Московского Кремля – уникальный музей под открытым небом, хранящий самые ценные церковные реликвии.
Католик по вероисповеданию, военный инженер и гениальный архитектор Аристотель Фиораванти построил главный собор Московского царства, самую красивую в России крепость на Боровицком холме, пережил опалу, войну и тюрьму и навсегда остался в истории русского государства.
Человек эпохи Возрождения
Почти каждый россиянин хоть раз бывал в Московском Кремле и знает, что там на Соборной площади столицы стоит главный храм православной Руси - патриарший кафедральный собор Успения Божьей матери, или просто Успенский собор. Тот самый, где венчали на царствие русских царей и где сейчас служит патриарх. Знаменитый храм настолько вошел в нашу жизнь, что мало кто задумывается об удивительном историческом парадоксе, ведь этот символ православия и культурных традиций Руси построил итальянец, католик по вероисповеданию, Аристотель Рудольфо Фиораванти.
Новая эпоха - новые задачи
Вторая половина XV столетия принесла поистине судьбоносные перемены в жизнь Руси. Из конгломерата враждующих между собой небольших княжеств, вынужденных постоянно оглядываться на Орду, она превратилась в сильное государство, которое сразу выдвинулось в число крупнейших в Европе. Татарское иго само собой ушло в прошлое - против единой русской силы ханы были обречены. Наверное, формальное освобождение могло произойти и раньше, ведь ментально Русь была готова к единению еще во времена Куликовской битвы, да помешала московская междоусобица, по сути, укравшая у нашей страны полвека.
С рождением нового независимого государства встал вопрос о символах власти, государственных регалиях и атрибутах. В средневековом обществе к этому относились серьезно. Естественный ход вещей диктовал возрождение православных традиций - Константинополь пал, и Москва как бы подхватила увенчанное двуглавым византийским орлом знамя. Теперь город стал именоваться «Третьим Римом», а значит, и выглядеть должен был под стать предшественникам.
На деле же столица Великого княжества Московского была вовсе непрезентабельна. Вековой белокаменный Кремль после многочисленных войн и пожаров выглядел жалко, к тому же он безнадежно устарел с точки зрения фортификации - его ведь строили еще до появления артиллерии. Построенный еще при Калите и митрополите Петре Успенский собор, которому минуло полтора века, никак не подходил на роль центрального храма нового государства как в силу размера, так и из-за ветхости. Иван III с боярами решил затянуть пояса, но лицо государства обновить. Начали с подновления стен (1462 год), а вот собор по настоянию митрополита Филиппа решили строить новый.
В это время на Руси не было опыта строительства больших каменных храмов. Старый, еще домонгольский опыт возведения великих соборов в Киеве, Новгороде и Владимире канул в Лету вместе с их создателями, а в XIII-XIV веках чаще сооружали церкви небольшие - так зимой отапливать легче и строить можно без чертежей
Попытались справиться своими силами - пригласили доморощенных мастеров Кривцова и Мышкина. В апреле 1471 года со всеми почестями собор заложили. За три года возвели белокаменные стены «под своды», но в ночь на 20 мая 1474 года сооружение рухнуло:
«Бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».
Землетрясения в наших широтах редкость, на него никто не закладывается. А этот «трясун» случился в очень неудачный момент: стены уже стояли, а скрепляющая их крыша - еще нет. Это и сыграло роковую роль. Хотя, по сообщениям летописи, были претензии и к качеству строительного раствора. Так или иначе, все нужно было начинать сызнова.
Вот здесь и возникает идея приглашения мастера из-за границы. Дело в том, что в это время на Руси не было опыта строительства больших каменных храмов. Старый, еще домонгольский опыт возведения великих соборов в Киеве, Новгороде и Владимире канул в Лету вместе с их создателями, а в XIII-XIV веках чаще сооружали церкви небольшие - так зимой отапливать легче и строить можно без чертежей. Специфика же строительства больших зданий с тяжелыми куполами требовала точных расчетов, математических навыков и, главное, инженерных технологий.
Вопрос, откуда приглашать мастеров, не стоял - законодателем мировой архитектурной моды была Италия, где эпоха Возрождения началась почти на век раньше, чем во всей Европе. К тому же именно итальянцы стали продолжателями великих византийских архитектурных традиций, которые переселились туда вместе с беглецами из захваченного турками Константинополя. И еще один важный нюанс: к этому моменту у Москвы появилась прямая связь с Италией: в 1472 году Иван III венчался (во временном деревянном Успенском соборе) с племянницей последнего византийского императора Зоей (Софьей) Палеолог, которая воспитывалась в Риме. Видимо, без ее протекции не обошлось, особенно когда пошел разговор о выборе конкретного мастера.
Потомственный зодчий
Воображаемый портрет Аристотеля Фиораванти кисти Лоренцо Лотто
Изображение: ru.wikipedia.org
В дореволюционных книгах можно встретить мнение, что Аристотель - это прозвище, которое мастер заслужил за свою мудрость. Но это не так. Греческое имя ему было дано при рождении, что подтверждают документы. В эпоху раннего Возрождения это было модно.
Аристотель родился в Болонье в семье потомственных архитекторов. С детства мальчик варился в творческом духе, так что иного пути у него, по сути, и не было. В то время не было строгого разделения на ученых, мастеров, механиков, художников - ищущие люди стремились заниматься всем. Дух возрождения был всеобъемлющим, шел изнутри людей, а юный Аристотель впитал его с пеленок.
Первое упоминание об Аристотеле как профессионале относится к 1436 году, когда юноше едва минуло двадцать. Тогда он участвовал в отливке колокола для башни Аринго (кстати, перестроенной его отцом) и придумал хитрое приспособление для поднятия колокола на самый верх.
Простояв два дня, башня упала, придавив несколько человек. Оказалось, что вода подмыла фундамент. Зодчий очень переживал о случившемся и пообещал никогда не возвращаться в Венецию
С 1447 года Аристотель работает самостоятельно, занимаясь возведением довольно сложных архитектурно-строительных комплексов. В 1455 году Фиораванти передвинул колокольню Делла Маджоне, причем это было первое здание в Болонье, перемещение которого было документально засвидетельствовано. 24-метровая колокольня была передвинута на 13 метров, что позволило освободить место для нового здания городского магистрата. Поскольку столь непростая работа была произведена за короткий срок и с большим искусством, городской совет присвоил молодому мастеру звание старшины ложи каменщиков и положил пожизненное материальное обеспечение.
Довольно быстро родной город стал тесен мастеру, к тому же у него возникли разногласия с представителями совета. Аристотель реставрировал древний мост в Павии, устраивал Пармский канал, передвигал башню Святого Ангела в Венеции. Последний опыт был трагическим: простояв два дня, башня упала, придавив несколько человек. Оказалось, что вода подмыла фундамент. Зодчий очень переживал о случившемся и пообещал никогда не возвращаться в Венецию.
Затем Аристотель работал на севере Италии у миланского герцога Франческо Сфорцы: строил каналы и шлюзы, реставрировал крепостные стены, передвигал башни и колокольни. Через семь лет он вернулся в Болонью уже знаменитым на всю страну и уважаемым мастером. В 1464 году Фиораванти получил приглашение от венгерского короля Матьяша Корвина, но три года не мог уехать - его не выпускала болонская ложа каменщиков. В Будапеште Фиораванти показал себя во всем блеске: он строил мосты через Дунай и создавал современные укрепления. Заслужив благодарность короля и заработав немалые деньги, зодчий вернулся в Болонью.
Потом были заказы в Риме и очередное возвращение в Болонью, а затем разразился скандал: заслуженный мастер был обвинен в фальшивомонетничестве и заключен в тюрьму. Его лишили всех титулов и привилегий. Через некоторое время обвинения вроде бы были сняты, но осадок, как говорится, остался. Вот тут-то и подоспело приглашение московского государя, переданное мастеру русским послом Семеном Толбузиным. Поразмыслив, шестидесятилетний мэтр принял предложение и в компании сына Андреа и ученика Пьетро отправился на край света. Кстати, у архитектора было на руках приглашение от турецкого султана, но он выбрал Москву.
Самый русский храм Руси
И высотой, и светлостью, и звонностью, и пространством, такой же прежде того не бывало на Руси, кроме Владимирской церкви; а мастер - Аристотель.
Изображение: wikimedia.org
Наверное, России стоит благодарить фортуну, которая отправила к нам одного из самых ярких представителей эпохи Возрождения и, возможно, лучшего инженера своего времени. Иначе Москва выглядела бы совсем иначе.
Главной задачей, поставленной перед Аристотелем в России, было строительство центрального кафедрального собора, который должен был отражать величие государства и православия. Второй задачей было строительство новой крепости на месте московского Кремля, во всяком случае, разработка генерального плана.
При этом Иван III Васильевич хотел, чтобы Успенский собор был по виду типично православным, русским. По дороге из Италии Аристотель проезжал через Новгород и Псков (добирались через германские земли и Балтийское море), потом специально ездил в Суздаль и Владимир. В итоге именно владимирский Успенский собор решено было взять за образец. Это был принципиальный выбор: не византийские мотивы знаменитых Софийских соборов Новгорода, Киева и Константинополя, а именно крестово-купольный тип владимирского храма.
Никогда ранее русским мастерам не удавалось создавать такое огромное свободное пространство, достичь такой легкости и свободы
Чтобы по-настоящему оценить величие и гармоничность этого сооружения, посмотрите на него с юга, от Москвы-реки. Выйдите с Соборной площади, перейдите через дорогу и у парапета обернитесь. Обратите внимание, насколько строен, легок и пропорционален храм. Его огромные размеры не давят на человека, они совершенно не заметны глазу… Лишь когда замечаешь людей у подножия собора, становится понятно, насколько он грандиозен!
Собор стоит на вершине Боровицкого холма. Он строился так, чтобы его было видно издали, прежде всего с Москвы-реки, которая была главным транспортным путем. Он возвышался над Москвой, ведь остальные здания были гораздо ниже. Сейчас собор в кольце других строений и мы лишены возможности увидеть его в том контекстном пространстве, на которое рассчитывал автор. Что же, придется включить воображение.
Из «Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича»
Изображение: Global Look Press
Обратите внимание - у собора нет привычно выступающей к востоку апсидной части. То есть она есть, но скрыта декоративной стенкой. А если приглядеться, то заметно, что стеночка не вертикальная, а наклонная, расширяющаяся книзу. Это один из нюансов, благодаря которым создается визуальная легкость и стройность.
Но главное - внутри. Никогда ранее русским мастерам не удавалось создавать такое огромное свободное пространство, достичь такой легкости и свободы. Собор «звонкий», как отметил один его современник. Это стало возможно благодаря гениальному чувству гармонии автора и новым технологиям, которые он использовал.
По внешнему виду московский Успенский собор напоминает владимирского предшественника, но технологически он совершенно иной. Внутри белокаменных стен находится кирпичная кладка, из кирпича сделаны перекрытия. Аристотелю пришлось построить в Москве кирпичные заводы (они располагались возле Андронникова монастыря), поскольку качество того кирпича, который делали у нас раньше, не соответствовало его требованиям. Из кирпича сделаны также столбы, на которых держится свод, перекрытия, крестовые своды, благодаря которым огромные барабаны куполов словно висят в воздухе. Вместо привычных деревянных балок мастер использовал металлические скрепы, а за качеством раствора он следил лично.
Во внешнем убранстве Аристотель использовал традиционно русские элементы декора (аркатурный пояс, перспективный портал и другие), но каждое из них он довел до тончайшей гармонии. Красота собора и состоит в его удивительной пропорциональности и гармоничности. В этом и состоит дух эпохи Возрождения: он не в каких-то конкретных архитектурных деталях, а именно в неописуемом ощущении гармонии, которую средневековые мастера черпали у античных предшественников. И в этом смысле Успенский собор - одно из самых выдающихся зданий эпохи раннего Возрождения, настоящий мировой шедевр. Он русский по характеру и европейский по духу.
Успенский собор на Соборной площади Московского Кремля. Вид сверху
Фото: Ольга Липунова / Фотобанк Лори
Интерьер Успенского собора Московского Кремля
Фото: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори
Успенский собор был построен феноменально быстро - за два года здание было возведено, еще два года ушло на внутреннее убранство. В оформлении Фиораванти активного участия не принимал, его занимали другие заботы, прежде всего, строительство стен Кремля. Видимо, общий план этого грандиозного фортификационного сооружения тоже принадлежит Аристотелю. Кроме того, он поставил монетный и пушечный дворы, строил пушки, лил колокола и даже… воевал. По настоянию Ивана III престарелый мэтр участвовал в новгородском походе и поразил всех тем, как лихо навел понтонный мост через Волхов для перевозки пушек.
О последних годах мэтра нам известно мало. Вроде бы после казни его соотечественника-врача он затосковал и хотел бежать, но был пойман. Вроде бы его даже в темницу заточили. Но вскоре он был упомянут среди участников похода на Тверь 1485 года … Как умер и где похоронен великий мастер, к сожалению, нам неизвестно. Мы не знаем, скончался ли он в России или уехал на родину. Но нам остался удивительный Успенский собор - лучший памятник выдающемуся зодчему, который сделал память о нем бессмертной.
Георгий Олтаржевский
Успенский Собор – главный собор столичного Кремля. Именно в нем проходили коронации на царство, здесь крестили и венчали русских царей и императоров. В этой церкви молились перед военными походами, здесь выбирали Патриархов Всея Руси. В Храме происходил земский собор 1613 года, когда на царство был выбран Михаил Романов.
История
Еще в двенадцатом столетии на месте современного собора располагалась деревянная церковь. При Иване Калите эту постройку снесли и возвели первый собор, который освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. А при Иване III было решено построить новый Храм, так как здание сильно обветшало.
Сначала строительством занимались русские зодчие, но они ошиблись в расчетах, и только что возведенное здание рухнуло. Тогда жена Ивана III, византийская принцесса София, посоветовала своему монаршему супругу обратиться к итальянским мастерам, и был приглашен знаменитый болонский архитектор Аристотель Фиорованти. Мастер не был знаком с особенностями русской архитектуры, но подошел к делу очень ответственно. Для начала он изучил Успенский Собор во Владимире (именно в этом Храме происходило Венчание на Царство до строительства Московского Собора). Только после этого Фиорованти приступил к работе.
Строительство производилось за рекордные для того времени сроки: уже через четыре года Храм освятили и начали первые Богослужения.
Венчания на Царство и Коронации Императоров Российских
С Успенским Собором Кремля связано множество важных моментов в истории России. Здесь Иван III разорвал в клочки Ханскую грамоту, тем самым освободив Русь от многолетнего ига. Здесь же стали проводиться Венчания на Царство, первое произошло в 1547 году, когда на престол взошел Иван Iv (Грозный).
Из важных вех истории Успенского Собора можно выделить:
- 1547 год – Венчание на Царство Иоанна IV;
- 1613 год – Венчание на Царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых;
- 1682 год – последнее Венчание на Царство (Петр I и Иван V);
- 1724 год – первая Коронация женщины-императрицы (Екатерина Первая);
- 1728 год – первая Коронация Императора (Петр II);
- 1896 год – последняя Коронация Императора.
Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны
Царские Венчания в Успенском Соборе проходили торжественно и пышно. Главным элементом была Шапка Мономаха, которая считалась символом власти и мудрости. При императорских коронациях также использовали корону, мантию, императорскую цепь, меч и прочие атрибуты, некоторые из которых изготавливали специально для коронации конкретного монарха. К примеру, в музее Успенского Собора можно увидеть трон, который новгородские резчики изготовили для Ивана Грозного.
Захоронения Патриархов
Успенский Собор также является местом захоронения Российских Патриархов и Митрополитов. Самое древнее захоронение – мощи Святителя Петра. Это первый житель Москвы, причисленный к Лику Святых. Именно Петр был инициатором строительства первого Успенского Собора, который возвели при Иване Калите. Там и покоились его мощи. Когда шло строительство нового Храма, мощи покоились в церкви Иоанна Богослова, а после освещения были перенесены в новый Собор.
Успенский Собор стал усыпальницей для Митрополитов, а затем, с конца шестнадцатого столетия, для русских Патриархов вплоть до учреждения Священного Синода. Последний раз захоронение произвели в 1700, когда умер последний русский Патриарх Адриан. В храме похоронены 19 патриархов и митрополитов, кроме лишенного сана Никона, могила которого находится в Новом Иерусалиме.
Митрополиты захоронены в алтаре вдоль северной стены. Могилы патриархов располагаются вдоль западной и южной стен. На могилах помещены небольшие надгробия с эпитафиями.
Война 1812 года
Во время нашествия Наполеона Успенский Собор сильно пострадал. Ворвавшись в Кремль, французские солдаты превратили Храм в конюшню. При отступлении Собор был полностью разграблен, оттуда вывезли все золото и серебро, был разорен иконостас, сняты драгоценные оклады с икон. Предания гласят, что Бонапарт велел взорвать Храм, но начавшийся дождь постоянно гасил фитиль.
Паникадило «Урожай». 1817 год.После окончания войны, из серебра, которое удалось отбить казакам у наполеоновских войск, было отлито паникадило «Урожай», помещенное в Успенском Соборе. Изображение пшеничных снов, увитых виноградными лозами, символизируют Святое Причастие.
Во время волнений 1917 года Собор пострадал от обстрела. Но повреждения были незначительные, и в течение года все было восстановлено.
В 1918 в Храме прошло последнее Пасхальное служение. Святую Литургию Дмитровский Епископ Трифон. Сам Ленин вышел смотреть на Крестный ход. Говорят, что в этот момент Вождь Пролетариата произнес слова «Последний раз идут». В этом же году Богослужения были запрещены во всех российских храмах.
В 1922 большевики превратили Собор в музей. При этом из него изъяли ценности: старинные иконы, серебро. Храмовыми ценностями была заплачена контрибуция по условиям Брестского договора. Бесценные святыни отдавали на вес. Некоторые экспонаты попали в Оружейную Палату и в Третьяковскую галерею.
Существует еще одна легенда, связанная с советским периодом Успенского Собора. Говорят, что когда фашисты вплотную подступили к Москве, Сталин приказал отслужить молебен о даровании Спасения от врагов.
Богослужения в Соборе были возобновлены в 1990 году.
Архитектура Собора
Храм строился итальянцем, и хотя считалось, что Фиораванти копирует Успенский Собор города Владимира, в творении мастера явно прослеживаются византийские и готические элементы. Особенно это заметно во внутреннем строении: классические русские квадратные столпы заменены круглыми, высокие своды, много воздуха и пространства.
Храм был выложен из белокаменных блоков и смотрелся единым, монолитным целым. Как говорили современники: «Як один камень».
Внутреннее убранство
Первоначальную роспись храма выполнили еще в пятнадцатом столетии. Однако со временем фрески и стенописные иконы истерлись, и при Никоне было решено заново расписать стены. В работах принимали участие 150 художников под началом придворных царских живописцев Сидора Паспеева и Паисеиных Бориса и Ивана. Потолочное пространство расписывалось под небесный свод, на верхних частях стен изображены Евангельские сцены, с западной стороны – «Страшный суд», а на круглых столпах – Лики Великомучеников.
В Успенском Соборе Московского Кремля содержится богатейшая коллекция икон. Изначально главной Святыней Храма была икона, написанная Святителем Петром, сейчас она храниться в Третьяковской галерее. А особо почитаемой Святыней стала Божья Матерь Владимирская. Этот образ помог уберечь Россию при вторжении Тамерлана, и теперь Владимирская Богоматерь считается покровительницей Руси.
Кремля — это работающий в настоящее время православный храм. Местонахождение: Соборная площадь в Москве. Является главным храмом государства. Это старейшее здание в городе, которое полностью сохранилось.
Успенский собор - это Дом Пресвятой Богородицы. Возведение Успенских храмов на Руси стало традицией и началось в где вместе с построили первый Успенский собор при Киево-Печерском монастыре. Говорят, что сама Пресвятая Богородица передала через Зодчих из Константинополя золото и пообещала жить во вновь построенном храме.
В 1326-1327 годах Иван Калита построил первый каменный собор в Москве, именно на этом месте впоследствии и появился Успенский собор Московского кремля. Ещё перед храмом, построенным Иваном Калитой, на этом месте была другая древнейшая московская церковь (деревянная архитектура XII века).
Успенский собор Московского кремля был главным храмом на Руси в течении целых четырёх веков. В нём венчали на царство престолонаследников, именно в нём оглашали важные государственные акты, избирали патриархов и митрополитов. Было и множество других, не менее важных, церемоний, которые производил именно Успенский собор. Москва вырастила много патриархов и митрополитов, для некоторых Успенский Собор стал ещё и усыпальницей. Их гробницы расположены вдоль стен храма.
Архитектура собора
Архитектором Успенского собора был итальянец Аристотель Фьораванти, которого специально пригласил Иван III. Успенский собор в Кремле возводился в 1475-1479 годах по подобию Успенского собора XII века в одном из городов - Владимире.
Центральный вход в этот старейший храм находится со стороны Соборной площади. Широкая парадная лестница на входе завершается живописным порталом из трёх полукруглых арок. Здесь Архангел Михаил вместе с ангелом будто бы охраняют вход в здание собора. Чуть выше арки - фигуры святых, а над ними изображена Богоматерь с младенцем на руках. Всё это - многоцветные фрески, которые были очень качественно исполнены русскими художниками далёкого семнадцатого века, имена которых так и остались неизвестными.
Внутри собора центральная часть отделена от алтаря пятиярусным иконостасом семнадцатого века (иконостас имеет высоту около шестнадцати метров и покрыт чеканным а выполнен он был примерно в 1652 году живописцами, приглашёнными из Троице-Сергиева монастыря. К сожалению, в 1682 году в соборе случился пожар, из-за которого иконы пострадали, но были успешно обновлены царскими изографами (Кирилл Уланов, Георгий Зиновьев и Тихон Филатьев). На протяжении многих столетий в соборе хранились созданные русскими живописцами иконы. Самая старинная, древняя икона, которая есть в соборе - «Святой Георгий», она находится прямо перед иконостасом.
На собор был совершён налёт французскими войсками года). Из части серебра, которую позднее русские казаки всё же отбили и вернули на родину, была выкована люстра, которая теперь висит в самом центре.
Также древнейшим памятником русского прикладного искусства с Успенском соборе являются его южные входные двери. Они были привезены в столицу из Суздальского собора (их причисляют к началу пятнадцатого века). На них золотом (по чёрному лаку) сделаны около двадцати изображений на библейскую тему.
Собор в настоящее время
После русской революции 1917 года, Успенский собор был превращён в музей. Сотрудники, создавая экспозицию, старались максимально сохранить его интерьеры. А с 1990 года в Успенском соборе были возобновлены богослужения. Таким образом, сейчас Успенский собор Московского кремля выполняет две основных и непосредственно храм.