Отрицание: этого не может быть потому что этого просто не может быть. Отрицание очевидного
«Величайшая трагедия жизни – утратить Бога и не скучать по Нему»
(Ф.Норвуд).
Хотя, по утверждению атеистов, они не верят в Бога, некоторые христиане и все мусульмане полагают, что в определенный момент своей жизни даже убежденные атеисты признают Его существование. Врожденное, но упорно игнорируемое чувство осознания Бога обычно проявляется в тяжелые моменты. Цитата времен второй мировой войны: «В лисьей норе нет атеистов».
Несомненно, бывают времена – будь-то дни мучительной болезни, унизительное нападение преступников или доли секунд, в преддверии ужасных последствий неизбежной аварии – когда мы понимаем, насколько человек уязвим и не властен над судьбой. Разве не к Творцу мы обращаемся в такие моменты? Эти минуты отчаяния должны напоминать всем, от религиозного ученого до ярого атеиста, о зависимости человека от реальности намного более великой, чем наше ничтожное бытие. Более великой во всем: в знании, силе, воле…
В такие горькие моменты, когда всякие человеческие усилия тщетны, и ничто из материального мира не может помочь, к кому, как не к Богу, инстинктивно взывает человек? В минуты испытания сколько раз обращаемся мы к Господу, каждый раз обещая встать на истинный путь! Но многие ли держат данное слово?
Величайшим бедствием для человека станет, бесспорно, День Суда, и несчастным будет тот, кто признает существование Бога только в этот страшный день. Английская поэтесса Элизабет Баррет Браунинг, описывая обращение страдальцев («Плач человека») пишет:
«И молвят уста: «Бог сострадателен»
Те, что ни разу не восхвалили Его».
Мыслящий атеист, хотя и полон скептицизма, все же страшится Судного Дня, отсутствие которого он не в силах доказать. Поэтому, на всякий случай, говорит:
«О Господь, если Господь есть! Спаси мою душу, если у меня есть душа» (Жозеф Эрнест Ренан «Молитва Скептика»).
Разве человек потеряет что-то, обратись он с такой мольбой к Богу? Если атеист решит остаться в неверии, хуже от этого уже не станет, но если с обращением человек придет к вере, как сказал Томас Джефферсон:
«Если вы найдете причину верить в Бога, осознание того, что вы живете под Его наблюдением и Он одобряет ваши поступки, послужит дополнительным толчком – если есть будущая жизнь, надежда на счастливое существование подогреет желание заслужить его…»
Если человек не видит Бога в великолепии Его творений, ему стоит приглядеться снова. Как сказал однажды Френсис Бэкон: «Я лучше поверю во все сказки, Талмуд и Коран, чем в то, что у Вселенной нет разума». Далее он пишет: «Господь никогда не творил чудеса, чтобы опровергнуть атеизм, потому что Его простые творения уже опровергают его».
Подумайте, ведь даже мельчайшие творения, простые для Него, являются чудом для нас! Возьмите, к примеру, крошечного паука. Неужели кто-то действительно верит, что столь изощренное существо могло возникнуть из «первичного бульона»? Это создание – маленькое чудо – может производить до семи видов шелка, невероятно тонкого, но прочного. Паучий шелк прочнее стали. Паук производит разный шелк для различных целей: охоты, оборачивания добычи, создания мешочка для хранения яиц и т.д. И это лишь малая часть чуда паука.
И при этом человек считает себя высшим созданием. Всего одна минута искренних размышлений может доказать человеку его ничтожность. Глядя на прекрасное здание, мы проникаемся уважением к архитектору, а восхищаясь скульптурой, мы думаем о скульпторе. Но взгляните на изысканность творений вокруг: от сложности мельчайшей ядерной частицы до неизведанных просторов Вселенной. Неужели вы ни к чему не придете? Окруженные великолепием мы, люди, не можем сотворить даже крыла комара! Целый мир, Вселенная пребывают в состоянии удивительной гармонии, демонстрируя результат случайных стечений, превративших космический хаос в сбалансированное совершенство! Кто-то называет это совпадением, кто-то – творением.
Site Team
Величайшая трагедия жизни - утратить Бога и не скучать по Нему»(Ф.Норвуд).
Хотя, по утверждению атеистов, они не верят в Бога, некоторые христиане и все мусульмане полагают, что в определенный момент своей жизни даже убежденные атеисты признают Его существование. Врожденное, но упорно игнорируемое чувство осознания Бога обычно проявляется в тяжелые моменты. Цитата времен второй мировой войны: «В лисьей норе нет атеистов».
Несомненно, бывают времена - будь-то дни мучительной болезни, унизительное нападение преступников или доли секунд, в преддверии ужасных последствий неизбежной аварии - когда мы понимаем, насколько человек уязвим и не властен над судьбой. Разве не к Творцу мы обращаемся в такие моменты? Эти минуты отчаяния должны напоминать всем, от религиозного ученого до ярого атеиста, о зависимости человека от реальности намного более великой, чем наше ничтожное бытие. Более великой во всем: в знании, силе, воле…
В такие горькие моменты, когда всякие человеческие усилия тщетны, и ничто из материального мира не может помочь, к кому, как не к Богу, инстинктивно взывает человек? В минуты испытания сколько раз обращаемся мы к Господу, каждый раз обещая встать на истинный путь! Но многие ли держат данное слово?
Величайшим бедствием для человека станет, бесспорно, День Суда, и несчастным будет тот, кто признает существование Бога только в этот страшный день. Английская поэтесса Элизабет Баррет Браунинг, описывая обращение страдальцев («Плач человека») пишет:
«И молвят уста: «Бог сострадателен»
Те, что ни разу не восхвалили Его».
Мыслящий атеист, хотя и полон скептицизма, все же страшится Судного Дня, отсутствие которого он не в силах доказать. Поэтому, на всякий случай, говорит:
«О Господь, если Господь есть! Спаси мою душу, если у меня есть душа» (Жозеф Эрнест Ренан «Молитва Скептика»).
Разве человек потеряет что-то, обратись он с такой мольбой к Богу? Если атеист решит остаться в неверии, хуже от этого уже не станет, но если с обращением человек придет к вере, как сказал Томас Джефферсон:
«Если вы найдете причину верить в Бога, осознание того, что вы живете под Его наблюдением и Он одобряет ваши поступки, послужит дополнительным толчком - если есть будущая жизнь, надежда на счастливое существование подогреет желание заслужить его…»
Если человек не видит Бога в великолепии Его творений, ему стоит приглядеться снова. Как сказал однажды Френсис Бэкон: «Я лучше поверю во все сказки, Талмуд и Коран, чем в то, что у Вселенной нет разума». Далее он пишет: «Господь никогда не творил чудеса, чтобы опровергнуть атеизм, потому что Его простые творения уже опровергают его».
Подумайте, ведь даже мельчайшие творения, простые для Него, являются чудом для нас! Возьмите, к примеру, крошечного паука. Неужели кто-то действительно верит, что столь изощренное существо могло возникнуть из «первичного бульона»? Это создание - маленькое чудо - может производить до семи видов шелка, невероятно тонкого, но прочного. Паучий шелк прочнее стали. Паук производит разный шелк для различных целей: охоты, оборачивания добычи, создания мешочка для хранения яиц и т.д. И это лишь малая часть чуда паука.
И при этом человек считает себя высшим созданием. Всего одна минута искренних размышлений может доказать человеку его ничтожность. Глядя на прекрасное здание, мы проникаемся уважением к архитектору, а восхищаясь скульптурой, мы думаем о скульпторе. Но взгляните на изысканность творений вокруг: от сложности мельчайшей ядерной частицы до неизведанных просторов Вселенной. Неужели вы ни к чему не придете? Окруженные великолепием мы, люди, не можем сотворить даже крыла комара! Целый мир, Вселенная пребывают в состоянии удивительной гармонии, демонстрируя результат случайных стечений, превративших космический хаос в сбалансированное совершенство! Кто-то называет это совпадением, кто-то - творением.
Еще один ранний способ справляться с неприятностями - отказ принять их существование. Все мы автоматически отвечаем таким отрицанием на любую катастрофу. Первая реакция человека, которому сообщили о смерти близкого: “Нет!”. Эта реакция - отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит, это не случилось”. Подобные процессы вдохновили Сельму Фрайберг назвать свою классическую популярную книгу о раннем детстве “Волшебные годы”.
Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что “все прекрасно и все к лучшему”. Родители одного из моих пациентов продолжали рожать одного ребенка за другим, хотя уже трое из их отпрысков умерли от того, что любые другие родители, не находящиеся в состоянии отрицания, поняли бы как генетическое нарушение. Они отказывались оплакивать умерших детей, игнорировали страдания двух здоровых сыновей, отвергали советы обратиться в генетическую консультацию и твердили, что происходящее с ними есть воля Бога, знающего их благо лучше их самих. Переживания восторга и всепоглощающей радости, особенно когда они возникают в ситуациях, в которых большинство людей нашли бы негативные стороны, также говорят о действии отрицания.
Большинство из нас до некоторой степени прибегает к отрицанию, с достойной целью сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Большинство людей, чьи чувства уязвлены, в ситуации, когда плакать неуместно или неразумно, более охотно откажутся от своих чувств, чем, полностью их осознавая, подавят слезы сознательным усилием. В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. Благодаря отрицанию мы можем реалистически предпринять самые эффективные и даже героические действия. Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей.
Хуже то, что отрицание может привести и к противоположному исходу. Одна моя знакомая отказывается делать ежегодные гинекологические анализы, словно, игнорируя возможность рака матки и шейки матки, она магическим образом может избежать этих болезней. Жена, отрицающая, что избивающий ее муж опасен; алкоголик, настаивающий, что не имеет никаких проблем с алкоголем; мать, игнорирующая свидетельства о сексуальных домогательствах к ее дочери; пожилой человек, не помышляющий об отказе от вождения машины, несмотря на явное ослабление способностей к этому, - все это знакомые примеры отрицания в его худшем виде.
Данная психоаналитическая концепция более или менее без искажений воспринята повседневным языком, отчасти потому, что слово “отрицание”, так же как “изоляция”, не стало жаргонным. Другая причина популярности этой концепции - ее особая роль в программе “12 шагов” (лечения наркомании) и других мероприятиях, направленных на помощь их участникам в осознании привычного использования ими этой защиты и для того, чтобы помочь им выйти из ада, который они создали для себя.
Компонент отрицания можно найти в большинстве более зрелых защит. Возьмем, например, утешительную веру в то, что отвергший вас человек на самом деле хотел быть с вами, но просто еще не готов отдать себя целиком и оформить ваши отношения. В этом случае мы наблюдаем отрицание отвержения, а также более изощренный прием нахождения оправдания, который называется рационализацией. Аналогично этому, защита путем реактивного формирования, когда эмоция обращается в свою противоположность (ненависть - любовь), является специфическим и более сложным видом отрицания чувства, от которого нужно защититься, чем просто отказ испытывать данное чувство.
Самый очевидный пример психопатологии, обусловленной использованием отрицания, - мания. Пребывая в маниакальном состоянии, люди могут в невероятной степени отрицать свои физические потребности, потребность в сне, финансовые затруднения, личные слабости и даже свою смертность. В то время как депрессия делает совершенно невозможным игнорирование болезненных фактов жизни, мания придает им психологическую незначимость. Люди, для которых отрицание служит основной защитой, маниакальны по своему характеру. Аналитически ориентированные клиницисты относят их к типу гипоманиакальных. (Приставка “гипо”, означающая “мало” или “несколько”, указывает на отличие этих людей от индивидов, переживающих настоящие маниакальные эпизоды.)
Эта категория была охарактеризована также словом “циклотимия” (“чередование эмоций), поскольку в ней наблюдается тенденция чередования маниакальных и депрессивных настроений, обычно не достигающих выраженности клинически диагностируемого биполярного заболевания. Аналитики рассматривают эти перепады как результат периодических использований отрицания, за которыми каждый раз следует неизбежный “обвал”, когда у человека вследствие маниакального состояния наступает истощение.
Наличие ничем не модифицированного отрицания у взрослого человека, как и других примитивных защит, является поводом для беспокойства. Однако слегка гипоманиакальные люди могут быть очаровательны. Многие комические и эстрадные артисты демонстрируют остроумие, энергетический подъем, склонность играть словами и заразительно приподнятое настроение. Именно эти признаки характеризует людей, которые в течение длительного времени успешно отстраняют и трансформируют болезненные переживания. Но близкие и друзья нередко замечают и оборотную сторону их характера - тяжелую и депрессивную, и часто нетрудно увидеть психологическую цену их маниакального шарма.
Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.
выбрать тему вопроса --------------- Семейные отношения Дети и родители Любовь Дружба Секс, интимная жизнь Здоровье Внешность и красота Межличностные конфликты Внутренний конфликт Кризисные состояния Депрессия, апатия Страхи, фобии, тревоги Стрессы, травмы Горе и утраты Зависимости и привычки Выбор профессии, карьера Проблема смысла жизни Личностный рост Мотивация и успех Отношения с психологом Другой вопрос
Добрый день. Не могу найти определение ситуации. Опишу просто конкретные случаи, может быть Вы мне подскажете, как общаться с таким человеком и почему происходят такое. Человек постоянно отрицает очевидные вещи. Как пример: "Ты игнорируешь вопросы по несколько дней, это хамство. - Нет, это не хамство.", "Ты вчера обещал встретиться вечером или созвониться. - Я такого не говорил. (причем я прекрасно знаю, когда и о чем мы договаривались) - Почему ты врешь? - Я не вру". Дошло до того, что человек на протяжении недели мне доказывал, что он не звонил мне в половине 4 утра и не устраивал истерики. Я попросила дать мне распечатку от оператора. Он мне ее прислал в измененном виде, я сделал свой запрос к оператору, где все было четко написано. Когда я показала ее ему, он просто не захотел разговаривать на эту тему. Это только несколько случаев, такие происходят с завидной периодичностью, когда начинаешь говорить, слышишь ответы типа "Я такого не говорил.", "Нет, это не так", "Нет, такого не было, ты врешь". Это психическое расстройство или человек уже просто вконец обнаглел и считает всех вокруг себя глупее?
Ответы и советы психологов
Здравствуйте, Татьяна! Такое поведение называется газлайтинг и является одной из разновидностей психологического насилия. Название пошло от фильма Gaslight ("Газовый свет"), в котором муж пытается свести жену с ума, изменяя освещение в доме и убеждая ее, что "ей показалось". Цель такого поведения - "прогнуть" жертву, убедить ее в собственной неадекватности. Лучше всего будет полностью прекратить общение с таким человеком.
Психолог, психолог-сексолог, он-лайн консультант
Я как психолог, психолог-сексолог открыта для помощи в таких вопросах как: страх, тревога, вина, неуверенность, стресс, невроз, пищевое поведение, зависимость, секс, выбор и принятие решения, построение гармоничных отношений с собой и другими.
Онлайн консультации
Личные встречи
Добрыйдень,Татьяна. Постоянное отрицание может быть защитной реакцией, чтобы не нести ответственности за свои поступки и избежать наказания. Когда идет к нему посыл с конкретными требованиями и претензиями, автоматически включаются оборонительные действия. Описываемые ситуацияи напоминают отношения между строгой контролирующей матерью и подростком, которому не дают возможности объяснить свой поступок, например, более мягкой формой: Я вчера тебя переживала, когда тебя ждала, но ты не пришел. Мне было очень грустно, я чувствовала себя плохо.....Если бы ты мне хотя бы позвонил, что ты не придешь, то я могла бы сходить / сделать/.... И это меня тревожит и расстраивает в наших отношениях.....Я бы хотела, чтобы в следующий раз, когда......
Вопросы в лоб: почему, ты.......вызывают сопротивление..
Попробуйте сменить тактику общения как между взрослыми людьми, несущими свой вклад в отношения.
На рубеже 19 и 20 столетий правящие круги Османской империи решились на первое в современной истории человечества масштабное уничтожение одного народа.
Историки припоминают Турции, правопреемнице Османской империи, ее прошлое, в котором красной полосой проходит геноцид армян. Тогда турки безжалостно вырезали целые деревни. Не щадили никого - ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни детей. Но прошло сто лет, а турецкая сторона отрицает сам факт геноцида…
В декабре прошлого года премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу прилетел в столицу Азербайджана - Баку, чтобы встретиться с президентом Ильхамом Алиевым. По итогам встречи турецкий гость сделал заявление, которым фактически обозначил новый вектор в противостоянии с Россией и ее союзником - Арменией:
Мы обсудили региональные вопросы во главе с Нагорно-Карабахской проблемой. Позиция Турции открытая и конкретная: до тех пор, пока все оккупированные азербайджанские земли, все до единого квадратного сантиметра, не будут возвращены - Турция будет продолжать оказывать поддержку Азербайджану
На рубеже 19 и 20 столетий правящие круги Османской империи решились на первое в современной истории человечества масштабное уничтожение одного народа. Младотурки строили далеко идущие планы по созданию "Большого Турана". Ататюрк мечтал присоединить к своей империи Закавказье, Северный Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели правящей верхушки надо было покончить, прежде всего, с армянским народом, противостоявшим захватническим планам. Также с помощью геноцида турки решали еще одну проблему - экономическую. В результате геноцида, множество богатств армянского народа перешло в руки турок.
Улицы армянских кварталов превращались в такие «кладбища» после того, как в них приходили с облавами османские солдаты. Мужчин - вырезали или расстреливали, женщин - насиловали и распинали на крестах. Осиротевших детей угоняли в пустыни. Там они умирали от голода и побоев.
распятые женщины
По разным данным, уже к 1915 году число убитых среди армянского населения превысило 600 тысяч человек. И подобные гонения продолжались еще как минимум 10 лет.
В видеоролике проекта «100 секунд» известный польский режиссер Кшиштоф Занусси, зачитал отрывок из свидетельства Мисака Седракяна, пережившего геноцид.
Когда солдаты выломали нашу дверь, мама в ужасе бросилась к нам на помощь. Но солдаты убили ее на наших глазах. Тогда мой брат сразу полез через вентиляционное отверстие, на крышу. Когда я попытался сделать то же самое, солдат ранил меня, ударив два раза мечом. И я упал вниз. Тогда один из них сказал: "Этот еще молодой. Давай не будем убивать его". И они отпустили меня. И начали грабить дом. Я выбрался из укрытия и увидел мамин труп, лежащий на пороге нашего дома. Трупы были и вокруг - по всему селу. Я увидел, как на другой его стороне солдаты насиловали молодых женщин и насильно уводили девочек. Я в ужасе убежал и спрятался в куче сухого навоза.
Всего ко Дню 100-летия геноцида армян, было снято 24 подобных ролика. Тексты для съемок предоставил Национальный архив Армении. Каждый из отрывков прочитали люди, обладающие общественным влиянием в мире - писатели, музыканты, актеры и журналисты. Подобные видеозаписи в этом году делали и рядовые жители армянской республики. Например, девушка Алвард Геворгян. Она записала на видео историю своего прадеда, Геворга Минаси Геворгяна, который пережил все ужасы армянского геноцида 1915 года.
«Мать столкнула его в потухший камин, и закрыла черной плотной решеткой - чтобы его не было видно. И при этом она ему сказала: «Чтобы ты не увидел или не услышал, не смей отсюда выходить!». В этот момент в дом ворвались турецкие солдаты. На глазах моего прадеда были изнасилованы его сестры, все женщины, которые находились дома. Среди них была его беременная тетя, на поздних сроках беременности. Турецкие солдаты начали делать ставки по тому, какого пола будет ребенок. Когда ставки были уже сделаны, они заживо вспороли ей живот, и достали еще живого ребенка. Они насадили его на штык, который находился на ружье, и в конечном итоге его застрелили».
В начале 20 века в Османской империи было сделано много фотографий детей сирот. Сегодня они хранятся в Армянском музее Москвы. На фотографиях совсем крохотные мальчики и девочки, ставшие бездомными из-за того, что все члены их семей были уничтожены. Этим малышам еще повезло, они не попали в так называемые специальные турецкие парные.
По свидетельствам французских врачей, маленьких армян отправляли в мобильные паровые бани, в которых затем убивали перегретым паром — то есть фактически варили заживо.
Согласитесь, невозможно простить, а уж тем более забыть такие вещи. Именно поэтому миллионы армян по всему миру добиваются того, чтобы геноцид был официально признан преступлением против человечества, а отношения между Арменией и Турцией остаются крайне холодными даже сто лет спустя.
Правда сегодняшнее турецкое правительство отрицает и масштабность трагедии, и количество пострадавших в ней жертв. При этом чиновники ссылаются на отсутствие архивных доказательств. И это не удивительно, ведь кто захочет прослыть нацией убийц и насильников? Поэтому турецкая власть так тщательно скрывает от мировой общественности жуткие факты геноцида. Например, уничтожая документы, организуя «альтернативные» фотовыставки на тему геноцида армян. Но все-таки, сильно отретушировать собственную историю у турок не получается.
Мехмед Талаат-паша в истории Турции навсегда останется как один из лидеров младотурецкой партии «Единение и прогресс», и исполнитель расправы над армянами. До сегодняшних дней сохранилась его многочисленная переписка с губернаторами турецких провинций. В одном из таких посланий градоначальнику города Алепо, Талаат дает подробные указания - как нужно решать «армянский вопрос».
В префектуру Алеппо
"Право армян жить и работать в Турции полностью ликвидировано. Правительство, которое в этом отношении берет на себя всякую ответственность, приказало не оставлять в колыбели ни одного ребенка. Пусть без всяких оснований будут высланы женщины и дети, кто бы они ни были, даже те, которые не могут идти. И не давайте населению никакого повода защищаться.