Патриарх Тихон против Советской власти: От меча погибнете сами вы, взявшие меч. Взявший меч от меча и погибнет
Взявшие меч - мечом погибнут - выражение из Евангелия (Матф., 26, 52). П. А. Павленко (1899-1951), ставивший себе задачу создать образ полководца-патриота, в известном сценарии вложил эти слова в несколько измененном виде в уста Александра Невского: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля!» (П. А. Павленко, Александр Невский, киноповесть, Собр. соч., т. 4, М. 1954, с. 225. Кинофильм «Александр Невский» был выпущен на экран 1 декабря 1938 г.) Текст, созданный Павленко: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет» - не раз приводился в газетных статьях и плакатах, как подлинная историческая фраза Александра Невского.
Но в источниках жизнеописания Александра Невского («Псковская вторая летопись» и «Софийская первая летопись») этих слов нет. Основанные на евангельском тексте, слова эти тем не менее лишены религиозной окраски. Концовка обращения к иноземцам исполнена патриотической гордости. В. Борисов в книге «Подвиг Севастополя», посвященной Великой Отечественной войне, отмечает глубокое эмоциональное воздействие этих слов на кинозрителя осажденного города-героя.
«Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет» цитаты:
Сталинград - это слово с гордостью будут повторять все верные сыны России. В Сталинграде восторжествовала справедливость, в Сталинграде началось возмездие: поднявшие меч, погибли от меча (И. Эренбург, Сталинград, «Красная звезда», 2 февраля 1943 г.).
Никогда не были и никогда не будут русские люди рабами. Никогда не покорятся русский, украинский, белорусский народы… завоевателям. Кто пришел на русскую землю с мечом, от меча и погибнет (Д. Заславский, Фельетоны, М. 1949, с. 111).
Взявшие меч - от меча и погибнут
Из Библии. В, Евангелии от Матфея (гл. 26, ст. 51^-52) говорится: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут».
Вероятно, составители евангельских текстов воспользовались уже готовой формулой, которая существовала в античном мире, в частности в Древнем Риме «Кто воюет мечом, от меча и погибает»
Именно этими евангельскими словами, вероятно, вдохновлялся автор сценария к фильму «Александр Невский» (1938) советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899-1951), когда написал для князя его знаменитую «историческую» фразу: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!» В фильме эти слова Александр Невский говорит в назидание послам Ливонского ордена, которые летом 1242 г. прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира» после так называемого Ледового побоища.
На самом деле реальный князь к этим словам не имеет никакого отношения - в немногих источниках, которые повествуют о его словах и делах («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») об этом нет никаких упоминаний.
Иносказательно: напоминание о бессмысленности войны, предостережение агрессорам
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое "Взявшие меч - от меча и погибнут" в других словарях:
Взявшие меч – мечом погибнут – выражение из Евангелия (Матф., 26, 52). П.А. Павленко (1899 1951), ставивший себе задачу создать образ полководца патриота, в известном сценарии вложил эти слова в несколько измененном виде в уста Александра… …
Взявшие меч - мечом погибнут…
Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями крестоносцами на Чудском озере. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового … Словарь крылатых слов и выражений
Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет - крыл. сл. Взявшие меч мечом погибнут… Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет Взявшие меч мечом погибнут выражение из Евангелия (Матф., 26, 52). П. А. Павленко (1899 1951), ставивший себе задачу создать образ полководца патриота, в известном … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ - [лат. doctrina de duo gladii, франц. théorie des deux glaives; нем. Zweischwerterlehre; англ. Two Swords Theory], средневек. политико теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими… … Православная энциклопедия
ВОЙНА - [борьба, брань, вражда; греч. πόλεμος, μάχη, πάλη], 1) в религ. плане противостояние диавола, демонов Богу и Его ангелам, имеющее эсхатологический характер (см. Эсхатология) и отражающееся в человеческой истории; борьба человека со своими… … Православная энциклопедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Александр Невский (значения). Александр Невский … Википедия
На вопрос Что означает «взявшие меч, мечом погибнут»? заданный автором Двутавровый
лучший ответ это В Библии действительно говорится “Не убий”, но не убей ради своей корысти, ради своей выгоды. А во Второзаконии того же Священного Писания Ветхого Завета есть чёткое предписание побивать камнями всяких извращенцев-содомитов. То есть тех, кто сейчас в Европейских столицах устраивают свои так называемые гей- парады, побивали камнями до смерти. Это было ветхозаветное предписание. А когда пришёл в мир Мессия Христос, Он вообще сместил акценты с телесной стороны человеческой жизни на область жизни нашего духа, сказав: “Не бойтесь тех, кто убивает ваше тело, бойтесь больше тех, кто душу вашу растлевает”.
Кроме насилия существует ещё такое понятие как прещение. Это когда насилие применяется к насильнику, когда воин укрощает врага оружием с целью не допустить разрастания зла. Именно об этом и не хотят задумываться сектанты. Именно об этом не упоминают либеральные публицисты, признающие для нашей Родины только один стиль поведения – бесконечные капитуляции перед кем ни попадя.
Попущением Божьим нам напомнили, что армия – это, говоря языком медицины, иммунная система общества. Она борется с тем злом, которое грозит этот организм разрушить. Нет иммунитета – организм гибнет. Именно поэтому, считая войну бедствием и несомненным злом, Церковь знает понятие Священной войны. Это война в защиту Отечества или за угнетаемых единоверцев. Ведь Иоанн Креститель не призвал пришедших к нему воинов дезертировать “по религиозным убеждениям”, а по их просьбе дал им следующее наставление: “И сказал им: никого не обижайте (то есть, не занимайтесь мародёрством) , не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем” (Лк. 3: 14). То есть призвал их к честному исполнению долга! Для современного христианина отношение к воинской службе может быть определено словами: “это дело обеспечения мира с оружием в руках”
Уже первые века христианства пестрят именами воинов, своей жизнью запечатлевших верность Христу. И, хотелось бы подчеркнуть – это были лучшие воины Римской империи, образец выполнения воинского долга.
Cвятцы полны перечислением тысяч воинов, умерших за Христа. А на их примере воспитывались новые воины, которые начинали понимать, что вовсе не всякий приказ надо выполнять, что преступный приказ, вступающий в противоречие с твоей христианской совестью, выполнять не нужно, даже если тебя казнят. Так вырабатывалась совсем другая воинская мораль, мораль воина-христианина. Не даром Св. Маврикий, отказавшийся проводить карательную экспедицию против христиан в Галлии и своим мученичеством спасший тысячи и тысячи невинных жизней, считается первым европейским рыцарем.
Он отдал свою жизнь за слабых и беззащитных.
Или, когда русский генерал -освободитель Михаил Дмитриевич Скобелев пленил турецкого пашу, тот предстал пред ним, сказав: “Генерал – я теперь Ваш пленник. Делайте со мною всё, что захотите”. На что генерал отвечал: “ Это вы, турки, поступаете с пленными как захотите, с живых людей снимаете кожу, всячески издеваетесь над ними, а мы с пленными поступаем по -христиански”. Тогда сёстры милосердия ухаживали за раненными турками с таким усердием, что некоторые русские воины даже стали возмущаться. Вот мораль воина-христианина. Вот, что значит на зло ответить добром и победить зло.
Для России, где мир на протяжении веков был исключением, а война – правилом, где на один мирный год в среднем приходится два военных, сложилась совсем уникальная картина. Практически половина русских святцев – воины. Они стоят вровень с монахами, рядом с людьми молитвы стоят люди с мечами. Одна особенность сразу привлекает внимание – среди них нет завоевателей (подобно римско-католическому Людовику Святому). Вспомним только некоторых из них.
Первые русские Святые Борис и Глеб – воины, прославленные за то, что не начали междоусобной войны.
Заключение и дополнение в комментарии.
Подробно в ссылке:
Источник:
Ответ от Ёергей Тарасов
[гуру]
дословно: не рой яму другому, сам в нее попадешь...
Ответ от Осоветь
[гуру]
ты мне, значит сам себе
Ответ от Катюшка Колесникова
[активный]
Александр Невский сказал так: "Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет". Это выражение имеет тот же смысл, что и приподнесенное вами. Только здесь более глубокое чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Ответ от Бросок
[гуру]
Всё изложенное правильно..,вспомните -- За Веру, Царя и Отечество...
Ответ от Павел Наумов
[гуру]
Тот кто втупил на путь непримиримой борьбы должен быть готов не только к Победе но и к Поражению
Ответ от Armen Hambaryan
[гуру]
"Взявши меч, от меча и погибнет" (Евангелие) , кто действовал насилием, тот скорее добился обратных результатов
Ответ от Irina V
[гуру]
Мне кажется, мы все упрощенно понимаем Библию и Евангелие. Понимаем крайне буквально. А ведь все эти древние книги - это книги эзотерические. В них многое написано и выражено неявно. Не говоря уже о том, что многовековые переписи и переводы, которые в значительной степени зависят от "ощущения" языка переводчиком, дойдя до наших дней могут ПОТЕРЯТЬ свой изначально вложенный смысл. Ведь и Христов говорил "...Не с миром, но с мечом пришел к вам.. ". Многие слова Библии и Евангелия кажутся нам противоречивыми именно потому, что мы склонны все воспринимать буквально. А воспринимать нужно, во-первых, обязательно в целом, а во-вторых, ни в коем случае не буквально. "Поднявший меч от меча и погибнет" я бы понимала так "Затеявший зло от зла и погибнет". И не обязательно завтра или через 2 года. Не обязательно окружающие увидят прямую связь зла сотворенного и гибели от зла, подобного сотворенному. К сожалению, нам бы зачастую очень хотелось, чтобы зло была наказано, да еще публично, да еще более жестоко. И когда мы радуемся жестокости наказания, мы порождаем и культивируем зло в себе самих. В каждом из нас есть частица Бога. И по Его воли мы пришли в этот мир. И рамки бытия вовсе не ограничиваются рамками этого мира. И "не судите да не судимы будете.. " - а ведь мы судим беспрестанно. Преимущественно, а чаще всего ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО - других, забывая и отрицая таким образом такие заповеди как "возлюби ближнего своего". И когда Александр Невский, идя на врага, восклицал: "Поднявший меч от меча и погибнет" - это, мне кажется, было обращением к Богу, к вере в Него, в Его справедливость, силу и поддержку. Не зря ведь Александр в конце жизни посвятил себя именно Богу, забыв про мечи и сражения. Никакая цитата откуда бы она ни была вычитана не имеет смысла, если она противоречит воле Божьей. Так мне кажется. И поэтому часто, поднимая меч (говоря иносказательно) , мы не понимаем, что Божья воля в том, чтобы мы его держали в ножнах и подальше, коль скоро избавиться от него совсем нам не всегда дано.
Ответ от Пользователь удален
[гуру]
Что посеешь -то пожнёшь. Бумеранг.
Ответ от Aston
[активный]
Кто к нам с чем и за чем, тот от того и того.
(авт. Hoblin)
Ответ от Дяденька
[гуру]
Это выражение означает старинную словесную формулу неотвратимости и адекватности наказания за совершённое преступление.
Например: путинско-фашистские оккупанты совершили в России "ползучий" эсэсовский антиконституционный переворот с целью построения развитого фашизма, уничтожив при этом сотни тысяч граждан оккупированной страны (в т. ч. "благодаря" пресловутому антизаконному и противозаконному "Закону" № 122 - о лишении всяких льгот взамен грошовой подачки) .
При этом они совершенно не знают историю оккупированной страны, ибо "забыли", к примеру судьбу семейки бояр Глинских, которых воставший народ в буквальном смысле слова разорвал на клочки на Красной площади (и Глинским не помог никто: ни тогдашняя ФСО - стрельцы, ни тогдашняя КГБень - Тайный Приказ) .
Следовательно, и путиноидов рано или поздно народ свергнет и поразвешает на фонарных столбах.
Ответ от Џрославна
[гуру]
Безусловно, защищая Отечество, рискуя жизнью, люди выполняют миссию кары Господней по отношению к агрессору. Александр Невский в свое время тоже вспомнил эту фразу и произнес как приговор: "Кто к нам с мечом прийдет, тот от меча и погибнет! " А уклонисты разного рода, чем бы они не прикрывались- трусы и трутни, желающие на чужих костях в рай въехать. Но ведь за все надо платить.. . Хоть и не хочется об этом думать, а придется.
Ответ от Olli
[гуру]
ответ на вопрос:
Это не универсальная формула. Петр, например, 3,5 года ходил со Христом с мечем! Важдны обстоятельства, при которых это сказано! Рвение Перта было неугодно Богу, он вновь хотел помешать предопределенному порядку служения Христа:
"вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? "(Ин. 18:11; ср. Мк 8:33)
Значение имеет цель применения оружия: убийство соседа или его защита от убийцы.
"Господь повелел молиться за врагов" (Мф 5:44)
Это сказано о личных врагах. А что касается защиты близних и отечества, то апостолы ставили в пример храбрых воинов, героев Израиля (Евр. 11:32-34). Признавали служение воинское, себя сравнивая с воинами (1 Кор. 9:7; 2 Тим 2:4; Лк 14:31)
"Начальник есть Божий слуга, тебе на добро, Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в накаание делающему злое" (Рим 14:4; 1Пет 2:13-14)
я прочитала здесь мнение СИ, что это касается полиции, а христиани этого делать не должен.
У меня новый вопрос к СИ: значит, полицейский не должен быть христианином? Вам, как высшей касте, должны служить люди другой веры? защищать вам и ваши семьи? защищать ваше имущество?
по моему мнению женщины, мужчина, отказывающийся защищать свое Отечество - ТРУС, и уважать мне его не за что
Ответ от Ђаша
[гуру]
Я полностью с Вами согласна. Христианин просто обязан защищать ближнего, иэто святые слова, "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. " К тому же, "Начальник.. .не напрасно носит меч" - ну и зачем бы? Или вот притча о злых виноградарях - что сделал с ними хозяин виноградника?
А позиция некоторых сектантов, отказывающихся защищать Родину, мне кажется просто недостойной. Вот здесь мы об этом копья ломали 🙂 с СИ:
Ответ от светлана светина
[гуру]
В Торе противоречий нет, а евангиля разве не противоречиво само по себе? одни противоречия и ссылки непонятно для чего и кого?
Ответ от *******
[гуру]
Это значит не надо лезть на Святую Русь! Не даром Святой князь говорил эти слова, только не слушают враги Веры и России эти слова к сожалению. Поэтому и получают достойный отпор и будут получать. Ибо Москва третий Рим и четвётому не бывать.
«И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященника, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» ()
Для чего Христос повелел ученикам иметь мечи и мех. – Почему Он воспретил ученикам защищаться. – Доказательства добровольного предания. – Беззаконность суда над Христом. – Почему хотели предать Христа публичной смерти. – Коварство само себя обличает. – Не всегда должно искать победы. – Истинная победа дается терпением. – Пример Иосифа.
1. Кто этот один, урезавший ухо? Евангелист Иоанн говорит, что это Петр (). Такой поступок был делом его пылкости. Но нужно исследовать, для чего ученики Иисуса носили ножи? А что они носили их с собой, это видно не только из настоящего обстоятельства, но еще из их ответа, что у них есть два меча. Для чего же позволил им Христос иметь мечи? Евангелист Лука повествует, что когда Христос спросил их: «когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток» ? и когда они отвечали: "ни в чем" , тогда Он сам сказал им: «но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» ; и когда они на это отвечали: «вот, здесь два меча» , тогда Он сказал им: "довольно" (). Итак, для чего же Он позволил им иметь мечи? Чтобы уверить их, что он будет предан. Поэтому и говорит им: "купи нож" , не для того, чтобы вооружились; нет, но чтобы этим указать на предательство. Для чего, опять ты спросишь, Он повелел иметь мех? Он учил их тем трезвиться, бодрствовать и иметь самим о себе великую заботу. Вначале Он держал их, как неопытных, под охранением Своего могущества, а теперь, выпустив их как птенцов из гнезда, велит им самим летать. Далее, для того, чтобы они не подумали, будто Он оставляет их по слабости Своей, повелевая и им действовать самостоятельно, Он напоминает им о прошедшем, говоря: «когда Я посылал вас без мешка, имели ли вы в чем недостаток» ? Он хочет уверить их в Своей силе и тем, что Он прежде поддерживал их, и тем, что ныне не вдруг оставляет. Но откуда были у них мечи? Они шли прямо с вечери после трапезы; вероятно, поэтому, там для агнца были и ножи; когда же они услышали, что на Иисуса будет сделано нападение, то и взяли с собой эти ножи для защиты своего Учителя; но это они сделали только по своей воле. Поэтому-то Христос и упрекает Петра, и притом со страшной угрозой, за то, что он употребил меч в отмщение пришедшему рабу, хотя он поступил так горячо в защиту не самого себя, а своего Учителя. Но Христос не допустил, чтобы от этого произошел какой-либо вред. Он исцелил раба, и сделал великое чудо, которое могло открыть и Его кротость, и могущество, а равно и нежность любви, и покорность ученика, потому что тот поступок был свидетельством его любви, а этот послушания. Когда он услышал: «вложи меч в ножны» (), то тотчас повиновался и впоследствии никогда не делал этого. Другой же евангелист повествует, что ученики спрашивали Его: «не ударить ли нам мечом» ()? Но Христос воспретил это, и исцелил раба, а ученику возбранил еще с угрозой, для того, чтобы более вразумить его: "ибо все" , говорит Он, . И приводит основание, говоря: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов» ? Но «как же сбудутся писания» ? Этими словами Он остановил их горячность, показывая, что случившееся с ним соответствует и Писанию. Поэтому Он и там молился, чтобы они с покорностью перенесли случившееся с Ним, зная, что это совершается по воле Божьей. Итак, двумя причинами Он хотел успокоить учеников: во-первых, угрозой наказания тем, которые начинают нападение: "ибо все" , сказал Он, «взявшие меч, мечом погибнут» ; во-вторых, тем, что Он терпит это добровольно: могу, говорит Он, «умолить Отца Моего» . Но почему Он не сказал: неужели вы думаете, что Я не могу погубить их? Потому что первые Его слова были гораздо убедительнее; а ученики Его не имели еще о Нем надлежащего понятия. Некоторое время назад Он говорил: «душа Моя скорбит смертельно» , и еще: «Отче, да минует Меня чаша» , и был в скорби и поте, и укрепляем от ангела. Итак, вследствие того, что Он показывал в Себе много человеческого, Ему не поверили бы, если бы Он сказал: неужели вы думаете, что Я не могу погубить их? Поэтому и говорит: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего» ? Но и здесь опять показывает смирение, когда говорит: «представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов» . Если один ангел поразил сто восемьдесят пять тысяч вооруженных (), то неужели нужно было Христу двенадцать легионов ангелов против тысячи человек? Нет! Он так сказал по причине страха и слабости учеников Своих, так как они от страха омертвели. Поэтому же Он ссылается и на Священное Писание : «как же сбудутся писания» ? и этим устрашая их. Если происходящее со Мной подтверждается Священным Писанием, то для чего вы сопротивляетесь?
2. Так говорил Христос ученикам Своим, а врагам, напавшим на Него, сказал: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (). Смотри, сколько Он делает такого, что могло вразумить их: то повергает их на землю, то исцеляет ухо рабу, то угрожает им убийством. «Мечом погибнут» , говорит Он, «взявшие меч» , – что самое и подтвердил исцелением уха; везде, и в настоящем и в будущем, являет Свое могущество и показывает, что иудеи не своей силой взяли Его. Поэтому Он и прибавляет: «каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» , показывая и этим, что они взяли Его по Его соизволению. Не упоминая о чудесах, Он говорит только об учении, для того, чтобы не показаться тщеславным. Когда Я учил вас, тогда вы Меня не брали; а когда замолчал, тогда напали на Меня. Я был в храме, и никто не удерживал Меня; а теперь неблаговременно, среди ночи, вы приступили ко Мне с оружием и кольями. Какая нужда в этом оружии против Того, Кто был всегда с вами в храме? Этим научает, что они никогда бы не могли взять Его, если бы Он не предал Себя добровольно, потому что если и прежде, имея Его в своих руках, всегда посреди себя, они не могли взять Его, то и ныне также не могли бы сделать этого, если бы Он не захотел. Далее разрешает недоумение, для чего Он восхотел предать Себя. «Это же все было» , говорит Он, (). Смотри, как Он до последнего часа, и в самое время предания, все делает для исправления врагов Своих: вразумляет их, пророчествует, угрожает им: "мечом" , говорит Он, "погибнут" , а когда говорит: «каждый день с вами сидел Я, уча» , то этим показывает добровольное Свое страдание; словами же: «да сбудутся писания пророков» доказывает Свою покорность воле Отца. Почему же они не взяли Его в храме? Потому что не осмелились на это в храме в виду народа. Поэтому Он и вышел вон из города, предоставляя им в отношении и места и времени полную свободу и, даже до последнего часа лишая их оправдания. Тот, Кто в исполнение божественных пророчеств предал самого Себя, мог ли учить противному воле божественной? «Тогда все ученики» , говорит евангелист, «оставив Его, бежали» . Когда взяли Иисуса Христа, ученики оставались еще при Нем; но когда Он сказал толпе, напавшей на Него, упомянутые слова, разбежались. Они, наконец, увидели, что уже нельзя будет более Ему уйти после того, как Он добровольно предал Себя, и объявил, что это совершается сообразно писаниям пророческим. По рассеянии учеников, Иисуса Христа приводят к Каиафе: «Петр же следовал за Ним издали, чтобы видеть конец» (). Велика была любовь этого ученика: увидав, как убежали другие ученики, он все-таки не убежал, но остался и вошел с Христом во двор Каиафы. Без сомнения, и Иоанн сделал то же (), но он был известен первосвященнику. Для чего же привели Христа в такое место, где все были собраны? Для того чтобы все сделать по воле архиереев. Каиафа был тогда первосвященником, и у него там были все собраны: так они бодрствовали и не спали целую ночь ради этого. Не пасху они тогда совершали, как пишет евангелист, но не спали по этому самому делу. Евангелист Иоанн, сказав, что было утро, присовокупляет: «они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (). Это что значит? То, что они ели пасху в другой день, и стремясь погубить Христа, нарушили закон. Христос не пропустил бы времени пасхи, но Его убийцы осмеливались на все, и нарушали многие законы. Так как они терзаемы были жестокой яростью против Него, и, часто покушаясь убить Его, не могли этого сделать, то теперь, взяв Его неожиданно, решились оставить даже пасху, чтобы исполнить свое кровожадное намерение. Вот почему и собрались все, и, составив сонм губителей, искали лжесвидетельства, чтобы своим коварным замыслам дать вид законного суда. Они не имели даже истинных свидетельств (): так беззаконен был их суд, так все было извращено и перепутано! «Пришли лжесвидетели и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» (; ; ). И Он действительно говорил, что в три дня воздвигнет , но не говорил: "разрушу" , а: «разрушьте» ; и притом говорил не о Церкви, а о собственном теле. Что же сказал на это первосвященник? Желая побудить к защите самого обвиняемого, чтобы через это уловить Его, он говорит: «не слышишь ли, что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал» (). Ответ был бесполезен, когда никто не слушал, да и суд их имел только наружный вид суда, на самом же деле был не что иное, как нападение разбойников, которые бросаются на проходящих из своего вертепа. Поэтому Христос и молчал. Между тем первосвященник продолжал говорить: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын» Бога живого? Он же сказал: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует» (). Это Он сделал для того, чтобы усилить обвинение, и свои слова подтвердить самым делом. И так как слова его привели в страх слушателей, то они точно так же, как и во время осуждения Стефана, затыкали уши свои.
3. Но в чем состоит эта хула? Ведь и прежде Христос говорил собравшимся к Нему: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (; ), и изъяснил эти слова; и они тогда не смели говорить, а молчали, и с того времени ни в чем уже Ему не противоречили. Как же теперь слова Его они назвали хулой? Для чего и Христос дал такой ответ? Для того чтобы отнять у них всякое извинение, так как Он учил их до последнего дня, что Он есть Христос, сидит одесную Отца, и имеет прийти опять судить вселенную, – что самое свидетельствовало о совершенном Его согласии с Отцом. Итак, первосвященник, растерзав ризы свои, сказал: «как вам кажется» ? Не объявляет своего мнения, но требует его от своих советников, как будто об очевидных преступлениях и явном богохульстве. Но так как первосвященники знали, что если дело будет исследовано и тщательно рассмотрено, то Христос окажется совершенно невинным, то и осуждают Его сами и, предупреждая слушателей, говорят: «вы слышали богохульство» , едва не вынуждая тем, едва не насильно исторгая приговор. Что же отвечали эти слушатели? «Повинен смерти» , – чтобы, как будто уже обвиненного, только оставалось представить Его на суд Пилата. Сознавая это, они и говорят: «повинен смерти» ! Сами обвиняют Его, сами судят, сами произносят приговор, – сами все делают. Почему же они не выставили в обвинение Христа Его дело в субботу? Потому, что Он прежде часто заграждал им уста, когда они начинали говорить об этом, и притом они хотели уловить Его и осудить на основании настоящих Его слов. Итак, первосвященник, предварительно исторгнув у них это осуждение на Иисуса, и раздиранием риз своих, склонив всех на свою сторону, ведет Его как злодея к Пилату. Так он доселе действовал. Но у Пилата они ничего подобного не говорят, но что же? «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе» (), – желая умертвить Его как виновного в преступлении против общественного блага. Но почему они не умертвили Его тайно? Потому что хотели уничтожить и самую славу Его. Так как много было таких, которые слышали Его беседы и сильно удивлялись Ему, то враги Его стараются предать Его смерти публично, перед всеми. А Христос со своей стороны не препятствовал этому, но злобу их употребил к утверждению истины, так как через это Его стала всем известной. Таким образом, случилось совсем не то, чего хотели. Враги хотели предать Его публичному позору, чтобы таким образом посрамить Его, а Он через это самое еще более прославил Себя. И подобно тому, как они говорили прежде: убьем Его, «придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (); а когда убили Его, то это с ними и случилось, – так и здесь они хотели публичным распятием повредить Его славе, но вышло напротив. А что они имели власть сами по себе предать Его смерти, это видно из слов Пилата: «возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» (). Но они не хотели этого, чтобы показать, что Он предан смерти как законопреступник, как самозванец, как возмутитель. Вот почему и распяли вместе с Ним разбойников; потому же и говорили: «не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский» ().
Все это делалось для утверждения истины, чтобы врагам не осталось даже и тени бесстыдного оправдания. Точно так же печать и стража при гробе только способствовали яснейшему обнаружению истины; то же самое должно сказать о посмеянии, злословии, поношении. Таково обыкновенно коварство: что оно злоумышляет, тем самым и разрушается. Так случилось и здесь: те, которые думали одержать верх, остались наиболее посрамленными, побежденными и низложенными; а кто казался побежденным, тот особенно прославился и одержал верх. Итак, не всегда будем искать победы, и не всегда будем избегать поражения. Иногда и победа приносит вред, а поражение пользу. Так между людьми раздраженными обыкновенно считают победившим того, кто более нанес обид; но этот-то, в самом деле, и остался побежденным жесточайшей страстью и обиженным; а кто равнодушно перенес обиду, тот победил и одержал верх. Тот не мог уврачевать даже и собственного недуга, а этот перенес чужой; тот побежден от себя, а этот восторжествовал над другим, и не только сам не сгорел, но и погасил высоко вздымавшееся пламя другого. А если бы он пожелал одержать мнимую победу, то и сам был бы побежден, и, возжегши другого, доставил бы ему тем жесточайшее страдание и таким образом оба, подобно женщинам, подверглись бы постыдному и жалкому посрамлению. Но, поступив как прилично мужу мудрому, он избежал стыда и, допустив благодушно победить себя в самом себе и в ближнем, воздвиг себе блистательный трофей победы над гневом.
4. Итак, не всегда будем искать победы. Конечно, оскорбивший обыкновенно одерживает победу над оскорбленным; но это худая победа, так как она причиняет погибель победителю. Между тем, обиженный и мнимо побежденный, когда переносит обиду великодушно, без сомнения получает блистательный венец. Во многих случаях лучше претерпеть поражение; и это даже есть самый лучший способ победы. Если бы кто ограбил кого, или нанес кому удары, или завидовал кому, то претерпевший это и не оказавший сопротивления остался бы победителем. Но что говорить о грабительстве и зависти? Влекомый на мучение также бывает победителем, когда терпит узы, биение, сечение и мучительную смерть. Как в обыкновенном сражении падение считается поражением, так у нас – победой. Мы никогда не бываем победителями, когда делаем зло; напротив, всегда побеждаем, когда терпим зло. Точно также и блистательная победа бывает тогда, когда мы терпением побеждаем обижающих нас. Отсюда видно, что эта победа от Бога, потому что она имеет свойство противное обыкновенной победе, что и служит доказательством могущества. Так и морские камни рассекают ударяющиеся о них волны; так и все святые тогда прославились и получили венцы и воздвигли себе блистательные трофеи, когда одержали такую, чуждую сопротивления победу. Не тревожься, не беспокойся; дал тебе силу побеждать не сражаясь, но через одно только терпение. Не ополчайся, не выходи сам, – и ты одержишь победу; не сражайся, – и ты получишь венец. Ты гораздо сильнее самого могущественного из твоих противников. Что ты стыдишь сам себя? Не давай ему сказать, что ты победил через сражение; но пусть он изумляется твоей непобедимой силе и всем говорит, что ты победил его без сражения. Так и блаженный Иосиф прославляется за то, что терпением победил сделавших ему зло. И братья и египтянка злоумышляли против него, но он их всех победил. Не говори мне ни о темнице, где он был заключен, ни о царских палатах, где жила эта жена; но покажи, кто был поражен, и кто остался победителем, кто в скорби, и кто в радости. Египтянка не могла победить не только этого праведника, но даже собственной страсти, а он победил и ее и жестокую болезнь. Если хочешь, то выслушай самые ее слова, и ты увидишь победу: «привел к нам Еврея ругаться над нами» (). Не отрок наругался над тобой, несчастная и жалкая женщина, а , который внушил тебе, будто ты можешь сокрушить адамант. Не муж твой привел к тебе отрока еврея, злоумышляющего против тебя, но злой демон, который вложил в тебя нечистую похоть; он надругался над тобой. Что же делает Иосиф? Он молчит и так же осуждается, как и Христос, потому что все, случившееся с Иосифом, служит образом того, что произошло с Христом. Иосиф был в узах, а эта женщина в царских чертогах. Но что из того? Он был славнее всякого венценосца, хотя томился в узах; а она была несчастнее всякого узника, хотя жила в царских чертогах. Впрочем, победы и поражения должно искать не только здесь, но и в самом окончании дела. В самом деле, кто достиг желаемого? Узник, а не царица. Тот старался соблюсти целомудрие, а эта хотела его лишить такового. Кто же теперь получил желаемое: тот ли, кто потерпел зло, или та, которая сделала зло? Очевидно, тот, кто потерпел зло. Таким образом, он остался и победителем. Итак, зная это, будем искать той победы, которая получается через претерпение зла, и избегать той, которая достигается через нанесение зла. Тогда мы и настоящую жизнь проведем безмятежно и совершенно спокойно, достигнем и будущих благ благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Ср. Один из бывших с Иисусом извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут.
Матф. 26, 51-52.
Ср. Кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убитым мечом.
Апок. 13, 10.
Ср. Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека.
Бытие. 9, 6.
- - без одежды и другого оружия был для греков и римлян признаком герман. дикости. На др. рисунках изображался греч. боевой танец, исполняемый в богато украш...
Словарь античности
- - крыл. сл. Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет Взявшие меч - мечом погибнут - выражение из Евангелия...
- - крыл. сл. Выражение восходит к древнему способу излечивать раны, вырезая их ножом и прижигая огнем...
Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
- - филат. назв. первых сов. почт, марок 1918 с номиналами в 35 и 70 коп. - «революционный вып.»...
Большой филателистический словарь
- - ОГО́НЬ, огня́,...
Толковый словарь Ожегова
- - Книжн. Экспрес. С беспощадной жестокостью. Полонив капитулировавшую французскую армию, Гитлер огнём и мечом прошёл по цветущим полям Бельгии и Голландии...
Фразеологический словарь русского литературного языка
- - Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере...
- - С латинского: Igni etferro . Буквальный перевод: Огнем и железом. В основе выражения древний способ врачевать раны с помощью хирургического вмешательства и прижиганий - для обеззараживания...
Словарь крылатых слов и выражений
- - Ср. Один из бывших с Иисусом извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо. Матф. 26, 51-52...
- - бессильная угроза Ср. Поверь: для них смешон твой плач и твой укор, С своим напевом заученным, Как разрумяненный трагический актер, Махающий мечом картонным. М.Ю. Лермонтов...
Толково-фразеологический словарь Михельсона
- - Ср. Каким образом обратитесь вы к этому "украшению с!" Салтыков. Круглый год. 1-е марта. Ср. Non ferro, non igne coactus. Ни железом, ни мечом не принужденный. Propert. 3, 24, 11. Ср. 1, 1, 27. Ср. Ovid. Her. 19, 183. Rem. am. 229...
Толково-фразеологический словарь Михельсона
- - Всѣ, взявшіе мечъ, мечемъ погибнутъ...
Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
- - Из Библии...
Словарь крылатых слов и выражений
- - Книжн. С беспощадной жестокостью, уничтожая всё. ФСРЯ, 294; БМС 1998, 415; ДП, 259...
Большой словарь русских поговорок
- - прил., кол-во синонимов: 4 был в опасном положении был в опасности висевший на волоске висевший на ниточке...
Словарь синонимов
- - См....
Словарь синонимов
"все, взявшие меч, мечом погибнут" в книгах
13. Но злые силы погибнут
Из книги Диккенс автора Ланн Евгений Львович13. Но злые силы погибнут «Я боюсь миссис Никльби. У нее огромный ум».Эту реплику подал один из главных героев романа, негодяй сэр Мальбери; относилась она к матери Николаса. Реплика, конечно, саркастическая, ее прочли совсем недавно читатели «Никльби», которые забавлялись
У меня на участке глинистая почва. Можно ли посадить яблони, не погибнут ли они?
Из книги 1001 ответ на важные вопросы садовода и огородника автора Кизима Галина АлександровнаУ меня на участке глинистая почва. Можно ли посадить яблони, не погибнут ли они? Не погибнут, если все сделаете правильно. Если на участке глина или тяжелый суглинок, то в ямы сажать деревья нельзя. Глина не пропускает воду, во время осенних дождей посадочная яма заполнится
24.1. [Если] губы погибнут, [то и] зубы замерзнут
Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро24.1. [Если] губы погибнут, [то и] зубы замерзнут В 658 г. до н. э. сановник Сюнь Си [ум. 650 до н. э. ] обратился к своему повелителю, цзиньскому государю Сянь-гуну (правил 676–651) со следующими словами: «Прошу вашего разрешения преподнести юйскому правителю яшму из Чуйцзи и упряжку
Из книги Великая война России [Почему непобедим русский народ] автора Кожинов Вадим Валерьянович2. Взявшие меч
Из книги Дерзкая книга для девочек автора Фетисова Мария Сергеевна2. Взявшие меч В отношениях между людьми проявляются самые разные качества их личности. Некоторые из этих качеств мешают взаимопониманию. И одно из них - агрессивность. Одного остроумного человека спросили: «Что ты скажешь об этом печенье, приготовленном на меду?» Он
Глава 45. «Если мы этого не сделаем, погибнут люди»
Из книги ФБР. Правдивая история автора Вейнер ТимГлава 45. «Если мы этого не сделаем, погибнут люди» На следующий день после Пёрл-Харбора президент Рузвельт передал Дж. Эдгару Гуверу полномочия контролировать все телефонные звонки, входящие и исходящие из Соединенных Штатов. Через три недели после трагедии 11 сентября
«Даст Бог, они погибнут»
Из книги Война и миф автора Зыгарь Михаил Викторович«Даст Бог, они погибнут» 25 марта 2003 годаВчера Саддам Хусейн в телеобращении заявил, что Ирак очень скоро победит в войне. В том же самом меня уверяла по телефону до смерти перепуганная жительница Багдада.Собираясь связаться с кем-нибудь из своих знакомых в Багдаде, я вдруг
Они шли с мечом на нас, а не мы на них
Из книги автораОни шли с мечом на нас, а не мы на них Вик. К. Вот вы сказали: «Немцы шли для того, чтобы сокрушить нас»… А ведь в сознании многих уже закрепилось, с подачи пресловутого Резуна и ему подобных, будто агрессорами-то были мы, а не они. Есть у многих уж если и не полная уверенность,
Взявшие меч, мечом погибнут
Из книги День, когда Украина дрогнула: Иловайская мясорубка автора Норин ЕвгенийВзявшие меч, мечом погибнут Иловайский котел обозначил точку перелома. Ополчение одерживало победы, в том числе довольно крупные, и до битвы за городок восточнее Донецка. Однако разнообразные тактические окружения не приводили к качественным переменам. Украинские
«Те, которыеедят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут…» (Ис.66:17). Как это следует понимать?
Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu«Те, которые<…>едят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут…» (Ис.66:17). Как это следует понимать? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряПриведенный стих является сокращенным и немного измененным повторением 3–7 стихов 65 главы. В них Господь
3. И Египтяне - люди, а не Бог; и кони их - плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут.
автора Лопухин Александр3. И Египтяне - люди, а не Бог; и кони их - плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут. Разве египтяне могут состязаться с Богом? Кони их также не духи бестелесные, которых нельзя поразить стрелою или
12. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, - погибнут, и такие народы совершенно истребятся.
Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр12. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, - погибнут, и такие народы совершенно истребятся. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, - погибнут... совершенно истребятся. Вот одно из самых сильных выражений особого Божественного покровительства и
17. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут, говорит Господь.
Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр17. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут, говорит Господь. Сокращенное повторение того, о чем более подробно говорилось выше
52. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
автора Лопухин Александр52. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; (Лк. 22:51; Ин. 18:11). Спаситель повелевает Петру оставить свой нож без употребления. Дальше приводится причина, почему это так. Альфорд считает "мечом погибнут" заповедью и говорит, что
57. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.
Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр57. А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. (Мк. 14:53; Лк. 22:54; Ин. 18:13, 14). Иоанн свидетельствует ясно, что сначала Иисус Христос отведен был к первосвященнику Анне. Но был ли первый допрос именно у Анны, сомнительно. Анна был