Правление Владимира Мономаха: годы и основные черты правления. Князь владимир мономах
Правление Владимира Мономаха (кратко)
Правление Владимира Мономаха – краткая характеристика
Родился Владимир Всеволодович Мономах 26 мая 1052 года. Его отцом был Всеволод Ярославич, а матерью Анна, дочь императора Византии, Константина Девятого. В 1067 году был посажен на княжение в Смоленске, с 1078 княжил в Чернигове. С 1125 года был великим князем киевским. Данный талантливый правитель остался в истории не только как князь, но и как писатель, после которого нам достались его важные литературные труды.
Однако, как не старался князь Мономах сохранить мир, но часто именно эти его попытки избежать войны и приводили его на поле битвы. Первое значительное военное столкновение в жизни Мономаха произошло в 1077 году, когда он, слушаясь приказа князя киевского Изяслава, выступил с ратью против половцев. Владимир получает черниговское княжество, однако после того как в 1094 году Олег Святославич, пришедший под стены его замка потребовал отдать обратно земли отца, Мономах, избегая сражения уходит со своей дружиной в Переяславль.
Позже, уже будучи на княжении в Соленске, Владимир активно старался помочь в борьбе с врагами соседним князьям. В 1097 и 1100 годах он выступает одним из инициаторов собраний удельных князей.
После кончины Всеволода Ярославича Мономах не спешил занять киевский престол. Более того, он передаёт его (несмотря на завещание отца) Святополку Изяславичу. Также по мере своих сил он старался всегда оказывать военную помощь новому князю в походах. Мономах стал киевским великим князем только в 1113 году. На княжение его звала киевская знать, боящаяся восстания народа против ростовщиков. Благодаря Мономаху восстание было подавлено, а сам князь, выяснив причины его возникновения, установил нормы долгового права для предотвращения конфликтов в будущем. Княжеский устав способствовал упрощению участи закупов (наёмных работников и должников).
Также правление князя Мономаха ознаменовалось противостояниями с половцами (кочевниками). Сам Владимир неоднократно заключал с ними мирные соглашения и был организатором рейдов в полоцкие территории, чтобы привлечь народное ополчение. Необходимо отметить, что имена такая мирная политика и сделала Мономаха таким популярным в народе.
В 1116 году Мономах оказывает военную помощь своему зятю императору Диогену, который выступал против Византии (данный конфликт прекратился немного позже кончины самого Диогена). В 1120 году с русских земель были полностью изгнаны печенеги.
Основные события правления Владимира Мономаха:
Владимир Мономах, основные черты правления которого будут рассмотрены в этой статье, жил с 1053 по 1125 год. За свою жизнь он был князем смоленским, черниговским, переяславским, киевским. При крещении его назвали Василием, но всем он известен как Владимир. Его отец Всеволод был сыном Ярослава Мудрого, мать была дочерью Константина IX Мономаха, византийского императора.
Краткая биография
Свое детство будущий князь провел рядом с отцом в Переяславе-Южном. В 13 лет по желанию отца он начал постигать военное дело. В этом же возрасте он был направлен княжить в Ростово-Суздальские земли. Там он познавал на практике азы государственного управления.
Это пригодилось Владимиру Мономаху (даты правления в Смоленске 1073-1078 год) в дальнейшем. Будучи князем, ему приходилось постоянно воевать с половцами. Чтобы обезопасить свои земли, он помогал соседям. Вместе легче было бороться с агрессивными племенами.
В 1078 году Киев занял Всеволод Ярославович. Его сыну тогда исполнилось 25 лет, он стал княжить в Чернигове. Ему и здесь приходилось отражать опустошительные половецкие набеги. Более десяти лет он являлся правой рукой отца. Ему доверяли возглавлять великокняжеские дружины, которые уничтожали половцев и усмиряли непокорных князей.
В 1093 году Всеволод Ярославович умирает. Киевский престол получает Святополк Изяславович, двоюродный брат Владимира. Через год Мономах оставляет Чернигов на Олега Святославовича, а сам отправляется в Переяславское княжество. В многочисленных боях был убит старший сын и младший брат. Это было время проявления военной доблести князя.
Приход к власти в Киеве
В 1113 году Святополк умер. На трон претендовали Святославичи, но их не любили в Киеве, поскольку они имели отношения с половцами. На вече было принято решение просить Владимира переехать из Переяслава в Киев и занять место, которое когда-то принадлежало отцу и деду.
Еще до официальных годов правления, Владимир Мономах стоял во главе князей Руси. Но он не спешил принимать предложение. Пока он медлил, в Киеве начались беспорядки. Чернь начала крушить дворы богатых людей. Эти бесчинства мог прекратить только сильный правитель.
Князь покинул Переяслав, чтобы сесть на престол в Киеве. Беспорядки утихли, началось мудрое правление Мономаха, которому на тот момент исполнилось уже 60 лет.
Устранение княжеских усобиц
По словам летописца, правление Владимира Мономаха характеризует его как человека, который мирил всех враждующих. Он проявлял гостеприимство, подавал пример набожности, был доблестным воином.
Несмотря на то, что большинство князей приняли его за старшего, Мономаху не удалось избежать двух междоусобных войн. Первая произошла на Половецкой земле с Глебом Всеславичем. Вторая - на Волыни с Ярославом. Владимир стал победителем в обеих войнах, другие же князья не решались выступать против киевского правителя.
Войны с соседями
При правлении Владимира Мономаха земли Руси находились в абсолютной безопасности, и правитель смело отправлял своих сыновей в походы на соседние земли.
Мстислав, который был старшим сыном и князем Новгорода Великого, совершил поход на территорию Ливонской Чуди. В 1116 году ему удалось захватить город Оденпе.
Юрий (Долгорукий) правил в Ростовских землях. Он в 1120 году на судах по Волге пошел на территорию Камских Болгар, прибыл оттуда с хорошей добычей.
Ярополк ходил с войском за Дон. Там в 1116 году он громил половцев и другие племена. В походе третий сын Мономаха пленил аланскую княжну, которую сделал своей женой. Погром половцев позволил притесненным печенегам и торкам поднять свои восстания, но они были подавлены. Печенегам пришлось бежать на земли Руси.
Отношения с половцами
Половцы были одним из серьезнейших врагов славян в борьбе за территорию. Во время правления Владимира Мономаха в Переяславе произошло множество столкновений с ними. Княжество стояло у края Дикого поля. В то время эти земли еще называли Половецкой степью.
Известно, что с 1103 года князь стал возглавлять походы против половцев. Он смог одержать важные победы в следующих сражениях:
- 1103 год – на Сутени;
- 1107 год;
- 1111 год – на Сальнице.
В 1116 году князь отправился во второй поход, он был не менее успешным. После этого половцы вынуждены были покинуть территорию русской границы.
Поход на Дунай
Мономах вынужден был отправить свои войска за Дунай, чтобы побороться за права своего внука Василия. Его отца Леона убили по приказу византийского императора. Войско возглавил Иван Войтишич. Но грекам удалось захватить Дористол. Тогда князь послал своего сына Вячеслава и воеводу Фому, который был потомком Ратибора. Но Дористол захватить не удалось. К концу правления его отношения с Византией вновь становятся дружескими. Об этом свидетельствует тот факт, что города были переданы греческому императору. Об этом упоминается и в летописях. Его внук Василий поселился в Киеве, он погиб в одном из сражений между князьями.
«Поучение детям»
Правление князя Владимира Мономаха отличается мудрыми взвешенными решениями. В своем труде он убеждает своих детей жить в мире, не поддаваться лени, не полагаться во время сражений на воевод, любить своих жен, но не давать им власти над собой, не забывать полученных знаний, учиться новому. Он вспоминает своего отца, который сидя дома знал пять языков. За это его почитали в других странах.
«Поучение» служит прекрасным доказательством ума князя, его благочестия, грамотности и начитанности. Это творение актуально и в наши дни. Оно входит в школьную программу в качестве примера нравственности.
Внутренняя политика
Во времена правления Владимир Мономах проводил больше времени вне дома. Он сам писал, что важных походов у него было 83, а неважных - не сосчитать. Тем не менее он не забывал про внутренние дела государства.
Основная деятельность князя:
- Один из организаторов Любечского съезда, который состоялся в 1097 году. Князья собрались, чтобы объединить свои силы в борьбе с половцами. Они провозгласили принцип, по которому каждый из них «владеет отчиной своей».
- Составил дополнение к «Русской правде». Оно известно как «Устав Владимира Мономаха». Князь ограничил власть ростовщиков, облегчив положение зависимых людей. Например, холопа больше не могли превратить в раба за долги. Он запретил убивать преступников в качестве наказания. Смерть заменялась денежным штрафом.
- Поручил создать вторую редакцию «Повести временных лет». Задание выполнял монах Нестор.
- Решение вопроса с евреями в Киеве. Князь прекратил погромы этого народа. На съезде в Выдобыче было принято решение о том, что имущество евреев останется при них, но они должны покинуть киевские земли под конвоем.
- Заключал династические браки между Рюриковичами.
Родственные союзы он заключал с различными государствами. Сам он был сыном византийской царевны. Был женат три раза. Одной из жен был Гида (дочь короля Англии Гарольда). Своего сына Мстислава он женил на шведской принцессе Христине, дочь Евфимию сделал супругой венгерского короля Коломана, но вскоре ее вернули отцу. Дочь Мария вышла замуж на византийского царевича Леона.
Итоги правления
Киевом Мономах правил с 1113 по 1125 год. Для человека преклонных лет это достаточно длительный срок. Несмотря на то, что в это время Русь уже начинала дробиться на отдельные княжества, во время правления Владимир Мономах смог удержать земли в единстве. На время прекратились набеги половцев и княжеские междоусобицы. В этот период времени Русь считалась полноправной частью европейского сообщества.
Великий князь Владимир Мономах снискал себе не только народную любовь, но и великую славу миротворца и победителя. Время его правления было лучшим для Киевской Руси. Свои жизненные принципы, ошибки, которых надо избегать, и достижения Мономах сформулировал в «Поучении», которое и сегодня многим политикам не мешало бы сделать настольной книгой.
Единство
В русской истории Мономах известен в первую очередь как «собиратель русских земель». Он сумел восстановить единовластную монархию времен Ярослава Мудрого. К 1113 году он присоединил к своим владениям, доставшихся ему по наследству, земли умершего Святополка, таким образом, собрав воедино не менее трех четвертей Руси. Причем владения эти составляли сплошную территорию. И хотя за малейшие попытки внести раздор между князьями смутьян мог поплатиться головой, именно такие методы позволяли Руси быть единым и сильным государством, способным противостоять внешнему врагу.
Лишь Христианское учение, по мнению Мономаха, определяет закон, а ни в коем разе не княжеская сила и власть. Князь никогда не стремился возвыситься над понятиями своего века, не шел наперекор, не пытался изменить существующий порядок вещей. Он демонстрировал собственным примером, каким должен быть настоящий правитель, меняющий в случае надобности порядки, чтобы облегчить жизнь большинству граждан. Так после киевского народного восстания против ростовщиков в 1113 году Мономах не просто «спас от неистовой черни», но и пожелал разобраться в ситуации. В результате он внес поправки в законодательство, которые ограничивали беспредел ростовщиков и отменяли рабство за долги. Продолжив работу Ярослава Мудрого, Мономах внес в Русскую правду ряд существенных изменений. Конечно, он был сыном своего времени, и о каких-то коренных преобразованиях речь идти просто не могла.
Мономах надолго отбил охоту у половцев совершать набеги на русские земли. Он сумел объединить князей и предпринял ряд походов, которые увенчались успехом. Так что о военном деле Мономох, похоже, знал не понаслышке. Князь советует своим сыновьям не надеяться на воевод, а снаряжать войско самостоятельно. Время в походах не тратит на пиры и последующий беспробудный сон, а обдумывать план наступления. Самим снаряжать дозоры и проверять охрану в течение ночи, а также быть бдительными и никогда не снимать с себя оружие.
Милосердие
В «Поучении» огромная роль отведена наставлению на путь милосердия. Мономах просит не позволять сильным губить слабых, а при первой необходимости быть готовыми вступиться за вдов, сирот и убогих. Всякий встречный, по его мнению, достоин того, чтобы быть обласканным добрым словом. «Милостыню подавайте нескудную, - писал Мономах, - это ведь и есть начало добра». Так, сам Мономах простил своего давнего врага, убийцу собственного сына князя Олега Черниговцева, написав ему письмо с предложением забыть о гордости и прежних обидах и заключить мир. И никаких политических требований, только призывы к милосердию, состраданию, христианскому долгу, которые, к слову, Мономах ставил превыше княжеской силы. Как писал академик Д.Лихачев, подобного письма победителя к побежденному в истории России больше не было.
Духовность – вот основа нации, - в этом был уверен Мономах. Пока есть вера – есть русский человек. Любовь к ближнему и вера в Бога – то, без чего не может стоять Русь. Князь был взращен в Православии. Он знал, что Христианское учение способно возвысить душу «не только простого смертного, но и власть имущего». Мономах завещал всякому помнить и о смерти, которую, впрочем, рекомендовал не бояться. Он замечал, что ксли кому суждено умереть, то не будет он спасен ни отцом, ни матерью, ни братьями. Хранение Божие надежнее человеческого. Кто прав, а кто виноват, кто достоин смерти, а кто – нет? Ответ на этот вопрос может дать только Бог.
Содержание статьи
ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ (церковное имя Василий) (1052–1125) – князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078) великий князь киевский (1113–1125), военачальник, писатель, сын киевского князя Всеволода Ярославича и греческой княжны Анны (Марии) Koнстантиновны Мономах, дочери византийского императора Константина IX Мономаха, и потому получил это прозвище.
В 1077 Мономах впервые выступил в борьбе с кочевниками – половцами, выполняя приказ великого киевского князя Изяслава.
Среди русских князей снискал себе славу миротворца. Но стремление поддерживать мир между князьями нередко приводило князя Владимира в самый центр междоусобных войн. В 1078 участвовал в бою на Нежатиной Ниве, где решался междоусобный спор о киевском княжении, когда его отец стал киевским князем. Будучи князем смоленским, Владимир получил от отца в 1078 в правление Чернигов. Владея им, возвел в своей резиденции замок в Любече с глубокими подземными ходами для хранения сокровищ, запасов продовольствия и воды на случай осады. Но, когда в 1094 князь Олег Святославович явился под стены Чернигова во главе половецкого войска, желая заполучить город, в котором когда-то правил его отец, Владимир не пожелал устраивать сражение и ушел из города с небольшой дружиной в Переславль, где и княжил, спасая народ от бесчинств половцев. Позже он передал Переславль своему брату Ростиславу и княжил в Смоленске. Стремился поддерживать мир с удельными князьями, помогал им в борьбе с врагами: черниговскому князю Святославу – с немецким императором Генрихом IV , когда «ходил с дружиною» через Богемию в Силезию. Был одним из инициаторов и активных участников съездов удельных князей – в Любече (в 1097) и в Уветичах (Витичеве) (в 1100).
Отец, Великий князь Киевский Всеволод, завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил великим князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним участвовал в походах против половцев. В отношениях с удельными правителями стремился поддерживать мир. Завещание Всеволода осуществилось лишь после смерти Святополка II Изяславовича.
В 1113 в Киеве вспыхнуло народное восстание против ростовщиков. В надежде на прекращение смуты, верхушка знатных киевлян призвала Владимира на княжение с просьбой «спасти от неистовой черни». Подавив смуту, Владимир увидел необходимость разобраться в ее причинах. Выступая примирителем социальных противоречий, он урегулировал ряд норм долгового права. Это нашло отражение в Уставе Владимира Мономаха о резах (то есть процентах) и было включено позднее в пространную редакцию Русской Правды. Уставом было улучшено положение должников и закупов (наемников), отменено холопство за долги и установлен точный размер взимаемых процентов для заимодовцов (не более 100%). Устав оградил бедноту от произвола ростовщиков и от порабощения людей за долги.
Затяжной характер при правлении Владимира Мономаха носила борьба с половцами (в 1116 и 1120). Стремясь поддерживать мир с князьями, Мономах помогал им в борьбе с кочевниками. Почти двадцать раз заключал с половцами мир (среди самых известных – 1077, 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111). Летопись сообщает, что в одном из сражений был пленен половецкий князь Бедлюз. Мономах подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении захватчиков наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101, 1103 годов и др.), был инициатором ответных нападений на половцев (1095). Применял тактику глубоких рейдов во вражеские земли с целью уничтожения основных сил противника. При организации походов применял сборы народного ополчения. Когда половцы отступили, надолго прекратив набеги на Русь, это создало князю Владимиру большую популярность.
В 1116 Владимир Мономах послал в поход против половцев своего сына Мстилава. Сам же Мономах в том году воевал против Византии, поддерживая свергнутого византийского императора Диогена (дочь Мономаха Мария была замужем за сыном Диогена). Диоген погиб, война прекратилась.
Активно поддерживал борьбу новгородцев и псковитян против племени чудь на северо-западе (недалеко от Чудского озера); на северо-востоке сын Мономаха Юрий Долгорукий одержал победу против болгар и мордвы. В 1120 были изгнаны с Руси печенеги.
Княжение Владимира Мономаха было временем политического к экономического усиления Руси, расцвета культуры и литературы. При нем строились церкви, создавались летописные своды, началось составление Печерского патерика, включившего жития Антония и Феодосия Печерских, княгини Ольги, Владимира I Святославича, князей Бориса и Глеба и других русских князей. В это время игумен Даниил составил описание своего путешествия в Иерусалим.
Владимир Мономах был широко образованным для своего времени человеком, обладал литературным талантом. Его Поучение своим детям (около 1117) завершалось коротким описанием его жизни и письмом к черниговскому князю Олегу. В Поучении Мономах выступил как «о земле великой печальник», мудрый государственный деятель русской земли, «заботливый домовладыка», просвещенный мыслитель, отважный воин и страстный охотник, начитанный книжник, блестящий мастер слова. Обращаясь к детям, автор восклицал: «Дети! Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может вам вредить!». И добавлял: «Не забывайте убогих, сирот и вдов»!» Поэтическое «удивление» князя красотами природы делают его труд достойным предшественником Слова о полку Игореве . Главное в Поучении – это призыв к единству Руси, братолюбию, осуждение междуусобиц. Продолжив также законодательную работу Ярослава Мудрого, он внес в Русскую правду много изменений. Их целью была необходимость утверждения «закона» – справедливого («праведного») суда по христианским заповедям.
От первой жены – англо-саксонской королевны Гиды Гарольдовны (ум. в 1107) Вдалимир Мономах имел пять сыновей: Мстислава, Ярополка, Вячеслава, Георгия (Юрия) и Андрея. От второй жены (происхождение ее неизвестно, имя – предположительно – Евфимия) были дети – Изяслав, Ростислав, Роман, Глеб, Святослав. (Возможно, была третья жена, от которой родились дети Изяслав и Ростислав).
Киевское княжение по завещанию передал старшему Мстиславу Удалому, установив тем самым новый порядок престолонаследия, направленный на централизацию княжеской власти. Владимир Мономах был одним из последних великих князей киевских, при которых держалось единство Руси. После смерти его сына Мстислава, правившего всего 7 лет, летописец записал: «раздрася вся земля русская».
Летопись сохранила нам предание о переданных Мономаху в наследство от деда по материнской линии (византийского императора Константина Мономаха) знаках царского достоинства – бармах (накидка на плечи и оплечья) и шапке («Шапке Мономаха») – бармы якобы прислал византийской император Алексей Комнин, а шапку – митрополит эфесский Неофит (он-то и возложил ее на голову Владимира, назвав его царем). Позднее московские государи в 15–16 вв. использовали эти знаки царского достоинства при короновании. «Шапка Мономаха» хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.
Владимир Мономах умер 19 мая в 1125, будучи в походе на реке Альте. По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю». Киевская Русь в обстановке междуусобной борьбы на краткий миг вернула при Мономахе свою былую славу. Дореволюционная русская историография в лице С.М.Соловьева высоко оценивала заслуги этого правителя («Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности»).
Похоронен в Киеве, в соборе Святой Софии.
Лев Пушкарев, Ирина Пушкарева
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, – это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.
Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: «Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы – сами по себе будем, а ты – сам по себе». И ответил я: «Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить».
И, отпустив их, взял Псалтырь в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: «О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» – и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.
«Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на бога, ибо верю в него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу будут владеть землей». И еще немного: «И не будет грешника: посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многое богатство грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет господь. Ибо грешники погибнут, – праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие его наследуют землю, клянущие же его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».
«Когда восстали бы люди, то живыми пожрали бы нас; когда прогневалась бы на нас ярость его, то воды бы потопили нас».
«Помилуй меня, боже, ибо попрал меня человек; всякий день нападая, теснит меня. Попрали меня враги мои, ибо много восстающих на меня свыше». «Возвеселится праведник и, когда увидит отмщение, руки омоет свои в крови грешника. И скажет человек; «Если есть награда праведнику, значит есть бог, творящий суд на земле». «Освободи меня от врагов моих, боже, и от восстающих на меня защити меня. Избави меня от творящих беззаконие и от мужа крови спаси меня, ибо уже уловили душу мою». «Ибо гнев в мгновение ярости его, а вся жизнь в воле его: вечером водворится плач, а наутро радость». «Ибо милость твоя лучше, чем жизнь моя, и уста мои да восхвалят тебя. Так благословлю тебя при жизни моей и во имя твое воздену руки мои». «Укрой меня от сборища лукавых и от множества делающих неправду». «Веселитесь все праведные сердцем. Благословлю господа во всякое время, непрестанна хвала ему», и прочее.
Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». «О владычица богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего» в ничтожной этой жизни.
Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи, умертви грех». «Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу. Приходите да соединимся, говорит господь. Если будут грехи ваши как обагренные, – как снег обелю их», и прочее. «Воссияет весна поста и цветок покаяния; очистим себя, братья, от всякой крови телесной и душевной. Взывая к светодавцу, скажем: «Слава тебе, человеколюбец!»
Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре. А господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь нашу. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость божию.
«Что такое человек, как подумаешь о нем?» «Велик ты, господи, и чудны дела твои; разум человеческий не может постигнуть чудеса твои», – и снова скажем: «Велик ты, господи, и чудны дела твои, и благословенно и славно имя твое вовеки по всей земле». Ибо кто не восхвалит и не прославит силу твою и твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, господи, твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены твоим промыслом, господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица, – если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, господи, милость твоя к нам, так как блага эти сотворил ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены тобою, господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то и имея язык онемеют. «И благословен, господи, и прославлен зело!» «Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. «И кто не восхвалит тебя, господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя отца и сына и святого духа, да будет проклят!»
Прочитав эти божественные слова, дети мои, похвалите бога, подавшего нам милость свою; а то дальнейшее, – это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня; если не все примете, то хоть половину.
Если вам бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих, говоря: «Как блудницу, разбойника и мытаря помиловал ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви то делайте и ложась. Не пропускайте ни одной ночи, – если можете, поклонитесь до земли; если вам занеможется, то трижды. Не забывайте этого, не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, то «господи помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, – нежели думать безлепицу, ездя.
Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от бога. Паче же всего гордости но имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на несколько дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, – то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего.
Если будете забывать это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.
Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрени воздавши богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить бога и сказать: «Просвети очи мои, Христе боже, давший мне свет твой дивный!» И еще: «Господи, умножь годы мои, чтобы впредь, в остальных грехах моих покаявшись, исправил жизнь свою»; так я хвалю бога и тогда, когда сажусь думать с дружиною, или собираюсь творить суд людям, или ехать на охоту или на сбор дани, или лечь спать. Спанье в полдень назначено богом; по этому установленью почивают ведь и зверь, и птица, и люди.
РАССКАЗ МОНОМАХА О СВОЕЙ ЖИЗНИ
А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охотах с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску; и снова вторично ходил я к Смоленску, со Ставком Гордятичем, который затем пошел к Берестью с Изяславом, а меня послал к Смоленску; а из Смоленска пошел во Владимир. Той же зимой послали меня в Берестье братья на пожарище, что поляки пожгли, и там правил я городом утишенным. Затем ходил в Переяславль к отцу, а после Пасхи из Переяславля во Владимир – в Сутейске мир заключить с поляками. Оттуда опять на лето во Владимир.
Затем послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов до Чешского леса, и ходил в земле их четыре месяца. И в том же году и сын родился у меня старший, новгородский. А оттуда ходил я в Туров, а на весну в Переяславль и опять в Туров,
И Святослав умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной – Глебу в помощь. А летом с отцом – под Полоцк, а на другую зиму со Святополком под Полоцк, и выжгли Полоцк; он пошел к Новгороду, а я с половцами на Одреск войною и в Чернигов. И снова пришел я из Смоленска к отцу в Чернигов. И Олег пришел туда, из Владимира выведенный, и я позвал его к себе на обед с отцом; в Чернигове, на Красном дворе, и дал отцу триста гривен золота. И опять из Смоленска же придя, пробился я через половецкие войска с боем до Переяславля и отца застал вернувшегося из похода. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом и победили Бориса и Олега. И опять пошли в Переяславль и стали в Оброве.
И Всеслав Смоленск пожег, – и я с черниговцами верхом с поводными конями помчался, но не застал... в Смоленске. В том походе за Всеславом пожег землю и повоевал ее до Лукомля и до Логожска, затем на Друцк войною и опять в Чернигов.
А в ту зиму повоевали половцы Стародуб весь, и я идя с черниговцами и со своими половцами, на Десне взяли в плен князей Асадука и Саука, а дружину их перебили. И на следующий день за Новым Городом разбили сильное войско Белкатгина, а семечей и пленников всех отняли.
А в Вятичскую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его и к Корьдну ходили первую зиму. И опять ходили мы и за Ростиславичами за Микулин, и не настигли их. И на ту весну – к Ярополку на совет в Броды.
В том же году гнались за Хорол за половцами, которые взяли Горошин.
На ту осень ходили с черниговцами и с половцами - читеевичами к Минску, захватили город и не оставили в нем ни челядина, ни скотины.
В ту зиму ходили к Ярополку на сбор в Броды и союз великий заключили.
И на весну посадил меня отец в Переяславле выше всей братии и ходили за Сулой. И по пути к Прилуку городу встретили нас внезапно половецкие князья, с восемью тысячами, и хотели было с ними сразиться, но оружие было отослано вперед на возах, и мы вошли в город. Только семца одного живым захватили, да смердов несколько, а наши половцев больше убили и захватили, и половцы, не смея сойти с коней, побежали к Суле в ту же ночь. И на следующий день, на успение, пошли мы к Белой Веже, бог нам помог и святая богородица: перебили девятьсот половцев и двух князей взяли, Багубарсовых братьев, Осеня и Сакзя, и только два мужа убежали.
И потом на Святославль гнались за половцами, и затем на Торческ город, и потом на Юрьев за половцами. И снова на той же стороне, у Красна, половцев победили, и потом с Ростиславом же у Варина вежи взяли. И затем ходил во Владимир опять, Ярополка там посадил, и Ярополк умер.
И снова, по смерти отцами при Святополке, на Стугне бились мы с половцами до вечера, бились у Халепа, и потом мир сотворили с Тугорканом и с другими князьями половецкими, и у Глебовой чади отняли дружину свою всю.
И потом Олег на меня пришел со всеми половцами землею к Чернигову, и билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог. Пожалел я христианских душ, и сел горящих, и монастырей и сказал: «Пусть не похваляются язычники!» И отдал брату отца его стол, а сам пошел на стол отца своего в Переяславль. И вышли мы на святого Бориса день из Чернигова и ехали сквозь полки половецкие, около ста человек, с детьми и женами. И облизывались на нас половцы точно волки, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля.
И сидел я в Переяславле три лета и три зимы с дружиною своею, и много бед приняли мы от войны и голода. И ходили на воинов их за Римов, и бог нам помог, перебили их, а других захватили.
И вновь Итлареву чадь перебили, и вежи их взяли, идя за Голтав.
И к Стародубу ходили на Олега, потому что он сдружился с половцами. И на Буг ходили со Святополком на Боняка, за Рось.
И в Смоленск пошли, с Давыдом помирившись. Вновь ходили во второй раз с Вороницы.
Тогда же и торки пришли ко мне с половцами - читеевичами, и ходили мы им навстречу на Сулу.
И потом снова ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов.
И опять со Святополком гнались за Боняком, но... убили, и не настигли их. И потом за Боняком же гнались за Рось, и снова не настигли его.
И на зиму в Смоленск пошел; из Смоленска после Пасхи вышел; и Юрьева мать умерла.
В Переяславль вернувшись к лету, собрал братьев.
И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину; мы пошли за ними из Переяславля за Сулу, и бог нам помог, и полки их победили, и князей захватили лучших, и по Рождестве заключили мир с Аепою, и, взяв у него дочь, пошли к Смоленску. И потом пошел к Ростову.
Придя из Ростова, вновь пошел на половцев на Урусобу со Святополком, и бог нам помог.
И потом опять ходили на Боняка к Лубну, и бог нам помог.
И потом ходили к Воиню со Святополком, и потом снова на Дон ходили со Святополком и с Давыдом, и бог нам помог.
И к Вырю пришли было Аепа и Боняк, хотели взять его; к Ромну пошли мы с Олегом и с детьми на них, и они, узнав, убежали.
И потом к Минску ходили на Глеба, который наших людей захватил, и бог нам помог, и сделали то, что задумали.
И потом ходили к Владимиру на Ярославца, не стерпев злодеяний его.
А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, иссек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.
А вот как я трудился, охотясь: пока сидел в Чернигове, а из Чернигова выйдя, и до этого года – по сотне загонял и брал без трудов, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякого зверя.
И вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же. коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки и ноги свои повреждал – в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.
Что надлежало делать отроку моему, то сам делал – на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и в стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах и о ястребах заботился.
Также и бедного смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.
Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю бога и прославляю милость его, ибо меня, грешного и ничтожного, столько лет хранил от тех смертных опасностей и не ленивым меня, дурного, создал, на всякие дела человеческие годным. Прочитав эту грамотку, потщитесь делать всякие добрые дела, славя бога со святыми его. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам бог пошлет. Ибо, если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от бога повелено. А если случится от бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело – остерегаться самому, то божие сбережение лучше человеческого.
ПИСЬМО МОНОМАХА К ОЛЕГУ СВЯТОСЛАВИЧУ
О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.
Ибо кто молвит: «Бога люблю, а брата своего не люблю», – ложь это. И еще: «Если не простите прегрешений брату, то и вам не простит отец ваш небесный». Пророк говорит: «Не соревнуйся лукавствующим, не завидуй творящим беззаконие». «Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе». Но все наущение дьявола! Были ведь войны при умных дедах наших, при добрых и при блаженных отцах наших. Дьявол ведь ссорит нас, ибо не хочет добра роду человеческому. Это я тебе написал, потому что понудил меня сын мой, крещенный тобою, что сидит близко от тебя. Прислал он ко мне мужа своего и грамоту, со словами: «Договоримся и помиримся, а братцу моему божий суд пришел. А мы не будем за него мстителями, но положим то на бога, когда предстанут они пред богом; а Русскую землю не погубим». И, увидел смирение сына моего, сжалился я и, бога устрашившись, сказал: «Он по молодости своей и неразумию так смиряется, на бога возлагает; я же – человек, грешнее всех людей».
Послушал я сына своего, написал тебе грамоту: примешь ли ты ее по-доброму или с поруганием, то и другое увижу из твоей грамоты. Этими ведь словами я предупредил тебя, чего я ждал от тебя, смирением и покаянием желая от бога отпущения прошлых своих грехов. Господь наш не человек, но бог всей вселенной, – что захочет, во мгновение ока все сотворит, – и все же сам претерпел хулу, и оплевание, и удары и на смерть отдал себя, владея жизнью и смертью. А мы что такое, люди грешные и худые? Сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты. Другие собранное нами разделят.
Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, пред тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: «Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!»
Надо было бы сказать тебе словами Давида: «Знаю, грех мой всегда передо мною». Не из-за пролития крови, а свершив прелюбодеяние, помазанник божий Давид посыпал главу свою и плакал горько, – в тот час отпустил ему согрешенья его бог. Богу бы тебе покаяться, а ко мне написать грамоту утешительную да сноху мою послать ко мне, – ибо нет в ней ни зла, ни добра, – чтобы я, обняв ее, оплакал мужа ее и ту свадьбу их, вместо песен: ибо не видел я их первой радости, ни венчания их, за грехи мои. Ради бога, пусти ее ко мне поскорее с первым послом, чтобы, поплакав с нею, поселил у себя, и села бы она как горлица на сухом дереве, горюя, а сам бы я утешился в боге.
Тем ведь путем шли деды и отцы наши: суд от бога пришел ему, а не от тебя. Если бы тогда ты свою волю сотворил и Муром добыл, а Ростова бы не занимал и послал бы ко мне, то мы бы отсюда и уладились. Но сам рассуди, мне ли было достойно послать к тебе или тебе ко мне? Если бы ты велел сыну моему: «Сошлись с отцом», десять раз я бы послал.
Разве удивительно, что муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших. Но не следовало ему искать чужого и меня в позор и в печаль вводить. Подучили ведь его слуги, чтобы себе что-нибудь добыть, а для него добыли зла. И если начнешь каяться богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа, то напиши грамоту с правдою, тогда и волость получишь добром, и наше сердце обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мститель. Не хотел ведь я видеть крови твоей у Стародуба; но не дай бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления твоего, ни от кого-либо из братьев. Если же я лгу, то бог мне судья и крест честной! Если же в том состоит грех мой, что на тебя пошел к Чернигову из-за язычников, я в том каюсь, о том я не раз братии своей говорил и еще им поведал, ибо я человек.
Если тебе хорошо, то... если тебе плохо, то вот сидит подле тебя сын твой крестный с малым братом своим и хлеб едят дедовский, а ты сидишь на своем хлебе, об этом и рядись. Если же хочешь их убить, то вот они у тебя оба. Ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь добыть насильем, то мы, заботясь о тебе, давали тебе и в Стародубе отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим рядились, если он не сможет рядиться без тебя. И мы не сделали ничего дурного, не сказали: пересылайся с братом до тех пор, пока не уладимся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, пусть тому от бога мира не видать душе своей на том свете!
Не от нужды говорю я это, ни от беды какой-нибудь, посланной богом, сам поймешь, но душа своя мне дороже всего света сего.
На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю, и прочее.
Литература:
Ивакин И.М. Князь Владимир Мономах и его Поучение
. М., 1901
Орлов А.С. Владимир Мономах
. М. – Л., 1946
Каргалов В.В., Сахаров А.Н. Полководцы Древней Руси
. М., 1985
Соловьев С.M. История России с древнейших времен
, кн 1, т 1. – В кн.: Соловьев С.М.Сочинения. М., 1988
Сахаров А.Н. Владимир Мономах или Половецкие тучи над Русью
. М., 2002
Биография Владимира Мономаха тесно связана с историей становления русской государственности. Он был сыном Смоленского князя Всеволода. Его матерью являлась дочь Константина Мономаха, греческого императора, имя которой неизвестно.
Владимир в разное время был великим князем киевским, а также смоленским, черниговским, переяславским. И заметным государственным деятелем, военачальником, мыслителем и писателем. На его печатях использовался и такой титул, как «архонт земли Русской». Сегодня нами будет рассмотрена краткая биография Владимира Всеволодовича Мономаха.
Начало
Биография Владимира Мономаха началась в 1053 году. При крещении он получил имя Василий. В раннем возрасте он уже принимал участие в охоте на диких животных. Позже он вспоминал об этом, давая поучение своим детям. Он говорил, что побывал и в медвежьих лапах, и у тура на рогах, и под кабаньим клыком.
Будучи бесстрашным и неутомимым, он рано проявил себя на воинском поприще. Отец доверил ему быть начальником дружины в походе на Силезию, чтобы оказать помощь Владиславу III, польскому королю, в его борьбе с чехами. А также в этом походе участвовали и дружины Святослава, киевского князя, и Олега, князя волынского.
Поддержка отца
В 1078 году Владимир вместе с дружиной отца отправился в поход, чтобы поддержать его союзника и брата Изяслава, киевского князя. Последний воевал с полоцким князем Всеславом. Тогда был сожжен Полоцк.
Союзники Всеслава призвали половцев и вторглись в южные области Руси, разбив войска Всеволода на берегу реки Оржицы и взяв Чернигов. Незадолго до этого события Всеволод перебрался на княжение из Смоленска.
Владимир пришел отцу на помощь и осадил город Чернигов. В битве у его стен погиб Изяслав, а его место в Киеве занял отец Мономаха, Всеволод.
Против Всеслава и Святославичей
Однако не все были с этим согласны. Против Всеволода пошли Олег и Роман - сыновья Святослава, которые опять признали половцев, а также Всеслав Полоцкий.
Сначала Владимир Мономах направил войска против Святославичей, которые шли к Чернигову. Он переманил половцев на свою сторону и разбил братьев. При этом Роман погиб, а Олег спасся бегством в Греции, а затем двинулся на Всеслава, который в это время осаждал Смоленск.
Всеслав отказался и, не приняв боя, поджег Смоленск и сбежал к себе в полоцкую землю. Конница Владимира преследовала его до его владений и опустошила их. В 1079-м Владимир опять пошел в полоцкий край и завоевал Минск.
Смерть Всеволода
С 1080 по 1092 гг. его жизнь, как свидетельствует биография Владимира Мономаха, полностью проходила в походах. Это войны с торками, жившими в Переяславской области, а также с вятичами и половцами, которые грабили русские земли на юге.
В 1093-м умер Всеволод, но Владимир не стал киевским князем. Великое княжение он уступил Святополку, сыну Изяслава. Тем временем половцы опять вторглись в пределы русичей, угрожая Киеву.
Мономах отправился на помощь Святополку. В этом же году он, по настоянию Святополка и его окружения, которые были уверены в полководческом таланте Владимира, сразился с половцами у стен города Триполья.
Борьба с половцами
Однако надежды русской стороны не оправдались. Киевская дружина, которая составляла правый фланг русского боевого построения, дрогнула под натиском половцев, ей пришлось отступить. Левый фланг и центр попытались устоять, но были отброшены к реке Стугне.
Самому Владимиру Мономаху с трудом удалось спастись в этом побоище и укрыться за стенами Чернигова. В следующем, 1094 году, там его осадил Олег Святославович, возвратившийся из греческих земель. Он снова привел на Русь целые полчища половцев. Несмотря на упорное сопротивление, Мономах вынужден был отступить перед превышающими силами противника и уехал в город Переяславль.
Но в 1095-м Владимиру вместе со Святополком удалось отомстить половцам. Они подвергли разорению их земли, после чего направили свои силы против Олега. В результате чего последнему пришлось бежать из Чернигова в Стародуб. Оттуда он отправился на север и, собрав войска, овладел такими городами, как Муром, Ростов, Суздаль. Однако на реке Клязьме он был разбит войском Мстислава, сына Владимира Мономаха.
Полная победа
Продолжая рассматривать краткую биографию князя Владимира Мономаха, нельзя не сказать о победе над половцами. Они не прекращали набеги и в 1097 году захватили и разграбили Киев. На съезде русских князей в Любече Владимир призвал их прекратить междоусобицы и обратить совместные силы против половцев. Был заключен договор, скрепленный целованием креста, однако междоусобные войны не заканчивались.
Но Мономаху все же удалось объединить русичей в 1103 году, после двух других съездов, состоявшихся в Витичеве, а также у озера Долобского. Общее русское войско под его руководством наголову разбило половецкие силы на Днепре. После этого был одержан еще ряд побед - под Лубнами, Переяславом, на реках Дон и Сала. Тем самым был положен конец половецким вторжениям на Русь.
Великий князь
После смерти Святополка в 1113 году Владимир был избран киевлянами великим князем. Время его правления для Киевской Руси было благодатным. Враги были изгнаны из русских пределов, сыновья успешно охраняли границы. Мономах пользовался большим авторитетом среди младших князей, и споров о старшинстве не наблюдалось.
Князь занялся внутренним устройством. Одним из интересных фактов биографии Владимира Мономаха является то, что он внес весомые дополнения в «Русскую Правду». Так, например:
- Была отменена месть за убийство, ее заменили денежным штрафом.
- Произошло ограничение взимания процентов по займам.
- В значительной мере облегчилось положение холопов.
- Был наложен запрет на обращение в холопов за долги.
Поучение детям
Во времена правления Владимира Мономаха отмечался заметный подъем в обществе. В столице и других городах было построено множество красивейших храмов, на славянский язык переводились греческие книги в большом количестве.
Самим князем было написано Поучение, адресованное его детям, в котором были изложены значительные вехи биографии Владимира Мономаха и его советы. Он учил своих детей:
- Никого не казнить смертной казнью.
- По возможности делать все самостоятельно, не полагаясь на воевод.
- Совершая поход по русским землям с войском, не позволять ему наносить вред местным жителям.
- Овладевать языки, как их дед, Всеволод, который знал пять языков.
Скончался Владимир Мономах, биография которого была темой нашего обзора, в возрасте 71 года, в 1125 году, недалеко от Переяславля.