Случаи воскрешения людей после кремации. А что с душой? Отношение христианской церкви к кремированию

Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Смерть не конец, смерть – начало. Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.

Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Со всей очевидностью можно сказать, суеверия, следование всяким приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, в том числе и похоронных, объясняются недостатком знания о них. Суеверие, или суетная вера, – вера, ни на чем не основанная, недостойна истинных христиан.

Православная Церковь учит нас, когда мы вспоминаем о смерти, не думать о ней однозначно – либо как о торжестве, либо как о горе. Образ, который дает нам Бог в Библии и Евангелиях, более сложный. В смерти есть трагедия, смерть чудовищна, смерти не должно быть. Смерть – следствие нашей потери Бога. Однако в смерти есть и другая сторона: как ни тесны ее врата, это единственная надежда избежать порочного круга бесконечности в удаленности от Бога. Смерть не конец, смерть – начало. Эта дверь открывается и впускает нас в простор вечности, которая была бы навсегда закрыта для нас, если бы смерть не высвобождала нас из рабства земли.

Нельзя не скорбеть нам, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Будем оплакивать наших умерших, потому что ушел от нас любимый человек, но будем оплакивать его по-христиански. Мы плачем над усопшим, потому что человек не призван к тому, чтобы умереть, – человек призван к вечной жизни. Смерть вошла в жизнь через человеческое отпадение от Бога , поэтому смерть как таковая – трагедия. С другой стороны, она – освобождение. Если бы надо было жить, никогда не умирая, в той ограниченности земной жизни, которую мы знаем, был бы неизбывный кошмар…. Есть целый ряд мест в службе по усопшему, где он как бы говорит: не рыдайте обо мне…

Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.

Посему великолепие похорон, народное сопровождение гроба, заботливость о погребении, не щадящая издержек, устроение богатых памятников несколько утешают живых, но не помогают умершим. Не помогают, но со всей несомненностью вредят суетные предрассудки, измышления, подобные тем, которые приведены выше.

Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Существует множество неписаных и подчас странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX веке, когда Церковь находилась в ущемленном положении в обществе, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами.

Например, существует неправославный языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, бросают монеты в гроб, в могилу . Или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. В этом нет необходимости. Все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном – тоже нецерковная традиция.

У неразвитых народов считалось, что если человека похоронить без руки или ноги, то и в том мире он будет оставаться калекой. Этот языческий предрассудок послужил основой заблуждения у некоторых христиан, которые боялись, что в Судный день их близкий человек восстанет из мертвых без конечности и на вечность останется инвалидом. Но если отделенную от тела конечность, считали заблуждающиеся, захоронить вместе с трупом, то проблема разрешится, и человек воскреснет в своем полном виде. Отрезанные члены тщательно хранили, чтобы их можно было, когда придет час, положить в гроб. Даже выпавшие или вырванные зубы сохраняли, иногда по многу лет, и клали в могилу вместе с их бывшими владельцами. Эти представления нередко служили причиной смертей, когда ампутацию оттягивали, пока не становилось слишком поздно.

Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан также с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения умершего. Объяснения этого обычая до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников. Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы.

Надо сказать, что различные предрассудки, связанные с погребением , – проблема не только нашего времени, когда целые поколения вырастают в неверии и незнании Бога. И в дореволюционные времена разного рода суеверий, связанных со смертью и обрядом погребения, было предостаточно.

Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

— класть в гроб деньги, вещи и продукты;

— класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

— верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;

— на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;

— сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;

— лить водку в могильный холм;

— произносить: «Да будет тебе земля пухом»;

— верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

— верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

— верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

— верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

— верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

— верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день.

Кремация

Кремация – особая тема. Сейчас в обществе активно обсуждается этот, нетрадиционный для православия, обычай сжигать (кремировать) тела умерших. Вокруг него тоже множество домыслов и суеверий.

Этот новый для России обычай, который становится популярен из-за относительной дешевизны, пришел к нам с языческого Востока. Восточные религиозные учения содержат в себе идею реинкарнации (перевоплощения), согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки. Поэтому язычество видит в теле не храм души, а ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме – нужно сжечь ее и пепел развеять по ветру.

Православная Церковь дозволяет кремацию только при обстоятельствах непреодолимой силы – отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений. Перед сожжением тела икону или распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить.

Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (проводятся параллели между огнем крематория и геенной огненной). На сей счет еще во втором веке апологет христианства Минуций Феликс сказал: «Мы не боимся… никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». В книге монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти» читаем: «Каким бы способом ни разрушалось наше тело, но элементы его не уничтожаются; и для всемогущества Божия из существующих элементов возможно воскресить тело, будет ли оно сожжено или съедено зверями. Элементы, услышав глас Творца, соберутся для исполнения своего назначения составить тело человеческое; соберутся точно таким же образом, как услышали глас Сына Божия рыбы и немедленно собрались в сети, святыми апостолами по повелению Иисуса Христа в море опущенные. Сие есть великая тайна».

Следует заметить при этом, что кремация, с точки зрения Православной Церкви, – действие не назидательное; оно вселяет в душу, скорее, отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.

Заочное отпевание

В последнее время сложилось множество суеверий вокруг чина заочного отпевания. Этот вопрос заслуживает особого внимания. В связи с этим нужно пояснить нижеследующее. Практика совершать отпевание «заочно» может быть оправдана только в том случае, когда доставить усопшего в храм Божий не представляется возможным.

Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).

Сейчас это явление стало распространенным: во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании. Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм , в крайнем случае, позвать священника домой или на кладбище. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и в особых случаях совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.

Заочное отпевание нужно заказать в день похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти. Достаточно, чтобы в храме молился хотя бы один из родственников почившего. Священник даст ему венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву – в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно от головы к ногам и от правого плеча к левому.

Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину. Если могила очень далеко или в неизвестном месте, то венчик и молитву сжигают, а землю рассыпают на любой могиле, на которой установлен православный крест.

Отпевание, как и Крещение, совершается один раз. Но если нельзя доподлинно установить, был человек отпет или не был, нужно, не смущаясь, заказать заочное отпевание, и чем скорее, тем лучше. Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью.

Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью

Можно привести множество других примет и суеверий, связанных со смертью и погребением. В любом поселении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению. В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним. Они совершенно не понимают, а бывает и, наоборот, умышленно ставят себя в конфронтацию к учению Церкви и святых отцов.

Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Ко всякой подобной информации нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода людьми. Нужно помнить, что диавол есть отец лжи и со своим воинством прилагает все усилия, чтобы заблудить человека в истине и отдалить его от Церкви и ее истинного учения. Во время похорон единственным руководством, которое вас может защитить от откровенного колдовства и наведения порчи, может служить только благословение священника.

В заключение надо сказать, что всякий христианин, имеющий хоть капельку мужества и гражданской ответственности, просто обязан помочь единоверцу или человеку, почти готовому ступить на Церковный путь спасения во Христе, в правильном понимании Божественных истин. Все мы смертны, но эта неопровержимая истина лишается духовной глубины и превращается в банальность вне учения Церкви, которое свидетельствует о том, что человек был сотворен Богом для бессмертия. Все суеверия и измышления вокруг этого главного вопроса губительны для души православного христианина.

Иеромонах Дометиан, священник домовой часовни “Спас Нерукотворный”, Новосибирск

Кормить червей - перспектива так себе. Это одна из самых популярных причин того, что много людей задумывается о кремации. Да и это красиво - разлететься пеплом над морем или в горах. Западные СМИ сообщают о людях, чей пепел родня в обход закона развевала в Диснейленде. Так завещали умершие.

Кто-то исходит из простой математики: население растёт, усопших всё больше. К чему занимать лишнее место после смерти?

Ну и других причин хватает. Потому предать своё тело земле хочет далеко не каждый. Способ погребения, подчас, заботит нас даже сильнее, чем образ жизни. Но каков православный взгляд на этот вопрос? Посмотрим на отношение церкви к кремации.

Православие не одобряет кремацию из-за традиции и по богословским причинам

Русская православная церковь имеет несколько причин не одобрять кремацию.

Причина 1 . Традиция. Любая религия - или почти любая - это цепочка преемственности. Она - островок надёжности и стабильности. Нововведения в традицию вводят редко и осторожно. Иначе не сохранить наследия предков.

Людям очень важно верить в то же, во что верили их предки. Иначе мы получаем разрыв идеологий, культур, мировоззрений.

Иногда такие события приводят к благоприятному итогу. Например, христианство некогда дистанцировалось от иудаизма и прекрасно себя чувствует. Но бывает и наоборот. Поэтому к любым вещам церкви необходимо присмотреться, определить для себя, приемлемо это или нет. Есть традиция обращения с телом умершего. Ей следует веками. Веских причин уходить от неё у православия нет.

Причина 2 . Богословие. В православии есть идея уважительного отношения к останкам. Это упирается в богословие. В Священном Писании сказано, что все рано или поздно воскреснут из мёртвых. В том числе этот процесс касается и тела. В Библии существует мысль о телесном воскресении. Есть душа, есть её храм - плоть. Если от плоти избавиться, возникает противоречие идее воскресения. Хотя вряд ли для Господа это проблема. При желании он способен сотворить всё, что угодно. Это подтверждает святитель Григорий Богослов:

Григорий Богослов

Святитель

«Если ты, держа в своей руке горсть семян, без труда отличаешь один овощ от другого, неужели у Господа, Который держит в своей горсти весь мир, что-то может исчезнуть или затеряться?»

Однако в православной среде с телами покойных принято обращаться соответственно - как счастью человеческого естества, физическим выражением его духовной сути.

Казалось бы, чего такого хорошего в бренном теле? За что его почитать.

Митрополит Сурожский Антоний очень хорошо объясняет суть:

Анатолий Сурожский

Митрополит

«Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело - центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».

Для православных христиан обычно этих причин достаточно, чтобы прислушаться к позиции церкви. Но в то же время православие не может препятствовать воле умерших. Его мнение носит рекомендательный характер. Это больше вопрос того, насколько для человека действительно силён авторитет церкви. Что он ставит выше - её мнение или свою волю.

Раннехристианский апологет Марк Минуций Феликс пишет:

Марк Минуций Феликс

Раннехристианский апологет

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”».

Современная православная церковь в большинстве случаев категорично выступает против кремации и даже старается пресечь строительство крематориев. Кремацию в православных кругах считают актом атеизма. Есть мнение, что сжигание тела запрещено в этом библейском высказывании:

(1 Кор. 3:16-17)

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы»

Однако это толкование не выдерживает критики. Святой Феофан Затворник объясняет, что храм Божий - это собравшиеся вместе верующие. И Дух Божий обитает в них, пока все держатся вместе. В своём комментарии Феофан Затворник раскрывает такой смысл стиха: верующим нельзя разделяться. Это предостережение от разделения Церкви, но никак не разговор об участи тел умерших.

Когда эта мера вынужденная, православная церковь снисходительно относится к сжиганию тел

Возможны разные ситуации. Например, в некоторых странах запрещено хоронить в земле. У них разрешают только кремацию. Так что теперь делать православному человеку? Становиться нарушителем закона ради того, что его вряд ли будет волновать после смерти? Конечно, нет.


В таких ситуациях отношение РПЦ к кремации снисходительное. Кесарю - кесарево, Богу - Божье. Иначе выходит, что человек прямо между молотом и наковальней: закон говорит одно, религия - другое, а виноват - человек. В таком положении пойти навстречу должен самый рассудительный и справедливый. Священники рекомендуют пренебречь традицией из-за обстоятельств.

Также случается, что решение кремировать или хоронить принимают исходя из финансов. Ну, если нет усопшего и его родственников достаточной суммы за место на кладбище, гроб, памятник и пр., как быть? Священник Александр Шантаев рассказывает, как церковь относится к таким историям:

Александр Шантаев

Священник

«Если есть возможность похоронить умершего близкого, дорогого человека в могиле, в земле, пусть и сопряженная с трудностями и расходами, - лучше приложить все силы это сделать.

Если таковой возможности нет, и знаю, что таких случаев множество, - приходится кремировать. Это не грех, а вынужденная мера, обусловленная внешними обстоятельствами, которым мы ничего не можем противопоставить.

Если при этом в чем и следует каяться, так в том, что не приложили заблаговременных усилий, чтобы тело близкого человека избежало кремирования.

Усопший христианин, - принявший святое крещение и по смерти сподобившийся отпевания согласно чину Православной Церкви, вместо могильного погребения — кремированный, — может и должен быть поминаем на Литургиях и панихидах, как и прочие усопшие, в мире с Церковью живот свой скончавшие.

Мне не известны каноны или правила, утверждающие обратное».

Кремация - это просто уничтожение трупа, она не демонической природы

Иногда православие и кремация противопоставляются. Прямо рай и ад, Бог и Дьявол. Это неправильно. Сжигание трупа - это событие без плюса или минуса, оно нейтрально. Совершенно пустое действие, не имеющее ничего общего с учением православия. Это никакой не адский огонь, не происки демонов.

Так можно ли кремировать православного человека? А почему нельзя? Судить на том свете всё равно будут за поступки при жизни, а не за то, как человек распорядился телом.

Главное условие православия: если кремация по той или иной причине произошла, то прах надлежит предать земле. Не все этому следуют. Но у церкви нет на этот счёт никаких канонов и мер. За аборт, например, накладывают епитимью. За отдельные проступки отлучают от церкви. Но кремация - это событие пустое и третьестепенное. Не о том нужно заботиться человеку.

Хотя другие православные церкви (ЭПЦ, РПЦЗ) в отношении кремации более категоричны. Например, кремированных не отпевают.

Канонические православные похороны состоят из 8 действий от омовения до погребения

Все описанные ниже действия можно проводить только после того, как завершены все формальные процедуры.


С момента кончины и до погребения близкие должны читать псалтырь. Не обязательно находиться рядом с телом. Но важно не прерывать чтение. Рекомендуется сразу заказать в храме сорокоуст за умершего. Считается, что это принесёт пользу душе.

  1. Омовение тела. Покойника омывают тёплой водой. При этом следует читать «Господи помилуй» и «Трисвятое». В конце тело причёсывают. Этот ритуал символизирует, что человек воскреснет в чистоте и непорочности. Одновременно в доме зажигают лампаду или свечку. Она горит до тех пор, пока тело покойного не вынесут наружу.
  2. Облачение покойника. На покойника надевают крестик и чистую одежду. Лучше всего новую. Это символ обновления при воскресении.
  3. Подготовка к положению во гроб: Сперва покойного кладут на стол, головой к иконам, и накрывают саваном. При этом следят, чтобы глаза и уста были зарытыми. Руки складывают крестообразно. Правую поверх левой. В левую руку вкладывают крест, на грудь - икону, лицом к покойному. Мужчинам - Спасителя, женщинам - Богородицы. Вокруг покойного крестообразно расставляют четыре зажженные свечи. До отпевания родственники читают канон «Последование по исходе души от тела».
  4. Положение во гроб: Священник окропляет гроб и тело святой водой. Внутрь кладут подушку из соломы или ваты. Затем - погружают тело. По пояс его накрывают саваном. На голову надевают погребальный венчик. Следует заупокойная лития. Снова читают канон «Последование по исходе души от тела». Перед выносом родные прощаются с усопшим.
  5. Отпевание . Гроб выносят ногами вперёд под пение «Трисвятого». Совершают чин погребения. Это можно сделать в храме, а можно и в доме. За отпеванием читают отрывки Евангелия, «Апостола» и разрешительной молитвы. Затем её текст вкладывают в руку покойного. Поминальную кутью ставят возле гроба на столик.
  6. Прощание . Все обходят гроб и последний раз целуют - но не умершего, а икону на его груди или венчик. Поются стихры. Лицо закрывают саваном навсегда. Священник накрест посыпает тело землёй или специально приготовленным песком и говорит: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней».
  7. Траурная процессия . Гроб ногами вперёд выносят из храма (если отпевали в храме) на катафалк. Похоронная процессия движется на кладбище. Впереди обычно несут крест или икону Иисуса Христа.
  8. Погребение. Гроб опускают в могилу ногами на восток. При этом поют Трисвятое. У всех должны быть горящие свечи. Священник снова говорит: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» и накрест бросает землю на крышку гроба. Затем каждый тоже бросает горсть земли. Затем гроб закапывают. Крест устанавливают у ног покойного. На могилу возлагают венки и цветы.

Пишет «Коммерсант». Москвичи скупают места в колумбариях. Можно даже выбрать место на Ваганьковском кладбище. Средняя цена 40-45 тыс. в зависимости от ряда: чем выше стоит урна, тем дороже. Стоимость варьируется и от типа колумбария - открытого или закрытого (в помещении), сообщил руководитель пресс-службы ФГУП «Ритуал» Дмитрий Коробцов. «Сейчас очень популярны стали карусельные колумбарии. Очень дорогостоящие, потому что они все из дорогого материала, то есть, не стена плача, не в одну линию, а автономные, как вертикальные цилиндры. Если говорить о колумбарии в центре Москвы, к примеру, на Донском стоимость ниши колумбария будет варьироваться от 40 до 45 тысяч. Что касается Ваганьковского кладбища, свободно там можно провести колумбарные захоронения», — говорит он.

Кремация обходится дешевле погребения. По крайней мере, можно сэкономить на транспортных услугах. Да и в пробке стоять с похоронной процессией — мало приятного. Однако в большинстве случаев кремацию делают по завещанию умершего. В столичном регионе четыре крематория, три из который на балансе ФГУП ритуал и 15 печей. Сама процедура кремации фиксированная - и обойдется всего в 3 тыс. 400 руб. Однако большая часть доходов крематориев приходится на дополнительные услуги - от хранения тел, бальзамирования до заказа гробов, сообщил гендиректор одного из похоронных бюро Москвы Сергей. «От 25 до 30 тысяч рублей — это где-то средняя цена. Верхней границы нет. Гробы есть из дорогих пород дерева, стоимостью 600 и больше тысяч рублей. Зал прощания и все остальное там ни к чему. Очень часто сотрудники крематория перекладывают тела и хорошие, дорогие гробы себе оставляют и перепродают», — говорит он.

О богословском измерении кремации рассуждает в интервью « » кандидат богословских наук иеромонах Кирилл (Зинковский) :

Уверен, что душе усопшего никак не может быть приятен факт сожжения ее тела, ведь святые отцы (например, святитель Григорий Нисский в беседе с преподобной Макриной) учили о таинственной связи души умершего с его телом. Да и просто по-человечески рассуждая - не думаю, что кому-то приятно было бы узнать, что по его смерти родственники сожгли все его вещи, все, что было дорого для усопшего человека. Но при кремации речь идет не о вещах, а о собственном теле человека, которое вместо уважения получает в удел иное - оно корчится при огромной температуре, чтобы затем исчезнуть в прах, в то время когда родные предполагают, что усопшему это безразлично!

Кремация приобретает популярность в силу того, что современная цивилизация развивается в сторону максимального упрощения жизни, максимального удовлетворения страсти к комфорту при минимизации затраченной энергии. Рост спроса на кремацию связан, в первую очередь, с финансовыми соображениями. Дело в том, что в больших городах кремация дешевле полноценного погребения. Во-вторых, рост указанного спроса связан с определенной модой, а также желанием показать свою оригинальность. Можно предположить, что здесь есть еще и влияние таких личностей, например, как Стив Джобс, основателя фирмы «Apple», который завещал себя похоронить по буддистскому обряду. Молодым часто нравится то, что выглядит необычно, экстравагантно, не так, как у всех. В третьих, многие считают удобных подхоронить урну в могилу родственников и не обременять себя посещением могил в разных частях одного кладбища, или даже разных кладбищ, поскольку найти возможности для полноценного погребения родственников в одном месте весьма затруднительно. Однако, для православного христианина, очевидно, что все эти аргументы не могут и не должны перевесить чашу весов «за» кремацию.

Напомню, что в христианстве кремация всегда считалась признаком язычества. Тела христиан всегда по возможности предавались погребению с честью и аккуратностью. Тело же сжигаемого как бы попадает в ад прежде ада - сгорает при огромной температуре, причем не мгновенно, а испытав процесс уничтожения в течении 60-90 минут.

К 400 г. н. э., когда большинство народов Европы приняло крещение, кремация фактически исчезла с европейского континента. В 785 году, под угрозой смертной казни, Карл Великий запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет, вплоть до расцвета эпохи Ренессанса и постепенного отступления Европейской культуры от христианства.

В современном мире, где, как говорится, именно «деньги правят балом», главным, думается, является все же финансовый фактор, ведь традиционное захоронение на кладбище влетает людям в копеечку, особенно в мегаполисах. На одном из интернет-сайтов, пропагандирующих кремацию, можно прочесть: «кремация символизирует вечную память об усопшем. Она относится к славянским традициям. Ритуал же погребения появился с приходом церкви». Но это, так сказать, маленькое «философское» рассуждение авторов сайта, а главный привлекательный момент отражен в самом названии, появляющемся в поисковой системе интернета: «Похороны эконом-класса».

В этой связи хотелось бы напомнить слова старца Паисия Святогорца. Он отметил, что и в Греции в 1980-90-хх годах стала распространяться мода на кремацию. Старец не давал каких-то богословских догматических опровержений практики кремации. Он в основном указывал на нравственный урон, наносимый душе христиан, отмечая, что кремация есть, прежде всего, проявление неуважения к предкам. Неужели нельзя найти немного земли для кладбищ? Как глубоко люди врываются в землю, добывая уголь! Пусть и для останков сделают какое-нибудь большое хранилище и хоронят их там все вместе.

Страхи же по поводу возможной заразы от останков усопших - это своего рода духовная болезнь, потому что погребение - это Богом установленный порядок, поэтому никаких заразных явлений с ним не связано. Господь сказал Адаму: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19). В Греции же существует традиция на третий год мощи доставать и складывать в костницы - не только на Афоне, но и на обычных кладбищах их можно устраивать. Кроме того, откуда мы знаем, может быть, какие-то люди сподобятся славы у Бога и мощи их будут святыми, а мы их через кремацию потеряем.

Нам удалось еще в 2001 году побывать в Англии на обсуждении священниками Сурожской епархии проблемы тенденции увеличения кремации. С богословской точки зрения там возобладал взгляд, что если человек был кремирован, то это, конечно же, не помешает Богу воскресить его тело. Ведь, если человек, например, был разорван снарядом или бомбой на войне, всемогущий Бог может восстановить его тело в вечности из отдельных атомов. Более того, даже обыкновенно погребенное тело со временем практически совершенно истлевает, обращаясь в прах. Кремация не соответствует православной традиции именно с духовно-нравственной точки зрения, и является древнейшей традицией языческой культуры, в которой практически всегда преобладало отношение к телу человека как к «темнице души» и даже как источнику зла.

Только христианская проповедь перевернула вековые традиции язычества. Особенно яростные нападки языческих философов в их полемике с христианским учением вызывало евангельское учение о Боговоплощении и о воскресении человеческих тел. Эта полемика наглядно показала, что в зависимости от того или иного взгляда на материю, и на телесную природу человека, выстраиваются совершенно различные системы мировоззрения, включая представления о Боге и человеке. В христианском восприятии сотворенная Богом материя несет на себе отпечаток Его всемогущества, премудрости и заботливого попечения о сотворенном мире. Кроме того, именно материальный мир есть место обитания высшего творения Божия - человека, а спасение душ человеческих, к которому все мы призваны через святое Евангелие, понимается в православном богословии не как отвержение тела и всего материального мира, а как их преображение. Центральный догмат христианского богословия - учение о Боговоплощении, а также все таинства Церкви Христовой свидетельствуют об исключительной важности материи и тела человека в замысле Божием о достижении человеком своего истинного предназначения.

Благоговейное отношение к телу погибшего, внушаемое древнейшей церковной традицией, многому научает, приучает молодых людей видеть смерть, соприкасаться с ней в конкретной реальности, заставляет задуматься о смерти глубоко и серьезно. Кроме того, это последняя возможность послужить своему близкому усопшему, проводить его в последний путь. Погребение по традиционному православному обряду необходимо в первую очередь тем людям, которые хоронят своих близких. Есть такой святой, преподобный Даниил Переяславский (1460-1540), особенным подвижническим проявлением любви к ближним которого стала его забота об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии. И сколько же человек преподобный Даниил за свою жизнь перенес на своих руках, сотни, тысячи? Наверное, он и сам не задумывался об этом, а смиренно выполнял возложенный на себя долг.

И, наоборот, люди, кремирующие своих родственников, что называется, «умывают руки», ограничиваясь минимумом положенных действий. Иногда это доходит до ложного благоговения, до отказа видеть своего близкого умершим. На самом деле просто человек не хочет послужить и потрудиться.

В связи с таким отношением вспоминается одна юная женщина, пришедшая на беседу. Она беременна, верующая, но не церковная. Врачи ее напугали, что у ребенка заболевание сердца несовместимое с жизнью и ребенок проживет не более месяца после родов. И у нее возникла ложная «жалость» к ребенку, а на самом деле не к ребенку, а к себе самой: «Мол, я не хочу видеть, как он мучается, и поэтому я его убью, сделав аборт». По, крайней мере, так легче для нее - она не увидит, как в страданиях умирает младенец. Но ведь участь ужасной смерти малыша в утробе матери просто вытесняется из сознания - так комфортнее ей, но, конечно же, не ему!

Вспомним также, что в России первые крематории стали действовать только после коммунистической революции, а первыми сожжёнными были тела скончавшихся партийных работников.

Для христиан кремация недопустима. Даже в самом крайнем случае, когда человек находится в совершенной нищете, и у него нет денег на похороны, можно найти выход - договорившись о погребении за городом, где все гораздо дешевле. Ведь даже бомжей хоронят на государственные деньги, но по православной традиции. Я уверен, что кремация - позор для той семьи, которая ее допускает, потому что это - неуважение к своим предкам, а также к вековым христианским традициям.

Батюшка, часто в суете, по незнанию, а еще чаще из-за проблем с финансами или оформлением документов на захоронение, люди кремируют тела своих близких, а потом хоронят их в урнах. Вам, вероятно, известна эта проблема.

Да, конечно. Часто современные люди, теряющие своих близких, сталкиваются с вопросом как похоронить этих дорогих людей. До революции такая проблема не стояла. Не было перенаселенности мегаполисов, не было настолько огромных городов, а основная часть населения жила в селах и деревнях. Там христиане, как и сотни лет назад, хоронили своих близких на деревенских кладбищах (погостах). И городским жителям хватало место для упокоения. Никому в голову не приходило устроить бизнес на продаже земли для последнего пристанища. Даже самым нищим находился последний покой под крестом в земле предков. Но времена изменились.

У разных народов и в разных странах существуют различные обряды погребения усопших. Христианское мировоззрение сформировало свои традиции. Однако современные реалии жизни тоже диктуют свои условия. В крупных городах все сложнее найти место на кладбищах, традиционное христианское погребение в землю может стоить очень дорого, и в результате кремирование усопших происходит все чаще.5 мая 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ «О христианском погребении усопших».

Традиции христианского погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношение к телу как «храму Божию», а потому для православного христианина важно, чтобы к его телу с почтением относились и после смерти.

Вот как об этом пишет митрополит Сурожский Антоний: «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания.

Христианство и кремацияКак относиться христианину к кремации? Насколько это согласуется (не согласовывается) с христианским учением? Этот вопрос — даже судя по нашей редакционной почты — все больше беспокоит верующих (особенно жителей больших городов), которые уважают убеждения своих родных и близких. Но ответ оказывается совсем неоднозначный.

История кремации

Кремация (от латинского сrеmо — гореть) — это почти полное уничтожение деревянного гроба с телом покойника под воздействием высокой температуры. Весь процесс длится от 3 до 5 часов, а остатки представляют собой гранулированную массу весом от 1,8 до 3,6 кг.

Большинство археологов считает, что кремация — изобретение времен каменного века (III тыс. до н. э.), впервые примененное или в Европе, или на Ближнем Востоке. От VIII в. до н. э. кремация, становится наиболее распространенным методом захоронения в Греции, а с VI в. до н. э. — в Риме.

Каков установившийся и являющийся единственно законным способ погребения видно ясно из последования отпевания. Там прямо указывается, что по окончании последнего тело предается земле: «И тако вземше мощи отходим ко гробу последующым всем людем, предыдущем же священником.. . И полагаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь перст лопатою, крестовидно мещеть сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней.. . и тако покрывают, яко обычно гроб».В отношении погребения тел умерших христиан в земле обычай бесспорно сохраняется в Церкви неизменно с первых дней ее существования и потому к нему применимо римское правило, приводимое Зонарой, а вслед за ним Еп. Никодимом при толкование 87 правила Василия Великого: «о чем не существует писанного закона, в том следует хранить нравы и обычаи» и «древние обычаи надлежит хранить как законы». Обычай погребать умерших перешел в новозаветную Церковь из времени ветхозаветного и сохранялся христианами.

По ясному свидетельству Откровения, и тела наши воскреснут в жизнь вечную и будут причастны блаженству праведных или нескончаемым мучениям грешников. В этом тоже камень преткновения для неверующих и глубокая тайна для верующих.

Считают невозможным восстановление и Воскресение тел, совершенно уничтоженных тлением, или сгоревших, превратившихся в прах и газы, разложившихся на атомы.

Но если при жизни тела дух был теснейшим образом связан с ним, со всеми органами и тканями, проникая все молекулы и атомы тела, был его организующим началом, то почему должна навсегда исчезнуть эта связь после смерти тела? Почему немыслимо, что эта связь после смерти сохранилась навсегда, и в момент всеобщего Воскресения по гласу трубы архангеловой восстановится связь бессмертного духа со всеми физическими и химическими элементами истлевшего тела и снова проявится.

Россия переживает бум на кремацию. В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Почему в России кремация вытесняет привычные, веками устоявшиеся представления о похоронах? Как в Кирове бизнес ломает «устаревшие» понятия о кладбищах, и что думает о кремации Русская Православная Церковь?

Недавно прогуливался со знакомой вдоль массивной ограды Донского кладбища. Стены из красного кирпича навели на мысли о вечном.

– А я хочу, чтобы меня кремировали, – неожиданно выпалила подруга. – Чтобы не гнить.

До спора не дошло. Девушке 22 года, и она убеждена, что кремация – это современно, удобно и без лишних хлопот. Мои аргументы в поддержку традиционных похорон разбивались о невозмутимое спокойствие.

Россия переживает бум на кремацию. Ритуальные агентства через интернет предлагают решить все проблемы самым «современным» образом. А если у вас возникнут вопросы о том, что сжигать покойника в печи – традиция, мягко говоря, не наша.

Кремация тел умерших сегодня становится всё более частым способом захоронения. Относительная дешевизна, экологичность, возможность захоронения в колумбарии – всё это способствует росту спроса на такую процедуру. Особенно, если умерший сам пожелал быть похороненным таким способом. Но вместе с этим появляется вопрос: как же православная церковь относится к кремации? Не является ли это нарушением церковных канонов? И могут ли родственники кремированного человека рассчитывать на совершение всех необходимых ритуальных обрядов?

Культурология кремации

Сжигание тел умерших происходило повсеместно и во все времена. Тела сжигались как жертвы, как источник инфекции во время эпидемий, как мера борьбы с «колдунами», которые, по местным верованиям, могли после смерти досаждать живым. Но в качестве способа захоронения сжигание осуществлялось исключительно варварскими и языческими племенами. Любая развитая цивилизация, с высокой культурой, хоронила своих усопших в земле.

У нас в Петербурге давно работает крематорий. И многих людей, даже и верующих, не погребают в землю, а сжигают. Это гораздо дешевле, а у старых людей часто нет денег на полноценные похороны. Можно ли прибегать к «услугам» крематория? Или это категорически недопустимо? Грех ли, если позволил родственника кремировать? Как в этом грехе каяться? Как молиться за тех, кто подвергся кремации? Можно заказывать за них панихиды? Как быть, если сам родственник завещает себя на кремирование? Как относиться к праху без твоего согласия сожженного человека?

Константин, Санкт-Петербург.
Христианское погребение последует в своей сущности погребению Господню. Да «возвратится прах в землю» (Ек. 12,7) говорится в Библии. В чине отпевания есть слова: «земля еси и в землю отыдеши». Тело человеческое, созданное из «персти», из состава земных элементов, подпав после грехопадения Адама тлению и смерти, — по смерти возвращается в материю и распадается на элементы.

Нелегкий выбор: кремация или погребение?Можно ли кремировать умерших православным христианам - или же их тела надлежит предавать земле исключительно традиционным способом? Вскоре этот вопрос снова станет предметом обсуждения в руководящих органах РПЦ. Но независимо от принятого решения вряд ли он будет прояснен окончательно - есть множество нюаaнсов, да и жизнь вносит свои коррективы.

Отношение Церкви к кремированию умерших христиан для многих остается загадкой. Однозначный ответ на нее, возможно, даст форум Межсоборного присутствия РПЦ - о том, что кремация станет одной из его ключевых тем, на днях сообщил РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

«Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения», - сказал о. Савва.

На наших кладбищах чаще можно встретить крематорий, не храм или часовню. Это примета нового времени, но так было не всегда. Можно ли сжигать тело православного человека, как к этому относится церковное предание? Кремирование умерших с точки зрения православного христианства рассматривает греческий богослов Профессор Мандзаридис Георгий. Профессор размышляет о традициях христианских погребений, отношения христианства к человеческому телу мертвому или живому.

Погребение умерших христиан

Погребение умерших не является догматической темой. Воскресение мертвых, в которое верует наша Церковь, не будет зависеть от того, погребены они были или сожжены. Но с другой стороны, погребение мертвых имеет отношение к догматическим верованиям Церкви. Предпочтение погребения и негативное отношение к сожжению умерших тесно связаны с верой Церкви в человека и его предназначение.

Межсоборное присутствие РПЦ МП сформулирует четкую позицию РПЦ в отношении кремации.
Заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов) напомнил, что многих христиан смущает такая форма погребения: «Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения». Как передает агентство «Риа-Новости», архимандрит Савва (Тутунов) предполагает, что позиция Церкви по этому вопросу будет выработана в ближайшие два года.
Традиционно считается, что «обряд» кремации явление языческого характера, тогда как правоверный христианин, должен быть похоронен в сырой земле.

Да и вообще, акт сожжения человека, в Ветхом Завете предстает как наказание за грех.

Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»– Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

Знаменитое кладбище Пер-Лашез в Париже

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных.

Архиерейский собор не признал кремацию нормой погребения, однако РПЦ не лишит поминовения христиан, «по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции», говорится в проекте документа «О христианском погребении усопших».

МОСКВА, 12 сен - РИА Новости. Межсоборное присутствие Русской православной церкви подготовило и вынесло на широкое всецерковное обсуждение проект документа «О христианском погребении усопших», в котором, в частности, определяется отношение Церкви к распространившейся в последнее время практике кремации, сообщил в четверг РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

«Тема, связанная с погребением усопших, иногда возникает в обществе в связи с практикой кремации. Собственно, изначально тема, предложенная к рассмотрению, касалась как раз отношения Церкви к кремации.

Языческий ритуал?

На Востоке обычай кремации существовал издавна. Так, буддисты считают, что сжигание помогает душе очиститься от прошлой кармы. Интересно, что в русских народных сказках злодеев (например, Соловья-разбойника или Кощея Бессмертного) не просто сжигали, но еще и развеивали пепел по ветру. Ведьм обычно сжигали на кострах, так как верили, что пламя очищает их души от грехов. В Европе обычай сжигать покойников ввели этруски, у которых его, в свою очередь, переняли греки и римляне. Впоследствии, с распространением христианства, кремацию запретили. Но на средневековых кладбищах стало не хватать мест, покойников порой приходилось зарывать в общих могилах, причем их засыпали землей лишь когда могила наполнялась… Такие захоронения превращались в источник распространения различных инфекций. В XVI столетии европейцы стали сжигать своих покойников на погребальных кострах.

Точнее православные. Католики кремируют, как и делали раньше наши предки язычники. Мой друг сказал: пусть мертвые хоронят мертвецов). Некоторым тяжело менять моральные устои. Православие очень, очень консервативно.Поэтому им важно сохранять свои традиции в т. ч. церкви, тексты, идеологию. Вы оптимист? Хотите чтобы вокруг вас былы одни плюсы? Идите на кладбище.

Наша церковь предлагает убрать кладбища и многочисленные церкви которые не имеют исторической ценности. Зачем угнетать людей если можно радоваться? Если охота кому-то держать прах тетки Руфь - пусть держит у себя дома. Единственное место для мертвых - наша память. А тела некоторые радикально настроенные товарищи предлагают вообще поедать, решив проблемму очистки от трупных ядов. Тогда решится частично вопрос земельный и голода.