Присоединение приближение близость неполнота действия. Методическая разработка на тему: Методическая разработка. Правописание приставок пре - при
Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета
§ 2. Правописание приставок
Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении "не", анти —"против", архи — "очень", контр — "против", пан —"весь", суб — "под", транс — "через" и др.
2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:
окликнул, остановка, осадок, онеметь |
||
добраться, дойти, догадка |
||
поверье, подворье, порезать, полагаться |
||
проварить, пробел, проделка, произрастать |
||
В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык |
||
нападение, накрыть, нагнать |
||
задаваться, заключенный, забрать, забить |
||
НАД- (НАДО-) |
надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться |
|
ПОД- (ПОДО-) |
подтаять, подточить, подсказать, подождать |
|
ОТ- (ОТО-) |
отдать, отдых, отодвинуть, открыть |
|
ОБ-(ОБО-) |
обстричь, обточить, обтереть, обойти |
|
В- (ВО-) |
всласть, вшить, вцепиться, вовлечь |
|
ПРЕД- |
председатель, предшественник, предрешать |
|
ПЕРЕ- |
перегной, перелить, перекос |
|
С- (СО-) |
сдвинуть
|
Нет приставки в словах:
|
2.2. Правописание приставок на...з - ...с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З
и С
:
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)
Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.
Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:
2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Слова, начинающиеся на пре-
и при-
, имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae-
стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре-
, которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре-
и при-
имеют собственно русское происхождение.
Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.
Запомним некоторые случаи: |
|
придать форму, блеск
|
предать друга, мечты
|
2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.
Примечание.
Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.
2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.
Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)
Запомните:
расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).
В словах разевать, разинуть, разорить
пишется одна 3.
ПРЕ- или ПРИ – это совсем не секрет
Правописание приставок
Цели урока:
1) создать условия для проявления интереса к теме урока;
2) обеспечить исследовательский характер учебной деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение;
3) способствовать самостоятельной работе учеников с разными словарями, пособиями, учебниками;
4) научить учеников различать близкие по звучанию, но разные по значению слова;
5) обогащать словарный запас старшеклассников, обращая внимание на значение и правописание заимствованных и исконно русских слов.
ЭТАПЫ УРОКА
I. Поэтическая разминка.
Задание. Прочитайте наизусть стихотворение; объясните орфограммы в приставках; найдите в тексте примеры художественных тропов. Подготовьте стихотворение к записи по памяти .
(Не)пр_выкайте к ч_десам –
Д_витесь им, д_витесь!
(Не)пр _выкайте к н_бесам,
Гл_зами к ним т_нитесь,
Пр_глядывайтесь к обл_кам,
Пр_слушивайтесь к пт_цам,
Пр_кладывайтесь к р_дникам, –
Н_что (не)повторится.
(В.Шефнер)
II. Словарно-орфографическая разминка.
Задание 1. Запишите в словарик слова, в которых пре- и при- не являются приставками и их правописание нельзя объяснить изученными правилами . Отметьте слова, значения которых вам непонятны.
При-: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.
Пре-: президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).
Задание 2. Определите лексическое значение слов. Приведите примеры, включив слова в словосочетания или предложения, при необходимости обращайтесь к словарю Л.П. Крысина: Толковый словарь иноязычных слов. М.: ЭКСМО, 2005. Отметьте слова, значение которых вам непонятно.
Препари"ровать – приготовить какой-либо организм или вещество для научного лабораторного исследования;
преа"мбула – вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта;
презента"ция – публичное представление созданного фильма, печатного издания, предприятия и т.п.;
превенти"вный – предупреждающий что-нибудь, предохранительный;
привиле"гия – преимущественное право, льгота.
Задание 3. Определите лексическое значение фразеологизмов, при необходимости обращайтесь к «Фразеологическому словарю русского языка» под ред. А.И. Молоткова. Если сможете, приведите свои примеры, включив в них фразеологизмы.
Пришлось не по вкусу – не нравится, быть неприятным кому-либо, вызывает раздражение, досаду.
Дядюшке Бельтова пришлась не по вкусу петербургская жизнь, и он поселился в Москве . (А.Герцен)
Придержать язык – поменьше говорить, болтать, рассуждать, помалкивать, замолчать.
– Ты, Маркуша, – придерживай язык. Я те [= тебе] врать не позволю! (М.Горький)
Прикусить язык – замолчать, воздержаться от высказывания.
Тут Иван Игнатьевич заметил, что проговорился и прикусил язык. (А.Пушкин)
Предавать (предать) огню и мечу – беспощадно разорять, уничтожая и сжигая. О земле, стране, народе.
Превратиться (превращаться) в слух – внимательно слушать.
– Ты хочешь мне что-то сказать? – Да. – Хорошо, я весь превратился в слух.
Задание 4. К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при-, пред-.
Безграничный (беспредельный), будущий (предстоящий), несправедливый (пристрастный), примерный (приблизительный), печальный (прискорбный), сплошной (непрерывный).
Грань (предел), зрелище (представление), измена (предательство), правонарушение (преступление), склонность к какой-либо деятельности, одаренность (призвание), убежище (пристанище), последователь (приверженец).
Доставать, покупать (приобретать), загородить (преградить), кончить (прекратить), мешать (препятствовать), находиться (пребывать), подъезжать к станции (прибывать), понравиться (приглянуться), побороть (превозмочь), очень хвалить (превозносить), преданность (привязанность), превзойти (превысить), прижаться (прильнуть), привлекать (притягивать), предвещать (предрекать).
Задание 5. Замените словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-.
Поступить вероломно (предательски), относиться несправедливо (пристрастно), проходить свободно (беспрепятственно), идти сплошным потоком (непрерывным), находиться на собрании (присутствовать), относиться без уважения (с пренебрежением), нарушить верность (предать).
Задание 6. Подберите антонимы с приставками пре- и при-, составьте с ними предложения .
Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий).
III. Актуализация полученных ранее знаний.
Вспомните значения приставок, сравните столбики А и Б.
А. Значение приставки пре- | Б. Значение приставки при- |
1.Высшая степень качества или
действия, «очень»: предобрый, преискусный,
прекрасный, преуспевать
. 2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, пресечь, преодолеть, превращение. 3. Что-либо новое, получившееся в результате изменения, преобразования |
1.Присоединение, прибавление: пришить;
приобщение; причастный
. 2. Приближение: приехать, придвигать. 3. Близость к чему-либо:пригород, прибрежный . 4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, приостановить, припрятать, причудливый, привередливый. 5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать . 6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать . 7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться |
Задание 1. Составьте словосочетания с данными словами. Выберите из предыдущего списка значение приставки, запишите в таблицу, указав номер.
Например: преходящее явление – А2.
Задание 2. Отметьте и запомните слова, где затруднительно выделить приставку, а также определить ее значение. Выпишите отдельно слова иноязычного происхождения.
Препятствие, препоны, преисподняя, прегрешение, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, прелюбодей, камень преткновения, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, прерогатива, превалировать, президиум, претендент, прецедент, префект... | Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицеп, примета, приверженец, прилежный, приятный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет… |
IV. Практическая работа.
Задание 1. Составьте текст (не более 10 предложений). Озаглавьте его. Используйте слова с приставками пре-, при-.
Задание 2. От данных глаголов образуйте существительные и составьте с ними словосочетания.
Образец. Приблизиться – приближение весны .
Превратиться, присоединиться, прикоснуться, преподавать, принуждать, приветствовать, приземляться, препятствовать, преобразовать, препираться, прекращать, преследовать, преодолевать, пренебрегать, примерять.
Задание 3. Разберите слова по составу.
Превозносить, перераспределение, неприкосновенный, превзойти, превозмочь, преисполненный, присоединились, беспристрастный, беспрестанный, беспрерывный, неприспособленный, предрассудок, предназначенный, предрассветный, соприкосновение, предположение, непрерывный, непреклонный, неприступный, непримиримый, беспредельный, беспересадочный, невосприимчивый, пресыщение.
Задание 4. Замените слова с приставкой пре- сходными словами с приставкой пере- и составьте словосочетания .
Образец: превозмочь – пересилить себя, превратиться – переворот.
Претерпеть, преступник, предать, пресыщение, предание, прервать, пресечь, предел, непрестанно, преобразовать, превысить, преходящий, превратиться, превзойти, преобладание, не прекращаться.
Задание 5. К данным глаголам подберите однокоренные существительные, прилагательные, наречия (где это возможно) так, чтобы в них сохранились приставки пре- и при-. С каждым словом составьте словосочетание.
Образец: приветствовать – послать привет, приветливый человек, встретить приветливо, торжественное приветствие.
Прервать, призывать, препятствовать, привлекать, пренебрегать, преклоняться, преступить, принуждать, превращать, презирать, приземляться, примириться, не прерывать, предать.
Задание 6. Иногда смешивают приставки пре- и при- с предлогом при. Раскройте скобки, обозначьте предлоги и приставки .
1) Павел служил в (при)станционном буфете. (При)станционном буфете была кубовая. 2) Люди мечтали о (пре)образовании природы. (При)образовании нового вещества температура резко понижается. 3) Это было неожиданное (пре)вращение. (При)вращении шарика нитка натягивается. 4) Фотографии проявляли (при)красном свете. Мы отдыхали в (пре)красном доме отдыха. 5) Все произошло (при)странных обстоятельствах. Это был (пре)странный человек.
Самостоятельно составьте подобные пары предложений со словами:
при увеличении – преувеличение; при интересной – преинтересный; при следующих – преследующих; при мудром – премудром; при дорожной – придорожный; при фронтовых – прифронтовая; при усадебном – приусадебный.
Задание 7. Вспомните, как называются слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному, в зависимости от их значения (омонимы). Найдите омонимичную пару. Заполните 2-й столбик таблицы (см. слова для справок).
Придумайте и запишите предложения с этими словами .
Слова для справок: прибывать (приезжать), придавать (прибавлять), придел (боковой алтарь в церкви), приемник (аппарат), приступить (начать), притворить (прикрыть), притвориться (принять иной вид), приклониться (приближение к чему-нибудь), привратник (сторож), притерпеться (привыкнуть), приходящий (пришедший на время).
V. Объяснительное списывание.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.
Пр_вратностям судьбы не пр_кословь: все пр_ходяще. Пр_тензии и пр_тязания пр_тендента на пост пр_з_дента беспр_цедентны. Камнем пр_ткновения пр_дставлялась ему пр_вередливость юной пр_лестницы, от коей он пр_много пр_терпел. Бе_пр_страстно и непр_клонно пр_одолевай пр_пятствия и пр_поны.
Беспр_страстный, пр_странно, пр_вратник, пр_терпеться, пр_смыкаться, пр_успевать, пр_зент, пр_мьер, пр_мер, пр_ставился, пр_дставил, пр_ставить, пр_ставать, пр_ватизация, пр_мериватъ, пр_мирить, пр_подать, пр_проводитъ, пр_неприятно, пр_вилегии, пр_имущества, пр_поднять, пр_шепетывать, пр_ем, пр_н_ровиться, сильно пр_уменьшить, чуть пр_уменьшить, пр_увеличить, пр_умножить, пр_украсить, непр_стойностъ, непр_язнь, пр_близителъно, пр_вознести, пр_поднести, пр_поднять, пр_митивно, пр_ключение, пр_грешение, пр_исподняя, пр_баутка, пр_небрегатъ, пр_бежище, пр_каз, пр_стиж, пр_личия, пр_пираться, пр_переться, пр_чуда, пр_творить в жизнь, пр_творно, пр_следовать пр_ступника, пр_ступитъ к делу, пр_старелый, коленопр_клоненный, пр_клонный возраст, непр_ходящие ценности, непр_ходящая боль.
Задание 2. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, выделите приставки при- и пре-.
НА ПР_ЕМЕ У ПР_ЗИДЕТА К_МПАНИИ
На пр_еме у пр_зидента к_мпании было много пр_красных специалистов. Пр_зидента бурно пр_ветствовали. Пр_зидент пр_сел в пр_чудливое кресло. Началось заседание пр_зидиума. Все кричали, пр_вставали с мест. Тогда пр_зидент пр_кратил заседание и возобновил его, когда все пр_молкли. Пр_зидент выразил пр_знательность пр_восходным архитекторам за перестройку пр_зидентской рез_денции. Пр_сутствующие зааплодировали так, что пр_зидент пр_вскочил со своего пр_чудливого кресла. Когда все разошлись, пр_зидент пр_лег отдохнуть на пр_огромный мягкий-пр_мягкий диван.
Попробуйте сочинить свой рассказ с обилием слов с пре- – при-. Чей текст содержит наибольшее количество слов с приставками пре- и при- ?
VI. Интересное задание.
Вспомним орфографическую песенку Ф.Кривина (радиопередача «Радионяня»). Сформулируйте правила, о которых напомнила песенка, и, если в этом есть необходимост ь, расскажите их сами себе или друг другу.
При- или пре- ? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,
Пишется при-, несомненно.
При- или пре- ? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется при- обо всем,
Что добрые руки приделали.
При- или пре- ? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой при- .
При- или пре- ? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой –
Пре- мы напишем об этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Там только пре- ставить надо.
При- или пре- ? Пре- или при- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
VII. Закрепление знаний.
1. Словарный диктант.
Престарелый представитель, беспрепятственное пребывание в городе, приобретать радиоприемник, преодолевать препятствия, причудливые облака, непререкаемый авторитет, приключилась прене приятная история, превратиться в беспристрастного наблюдателя, присутствовать на приеме, пригоревшая приправа, прекратить непрерывные переговоры, призадуматься над этим преданием, пренебрегать предостережением, притихший приморский город, беспрестанные придирки, прихворнуть и прилечь, прелестный приусадебный участок, преследование преступника.
2. Объяснительный диктант.
Преподаватель географии предложил нам изучать природу родного края. У нас нет неприступных гор, непроходимых болот, но есть прелестные живописные уголки, беспредельные лесные дали, места, связанные с древними преданиями.
Соприкосновение с природой всегда прекрасно! Бродя по лесу, мы подбираем корни причудливой формы, не пренебрегаем шишками, перышками: все это пригодится для изготовления игрушек. На привалах мы собираем хворост, разводим преогромный костер, стараемся приготовить еду повкуснее, но ведь в походе вкусна даже пригоревшая каша. Потом, прибравшись, непременно поддерживая огонь в костре и, притихнув, прислушиваемся к лесным звукам.
Учитель проверяет степень усвоения темы учениками, анализирует ошибки, допущенные в диктанте.
Подводится итог совместной работы.
VIII. Домашнее задание.
Задание 1. Выучите (если забыли) основное правило правописания приставок пре- и при-. Подумайте над значением приставки.
Задание 2. Вспомните слова-исключения (словарные слова) как заимствованные, так и исконно русские. Запишите эти слова в тетрадь в виде словосочетаний в два столбика.
Пре- | При- |
Преодолеть, прекословить, беспрекословный, пренебрежение, пресмыкаться, препятствие, пресловутый (широко известный, нашумевший, но сомнительный), преимущество, претензия, президиум, президент, претендент, премьера, препарат, препинания (знаки), престол, престиж, прелюдия | Притязать, притязание, присягать, присяга, привередничать, привередливый, примирить, непримиримый, приурочить, прихотливый, неприхотливый, приоритет, привилегия, привилегированный, примитив, примитивный, приукрасить, природа, прискорбный, причина, пример, прическа, приличный, причудливый |
Задание 3. Вспомните, написание каких слов связано с различием в их значении. Составьте списки этих слов с примерами. Определите их значение.
Образец:
Для справок:
Придать – предать;
приступить – преступить;
приклонить – преклонить;
притворить – претворить;
притвориться – претвориться;
придел – предел;
приемник – преемник.
Запомните, что преувеличить пишется только с приставкой пре-.
Запомните написание слов с приставками пре- и при- в словосочетаниях: преклонный («приближающийся к старости») возраст, неприступная (от приступ ) крепость, камень преткновения («помеха, затруднение»), непреложный закон («не подлежащий изменению, нерушимый»), непреходящее значение («долговечное»), превратности судьбы («злоключения, перемены, повороты в событиях).
Н.Н. ТЮЛЕНЕВА,
г. Томск
Тема урока:
Технологии: личностно-ориентированная, работа в группах, игровая.
Цели: - повторение орфографического правила, регулирующего выбор букв е и и в
приставках пре – и при - ;
Развивать умение различать значение и правописание слов с приставками
пре – и при - ; развитие речи учащихся;
Воспитывать потребность овладеть грамотным письмом
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: Правописание приставок пре - при - .
Технологии: личностно-ориентированная, работа в группах, игровая.
Цели: - повторение орфографического правила, регулирующего выбор букв е и и в
Приставках пре – и при - ;
Развивать умение различать значение и правописание слов с приставками
Пре – и при - ; развитие речи учащихся;
Воспитывать потребность овладеть грамотным письмом.
Ход урока:
- Орг. момент.
II. Сообщение темы и целей урока. Запись темы в тетради.
1. Слово учителя по теме урока:
Сегодня у нас урок – обобщение по теме «Гласные в приставках пре - и при-». Сегодня на уроке мы вспомним, от чего зависит выбор букв е и и в приставках пре – и при - , а также продолжим работу по формированию умения различать значение и правописание слов с приставками пре – и при - .
2. Объяснение новой темы:
Правописание слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-
Чтобы без ошибок писать слова, начинающиеся с ПРЕ- или ПРИ-, необходимо выучить следующее правило.
В большинстве слов выбор гласной И или Е зависит от значения приставки.
Приставка ПРИ- может обозначать:
1. Пространственную смежность, близость: ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИШКОЛЬНЫЙ.
2. Приближение, присоединение: ПРИЕХАТЬ, ПРИСЛОНИТЬСЯ, ПРИКЛЕИТЬ.
3. Неполноту действия: ПРИТВОРИТЬ ДВЕРЬ, ПРИГНУТЬ, ПРИУКРАСИТЬ.
4. Доведение действия до конца: ПРИСТРЕЛИТЬ, ПРИДУМАТЬ.
Приставка ПРЕ- может выражать:
1. Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень»: ПРЕСКВЕРНЫЙ, ПРЕДЛИННЫЙ, ПРЕОБЛАДАТЬ.
2. Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ-: ПРЕВРАЩАТЬ, ПРЕОБРАЖАТЬ, ПРЕГРАДА.
У этого правила есть два примечания:
1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению:
ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют), ПРЕКЛОНИТЬ (колени) – ПРИКЛОНИТЬ (ветку), ПРЕТЕРПЕТЬ (трудности, несчастья) – ПРИТЕРПЕТЬСЯ (к обстоятельствам), ПРЕХОДЯЩИЙ (момент) – ПРИХОДЯЩИЙ (почтальон),
ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).
2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ, ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем.
3. Объяснительный диктант. (Один ученик выполняет на доске, все остльные в тетради).
Приморский край, пренеприятный разговор, слегка прихрамывать, прервать рассказ, привести собаку, приглушить свет, прескверный характер, призадуматься над проблемой, пришить пуговицу.
III. Актуализация знаний.
1.Задание по группам: заполнить недостающую графу таблицы. (Таблицы изображены на разных половинах доски).
Задание для 1 –ой группы:
Задание для 2-ой группы:
Правила написания приставок пре и при | Примеры |
Приехать |
|
Приклеить |
|
Привстать |
|
Приморский |
|
Преступник |
|
Премилый |
IV.
Упражнение на закрепление навыка.
1.
Дифференцированно – творческие задания: (работа в группах)
Задание для организации работы в группе:
1.Сначала каждый самостоятельно решает поставленную задачу.
2. Затем делится своими мыслями со всей группой.
3. Все внимательно слушают каждого участника, затем составляют общее решение, учитывая мнение каждого участника.
4. Один из участников проводит беседу с одноклассниками.
1 группа. А.
Ребята! Sos! Нам нужно помочь! Мы пропустили урок. Не знаем, как правильно писать приставки пре и при! Выполните задание и объясните нам, какую приставку писать в этих словах и почему. У вас есть таблица, которая вам поможет.
Мудрость пр..ходит с годами.
Что в детстве пр..обретёшь, на то в старости обопрёшься.
Ласточка пр…летела – скоро гром загремит.
Журавль солнце пр..носит.
Ехал к обеду, а пр..ехал в среду.
Пр..мудрости в щах., а сила в капусте.
Ни то, ни сё кипело, а то пр..горело.
Если на Новый год звёзд густо – ягод будет пр..много.
Родная сторонушка. Что добрая матушка – пр…греет, пр..ласкает. накормит.
Организация рефлексии:
Расскажите, как вы выполняли задание, за счёт чего был получен результат, чему научились, выполняя данное задание?
Ключ для проверки задания:
Мудрость приходит с годами.
Что в детстве приобретёшь, на то в старости обопрёшься.
Ласточка прилетела – скоро гром загремит.
Журавль солнце приносит.
Ехал к обеду, а приехал в среду.
Премудрости в щах, а сила в капусте.
Ни то, ни сё кипело, а то пригорело.
Если на Новый год звёзд густо – ягод будет премного.
Родная сторонушка. Что добрая матушка – при…греет, приласкает, накормит.
2 группа. Б.
Задание:
Даны словосочетания , объясните своим одноклассникам их написания
Предобрый человек, пренеприятный разговор, предлинная история, прескверный характер, пришкольный участок, придорожный патруль, привокзальная площадь. премилый ребёнок, преградить дорогу.
Организация рефлексии:
- группа. В.
Проведите со своими одноклассниками беседу о правописании приставок пре и при.
Организация рефлексии:
Как выполняли задание, за счёт чего был получен результат, чему научились, выполняя задание?
2.
Упражнение.
1. Коротков не расслышал, хотя и пр_падал ухом к замочной скважине.
(М. Булгаков, "Дьяволиада")
2. Даша с трудом влезла на печь, пр_крылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
3. Итак, я слез и пр_был в свою часть. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
4. Пр_одолевая головную боль, он весь собрался для последней схватки.
(А. Толстой, "Хождение по мукам")
5. Этот Кузьма Кузьмич еще в вагоне пр_сматривался к Даше - чем-то она ему пр_шлась по вкусу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
6. Чиж беспр_станно чирикал и прыгал, и клетка беспр_станно качалась и дрожала. (По И. Тургеневу, "Отцы и дети")
7. Он сдвинул шапку на затылок, пр_держивая винтовку. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
8. Вместо подсолнухов, пр_манивающих солнце в маленькие окошки хат, торчат одни гнилые стебли. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
9. В это мгновение лодка пр_чалила. (И. Тургенев, "Накануне")
10. Пускай горе пр_даст вам твердость. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
11. Не в том ли состоит это пр_имущество,что в них меньше следов барства, чем в нас? (И. Тургенев, "Отцы и дети")
12. Но я не могу себя чувствовать пр_ниженной, последней из всех. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
13. Зачем заранее пр_дполагать, что я - враг? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
14. Ты должна будешь отстать от всех твоих пр_вычек; там, одна, ты пр_нуждена будешь работать... (И. Тургенев, "Накануне")
15. Я же, несмотря на многочисленные пр_вратности, никогда не знал несчастья. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
16. Дальнейший послужной список пр_ложен при паспорте. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
17. В это мгновение вошла в комнату А. В., и разговор пр_кратился. (И. Тургенев, "Накануне")
18. Инсаров прочел записку Елены - и тотчас же стал пр_водить свою комнатку в порядок. (И. Тургенев, "Накануне")
19. Агриппина шла, как пр_вязанная, шаг в шаг - за мужем. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
20. Я знаю трактирчик пр_скверный, где нам дадут обедишко пр_пакостный. (И. Тургенев, "Накануне")
21. Кузьма Кузьмич пр_строился на лавке под печкой и тоже не мог сразу заснуть - пр_чмокивая, бормотал. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
22. А вы говорите с ним и пр_зираете его в то же время. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
23. Иван Ильич, не шевелясь, чуть-чуть пр_открыл веки. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
24. Пр_лестно было выражение ее глаз. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
25. У тебя хоть семь пядей во лбу - не пр_взошел науку, и всегда сделаешь ошибку. (По А. Толстому, "Хождение по мукам")
26. И написана-то девушка пр_скверно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
27. Тебе же, мой друг, советую ботанизировать: это самое лучшее, что ты пр_думать можешь. (По И. Тургеневу, "Накануне")
28. Вы, кажется, умный человек: чего же нам пр_творяться? (А. Толстой, "Хождение по мукам")
29. И добрые мужички надуют твоего отца всенепр_менно. (И. Тургенев, "Отцы и дети")
30. Певица отдалась поднимавшей ее волне, лицо ее пр_образилось. (И. Тургенев, "Накануне")
31. Пр_ведешь его ко мне, сам допрошу. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
32. Елена уже не могла беспечно пр_даваться чувству своего счастья. (И. Тургенев, "Накануне")
33. Она поставила лампу на стол, пр_спустила огонек, села. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
34. И Н. П. вынул из заднего кармана сюртука пр_словутую брошюру.
(И. Тургенев, "Отцы и дети")
35. Там он увидел ее впервые, она показалась ему пр_красной, как весна.
(А. Толстой, "Хождение по мукам")
Проверка выполненного задания.
VII. Итог урока.
1. Вывод: - Подведём итог уроку. От чего же зависит правописание гласных в приставках? (от значения приставок) Но, прежде чем мы сделаем окончательные выводы, послушайте небольшое стихотворение и подумайте: о каких значениях приставок говорится в нем?
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из вселенной,
В словах придёт, прилетит, приплывёт
Пишется при несомненно.
О каком значении приставки говорится в стихотворении? (приближение)
Запись на доске: 1-е значение – приближение.
Винт прикрутил, привинтил колесо,
Приклеил, пришил умело, -
Пишем мы при, говоря обо всём,
Что добрые руки приделали.
2-е значение – присоединение.
О каких значениях приставки при – не было сказано?
3-е и 4-е значения – близость, неполное действие.
В прекрасном замке, на горе,
Жила-была приставка пре –
Особа преотважная, важная-преважная,
Гордая-прегордая, добрая-предобрая
Её считали очень мудрой
И называли все премудрой.
Был у неё прелестный пудель
Прехрабрый пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка пере –
Она сказала: «На заре
Я уезжаю, друг мой, пре –
Меня не будет два-три дня
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу,
Спокойной ночи, я спешу.»
О каком значении приставки пре – говорится в этом стихотворении?
Запись на доске: пре = очень
Пре= пере
А как быть со словами, в которых при – и пре – стали частью корня или словами, в которых трудно определить значение приставки? (их нужно запомнить).
2. Домашнее задание: сочинение – миниатюра на тему школьной жизни, используя слова с приставками пре – и при - .
3. Рефлексия.
Для этого в русском языке существуют четыре назначения слов, при написании или произнесении которых у человека могут возникнуть проблемы.
Первое – значение смежности или близости с чем-либо или к чему-либо. Это такие слова: «прибрежный» (поселок), « » (участок).
Второе – или присоединение чего-либо к чему-то. Примеры: «приехать» (в город), «прислониться» (к стене), «приклеить» (обои).
Третье – значение неполноты или незавершенности какого-то действия. Например, «притворить» (за собой дверь), «пригнуться» (входя в дверь), «приукрасить» (рассказ).
Четвертое – доведение какого-либо действия до конца. Такие слова – «пристрелить» (больное животное), «придумать» (пьесу).
Случаи, при которых пишется приставка «пре-»
Таких в русском языке целых два. Первый – значение высокой степени качества чего-либо, какого-то действия или то, что близко к сочетанию со словом «очень». Например, слова «прескверный» (очень скверный, возможно, человек), « » (очень длинный, к примеру, долг), «преобладать» (давление над чем-то).
Второй – близость по своему смыслу к «пере-». Такие слова, как «превращать» (переиначивать что-то), «преображать» (изменять что-то) и «преграда» (переграждение чего-либо пути).
У всех вышеперечисленных правил есть два очень важных исключения.
Первое из них отсылают носителей русского языка к необходимости различения слов, которые близки по своему значению, но различны по написанию. Примеры: « » (в значении «ненавидеть кого или что-либо») и «призреть» (означающее предоставление приюта), «преклонение» (например, коленей) и «приклонение» (ветки ближе к ), «претерпевание» (каких-то трудностей или несчастий) и «притерпевание» (к каким-то сложившимся обстоятельствам), а также « » (миг или момент) и «приходящий» (гость или работник).
Второе описывает другие слова, которые не поддаются объяснению всеми остальными правилами. К нему относятся слова, в которых уже исторически слилась с корнем и не вычленяется. Например, «природа», «причина», «притязание», «прибор» и в то же время слова «прельщать», «препона», «прекословить». А также некоторые заимствованные слова: «президиум», «преамбула», «препарат», «привилегия», «примитив», «приватный» и «приоритет», которые нужно попросту запомнить и заучить.
В случае возникновения затруднений с написанием последних слов необходимо обратиться к словарю русского языка.
Чтобы определиться с тем, как правильно писать приставки пре- и при-, нужно научиться различать, какое лексическое значение они придают тому или иному слову. Это в большинстве случаев.
Потому что есть и такие слова, которые нужно просто запомнить или сверять по словарю.
Приставки пре- и при- . Их семантика
1. Приставка пре- обозначает:
а) Самую высокую степень качества (действия) со значением «весьма» или «очень». Например: премного, преувеличить, престарелый.
б) Значение приставки пре- практически такое же, как и у морфемы пере-. Например: преодолеть (пересилить), преградить (перегородить), преобразовать (перестроить).
2. Приставка при- обозначает:
а) Прибавление к чему-нибудь. Например: приплата, придача.
б) Приближение или нахождение рядом с чем-то. Например: пригород, прибрежный.
в) Действие, происходящее в одно время с другим действием. Например: петь и приплясывать.
г) Неполноту действия. Например: приоткрыть, присесть.
д) Совершенный вид глагола, образованный от несовершенного, если при этом не изменяется его значение. Например: бить-прибить, думать-придумать.
Еще примеры
Красноречиво свидетельствуют о необходимости (для правильного написания слов) различать, что означают приставки пре- и при-, примеры, приведенные ниже. Призирать (приютить) и презирать (считать ничтожным, недостойным), прибывать (приезжать) и пребывать (находиться где-то), придать (добавить) и предать (изменить), приемник (аппарат, принимающий электрический ток и др.) и преемник (наследник), приступить (начать) и преступить (нарушить), притворить (прикрыть) и претворить (осуществить наяву).
Однако есть слова, в которых приставки пре- и при- имеют неясное значение. Например: приволье, пренебречь, привычка, приветствовать, приговор, приключение, придирчивый, применять, приличный, присягать. Также это касается слов иноязычного происхождения: привилегия, препарат, президент, приоритет. Их написание следует проверять по словарю или запомнить. Кроме того, существует группа слов, в которых приставки пре- и при- раньше вычленялись как отдельная морфема, а теперь - нет. К ним относятся: предмет, преимущество, предел, прекословить, преминуть, прельщать, препона, препинания (знаки), пререкаться, препятствие, пресыщаться, пресловутый, преткновение, претить, привередливый, прибор, приказать, пригожий, примитивный, приличный, причащаться, притязание, приязнь, причина.
Правописание: приставки пре- и при-
Правило зависит опять-таки от семантики этих морфем.
Значение приставок | Примеры |
|
Приставка пре- обозначает: |
||
«очень», «весьма» | преуспевать, преспокойный, прекрасно, преуменьшить |
|
то же, что и приставка пере- («по-иному», «через») | претерпеть, превращение, преходящий |
|
Приставка при- придает следующее значение: |
||
прибавление | приданое, прибыль, придаток |
|
приближение | приезд, привязанность, прилавок |
|
неполнота действия | приподнять, придержать, пригладить, примять |
|
образование совершенного вида глагола от несовершенного с сохранением значения слова | прибежать, пришить, придумать |
|
действие, происходящее в одно время с другим | приговаривать, причмокивать, прихлопывать |
|
совершение поступка в интересах кого-либо | приберечь, припрятать, приукрасить |