Проклятые клады. Тайны проклятых кладов. Сокровище ущелья Кауэнга

В белорусском фольклоре, в первую очередь в преданиях, довольно часто описываются такие аномальные события, как появление на месте спрятанных в землю сокровищ таинственных огоньков и привидений, других странных и мистических существ.Согласно народным поверьям, такие сокровища считаются заколдованными, они время от времени поднимаются на поверхность земли и как бы «просушиваются» в виде красных (золото), синих или белых (серебро) огоньков.
Но при приближении человека к сокровищу или прикосновении к нему, свечение внезапно исчезает. Согласно некоторым преданиям, подобные огоньки и различные инфернальные существа около них можно увидеть среди ночи на реках, озерах, болотах, курганах, кладбищах, городищах, холмах и около культовых камней...

Так, около д. Кольчуны Ошмянского р-на в лесу находится большой валун, на одной из сторон которого высечен крест. В народе верят, что под этим камнем зарыт клад, оставленный самим Наполеоном. Ранее валун лежал на горе, но многие кладоискатели пытались сдвинуть его с места, даже хотели взорвать. Да все попусту, камень наоборот начал «лезть» в землю. А жители деревни стали видеть по ночам на том месте необычное свечение. Люди думали, что кто-то ищет клад, однако, находились и те, кто называл это явление паранормальным.

Вблизи д. Именины Кобринского р-на на высокой горе, покрытой сосновым лесом, также некогда лежал большой камень. Однажды на нем решил переночевать один человек. Но невидимая сила отбросила его шагов на пятьдесят в сторону. Оттуда он увидел на камне поочередно вспышки то синего, то красного огня. Когда человек приближался к камню, огонь исчезал, а как только отдалялся от валуна, огонь снова появлялся. На другой день у камня нашли три серебряные монеты. Как говорит предание, огонь на том месте является и сейчас.
Довольно часто в рассказах о таких камнях фигурируют не только огоньки, но и таинственные звуки, различные существа. Например, неподалеку от д. Лынтупы Поставского р-на, где-то 0,5 км к востоку от нее, в урочище Прыдатки2 некогда лежал «Чертов Камень». Местные люди утверждали, что слышали около него звон каких-то колокольчиков, видели огоньки и костры без дыма. Если же утром подходили ближе, то никакого кострища там не обнаруживали.
Подобные явления люди наблюдают и в настоящее время около д. Полесье и Петрути Поставского р-на, а также д. Богданово Браславского р-на. Так, между д. Полесье и Петрути около Кривой Горы на берегу озера, недалеко от «Святого источника» есть валун, который местные жители называют «Чёртов Камень» и рассказывают, что раньше на нем черти играли в карты, а ночью на этом месте видели огоньки.
Согласно легенде, как-то в сумерках с Полесья в Петрути возвращался с гулянки один парень. Когда он подошел к Кривой горе, перед ним внезапно возник богато одетый незнакомец и предложил парню поиграть с его друзьями в карты. Парень стал отказываться, ссылаясь на недостаток денег, но незнакомец одолжил ему полную ладонь золотых монет. От сияния денег парень потерял разум и пошел вместе с незнакомцем за Кривую гору, где на камне сидели еще двое мужчин, также шикарно одетые.
Рядом с камнем пылал огонь, не дающий жара и дыма, что парня не удивило, и он начал играть в карты. Далее рассказывается, что, увлекшись игрой, парень чуть не заложил свою душу чертям (под видом состоятельных незнакомцев это были именно они), но пропел петух, и бесы исчезли.
В народном воображении заклятыя (проклятые) сокровища могли принимать вид и зооморфных существ. К примеру, около Сорочанского озера, в урочище Высокая пасека, что в 1,5 км от д. Микулки на Поставщине, лежит так называемый Жвірасты (гравийный) Камень. Говорят, что если кто-нибудь опаздывал и ехал ночью через это место, то из-под камня выскакивал и блестел ярким пламенем ягненок. При приближении к нему он начинал постепенно меркнуть до черноты.
Лошади, запряженные в повозки, становились на дыбы, опрокидывали телеги, освобождались из упряжи и убегали. Местные жители уверены, что под камнем спрятано проклятое сокровище или бричка с золотом, и охраняет все это черт, который является людям в виде ягненка.

А в Россонском р-не на одном холме лежал так называемый Змеиный Камень. По преданию, в камень превратился уж, который ночью летел, «огнем полыхая», будто «неся с собой много золота и серебра грешнику, который черту душу продал». Но грянул гром, сверкнула молния, и уж, «поверженный небесными косами», упал на холм и превратился в камень. А те сокровища, что уж нес с собой, там же ушли в землю и появляются сейчас в разных местах холма в различных формах. Одним они показываются в виде Плачкі(Плакальщицы), она вытирала слезы носовым платком, который пылал огнем, другие видели черных и толстых карликов, третьим являлись черные козлы.
Около д. Сутаровщина Браславского р-на есть Белы (Белый) или Вялікі (Большой) Камень с отпечатком человеческой ноги, который лежит на холме. В народе говорят, что под камнем спрятано золото, и у камня можно увидеть Желтую женщину с ребенком на руках, которые охраняют ценности. Однажды парень и девушка, которые хотели завладеть сокровищем, увидели на этом месте на заре золотистую собаку, шерсть которой искрилась и сияла, но та собака не далась им в руки.
В д. Богданово Браславского р-на на местном чудодейственном камне после захода солнца видят «зубастое пламя» или старуху с огромным мешком. В полночь у камня якобы танцуют черти. Около Цудадзейнага (Чудодейственного) Каменя в селе Жарнелишки этого же района, по рассказам, тоже случаются чудеса: появляются три всадника, мерещится лесной пожар, разносится собачий лай... Говорят, что под камнем спрятан горшок с золотом.
В д. Ошмянец Сморгонского р-на есть камень, неподалеку от которого, по преданию, шведы при отступлении закопали карету с золотом, другие говорят, что здесь зарыта лодка с золотом. Местные видят у камня сияние, если подойти ближе – сияние исчезает. По преданию, один человек у камня встретил красивую девушку, она попросила его прийти сюда завтра в полдень (время службы в церкви).
Назавтра вместо красавицы, на этом месте человек увидел ужа и проклял его. Это оказалась обращенная змеей девушка, которая сказала, что также прокляла его навеки, и исчезла. Археолог Константин Тышкевич проводил там исследования и обнаружил вокруг камня два круга из меньших камней. Он посчитал, что в языческие времена валун был жертвенником.
Камень под названием Семигаюн или Гаюн лежит в лесу на левом берегу Днепра вблизи города Орши Витебской обл. По преданию, во время дождя камень остается сухим и излучает целебное тепло, врачует болезни. Наибольшей силой камень обладает 14 сентября – в начале Бабьего лета.

В Белостокской области около д. Минковцы (прежде Гродненская губерния) в полдень огонь выходил из груды камней. Согласно легенде, там спрятан проклятый клад. Если кто-нибудь подходил ближе, оттуда вылетала «солдатская рука с саблей» и пыталась зарубить человека.
Известно много преданий о заклятых кладах, закопанных на замчищах и городищах, или в холмах. Обычно такие сокровища, по преданиям, закапывали во время войн или шведы, или французы, или русские, и ночью они также могут являться в виде огоньков. Например, на городище около д. Большие Споры Поставского р-на и Латыгово Верхнедвинского р-на, а также некоторых других. Так, на городище около д. Дегтярево на левом берегу реки Дриссы и бывшей Латыгово Верхнедвинского р-на скрыты проклятые сокровища, которые выходят на поверхность на Купалье.
Городище возле д. Збочно Слонимского р-на связано, по рассказам местных жителей, с войной со шведами или с борьбой князей ВКЛ с крестоносцами. Утверждают, что в городище зарыт клад, поэтому здесь часто видят огоньки. В д. Лысково Волковысского уезда (ныне Пружанский р-н Брестской обл.) уверены, что и на их городище, которое находится неподалеку, также зарыт клад, который иногда «полыхает пламенем», а по-другому «просушивается».
В том же районе неподалеку от д. Мстибово на замчище и около него, как утверждают местные жители, очень часто появляется белый и красный огонь. Они уверены, что здесь зарыто много денег и всякого богатства. А однажды пастушки увидели на замчище «некую личность со щеткой в руке», которая все просила, чтобы ее почесали. Люди были уверены, что это сам клад в руки просился, а пастушки испугались и сбежали.

Жители д. Шадинцы Гродненского р-на уверены, что у подножия их культовой горы Костёлок, в которую, по преданию, провалился костел, также закопан проклятый клад. Иногда они видят, как он выходит на поверхность и блестит огнем, обычно это происходит в полдень.

Горы, где по преданию, спрятан клад:

Варганская Гора – д. Варганы Докшицкого р-на, – сокровище выходит на поверхность в разных образах. Раньше здесь также был культовый камень.

Тамилава Гора между д. Брянчицы, Чепели и Пиваши Солигорского р-на. По преданию, швед закопал на горе три бочки с золотом на золотых колесиках, золото время от времени «просушивается», и тогда вся гора блестит. Если увидеть те огни и успеть перебросить через плечо снятый сапог, то куда он упадет – там и откопаешь клад. Сейчас гора уничтожена – засыпана терриконом.
Янавская Гора возле д. Смоляры Борисовского р-на. Тут неподалеку находится Здань-Камень (Призрак-Камень), святой источник, являются призраки в виде красивых молодых женщин. Если человек заблудился, они раздевали его и укладывали спать на камень неподалеку от болота, а ему в это время казалось, что он у себя дома. Также слышали там раньше ржание лошадей, блеяние овец.
Гора Чертовка у д. Вороничи Полоцкого р-на. На горе появляются призраки.

Горы Шаламы близ д. Шаламы-1, Славгородский р-н Могилевской обл. Якобы там провалились города вместе с храмами и людьми, там слышатся шум, звон, пение.
Золотая Гора – д. Минянка, Кобринский р-н Брестской обл. По легенде, Наполеон закопал здесь карету с золотом.
Золотая Горка в Минске – там воры закопали много сокровищ; по другой легенде – верующие насыпали горку золотых монет для постройки храма.

На горе Княжеская Могила (д. Перевоз Россонского р-на) зарыто княжеское богатство.
Лысая Гора в д. Лоточки Браславского р-на. Говорят, на горе зарыт проклятый клад, и чтобы раздобыть его, нужно: а) развести костер на горе; б) содрать с живого коня кожу; в) запрячь этого коня и провести на нем вокруг костра три борозды – тогда сокровище выйдет на свет.
Лысая Гора в д. Сперижье Брагинского р-на. По преданию, царица Екатерина закопала здесь золотую карету.
Покров-Гора или Красная Горка (д. Вищин, Рогачевский р-н) – зарыта золотая карета.
Шпилёва Гора между д. Полоневичи и Андриевщина Дзержинского р-на – французы закопали 100 бричек с золотом и оружие .
Иногда огоньки появляются на тех местах, где, по народным представлениям, в результате проклятия людей проваливается под землю какая-то постройка. Так, неподалеку от поселка Лысково Волковысского уезда (ныне Пружанский р-н, Брестская обл.), где в урочище Окопы в давние времена провалился дворец одной знатной пани Бени. Это было во время войны с русскими, когда дворец был разрушен, и пани, чтобы ее богатства не достались врагу, прокляла это место. Впоследствии здесь время от времени показывается огонь, который сразу гаснет с приближением человека.
Согласно второму варианту легенды, когда кто-либо приближается к огоньку, то видит сундук, на котором горят свечи, а на нём сидит красивая барышня, рядом с ней две страшных собаки на цепях. Барышня просит человека забрать клад, но собаки не дают этого сделать, и барышня говорит, что вынуждена будет сидеть здесь еще триста лет.
Следующая легенда рассказывает, что когда-то у д. Слобода Быховского р-на недалеко от леса стояла церковь, где служил батюшка по имени Хрол. Батюшка был хороший, все его уважали, но вдруг он испортился – стал засматриваться на чужих девушек. Матушка очень рассердилась и прокляла его, а вместе с ней разгневался и сам Бог: церковь провалилась под землю, а на ее месте образовалось озеро. Только ночью церковь всплывает на поверхность, а черти зажигают в ней свечи, поэтому кажется, что там что-то светит. После этого люди стали называть то место Чертовым. Говорят, что оно и сейчас так называется.
Очень часто упоминается, что проклятые сокровища затоплены в озере или речке. Как в упомянутом выше Сорочанском озере, где Наполеон якобы потопил карету с золотом. Время от времени она выходит на поверхность и «светится». То же самое говорят и про озеро Глухое или Дикое в д. Колпинские Дятловского р-на. Там якобы Наполеон затопил сокровище. Если кто-то пытается завладеть кладом, из озера выходит призрак и душит его.
Неподалеку от д. Шебрин около Бреста на берегу реки Мухавец есть холм Замок Адама или Адамуха. По преданию, здесь жил пан Адам, который перед смертью закопал все свои деньги на дне реки. В ясную погоду люди видят, как деньги в сундуке всплывают на поверхность для «просушивания». А в озере Хотомля около д. Шепелевичи Круглянского р-на затоплена золотая повозка.
Иногда в преданиях упоминается болото, где утоплено проклятое сокровище. Например, как в д. Кукарево Березинского р-на. Там, согласно местным верованиям, в Ляшевском болоте при отступлении провалился сам Наполеон в своей золотой карете. И бывает, что кто-то из сельчан видит издалека, как там «просушивается» золото.
Стоит подойти поближе, и клад исчезает. В болоте возле д. Сычково в Бобруйском р-не якобы в шведскую войну было затоплено много оружия и конных повозок, среди них золотая карета. То же самое говорят и о болоте у реки Кревлянка на Сморгонщине, там якобы затоплена карета.

А бывает, что необычный огонь видят на кладбище или курганах. Между д. Новоселки и Милошевичи Слонимского р-на находится ельник, который называют Боярами. По легенде здесь когда-то жили богатые бояре, а после смерти их хоронили в том лесочке. На их могилах и по сей день находятся большие высеченные камни, поросшие издавна мхом. Говорят, что бояре один раз в год выходят с того света, и тогда в лесу поднимается страшная буря. А если они кого-нибудь застанут в это время на кладбище, то разрывают его на куски. Еще говорят, будто эти бояре вместе с волками поют песни и до самого утра жгут костер.
В д. Деревной на Логойщине на старом кладбище якобы зарыт ящик с деньгами. В полночь, как говорят местные жители, здесь можно увидеть вспышки огня, а потом и некую «барышню» с коробкой в руках. Но не успеет человек сориентироваться, как коробка превращается в белого медведя. Около д. Именины Дрогичинского р-на на старом кладбище, по преданию, ежегодно в Великую Субботу во время сумерек и до полуночи являются вспышки, похожие на языки пламени, они бывают или белые, или красные, или синие. Говорят, что это «сушатся» проклятые деньги, зарытые здесь некогда шведами.
А на кургане у д. Лятохи Витебского р-на на месте клада является огонь и прыгает белый конь между насыпями. В Городокском р-не на курганном могильнике можно увидеть двух громадных коней и белую кибитку, запряженную тройкой лошадей. В д. Большой Рожан Солигорского р-на белорусским этнографом Александром Сержпутовским было записано предание, что на берегу реки, где много курганов, время от времени на каком-нибудь холме горит огонь. Говорят, что там «деньги цветут», а если кто хочет поближе подойти, то огонь и погаснет. По преданию, это проклятые деньги. Так деньги показывают, где они спрятаны, чтобы их освободили из земли.
Огоньки видят и на так называемых «прошчах» (прощах). Пример – проща около д. Хутор Светлогорского р-на Гомельской области. Природные объекты здесь: холм, дубрава, ранее был святой источник и камень-следовик, рядом курганный могильник. Здесь некогда было спрятано золото, поэтому здесь видят огоньки. Говорят, будто одна женщина нашла то золото, но оно дается только тому, кому «предназначено».
Заклятый клад может быть и под деревом. Пример: Никольский дуб в д. Миколка (бывшая Песчанка) Узденского р-на. По преданию, под дубом французы закопали золотой клад.

Сделаем выводы:

Больше всего информации об инфернальных явлениях, описанных выше, зафиксировано в местностях вроде культовых холмов и около культовых камней. Причем, на многих холмах находились, а кое-где и сейчас находятся культовые камни;
- кроме огоньков на месте проклятых сокровищ люди видят зрительные и чувствуют звуковые галлюцинации;
- время, когда происходят такие явления – это значительные календарные праздники (Купалье, Пасха, Бабье Лето и т.д.), а также в полночь, или полдень, на заре и в сумерках – тоже знаковое для древних людей пограничное время.
В белорусской мифологии с богатством и золотом отождествлялся образ бога Велеса. Скорее всего, на тех местах, где люди наблюдают такие инфернальные явления, вроде зрительных и звуковых галлюцинаций – видят огоньки и различные призрачные видения, слышат шум, колокола – были древние капища, где наши предки проводили дохристианские обряды и ритуалы, посвященные данному божеству или его аналогу.
Известно, что древние люди строили свои капища на особых местах, которые с самого начала обладали определенной «силой», например таких, в которых геологи сейчас обнаруживают геомагнитные аномалии. После установления новой веры, эти места были дополнительно намолены теми людьми, которые приходили сюда справлять различные ритуалы, а наиболее восприимчивые из них могли входить в транс, во время которого могли видеть и слышать разного рода галлюцинации.

Многих людей интересуют истории о кладах и несметных богатствах, которые в них таятся. Но ни один человек в мире, наверняка, не знает, когда был зарыт первый клад. Очевидно, что произошло это уже после того, как человек начал использовать драгоценные камни и золото в качестве мерила ценности. А припрятывать в укромных местах начали потому, что, либо не хотели делиться с родственниками, либо откладывали на черный день. Но в то же время, если кто-то зарывал в землю клад, то обязательно находились желающие его откопать. Так появились кладоискатели.

Необходимо отметить, что о кладах ходит немало слухов. Порой они настолько фантастичные, что поверить просто невозможно. С другой стороны, никакой определенной информации о сокровищах также нет, поэтому точно сказать, в каком месте искать тот или иной клад, не может никто.

Впрочем, в мире существует немало историй о несметных богатствах, которые таятся в земле. Одной из них является история об альбигойских сокровищах.

Случилось так, что небольшая французская деревушка Ренн-ле-Шато однажды стала весьма известной. О ней заговорили по всей Франции, а имя местного кюре стало известно практически каждому.

А история началась с того момента, когда в деревне появился молодой кюре Беранже Соньер. Приход, который он получил, был очень беден, а в деревне на то время жило не более двухсот человек, церковь обветшала. Да и сам настоятель не мог похвастать большими деньгами. Несмотря на это, через несколько лет Соньер сумел за собственные средства не только отремонтировал и украсил церковь, но и помог благоустроить деревню, отремонтировать дороги и старые дома. Кроме того, у самого кюре появился красивый дом с оранжереей и садом. Соньер начал скупать антиквариат, а также собрал великолепную библиотеку. Все это настолько не соответствовало его доходам, что вызвало пересуды среди прихожан. Некоторые ему просто завидовали, а некоторые пытались узнать, откуда у кюре завелись деньги. Тогда же появились слухи о том, что кюре вступил в связь с дьяволом или нашел клад. Люди говорили о том, что когда Соньер готовил помещение церкви к ремонту, то нашел странные документы с непонятными знаками, после чего занялся поисками на местном кладбище могильных плит с такими же знаками.

Частично эти слухи подтвердились, когда было установлено, что раскопана могила жены магистра ордена тамплиеров мадам Бланшфор. Могильная плита была полностью разрушена, но что под ней находилось – осталось загадкой. Потом появились и другие разрытые могилы, на которых также были таинственные письмена.

И тогда в дело вмешалось высокое церковное начальство. Епископ потребовал от кюре передать все лишние церковные деньги, но Соньер отказался сделать это. Тогда епископ передал дело в суд. Соньера обвинили в спекуляциях, мошенничестве. Однако дознаватели так и не сумели добиться от преподобного никаких признаний. Молчала и служанка Соньера Мари Денарно, которая состояла в любовной связи с кюре, и которой он оставил по завещанию свой дом, коллекцию антиквариата и картин. А ведь служанка могла бы рассказать очень многое, поскольку в делах своего возлюбленного принимала сааме непосредственное участие. Впрочем, несмотря на то, что кюре не удалось ни в чем обвинить, его все-таки уволили, выбрав в качестве предлога для увольнения необычный орнамент в церковной росписи, который посчитали теми самыми древними письменами.

Через год после суда Соньер умер, а поиски сокровищ возобновились. Но это не принесло никаких результатов. Многие охотники за кладами все пытались понять, откуда у простого священника могли появиться богатства, пока кто-то не вспомнил о том, что в древности в этой местности проживали катары или альбигойцы. Никто точно не знал, как они появились в тех краях. Они всегда были бедно одеты, носили длинные черные плащи, подпоясанные грубой веревкой, то ли колпак, то ли шляпу, и называли себя чистыми и совершенными, полностью отвергая богатство, считая его злом.

Представители этого народа задолго до Мартина Лютера обличали католическую церковь в неправильном толковании и искажении Святого учения, а также в других прегрешениях, среди которых и поклонение золоту. Они, по сути, стали первыми диссидентами. Папа Иннокентий III начал опасаться за церковные доходы, поэтому объявил крестовый поход против катар, призвав и тамплиеров поддержать его. Но рыцари ордена отказались, заняв вроде бы нейтральную позицию, а в действительности – перешли на сторону катар, защищая их с оружием в руках. А те, в свою очередь, передали тамплиерам свои богатства, которые им самим были совершенно не нужны. Вскоре к войне подключился и король Филипп II Август, который давно хотел прибрать к рукам сокровища ордена.

Под таким напором катары не устояли и начали искать убежище у рыцарей креста, которые еще в начале своего существования получили разрешение принимать в братство даже тех, кто был отлучен от церкви и объявлен еретиком. Таким образом, тамплиеры стали самым могущественным рыцарским орденом. Кроме больших сокровищ, рыцари почерпнули в Палестине и оккультные знания, о которых в Европе еще не было известно.

Кроме того, многие постулаты катар нашли приверженцев и среди тамплиеров, что привело к тому, что сами рыцари уже подвергались гонениям, у них отбирали имущество и земли, убивали. Но рыцари так и не выдали ни одной своей тайны. В то же время они больше ничем не могли помочь катарам, а рассеялись, надежно укрывшись в своих нормандских замках.

Те огромные богатства, которые скопили тамплиеры за время своего существования вместе с теми, которые были получены от катар, искали не только на территории Франции, но и по всей Европе еще за семь сотен лет до Соньера. Впрочем, отыскать их не удалось ни тогда, ни сейчас. Ученые пытаются узнать хоть что-то, изучая старинные фолианты, но и это пока не принесло никаких результатов.

Не менее известен и так называемый клад графа Ростопчина. Его поместье расположено в 40 километрах от Москвы. Начиная с XVI столетия им владела семья Волынских. Оно постоянно расширялось, каждое новое поколение приглашало своих архитекторов. Так, были воздвигнуты каменная церковь Спаса Нерукотворного, парк с павильонами. А позже появился настоящий дворец и пруд. Но в 1800 году Воронцов, который владел имением (он унаследовал имение по материнской линии), был вынужден продать поместье, поскольку разорился. Его купил граф Федор Ростопчин.

Только заселившись, новый владелец приказал доставить из Италии мраморные статуи для парка, элитную мебель, гобелены, картины, античные вазы, а также изделия из золота, серебра и фарфора из Лондона, Парижа и Рима. С тех пор залы имения больше напоминали музей, а библиотека стала едва ли не самой большой во всей России.

Однако, когда в 1812 году французы подошли к Москве, а граф Ростопчин приказал поджечь имение, а затем, когда французские войска покинули уже сожженную столицу и двигались в направлении его имения, граф, по слухам, спрятал все свои сокровища в тайниках, расположенных под землей.

Причем, особо думать ему и не пришлось, поскольку все помещения поместья были соединены между собой подземными туннелями. А в XVIII столетии у аристократов вошло в моду строить лабиринты, в которых спасались от жары, устраивали увеселительные мероприятия и маскарады.

Ростопчин расширил полуразрушенные туннели до таких размеров, что по ним свободно могла проехать карета. Ученые-историки не исключают, что именно таким путем удалось вывезти часть ценностей.

Накануне отступления граф сообщил своим гостям о том, что намерен поджечь свое имение, чтобы оно не досталось французам. Но к тому моменту, когда готовился поджег, ничего ценного во дворце уже не оставалось.

После победы над французами граф Ростопчин вернулся в свое поместье, но в скором времени умер. Имение было отстроено заново, но уже без былой роскоши. Новым владельцем его стал граф Шереметев.

В настоящее время на территории имения расположен санаторий. Когда в конце 1970-х годов там проводился капитальный ремонт, строители наткнулись на остатки подземного хода, ширина которого составляла 2,3 метра, а высота – 2,2 метра, свод был выложен из белого камня, а стены — из кирпича. Но этот ход был завален.

По мнению многих исследователей, клад до сих пор может находиться под землей, но проблема заключается в том, что никто не знает, были ли подземные ходы только под усадьбой или они тянулись на много километров.

Как бы там ни было, но легенда о кладе графа Ростопчина существует и даже имеются подтверждения существования подземных ходов, но самих сокровищ так никто и не обнаружил.

Необходимо отметить, что клад Ростопчина далеко не единственные мифические сокровища, о которых известно в России. Но львиная доля таких историй завязана на мистике и магии.

Так, в частности, многие знают легенду о кладе разбойничьего атамана Стеньки Разина, который зарыл сокровища недалеко от мельницы в Симбирске (ныне – город Ульяновск). Поговаривают, что эти сокровища охраняют призраки. Не раз якобы очевидцы утверждали, что на местонахождение сокровищ указывали огоньки, призраки и даже говорящий козленок.

В 2011 году в СМИ появилась информация о том, что путешественники клуба «Миры» отыскали на Байкале так называемое золото Колчака. Согласно легенде, белогвардейцы Колчака в 1918 году захватили весь золотой запас Российской Империи. Но под Иркутском на них напали бойцы Чехословацкого корпуса, которые выдали большевикам и самих белогвардейцев, и часть золота. Но, как оказалось позже, 180 тонн золота бесследно исчезли. По одной из версий, после крушения поезда вагон, в котором находилось золото, упал в Байкал.

Позже в районе аварии проводились исследования, и тогда даже удалось обнаружить вагон периода Гражданской войны. Но поиски пришлось приостановить из-за ухудшения погодных условий. Поиски возобновились совсем недавно, и сразу же появились слухи о том, что исследователи все-таки нашли золото Колчака. Но оказалось, что находка – это всего лишь плафоны с позолотой. Таким образом, эта легенда пока так и остается не более чем красивой сказкой.

Существует также легенда о так называемом золоте Чингисхана. Предание гласит, что его похоронили вместе со всеми сокровищами. А над могилой прогнали табун лошадей и всех исполнителей ритуала убили. На данный момент никто не может определенно сказать, где находится могила Чингисхана, равно как никто не может с уверенностью сказать, были ли сокровища.

И таких красивых историй и легенд по всему миру существует бесчисленное множество. Но пока ни одному исследователю или кладоискателю не удалось обнаружить хотя бы самый маленький клад с сокровищами. Поэтому остается лишь верить в то, что когда-нибудь кому-то здорово повезет.

No related links found



Сокровище ущелья Кауэнга

Под деревом сокровище сокрыто?..

Когда речь заходит о количестве трупов, связанных с определенным запасом золота, проклятые сокровища ущелья Кауэнга выходят на первое место в списке. Добавьте сюда известную достопримечательность Голливуда, и у вас получится невероятно привлекательная легенда.

Эта история так же запутанна, как и горы Кауэнга. Она начинается в 1864 году, когда четверо солдат, отправленных Бенито Хуаресом, прибыли в Сан-Франциско с кладом монет и драгоценностей, чтобы приобрести боеприпасы для мексиканской войны. По пути один из мужчин скончался, а трое других закопали сокровище для безопасности. Тем не менее, скиталец по имени Диего Морена наблюдал за ними, и он скрылся с деньгами вскоре после этого, отправившись на юг, и остановился в горах над Лос-Анджелесом, в том месте, которое было известно, как ущелье Кауэнга. В ту ночь он остановился в местной таверне, и ему приснился сон, что он умрет, если принесет награбленное в Лос-Анджелес. В панике он закопал клад. Но все равно умер. Но не прежде, чем рассказал своему другу Хесусу Мартинесу, где он зарыл деньги.

Мартинес отправился на поиски денег со своим пасынком, но у него случился сердечный приступ и он умер, как только они начали копать. Десять лет спустя, пасынок был убит в перестрелке в Восточном Лос-Анджелесе. Малая часть клада была найдена в 1885 году баскским пастухом, но он тоже погиб, когда выпал за борт на обратном пути в Испанию и золото в его карманах потянуло на дно океана. В 1939 году искатель нефти Генри Джонс пытался выкопать клад в районе, который подходит к Холливуд Боул. 27 ноября того же года съемочная группа наблюдала, как они раскопали... грязь. Джонс покончила с собой из-за неудачи в том же году, добавив еще одну жертву в число смертей, общее количество которых достигло девяти (если включить четырех солдат, которые также встретили преждевременную погибель).

Проклятие острова Чарльза

Это небольшой остров у берегов Милфорда, штат Коннектикут, также известен как Трижды Проклятый остров. Во-первых, вождь племени Пуагусеттов считал этот район священным. «Любое жилье рухнет на Землю, и он будет проклят», - сказал он, когда европейцы попытались обосноваться там. Он был прав – ни одно здание не простояло там в течение более-менее длительного периода времени.

Пират Капитан Кидд также проклял его в 1699 году во время своего последнего путешествия. Это его сокровище, как говорят, зарыто здесь. В 1721 году третье проклятье был возложено на это место предположительно мексиканским императором Гуатмосином, чьи богатства были украдены, и якобы спрятаны там моряками. В 1850 году два кладоискателя нашли сундук, но когда они открыли его, их приветствовал пылающий череп, а затем их по разным версиям либо убили, либо они провели остаток своей жизни в сумасшедшем доме.

В любом случае, никаких других сокровищ найдено не было, и люди сообщают о таинственных огнях и звуках, исходящих из острова.

Проклятие Денежной шахты острова Оук

«На глубине 40 футов зарыто 2 миллиона фунтов».

Тайна острова Оук впервые была обнаружена подростками в 1795 году. Они увидели странные огни около крошечного острова у берегов Новой Шотландии, Канада. После дальнейшего исследования мальчики заметили недавно вырытую яму. Так как пираты часто появлялись в этом районе, казалось возможным, что там было зарыто большое количество сокровищ. Чем дальше они копали, тем страннее все это становилось. Им попадались деревянные барьеры, слои скорлупы кокосового ореха и даже гравированные камни со странным кодом, который, как оказалось после расшифровки, гласил: «На глубине 40 футов зарыто 2 миллиона фунтов».

Люди со всего мира пытались найти неуловимые сокровища (в том числе будущий президент Франклин Делано Рузвельт), и поиски все еще продолжаются и по сей день. Никто не знает, кто зарыл, что зарыл и почему, и многие люди погибли, пытаясь найти ответы на эти вопросы.

Первый зарегистрированный смертельный случай произошел в 1861 году, когда взорвался насос, и погиб один рабочий. В 1897 году человек по имени Кайзер Мейнард погиб, когда веревка, на которой он поднимался из шахты, соскочила со шкива. В 1951 году огромный экскаватор с грейферным ковшом соскользнул с баржи и затонул. Наиболее ужасная трагедия произошла в 1965 году, когда искатель приключений Роберта Рестолл, его сын и два сотрудника надышались вредных паров после падения в яму.

Одна из легенд гласит, что семь человек должны умереть, прежде чем деньги будут найдены. В соответствии с этим подсчетом, число погибших в настоящее время достигает шести. Кто хочет стать седьмым?

Затерянная голландская шахта

В горах Суеверия, в Аризоне, лежат сказочные сокровища и пресловутое проклятие. Племена апачей, которые жили там, знали, что эта область богата золотом, но их собственная легенда о мстительном боге грома убедила их держаться от этого места подальше. Испанец Франсиско Васкес де Коронадо пытался добыть золото, но когда его люди начали умирать и калечится, он дал этим горам их зловещее название.

В 1845 году Дон Мигель Перальта нашел золотую жилу, но был убит разъяренными апачами. Золото, которое они нашли, валялось по всей площади, и вход в шахту был разрушен. Этот район стал раем для искателей золота; потомок Перальты утверждал, что нашел золото, и человека по имени доктор Абрахам Торн также привели к богатому золотом месту доброжелательные коренные американцы.

Тем не менее, название этого место - и проклятие – связано с Джейкобом Вальцем - кто не был не столько «Голландцем», сколько «немцем», но название прижилось. После двадцати лет поисков Вальц утверждал, что нашли магическую золотую жилу, но умер прежде, чем сумел показать ее местоположение. В 1931 году охотник за сокровищами Адольф Рут исчез во время поисков шахты - его череп был найден спустя два года, вместе с запиской следующего содержания «Veni Vidi Vici» («Пришел, увидел, победил»), из чего можно сделать вывод, что он нашел золото перед смертью.

С тех пор много людей погибло, пытаясь найти это неуловимое сокровище, последним из которых был Джесси Кейпен, посыльный из Денвера, чье тело было обнаружено в 2012 году - через три года после того, как он ушел в экспедицию, чтобы найти шахту.


В белорусском фольклоре, в первую очередь в преданиях, довольно часто описываются такие аномальные события, как появление на месте спрятанных в землю сокровищ таинственных огоньков и привидений, других странных и мистических существ.

Согласно народным поверьям, такие сокровища считаются заколдованными, они время от времени поднимаются на поверхность земли и как бы «просушиваются» в виде красных (золото), синих или белых (серебро) огоньков.

Но при приближении человека к сокровищу или прикосновении к нему, свечение внезапно исчезает. Согласно некоторым преданиям, подобные огоньки и различные инфернальные существа около них можно увидеть среди ночи на реках, озерах, болотах, курганах, кладбищах, городищах, холмах и около культовых камней…

Так, около д. Кольчуны Ошмянского р-на в лесу находится большой валун, на одной из сторон которого высечен крест. В народе верят, что под этим камнем зарыт клад, оставленный самим Наполеоном. Ранее валун лежал на горе, но многие кладоискатели пытались сдвинуть его с места, даже хотели взорвать. Да все попусту, камень наоборот начал «лезть» в землю. А жители деревни стали видеть по ночам на том месте необычное свечение. Люди думали, что кто-то ищет клад, однако, находились и те, кто называл это явление паранормальным.

Валун у д. Кольчуны (Ошмянский район).

Вблизи д. Именины Кобринского р-на на высокой горе, покрытой сосновым лесом, также некогда лежал большой камень. Однажды на нем решил переночевать один человек. Но невидимая сила отбросила его шагов на пятьдесят в сторону. Оттуда он увидел на камне поочередно вспышки то синего, то красного огня. Когда человек приближался к камню, огонь исчезал, а как только отдалялся от валуна, огонь снова появлялся. На другой день у камня нашли три серебряные монеты. Как говорит предание, огонь на том месте является и сейчас.

Довольно часто в рассказах о таких камнях фигурируют не только огоньки, но и таинственные звуки, различные существа. Например, неподалеку от д. Лынтупы Поставского р-на, где-то 0,5 км к востоку от нее, в урочище Прыдатки2 некогда лежал «Чертов Камень». Местные люди утверждали, что слышали около него звон каких-то колокольчиков, видели огоньки и костры без дыма. Если же утром подходили ближе, то никакого кострища там не обнаруживали.

Подобные явления люди наблюдают и в настоящее время около д. Полесье и Петрути Поставского р-на, а также д. Богданово Браславского р-на. Так, между д. Полесье и Петрути около Кривой Горы на берегу озера, недалеко от «Святого источника» есть валун, который местные жители называют «Чёртов Камень» и рассказывают, что раньше на нем черти играли в карты, а ночью на этом месте видели огоньки.

Согласно легенде, как-то в сумерках с Полесья в Петрути возвращался с гулянки один парень. Когда он подошел к Кривой горе, перед ним внезапно возник богато одетый незнакомец и предложил парню поиграть с его друзьями в карты. Парень стал отказываться, ссылаясь на недостаток денег, но незнакомец одолжил ему полную ладонь золотых монет. От сияния денег парень потерял разум и пошел вместе с незнакомцем за Кривую гору, где на камне сидели еще двое мужчин, также шикарно одетые.

Рядом с камнем пылал огонь, не дающий жара и дыма, что парня не удивило, и он начал играть в карты. Далее рассказывается, что, увлекшись игрой, парень чуть не заложил свою душу чертям (под видом состоятельных незнакомцев это были именно они), но пропел петух, и бесы исчезли.

В народном воображении заклятыя (проклятые) сокровища могли принимать вид и зооморфных существ. К примеру, около Сорочанского озера, в урочище Высокая пасека, что в 1,5 км от д. Микулки на Поставщине, лежит так называемый Жвірасты (гравийный) Камень. Говорят, что если кто-нибудь опаздывал и ехал ночью через это место, то из-под камня выскакивал и блестел ярким пламенем ягненок. При приближении к нему он начинал постепенно меркнуть до черноты.

Лошади, запряженные в повозки, становились на дыбы, опрокидывали телеги, освобождались из упряжи и убегали. Местные жители уверены, что под камнем спрятано проклятое сокровище или бричка с золотом, и охраняет все это черт, который является людям в виде ягненка.

Говорят у Горы Костелок (Гродненский район) также закопан проклятый клад.

А в Россонском р-не на одном холме лежал так называемый Змеиный Камень. По преданию, в камень превратился уж, который ночью летел, «огнем полыхая», будто «неся с собой много золота и серебра грешнику, который черту душу продал». Но грянул гром, сверкнула молния, и уж, «поверженный небесными косами», упал на холм и превратился в камень. А те сокровища, что уж нес с собой, там же ушли в землю и появляются сейчас в разных местах холма в различных формах. Одним они показываются в виде Плачкі(Плакальщицы), она вытирала слезы носовым платком, который пылал огнем, другие видели черных и толстых карликов, третьим являлись черные козлы.

Около д. Сутаровщина Браславского р-на есть Белы (Белый) или Вялікі (Большой) Камень с отпечатком человеческой ноги, который лежит на холме. В народе говорят, что под камнем спрятано золото, и у камня можно увидеть Желтую женщину с ребенком на руках, которые охраняют ценности. Однажды парень и девушка, которые хотели завладеть сокровищем, увидели на этом месте на заре золотистую собаку, шерсть которой искрилась и сияла, но та собака не далась им в руки.

В д. Богданово Браславского р-на на местном чудодейственном камне после захода солнца видят «зубастое пламя» или старуху с огромным мешком. В полночь у камня якобы танцуют черти. Около Цудадзейнага (Чудодейственного) Каменя в селе Жарнелишки этого же района, по рассказам, тоже случаются чудеса: появляются три всадника, мерещится лесной пожар, разносится собачий лай… Говорят, что под камнем спрятан горшок с золотом.

В д. Ошмянец Сморгонского р-на есть камень, неподалеку от которого, по преданию, шведы при отступлении закопали карету с золотом, другие говорят, что здесь зарыта лодка с золотом. Местные видят у камня сияние, если подойти ближе – сияние исчезает. По преданию, один человек у камня встретил красивую девушку, она попросила его прийти сюда завтра в полдень (время службы в церкви).

Назавтра вместо красавицы, на этом месте человек увидел ужа и проклял его. Это оказалась обращенная змеей девушка, которая сказала, что также прокляла его навеки, и исчезла. Археолог Константин Тышкевич проводил там исследования и обнаружил вокруг камня два круга из меньших камней. Он посчитал, что в языческие времена валун был жертвенником.

Камень под названием Семигаюн или Гаюн лежит в лесу на левом берегу Днепра вблизи города Орши Витебской обл. По преданию, во время дождя камень остается сухим и излучает целебное тепло, врачует болезни. Наибольшей силой камень обладает 14 сентября – в начале Бабьего лета.

Камень Семигаюн (Оршанский район).

В Белостокской области около д. Минковцы (прежде Гродненская губерния) в полдень огонь выходил из груды камней. Согласно легенде, там спрятан проклятый клад. Если кто-нибудь подходил ближе, оттуда вылетала «солдатская рука с саблей» и пыталась зарубить человека.

Известно много преданий о заклятых кладах, закопанных на замчищах и городищах, или в холмах. Обычно такие сокровища, по преданиям, закапывали во время войн или шведы, или французы, или русские, и ночью они также могут являться в виде огоньков. Например, на городище около д. Большие Споры Поставского р-на и Латыгово Верхнедвинского р-на, а также некоторых других. Так, на городище около д. Дегтярево на левом берегу реки Дриссы и бывшей Латыгово Верхнедвинского р-на скрыты проклятые сокровища, которые выходят на поверхность на Купалье.

Городище возле д. Збочно Слонимского р-на связано, по рассказам местных жителей, с войной со шведами или с борьбой князей ВКЛ с крестоносцами. Утверждают, что в городище зарыт клад, поэтому здесь часто видят огоньки. В д. Лысково Волковысского уезда (ныне Пружанский р-н Брестской обл.) уверены, что и на их городище, которое находится неподалеку, также зарыт клад, который иногда «полыхает пламенем», а по-другому «просушивается».

В том же районе неподалеку от д. Мстибово на замчище и около него, как утверждают местные жители, очень часто появляется белый и красный огонь. Они уверены, что здесь зарыто много денег и всякого богатства. А однажды пастушки увидели на замчище «некую личность со щеткой в руке», которая все просила, чтобы ее почесали. Люди были уверены, что это сам клад в руки просился, а пастушки испугались и сбежали.

Варганская Гора (Докшицкий район).

Жители д. Шадинцы Гродненского р-на уверены, что у подножия их культовой горы Костёлок, в которую, по преданию, провалился костел, также закопан проклятый клад. Иногда они видят, как он выходит на поверхность и блестит огнем, обычно это происходит в полдень.

Горы, где по преданию, спрятан клад:

Варганская Гора – д. Варганы Докшицкого р-на, – сокровище выходит на поверхность в разных образах. Раньше здесь также был культовый камень.

Замчище у д. Мстибово (Волковысский район).

Тамилава Гора между д. Брянчицы, Чепели и Пиваши Солигорского р-на. По преданию, швед закопал на горе три бочки с золотом на золотых колесиках, золото время от времени «просушивается», и тогда вся гора блестит. Если увидеть те огни и успеть перебросить через плечо снятый сапог, то куда он упадет – там и откопаешь клад. Сейчас гора уничтожена – засыпана терриконом.

Янавская Гора возле д. Смоляры Борисовского р-на. Тут неподалеку находится Здань-Камень (Призрак-Камень), святой источник, являются призраки в виде красивых молодых женщин. Если человек заблудился, они раздевали его и укладывали спать на камень неподалеку от болота, а ему в это время казалось, что он у себя дома. Также слышали там раньше ржание лошадей, блеяние овец.

Гора Чертовка у д. Вороничи Полоцкого р-на. На горе появляются призраки.

Здань-Камень неподалеку от д. Смоляры (Борисовский район).

Горы Шаламы близ д. Шаламы-1, Славгородский р-н Могилевской обл. Якобы там провалились города вместе с храмами и людьми, там слышатся шум, звон, пение.

Золотая Гора – д. Минянка, Кобринский р-н Брестской обл. По легенде, Наполеон закопал здесь карету с золотом.

Золотая Горка в Минске – там воры закопали много сокровищ; по другой легенде – верующие насыпали горку золотых монет для постройки храма.

Костёл Святой Троицы в Золотой Горке (Минск).

На горе Княжеская Могила (д. Перевоз Россонского р-на) зарыто княжеское богатство.

Лысая Гора в д. Лоточки Браславского р-на. Говорят, на горе зарыт проклятый клад, и чтобы раздобыть его, нужно: а) развести костер на горе; б) содрать с живого коня кожу; в) запрячь этого коня и провести на нем вокруг костра три борозды – тогда сокровище выйдет на свет.

Лысая Гора в д. Сперижье Брагинского р-на. По преданию, царица Екатерина закопала здесь золотую карету.

Покров-Гора или Красная Горка (д. Вищин, Рогачевский р-н) – зарыта золотая карета.

Шпилёва Гора между д. Полоневичи и Андриевщина Дзержинского р-на – французы закопали 100 бричек с золотом и оружие .

Иногда огоньки появляются на тех местах, где, по народным представлениям, в результате проклятия людей проваливается под землю какая-то постройка. Так, неподалеку от поселка Лысково Волковысского уезда (ныне Пружанский р-н, Брестская обл.), где в урочище Окопы в давние времена провалился дворец одной знатной пани Бени. Это было во время войны с русскими, когда дворец был разрушен, и пани, чтобы ее богатства не достались врагу, прокляла это место. Впоследствии здесь время от времени показывается огонь, который сразу гаснет с приближением человека.

Согласно второму варианту легенды, когда кто-либо приближается к огоньку, то видит сундук, на котором горят свечи, а на нём сидит красивая барышня, рядом с ней две страшных собаки на цепях. Барышня просит человека забрать клад, но собаки не дают этого сделать, и барышня говорит, что вынуждена будет сидеть здесь еще триста лет.

Следующая легенда рассказывает, что когда-то у д. Слобода Быховского р-на недалеко от леса стояла церковь, где служил батюшка по имени Хрол. Батюшка был хороший, все его уважали, но вдруг он испортился – стал засматриваться на чужих девушек. Матушка очень рассердилась и прокляла его, а вместе с ней разгневался и сам Бог: церковь провалилась под землю, а на ее месте образовалось озеро. Только ночью церковь всплывает на поверхность, а черти зажигают в ней свечи, поэтому кажется, что там что-то светит. После этого люди стали называть то место Чертовым. Говорят, что оно и сейчас так называется.

Очень часто упоминается, что проклятые сокровища затоплены в озере или речке. Как в упомянутом выше Сорочанском озере, где Наполеон якобы потопил карету с золотом. Время от времени она выходит на поверхность и «светится». То же самое говорят и про озеро Глухое или Дикое в д. Колпинские Дятловского р-на. Там якобы Наполеон затопил сокровище. Если кто-то пытается завладеть кладом, из озера выходит призрак и душит его.

Неподалеку от д. Шебрин около Бреста на берегу реки Мухавец есть холм Замок Адама или Адамуха. По преданию, здесь жил пан Адам, который перед смертью закопал все свои деньги на дне реки. В ясную погоду люди видят, как деньги в сундуке всплывают на поверхность для «просушивания». А в озере Хотомля около д. Шепелевичи Круглянского р-на затоплена золотая повозка.

Иногда в преданиях упоминается болото, где утоплено проклятое сокровище. Например, как в д. Кукарево Березинского р-на. Там, согласно местным верованиям, в Ляшевском болоте при отступлении провалился сам Наполеон в своей золотой карете. И бывает, что кто-то из сельчан видит издалека, как там «просушивается» золото.

Стоит подойти поближе, и клад исчезает. В болоте возле д. Сычково в Бобруйском р-не якобы в шведскую войну было затоплено много оружия и конных повозок, среди них золотая карета. То же самое говорят и о болоте у реки Кревлянка на Сморгонщине, там якобы затоплена карета.

Криница под Янавской Горой.

А бывает, что необычный огонь видят на кладбище или курганах. Между д. Новоселки и Милошевичи Слонимского р-на находится ельник, который называют Боярами. По легенде здесь когда-то жили богатые бояре, а после смерти их хоронили в том лесочке. На их могилах и по сей день находятся большие высеченные камни, поросшие издавна мхом. Говорят, что бояре один раз в год выходят с того света, и тогда в лесу поднимается страшная буря. А если они кого-нибудь застанут в это время на кладбище, то разрывают его на куски. Еще говорят, будто эти бояре вместе с волками поют песни и до самого утра жгут костер.

В д. Деревной на Логойщине на старом кладбище якобы зарыт ящик с деньгами. В полночь, как говорят местные жители, здесь можно увидеть вспышки огня, а потом и некую «барышню» с коробкой в руках. Но не успеет человек сориентироваться, как коробка превращается в белого медведя. Около д. Именины Дрогичинского р-на на старом кладбище, по преданию, ежегодно в Великую Субботу во время сумерек и до полуночи являются вспышки, похожие на языки пламени, они бывают или белые, или красные, или синие. Говорят, что это «сушатся» проклятые деньги, зарытые здесь некогда шведами.

А на кургане у д. Лятохи Витебского р-на на месте клада является огонь и прыгает белый конь между насыпями. В Городокском р-не на курганном могильнике можно увидеть двух громадных коней и белую кибитку, запряженную тройкой лошадей. В д. Большой Рожан Солигорского р-на белорусским этнографом Александром Сержпутовским было записано предание, что на берегу реки, где много курганов, время от времени на каком-нибудь холме горит огонь. Говорят, что там «деньги цветут», а если кто хочет поближе подойти, то огонь и погаснет. По преданию, это проклятые деньги. Так деньги показывают, где они спрятаны, чтобы их освободили из земли.

Огоньки видят и на так называемых «прошчах» (прощах). Пример – проща около д. Хутор Светлогорского р-на Гомельской области. Природные объекты здесь: холм, дубрава, ранее был святой источник и камень-следовик, рядом курганный могильник. Здесь некогда было спрятано золото, поэтому здесь видят огоньки. Говорят, будто одна женщина нашла то золото, но оно дается только тому, кому «предназначено».

Заклятый клад может быть и под деревом. Пример: Никольский дуб в д. Миколка (бывшая Песчанка) Узденского р-на. По преданию, под дубом французы закопали золотой клад.

Янавская Гора (Борисовский район).

Сделаем выводы:

— больше всего информации об инфернальных явлениях, описанных выше, зафиксировано в местностях вроде культовых холмов и около культовых камней. Причем, на многих холмах находились, а кое-где и сейчас находятся культовые камни;

— кроме огоньков на месте проклятых сокровищ люди видят зрительные и чувствуют звуковые галлюцинации;

— время, когда происходят такие явления – это значительные календарные праздники (Купалье, Пасха, Бабье Лето и т.д.), а также в полночь, или полдень, на заре и в сумерках – тоже знаковое для древних людей пограничное время.

В белорусской мифологии с богатством и золотом отождествлялся образ бога Велеса. Скорее всего, на тех местах, где люди наблюдают такие инфернальные явления, вроде зрительных и звуковых галлюцинаций – видят огоньки и различные призрачные видения, слышат шум, колокола – были древние капища, где наши предки проводили дохристианские обряды и ритуалы, посвященные данному божеству или его аналогу.

Известно, что древние люди строили свои капища на особых местах, которые с самого начала обладали определенной «силой», например таких, в которых геологи сейчас обнаруживают геомагнитные аномалии. После установления новой веры, эти места были дополнительно намолены теми людьми, которые приходили сюда справлять различные ритуалы, а наиболее восприимчивые из них могли входить в транс, во время которого могли видеть и слышать разного рода галлюцинации.

В конце XIX века в крохотной французской деревушке Ренн-ле-Шато были найдены несметные сокровища, когда-то принадлежавшие кюре Беранже Соньеру. С 1891 по 1917 год этот человек израсходовал более полутора миллиардов франков, но богатство его не иссякло. Почему? Почти каждый, кто пытался найти объяснение этому, погибал мучительной смертью...

Странный выбор

1 июня 1885 года в маленьком приходе Ренн-ле-Шато появился 33-летний Беранже Соньер. Он блестяще закончил семинарию, но отказался от карьеры священнослужителя, а отправился в деревушку, приютившуюся у подножия Восточных Пиренеев, с населением всего-то 200 человек. Правда, вверенная ему церковь Святой Магдалины давно обветшала, но проводить службы в ней еще было как-то возможно.

В ту пору жалованье священнослужителям платило государство, но однажды Соньер произнес проповедь, которую власти сочли несвоевременной, занесли его в «черный список» и лишили денежного довольствия. Теперь кюре вынужден был добывать себе пропитание охотой и рыбной ловлей. Тем не менее он... нанял служанку, Мари Денарно! Судя по всему, эти двое людей, столь разные по характеру и образованию, были связаны какой-то тайной. И даже когда Соньер вдруг стал купаться в роскоши, он не подумал расстаться с Мари. А она, в свою очередь, даже на склоне лет, измученная болезнями, не раскрыла эту связывающую их тайну.

К счастью, некий аббат Понс завещал приходу Ренн-ле-Шато 600 франков, и в 1888 году благодаря этому скромному дару Соньер смог начать в храме самые необходимые ремонтные работы. Дал денег на реставрацию и местный муниципалитет.

Свитки из прошлого

В конце 1891 года рабочие приступили к ремонту церковного алтаря, который покоился на двух очень древних столбах, украшенных тонкой резьбой в виде крестов и загадочных букв. Реставраторов ждал сюрприз: один из столбов оказался полым, и Соньер извлек из него четыре деревянные трубки, концы которых были залеплены воском! Причем на воске виднелись оттиски каких-то странных печатей. Трубки тут же распечатали, и из них выпали пергаментные свитки, на которых были изображены три генеалогических древа и написан латинский текст.

На первый взгляд, текст казался бессмысленным, и только очень внимательный читатель мог заметить, что одни буквы в тексте чуть возвышались над другими. Если читать только их, то получались фразы: «Это сокровище принадлежит королю Дагоберту II и Сиону. Посягнувшему на сокровище - смерть!» Дело получило огласку, но Соньер убедил местные власти продать загадочные трубки антикварам в Париже. Туда муниципалитет и отрядил предприимчивого кюре, оплатив ему все расходы.

Судя по всему, Беранже Соньер понял, что в свитках скрывается информация о сокровищах какого-то секретного ордена, и решил ее расшифровать. Прибыв на место, он отправился к руководителю семинарии в Сен-Сюльписе, аббату Бьелю, специалисту в области лингвистики, тайнописи и палеографии, а также посетил Лувр, где заказал копии трех картин: «Аркадские пастухи» Пуссена, «Искушение святого Антония» кисти Тенирса и портрет папы Целестина V неизвестного художника.

По какой-то причине аббат Бьель не вернул Соньеру свитки (впрочем, кюре успел на всякий случай их скопировать), и ему пришлось как-то объяснять эту пропажу местным властям. А вскоре он посетил в Каркассоне (ближайшем к Ренн-ле-Шато городке) епископа и после беседы с ним не только не подвергся наказанию за утраченные свитки, но и получил «за труды» 2000 франков! Видимо, он поделился с епископом какой-то информацией.

«Ужасно это место»

Продолжая реставрацию церкви, кюре вскоре извлек из подпола резную плиту, относящуюся к VII или VIII веку и, возможно, закрывающую собой старинный склеп. Затем он разыскал на местном кладбище могилу маркизы Марии д’Отпуль де Бланшфор, почившей около 100 лет назад. На ее надгробном камне можно было разобрать надпись, которую кюре немедленно уничтожил! В сопровождении своей верной служанки Мари кюре обошел окрестности в поисках других надгробных камней. Говорят, он искал на них какие-то таинственные надписи. Вскоре кюре начал ездить в разные страны, после чего оттуда на имя его служанки Мари стали приходить крупные денежные переводы. После этого святой отец принялся буквально сорить деньгам и, объясняя это тем, что получил наследство. Как оказалось после его смерти, эти траты исчислялись миллионами франков! Правда, часть денег была направлена на благоустройство деревни и помощь ее наиболее бедным жителям. А над портиком церкви по распоряжению кюре выгравировали надпись на латинском языке: «Ужасно это место». Сама же церковь была полностью перестроена.

Все работы завершились в 1897 году, освятил ее епископ Каркассонский Бийар, хотя, казалось бы, он не должен был этого делать. В самом деле, стоило человеку войти внутрь - тотчас его охватывала неясная тревога! К тому же кропильницу поддерживал безобразный бронзовый бесенок, а когда глаза привыкали в полумраку, то на стенах возникало изображение целой толпы уродливых созданий, застывших в непристойных позах, раскрашенных в яркие цвета и уставившихся на гостей леденящим душу взглядом. Однако, что бы ни творил Соньер, он всегда встречал поддержку высшего церковного начальства.

В причастии не нуждается...

Восстановив церковь, кюре продолжал сорить деньгами. Например, построил на вершине горы трехэтажную зубчатую башню, для себя соорудил огромную виллу, разбил чудесный парк с водоемом. Он покупал редкие китайские вещи, дорогие ткани, античные мраморные статуэтки, собрал великолепную библиотеку. В своей вилле кюре устраивал для прихожан банкеты, на которых вручал всем присутствующим дорогие подарки. 17 января 1917 года с Соньером случился удар. К нему пригласили священника из соседнего прихода, который после разговора с умирающим заявил, что в последнем причастии тот не нуждается... В своем завещании Соньер объявил, что у него за душой нет и сантима. Однако его верная служанка Мари продолжала жить на вилле хозяина на широкую ногу вплоть до 1946 года, и только денежная реформа ее разорила. В 1953 году с ней, как и с Беранже Соньером, случился удар, и вскоре она умерла. Впрочем, перед смертью женщина успела кое-что сказать своему брату Ноэлю Корбю. По ее словам, старинный пергамент, найденный под алтарем, содержал зашифрованные сведения о местонахождении клада, а ключом к тайне явилась картина «Аркадские пастухи».

На картине изображены трое пастухов и пастушка, которые, окружив старинную могилу, созерцают на ней неясную надпись на латинском языке, а на заднем плане изображен горный пейзаж, рожденный фантазией художника. Так вот, в 1970 году в десяти километрах от Ренн-ле-Шато, у деревни Арк, была найдена могила, идентичная той, которую рассматривают пастухи на картине. Когда могилу вскрыли, она оказалась пустой...

Тайна, уносящая жизни

В 1956 году Рене Декадейа, хранитель библиотеки Каркассона, с несколькими энтузиастами предприняли раскопки в церкви Ренн-ле-Шато, перед главным алтарем, где нашли немало любопытного. Например, череп мужчины с рубленой раной, а в саду дома Соньера - тела трех мужчин с огнестрельными ранениями.

Господин Ноэль Корбю, последний владелец поместья и бумаг Беранже Соньера, погиб в автокатастрофе в 1968 году.

Муллу Факхар-уль-Ислама, также страстно желавшего разгадать тайну сокровищ Ренн-ле-Шато, нашли обезображенным на полотне железной дороги в 1967 году.

Менее чем через месяц монсеньер Буайе, главный викарий епископства Каркассонского, который очень и очень интересовался загадкой сокровищ Соньера, получил тяжелые увечья в автокатастрофе. Скорбный список жертв продолжается и поныне. Но, невзирая на неослабевающее внимание к тайнам кюре Соньера, несомненно одно: проявлять повышенный интерес к этому делу опасно...