Проповедь святейшего патриарха кирилла в праздник рождества пресвятой богородицы во владивостоке. Рождество пресвятой владычицы нашей богородицы и приснодевы марии

Рождество Пресвятой Богородицы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Чтобы грешный мир не остался без утешения и надежды, надобно было понести скорбный труд обид и унижения тем, кто Церковью издревле зовутся праведными, – Иоакиму и Анне. Чтобы на рубеже времён «возсия мирови свет разума», нужно было по мудрому смотрению Божию терпеливо снести им «поношения безчадства», безутешные слёзы почти целожизненного неплодства, тоску старческого одиночества. Но вера не бывает поругаемой. Но надежда и упование не бывают тщетны, ибо «узнаете, что Я посреди Израиля, и Я – Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки» (Иоил.2.27).

Тихое и смиренное несение своего креста теми, «которых весь мир не был достоин» (Евр.11.38), стало залогом того, что «днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы», и, как поётся в песнопении праздника, «естества нашего разрешается неплодство». Человеческая природа, казалось бы, безнадёжно погубленная грехом предателя-праотца, отныне участвует в домостроительстве спасения, может быть, ещё неосознанно, может быть, инстинктивно стремясь к восстановлению былой гармонии бытия в Боге.

Недаром праздник этот возглавляет церковный год. Как всякое серьёзное дело начинается с дальних подступов, с продуманного предуготовления, с глубокого замысла, так и дело спасения падшего человечества начинается с Преславного Рождества Той, Которой на Превечном Совете суждено было стать вместилищем Благодати, Чистым Сосудом, неизреченно, непостижимо и таинственно дарующим плоть и кровь Слову Божию.

«Скорбь и теснота» (Рим.2.9) предшествовали радостотворному Рождеству Богоматери не потому, что именно Иоаким и Анна были достойны скорби и тесноты, а потому, что весь род человеческий, «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне… ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8.22,23). И вот это усыновление началось ныне, чтобы получить своё завершение у подножия Креста: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин.19.26,27). На радость Рождества ложится тень Голгофы, но и скорбь Креста осиявает Свет Воскресения, потому что «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12.24).

«Оружие пройдет душу» (Лк.2.35) не только Самой Пречистой Деве Богородице, но и Её праведным родителям, ибо если праведники не будут жертвовать собой во имя грешников, кто же тогда возьмёт на себя грехи мира, кто их искупит, кто сможет приннсёт эту «жертву умилостивления» (Рим.3.25)? И слёзы, пролитые праведными Иоакимом и Анной о своем безчадстве, оказываются слезами обо всём духовно бесплодном мире, который, подобно расслабленному у купальни Вифезда, не имеет человека, способного помочь ему опуститься в благодатные воды источника милосердия (Ин.5.7).

Ныне этот человек рождается! Ныне рождество Пречистой возвещает радость «всей вселенней» – неплодный доселе человеческий род приносит своему Богу и Спасителю Матерь-Деву. И земля отныне не обречена на всегдашнее сиротство, и Небо не замкнуто безнадёжно для сынов человеческих, но, как и провидел в своём сне праотец Иаков, «вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт.28.12). И всё потому, что смиренные скорбоносцы Иоаким и Анна не отчаялись в своём уповании, не постыдились в своей надежде, не устали молить своего Создателя о разрешении тяготы неплодства! Они, как и Мария, сестра Марфы из Вифании, «избрали благую часть» (Лк.10.42) – «часть» надежды и веры, «часть» терпения и доверия, которая не отнялась у них, но принесла «во время сие, среди гонений, во сто крат более» (Мк.10.30).

«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь», потому что без победившей скорбь радости Рождества Богородицы не было бы и победившей смерть радости Воскресения Христова! Наш Бог, по слову Святителя Херсонского Никанора, «спасает нас не без нас», и к простёртой погибающим грешникам спасающей Божьей деснице должна из мрака греховной ночи человечества протянуться навстречу рука, взыскующая спасения. Слава Жениху, «показавшему нам свет»; слава Мудрой и Чистой Деве, сохранившей и умножившей елей в светильнике Своем (Мф.25.4)! Аминь

Проповедь

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

В сегодняшний день Святая Церковь и все её верные чада светло и всерадостно празднуем преславное, от святых Богоотец Иоакима и Анны, Рождество Пресвятой, Преблагословенной, Пречистой Девы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа, Истинной Богородицы, родившей нам Бога Слова во плоти, Вторую Ипостась Пресвятой Троицы – Сына Божия, Который стал нашим Спасителем.

Празднуя такие Великие Праздники как Рождество Господа нашего и Рождество Честнейшей Херувим и Славнейшей, без сравнения, Серафим, высшей всех созданий Божиих Приснодевы Марии, мы должны понимать суть этих Праздников. Нужно знать по какому случаю был установлен сегодняшний Праздник и что, собственно, мы празднуем. Потому что, имея лишь поверхностные представления об этом Праздновании, мы не сможем в должной мере погрузиться в него своим духом, сорадоваться этому воистину вселенскому, важнейшему за всю историю человечества событию, которое можно сравнить только с Рождеством Господа нашего. Потому что, если бы не было Рождества Пречистой Девы, то не родился бы на земле и Сын Божий Иисус Христос.

Поэтому Праздники эти связаны друг с другом самым непосредственным образом: сначала рождается Мать, Которая рождает впоследствии Сына Божия во плоти – совершенного Бога и совершенного Человека. Это величайшее Чудо, непостижимое Таинство, в соответствии с которым должен был быть подготовлен и Сосуд – Дева, Которую Господь промыслом Своим приуготовил к этому великому спасительному для нас событию. Когда мы говорим: «Господь приуготовил» , – это никоим образом не исключает заслуг Самой Пресвятой Девы. Потому что иногда даже верующие люди, полагающие себя почитателями Пречистой Матери, пытаются приписать истории Её жизни свои собственные фантазии и мечты, думая, что этим они могут что-то добавить к славе Пресвятой Богородицы. На самом деле они невольно или неосознанно впадают в различные хулы, заблуждения и еретические, прелестные мнения, которые только унижают достоинство Пречистой Девы. Например, они утверждают, что Бог особым образом предъизбрал Её и освободил от первородного греха, даровав еще при зачатии сверхъестественный дар благодати. У римокатоликов, как мы знаем, есть даже догмат «О непорочном зачатии». Таким образом человеческое скудоумие пытается от себя добавить что-то к славе Пресвятой Девы.

В действительности же подобными ложными разсуждениями последователи этой ереси только унижают высочайшее достоинство Богоматери и Её личного вклада в Тайну Боговоплощения. Бог не насиловал природу человека, не создавал программу, как сейчас принято говорить. Не безгрешная программа родила Бога, а живая Личность, которая Своим подвигом достигла высшей славы. Это великая Тайна, непостижимая для нас, но тем не менее, Своей жизнью, Своим отношением, Своим подвигом Пресвятая Дева со Своей человеческой стороны приуготовила Себя в Сосуд Избранный. И Господь, провидя Её волю, верность, преданность, Её любовь к Богу и неизреченное смирение, – ибо особым образом Господь призрел на смирение Рабы Своея, как мы читаем в Евангелии, – избрал Пречистую, Пресвятую Деву Марию, провидя, что Она исполнит Со своей стороны всё, что должно исполнить. И по особому промыслу Божьему этот дивный Сосуд был рождён для нас чудесным образом неплодными престарелыми родителями, в которых не было уже действия страстей, и в три годика введён во храм – это событие мы будем праздновать зимой, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, – где она воспитывалась во Святая Святых. Ангелом Хранителем к Пресвятой Деве был приставлен Архангел Гавриил, который охранял Её во все дни жизни Её до славного дня Успения и участвовал в погребении Пречистой Божией Матери.

Это первый Праздник, который мы празднуем новом церковном году, начавшемся 1 сентября по церковному календарю, когда Господь вышел на проповедь покаяния. И Богослужебный круг тесным образом связан с земной жизнью Пресвятой Богородицы, начинаясь с Её Рождества и завершаясь Её славным Успением. Мы должны понимать, что и наша жизнь получает смысл только тогда, когда мы начинаем благоговейно почитать Пресвятую Богородицу, как Святая Церковь учит нас. С самого рождества своего мы должны почитать Матерь Божию и по смерти своей уповать на Её помощь в защите от демонов и в умилостивлении Сына Божия в День Страшного Суда, ибо Её предстательство может изменить нашу вечную участь, если она окажется печальной по причине недостаточного раскаяния или не принесения достодолжных плодов в своей христианской жизни.

Пресвятая Богородица сопровождает нас всю жизнь, и как Она родила Сына Божия во плоти, так Она рождает Его для нас духовно. Поэтому никто да не дерзнёт помыслить, не говоря уже утверждать, что можно спастись без Госпожи нашей Богородицы, Царицы неба и земли. Она является для нас величайшим Божиим Даром, Который приводит нас к Сыну Божию и вводит в жизнь вечную. И Святая Церковь подчёркивает это в сегодняшнем праздничном Богослужении, чтобы мы понимали, что Рождество Богородицы – это истинная радость, истинное духовное веселье для всей вселенной, для всей твари и особенно для падшего человека.

Ибо до Рождества Матери Божией проклятие довлело над падшими людьми, полная безысходность, гнев Божий, наказание, смерть, власть дьявола, бесов и страстей. Казалось, не было никакого выхода. У падшего человечества было только единственное обетование Божие, полученное Адамом и Евой сразу же после грехопадения, о том, что в своё время явится некая Жена, Которая сокрушит главу змея. И этой одной надеждой жили лучшие представители человечества, произошедшие от Адама и Евы, Ноя и ветхозаветных праведников: Авраама, Исаака, Иакова, Давида и других, включая Богоотец Иоакима и Анну. Все праведники жили обетованием, что произойдёт от этой Жены, Девы обетованный Мессия – Сын Божий – и спасёт нас: разрушит дела дьявола, уничтожит наше жуткое греховное рабство, выведет на свободу и возвратит к Богу уже в качестве Его сынов. И всё это стало возможным благодаря Рождеству Пресвятой Девы, Её подвигу и, конечно же тому, что Она родила для нас Сына Божия Иисуса Христа.

По отцу Дева Мария происходила из рода царского, по матери – архиерейского. Очень важно знать и помнить о том, что в Ней соединились два высших человеческих представительства: царский род и архиерейский, т.е. священнический. И таким образом «Она венчана славою и честию; славою – как от корня царского прозябшая, честию – яко от архиерейского племени израстшая» (Четьи-Минеи, 8 сентября).

Имя «Мария» в переводе с еврейского языка означает «Госпожа». Второе значение имени – «Надежда». «Ибо Она имела родить Господа, Который есть чаяние языков» , – говорит св. Епифаний. Слово «чаяние» означает сильнейшую надежду. И в своей молитве мы обращаемся к Ней: «Радуйся, надеждо безнадежных» , ибо даже тогда, когда Бог нас не слышит, не принимает наши молитвы, и, кажется, никто и ничто нам помочь уже не может, у нас есть последнее прибежище – надежда нас, безнадежных – Пречистая Госпожа Богородица.

Её рождение было плодом праведной, благочестивой, богобоязненной и богоугодной жизни святых Иоакима и Анны, память которых Святая Церковь будет завтра светло праздновать. Необходимо отдать должное праведным Иоакиму и Анне, сподобившихся стать Богоотцами, – как называет их Святая Церковь, – родителями Пресвятой Девы, давшей миру Бога. Это высшее, что за всю земную историю человечества смог дать святой благочестивый брачный союз. Мы видим плод истинного о Господе брака – это Пресвятая Дева, родившая Бога. А высший плод девства, который явила Сама Пресвятая Богородица – это рождение во плоти Сына Божия Иисуса Христа от Духа Святаго.

Мы видим, что в лице Пресвятой Богородицы словно разрешилось противоречие двух направлений жизни: девственности и брака. Являясь плодом честного брака, Она единственный раз за всю историю человечества, оставаясь Девой, родила Сына Божия, преодолев это кажущееся противоречие. Ибо оба установленных спасительных пути равночестны: брак, сохраняющий ложе не скверно, и девственность, посвящённая Господу. Второй путь особенным образом процветал в монашестве.

Пресвятая Дева стала плодом целой жизни святых праведных Иоакима и Анны: их терпения, молитв и крепкой веры, победоносно сокрушившей самое тяжёлое для сердца испытание плодом живого упования на Бога и Его всесильную помощь. Светлым и радостным торжеством ознаменовали святые родители рождение данной им от Бога Дочери. Надо сказать, что в то время отсутствие детей было очень печальным и скорбным событием. Люди поносили бездетные супружеские пары как проклятых или отверженных Богом, потому что ожидание Мессии особым образом сказалось на институте брака: все знали, что только через честной брак может родиться истинный Мессия.

Мало кто знал знал Тайну, что «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7,14) . Даже такой святой праведник как Симеон Богоприимец, мы знаем, при переводе этого пророчества Исайи хотел вместо слов: «Дева родит Сына» написать: «молодая Женщина родит Сына» , потому что не вмещал эту Тайну, но был остановлен Ангелом, который возвестил, что истинно Дева родит, и именно это будет знамением для Израиля и всех истинно верующих. Но кто-то же должен был родить Саму Деву. Поэтому отсутствие детей считалось большим позором. И позор этот несли со дня вступления в брак почти всю свою жизнь святые Иоаким и Анна. «Поношение безчадства претерпели», – так говорится в кондаке к сегодняшнему Празднику об этих святых праведниках. Они скорбели, ибо сами думали, что несут наказание Божие. Они принимали эту человеческую установку и, не находя при наблюдении за собой нарушений, недоумевали: «почему?». Жили они богоугодно, исполняли все заповеди, поэтому никак не могли понять, почему более грешные люди имеют детей, а их – богобоязненных, милостивых, всю жизнь проводящих в Богоугождении – Бог наказывает.

В дейсвительности это было не наказание, а величайшая милость. Господь не наказывал, не отвергал их, а приуготовлял особым образом, ибо от этих скорбей, унижений, поношений, они приобрели глубочайшее смирение, которое и передалось их плоду – Пресвятой Деве Марии, которая впоследствии в ещё большей степени смирилась пред Богом. Подобное рождает подобное. От смиренных, святых, богоугодных родителей родился самый благочестивый, смиренный, кроткий плод – Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная Дева Мария.

Праведным Иоакиму и Анне нужно было иметь воистину великое упование на Бога, чтобы, будучи престарелыми, не оставить эту надежду. Они дерзали просить чуда, хотя были уже неспособны к деторождению по возрасту, по состоянию своего человеческого естества. Казалось бы, зачем уже молиться о разрешении неплодства в возрасте, когда это просто невозможно по естественным причинам? Но святые Иоаким и Анна настолько верили Богу, настолько желали снять с себя этот позор и явить всем свою богоугодность, что они усердно молились, несли подвиги, умилостивляли Бога, благотворили, прося Господа об одном: о даровании им плода паче чаяния. И их молитвы, проникнутые глубокой верой, конечно же были услышаны Богом и приняты. Но здесь милость Божия нас уже не удивляет, но удивляет глубочайшая вера этих святых праведных родителей Пресвятой Богородицы. Они верили, что Бог может сделать невозможное. Как Авраам свято верил, вознося своего сына Исаака на жертвенник, что Бог может воскресить его – по толкованию Апостола Павла – так и праведные Иоаким и Анна верили в силу Божественного возрождения, ибо где хочет Бог – нарушается естества чин.

Редко на земле являются люди, которые имеют такую глубокую веру, такое дивное смирение и такое сочетание добродетелей, какие имели святые и праведные Иоаким и Анна. Поэтому для них было величайшей радостью увидеть такое удивительное разрешение своих молитв, слёз, воздыханий и скорбей, как рождение Пресвятой Девы. Ещё до Её рождения, молясь Господу о даровании плода чрева, они обещали всецело посвятить его Богу. Уже в этом было особое промыслительное действие: люди по своей воле согласились отдать долгожданное Чадо своё, избранный Сосуд на служение Богу, словно Духом Святым провидя каким великим будет это служение. И Духом Святым движимые, они привели свою Пресвятую трёхлетнюю Дочь в храм и полностью отказались от Неё. Более того, вскоре после этого они отошли и уже не имели возможности в своей земной жизни видеть воочию какое значение для человечества имела Приснодева, родив Сына Божия. Об этом они узнали уже после того, как Господь вывел их – в числе всех праведников – из адских мест ожидания, ибо Рай до искупительной Жертвы Господа был закрыт.

Единственной их земной радостью было увидеть рождение своей Дочери. Поэтому они устроили особый праздник: многие жертвы были принесены Господу как выражение чувств благоговения, благодарности, преданности Богу, которыми жило и дышало их сердце; щедрые милостыни розданы были нищим и убогим в знак радости и веселья, обильная трапеза учреждена была священникам и левитам, друзьям и знакомым.

Но святым Иоакиму и Анне не дано было увидеть в этой жизни всей пренебесной славы Богодарованной им Дочери. Они радовались и торжествовали только о снятии с них поношения среди людей, о чудесном разрешении своего неплодства, о рождении Дочери по особому к ним благоволению Божию и благовестию Ангельскому. Единицы людей на земле получали откровение от Господа о предстоящем рождении ребёнка. Мы знаем, что Аврааму и Сарре было благовестие о рождении Исаака, о святом Предтече была принесена благая весть. Конечно же, величайшая в человецех Пресвятая Дева получила благовестие от Господа, принесённое ей Архангелом Гавриилом. И святые Иоаким и Анна получили ангельское благовестие о предстоящем рождении Дочери.

И для нас этот день должен быть особенно торжественен и радостен. Потому что мы празднуем сегодня Рождество Той Богоизбранной Девы, которая, согласно предсказанию пророка Исайи, «во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7,14) , Господа нашего Иисуса Христа, спасшего род человеческий от тяготевшего над ним проклятия и вечной смерти. Мы празднуем явление миру виденной Иаковом «лествицы» в небо, как мы вчера за всенощным бдением читали в паремиях. Потому что «лествица», виденная Иаковом во сне, является прообразом Пресвятой Богородицы, соединившей Небо и землю, ибо до Её Рождества между ними была непроходимая пропасть. Предвиденные пророком Иезекиилем «врата затворенные», которыми прошёл Господь Бог Израилев, чтобы сотворить избавление людям своим, тоже прообразуют Пресвятую Богородицу: « ... ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими» (Иез.44,2) . И дом, который создала Себе Божественная Премудрость из Книги Премудрости Соломона – это прообраз Пресвятой Девы, даровавшей миру «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1,9) .

Словом, Рождество Пресвятой Девы Марии явилось началом исполнения всех Божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий. Это было явление миру той сокровенной Тайны, которая предуготована была от века во спасение падшего человека и его грядущей славы. Вот как говорит об этом Празднике в «Слове на Рождество Пресвятой Богородицы» святой Иоанн Дамаскин: «Настоящий праздник есть для нас начало всех праздников. День Рождества Пресвятой Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость».

Святая Церковь так подчёркивает важность и значение этого Праздника в своих песнопениях: «Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог, Престол свят на земли Себе предуготова: утвердивый мудростию Небеса, Небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене, Сад живоносен израсти нам, Матерь Свою ... Се бо раждается, яже прежде чрева предвиденная Бога нашего Мати, девства Сосуд, Ааронов прозябший Жезл от корене Иесеева, пророческое проповедание, и праведных Иоакима и Анны прозябение. Раждается убо, и мiр с Нею обновляется ... Днесь да веселятся ангельстии чини, песньми да ликуют сущии из Адама: родися бо Жезл, Цвет возрастивший Христа Единаго, Избавителя нашего ... Днесь Ева разрешается осуждения, разрешается же и неплодство, и Адам древния клятвы, о Рождестве Твоем: Тобою бо от тли избавихомся. Адам свободися, и Ева ликует, и вопиют духом к Тебе, Богородице: Тобою избавихомся первородныя клятвы явльшуся Христу» .

Необходимо сказать ещё и о таком значении Рождества Матери Божией. Мы помним, что первой сотворённой Богом из ребра Адама женщиной была Ева, которая, явив нелюбовь ко Творцу своему и преступив, по гордости, Его заповедь, пала, а затем и Адама соблазнила на тот же грех. Пресвятая Дева выполнила послушание, которое не смогла исполнить Ева. Она своим смирением – добродетелью, противоположной греху гордости – исправила эту страшную ошибку. Поэтому Она называется Новой Евой – Евой, дающей жизнь. Первая Ева дала жизнь телесную, плотскую роду человеческому, который весь произошёл от семени Адамова. И поскольку Адам был перстным, то перстными стали и все его потомки: смерть и тление передавались из семьи в семью, от родителей к детям. Вся природа человеческая была повреждена, находясь под проклятием после грехопадения.

И только после того, как Пресвятая Дева родила Сына Божия пресеклось это страшное зло. Поэтому Она называется Святыми Отцами и Церковью Новой Евой, а Господь наш Иисус Христос Новым Адамом. Ибо Господь не только восстановил человеческое естество в том виде, в каком оно было у Адама до падения, но вознёс Его на небывалую высоту, посадив одесную Бога Отца. Мы видим опять действие закона начала и конца. Святая Церковь даже именами Адам и Ева, приписываемым Господу и Пресвятой Деве, показывает взаимосвязь событий, происходящих в этом, Богом созданном мире: начало повторяется в конце, а конец возрождает и улучшает начало. Поэтому для нас сегодняшнее Празднование являет ещё воспоминание о сотворении человека, о первых людях, о падении и о возстановлении человеческой природы, об изгнании и о возвращении в Рай. И если Ева своим грехом изгнала нас из райской обители, то Пресвятая Дева вернула нам потерянный Рай. Если первая Ева привела нас к смерти, то Новая Ева вернула к жизни, Сама родив Жизнь Ипостасную. Если Ева попала под власть дьявола, то Пресвятая Дева, сокрушив главу змея, победила его, почему демоны так боятся даже имени Пресвятой Владычицы нашей, не то, что Её присутствия, Её силы и благодати. Они трепещут пред Ней, но, конечно же и ненавидят Её, потому что по свойству своему они злы. Но эти злобные существа вынуждены подчиняться Пресвятой Деве помимо своего желания, и когда Она повелевает – они разбегаются или выполняют всё, что Она им прикажет. Настолько немощны и беспомощны они при всей своей злобе и ненависти.

Следует сказать ещё о Евангельском чтении, которое всегда полагается читать в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы. Мы хорошо его знаем, потому что на все Праздники Пресвятой Владычицы нашей на всенощном бдении читается Евангелие о приходе уже зачавшей Пресвятой Девы к праведной Елисавете. А на Литургии читается Евангелие, которое мы сегодня слышали.

У нас может возникнуть вопрос: почему это место Евангелия Святая Церковь установила читать в честь Пресвятой, Преблагословенной Владычицы нашей Госпожи Богородицы, если речь там идёт совершенно о других женщинах.

Лк.10:
« 38 В продолжение пути их, пришел Он – Господь Иисус Христос – в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. Мы знаем, что Марфа и Мария – это сестры праведного Лазаря, близкого друга и ученика Господа, воскрешённого Им. Начало следующего, 39-го стиха в русском переводе звучит так:
39 у неё была сестра, именем Мария ... » Но если бы мы читали Евангелие в славянском переводе, как постановляет Церковь, то увидели бы различие в звучании этих слов на церковнославянском языке:

38 « ... жена же некая именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 и сестра ей бе, нарицаемая Марией ... ».

Переводчик, выполнявший перевод на русский язык не обратил внимания, что очевидно неслучайно в стихе 38, повествующем о Марфе, употреблено слово «именем» , а в следующем стихе, о Марии, пишется: «нарицаемая Марией» . Ведь можно было в славянском варианте текста повторить однажды использованное нужное смысловое слово; и если сказано в первой строке «именем Марфа», то можно было и в последующей написать: «именем Мария». Тогда вообще не возникало бы никаких вопросов. Почему же сказано: «нарицаемая Марией» ?

Если мы поймём это – станет ясным почему это место Евангелия прикладывается к Пресвятой Деве Марии. Потому что речь здесь идёт об имени. «Женщина, именем Марфа» – это приложение определённого имени к конкретному человеку. Но когда говорится: «нарицаемая Марией», становится понятным, что речь идёт об имени, а не только о конкретной женщине. Это станет ещё яснее, если мы скажем, что в Евангелии именем Мария нарицаются и сестра праведного Лазаря, и Мария Магдалина, и Мария Клеопова, и Пресвятая Дева. Тогда слова Господа прикладываются через имя не только конкретно к сестре Лазаря Марии, но и к Самой Приснодеве Марии. Так же как слова Господа в отношении Иоанна Крестителя – «из рожденных женами не восставал больший Иоанна ... » (Мф.11,11) – через имя прикладываются не только к самому Предтече, что истинно и несомненно, но и к Иоанну Богослову, который даже несколько выше стоит пред Богом по силе и благодати, чем великий блаженный Предтеча, как это доносит до нас Церковь.

Итак, в церковнославянском языке есть более точное указание. Мы должны учиться читать на этом языке, потому что тонкости эти там лучше обозначены. Если мы будем читать только русский перевод Евангелия, трудно будет нам понять, почему Церковь положила читать место, где ничего не говорится о Богородице, в Великие Праздники, Ей посвящённые.

Но продолжим чтение Святого Евангелия.

Лк.10:
« 39 ... у неё была сестра, именем Мария – мы говорим, «нарицаемая Мария» по-славянски, – которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

Опускаем толкование о Марфе, как не имеющее значения, приложимого непосредственно к Приснодеве Марии. Сейчас обратите внимание, какие слова относится к Матери Божией, Царице неба и земли: « 42 а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» . Если мы вспомним, что «нарицаемая Марией» женщина есть не только конкретная сестра Марфы и праведного Лазаря, но и Матерь Божия, то становится понятным, что Пресвятая Дева Мария «избрала благую часть» , – Она родила Бога, – «которая не отнимется у нее» .

И чтобы окончательно привести нас к этой мысли, Святая Церковь добавляет к этому месту святого Евангелия отрывок из другого зачала. Чтение церковного Евангелия, установленное Духом Святым и Святой Церковью для различных праздников, может состоять из различных выборок, которые читаются одна за другой, хотя если сверить эти места по тексту, обнаружатся пропуски, переносы, переходы на другие части и главы. И это очень хороший пример творческого отношения Святой Церкви, движимой Духом Святым, к подбору евангельских праздничных чтений.

Что же мы видим в завершающем чтении этого Евангелия из другого зачала? В ответ на проповедь Господа одна женщина, «возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11,27) , – так завершается это Евангелие. Мы видим, что после слов о Марии, избравшей «благую часть, которая не отнимется у нее», сразу же следует переход на ублажение Самой Матери Божией: «блаженно чрево, носившее Тебя», – это уже прямое указание на Пресвятую Богородицу. Воистину блаженна Приснодева! И, таким образом, соединяются эти два места Святого Евангелия: Мария избрала благую часть, и потому Она блаженна.

И Господь Своим ответом подтвердил и ещё дальше развил эту мысль: да! Моя Мать блаженна, но блаженны ещё и «слышащие слово Божие и соблюдающие его». Таким образом Господь даже от правильной богоугодной мысли о благоговейном почитании Матери Божией переводит наш ум всё-таки к нашему спасению: да, Она блаженна. Благодарите Бога, за то, что есть у вас такой великий дар – Пресвятая Богородица, но вы тоже блаженны – можете быть блаженными, – если не просто слушаете слово Божие, но и соблюдаете его.

А в другом месте святого Евангелия, если помните, когда Господу сообщают, что Матерь и братья Его ищут Его, Он говорит удивительные слова: «кто будет исполнять волю Божию, тот мне брат, и сестра, и матерь» (Мк.3,35) . Господу говорят о Его Матери по плоти – Преблагословенной Владычице нашей – и Его братьях (сыновьях Иосифа Обручника, которые назывались братьями Господа по плоти). Он же, не отвергая, дополняет и развивает мысль: каждый из вас может стать Мне братом, сестрой и матерью. Допустим, мы можем как-то понять и вместить возможность стать братом или сестрой Самому Господу. Но как разуметь Его слова о том, что человек может стать матерью Ему?

Наверно никто из вас не задумывался.

Читая Евангелие, необходимо обращать внимание на такие места, а потом либо молитвенно вопрошать, либо спрашивать у духовного отца, находящегося в благодати и истине, если имеете счастье такого иметь, либо у Святых Отцов ответ искать пока не обрящете. Это очень интересно и полезно. Потому что речь Господа непосредственно к нам обращена, что делает Его слова особенно важными для нас. Конечно же, велико, полезно и спасительно почитать Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим и всех других святых, которые своим подвигом достигли высочайших духовных высот. Но мы ведь и сами должны что-то делать. Поэтому Господь постоянно переводит любое прославление даже Его Пречистой Матери к нам, к каждому из нас, как бы соединяя нас с Нею: вы тоже не в стороне, вы тоже можете стать Мне матерью (конечно же не в буквальном смысле – нелепо было бы так думать).

Исайя возвещает: « ... страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом Дух спасения» (Ис.26,17-18). И тогда мы понимаем, что если будем заниматься внутренней жизнью, покаянием, непрестанной Иисусовой молитвой, плачем и другими вспомоществующими деланиями, то сможем возродить наш дух, родить Дух спасения. А рождается он в тот момент, когда Дух Святый, осеняя нас явным образом, прикасается к сердцу, которое открывается, и дух человеческий – ещё младенствующий – пробуждается для единения с Богом. Затем он возрастает до меры христианского совершенства -возраста Христова. Но ещё будучи новорождённым младенецем, он уже жив, он уже родился. Поэтому сначала во чреве – т.е. в сердце своём – мы носим его, уподобляясь Богородице, пришедшей к Елисавете, ибо мы носим Бога в себе! А когда присутствие Бога в нас проявляется явно – мы уподобляемся Богородице в буквальном смысле, ибо рождаем Бога: только не для вселенной и не во плоти, а Духом в себе.

Вот к достижению какого высочайшего уровня призывает нас Церковь молитвами Пресвятой Богородицы. Не просто верить и идти непонятно куда и как. Нет! Реально уподобиться Пресвятой Деве, возродить в себе дух свой и затем самой (самому) для себя родить Бога, чтобы Он пришёл и вселился в нас. И мы должны стать Богоносными как Пресвятая Богородица.

Конечно же Тайна эта велика и неизреченна: как Пречистая Дева Мария могла вместить невместимого Бога? – Изнемогает всякий ум. Мы никогда не познаем Тайну эту до конца, ибо она невместима, неизъяснима. Не способен человеческий язык описать все качества Пресвятой Девы, все Её добродетели, всю славу Её, не говоря уже о величайшей Тайне Богорождества, ибо Сама Приснодева Мария, Матерь Божия является величайшей Тайной, постигнуть которую невозможно. Мы можем только благоговейно почитать Её, поклоняться Ей, молиться, просить Её святых молитв, заступления, покрова, но никак не можем своим ограниченным человеческим умом постигнуть эту Тайну: как Она вместила невместимого, безграничного Бога, ещё именуемого Огнём. Поэтому Матерь Божия называется Неопалимой Купиной, ибо Она вместила Огнь, Который Её не сжёг. Поэтому и три благочестивых отрока в печи, о которых вспоминается многих местах Богослужения, тоже являются прообразом Матери Божией, ибо они не сгорели в огне. И много есть других образов, которые мы должны благоговейно воспринимать. Они отчасти помогают нам понять некоторые фрагменты Тайны Пресвятой Богородицы и отчасти отражают Её великое значение и славу.

Поэтому, празднуя Её Рождество, будем глубже и глубже вникать и в эти образы, и в богослужебные тексты, лобызая каждую строчку, повествующую о Матери Божией, и от всего сердца призывая с ещё большей любовью, большим пониманием и благоговением пресветлое, пречистое имя Той, Которая родила нам Бога.

И да будет Её покров, Её святые и всемогущие молитвы пред Сыном Божиим со всеми нами во все дни живота нашего.
Аминь.

Каждый праздник, вот как и сегодня, храм обычно бывает полным. Человек стремится в храм, но поскольку Господь создал нас существами разумными, неплохо бы каждому из нас по пути в храм задавать себе вопрос: а зачем я туда иду? И если мы будем так делать, это принесет нам огромную пользу.

Человек создан Богом, и в его душе Богом заложено много разных чувств - чувство справедливости, чувство любви или гнева. Есть у него и еще одно чувство - религиозное. И любому грешнику, даже если он бесконечно далеко ушел от Бога, все равно это чувство присуще. Но в силу того, что человек отпал от Бога и повредил свою природу, все его чувства искажены и действуют в противоположность тому, как они созданы Богом.

Ну, например, естественно в человеке чувство гнева, но оно должно быть направлено на грех, на зло, а у нас чаще всего оно направлено на ближнего. Или, например, чувство любви должно быть обращено на кого-то или на что-то, прежде всего на Бога, а у нас обращено на самих себя.

Так же и религиозное чувство. Оно в нас существует само по себе и часто не направлено к Богу. Это чувство зовет человека в храм, этим чувством он руководствуется, когда иконы лобзает или просто в храме постоит и на душе у него возникает что-то приятное. Многие так и говорят: меня храм успокаивает. И человек начинает думать, что это и есть духовная жизнь. Ничего подобного, к духовной жизни это отношения никакого не имеет.

В чем же тут дело? Причина в том, что человек служит-то не Богу, а самому себе. Поэтому многие десятилетиями ходят в храм, но так ничего, собственно, и не понимают, не понимают, в чем же есть духовная жизнь. Не понимают самого главного, для чего пришел Христос на землю. А почему так? А потому, что ходим в храм бессознательно, не понимая, зачем пришли. Вот в день рождения или именин хочет человек причаститься. Чего причаститься? Зачем причаститься? Почему именно в день рождения, а не позавчера? Живем совершенно бездумно и неосознанно, а человек существо разумное, он так жить не должен. И вот Господь на землю пришел, чтобы вернуть нам этот разум духовный, чтобы каждое наше слово, дело, мысль были целесообразны.

И поэтому многие из ходящих в храм, когда окажутся перед судом Божиим, очень удивятся. Как же так? Всю жизнь в храм проходил, а Господь говорит: отойди от Меня, делающий беззаконие. Вот так и фарисеи тоже очень удивились: почему это их вдруг Христос обличал или Иоанн Предтеча, называл порождением ехидниным. Как же так? Посты соблюдаем, в церковь ходим, милостыню даем, Священное Писание знаем наизусть, все правила исполняем, а они такие-сякие на нас говорят: порождения змеи, то есть змееныши.

То, что человек и крестик на себе носит, и все вроде исполняет, не имеет никакого отношения к духовной жизни. Это есть только внешние знаки причастности к чему-то. А Господь принес весть о Царствии Небесном, которое не от мира сего. И Господь хочет, чтобы мы это познали - познали прежде всего свою отверженность от Бога, познали в себе грех и все наше недостоинство. И если мы увидим в себе какой-то грех, увидим конкретно: вот я согрешаю этим и этим,- тогда Господь может нам помочь, если мы пожелаем исправиться от этого греха. Духовная жизнь - это есть исправление своего существа. Духовная жизнь от слова "дух" - когда Дух Божий поселяется в человеке. Если же человек скверен, Дух Божий в нем поселиться не может, хоть он и обвешается крестиками, иконочками, поясками или будет галлонами пить святую воду.

Должна душа прежде всего ожить, а оживает она только через покаяние. Дух Божий может войти только в чистое место. Поэтому если мы покаянием освобождаем свою душу от греха, то вместо греха туда приходит благодать Божия. Говорят же: свято место пусто не бывает. И вот тогда-то и начинается жизнь духовная, тогда в человеке живет Дух Божий, а не просто он расчесывает свое религиозное чувство: схожу в храм, потому что здесь очень приятно, здесь поют, здесь что-то такое рассказывают. Это как хождение в клуб и никакого отношения к небу не имеет. Можно и причаститься в осуждение себе, потому что, имея в душе зло, как причащаться Святых Христовых Таинств? Одно дело, если человек кается в грехе и просит у Бога помощи, чтобы избавиться от этого греха. И когда он причащается, Господь пламенем благодати Своей сжигает то, что человек выдернул из своего сердца. А если человек живет в грехе и не сознает в себе этого греха, а просто тупо наклоняет свою голову, тычется в крест и Евангелие и не собирается ни на миллиметр свою жизнь исправить - то тогда этот огонь попаляет его душу.

Вот какова роль покаяния: увидеть в себе зло, вступить с ним в борьбу и выдернуть его, и тогда в нас останется только то доброе, что насадил Господь. А причащаться без покаяния - значит сжигать свою душу и все дальше и дальше впихивать ее в преисподнюю. Поэтому апостол Павел и говорит: "Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает". Поэтому каждый наш приход в храм должен быть для нас шагом в Царствие Небесное, он должен быть для нас шагом навстречу Богу, шагом исправления, шагом видения своих грехов. Вот тогда посещение храма для нас будет не бессмысленным, а каждый приход в храм будет нас освящать, очищать, обоготворять и мы будем каждый раз, исходя отсюда, получать благодать Божию.

Многие люди, выходя из храма в умиротворенном, хорошем настроении, думают, что они получили благодать Божию. Это не так, потому что хорошее настроение можно получить и музычку послушав, и книжечку почитав, но душевное это переживание к духовной жизни часто не имеет никакого отношения. Благодать Божию мы получаем только тогда, когда исправляем в своей душе какой-то грех. Если мы вчера были в чем-то грешны, а сегодня это исправили, то на место этого греха мы получим крупицу благодати Божией. А так как грехов в нас миллиард, то нам нужно получить миллиард крупиц благодати Божией - до тех пор, пока мы не исполнимся духовной жизни.

Но для этого надо жить руководствуясь словом Божиим, а мы живем своими чувствами: нравится - не нравится, хочу - не хочу, люблю - не люблю, равнодушен - гневлив и так далее. Нами властвуют наши чувства, воспаляемые от геенны. Мы привыкли им доверять, постоянно анализируем свою псевдодуховную жизнь, основываясь на своих чувствах, забывая, что они искажены грехом. Поэтому многие и обольщаются и, думая, что они живут духовной жизнью, на деле давно отверглись Бога, давно отверглись Его заповедей, живут сами по себе, по своим похотям, по своим чувствам, по своим представлениям, тем самым доставляя радость сатане, а Христу слезы.

Поэтому нам нужно прежде всего раскрыть свое сердце и ум для принятия Евангелия. Надо проникнуть в эти слова, которые будут нами руководить в жизни. Понимаем мы это сейчас или не понимаем, чувствуем или не чувствуем, но только Евангелие есть истина. И если мы покоримся этой истине, то выйдем на свет Божий, и наши чувства исправятся. В послании апостола к Филиппийцам, которое мы сегодня читали, так и сказано: "В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе". И вот когда мы их исправим, тогда в нас будет настоящая духовная жизнь. Для этого Господь и создал Церковь, для этого наши предки и построили прекрасные храмы, а святые отцы составили прекрасное богослужение. Все для этого, а не для того только, чтобы мы поминали живых и умерших, записки читали.

Проповедь прот. Димитрия Смирнова на Рождество Пресвятой Богородицы (в сокращении)

(MP3 файл, 10,8 МБ, продолжительность 23:40 мин)

Всех вас, возлюбленная моя паства, братия и сестры, приветствую с великим годовым праздником Рождества Пресвятой Девы Марии. И чтим родителей Ея, праведных богоотцев Иоакима и Анну, которые стали виновниками сегодняшнего, нынешнего вселенского духовного торжества.

Вчера вечером говорил я, глубокой верой жила супружеская пара Иоакима и Анны, во всём был достаток у них. Единственное, чего не хватало, — это детей, плодов супружеской жизни. И Анна была неплодна. И вот здесь и великое терпение они показали, и глубокую веру. В наше время, если нет детей, надо скорей разводиться, надо новую бабу скорей: давай, я хочу, я хочу. Не было этого! Взял семейный крест — неси его до конца терпеливо, не бросай его. Не меняй этот крест — успеха не будет. И то, что он женится на другой бабе и зачнёт детей, то дети уже уродами, несчастными будут у этого человека. Потому что он поменял крест, бросил крест.

Иоаким и Анна не бросили крест своей семейной жизни, терпеливо несли, поношения бесчадства терпели, насмешки, ругательства. Их считали великими тайными грешниками, их Бог весть какими людьми плохими считали, они всё терпели. Ни о каких разводах, ни о чём не думали они. Они мужественно, спокойно, терпеливо несли свой семейный жизненный крест, который взяли они. И за это мужество, за это терпение Господь Бог, пришло время, Сам возвеличил их. Бесплодные, старые, немощные, даже и помыслить-то в 70 лет, чтоб какая баба родить смогла, — не могли даже об этом уже и помыслить. Ибо, как Анна говорит, я уже состарилась, уже нет у меня того, что необходимо для рождения новой жизни.

Перед Богом всякий глагол возможен, и Архангел Гавриил благовестник благовестит им радость: «За вашу веру, за вашу верность, за ваше терпение Господь даст вам дитя. Зачнешь ты и родишь дочь Марию, Которая станет Матерью всех живущих на земле, родит Спасителя мира». Таково было обетование Архангела Гавриила праведной Анне, которая плакала в саду, смотря на птичек, как они гнёзда вьют и птенцов своих выхаживают. «Боже, и птицы птенчиков имеют, радостно щебечут, а я бесплодная нахожусь», — взмолилась она. Иоакиму было радостное явление Ангела: «Иди в дом, зачнет жена твоя, и родите дочь Марию».

И мы в сегодняшний день обетование Ангела празднуем, Рождество Девы Марии. Престарелая Анна безболезненно, мирно, спокойно разрешилась от бремени своего. И перед вами праздничная икона живописная: Анна лежит после родов на ложе, бабка-повитуха, принимавшая роды, пеленает, омывает дитя — младенца Марию. Иоаким торжественный стоит, руки на груди молитвенно сложил, благодарит Бога. Снято с меня поношение в человецех, Господь дал благословение мне — таков смысл праздничной иконы Рождества Пресвятой Девы Марии. Радость, мирность, торжество.

Не думали они, кто как будет смотреть их Дочь, ибо пришло время — они решили всецело Её посвятить Богу. Не мира, не внуков им надо было: «Ой, внуков хочу, не могу» — очередных мучеников рождать. Богу дитя своё посвятить, у Бога испрошенное. И куда ведут они? Не в мир дитя, а от этого мира, в храме посвящение Богу творят. И мы празднуем праздник второй — Введение во храм Божией Матери, когда трехлетнюю девочку Марию привели престарелые родители Иоаким и Анна во храм Иерусалимский для посвящения и служения всецело Богу и храму Иерусалимскому.

Не думали они: кто ж в старости будет нас досматривать, кто ж нам кружку воды подаст, кто ж нас похоронит. Часто этот мне вопрос задают. А я спрашиваю их: «Когда вы ехали сюда ко мне, кого-нибудь под забором видели лежащим?» Нет. «Кого валяется непогребенным, видели?» Нет. И ты не будешь под забором лежать, и тебя похоронят, как умрешь, не будешь вонять лежать, Господь своих никогда не оставит! Точно такая глубокая вера была у Иоакима и Анны: Господь не оставит. И они после посвящения девочки Марии Богу, дочери своей, ушли спокойно в вечность. Как великие праотцы, богоотцы, дедушка и бабушка по плоти Самого Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.

Вот как за чистую веру возвеличил Господь после поношения и укорения праведную чету старцев Иоакима и Анну. И нам светлый пример их жития, их веры да послужит всем нам добрым примером, как в терпении мы должны нести свой семейный жизненный крест. Монах взял крест монашеский, надели на него монашескую печать параманную — все, не ной, спокойно бори искушения, неси этот крест. И монахи не ноют. Сколько ко мне ни приходят, чего-то монахи не ноют: «Ой, мне тяжко, ой, не могу», — спокойно несут крест. Зато близкие люди знают, как это «семейное счастье» меня каждый день «достает». То мужья, то жены, то дети, то внуки, и бесконечно: «А что делать? А как делать?» — и прочее. Взяли крест — несите его спокойно, как монах несет монашеский, схимнический, мученический крест несет торжественно. Так и «семейного своего счастья» взяли крест — не топчите его, несите. Есть дети, нет детей — это воля Божия. Не наша похоть в этом будет, Бог управляет: десять, двадцать лет живут, а потом Господь даёт им ещё и радостных детей.

А когда ты бросишь крест, потопчешь, изменишь этому кресту, — никакого успеха. И что самое страшное, так опытно смотрю за жизнями человеческими, наблюдаю со стороны: кто потоптал, изменил крест, — несчастные особенно у этого дети всегда бывают. Вот это страшно бывает. Да сохранит Господь от этого! Любой грех мы творим, часто говорю приходящим ко мне: какой бы ни был тяжкий грех, каешься — Бог прощает любые грехи. Напрасно мы Бога рисуем жестоким, карающим, немилосердным. Ложь это всё! Бог милостив, читаем мы в шестом часе, долготерпелив и многомилостив. Вот какой Господь! Любые грехи Бог прощает!

Чего не прощает Бог? Уныния и отчаяния Бог не прощает. Но самое страшное: прощает Бог грехи, но, какое семя сеешь, такой плод соберёшь. Страдание ваших детей, внуков ваших вижу, за ваши грехи, за ваше богоотступничество, за ваши аборты, за вашу измену кресту. Потоптали крест, изменяли друг другу, жили хуже скотов в жизни — какие будут дети, нормальные у таких людей? Каждый подумай об этом, каждый подумай о грехах, каждый подумай о своих детях: какую жизнь вы дали своим детям, кроме физической. Что вы доброго для них сделали в жизни своей — вот об этом подумать крепко надо. И кто колеблется: разводиться мне, не разводиться, что делать, не могу, — бросьте эти все глупые мысли. Лучше умереть мучеником или мученицей, но спокойно донести крест до конца, нежели бросить его. Спаситель нёс на Голгофу Крест — Он бросил его? Знал: на верную смерть шёл, обливаясь потом и кровью. Тяжело нёс, падал, но нёс, до конца донёс. И нас всех спас от работы вражией своими страданиями.

Если мы сами добровольно избрали свой крест семейной жизни, — нечего его топтать, никакого счастья, ничего не будет, когда потопчешь этот крест. Терпеливо, до конца уже нести. «Убьет меня муж», — ну что ж, будешь мученицей, омоешь кровью своей грехи жизни, пойдёшь в жизнь вечную. А бросать — никогда! Самые страшные для меня люди — это разведённые, это преступники века сего, бросившие крест свой жизненный, изменившие кресту. Грех тяжёлый. Она пришла спасаться, бросила крест. Какое тебе спасение? Вот спасение: возьми свой крест семейный, который добровольно ты взял или взяла, дети твои — вот твой крест, твоё монашество, твоё спасение. Неси его до конца, как несли святые богоотцы Иоаким и Анна, и за терпение Господь даст спасение не только вам, но и чадам вашим.

Вот об этом некоторым здесь стоящим нужно задуматься крепко. Исправить свои недостатки, исправить свою жизнь, исправить свои помыслы, убрать нытьё свое из жизни, и «в терпении вашем спасёте души ваша». Вот простое мое слово в сегодняшний святой день. Для некоторых, может, оно и обидное будет: что ж это ты нас так упрекаешь, мы ж такие герои — побросали детей, семьи побросали свои, побежали. Но это слово жизни, духовной жизни, правдивость. Если я знал, что мне не нужна семья, что я обойдусь без неё, я пошёл в монахи, и до сего дня… и дай Бог умереть мне в чистоте монаха. Так и вам: взяли крест семейной жизни — спокойно его несите, а у кого уже произошла трагедия распада семьи по вашей вине — слёзы до смертного часа о потерянном, потоптанном кресте своём жизненном. Сами брали этот крест добровольно, сами хватали его — и сами же его бросили предательски. Да простит нас Господь. Этот грех тяжёлый.

Самое большее боюсь попов разведённых. Когда услышу, поп развёлся, не сохранил семью, я ему боюсь уже после этого братское целование дать, как беса боюсь его. Как бес ладана боится, так и я. Он уже не имеет права быть священником. На Руси никогда не было разведённых попов. Были вдовые священники, когда матушка умирала, и то, чтобы вдовый священник служил на приходе когда… Чтоб соблазна не было, умерла матушка — уходит священник в монастырь. Умер священник, матушка уходит в монастырь и посвящает себя всецело Богу. И великие люди были. Вот святитель равноапостольный Иннокентий, просветитель Сибири, причисленный к лику святых, он из вдовых священников был, пятерых детей имел. Матушка умерла, его призвали к монашеству сознательно, к епископству. И митрополитом Московским скончался в Троице-Сергиевой лавре, нетленными мощами почивает. И много других примеров. Но не разведённые, разведённых попов на Руси никогда не было. Это ересь нашего века. Разведённый, дважды или трижды женатый, он не имеет права переступить порог алтаря, такой поп. У такого попа мы не имеем права благословение брать, канонически исповедоваться и причащаться не имеем права. Ты почему свою семью разорил? Ты чему нас учишь? «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Ты как наших детей венчать будешь, ты годный поп или нет? Сними ризу, иди на клирос, пой да читай, вымаливай свои грехи, что не сохранил семью. Вот так в старину народ поступал строго, и были строгие семьи, были строгие дети благочестивые, и была радость духовная. Как мы ее растоптали, потеряли в этих истериках, в этом безумии, бесновании, в этих изменах, в этом бесновании плоти своей, мяса своего. Потеряли, растоптали всю ту духовную радость, которую Господь даёт каждому человеку. Вразуми, Господи, кто стоит на грани срыва, одуматься, подумать: не буду я трагедии делать. Дай, Господи, терпения Иоакима и Анны; и поношения, и ругань, и матюки — всё слушать, всё претерпевать. Да спасенна будет душа наша через терпение, аминь.

Со святым праздничным днём сегодняшним приветствую! День радости! День семьи! День торжества! Угодники Иоаким и Анна на иконочке изображены. С какой радостью они общаются между собой, какая радость духовная их окружает! Перед нами на святом образе праздничном изображены в сегодняшний святой день. Сейчас оканчиваем мы святую литургию праздничную сегодняшнего дня. Потом после литургии идем крестным ходом вокруг храма, освящаем воду на кладезе в честь Богородичного великого годового праздника в сегодняшний день святой. Не замёрзнете, тепло на улице? Вот как Господь даёт теплую осень нам. И тогда отдыхаем, сегодня праздник великий — по сто грамм винца… мы уже выпили в алтаре, батюшки. А вам помоги, Господи, с теплотою наполовину, виноградного, у кого есть, винца. А у кого нет — каждый виноград сейчас щипай, чтобы у тебя обязательно бутылёчек вина стоял на праздник всегда во славу Божию. Только молодое вино вредное для организма. Только так, чтоб ваши алкоголики не понаходили, подальше прячь его, вот так, да не вылакали его сразу, прежде времени.

И торжествуем сегодня. Дай, Господи, нам, священникам, мирно провести праздник сегодняшний и вам тихо, спокойно. Сегодня равноденствие: двенадцать часов ночь, двенадцать часов — день. Завтра уже пойдет ночь на прибыль, день на убыль. Маленькие дни будут начинаться, зимнее уже расписание. Завтра праздник попразднства праздника Рождества Божией Матери, и чтим родителей Пресвятой Девы Марии — праведных богоотцев Иоакима и Анну и святителя Феодосия, архиепископа Черниговского.

Помогай, Господи, мирно сегодняшний день праздничный провести, самое главное — не портите себе сами настроение и друг другу не портите настроение. Просто жалейте друг друга. Чё я пойду до того батюшки, чё я буду ото ныть про своих тех детей — что поможет? Лучше помолиться пойти да Псалтирь почитать в церковь. Вот это будет помощь. Чё я буду ныть: ой, тяжело, и дров нет, и что делать, не могу. А где ты лето была, что ты думала про зиму? «Ой, холодно же», и всё прочее... Что ж, такое время, ныть нечего, спокойно нести крест нужно. Ну что ж поделаешь? Что, от этого легче станет, теплей в хате станет, как ты поноешь тут придёшь? Абсолютно ж нет, теплей печка твоя не станет. «Как потопаешь, так и полопаешь». «Какая хозяйка, такая и хата». Хозяйка добрая — и хата теплая, и вкусно, и все в порядке находится, и кладовка полная. А хозяйка ленивая, балаболка — такая и хата твоя холодная, неуютная и голодная. И сама дура дурой ходит, да и все, вот так. Так я, бабы, говорю или нет?

— Так. Правильно.

Вы сами себе судиёй да будете все, да и всё, вот мои слова. Я вас никого не обидел сегодня? А то прибежит какой-то, скажет: «Обидел меня, что ты мне про семью рассказал. Не хочу я там жить, я не могу там». А что ж ты лез-то, что ж ты в эту семейную жизнь-то лез? Всё уже, кончено, обрезаны все пути отступления, иуд, измен не терпим. Всё, терпи уже своё твоё «счастье семейное». Сам лез, сам вешался на эту бабу, сам цеплялся, сам бегал за ней или сама бегала за ним — всё, терпи до конца свой жизненный крест. И никаких отступлений, отступление только смерть, гробовая доска, покуда туда всё и укроется. Вот так. Жестоко я говорю или нет?

— Правильно.

И вот если бы такие строгие у нас были правила сейчас жизни семейной, не было б этих разводов, конечно, не было б этих никому не нужных детей-сирот. Страшно подумать. Сейчас вот думаю — не знаю, опять же, чем содержать. Детский садик у нас в селе пустой стоит, двухэтажный. Коваль покойный строит, строит, а я улыбнулся: а будут ли дети там, что ты строишь вот тот дворец, а детей-то нет. Но вот сейчас думаю сирот брать, детей маленьких из Дома малютки двухгодичных и до семи лет, хоть пока их тут воспитывать, человек двадцать взять. Как получится, Господи. Пошлет ли мне Бог таких добрых людей, которые всю душу этим бы детям отдали? Вот, думайте, кто пожелает потрудиться, я буду рад. Только тут уже всецело посвятить себя нужно святому делу — любви к детям особенно. «Кто сиротку воспитает, тому Бог все грехи прощает», — народ говорит. Надо это делать?

— Надо.

Я постепенно иду к этому, иду, не спешу, созреваю, созреваю. Но, даст Бог, созреем, возьмём, наверное, деток. Потихоньку будем их там воспитывать в детском садике. Благодетели, укрепи их Господи, помогут отремонтировать его, там крышу починить надо, ну, в общем, работать надо. Да деток воспитывать надо хоть до семи лет, а потом уже будем определять, как в дальнейшем. Может, где уже какую православную школу тогда заимеем, чтоб как-то малость их хоть воспитывать во славу Божию. Ну, вот и все, как будто.

Вот это сейчас лежу ночами и думаю. Сегодня всю ночь не спал. Прокинулся: Господи, чем отопить, чем накормить, за что же, чем платить? Боже мой, вот это у меня такие мысли. Кто Богу молится, а я всё за всех вас думаю. Куда ж денешься от вас?

С праздником вас всех!

Рождество Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии — великое событие произошло в семье престарелых Иоакима и Анны, когда после пятидесяти лет совместной жизни, Господь даровал им ребенка. Величайшее событие произошло во всем мире, который веками ждал избранную Деву, через которую в мир смог прийти Бог.

«В сей день неплодная Анна рождает Божию Отроковицу, предъизбранную от всех родов в обитель Царю всех и Творцу, Христу Богу, для исполнения Божественного замысла, которым мы, на земле рожденные, воссозданы и обновлены из тления к жизни непрекращающейся». (Стихира праздника).

Радостными гимнами мы славим дивное Рождество Пречистой Девы, которая стала истинным «сокровищем жизни нашей и дверью неприступного Света ».

«Всемирная радость от праведных воссияла нам, – от Иоакима и Анны – всепрославленная Дева, Которая за преизбыток чистоты одушевленным храмом Божиим становится и одна поистине Богородицей является. Её мольбами, Христе Боже, мир миру ниспошли, и душам нашим великую милость».

Торжественно празднуем, дорогие братья и сестры, Рожде­ство Пресвятой Девы Марии от неплодных родителей, благочестивых Иоакима и Анны. С первых веков христиан­ской веры святая Церковь установила этот праздник.

Празд­нуемое ныне событие — рождение Богоизбранной Отроковицы — принесло радость всему миру, ибо Богочеловек Христос Иисус, воссиявший из Неё, разрушил проклятие Божие, тяго­тевшее на преступном и окаянном роде человеческом и низ­вел на него благословение Божие, и, поправ всеродную смерть, даровал людям жизнь вечную. Так уясняет святая Церковь причину настоящей радости.

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемило­стивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любо­вью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляе­мы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь во­площенному Слову.

Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блажен­ству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помы­шления (Лк. 2, 34-35).

Так скорбен и тесен путь всех избран­ников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попуска­ет им идти тесным путем, поскольку он способствует им уст­ремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.

Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость до­ставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости празднич­ной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примири­лось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Хрис­тос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободи­лось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благослове­ния Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с есте­ством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отвержен­ный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесно­му, получил обетование славного воскресения и вечной жиз­ни на небесах вместе с ангелами.

Все это совершено и совер­шается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Бого­родицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Бо­гу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочелове­ка!

Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Пред­стательницей рода христианского пред Своим Сыном и Бо­гом! Она — наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвели­чила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение.

К Ней христиане обращают свои без­численные моления, прошения, хвалы, славословия и благо­дарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродете­лями христианскими.

Величаем Тя, Пресвятая Дево,
и чтим святых Твоих родителей,
и всеславное славим рождество Твое!

Вконтакте