Пророк: Кто он? Обещанное восстановление Какой пророк в христианстве

Пророк – это человек, получающий через Божественное вдохновение определенное послание от Бога - "Так говорит Господь..." и передающий его людям.

В Израиле пророки назывались «наби », то есть говорящие, произносящие вдохновенные речи. Пророки избирались Богом для возвещения людям Его святой воли. Пророк (наби) – это вестник божественного откровения, и его речи должны были заслуживать исключительного внимания всех людей.
Кроме того, евреи называли пророков «видящими» или «провидцами». Этого звания были удостоены духовно опытные и умудрённые Богом люди, которым были открыты Божьи тайны.

«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». (2Пет.1:21)

Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам. (Ам.3:7)

«Который утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников, Который говорит Иерусалиму: "ты будешь населен", и городам Иудиным: "вы будете построены, и развалины его Я восстановлю" (Ис.44:26)

Его обязанности?

- Возвещать людям откровения от Бога или слово от Бога;

- Обличать, назидать, утешать, увещевать.

Важно, что если пророк обличал верующих в данном контексте почти всегда это был Израиль, то почти всегда следовало и утешение.

«И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа чрез него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии». (4Цар.3:11)

Как различить настоящий пророк или нет?

«и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, - Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4Цар.2:14,15)

«Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк». (Иоан.4:17-19)

«И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его не исполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним».(1Цар.3:19,20)
а) истинный пророк говорит и его слово сбывается;

«И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его». (Втор.18:21,22)

« Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов , от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». (1Иоан.4:1)

б) какова жизнь пророка;

в) как он подчиняется руководителю общины

« И духи пророческие послушны пророкам» (1Кор.14:32)

Что же говорится в данном отрывке?

«Появится много лжепророков, которые многих введут в заблуждение» Мф. 24:11.

История Иезавели?

« Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии двадцать два года. И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева, [и погубил душу свою]. В его дни Ахиил Вефилянин построил Иерихон: на первенце своем Авираме он положил основание его и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса, сына Навина». (3Цар.16:29-34)

«… И призвал Ахав Авдия, начальствовавшего над дворцом. Авдий же был человек весьма богобоязненный, и когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою». (3Цар.18:2-3)

«И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]». (3Цар.18:21,37)

« Также и о Иезавели сказал Господь: псы съедят Иезавель за стеною Изрееля. Кто умрет у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрет на поле, того расклюют птицы небесные; не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа, к чему подущала его жена его Иезавель; он поступал весьма гнусно, последуя идолам, как делали Аморреи, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых». (3Цар.21:23-26)

Иезавели, называющей себя пророчицею". Мы знаем, что Иезавель - поклонница языческих божеств Ваала и Астарты - употребила все свои силы, чтобы отвратить Израиля от веры в живого Бога и склонить его к служению мертвым богам.

Одной из немногих достопримечательностей Фиатиры был оракул Самбате, женщина-пророчица. Дельфийский оракул был известен во всем мире и выражение дельфийское пророчество вошло в поговорку.

Может быть даже, что пророчица в Фиатире была еврейкой, потому что во времена античной древности многие иудеи занимались этим ремеслом - предсказывали будущее. «Иезавель» в Фиатирской церкви, как и во всех других церквах, вводила в заблуждение детей Господних, проповедуя лжеучение и уводя верующих от живого Христа, к языческим понятиям и к языческому образу жизни.

Хотя, многие пророки сегодня не вводят в сексуальные грехи, но вводят в духовный блуд. Ложный пророк начинает составлять конкуренцию руководству общины, привлекая к себе сторонников ложными пророчествами и даже чудесами. После этого, различными манипуляциями он просто держит людей в своей лжи и манипулирует ими.

(по материалам проповеди Египцева Алексея)

Библия много говорит о пророках и пророчествах. В наше время тоже популярны разного рода предсказатели будущего - от гадалок до футурологов. Были ли библейские пророки кем-то вроде них? Или они передавали людям то, что открывал им Бог?

И как они вообще становились пророками - этому где-то учили, как ремеслу, или каждому Господь указывал особый путь?

Иона - неправильный пророк

Начнем с примера «неправильного» пророка. Есть в Библии книга, которая совершенно четко показывает, чего настоящий пророк делать не должен - это книга пророка Ионы. Но вместе с тем она дает нам понять, в чем, собственно, смысл пророческого служения.

Итак, Иона. Господь отправляет его проповедовать в Ниневию, столицу Ассирийской империи (для израильтян этот город был примерно тем же, чем для нас - гитлеровский Берлин). Иона действительно отправляется в путь… но ровно в противоположном направлении! У него нет ни малейшего желания связываться с ассирийцами, и он пытается бежать на корабле за море. Тогда Господь насылает бурю, и Иона оказывается в морской пучине, где его целиком проглатывает огромная рыба. Попав в желудок монстра, Иона чудом остается жив, но у него просто не остается иного выбора, кроме как призвать на помощь Господа и принять Его волю. Молитва пророка была услышана - и через три дня, выброшенный на сушу, он отправляется в Ниневию.

«Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» - так проповедовал Иона на улицах города. Ниневитяне поверили его словам, объявили всенародный пост, перестали творить зло. И Господь их простил, а Ионе преподал урок милосердия к раскаявшемуся врагу.

Книга Ионы, по-видимому, что-то вроде притчи – рассказа, который передает нам некие важные истины, не будучи при этом документально точным. Дело даже не в том, что Иона три дня провел во чреве огромной рыбы (в конце концов, при отсутствии естественнонаучных аргументов это можно объяснить чудом), а в том, что у нас нет никаких исторических данных, свидетельствующих о том, что столица Ассирии когда-либо обращалась к Единому Богу. Я бы отнес рассказ об Ионе к жанру альтернативной истории: что могло бы случиться, если бы все, кто слышит голос Божий, в точности исполняли Его волю, пусть даже и нехотя!

Итак, мы видим на примере Ионы, что пророк - не просто глашатай или секретарь Бога, который передает другим или сохраняет для потомков Его слова. Он - полноценная личность. Он по собственной воле, пусть и не сразу, принимает свою миссию (а иначе он просто не становится пророком), и у него с Богом свои отношения, которые не менее важны для Господа, чем та весть, которую Он поручает пророку.

Далее, слова Бога - это не предсказание будущего, это, скорее, оценка настоящего и призыв к переменам. Пророчества очень часто содержат суровые обличения израильтян и окрестных народов и грозят страшными наказаниями, но люди в силах отвратить их подлинным покаянием - то есть не формальным извинением, а переменой образа жизни.

И наконец, пророчество всегда имеет конкретный исторический контекст, оно кому-то адресовано, но оно всегда шире этого контекста: оно сообщает нечто вечное, не меняющее смысла с течением веков. Можно сказать, что пророчество - взгляд Вечности на современность, и поэтому оно всегда остается современным.

Пророки бывают разные

Кем же они были, библейские пророки? Очень разными людьми. Среди них, как всегда в духовной сфере, были пророки истинные и ложные: всегда существует соблазн копировать внешние формы и действия, подстраивая их под ожидания аудитории. Собственно, в этом один из главных признаков лжепророка: он работает на заказ и говорит то, чего от него ждут. Так, четыреста пророков предвещали двум царям, Ахаву и Иосафату, блистательную военную победу, но тут им напомнили про еще одного, «неудобного» пророка Михея, и он сообщил: я вижу всех израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря . Цари могли послушаться пророка, но пошли за большинством и были разбиты, причем Ахав погиб от ран (3 Цар 22). Михей ожидал окончания военного похода в тюрьме, куда его бросили по приказу Ахава; зато четыреста придворных пророков наверняка не испытали никаких затруднений.

Пророки могли состоять при храме, могли - при царском дворе, а могли быть независимыми. Когда Амос появился при царском святилище в Вефиле, местный священник приказал ему: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя. Иными словами, это наша территория, и тебе мы тут выступать не позволим. Но Амос отвечает очень просто: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему (Амос 7 , 14-15).

Так мы подходим к еще одному важному различию: некоторые пророки, как Амос, были внезапно вырваны из своей повседневной жизни и отправлены в самую гущу событий. Но были и такие, которые начинали как «сыновья пророка» (то есть подмастерья, ученики). Так, Елисей долгое время оставался с Илией, притом был не единственным его учеником и последователем, и лишь после его вознесения выступил на самостоятельное служение.

Пророки воспринимали Божью весть по-разному - одним она открывалась как «слово», а другим - как видение. Сегодня психологи говорят о том, что люди бывают «аудиалами» и «визуалами» - то же самое мы находим в Библии. Видения труднее «расшифровывать», в них множество самых разных и не всегда понятных образов. Удивительное сочетание слов и образов мы находим в сцене призвания пророка Исайи: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! ...И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Ис 6 :1-8).

Пророки несли свою весть разными способами. Одни сами писали книги (например, Иеремия, у которого даже был «секретарь» Варух), за другими пророчества записывали (так возникла книга Исайи). О некоторых (например, об Илие) мы узнаем только по рассказам библейских повествователей. Не всегда точно известно, как именно сложилась та или иная книга: пророчества, относящиеся к разному времени, соединяются в ней довольно причудливым образом.

Но в арсенале пророков были далеко не только слова - нередко они совершали и символические действия. Так, Иезекииль, предсказывая осаду и падение Иерусалима, устроил своеобразный макет этой осады, в центре которого находился кирпич с изображением Иерусалима. А себе пророк отмерял пищу и воду, как придется делать жителям города во время осады (Иез 4). Перед глазами иерусалимлян разворачивается их собственное будущее…

Пророки действовали по-разному, потому что были очень разными людьми, и их личность, разум и воля полностью сохранялись, даже когда они говорили от имени Бога. Меньше всего они походили на шаманов, которые, впадая в транс, перестают владеть собой и становятся вместилищем духов. Нет, Истинный Бог не принижает человека, напротив, он возвышает его и дополняет его слабость Своей силой.

Диалог Бога и пророка

Вот только для самого пророка этот процесс далеко не всегда оказывается приятным и безболезненным. Пожалуй, лучше всего сказал об этом Иеремия, жаловавшийся Богу: Ты сильнее меня - и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, - кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние (Иер 20 :7-8). Действительно, далеко не всегда обличения пророков воспринимались так благожелательно, как в Ниневии: иногда им приходилось терпеть и побои, и тюремное заключение, а некоторым - и мученическую смерть.

Но, может быть, самым горьким для пророков было непонимание собственного народа. Им же ничего не нужно было для себя, они просто сообщали единоплеменникам самое главное, что им нужно было знать. По сути, они первыми кричали «пожар!» - и что вместо благодарности? К Иерусалиму подступает вражеское войско, Иеремия предупреждает о грядущем поражении и разрушении города - и его как вражеского агента избивают и сажают даже не в темницу, а в пустой водосборник, где скапливались грязь и нечистоты.

Итак, пророчество - это общение Бога с верующими в Него, и пророк здесь играет особую роль. С одной стороны, он - часть народа, с другой - находится в трагическом противостоянии с ним, поскольку сообщает волю Бога, которую не все готовы принять.

Иногда даже трудно отделить речь пророка от речи Бога. Так, Захария говорит: И возьму жезл Мой - благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами… И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника (Зах 11 :10-13). В Синодальном переводе слова «Я» и «Мой» пишут с большой буквы, везде относя их к Богу. Но ведь это именно пророк Захария совершает символические действия: разламывает жезл, требует платы и кидает ее потом в храмовую казну. Или все-таки Сам Бог совершает некие действия, которые поведение пророка только «иллюстрирует»? Возможно. А еще… Когда Христос будет продан Иудой за те же тридцать сребреников, Его ученики вспомнят эти слова пророка.

Израиль и другие народы

Уже упомянутая вначале книга пророка Ионы учит нас, что израильский народ - в каком-то смысле - особый, пророческий народ, призванный донести волю Божью до всего человечества. Так оно, конечно, и было, но это вовсе не значит, что пророками были только израильтяне. Один из первых упомянутых в Библии пророков - мадианитянин Валаам. Еще когда израильтяне только шли к своей обетованной земле, царь Моава Валак нанял его, чтобы проклясть израильский народ. В те времена отношение к пророческому слову было исключительно серьезным, и проклясть - означало причинить реальный, вовсе не символический вред. Валаам согласился, оседлал свою ослицу и отправился в путь…

Что было дальше, знает всякий, кто знаком с выражением «валаамова ослица». Она заупрямилась, не захотела идти дальше, несмотря на побои, и даже прижала ногу своего хозяина к стене. А когда он совсем рассвирепел и хотел ее убить, заговорила с ним человеческим голосом - и показала своему хозяину ангела, который и преграждал дорогу. Ангел, впрочем, позволил пророку отправиться к «работодателю», но только с одним условием: Валаам должен произнести то пророчество, которое даст ему Господь, а не то, за которое ему обещана плата.

В поведении ослицы, конечно же, заключался глубокий смысл: дело в вести, а не в вестнике. Конечно же, бессловесное животное было ничуть не выше и не лучше знаменитого пророка, но именно оно помогло ему узнать волю Божью. Точно так же и Валаам, и любой провидец и тайнозритель - не великий гуру, а всего лишь посредник, помогающий узнать эту волю другим людям. Итак, Валаам отправился к Валаку и произнес вместо проклятий благословения, потому что так велел ему Господь (Чис 22-24).

Конечно, остальные библейские пророки были в подавляющем большинстве израильтянами. Но именно в их словах прозвучал важнейший призыв к общечеловеческому единству. Закон объяснял израильтянам, что они и только они – избранный Богом народ, но приходил пророк и давал к этому закону такой комментарий: Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской и Филистимлян – из Кафтора, и Арамлян - из Кира? (Амос 9 :7). И более того, грядущее процветание Израиля становится уже неотделимым от обращения к Богу всех народов: приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою (Ис 66 :18-19).

Именно пророки задолго до Нового Завета объявили во всеуслышание: подлинное почитание Единого Бога есть дело всего человечества, а не только одного народа. Роль же этого народа заключается, прежде всего, в том, чтобы вести человечество к Нему. Конечно, в те далекие времена это открывалось лишь отдельным людям. Например, когда сирийский полководец Нееман заболел проказой, одна из служанок его жены, израильтянка, рассказала ему о чудотворце и пророке Елисее, который наверняка сможет его исцелить. Нееман отправился в Израиль, и Елисей… велел ему семь раз омыться в Иордане. Полководец в гневе воскликнул: разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? (4 Цар 5 :12). Но слуги уговорили его попробовать… и это сработало! Только ему, как и Ионе и множеству других людей, нужно было сначала отказаться от национальной гордости и сознания собственной значительности, чтобы принять Бога, действующего порой совсем не так, как мы от Него ожидаем.

Наверное, пророк – это, прежде всего, человек, который готов к этой неожиданной встрече, который в состоянии, как Иона, отказаться от собственных стереотипов и ожиданий ради живого и требовательного Слова Божьего. И потому он так нужен всем нам.

Поэтому традиция библейского пророчества никогда не прекращалась ни в Новом Завете, где пророческий дар упоминается среди особых дарований, ни в истории Церкви. Мы видим ее и в решительном противостоянии святых сильным мира сего, и в подвиге юродства, и во многом ином. Конечно, не обходилось без нездоровой мистики и профанаций, но, как известно, наличие подделок только доказывает, что существует и оригинал. Пророческий дух, горевший в ветхозаветном Израиле и воспринятый новозаветной Церковью, не давал Ей выродиться в самодостаточное духовное ведомство со своим неизменным распорядком и раз и навсегда данными ответами на все вопросы. И каждый раз, когда такая опасность становилась реальностью, повторялась старая история: появлялся человек, «и было слово Господне к нему, и встал он, и пошел, и начал проповедовать…» .

евр. навиим. Пророки. Так назывались святые мужи, которых Бог по временам воздвигал из среды Израиля, чтобы по Его откровению возвещать народу Его волю и предупреждения, предостерегать от греха и идолопоклонства, и свидетельствовать о могущественных делах Божиих в прошедшем. Пророки не были, как это теперь понимается, предсказателями будущего, хотя и это часто входило в их миссию, но они были прежде всего провозвестниками воли Божьей. Греческое слово «профетес» также, как и еврейское «нави» обозначает просто оратора или вестника (срав. «Нево»). Авраам является первым, который назван пророком. В Быт. 20:7 Бог говорит Авимелеху «он (Авраам) пророк и помолится о тебе», хотя мы нигде не видим, чтобы Авраам предсказывал события. Аарон также называется пророком Моисея (Исх. 7:1), так как он являлся лицом, которому было поручено пересказывать все то, что Моисей слышал от Бога. Итак, пророки Израиля были людьми особо призванными и являлись орудием, через которое Иегова говорил к народу. Часто, когда священники и цари заблуждались или когда угрожали бедствия и голод, выступали пророки. Эти строгие и ревностные выходцы из народа, грозными, осуждающими проповедями, или же гневными, ободряющими и утешающими речами, то указывали на дела Господа е прошлом и глубоко внедряли в сердца людей сознание необходимости сердечного послушания Богу, а не одного лишь выполнения обрядовой стороны закона; то возвещали грядущие наказания, которые будут совершаться руками иноплеменников, нападающих на непокорного Израиля; и говорили о возмездии, которое постигнет языческие народы за порабощение ими Израиля. Предсказывали также о дивных временах царства Мессии и о том спасении, которое, в лице Царя этого Царства, будет явлено на горе Сионе, а оттуда распространится на народы всей земли (4 Цар. 17:13;Иер. 25:4). Взятые из различных слоев общества, некоторые от сохи или стада (3Цар. 19:20; Ам. 7:15) и охваченные пересозидающей, переплавляющей, усмиряющей и закаляющей силой Духа (1 Цар. 10:6 и дал.; Ис. 6:5 и дал.; Иер. 1:6 и дал.; Иез. 3:8), пророки выступали среди склонного к идолопоклонству изнеженного народа со святым дерзновением и самоотвержением (4 Цар. 1:1-8; 5:15 и дал.; Мат. 3:4), говоря во имя Господа, терпя злострадания (Иак. 5:10). Иногда они соединяли свою проповедь с символическими поступками; таким образом - путем личных выступлений, а иногда и семейных обстоятельств, пророки являлись знаменем для народа (Ис. 8:18,20; Иер. 19; Ос. 1:3; Иез. 4:5), будучи во всех обстоятельствах верны своему Господу: и в плену, и в тюрьме, и в смерти (Мат. 23:34 и дал.; Евр. 11:32 и дал.). Подобно тому, как Аарон был пророком (голосом) Моисея (Исх. 7:1) или его устами (Исх. 4:16), - и пророки должны были передавать людям только Слово Божие; поэтому они часто начинают свою речь словами: «Так говорит Господь». Следовательно, они говорили только то, что им внушал Бог и не выдавали себя за всезнающих прорицателей, могущих все предсказать (4 Цар. 4:27), за каковых их часто принимало общественное мнение (4 Цар. 6:12). Библия также иногда отличает собственный вымысел пророка от того слова, которое Бог повелел ему передать (2 Цар. 7:3 и дал.; срав. 1 Кор. 7:10 и дал.). На обязанности пророков лежало говорить Слово Божие, и их речь всегда вращалась вокруг Бога-Слова (Личного Слова), центра и главного предмета их пророчества. Христос, будучи сущностью и силой прообразных жертв, являлся также и средоточием пророчеств: «свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Отк. 19:10); пророки говорили»будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21); они исследовали и свидетельствовали о страданиях Христовых и о последующей за ними славе по вдохновению живущего в них Духа Христова (1 Пет. 1:10 и дал.; Лук. 24:27,44; Деян. 10:43). Все они были предтечами Великому Пророку, Которого Господь через Моисея обещал воздвигнуть сынам Израилевым из среды их братьев (Втор. 18:15 и дал.; Деян. 3:22 и дал.). Обетование в Втор. 18 о пророке, которому поручено будет говорить Слово Божие народу, понимается некоторыми, как указание на ветхозаветных пророков, которых Бог по временам посылал Израилю, хотя это обетование собственно указывает на Христа, «Великого Пророка», большего, нежели Моисей, хотя Моисей был величайшим пророком в Ветхом Завете (Втор. 34:10). См. сравнение между Моисеем и Христом в Евр. 3 гл. Такую достойность или многоразличие мы замечаем в некоторых из пророческих предсказаний. Пророчество, которое ближайшим образом предугадывает вскоре предстоящее событие, может также содержать представление о еще более великом событии, относящемся к отдаленным временам. Например, пророчество Исайи об Еммануиле указывает сначала на спасение от сириян, а затем также на другое, великое спасение через Сына, рожденного от Девы (Ис. 7:14 и дал.; Мат. 1:23). Пророчество Мат. 24 сопоставляет разрушение Иерусалима со вторым пришествием Иисуса Христа. Одним словом, многие пророчества можно уподобить картине, на переднем плане которой нарисовано небольшое селение с церковью, а на заднем плане - синеющие горы, находящиеся на расстоянии многих миль от селения. (Срав. Ис. 6:9 с Мат. 13:14; Пс. 108:8 с Деян. 1:16,20). Иногда указание пророка на какое-либо дело Божие в прошедшем времени являлось также указанием на что-то еще большее в будущем. (Срав. Ос. 11:1 с Мат. 2:15). Пророки часто получали свои откровения в виде картин, которые, подобно панораме, проносились перед их внутренним взором в видении или в сновидении, в то время как их тело находилось в состоянии экзальтации или просто во сне. Исследуйте сказанное об Аврааме (Быт. 15:12 и дал.); Иеремии (Иер. 31:26); Исайи (Ис. 6); о том как были на Иезекииле рука Господня» и «дух» (Иез. 1:3; 2:1, 2; 3:14; 11:1,24); и как Даниил изнемог и заболел от тех видений, которые представились его взору (Дан. 8:27; 10:8 и дал.; Срав. также рассказ о Валааме (Чис 24:2 и дал.); Петре (Деян. 10:10 и дал.); Иоанне (Отк. 1:10 и дал.). Настоящие и будущие события являлись при этом взору пророка не в последовательном по времени порядке, иногда даже о будущих событиях говорится так, как будто они уже совершились: например, пророчество Ис. 53 гл. Во время подобного прозрения духа все душевные способности пророка достигали такого напряжения, что переходили границы его природных дарований, так что он сам не вполне ясно понимал цель и значение тех сообщений, которые ему поручалось передать. Так, мы видим, что Даниил и Иоанн просили и получили объяснения некоторой части тех откровений, которые им были даны (Дан. 8:15 и дал.; Отк. 17:7 и дал). Из 1 Пет. 1:11 видно, что пророки не вполне понимали, на которое и на какое время указывал Дух, и из Дан. 12:8 и дал. следует, что смысл некоторых предсказаний остался для них сокрытым. Символические действия, которые должны были совершать пророки - часто очень трудно понять и объяснить; поэтому некоторые склонны согласиться с Шаффом (Schaff), который говорит относительно пророка Иезекииля: «Многие из символических действий, по всей вероятности, не буквально совершались пророком, а только описываются таким образом для риторического эффекта». Например, написано, что Иезекииль съел книжный свиток (Иез. 2:9; 3:3); что дух (ветер) поднял его между землею и небом и принес его по воздуху в Иерусалим (Иез. 8:3 и дал.). Некоторые так же понимают рассказ о браке пророка Осии (Ос. 13) с блудницею Гомерь. Одно, по крайней мере, ясно, что именно так нужно понимать слова о чаше с Вином ярости, которую Господь подал Иеремии, и из которой он напоил народы (Иер. 25: 15). Рука Господня, которая брала человека и делала его орудием для откровения воли Божьей, избирала иногда таких людей, которые в прямом смысле слова не были пророками и даже не принадлежали к народу Божьему. Филистимлянин, мадианитянин, вавилонянин и римлянка могли получать пророческие видения во сне (Быт. 20:6; Суд. 7:13; Дан. 2; Мат. 27:19); развратитель Валаам был принужден пророчествовать и благословлять, вместо того, чтобы проклинать (Чис. 22-24; Срав. 31:16); даже Каиафа, сам того не ведая, пророчествовал (Иоан. 11:51). Еще несколько слов о внешнем виде пророков. Их одежда, обыкновенно, состояла из длинного широкого плаща сделанного из грубой шерстяной или волосяной ткани (3Цар. 19: 13; 4Цар. 2:8,13), называемой также вретищем (Ис. 20:2), опоясанного кожаным поясом (4 Цар. 1:8; Мат. 3:4). Два свидетеля Господня в последнее время также будут пророчествовать, облеченные во вретище (Отк. 11:3). Лжепророки подражали пророкам своей одеждой (Зах. 13:4). В противоположность священникам, служение которых совершалось только в святилище, пророки выступали со своей проповедью повсюду, где того требовали обстоятельства. Они проповедовали в общественных местах, на улицах и торговых площадях, около городских ворот и на дворах храма (Ис. 20:1,2; Иер. 7:2; 19:14; 26:2; 19:14; 26:2; 29:26 и дал.; Иоан. 3:4). Когда Бог повелевал им, они безбоязненно выступали в царских дворцах, обличая царей в их преступлениях и объявляя суды Божьи, как, например, Самуил перед Саулом; Нафан перед Давидом; Илия перед Ахавом и Исайя перед Ахазом и Езекиею (Ис. 7:38,39). В Израильском царстве, где после разделения - во времена Иеровоама, - никакого регулярного богослужения и никаких законных священников не.было, пророки являлись единственными представителями верховной власти Иеговы. Люди собирались у них для молитвы и приносили к ним хлебные начатки (4 Цар. 4:23,42; Срав. 4 Цар. 17:13, 23). Живая речь, которая, как уже было замечено, иногда сопровождалась символическими поступками, возвышалась иногда до поэтического энтузиазма (Ам. 5:1; Ис. 5:1). В древнее время и музыка также содействовала возбуждению пророческого дара. Елисей просил призвать гуслиста, когда стоял перед Иорамом для того, чтобы сказать ему слово Господне. «И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея» (4Цар 3-15). Пророки на холме Божием (Гиват-Елохим) пророчествовали при звуках музыки на псалтири, тимпанах, свирели и гуслях, и, когда Саул встретил их, «сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них» (1 Цар 10:5 и дал.). Вероятно, в этом случае пророчествование состояло в том, что они в восторге пели духовные песни, равно как в 1 Пар. 25:1 певцы при богослужении представляются как пророчествующие на своих инструментах. Когда Дух Божий совершенно овладевает человеком, так что он не сам говорит или действует, а Дух говорит и действует через него, тогда и речь и действие того человека называются пророчествованием в истинном смысле слова. Если, с другой стороны, злой дух настолько овладевает человеком, что он действует или говорит по вдохновению этого духа, то и это в Библии носит название пророчествования. Так, в 1 Цар. 18:10 написано, что Саул, когда злой дух от Бога напал на него, бесновался (по-евр «пророчествовал») в своем доме; он поступал, как сумасшедший: бросал копьем в Давида, намереваясь пригвоздить его к стене - и об этом сказано, что он «пророчествовал», т.е. действовал по вдохновению. В 3 Цар. 18:29 то же слово обозначает поступок пророков Ваала: они стали кричать громким голосом и кололи себя ножами и копьями, так что кровь лилась по ним; прошел полдень, а они все еще пророчествовали (русс, перевод «бесновались»). Срав. рассказ в 1 Цар. 19.20 и дал, где говорится, что Саул послал слуг взять Давида. Слуги увидели сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними; Дух Божий сошел на них, и они стали пророчествовать. Саул послал еще два посольства - получились те же результаты Тогда Саул пошел сам в Раму; и вот Дух Божий сошел также на него; он снял свою одежду «и пророчествовал перед Самуилом и весь день тот и всю ночь лежал неодетый».

Следовательно, мы видим, что слово «пророчествовать», кроме общеизвестного значения 1) говорить от имени Господа людям в назидание, увещание и утешение (1 Кор. 14:3 и дал), и 2) предсказывать сокрытое и будущее (Мат. 26:68; 1 Кор. 13:2; Иуд. 14) также может обозначать 3) петь и играть и 4) поступать ненормально по вдохновению от доброго или злого духа Другое назначение пророков было - писать историю. Моисей, великий пророк Израиля, записал не только закон, данный Богом, но и начальную историю своего народа Впоследствии, мы видим, что некоторые из пророков записывали не только свои пророчества, но и историю отдельных царей, или целых исторических периодов. Упоминается не менее пяти пророков, или провидцев, как летописцев царствования Соломона (1 Пар. 29: 29; 2 Пар. 9:29); срав далее 12:15; 13:22, 26 22, 32.32). Поэтому евреи в своем расположении книг Ветхого Завета поместили под названием «старшие пророки» те большие исторические книги, которые в нашей Библии следуют непосредственно после книг Моисеевых, именно кн. Иисуса Навина, кн Судей и 4 книги Царств. Смотри «Библия» В противоположность этим книгам они дали название «младшие пророки» книгам, написанным пророками в настоящем смысле этого слова. «Великими пророками» называют Исайю, Иеремию, Иезекииля к которым у нас присоединена и книга пророка Даниила, отнесенная евреями к поэтическим книгам Ветхого Завета; «Малыми пророками» называются Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иода, Михей, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Время выступления этих пророков заключается, приблизительно, между 800-400 годами до Р.Хр. Хотя и трудно с полной уверенностью определить их хронологическую последовательность, но все-таки, приблизительно, можно наметить 4 периода. В первый период (до переселения Израиля в Ассирию 722 г. до Р.Хр.) выступали Амос, Осия, Иоиль, Исайя и Михей; во второй период (с 722 г. до переселения в Вавилон, 606 г до Р.Хр.) Наум, Софония, Иеремия, Аввакум и Авдий; в 3 период (во время Вавилонского плена) Иеремия, Иезекииль и Даниил и в 4 период (по возвращении из Вавилонскою плена) Аггей, Захария и Малахия. (Относительно распределения исторических и пророческих книг для чтения в евр. синагогах, см. «Законы Моисеевы». Кроме этих пророков, книги которых имеются в Библии, еще упоминается не малое число посланных Богом мужей с этим названием; вот имена этих пророков, кроме Моисея: Самуил, прибл. 100 г. до Р.Хр. (1 Цар. 3:20; Деян. 3:24; 13:20); далее, во время царствования Давида и Соломона: Гад и Нафан; во время Ровоама и Иеровоама. Ахия, Самей и Адда; во время Асы, Ваасы и Иосафата: Азария, Ананий, Ииуй, Михей и Иозиил (2 Пар. 20:1-4) Елиазар и Одел; во время Ахана и Иоахаза: Илия, Елисей и Михей; во время Иоаса: Захария (2 Пар. 24:20) и во время Иоакима: Урия. Женщины также иногда получали дар пророчества. Мы знаем следующих пророчиц Ветхого Завета: Девору, жену Лапидофа (Суд. 4:4), Олдаму, жену Шаллума (4 Цар. 22:14), Мариамь также названа пророчицей (Исх. 15:20). Ноадия была лжепророчицей и противодействовала Неемии (Неем. 6:14). Однако слово «пророчица» у Ис. 8:3 употреблено не иначе, как в смысле «жены пророка». В Новом Завете упоминается о пророчице Анне (Лук. 2:36) и о жене Иезавели, которая выдавала себя за пророчицу (Отк. 2:20). Как видно из приведенных мест, пророк Самуил является первым звеном в цепи пророков (Деян. 3:24; 13: 20), через которых Бог воспитывал народ израильский. В промежутке от Моисея до Самуила редко слышен пророческий голос (См. Суд. 4:4 и дал.; 6:8 и дал; 1 Цар. 2:27 и дал.). С Самуила в этом смысле началась новая эра. Пробуждению народных масс содействовали, возникшие сначала при Самуиле, а потом при Илие и Елисее - школы пророков; эти школы состояли из набожных людей, которые, как служители и ученики, сплачивались вокруг пророков. Священное Писание называет их «сынами пророков». Мы знаем о таковых школах в Навафе (1 Цар. 19:19 и дал.), в Вефиле (4 Цар. 2:3), в Иерихоне (4 Цар. 2:5), в Галгале (4 Цар. 4:38) и также в других местах (4 Цар. 6:1,2). Сыны пророческие жили вместе (4 Цар. 6:1), часто большими группами (4 Цар 2:16; 3 Цар. 18:4,13) и имели общий стол (4 Цар. 4:38 и дал.), среди них были и женатые мужи (4 Цар. 4:1). Вероятно, в этих пророческих школах изучали слова откровения (Слово Божие) и посредством проповеди и песнопений пробуждали и развивали теократический (т.е где Бог является Правителем) дух. Сыны пророческие, или ученики, иногда выходили стройными рядами, говорили и пели, что видно из 1 Цар. 10:5 и дал.; 19:20 и дал. Иногда сыны пророческие посылались пророком с особым поручением. Например, Елисей послал одного из них помазать Ииуя в цари (4 Цар. 9:1). Из вышесказанного нельзя сделать заключения, что только посещавшие эти школы, и выступали потом, как пророки. Пророческий дух иногда охватывал мужей из народа, совершенно неподготовленных к тому (2 Пар. 20:14). Амос ясно высказал, что он не был пророком или сыном пророка, но что Бог взял его от стада (Ам. 7:14 и дал.); Иеремия и Иезекииль происходили из священнического рода; Софония, м.б., из царского рода. Кроме название «пророк», встречаем и другие названия, обозначающие этих посланников Господа. Вследствие того, что божественное откровение нередко давалось посредством внутреннего видения или прозрения, пророк назывался провидцем (евр. роз) или прозорливцем (евр. хоце). Исайя жалуется на то, что сыны израилевы говорят провидящим: «Перестаньте провидеть» и прорицателям: «не всматривайтесь» (евр. текст) (Ис. 30:10). Гад назван прозорливцем Давидовым (1 Пар. 21:9). В 1 Пар. 29:29 Самуил назван провидцем, Нафан - пророком и Гад - прозорливцем. Во 2Пар. 9:29 упоминается об Иоиле прозорливце и т.д. Из 1 Цар. 9:9 мы узнаем, что пророки прежде назывались прозорливцами. В Чис. 12:6 и дал., говорится о разнице между низшей формой откровения - посредством видения и сновидения и высшей формой, которую Бог даровал Своему рабу Моисею: «Устами к устам говорю Я с ним и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит». С другой стороны Иеремия предостерегает от пророков, которые передают сны, и посылает к Слову Божию (Иер. 23:28).

Как орудие Господа, водимое Духом, пророк имеет и другие названия. Так, например, пророк Аггей называется «Ангелом Господа» (евр.), т.е. вестником Господа (Агг. 1:13). Нередко мы встречаем название «человек Божий», обозначающее пророков (1 Цар. 2:27; 9:6, 10). Так же назван и Моисей (Втор. 33:1; Пс. 89:1). «Вдохновенный» (евр. муж Духа) - наименование пророка в Ос 9:7 Другое название, указывающее на ответственность пророческого служения, есть «страж» (Ис. 52:8; 56:10; Иер. 6:17; Иез. 3:17 и дал.; 33:2 и дал.; срав. Евр. 13:17) Наконец, пророк часто называется «рабом Господа» (Ам. 3:7; 4 Цар. 17:13; Иер. 7:25). В противоположность истинным пророкам Господа, часто упоминается о лжепророках, которые пророчествовали именем ложных богов (Иер. 23:13), и жили в пороках, утверждая и прочих в нечестии (Иер. 23:14) или ложно выдавали себя за говорящих от имени Господа (Иер. 29:23). Число их было велико. Израильский царь Ахав собрал 400 таких лжепророков (3Цар. 22:6). Иеремия скорбит о том, что и священники, и пророки лицемеры и нечестивцы, и что, благодаря им, нечестие распространилось из Иерусалима на всю землю (Иер. 23:11,15). О характере и отличительном признаке лжепророков сравни Втор. 18:20 и дал.; Иер. 23:9 и дал.; Иез. 13:14. Они появлялись среди народа, будучи похожими по внешности на истинных пророков Господних, одетые в такие же одежды из грубой шерсти (власяницы) или овечьей шкуры (Зах. 13:4; Мат. 7:15). О лжепророках срав. Иез. 13:17 и дал. Когда мы переходим к Новому Завету, то нам приходится отметить, что некоторые из евреев поняли Втор. 18, в смысле пророчества, указывающего на определенного пророка, предшествующего Мессии, причем они думали, что это будет один из ветхозаветных пророков, воскресший из мертвых (См. Мат. 16:14; Иоан. 7:40 и дал.). Имея ввиду только воскресшего из мертвых пророка, евреи спросили Иоанна Крестителя: «Ты ли пророк?» на что он ответил отрицательно, так как он не воскрес из мертвых (Иоан. 1:21,25). Кто такой он был в библейском смысле, см. Мат. 11:13, 14; 17:12, 13. Название «пророк» в Новом Завете дается не только ветхозаветным пророкам, из которых Иоанн Креститель был последним и величайшим, по собственным словам Иисуса (Мат. 11:1; Лук. 7:28), но и Самому Иисусу - «Пророк из Назарета Галилейского» (Мат. 21:11). «Тот Пророк. Которому должно прийти в мир (Иоан. 6:14; Деян. 3:22 и дал), а впоследствии, в среде христианской церкви, - христианам обоего пола, говорящим на собрании (1 Кор. 11:4 и дал.; 14: 29). Так у благовестника Филиппа были четыре дочери, которые пророчествовали (Деян. 21:9). Дар пророчества новозаветных пророков, который состоял в том, что они говорили краткое слово в назидание, увещание и утешение, отличался от дара апостольства и учительства и ставился среди духовных даров выше всех, как наиболее назидавший церковь. (Срав. 1 Кор. 12:10,28; 14:1,3,22,30). Нельзя было уничижать пророчества (1 Фес. 5:20); у каждого оно не должно было превышать его веры (Рим. 12:6). Иисус, вероятно, указывает на этих пророков в Мат. 10:41; 23:34; также и ангел в Отк. 22:9. Мы находим далее, что в Антиохии, в тамошней церкви, были пророки и учителя, которые, по вдохновению Св. Духа, отпустили Павла и Варнаву в их первое миссионерское путешествие (Деян. 13:1). Иуда и Сила, будучи пророками, обильным словом преподали наставление братьям и утвердили их (Деян. 15:32). В Еф. 3:4, 5 говорится, что тайна Христова теперь открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым; и в 4:11, что Он поставил (гр. т. даровал) церкви своей апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей. Без сомнения, апостол имел в виду этих пророков, говоря: «вы утверждены на основании апостолов и пророков» (Еф. 2:20), т.е. на том же основании, на котором были утверждены первые свидетели и посланники Христовы. Многие все-таки относят эти слова к новозаветным апостолам и ветхозаветным пророкам и к возвещавшемуся ими основанию спасения. Разница между даром пророчества в этом смысле и даром говорить (иными) языками была та, что пророк говорил по вдохновению и побуждению Духа Святого, сохраняя самообладание и ясность духа, между тем, как говорящий языками говорил в состоянии исступления, которое затуманивало его сознание. От дара учительства дар пророчества отличался тем (по Иоанну Златоусту), что пророчествующий говорил только по побуждению Духа; учитель же говорил и от своего собственного сердца и ума. Также и у новозаветных пророков упоминается дар пророческого предсказания, а именно: у Агава (Деян. 11:28; 21:10 и дал.). Наконец, в Отк. 11:3 говорится о двух свидетелях Божиих, которые будут пророчествовать с силою Моисея и Илии 1.260 дней, будучи облечены во вретище; после чего они будут убиты в Иерусалиме и 31/2 дня спустя воскреснут и взойдут на небо.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Людей всегда интересовала духовная сторона жизни. Еще с древних времен пришло осознание, что не может быть все так бессмысленно. Вот именно в поисках сути человечество пришло отчасти к религии, философии и атеизму. Если последние категории больше направлены на понимание роли человека, то первая — на взаимоотношения с высшим началом.

Как же понять Бога, если его никто не видел? Для этого существуют пророки. Это прорицатели или посредники, способные слышать и передавать волю Господа простым людям.

Прорицатель, истолкователь, «говорящий вперед». Эти синонимы показывают, как люди понимали термин «пророк». Это определение слова, но не его глубинный смысл. Подобные люди известны во всех религиях Ближнего и Среднего Востока. В некоторых верах был только один подобный человек (зороастризм — Затаруштра), в других — много. Но наиболее точно определяет задачу пророков ислам.

В Коране говорится, что такие люди посылаются на Землю, чтобы вернуть человечество к единобожию.

Элийяху (Илия)

Один из самых известных пророков Израиля, который жил в девятом веке до нашей эры. Он родился и вырос в городке Фисвы. В переводе с иврита его имя означает «мой Бог». В русскоязычной традиции это имя читается «Илья» (Илия).

Как поборник истинной веры, Элийяху противостоял царю Ахаву и царице Иезавель, которые решили вернуть в Израиль культ Баала и Астарты.

В процессе борьбы с правителями он показал несколько чудес. Например, прекратил на некоторое время дожди, а после по его слову пошел ливень. Наводил голод и спускал огонь с небес на землю. Также считается, что его кормили птицы и ангелы. За свои заслуги Илия был взят живым на небо. Именно такой пример добродетели и защиты веры иллюстрирует, что такое «пророк».

Его чтят не только в христианстве. В иудаизме считают, что он должен помазать мессию, в исламе Илию знают, как Ильяса.

Даже в православии он знаменит своей огненной колесницей, единственным атрибутом, который повторяется во всех религиях.

Иисус Навин

Если досконально изучить источники по поводу термина «пророк», анализ даст неожиданные результаты. Подобные люди не всегда были мирными, а зачастую, судя по Библии, очень даже воинственными.

Иисус, сын Нава, изначально названный Осия, свое имя получил от Моисея. Они вместе вышли из египетского рабства, и вскоре он уже командовал отрядом евреев. Впоследствии Навин становится прямым преемником Моисея и возглавляет экспансию израильтян на Святую землю.

Первым делом, при помощи ангелов, он сравнивает с землей Иерихон. Этот город славился своими неприступными стенами, однако благодаря определенному ритуалу они превратились в прах.

За время завоеваний он истребляет под корень население захваченных городов. Он подчинил народу Израилевому всю землю от Газы до Гаваона и призывал поклоняться только Господу, а не разным богам, как в Египте.

Таким образом, мы немного разобрались с понятием пророк — кто это, чем занимались подобные деятели, судя по христианской и иудейской традициям. Теперь давайте посмотрим, что по этому поводу думают мусульмане.

Виды пророков в исламе

Эта религия в текстах священных книг и комментариях к ним уделяет особое внимание пророкам. Упоминается о двадцати восьми из них. Согласно Корану, эту категорию людей выделяет наличие пяти качеств одновременно.

Во-первых, они всегда честны, даже если что-то угрожает их жизни.

Следующая особенность — верность и приверженность понятиям чести. То есть они не подведут своих последователей.

Пророк — это человек, который мудрее и понятливей остальных и превосходит их во всем.

Четвертый принцип. Они передают слова Аллаха, невзирая на трудности, такие как неверие, агрессия и прочие.

Последнее качество. Эти посланники всегда безгрешны как в поступках, так и в мыслях.

Итак, мы разобрались, что такое пророк в исламе. Давайте теперь посмотрим, на какие категории их делят мусульманские богословы.

Во-первых, это «наби», собственно прямой перевод слова «пророк» на арабский язык. Эти люди отвечают пяти качествам, приведенным выше, но не получают от Аллаха послания для всех. Только руководства в плане личных действий. Они доносят до людей в следующих поколениях то, что получил «расуль».

Идрис

Согласно исследователям Святых писаний, его отождествляют с библейским пророком Енохом. Это потомок третьего сына Адама и Евы Сифа. По версии Корана, он прожил около 350 лет, по Библии — 365.

Считается, что Идрис передал людям знания об алфавите, астрономии, научил делать одежду. Кроме этого, за заслуги он был взят на небо живым.

В хадисе сказано, что во время своего мираджа Мухаммед его встретил на четвертом небе. Говорят, что он вместе с Элийяху появится перед Вторым пришествием.

Нух

Наверное, самый известный пророк — это Ной или Нух в арабской традиции. С его именем знакомы даже самые отъявленные атеисты. Еще бы, судя по Святым Писаниям, именно он соорудил ковчег и спас представителей человечества, а также по паре каждого вида животных. То есть, получается, мы ему обязаны своим существованием. Давайте посмотрим, что сказано об этом в исламе.

Мусульмане считают Ноя именно посланником, получавшим наставления непосредственно от Аллаха и передававшим их людям. Судя по Корану, Нух в пятьдесят лет отправляется к «неверным», чтобы направить их на истинный путь. Но все его попытки оказались неудачными. Даже его сын отвернулся и присоединился к язычникам.

Тогда пророк просит Аллаха наслать на обидчиков беды, в ответ над полями неверных перестают идти дожди. Но это не помогло. Тогда Нух молит об уничтожении всех неверных. К нему приходит ангел с вестью, что его просьба услышана. Необходимо посадить финиковые косточки и начать строить ковчег. Когда эти деревья принесут плоды, будет великий потоп. Спасутся только те, кто на корабле.

После катастрофы выжили около 80 человек и много разных птиц и зверей. Часто Нуха называют «вторым Адамом». Считается, что современные расы произошли от его сыновей.

Ибрахим

На Ближнем Востоке самый почитаемый пророк — это Авраам, или Ибрахим. Он называется родоначальником евреев и арабов. От его сына Исмаила произошли арабы, а от Ицхака — израильтяне.

Ибрахим признается расулем и первым человеком, который начал проповедовать единобожие. В айятах Корана сказано, что он разочаровался в представителях своего народа, поклонявшихся идолам, и начал призывать их сменить веру. За порчу храма Авраама хотели сжечь, но ангелы перенесли его с родственником Лутом в Палестину.

Здесь Ибрахим строит Каабу, от бесплодной жены, благодаря молитвам, у него появляется сын. Он проходит испытание веры, когда Аллах попросил принести в жертву своего ребенка.

В принципе, мусульмане считают этого пророка ханифом. Это слово означает, что он был добропорядочным и правоверным, но не проповедовал ислам, так как этой религии тогда еще не было.

Юсуф

Согласно Писаниям, этот человек обладал очень красивой внешностью и даром правильно толковать сны. За эти достоинства его возненавидели старшие братья и бросили в колодец, чтобы караванщики нашли его и продали в рабство.

Отцу же, Якубу, сказали, что младшего сына растерзал волк. Но пророк Юсуф смог не только выжить, но и значительно преуспеть. Сначала он стал любимцем всех столичных египтянок, но из-за отказа разделить ложе с женой фараона попал в темницу. Выпустили его оттуда только после того, как он верно истолковал сон фараону и спас египетский народ от голода.

Впоследствии пророк Юсуф становится государственным чиновником, хранителем продовольствия и забирает родню к себе из голодной Палестины.

Мухаммед

Без сомнения, пророк Мухаммед — самый почитаемый исторический деятель во всем арабском мире. Он считается посланником, и после упоминания его имени правоверные мусульмане всегда прибавляют «мир ему и благословение от Аллаха». Судя по данным исследований, этот человек прожил всего шестьдесят один год, но то наследие, которое осталось в веках, играет до сих пор важную роль.

Шариат (религиозные и морально-этические нормы), который принес пророк Мухаммед людям, в исламе считается единственно верным. Арабские ученые говорят, что каждый посланник Бога приходил на землю с укладом правил для своей эпохи, так вот Магомет был последним из череды пророков. Следующее явление будет означать начало Судного дня.

Таким образом, в этой статье мы с вами разобрались, кто такие пророки, и познакомились с некоторыми из них.

Удачи вам, дорогие читатели!

Начать надо с того, чтобы четко себе уяснить, что значит на языке священных писаний быть пророком, кто такой пророк? Потому что в наше время мистического всеядства и неадекватности разных ложных мистических практик и откровений нужно понять что такое ветхозаветный пророк. Важно в этом отношении то, что пророк - это не ясновидящий. Это не тот человек, который предсказывает будущее.

Мы начинаем беседы, посвященные ветхозаветным пророкам.

Сначала надо четко уяснить, кто такой пророк на языке Священного Писания. Это особенно важно в наше время духовной всеядности и распространения различных ложных мистических практик.

Пророк - не ясновидящий, не человек, предсказывающий будущее. Это не главная часть его служения - предсказывать будущее, как мы привыкли считать. Пророчество - иное призвание, совершенно иной дар.

Посмотрим Новый Завет. Христа часто современники называют Пророком. Много раз слышно: не было еще такого пророка в Израиле, новый пророк восстал в Израиле, Бог посетил народ Свой. Но ведь Христос практически нигде не предсказывает будущего, за исключением отдельных бесед с учениками, когда никто больше не мог Его слышать. Он говорит о некоторых последних судьбах мира, открывая тайны будущего века, но предсказанием и даже пророчеством в общепринятом смысле этого слова Христос нигде не занимается. Наоборот, когда подчеркивают Его пророческое служение, говорят обычно Его современники, что Он Пророк, сильный в слове и деле, Человек, Который сказал - и сделалось, любое Его слово сбывается, со всем, что Он говорит, спорить никто не может; в данном случае, когда Его называют Пророком, это означает - Служитель слова, которое неразрывно связано с делом, Его слова сразу приносят плод в виде исцеления какой-то немощи, воскрешения мертвого, возгорающихся сердец людей. Христос проходит и говорит Левию Матфею: «Пойдем со мною», и тот идет, Он говорит: «Встань!» мертвому - и тот встает. С точки зрения Нового Завета, это важно, пророк - в первую очередь, служитель слова, которое никогда не остается бездейственным.

Это размышление о слове «пророк» применительно ко Христу помогает понять служение пророков Ветхого Завета как служителей слова. То есть они свидетельствуют о Боге, передают волю Божию, они - уста Божии: Моисей фактически представляется как бы устами Божиими, Бог через него говорит с народом, с Аароном.

Возвещение воли Божией и представляется главным служением пророков. Они - не предсказатели будущего, они - свидетели воли Божией.

Понятно, что свидетельство о воле Божией всегда, так уж устроена жизнь, связано со свидетельством о настоящей правде, об истине, и поэтому всегда воспринимается людьми как обличение. И это неизбежно, потому что мир лежит во зле, и жить абсолютно по правде не может никто - как сказано: нет человека, который жив будет и не согрешит. И апостол Павел говорит, что же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

Но совершенно несправедливо думать, что именно обличение - это главное содержание, главный вектор пророческих книг, что, якобы, цель пророка в том, чтобы обличить человека. Может, и обличить - мы-то вкладываем в это слово негативный смысл: поставить на место, наказать, накричать. Не в этом главный пафос слов пророков… Они просто возвещают волю Божию - то, как должно быть на самом деле, говорят, что такое правда, добро, свет и истина.

Но людям это возвещение, поскольку оно разрушает их собственное понимание истины, болезненно, кажется неприятным, тягостным - и поэтому воспринимается всегда негативно. Именно на острие негативного восприятия людьми свидетельства, которое приносят пророки, между самими пророками получаются противоречия, возникает борьба, напряженность. Это пропитывает каждую строчку пророческих Книг.

Еще раз скажу: пророки пришли не показать миру его недостатки, просто они показывают, каким мир должен быть, если он решился соответствовать замыслу Бога о себе. Люди же воспринимают это всегда с раздражением, а то и с ненавистью, желая отстоять во что бы то ни стало свое видение этих вещей. Заметьте, когда нас посещают желания во что бы то ни стало рассказать человеку о его недостатках, мы очень часто впадаем в ложный пророческий пафос. Нам кажется, что мы знаем, что такое правда, и мы видим, что человек этой правде не соответствует, и думаем, что настала пора поставить его на место, доказать ему, что он не прав, и думаем, что мы в данный момент исполняем едва ли не пророческое служение. На самом деле совсем не так. Почему?

Если бы книги пророческие были наполнены только обличением неправд еврейского народа то, наверное, они бы не имели такой ценности, в первую очередь мессианской, которую они имеют сейчас. Фактически книги эти названы пророческими и нами принимаются как пророческие не столько потому, что они обличают, а потому, что каждая глава, порой каждая строчка этих книг дышит свидетельством о Христе. Свидетельством о Мессии.

Почему так? Дело в том, что миссия ветхозаветных пророков уникальна.

Невозможно повторить их служение, так как все их обличительные речи, все попытки показать человеку подлинную истину, любовь, красоту и добро, так скажем, беременны свидетельством о Христе. Никогда ни один пророк не пускается в простое обличение - либо в начале, либо в конце своей речи он всегда свидетельствует о том, что придет Христос.

Пророк дает надежду

В свидетельстве о Христе есть указание на очень важную вещь. Допустим, пророк обращается с речью к людям, живущим неправедно, и говорит, что на самом-то деле должно быть не так, как они делают, а потом говорит о Христе… Он дает понять, что на самом деле они сейчас и не могут поступать иначе, даже если бы хотели. Не могут потому, что находятся под проклятием, под отлучением от Бога, Бог не может проникнуть в их закосневшие сердца. Но однажды Бог станет Человеком, говорит пророк людям, и ваши сердца, если вы хоть немножко стремитесь к добру и истине, обязательно откликнутся на Его приход. И, приняв Его всем сердцем, вы изменитесь.

То есть пророк утешает людей, находящихся в грехе, дает им надежду, говорит, что они не всегда пребудут такими, как сейчас, однажды все изменится - придет Спаситель мира. Фактически пророк дарит им надежду в вере: «Веруйте, что придет Мессия, и сама эта надежда сделает вас лучше»; так увенчиваются всякая обличительная речь пророков, всякое свидетельство о воле Божией, - утешением, дарованием надежды и свидетельством, что люди грешат потому, что они - как бы рабы дьявола.

Итак, во всех пророческих Книгах два мотива. Первый - свидетельство, что люди живут не так, как должны жить по замыслу Творца. Второй - исповедание: сейчас они и не могут иначе жить, потому что отлучены от Богообщения, а без Бога человек - всего лишь грешная земля, в которой произрастают только тернии и колючки. Только когда Бог вспомнит народ Свой, тогда сердца изменятся.

Мы должны всегда помнить, когда читаем о грядущем Мессии, что каждый человек создан как сын Божий. Это наше призвание. И только уверовав в Воплощенного Сына Божия, приняв Его сердцем, сделав Его образцом своей жизни, мы достигаем богоподобия.

Таким образом, указания на Мессию имеют не только пророческий, предсказательный характер, но характер нравственный, этический. Для каждого человека жизнь Христа, поступки, мысли Христа не только реальное спасение, но образец, которому он должен следовать.

Итак, образ Мессии в контексте речей пророческих имеет не только предсказательный характер, но он как бы венчает собой обличительную речь пророка, то есть пророк свидетельствует об истине, правде и красоте. А вся истина, правда и красота заключена в Христе, Сыне Божием. Он есть мера всего, Он есть Начало и Конец всего, Он есть воплощенная Красота и Истина, Добро, Справедливость, Милосердие. свидетельствуя об истине, пророк не может пройти мимо Христа, потому что Он и есть осуществление мечты человека о совершенстве человеческой природы. Так что пророческие Книги от свидетельства о Христе оторвать невозможно, они все по своему содержанию глубоко христоцентричны. Не случайно, например, пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом: у него больше всего пророчеств о Христе и указаний о христианских мотивах, о христианской нравственности, о христианской любви. Свидетельство о Мессии - первый момент, касающийся сущности пророческого служения.

Второй момент - никто никогда не становится пророком по собственному почину. Понятно, что мы ветхозаветные страницы читаем глазами человека XXI века, принадлежащего к определенной культурной традиции, и меряем тогдашние события собственными мерками (а надо бы наоборот - мерками Священного Писания, мерками его откровений мерить собственную жизнь). Бог избирает человека, призывает его, и пророк не может не откликнуться, как пишет пророк Иеремия: Ты влек меня, Господи, - и я увлечен; Ты сильнее меня - и превозмог (Иер. 20,7). Глас призывающий проникает до самых глубин души человека, и человек не может противиться призыву Божию, понимая, что призывает его к этому служению Сам Бог.

Потому у каждого пророка возникает еще (особенно это видно в Книге пророка Иеремии) внутренняя огромная напряженность, борьба внутри человеческого сердца, ведь пророк поставляется на служение, превышающее меру человеческого служения, - человек не должен быть пророком, он не может быть пророком. Бог ставит человека на высочайшую высоту, тяжелейший труд ему дает, человек очень часто изнемогает от этого труда. И не то беда, что практически все пророки закончили жизнь трагически (самый известный случай - это кончина пророка Исаии, который был перепилен деревянной пилой; другие тоже заканчивают свою жизнь трагически), - такая кончина была для них, скорее, избавлением: та напряженность внутренней борьбы, которую они испытывали во время служения, была еще страшней.

Вот, например, пророк Иеремия пишет: «Ты влек меня, Господи, и я увлечен, Ты сильнее меня и превозмог, я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мной. И подумал я: не буду я напоминать о Боге, не буду более говорить во имя Божие, но был в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог».

И Господь, призывая пророка Иеремию, его предупреждает: «встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их». То есть Бог понимает, что человеку быть пророком очень трудно, ведь необходимо свидетельствовать о Боге перед народом, который Бога забыл. Пророческое служение - всегда не только в словах, но и в образе жизни. Любой пророк служением, а иногда и реальными поступками, как это было и с пророками Исаией, Иеремией, Иезекиилем, пророчествует о Христе. И Христос становится как бы Венцом всяких пророков, которые были до него, Восполнением и Исполнением подлинного пророческого служения.