Просить святых о помощи. Почему не дается? Как добиться покровительства Блаженной и какой помощи ожидать
Эта книга – книга помощи любому нуждающемуся в ней. Помощи не простой, а Небесной.
Русскому человеку всегда в его бедах, нуждах и горестях помогали святые – помощники и заступники простых людей перед лицом Господа. Немало на Руси святых, которые денно и нощно хлопочут за нас в Царствие Небесном. И все-таки, как мы доверяем свои помыслы и чаяния самым близким и дорогим для нас людям, так и свои просьбы о Божественной помощи мы адресуем тем святым, которых больше всего любим и почитаем.
Святитель Николай Чудотворец и блаженная Ксения Петербургская, блаженная Матрона Московская и преподобный Иоанн Кронштадтский, преподобный Серафим Саровский. Нет ни одного русского человека, который бы не знал о них, не слышал и не ведал об их чудесах, творимых по просьбам нашим…
Они помогают в исцелении от недугов, избавлении от бед и житейских невзгод. К ним обращаются с просьбами за детей и близких. Они спасают наши жизни и наставляют на путь истинный.
Пусть они сегодня помогут и вам! Ведь наша жизнь так нелегка, и всем нам без исключения так нужна помощь!
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Как часто на протяжении своей земной жизни человек оказывается в сложных ситуациях. У каждого своя нужда и для каждого она важна – один никак из бедности выбраться не может, другой – от тяжкого недуга излечиться, третий – счастье родительства испытать, а четвертый веру в жизнь утратил, в черную яму тоски и уныния с каждым днем все глубже проваливается, у пятого же жизнь на волоске повисла…
И каждому помощь нужна. А ведь кажется порой человеку – неоткуда ему этой помощи ждать. И впадает человек в уныние, жизнь ему в черных красках рисуется, и сам он безрадостен становится и близких своих такими же делает…
Да только голос внутренний, который памятью предков зовется, подсказывает ему – есть, есть к кому тебе за помощью обратиться. Есть Тот, кто услышит тебя и поможет всегда. Ты только попроси – Господь в милосердии своем в любой нужде тебя не оставит.
Но не всегда человек дерзает напрямую к Всевышнему обратиться. И робость тут может проявиться, да и отсутствие привычки уповать на помощь Небесную. Что там говорить – не приучены мы с колыбели, как предки наши, молитвенным словом Господа в трудную минуту на помощь призывать.
Но Господь, Он нас никогда не оставляет. Поэтому для того, чтобы проще человеку было к небесам обращаться, посылает на землю Всевышний помощников своих. Вроде бы обычные люди они – из плоти и крови, как мы с вами, а освящены истинной благодатью Божьей и наделены даром благодать эту и на нас распространять.
За жизнь праведную, за подвиги во имя веры и любви к людям и Всевышнему одаривает Он их удивительными способностями – прошлое и будущее видеть, чудеса творить и недуги исцелять, а самое главное – души заблудшие на путь истинный наставлять, вести их в Царствие Небесное.
Святые угодники Божьи, пред престолом Всевышнего предстоящие, – молитвенники наши и заступники, через них просьбы наши и молитвы до Господа доходят, они покровители наши небесные, любящие и терпеливые.
Возжигая перед образами их чудесными огонек свечи или лампады, со словами молитвы, от самого сердца идущей, обращайтесь к ним. И не сомневайтесь – каждое слово ваше будет услышано, ни одна просьба без ответа не останется. Все получите вы – и исцеление, и вразумление, и помощь в любой семейной или житейской нужде.
Самое главное – крепкая вера, искренность и чистота помыслов.
Просите о помощи святых угодников Божьих и знайте – помощь обязательно придет!
КАК ПРОСИТЬ ПОМОЩИ У СВЯТЫХ
Для того чтобы обратиться к святому со своей просьбой, нужно, в первую очередь, искренне верить в то, что вы обязательно получите помощь.
Просить помощи лучше всего перед иконой того святого, к которому вы обращаетесь. Совершенно неважно, находится ли эта икона в церкви или стоит у вас дома, сделана ли она мастером иконописи или вырезана из газеты. Если вы хотите просить помощь в пути, и у вас под рукой нет иконы вашего святого, мысленно представьте его образ, почувствуйте связь с ним.
Обращаться к святому за помощью лучше всего словами молитвы. Но если вы не знаете или не помните их, говорите с Господом и святыми теми словами, которые идут из самой глубины вашей души.
Перед тем, как попросить святого о помощи, посмотрите внимательно на его икону. Почувствуйте, что святой смотрит на вас, ощутите его любовь и внимание – помните, что ни одному человеку, с чистым сердцем к Богу пришедшему, не отказал ни один святой в своей помощи. И ваша просьба услышана будет, верьте в это.
Перекреститесь и обратитесь к святому со своей просьбой.
В этой книге вы найдете молитвы для обращения к святым – как канонические тексты, которые традиционно читаются во время совершения литургии в православных храмах, так и краткие молитвенные обращения.
СВЯТЫЕ УГОДНИКИ БОЖЬИ И ИХ ЧУДЕСНАЯ ПОМОЩЬ
СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА МОСКОВСКАЯ
Святую Матрону Московскую нужно просить
ОБ ИСЦЕЛЕНИИ
О ПОМОЩИ В ДЕЛАХ ЖИТЕЙСКИХ
О ВСТРЕЧЕ С СУЖЕНЫМ
О СОХРАНЕНИИ БРАКА
О МАТЕРИНСТВЕ
ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ПЬЯНСТВА И НАРКОТИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ
О ПОМОЩИ В РЕШЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
О ПОМОЩИ В УЧЕБЕ, РАБОТЕ
ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ СТРАДАНИЙ
К святой Матроне можно обращаться
С вятая праведница матушка Матрона, матушка Матрона, Матронушка, заступница наша, блаженная матушка Матрона.
Краткие молитвенные обращения к Матроне
С вятая праведница матушка Матрона! Всем людям ты помощница, помоги и мне в беде моей (…..). Не оставь меня помощью и заступничеством своим, моли Господа о рабе Божьем (имя). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Б лаженная старица Матрона, заступница наша и просительница перед Господом! Смотришь ты своим взором духовным и в прошлое и в будущее, все открыто тебе. Вразуми раба Божьего (имя), дай совет, покажи путь к решению проблемы (….) Благодарю тебя за помощь твою святую. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
О блаженная мати, услыши ныне воспеваемое наше тебе хвалебное пение и моление, обещавшая и по смерти слышати вопиющих к тебе, и испроси у Спасителя нашего Господа Иисуса Христа грехов наших прощения, христианския кончины жизни нашея и доброго ответа на Страшном судище Его, да и мы со всеми помилованными Богом сподобимся в селениих райских славити Святую Троицу красным пением: Аллилуия.
Святая блаженная Матрона Московская
Святая старица Матрона (Матрена Димитриевна Никонова) родилась в 1881 году в селе Себино Епифанского уезда (сейчас Кимовского района) Тульской губернии.
Когда мать Матроны ждала появления младшей дочери на свет, она была уже немолода, а их семья терпела страшную нужду. Скорое рождение ребенка не радовало будущих родителей – они понимали, что он станет лишним ртом. Еще до появления девочки на свет решено было отдать ее в приют. Но видение белой птицы с плотно сомкнутыми веками на человеческом лице, посланное во сне будущей матери, стало для них знаком всевышнего, и маленькая Матрона, родившаяся слепой, осталась в семье.
Чудеса сопровождали Матронушку на протяжении всей ее жизни – от рождения и крещения до самой смерти. Как это часто бывает, Всевышний в своей великой мудрости, лишив Матрону зрения физического, дал ей духовную прозорливость. Встав в младенчестве на путь служения Господу, святая Матрона уже и сама не сходила с него и других вела за собой. С ранних лет она обладала способностью видеть прошлое и будущее, а по молитвам праведницы происходили различные чудеса и исцеления.
Как правильно попросить Николая Чудотворца о помощи лично для себяСамое главное: чтобы обратиться к святому Николаю со своей просьбой - нужно искренне, всем сердцем верить в то, что вы непременно получите эту помощь - это первоочередное и обязательное условие (прочитайте еще раз эпиграф к этой статье). Взывать о помощи лучше всего перед иконой Николая Угодника. Совершенно не принципиально - находится ли эта икона в храме, или у вас дома; создана ли она руками мастера иконописи или скачана из Интернета и распечатана на вашем принтере. Если вам необходимо попросить помощь в пути, но у вас нет под рукой образа святого Николая - мысленно представьте его образ, нарисуйте в своём воображении - этого будет достаточно, чтобы почувствовать духовную связь с ним. (Однако я всё же советую купить в церковной лавке маленький образ Чудотворца - так называемый «складень» или нательный медальон - и носить его с собой. У меня много лет похожий на тот, что на картинке слева - я его в портмоне ношу, рядом с фото близких.)
Обращаться к святому Николаю Угоднику за помощью правильней всего словами молитвы, и вовсе не обязательно, чтобы молитва произносилась строго по церковным канонам, важнее - чтобы с искренностью. Если вы молитву еще не знаете или не помните ее слов - говорите со святым теми словами, которые идут из вашего сердца, из глубины вашей души.
Перед тем, как просить святого о помощи - посмотрите внимательно, вглядитесь в его икону (или в созданный вами мысленный образ Николая Угодника). Почувствуйте, что святитель смотрит на вас, что ему ваши проблемы не безразличны, ощутите его внимание и любовь – это легко. Помните, что нет ни единого человека с открытым ко вселенной сердцем, которому вселенная отказала бы в помощи. А по тропинке к этой помощи вас и поведет Николай Угодник - самый быстрый среди проводников от Земного к Высшему. И ваша просьба будет услышана и исполнена - верьте в это. Да поможет нам всем вера! Вера в то, что
Человек
И должен быть
СЧАСТЛИВ!
Краткие молитвенные обращения к Николаю Чудотворцу:
Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.
Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.
Дата: 26.01.2015 2:52:48
Можно ли просить помощи сразу у нескольких святых?
отвечает протодиакон Дмитрий Половников
Можно ли просить помощи сразу у нескольких святых или же лучше обращаться с молитвами к одному святому? И как понять, к какому святому лучше обращаться? Спасибо за ответ.
Уважаемая Надежда. Дело в том, что святые помогают нам не сами по себе. Они наши сомолитвенники, то есть мы просим их, чтобы они умолили Господа и помогли нам в той или иной нужде. И только Сам Бог является подателем всех благ. Поэтому молитва святым Богоцентрична. Лучше обратиться в своей молитве к Самому Богу Отцу и Иисусу Христу, а «специализация» святых — это от духовной немощи нашей. А в вашем случае, Вы можете обратиться в молитве как к одному святому, так и к нескольким. Главное — это неотступная молитва и очищение себя в Таинствах церковных: Исповеди и Причастия. Помогай Вам Господь.
Чтобы нам было легче просить помощи у святых после того, как окончилась их земная жизнь, есть у нас молитвы, есть иконы с их изображением, и есть их святые мощи (мощи Матроны Московской, мощи Серафима Саровского , мощи Спиридона Тримифунтского и т.д.). Некоторые думают, что святым церковь признает лишь того человека, чьи останки остались нетленными и через много лет после окончания его земного пути. Это не так. Есть святые чьи мощи нетленны, есть и такие, чьи останки истлели точно так же, как если бы это был обычный человек. Нетление останков - чудесное явление, и точного объяснения ему до сих пор нет. Может быть, тело человека, всю жизнь свою обращенного помыслами к высшему, духовному, а не к земному и тленному, само обретает свойства духа - вечного, бессмертного, нетленного... Только нужен для этого особой силы дух, особой стойкости душа, особой чистоты мысли и чувства.
Однако святые мощи почитаются на Руси независимо от того, являются они нетленными или нет. Почитаемы останки святых и тогда, когда они представляют собой только кости, или даже только пепел. Ведь если Благодатью было наполнено все существо святого при его жизни, то благодатны и его останки. Благодатные, Божественные силы действуют на людей через мощи святого, потому что сами они становятся носителем Божественной Благодати. Вот почему, находясь рядом со святыми мощами, мы ощущаем присутствие Святого Духа, вот почему происходит на нас умиротворение и светлая радость, вот почему мощи святых врачуют и душу, и тело.
Если хотите получить от святого помощь, помолитесь перед его иконой, прикоснитесь губами к раке со святыми мощами. Только обязательно делайте это с глубокой, искренней верой, что вас услышат, вам помогут, что Господь не откажет вам в вашей просьбе.
Побывав в храме, поклонившись святому и его святым мощам, обязательно приобретите его икону. Пусть она стоит у вас дома, либо постоянно сопровождает вас во всех ваших путях-дорогах. И тогда вы сможете в любой момент обратиться к святому и почувствовать себя под его защитой и покровительством. И в конечном итоге уже будет не важно, разговариваете вы с ним языком молитвы, или своими словами. Главное, чтобы слова ваши были честными, искренними, простыми, и шли от сердца.
Даже если перед глазами нет иконы, вы можете просто подумать о святом, вспомнить его, и вы обязательно ощутите его присутствие. Вы почувствуете, как он с любовью и заботой смотрит на вас. А главное - он видит все, что творится у вас на душе и на сердце, знает все ваши нужды, все ваши печали и тревоги, знает, в какой помощи вы нуждаетесь. И помните, что человеку, открывшему своё сердце перед Богом, представшему перед Ним искренним и честным, не откажет в помощи ни сам Господь, ни его святые угодники.
Итак, как просить помощи у свяых ? Рассказывайте святым о своих нуждах. Общайтесь с ними как с живыми. Вы почувствуете, что они слышат вас и отвечают вам. Рассказывайте святым о своих скорбях как живым. Вы ощутите на себе такой поток любви и Благодати, какой могут дать нам только Небеса. И с помощью небес потечет ваша жизнь ровно, гладко, без ударов и потрясений. Только с Божьей помощью сегодня возможно это...
Издревле в Церкви существует обычай обращаться в молитве, не только к Самому Господу, но и к Божьей Матери, и к Святым. Не оскорбляем ли мы этим величия Божия? Великий молитвенник святой праведный Иоанн Крондштадский, пишет об этом так: «Сегодня я усомнился, конечно, потому,что подстрекал лукавый, насчет одного оборота в одной молитве, а именно: «Един имаши власть оставляти грехи молитвами пречистыя Твоея Матере и всех святых» Я думал: «Как Бог имеет власть оставлять грехи по молитвам Своей пречистой Матери и святых,а не Сам независимо?» И без молитв других имеет власть, конечно один Он имеет власть; но чтобы почтить высокие добродетели святых, особенно Своей пречистой Матери, которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земней жизни; Он принимает их молитвенные предстательства о нас, недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений. Вспомните Моисея, предстательствовавшего за народ еврейский и исходатайствовавшего ему жизнь у прогневанного Господа. Кто не скажет, что и без Моисея мог бы Господь пощадить народ Свой, но тогда Господь был бы так сказать, неправосуден, даровав им, недостойным жизни – жизнь, тогда как Сам же определил их умертвить. А когда стал предстательствовать Моисей – человек праведный, кроткий и смиренный – тогда взоры правосудного Бога успокоились на праведнике, на его любви к Богу и к народу своему, и ради его заслуг Господь помиловал недостойных, ради праведного – неправедных. Так и ныне, по молитве Своей пречистой Матери, Он милует нас, которые сами по себе за великие и частые грехи и беззакония недостойны были бы Его милости». «Святые исполняли слово Господа; Господь исполняет их слово; они сделали для Него – Он для них. Вот почему Господь исполняет скоро молитвы святых за нас».
Живя на земле, святые угодили Богу исполнением Его заповедей о любви к Богу и ближним. По этой великой любви они молились о других людях, испрашивая им у Бога нужное. Тем более, по кончине, когда они переселились в вечность и предстоят лицу Божию, они молятся о нас. Надо только ясно понимать, что, как пишет праведный Иоанн Крондштадский, молитвы святых и Пресвятой Богородицы имеют силу ходатайства исключительно по Благодати Господа Иисуса Христа, в силу великой ходатайственной крестной жертвы Сына Божия. Это воздаяние от Господа по заслугам святых. И, кроме того, отец Иоанн предупреждает: «Господь принимает ходатайства святых за грешных людей, когда грехи этих последних не превышают меры долготерпения Божия».
Прибегая к помощи святых в своих бедах, скорбях и болезнях, не будем забывать, что лучший способ избавиться в жизни от великих бед и тяжких скорбей – избегать греха, жить по воле Божией, по заповедям Его, а лучшее духовное лекарство во всякой болезни – покаяние в грехах, соборование, причащение Святых Христовых Таин.
Не случайно, кстати, нет в церковных книгах молитв о защите от всяческих колдунов, чародеев, магов. Такие молитвы стали самодеятельно сочиняться только в последние годы. По согласному же мнению святых отцов, человеку, который старается жить по заповедям Божиим, который искренне кается в грехах своих и причащается Тела и Крови Христовой, «не может причинить вреда никакое чарование и волхвование» (ответ преподобного Афанасия Афонского, приведенный в его житии).
Безусловно, мы нуждаемся в помощи святых. По словам отца Иоанна Крондштадского, «святые Божии – великие купцы, обогатившиеся всеми душевными сокровищами, всеми добродетелями, кротостью, воздержанием, смирением, терпением, богатою верою, надеждою и любовию. Оттого мы просим их святых молитв, как нищие богатых, чтобы они помогли нам в нашей духовной бедности, чтобы они научили нас молиться и преуспевать в христианских добродетелях, чтобы они, как имеющие дерзновение перед Богом, молились об отпущении наших грехов и предохраняли нас от новых».
К сожалению, в последнее время в представлении некоторых людей сонм православных святых стал походить на собрание языческих божков; этот – бог рыболовства, этот – покровитель торговли, этот отвечает за глаза, тот — за желудок. Иногда это выглядит даже оскорбительно по отношению к святому: он жил не для этого, он жил ради Бога, совершал великие подвиги, претерпел тяжкие страдания, часто и смерть из любви к Богу, а мы умаляем величие его жизни. Кроме того, было бы неправильно как бы привязывать святого к каким – то определенным частным нуждам. Без сомнения, ЛЮБОЙ СВЯТОЙ СИЛЕН ПОМОЧЬ НАМ В ЛЮБОЙ НАШЕЙ НУЖДЕ. И к тому святому, к которому у нас есть особая любовь, особое сердечное расположение, мы можем обратиться за помощью в любом деле, с детской простотой и несомненной верой.
О чем, например, молятся преподобному Серафиму Саровскому или блаженной Матроне Московской? Да обо всем. Но, конечно существует и традиция молитвы перед некоторыми иконами Божией Матери и обращения к некоторым святым в определенных обстоятельствах, основанных часто на реальных фактах из житий святых, а также на многовековом молитвенном опыте Церкви. Например, названия икон Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших», «Воспитание», «Прибавление ума», «Целительница», говорят сами за себя.
Икона Божией матери «Всецарица» прославилась чудесной помощью при тяжелых, неизлечимых болезнях, в частности онкологических.
Великомученник Пантелеймон изучал медицину, а когда уверовал во Христа и крестился, исцелял людей уже призыванием имени Христова и молитвой. Поэтому конечно, в болезнях люди обращаются с молитвой к нему.
Безмездными врачами были в земной жизни и преподобный Агапит Киево-Печерский и святые безсребренники Косма и Дамиан.
В Болезни так же читается Особый Канон ко Господу и Божией Матери о болящем.
В молитве к праведным Марфе и Марии, святым сестрам праведного Лазаря, которых любил Господь Иисус Христос, испрашивается помощь в приобретении тех добродетелей, которые должна иметь христианка, чтобы и ей угодить Христу.
Желая стяжать смирение, чаще всего молятся преподобному Сергию Радонежскому и святителю Митрофану Воронежскому, которые были чрезвычайно смиренными.
О благословении на вступление в брак молятся святым супругам благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским.
Перед иконой «Нечаянная радость» часто молятся Пресвятой Богородице о вступлении в брак, а так же во многих других нуждах, например дарование покаяния тем, кто живет в тяжких грехах и не кается. На этой иконе как раз изображен раскаявшийся грешник, изменивший свою жизнь после чуда от образа Божией матери и получивший от Бога «нечаянную радость» прощения грехов по молитвам Богородицы.
Святым женам, угодившим Богу в браке, естественно молиться о даровании добродетелей, необходимых жене – христианке, об умении строить семейную жизнь. Это благоверные княгини Анна Кашинская, Анна Новгородская, Евдокия Московская, Ольга равноапостольная, Иулиания Лазаревская.
О сохранении любви молятся апостолу Иоанну Богослову, так много писавшему о христианской любви. Святым супругам мученикам Адриану и Наталии, имевшим друг ко другу не земную привязанность, но высокую Божественную любовь.
Святым мученикам Гурию, Самоне и Авиву молятся о благополучном браке, так как самым известным чудом их является избавление от заточения и смерти молодой женщины, которую некий воин обманом взял замуж и мучил ее.
О даровании детей молятся святым праведным Иоакиму и Анне, которые очень долго не имели детей, пока наконец Господь не утешил их рождением Пресвятой Девы. Этим святым можно помолиться и о том, чтобы ваш брак был по настоящему христианским, потому что они угодили Богу именно в супружестве.
О благополучных родах по традиции молятся Пресвятой Богородице перед ее иконой «Федоровская», ей же молятся и о даровании долгожданного ребенка.
Кормящие матери просят помощи у Матери Божией перед образом «Млекопитательница».
В житиях преподобного Сергия Радонежского и праведного Иоанна Крондштадского описано, как в детстве трудно им давалось учение, они со скорбью молились и Господь чудесно просветил их ум. Поэтому конечно матери молятся этим святым о своих учащихся детях. Также прошение о помощи детям в учении есть в молитве святым Косьме и Дамиану Асийским.
О детях есть прошения и в молитвах к святому мученику младенцу Гавриилу Белостокскому и святым семи отрокам Ефесским. По традиции молятся о детях, об устройстве их дальнейшей судьбы и святителю Митрофану Воронежскому.
О воспитании детей молятся святым мученицам Вере, Надежде и Любови, которые и сами были маленькими девочками и матери их, святой Софии, сумевшей воспитать троих святых. Естественно молитвенно обратиться за помощью в семейной жизни и в воспитании детей к преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского.
Святым воинам, великомученикам Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому, молятся о помощи тем,кто несет воинскую службу.
Существует традиция молиться святой великомученице Варваре об избавлении от внезапной смерти без покаяния и причащения.
О заключенных в тюрьму молятся обычно святой великомученице Анастасии Узорешительнице и святителю Николаю архиепископу Мирликийскому. Святая великомученица посвятила свою жизнь облегчению участи заключенных в темнице христиан: приносила им пищу, питье, одежду, перематывала раны, деньгами покупала для них некоторое послабление строгости заключения. А после молитвы к святитель Николаю были освобождены три воеводы, несправедливо заключенные в тюрьму.
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийских, самый наверно известный во всем мире святой. На основании фактов из его жития ему молятся и о помощи на море, и о путешествующих, и о замужестве дочерей, и в крайней бедности и во многих других нуждах.
Защиты для себя и своих близких уместно просить у святых Ангелов.
Об устройстве семейной жизни детей по традиции молятся праведному Филарету Милостивому, которому Господь помог устроить судьбу детей, несмотря на то, что семья святого пришла в крайнюю нищету из-за его чрезвычайного милосердия. Одна из дочерей святого даже вышла замуж за императора.
К священномученнику Харалампию обращаются за помощью в земледелии на основании его предсмертной молитвы. А о сохранении скота от болезней и других бедствий молятся, как великомученику Георгию Победоносцу, так и священномученнику Власию, который просил, чтобы Бог посылал помощь тем, кто будет молиться о помощи человеку или скоту, поминая имя раба Божьего Власия. Кроме того, однажды по молитвам святого волк вернул похищенного у вдовы поросенка.
Святому пророку Илии и святителю Спиридону Тримифунтскому на основании их житий молятся о пропитании семьи. Также есть традиция обращаться к святителю Спиридону при трудностях с жильем.
В житиях блаженной Ксении Петербургской и Матроны Московской описаны случаи их чудесной помощи в создании семьи, при поисках работы, и во многих других случаях.
Молитва преподобного Паисия была так сильна перед Богом. что он смог умолить Его о прощении иноков, отрекшихся от Христа. Поэтому преподобному молятся о прощении тяжких грехов живых и об избавлении от вечной муки умерших.
В молитвах святым часто нет прошений, соответствующим нашим нуждам. В таких случаях можно прославить святого чтением акафиста, канона или тропаря, а затем своими словами высказать свою просьбу.
Святой «широкого профиля»
Все знают чудотворца и скорого помощника Николая. Многие водители, даже те, которые не ходят в церковь регулярно, знают наизусть тропарь святителю «Правило веры и образ кротости» и читают его каждый раз, садясь за руль. Я и сам так делаю. Святитель Николай Мирликийский считается покровителем путешествующих, потому что в дни земной своей жизни много помогал бедствующим в пути. Еще святителю Николаю молятся о замужестве дочерей, потому что он в свое время пожалел трех дочерей обнищавшего человека и помог с их замужеством. По этой же причине ему молятся о семейном благополучии. Святому Николаю также молятся о том, чтобы избавил от всяких бед, поскольку в его житии описано, как он выручил неправедно осужденных на казнь воевод. Есть еще и другие причины (по расширенному молитвослову), из-за которых следует обращаться молитвенно в первую очередь именно к этому святому.
Недавно у одного моего прихожанина потерялся мобильный телефон. Он подошел ко мне и попросил прочитать акафист святому Иоанну Воину. Я с удивлением спросил, почему именно ему. В ответ прозвучало бодрое: «А кому ж еще в этом случае молиться?» Акафиста Иоанну Воину у меня не было, поэтому я предложил почитать акафист Николаю Чудотворцу. Он ведь святой «широкого профиля».
Оказывается, многие святые имеют достаточно узкую специализацию. С этой точки зрения, мученику Иоанну Воину действительно принято молиться о возвращении украденного, а, скажем, перед выставкой пчел – преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, идущим в лес – царю Соломону, и так далее. Общая логика такого распределения понятна. Берем житие святого, читаем о том, что он претерпел в жизни – от того и может помочь, какое чудо совершил в теле, такое же сможет совершить и сущи на Небесах. Узость такого подхода очевидна. Апостол Павел пишет: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:9-12). Тут святой апостол говорит о тайне будущего века, когда раскроются дарования каждого в совершенстве, и неполное, несовершенное восполнит и усовершит Бог. Несомненно, святые на Небесах уже пребывают в преддверии этой славы, и их дары многократно умножились и расширились. Мы же примеряем на них свою земную рубашку, и клеем на каждого ярлык.
Многие современные проповедники говорят, что такое утилитарное отношение к святым – отголоски нашего языческого прошлого. Но мне видится еще и другое. В язычестве было не совсем так. Было множество богов, каждый из которых отвечал за свое поле человеческой деятельности. Сразу вспоминается «Золотой теленок»: «Нас было 50 детей лейтенанта Шмидта и мы поделили весь Союз…». Также и в языческом пантеоне – конкуренции между богами нет. Артемида – покровительница охоты, Афродита – любви, Эскулап – медицины и так далее. Языческий ум понимал, что если заболел – нужно обратиться с просьбой к существу высшему. Но какому-нибудь римлянину I века до Рождества Христова и в голову не могло прийти, что, если заболела нога, нужно молиться одному богу, если горло – другому, желудок – третьему. Так было оттого, что в то время практически не было разделений докторов на узкие специальности. Лекарь – был лекарем для всего тела. Таким же суперлекарем для всего тела был бог Эскулап.
Но в наше время медицина развилась необычайно. Мы не можем себе представить, чтобы гинеколог лечил зубы или хирург – грипп. Мы всегда ищем конкретного специалиста в узкой области. И переносим эти же отношения на мир духовный. Поэтому нас уже не удовлетворяет тот факт, что есть общепризнанные «безмездные врачи и целители», к которым Церковь обращается, скажем, во время соборования. Раздробленный грехом ум начинает выискивать в житии каждого святого то, за что бы ему зацепиться. И начинается: при зубной боли – молись мученику Трифону, праведному Симеону Верхотурскому – при глазных болезнях, преподобному Серафиму Саровскому – при заболеваниях ног и тому подобное. Прямо небесная поликлиника какая-то! Кабинет 20 – стоматолог мученик Трифон, кабинет 21 – окулист праведный Симеон Верхотурский… Да простят меня святые угодники!
Я совершенно не против того, чтобы молиться при нестерпимой зубной боли мученику Трифону, но меня занимает вопрос: а если поменять таблички на кабинетах, действовать не будет? Скажем, преподобный Серафим не может, что ли, помочь при зубной боли? А Симеон Верхотурский? Как любят писать в некоторых современных молитвословах: «Святому (имярек) дана благодать исцелять то-то и то-то». Почему мученик Трифон помогает при зубной боли? Конечно, не потому, что во время казни святой молился, как написано в молитвослове, чтобы ему была дана благодать целить болезни зубов (кстати, ни в одном его житии я этих слов так и не нашел). Он помогает потому, что он – СВЯТОЙ и может ходатайствовать пред Престолом Всевышнего за нас. Но точно также может ходатайствовать и Николай Чудотворец, и Иоанн Предтеча, и другие. Мученик Трифон помогает при зубной боли, ибо слышит наши молитвы и милосердует о нас. Так же он бы помог и при путешествии, и при отыскании потерянного… Когда мы «загоняем» святых в рамки некоей «специализации», мы унижаем благодать, данную им. Все наши святые – святые «широкого профиля».
Да, каждый из нас, в той или иной степени, находится в плену у этих стереотипов. Ведь я сказал в начале статьи, что и сам читаю молитву именно святителю Николаю перед тем, как завести машину. Но в то же время я знаю, что если помолюсь, скажем, преподобному Сергию Радонежскому, он так же постарается добре управить мой путь, как и святитель Николай.
Фигурка святого Иосифа, «покровителя торговцев недвижимостью». Надпись на этикетке: «Продай свой дом!»
Легко представить, к чему может привести распределение святых по обязанностям путем выдергивания из житий определенных фрагментов. К полному абсурду. Можно ведь молиться пророку Илии, если не можешь зажечь огонь, можно взывать к пророку Моисею, если собираешься подниматься в горы, можно обращаться к великомученице Варваре, если собираешься строить баню… Можно с успехом объявить Ноя покровителем судостроения, святителя Спиридона покровителем производителей стройматериалов и, в частности, кирпича, пророка Илию покровителем бегунов (бежал же он перед колесницей Ахава около 30 километров)…
Самое смешное, что после публикации этой статьи интернет-поисковики проиндексируют эту страницу. И когда какой-нибудь мало ходящий в церковь человек наберет в «гугле»: «Кому молиться при постройке бани», – выпадет краткое описание этой статьи с упоминанием имени святой Варвары и моей убогой персоны. И может случиться, что, не имея достаточно времени, чтобы прочитать весь текст, человек помолится святой Варваре, думая, что этот священник благословил так поступать. И что самое абсурдное в этой ситуации – святая Варвара откликнется по милосердию своему, если человек помолится, как надо.
Так против чего же я негодую? Против унижения святых. Любой святой может помочь нам в любом деле. Лишь бы мы молились со вниманием, благоговением и сокрушением. Лишь бы мы просили на благое дело, думали о «едином на потребу» и искали Царствия Небесного.
Да, Церковь законоположила в определенных случаях обращаться к конкретному святому. Например, к пророку Илии – во время бездождия. Но даже в священническом Требнике таких молитв единицы. Основной корпус молитв имеет единственного адресата – Господа Бога. Я, конечно же, не предлагаю впадать в обратную крайность и молиться только Богу. Это явный перебор. Нужно идти «царским путем».
Следует понять, что святой помогает нам не своей силой, а силой Божией. Поэтому следует соблюдать некую иерархию и в молитвах. Большая часть наших молений должна быть обращена к Совершителю святых – Богу, затем – к Пресвятой Богородице, и лишь затем – ко святым. Это и будет «царский путь».
К святым мы обращаемся не как к малым божкам «православного пантеона», а как к ближайшим друзьям Христовым. Как слуги царя земного, находящиеся с ним в близких отношениях, могут замолвить слово и решить чью-то участь, так и святые молвят о нас слово молитвенное пред Престолом Владыки, соединяют свою святую молитву с нашей немощной, чтобы что-то изменилось в нашей жизни.
Так каков же все-таки критерий выбора святого для обращения к нему? Ведь молиться святым – такая же естественная нужда православного сердца, как и молиться Богу. Этот критерий – наша любовь к святому. Мы должны читать жития святых, изучать их труды. От этого в душе рождается особая любовь к некоторым святым и желание молиться им. И такой святой, которого мы почитаем как отца, поможет нам и в скорби, и в болезни.
Похожая ситуация царит и в сфере почитания икон. Икону часто отрывают от первообраза, наделяют ее силой самой в себе. Любая же икона помогает человеку постольку, поскольку помогает тот, кто изображен на ней. Поэтому немного наивно выглядит желание найти икону Пресвятой Богородицы «на всякую потребу»: икона «Неопалимая Купина» защитит дом от пожара, икона «Помощница в родах» поможет роженицам, икона «Млекопитательница» – кормящим матерям, «Неупиваемая Чаша» – алкоголикам и т.д. Я, опять же, не против. Конечно, поможет. Только не икона, а Пресвятая Дева Мария. И если кормящая мать будет молиться перед иконой Казанской, или пьющий – перед Владимирской, Богородица поможет им точно также, потому что сжалится над скорбящими. Даже если при этом читать не соответствующие акафисты, а обычный канон Божией Матери («Творение Феостирикта монаха»), который есть в любом молитвослове. Потому что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37), как изрек Архангел Гавриил Святой Деве.
Будем же, братья и сестры, всегда искать православного понимания тех или иных вещей. Будем сравнивать свое понимание Православия с пониманием святых отцов. Будем молиться первоисточнику чудес – Господу Богу, Его Пречистой Матери и всем святым, от века Ему угодившим, да помилует и утвердит нас во святой православной вере. Аминь.
Священник Сергий Бегиян
Православие.ru
Просмотрено (11166) раз