Резные ковши из дерева. Ковш для бани: виды и назначение Виды и формы деревянных изделий
Как сделать деревянный ковш для бани своими руками в виде маленькой бочки, подробно рассмотрим в представленной статье.
На рисунке представлена конструкция ковша в разрезе:
1.
Дощечка.
2.
Ручка.
3.
Донышко.
4.
Металлический обруч.
ДОЩЕЧКА
Изготавливается из деревянной планки размером 10 х 21 (мм), боковые грани которой сточены под углом 12° с наклоном к центру. Все планки торцуем в рабочий размер 80 (мм). Снизу фрезеруем паз глубиной 4 (мм) и шириной 8 (мм). Скруглим острые углы торцовых граней.
Справка:
Количество планок может быть любым, в рассматриваемом примере – 15 штук.
Рассчитаем угол наклона боковых граней: 360 / 15 / 2 = 12°
Желательно выбирать такое количество планок, чтобы угол был целым числом. Такой угол легко выставлять на обрабатывающем оборудовании.
РУЧКА
Изготовим из деревянной строганной доски 15 х 75 х 380 (мм). Форма ручки может быть любой, главное – это удобство в эксплуатации. Скруглим острые углы. На конце ручки просверлим сквозное отверстие, в которое вденем веревочную петлю.
ДОНЫШКО
Вырежем лобзиком из строганной доски 10 х 90 (мм). Торец донышка, по окружности сточим до размера 6 (мм) до радиуса к центру 76 (мм).
Порядок сборки , или как сделать деревянный ковш для бани своими руками:
1.
В дощечке, к которой будем крепить ручку, просверлим два крепежных отверстия Ø 4 (мм) под 4,2 х 25 (мм).
2.
Соберем все дощечки вокруг дна, чтобы дно входило в пазы дощечек.
3.
Сожмем собранную конструкцию шпагатом.
4.
Из стальной упаковочной ленты (холоднокатаная низкоуглеродистая, мягкая) М-Т-Ш-0,40Х20 , изготовим обручи.
5.
В обручах просверлим по три сквозных отверстия Ø 1,6 (мм) под строительные гвозди П 1,6×25 .
6.
Снизу прибьем обруч на расстоянии 5 (мм) от нижнего торца ковша.
7.
Сверху прибьем обруч на расстоянии 10 (мм) от верхнего торца ковша.
Древнерусская посуда отличалась многообразием, несмотря на то что создавалась она чаще всего из дерева. Привлекательность ее для современных людей в том, что она красива, небычна, а изготовление посуды было настоящим творческим процессом, подлинным искусством, в котором проявлялась фантазия русских умельцев.
Особенности древней посуды
Как уже говорилось, на Руси вся посуда вырезалась из дерева, причем и для еды, и для питья. Именно поэтому до нас дошло совсем немного образцов настоящего народного творчества. Древнерусская посуда отличается разнообразием - это и миски, и ковши, и жбаны, и резные ложки. Создавались эти атрибуты в разных центрах Русского княжества, и каждого мастера отличал свой неповторимый почерк. Роспись и резьба - это самые распространенные украшения древней посуды. Сегодня эти изделия можно встретить разве что в музеях да в частных коллекциях любителей старинных вещиц.
Какой использовался материал
Для создания посуды подходили не все виды древесины. Чаще всего использовались береза, осина, хвойные породы деревьев. Мягкая липа использовалась для создания ложек, ковшей-наливаек. Причем в документации встречается древнерусская посуда, названия которой привлекает внимание своей необычностью. Например, ложка прямизны, ковш коренной - такие названия ничего не говорят нам, современным людям, привыкшим к стеклу и фарфору для сервировки стола. На самом деле прямизна - это древесина ствола, а коренной сосуд - это сосуд, выполненный из мощного корневища. Крестьяне, как правило, использовали для создания посуды любое дерево - и развалины, и кору, и гибкие корни, которые удобны плести. А самой дорогой считалась посуда из капа - нароста на дереве.
Ковш
Эта древнерусская посуда дошла до нас в измененном виде, ведь современные модели создаются отнюдь не из дерева. Металлические ковши в современной России часто используются в деревнях при оборудовании бани. В Древней Руси ковш считался самым распространенным видом праздничной посуды для питья - в них подавали мед, квас, пиво. Ансамбль из больших и малых ковшей служил самым настоящим украшением стола.
Эта древнерусская посуда для вина всегда была нарядной и интересной, например, в форме ладьи, плывущей птицы. На Северной Двине создавали эту посуду с двумя рукоятками, которые напоминали голову и хвост утки. Большую роль играла и яркая роспись, которыми украшались эти нехитрые крестьянские атрибуты быта. В Тверской губернии местные мастера создавали сосуды в виде декорированные резьбой и геометрической розеткой по центру, которая является древним символом солнца. А в 1558 году, во время правления Ивана Грозного, по его приказу был создан ковш, декорированный тремя крупными сапфирами. Сегодня это произведение искусства хранится в одном из музеев Германии, куда он попал во время Великой Отечественной войны.
Ковши разных регионов
Московские мастера создавали ковши из капа, который позволял сохранить красивый рисунок текстуры. Эти изделия имели форму ладьи, плоское дно, заостренный носик и короткую горизонтальную рукоять. Сосуды имели плотные и прочные стенки, а как дополнительный декор использовалась серебряная оправа. Козьмодемьянские ковши создавались из липы и по форме напоминали московские, но были более глубокими и большими по объему. Изготовленные тверскими мастерами ковши выдалбливались из корней деревьев чаще всего в форме вытянутой ладьи. А в северных регионах создавались ковши-скопкари - сосуды в виде ладьи с двумя рукоятками, одна из которых обязательно выполнялась в виде головы птицы или лошади.
Хлебница и солоница
Эта древнерусская посуда также была обязательным атрибутом на любом столе, ведь хлеб и соль были важными составляющими рациона. Использовалась хлебница для хранения мучных изделий, а мастерили ее из луба - слоя ствола дерева, который располагается между корой и сердцевиной. Такая посуда надежно защищает хлеб от плесени и влажности.
Соль на Руси была дорогим удовольствием, поэтому к созданию посуды для ее хранения подходили очень тщательно. Солоница изготавливалась в двух основных формах - в виде стульчика, у которого поднимается сиденье-крышка, либо в виде плывущей птицы. Очень красиво и необычно выглядела древнерусская посуда - картинки показывают, насколько большое внимание уделялось элементам росписи и резьбы.
Братина, плошки и веко
Если названия "ковш" и "солоница" (правда, мы чаще называем ее "солонкой") знакомы каждому, то со словом "братина" все гораздо сложнее. Скорее всего, название этой посуды происходит от слова "братчина", которая обозначала праздничное застолье. Как правило, она выполнялась в виде шара, который сверху перехватывался горлышком-венцом с отогнутыми краями. Древнерусский этого вида был самым разным. Например, до наших дней сохранилась изготовленная еще в XVIII веке братина, украшенная росписью в виде чешуек с надписью. Кстати, надписи тоже играли большую роль при оформлении древней посуды. Они могли рассказать о многом: о месте и дате создания атрибута, о ее хозяине и так далее.
Были в обиходе в старину и плошки, представляющие собой широкую посуду с невысокими краями. В них подавались жареные и печеные блюда, а в монастырях даже пекли караваи. Веко представляло собой блюдо продолговатой формы, которое сверху покрывалось крышкой и дополнительно оснащалось ручками. Оно использовалась в разных целях: для выпекания пирогов, хранения кваса, готовки мясных блюд. Впоследствии это блюдо превратилось в известную нам сковородку.
Ендова и кубки
Если с кубками все понятно, то ендова - древнерусская посуда, названия которой были разными: и чаша, и яндова, и братина. Эта посуда представляет собой круглый сосуд из меди или луба, который использовался для питья пива, меда, браги. Стилизовались такие сосуды в виде фигур утки, гуся, петуха, ладьи и в каждом регионе имели свои рисунки. До сих пор такая утварь сохранилась у карел - они создают ендовы из древесины липы, дуба, клена или березы.
Тверские мастера создавали лучшие ендовы из капа Посуда выполнялась в виде чаши на специальном поддоне (овальном или квадратном) и дополнялась носиком-сливом. Обрабатывались сосуды топором, затем выравнивались скобелем.
Ставцы и ложки
Необычна и очень колоритна древнерусская посуда из дерева, да и названия у нее иногда очень неожиданные. Например, для еды использовался ставец, который создавался вытачиванием на специальном станке. Эта посуда представляла собой две глубокие чаши - одна служила крышкой, но ее можно было использовать и как тарелку. Ну и какой праздничный стол может обойтись без ложек? Наверное, этот элемент утвари имеется у многих - красивая и толстая деревянная ложка, богато украшенная росписью. В ставцах на Руси подавались и фрукты с овощами. Но имелась и посуда под конкретный вид плодов - лимонник, овощник, огуречник.
Большое количество видов деревянных ложек было в Новгороде-Великом. Особенно красиво выглядели изделия, которые имели как бы приподнятый черенок. Чаще всего в качестве орнамента использовалась плетенка, которая выполнялась техникой контурной резьбы. А в северных областях создавались шадровые ложки с инкрустацией костями или клыками. Кроме того, в каждом регионе ложки имели свою уникальную форму. Например, в Горьковской области создавали уполовники, салатные, рыбацкие, тонкие ложки, которые отличались округлой и ограненной ручкой-черенком. Кировская ложка отличалась яйцевидным черпачком и плоской ручкой.
Сосуды для питья
В Древней Руси вся посуда, использовавшаяся для питья, называлась питейной или распивочной. При этом название практически каждой из них интересное и оригинальное с точки зрения происхождения. Пожалуй, самым простым и понятным сосудом является кувшин - в нем напитки хранились и подавались на стол. Разновидностью кувшина был кумган, позаимствованный у восточных соседей, выделяющийся узким горлышком, длинный носиком и ручкой. В кумганах чаще всего хранили воду, поэтому они были большого объема. Оловянники - это также разновидность кувшина. В нем хранились и подавались к столу разные напитки. А вот со стеклянными изделиями на Руси дело обстояло очень интересно. Так, уже в XII веке было известно слово "стеклянцы", но привозились они из других стран.
Очень интересно выглядят и стеклянная утварь, и древнерусская посуда из дерева. Картинки из летописей и древних записей показывают, что большинство этих атрибутов были простыми, лаконичными, а отличались только рисунками и орнаментами. Кухонная посуда называлась по внешнему виду или материалу, который использовался для ее создания.
Банные аксессуары – принадлежности, без использования которых нельзя назвать парилку полностью укомплектованной и комфортной. Благодаря стильным и удобным вещицам появляется возможность создать особенную уютную атмосферу. К ним относятся шапочки, веники и многое другое. Аксессуары для бани своими руками сможет сделать каждый желающий.
Изготовление принадлежностей для оснащения бани сегодня вышло на новый уровень. Разнообразная продукция, которую предлагает большое число фирм и компаний, может удивить даже самого требовательного покупателя. Однако большинство отдают предпочтение аксессуарам, изготовление которых осуществляется вручную. И это не вызывает удивления, ведь они и выглядят красиво, и практичны в использовании.
Ведро из дерева самостоятельно
Какая же баня без деревянного ведра с прохладной или теплой водой? Представить себе парилку без этого важного приспособления невозможно. Чтобы самостоятельно его сделать, для начала требуется определиться с разновидностью древесины. Известно, что самой крепкой и качественной породой является дуб, но если ввиду определенных причин, его не удается использовать, то можно воспользоваться ясенем или шелковицей. Аксессуары в баню своими руками часто изготавливаются именно из них.
Доски, которые используются для изготовления ведер, именуются клепками. При их подборе рекомендуется соблюдать, чтобы между ушками было расстояние, ровно в половину периметра. Тогда изделием будет удобно пользоваться. Ушки должны быть, как можно длиннее. Это исключает возможность раскалывания дужек. Неправильно одетая проволочная дужка может резать руку, поэтому чтобы сделать аксессуар безопасным, на дужку требуется надеть рукоятку, выполненную из дерева.
Дужка ведра изготавливается из стальной проволоки, толщина которой составляет более 7 мм. Отлично подойдет дужка, снятая со старого ведра. Однако перед началом её использования, нужно тщательно удалить с неё все остатки ржавчины.
Инструкция
Ведро для бани своими руками, инструкция:
- После выбора и обработки материала, необходимо определиться с объемами изделия. Оно может быть любым, но не меньше десяти литров;
- Теперь требуется вычислить, сколько приблизительно потребуется клепок на выбранный размер будущего ведра;
- Затем необходимо обработать клепки, придать им нужную форму. Издавна эти доски делали шире с концов, нежели в центральной части. Такая простая подсказка значительно облегчит сборку аксессуара;
- Для изготовления ведра обязательно потребуются обручи. Они могут быть произведены из дерева, которые смотрятся эффектно, или из металла, который превосходит предыдущий материал по уровню крепости;
- Следующим шагом требуется определиться с диаметром обручей, определиться, сколько их потребуется. Минимальное количество колец – два, один снизу, другой сверху;
- Теперь можно приступать к сборке. К обручу с самым маленьким диаметром необходимо прикрепить на равном расстоянии три клепки с использованием зажимов. Затем нужно с аккуратностью заполнить все оставшееся пространство между ними другими досками;
- С особенной осторожностью нужно вставлять последний элемент. Если ему не хватает свободного места, то в этом не ничего страшного. Достаточно просто немного её обстрогать, затем вставить;
- Чтобы прикрепить дно ведра, древесину предварительно требуется распарить в горячей воде. Для этого на тридцать минут круг положит в кипяток;
- Далее практически готовое ведро необходимо перевернуть, на распущенный край изделия требуется накинуть веревку. Концы её рекомендуется привязать на крюк, который нужно установить в любом надежном месте. После этого кусок металла требуется вставить между жгутами и начать натягивать его по направлению к себе;
- После стягивания можно закрепить остальные обручи;
- При установке дна требуется воспользоваться металлическими зажимами.
Чтобы самостоятельно изготовленные ведра, не стали портиться со временем, рекомендуется ознакомиться со следующими советами:
- В качестве основного материала производства выступает дерево. Оно может трескаться, на нем со временем появляется налет и плесень. Чтобы такие неприятности не произошли с вашими изделиями нужно каждый раз отпаривать их горячей водой, затем ведра нужно выбирать насухо и убирать дальше от огня. Это не представляет большой сложности, но зато убережет изделия от порчи;
- Если вы долго не использовали емкости, произведенные из дерева, то они будут постепенно терять свою герметичность. Поэтому прежде чем начинать банные процедуры, нужно наливать в них холодную воду и оставлять в таком состоянии на ближайшие три четыре часа. Из-за этого материал набухнет, маленькие трещинки сами устранятся. По окончании воду нужно вылить, а само ведро ошпарить кипятком в целях дезинфекции.
Чтобы подавать воду в бане, требуется использовать специальный деревянный ковш. Только он поможет аккуратно, небольшими порциями наливать воду на каменку и не обжечь руки. Чтобы ковш не только справлялся со своими задачами, но и выглядел привлекательно, этот аксессуар можно сделать своими руками. Это не займет много времени, но зато вы значительно украсите свою баню, сделаете её в несколько раз функциональнее.
Первым делом необходимо определиться с деревом, из которого будет осуществляться изготовление ковша. Это может быть:
- Дуб – самая популярная и востребованная порода древесины, которая славится своими прочностными характеристиками. Отличается от остальных разновидностей дерева, эта своим насыщенным цветом и привлекательным обликом;
- Ясень – древесина светлого цвета с приятным ароматом. Она отлично подойдет для изготовления ковша, так как ей не страшны температурные перепады, постоянно присутствующие в парилке;
- Шелковицы – последняя порода дерева, которую рекомендуется использоваться для изготовления банного аксессуара. Ей нипочем воздействие влаги или влажного воздуха, поэтому она сможет сохранить свой красивый облик на длительный срок времени.
После выбора материала, необходимо его подготовить. Для этого требуется высушить бруски, придать им необходимую форму.
Процесс изготовления
Ковш для бани своими руками:
- После выбора материала, требуется определиться с размерами будущего ковша. Он не должен быть большим, иначе воду будет неудобно и тяжело передавать. Однако не стоит делать его слишком маленьким;
- Следующим шагом требуется найти картон, начертить на нем три шаблона (для боковых сторон, дна и верхней части аксессуара), вырезать их;
- Затем с их использованием требуется разметить на древесине контур торца. После этого провести черновую обрубку изделия;
- Далее необходимо провести все то же самое, но только для верхней части и боковых сторон. Полученной заготовке попробуйте придать очертание, присущее ковшу;
- Следующим шагом требуется обработать заготовку с использованием круглой стамески. Этот этап включает в себя снятие лишней древесины, формирование ручки;
- После требуется обработать внутреннюю часть изделия с применением тесла. Еще раз проработать его стенки с большой стамеской;
- Далее нужно придать ручке и всему изделию форму специальным ножом, вырезать детали для украшения хвоста и головки аксессуара. С применением клюкарзы обработать внутреннюю поверхность;
- Теперь можно приступать к шлифовке изделия. Для начала обработать шкуркой внешнюю сторону изделия, после чего приступить к внутренней части. Не нужно шлифовать ту поверхность, на которой планируется оформить резьбу;
- С использованием стамесок маленького размера можно вырезать отделочный узор;
- Последним шагом работы является покрытие поверхности слоем воска, выступающим в качестве защиты.
Стоит обратить внимание, что традиционно ковши для применения в русских банях вырезались только из дерева. Выделялось несколько разновидностей изделий: московские, новгородские, суздальские. Все они различались между собой по рисунку и общему оформлению. Например, московские всегда изготавливались только из капа, обладающего красивой текстурой. Тверские мужчины изготавливали ковши из корней дерева.
Аксессуары для бани своими руками сделать несложно. Несмотря на это, они будут красиво выглядеть, радовать глаз, привлекать внимание и поражать своей функциональностью и удобством.
Проведение оздоровительных процедур в парилке невозможно без банных принадлежностей. В частности, для выполнения обливаний или создания пара необходимо иметь ковш. Этот аксессуар можно приобрести в специальном магазине или сделать самостоятельно.
Виды и материал ковшей для бани
Существуют модели разных размеров и форм. По типу держака выделяют ковши:
- С вертикальной ручкой . Подойдут для зачерпывания воды из котла.
- С горизонтальной ручкой . Используются для обливаний. За неимением черпака таким ковшом можно подавать воду или отвар трав на каменку.
По типу емкости ковши бывают:
- Резными . Их вырезают из полена. Такие модели эстетично выглядят, но требуют особого ухода. В частности, деревянный ковш для бани нельзя оставлять в сухом помещении, иначе он быстро начнет трескаться. Чтобы продлить срок службы, рекомендуется наполнять его водой в промежутках между использованием и хранить в мокром состоянии.
- Составными . Емкость такого ковша представляет собой небольшой «бочонок» и отличается оригинальным дизайном. Такая модель не трескается, но хранить ее нужно так же, как и предыдущую - в воде. В противном случае ковш рассохнется.
- Дерево . По своим эксплуатационным характеристикам этот материал оптимально подходит для использования в парилке. Он экологичен и безопасен. Однако изделие требует тщательного ухода для длительного срока службы.
- Нержавейку или медь . Практичные и удобные металлические ковши могут эксплуатироваться и храниться в любых условиях. Единственный их недостаток заключается в сильном нагреве. Изделиями из металла можно обжечься. Поэтому чаще всего в целях безопасности такие ковши оснащаются ручкой из дерева.
- Пластмассу . Такие модели крайне нежелательно использовать в парилке. Если ковш выполнен из некачественной пластмассы, то он может внезапно деформироваться при контакте с горячей водой. Хотя изделия из поликарбоната обладают высокой термостойкостью.
Особенности выбора банного ковша
Приобрести готовое изделие можно в специализированном магазине или заказать в сети.
Желательно иметь несколько ковшей в бане для разных целей:
- В парилке и моечном отделении может одновременно находиться несколько человек. Удобно будет, если для каждого отдыхающего будет предусмотрен ковш.
- Отдельно должна быть модель с длинной горизонтальной ручкой для подачи воды на камни.
- Набирать воду из котла удобнее ковшом с длинной вертикальной ручкой.
- Для обливаний в моечном отделении оптимально подойдет изделие с ручкой средней длины.
Технология изготовления деревянного ковша в баню
Чтобы сделать ковш для бани самостоятельно, необходимо изначально определиться с его размерами, длиной и положением ручки, материалом изготовления, типом емкости. Выбрав модель, желательно сделать изначально заготовки из плотного картона.
Подбор материала для банного ковша
В первую очередь подберите тип древесины, которую будете использовать.
Оптимальные варианты для этих целей:
- Липа . Практичная древесина с приятным ароматом и оригинальной фактурой. Идеально подходит для изготовления всех банных принадлежностей. Не гниет и не растрескивается. Податлива к обработке.
- Дуб . Прочный и долговечный материал. Отличается интересным насыщенным оттенком.
- Ясень . Светлая и ароматная древесина. Выдерживает большие перепады температур.
- Шелковица . Отличается влагоустойчивостью и долговечностью.
Для изготовления деревянного ковша для бани своими руками рекомендуется использовать сухое дерево.
Резной ковш для бани своими руками
Этот способ изготовления ковша считается несложным, но потребует определенных задатков плотника и набора инструментов. Определитесь с типом древесины и приступайте к обработке.
Рассмотрим, как сделать резной ковш в баню:
- На плотном картоне чертим шаблоны для дна ковша, его верха и боковых стен. Он не должен получиться слишком габаритным, поскольку его будет тяжело переносить наполненным водой. Однако если он будет слишком маленьким, то воду придется набирать чаще. Оптимальный размер - до двух литров.
- Вырезаем заготовки и отмечаем карандашом на древесине линии контура края.
- Производим черновую обрубку.
- Отмечаем контур боковых сторон и верха и делаем обрубку по примерному очертанию ковша.
- Обрабатываем получившуюся заготовку круглой стамеской, снимаем лишние слои дерева.
- Формируем с помощью стамески ручку изделия.
- Теслом обрабатываем внутренние стороны и еще раз проходимся большой стамеской.
- С помощью ножа по дереву вырезаем ручку нужной формы и всего изделия. При наличии художественных навыков можно сделать оригинальные узоры в качестве декора.
- Внутри изделие обрабатываем клюкарзой.
- Обрабатываем шлифовальной крупнозернистой бумагой наружную поверхность и переходим ко внутренней.
- Стамесками при желании вырезаем декоративные узоры.
Как сделать составной ковш в баню
Сделать такую модель можно без особых бондарских навыков. Для этого понадобится дощечка, ручка, основание и металлический ободок.
Придерживаемся в процессе такой инструкции:
- Вырезаем планку размерами 1х2,1 см.
- Подтачиваем боковые стороны под углом 12 градусов.
- Торцуем 15 деталей по 8 см.
- По нижней части всех планок фрезеруем паз, глубина его должна составлять 0,4 см, а ширина - 0,8 см.
- Острые уголки торцевых сторон округляем. Это будут дощечки для изделия.
- Подготавливаем ручку. Для этого используем строганную доску, размеры которой составляют 1,5х7,5х38 см.
- Вырезаем деталь удобной формы и округляем острые уголки.
- Просверливаем на конце отверстие диаметром 0,8-1 см и продеваем в него петельку из веревки.
- Из строганной доски 1х9 см вырезаем основание и стачиваем окружность до 0,6 см, а к радиусу - до 0,8 см.
- Просверливаем в основной дощечке два сквозных отверстия диаметром 0,4 см. Они будут использоваться для крепежа острыми саморезами с прессованной шайбой (0,4х2,5 см).
- Собираем вокруг основания все отдельные дощечки, вбивая дно в нижние проделанные предварительно пазы.
- Сжимаем конструкцию, используя шпагат.
- Подготавливаем два обруча. Для этого выбираем холоднокатанную низкоуглеродистую, мягкую, упаковочную ленту из стали, размерами 0,4х0,2 см.
- Проделываем три отверстия в подготовленных обручах диаметром 0,16 см для строительных гвоздей 0,16х2,5 см.
- Первый обруч набиваем снизу на высоте 0,5 см.
- Укорачиваем гвозди с 2,5 см до 0,8 см и крепим верхний обруч на расстоянии 1 см от верхнего края.
- Фиксируем ручку с помощью саморезов с прессованной шайбой.
- Опускаем ковш в воду на некоторое время.
После разбухания древесины все щели исчезнут. Такое изделие обязательно следует хранить в воде, чтобы предотвратить рассыхание.
Уход за ковшом в бане
Медный ковш для бани может эксплуатироваться при больших перепадах температур и храниться в любых условиях. А вот деревянные модели требуют более серьезного ухода.
Соблюдение этих простых правил существенно продлит служебный срок принадлежностей и поможет сохранить их в первоначальном виде:
- Перед первым использованием ковш из дерева нужно замочить на час.
- Хранить его следует полным с водой подальше от солнца или обогревательных приборов.
- Чистить деревянное изделие химическими моющими средствами категорически запрещено. Лучше использовать в этих целях горчичный порошок и соду.
Наши рекомендации и рассмотренные особенности каждого вида ковшей помогут вам при необходимости подобрать подходящую производственную модель. Хотя многофункциональный и оригинальный деревянный ковш для бани несложно изготовить и оформить собственноручно, если учесть все нюансы подбора материалов и рабочего процесса.
Выставки русской деревянной ложки в ВМДПНИ. Посмотрим же на эти изделия подробнее. Далее — фото и тексты непосредственно с самой выставки.
Ложки-черпаки
Якутия, Сунтарский улус, с. Тойбохой, начало XX в.
Дерево, кап берёзы, долбление, резьба
Ложка — один из тех предметов, который сопровождает человека практически с самого рождения и до конца дней. Сколько пословиц, поверий с ней связано! Однако так ли часто мы задумываемся, всегда ли она была такой, какой мы привыкли её видеть?..
Ложка шаманская
Якутия, Сунтарский улус, с. Тойбохой, конец XIX в.
Дерево, долбление, резьба
Мы рады представить Вам выставочный проект, в котором постарались показать всё многообразие привычной нам деревянной ложки . И действительно, сложно порой представить, что ковш-черпак может достигать в длину полутора метров, а некоторые ложки становятся поистине магическими предметами, являясь верными спутниками шамана.
Сверху вниз: Ковш
Кап, долбление, резьба. Коллекция В. Б. Карпова
Ложка
Хабаровский край, мастера-нивхи, 2006 г.
Дерево (грецкий орех), резьба, тонировка. Коллекция В. Б. Карпова
Детские нанайские ложки
В. Донкан, 1974 г.
Хабаровский край, с. Сикачи-алян
Дерево, резьба, цветная гравировка
Представленные на выставке ложки из музейного собрания — от ковшей XIX века до авторских ложек конца 1960-х годов — органично дополняет коллекция современных резных ложек Виктора Борисовича Карпова, собранная им в разных уголках нашей страны. Предметы из неё, выполненные из разных пород древесины, необыкновенно передают красоту текстуры натурального дерева.
Слева: Черпак для медвежьего мяса
Диди Черуль, 1890-е гг.
Хабаровский край, с. Койма. Дерево, резьба
Справа: Лоток
Диди Черуль, 1890-е гг.
Хабаровский край, с. Койма
Дерево, долбление, резьба, подкраска
Ложки нивхские для медвежьего праздника
Хабаровский край, дер. Ухта, с. Романовка, первая четверть XX
Дерево, резьба, подкраска
Ниже: Ложка
2013 г., приобретена в Москве
Дерево (орех), резьба. Коллекция В. Б. Карпова
История изготовления ложки насчитывает не одно тысячелетие. Так, по свидетельствам археологических раскопок, уже пять тысяч лет назад в Древнем Египте пользовались ложками из камня и дерева, а в Греции — особыми ракушками.
Ложка нанайского шамана
Хабаровский край, 2006 г.
Дерево (ольха), резьба. Коллекция В. Б. Карпова
В повседневный обиход в Европе ложки вошли в Средние века и были в основном деревянными и роговыми. А на Руси ложка была известна уже в X веке, во времена князя Владимира — упоминания об этом можно найти в «Повести временных лет». Знакомая нам овальная форма ложки с длинным черенком получила особое распространение к середине XVIII века.
Композиция из трёх ложек
2015 г., приобретена в Москве
Кап ореха, резьба, тонировка. Коллекция В.Б. Карпова
Для простого крестьянина ложка была одной из немногих личных вещей, и «свою» ложку часто помечали особым образом. Но, как многие предметы традиционной культуры, ложка была не просто частью повседневного быта. Она играла важную роль в обрядах, олицетворяя члена семьи; молодожёнам на свадьбу обязательно дарили деревянную расписную ложку; она была также необходимым атрибутом некоторых святочных гаданий.
Ложка удегейская (юга)
. Дерево, резьба
Кроме того, ложка стала одним из любимых русских народных музыкальных инструментов. Ложку украшали искусной резьбой, красочной росписью, а иногда даже инкрустировали перламутром или металлом.
На нашей выставке представлено более 120 ложек из самых разных регионов России — от Архангельска до Якутии. Многообразный предметный ряд дополняют графические зарисовки из экспедиций НИИХП 1960-х годов, а также редкие фотографии и эскизы из архивов В.М. Вишневской, В.А. Барадулина и других.
Справа вверху: Сувенирные черпаки
Карачаево-Черкесское объединение художественных промыслов и производства сувениров, 1977 г.
Справа внизу: Ковш
Ессентуки, 2001 г.
Красное дерево (тис, топляк), долбление, резьба, коллекция В. Б. Карпова
Ложка
Дерево (грецкий орех), резьба Молдавия, 2003 г., коллекция В. Б. Карпова
Слева внизу: Композиция из ковша и трёх ложек
Ессентуки, 2001 г.
Софора (кавказская акация), резьба, коллекция В.Б. Карпова
Слева внизу в углу: Ложка-змейка
2004 г., приобретена в Москве
Дерево (можжевельник), резьба, коллекция В.Б. Карпова
Слева вверху снизу вверх: Ложечка декоративная
2000 г., приобретена в Москве
Красное дерево, резьба, коллекция В. Б. Карпова
Ложка-совок
Дерево (розовая акация), резьба. Молдавия, 2003 г., коллекция В. Б. Карпова
Ложка-черпачок
Дерево (корень вишни), резьба. Молдавия, 2003 г., коллекция В.Б. Карпова
Самые ранние из представленных предметов — ковши, изготовленные в XIX веке на Русском Севере и в Поволжье. Среди других — ложки Сергиево-Посадского региона рубежа XIX-XX веков, в том числе ложки И.С. Хрустачева со сценами из жития Сергия Радонежского, поражающие своей тончайшей миниатюрной резьбой.
Зарисовки ковша и ложки
. Из альбома «Художественная обработка дерева в Западной Сибири».
А. Артемов, г. Москва, НИИХП, 1972 г. Картон, акварель, карандаш.
Особое место на выставке занимают декоративные ковши, выполненные в русском стиле выдающимся мастером В.П. Ворносковым в мастерских села Кудрина и А.П. Зиновьевым в Талашкине.
Ложки
. Казахстан. Дерево, резьба, выжигание.
Ну и, конечно, на выставке невозможно было обойтись без знаменитых хохломских ложек, изготовленных в нижегородских селе Сёмине и городе Семёнове, который нередко называют «ложкарной столицей».
Слева ниже: Ложка разливная
Дагестан, с. Кумух, начало XX в.
Дерево (акация), долбление, резьба
Слева в центре: Черпак «Гель»
Г.Г. Газимагомедов, 1990 г., Дагестан, с. Унцукуль
Дерево (абрикос), мельхиор, резьба, насечка, лак
Слева вверху: Поставец для столовых приборов с ложками
Г.Г. Газимагомедов, 1989 г., Дагестан, с. Унцукуль
Дерево (абрикос), металл, резьба, точение, насечка, лак; дерево (абрикос), резьба, лак
Слева: Ложки ладьеобразные
Дагестан, начало XX в.
Дерево (самшит; горный дуб), резьба, тонировка, графическая вязь
Справа: Ложка на длинном черенке для размешивания праздничной халвы — бяхух
Дагестан, с. Куяд, первая треть XX в.
Дерево (дуб), резьба
Привезена из экспедиции Е.М. Шиллинга 1944 г.
Уже в конце XIX века изделия местных мастеров пользовались заслуженным успехом на Нижегородской ярмарке. Мы же представляем в этом разделе выставки наиболее ценные образцы 1920-х — 1960-х годов, которые редко покидают музейные фонды.
Среди ложек из других регионов — привезённые из экспедиций в Дагестан 1944-1946 гг. знаменитым этнографом-кавказоведом Е.М. Шиллингом, а также необыкновенные работы из аварского села Унцукуль. Оно знаменито своим промыслом насечки по дереву, который соединяет различные виды декоративно-прикладного искусства — резьбу по дереву и ювелирное дело. В комплексе, посвящённом Дальнему Востоку и Якутии, вы увидите нивхские ложки для медвежьего праздника и редкую шаманскую ложку.
Эскиз ложки и совка с хохломской росписью
.
1950-е — первая половина 1980-х гг. Бумага, акварель
Рисунок. Ложки
из собрания ГИМ. 1950-е — первая половина 1980-х гг. Бумага, акварель
В коллекции представлены декоративные неокрашенные ложки, изготовленные из различных пород деревьев.
Ложки и черпаки с росписью хохломского типа
Нижегородская обл., 1920-е — 1960-е гг., Дерево, резьба, роспись
Для изготовления декоративных ложек мастера используют древесину почти всех пород, кроме сосны и ели. Заготовка для будущей ложки называется «баклуша». Она должна быть предварительно хорошо просушена, чтобы ложку не «повело» при изготовлении. Естественная сушка занимает до полугода, но сейчас мастера всё чаще используют для этого специальные печи.
Художницы артели «Хохломская роспись» М.М. Артамонова и Ф.Ф. Сиротина, 1959
Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянных ложек — раскалывание чурбанов на баклуши, обтёсывание баклуши вчерне, раньше проводились не мастером, а помощником-подмастерьем. Первоначально выражение имело смысл «делать очень несложное дело», а позже приобрело иной смысл — «бездельничать, праздно проводить время».
Ложки
Горьковская обл., с.Полховский Майдан, 1960—1970-е гг.
Дерево, резьба, роспись, лак
При работе над ложкой мастер учитывает тип и фактуру дерева. Самая мягкая и податливая для обработки древесина у липы, ольхи, осины, поэтому эти породы пользуются у мастеров наибольшей популярностью. Структура древесины у таких ложек однотонная и не яркая.
Н.Г.Подогов и Ф.А.Бедин
Берёза и дуб более твёрдые и имеют выраженную красивую структуру.
Ковши
Архангельская губ., XIX в.; Вологодская губ., дер. Шевелевская, конец XIX — начало XX вв.
Дерево, долбление, резьба
У плодовых деревьев (яблоня, груша, слива, черешня, персик) древесина ещё более твёрдая и красочная, с узорной структурой. Наиболее интересные рисунки на ложках даёт груша, причем вид узоров в сильной степени зависит от грунта, на котором росло дерево. Используют мастера и «тёмную» древесину, например, хурму, ореховые породы.
Ковш
А.П. Зиновьев, 1900-е гг.
Смоленская губ., Талашкино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, вощение
Умение мастера состоит в том, чтобы «угадать» внутреннюю красоту узора дерева и наиболее интересно показать её в форме готового изделия, что хорошо видно в представленных экспонатах.
Ковш; ковш-черпак
А.П. Зиновьев, 1900-е гг.
Смоленская губ., Талашкино, Талашкинские художественные мастерские
Дерево, медь, речной камень, монеты; долбление, резьба, выжигание, тонировка, подкраска, вощение, чеканка
Миниатюрные ковшики
В.П. Ворносков, 1902-1910 гг.
Московская губ., Дмитровский у. , дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, лак
Ковш декоративный
В.П. Ворносков, 1905-1910 гг.
Дерево, резьба, тонировка, лак
Ковш
Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино
Происходит из собрания М.О.
Ковш-черпак
В.П. Ворносков, 1900-1905 гг.
Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, лак
Происходит из собрания М.О.
Ковш-черпак
В.П. Ворносков, 1902-1905 гг.
Московская губ., Дмитровский у., дер. Кудрино
Дерево, долбление, резьба, тонировка, подкраска, лак
Происходит из собрания М.О.
Вверху: Ложки
г. Загорск, 1920-е гг.
Дерево, резьба, роспись, лак
Внизу: Ложка с черенком в виде дракона
Россия (?), начало XX в.
Дерево, резьба, тонировка
Слева: Ложка для сметаны (для правой руки)
Нижегородская губ., дер. Медведево, 1930-е гг.
Дерево, резьба
Справа: Черпаки и ложки с костяными, перламутровыми и бисерными вставками
Нижегородская губ. и г. Сергиевский Посад, первая треть XX в.
Ложки-рыбки
Приобретены в Москве, 2000 г.
Дерево (дуб), резьба коллекция В. Б. Карпова
Ложки со сценами жития св. Сергия Радонежского
Московская губерния, г. Сергиевский посад, 2 пол. XIX в. — нач. XX вв.
Дерево (кипарис), резьба
«св. Сергий Радонежский»
«Явление Богоматери св. Сергию»
«св. Сергий Радонежский и медведь» (резчик И. С. Хрустачев)
«св. Сергий перед усопшими родителями»
Ложки с жестом благословения
Нижегородская губ., дер. Медведево, начало XX в.
Дерево, резьба, инкрустация (бисер, перламутр), тонировка
Жест благословения с ложек вблизи
Из альбома А. А. Бобринский «Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода».
Зарисовки ковшей
Из альбома «Народная резьба по дереву Ярославской области XVII-XX вв.»
Л.Б. Музалевский, 1971 г. Картон, бумага, гуашь, карандаш
Из альбома «Народное декоративное искусство по коллекциям музеев Новгорода, Пскова, Углича».
В.М. Вишневская, г. Москва, НИИХП, 1962 г. Картон, бумага, акварель
Вблизи: Ковши-черпаки козьмодемьянского типа
Вологодская губ. (?), Поволжье XIX в.
Дерево, долбление, резьба
Происходит из собрания Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства
Вдали: Ковшик
г. Вологда, 2005 г.
Дерево (ольха), резьба, тонировка, коллекция В.Б.Карпова
Ковш
г. Углич, 2009 г.
Дерево (осина), резьба, тонировка, коллекция В.Б.Карпова
Рисунок. Две ложки и солонка
1950-е — 1980-е гг.
Бумага, акварель
Слева: Ковш-налевка
Вологодская губ. (?), XVIII в. (?)
Дерево, долбление, резьба
Справа: Ковш-налевка
Вологодская губ., XIX в.
Дерево, долбление, резьба
Происходит из собрания Музея образцов Кустарного музея Московского губернского земства
Ковш
Русский Север (?), начало XX в.
Дерево, долбление, резьба, раскраска
Происходит из собрания МО
Ковш
Северная Двина, вторая половина XIX в.
Дерево, долбление, резьба, роспись
Внизу: Ложка «Валаам»
, 2004 г.
Дерево (можжевельник), резьба, коллекция В. Б. Карпова
Вверху: Ложка
Нижегородская губ. (?), 1920-е гг.
Дерево, резьба, роспись
Ложки с росписью пижемского типа
М.Т. Чупров, П.Я. Мяндин, 1960-е гг.
Респ. Коми, Усть-Цилемский p-н. с. Пижма, дер. Замежная
Дерево, резьба, роспись
Из альбома А. А. Бобринский «Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода».
В статье использованы материалы с выставки «Ложка деревянная» в ВМДПНИ .