Священник Евгений Попиченко: «Наркомания — болезнь человеческой души. О своей мечте
-
Как давно существует реабилитационный центр при вашем храме?
Центр основан общественной организацией «Независимость» и сотрудничает с нашим храмом уже 9 месяцев. За это время прошли реабилитацию около 20 человек. В основном мы работаем с юношами, так как смешанные группы доставляют лишние сложности и проблемы, хотя несколько девушек прошли реабилитацию в нашем центре.
- В чем основной смысл вашей программы?
Прежде всего, ребята оставляют прежний образ жизни, друзей, знакомых - уезжают на базу, которая расположена за городом Березовским. На ней строгий распорядок дня: работа, занятия спортом, чтение духовной литературы, работа с психологом и встречи со священником. Ведь проблема наркомании - не физическая зависимость, а психологическая, душевная, и лечить, прежде всего, нужно душу человека.
- А если за помощью обратится человек с ВИЧ-инфекцией?
В нашем центре проходили реабилитацию двое ребят, зараженных этим вирусом.
- Были ли побеги из вашего центра?
Слово «побег» предполагает «заключение», и в этом смысле побегов не было. Ребята, приезжая на базу, уже принимают решение отказаться от праздной жизни и стараются быть честными перед самими собой. Бывали случаи, когда ребята уходили с базы, но от себя-то не уйдешь и, «погуляв» некоторое время, они возвращались.
- Сколько мест в вашем центре?
Пока десять. Этого, конечно, очень мало, и поэтому сейчас ведутся работы по обустройству второго подобного центра примерно на 30 мест. Кстати, одним из пунктов программы реабилитации стоит «социальная помощь, трудоустройство». И ребята, прожившие полгода на базе, устраиваются на рабочие места в городе Екатеринбурге и в том числе могут остаться помогать в центре.
-
А помощь вами оказывается платная?
- К сожалению, да, так как организация общественная. Из-за этого содержание, кормление, транспортировка сотрудников и ребят с наркозависимостью осуществляется на общественные деньги, то есть без какого-либо участия государственных и административных структур города.
- Конкретная сумма?
Порядка трех-четырех тысяч рублей в месяц.
- Вы что-нибудь слышали о методике Шичко, где наркоман должен записывать свои мысли, ошибки, срывы в специальном личном дневнике?
Да, я слышал об этом, но мы не применяем ее в своей работе. В Церкви есть гораздо более эффективный способ внутреннего самоанализа - таинство исповеди. Принципы схожи. Но живое слово священника, сказанное лицом к лицу, более действенно, чем пометки и советы на полях дневника.
- Как в вашем центре снимают ломку?
Мне кажется, исходя из опыта работы с ребятами, понятие «ломка» - это в большей степени стереотип мышления. Мы даже специальную формулировку вывели: “Сила ломки обратно пропорциональна расстоянию до Цыганского поселка”, или проще: “Чем дальше в лес - тем меньше ломка”. Когда ты дома лежишь на диване - ноги в потолок, окруженный друзьями, родителями - тебя начинает ломать. Тебя пожалеют, поддержат. Но когда ты отправляешься на базу, ломаться не перед кем, нужно работать, как все, заниматься спортом, и это, честное слово, не ломает ребят.
- Среди организаций, борющихся с наркотиками, есть такие, которые используют программу «Нарконон». Что вы можете сказать по этому поводу?
Эта программа разработана тоталитарной сектой - сайентологией, которая запрещена во многих странах. Стоит ли освобождаться от наркомании таким образом, чтобы попасть в еще большую зависимость - от секты? Программа же «Нарконон» была запрещена министром здравоохранения Царегородцевым (приказ № 254 от 19 июня 1996 года) для использования в медицине и здравоохранении как опасная для здоровья. Я надеюсь на благоразумие и трезвость властей в этом вопросе.
- Как вы считаете, почему в Свердловской области столько наркоманов?
Эта проблема существует по всей России. Объяснение простое. Раньше люди жили чаяниями «светлого будущего». Эта вера ушла, но ведь “свято место пусто не бывает». Душа не может быть пустой. Если в душе нет веры в Бога, то человек эту пустоту, эту духовную жажду начинает утолять суррогатами, в том числе и наркотиком.
- Как можно решить эту проблему?
Поймите, наркотик нельзя вылечить (врачи со мной согласятся), его можно только вытеснить из души чем-то более сильным, светлым, истинным. Нашим ребятам мы предлагаем тысячелетний опыт миллионов людей - опыт святых.
- Но согласитесь, что православию присуща некоторая догматичность.
Совершенно верно. И не нужно этого бояться. Догматы (ограничения), действительно предполагают границы. На что? Отнюдь не на свободу мысли, творчества; нет, на свободу фантазии. Нельзя фантазировать о Боге, придумывать свою веру, свои духовные законы. Очень часто мы наступаем на одни и те же грабли, то есть при появлении какой-либо проблемы забываем об опыте буквально нескольких столетий. За время существования православия опыт накоплен просто колоссальный. Ведь все наши святые - это люди, не лунатики, не пришельцы из космоса, это те, кто в жизни преодолели какую-либо проблему. Их опыт мы и используем.
- Есть ли какая-то альтернатива православию в решении проблемы наркомании?
Наверное, есть, но я не слышал о существовании каких-либо центров, где реабилитация проводится с помощью традиционных для России религий. Тоталитарные же секты я считать альтернативой просто не могу.
- Очень часто родители обвиняют школу, государство в том, что их дети стали наркоманами.
Я вам приведу наши наблюдения. Более всего наркоманов выходит из неблагополучных, неполных семей, где нет отца или он отстранен от воспитания детей. В первую очередь ответственность лежит на родителях, хотя и школа сейчас утратила свою воспитательную функцию. И на уровне государства необходимо изменить отношение к этой проблеме. Можно же, наверное, ввести соответствующие законы и проконтролировать их исполнение. На всероссийском уровне ввести профилактику. Ведь предотвратить болезнь гораздо легче и дешевле, чем ее лечить.
У меня есть небольшой положительный опыт чтения лекций по наркомании в УрГУПСе. Благо, что администрация идет навстречу. Больше сорока групп студентов прошли профилактику. Почему бы такой опыт не распространить на другие вузы и школы?
- Какие будут у вас прогнозы о наркомании на ближайшее время?
Если государство, правительство озаботятся всерьез этой проблемой, и, прежде всего проблемой бездуховности, безнравственности и свободы от совести, то достаточно скоро, я в этом убежден, наркомания пойдет на спад. Без участия государственной власти трудно и представить, до каких масштабов это может разрастись.
Бесплатные консультации проводятся каждую пятницу с 14 до 18 часов в помещении храма Целителя Пантелеимона. Адрес: Сибирский тракт, 8 км. Автобусы: 1, 31, 32, ост. «Психобольница». Телефон: 24–98–89.
Церковь и медицина
Он здесь, вот здесь сидит у меня в голове!» - неестественно визгливый крик заполняет помещение. - А сейчас начал перемещаться через горло в сторону сердца! Что же мне делать?! Я погибаю! Молоденькая девушка с растрепанными волосами рвется из рук матери.
Братиям нашим, в узах заточенным
В 1998 году в Верхотурской исправительной колонии общего режима ИК-53 по инициативе православного христианина Валерия Головкина была организована православная группа милосердия для помощи сиротским домам и детприютам.
Читайте «Православную газету»
Подписной индекс: 32475
Качество, на которое обратил внимание Господь в сердце самарянки - это отсутствие лукавства, простота. Это то, за что Он призвал Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства».
Https://valaam.ru/publishing/68188/
Во время посещения Спасо-Преображенского Валаамского монастыря отец Евгений побеседовал с насельниками обители об очень важном и интересном вопросе, особенно актуальном в Петров пост: в чем различие исповеди на приходе от исповеди в стенах монастыря?
Стою у дверей и стучу
Дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри
Светоч мира («Се, стою у двери и стучу»). Уильям Холман Хант, 1854
Стою у дверей, и стучу, -говорит Господь. - Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Господь стучится в двери сердца каждого человека, движение должно быть не только от Бога к нам, но от нас к Богу. Иоанн Креститель говорил: «Приготовьте путь Господу, прямым сделайте стези Ему». Господь грядет, но мы должны для Него приготовить путь к нашему сердцу. На этот стих Священного Писания один из художников нарисовал такую картину: хижина, внутри семья сидит, горит очаг, снаружи стоит странник - Господь, и стучится в дверь этой семьи. На выставке эта картина многим понравилась, но критики - народ дотошный. Говорят: «Простите, но тут есть одна неточность, на картине на двери снаружи нет ручки. Художник отвечает: «Все правильно, потому что дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри».
протоиерей Евгений Попиченко
Метки: |
В позапрошлом веке православный христианин собирался на исповедь обстоятельно: долго говел, то есть постился и тщательно молился. Исповедь была событием, которое, как и Таинство Причастия, происходило несколько раз в году. Сегодня все более распространяется исповедь частая, у многих еженедельная. Изменилось ли отношение к исповеди или люди стали более грешными? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Евгений Попиченко .
«Если бы не было покаяния, то не было бы спасающихся».
Авва Исаия
– Отец Евгений, изменилось ли сегодня понимание Таинства Исповеди по сравнению с прошедшими веками?
– В современной русской православной культуре Таинства Исповеди и Причастия неразрывно переплелись, что, в общем-то, было нехарактерно для апостольских времен. Главным смыслом и назначением исповеди было соединение и примирение человека с Церковью после совершения им тяжкого греха. Это, разумеется, были из ряда вон выходящие случаи. Наш век от апостольского отличается тем, что такие случаи стали обычным делом. Например, человек покрестился и стал членом Церкви, стал живой веточкой этого огромного древа, но вдруг выяснилось, что он из своей «прошлой» некрещеной жизни принес в новую жизнь некоторые совершенно невозможные для христианина представления о вере. Таких людей можно встретить когда и где угодно. Они считают себя православными, даже стремятся войти в полноценную жизнь Церкви, но исповедуют веру не православную: почему-то не могут принять приснодевство Марии или никак не соглашаются, что истина есть только в Православии. Если человек не исповедует, не принимает верой догматы Церкви, он отсекается от древа Церкви, становясь еретиком.
Отпадает человек от Церкви и через смертные грехи, которые убивают душу, разрывает связь души с Богом. Примером такого духовного самоубийства можно назвать гражданский брак – форму беззаконного, якобы упорядоченного блудного сожительства. Еще одно условие, при котором человек находится во вражде с Богом, – это жизнь без борьбы со страстями. Потому что невозможно остаться свободным, если человек не ведет систематическую, целенаправленную духовную, аскетическую, церковную жизнь.
Ведь страсти рано или поздно вновь приводят его к смертному греху. Это лишь некоторые условия, при которых человек теряет связь с Богом, отпадая от Церкви. Для уврачевания этих смертельных ран было установлено Таинство Исповеди, в котором священник в разрешительной молитве молится: «примири, Господи, и соедини его святей Твоей Церкви о Христе Иисусе Господе Нашем».
Сегодняшняя традиция исповеди вытекает из дореволюционного и советского периодов, когда человек действительно мог причащаться раз в год или раз в пост. Такие длительные промежутки жизни вне церковных таинств, естественно, требуют серьезной подготовки и говения, очень внимательной исповеди. Потому что за несколько месяцев человек может наделать множество ошибок, впасть в тяжкие и даже смертные грехи. Так и сложилось, что исповедь стала просто необходимым условием допуска человека к Причастию.
– Священник, заканчивая службу, традиционно выходит на исповедь. Таким образом, у каждого христианина имеется возможность приступить к этому таинству. В очередь на исповедь обязательно встают и так называемые «захожане». С какими сложностями сталкивается священник при исповеди таких людей?
– Действительно, в будние дни в храм приходит больше «захожан», чем прихожан. И очень часто они настроены обязательно прорваться к Причастию и, соответственно, перед этим исповедоваться. Они узнали от знакомых, подруг и разного рода целителей, что Причастие – это такая волшебная процедура, которую нужно пройти – «и тебе будет счастье». Но на исповеди человек сталкивается с тем, что, по большому счету, он не имеет никаких вменяемых представлений о духовной жизни, он абсолютно не знает учения Церкви о страстях.
Самое печальное – то, что он абсолютно не видит своего духовного состояния. Для священника это повод не допускать его до таинства. Потому что человек, который пришел из дикого леса в Церковь, очень глубоко поврежден: человек, сделавший десяток-другой абортов, то есть совершивший несколько убийств, не может быть совершенно спокойным и доброжелательным. То же самое с блудом, гордостью, ненавистью.
Каждый смертный грех оставляет след на душе. И вот с такой душой «захожанин» пытается прорваться к Таинству Причастия, которое есть «огнь, опаляющий недостойныя». Он не знает о предупреждении святого апостола «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11, 29 –30). Христос – не только милостивый врач, Он еще и справедливый Судия. Поэтому церковная традиция всегда предполагала некоторый период карантина – то, что называется епитимьей, – время для приведения в порядок своей жизни, время, данное человеку на покаяние.
– Покаяние и исповедь – это не одно и то же?
– Исповедь – только элемент покаяния. А покаяние – это целый процесс, который складывается из этапов внутреннего делания, этапов изменения себя. Естественно, всему этому нужно учить человека, а не просто допускать его до исповеди. Мы, священники, знаем об ответственности человека перед Богом в таинствах, а «захожанин» не знает.
Можно сказать, что регулярная исповедь, совершаемая в храмах, является некоторым фильтром, который задерживает человека и дает ему возможность начать церковную жизнь и не наделать страшных ошибок. Преподобный Симеон Новый Богослов и святитель Иоанн Златоуст предупреждают, что человек, причащающийся недостойно, становится повинен в Крови Христовой и уподобляется Иуде и богоубийцам, которые принимают Христа и Его распинают внутри своими грехами. Поэтому священники обязаны учить приходящих в храм людей, иначе ответственность за такие «исповеди» будет лежать и на них.
– А в случае с постоянными прихожанами ответственность за исповедь лежит только на них?
– В большинстве случаев и постоянным прихожанам нужны столь же постоянные напоминания основ церковной жизни, поэтому «исповедь как фильтр» и им очень полезна. Да, они имеют достаточно серьезный опыт духовной жизни: молитвы, чтение Священного Писания и святых отцов. Но в какие-то моменты этот опыт вдруг перестает влиять на жизнь прихожанина, он расслабляется, оставляет молитву, не стремится к Причастию.
9-е правило святых апостолов подвергает епитимии мирянина, не участвующего в Причащении: «Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного». Действительно, не понятно, почему человек, который находится на службе, не причащается, по каким причинам он не приступает к Чаше? Или он еретик, или он находится под епитимьей, или он в смертных грехах.
Церковь 2-м правилом Антиохийского Собора постановила: «Все, входящие в церковь и слушающие священныя писания, но, по некоторому уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения Святыя Евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное».
80-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения». А у нас люди спокойно забывают об этих нормах церковной жизни и отправляются вместо воскресного богослужения кто на огород, кто в гости, кто на шашлык. Церковная жизнь предполагает регулярное единение со Христом, а частое Причастие есть сердцевина жизни духовной.
Никодим Святогорец в своей книге «О частом причащении Святых Христовых Таин» очень убедительно на основании святых отцов доказывает, что частое причащение необходимо. Так вот, о таких отпавших и отлучивших себя от Церкви христианах священник во время исповеди молится: «примири и соедини его святей Твоей Церкви».
– Сегодня у многих постоянных прихожан все же есть желание построить нормальную церковную жизнь, есть желание и частого причащения. Отчего частое причащение оказалось связанным с частой исповедью?
– Частое причащение требует очень внимательной жизни. Когда христианин проживает внимательно хотя бы неделю, он видит, что согрешал и помыслами, и чувствами, допускает как «простительные», так, к сожалению, и «тяжкие» грехи. Естественно, что он стремится часто исповедоваться. Собственно, так и должно быть. Потому что покаяние – это не чтение по бумажке перечня грехов, покаяние есть процесс постоянного наблюдения за собой и чуткая совесть.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский все время себя проверял, и как только замечал в своей душе что-то противное Богу, тут же начинал искренне каяться. Через какое-то время он получал от Бога «извещение», что Господь его прощает: возвращалось мирное состояние души, возобновлялась живая молитва. Так и каждый христианин должен находиться постоянно в покаянии, наблюдении за собой, и если в чем-то отступает от Бога (словом, делом, чувством), тут же прибегать к врачевству покаянием.
В таких случаях исповедь принимает немного другую форму. Человек смертно не грешил, от Бога не отпадал, поэтому исповедь для него – не столько примирение и соединение с Церковью, сколько «профилактический осмотр». Такая исповедь не превращается в беседу о жизни. Священник знает всю душевную подноготную человека, знает его слабые места. Он может лишь напомнить средства борьбы со страстью, часто действующей в душе. Особое же внимание он обращает на события, которые кажутся из ряда вон выходящими. Здесь священник может задать какие-то уточняющие вопросы или дать задание.
– Противники частой исповеди говорят, что она охлаждает сердце человека, усугубляет формализм. Логика такова: если исповедь редкая, то человек серьезно готовится и, подходя ко Кресту и Евангелию, от всего сердца исповедуется, а если еженедельно исповедоваться, то покаянное чувство в сердце не успеет появиться.
– Страшное дело, когда таинства церковные для человека становятся безжизненными, формальными и сухими. Но ведь это может произойти и с тем, кто каждую неделю стремится на исповедь, и с тем, для кого «достаточно исповедоваться раз в год». Как часто бывает, что человек впервые приходит на исповедь, за его плечами «полный набор» страшных грехов, а покаянного чувства нет. Или напротив, мы можем прочитать в книгах о подвижниках, которые жили свято, но каждый день плакали о своих грехах. Покаянное чувство – это плод систематической духовной жизни.
– Тогда перефразируем вопрос: как в принципе не потерять покаянное чувство?
– Давайте вернемся к мысли, что покаяние – это процесс. Душа человека имеет три силы – сила разумная, сила чувственная и сила желания, которые в идеале должны вместе стремиться к Богу. А грех, войдя в Адама и через него во всех нас, расстроил человека. Теперь разум желает одного, чувства – другого, воля вообще исполняет третье. И задача духовной жизни и покаяния как процесса – вернуть человеку целостность, целомудрие.
Святой Марк Подвижник, говорит о том, что каждая сила исправляется определенными упражнениями. Сила ума исправляется принятием правильных мыслей, – мыслей, которые отражают истину. Истина очень четко и определенно выражена Христом и переведена на понятный нам язык святыми отцами. Поэтому духовный закон жизни предлагает регулярное изучение Священного Писания и трудов святых отцов, чтобы усвоить правильное мировоззрение и правильную реакцию на события. Сила чувственная исправляется трудом и подвигом внутренней молитвы. Через труд внутренней молитвы, который, слава Богу, в Церкви достаточно подробно изучен и описан, чувства человека приобретают правильные христианские свойства, «ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5). Третья составляющая, воля, которая должна двигать чувства и ум усилием к Богу, исправляется через послушание воле Божией и обстоятельствам, в которые Господь человека помещает. В таком послушании человек приобретает такие божественные свойства, как терпение и смирение. Научение целомудрию и покаянию – это процесс длиною в жизнь.
От рождения до последнего издыхания происходит изменение ума, чувств и воли, преображение их по тому образу, который нам явил Христос. То есть покаянное чувство должно быть и каждую неделю, и каждый месяц, и каждый год. Но это уже плод определенных усилий, осознанного церковного опыта.
– Как же быть человеку, который только в начале этого пути? Неужели ему не избежать сухости и формализма на исповеди?
– На первом этапе нас могут выручить заповеди блаженства. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» – шестая заповедь. До сердечной чистоты и правильной реакции сердца на жизнь нужно дорасти, добраться. Однако, первая ступень – «Блаженны нищие духом» – доступна всем. Каждому, подходящему к исповеди, нужно научиться видеть свои грехи и признавать их грехами. Если это произойдет, то и вторая заповедь будет нам доступна, мы научимся плакать о грехах.
Сразу же ожидать от себя правильного плача о грехах, наверное, преждевременно. Это будут лишь эмоции, которые не принесут нужных плодов. На первом этапе можно воспользоваться книгами, которые прекрасно настраивают душу на покаяние. Например, книга приснопамятного архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди» не только новоначальному христианину поможет приготовиться к первой исповеди, но и бывалому прихожанину оживит сердце.
Но постепенно нужно самому научиться наблюдению за собой, настроить совесть, помня, что это ты выстраиваешь свои отношения с Богом и сам несешь ответственность за свою душу перед Богом. А у нас часто батюшка воспринимается как некий оракул, который говорит, что мне делать и как мне жить. Удобна эта позиция тем, что и ответственность за всю жизнь перекладывается на плечи такого оракула. Нет, батюшка – лишь свидетель твоего покаяния перед Богом.
– Может ли священник по исповеди сделать выводы о том, правильно настроен человек или нет? Ведь слова мы можем говорить какие угодно, это не будет выражением искреннего покаяния.
– Отношение к исповеди заметно и по тому, как человек формулирует предложения, как произносит: просто ли зачитывает по бумажке или исповедует грехи, осознавая себя стоящим перед Богом. «Се икона Его пред нами, аз же точию свидетель есть, ибо свидетельствую пред Ним вся, елико речеши мне», – говорит священник в молитвах перед исповедью.
Разговаривая со священником человек обычно формулирует так: «Согрешил, батюшка», – или: «Прости, батюшка». А начиная свой диалог с Богом, человек говорит: «Прости, Господи». Все равно чувствуется, говорит он формально, или действительно искренне переживает, что прогневал, причинил страдание Господу своими грехами. Кстати, хорошо бы всегда помнить, что Господь-то уж точно слушает наше сердце, а не наши слова.
– Какое чувство должно возникать после искренней, правильной, если можно так сказать, исповеди? Как определить, раскаялся я или нет?
– Не надо сильно зацикливаться на этом, потому что можно начать ожидать каких-то чувств, начать их искать, пробуждать в себе, и родится совершенно не то состояние и настроение. Однако скажем, что плодом правильной духовной жизни являются смирение, внимательная молитва, охлаждение к жизни мирской, когда человек после исповеди испытывает жажду праведности и более тянется к духовным делам: побыть в уединении, помолиться, словом, побыть с Богом. Потому что невозможно одновременно быть другом миру страстей, греха, прихотливых развлечений, потребления – и быть другом Богу.
Святитель Василий Великий говорит, что самый верный знак того, что Господь простил грехи, тот, когда мы чувствуем некую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, чем снова произвольно согрешить.
– Если человек на исповеди стоит перед Богом в присутствии священника, то нужно ли выбирать батюшку по сердцу?
– Выбор священника подобен выбору врача. Бывает экстренная ситуация, когда мы бежим к первому попавшемуся врачу, который может оказать нам неотложную первую помощь. То есть, когда человек находится в командировке или живет где-то далеко от своего духовника, то совершенно нормально с рядовой исповедью приходить к любому пастырю. Но есть вопросы, которые требуют знания устроения человека, особенностей его жизни. Такое знание возникает при более долгом и глубоком общении с духовником. Он – как семейный врач, за многие годы изучивший болезни всех членов семьи и знающий те средства, которыми их нужно лечить.
Душеведение – это великая наука, поэтому нужно выбирать батюшку не просто «по сердцу», а с серьезным расчетом. Преподобный Иоанн в своей «Лествице» пишет, что надо очень внимательно подходить к выбору кормчего своего корабля, чтобы он не навел тебя на скалы, но довел до пристани.
Важно, чтобы священник был опытный, чтобы сам старался жить так, как говорит, сам старался своей жизнью приобретать духовные знания и опыт, чтобы его учение не расходилось с Евангелием и с учением святых отцов. Здесь предполагается, что каждый христианин знает учение Церкви и учение святых отцов, что он может как-то сориентироваться, говорит ли батюшка истину или что-то путает.
«Не откладывай покаяния на завтра: этому завтра никогда нет конца».
Святитель Иоанн Златоуст
– А как после принятия регулярной исповеди смотрит батюшка на своих прихожан? Видит ли он их сквозь призму грехов, которые они ему еженедельно приносят или память о грехах прихожан изглаживается из памяти?
– Как же мне ответить за всех батюшек? Я однозначно могу сказать, что батюшка искренне радуется, когда человек находит в себе силы бороться с грехом или исповедовать какие-то очень тяжкие и постыдные грехи. Радость, а никоим образом не осуждение, сочувствие, что человек позволил душе дойти до такого состояния – вот какое чувство появляется у священника на первых исповедях. Потом начинается повседневная жизнь, и очень важно, чтобы она не превратилась в болотце. Поэтому батюшка периодически как-то интересуется, как человек молится, что читает, и как он прочитанное в своей жизни применяет.
Очень часто для батюшки исповедь бывает для смирения. Помню, во время моей священнической юности к нам в храм ходила группа «Оптималист» – группа людей, которые преодолевают зависимость от алкоголя. В плане их занятий в конце курса была вписана обязательная исповедь. Бывало, около десяти вечера заканчиваешь исповедь, уже думаешь о том, что сейчас направишь свои стопы домой, выходишь после последнего исповедника из комнатки, где принималась исповедь, – а там стоят десятка полтора здоровых мужиков и женщин, и ты сразу понимаешь, что это надолго: люди пришли на первую исповедь, каждого нужно будет не просто выслушать, а что-то еще сказать. И никуда ж не денешься… Это, конечно, опыт жесткого смирения.
– А исповедь для батюшки – это чаще скучное мероприятие?
– Мне кажется, любая служба может быть и скучной, и живой. И исповедь может быть богослужением. «Господь зде невидимо присутствует». Представляете, рядом с тобой стоит Господь, принимает исповедь, а ты скучаешь. Просто мы часто этого не осознаем и как-то привыкаем к формальному отношению. А ведь можно пытаться во время исповеди молиться, пытаться вслушиваться в человека, вглядываться в его жизнь и понимать, что для него это важно. Это для священника исповедь – ежедневный поток одних и тех же людей, а для человека, даже если он раз в две недели пришел, – это две недели жизни и борьбы.
– А может ли батюшка не отпустить грех, сказав: «Нет, вот сейчас я тебе разрешительную молитву не прочитаю, пока ты это не исправишь»?
– Это допустимо, если речь идет о духовнике и его чаде, понимающем, что батюшка беспокоится о нем и принимает решения по любви, а не по самодурству. Хотя у священников, как продолжателей апостольского дела, есть такие полномочия. Господь сказал апостолам: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22 – 23).
В каких случаях священник может не отпустить грех? Например, когда человек абсолютно не осознает грех. По словам святителя Иоанна Златоуста, преступно не столько делание греха, сколько бесстыдство после греха. Например, мужчина в первый раз приходит на исповедь, и когда поглубже касаешься его жизни, выясняется, что жена делала несколько абортов. И когда ты пытаешься ему объяснить, что в произошедшем на 90% его вина как главы семьи, он отвечает: «Да она сама… да я тут ни при чем».
То есть, у человека нет осознания вины за грех, за убийство, в котором он непосредственно участвовал. Как я могу отпустить ему грехи, когда в важнейших вопросах у него нет понимания? Покаяние – это же изменение ума. Можно прямо во время исповеди попытаться вернуть человека в ту обсуждаемую ситуацию, спрашивая: «Если бы мы вновь вернулись в эту же историю, ты сделал бы тот же поступок или нет?» Если человек начинает оправдываться: «Ну, а что я мог сделать, а какой был выход? Я бы, наверно, сделал то же самое», – значит, в сердце человека не произошло перемены, его душа по-прежнему настроена на совершение греха.
Поэтому надо человеку дать какой-то духовный совет, духовное упражнение: «Почитайте Евангелие, почитайте святых отцов, может быть, что-то из популярной художественной христианской литературы». Например, часто я советую женщинам, у которых нет осознания тяжести от совершенных грехов, читать книгу Юлии Вознесенской «Мои посмертные приключения». Конечно, об этом авторе есть разные мнения, но по опыту я знаю, что многих женщин эта книга трогает до глубины души.
– Когда человек собирается в поход, он составляет список нужных вещей, которые обязательно ему пригодятся в будущих испытаниях. Что обязательно нужно взять с собой на исповедь?
– Готовность и решимость встать перед Богом и взять ответственность перед Богом за себя, за свою жизнь – и решимость умереть, но не возвращаться в прежний плен, к прежним грехам.
Да поможет нам в этом Господь!
Беседовала Ксения Кабанова
8 апреля 2016 года настоятель Успенского Собора на ВИЗе протоиерей Евгений Попиченко отметил 21-ю годовщину священнической хиротонии. Предлагаем вашему вниманию интервью с батюшкой. Интервью мы брали ровно год назад, на 20-летие празднования рукоположения в священники. Вышло оно в журнале «Православный вестник» №120 в 2015 году. Многая лета, батюшка, вам и вашей семье!
Плоды послушания
Настоятель Собора Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, благочинный Рождественского округа г. Екатеринбурга и духовник Православной Службы Милосердия протоиерей Евгений Попиченко в 2015 году отметил 20-летие священнического служения. О своём жизненном и духовном пути, о семье и церковных послушаниях он рассказал в интервью родному журналу.
Новая жизнь начинается
25 марта 1995 года, в субботу Крестовоздвиженской седмицы, в Иоанно-Предтеченском храме Екатеринбурга меня рукоположили в диаконы. Помню, было тепло, солнечно, у моего младшего брата как раз был день рождения. Я подписал ему поздравительную открытку: «Вот, брат, у тебя новая жизнь начинается – 20 лет тебе, и у меня тоже новая жизнь…» – и поехал в храм.
Диаконская хиротония – она особенно трогательная, потому что впервые через Царские врата проходишь, впервые причащаешься в алтаре, и Причастие особое, не как у мирян.
Рукополагался я от екатеринбургского храма целителя Пантелеимона. На тот момент был единственным помощником у его настоятеля, отца Димитрия (Байбакова), который тогда, в далеком 1995 году, ещё пытался совмещать свою мирскую профессию – психиатрию – со священнослужением, и при этом уже занимался церковной издательской деятельностью.
И вот меня владыка Никон рукоположил и оставил на служение в Иоанновском храме... Мне-то и там хорошо было, а отец Димитрий настолько горячо переживал моё отсутствие (ведь его послушания в информационно-издательском отделе епархии требовали постоянной включённости и присутствия), что не побоялся пойти к архиерею и попросить за меня. И владыка услышал просьбу. Ровно через две недели меня рукоположили в священники и направили служить в храм целителя Пантелеимона. Переход от обычной мирской жизни к церковной произошел очень стремительно, но этому предшествовал достаточно долгий и непростой период.
Точка невозврата
Моё крещение совершилось в 16 лет в городе Магнитогорске Челябинской области, когда моя бабушка Тамара волевым решением собрала нас, всех двоюродных братьев и сестёр, и повезла в церковь. Тогда я впервые переступил порог храма, толком ничего не запомнил, и жизнь моя пошла дальше своим чередом.
Через год я окончил школу, поступил в Свердловский инженерно-педагогический институт на специальность «Робототехника», и тем самым чуть было не продолжил семейную династию – у нас в семье все инженеры. Но тут произошла неслучайная встреча с Игорем Бачининым. Сейчас он протоиерей, а тогда был мирянином, но уже помогал людям с разными зависимостями. И моя жизнь круто свернула в иное русло.
У Игоря Владимировича был авторский курс лекций, на которых он очень убедительно рассказывал о важности здорового образа жизни. Духовной составляющей в его рассказах тогда не было, но в какой-то момент он пригласил выступить перед нами гостью из Новосибирска Людмилу. Она была новообращённой, её духовная жизнь только начиналась, а поскольку она была очень эмоциональной женщиной, умеющей передать свои мысли и чувства, её рассказы о соприкосновении с Церковью многих вдохновили, и меня в том числе. Присутствующим на лекции она дала задание подготовиться к исповеди и Причастию, и именно с этого момента в начале 1990-х годов у меня началось серьёзное знакомство с Церковью.
Я начал ходить в храм Вознесения Господня в центре Екатеринбурга. Помню, стоял на службах и завидовал алтарникам, которые «яко ангелы» исходили из диаконских врат и входили, поклонившись друг другу... Потом была первая Пасха. После праздничной ночной службы все сотрудники храма ручейками стекались в трапезную, а я как-то вклинился посреди них и оказался за общим столом. Никто на меня не посмотрел как на чужака, и с того момента я вошёл в общину, и чуть позже мне уже благословили первые послушания и охрану храма.
С отеческой заботой
Один прихожанин, юноша по имени Алексей Матвеев (ныне игумен Флавиан (Матвеев) – настоятель Крестовоздвиженского мужского монастыря г.Екатеринбурга), как-то предложил съездить в гости к молодому священнику. Было интересно, я, конечно, согласился, и мы отправились в общежитие, где встретились с иереем Димитрием Байбаковым. Он тогда ещё не принял монашество, был студентом медицинской академии, а параллельно – настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Рудянское Сухоложского района.
В тот памятный день отец Димитрий подарил мне книгу «Пастырское богословие» с печатью храма, своей росписью и напутствием – она у меня до сих пор хранится – и так определил мой дальнейший путь. У отца Димитрия есть уникальный талант: он привлекает к себе людей. Вокруг него всегда было много молодежи ищущей, интересующейся, стремящейся, неравнодушной, и многие из этих молодых людей впоследствии выбрали путь служения Церкви. Конечно, встреча с ним стала переломной и для меня.
Следующие пару лет я проходил алтарническое послушание в Покровском храме Рудянского. А когда там освободилось место псаломщика (управляющего церковным хором), отец Димитрий, нисколько не сомневаясь, определил туда меня.
Роман в письмах
Чтобы служить в Церкви, нужно сделать выбор: или быть семейным священником, оставаясь в миру, или стать иноком, принять монашеские обеты и идти в монастырь. Когда я для себя уже решил, что стану священником, было серьёзное намерение бросить институт. Учиться я пошел по послушанию родителям, и инженерная специальность меня совсем не привлекала.
Тогда отец Димитрий мне строго сказал: «Институт закончи, а дальше видно будет». Кроме того, прежде рукоположения нужно было жениться. А матушка - жена батюшки - это особый крест, особое служение, подвиг, и очень непростой, требующий определённых духовных и душевных талантов. Тут я начал смотреть по сторонам и понял, что подходящих кандидатур-то нет.
В то время я уже ходил в храм Вознесения учиться пению, чтобы хоть как-то научиться справляться с бабушками из своего Покровского хора в Рудянке. И вот однажды, придя на клирос, увидел там листок с цитатой из Священного Писания: «Проклят всякий, творящий дело Божие с небрежением».
Надо сказать, что клирос - место особое, можно сказать, элитное, поэтому певцы порой ведут себя достаточно вольно, допускают и шутки, и недопонимание богослужебных текстов. Когда я осмыслил прочитанное, мне захотелось выяснить, чьих рук это дело. Мне рассказали, что на каникулы приехала студентка Санкт-Петербургской духовной академии Ольга Меньшикова, регент и музыкант. А у меня сразу мысль: нужно познакомиться и попросить пару-тройку уроков. Так и получилось. Оля согласилась позаниматься со мной пением - и вот, поём до сих пор (улыбается). Когда она уехала учиться, мы с ней были на связи через письма - это удивительная возможность общения и единения. В современных семьях эта замечательная и важная традиция сейчас, к сожалению, утеряна. Оля рассказывала о том, что слышала в семинарии, из истории Церкви, Ветхого Завета, учения святых отцов. И это был очень важный опыт, который мне во многом помог в духовном становлении.
По тонкому льду
В 1994 году случилась удивительная поездка в Санкт-Петербург, во время которой я познакомился с иереем Олегом Скоблей. Зная, что мы с Олей готовимся принять важное решение в своей жизни, батюшка отправил нас на остров Залит к отцу Николаю Гурьянову. Вечером мы сели на поезд и утром уже приехали в Псков, дошли до лодочной станции, а там оказалось, что воду уже сковал лёд... И нам пришлось продолжить свой путь пешком по льду. Чтобы не бояться - а было, признаться честно, страшновато идти по первому льду - всю дорогу мы молились святителю Николаю, просили его о помощи. А когда добрались до острова, батюшка вышел из своего маленького домика нам навстречу и стал повторять молитвы, которые мы пели по пути к нему.
Помазал он нас маслицем, благословил. Матушка попросила у него наказ, как себя замужем вести, а он ей: «Жена да боится своего мужа», - и кулачком ей по голове легонько стукнул. «Деток благословите?» - «Бог благословит. Родится мальчик, назовёте Серафим (старшего так и назвали). Родится девочка, назовите Серафимой». Вторым у нас родился мальчик - назвали Симеоном. А сами сначала понять не могли: как же так, старец ведь не может ошибиться! Третьей родилась девочка, назвали Катюшей (уже прочувствовали на себе пламенный и озорной характер старшего Серафима, не было решимости пока назвать дочку Серафимой). Потом родилась ещё одна дочка, и здесь уже пришло время исполнять благословление отца Николая, назвали её Серафимой. И пятой родилась Поля, в крещении Пелагея.
У отца Николая мы с матушкой были трижды, каждый раз - с конкретными жизненными вопросами. Вообще надо очень внимательно слушать всё, что старцы говорят, стараться запомнить каждое слово. К батюшке мы приходили с важными вопросами, а он нам говорил какими-то прибауточками и стишками, и только потом я узнал, что таким образом он запрещает бесам действовать. Самое ценное в общении со старцем - это наше к нему доверие, по которому Господь являет старцу Свою волю о нас.
Школа послушания
О том, что я прослужу диаконом только две недели, отец Николай тоже предупреждал. А дальше, когда меня в священнический сан рукоположили и в Свято-Пантелеимоновский храм перевели, началась настоящая школа послушания, смирения и терпения в разных аспектах жизни. Отец Димитрий - воспитатель замечательный! Он напрочь лишён лицеприятия, видит правду и говорит, невзирая на лица, порой резко, хлёстко, словно гвоздики забивает в сознание.
Например, однажды он смирил меня таким образом. Шел Великий пост, а по уставу необходимо ставить на престоле в алтаре горящую лампадку. А, поскольку я старался соблюдать устав буквально, то с вечера лампадку приготовил и ушёл домой. Утром нахожу её погашенной, а на аналое записочка: «Отец Евгений, ваше благочестие не освободит вас от ответственности за сожжённый храм». Эти несколько слов были ударом по моему самолюбию и чувству собственной правоты, и таких моментов было много. Игумен всегда давал очень ясные, чёткие указания и приходилось смиряться, терпеть, забывать о своём мнении и делать, как благословил настоятель.
Лет 10 назад на одном из дней рождений отца Димитрия собрались его «выпускники» (батюшка воспитал около 30 священников, причём, многие - настоятели храмов). И он нам тогда сказал: «Отцы, вы знаете, почему вы смогли добиться всего, чего добились? Потому что слушались». Были батюшки разные, и такие, которые не выполняли послушание, и они сейчас где-то служат, но жизнь их по-другому сложилась. Так вот, игумен тоже отметил это важное качество - умение отказываться от своей воли.
В храме целителя Пантелеимона на Сибирском тракте я прослужил 18 лет. Все основные послушания внутри церкви и внутри прихода там были пройдены: и в воскресной школе был директором, и молодёжкой занимался, и миссионерствовали мы с отцами в окрестных районах - раздавали людям листовки и номера «Православной газеты», проводили духовные беседы. А когда возведение нового здания Пантелеимоновского храма началось, игумен благословил нас каждое воскресенье ходить крестными ходами от старого храма до строящегося - отсюда любовь к крестным ходам у меня осталась.
Ещё вспоминаю такой духовный урок. В самом начале священнического служения у меня язва желудка открылась. Сначала я её на физическом уровне переживал, многое хотел тогда по-своему делать, как считал правильным, и через эту боль меня Господь учил любви к ближнему и смирению. Учил тому, что не стоит переделывать человека, а нужно снисходить и покрывать все его недостатки своим терпением. Многие люди пытаются лечить язву медикаментозно, и отказываться от этого не стоит, но, все-таки, главное лекарство - духовное. Нужно найти в себе то, из-за чего душа уязвляется, вырвать эту занозу, принять обстоятельства, человека, начальника или подчинённого, и тогда болезнь отступит. Как только я смирился, язва прошла.
Мое личное социальное служение началось с того момента, когда я начал окормлять областную психобольницу, на территории которой находился Свято-Пантелеимоновский храм. Дело это было ответственное, нужное для людей, и самому пришлось по душе. Я приходил в детские, взрослые - женские, мужские, старческие - отделения, общался с пациентами. Люди там находились очень несчастные и в то же время благодарные, даже на малое внимание сразу откликались. Это удивительная школа была! Хорошее упражнение для сердца в борьбе со страстями, унынием, плотскими движениями. Когда на душе становилось мутно, я собирался с силами и приходил к тем, кому ещё тяжелее, вместе с ними мы молились, и тревога отступала.
Благословение на руководство новым епархиальным Отделом социального служения дал архиепископ Викентий в апреле 2002 года, и потом своим видением событий, молитвой, поддержкой, вниманием, участием много лет нас поддерживал. И особые слова благодарности у меня, конечно, владыке Пантелеимону (Шатову), председателю Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Он меня воспитывал, ведь вопросов было очень много, а проблем ещё больше. Как их решать, с чего начать - с этим я обращался к нему каждый раз в важные этапы развития нашего отдела, и владыка всегда помогал. Я мог позвонить ему и попросить совета или разрешения приехать в Москву и побыть рядом с ним несколько дней, послушать, как он общается и решает вопросы. Все мои сотрудники неизменно проходят стажировку у помощников владыки Пантелеимона, и во всём, чего мы добились в работе отдела и Православной Службы Милосердия в Екатеринбурге, большая заслуга владыки.
Социальное служение, если одним словом сказать - это послушание Церкви. Изначально мной это так было воспринято. Входил я в него с трудом, напряжением, скорбью и болью. И сейчас для меня социальное служение остаётся послушанием Церкви, которое хочется исполнять достойно.
С приходом на Екатеринбургскую кафедру митрополита Кирилла социальный отдел получил новый импульс развития. Владыка сразу в нашу сторону посмотрел, обозначил важность социальной работы приходов и Церкви, поставил новые задачи, поддержал и до сих пор поддерживает социальное служение. Его постоянная заинтересованность, личное участие в мероприятиях - это огромная помощь, благодаря которой социальный отдел епархии, которому в 2015 году исполнилось 13 лет, и Служба Милосердия развиваются шаг за шагом. Сейчас у нас более 20 социальных и благотворительных проектов в Екатеринбурге, около 3000 подопечных, порядка 50 сестёр милосердия, 20 братьев Успенского братства и свыше 550 добровольцев.
И, конечно, владыка строго спрашивает по каждой задаче и не дает нам расслабляться, благословляя всё новые виды послушаний. Первым таким непростым послушанием была поездка группы добровольцев в Крымск, пострадавший от наводнения. Было немного страшно, ведь стояла задача за сутки подготовить людей и отправить в неизвестные условия. Господь всё управил. И этот опыт показал, что не надо ничего бояться, а нужно пробовать и делать. Так, благодаря владыке Кириллу, у нас есть опыт проведения международной медицинской конференции, организации работы добровольцев на время паломничества святынь в Екатеринбург, Царских крестных ходов и многого другого. Это колоссальный опыт и очень интересные проекты, которые вносят в нашу жизнь энергию и движение.
Под покровом Божией Матери
От настоятельства я долго и сознательно отказывался. Я люблю богослужения, люблю заниматься с людьми, которые приходят на беседы. А любые хозяйственно-административные процессы, мне казалось, сразу же лишают жизни, энергии. Ведь настоятелю требуется огромное время уделять хозяйству. Кроме того, ответственность за принятие решения - духовная и душевная - больше, чем физическая нагрузка.
От одного старца я слышал, что настоятельство, старчество и юродство - это пути, на которые сам человек не может вставать, на них ставит Господь, и помогает Он особым, благодатным образом. И, действительно, помощь Божия ощущается постоянно, даже во внутреннем состоянии. Когда находит какое-то малодушие, растерянность, то по молитве оно очень быстро рассеивается и возникает ясность в принятии решения.
Вот уже два года как я настоятель. И я благодарю владыку Кирилла за это послушание, благодарю Бога за возможность послужить таким образом Церкви. Как и многим настоятелям в нашей стране мне с приходом довелось решать задачу восстановления разрушенного в годы советской власти дома Божия. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге был построен в 1838 году. Искорёженный и изуродованный, как наши души, даже своим внешним видом он сегодня призывает нас к покаянию, напоминает о годах лихолетья. С Божией помощью процесс по восстановлению запущен и движется, сейчас мы готовимся к этапу получения разрешений на начало строительных и восстановительных работ.
У нас очень хорошая, дружная община, она растет потихоньку, много семей и молодых людей. Многие из прихожан - добровольцы и помощники Православной Службы Милосердия. Порядки у нас у нас довольно строгие, есть дисциплина, определённые обязательства, люди понимают свою ответственность перед Богом и своими собратьями. Здесь, как в семье: каждый старается в меру сил выполнять своё послушание и помогать тем, кто рядом.
СемьЯ
Меня очень часто просят дать совет, как воспитывать детей. «Ведь, у вас, батюшка, их пятеро, вы точно знаете», - говорят. А для меня это один из самых сложных вопросов. Мне кажется, пока дети не дорастут до зрелого возраста, пока не создадут своих семей, очень сложно сказать, какие они получились, эти плоды воспитания. Возникает иллюзия, что достаточно быть просто рядом со своими детьми, подавать им пример. Но через какое-то время выясняется, что этого недостаточно.
Начинаешь понимать, что педагогика - это целенаправленный процесс взращивания, культивирование определённых положительных черт и нивелирование отрицательных. Что нужно ставить конкретные педагогические задачи и целенаправленно их решать. Что сначала дети - это пластилин, из которого можно лепить на определённом жизненном этапе, а потом он затвердевает, и уже то, что заложено, трудно преобразовать. С другой стороны, это смиряет, ты понимаешь, что только сеешь, а взращивает всё равно Господь. И худо-бедно, но что смогли, мы сделали.
Я знаю, что в церковных семьях живую веру передавать сложнее, чем тогда, когда человек обретает Бога в ходе жизненного пути, в ходе преодоления скорбей и трудностей. Точнее, есть такое искушение, примерно как с наследством: когда человек получает большое наследство, он его не ценит и начинает транжирить. То же и с верой: когда дети растут в храме, в церковном общении, доступности Таинств, бывает так, что они перестают это ценить. Церковь превращается в место встреч, тусовок, общения со своими сверстниками. И мы с матушкой молимся о том, чтобы наши дети не потерялись в подростковый период, чтобы малые зёрнышки веры проросли и обязательно дали добрые плоды.
Послесловие
Сейчас для меня самое трудное - понять, насколько всё, что я делаю, угодно Богу. Социальное служение, настоятельство требует массу сил, времени, энергии, жизни, но можно ли считать тот баланс, который сегодня существует между семьёй и послушанием, правильным? Всегда помню об ответственности за детей. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что невозможно строить Царство Божие, разрушая малую церковь. Бывает, что священник думает, что он строит Царство Небесное, но часто это только иллюзия, меж тем бывает, что свою семью, как Авраам - сына, он приносит в жертву. Я стараюсь честно служить Церкви, но может оказаться, что Господь скажет: «Мы ждали от тебя других плодов…». И будет ли мне что сказать в ответ?..
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы г.Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга.
Сегодня у нас в гостях протоиерей Евгений Попиченко, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге, руководитель православной службы «Милосердие», действующей при Социальном отделе Екатеринбургской епархии, до недавнего времени ведущий программы «Церковный календарь» на телеканале «Союз», кроме того, первый ведущий программы «Беседы с батюшкой» и программы «Архипастырь», а также, можно сказать, заслуженный работник телеканала «Союз».
Для всех наших зрителей стало шоком Ваше отсутствие в программе «Церковный календарь». Первую неделю они часто звонили и, общаясь с секретарем, постоянно спрашивали, что случилось и почему отец Евгений не ведет эту программу. На следующей неделе ажиотаж немного спал, в третью неделю еще меньше людей позвонило, но анонс, который мы разместили «ВКонтакте», свидетельствует о том, что многие зрители благодарны за все Ваши слова, которые были произнесены в этой программе в течение десяти лет. Хотелось бы начать с того, почему так получилось, почему Вы больше не ведете «Церковный календарь»? Думаю, что это вопрос всех наших зрителей, которые смотрят телеканал «Союз».
Так получилось, и слава Богу. Наверное, мы все должны стараться жить по воле Божией, которая является в нашей жизни через обстоятельства, через благословения священноначалия. Послушание - это добродетель, и терпение - тоже добродетель, и потом: «Молодым везде у нас дорога…» - и дальше по тексту.
На самом деле десять лет этих трудов выработали определенный навык: изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год приходилось наблюдать за жизнью и делиться тем, что было на душе - что заметили, что случилось, где побывали, с кем встретились… Это находило отклик в сердцах и душах людей, потому что все мы очень похожи друг на друга: и болезни у нас одинаковые, и добродетели одинаковым образом развиваются, потому что человек по природе един. Слава Богу, что этот небольшой опыт кому-то оказался полезен. Много было и откликов, и писем, и сообщений, и душа как-то трепетала, не думал, что со многими людьми мы так духовно породнились, стали духовно близки, но потихонечку все устроится.
Дорогие телезрители, давайте в первую очередь поблагодарим Бога за то, что у нас с вами есть такая возможность общаться, она никуда не делась. В ту меру, в какую я был занят в «Церковном календаре», я не был в «Беседах с батюшкой», чтоб не «мельтешить». А сейчас мы с вами будем видеться чаще. Очень хочется поблагодарить Бога за то, что столько замечательного времени было проведено вместе, поблагодарить телеканал «Союз», его сотрудников, руководителя за все эти годы совместного труда по созданию передачи «Церковный календарь», поблагодарить всех вас, которые и писали, и пишут и с которыми установилась духовная связь.
- Хочу напомнить нашим зрителям о том, что есть замечательный сайт www.sobor-uspenie.ru - это сайт прихода, настоятелем которого является о. Евгений. Существует также группа этого прихода в сети «ВКонтакте»: www. vk.c om/sobor_uspenie. Мы с о. Евгением обсудили такой способ вашего общения с ним: вы можете оставлять свои вопросы либо на сайте собора, либо в группе социальной сети «ВКонтакте». Мы будем встречаться с определенной периодичностью с о. Евгением и отвечать на поступающие вопросы.
Нужно уточнить, что потребность общаться с телезрителями сохраняется, и священнику очень хочется делиться опытом, чтением, жизненными ситуациями, поэтому возникла идея создать на сайте собора Успения какой-то ежедневный формат общения: к примеру, проповедь на тему дня, в которой также обсуждать какие-то вопросы христианской жизни в современном мире. В ближайшее время мы попробуем это сделать, и те, у кого есть возможность общения через Интернет, могут задавать вопросы, оставлять комментарии, пожелания.
Вопрос телезрителя из г. Екатеринбург: «Как Вам удается совмещать и семейную жизнь, и послушания, и паломничать успеваете, и окормлять духовных чад? Понимаю, что это очень большой труд и времени на отдых у Вас совсем нет. Как Вам удается оставаться на плаву в духовном смысле и делиться этим с людьми?»
Еще можно добавить, что наш проект ведущих дня начинается с 8 утра, и я помню, когда приезжаешь к этому времени и начинаешь готовиться к рабочему дню, то о. Евгений уже находится в студии с 7 утра, а то и раньше: записывается передача. Как удается все это совмещать? Где эта «золотая середина»?
Есть такой замечательный закон, что время зависит от скорости движения. Этот закон действует, поэтому чем быстрее мы научимся двигаться, реагировать на вопросы, ситуации, тем больше будет времени. И время на самом деле растяжимо: на все, что для человека важно и ценно, времени всегда хватит, просто нужно учиться управлять временем, оно - дорогое сокровище. Кстати, это очень интересная тема для общения, потому что, например, к деньгам мы относимся гораздо бережнее, чем ко времени. А деньги, даже если ты их потеряешь, всегда найдешь. Потерянное же время никогда не восполнишь. Человек тысячу рублей потеряет и будет переживать из-за этого целый день, настроение испортится, будет жаловаться, а потеряет час времени - и совершенно не болит об этом голова. От управления временем, от понимания того, насколько оно ценно, зависит его качество. И самое важное, что за время жизни человек приобретает вечность. Потому что на самом деле времени очень немного, всего 400 тысяч часов (средняя продолжительность 70-летней жизни), мы не миллионеры, поэтому жалко тратить время на пустое: блуждание в сети Интернет, бесполезное телевидение. А отдыхать можно в смене деятельности.
- Эти 400 тысяч часов включают сон? Потому что если посчитать время на сон, то еще треть урезается.
Четыреста тысяч часов - это время активной жизни.
Вопрос телезрителя из г. Белгород: «Еще в Ветхом Завете была заповедь: "Помни день субботний". В Евангелии Христос говорит: "Не человек для субботы, а суббота для человека", то есть отношение уже другое. А как нам сейчас относиться к этой заповеди? Современная суббота имеет какое-то отношение к той субботе, о которой говорилось в Ветхом Завете? Потому что воскресенье имеет совсем другой смысл, хоть сейчас и говорят, что воскресенье вместо субботы».
Заповеди Божии непреложны: Господь, сказав однажды, узаконил на века Свое слово. Заповедь о субботе была дана евреям - кочующему племени, у которого долгое время их жизни не было святого места, поэтому у них было святое время: один день из семи был освящен особым богослужением, богопочитанием. Когда совершилось спасение человеческого рода воскресением Христа, этот день приобрел большую значимость, потому что в нем и совершилось исцеление человеческой природы. У христиан Нового Завета в приоритете празднование воскресенья, но суббота не забыта, тоже является праздничным днем, и это очень заметно по богослужению Великого поста. Есть будни, когда строгий пост, идут определенные богослужения (очень строгие, великопостные), а суббота и воскресенье - это праздничные дни: облегчается устав поста и богослужение совершается совершенно по другому чину. Поэтому христиане почитают и субботу как заповедь Божию, и особо почитают воскресенье.
Думаю, что можно вернуться к вопросу дальнейшего появления программы «Церковный календарь» и программ, касающихся каких-то размышлений на каждый день: я так понял, что эти программы в ближайшем будущем появятся на тех сайтах, которые мы чуть ранее называли зрителям.
Живы будем - обязательно появятся.
Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Как научиться радоваться в страданиях, чтобы не впадать в отчаяние и уныние? Потому что когда нет никаких скорбных событий, все вроде приемлется и с Богом легко общаться, а когда страдания, очень трудно сохранить тот дух, чтобы не было уныния, отчаяния, чтобы не впасть в ропот. Как преодолеть эту грань, чтобы благодарить Бога за все? И еще: хотелось бы, чтобы Вы попросили телезрителей помолиться о рабе Божией Любови, это моя дочь. Очень прошу Вас, спасибо».
Давайте помолимся, дорогие телезрители, о рабе Божией Любови, чтобы Господь даровал ей сил, здравия, крепости душевной и телесной. А в остальном Вы сами ответили на свой вопрос: нужно учиться говорить молитву «Слава Богу за все» - это совершенно реальная молитва, которая исцеляет душу от печали. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54, 23). Господь укрепляет силы души через благодарение и славословие. У святителя Игнатия (Брянчанинова) в первом томе есть замечательная статья, которая называется «Слава Богу», где он пишет, что самая лучшая психотерапия и исцеление души, если мы приучим себя, особенно в нападениях духа печали, пусть без крепкой веры и пока без надежды, с грустью сердца, но говорить: «Слава Богу за все».
Нужно еще понимать, что только в скорбях душа растет, вне скорбей она не развивается. Не существует такого человека, у которого в жизни нет скорбей, потому что и богатые плачут, и здоровые переживают, и счастливые тоскуют - в этом мире невозможно жить без скорбей, которые есть у всех, у каждого своя мера, «чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Просто надо поменять к этому отношение: невозможно избавиться от скорбей, если уйдет одна, придет другая. Но все проходит, и то, из-за чего сейчас болит душа, через десять лет мы будем видеть как самые прекрасные моменты и для духовной жизни, и для развития, потому что Бог был очень близко. Надо обязательно молиться, обязательно благодарить Бога и никогда не отчаиваться, потому что все будет хорошо.
Хульные помыслы - как мыльные пузыри: их абсолютно не надо принимать. Как искра: если плюнешь - погаснет, начнешь раздувать - превратится в пламя. На эти помыслы даже не нужно обращать внимание, потому что это не Ваш грех, это просто нападение духов злобы, их издевательство над душой. Ум можно направлять только на размышления о чем-то полезном, а любые помыслы - от лукавого.
Следующие вопросы из сети «ВКонтакте»: «Почему случается так, что праведные люди (монахи, святые) в конце жизни болеют раком? Почему в Библии часто встречается, что праведные пары (Авраам и Сарра, Иоаким и Анна) до преклонного возраста не имеют детей и лишь в глубокой старости Бог дарует им чадо?»
По первому вопросу: так происходит потому, что болезнь - это благословение Божие, болеющий человек без всяких подвигов может достичь вечной жизни с Богом, если будет безропотно терпеть болезнь. В болезни очень много пользы, просто мы не с той точки зрения к ней относимся: смотрим на нее как на наказание, как на кару, а на самом деле болезнь - это самый короткий путь к стяжанию благодати, потому что она учит терпению и принятию Духа Святого.
Что касается семейных пар, которые в Ветхом Завете являются родителями великих праведников, то «древо познается по плоду», «на осинке не растут апельсинки». Для того чтобы родить праведника, необходимо, чтобы немного засохли те страсти, которые «от юности борют». И это происходит естественным образом с возрастом: многие душевные, телесные страсти увядают, и в ту меру, в которую человек освобождается от страстей, он передает это состояние своим детям, которые должны выполнить определенную миссию по замыслу Божию. Таким образом у Иоакима и Анны родилась Смиреннейшая, Которая стала дверью в мир для смиренного нашего Господа Иисуса Христа. Но для того чтобы был такой плод, необходимо было десятки лет черпать горькое и несправедливое поношение: ничто так не смиряет сердце, как несправедливый позор. И когда души Иоакима и Анны стали способны вместить это, они вместили, и их тела произвели на свет такой замечательный плод; благодаря этому мы сейчас живем в христианском мире.
- Следующий вопрос: «Почему Греческая Православная Церковь отмечает праздники раньше на тринадцать дней?»
Потому что она отмечает праздники по другому календарю. Есть григорианский календарь, а есть юлианский. Часть православных Церквей, в том числе и Греческая, разнятся в праздновании церковных событий с тем календарем, по которому служит Русская Православная Церковь.
- Следующий вопрос: «Сейчас стало модно устанавливать электронные звонари. Не появится ли в будущем электронный хор, и почему колокольный звон в исполнении звонаря для священства стал менее важен? Почему не запретят это кощунство?»
Каково Ваше личное отношение к электронным звонарям?
Наверное, это вынужденная необходимость, потому что всегда хорошо, когда есть человек, когда есть достаточно людей, чтобы обеспечить и церковное пение, и церковный звон. Скорее всего, это неизбежность по причине отсутствия живых людей. Это не есть хорошо, потому что механика не может передать души, и, наверное, к этому не надо стремиться, но это существует как некоторая неизбежность. Надо молиться, просить, чтобы пришли люди, стали живыми звонарями и звонили как нужно: то радостно, то печально, но не механически монотонно.
- Следующий вопрос: «Как бороться с грехом осуждения?»
Очень просто: «Чем кумушек считать… не лучше ль на себя оборотиться?» Дело в том, что у кого что болит, тот о том и говорит - это закон, и каждый видит в ближнем то, чем он сам страдает. Если ставить такую задачу - бороться с грехом осуждения, то даже если мы замечаем какие-то немощи наших ближних, это всегда сигнал: посмотри на себя, ты болен точно тем же. Если бы в тебе не было этой заразы, ты бы ее просто не отразил в другом человеке. Обратившись на себя, найди в себе эту страсть и сосредоточься на ней, потому что наше духовное око, как и телесное, имеет определенный фокус: если я сфокусирован на руке, то остальное вижу очень размыто. Если человек сфокусируется на своей душе, на своих болезнях, ему не будет дела до болезней других. Осуждение других - это всегда беспечность по отношению к себе.
Следующий вопрос: «Подскажите, как быть: покойная мама часто снится, беседует со мной, говорит о том, что будет, и всегда это сбывается. Понимаю, что это грех, но возможно ли, что это Сам Бог меня так утешает за молитвы о ее душе? Хотела услышать совет настоятеля храма, в который хожу, но он и слушать меня не захотел».
Видимо, вопрос о том, как относиться к появлению во сне усопших родственников?
Это всегда сигнал с того света, сигнал напоминания. Сны не нужно ни принимать, ни отметать, то есть спокойно, ровно к ним относиться, не придавать особого значения. А всякое напоминание о наших близких - это повод усилить дела милосердия, потому что ничто так не помогает усопшим душам, как милостыня и молитва бедных людей о них.
Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбург: «Я слышала, что Церковь не приветствует вегетарианство. Мне бы хотелось узнать почему, ведь идея вроде хорошая - не убивать животных. Второй вопрос: я одна воспитываю двух мальчиков, они сейчас в подростковом возрасте. Скажите, пожалуйста, как мне вырастить их хорошими людьми, кому молиться? Они учатся в Суворовском училище, видимся мы не так часто (только на каникулах и в выходные)».
- «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» - один из духовных законов, обозначенный апостолом Павлом. Вегетарианство - это определенное мировоззрение, в котором отношение к каким-то продуктам - это только часть мировоззрения, это определенная идеология, которая не должна входить в противоречие с Духом Христовым. Если та или иная философия становится для человека важнее, чем учение Церкви, учение Христа, то это опасное учение, которое может в конечном итоге погубить человека для вечной жизни.
Второй вопрос про воспитание детей: наверное, здесь надо чаще плакать Богу о своих детях, потому что дети «воспитываются слезами» (слезами матери выправляются души) и материнским благочестием. В ту меру, в которую душа приобретает благодать Божию, она передается и детям. Дети воспитываются этой благодатью: не словами, не книжками, а тем духом, который живет в душе родителей. Поэтому необходимо совершать подвиг благочестия, в том числе и молитвы.
Следующий вопрос: «Как Церковь относится к случаям, когда человек одушевляет предметы, то есть разговаривает с ними как с живыми? Например, это автомобиль, телевизор, компьютер…»
Когда человек тихо сам с собой ведет беседу, это не очень хороший признак и не очень хороший диагноз. С другой стороны, если у человека есть такая особенность - выражать мысли вслух для того, чтобы как-то яснее себя услышать, понять со стороны, и если это не признак какого-то душевного нездоровья, то ради Бога - пусть говорит.
Следующий вопрос: «В молитве встречаются такие слова, что мы согрешаем и в уме, и в помышлении. Не могу понять разницы между этими двумя словами: в уме и в помышлении. Что в них схожего и в чем разница?»
Это целая аскетическая тема. Ум - это функция нашего организма, тот орган, которым человек должен видеть, чувствовать, слышать Бога. Помышления или помысел - это то, что приходит извне. Это молния, которая вторгается в наше сознание и помрачает наш ум. Научиться управлять умом - одна из высших задач аскетики (науки о духовной жизни), научиться различать помыслы и их отражать - это одна из наук, которая называется трезвение.
- Следующий вопрос: «Объясните, что такое кротость и смирение?»
Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные. Я упокою вас, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Учитель кротости и смирения - это Господь Иисус Христос. Чтобы этому научиться, необходимо вступить с Ним в теснейшее единение. Когда душа человека соединяется с душой Христа в таинстве Причастия, то на этой душе отпечатлевается нрав Христов. «С кем поведешься, от того и наберешься». Поэтому общение с Богом является лучшей наукой кротости и смирения.
А еще кротость и смирение можно просить у Симеона Верхотурского, который был замечательным учеником Господа Иисуса Христа: усвоил Его нрав, достиг кротости. За это он особо любим и почитаем людьми, потому что каждому человеку в этом мире хочется обрести мир сердца, мир души, без которых человек очень мучается тревожностью, беспечностью, постоянным шумом, отвлечением. А научиться можно у учителей. Симеон Верхотурский, память которого мы будем совершать 25 сентября, является замечательным учителем кротости. Если его просить, он за нас походатайствует перед Богом.
Существуют три даты памяти Симеона Верхотурского: 25 мая, 25 сентября и 31 декабря. Хотелось бы разобраться, почему установлены разные дни памяти? В честь чего отмечается день памяти 25 сентября?
Господь очень любит праведного Симеона и благословил в Церкви сделать его память трехдневной. В три разных времени года мы вспоминаем святого праведного Симеона: 31 декабря - его кончину, 25 сентября - обретение честных мощей, а также второе обретение и перенесение его святых мощей, которое произошло уже в наше время - 25 мая. Все эти дни назидают нас: мы собираемся вместе во святом граде Верхотурье в монастыре, чтобы помолиться праведному Симеону, пообщаться с ним еще раз и воспринять его духовные качества в свои души.
Вопрос телезрительницы из г. Пермь: «Моему сыну 11 лет, он учится в 5-м классе и задал мне такой вопрос: "Если в Писании ничего не сказано про динозавров и первобытных людей, почему нам это преподают в школе?" В чем подвох? Не знаю, что ему ответить».
Потому что программа школьного образования составляется не по Священному Писанию, а порой с совершенно обратной целью - чтобы подвергнуть его сомнению. На самом деле противоречия со Священным Писанием нет. Можно посоветовать почитать христианские антропологические книги, в которых говорится об этом времени, о той науке и о тех переворотах, которые целенаправленно совершались для того, чтобы людей отвлечь от Священного Писания и обосновать теорию происхождения видов Чарльза Дарвина, которая являлась средством борьбы с христианским мировоззрением. А про динозавров я подумаю, дорогие телезрители, и на сайте собора Успения мы обязательно про это поговорим.
- Расскажите, пожалуйста, какое значение лично для Вас имеет святой Симеон? Есть святые, которые нам более близки, а к каким-то мы обращаемся реже. В Вашей жизни какое место занимает праведный Симеон?
Чтобы почувствовать святого, а его обязательно нужно почувствовать, нужно вступить с ним в отношения. В моей жизни действительно есть несколько святых, которые близки по духу. В первую очередь, конечно, огромная благодарность великомученику Пантелеимону, в храме которого я служил 18 лет. В последнее время очень близок стал преподобный Александр Свирский: понимаю, что молитвы, обращенные к нему, слышатся. И Симеон Верхотурский, который рядом даже не территориально, а близок своей простотой.
Так получается, что духовная жизнь все время взбадривается теми или иными скорбями, необязательно внешними. Внутренних скорбей никто не может избежать: при видимом благополучии человек не может жить без боли. И когда душа заболевает, то судорожно ищешь лекарство, как эту боль утолить. И молитвы к святому праведному Симеону, пребывание в святом граде Верхотурье у его цельбоносных мощей приносят утешение, ослабление боли на какое-то время, необходимое для того, чтобы отдышаться, - и снова в бой. Мне кажется, близость святых именно этим постигается: не внешними исполнениями желаний и просьб, хотя это тоже, наверное, очень важно, а когда особо переживаются внутренние трудности и скорби. Праведный Симеон очень кроткий и смиренный, и он может испросить у Бога мир души.
Потому что на сегодняшний день таков церковный закон, такое благословение священноначалия. Для людей печать в паспорте во многом имеет значение. И хоть человек и заявляет о том, зачем все эти формальности, на самом деле это не так. Если не имеет значения печать в паспорте, давайте вырвем страничку, где стоит печать с пропиской. Человек сразу волноваться начнет. Значит печать имеет значение. Если дать повод ищущим повода, тогда далее пойдет легитимность гражданского брака, по сути блудного сожительства, когда люди таким образом выражают свои отношения, не желая брать ответственность друг за друга, потому что все равно государственная регистрация предполагает осознанное взятие ответственности. А венчание многих привлекает красотой, торжественностью, некой таинственностью. И многие люди будут тогда обходить государственную регистрацию, но поскольку нет стремления быть послушными закону, то и венчание для многих будет без веры, без понимания, зачем это нужно, как это и было несколько лет назад, когда венчались, а потом приходили через какое-то время и просили их развенчать, потому что их брак развалился. Государственная регистрация - это хоть какая-то гарантия того, что люди серьезно к этому относятся.
Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбург: «Когда мы перед причащением читаем канон, говорим: "Сердце чисто созижди во мне…" Возможно ли вообще очищение сердца в течение жизни? И второй вопрос: когда читаешь книгу Иова, какой вывод мы должны делать? Довериться полностью Богу или какой-то другой вывод? И насчет динозавров: по-моему, на иконе "Всякое дыхание да хвалит Господа" очень микроскопично, но есть динозавр, его можно там увидеть».
Безусловно, чистота сердечная должна быть достигнута, потому что в лукавую душу не войдет премудрость. И если вспомнить степени блаженства, то «блаженны чистые сердцем» - это шестая заповедь, то есть мы должны эти ступеньки обязательно пройти, если хотим радоваться и веселиться. По учению Церкви, сердце очищается, когда человек обретает навык умной и сердечной деятельной молитвы. Это задача-минимум, которая должна быть достигнута любым христианином, стремящимся к Царствию Небесному, потому что только на уровне этой молитвы (третьей ступени молитвенного восхождения) сердце очищается от страстей. До этого момента корни страстей живут в сердце и приносят свои плоды. Сердце обязательно нужно очистить - это реальная задача.
По второму вопросу: Иов - это же прообраз Христа, Который безвинно, по любви взял на Себя наши грехи и безропотно их пронес. Книга Иова - это еще и утешение, что Господь все знает, все видит и, несмотря на тяжелейшие испытания, у Бога в конечном итоге все будет хорошо.
- Следующий вопрос: «Расскажите, как идет восстановление храма Успения Пресвятой Богородицы».
Тяжелая доля на Вас легла - восстановление храма в честь Успения Божией Матери в микрорайоне ВИЗ города Екатеринбурга.
На самом деле это очень радостное послушание, и нет сомнений в том, что собор будет восстановлен, потому что невозможно, чтобы такой прекрасный храм оставался в руинах. Все зависит от времени, и то есть надежда, что не так много времени на это понадобится. Это великая честь - послужить Божией Матери, послужить в Ее соборе, в котором служили мученики. История прихода насчитывает более 250 лет, около 180 лет каменному храму, который сейчас в таком разрушенном состоянии.
На сегодняшний день закончены все работы по демонтажу, то есть храм освобожден от тех оков советского периода, которые были на него наложены, и мы расплатились за демонтаж (это около 10 миллионов рублей), сейчас долгов перед подрядчиками нет. Для того чтобы перейти к следующему этапу, необходим ряд значительных согласований проектов по земле, по техусловиям и т. п. Куратор, который занимается вопросами согласования с министерствами и определенными ведомствами, сейчас обозначил приблизительную дату выхода к реконструкции после всех согласований - это 1 марта 2016 года. Мы не можем перешагнуть через эти формальные действия, потому что это памятник архитектуры, предстоит сложнейшее дело по реконструкции.
Очень хочется, чтобы этот храм был украшением нашего города, и он обязательно будет, поэтому прошу ваших молитв, помощи и поддержки, потому что храмы восстанавливаются, конечно, в первую очередь молитвами. Но и материальными средствами тоже. Приглашаю вас всех стать прихожанами, необязательно вживую, можно и через общение по Интернету на сайте собора, на котором мы будем с вами встречаться, искать ответы на вопросы, говорить о приходской жизни. И пусть нас разделяют сотни и даже тысячи километров, это не помешает нашей взаимной любви, теплу и доброте нашего общения.
- Закончить программу хочу словами благодарности, которые написали наши зрители:
Спаси Вас Господь, отец Евгений! Очень помогали и Ваши советы, и проповеди на пути воцерковления. Очень не хватает программы «Церковный календарь».
- Выражаю слова благодарности за Ваши проповеди и искренние беседы. Помоги Вам Бог!
Как жаль, что Вас не будет в «Церковном календаре», я так ждала Ваш эфир, появляйтесь почаще на телеканале «Союз».
Благодарю Бога, что имела возможность общаться с Вами, стали как родные. Хочется пожелать Вам укрепления и роста в любви, может, в этой жизни не увидимся никогда, но когда придет время, возрадуемся встрече и воссоединимся с любимым Богом.
И таких сообщений очень много.
Дорогие мои, очень трогательны все ваши слова, близки до слез, их трепетно слышать, читать. Я никуда не делся, милостью Божией я пока жив, поэтому до скорых встреч. Помогай нам всем Господь!
Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Елена Кузоро