Тамбовская епархия о скандальном письме диакона патриарху: пьяница нашел повод отказаться от сана

В субботу 08.09.2012 г. в 19:00 должен был выйти материал с моим участием на РЕН-ТВ в передаче «Неделя» с Марианной Максимовской, но его сняли по какому-то решению сверху. Сегодня редакция газеты «Московский комсомолец» решила не публиковать статью спецкора Екатерины Сажневой. Что-то происходит странное...



Спецкор МК (Мск) Екатерина Сажнева еще ранее разрешила мне разместить ее статью на своей странице ФБ. Представляю эту статью вам, дорогие братья и сестры, без каких либо изменений и дополнений.

ДИАКОН СЕРГИЙ БАРАНОВ «В ЭТУ СРЕДУ МЕНЯ ПРЕДАЮТ АНАФЕМЕ!»

Священнослужитель, написавший письмо Патриарху о Пусси Райот, будет отлучен от церкви, его делом заинтересовался отдел «Э» - по экстремизму.

Две недели назад это имя не сходило со страниц газет. Священнослужитель или нет? Существует ли в реальности? Захотел попиариться как многие сейчас на Пусси Райот или искренне болеет за фактически происходящий сейчас раскол церкви и гражданского общества?

Открытое письмо отца Сергия (Сергея Баранова) Патриарху Кириллу вызвало бурю эмоций и в самой РПЦ. Дошло до того, что Тамбовская Епархия, где он служил когда-то, завтра устраивает ему церковный суд, на котором опального диакона реально предадут анафеме.

Отцу Сергию - 37. Худой. Очень высокий, с маленькой бородкой, в цивильной толстовке. Просит называть его Сергеем, в крайнем случае - Сергеем Викторовичем.
Мы почти ровесники. Земляки. Его первое место служения звонарем в 15 лет на колокольне Покровского собора, что находился во дворе моей школы. Единственного на тот момент действующего храма в городе.
Поэтому было бы странно, если бы в гости к опальному диакону, отправилась не я.
Прошлое у нас почти общее. Контора, стоявшая на подступах к церкви - я тоже помню их, людей в сером, во все праздники школьников отлавливали после уроков, в том числе и сами учителя, чтобы мы только не ходили на службы. Хотя мы, если честно, не очень-то туда и рвались… Церковный перезвон ранней весной, от которого хотелось плакать больше, чем от двоек. Прошлое у нас - общее.
А вот настоящее - нет.
«Отделите меня от РПЦ!»

Сергей Викторович, мне кажется, анафема это все-таки слишком круто - только вы да граф Толстой… Неужели же такое может быть в 21 веке - просто за высказанное вслух личное мнение?

Единственный такой случай анафемы, как я вспоминаю, за всю постсоветскую историю был связан с митрополитом Филаретом (Денисенко). Двадцать с лишним лет назад. Вначале его лишили всех степеней священства, в том числе и архиерейского. За то, что он отделился из Московского Патриархата и увел за собой украинцев. Создал автокефальную украинскую церковь. Это действительно мощная фигура. Он назвал себя Патриархом. Сейчас вся Украина в расколах. Я и сравниться с ним не могу. Но при этом состоялось уже два заседания церковного суда Тамбовской епархии (кстати, эта организация, церковный суд, была создана РПЦ всего пару лет назад). Я на эти заседания не ходил. Но мне рассказывали, какие методики могут применять на подобных процессах. Во-первых, суд этот полностью закрытый, присутствуют только я и противоположная сторона, никаких адвокатов, перекрестный допрос ведут те же священники, судьи-благочинные, убегавшие от объективов видеокамер, видеоролик гуляет по всему интернету. Так что на нем может произойти все, что угодно. Это исключительно мое мнение, но в церкви иногда беспредела и беззакония побольше даже, чем в нашем государстве. Мне уже прислали телеграмму, где я заранее назван обвиняемым, затем прислали письмо, на этой бумаге тот же текст, а подписи нет. Только печать. Зато на официальном бланке. Что я должен был думать? Обычная телеграмма! Посланная с обычного почтамта! Но председатель церковного суда отец Петр (Лукин) по телефону подтвердил, что посылали ее они. «Не бойся, наезжать не будем», - пообещал он мне. Да, так и сказал - «наезжать».

Так вы пойдете на последнее заседание, где вам будет «объявлен» приговор? Кстати, который тоже известен заранее, как я понимаю.

Нет, не пойду.

- А зачем вы все-таки так яростно бросились их защищать, Пусси Райот? Только вы да Кураев…

Лично меня возмутила даже не сама история - хотя я также как Кураев считаю, что стоило напоить дурочек чаем с баранками или отхлестать ремнем за их выступление, меня возмутила мотивировочная часть приговора. Сейчас я заканчиваю юридический институт, иду на красный диплом. И я прихожу в ужас, когда осознаю, что светский суд судит Пусси, исходя из внутрицерковных законов! У нас пока еще светское государство! Российская Федерация! Это даже не общехристианские законы, по которым их судили! Внутрицерковные положения, которые принимались на разных, даже не на одном, Соборах. Кстати, сам Кураев последнее время умно отошел от этой темы, видно, была на то причина, я его в чем-то теперь даже понимаю. Последней каплей, которая заставила написать меня это письмо, был именно приговор. А не отношение к Пусси. Я не прошу лишить меня сана по решению церковного суда, но я очень прошу отделить меня от РПЦ - куда подальше.

- Вы боитесь за свою жизнь?

Я боюсь провокаций. Опасаюсь выходить на улицу. Иногда звонят всякие странные личности (со мной Сергей по телефону тоже сперва говорил крайне строго и подозрительно-авт .) У меня мама пожилая.

«Меня дразнили Попиком»

А вы действительно есть, отец Сергий (Баранов) - долго время из церкви шла такая информация, что вас вообще не существует. Что вы - совершенно другой человек и служите в Воронеже. Или что вы - чуть не расстрига, болезный и пьяница… Что из написанного правда?

В церковь он пришел случайно, в тринадцать лет, это был обычный осенний день, семиклассник Сережа шел вместе с другом по улице, и из любопытства или на спор они заглянули в тот самый единственный в городе собор. Вдруг перед храмом остановилась скромная серая Волга, и из нее вышел священник в облачении. Именно тогда Сергей понял, что это его. Так он в церкви и остался. В школе его задразнили «Попиком».

Причем привлекала его даже не будущность и не карьера, не архиерейство или высокопоставленное черное монашество, а почему-то служение простым диаконом. «Я поверил в Церковь как в обитель Божию, а не как в государственный институт».

Его научили перезвонам. Архиерейскому, пасхальному… Лет до девятнадцати Сергей исполнял послушание звонаря. А я еще думала, кто это звонил у нас во время уроков?

Когда в Тамбове восстанавливали старые храмы, они весь день вместе с бабушкой таскали кирпичи. «А сейчас я не знаю, что у нас финансируется, кем финансируется, на какие такие, видимо, откаты - храмов море, каждый год строят новые, все выше и краше, но осталась ли в них душа?»

- Муж работал в облисполкоме. Занимал должность. Для нас это был шок - решение сына придти к Богу, ведь это могло сказаться на той же карьере мужа, а он ходил и продолжал ходить в церковь, - говорит Ольга Валерьевна Баранова, мать Сергея. - Мой дедушка, Сережин прадедушка служил когда-то в Санкт-Петербурге, но это было так давно, неужели гены сказались через столько десятилетий? После девятого класса мы буквально заставили поступить Сережу в училище культуры, на режиссерское отделение - но через год он ушел оттуда сам, сам принял такое решение, а затем уже поступил в духовную семинарию.

Когда меня начали обвинять во всех грехах, я мысленно поблагодарил отца, который уже умер, продолжает Сергей Баранов. - Он всегда говорил мне: «Не теряй, Сергей, ни одной бумажки, ни одного документа» - и вот теперь они пригодились. Как только я высказал позицию, противоположную позиции церкви, они начали тут же заявлять, что я давно не служил, что меня вывели за штат, что я негативная и опасная личность. Или что я вообще выдуманная фигура. Просто они не ожидали, что я действительно реален. Нашли даже какого-то священника в Воронежской области, у которого совпадали имя, отчество и фамилия с моими. Он сказал, что ничего не писал. На этом и успокоились. Не стали задним числом совершать какие-то подлоги. Пока сохранялась эта легенда, я мог быть спокоен. Но зато затем им пришлось постараться, чтобы выставить меня в негативном свете и быстренько очернить. Получилось так себе, я считаю. Сказали, что за проступки я выведен за штат и давно не служу. Еще бы написали, что я уволен… В церкви я с 87-го года. Рукоположен с 1994-го, в 2003-м году меня отпустили на год из Тамбовской Епархии в Волгоград, тяжело умирал отец, старший брат от лейкоза, бабушка… Четыре гроба у нас с мамой было за год. Я же служил в это время в Урюпинске. Характеристики у меня там были отличные и все до сих пор на руках. Могу представить каждую. Я выпускал газеты «Урюпинский благовест», учредили православное молодежное Движение «Хопер православный», служил на клиросе. Все это тоже можно легко доказать документами.

Безвыходная ситуация

- Из церкви уходят обычно от безвыходных ситуаций. Разве у вас она уже безвыходная?

Я хотел быть услышанным. Но не так. Разумеется. Не спал четверо суток. Звонили из Австралии, Финляндии, Лондона… Затем выяснилось, что звонок из Лондона - это вообще какая-то подстава. Потом прошла информация, достоверная достаточно, что мной занимается «отдел э» - отдел по борьбе с экстремизмом. Я начал курить, хотя до этого не курил много лет…



Я понимаю теперь, почему люди уходят из церкви и молятся у себя в душе, молятся дома - церковь, сращенная с государством, это воистину страшно. Церковь не может больше быть нравственным ориентиром, не может собрать страну воедино, она посеяла раскол в человеческих душах. Сама того не сознавая. И самой церкви, я думаю, от этого больно и страшно. Но сделать здесь уже ничего нельзя… Вообще среди нас ходили слухи такие, что это сами церковники, что это им было выгодно, концерт Пусси, об этом, к примеру, писал протоиерей Винников. Но я больше не верю в это красивую версию. Зачем, спрашивается, в храме города Москвы, где служит Святейший патриарх, настоятели зачитывали обращение к прокурору? Не стали бы такого делать, если бы это был замысел церкви… Просто Пусси настолько задели самолюбие высокопоставленных лиц, нашли их самую болевую точку. Вот все главные внутрицерковные проблемы и вылезли. Не квартира, не часы - поющие девчонки.

- Так все-таки как вы относитесь к Пусси?

Сперва я думал, что девчонки просто глупые, забежали в храм и похулиганили, но теперь, после всего случившегося, у меня другое мнение - также как меня пытаются сейчас сделать церковным диссидентом, церковь зачем-то сделала их великомученицами, а теперь вся Россия это расхлебывает. А девчонки сами, может быть, и не осознавая того, все сделали правильно - давно надо было разворошить это осиное гнездо…

А к своему поступку с письмом Святейшему с просьбой лишить вас сана, приведшему к вашей завтрашней анафеме, относитесь теперь как?

Они могут лишить меня сана, но сан - это Дар Божий, а не собственность Московской Патриархии, они даже могут отлучить меня от церкви. Но, Бога в душе, у меня вообще никто не отнимет.

Екатерина САЖНЕВА,

На сайте Тамбовской епархии опуликована "ИНФОРМАЦИЯ о заштатном клирике Тамбовской епархии диаконе Сергии Викторовиче Баранове":

Диакон Сергий Викторович Баранов родился 25.11.1974 года в городе Тамбове. В 1994 году окончил Центр образования молодежи г. Тамбова. В 1993 г. поступил и в 1994 году окончил пастырские курсы для священно-церковнослужителей при Казанском мужском монастыре г. Тамбова. В сентябре 1994 г. поступил на 2-й курс Саратовской духовной семинарии. 21.10.1994 г. вступил в брак с Олейник Мариной Владимировной. 25 октября этого же года отчислен из семинарии. 19 декабря 1994 года был рукоположен во диакона архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением (Жданом). Служил в храмах города Тамбова. Указом архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана) за № 25 от 2 ноября 1999 года диакон Сергий запрещен в священнослужении «за дерзновенное и неблагоговейное отношение к священническим одеждам, выразившееся в возложении на себя 28 октября с.г. после вечернего богослужения в храме «Всех скорбящих Радость» Вознесенского женского монастыря митры, препоясывании диаконским орарем как архиерейским омофором, с целью фотографирования стоящим у Престола и восседавшим на Горнем месте … за непристойное сану поведение в обществе и распевание вульгарных песен … появление в храме перед совершением богослужения в нетрезвом состоянии…». До октября 2003 года диакон Сергий находился под запретом. 10.10.2003 г. от диакона Сергия Баранова поступили прошения о снятии запрета и о почислении за штат Тамбовской епархии. Решением Епархиального совета Тамбовской епархии 31.10.2003 г. с диакона Сергия был снят запрет и удовлетворено прошение о почислении за штат Тамбовской епархии. 05.05.2005 г. поступило письмо от митрополита Волгоградского и Камышинского Германа с просьбой выслать на диакона Сергия характеристику, поскольку вышеупомянутый диакон был принят на послушание в Волгоградский Свято-Духов монастырь, а чуть позже, 15.09.2005 г., митрополит Герман запросил его личное дело и отпускную грамоту. Однако уже 23.09.2005 года митрополит Герман попросил не присылать личное дело диакона Сергия, «так как состояние его здоровья и нравственности не позволяют ему быть православным священнослужителем. Это открылось в его разгульном поведении во время краткосрочного пребывания в Свято-Духовом монастыре». С 2005 года Тамбовская епархия сведениями о местонахождении диакона Сергия Баранова не располагает. В настоящее время Епархиальный суд Тамбовской епархии разыскивает заштатного клирика диакона Сергия Баранова для дачи объяснений.

20 августа 2012 года
P.S.
Ранее клирик Тамбовской епархии диакон Сергий Баранов написал официальное письмо, в котором потребовал снять с себя священный сан. «Я остаюсь верующим христианином, но находиться в одной Церкви с лжецами, стяжателями и лицемерами, считаю для себя совершенно невозможным из соображений этики. Я дорожу своей верой, но остаться после случившегося в РПЦ означало бы, что я одобряю их действия и, следовательно, соучаствую в них», - говорится в его письме. По мнению диакона, Московский Патриархат выступил в качестве инициатора возбуждения уголовного дела против Рussy Riot.
После опубликования письмо многие обвинили С.Баранова в плагиате, блогеры нашли в его тексты цитаты из заявлений Антона Ореха, Николая Сванидзе и Светланы Горячевой.

Устроивших «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя, и написавший по этому поводу открытое письмо Святейшему Патриарху Кириллу, попросил политического убежища в Чехии и переходит в католицизм, сообщают «Известия» .

В августе прошлого года Баранов назвал приговор за кощунство, совершенное в феврале 2012 г. в Храме Христа Спасителя, «неправосудным и вынесенным при прямом подстрекательстве священников» и заявил, что не хочет «находиться в одной Церкви с лжецами, стяжателями и лицемерами», напоминает «Благодатный огонь» . В своей статье о Pussy Riot диакон Баранов назвал участниц «панк-молебна» «российскими узницами и исповедницами наших дней». В статье Баранов пишет, что «21 февраля 2012 года по наитию Божьему они вошли в Кафедральный Торговый Центр - так я назвал храм Христа Спасителя - с целью помолиться. И эта молитва была богоугодной и такой сильной, что ее услышал весь мир».

Затем диакон Сергий Баранов попросил снять с него сан, что и было исполнено Епархиальным судом Тамбовской епархии .

Как сообщал сайт Тамбовской митрополии, «на заседании Епархиального суда Тамбовской епархии, которое состоялось 12 сентября 2012 года в соответствии с п. 4 ст. 40 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), согласно канонам Святой Православной Церкви было принято решение извергнуть из священного сана заштатного клирика Тамбовской епархии диакона Сергия Викторовича Баранова. Данное решение Епархиального суда поддержано управляющим Тамбовской епархией епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием в связи с тем, что в августе 2012 года диакон Сергий Баранов заявил о своем полном и безусловном разрыве отношений с Русской Православной Церковью и обратился с просьбой о снятии с него священного сана. Для рассмотрения данного заявления диакон Сергий трижды приглашался телеграммами на Епархиальный суд Тамбовской епархии, однако заседания суда проигнорировал.

В связи с публикацией Открытого письма заштатным клириком Тамбовской епархии диаконом Сергием Барановым информационно-издательский отдел Тамбовской епархии 20 августа 2012 года сделал заявление: «Прошение диакона Сергия Баранова о лишении его священного сана является целиком и полностью его самостоятельным выбором. ... Не исключено, что для самого диакона Сергия Баранова добровольное прошение о снятии священного сана представляется единственным выходом из прискорбной ситуации, которая сложилась в ходе его диаконского служения, поскольку начиная с 1997 и по 2003 год он неоднократно подвергался прещениям за непристойное и разгульное поведение, злоупотребление алкоголем и неблагоговейное отношение к святыням, а приговор суда по резонансному делу, по-видимому, послужил для него лишь поводом».

В своем интервью «Известиям» под заголовком «Священник, защищавший Pussy Riot, переходит в католичество» Сергей Баранов, в частности, сообщает: «Теперь мне надо пройти катехуминат - процедуру вступления в Греко-католическую церковь, с сохранением византийского обряда. Они служат так же, как и православные, но учение католическое. Епископ Владислав познакомил меня с настоятелем кафедрального собора святого Климента папы Римского о.Василием, он проведет катехуминат. Завершающим этапом будет конфирмация, то есть миропомазание. Я хочу в дальнейшем затвориться в монастыре с целью молитвенного послушания».

По словам бывшего диакона, он «попросил у властей Чехии международной защиты в связи с преследованиями по политическим и религиозным мотивам». Отвечая на вопрос издания, в чем же заключаются эти «политические преследования», бывший диакон заявил, что после его поступка «православные фундаменталисты» отравляют ему жизнь.

«В декабре прошлого года, у меня была встреча в чешском посольстве, где я устно изложил свою позицию насчет ситуации в РПЦ. В конце нашей встречи г-н посол Петр Коларж передал мне письмо заместителя председателя правительства и министра иностранных дел Чешской Республики г-на Карела Шварценберга со словами поддержки моей позиции по делу Pussy Riot, за что я ему очень признателен», - поведал С.Баранов. После встречи с чешским послом, добавил он, его вызывали в ФСБ и проводили с ним беседы.

«Приехав в Чехию и попросив политического убежища, я первым делом пошел к епископу Владиславу, это греко-католический епископ. Боже, какой же это оказался прекрасный человек! Это не то, что наши архиереи, — сразу и поговорил, и поддержал. Я сказал, что хочу перейти в Католическую церковь», - сообщил он, заверив журналиста, что в его поступке «никакого вероотступничества нет, а есть принятие истины».

Из послужного списка Баранова: Рукоположен в диаконы архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением 19 декабря 1994 г. После этого он служил в храмах города Тамбова. 2 ноября 1999 г. указом архиепископа Евгения диакон Сергий Баранов был запрещен в служении «за дерзновенное и неблагоговейное отношение к священническим одеждам, выразившееся в возложении на себя 28 октября с.г. после вечернего богослужения в храме “Всех скорбящих Радость” Вознесенского женского монастыря митры, препоясывании диаконским орарем как архиерейским омофором, с целью фотографирования стоящим у Престола и восседавшим на Горнем месте … за непристойное сану поведение в обществе и распевание вульгарных песен … появление в храме перед совершением богослужения в нетрезвом состоянии…».

До октября 2003 г. диакон находился под запретом в служении, затем от него поступила просьба о снятии запрета и «о почислении за штат Тамбовской епархии». Просьба была удовлетворена.

В мае 2005 г. митрополит Волгоградский и Камышинский Герман прислал письмо с просьбой выслать на диакона Сергия характеристику, поскольку вышеупомянутый диакон был принят на послушание в Волгоградский Свято-Духов монастырь. 15.09.2005 г. митрополит Герман запросил его личное дело и отпускную грамоту. Однако уже 23 сентября 2005 года митрополит Герман попросил не присылать личное дело диакона Сергия, «так как состояние его здоровья и нравственности не позволяют ему быть православным священнослужителем. Это открылось в его разгульном поведении во время краткосрочного пребывания в Свято-Духовом монастыре», - говорится в сообщении Тамбовской епархии.

«С 2005 года Тамбовская епархия сведениями о местонахождении диакона Сергия Баранова не располагает. Епархиальный суд Тамбовской епархии разыскивает заштатного клирика диакона Сергия Баранова для дачи объяснений», - отмечается в сообщении епархии.