То как часть речи в русском языке. Какие бывают и сколько существует частей речи в русском языке
Традиция формирования концепции частей речи в разных языках мира насчитывает многовековую историю. Принципы выделения частей речи - одна из наиболее дискуссионных проблем общего и русского языкознания.
Начиная с первых известных грамматик и даже раньше, ещё задолго до того, как возникло языкознание как специальная научная дисциплина, классификации слов носили скорее логико-семантический и философский, чем грамматический характер. В связи с бурным развитием в Древней Греции философии и риторики у учёных возник интерес к различным сторонам языка, в частности к вопросу о характере связи между словом и обозначаемым им предметом. Первоначально стали различать два класса слов. Так, Платон в
V
-
IV
вв. до н.э. вычленил в своих философских диалогах такие компоненты, как субъект и предикат, ассоциирующиеся с именем и глаголом.
Чуть позже античные учёные (а индийские - почти одновременно с Платоном) стали различать четыре специфических по своей семантике разряда. Индийская лингвистика развивалась по совершенно особому пути, далеко не всегда сходному с европейскими, во многом предвосхищая лингвистические идеи, которые стали разрабатываться в европейской лингвистике лишь в наше время. Но и у древних индийцев выделялись классы, разряды слов. Так, в
V
-
IV
вв. до н.э. древнеиндийские грамматики Яска (применительно к чтению и толкованию сакральных текстов) и Панини (применительно к нормам санскрита) выделяли четыре класса слов: 1) имя, 2) глагол, 3) префикс-предлог, 4) союзы и частицы. Грамматика Панини состоит из множества кратких стихотворных правил (сутр) и очень не похожа на европейские грамматики с их таблицами парадигм. Использовано понятие «части речи» и в развивавшейся позже, в конце первого тысячелетия нашей эры, арабской грамматике, испытавшей на себе влияние греческой и индийской грамматических систем.
Аристотель в
IV
веке до н.э. различал такие «части словесного изложения», как имя, глагол, член, союз (или связка), правда, причисляя к ним на равных правах также отдельные звуки, слог и «падеж», т.е. форму имени и глагола, отличную от исходной. Все разряды слов Аристотель разделял на «значащие» (имя и глагол) - и «незначащие» (все остальные).
Учение о частях речи в Древней Греции было продолжено стоиками (III
-
I
вв. до н.э.), которые выделили пять частей речи: 1) имя собственное, 2) имя нарицательное, 3) глагол, 4) союз (собственно союз и предлог), 5) член (местоимение и артикль). Достижением стоиков, утраченным после прекращения их традиции, следует считать различение в имени «имени» в собственном смысле, имени индивида, и общего, или нарицательного, имени, вполне соответствующее современным логическим представления [Степанов 1985].
Дальнейшие наблюдения над лексикой позволили позже дифференцировать уже восемь классов слов. Впервые это сделали представители александрийской школы филологи Аристарх Самофракийский и его ученик Дионисий Фракийский (II
-
I
вв. до н.э.), которые, основываясь на морфологических и синтаксических признаках слов, выделили в «Грамматике» такие «
partes
orationis
»: 1) имя, 2) глагол, 3) причастие, 4) член (артикль), 5) местоимение, 6) предлог, 7) наречие и 8) союз. Аполлоний Дискол (II
в. до н.э.) установил иерархию частей речи и определил их свойства и функции. Таким образом, у александрийских учёных грамматические свойства слов заняли полноправное место при классификации частей речи.
Дионисий Фракийский, полемизируя со стоиками, отказывается от резкого разделения имён на собственные и общие (нарицательные) и рассматривает и те и другие, пользуясь термином Аристотеля, как сущности; собственное имя у него есть обозначение «особой сущности», а общее имя - обозначение «общей сущности». В этом заключается
разрыв с традициями стоиков и оформление философии имени как «философии сущности» [Степанов 1985].
В
I
веке до н.э. римская грамматика Варрона для деления слов на классы использовала формальный критерий - наличие или отсутствие у слов форм падежа или времени. Таким образом, имя (существительное, прилагательное, числительное, местоимение) - это слово, которое имеет падеж и не имеет времени, глагол - слово, которое имеет время и не имеет падежа, причастие имеет и то и другое, а наречие не имеет ни того, ни другого.
В середине
I
века н.э. в «Грамматическом руководстве» Палемона впервые было выделено междометие как самостоятельная часть речи и исключён отсутствующий в латинском языке артикль.
В средневековой Европе была сохранена грамматическая модель поздней античности, представленная в трудах Проба и Доната (IV
век н.э.) и в «Курсе грамматики» Присциана (VI
век), к которой Пётр Гелийский в середине
XII
века дал комментарий, ставший существенным вкладом в грамматическую теорию. Не исключено, что именно Петром Гелийским было впервые осуществлено разграничение имён на существительные и прилагательные.
В середине
XVII
века в знаменитой школе аббатства Пор-Рояль французский философ и филолог А. Арно подготовил совместно с П. Николем учебник логики (известный позже как «Логика Пор-Рояля»), а вместе с К. Лансло «Grammaire
G
énérale et Raisonné
e
», которую принято называть «Грамматикой Пор-Рояля». Концепции обеих книг исходили из принципов рационализма (направления в гносеологии, противоположного эмпиризму). Философские взгляды Арно, Лансло и Николя были близки к учению Р. Картезия-Декарта. Это учение признавало единственным критерием истинности только логическую правильность умозрительных построений, приводящих к этой истине, а не проверку её наблюдением и опытом. Схоластически описанные латинские категории (число, падеж, лицо и др.) воспринимались как «естественные», «логические», соответствующие незыблемым и единым (всеобщим) законам разума.
Ars
grammatica
понималось у Арно и Лансло как искусство правильно «выражать свои мысли посредством знаков, которые люди изобрели в этих целях» (здесь обнаруживалось прямое продолжение античных концепций и средневекового учения номиналистов). В «Грамматике Пор-Рояля», которая по своим установкам и методам была фактически философским введением в изучение логики языков, впервые излагалось учение о членах предложения отдельно от учения о частях речи. Но само предложение понималось как выражение при помощи слов логического суждения (законы которого едины для всех языков). Такой априорный подход казался удобным при преподавании. К грамматикам подобного рода приспосабливалось школьное обучение, и можно сказать, что во многих странах до сих пор в школьной практике эти рационалистические традиции господствуют [Широков 2003].
В целом система частей речи, выделенная на материале древнегреческого и латинского языков, была принята позже и в славянских грамматиках. Восемь частей речи (до
XIX
века использовался термин «часть слова») сохраняются и в грамматиках Лаврентия Зизания (1596 г.), и Мелетия Смотрицкого (1619 г.), однако Лаврентий Зизаний вслед за греческими образцами сохранил артикль («различие»), а Мелетий Смотрицкий, следовавший за римскими предшественниками, исключил артикль, но ввёл междометие.
Таким образом, учение о частях речи возникло в совершенно различных грамматических школах. Можно думать, что появление этого учения, принятие его в русских грамматиках было обусловлено не только использованием античной грамматической традиции, но и некоторыми объективными факторами, содержащимися во многих, если не во всех языках мира, а в частности и в русском языке.
Школьники часто задают вопрос: «Сколько частей речи в русском языке?». Ответить на него однозначно вряд ли возможно: существуют различные школы, которые, основываясь на различных подходах, выделяют разное число этих категорий. Так, например, морфологический подход А.К. Поливановой - Н.Н. Дурново позволяет назвать шесть. А.М. Пешковский выделяет всего пять.
Вообще языковеды уверены, что вопрос о количестве частей речи является вечным. Чем глубже ученые погружаются в изучение языка, тем чаще задают себе вопрос: «Какие именно признаки должны быть основополагающими в классификации этих категорий?». Теорий существует множество, но ни одна из них не является бесспорной.
Наиболее распространенной является классификация, основывающаяся на морфолого-синтаксических параметрах. Она принята за основу школьного знакомства с языком. На филологических факультетах изучают все подходы к этому вопросу, знакомятся со всеми языковедческими трудами, посвященными ему. В школьной программе в русском языке определяются в зависимости от их морфологических, грамматических, синтаксических ролей. Именно эти параметры и лежат в основе классификации.
Все части речи русского языка подразделяются на классы. Выделяют:
Служебные;
Междометия.
Самостоятельные (их еще называют знаменательными) части речи в русском языке характеризуются собственным значением, постоянными/непостоянными Они отвечают на конкретные вопросы, несут коммуникативную нагрузку, т. е. служат для передачи информации. К этой категории относятся все части речи, кроме служебных слов и междометий.
К служебным относятся те слова, которые не имеют номинативного значения, не являются самостоятельными в лексическом плане. Их задача - выражать семантические и синтаксические связи между знаменательными словами, членами или частями предложения. К этим грамматическим средствам языка относятся Последние необходимы для изменения оттенка сообщения или образования многочисленных
Служебные (незнаменательные) части речи в русском языке употребляются значительно чаще знаменательных, потому, что их намного меньше.
Наконец, существуют междометия. Они используются только для передачи эмоций или чувств, служат для звукоподражания, не имеют ни собственных признаков, ни собственного значения. Выделяют собственно междометия (Ух! Ах! Ох! Опа!), словоподражания (Гав-гав! Кукареку!), субстантивированные (перешедшие из других разрядов) слова или целые выражения (Ничего себе! Вах! Кошмар! Батюшки!).
Знаменательные части речи в русском языке подразделяются на именные и глагольные.
Существительное. (Мама, отец, кровинушка, оргия, жребий, тишь, пр.). Их постоянные характеристики: род, зависящее от него склонение, а также одушевленность/неодушевленность. К непостоянным признакам относятся: число (единственное, множественное), способность изменяться по падежам.
Прилагательное (красный, сильный, мужественный, пр.). Обозначают признак предмета, имеют единственный постоянный признак: могут быть либо качественными, либо относительными, либо притяжательными.
Числительное. Обозначает количество или номер по счету. В зависимости от этого может быть количественным (пять, триста сорок) либо порядковым (второй, восьмисотый).
Наречие. Необходимо для передачи признака или состояния действия (далеко, вдали, надолго, пр.). Не имеет непостоянных признаков, не изменяется.
Местоимение. Собственного значения не имеет, зато может употребляться вместо любого имени (именной части речи, его обозначающей). (Я, как-нибудь, кто-то, некто, никто, пр.). постоянны.
Языковеды считают, что глагольные части речи в русском языке могут быть представлены непосредственно глаголами и их формами: причастием, деепричастием. Некоторые филологические школы считают эти категории самостоятельными (независимыми) частями речи, другие относят их к отдельным, особым глагольным формам.
Глагол обозначает действие (бегать, спеть, покрасить). Его постоянные признаки - вид (петь-спеть), возвратность (умыл-умылся), переходность (способность/неспособность сочетаться с существительными в спряжение.
Причастие. Может быть либо действительным (бегающий, красивший, рисовавший) либо страдательным (нарисованный, произносимый).
Деепричастие. Это признак признака. Не изменяется, всегда относится к сказуемому потому, что обозначает именно его дополнительное действие (или признак). (Иду, напевая. Бегал, подпрыгивая.)
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное казенное учреждение отдел образования Администрации муниципального района Бижбулякский район
Муниципальная образовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Кистенли-Богданово
Выполнила:
Антонова Юлия Олеговна
обучающаяся 4 класса МОБУ СОШ
с. Кистенли-Богданово
Руководитель:
учитель русского языка МОБУ СОШ
с. Кистенли-Богданово
Антонова Ольга Витальевна
2016
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
Первое появление названий частей речи…………………………… 4
Возникновение частей речи…………………………………………. 4
Толкование терминов, называющих части речи…………………… 6
Высказывания учёных о разных частях речи………………………. 7
Создание художественного образа разными частями речи………...7
Сказочная версия – рассказ о происхождении названия имени прилагательного……………………………………………………… 9
Выводы………………………………………………………………10
Литература…………………………………………………………. 11
Приложения…………………………………………………………12
Введение
Когда мы изучаем русский язык, то чуть ли не на каждом шагу сталкиваются с различными частями речи. Мне всегда было интересно, откуда они появились, почему называются именно так и есть ли у этих названий свои толкования. Я без конца теребила маму своими вопросами, и она согласилась мне помочь разобраться в этой теме. Так как в библиотеке книг на эту тему оказалось не так много, то я засела за интернет. И так, что же такое части речи и какова их природа? Оказывается, на эти вопросы нет единого ответа даже среди учёных-лингвистов. Одни считают, что части речи - это лексические разряды слов; другие думают, что это грамматические классы; третьи видят в частях речи лексико-грамматические группы слов. Эти "разноречия имеют больше терминологический характер, т.е. связаны с различиями наименований одинаково, по существу, понимаемых явлений", - так говорил известный лингвист XX века Б.В. Головин.
Цель моей работы:
Изучить труды учёных о частях речи;
Выяснить происхождение названий частей речи.
Задачи:
Систематизировать материал о происхождении названий частей речи;
Создать слайдопроект и выступить перед учащимися школы.
1. Первое появление названий частей речи.
Вспомним, что же такое части речи?
Если мы откроем "Российскую грамматику", изданную М.В. Ломоносовым в 1755 году, то прочитаем следующее:
Именно в этой книге Ломоносов не только определил основы и нормы русского языка, но и разработал понятия о частях речи. Как видим, частей речи Ломоносов выделял 8, а сейчас их в русском языке насчитывается 10:
1.Имя существительное; 2.Имя прилагательное; 3.Имя числительное;
4.Местоимение; 5.Глагол; 6.Наречие; 7.Предлог; 8.Союз; 9.Частица;10.Междометие.
Иногда выделяют отдельно следующие группы:
1. Слова категории состояний (рассматриваются как группа наречий);
2. Причастия и деепричастия (рассматриваем и как особые формы глагола);
3. Звукоподражания (небольшой разряд слов, которые рассматриваются вместе с междометиями);
4. Модальные слова (небольшая группа слов, выполняющих в предложениях функцию вводных элементов).
2.Возникновение названий частей речи.
Своими корнями учение о частях речи уходит в античность. Учёные Александрийской школы(например, Дионисий Фракийский) установили для древнегреческого языка 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член (артикль), местоимение, предлог, наречие, союз.
Римляне усвоили учение греков, заменив только артикль, которого не было в латинском языке, междометием.
Учение о восьми частях речи было представлено и в первых грамматиках церковнославянского языка XVI-XVII вв. Наиболее значительная – грамматика Мелентия Смотрицкого.
У Ломоносова мы находим те же восемь частей речи, что и в латинском варианте, однако в своей "Грамматике" Ломоносов пошёл дальше учёных античности и разграничил знаменательные и служебные части речи. Знаменательные части речи служат обозначением предметов, явлений, процессов, реального мира, то есть выполняют номинативную функцию - функцию называния. Служебные же части речи не выполняют номинативную функцию, а служат для выражения отношений и придания оттенков словам.
Отход от античной схемы начинается с грамматики А.Х. Востокова, в которой причастие как часть речи было заменено прилагательным.
Г.П. Павский и Ф.И. Буслаев ввели имя числительное.
Последними, уже в XIX веке, в составе частей речи укрепились частицы, после чего система приобрела следующую структуру:
1. Знаменательные части речи. К ним относятся:
а) слова-названия: существительное, прилагательное, числительное, глагол и его формы, наречие, слова категории состояния;
б) указательные- местоимение. 2. Модальные слова, не являющиеся членами предложения и связанные спредложением в целом. 3. Междометия, не являющиеся членами предложения и выражающие эмоции. 4. Служебные части речи - частицы речи (предлог, союз, частица). Знаменательные части речи выделяются на основании трёх признаков: 1) общекатегориальное значение; 2) грамматические признаки; 3) синтаксические свойства (то есть, чем являются в предложении). Служебные части речи выделяются на основании двух признаков: 1) общая семантика класса; 2) функциональное назначение в речи. Итак, согласно наиболее распространённой точке зрения, части речи представляют собой классы слов, выделяемые на основе их значения и грамматических признаков. К общим грамматическим признакам относятся род, число, лицо, падеж. У отдельных частей речи есть ещё и свои особенные грамматические признаки. Например, у существительных ещё есть склонение, одушевлённость, имена (собственное/нарицательное).
3. Толкование терминов, называющих части речи.
Глагол– «глаголить» - говорить важное (речь, слово). Закрепляется как термин с "Грамматики" М. Смотрицкого (1619 год).
Наречие - буквально "приглаголие", "наглаголие", «речь». Название части речи объясняется тем, что составляющие её слова в большинстве случаев определяет глагол. Заимствовано из старославянского языка, «речь» в значении «глагол», то есть
«варианты говоров» - наречия, употребляются вскользь, между важными заметными словами.
Существительное –«сущий» - быть.
Прилагательное - буквально "присоединяться", "прилагаться".
Местоимение – является буквальным переводом латинского pronomen(pro «вместо», n
o
m
en
«имя»). В древнерусском языке встречалось сочетание «место имене» в этом же значении.
Числительное - от слова "число", которое пошло от общеславянского "чисти" - "считать, читать".
Междометие – буквальный перевод от латинского грамматического термина interjectio – от
inter
«между»,
iectio
«бросание».
«Междуметия» буквально - «слова, бросаемые между другими (полнозначными) словами».
Причастие –буквальный перевод с латинского participiym (от pars
4. Высказывания учёных о разных частях речи.
Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать само действие! (А.К. Югов) Местоимение - удобное звено в устройстве языка. Местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании. (А.А. Реформатский ) Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. прилагательные могут описывать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении. (В.В. Виноградов) По данным учёных, существительные первыми появляются в речи ребёнка, так как называют тот или иной предмет. (А.Н. Гвоздев) Слова соединяются в предложения, предложения - в текст. И только внутри текста обычные слова входят в новый контекст: творится новая алхимия - магия слов.
5.Создание художественного образа разными частями речи.
Пронаблюдаем, как разными частями речи можно нарисовать картину.
1)...вот уж по Тверской
Возок несётся чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
(А.С. Пушкин)
(приложение)
Каждая часть речи по-своему рисует картину, причём совершенно отличаются друг от друга, но каждый раз картина оживает.
Из одних существительных или прилагательных (или других частей речи) можно написать рассказ или стихотворение.
2. Дано сочетание "
собака лает".
Это простое предложение. Попробуем, шаг за шагом, прибавляя всего по одному слову или слову с предлогом, нарастить предложение. Опишем каждый шаг, что он даёт в смысле понимания текста, создания образа.
Большая собака лает. Мохнатая, большая собака лает. Серая, мохнатая, большая собака лает. Злая, серая, мохнатая, большая собака лает.
Собака громко лает. Собака громко, злобно лает. Собака громко, злобно, сердито лает. Собака громко, злобно, сердито, яростно лает. 3. Вот два варианта одного и того же стихотворения А.С. Пушкина.
Черновой вариант
Дробясь о хладные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной парят орлы,
И ропщет бор,
И дремлют средь волнистой мглы
Вершины гор.
Окончательный вариант
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
А теперь попробуем объяснить, почему поэт сделал такую замену. В окончательном варианте поэт прилагательное «хладные» заменил на «мрачные», а глагол «дремлют» на «блещут» для того, чтобы точнее и ярче представить перед глазами красоту этой картины.
5. А теперь почитаем сказочную версию – рассказ о происхождении названия какой-либо одной части речи.
Слова – художники.
В стране Лингвинии, на берегу моря Знаний, раскинулся удивительный город Морфология.Живут в нём жители – слова разных частей речи. Живут между собой весело, дружно, помогают друг другу во всём. Но не всегда так было.
Как-то в город забрело одинокое слово. Встретили его жители города не дружелюбно.
«Кто ты?» - набросились на него Глагол, Числительное, Наречие.
«Я самостоятельная часть речи и могу делать речь яркой и красочной» - ответило слово.
Заступилось за слово только Существительное: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться. Я обозначаю предмет, а ты будешь моим признаком. Будешь вместе со мной изменяться по родам, по числам и по падежам». С легкой руки Существительного, слову дали имя Прилагательное. Старается Прилагательное для друга, подчиняется и прилагается ему. Стало Прилагательное украшать Существительное, хвалить его. Доброе оно, умное, красивое, самостоятельное, милостивое. Вместе – служба, вместе – дружба! Со временем и другие жители города поняли, что зря они набросились на слово. Стали дружить с ним. А как изменился город! Он стал уютным, разноцветным. На клумбах цветут алые, ароматные маки. От яркого, лучезарного солнца небо стало золотым. Море стало лазурным и ласковым. Осенью листья на деревьях золотистые и багряные. А зимой падает не просто снег, а мягкий и пушистый.
Прилагательные – слова художники, которые делают нашу речь яркой, красочной и выразительной.
Выводы.
Проведя это исследование, я была потрясена разнообразием и богатством русского языка. Оказывается, только с помощью одной части речи можно нарисовать словесную картину, описание, составить портрет человека. Я узнала много фамилий лингвистов, их искания, споры. И я поняла важность значения каждой части речи. Потому что каждая часть речи - это как пазл в картинке, и только присутствие всех деталей делает картину целостной. Так и части речи, взаимодействуя между собой составляют всю красоту и богатство великого и могучего русского языка.
Сохранить красоту и многообразие родного языка важно было всегда, но особенно это актуально сегодня, когда наша речь буквально засорена иноязычными словами, в значение которых зачастую даже не стараются вникнуть. Причем подобные слова появляются даже в учебниках. Конечно, я не открыла новых правил, но для меня самой эта работа стала важной для понимания не только языка, но и самой себя, своих корней, потому что язык – это душа народа.
Литература
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е издание дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. 944 стр.
2. Пушкин А.С. Стихотворения. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986, 248 с.
3.Фет А.А. Стихотворения/Сост., вступ. статья и примеч. В. Коровина. – М.: Сов. Россия, 1979. -368с.
4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М. В. Панов. –М.: Педагогика,1984,-352с.
5. Этимологический словарь русского языка для школьников/сост. М.Э. Рут. – Екатеринбург: У- Фактория, 2007. – 427 (5) с.
Приложения
Примеры художественного образа разными частями речи
1) В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
(А.С. Пушкин)
2) Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья, вздЭтот вздох ночной селенья,
Эт Эта ночь без сна,
Это мгла и жар постели,
ЭтрЭто дробь и эти трели
Этэ Это всё - весна. (А.А. Фет)
3) Ищу слова певучие,
Народные, исконные,
Кипучие, горючие,
Бездонные, стозвонные,
Да чтобы в душу падали,
Как в полюшко бы зёрнышко.
Чтоб добрые да ладные,
Светили, словно солнышко.
Да грели бы лучистые,
Да звали бы пригожие
На помыслы бы чистые
Да на дела хорошие.
(В. Выркин)
4. Прочитаем отрывки:
1) Офицер поднял пистолет и стал прицеливаться. Тибул дошёл по карнизу до того места, где начиналась проволока, отделился от стены и двинулся по проволоке к фонарю. Толпа ахнула.
Он шёл то очень медленно, то вдруг пускался почти бегом, быстро и осторожно переступая, покачиваясь, распрямив руки. Каждую минуту казалось, что он упадёт. Теперь появилась его тень на стене. Чем более он приближался к фонарю, тем ниже опускалась тень по стене и тем она становилась больше и бледнее. Внизу была пропасть.
2) Доктор сидел на барабане и осматривал помещение. На ящике горела керосиновая лампа. На стенах висели обручи, обтянутые папиросной бумагой, белой и розовой, длинные полосатые бичи с блестящими металлическими ручками, костюмы, осыпанные золотыми кружочками, расшитые цветами, звёздами, разноцветными лоскутами. Со стен глядели маски. У некоторых торчали рога; у других нос напоминал турецкую туфлю; у третьих рот был от уха до уха. Одна маска отличалась огромными ушами. Самое смешное было то, что уши были человеческие, только очень большие.
В углу, в клетке, сидел какой-то маленький непонятный зверь.
У одной из стен стоял длинный деревянный стол. Над ним висели зеркальца. Десять штук. Возле каждого зеркальца торчала свеча, приклеенная к столу собственным соком - стеарином. Свечи не горели.
На столе валялись коробочки, кисточки, краски, пуховки, парики, лежала розовая пудра, высыхали разноцветные лужицы.
Из жизни союзов.
«Союз - очень древняя часть речи и происходит из греческого языка. Соединяя слова или предложения, союзы указывают на отношения, существующие между ними, поэтому союзы, как и предлоги, относятся к словечкам отношений.»
В. Иванова, З. Потиха, Д. Розенталь
Предлог как название части речи встречается в словаре с 1636 года;
Происходит из греческого языка. Буквальный перевод «перед словом»:
Предлогов в русском языке около 200; занимает четвертое место по частоте употребления (после существительного, глагола и местоимения):
Предлог В возглавляет частотный список.
Происхождение названий частей речи
Антонова Юлия, обучающаяся 4 класса МОБУ СОШ
с. Кистенли-Богданово МР Бижбулякский район
Руководитель Антонова О. В.
Цель исследования : изучение происхождения названий частей речи.
Предмет исследования: части речи русского языка
Методы исследования: - изучение трудов учёных о частях речи;
Выяснение происхождения названий частей речи.
Задачи исследования: 1. Систематизировать материал о происхождении названий частей речи;
2. Создать слайдопроект и выступить перед учащимися школы.
Моя работа «Происхождение названий частей речи» посвящается изучению трудов учёных о частях речи и выяснению происхождения их названий. На сегодняшний день наш русский язык пополняется многочисленными иноязычными словами, значения которых нам не всегда понятны. Языковеды утверждают, что не стоит бояться чужих вливаний. Чтобы языку выжить, ему необходимо подстраиваться под современность. Нам уже необходим перевод на современный язык, чтобы осмыслить эсэмэсы, нецензурную лексику подростков. В интернете уже «выросло» целое поколение, не знакомое с правилами грамматики и орфографии. Были времена, когда переводы вводили искусственно, чтобы сохранить самобытность языка. Когда мы изучаем русский язык, то чуть ли не на каждом шагу сталкиваемся с различными частями речи. Мне всегда было интересно, откуда они появились, почему называются именно так и есть ли у этих названий свои толкования. В ходе изучения этой темы, я пришла к таким выводам:
Защита работы
Моя работа «Происхождение названий частей речи» посвящается изучению трудов учёных о частях речи и выяснению происхождения их названий.
Цель моей работы : - изучить труды учёных о частях речи;
Выяснить происхождения названий частей речи.
Задачи: 1. Систематизировать материал о происхождении названий частей речи; 2. Создать слайдопроект и выступить перед учащимися школы.
На сегодняшний день наш русский язык пополняется многочисленными иноязычными словами, значения которых нам не всегда понятны. Языковеды утверждают, что не стоит бояться чужих вливаний. Чтобы языку выжить, ему необходимо подстраиваться под современность. Нам уже необходим перевод на современный язык, чтобы осмыслить эсэмэсы, нецензурную лексику подростков. В интернете уже «выросло» целое поколение, не знакомое с правилами грамматики и орфографии. Были времена, когда переводы вводили искусственно, чтобы сохранить самобытность языка. Когда мы изучаем русский язык, то чуть ли не на каждом шагу сталкиваемся с различными частями речи. Мне всегда было интересно, откуда они появились, почему называются именно так.
Первым определил основы и нормы русского языка, и разработал понятия о частях речи
Михаил Васильевич Ломоносов
в книге
"Российская
грамматика",
изданной в 1755 году, здесь мы узнаем следующее:
"Слово человеческое имеет осьмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения наименований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединения имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междометие для краткого изъявления движений духа…
Ломоносов разграничил знаменательные и служебные части речи. Он сказал:
«
Знаменательные части речи служат для обозначения предметов, явлений, процессов, реального мира, то есть выполняют функцию называния, а служебные же части речи служат для выражения отношений и придания оттенков словам.» Как видим, частей речи Ломоносов выделял 8, а сейчас их в русском языке насчитывается 10:
1.Имя существительное; 2. Имя прилагательное; 3. Имя числительное;
4.Местоимение;5.Глагол;6.Наречие;7.Предлог;8.Союз;9.Частица;10.Междометие.
Учение о частях речи уходит в античность. Учёные Александрийской школы (например,
Дионисий Фракийский
) установили для древнегреческого языка 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член (артикль), местоимение, предлог, наречие, союз.
Римляне
усвоили учение греков, заменили артикль на междометие.
Учение о восьми частях речи было представлено и в первых грамматиках церковнославянского языка XVI-XVII веков
Мелентия Смотрицкого
. Отход от античной схемы начинается с грамматики
Александра Христофоровича
Востокова
,
в которой причастие как часть речи было заменено прилагательным.
Герасим Петрович Павский и Фёдор Иванович Буслаев
ввели имя числительное.
Последними, уже в XIX веке, в составе частей речи укрепились частицы.
И так, у частей речи есть свои толкования : глагол – от слова «глаголить» - говорить важное; наречие - буквально "приглаголие", "наглаголие", «речь», то есть «варианты говоров» - наречия; употребляются вскользь, между важными заметными словами;
существительное
–«сущий» - быть;
прилагательное
- буквально "присоединяться", "прилагаться".
Местоимение
– является буквальным переводом латинского pronomen(pro «вместо», n
o
m
en
«имя»). В древнерусском языке встречалось сочетание «место имене» в этом же значении.
Числительное -
от слова "число", которое пошло от общеславянского "чисти" - "считать, читать".
Междометие
– буквальный перевод от латинского грамматического термина interjectio – от
inter
«между»,
iectio
«бросание».«Междуметия» буквально - «слова, бросаемые между другими (полнозначными) словами».
Причастие –буквальный перевод с латинского participiym (от pars «часть»). Причастие названо именно так, поскольку оно «сопричастно» и имени прилагательному, и глаголу.
В ходе изучения этой темы, я пришла к таким выводам:
Проведя это исследование, я была потрясена разнообразием и богатством русского языка, оказывается только с помощью одной части речи можно нарисовать словесную картину, описание, составить портрет человека.
Я узнала много фамилий лингвистов, их искания, споры. И я поняла важность значения каждой части речи. Потому что каждая часть речи - это как пазл в картинке, и только присутствие всех деталей делает картину целостной. Так и части речи, взаимодействуя между собой составляют всю красоту и богатство великого и могучего русского языка.
Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что? кого? чего? и т.д. Существительные бывают (река и Москва), одушевленными и неодушевленными (стол и человек), конкретными (носок), отвлеченными (смех), собирательными (молодежь) и вещественными (молоко). Род и также относятся к постоянным признакам этой части речи, а число и падеж – к непостоянным. В предложениях имена существительные могут выступать в функции любого члена: подлежащего, сказуемого, дополнения, определения и других.
Имя прилагательное обозначает признак или качество предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей? Прилагательное изменяется по числам, родам и падежам, но эти категории зависят от существительного, с которым оно согласуется, и потому являются несамостоятельными. По разряду прилагательные бывают качественными (красный), относительными (железная, золотой, институтское) и притяжательными (бабушкин, лисий). В предложениях эта часть речи чаще всего выступает в роли определения.
Имя называет число, количество предметов или порядковый номер того или иного предмета. Оно отвечает на вопросы: сколько? который? (какой?). По словообразовательной структуре числительные делят на простые, сложные и составные (три, пятьдесят, двадцать пять). По лексико-грамматическим свойствам – на количественные (десять), порядковые (первый) и собирательные (двое, десятеро).
Местоимение – это часть речи, не называющая предмет, количество, признак, но указывающая на него. По функциональным особенностям и характеру связей с другими частями речи выделяют личные (я, ты), возвратное (себя), притяжательные (мой, твой, наш), указательные (этот, то, такой), определительные (сам, самый, всякий, каждый, весь), вопросительные (кто? что?), относительные (кто, что), неопределенные (некто, нечто) и отрицательные (никто, ничто) местоимения.
Глагол обозначает действие. Значение действия находит отражение в вопросах: что делать? ? что делает? и т.д. Основные грамматические признаки глагола – это вид, залог, переходность/ , а также время, наклонение и число. Изменение по числам и лицам называется спряжением. Наклонение глагола может быть изъявительным, сослагательным и повелительным.
Глагол обычно является организующим центром предложения.
Особыми формами глагола являются причастия и деепричастия (иногда их выделяют как отдельные части речи). Причастие сочетает в себе признаки глагола и прилагательного, деепричастие – глагола и наречия.
К неизменяемым частям речи, обозначающим признак действия, состояния, качества или предмета, относят наречие. Оно может отвечать на вопросы: как? каким образом? где? в какой степени? когда? и другие. По значению наречия делятся на обстоятельственные (слева, сгоряча) и определительные (тихо, блестяще, вплавь).
Как особую группу наречий рассматривают слова категории состояния. Они выражают состояние или оценку действий и являются сказуемыми в безличных предложениях.
Служебные части речи
Служебные части речи не выполняют какой-либо самостоятельной синтаксической функции и не имеют самостоятельного значения, в отличие от знаменательных частей речи. Они включают в себя три группы слов: это , союзы и частицы.
Предлог выражает отношения между словами . Союз связывает однородные члены предложения и части сложного предложения, а также выражает смысловые отношения между этими синтаксическими единицами. Частицы нужны для придания дополнительных смысловых оттенков словам и предложениям или для образования форм слова.
К особому разряду слов в относят междометия и звукоподражательные слова. Междометия служат для выражения эмоций: например, удивления (ах), восторга (вау), разочарования (увы), боли и других чувств. При помощи звукоподражательных слов воспроизводятся различные звуки, издаваемые животными, людьми, предметами и т.д.: кря-кря, тук-тук, мяу-мяу, ку-ку.
Части речи -- это группы слов, объединенных на основе общности их признаков. Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.
По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол-- он, удобный -- такой, легко -- так, пять -- сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи -- местоимение.
Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:
- 1) обобщенное значение;
- 2) морфологические признаки;
- 3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).
Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.
Таким образом, части речи -- это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.
Выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:
- 1. Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие.
- 2. Служебные части речи: предлог, союз, частица.
- 3. Междометие.
Современный русский язык располагает большим числом морфологических вариантных форм. Одни из них закрепились в литературном языке, признаны нормативными, другие же воспринимаются как речевые ошибки. Варианты форм могут быть связаны с различными значениями слова. Так же вариантные формы могут различаться стилистической окраской. Стилистически окрашенными могут быть и варианты форм, связанные с категориями рода и числа.
Морфология - (греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово) - раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. А это значит изучать общие значения и изменение слов. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т.д. Например, существительное обозначает предмет и изменяется по числам и падежам, прилагательное обозначает признак предмета и изменяется по родам, числам и падежам. Но, есть слова, которые не изменяются, например, предлоги, союзы и наречия.
В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разную работу. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т.д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще всего служат для связи самостоятельных слов.
Имя существительное
Имя существительное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:
- 1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;
- 2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;
- 3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.
Существительное -- это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.
Имя прилагательное
Имя прилагательное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:
- 1) обозначают непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;
- 2) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые -- по полноте / краткости и степеням сравнения;
- 3) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого. речь существительное глагол наречие
Прилагательные зависят от существительных, поэтому вопросы к прилагательным задаются от существительных. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из множества одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину написанную, серой краской. Прилагательные делают нашу речь более точной и образной, так как позволяют показать различные признаки предмета.
Имя числительное
Имя числительное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой?.
Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения -- отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.
Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. В документах необходимо чтобы сумма была написана и словами, а не только цифрами.
Местоимение как часть речи
Местоимение -- это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.
Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.
Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.
Местоимения употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов в речи.
Наречие -- это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко -- предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на-о/-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.
В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.
Классификация наречий осуществляется по двум основаниям -- по функции и по значению.
Глагол -- это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать),состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак(белеться).
Грамматические признаки глагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет: неопределенную форму (инфинитив), спрягаемые (личные и безличные) формы, неспрягаемые формы -- причастные и деепричастные.
Глаголы для речи очень важны поскольку позволяют называть различные действия.
Причастие
Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи, в других -- особой формой глагола.
Причастие обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. В устной речи причастия употребляются реже, чем в письменной.
Деепричастие
Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола.
Деепричастие -- это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:
- 1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
- 2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.
Служебные части речи
Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.
Предлог -- это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).
Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.
Связывая самостоятельные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниями самостоятельных слов различные смысловые значения.
Союз -- это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.
Союзы не изменяются, не являются членами предложения.
Частица -- это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда -- смысловые и формообразующие.
Частицы не изменяются, не являются членами предложения.
Междометие
Междометие -- особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных.
Междометие -- это часть речи, которая объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета).