Трансакционный анализ Э. Берна. Трансактный анализ, как метод психотерапии

Трансакционный анализ (транзактный, трансактный анализ) – это психологическая модель, служащая для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп.

В 1960-ые годы трансакционный анализ развился из психоанализа, в первую очередь благодаря работам Эрика Берна и ряда других психотерапевтов. Популярность ТА объясняется тем, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы несложны.

Функции ТА анализа заключаются в том, чтобы помочь человеку:

  • Выявить непродуктивные стереотипы своего поведения.
  • Сформировать новую систему ценностей и принимать решения, исходя из собственных потребностей и возможностей.
  • Понять особенности своего взаимодействия с окружающими.
  • Открыто выражать свои чувства.
  • Научиться доверять себе.

Трансакционный анализ можно практиковать где угодно – дома, на работе, в школе. Словом, там, где есть люди. За эту простоту его и любят и критикуют. Ведь по мнению многих психиатров, качественные изменения возможны только под присмотром профессионалов.

Три эго-состояния по Эрику Берну

Эрик Берн утверждает, что в каждый момент жизни наши мысли, чувства, слова, действия и реакции определяются одним из 3 возможных эго-состояний:

  • Я-Родитель : содержит поведение и установки, перенятые извне, в первую очередь – от родителей. Внешне они часто выражаются в критическом и заботливом поведении по отношению к другим и в предубеждениях. Внутренне – принимают вид старых родительских назиданий.
  • Я-Взрослый : состояние ориентировано на восприятие текущей реальности и получение обратной связи. В нем человек является хорошо приспособленным, организованным, находчивым и действует, спокойно рассчитывая и оценивая свои возможности.
  • Я-Ребенок : в этом состоянии человек содержит в себе все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом, а также записи детских переживаний, позиций и реакций в отношении себя и других. Помимо этого, включается творческое проявление личности.

Что любопытно, время от времени человек может существовать в двух из трех состояний одновременно, а их смена может происходить быстро и часто. Например, утром в кровати многие из нас борются между Родителем и Ребенком – один хочет поспать еще час, а второй говорит, что пора вставать и идти учиться или зарабатывать деньги.

Нельзя сказать, что одно эго-состояние важнее другого. Скорее так – гармония состояний помогает оставаться вменяемым человеком, не скатываться к нравоучительству, но и не веселиться сверх меры. Всему свое время.

Ребенок может быть:

Спонтанным . Это импульсивное, эгоцентричное, хитрое и естественное поведение.

Приспосабливающимся . Боязливое, беспомощное, уступчивое и приспосабливающееся к нормам поведение.

Бунтующим . Протестующее, бросающее вызов поведение.

Родитель может быть:

Заботливым . Исправляет, утешает, помогает.

Критическим . Критикует, грозит, приказывает.

Взрослый же играет роль своеобразного арбитра между Родителем и Ребенком. После анализа информации, Взрослый решает, какое поведение будет адекватным данному обстоятельству, от каких стереотипов можно отказаться, а какие желательно включить.

Несмотря на то, что для полноценно счастливой жизни требуется периодическая смена эго-состояний, наиболее важным является Взрослый. Именно он должен принимать большинство решений.

Как выяснить, в каком состоянии вы находитесь?

Сделать это можно при помощи наблюдения за вербальными и невербальными элементами поведения.

Ребенок внутри нас, как правило, использует фразы и мысли: «Я хочу!», «Я ненавижу», «Меня это злит», «Какое мне дело». Внешне это проявляется в потупленном взоре, дрожащих губах, выражении восторга, пожимании плечами.

Родителю характерны фразы и мысли: «Мне нельзя», «Тебе нельзя», «Я должен», «Ты должен», «Прекрати это», «Я бы на твоем месте». Внешне это проявляется в качании головой, нахмуренном лбе, скрещенных на груди руках, грозном виде.

Главные слова и мысли Взрослого: «Давайте посчитаем», «Это целесообразно», «Где польза?». Выражается это в задумчивости, размышлениях и .

Трансакции

Трансакции – это вербальные и невербальные взаимодействия между людьми, обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Они состоят из стимула и реакции. Например, стимул: «Что ты здесь делаешь?», реакция: «Да вот, с работы пораньше отпустили».

Типы трансакций:

  • Дополняющие (параллельные): это такие трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. К примеру, стимул: «Который час?» дополняется реакцией: «Половина восьмого». В этом случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников. Во время этих трансакций не возникает и взаимодействие может продолжаться длительное время.
  • Пересекающиеся (перекрестные): здесь уже возможны конфликты и скандалы. К примеру, муж спрашивает: «Где мои запонки?», а жена отвечает: «Я всегда у тебя во всем виновата!». Муж посылает стимул Взрослого к Взрослому своей жены, а ее реакция исходит от ее Ребенка. Такие трансакции начинаются с колких реплик, взаимных упреков и могут продолжаться на протяжении всей семейной жизни, если оба участника сознательно не решат включить Взрослых.
  • Скрытые : это самые сложные трансакции, потому что включают более одного эго-состояния на человека, так как сообщение маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Все это является почвой для развития психологических игр, которые были описаны Эриком Берном в его книге «Игры, в которые играют люди». Многие проблемы в семейной жизни можно разрешить, если их выявить и исправить.

Поглаживания

Каждый Ребенок внутри нас ищет одобрение со стороны Родителя другого человека. Одобрение в трансакционном анализе называется «поглаживанием». Их существует три типа:

  • Вербальное: виде комплиментов или похвалы.
  • Невербальное: кивки, подмигивание, жесты.
  • Физическое: рукопожатие, похлопывание по спине, поглаживание по спине.

Мы «поглаживаем» человека либо за существование (безусловное), либо за поступки (условное). При этом «поглаживания» могут быть позитивными (теплые слова, дружеское физическое прикосновение, доброжелательные жесты) и негативными (хмурые взгляды, шлепки, брань).

Книги

Если вы хотите узнать о трансакционном анализе больше, ознакомьтесь с психологическими играми, прочитайте следующие книги:

  • «Трансакционный анализ и психотерапия» Эрик Берн.
  • «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» Эрик Берн.
  • «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Эрик Берн.
  • «Групповая психотерапия» коллективная монография клиники неврозов и психотерапии Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева и Института психиатрии и неврологии в Варшаве.
  • «Я о’кей, ты – о’кей» Томас Э. Харрис.
  • «Игры, в которые не играют успешные люди. Мастер-класс по практической психологии» Пия Билунд, Коре Кристиансен.
  • «Техники транзактного анализа и психосинтеза» Ирина Малкина-Пых.
  • «Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике» Николай Васильев.

Желаем вам удачи!

Трансактный анализ (ТА) - это одна из наиболее известных теорий в психологии и психотерапии. Его основой является положение о том, что человек с детства запрограммирован так называемыми «ранними решениями» на определенную жизненную позицию. Он действует по «сценарию», написанному при участии его окружения: родителей, учителей, сверстников. Взрослый человек принимает решения в настоящем, основываясь на моделях поведения, которые когда-то были необходимы для выживания в прошлом, но теперь абсолютно бесполезны.

Ключевая цель психотерапевтического процесса - моделирование личности, способной успешно адаптироваться к текущей ситуации. Это достигается путем пересмотра существующих жизненных позиций, выявления непродуктивных моделей поведения, мешающих принятию адекватных решений, формирования новой системы ценностей на основе потребностей и возможностей человека в сложившихся условиях.

    Показать всё

    Что такое трансактный анализ?

    «Трансактный анализ (ТА) представляет собой теорию личности, а также систематическую психотерапию, применяемую с целью развития и коррекции личности». Такое определение было предложено психоаналитиками в 1960-е гг ХХ века.

    Основателем этого направления психоанализа является известный психиатр Эрик Берн (1910-1970). Теория ТА была сформирована автором в 1950-е гг ХХ века. Будучи активно практикующим врачом, Берн стремился приложить свои разработки к клинической практике. В 1961 году вышла книга «Трансактный анализ в психотерапии», а пять лет спустя на свет появилось издание «Принципы группового лечения» (1966). В этих двух трудах впервые вводятся и получают свое развитие ключевые понятия ТА, такие как трансакция (поглаживание), игра, сценарий, эго-состояние. Сегодня эти термины широко используются в психотерапевтической практике, понятие "трансакция" применяется в философии, политологии, экономике и бизнесе.

    Как теория личности, ТА раскрывает "психологическую анатомию" человека. Для этого используется трехуровневая модель "эго". Она дает возможность понять, как выражается индивидуальность поведения личности в разных вариантах социального взаимодействия.

    В области клинического применения ТА является методом психотерапии, который используется при лечении всех типов психических расстройств (начиная от обыденных жизненных проблем и заканчивая психозами). Этот метод носит роль вспомогательного, применяемого для отдельных людей и социальных групп.

    Концепция "эго-состояния" (структура личности)

    Основу ТА составляет концепция "эго-состояния" (уровня), которое представляет собой систему связанных друг с другом действий, мыслей и чувств. Оно рассматривается как способ выражения личности в данный момент и отражает ее структуру. Последняя описывается с помощью трех состояний "Я":

    1. 1. Родитель (Экстеропсихе);
    2. 2. Ребенок (Археопсихе);
    3. 3. Взрослый (Неопсихе).

    "Я-состояния" - это не социальные роли, которые исполняют люди, а поведенческие стереотипы, создаваемые конкретной ситуацией.

    Первый, самый "древний" уровень носит название "Я-Родитель". Это информация, полученная в детстве от родителей и других значимых для ребенка лиц. Сюда входят советы, правила поведения, различные социальные нормы, запреты - любые знания из разряда "что такое хорошо, и что такое плохо". Когда индивид ведет себя, подсознательно копируя поведение одного из близких людей, он находится в эго-состоянии Родителя.

    Второй уровень получил название "Я-ребенок". Он раскрывает эмоциональное начало в человеке. Личность включает в себя все черты, характерные для ребенка: доверчивость, открытость, любопытство, тягу к знаниям, изобретательность. Благодаря этим характеристикам "Ребенок" приобретает огромную ценность, независимо от возраста субъекта: он придает индивиду обаяние и теплоту.

    Третий, наиболее зрелый уровень обозначается как "Я-взрослый". Это способность личности объективно и беспристрастно оценивать действительность, основываясь на информации, полученной из собственного жизненного опыта. На этой базе человек способен принимать адекватные решения в той или иной ситуации, размышляя по принципу "здесь и сейчас".

    Трансакции (поглаживания)

    Индивид в любой момент может обратиться к другому субъекту из одного из трех эго-состояний. В свою очередь, другой человек способен ответить одним из своих эго-состояний. Такой "обмен" называется трансакцией.

    При взаимодействиях (трансакциях) двух людей могут активизироваться различные Я-состояния. Существуют дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции:

    1. 1. Дополнительными называются трансакции, которые соответствуют ожиданиям контактирующих людей и отвечают нормальным человеческим отношениям. Эти взаимодействия не вызывают конфликтов и могут длиться сколько угодно долго.
    2. 2. Способностью порождать конфликты обладают перекрестные трансакции. В таких ситуациях возникает непредвиденная реакция на стимул, включается неадекватное Я-состояние.
    3. 3. Скрытые отличаются тем, что включают более двух Я-состояний. "Сообщение" в них "прячется" под социально приемлемым стимулом. Но ответная реакция ожидается в результате эффекта скрытого "сообщения". Такое взаимодействие составляет основу психологических игр. Подобную трансакцию можно наблюдать, к примеру, при покупке недвижимости. Агент с улыбкой говорит покупателю: «Это великолепная просторная квартира в престижном районе, но ее стоимость будет слишком высокой для Вас». В такой ситуации его слова могут быть услышаны как Взрослым, так и Ребенком. Когда их слышит Взрослый, ответ звучит так: «Да, Вы правы, я не могу сейчас себе позволить купить эту квартиру, учитывая мой уровень зарплаты». В то же время, Ребенок отвечает так: «Я беру ее - это как раз то, что я хочу». Самые изощренные и тонкие обманные комбинации создаются на основе базовой человеческой потребности в признании.

    Перекрестная трансакция

    Дополнительная трансакция

    Скрытая трансакция

    Жизненный сценарий

    В детстве каждый человек пишет уникальный, присущий только ему "сценарий жизни". Он определяется позициями, принятыми в этом возрасте, и записывается в Я-состояние Ребенка. Это происходит через трансакции между ребенком и его социальным окружением.

    В сценарии существуют начало, середина и конец. Основа сюжета закладывается в раннем детстве до того, как ребенок начинает говорить. Первоначально он пишется невербально (позиции, принимаемые в детстве - «я о"кей», «я не о"кей». Потом дети получают от родителей вербальные (словесные) сценарные сообщения. Они могут относиться к общему жизненному плану («ты обязательно станешь знаменитостью», «ты никогда ничего не добьешься»), а могут касаться тех или иных сторон жизни ребенка: ему предписывается профессиональный сценарий («ты прирожденный артист»), сценарий применительно к половой принадлежности («ты такой слабый, ты никогда не будешь настоящим мужчиной»), относительно учебы, религии, спорта, хобби и т. п. В той или иной ситуации родительские сообщения ("установки") могут быть конструктивными, разрушительными (в крайних случаях - ведущими к суициду) и непродуктивными.

    Позднее на каждом этапе жизни к сценарию добавляются незначительные детали. К семи годам он уже полностью написан, а в юношеском возрасте индивид может его пересмотреть. Будучи взрослыми, люди обычно не осознают, что сами создали для себя "сценарий жизни". Они в точности ему следуют в любых ситуациях. Без осознания этого факта жизнь складывается таким образом, что личность движется к той финальной сцене, которая была заложена в детстве.

    Концепции эго-состояний и "сценария жизни" являются центральными проблемами ТА. Дискуссии вокруг них продолжаются до сих пор. Тем не менее, модель "жизненного сценария" занимает центральное место в психотерапевтической практике. При анализе сценария специалист использует концепцию для понимания того, как люди способны подсознательно создавать себе проблемы и какие существуют способы их решения.

    Психологическая позиция

    Термин психологической позиции также считается одним из ключевых в ТА. Его ввел в практику американский психиатр Харрис в издании «Я о"кей - ты о"кей». Название книги показывает конечную цель, которой человек должен добиваться в процессе трансактной психотерапии. Всего Харрис различает 4 основных позиции:

    • я о"кей - вы о"кей;
    • я не о"кей - вы не о"кей;
    • я не о"кей - вы о"кей;
    • я о"кей - вы не о"кей;

    Психологические позиции существуют не только в отношении себя и других, но и применительно к лицам противоположного пола. Приняв однажды определенную позицию, личность стремится укрепить ее, чтобы усилить самооценку и сохранить собственное восприятие окружающего мира в привычных рамках. Психологическая позиция становится основой, исходя из которой люди играют в игры и реализуют "жизненный сценарий".

    Пример: мужчина, которого в детстве притесняла властная мать-одиночка, принимает 2 позиции: «Я ничего собой не представляю» (я не о"кей) и «Женщины и дальше будут обижать меня» (женщины не о"кей). Исходя из этого, он выбирает индивидов, которые играют те или иные "роли", отвечающие его "жизненному сценарию". Так, он женится на властной даме с истерическими чертами характера. Вдобавок к этому на людях он играет в "психологическую игру": супруга третирует его, но он стойко терпит все ее унижения, еще раз убеждаясь, что "все женщины хотят обидеть его" (коллекционирование «избранных чувств»).

    Психологические игры

    В детстве каждый ребенок рано или поздно осознает, что в семье одни чувства одобряются, а другие запрещаются. Для осуществления трансакции (успешного социального взаимодействия) нужно использовать только разрешенные в семье чувства. Это решение принимается подсознательно. При проигрывании того или иного сценария во взрослой жизни человек продолжает скрывать истинные эмоции, заменяя их теми, которые ему были позволены в детском возрасте.

    Психологическая игра представляет собой комбинацию следующих друг за другом дополнительных скрытых трансакций с прогнозируемым исходом. Это совокупность трансакций со скрытой мотивацией, последовательность ходов, содержащих "ловушку". В качестве "приза" выступает определенное эмоциональное состояние, к которому человек стремится бессознательно. Это не всегда некое приятное чувство, удовольствие или радость. Часто это негативные эмоции, которые для игрока являются «избранными» и которые он при любом удобном случае «коллекционирует».

    В книге Берна «Игры, в которые играют люди» приведено множество комбинаций. Они могут исполняться из различных состояний: из Родительского, когда человек копирует действия (игру) близких; из Взрослого, тогда все продумано по принципу "здесь и сейчас"; из Детского, в этом случае игры исходят из тех переживаний, решений и психологических позиций, которые ребенок занимал в отношении себя и других в раннем детстве.

    ТА в психотерапии

    Трансактный анализ - это вид интеракционной психотерапии, которая, как правило, применяется в групповой форме. Пациенты знакомятся с основными понятиями, вырабатывают собственное четкое понимание механизмов поведения и причины их расстройств у конкретного человека. Психотерапевт и пациенты используют для работы доску и мел.

    Целью является понимание членами группы того, в рамках какого Я-состояния они функционируют в повседневной жизни (структурный анализ). Пациенты исследуют свое раннее программирование, те "установки", которые они принимали от родителей, и детские решения по поводу собственного достоинства («я о"кей», «я не о"кей») и психологической позиции.

    Автономия пациента как ключевая цель применения ТА

    Для полноценной реализации потенциала взрослых людей пациентам необходимо постоянно изменять и улучшать те модели поведения в обществе, которые они усвоили, когда были детьми. Когда обнаруживается, что эти стратегии больше не работают, нужно поменять их на другие, более совершенные. С точки зрения ТА это означает, что человеку надо завершить выполнение сценария и достигнуть автономии.

    Если в детстве было принято какое-либо ошибочное решение, то, используя различные психотерапевтические методики, каждый пациент в группе может повторно пережить сцену из своего детства, "вернуть" те или иные ситуации, в которых им было принято нерациональное, губительное решение по поводу себя и своей дальнейшей жизни. По завершении курса сеансов люди сами могут сформировать новый жизненный сценарий на сознательном и подсознательном уровне и скорректировать свою жизненную позицию.

    Главная задача техник ТА - помогать людям получить автономию, основными составляющими которой являются четкое осознание своей роли и места в обществе, способность адекватно ставить цели и достигать их, взаимодействуя с окружающими. Автономия подразумевает также умение успешно выходить из проблемных ситуаций, используя весь потенциал зрелой ("взрослой") личности.

    Место ТА среди других направлений в психологии и психотерапи

    ТА тесно связан с другими направлениями в психологии, особенно с учением Фрейда. Несмотря на свою внешнюю простоту, он имеет тщательно продуманную и глубоко обоснованную теорию. С момента своего создания она претерпела множество изменений.

    Основатель направления, Психиатр Эрик Берн, часто указывал на необходимость усовершенствования и дальнейшей разработки концепций. Этим занялись его ученики. С целью развития исследований в области ТА была учреждена премия имени Эрика Берна. Особенность этого метода заключается в том, что записи психотерапевта всегда доступны для пациента. Для облегчения общения со специалистом все термины излагаются на понятном для неподготовленного человека языке.

    Трансактный анализ может применяться как в отдельности, так и в сочетании с такими методами, как гештальт-терапия, модификация поведения, психодрама.

Эрик Берн прославился во всем мире психотерапии и психологии за счет своей теории об общении людей между собой и отношении их к себе и окружающим. Трансактный анализ Эрика Берна изучался многими психологами, которые сходились на том, что человек проживает жизнь действительно по тому сценарию, который заложен в детстве. Многие слова родителей закладывают стереотипное это и определяет качество его жизни и общения. Что это такое - трансактный анализ как метод психотерапии? В чем его суть и польза для человека?

Что такое теория трансактного анализа Эрика Берна?

Ее принято считать которая отображает анализ поведения и взаимодействие человека в группе и внутри себя. Эта теория приобрела большую популярность за счет доступности понятий и объяснения поведенческих реакций человека.

Главным постулатом здесь является то, что в определенных обстоятельствах человек может поступать в зависимости от того, какую из трех Я-позиций он принимает. Первым на эти позиции обратил внимание Берн Эрик. Трансактный анализ берет свое начало с психоанализа, поэтому рассматривает и изучает глубинные аспекты психики человека.

Для психотерапии важным моментом применения этой теории является утверждение о том, что каждая личность может научиться мыслить и отвечать за свои поступки, доверять прежде всего ощущениям и потребностям, принимать решения и выстраивать личные взаимоотношения. С этой позиции теория Эрика Берна является очень действенным методом помощи человеку в решении жизненных проблем.

Позиции в трансакциях

В этой теории легкая для восприятия - это три эго-состояния: Родитель, Ребенок, Взрослый. Каждое из них значительно отличается от другого, имея набор поведенческих характеристик, мышления и чувств.

Для психотерапевта очень важно понять, в каком состоянии человек поступает так или иначе, и что можно изменить в его поведении, чтобы он мог быть гармоничной личностью, о которой говорил Берн Эрик. Трансактный анализ предполагает три основных правила относительно этих эго-состояний:

  • Любой по возрасту человек был когда-то маленьким, поэтому может что-то делать под влиянием эго-состояния Ребенок.
  • Каждый (с нормально развитым мозгом) наделен способностью принимать адекватные решения и оценивать реальность, что свидетельствует о наличии у него эго-состояния Взрослый.
  • Все мы имели родителей или лиц, замещающих их, поэтому имеем данное начало, выраженное в эго-состоянии Родитель.

В основе психотерапии с использованием трансактного анализа лежит помощь в осознании человеком непродуктивных стереотипных поведения. Анализ трансакций, происходящий с помощью специалиста, помогает человеку стать более продуктивным в поисках решений, в осознании реальности, в постановке дальнейших целей.

Типы трансакций в психотерапии

Любые взаимодействия между людьми, речевые или невербальные, называются трансакциями в теории, которую вывел Берн Эрик. Трансактный анализ в рамках психотерапии предполагает изучение человеческих взаимоотношений, а также поиск решений возникающих проблем.

Специалисту важно определить, какие схемы привели к трудностям во взаимоотношениях. Бывает два вида вербальных и невербальных взаимодействий:

  • параллельные;
  • перекрестные.

Параллельные способы взаимодействия

Психотерапевт, работая с клиентом, определяет, какой вид трансакций был использован. Параллельные являются конструктивным видом взаимоотношений. В этом случае эго-позиции должны совпадать. Например, трансакция с вопросом "Как дела?" и ответом "Все хорошо!" произведена с позиции Взрослого. В этом случае никаких проблем при взаимодействии не возникает.

Перекрестные трансакции

Перекрестные могут спровоцировать конфликты. Это такое взаимодействие, при котором на стимул (вопрос или обращение) происходит неожиданная реакция с позиции другого эго-состояния. Например, вопрос "Где мои часы?" и ответ "Где бросил, там и доставай!" - трансакция с позиций Взрослого и Родителя. В этом случае может развиться конфликт.

Бывают еще скрытые трансакции (на психологическом и социальном уровнях). В этом случае важно анализировать стимулы людей, общающихся между собой.

Стимулы в общении

Для развития личности важно одобрение. Это одна из базовых потребностей человека. В теории трансактного анализа такое одобрение или стимул называется "поглаживанием". Такие моменты в общении могут нести позитивную или негативную окраску. "Поглаживания" бывают безусловными (просто за то, что человек есть) и условными (даются за поступки). Последние как раз и окрашены эмоциями со знаком "+" или "-".

В терапевтической практике специалист учит человека принимать такие стимулы или же не делать этого, особенно когда они негативные. Позитивные условные "поглаживания" также не всегда уместно принимать, так как человек приучается быть "хорошим", то есть старается всем угодить, ущемляя при этом себя.

Важно также научить клиента отказываться от условий, которые выдвигаются при положительном стимуле, если они не соответствуют внутренним позициям человека, что особенно подчеркивал Берн Эрик. Трансактный анализ помогает сфокусироваться клиенту на создании необходимых для него условий, где он может открыть в себе новые силы для принятия решений и так далее. В терапевтическом контакте психолог должен научить человека принимать себя, тогда консультация будет успешной.

Честные и нечестные трансакции

Следующим моментом в изучении трансакций как метода терапии является анализ взаимодействий, определяющих времяпрепровождение личности. Это явление назвал структурированием времени Эрик Берн. Психоанализ склонен рассматривать его немного с другой стороны: с позиции защитных механизмов.

Существует шесть способов структурирования времени:

  • уход (манипулятивный способ воздействия на человека);
  • игры (серии скрытых трансакций, которые также "нечестно" манипулируют людьми);
  • интимность (сексуальные взаимодействия);
  • ритуалы (трансакции, обусловленные стереотипами и внешними факторами);
  • развлечения (достижение определенных целей для себя);
  • деятельность (получение воздействий от окружающих и достижение своих целей).

Последние три называются "честными", так как не манипулируют окружающими. Психотерапевт во время беседы помогает выстраивать позитивные трансакции без манипулятивного поведения. Игры - это влияние на поведение людей. О них поговорим ниже.

Жизненные сценарии людей

Каждый человек живет по заданному в детстве сценарию, утверждал Эрик Берн. Психология жизненных сценариев людей напрямую зависит от позиций, принятых в детстве.

  1. Победитель - человек, добившийся целей, вовлекающий в борьбу других. В процессе терапии такие люди пересматривают свои жизненные позициии и манипулятивные игры, пытаясь выстроить продуктивные трансакции без негативного влияния на других.
  2. Побежденный - человек, постоянно переживающий неудачи, вовлекающий других в свои беды. Психотерапия для таких людей очень важна. В процессе беседы и анализа трансакций такие люди понимают причины своих неудач по жизни. Клиенты обучаются правильно реагировать на проблемы, не вовлекать в них окружающих, стараться выбраться из постоянных проблем.
  3. "Не-победитель" - лояльный человек, выполняющий все свои обязанности, старающийся не напрягать окружающих людей. Понимая в процессе психотерапии свой жизненный сценарий, такой человек принимает определенные решения в зависимости от потребностей и целей.

Все сценарии (более подробно о них можно прочитать в книге, которую написал Эрик Берн, - "Психология человеческих взаимоотношений, или Игры, в которые играют люди") мы получаем в результате родительского программирования в раннем детстве. Сначала перенимая их невербально, затем с помощью вербальных посланий. Они с течением жизни вытесняются из сознания, поэтому человек может и не догадываться, чем продиктовано его поведение. Поэтому с проблемами, касающимися жизненных сценариев или конфликтных взаимодействий, важно обратиться к психотерапевту, знающему досконально теорию трансактного анализа.

Трансактный анализ это интегральный подход к психологии и психотерапии. Он описан как интегральный, потому что у него есть элементы психоаналитических, гуманистических и познавательных подходов. Трансактный анализ был разработан американским психиатром канадского происхождения , в конце 1950-ых годов.

Контур

По данным Международной ассоциации трансакционного Анализа, TA ‘ — это теория личности и систематической психотерапия для личного роста и личностных изменений’.

  1. В качестве теории личности Трансактный анализ описывает, как люди структурированы психологически. Он использует, пожалуй, самые известные модели эго-состояний (Родитель-Взрослый-Ребенок) модели, чтобы сделать это. Та же модель помогает объяснить, как люди и выражать свои функции личность в их поведении.
  2. Берн установилчто существует четыре жизненные позиции, что человек может занимать определенные психологические позиции имеет серьезные последствия как для отдельных операций или его жизни. Положения заявлены как:
    1. Я в порядке и вы в порядке . Это здоровая жизненная позиция, и это означает, что я отношусь к себе хорошо, и отношусь хорошо к другим и их компетенции.
    2. Я в порядке, вы не в порядке . В этой позиции я отношусь к себе хорошо, но к другим я отношусь плохо, и это обычно не является здоровой,
    3. Я не OK , вы ОК . В этом положении я отношусь к себе плохо, к другим я отношусь лучше чем к сеье. Человек, который занимает это положение ведёт себя дипрессивно.
    4. Я не ОК, и вы не ОК .. Это худший вариант, а это значит, что я верю, что я в ужасном состоянии и остальной мир тоже в плохом состорянии. Следовательно, нет никакой надежды на позитивное развитие событий.
  3. Это теория коммуникации что может быть дополнен к анализу систем и организаций.
  4. Это предлагает теорию для развития ребенка, объясняя, как наши взрослые образцы жизни произошли в детстве. Это объяснение основано на идее «Детство Подлинник жизни» предположение, что мы продолжаем переигрывать стратегии детства, даже когда это приводит к боли или поражению. Таким образом это утверждает, что подтвердило теорию психопатологии.
  5. В практическом применении. Используется в диагностике и лечении многих типов психических расстройств, а также предоставляет метод терапии для лиц, супружеских пар, семей и групп.
  6. Вне терапевтической области, она была использована в образовании, чтобы помочь учителям оставаться в ясном общении на должном уровне, в консультирование и консультационных услугах, в управление и коммуникации обучение и т.д.

Философия.

  • Все люди ОК; таким образом, каждый человек имеет значимость, важность, равенства, уважение.
  • Положительное подкрепление увеличивает чувства ОК.
  • Все люди имеют основное милый и желания для положительного роста.
  • Все (лишь с некоторыми исключениями, такими, как болезнями головного мозга) имеют способность думать.
  • Все многочисленные аспекты личности, имеют положительное значение.
  • Люди решают свою историю и судьбу, поэтому эти решения могут быть изменены.
  • Все эмоциональные трудности излечимы.

Свобода от исторического внедренного в детстве скрипта требуется для того, чтобы стать свободными. Ненадлежащее, недостоверное перемещение эмоции, которые не справедливо и честно отражают «здесь-и-сейчас» жизнь (например, эхо детства страдание, жалость-себя и других, компульсивное поведение и однообразной жизни неблагополучных структур). Цель изменения в рамках TA, перейти к автономии (свобода от детских сценариев), непосредственности, интимности , лечение как полное выздоровление вместо того, чтобы просто делать успехи.

История трансактного анализа.

TA — нео-фрейдистская теория индивидуальности. Берн эго-состояний находятся под сильным влиянием ИД, эго и супер-эго , хотя они не точно соответствуют с ними. Главная разница между Берном и Фрейдом — обработка заметных трансакций, известных как «игры».. Ряд книг популяризировал TA широкой общественности, но мало что сделал, чтобы получить признание в обычного психоаналитического сообщества. Трансактныйй анализ по мнению ее сторонников, более удобная и доступная модель, чем традиционные психоаналитические модели. Ряд современных TA практиков подчеркнули сходство с когнитивно-бихевиористской моделью, в то время как другие делают акцент на разных моделях.

Общие.

TA не только постфрейдист, но и, согласно пожеланиям его основателя, сознательно дополнительно-фрейдистский. У ТА есть корни в психоанализе, начиная Берн был психоаналитически обучаемым психиатром, транзакционный анализ был разработан как отколовшееся отделение психоанализа.

С его вниманием на сделки TA переместил внимание от внутренней психологической динамики до динамики, содержавшейся во взаимодействиях людей. Вместо того, чтобы полагать, что увеличение понимания содержания подсознательно проводимых идей было терапевтическим путем, TA, сконцентрированный на содержании взаимодействий людей друг с другом. Изменение этих взаимодействий было путем TA к решению эмоциональных проблем.

TA также отличается от Фрейдистского анализа по объяснению, что заключительное эмоциональное состояние человека — результат внутреннего диалога между различными частями души, в противоположность Фрейдистской гипотезе, что образы — наиважнейший детерминант внутреннего эмоционального состояния. (Например, депрессия может произойти из-за продолжающихся критических словесных сообщений от внутреннего Родителя внутреннему Ребенку.) Берн полагал, что относительно легко идентифицировать эти внутренние диалоги и что способность сделать так родительски подавлена в раннем детстве.

Кроме того, Берн считал, в принятии на себя обязательство «лечить» своих пациентов, а не просто, понять их. С этой целью он ввел один из самых важных аспектов TA: Контракт, заключаемым им и клиент, и терапевт преследовал конкретные изменения, которые желал клиент.

Пересмотрев концепцию человеческой психики состоящую из ИД, эго и супер-эго. Берн, формулирует три «эго-состояния»- Родитель, Взрослый и Ребенок, которые были в значительной мере формируемые через детство. Эти три состояния являются частью Фрейдовского эго; никто не представляет идентификатор Суперэго.

Нездоровые детские переживания могут привести к тому сто будут патологически закреплены в Ребенке и Родителе (эго-состояния), вносят дискомфорт для человека и/или другим пользователям в различных формах, в том числе многих видов психические заболевания.

Берн считал, как люди общаются друг с другом, и, эго-состояния влияют на набор транзакции. Непродуктивные, или же контрпродуктивные операции рассматривались как признаки проблем эго-состояний. Анализируя данные операции по словам человека из истории развития, позволят человеку поправится.

Берном определена типология общих контрпродуктивным социальных взаимодействий,Берн определил их как «игры».

Берн представил свою теорию в двух популярных книг по Трансактного анализа: Люди которые Играют В Игры (1964) и Что Ты Скажешь После Того, Как Сказал » Здравствуйте»? (1975). Я ОК, Ты ОК (1969), написанная давним другом Берна Энтони Томасом Харрисом является, пожалуй, самой популярной книгой по ТА.

К 1970-ым, из-за нетехнического и неугрожающего жаргона TA и модели человеческой души, многие ее условия и понятия были приняты эклектичными врачами как часть их отдельных подходов к психотерапии. Это также служило положительно в качестве модели терапии для групп пациентов, семей, где межличносные (а не глубоко личный) беспорядки были центром лечения. Критика обвинила, что TA - псевдонаука, когда ТА — фактически лучше понимать как философию.
Популярность TA в США уменьшилась в 1970-ых, но он сохраняет некоторую популярность в других местах в мире. Более преданные пуристы TA объединились в 1964 с Берном, чтобы сформировать исследование и профессиональное тело аккредитации, Международную Транзакционную Аналитическую Ассоциацию или ITAA.

Развитие трансактного анализа.

Оставляя психоанализ половину столетия назад, Эрик Берн представил транзакционный анализ миру как феноменологический подход, добавляющий философскую конструкцию Фрейда с наблюдаемыми данными. Его теория основывалась на науке об Уайлдере Пенфилде и Рене Спице наряду с нео-психоаналитической мыслью о людях, таких как Пол Федерн, Эдоардо Вайс и Эрик Эриксон. Двигаясь в межлисностном мотивационную теорию, он поместил его и против психоаналитических традиций того дня и в пределах того, что станет психоаналитическими традициями будущего.
Из Берна транзакционные аналитики унаследовали намерение создать доступную и легкую в использовании систему, понимание подлинника или жизненного плана, эго-состояний, сделок и теории групп.

Пятьдесят лет спустя.

В рамках всеобъемлющей основы Трансактного анализа, более поздние трансактные аналитики разработали несколько разных и перекрывающих теории Трансактного Анализа: когнитивных, поведенческих, коммуникативных, интегративных, конструктивистских, работа с телом, позитивных психологических, личностных адаптационных, психодинамических и т.д.

Некоторые трансактные аналитики подчеркивают вещи, которые имеют общее с когнитивно-поведенческими терапевтами: испол ьзование контрактов с ясными целями, внимание к когнитивным искажениям (так называемый «Взрослых » дезактивации» или «Ребенок deconfusion»), ориентация на клиента, сознательное отношение, поведение и использование «мазки».

Когнитивные на основе трансактных аналитиков используют эго-состояния идентификации, выявления искажения общения и обучения различных функциональных вариантов в динамике связи. Некоторые делают дополнительные договоры на более глубокую работу с участием жизненных-планов и сценариев или бессознательные процессы, в том числе тех, которые проявляются в клиент-терапевт отношении, как перенос и контрперенос, и определяют себя как психодинамических или Трансактных аналитиков. Основной момент исследования это поощрение субъективного благосостояния и оптимального человеческого функционирования, а не патологий и тем самым идентифицируется с положительной психологией. Все более и более под влиянием текущих исследований в приложении младенец-мать взаимодействий, и значениями межличностной нейро-биологии и нелинейными динамическими системами.

Основные идеи.

Многие из основных TA модели и концепции можно разделить на

  • Структурный анализ — анализ индивидуальной психики
  • Трансактный анализ это анализ межличностных отношений на основе структурного анализа личности, вовлеченных в сделки
  • Анализ игр это повторяющаяся последовательность трансакций, которые приводят к предопределенному результату, подсознательно согласованному сторонами, вовлеченными в игру
  • Анализ сценария- жизненный план, который может вовлечь долгосрочную причастность в особенности к играм, чтобы достигнуть жизненной выплаты человека.

Эти понятия можно объяснить следующим образом:

транзактный анализ

Эго-Состояния (Родитель-Взрослый-Ребенок) модель.

  • Родитель («exteropsyche»): эго-состояние , в котором люди ведут себя, чувствуют и мыслят, бессознательно подражая тому, как их родителей (или другие родительские фигуры) действовали, или, как они интерпретировали действия их родителей. Например, человек, который может кричать на кого-то из за разочарования, потому что в детстве на него кричали родители если он разочаровывал их..
  • Взрослые («neopsyche»): эго-состояние , которое наиболее похоже на компьютерную обработку информации и составления прогнозов при отсутствии основных эмоций, которые могут негативно повлиять на его деятельность. Обучение с целью укрепления Взрослого цель трансактнного анализа. Человек находящийся в эго-состоянии Взрослого, направлен на объективную оценку реальности.
  • Ребенок («archaeopsyche»):эго-состояние , в котором люди ведут себя, чувствуют и думают так же, как они делали это в детстве. Например, человек, который получает низкую оценку работы может отвечать, глядя в пол, плача или надувшись, как раньше, когда ругали его как ребенка. И наоборот, человек, который получает хорошие оценки, может реагировать с широкой улыбкой и радостным жестом благодарности. Ребенок является источником эмоций, творчества, отдыха, спонтанности и близости.

Берн дифференцировал эго-состояния Родитель, Взрослый и Ребенок от фактического взрослго, родителя и ребенка, с помощью заглавных букв. Эти эго-состояния могут представлять или не представлять те отношения, которые они разыгрывают. Например, на рабочем месте, взрослый руководитель может взять на себя Родительскую роль, и ругать взрослых работников, как если бы они были Детьми.

Внутри каждой из этих эго-состояний есть подразделы. Таким образом Родительские фигуры бывают: Заботящимися (разрешают, заботятся, следят за безопастностью) иликритикующими (в основном, негативные варианты); Детское поведение бывает:естественное или адаптивное . Эти подразделения классифицируют лиц, образцы поведения, чувств, способы мышления, которые могут быть функциональными (положительные ) или неблагополучные контрпродуктивным (отрицательное )..

Берн утверждает, что есть четыре типа диагностирования эго-состояний. Это: «поведенческий» диагноз», «социальный» диагноз», » исторический» диагноз», и «феноменологический» диагноз. Полный диагноз будет включать в себя все четыре вида. Впоследствии было показано, что есть пятый тип диагноза, а именно «контекстный», потому что такое же поведение будет диагностироваться по-разному в зависимости от контекста поведения.

Эго-состояния не соответствуют непосредственно Фрейдовским Эго, Суперэго и ИД хотя существуют очевидные параллели: Суперэго/Родителей; Ego/Взрослый; Id/Ребенка. Эго-состояния является постоянными для каждого человека, и (утверждают, та практики) являются более заметными, чем компоненты Фрейда. Иными словами, эго состояние, из которого кто-то поддерживает связь очевидна в его поведении, манере и выраженим.

Не существует «универсального» эго-состояний. Например, каждый Ребенок является уникальным опытом детства: менталитет, интеллект, семья у каждого отдельного человека разные.

Одно эго состояние может быть загрязнено другим эго-состоянием. Например, когда человек путает Родительские правила, и лозунги для эго-состояния Взрослой «здесь-и-сейчас действительности (Взрослое эго стало загрязнено Родителем), и когда верования взяты в качестве фактов (Взрослое эго стало загрязнено Ребенком). Или когда человек «знает», что все смеются над ним, потому что «они всегда смеялись». Это было бы примером загрязнения детства (Детское загрязнение Взрослого), поскольку на Эго-состояние Взрослый «здесь-и-сейчас» накладываются воспоминаниями об исторических инцидентах в детстве.
Симбиоз эго-состояний также возможен. В симбиотических отношениях, один участник заимствует эго состояние от другого участника и выключает его у себя. Например, солдаты могут освободить себя от вопросов этики их действий, подчиняясь начальникам. В этом случае солдат включил Родительское эго-состояние их начальника в свою персону.

Хотя теория TA утверждает, что Эго-состояния не соответствуют непосредственно взглядам, чувству и оценке, поскольку эти процессы присутствуют в каждом эго-состоянии, это требование, кажется, внутренне противоречиво к требованию, что Взрослый походит на компьютерную информацию об обработке, поэтому не чувствует, если он загрязнен Ребенком. Более глубокое понимание TA необходимо, чтобы решить этот парадокс. Например, Берн обсуждает, что каждое эго состояние (Родитель, Взрослый и Ребенок), является дальнейшим подразделением Родительского Взрослого Ребенка в пределах самого эго состояния. Рожденный побеждать обсуждает, как одной из целей ТА является достижение интеграции Эго-стояний(Родитель, Ребенок) во эго-состояние Взрослый, осознание человека поднимается до уровня восприятия взрослой реальности «здесь и сейчас».
Модели эго-состояний были подвергнуты сомнению группой TA в Австралии, они описали «две эго-модели» как средство решения воспринятых теоретических проблем:
«Две эго-модели говорят, что есть Детское эго-состояние и Родительское эго-состояние, объединяя Взрослое эго-состояние с Родительским эго-состоянием. Как мы учимся говорить, складывать и изучать, как думать, все просто скопировано от наших учителей. Так же, как наши нравы и ценности скопированы от наших родителей. Нет никакой абсолютной правды, где факты существуют, примыкают к собственной системе взглядов человека. Берн по ошибке пришел к заключению, что помещал Взрослое эго-состояние как отдельное от Родительского эго-состояния. » не ясно,противоположно ли понятие изученного восприятия действительности к теории Берна, узнаваемо отдельные способы рациональной и моральной мысли.

Трансакции и поглаживания.

  • Транзакции — это поток сообщений, и, в частности, невысказанные психологический поток сообщений, который выполняется параллельно. Трансакции происходят одновременно как явные, так и на психологическом уровнях. Пример: сладкий заботливый голос с саркастической интонацией. Понимать реальное общение нужно как вербально так и невербально.
  • Поглаживания — есть признание, внимание и отзывчивость или, что одно лицо предоставляет другому. Поглаживания могут быть положительными (по прозвищу «пушистики») или отрицательными. Ключевая идея заключается в том, что люди жаждут признания, когда им не хватает положительных поглаживаний, люди будут искать поглаживания любого рода, даже если эти поглаживания будут доставлять негативные ощущения.

Люди часто воздействуют на других людей поглаживаниями которые соответсвуют их стилю и ждут реакции соответсвующей стимулу, так что, босс, который разговаривает со своими сотрудниками, как контролирующий родитель часто порождает самоуничижения или других детских ответов. Те сотрудники, которые могут противостоять увольняются.

Транзакции могут восприниматься как положительные или отрицательные в зависимости от характера поглаживаний в них. Тем не менее, негативные транзакции является предпочтительными.

Характер транзакций важно для понимания взаимоотношений.

Виды транзакций.

Существуют в основном три вида операций:

  1. Взаимные/Дополняющии (простейшие)
  2. Скрещенные
  3. Скрытые — Двойные/Угловые (самые сложные)

Взаимные или дополнительных операций.

Простые транзакции происходят, когда оба партнера обращаясь к эго-состоянию другого из того-же эго-состояния. Их также называются взаимодополняющими транзакциями. Пример 1 :

A : «Вы написали рапорт?» (к Взрослому) B : «Да, я собираюсь отправить его вам.» (от Взрослого)

Пример 2 :

A : «Хотели бы вы, пропустить эту встречу, и идти смотреть фильм?» (Детей) B : «Я бы с удовольствием — я не хочу больше работать, мы должны пойти и посмотреть?» (Детей)

Пример 3 :

A : «Вы должны содержать ваш номер в чистом состоянии» (от Родителя к Ребенку) B : «Не доставайте меня? Я сделаю это в конце концов!» (от Ребенка к Родителю).

Такие коммуникации могут продолжаться бесконечно.

Скрещенные транзакции.

Неудачи в общении, как правило, вызваны » пересекающимися трансакциями», где партнер обращается к одному Эго-состаянию а партнер отвечает из другого. Рассмотрим приведенные примеры.

Пример 1a:

A : «Вы написали, отчет?» (Взрослый Взрослый) B : «Прекрати ты не доставайте меня? Я сделаю это в конце концов!» (Ребенок, Родитель)

Это пересекающаяся трансакция, скорее всего, вызовет проблемы на рабочем месте.

Скрытые транзакции.

Другой класс транзакции скрытые транзакции, где явно социальной разговор происходит параллельно с неявным психологической транзакцией. Например:

A : «Мне нужно, чтобы вы задержались допоздна в офисе т.к. много работы.» (Взрослый Взрослый), » язык тела » указывает на то, сексуальные намерения (Ребенок Ребенок) B : «Конечно.» (Взрослый ответ на Взрослого), подмигивая или ухмыляясь (Ребенок принимает скрытый мотив). С

Среди психоаналитических концепций важнейшее значение для развития теории влияния имеет трансактный анализ. Трансактный анализ – направление в психологии, разработанное в 50-е гг. XX в. американским психологом и психиатром Э. Берном. Предметом исследования является трансакция взаимодействие Я-состояний двух вступающих в общение индивидов. Трансактный анализ включает в себя: 1) теорию Я-состояний; 2) теорию трансакции (взаимодействия); 3) анализ психологических «игр»; 4) анализ жизненного сценария личности.

Трансактный анализ внёс существенный вклад в исследование природы межличностного влияния. По мнению Э. Берна, влияние характеризуется позициями, которые занимают участники взаимодействия с учётом ситуации и стиля взаимодействия. Он выделил в поведении каждого человека три типа позиций и соответствующих им состояний Я : «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок» . Каждая позиция – психологическая стратегия оказания влияния. Позиция Родителя может быть определена как позиция «Надо!», позиция Ребёнка ‑ как позиция «Хочу!» , позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо» .

Находясь в позицииРодителя , человек стремится управлять другими людьми. Как правило, он руководствуется при этом нормами и правилами, которые внушили ему его родители, школьные учителя и т.д. Условно внутреннего Родителя делят на Помогающего родителя , который стремится оказать помощь и поддержку, и Критического родителя , критикующего, обвиняющего окружающих. Средства влияния Родителя : взгляд сверху вниз; снисходительное или презрительное выражение лица; категоричные, обвинительные или покровительствующие интонации. Ему всё ясно, он знает истину. Любит выражения: «Я этого не потерплю», «Чтобы было сделано немедленно», «Неужели трудно понять», «Какой идиот это придумал», «Вы меня не поняли», «Сколько можно Вам говорить», «Как Вам не стыдно», «Ни в коем случае» и т.п.

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребёнка, адаптирует их к реальности. Состояние Взрослого – это состояние, при котором человек стремится рассмотреть ситуацию со всех сторон, наметить план действий и реализовать их. В общении Взрослый ведёт себя уверенно и спокойно. Отношения с собеседником строятся на равных. Средства влияния: прямой взгляд, спокойные ровные интонации, уверенное поведение. Типичные выражения: «Извините, я Вас не понял, объясните, пожалуйста, ещё раз», «Это моё мнение», «А что, если нам поступить так», «Как Вы планируете выполнить эту работу?» и т.п.



Состояние Ребёнка (естественное или спонтанное , приспосабливающееся , бунтующее ) – это состояние, следующее на поводу собственных желаний, советов взрослых, родителей, проявляющее творчество, оригинальность, показывающее свою слабость при невозможности самостоятельного решения проблем. В состоянии Ребёнка человек чаще всего находится в зависимости от оценок других людей, в ожидании одобрения или неодобрения. В общении поза и выражении лица Ребёнка соответствуют его внутреннему эмоциональному состоянию: радости, горю, страху, тревоге, восторгу. Используются смех, слезы, дрожание губ, пожимание плечами, опущенный вниз или бегающий взгляд, заискивающие или виноватые интонации и т.д. Часто восклицает: «Превосходно!», «Замечательно!», «Хочу!», «Не хочу!», «Надоело», «Ни за что не соглашусь», «Зачем мне это надо?», «Когда всё это кончится?».

Акт влияния в процессе общения людей называется трансакцией . Э. Берн полагал, что цель простого трансакционного анализа – выяснить, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию и тем самым определяет характер влияния и взаимоотношений между людьми. Согласно Э. Берну, первое правило коммуникации гласит: пока трансакции дополнительны , то есть стимул влечёт за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию, процесс коммуникации будет протекать гладко и может продолжаться сколь угодно долго.

Рд – Рд А Б

А. Студенты совсем не хотят заниматься. Рд Рд

Б. Да, раньше к учёбе относились серьёзнее. В В

Рд – Рб А Б

А. Тебе не идёт эта рубашка. Рд Рд

Б. А что мне надеть? В В

Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что можно назвать пересекающейся трансакцией , то есть стимул вызывает несоответствующую реакцию. При пересекающихся трансакциях ответ партнёра обращён не в то состояние личности, в котором она находится. Источником подобного поведения обычно является обиженный Ребёнок. Состояние такого типа характерно для тех людей, которые в детстве переживали незаслуженную критику или строгое, критичное отношение родителей или учителей. Они сохранили в своей личности обиженного бунтующего Ребёнка.

Для того чтобы преодолеть обиду (повода для которой в реальности могло и не быть), обиженный Ребёнок становится критическим Родителем и влияет на партнёра с помощью обвинений, оскорблений, деструктивной критики.

Преподаватель : Вы не написали реферат, как В – В Рд Рд

Требовалось, зачёт я Вам поставить не могу. В В

Студент : Всё равно Ваш предмет никому не нужен Рд – Рб Рб Рб

Кроме открытых, бывают скрытые трансакции. Ихсмысл не связан непосредственно с наблюдаемым поведением и буквальным текстом высказывания (например, за безобидным внешне содержанием скрывается очень обидный подтекст).

Студент : А разве интеллект можно измерять? В – В Рд Рд

(Вы, что ли, измерять будете?) Рд – Рб В В

Преподаватель: Можно, если он есть! В – В Рб Рб

(У тебя-то явно не на высоте.) Рд – Рб

Общение с помощью скрытых и пересекающихся трансакций называется психологической игрой. Психологическая игра – серия ходов с чётко определённым и предсказуемым исходом. Игра ‑ наиболее сложный тип взаимовлияния, т.к. в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Основная отличительная особенность игр – скрытая мотивация их участников. Игры бывают семейные, профессиональные, пожизненные. Наиболее распространённые проигрываемые сценарии игр: «Бедный я, несчастный»; «Я всего лишь пытаюсь помочь тебе»; «Что бы ты делал без меня»; «Это всё из-за тебя»; «Почему бы вам не… - Да…, но…»; «Видишь, как я стараюсь»; «Если бы не ты…».

Психологическая игра «Да…, но…»

Пациентка : Доктор, я опять плохо себя чувствую. Рб - Рд

Врач : Почему бы Вам не полечиться в стационаре? Рд- Рб

Пациентка : Да , это было бы неплохо, но кто будет Рд- Рб

ухаживать за моими детьми и мужем?

Врач : Вы можете полечиться дома. Рд - Рб

Пациентка : Да , я согласна, но кто за меня будет Рд - Рб

работать? и т.д.

Игра непродуктивна для обоих участников взаимодействия, т.к. пациентка не получает помощи, а врач не получает удовлетворения от выполнения своей профессиональной роли. Игра «Да…, но…» в этой же ситуации через некоторое время может перерасти в игру «Это всё из-за тебя», когда в ход идут обвинения в адрес беспомощной медицины, некомпетентных врачей и т.д.

Врач мог бы прервать навязываемый пациенткой сценарий и оказать конструктивное влияние, если бы позволил ей самой рассказать, как бы она хотела лечиться и что ей помогает или использовать вопрос: «Что для Вас важнее – доказать, что врачи не умеют лечить, или ваше здоровье?».

По Э. Берну, игры составляют значительную часть человеческого общения. Игры ‑ единственный способ общения для людей, которым не хватает внимания, поддержки, уверенности в себе, доверия к миру. Из-за своих внутренних проблем они не могут установить отношения близости и привязанности. Чаще всего люди выбирают себе друзей, партнёров, близких людей из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Некоторым людям игры необходимы для поддержания душевного здоровья. У таких людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние.

Чтобы предотвратить влияние, ведущее к конфликту в общении, необходимо проанализировать, в каком состоянии находится партнёр и к какому Вашему Я-состоянию обращено его воздействие. Необходимо строить параллельные трансакции с использованием приёмов амортизации

Кроме амортизации, существует ещё приём суперамортизации , который заключается в том, если на Вас оказано негативное влияние в виде деструктивной критики или грубого замечания, окажите контрвлияние, т.е. усильте сами то качество, которое Вам приписал партнёр по общению.

А. Лезет как медведь, все ноги отдавил!

Б. Конечно, медведь, даже хуже – бегемот, нет мне прощения, и т.п.

В своей теории Э. Берн описывает самую совершенную форму межчеловеческого влияния ‑ близость . Двустороннюю близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее тёплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Близость приносит ни с чем не сравнимое удовольствие и обеспечивает личностный рост и благополучие.