Трубопроводный транспорт: нефтепроводы России. Трубопроводный транспорт промышленных газов
Трубопроводным называют транспорт, посредством которого осуществляется перемещение твердых, парообразных или жидких продуктов. С помощью него осуществляется доставка сырья к потребителям. Рассмотрим далее особенности, которым обладает трубопроводный транспорт России.
Общие сведения
Развитие трубопроводного транспорта началось более века назад. У истоков его создания стоял Менделеев. Он считал, что трубопроводный транспорт нефти и газа обеспечит интенсивное расширение соответствующих промышленных отраслей. Это, в свою очередь, позволило бы вывести страну на мировой рынок. Сегодня трубопроводный транспорт России обеспечивает не только нужды государства, но и снабжает Западную Европу, Юго-Восточную Азию, Турцию.
Основные особенности
Трубопроводный транспорт считается экономически выгодным и прогрессивным. Он универсален, отличается отсутствием потерь груза в ходе доставки при полностью автоматизированных и механизированных разгрузочно-погрузочных процессах. Исключается также и возврат тары. За счет этого на перемещение товаров трубопроводным транспортом тратится меньше средств, чем, например, по железной дороге. Особое значение этот сектор приобретает в связи с удаленностью месторождений от потребителя.
Классификация
Трубопроводный транспорт может быть магистральным. Он связывает несколько предприятий различных отраслей, расположенные в десятках, сотнях, а порой и тысячах километрах друг от друга. Трубопроводный транспорт может быть также технологическим. Его протяженность - 1-3 км. Посредством него обеспечивается соединение технологических процессов внутри одного предприятия. Промышленный трубопроводный транспорт имеет длину до 10-15 км. Он соединяет предприятия одной хозяйственной отрасли.
Технические характеристики
Трубопровод представляет собой магистраль из труб, диаметр которых - до 1.5 тыс. мм. Их закладывают на глубину до 2.5 м. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов оснащается специальным оборудованием. Оно предназначено для подогрева вязких сортов, обезвоживания и дегазации. Трубопроводный транспорт газа оборудуется установками для осушения и одоризации (придания резкого специфического запаха). Кроме этого, присутствуют распределительные и перекачивающие станции. Последние предназначены для поддержания оптимального давления. В начале магистрали устанавливают головные, а через 100-150 км - промежуточные перекачивающие станции. Общая протяженность трубопроводов в РФ - 217 тыс. км, на долю нефтяных приходится 46.7 тыс. км, газовых - 151 тыс. км. По грузообороту он занимает второе место после ж/д. Магистральные трубопроводы транспортируют 100% газа, 99% нефти и больше 50% переработанных соединений.
Основные достоинства системы
Объекты трубопроводного транспорта обладают рядом несомненных преимуществ. Среди них:
Кроме того, современные технологии изготовления материалов обеспечивают надежность, долговечность и высокую износостойкость магистралей.
Трубопроводный транспорт нефти
В качестве одной из особенностей этого сектора выступает увеличение удельного веса элементов большого диаметра. Это объясняется высокой рентабельностью таких магистралей. Совершенствование систем обуславливается сегодня общим состоянием нефтяной отрасли. К примеру, с 1940-го по 1980-й в благоприятный период протяженность магистралей увеличилась с 4-х до 69.7 тыс. км. При этом грузооборот возрос с 4-х до 1197 млрд т/км. Увеличение протяженности нефтепровода сопровождается повышению экспортных поставок сырья.
Контроль над системой
Компания "Транснефть", а также ее дочерние предприятия располагают крупнейшей во всем мире системой нефтепроводов магистрального типа. Она является естественной монополией, которая находится в госсобственности и контролируется государством. Управление осуществляется за счет установления тарифов на услуги, распределением доступа к экспортным магистралям, согласования инвестиций в отрасль, которые также оказывают влияние на цены. Общая протяженность системы трубопроводов АК "Транснефть", которая обеспечивает соединение практически всех районов добычи сырья с экспортными терминалами и центрами переработки, составляет 70 тыс. км.
Крупнейшие системы в РФ
В России действует три масштабные магистрали:
Транспортировка газа
Система, доставляющая это сырье, считается самой молодой. Следует отметить, что трубопроводный транспорт является единственно возможным для отправки этого материала потребителям. Первые магистрали были сооружены в годы Великой Отечественной. В качестве оператора газопроводной системы выступает госкомпания "Газпром". Это предприятие считается крупнейшим не только в РФ, но и в мире. Компания "Газпром" обладает эксклюзивным правом на экспорт отечественного газа. Протяженность магистрали составляет больше 160 тыс. км.
Крупнейшие системы в РФ
Можно выделить 4 основные магистрали:
- Газопровод от Саратова до Москвы. Его строительство началось в годы ВОВ, а в строй он вступил в 1946-м. Это первая магистраль в стране, задействованная для доставки газа. Протяженность системы - 843 км. В магистрали используются трубы с диаметром 325 мм. Магистраль проходит по Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской и Саратовской областям.
- Система "Уренгой - Помары - Ужгород". Это первая советская экспортная газопроводная магистраль. Система соединяет месторождения на севере Западной Сибири и на Западе Украины. Затем сырье доставляется конечным потребителям в Европе. Магистраль пересекает границу РФ с Украиной севернее г. Сумы.
- Экспортная система "Ямал - Европа". Эта магистраль соединяет месторождения в Западной Сибири с потребителями в Европе. Она проходит по территории Польши и Белоруссии.
- Система "Голубой поток". Эта магистраль соединяет Турцию и Россию и проходит по Черному морю. Ее общая протяженность - 1213 км. В ее числе:
Перспективы отрасли
Вопросы, касающиеся развития трубопроводного транспорта, рассматривались на правительственных заседаниях. На них, кроме прочего, была одобрена стратегия до 2010 года. В ходе обсуждения многие ученые и специалисты предлагали развивать топливно-энергетический сектор, а в особенности газовую и нефтяную промышленности так, чтобы они со временем стали локомотивом социально-экономического возрождения страны. В соответствии с одобренной стратегией, к 2020 году предполагается изменение системы добычи сырья вследствие введения новых месторождений в восточной части сибирской территории, Тимано-Печорской НГП, а также снижения выработки в существующих бассейнах. В качестве основных экспортных направлений нефти станут:
- Азиатско-тихоокеанское.
- Северо-европейское.
- Северное.
- Южное.
Последние два станут крупными перспективными проектами.
"Северный поток"
Этот газопровод должен проходить по Балтийскому морю и соединять РФ с Германией. Соглашение о строительстве магистрали было заключено в сентябре 2005 года. Согласно проекту, этот трубопровод должен стать одной из самых протяженных систем, расположенных под водой. Ввод магистрали на полную мощность был запланирован на 2012 год. По проекту 2 направления газопровода должны доставлять 55 млрд. м 3 отечественного газа в год в течение как минимум пяти десятков лет в страны Евросоюза.
"Южный поток"
Это совместный проект России, Франции и Италии. Магистраль должна соединить г. Новороссийск и порт Варну в Болгарии. Затем его ветки пойдут в Италию и Австрию через Балканский п-в. В соответствии с проектом, система должна вступить в строй в 2015 году. Создание "Южного потока" производится для диверсификации поставок сырья в Европу и уменьшения зависимости покупателей и поставщиков от транзитных стран - Турции и Украины. Эта магистраль считается конкурентным проектом газопровода "Набукко", маршрут которого должен идти южнее РФ. Эту систему поддерживают США и Еросоюз.
Направления транзита и экспорта
Для обеспечения экономических и стратегических интересов РФ осуществляется планомерная и комплексная проработка новых маршрутов из стран СНГ через Россию. Это будут направления:
Экономические и стратегические интересы РФ достаточно тесно связаны с повышением транзитных поставок нефти из государств СНГ. Они будут способствовать загрузке действующих мощностей и сооружению новых.
В заключение
Трубопроводный транспорт - система, которая развивается наиболее динамично сегодня. В качестве основного ее отличия выступает то, что осуществляется доставка непосредственно самого сырья без движения ТС. Для обеспечения бесперебойного функционирования всей имеющейся магистральной системы управление ее работой находится в сфере деятельности отечественных естественных монополий. В России к ним относят ОАО "Газпром" и госкомпания "Транснефть". Энергетическая стратегия страны, разработанная до 2020 года, обеспечит реализацию экономических интересов РФ. Вместе с этим особое значение будут иметь новые экспортные направления, разработка которых осуществляется комплексно и планомерно. В качестве крупнейших перспективных проектов станут "Северный" и "Южный" потоки, "Балтийская система 2", ВСТО. Являясь страной с богатейшими запасами нефти и газа, РФ занимает ведущее место в мире по поставкам сырья в другие страны. В стратегии, кроме прочего, запланирован проект поставки отечественного сырья в Китай. По подсчетам он может стать одним из самых крупных экспортных направлений. При динамичном расширении отраслей у государства есть все возможности усилить экономическое состояние, занять достойное место в международной системе. Особое значение при этом будут иметь прогнозные оценки добычи и последующей переработки сырья, производства и потребления продуктов, которые представлены в утвержденной энергетической стратегии. Расширение отраслей позволит привлечь дополнительные трудовые ресурсы, обеспечив таким образом более полную занятость населения.
В конце 2011 года общественность напряжённо следила за развитием газового конфликта России и Украины. Киев требовал снизить цены на голубое топливо, обещая в противном случае увеличить транзитные пошлины. Но российские политики не шли на уступки, надеясь, что в ближайшем будущем наша страна избавится от транзитной зависимости. Причём у Москвы были достаточно веские основания лелеять подобные надежды. Ведь уже в середине осени должен был заработать «Северный поток». Новый газопровод, проектирование и строительство которого заняло без малого 15 лет, позволил бы поставлять российский газ в европейские страны, минуя транзитные государства.
Что ж, первая ветка газопровода заработала в ноябре, переговоры с Украиной все ещё продолжаются, и вроде как Москва пока не собирается перекрывать вентиль. Голубые реки не повернулись вспять, а значит, европейцы могут спать спокойно, ведь их дома по-прежнему будут отапливаться и освещаться.
Строительство первых газопроводов
Наверное сейчас в это трудно поверить, но изначально газовая промышленность России тоже зависела от иностранного сырья. В 1835 году в Санкт-Петербурге был построен первый газовый завод с системой распределения, доставлявшей газ до потребителей. В то время российские инженеры добывали газ из импортного каменного угля. Аналогичное предприятие спустя 30 лет появилось и в Москве.
Проектирование и строительство газопроводов обходилось российским промышленникам в копеечку, не говоря уже о дороговизне заграничного сырья. Поэтому первые газопроводы были невелики в размерах. И только с началом освоения месторождений природного газа масштабы строительства газопроводов в России стали стремительно увеличиваться.
В начале ХХ века месторождение природного газа было найдено в Дашавах, посёлке городского типа Львовской области в Украине. В 1922 году от туда проложили 14-километровый газопровод до Стрыя, местного районного центра. В 1941 году завершилось строительство газопровода Дашава - Львов.
После окончания Великой Отечественной войны в СССР началось строительство магистральных газопроводов (1946 год — магистральный газопровод Саратов-Москва).
Газопроводы России
Сегодня в России действуют 7 магистральных газопроводов:
- Уренгой — Помары — Ужгород;
- Ямал — Европа;
- «Голубой поток»;
- Сахалин — Хабаровск — Владивосток;
- «Прогресс»;
- «Союз»;
- «Северный поток».
Один газопровод находится на стадии строительства («Южный поток»), и ещё 2 — на стадии проектирования (Якутия — Хабаровск — Владивосток, Алтай).
Газопроводы распределительных сетей для нашей страны по-прежнему актуальны. В них заинтересованы многие частные инвесторы, финансирующие, к примеру, строительство коттеджных посёлков. Газификация таких объектов делает их более привлекательными в глазах потенциальных покупателей.
Проектирование и строительство газопроводов сегодня могут осуществлять различные строительные компании. Главное, чтобы они обладали соответствующей лицензией.
Активное развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 1950-х годов.
В 2008 году трубопроводным транспортом было перевезено 488 млн тонн нефти и нефтепродуктов, данный показатель увеличился в сравнении с 2000 годом на 53 % .
Грузооборот трубопроводного транспорта в части нефти и нефтепродуктов в 2008 году составил 1,1 трлн тонно-километров, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 49 % .
Длина магистральных газо- и нефтепродуктопроводов на 2008 год составляла 63 тыс. км, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 2 тыс. км . По состоянию на конец 2012 года протяжённость магистральных трубопроводов (по данным Росстата) составила 250 тыс. км, в том числе газопроводов 175 тыс. км, нефтепроводов 55 тыс км и нефтепродуктопроводов 20 тыс км.
Нефтепроводы
Российская государственная компания Транснефть и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, длина которой составляет 48,7 тыс. км (на июнь 2006) и по которой прокачивается более 90 % российской нефти .
Действующие
- Нефтепровод «Дружба» (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год) - крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
- Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва ;
- Нижний Новгород - Ярославль - Кириши ;
- Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон ;
- Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск ;
- Нижневартовск - Курган - Куйбышев ;
- Туймазы - Омск - Новосибирск ;
- Калтасы - Языково - Салават ;
- Шкапово - Салават ;
- Александровское - Анжеро-Судженск ;
- Красноярск - Ангарск ;
- Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу ;
- Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год);
- Балтийская трубопроводная система-II (рабочая мощность 30 млн тонн в год);
- Восточный нефтепровод (рабочая мощность 58 млн тонн в год);
- Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн тонн в год);
- Куюмба - Тайшет
Строящиеся и проектируемые
Нефтепровод Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре
Строительство нефтепровода-отвода от трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) до Комсомольского-на-Амуре нефтеперерабатывающего завода началось в феврале 2016 года. Запланировано строительство 293 км линейной части, головной НПС с резервуарным парком 80 тыс. кубометров, двух промежуточных станций и объектов внешнего электроснабжения. Ввод в эксплуатацию намечен на 2018 год .
Расширение Каспийского трубопровода (КТК-2)
Данные в этой статье приведены по состоянию на 2010 год. |
15 декабря 2010 года принято окончательное решение об инвестировании по проекту расширения мощности трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-2) до 67 млн тонн нефти в год .
Мурманский нефтепровод
Данные в этой статье приведены по состоянию на 2003 год. Вы можете помочь, обновив информацию в статье. |
В ноябре 2002 года российские нефтяные компании Лукойл , ЮКОС , ТНК и Сибнефть - подписали меморандум о намерении строительства экспортного нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск. Однако из-за отрицательного отношения Правительства Российской Федерации к появлению частных трубопроводов реализация проекта заморожена по настоящее время .
С 2003 года в проекте участвует компания Транснефть , которая рассматривает в качестве альтернативы нефтепровод по маршруту Харьяга -Индига мощностью 50 млн тонн нефти в год .
Газопроводы
Крупнейшим оператором российских газопроводов является государственная компания «Газпром ».
Крупные газопроводы:
Действующие
Саратов - Москва
Газопровод от месторождений природного газа в непосредственной близости от Саратова , в долине реки Елшанка, до Москвы . Проложен по территориям Саратовской , Пензенской , Тамбовской , Рязанской и Московской областей .
Первый магистральный газопровод России. В 1944 году - принято постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве газопровода «Саратов-Москва», создании Управления строительства и Дирекции строящегося газопровода. Строительство газопровода было начато в годы Великой Отечественной войны , в строй вступил в 1946 году .
Протяжённость газопровода 843 км , диаметр трубы - 325 мм .
Уренгой - Помары - Ужгород
Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Европе.
Общая длина - 4 451 км, мощность - 32 млрд кубометров газа в год. Диаметр каждой из трёх ниток - 1420 мм.
Ямал - Европа
Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с конечными потребителями в Европе. Проходит через территорию Белоруссии и Польши.
Пропускная способность - около 30 млрд кубометров газа в год.
Голубой поток
Газопровод между Россией и Турцией, проложенный по дну Чёрного моря.
Трубопровод был построен в рамках российско-турецкого соглашения от , по которому Россия должна поставить в Турцию 364,5 млрд кубометров газа в 2000-2025 гг. Затраты на строительство составили $3,2 млрд. Строительство осуществлялось российско-итальянской компанией «Блю стрим пайплаин компани Б. В.», которой в равных долях владели «Газпром » и итальянская Eni .
Общая протяжённость газопровода - 1213 км, из них:
- сухопутный участок на российской стороне от города Изобильный Ставропольского края до села Архипо-Осиповка Краснодарского края на побережье Черного моря длиной 373 км;
- морской участок от Архипо-Осиповки до терминала «Дурусу», расположенного в 60 км от города Самсун (Турция) длиной 396 км;
- сухопутный участок на турецкой стороне от города Самсун до города Анкара длиной 444 км.
Диаметр трубы газопровода: равнинная часть сухопутного участка - 1400 мм, горная часть сухопутного участка - 1200 мм, морской участок - 610 мм. Операторы газопровода - «Газпром экспорт » и турецкая Botas.
Коммерческие поставки российского природного газа по газопроводу в Турцию начались в феврале 2003 года . В по «Голубому потоку» в Турцию поставлено 2 млрд м³ газа, - 3,2 млрд м³, - 5 млрд м³, - 7,5 млрд м³, - 9,5 млрд м³, - 10,1 млрд м³. Планируется, что в 2010 газопровод выйдет на полную мощность (16 млрд кубометров газа в год).
Существуют планы строительства продолжения газопровода в Израиль , Италию , а также расширения мощности «трубы» в 2 раза - до 32 млрд м³ в год.
Дзуарикау - Цхинвал
Экспортный газопровод из России в Южную Осетию . Начинается в селе Дзуарикау (Северная Осетия) далее проходит через Кавказский хребет, затем через город Квайса, и до города Цхинвала. Является самым высокогорным в мире.
Планируются ответвления от основной магистрали во все районы Южной Осетии .
Джубга - Лазаревское - Сочи
Строительство газопровода было проведено в период с сентября 2009 года по июнь 2011 года.
Сахалин - Хабаровск - Владивосток
Строительство газопровода было начато 31 июля 2009 года в Хабаровске. Первый пусковой комплекс торжественно введён в эксплуатацию 8 сентября 2011 года. Церемония прошла во Владивостоке , на острове Русский .
Северный поток
Бованенково - Ухта
Решение о строительстве газопровода было принято в октябре 2006 года, строительство начато в августе 2008 года. Первая очередь газопровода введена в эксплуатацию 23 октября 2012 года . Вторая очередь введена в эксплуатацию 17 января 2017 года .
Протяженность газопровода – 1260 км, суммарная проектная производительность двух очередей газопровода - 115 млрд м³ газа в год.
Строящиеся
Якутия-Хабаровск-Владивосток
Турецкий поток
Отменённые
Южный поток
Проектируемые
Алтай
Прикаспийский газопровод
Южный коридор
Аммиакопровод
Этиленопровод
Углепровод
Продуктопроводы для перекачки готового топлива
Крупные продуктопроводы:
Показатели деятельности
1913 | 1928 | 1940 | 1950 | 1960 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 | 2016 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Эксплуатационная длина тыс. км | СССР | - | 1,6 | 4,1 | 5,4 | 17,3 | 69,7 | 86 | - | - | - | - | - | - |
Россия | 1,1 | 0,7 | 1,7 | 3,6 | 15 | 54 | 68 | 64 | 63 | 65 | 65 | 74 | 71 | |
Объём перекачки млн. т | СССР | - | 1,1 | 7,9 | 15,3 | 130 | 627 | 611 | - | - | - | - | - | - |
Россия | 0,4 | 0,4 | 5 | 12 | 123 | 576 | 558 | 309 | 318 | 482 | 524 | 578 | 579 | |
Грузооборот млрд. т*км | СССР | - | 0,7 | 3,8 | 4,9 | 51,2 | 1220 | 1310 | - | - | - | - | - | - |
Россия | 0,3 | 0,1 | 1,5 | 3,4 | 49 | 1090 | 1240 | 668 | 745 | 1156 | 1123 | 1268 | 1308 |
Проблемы деятельности
Проблемами деятельности трубопроводов России являются сложность их строительства и обслуживания, а так же нелегальные врезки для хищения нефти. Нелегальная врезка опасна не только пропажей самой нефти,но и нефтяными загрязнениями а так же пожарами. В 90-х и 2000-х годах зафиксировано немало случаев подобных нелегальных врезок, многие из которых действовали по много лет.
- Обезврежена еще одна нелегальная врезка.Репортаж "Губерния ТВ"
- Репортаж телеканала Рифей об еще одной нелегальной врезке
Ссылки
Примечания
- Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. - М.: Лицей, 2001.
- Итоги деятельности ОАО «РЖД» в 2012-2016 гг. и планы развития до 2025 года. М.: 2017. С. 2-3
- Основные показатели транспорта // Росстат
- Росстат. 17.23. ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
- И менеджер, и бюрократ-виртуоз // Эксперт, 1 октября 2007
- Нефтепровод «Заполярье - Пурпе» построен!. Тюменские известия. Новости Тюмени
- Главная | Argus Media
- https://www.transneft.ru/about/projects/current/10649/
- Путин запустил магистральный нефтепровод «Куюмба-Тайшет» - МК
- Стартовала прокладка нефтепровода от ВСТО на Комсомольский НПЗ - Новости Хабаровска
- ОАО «АК «Транснефть»
- http://www.cpc.ru/portal/alias!press/lang!ru/tabID!3706/DesktopDefault.aspx Принято Окончательное решение об инвестировании по Проекту расширения
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Сжиженный газ с американских сланцевых месторождений впервые пришел в Великобританию в сентябре 2016 года. Теперь очередь дошла и до Северной Европы
На минувшей неделе два танкера с грузом американского сжиженного природного газа (СПГ) пришвартовались в портах Польши и Нидерландов.
Это первый СПГ из сланцевых месторождений в Соединенных Штатах, доставленный в Северную Европу.
Польша договорилась с США о спотовых поставках СПГ [на условиях "спот" оплата по сделке производится немедленно] в мае этого года с целью снизить зависимость от газа, поступающего по трубам из России. В минувшую пятницу о том же заявил и министр энергетики США Рик Перри.
"Американский СПГ начал регулярно поступать в Европу, предлагая дополнительную диверсификацию источников поставок и обеспечивая энергетическую безопасность Европы", - сказал министр, отметив доминирующее положение России на европейском газовом рынке.
Угрожает ли американский сжиженный газ благополучию "Газпрома"? Об этом обозреватель Русской службы Би-би-си Михаил Смотряев беседовал с заместителем главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексеем Гривачом .
Алексей Гривач: Здесь есть два аспекта. Во-первых, политически-пропагандистский: нынешние польские власти громко заявляют, что их цель - полностью отказаться от российского газа, хотя время от времени эта позиция смягчается.
На фоне всех этих заявлений Польша в прошлом году взяла рекордный объем российского газа по контракту, при том, что в прошлом году начались поставки СПГ из Катара, плюс еще немного газа было закуплено в Норвегии.
Это означает, что есть слова, а есть реальные процессы, экономика и коммерция, которой даже польские госкомпании не чужды.
Что касается долгосрочной перспективы, то если говорить о европейском рынке в целом, Евросоюз принял решение о создании единого рынка, где не будет национальных различий: все рынки будут соединены в единую инфраструктуру, будут функционировать по единым правилам и так далее.
Пока этот рынок не создан в полной мере, но движение в этом направлении ведется, и эта цель рано или поздно должна быть достигнута (если вспомнить об эффективности решений и их воплощения в Евросоюзе).
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Терминалы для приема сжиженного газа строятся по всей Европе. Этот - во французском ДюнкеркеТогда вопрос будет стоять очень просто: неважно, американский это газ или неамериканский.
На европейский рынок приходит газ, который конкурирует между собой. И если, допустим, Польша возьмет больше сжиженного газа, или возьмет норвежский газ, то это не значит, чисто теоретически, что Евросоюз в целом возьмет меньше российского газа. Где-то убыло, где-то прибыло - этот закон сообщающихся сосудов будет работать здесь и дальше.
То же самое произошло с Украиной. Вот они говорят: мы больше не покупаем российский газ. Они не покупают газ напрямую у "Газпрома", но они берут российский газ у европейских трейдеров, а те где берут газ? В том числе и у "Газпрома". Если бы Украина покупала газ по прямому контракту, то европейские трейдеры брали бы меньше газа у "Газпрома".
Это такая газовая диалектика. В долгосрочной перспективе я лично не вижу серьезных, коммерчески обоснованных угроз для позиций российского газа.
Кто сказал, что новый СПГ будет вытеснять именно российский газ - может, он будет вытеснять норвежский газ, который более дорог и требует инвестиций для поддержания уровня добычи? Эти вопросы обычно остаются в стороне. А в качестве громких заявлений это будет преподнесено как то, что американский сжиженный газ пришел в Польшу, и теперь Польша заживет по-новому. В реальности будет совсем не так.
Би-би-си: Ну, пришел он не только в Польшу, но и в Нидерланды - по одному танкеру в каждую страну…
А.Г.: Поймите, что один танкер СПГ - это примерно 100 миллионов кубометров газа в трубопроводном эквиваленте. Танкер пришел впервые за почти полгода. А из России в Европу каждый день поставляется 500-600 миллионов кубометров.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Министр энергетики США Рик Перри обещает обеспечить энергетическую безопасность Европы. От России, в первую очередьБи-би-си: Давайте поговорим о сланцевом газе. Рентабельность его добычи и, значит, ее объемы зависят от цены на газ, которая, напомним, привязана к цене на нефть. Значительного роста нефтяных цен, как считают многие аналитики, сегодня ожидать не приходится. Может ли в этих условиях сланцевый газ занять заметную нишу на мировом рынке?
А.Г.: Если говорить о добыче сланцевого газа, то все проекты за пределами Соединенных Штатов, по большому счету, не прижились. Они показали свою неконкурентоспособность, неэффективность, все инвестиции были списаны.
Если помните, несколько лет назад Польша заявляла, что станет нетто-экспортером газа. Теперь выяснилось, что пробуренные несколько десятков скважин оказались или пустыми, или коммерчески непривлекательными, и идея сама по себе сошла на нет.
Что касается американского СПГ, то, во-первых, это не обязательно сланцевый газ. Конечно, рост добычи из сланцевых залежей играет роль, но, например, в прошлом году Соединенные Штаты впервые за долгое время показали общее снижение добычи газа, при том, что именно в прошлом году начался экспорт СПГ из Мексиканского залива.
Поэтому говорить о том, что сланцевый газ полностью изменит рынок, не приходится. Спрос на газ в мире достаточно устойчиво растет. И это значит, что даже если в какие-то периоды существует переизбыток газа из-за какого-то кризиса - энергетического, экономического, - то все равно через некоторое время рынок балансируется.
Это произошло, например, с проектами в Катаре: когда были введены в строй большие мощности, они вдруг оказались невостребованными Соединенными Штатами, потому что у них неожиданно начала расти собственная добыча. Последовала пара лет давления на рынок, а потом спрос на газ весь этот переизбыток быстренько освоил, и цены на СПГ, скажем, в Азии побили все мыслимые и немыслимые рекорды.
Я думаю, больше нужно говорить о том, что безопасность поставок должна увеличиваться. Деполитизация процесса заключается в том, что действительно можно купить газ из различных источников. Европа может покупать больше СПГ, но рациональность таких решений должна побеждать, потому что это основа конкурентоспособности.
Если вы, как Литва или Польша, готовы покупать газ вдвое дороже, то это значит, что глобально вы становитесь менее конкурентоспособным. Если Литва, как страна, которая не претендует ни на что, может себе это позволить, то Евросоюз, как центр экономической силы, не может себе позволить быть глобально неконкурентоспособным, покупая "демократический" газ и не покупая "недемократический". Вместо этого берется самый надежный и привлекательный с точки зрения экономики продукт.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Европейские потребители не раз недополучали российский газ из-за разногласий между Россией и УкраинойБи-би-си: С европейскими покупателями у России обычно не бывает разногласий - за исключением времен "газовых войн" с Украиной, когда не весь положенный по контрактам российский газ доходил до Европы, иногда в весьма значительных объемах. У европейцев, что называется, "осадочек не остался"?
А.Г.: Перебои связаны с поведением страны-транзитера. Эта проблема лежала исключительно в контрактной плоскости, когда транзитер, пользуясь своим монопольным положением, счел возможным, например, не подписать контракт на закупку газа, и брал газ из потока. Но это же абсолютно неприемлемое поведение.
Би-би-си: Согласен, но для конечного покупателя это вряд ли имеет принципиальное значение - газ-то до него не дошел…
А.Г.: Совершенно верно, и поэтому мы занимаемся тем, что учитываем с ними все эти транзитные риски, управлять которыми в нормальном режиме невозможно. Это в том числе в интересах конечного потребителя. А если сравнивать по этим параметрам трубопроводный газ и СПГ, то в последнем случае безопасности гораздо меньше. Если речь идет о краткосрочных сделках, то газ легко может не прийти к потребителю в Европе, потому что в Азии цена на него в этот момент будет в два раза больше. С трубопроводным газом этого не происходит.
Би-би-си: То есть можно говорить, что в целом текущему положению дел на европейском газовом рынке не угрожают никакие внезапные и масштабные потрясения?
А.Г.: Если говорить о европейском рынке, то одна из важных тенденций - это падение собственной добычи. А это значит, импортного газа нужно будет больше. Дополнительные источники поставок удовлетворяют эту растущую потребность.
Кроме того, есть проблемы и с другими поставщиками: тот же Алжир или Норвегия не могут наращивать поставки газа. Поэтому, когда возникает дефицит, то именно российский газ и СПГ конкурируют за то, чтобы занять эту нишу. По итогам прошлого года поставки российского газа выросли на 30 миллиардов кубометров, а СПГ - на три миллиарда. Кто выиграл конкуренцию? По-моему, ответ очевиден.
Нефтепроводы России - одна из ключевых составляющих топливно-энергетического сектора экономики страны. На сегодняшний день в РФ функционирует разветвленная сеть и нефтепродуктопроводов различной значимости. Трубопроводный транспорт связывает территории большинства субъектов Федерации, а также служит для экспорта углеводородов и продуктов их переработки.
Классификация трубопроводов
Трубопроводы подразделяются по своему назначению:
- Местные соединяют объекты в пределах промысла, нефте- и газохранилищ, нефтеперерабатывающих предприятий.
- Региональные трубопроводы имеют протяженность несколько десятков километров. Связывают нефтепромыслы с главной станцией, с пунктами налива нефти (погрузкой) на водный или железнодорожный транспорт, магистральным трубопроводом.
- Магистральные - трубопроводы протяженностью свыше 50 км, диаметром труб от 200 мм до 1400 мм и выше. Расстояние, на которое может подаваться продукция по таким трубопроводам, измеряется сотнями или тысячами километров. Перекачка ведется не одной а несколькими, расположенными по маршруту трубопровода. В зависимости от перекачиваемого нефтепродукта, магистральный трубопровод называют нефтепроводом (перекачка сырой нефти), продуктопроводом (нефтепродукты), мазутопроводом, бензопроводом, керосинопроводом и др.
Магистральные трубопроводы работают непрерывно, их кратковременная остановка возможна в случае аварии, ремонта или плановой замены деталей.
Развитие нефтепроводов в России
История развития трубопроводов в России неотъемлемо связана с развитием нефтяной индустрии. В 1901 году в государстве добывалась почти половина всего объема мировой добычи нефти. С увеличением объемов сырья все чаще вставал вопрос об его транспортировке. Для снижения загруженности железных дорог и удешевления транспортировки была обоснована экономическая целесообразность строительства трубопроводов.
Первые магистральные нефтепроводы России общей протяженностью 1147 км были построены на рубеже XIX и XX веков и соединяли промыслы в окрестностях Баку с Инициатива строительства первого продуктопровода принадлежала Д.И. Менделееву. План был реализован в 1906 году. Продуктопровод длиной 831 км, размером трубы 200 мм и 13-ю компрессорными станциями был самым крупным в мире на то время и поставлял керосин из Баку в Батуми для последующего экспорта.
В довоенные годы основные потоки нефти и нефтепродуктов приходились на Каспий, Кавказ и Волжский бассейн. Были введены в эксплуатацию нефтепроводы Грозный-Туапсе (649 км, диаметр 273 мм), Ишимбай-Уфа (169 км, 300 мм) и продуктопроводы Мангышлак - Самара и Усть-Балык - Альметьевск.
Новый виток развития нефтепроводы России (тогда СССР) получили в послевоенные годы. Пик пришелся на период бурного развития добычи и переработки нефти в Волго-Уральском бассейне и освоении месторождений Сибири. Были построены магистральные трубопроводы значительной протяженности диаметром до 1200 мм. Благодаря некоторым из них (например, Сургут - Полоцк), сибирская нефть стала поставляться в центральные регионы России, Беларусь и Прибалтику.
Достоинства трубопроводного транспорта
Наиболее интенсивное развитие нефтепроводы и газопроводы России получили во второй половине XX века. На сегодняшний день по объему и удельному весу транспортируемых углеводородов трубопроводный транспорт неуклонно вытесняет железнодорожные и водные способы перевозки нефти и нефтепродуктов. Главными преимуществами нефте-, газопроводов являются:
- Значительная дальность перекачки, бесперебойная работа, существенная пропускная способность, минимальные потери.
- Широкий диапазон вязкости перекачиваемых нефтепродуктов.
- Стабильная работа в разных климатических зонах.
- Возможность строительства трубопроводов практически в любых областях.
- Высокий уровень механизации при строительстве.
- Автоматизация систем контроля над технологическими процессами.
Основным недостатком трубопроводного транспорта считается достаточно большие капиталовложения на стадии строительства.
Крупнейшие нефтепроводы России
- Баку - Новороссийск - нефтепровод для перекачки каспийской нефти в порт Новороссийска.
- Балаханы - Черный город - это первый нефтепровод России, введенный в строй еще в 1878 году. Трубопроводная магистраль соединяет Балаханский промысел на и нефтеперерабатывающие мощности в окрестностях Баку.
- Балтийская трубопроводная сеть. Проектная пропускная способность - 74 млн т нефти в год. Соединяет морской порт Приморск с нефтяными промыслами в Западной Сибири и Урало-Поволжском районе.
- Восточная Сибирь - Тихий океан - трубопровод, соединяющий Сибирские месторождения с наливным портом Козьмино возле Находки. Оператор нефтепровода - ОАО «АК «Транснефть». Протяженность 4188 км дает возможность экспортировать Российскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и США.
- Нефтепровод «Дружба» - самая крупная в мире система магистральных трубопроводов, построенная для поставок нефти и нефтепродуктов в социалистические государства Восточной Европы. Сейчас эксплуатируется для экспортных поставок в Европу.
- Грозный - Туапсе - первый Российский магистральный нефтепровод среднего диаметра, построенный еще в начале ХХ века для транспортировки кавказской нефти на черноморское побережье.
- Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) связывает месторождения западного Казахстана с терминалом на черноморском побережье вблизи Новороссийска.
- Мурманский трубопровод с пропускной способностью 80 млн т связывает нефтяные промыслы Западной Сибири и морской порт Мурманска.
- Сургут - Полоцк - нефтепровод, связывающий с Беларусью и далее странами Прибалтики и Польшей.
- Единственный в своем роде подогреваемый магистральный нефтепровод Узень - Атырау - Самара.
Экспорт через нефтепроводы
В настоящее время на нефтепроводы России приходится 84% экспортируемой за пределы страны нефти. Остальные 13% приходятся на железнодорожные перевозки и 3% - на водный и речной транспорт. ОАО «АК «Транснефть» - единственная компания-оператор нефтепроводов в России. На ее долю приходится 97% всей транспортируемой нефти, добываемой в стране. Протяженность трубопроводной системы компании - более 217 тыс. км, которая связывает основные регионы нефтедобычи в России с рынками сбыта в Европе. Из общей транспортной системы 46,7 тыс. км относятся к нефтепроводам и 19,3 тыс. км приходится на нефтепродуктопроводы.
Основные нефтепроводы России, задействованные в экспорте:
- Балтийский нефтепровод, пропускная способность - 74 млн т в год;
- Система трубопроводов "Дружба". Одна из веток этой магистрали уходит в Польшу, вторая - в Словакию. Общая пропускная способность - 90 млн т;
- Черноморские нефтепроводы - 43 млн т.
Наиболее перспективным направлением для развития экспорта российской нефти является восточно-сибирское, в связи с оживленным ростом потребления нефти в Китае.