Выборы. Значение выборов

Выборы - это способ и процедура формирования властного органа или наделение полномочиями должностного лица, осуществляемая путем голосования управомоченных лиц.

Значение выборов:

· легитимация власти;

· показатель развития демократии;

· способ формирования властных органов;

· барометр политической жизни (отражают поддержку населением власти);

· санкция для политических руководителей (они получают мандаты и право на власть непосредственно от народа);

· способствование политической социализации личности (именно в ходе выборов человек знакомится с некоторыми политическими нормами и процедурами);

· контроль над властью (при недоверии власти ее представителей не избирают);

В демократических странах выборы должны охватывать все уровни власти - от местного самоуправления до главы государства.

Виды выборов

Существует несколько классификация видов выборов:

1. Прямые и косвенные. На прямых выборах вопрос об избрании принадлежит непосредственно гражданам (так выбирается, например, Президент России, Государственная Дума). На косвенных выборах между населением и выбираемым органом стоит еще какое-либо звено. Ярким примером косвенных выборов являются выборы Президента США. Американские граждане избирают коллегию выборщиков, которая затем от их имени и по их поручению официально избирает Президента Соединенных Штатов. То есть между американским избирателем и Президентом стоит третье звено – коллегия выборщиков.

2. Всеобщие (участвует все совершеннолетние дееспособные граждане государства) и частичные (участвует часть населения); могут быть дополнительные (при необходимости пополнения состава палаты депутатов, если кто-либо из них досрочно выбыл в случае смерти, отставки и т.д.).

3. Общенациональные, региональные и местные.

5. Очередные или внеочередные (из-за смерти Президента, роспуска парламента). Большое значение имеет периодичность выборов, ибо от нее зависит срок полномочий властных органов и должностных лиц, она является показателем демократии. В некоторых государствах внеочередных выборов быть не может в силу особенностей политического устройства. Например, в США обе палаты Конгресса не могут быть распущены ни при каких обстоятельствах, вследствие чего досрочные выборы не нужны. А в случае досрочной отставки Президента, его смерти или импичмента Президентом до новых выборов становится Вице - Президент США. Поэтому, согласно американского законодательства, избрание коллегии выборщиков Президента США проводится в «первый вторник после первого понедельника ноября месяца високосного года», а избрание депутатов в Конгресс «первый вторник после первого понедельника ноября месяца четного года» и невозможно в другое время.

6. Всеобщие или ограниченные (цензовые).

7. Равные и неравные.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно значение выборов на всех уровнях.

В конституционном праве легитимностью (от лат. legitimus - законный) называется признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы - это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные выборы, которые являли собой сплошной фарс. Они не давали возможности выбора между разными кандидатами, проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, «народные избранники» традиционно получали, по официальным данным, 98-9% поданных за них голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на нее. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигаются стабильность и порядок в общественной жизни.

Коль скоро выборы - это борьба и состязательность кандидатов, в них есть элемент игры и азарта. Это вполне объяснимо, поскольку граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью не только определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми им программами политических партий, но и проявить симпатии или антипатии к конкретным кандидатам. Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона.

Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы -это своеобразная проверка доверия граждан к своему государству.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конституционное право

Конституционное право.. Российской Федерации.. допущено министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений обучающихся по..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и роль
Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Предмет конституционного права
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений: 1) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством); 2) устройства гос

Социальная природа российского конституционного права
Марксистская теория государства, долгие годы господствовавшая в нашей стране, навязывала классовое понимание государства и права, считая сущностью конституционного права закрепление диктатуры, или

Конституционно-правовые отношения и нормы
Как уже отмечалось, в сферу конституционного права попадает только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На са

Конституционное право и политическая система
Эти два понятия тесно связаны между собой. Государство - составная часть политической системы, в которую входят также политические институты и учреждения (партии, общественные организации с политич


Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Эти источники носят как писаный, так и неписаный характер, они состоят из норм

Система конституционного права
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т. е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений

Коллизии в конституционном праве
Сколь совершенной ни была бы система конституционного права, в какой бы мере ни обеспечивались единство и взаимосвязь ее элементов, она не может предотвратить противоречий между нормами, называемых

Ответственность в конституционном праве
Ответственность в конституционном праве устанавливается совокупностью правовых принципов и норм, предусматривающих воздействие на органы государственной власти и должностных лиц в случае нарушения

Права России и науки о нем
В XX веке в России сменилось два типа конституционного права: 1) дореволюционное конституционное (государственное) право, отражающее переходы страны от абсолютной к конституционной монархи

Дореволюционное конституционное (государственное) право
Со второй половины XIX века (с начала царствования Александра II) начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил

Тоталитарное конституционное (государственное) право
Оно начинает складываться с 25 октября 1917 г., когда II Всероссийским съездом Советов был принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот. О государственном праве собственно

Демократическое конституционное право
С конца 1980-х гг. в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу государственного права. Этот процесс был связан с именем М. С. Горбачева. Наиболее важным шагом б

Конституция и государство
Первые конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова (Великобритания, США, Франция) не случайно появились в XVII-XVIII веках, хотя государство возникло намного раньше. Именн

Прямое действие конституции
Конституция - это фундамент конституционного права, а следовательно, только часть его. Каждая норма основного закона обрастает другими нормами из различных источников. Это неизбежно, но при этом во

Виды конституций
Многообразие конституций, явившееся следствием длительного исторического развития, требует их классификации по каким-то существенным признакам. Различаются, например, писаные и неписаные к

Конституции в федеративном государстве
Федеративному государству свойственна конституционная система, состоящая из федеральной конституции и конституций субъектов федерации. Каждая федерация является объединением государственных образов

Соблюдение и охрана конституции
Прочность конституционного строя в решающей степени зависит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна законопослушности граждан. Однако в любом обществе есть люди и организации, цели и деят

Толкование конституции
Под толкованием конституции понимается официальное общеобязательное разъяснение конкретных норм и принципов конституции, даваемое уполномоченным конституцией органом. Чтобы толкование носи

Необходимость смены Конституции
До 1993 г. в стране действовала Конституция, принятая в 1978 г. Верховным Советом РСФСР в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства. Права и свободы граждан закрепл

Конституционная комиссия
Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. На I Съезде народных депутатов (22

Конституционное совещание
12 мая 1993 г. Президент РФ издал Указ «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве соз

Развитие конституционного кризиса
С осени 1993 г. конституционный кризис вошел в новую фазу. И законодательная, и исполнительная власть имели свой проект Конституции и свое представление о способе ее принятия. Достижение согласия с

Референдум и выборы 12 декабря 1993 года
Возникший в стране конституционный вакуум (хотя формально старая Конституция полностью не прекратила своего действия) и отсутствие высшего представительного органа могли быть заполнены только прези

Конституционное развитие после принятия Конституции
С принятием новой Конституции и формированием Федерального Собрания закончился период президентского правления. Начался сложный и трудный процесс создания нового конституционного права, претворения

Понятие конституционного строя
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятие

Человек, его права и свободы - высшая ценность
Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек - госуд

Суверенитет народа
Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она

Демократическое государство
Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент д

Федеративное государство
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Ко

Правовое государство
Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточ

Социальное государство
Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравнило

Светское государство
Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству,

Органы государственной власти
Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов являетс

Местное самоуправление
Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Включение этих статей в число основ конституцио

Принципы рыночной экономики
В Конституции РФ нет термина «рыночная экономика», но содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнений в том, что государство охраняет основные принципы именно рыночной экономики. Тем самым кардиналь

Собственность
Отношение к вопросу о собственности в решающей степени определяет реальный статус свободы личности, экономическую и политическую систему любого общества. В тоталитарном государстве господствуют гос

Земля и другие природные ресурсы
Конституция РФ коренным образом изменила статус земли и других природных ресурсов. В тоталитарный период земля, ее недра, воды, леса рассматривались как обезличенное общенародное достояние, находил

Идеологическое и политическое многообразие
Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности. Люди от природы не

Общественные объединения
В это понятие включаются как политические партии, так и разного рода общественные организации - профсоюзы, молодежные, женские организации и др. Число таких организаций в развитом обществе всегда в

Учение о свободе
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это сердцевина конституционного строя.

Природа конституционных прав и свобод
В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам), он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового

Права человека и права гражданина: в чем отличие?
Эти две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина - из позитивного, хотя и те и

Международно-правовой базис прав человека
После Второй мировой войны началось интенсивное осознание мировым сообществом планетарного значения проблемы прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в ре

Ограничения прав и свобод
Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить отдельные гражданские права и свободы. Вопрос, однако, заключается в том, кто, на каком основании, на

Равенство и равноправие
Конституционному праву известны два сходных понятия: равенство и равноправие. Первое означает одинаковое юридическое положение граждан (и неграждан) перед законом, т. е. совпадение всего комплекса

Право на жизнь
Это право провозглашается Конституцией РФ (ст. 20) и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Такая нор

Достоинство личности
Это качество человека равнозначно неотъемлемому праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство пр

Право на свободу и личную неприкосновенность
Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, то есть возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лип

Право на частную жизнь
Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность е

Неприкосновенность жилища
По существу, это составная часть права на частную жизнь, являющаяся также непременным элементом личной свободы и достоинства человека. «Мой дом - моя крепость» -гласит английская поговорка, утвержд

Национальная принадлежность
Комплекс прав, связанных с национальностью, отражает специфику многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) нацио

Свобода передвижений и места жительства
Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие

Свобода совести и вероисповедания
Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога. Эта свобода особ

Свобода мысли и слова
Мысль - неотъемлемое свойство человека, основа его действий и поступков. «Я мыслю - значит, я существую», - писал великий французский философ Декарт. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состо

Свобода печати и информации
Без всякого преувеличения можно сказать, что это коренной вопрос демократии, поскольку без свободы печати нет ни гражданского общества, ни правового государства. Информированность общества и каждог

Право на объединение
Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение усилий, т. е. создание разного рода союзов и организаций, способных выявлять, выражать и представлять коллективные и

Право на мирные собрания и публичные манифестации
В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения («признается право на мирные собр

Право избирать и быть избранными
Это право граждан стоит в центре всех процессов формирования органов государства, то есть носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного

Право участвовать в отправлении правосудия
Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным

Право обращений
Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможно

Право на экономическую деятельность
Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ

Право частной собственности
Это право с одинаковым основанием можно рассматривать в качестве категории как экономических, так и личных прав. Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы лич

Трудовые права и свободы
Эта группа прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) включает: свободу труда; право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых.

Защита материнства, детства и семьи
Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а имеют

Право на социальное обеспечение
Непререкаемым принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечить свое существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или с

Право на жилище
Из этого права вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения по каким-либо сообра

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и

Право на образование
Образование - важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Развитое общество не жалее

Свобода творчества
Эта свобода гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ). Писатель, например, вправе создавать литературное произведение (роман, повесть, рассказы и т. д.) н

Право на участие в культурной жизни
Это право (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художеств

Самозащита прав и свобод
Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самоз

Судебная защита
Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые реше

Международная защита
Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международ

Возмещение вреда
Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реали

Возраст
Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Ключевыми словами в этой норме являются слова «самостоятел

Гарантии подсудности
Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, которые в соответствии с законом должны его рассматривать, о чем он заранее должен быть извещен. Определение законом тако

Право на юридическую помощь
Это право предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить ее, обратившись к адвокату. Адвокат независим и строит свои отношения с клиентом на основе к

Презумпция невиновности
Данная гарантия запрещает кому бы то ни было обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд и т

Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью
Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, то этот вред подлежит возмещению. Государство обеспечивает потерпевшим дос

Запрет обратной силы закона
Динамичность жизни порождает потребность в изменении законов. Они могут меняться в сторону усиления или, наоборот, ослабления ответственности за какие-то деяния. Но это порождает опасность того, чт

Соблюдение Конституции и законов
Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживаю

Получение основного общего образования
Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4

Уплата налогов и сборов
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственно

Сохранение природы и окружающей среды
Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая зад

Защита Отечества
Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем сам

Понятие гражданства
Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается устойчивая правовая свя

Двойное гражданство
Такое правовое состояние возможно, когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок,

Гражданство и брак
Заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, может породить для них и их детей известные трудности. Значительные трудности возникают также при разводе и связанном с ним

Приобретение гражданства
В настоящее время гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона РФ «О гражданстве Российской Феде

Прекращение гражданства
Этот институт регламентирует правовую возможность прекратить состояние гражданства. Демократические государства провозглашают право на эмиграцию из страны и смену гражданства, но требуют для этого

Государственные органы по делам гражданства
Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К числу таких органов

Правовое положение иностранцев
В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать - постоя

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада С

Право на политическое убежище. Экстрадиция
В соответствии с данным правом каждый человек, преследуемый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей деклараци

Понятие и формы государственного устройства
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. С

Исторические этапы российского федерализма
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа: 1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936); 2) утверждение фактического унитаризма в государстве

Общая характеристика современного российского федерализма
Конституция 1993 года продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые куль

Государственный язык
На всей территории Российской Федерации государственным языком является русский язык. Эта норма Конституции (ч. 1 ст. 68) очень важна в государстве, в котором проживают лица более 100 национальност

Таможенная, денежная и налоговая системы
С экономической точки зрения Российская Федерация являет собой единый рынок. На ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободн

Организация исполнительной власти. Федеральные округа
Организация исполнительной власти в федеративном государстве - сложный вопрос. Органы этой власти не могут составлять слишком жесткую вертикаль, ибо это ведет к фактическому унитаризму и парализует

Единая судебная власть и прокуратура
Согласно Конституции РФ судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Судебная власть осуществляется как федеральными судами, судьи которых назначаю

Участие в межгосударственных объединениях
Содружество Независимых Государств. Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее право неограниченно участвовать в межгосударственных объедине

Государственные символы и столица
Обязательным атрибутом государства являются государственные флаг, герб и гимн. Эти символы Российской Федерации устанавливаются федеральными конституционными законами: «О Государственном флаге Росс

Особенности правового статуса автономий
В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и десять автономных округов. Что касается автономной области, то ее сохранение является скорее данью тр

Понятие органа государственной власти
Органы государственной власти обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти. Э

Федеральные органы государственной власти с особым статусом
Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти

Понятие избирательной системы и избирательного права
Эти два понятия во многом совпадают, а в обиходе часто употребляются как идентичные. Тем не менее определенное различие между ними все же имеется. Понятие избирательной системы складываетс

Система правовых актов о выборах и референдуме
Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и кончая объявлен

Международно-правовые стандарты
С окончанием холодной войны укрепилась глобальная тенденция к демократизации общественного устройства. В связи с этим в бывших тоталитарных государствах возрос интерес к стандартам по проведению вы

Референдум
Понятие референдума. Право на участие в референдуме. В мировой практике референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо доку


Понятие главы государства. Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент.

Прекращение его обязанностей
Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и других федеральных законов. Общие условия выборов Президента

Исторические корни принципа народного представительства
В XVII-VIII веках в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к убеждению, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве д

Порядок выборов депутатов Государственной Думы
Выборы депутатов Государственной Думы строятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», многие положения которого повторя

Внутренняя организация палат. Регламенты
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Этим оно отличается от Верховного Совета РСФСР в советский период, а также от Съезда народных депутатов РФ, которые собирались на кратко

Порядок принятия федеральных законов
Законодательный процесс. Принятие закона состоит из нескольких следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в си

Общая характеристика роли исполнительной власти
Роль исполнительной власти в жизни общества. В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа. Эта власть включает в себя основную массу г

В системе органов государственной власти
Разделение властей и Правительство. Правовое положение. Положение и место Правительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст.

Общая характеристика организации и функций судебной власти
Роль судов в демократическом государстве. В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности

Конституционно-правовой статус судей
Общие требования к судьям. Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Закон

Органы исполнительной власти
Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем федеральная исполни

Органы судебной власти
В соответствии с положениями Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ со

Конституционно-правовые основы
Понятие и истоки. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией и федеральными законами, самостояте

Органы и должностные лица местного самоуправления
Местное самоуправление реализуется через выборные и невыборные органы, образуемые в соответствии с федеральным и региональными законами, а также с уставами муниципальных образований. Тем самым в ме

Формы прямого волеизъявления граждан
Местный референдум. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, который по своей юридической силе выше актов органов местного самоуправления. Референдум необходим по крайней

Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местно

Гарантии местного самоуправления
Самой общей гарантией выступает закрепленный Законом запрет на ограничение прав местного самоуправления. Закреплено также, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органо

Местного самоуправления
Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Их отв

Правомочной изменять конституцию
О значении и возможности изменения конституции. Теперь, когда рассмотрены содержание Конституции РФ и основные конституционно-правовые институты, мы можем понять логику закрепленного в Конституции

Президент России через призму Конституции

Выборы президента страны всегда являются знаковым событием для любого государства. Именно президент определяет вектор внутреннего развития на последующие несколько лет, а также внешнюю политику страны. Но что еще более важно, глава государства является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Таким образом президент - системообразущая фигура, тем более, когда речь заходит о России. Исходя из объема полномочий первого лица, наше государство представляет собой классический образец президентской республики.

При этом одно из главных отличий такого конституционного строя - это, безусловно, выборность президента не парламентом, а путем всенародного голосования. Немаловажно и то, что именно президент формирует правительство, которое является исполнительной ветвью власти в стране. Да, президент формально не возглавляет кабинет министров, но при этом сложно переоценить его вклад в решение общенациональных вопросов. Не случайно, глава государства обладает правом законодательной инициативы. Таким образом важность этой фигуры в российских реалиях является исключительной. А истинно демократическое, правовое государство, которым и является РФ, невозможно без активной позиции президента страны.

Фигура президента важна еще и тем, что он принимает меры по охране суверенитета РФ, обеспечивает взаимодействие органов госвласти. Также он представляет государство на международной арене. Наверное, нам совсем небезразлично, что за человек будет олицетворять собой такую страну, как Россия, на переговорах с зарубежными партнерами.

Долой нигилизм, или все для избирателя

Каждый из нас уже совсем скоро будет вправе напрямую выбрать кандидата, кто сможет наиболее оптимально справиться с теми обязанностями, которые основной закон страны возлагает на президента. Для этого всего лишь требуется определитьcя с тем, кого из 8 человек, зарегистрированных ЦИК, вы готовы поддержать 18 марта. Судя по представленным кандидатам, каждый из россиян, обладающий правом голоса, а также придерживающийся какой-либо политической идеологии, сможет выбрать своего фаворита. В избирательном бюллетене есть представители левых взглядов, либерал-демократы, центристы, консерваторы и т. д.

Между тем немаловажно ответить на вопрос, который волнует очень многих — почему я, как гражданин РФ, должен пойти на участок 18 марта и отдать свой голос за кого-либо из кандидатов. Зачастую можно услышать от некоторых россиян, которые далеки от политики, либо интересуются ей от случая к случаю: "Я не ходил на участок, ну что может решить мой единственный голос?" Или: "А зачем я вообще туда пойду - лучше провести свой выходной день другим образом, а гражданский долг - это обращайтесь к другим".

Кстати, ранее некоторые граждане, чья командировка, отпуск или просто поездка на уикенд в соседний город совпадали по времени с днем голосования, испытывали существенные неудобства с тем, как отдать свой голос на выборах президента страны.

Теперь все выглядит совсем по-другому, никаких открепительных удостоверений брать не нужно. На этот раз процедура голосования не по месту регистрации максимальна удобна для избирателей, ЦИК уже все предусмотрел. Если 18 марта вы будете находиться не по месту регистрации, указанному в паспорте, или у вас нет регистрации, голосуйте на любом избирательном участке по месту нахождения. Для этого заранее вы можете, например, подать заявление через портал Госуслуг, чтобы вас включили в список избирателей на удобном вам участке.

В день голосования не забудьте захватить с собой паспорт и заявление. Его можно взять в распечатанном виде или показать на экране мобильного телефона. Отправить заявление можно по 12 марта включительно. Таким образом для всех избирателей созданы наиболее благоприятные условия, чтобы проголосовать 18 марта, даже находясь за пределами своего города или субъекта РФ.

На участок – как на праздник

….Знаете, в истории было не так уж мало случаев, когда голос отдельно взятого человека решал исход всей выборной кампании. Можно вспомнить те же президентские выборы 2000 года в США, где и вовсе потребовался ручной пересчет голосов. Ну, а если брать примеры из отечественной истории, то это выборы главы Республики Алтай 2014 года. Тогда победитель выиграл в первом туре, набрав чуть более 50% голосов. Если же опираться на сухую математику, речь шла примерно о 400 голосах избирателей. Теперь представьте себе, если бы эти люди остались дома — как минимум это значило бы проведение второго тура, а как максимум — поражение их кандидата в дальнейшем.

Поэтому не совсем понятны рассуждения еще и тех людей, кто говорит: "Мой кандидат и так победит, даже если я не смогу прийти на участок". Но позвольте, откуда такая уверенность, история как раз доказывает, что это может быть опасным заблуждением. Да и потом, если ты точно знаешь, кого хотел бы видеть главой своей страны на следующие 6 лет, неужели этот человек не стоит нескольких потраченных на него минут. Немного прогуляться с семьей в воскресенье, дойти до избирательного участка, получить бюллетень, зайти в кабинку для голосования, поставить галочку напротив понравившейся фамилии и опустить бюллетень в урну. Всё. Ничего лишнего. Зато потом долгое время ты будешь ощущать свою сопричастность к формированию государственной власти в стране – в этом ли не предназначение настоящего гражданина и патриота своего отечества?

К тому же сама атмосфера выборов - это все равно что большой народный праздник, по своему духу близкий, например, к масленичным гуляниям. В этот воскресный день, 18 марта, на участках как всегда будут проходить концерты, викторины, спортивные состязания, для желающих – еще и экскурсии по школьным музеям, розыгрыши призов и многое другое. Так что поход на участок превращается в своеобразный вид воскресного досуга для целых семей.

Впиши свое имя в историю страны

Опять же вы можете взять с собой детей, чтобы приобщить их к атмосфере выборов. Не на словах, а на деле показать, что такое голосование и почему без преувеличения вся страна в этот день стремится попасть на участки. Только так в будущем можно вырастить патриота России. Важно, чтобы наши дети с раннего возраста испытывали чувство сопричастности к важным государственным делам, которыми, несомненно, являются выборы. Потом эта традиция может войти в добрую привычку.

Почему я как родитель должен пойти на выборы? Мы выбираем не просто будущее для своей страны, и даже не будущее для себя. Прежде всего, речь идет о наших детях. Это медицина и образование, это кружки, спортивные секции и многое другое.

Какой будет Россия в 2020-е годы, в какую сторону она будет развиваться - зависит в том числе и от вашего голоса. Вот почему я еще пойду на участок 18 марта.

Опять же не стоит забывать и про тех, кому только исполнилось 18 лет, кто будет голосовать не только на президентских — вообще на каких бы то ни было выборах — впервые в жизни. Согласитесь, есть некий символизм и магия чисел – попасть на УИК 18-го числа в 18 лет. В этом случае молодой человек придет выбирать будущее как для страны, так и для своего поколения в целом. Поколения, которому предстоит уже в недалеком будущем решать ключевые вопросы на уровне государства, строить и создавать новую Россию – страну XXI века.

…Понятно, что ходить на выборы - это право, а не обязанность. Но для каждого сознательного гражданина нашей страны поход на избирательный участок - это шанс стать частью истории России. Она пишется всеми нами, здесь и сейчас.

Выборы - это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей, обеспечивающих представительный характер соответствующих органов.

Выборы- единственно возможный способ формирования власти в демократическом государстве (наиболее эффективный, справедливый способ). Конечно в стране все уровни, все формы власти путем выборов не определишь, но наиболее важные формируются через выборы. Основные виды: мажоритарная и пропорциональная. Мажоритарная система - избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса поданные за остальных кандидатов пропадают. Эта система возможна при выборах одного должностного лица. Когда же она применяется для выборов номинального органа власти, н-р палаты парламента обычно создаются одномандатные избирательные округа, т.е в каждом из них должен быть избран 1 депутат. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями по величине необходимого для избрания большинства голосов. Самая простая разновидность-это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов. Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо более половины голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше кандидатов, тем меньше вероятность что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого можно:1)альтернативное голосование, 2) перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. По мажоритарной системе абсолютного большинства проходят выборы Президента РФ, выборы депутатов Государственного Совета РТ, по мажоритарной системе относительно большинства избирается половина депутатов ГосДумы. «+» степень прозрачности выборов, «-» нет предсказуемости, к власти может придти кто угодно (неуправляемость.). Пропорциональная система- при которой распределение мандатов в избирательном округе производится между партиями. Каждая партия, участвующая в выборах получает количество мандатов, пропорционально числу голосов избирателей полученных на выборах. Избиратели при применении на выборах пропорциональной системы голосуют за списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями, иными политическими объединениями, их блоками. Пропорциональная система может применяться только в много мандатных избирательных округах. Для пропорционального распределения мандатов используются различные методы: Метод избирательной квоты основывается на установлении квоты- минимального голосов числа избирателей, которые необходимо набрать партии для получения одного мандата. Так же могут применяться и другие методы: Метод делителей, Метод Генри Друна. «+» более или менее прогнозируемый результат, «-» при голосовании избиратель голосует за бренд, устанавливается барьер. Смешанная – часть по спискам, часть по мажоритарным округам (выборы в Госдуму, в Госсовет)



Социально-политическое значение: Выборы хороши тогда, когда обеспечивается справедливый механизм.

Выборы должны обеспечивать сознательное формулирование народом своей воли, контроль за ее реализацией и возможность прерывать деятельность избранных лиц в том случае, если она не реализуется.

Выборы - это институт и процесс принятия политико-правовых решений …посредством которого осуществляется публичное политическое воспроизводство самого государства, а именно социальная ротация или перераспределение (перегруппировка или передача) законодательных и правительственных функций и полномочий».

Социальная функция выборов состоит еще и в том, что они являются одним из эффективных инструментов политической самоорганизации граждан. Массовость, регулярность избирательных кампаний, актуальность обсуждаемых вопросов обусловливают их возможности как каналов косвенного влияния граждан на политический процесс в государстве.

Выборы могут выступать в качестве одного из важнейших способов легитимации государственной власти. Для этого политической партии (кандидату) необходимо получить поддержку большинства избирателей и оправдывать своей деятельностью на выборных постах представление граждан о том, что органы государственной власти и местного самоуправления образованы на справедливой основе.



Через выборы обеспечиваются стабильность и порядок в государственной и общественной жизни, они позволяют избирателям выразить свою волю. Выборы дают оценку влияния тех или иных политических партий, отдельных кандидатов, показывают настроения избирателей.

Наконец, выборы являются опосредованной формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов.

Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Стадии 1) назначение выборов 2) Образование избирательно-территориальных единиц 3) выдвижение и регистрация кандидатов 4) ведение предвыборной борьбы 5) Само голосование включая подведение итогов 6) проведение новых(повторных) или дополнительных выборов в случае, если не состоялись.

Принципы избирательного права 1) всеобщее публичное право 2) равное (право каждого одинаковое) 3) тайное голосование 4)прямое избирательное право 5) добровольность участия гражданина 6)периодичность избрания.

39.Регион как объект хозяйствования и управления (на примере Республики Татарстан).

Регион – целостная система со своими структурами, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.

Характеристика: высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями, многоконтурность управления, иерархичность структуры, значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов, неполная определенность состояния элементов, неполная определенность состояния элементов. Определяющую роль в функционировании регионов играют – трудовые коллективы. Структуру региона можно рассматривать с различных точек зрения: экономической; социальной; духовной; природно-ресурсной; институциональной и пр.

Как социально-экономическая система, регион может быть представлен совокупностью 5 основных подсистем:

1. Система, образующая базу. 2. Система обслуживающий комплекс. 3. Экология. 4. Население. 5. Инфраструктура рынка.

Региональный хозяйственный комплекс (РКХ).

Каждому региону присуще внутреннее хозяйственное единство, которое формирует его материально-производственную основу – РКХ, является подсистемой, частью национального комплекса страны. РКХ представляет собой целенаправленно складывающийся, динамичное и устойчивое региональное или локальное сочетание предприятий и отраслей, объединяемых тесными внутренними связями.

Успешное функционирование РКХ зависит от максимального учета регионального фактора. Факторы формирования, функционирования региональной экономики – это совокупность конкретных условий и обстоятельств, определенное развитие и размещение производительных сил на территории региона. Группы факторов: природные, экономические, демографические.

РКХ представлен взаимосвязанными отраслями:

1. По производству товаров (промышленность, с/х, лесное хозяйство, строительство). 2. По оказанию рыночных услуг (транспорт, связь, торговля). 3. По оказанию не рыночных услуг (ЖКХ, соц. обеспечение, образование, здравоохранение).

Отраслевая структура региона (ОСР) – это совокупность отраслей РКХ, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями.

ОСР экономика и динамика ее изменения позволяет оценить тесноту межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутренних потребностей, место региона в территориальном разделении труда.

Территориальное разделение труда – это специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг с последующим их обменом. В соответствии с этим выделяют функциональные группы отраслей: специализирующие, обслуживающие.

Отрасли специализации играют ведущую роль в экономике региона. Специализирование регионального комплекса обусловлена территориальная особенность, возможности производить эффективно массовую продукцию, т.е. такую продукцию, которая будучи дешевой, имела бы значительную долю в государственном балансе.

Отрасли специализации характеризуются следующими признаками:

1. Выделение в национальном и региональном производстве. 2. Формированием регионального комплекса, наиболее эффективных и важных его звеньев. 3. Наличие высокой степени концентрации производства в регионе. 4. Производством больших масштабах, важнейших видов и дешевой дефицитной продукции, влияние на уровень всех других отраслей. 5. Участие межрегионального обмена.

Ведущими отраслями экономики Республики Татарстан являются нефтегазохимический комплекс, машиностроение, электроэнергетика, авиа- и приборостроение, сельское хозяйство.

Конкурентными преимуществами социально-экономического развития Республики Татарстан являются:

Выгодное географическое положение - в центре восточно-европейской части России в месте слияния крупнейших рек Европы Волги и Камы;

Значительные запасы минерально-сырьевых ресурсов; -дифференцированная структура экономики; -высокий промышленный потенциал; -развитый топливно-энергетический комплекс; -развитая транспортно-логистическая инфраструктура; -уникальный научно-образовательный комплекс; -наличие рекреационных ресурсов (природные заповедники, заказники).

Основными стратегическими приоритетами развития Республики Татарстан являются: -диверсификация экономики; -повышение международной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности ключевых секторов экономики; -стимулирование экспорта несырьевых товаров, произведенных в Республике; -создание наукоемких высокотехнологичных производств; -применение современных информационно-телекоммуникационных технологий во всех секторах экономики; -развитие транспортно-логистической инфраструктуры; -развитие инновационной и образовательной инфраструктуры; -дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса.

В г. Нижнекамске предусмотрено строительство нефтеперерабатывающего завода с производством ароматических углеводородов, завода по глубокой переработке нефти в составе установки гидрокрекинга и комплекса по переработке тяжелых остатков, нефтехимического завода по производству продукции на основе ароматических углеводородов и других производств.

В рамках развития нефтегазохимического комплекса в Республике Татарстан разработан проект строительства завода по производству аммиака, метанола, карбамида и аммиачной селитры на базе действующего производства в г. Менделеевске. Данный проект предполагается реализовать с использованием лучших мировых технологий и современного японского оборудования.

Планируется создание на территории особой экономической зоны "Алабуга" предприятия мощностью до 500 тыс. автомобилей в год.

Одним из приоритетных проектов в сфере агропромышленного комплекса будет проект по реконструкции птицефабрики в г. Набережные Челны.

Крупнейшим социально значимым проектом, реализуемым в Республике Татарстан, является развитие метрополитена в г. Казани.

Социальная ценность выборов в том и состоит, что они по своему внутреннему смыслу являются одним из существенных моментов нравственного и политического самоутверждения граждан и осознания себя в качестве таковых. Это одновременно и способ политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающий его автономию, и юридически признанная за гражданами и их политическими объединениями возможность быть субъектами государственной власти и управления.

Избирательное право и избирательный процесс обнаруживают и фиксируют политологические и социологические характеристики власти, ее социополитическую динамику и структуру взаимоотношений между личностью и государством и, шире, культурно-исторический тип отношений властвования и господства, установившийся в обществе на той или иной стадии его развития. Через избирательное право и его систему просматривается не декларируемая, а реальная политическая структура, ее институты, нормы, ценности и правосознание общества и государства.

Избирательное право является базовой юридической структурой, внутри и в рамках которой через избирательные правила и процедуры, стандарты и ограничения осуществляются становление, формирование и преобразование демократической государственности, ее конституирование в качестве публично-правовой формы организации народовластия. Именно избирательное право определяет два важнейших признака политической демократии – общенародный характер политической власти и ее сменяемость (ротацию) – только по итогам периодически проводимых выборов. Основное назначение избирательных технологий в любой их модификации – собрать отдельные частички народного суверенитета, носителями которого является каждый гражданин в отдельности, и в концентрированном виде делегировать его законно избранным представителям уже как политической публично-правовой корпорации.

Нормы избирательного права регулируют отношения, связанные с использованием важнейших политических ресурсов – времени пребывания у власти и методов ее перемещения в неоднородном социальном пространстве.

Под принципами российского избирательного права понимают основные начала российского демократизма, имеющие руководящее значение для выборов, закрепленные в действующих конституционных нормах и выражающие сущность власти народа в государстве. Эти основные начала складываются на базе фактических отношений, которые возникают в процессе выборов. Будучи сформулированными и закрепленными в нормах конституционного права, они становятся принципами избирательного права. Традиционно в советский период к принципам избирательного права относили:

1. Всеобщее избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

2. Равное избирательное право трактуется в федеральном законе как участие граждан на выборах на равных основаниях. Эта формулировка означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели. Все голоса должны иметь равный вес, т. е. одинаково влиять на результат выборов.

3. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

4. Тайное голосование – обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать личность избирателя по использованному бюллетеню.

Демократизация российской избирательной системы привнесла существенный элемент – состязательность кандидатов на выборах. Наличие этого принципа есть свидетельство зарождения гражданского общества в России.

Конституция России не содержит специальной главы, как это было в прежних советских Основных Законах, содержащей правовые нормы, закрепляющие основные принципы избирательного права. Но во множестве положений Конституции РФ содержатся конституционные основы избирательной системы Особо следует указать на ст. 32 Конституции, определяющую избирательную правосубъектность граждан РФ, обеспечивающую возможность их быть носителями этого конституционного права.

Для реализации избирательной правосубъектности граждан РФ установлены несколько ограничений: возраст, постоянное проживание, состояние здоровья и личная свобода. Для участия в выборах у нас установлен единый возраст – 18 лет, для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ – 21 год, Президентом РФ – 35 лет. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.