Юнь янь. Символы в фэн-шуй. Расположение эскиза на теле
Инь Ян — символ равновесия
Все в мире, в нашем доме и в душе, должно находиться в равновесии. Вокруг этого золотого правила и базируются все основные истины практики фэн-шуй. Если равновесие каким-то образом было нарушено и энергии перестали соответствовать друг другу, тогда могут начаться неприятности или проблемы.
Инь и Ян – это два противоположных и в то же время дополняющих друг друга потока энергии. Данные понятия пришли к нам из древней восточной даосской философии. Считается, что энергия Инь Ян пронизывают всю вселенную. Также очень важно понимать, что Инь и Ян — абсолютно противоположные типы энергии, как белое и черное, однако они не могут существовать один без другого.
Энергия Ян считается более активной, в то время как Инь – это более пассивный вид энергии. Оба вида энергии, как Инь, так и Ян, содержатся во всем, но не в равной пропорции. В некоторых людях или предметах больше преобладает энергия Инь, в некоторых Ян.
Китайский символ Инь Ян
Символ Инь Ян
Символ Инь Ян состоит из двух элементов: Ян, который означает мужское начало, и Инь, который символизирует женское начало. Что означает символ инь ян? Соединяясь в единое целое, Инь и Ян образуют Дао. В свою очередь Дао – это основной принцип, с помощью которого каждый человек может объединиться с Вселенной, обнаружив её внутри себя.
Наверное, встретить человека, который ни разу не видел китайский символ Инь Ян, в современное время практически невозможно. Символ равновесия Инь Ян – это круг, который на две равные части разделяет волнистая линия. Можно представить себе две капли: одна — черная, другая — белая, в центре каждой из капель находится точка противоположного цвета.
Светлая сторона круга в символе Инь Ян – это Ян, как говорилось ранее, она символизирует мужскую энергию, темная, наоборот, означает Инь, то есть женскую. Дао существует как раз в точке равновесия двух энергий.
По фэн-шуй данные понятия всегда нужно держать в гармонии, именно из-за этого больше всего внимания следует уделять равновесию Инь и Ян в доме. Бывают случаи, когда равновесие Инь Ян в доме слишком сильно нарушено, в этом случае такие места считаются практически непригодными для жизни.
Преобладание энергий
Инь и Ян — день и ночь
Существует мнение, что, в зависимости от времени суток, значение Инь и Ян изменяются. Днем больше всего преобладает энергия Ян, пик её преобладания приходится на полдень, в то же время Инь одерживает верх ночью и больше всего возрастает к полуночи.
В зависимости от того, в какой фазе находится луна, мощь энергий Инь и Ян также сильно отличается. В новолуние больше силы у женского начала энергии Инь, в то же время мужская Ян преобладает в полнолуние. В полнолуние люди более активны. Считается, что в данный период лучше всего заниматься делами, а творчество и обдумывание оставить на новолуние.
На силу энергий Инь и Ян также влияет и время года: осень и зима больше Иньские, а весна и лето Янские. Но здесь есть важный нюанс: у детей, которые родились зимой или осенью, будет больше преобладать энергия Ян. Весенние и летние младенцы, наоборот, будут больше Иньскими. Также есть такая версия: в какую пору года будет проходить большая часть беременности, такой энергии будет больше в младенце.
Инь Ян в ландшафте и строительстве
По представлениям фен-шуй, вся наша планета делится всего-навсего на два типа: водный и горный. Горы издревле считались остовом, костями земли, они никуда не двигаются, считаются более статичными, и им больше всего присуща энергия Инь. Реки – это кровь земли. Вода в реках очень динамична, она постоянно движется и относится к энергии Ян.
В гористых местах, где мало воды, энергия постепенно утихает, а в местах, где мало гор и много воды, наоборот, энергии становится слишком много и, в конце концов, она становится неуправляемой. Поэтому в строительстве нужно выбирать более гармоничные места, где в достатке и вода, и горы.
В целом, как было описано выше, горы и реки имеют свои значения Инь и Ян. Но, применительно друг к другу, горы также делятся на тип Инь и Ян. Например, остроконечные горы – Инь, закругленные горы – Ян. То же самое можно сказать и про воду в реках. Высокий водопад – Инь, проточное озеро или водоем – Ян, быстротечная река – Инь, плавное течение реки – Ян. Вода Инь имеет более разрушительные свойства, а вода Ян, наоборот, созидательные и благотворные.
При нужно следить, чтобы вокруг дома не было слишком много деревьев, кустарников и зарослей, также не стоит строить дом в непосредственной близости к местам, которые связаны со смертью: больница, тюрьма или кладбище. В таких местах преобладает энергия Инь. Живя в доме, построенном в таком месте, вам сложно будет вести активную и энергичную жизнь.
Это не значит, что, если вы построите дом в месте, где преобладает энергия Ян, вы будете лучше жить. Совсем нет! Жизнь в доме, который построен в таком месте, из-за преобладания энергия Ян будет протекать намного быстрее, чем бы вам хотелось. Поэтому постарайтесь подобрать наиболее выгодное место для постройки дома, ну, а если выбирать не приходится, то можно прибегнуть к благоустройству и попробовать самостоятельно установить баланс энергии Инь и Ян в вашем жилище.
Существует несколько приемов уберечь свое жилье от угнетающего воздействия энергии Инь. Для этого нужно или изменить положение входной двери, или уменьшить ее размер. Потому что именно через дверь в дом попадает больше всего энергии. Также можно покрасить входную дверь в красный цвет и усилить освещение на крыльце дома.
Если у вас преобладает энергия Ян, то нужно предпринимать меры обратного характера. Цвет двери должен быть темно-синим, также можно уменьшить освещение крыльца и добавить тени на участке вокруг дома, рассадив кустарники и деревья. Желательно иметь на участке водоем, который будет смягчать энергию Ян.
Инь Янь в доме и офисе
Иероглифы Инь и Ян
Изучая обстановку в вашем доме или офисе, следует значительное внимание обращать на любые несоответствия между Инь и Ян. Постарайтесь как можно точнее определить, насколько сильно нарушен этот баланс, и уже только после этого предпринимать какие-либо шаги по улучшению ситуации.
Считается, если в доме или офисе баланс между Инь и Ян слишком сильно нарушен, то в такой обстановке добиться положительных результатов практически невозможно. При создании баланса допускается преобладание одной или другой энергии, но в небольшой пропорции. Это зависит от того, чем вы будете заниматься в том или ином помещении.
Рабочие помещения, такие как офисы, мастерские или личный кабинет в вашем доме, должны быть направлены на преобладание Ян. В рабочем помещении должна быть хорошая вентиляция, все инструменты или приборы должны содержаться в чистоте. Хорошо способствуют рабочей обстановке небольшие фонтаны или аквариумы. Рабочее помещение должно быть достаточно ярким, но не чересчур. Энергия Инь должна присутствовать, а Ян должна преобладать, но не подавлять Инь. Старайтесь избегать белого цвета. Если у вас нет возможности перекрасить стены, можно разбавить белый цвет картинами, цветами. Неплохо также повесить в офисе часы и поставить магнитофон: звуки также способствуют увеличению энергии Ян.
Для работы дома тоже следует оформлять свое рабочее место в соответствии с энергией Ян. Если зона работы и зона отдыха пересекаются, следует попытаться разделить данные зоны.
Спальня в доме — это место, где преобладающей энергией является энергия Инь. В стиле данной энергии нужно оформлять те места в доме, где вы предпочитаете отдыхать.
В целом, в доме, как и в офисе, должна преобладать энергия Ян, но в незначительном объеме, количестве такой баланс хорошо влияет на качество вашей жизни, стимулирует вас к большим достижениям и свершениям. Главное, помните: Инь Ян — символ равновесия, и стремиться нужно к балансу, а не к преобладанию одной энергии над другой, особенно если вы преследуете такие цели, как материальный достаток, мир и любовь в семье, продвижение по служебной лестнице.
«Бобруйский курьер» возвращается к своей «исторической» рубрике «Инь-Янь», которой уже более 20 лет, и которая в последние годы была незаслуженно нами «забыта».
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной; внутренние силы, энергии, позволящие нам жить и развиваться; способы достижения гармонии с собой и окружающими… И еще многое, многое другое… Следите за нашими публикациями.
«Инь-Янь» снова с вами!
Мир, покой, благополучие в ваш дом!
Редакция
Инь и Янь – женское и мужское начало. Это понятие пришло к нам из Китая. Древнекитайские мудрецы трактовали Инь-Янь как символ единства целого, противоположные части которого переходят друг в друга, составляя вместе сильнейшую энергию.
Первоначальное значение Инь и Янь – это теневой и солнечный склон горы. Это значение как нельзя лучше отражает суть этих двух начал. Они представляют собой лишь разные стороны одной горы. Отличия их обуславливаются не внутренней природой самого склона, а третей силой (солнцем), которая поочерёдно освещает то одну, то другую сторону.
А теперь – подробнее о каждом из компонентов символа Инь-Янь.
Инь
Женской энергии в астрологии соответствует Луна. Поэтому женское начало – это ночь, тьма, бездна, холод, пассивность, интравертность (акцент на внутреннее). Здесь находит место принцип текучести, гибкости. Как следствие, преобладание у женщин таких качеств, как мягкость, нежность, умение прощать и принимать. Сила женского начала – это сила интуиции и эмоций.
Энергию Инь можно сравнить с водой: вода не имеет формы, она принимает форму окружающего мира, заполняет собой.
Также энергией Инь в большой степени наделена земля: она покорно взращивает в себе все семена, которые попали в неё из вне. Она в бездействии ждёт, когда её используют. Она принимает.
Энергия Инь инертна: просто находится в пространстве и ожидает, когда что-то придаст ей вектор движения.
Янь
Мужской энергии в астрологии соответствует Солнце. Мужское начало – это день, огонь, активность, целеустремлённость, динамика, категоричность, лидерство, экстравертность (акцент на внешнее). Сила мужского начала – это сила разума.
Энергия Янь даёт мотивацию и желание действовать. В ней есть вектор и стремление.
Мужское начало – это Идея, Семя. Ему нужна земля, которая это Семя в себе взрастит. Энергия Янь даёт.
Но это вовсе не значит, что женщина наполнена исключительно энергией Инь, а мужчина – энергией Янь. На самом деле, в каждом из нас, независимо от пола, присутствуют обе энергии. Но для гармонии личности важно, чтобы у женщин было больше именно женской энергии, а у мужчин – мужской. В обратном случае произойдёт дисбаланс энергий, что может привести к неприятным последствиям. Поговорим о них подробнее.
В женщине слишком много энергии Инь
1. Потеря физической формы. Появляется лишний вес или мышцы становятся вялыми и слабыми.
2. Вспышки неконтролируемых эмоций. Грусть, подавленное состояние, истерики, обиды, апатия становятся постоянным спутником женщины, если в ней отсутствует энергия Янь.
3. Лень, нежелание что-либо делать. Таким женщинам всегда будет хотеться принять горизонтальное положение: лечь на диван и ничего не делать. Ведь Инь – это покой, земля.
4. Отсутствие целей в жизни. Поскольку у энергии Инь нет вектора, то и женщина, в которой этой энергии слишком много, станет инертной и безынициативной.
5. Неудовлетворённость всем и всеми. У Инь нет цели, следовательно, никакой результат не может быть достигнут. Такая женщина не будет знать, чего хочет, и всё, что у неё есть, будет ей казаться не тем, чего бы ей хотелось.
В женщине слишком много энергии Янь
1. Мужское телосложение. Большие плечи, узкие бёдра, сухие мышцы – такой тип фигуры часто вызван переизбытком в женщине энергии Янь. И если такая женщина начинает полнеть, то происходит это, как правило, по мужскому типу: полнеют руки в области плеч и растёт живот.
2. Привычка «всех строить». Женщина с переизбытком энергии Янь любит командовать, не терпит несогласия с её мнением.
3. Напряжённость. Янь – это энергия постоянного напряжения. Женщине, у которой доминирует эта энергия, очень сложно расслабиться и «отключить мозг».
4. Неумение принимать. Энергия Янь – энергия дающая, а не принимающая. Не удивительно, что женщина с переизбытком этой энергии, готова «последнюю рубаху» отдать.
5. Сексуальные отклонения. Желание грубого секса с элементами насилия – это способ гармонизации себя для женщин с дисбалансом энергий.
В мужчине слишком много энергии Янь
1. Чрезмерное увлечение своим телом. Та активность, которая заключена в энергии Янь, обязательно найдёт выход в занятиях спортом. А если у мужчины повышена эта энергия, то он будет днями не вылезать из спортзала, доводя своё тело до идеала.
2. Доминантность. Мужчина с переизбытком энергии Янь хочет доминировать всегда и над всеми. Большие сложности будут возникать в отношениях с начальством, ведь подчиняться для такого мужчины – сущая пытка.
3. Агрессия и грубость. Переизбыток энергии Янь такие хорошие качества, как целеустремлённость и уверенность преобразует в упёртость и самоуверенность. Попытки не согласиться с мужчиной, у которого повышен уровень энергии Янь, чреваты всплесками агрессии и грубости с его стороны.
В мужчине слишком много энергии Инь
1. Пассивность. Ничего удивительного, что у мужчины с преобладающей энергией Инь, будет лишний вес и маленький доход. Ведь активность и целеустремлённость, свойственные энергии Янь, буду перекрыты пассивностью и инертностью энергии Инь.
2. Мягкость. Принцип текучести и гибкости, свойственный энергии Инь, приведёт к тому, что мужчина, у которого эта энергия доминирует, будет стараться обходить острые углы, не вступать в конфликты, идти на компромиссы.
3. Неумение давать. Такой мужчина не чувствует себя добытчиком. У него напрочь отсутствует желание что-то дать, а вот что-то получить, не прилагая усилий, он не откажется.
Баланс – вещь очень хрупкая. Достичь баланса энергий и обрести гармонию бывает нелегко. Но нелегко – не значит невозможно. О способах гармонизации личности мы расскажем вам в нашей следующей статье в рубрике «Инь-Янь».
Эта статья - о взаимодействии крайних противоположностей. О группе см. Инь-Ян; о пьесе см. Инь и Ян. У этого термина существуют и другие значения, см. Инь. У этого термина существуют и другие значения, см. Ян.Инь и ян yīn yáng ; яп. 陰陽 In yō, ин-ё ) - этап исходного космогенеза в представлении китайской философии, приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств. Графически обозначется появлением у двух противоположностей двух разных цветов - светлого и тёмного.
Происхождение
По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова символизм инь-ян возможно был заимствован даосами от буддистов в I-III вв.: «их привлекала буддийская рисованная символика - и в даосизме появилась своя „мандала“: знаменитые черно-белые „рыбки“ инь и ян».
Философская концепция
Исторический обзор
В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. В процессе развития китайской философии ян и инь инь-ян инь-ян инь-ян
ё ) и Мидзу (вода, ин ).
ян и инь инь ян
Смысл концепции
Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция инь-ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. И, во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового.
См. также: Космогенез в китайской философии
Основная статья: У-сину-син вань у
Инь и ян в традиционной китайской медицине
Учение об инь и ян инь и ян источник не указан 1641 день ]
Одним из примеров применения концепции инь-ян в китайской медицине является система ограничений, накладываемых на недавно родившую женщину.
- Анима и анимус - термины, введённые в психологию Юнгом. Женское и мужское начала.
- Альгиз и Ир (сын Актора) - в Младшем Футарке руны, символизирующие защиту и смерть, мужское и женское, верхние и нижние миры.
Инь и ян это:
Инь и ян Эта статья - о взаимодействии крайних противоположностей. О группе см. Инь-Ян; о пьесе см. Инь и Ян. У этого термина существуют и другие значения, см. Инь. У этого термина существуют и другие значения, см. Ян. Даосская монада, изображающая концепцию Инь-янИнь и ян (кит. трад. 陰陽, упр. 阴阳, пиньинь: yīn yáng ; яп. ин-ё ) - одна из основных концепций древнекитайской натурфилософии.
Учение об инь и ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины. Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян , представляющими собой различные аспекты единой действительности.[неавторитетный источник? 549 дней ]
Философская концепция
В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о «ли» (кит. 禮) - абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян , которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян - непременный элемент диалектических построений в китайской философии. В V-III вв. до н. э. в древнем Китае существовала философская школа инь ян цзя. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.
Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь и ян свойствам у китайцев и японцев различаются. В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё ) и Мидзу (вода, ин ).
Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции - ян и инь , которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» - «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян - как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.
В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:
Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо - это субстанция ян, а земля - это субстанция инь. Солнце - это субстанция ян, а Луна - это субстанция инь… Субстанция инь - это покой, а субстанция ян - это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.
Пять стихий как порождение Инь и Ян
Основная статья: У-син Пять стихий и три круга: зелеными стрелками обозначен круг порождения, красными - круг преодоления, синими - круг контроля (погашения)Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) - у-син : воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» - вань у , включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).
Аналогичные понятия в других учениях
- Пуруша и Пракрити - фундаментальные понятия индуизма. Мужское и женское начала.
- Анима и анимус - термины, введённый в психологию Юнгом. Мужское и женское начала.
- Ор и кли (свет и сосуд) в каббале - две стороны одного действия, корень которого - взаимодействие Творца и творения.
См. также
- Китайский гороскоп
Примечания
- К.Шнорренбергер Учебник китайской медицины для западных врачей - М: «Balbe», 2003.
- Сиро Мацуоки Начало Инь и Ян//Прикладная макробиотика.
Литература
- Мартыненко Н. П. Предпосылки возникновения концепции «инь-ян» в китайской культуре //Arbor mundi. Мировое дерево. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 2006. Вып. 12. С.46-69.
- Марков Л. Система дуальных противоположностей Инь - Ян в сравнительном освещении.// Восток. М., 2003. № 5. С. 17-31.
- Дёмин Р. Н. Школа инь ян // Культуры в диалоге. Вып. 1. - Екатеринбург, 1992. С. 209-221.ISBN 5-7525-0162-8
- Зинин С. А. Пять элементов и концепция инь ян // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986. С.12-17.
- Философия Китая
- Символы
- Ицзин
- Понятия даосизма
- Аналитическая психология
- Китайская мифология
- Философия даосизма
- Дуализм
Символ Инь и Янь – реальная помощь человеку.
Понятия Инь-Янь пришли к нам из Китая – то есть, с Востока. Ведь и западная, и восточная цивилизации испокон века соприкасались, дополняя друга. Но, к сожалению, не все понимают, что означает китайский символ Инь-Янь. И, тем более, многие не знают, как можно использовать учение о символе в своей жизни.
Энергия «ци» и определяющие параметры её развития
Чтобы понять, что может значить знак инь янь, следует обратиться к знаменитой «Книге перемен» - древнекитайскому трактату «И-цзин». Космогонический смысл, то есть, относящийся к мирозданию, лежит в основе знаков Инь и Янь. Понимание значения этого древнего символа – это понимание главного закона единства и борьбы противоположных начал.
Именно этот закон был ключевым в основе диалектического материализма, который изучали советские студенты не так давно! Значит, открыт он был вовсе не в наше время, а много раньше – где-то в 7 веке до нашей эры китайскими философами.
Древнекитайские мудрецы трактовали Инь-Янь как символ единства целого, как противоположные части его, взаимодействующие между собой, взаимопереходящие друг в друга, составляющие вместе общую, сильнейшую энергию «ци». Эта неразрывная связь частей определяет развитие энергии «ци».
Как выглядит знаменитый китайский символ
Что же, всё-таки, означает знак Инь-Янь? Каждый, рассматривая этот символ, выделяет его основные черты характерные черты:
- Компоненты символа, Инь и Янь, заключены в замкнутый круг, что означает бесконечность всего сущего на Земле.
- Равное разделение круга на две половинки, окрашенные в противоположные цвета (белый и чёрный) подчёркивают равнозначность Инь и Янь, их противоположность.
- Разделение круга не прямой линией, а волнистой, создаёт как бы проникновение одной противоположности в другую, их взаимное влияние одного знака на другой. Ведь увеличь один знак – другой без сомнения будет уменьшен.
- Влияние одного знака на другой подчёркивается также симметричным расположением точек – «глаз» - противоположного цвета, то есть, цвета «противника». Это означает, что знак Инь «глядит на мир глазами» знака Янь, а знак Янь воспринимает жизнь «глазами» знака Инь.
То есть, мир создан из противоположностей, которые в сочетании могут составлять единое целое. В единстве ли, дружбе и согласии, находятся эти начала, в борьбе ли они находят консенсус – только неразрывное взаимодействие их несёт развитие.
История символа
Предполагается, что первоначальное значение символа с изображением Янь и Инь восходит к имитации горы: одна сторона освещена, а друга затенена. Но так не может продолжаться вечно: через какой-то период стороны поменяются освещённостью.
Например, существуют такие «расшифровки»:
- земля – небо,
- верх – низ,
- тёплое – холодное,
- мужское – женское,
- доброе – злое,
- хорошее – плохое,
- вредное - полезное,
- светлое - темное,
- активное - пассивное
Кое-что в этих трактовках имеет определённый смысл. Но вот придавать символу этическое значение большинство учёных не рекомендует. Ведь символ имеет в виду космогонические природные противоположности, но никак не нравственные. Поэтому не стоит говорить о борьбе и единстве хорошего, доброго и полезного с одной стороны и плохого, злого и вредного – с другой.
Оберег с китайским символом Инь-Янь
Обереги и амулеты помогают людям, энергетически подпитывая их, защищая от всего злого. Одним из сильнейших амулетов считается тот, в котором присутствует символ Инь-Янь. Но важным условием помощи любого оберега является такой факт: хранитель (в данном случае амулет, талисман или оберег) должен быть «настроен» на того, кто им пользуется. В противном случае такой оберег может представлять угрозу, равноценную силе ожидаемой помощи.
Знак китайского символа Инь-Янь несёт в себе вселенские, непрерывно и вечно переходящие друг в друга силы. Он также значит активные начала, у которых знаку Янь соответствуют дерево и огонь, а знаку Инь – металл и вода. Земля является в этом учении нейтральной.
Кроме того следует учитывать, что знак Янь несёт значение светлого, активного, мужского, доминирующего. А знак Инь заключает в себе значение тёмного, тайного, женского, спокойного. Однако, помня о единстве противоположностей, даже одного, конкретно взятого, человека нельзя причислять к той или иной категории. В каждом из нас присутствует как сила Инь, так и силы Янь. И чем в большем равновесии находятся эти силы, тем успешнее личность.
Именно оберег с символом Инь-Янь помогает уравновешивать две противоположные энергии, подавляя доминирующую и усиливая слабую.
Амулет дарит носителю энергетическое равновесие, помогает найти вторую половинку, достичь успеха и гармонии. Ведь символ Инь-Янь несёт значение не только борьбы и единства, непрекращающегося движения и активной энергии, но и гармонии, красоты.
Силы Инь и Янь в обычной жизни
По большому счёту, повсюду присутствует борьба и единство Инь и Янь. Кому не ясно, что означает данное утверждения, следует вдуматься. Вот наше питание. Оно состоит из тёплой пищи и холодной, сладкой и горькой, белковой и растительной. И любые диеты, ограничивающие человека, например, только сырыми продуктами или только вегетарианскими блюдами, нарушают баланс, закрывают путь развития энергии «Ци».
Говоря о Инь и Янь, отмечают, что значение символа в плавном переходе одного знака в другой. Поэтому и в жилище человека оба направления должны плавно переходить один в другой. Иначе душевное состояние индивидуума подвергается сильному напряжению, что вовсе не способствует ни достижению своих целей и успеха в жизни, ни улучшению его здоровья. Исключение составляют учреждения – там доминирует начало Инь либо Янь в чистом виде. В жилище же, которое должно помогать набираться энергии, отдыхать, получать удовольствие и наслаждаться гармонией, необходимо присутствие обоих начал.
Что означает символ «Инь-Ян»?
С одной стороны, древнекитайскому символу «Инь-Ян» повезло гораздо больше, чем свастике. В его графическом выражении уже был заложен определенный смысл. Сами понятия «Инь» и «Ян» с момента своего возникновения тотчас попали в руки китайских философов, поэтому их значение не столько принципиально менялось с течением времени, сколько расширялось и углублялось.
Однако на Западе изящество и экзотическое очарование этого кружка, разделенного волнообразной линией на черно-белые стороны (с вкраплением на каждой стороне маленьких точек противоположного цвета) приобрело такую популярность, что символ был растиражирован не хуже, чем знаменитая улыбка Моны Лизы. «Инь-Ян» лепят на майки, его можно заметить среди обильной бижутерии чернокожих рэпперов, без него не обходится практически ни одна книга о восточных единоборствах. В результате смысл знака упрощается, искажается, а чаще всего – полностью нивелируется.
Поэтому нам придется вернуться к исходной точке – в Древний Китай времен создания знаменитого трактата «И-цзин» («Книга Перемен»). Именно в этом «пособии по гаданию» понятиям «Инь» и «Ян» был впервые придан серьезный космогонический смысл, как двум противоположным началам мироздания. Те, кто еще получал советское образование, наверное помнят один из трех основных законов диалектического материализма – закон единства и борьбы противоположностей. Интуиция китайских мудрецов, по сути, открыла этот закон еще в XII веке до н.э.
Считается, что сперва слова «Инь» и «Ян» означали просто «теневой» и «освещенный» склоны горы. Если это так, то трансформация этих понятий была весьма логична – ведь по-разному освещенная гора не перестает быть единой цельной горой, к тому же освещение – процесс не статичный и способен к изменению. Китайские философы фактически с самого начала дали понять, что все противоположности не только части единого целого, не только части взаимосвязанные, но и части взаимодействующие, взаимопереходящие. Чаще всего их трактовали как разные проявления сути мира – энергии «ци», по сути, и определяющие его развитие.
Подтверждений этому вокруг было предостаточно: зима сменялась летом, семена возвращались в почву, племена и государства распадались и собирались. В «И-цзин» и была сделана попытка установить причины и ход этого мирового циклического движения. Для этого «Ян» обозначали сплошной, «Инь» – прерывистой линией. Затем они собирались во всевозможные тройные сочетания – триграммы.
Первые восемь триграмм открыл легендарный император Фу-си (правил 2852-2737 гг. до н.э.). Считается, что на эту мысль его натолкнули трещины на панцире черепахи. За каждой из триграмм было закреплено определенное значение.
Сын Фу-си – Цзи-Чану, пытаясь охватить все разнообразие мирового процесса, сдвоил триграммы отца. В результате получилось 64 гексаграммы, гадая на которых, старались определить тенденции «нынешнего момента» и действовать исходя из этого знания.
Постепенно значения двух противоположностей расширялись и вскоре охватили почти все основополагающие понятия. На схеме приведены некоторые из них.
Несмотря на то, что оба противоположных начала практически изначально мыслились как равные, китайские школы нередко отдавали предпочтение одному из них в ущерб другому. Так, конфуцианцы, помешанные на иерархии всего сущего, особо привечали «Ян», считая светлое небесное активное начало «благородным», на которое стоит равняться (в отличие от презренного «Инь», хотя… куда уж без него?).
Даосы, как бы в пику нелюбимым ими конфуцианцам, напротив, более привечали стихию «Инь» – пассивную, пустую, мягкую, водную.
Лао-цзы «Дао дэ цзин», гл. 76, 78:
«Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и крепок. Все существа и растения при рождении нежные и слабые, а при гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое.
…Вода – это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.
Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять».
Основанные дзэн-буддистами (оригинальное сочетание буддизма и даосизма) боевые искусства были самым ярким подтверждением того, как можно грамотно и гармонично использовать стихию «Инь». Вспомним хотя бы айкидо, принцип которого – «Победа над агрессором – дело рук… самого агрессора».
Основатель даосизма Лао-цзы считал, что гармония между первоначалами не постоянна, равновесие периодически нарушается и восстанавливается. А философ Ван Чун считал, что именно во время нарушения гармонии «Инь-Ян» в природе появляются всяческие противоестественные создания – призраки, драконы, ядовитые растения и животные.
«Чжуан-цзы», гл. 11:
«Когда силы Инь и Ян не находятся в равновесии, нарушается круговращение времен, холод и тепло пребывают в разладе, и здоровье человека терпит ущерб. Тогда люди перестают к месту радоваться и к месту печалиться, лишаются постоянства в жизни, много умствуют, но не могут достичь удовлетворения и бросают дела на полпути».
Более-менее стройную философскую концепцию символ «Инь-Ян» получил у Чжоу Дуньи (1017-1073). Философ попытался синтезировать все многообразие китайских мировоззрений: конфуцианство, даосизм и дзэн-буддизм.
В первую очередь он связал «Инь-Ян» с пятью первоэлементами. По его космогонической схеме сперва был Великий Предел – источник всего-всего-всего (изображался в виде пустого круга), затем Предел начинал двигаться, являя собой стихию «Ян», а, истощаясь, переходил в «Инь», которая, накапливаясь, порождала «Ян» и т.д. Даосы поясняли этот принцип примерами: мол, вода (Инь), сжимаясь, становится твердой (Ян), а твердое при чрезмерном напряжении ломается (вновь Инь).
Взаимодействие же «Инь-Ян» порождает пять элементов: воду и металл (Инь), огонь и дерево (Ян) и промежуточный элемент – землю. А уж «Инь-Ян» вместе с элементами порождает остальную «тьму вещей».
Мудрому человеку, чтобы пребывать в гармонии с миром, требуется лишь разумно и вовремя использовать особенности каждого из первоначал.
«Чжуан-цзы», гл. 15:
«Посему говорится: «В жизни мудрец идет вместе с Небом, в смерти он превращается вместе с вещами, в покое он причастен к силе Инь, в деянии причастен к силе Ян».
Как человек западной цивилизации, я не могу претендовать на доскональное понимание восточной мудрости. «Восток – дело тонкое» и западному человеку трудно оценить всю гениальность хайку (трехстишия) Басе о прыгнувшей в пруд лягушке или в полной мере осознать, как может существовать религия без Бога (даосизм и буддизм).
Однако в отношении к концепции «Инь-Ян» хотелось бы предостеречь от одной пагубной тенденции, особенно часто проявляющейся в художественной псевдоглубокомысленной беллетристике. Если бы речь шла о простой глупости, возможно, это бы и не стоило внимания, но дело в том, что символика «Инь-Ян» нередко приобретает крайне неприятные черты.
Каждый, знакомый с литературой «фэнтези», наверное частенько наталкивался на следующие «мудрые» выводы (якобы подкрепляемые авторитетом древнекитайского символа): «Без добра нет зла», «Нет ни зла, ни добра», «Добро и зло – одно и тоже», «Зло – есть добро, добро – есть зло», в общем, как сказал герой В. Пелевина – «Сила ночи, сила дня – одинакова... фигня».
При этом как-то забывается, что идея «Инь-Янского» равновесия не имеет никакого отношения к человеческой этике. Если вы заметили, на протяжении всей статьи касательно «Инь-Ян» я ни разу не упоминал этические категории «хорошо-плохо», «полезно-вредно»… Потому что понятия «Инь-Ян» – космогонические природные противоположности, не имеющие отношения к нравственности. Скинув человека со скалы, мы совершаем зло, а сбросив груз с падающего воздушного шара – добро. Но разве сам закон всемирного тяготения становится от этого нравственным или безнравственным?
Недаром на Востоке так распространено представление о Срединном Пути. Настоящий мудрец невозмутим и не стоит на стороне какой-либо природной силы. Он сам отвечает за гармонию «Инь» и «Ян» в своем сердце. Зло и добро – это неправильный выбор, диссонанс, нарушение гармонии, несоответствие поступков (глупо плавать на суше и бегать по воде).
И если какому-нибудь безумцу, решившему, что, мол, и хирурги, и наемные убийцы равно полезны и необходимы, вдруг взбредет в голову прицепить к этому мировоззрению «Инь-Ян», то этот символ вполне может разделить печальную судьбу свастики.
«Чжуан-цзы», гл. 23:
«Нет разбойников более опасных, чем силы Инь и Ян, – от них никуда не скроешься в целом мире. Но Инь и Ян не сами лишают нас дарованного нам – наше сердце побуждает их к этому».
«Чжуан-цзы», гл. 11:
«Умей быть господином Неба и Земли. Умей вместить в себя и силу Инь, и силу Ян».
Символ Инь-Ян изображает вселенную, состоящую из двух противоположностей Инь и Ян, которые образуют целое лишь в единой комбинации. Две точки в символе означают, что каждая из двух энергий на высшей ступени своей реализации уже содержит в себе зерно своей противоположности и готова в нее преобразоваться.
Здоровое тело основывается на состоянии совершенного равновесия между Инь и Ян, а такжеПяти базовых элементов.
Восточная медицина – китайская, японская, тибетская, и др., – основанная, помимо прочего, на философии баланса Инь и Ян, помогает восстановить в организме гармонию, созданную природой. Когда гармония между Инь и Ян нарушается, состояние баланса может быть восстановлено с помощью медитации, акупунктуры, корректирующей диеты, цигун, тайцзи, шиацу или различными сочетаниями этих методов. Восточные врачи стремятся лечить не внешние симптомы болезней, а их первопричины, заключающиеся в нарушении внутреннего баланса, демонстрируя при этом такое «ясновидение», которое человеку с западным менталитетом может показаться волшебством.
Принцип Инь и Ян - восточное восприятие действительности, подразумевающее и материальный, и духовный мир как единство двух противоположных и одновременно взаимозависимых сил.
Инь и Ян - это противоположности, образующие целое, они зависят друг от друга, потому что существуют только во взаимосвязи со своей противоположностью.
Основные свойства Инь и Ян
ИНЬ | ЯН |
Женское начало | Мужское начало |
Материя | Энергия |
Пассивность | Активность |
Конец | Начало |
Земля | Небо |
Низ | Верх |
Ночь | День |
Зима | Лето |
Влажность | Сухость |
Мягкость | Твердость |
Горизонталь | Вертикаль |
Сжатие | Расширение |
Притяжение | Отталкивание |
Знак Инь-Ян символизирует всеобщий закон перемен. Он показывает нам, что одно, достигая своего наибольшего значения, неизменно переходит в другое. Зима сменяется летом, а лето - зимой. Движение сменяется покоем, а покой - движением.
Слезы превращаются в смех, а смех - в слезы. Жизнь ведет к смерти, а смерть вновь возрождает жизнь.
Знак Инь-Ян, каждая часть которого имеет в центре точку противоположного цвета, представляет два полюса, содержащих во внутреннем ядре сущность противоположности.
Другими словами, не существует абсолютно чистого Инь или Ян, белого или черного, женского или мужского, темного или светлого, доброго или злого.
В женщине обязательно есть и мужские качества, а в мужчине - женские. И в белом, и в черном всегда есть серые тона.
Плохой поступок никогда не бывает только плохим, а хороший поступок может иметь плохие последствия.
Проявления Инь и Ян в теле человека
ИНЬ ЯН
Передняя сторона Задняя сторона
Левая сторона Правая сторона
Нижняя часть туловища Верхняя часть туловища
Ноги Руки
Плотные органы Полые органы
Сгибание Разгибание
Покой Движение
Вдох Выдох
Инь и Ян не являются абсолютными понятиями. Они относительны, как и все в мире. Поэтому они могут использоваться при описании взаимосвязи между разнообразными явлениями материального и духовного мира.
Например, грудь рассматривается как Инь в сравнении со спиной, но по отношению к тазу грудь - это Ян.
Или зима по отношению к лету рассматривается как Инь, но в сравнении с космическим холодом - это Ян.
Проявления Инь и Ян в психологических особенностях человека
ИНЬ Ян
Интуиция Интеллект
Созерцание Реагирование
Спокойствие Возбужденность
Интровертность Экстравертность
Пессимизм Оптимизм
Консервативность Прогрессивность
Молчаливость Разговорчивость
Знак Инь-Ян показывает изменение явлений. Это описание изменения явлений, а не суждение о них.
Знак отражает, каким образом противоположности зависят друг от друга, как они воздействуют ДРУГ на друга и как в конце концов переходят друг в друга.
Чтобы понять природу двух фундаментальных начал и их влияние на здоровье человека, нужно запомнить, какие заболевания и недомогания китайская медицина относит к Инь и Ян.
Заболевания, характерные для Инь и Ян
ИНЬ ЯН
Хронические заболевания Острые заболевания
Внутренние болезни Болезни кожи и органов чувств
Дегенеративные заболевания Инфекционные заболевания
Отек Воспаление, лихорадка
Паралич Судороги
Понос Запор
Постоянная глубокая боль Приступы поверхностной боли
Распространенная боль Локализованная боль
Тупая и давящая боль Острая и пульсирующая боль
Ночные приступы боли, в покое Дневные приступы боли, при движении
Жизненная энергия Ци
Ци - это китайское название жизненной энергии, или жизненной силы. Японцы обозначают ее термином Ки, а в Йоге она называется Праной.
Понятие жизненной силы, циркулирующей в воздухе, растениях, животных и в человеческом организме, существовало уже в самых древних культурах. Это и есть энергия, которая обнаруживается во всех формах материи и концентрируется в живых организмах, «жизнь вне атома».
Более трех тысячелетий тому назад в Индии и Китае были разработаны системы лечения и медитации, направленные на усиление жизненной энергии у людей с целью профилактики и лечения болезней. Китайцы выделяли различные виды жизненной силы Ци.
Для более глубокого понимания нам потребуются еще два важных понятия, связанных с энергией Ци, - Ши и Сю. Ши означает полноту или избыток энергии, что в большинстве случаев вызывает такие симптомы Ян, как воспаление, острая боль и лихорадка.
Сю означает истощение или недостаток энергии и проявляется в симптомах Инь: озноб, хроническая боль и отеки.
С помощью упражнений для меридианов, описанных в этой книге, можно устранить избыток или недостаток энергии Ци и привести ее в равновесие в различных меридианах и соответствующих им органах. Благодаря этому укрепляется здоровье, улучшается самочувствие и отодвигается старость.
Меридианы и Органы китайской медицины
Меридианы - это каналы, по которым течет жизненная энергия, Ци. Те места, где можно почувствовать этот поток энергии, называют точками акупунктуры.
Традиционная китайская медицина рассматривает меридианы как сеть, связывающую внутреннее и внешнее: внутренние органы и поверхность тела, ткани и дух, Инь и Ян, землю и небо. Эта система состоит из энергетических каналов, расположенных преимущественно вдоль вертикальной оси тела, сосудов Лю и особого канала Дай Май, который окружает талию как пояс.
Западные врачи сравнивают китайскую систему меридианов человеческого организма с системой меридианов Земли: меридианы организма соответствуют меридианам Земли, сосуды Лю параллелям, а Дай Май - экватору.
Уже в «Хуанди Нэй Цзин», трактате о внутренних болезнях Желтого Императора Хуандд? датирующемся примерно IIIвеком до нашей эры, были точно описаны расположение меридианов и эффекты воздействия на точки акупунктуры. В этом трактате меридианы сравниваются с большими реками Китая, омывающими землю.
Понятие меридиана выражено китайским иероглифом «цзин», означающим «река, дорога, путь» и «кровеносный сосуд». В систему меридианов входят меридианы двенадцати Органов, называемые двенадцатью постоянными каналами.
Каждый из двенадцати меридианов связан с определенным Органом и соединяет его с другими Органами.
Двенадцать меридианов образуют пары. Каждый меридиан Инь связан с меридианом Ян той же стихии.
Эти пары называют Сдвоенными меридианами, так как поток Ци в меридианах уравновешивается двумя «воротами». Эти «ворота» и есть сосуды Лю. Главная их задача - обеспечение одинакового уровня потока энергии в Сдвоенных меридианах. Это снижает риск образования избытка или недостатка Ци в одном из меридианов, а следовательно, и в соответствующем Органе.
Хорошее функционирование меридианов и сосудов Лю обеспечивает полноценную циркуляцию энергии Ци в организме и, значит, достаточное питание и сохранность всех Органов и согласованнность их работы. Нужно обязательно упомянуть, что китайские представления о внутренних органах и тканях человека отличаются от принятых на Западе. Это отличие обусловлено прежде всего тем, что китайская традиция не разделяет тело и душу.
Китайская медицина утверждает, что в дополнение к чисто физическим функциям каждый орган обладает эмоциональной, ментальной и духовной функцией. То есть душа и разум существуют в каждой клетке организма и в его энергетическом поле. Поэтому внутренние органы рассматриваются в большей степени как единство тела, разума и духа, чем как анатомические образования с определенными физиологическими функциями. Каждый орган влияет на личность в целом, а взаимодействие всех органов определяет мыслительный и чувственный процессы.
Поскольку внутренние органы рассматриваются не с физиологической точки зрения, а исходя из единства тела, разума и духа, анатомические определения в китайской медицине отличаются от понятий, принятых в западной медицине.
Чтобы избежать путаницы, все названия органов в их китайском понимании написаны с большой буквы. Например, органы, которые в западной медицине называются желудком, двенадцатиперстной кишкой и начальным отделом тонкой кишки, в китайской медицине именуются просто Желудком, так как процесс пищеварения и транспорта питательных веществ из желудочно-кишечного тракта в кровь считается главной задачей Желудка. А то, что в китайской медицине называется Селезенкой, включает не только селезенку, но и поджелудочную железу» и всю лимфатическую систему, то есть органы, образующие иммунную систему человека. Физиологическое назначение Селезенки заключается в общей защите организма.
Китайская медицина различает шесть органов Инь и шесть Ян.
Органы Инь называются Чжан, что означает твердый, плотный. Другое название органов Чжан - органы-хранилища, так как, кроме выполнения своих физиологических функций, они еще вырабатывают, накапливают и трансформируют различные формы энергии Ци. Органы Чжан - это Сердце, Перикард, Печень, Почки, Легкие и Селезенка.
Органы Ян называются Фу, что означает полый. Главные задачи органов Фу - это прием и переваривание пищи, усвоение питательных веществ и выделение шлаков. К органам Фу относятся Желудок, Тонкая Кишка, Толстая кишка, Желчный Пузырь, Мочевой пузырь и Тройной Обогреватель.
Функция Тройного Обогревателя - регуляция температуры тела, координация деятельности систем дыхания и кровообращения, пищеварительной и мочеполовой систем.
В Китае этот символ носит название Тай Цзи, или «великий предел». Графически он изображается в виде круга, в который вписаны два эмбриона, похожие на большие запятые чёрного и белого цвета. Чёрное олицетворяет инь, а белое — янь. В центре белой запятой есть чёрная точка, а в центре чёрной — белая. Это изображение — символ единства всего живого. До настоящего времени нет чёткого определения тому, что же такое инь (или ян). Даже древние китайские философы не делали таких попыток, они лишь состовляли длинные списки противоположностей.
Инь и ян - две космические силы, которые противоположны друг другу, которые постоянно трансформируются одна в другую и вместе составляют гармоничное целое. Они постоянно взаимодействуют, создавая все сущее, возникнув тогда, когда невидимая жизненная сила впервые поделилась на две. Инь и Ян немыслимы друг без друга.
Инь – это темнота, ночь, тишина, неподвижность, плавные линии, сырость, холодное и мягкое, ночь, луна, обычно выступает как женское начало. Она всегда направлена на север. В каждом доме есть элементы, принадлежащие инь (мягкая мебель, ковры, встроенные шкафы, неприятный запах, затхлый воздух). При избытке Инь люди становятся чересчур тихими, спокойными, медлительными. Они не горят желанием что-то делать и куда-то бежать, к чему-то стремиться. Такому человеку сложно приобрести авторитет в глазах окружающих, защищать свои права.
Ян – это свет, горячее и твердое, громкий звук, движение, прямые линии, сухость, приятный аромат, выступает как мужское начало. К янь в доме относится высокая, легко передвигающаяся мебель, яркое освещение. Переизбыток Ян проявляет себя гипертрофированной активностью, постоянной занятостью и суетливостью.
В характере каждого человека также могут преобладать качества инь (замкнутость, хладнокровие) или янь (общительность, жажда деятельности). Чтобы чувствовать себя комфортно, спокойно и безопасно в своей квартире или где либо, необходимо поддерживать в ней баланс инь и янь. Для этого не обязательно перестраивать дом или перепланировать квартиру – фен-шуй имеет много рецептов, которые помогут сделать это, затратив минимум сил и средств.
Организм человека, его внутренние органы также находятся под влиянием инь или янь, поэтому недостаток того или другого элемента в питании, окружающей среде, неизбежно приведёт к физическому недомоганию, развитию болезней. По этой причине китайцы тщательно следят за равновесием инь и янь в тех местах, где человек находится длительное время (кухня, столовая, спальня, рабочий кабинет).
В старинных китайских книгах часто встречается символическое изображение инь и янь не в форме чёрно-белых запятых, вписанных в круг, а в виде борющихся или совокупляющихся белого (или красного) тигра и зелёного дракона. Тигр символизирует инь, Запад, женское начало, а дракон – янь, Восток, мужское начало. Древние считали, что строить нужно в том месте, где произошло соединение этих животных, поскольку при этом рождается живительная энергия ци.
Схема Тай Цзи «великого предела»
Ян Ян
———— == == ==
Небо Земля
Солнце Луна
Лето, весна Зима, осень
День (от 24-х часов до 12 часов) Ночь (от 12 часов до 24 12 часов)
Тепло Холод
Отец Мать
Энергия (ци) Масса
Движение Покой
Мужчина Женщина
Внешний Дух (нечто Внутренний (материальное
нематериальное) вещество)
Высокая температура тела Низкая температура тела
Пища, богатая натрием Пища, богатая калием
Пища животного Пища растительного
Происхождения происхождения
Быстрое развитие Медленное развитие
Левый Правый
Задний Передний
Восток Запад
Дракон Тигр
Триграмма Триграмма
Цянь Кунь