Церковная иерархия в православии схема женщины. Чины в церкви. Из белого духовенства

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Также как и много различных религий, есть и различные церковные чины православной церкви. Все должно подчинятся определенному порядку. Знание чинов поможет не только разобраться в иерархии, но и знать как правильно обращаться к тому или иному священнослужителю.

Чины в православии

Православная церковь состоит из народа божьего. Его делят на 3 типа:

  • миряне,
  • церковнослужители,
  • священнослужители.

Начинают чины в православной церкви миряне. Так называют обычный народ, который не призван к священнослужению. Именно из мирян Церковь выбирает служителей на все необходимые ступени. Именно эта часть людей играет наиважнейшую роль в жизнедеятельности церкви.

К церковнослужителям относят тип служителей, которые редко выделяются из мирян. Они также играют важную роль в жизни церкви. К этому типу относят:

  • сторожа,
  • чтецы,
  • певчие,
  • алтарники,
  • старосты,
  • трудники,
  • катехизаторы и прочие.

Этот тип людей может иметь определенные знаки отличия на одежде или никак не отличаться.

Заканчивают церковные чины православной церкви по возрастанию священнослужители. Их принято называть клиром или духовенством. Также есть разделение на черных и белых:

  • белое носит женатое духовенство,
  • черное – те, кто монашествуют.

Управлять церковью может лишь черное духовенство, которое не имеет семейных забот. Клир также имеет определенную иерархическую степень. Итак, чины в церкви по возрастанию подразделяются на 3 степени:

  • дияконов,
  • священников,
  • епископов.

Первые 2 категории могут включать в себя как монашествующих, так и женатых. А вот в третьей группе могут быть только те, кто приняли монашеский постриг. Относительно этому порядку располагаются и все церковные звания, а также должности у православных.

Церковная иерархия

Чины святости православной церкви берут свое начало еще с ветхозаветных времен. К низшей ступени священства относят дияконов. Это считается низшим чином, при рукоположении в который обретается благодать, которая нужна для проведения тех действий при богослужение, которые положены на него.

Этому рангу запрещено самостоятельно проводить обряды, таинства и службы. Его основная роль – помощь священнику. Монах, которого возвели в сан диякона, называется иеродиаконом. Те, кто длительное время прослужил в данном сане и хорошо себя зарекомендовал получает новое звание: у белых – протодьяконов, у черных – архидиаконов. Последние могут служить при архиерее. Если по той или иной причине диякона нет, то его функции может исполнять иерей или епископ.

Вторая ступень священнической иерархии включает в себя иные звания, которые идут по возрастанию. Отдельное место занимают тут священники или как их еще именуют пресвитеры или иереи, а в монашестве – иеромонахами. Это уже степень выше, чем диякон. Они способны совершать большинство святых таинств, кроме возведения в сан, а также освящение мира и антиминсов. Они руководят религиозной жизнью сельских и городских приходов, где могут занимать пост настоятелей.

Подчиняются они непосредственно епископу. После длительной и безупречной службы в белом духовенстве его могут поощрить званием протоирея или протопресвитера, а в черном – игумена. Среди монашества игумен может быть назначен на должность настоятеля прихода или обычного монастыря. Если его планируют назначить на должность настоятеля лавры или крупной обители, то должны ввести в сан архимандрита. Именно эта степень и формирует епископат.

Далее следуют епископы. Их еще называют архиереями, а точнее начальниками иереев. Они уже имеют право совершать все без исключения таинства. Они также могут рукополагать во священство дияконов. Наиболее заслуженных епископов называют архиепископами. Столичных же называют митрополитами. Если возникают такие ситуации при которых одного епископа назначают в помощь другому, то ему надлежит носить звание викарий. Они могут стоять во главе областных приходов, которые именуют епархиями.

Высшим чином в православной церкви является патриарх. Эта должность выборная. Его назначают Архиерейским Собором и он вместе со Священным Синодом руководит всей поместной церковью. Этот сан пожизненный, но в определенных случаях ариерейский суд может отстранить патриарха и отправить на покой. Пока место вакантно, может быть избран местоблюститель, который будет выполнять свои функции до законного избрания патриарха.

Необходимо помнить о том, что есть еще определенная группа людей – церковнослужители. Это псаломщики, иподиаконы, пономари. Они занимают свое место без рукоположения, а по благословению протоирея или епископа.

Зная такие тонкости Вы больше никогда не почувствуете неудобство при обращении к священнослужителям.

Господь всегда с Вами!

Священство Русской Православной Церкви подразделяется на три степени, установленные ещё святыми апостолами: диаконов, священников и епископов. Первые две включают в себя как священнослужителей, принадлежащих к белому (женатому) духовенству, так и чёрному (монашествующему). В последнюю, третью степень возводятся только лица, принявшие монашеский постриг. Соответственно этому порядку установлены все церковные звания и должности у православных христиан.

Церковная иерархия, пришедшая из ветхозаветных времён

Порядок, в соответствии с которым церковные звания у православных христиан делятся на три различные степени, восходит к ветхозаветным временам. Происходит это в силу религиозной преемственности. Из Священного Писания известно, что примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова основоположником иудаизма пророком Моисеем были избраны для богослужения особые люди – первосвященники, священники и левиты. Именно с ними связаны наши современные церковные звания и должности.

Первым из числа первосвященников был брат Моисея – Аарон, а священниками стали его сыновья, руководившие всеми богослужениями. Но, для того чтобы совершать многочисленные жертвоприношения, которые были неотъемлемой частью религиозных ритуалов, были необходимы помощники. Ими стали левиты – потомки Левия, сына праотца Якова. Эти три категории священнослужителей ветхозаветной эпохи стали основой, на которой в наши дни строятся все церковные звания православной церкви.

Низшая ступень священства

Рассматривая церковные звания по возрастанию, следует начать с диаконов. Это низший священнический чин, при рукоположении в который обретается Божья Благодать, необходимая для выполнения той роли, которая отводится им при богослужении. Диакон не имеет права самостоятельно проводить церковные службы и совершать таинства, а обязан лишь помогать священнику. Монах, рукоположенный во диакона, именуется иеродиаконом.

Диаконы, прослужившие достаточно длительный период времени и хорошо себя зарекомендовавшие, получают в белом духовенстве звание протодьяконов (старших диаконов), а в чёрном – архидиаконов. Привилегией последних является право служить при архиерее.

Следует заметить, что все церковные службы в наши дни построены таким образом, что при отсутствии диаконов они без особого труда могут выполняться иереями или епископами. Поэтому участие диакона в богослужении, не будучи обязательным, является, скорее, его украшением, чем неотъемлемой частью. Как следствие ― в отдельных приходах, где ощущаются серьёзные материальные трудности, эту штатную единицу сокращают.

Вторая ступень священнической иерархии

Рассматривая далее церковные звания по возрастанию, следует остановиться на священниках. Обладатели этого сана именуются также пресвитерами (по-гречески «старец»), или иереями, а в монашестве иеромонахами. По сравнению с диаконами это более высокий уровень священства. Соответственно, и при рукоположении в него обретается большая степень Благодати Святого Духа.

С евангельских времён священники руководят богослужениями и наделены правом совершать большинство святых таинств, среди которых все, кроме рукоположения, то есть возведения в сан, а также освящение антиминсов и мира. В соответствии с возлагаемыми на них должностными обязанностями, иереи руководят религиозной жизнью городских и сельских приходов, на которых могут занимать пост настоятеля. Священник находится в непосредственном подчинении у епископа.

За долгую и безупречную службу иерей белого духовенства поощряется званием протоиерея (главного иерея) или протопресвитера, а чёрного – саном игумена. В среде монашествующего духовенства игумен, как правило, назначается на должность настоятеля обычного монастыря или прихода. В том случае, если ему поручается возглавить крупную обитель или лавру, он именуется архимандритом, что является ещё более высоким и почётным званием. Именно из архимандритов формируется епископат.

Архиереи православной церкви

Далее, перечисляя церковные звания по возрастанию, необходимо уделить особое внимание высшей группе иерархов – епископам. Они относятся к категории священнослужителей, именуемых архиереями, то есть начальниками иереев. Получившие при рукоположении наибольшую степень Благодати Святого Духа, они имеют право совершать все без исключения церковные таинства. Им даётся право не только самим проводить любые церковные службы, но и рукополагать во священство диаконов.

Согласно церковному Уставу, все епископы обладают равной степенью священства, при этом наиболее заслуженные из них именуются архиепископами. Особую группу составляют столичные епископы, называемые митрополитами. Это название произошло от греческого слова «митрополия», что значит «столица». В тех случаях, когда в помощь одному епископу, занимающему какую-либо высокую должность, назначается другой, он носит звание викария, то есть заместителя. Епископ ставится во главе приходов целой области, называемой в этом случае епархией.

Предстоятель православной церкви

И наконец, высшим чином церковной иерархии является патриарх. Он избирается Архиерейским Собором и вместе со Священным Синодом осуществляет руководство всей поместной церковью. Согласно Уставу, принятому в 2000 году, сан патриарха является пожизненным, однако в отдельных случаях архиерейскому суду даётся право суда над ним, низложения и решения вопроса о его уходе на покой.

В тех случаях, когда патриаршая кафедра вакантна, Священным Синодом избирается из числа его постоянных членов местоблюститель, выполняющий функции патриарха до его законного избрания.

Церковнослужители, не имеющие Благодати Божьей

Упомянув все церковные звания по возрастанию и вернувшись к самому основанию иерархической лестницы, следует отметить, что в церкви, кроме священнослужителей, то есть духовных лиц, прошедших таинство рукоположения и сподобившихся обрести Благодать Святого Духа, имеется ещё низшая категория – церковнослужители. К ним относятся иподиаконы, псаломщики и пономари. Несмотря на своё церковное служение, священниками они не являются и на вакантные места принимаются без рукоположения, а только по благословению епископа или протоиерея – настоятеля прихода.

В обязанности псаломщика входит чтение и пение во время церковных служб и при исполнении священником треб. Пономарю доверяется созывать прихожан колокольным звоном в церковь к началу богослужений, следить за тем, чтобы были возжены свечи в храме, в случае необходимости помогать псаломщику и подавать кадило священнику или диакону.

Иподиаконы также принимают участие в богослужениях, но только вместе с архиереями. Их обязанности состоят в том, чтобы помогать владыке облачаться перед началом службы и, если необходимо, менять облачение в её процессе. Кроме того, иподиакон подаёт архиерею светильники – дикирий и трикирий – для благословения молящихся в храме.

Наследие святых апостолов

Мы рассмотрели все церковные звания по возрастанию. В России и у иных православных народов эти чины несут на себе благословение святых апостолов – учеников и последователей Иисуса Христа. Именно они, став основателями земной Церкви, установили существующий порядок церковной иерархии, взяв в качестве образца пример ветхозаветных времён.

Что такое церковная иерархия? Это упорядоченная система, определяющая место каждого церковного служителя, его обязанности. Система иерархии в церкви очень сложная, а зародилась она в 1504 году после события, которое получило название «Великого церковного Раскола». После него получили возможность развиваться автономно, самостоятельно.

Прежде всего, церковная иерархия выделяет белое и черное монашество. Представители черного духовенства призваны вести максимально аскетический образ жизни. Они не могут вступать в браки, жить в миру. Такие чины обречены вести либо скитальческий, либо изолированный образ жизни.

Белое духовенство может вести более привилегированную жизнь.

Иерархия РПЦ подразумевает, что (в соответствии с Кодексом чести) главой является патриарх Константинопольский, носящий официальный, символический титул

Однако формально русская церковь ему не подчиняется. Церковная иерархия главой считает Патриарха Московского и Всея Руси. Он занимает высшую ступень, но власть и управление осуществляет в единстве со Священным Синодом. В него входят 9 человек, которые выбираются на разной основе. По традиции митрополиты Крутицкий, Минский, Киевский, Петербургский являются его постоянными членами. Пятерых же оставшихся членов Синода приглашают, причем их епископат не должен превышать полугода. Постоянным членом Синода является Председатель внутрицерковного ведомства.

Следующей по значимости ступенью церковная иерархия называет высших чинов, которые управляют епархиями (территориально-административными церковными округами). Они носят объединяющее название архиереев. К ним относятся:

  • митрополиты;
  • епископы;
  • архимандриты.

Архиереям подчиняются священники, которые считаются главными на местах, в городских или иных приходах. От рода деятельности, обязанностей, которые возложены на них, священники разделяются на иереев и протоиереев. Человек, на которого возложено непосредственное руководство приходом, носит титул Настоятеля.

Уже ему подчиняется младшее духовенство: диаконы и попы, чьими обязанностями является помощь Настоятелю, другим, более высоким духовным чинам.

Говоря о духовных званиях, не следует забывать, что иерархии церквей (не путать с церковной иерархией!) допускают несколько разные толкования духовных титулов и, соответственно, дают им другие названия. Иерархия церквей подразумевает деление на Церкви Восточных и Западных обрядов, их более мелкие разновидности (например, Пост-Православные, Римскую католическую, Англиканскую и т.п.)

Все вышеперечисленные титулы относятся к белому духовенству. Черная церковная иерархия отличается более жесткими требованиями к людям, принявшим сан. Высшей ступенью черного монашества является Великая Схима. Она подразумевает полное отчуждение от мира. В русских монастырях великие схимники живут отдельно от всех, не занимаются никакими послушаниями, но день и ночь проводят в непрестанных молитвах. Иногда принявшие Великую Схиму становятся отшельниками и ограничивают свою жизнь множеством необязательных обетов.

Предшествует Великой Схиме Малая. Она также подразумевает исполнение ряда обязательных и необязательных обетов, важнейшие из которых: девство и нестяжание. Задача их - подготовить монаха к принятию Великой Схимы, полностью очистить его от грехов.

Принять малую схиму могут монахи-рясофоры. Это низшая ступень черного монашества, на которую вступают сразу после пострига.

Перед каждой иерархической ступенью монахи проходят особые обряды, им меняют имя и назначают При смене титула ужесточаются обеты, меняется одеяние.

Церковная иерархия - это три степени священства в их соподчиненности и степени административной иерархии священнослужителей.

Священнослужители

Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» - женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» - священников, принявших монашеский постриг.

Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.

Епископом в современной русской традиции может стать только монах.

Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.

Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.

Звания епископов

Епископ

Архиепископ - старейший, наиболее заслуженный
епископ.

Митрополит - епископ главного города, области или провинции
или наиболее заслуженный епископ.

Викарий (лат. наместник) - епископ - помощник другого епископа или его наместник.

Патриарх - главный епископ в Поместной Православной Церкви.

Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии т. е. рукоположения.

Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства - их может совершать только епископ.

Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

Звания иереев

из белого духовенства
Иерей

Протоиерей - первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер - особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

из черного духовенства

Иеромонах

Архимандрит (греч. начальник овчарни) - в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции - наиболее заслуженный иеромонах или настоятель монастыря.

Игумен (греч. ведущий)

в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года - заслуженный иеромонах. При оставлении должности
настоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым
саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.

В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.

Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств.

Участие диакона в богослужениях не обязательно.

Звания диаконов

из белого духовенства
Диакон

Протодиакон - старший диакон

из черного духовенства

Иеродиакон

Архидиакон - старший иеродиакон

Церковнослужители

Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.

Иподиакон - участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.

Псаломщик/чтец, певчий - читает и поет во время богослужений.

Пономарь/алтарник - наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям - звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.

Церковная иерархия - это три степени священства в их соподчиненности и степени административной иерархии священнослужителей.

Священнослужители

Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» - женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» - священников, принявших монашеский постриг.

Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.

Епископом в современной русской традиции может стать только монах.

Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.

Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.

Звания епископов

Епископ

Архиепископ - старейший, наиболее заслуженный
епископ.

Митрополит - епископ главного города, области или провинции
или наиболее заслуженный епископ.

Викарий (лат . наместник) - епископ- помощник другого епископа или его наместник.

Патриарх - главный епископ в Поместной Православной Церкви.

Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии, т. е. рукоположения.

Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства - их может совершать только епископ.

Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

Звания иереев

из белого духовенства

Иерей

Протоиерей - первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер - особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

из черного духовенства

Иеромонах

Архимандрит (греч . начальник овчарни) - в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции - наиболее заслуженный иеромонах, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Игумен (греч . ведущий)

в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года - заслуженный иеромонах.При оставлении должности
настоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым
саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.

В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.

Диакон может непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем и , но не может совершать их самостоятельно.

Таинства и богослужения могут совершаться и без диакона.