Разоблачаем! Настолько ли толстые священники? Благочинный сергиево-посадского церковного округа священник александр колесников

Наше приглашение к паломнической поездке по маршруту с.Жокино-Захарово-Пушкари-Рязань - для всех желающих совершить благо душе своей.

С сердечными молитвами вы сможете обратиться к Богу при посещении в с.Жокино старинного храма св.Апостола Иоанна Богослова.

Этот храм построен давно, ещё в 60-е г.г. XIX века, на месте ветхой деревянной церкви (1783г.). В Богословском храме часто происходили чудесные исцеления болящих, о чём записано в церковной истории.

На всём протяжении долгих послереволюционных лет святое место осквернялось: церковь была превращена в склад. Однако в 2001г. храм св.апостола Иоанна Богослова вновь открылся - во славу Божью и на радость многочисленным прихожанам. Храмовым настоятелем стал игумен Стефан (Плясов).

Церковными святынями являются три иконы, которые стали мироточить на Успение Пресвятой Богородицы. Это икона Пресвятой Богородицы, икона апостола-евангелиста Иоанна Богослова и икона Николая Угодника (написанная рукой игумена Стефана).

Несмотря на обширную программу паломнической поездки, главным её событием будет индивидуальная беседа с игуменом Стефаном, пастырем храма св.Апостола Иоанна Богослова.

Вам предоставляется редкостная возможность излить душевные горести батюшке, который своей крепкой верой укрепляет нас в стойком желании угодить Богу, превозмогая житейские трудности.

После беседы будет совершён молебен врачевания душ и телес.

В с.Захарово Боголюбивые паломники посетят могилку благодатной старицы Пелагии Рязанской. Угодница Божия, она хотя и была слепой, но духовным взором прозорливицы видела многое, о чём и предупреждала в предсказаниях.

В рязанском Николо-Ямском храме вы поклонитесь святым мощам блаженной Любушки Рязанской, великой молитвенницы и предсказательницы. Всем, кто находится в скорби и болезнях, она помогает даже и теперь.

Также вы сможете попросить молитвенного заступничества перед храмовыми святынями - чудотворными иконами Божией Матери "Корчемная" и св.Николая Чудотворца (с частицей его мощей).

Христорождественский собор (конец ХIV/начало ХV столетий) - жемчужина Рязанского Кремля.

Вас приведёт в священный восторг красота этого древнего храма и величие производимого в соборе Богослужения.

Собор, созданный для Бога, неусыпно хранит свои главные святыни - частицу Ризы Господней и мощи Василия Рязанского. Вы сможете поклониться им...

Запись в поездку к игумену Стефану

Игумен Стефан (Макаров Андрей Александрович) родился 28 октября 1967 г. в городе Первоуральске Екатеринбургской области в семье рабочих.

В 1975 г. пошел в школу.

В 1978 г. семья переехала в город Муром Владимирской области.

В 1984 г. был крещен.

В 1985 г. закончил среднюю школу № 20. В том же году поступил в Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева, где проучился год.

В 1986 г. был призван в армию. Службу проходил в учебных центрах Московского военного округа.

В 1988 г. демобилизовался и продолжил обучение в МХТИ.

В 1993 г. закончил Международную Школу бизнеса МГИМО.

1 октября 1993 г. поступил послушником в Екатерининский мужской монастырь города Видное Московской области.

19 апреля 1995 г. настоятелем Екатерининского мужского монастыря игуменом Тихоном (Недосекиным) был пострижен в монашество с именем Стефан в честь святителя Стефана Пермского.

28 мая 1995 г. епископом Можайским Григорием рукоположен в сан диакона. С этого времени до 2000 г. нес послушание водителя Московского Епархиального управления.

В 1996 году поступил в Коломенскую Духовную семинарию, которую окончил в 2000 году.

7 апреля 2000 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем церкви Новомучеников и исповедников Российских полигона «Коммунарка» Ленинского района — подворья Екатерининского мужского монастыря города Видное Московской области.

В 2005 г. был удостоен награждения наперсным крестом.

В 2007 г. Святейшим Патриархом Алексием II был удостоен сана игумена и ордена Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени.

В 2008 г. поступил на сектор заочного обучения Московской Духовной Академии.

Постановлением Священного Синода от 10 октября 2009 г. (журнал № 103) назначен настоятелем Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря.

Благочинный Сергиево-Посадского церковного округа священник АЛЕКСАНДР Колесников

В 1983—1991 гг. обучался в средней школе.

С 1983 по 1988 гг. обучался в музыкальной школе по классу фортепиано.

В 1991—1993 гг. обучался в Училище культуры Ярославля по классу «Руководитель оркестра».

С 1991 г. являлся прихожанином Троицкого храма в селе Песочное города Ярославля, нес послушание алтарника и клиросного певчего.

В 1994—1996 гг. проходил военную службу в Вооруженных силах в должности командира отделения в звании сержанта.

В 1996—1997 гг. обучался в Ярославском Духовном училище. Закончив I курс училища, поступил в Московскую Духовную семинарию.

В 1997—2001 гг. обучался в Московской Духовной семинарии.

В 2002—2006 гг. нес послушание в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями в должности делопроизводителя канцелярии.

В 2002 г. — поступил в Московскую Духовную Академию, форма обучения — экстернат.

В 2003 г. вступил в брак.

С 2002 по 2009 гг. обучался в Московской государственной юридической академии, по окончании которой присвоена квалификация юрист по специальности «Юриспруденция».

21 января 2007 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия рукоположен во диаконы архиепископом Можайским Григорием в Успенском храме Новодевичьего монастыря.

28 января 2007 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия рукоположен во священники архиепископом Можайским Григорием в Успенском храме Новодевичьего монастыря с назначением в штат Тихвинской церкви села Выпуково Сергиево-Посадского района Московской области.

10 сентября 2007 г. назначен настоятелем церкви преподобного Серафима Саровского города Хотьково с оставлением в прежней должности.

12 августа 2009 г. назначен настоятелем Тихвинской церкви села Выпуково Сергиево-Посадского района Московской области с оставлением в прежней должности.

13 октября 2009 г. назначен настоятелем Ильинской церкви города Сергиева Посада Московской области и благочинным церквей Сергиево-Посадского округа с оставлением в прежней должности.

2000 г. — Патриаршая грамота Юбилейная.

2005 г. — грамота Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.

2008 г. — набедренник.

Поэт Ю. М. Киселев родился 6 ноября 1955 года в Воронеже в рабочей семье. С трехлетнего возраста рос без отца, воспитывался в школе-интернате. Окончил Воронежский железнодорожный техникум, школу мичманов-техников и с 1977 по 1991 годы служил на атомных подводных лодках Северного флота в звании мичмана. В 1991 году Ю. М. Киселев уволился в запас по выслуге лет.

В 1994 году он пришел паломником в Задонский Богородицкий мужской монастырь, а в 1996 году вступил в братию обители в качестве послушника Георгия. В 1998 году он был пострижен в монахи, а в 2000 году - рукоположен в иеродиаконы. С 2003 года - иеромонах Стефан.

Игумен Стефан (Киселев) является заведующим отделом по взаимодействию с госструктурами, общественностью и СМИ Липецкой и Елецкой епархии, главным редактором областной православной газеты «Липецкие епархиальные ведомости», духовным руководителем Образовательного Центра во имя святителя Тихона Задонского, настоятелем Троицкого храма в поселке Дачный г. Липецка

Ещё будучи иноком Задонского Богородицкого мужского монастыря, он стал писать прозу и стихи. Его произведения публиковались в Липецко-Воронежском «Епархиальном вестнике», в газетах «Задонский благовест», «Русь Святая», «Задонская правда» и других.

В 1997 году житель Ельца Н. Н. Скуридин на собственные средства издал небольшим тиражом первый сборник духовной поэзии инока Георгия «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Затем были изданы сборники «Спаси, Господи, люди твоя», «Всякое дыхание да хвалит Господа». В 2004 году вышел в свет сборник кратких проповедей в стихотворной форме «Еммануил - с нами Бог» - попытка рассмотреть жизнь современного человека-христианина через призму Божественного учения о выполнении святой Божьей воли.

Ю. М. Киселев также является составителем книг: «Великий задонский светильник» (Липецк, 2002) о Тихоне Задонском, «Второе рождение: они воскресли, чтобы рассказать другим» (Задонск, 2004), «Спасется через чадородие» (Липецк, 2008), направленной против абортов и сборника духовных песнопений «Милосердный отец» (Липецк, 2003). Его стихи вошли в книгу «Писатели Липецкого края. Антология. XXI век» (2015).

С 2006 года игумен Стефан - член союза писателей России.

Произведения автора

  • Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное: духовно-нравств. поэзия. - Липецк, 1998. - 48 с.
  • Спаси, Господи, люди твоя: духовно-нравств. поэзия. - Липецк, 1998. - 80 с.
  • Всякое дыхание да хвалит Господа (пс. 150; 6) : духовно-нравств. поэзия - Липецк, 2000. - 88 с.
  • Еммануил - с нами бог: духовно-нравств. поэзия. - 2-е изд., перераб. и доп. - Липецк, 2001. - 398 с.
  • [Стихи] // Писатели Липецкого края: антология. 21 век / редкол. : Т. В. Горелова (пред.) и др. ; ред.-сост. : Н. Н. Калтыгин. - Москва, 2015. - С. 43-44.

Литература о жизни и творчестве

  • Тамбовская А. Эту книгу писали два века подряд: [о кн. «Великий Задонский светильник»] // Де-факто. - 2002. - 31 окт. - 5 нояб. (№ 63). - С. 6.
  • «Простите и Тихона поминайте!»: [о кн. «Великий Задонский светильник»] // Липецкая газета. - 2002. - 17 окт. - С. 7.
  • Пасхальный подарок ценителям духовных песнопений: [о сб. «Милосердный отец»] // Липецкая газета. - 2003. - 19 апр. - С. 1.
  • Николаева Н. Только крещеному прощаются грехи: отец Стефан - читателям газеты МГ // Газета МГ. - 2005. - 14 янв.(№ 2). - С. 4, 5.
  • Почетная грамота - иеромонаху Стефану: [почетной грамотой «За активное участие в организации и проведении Дня славянской письменности и культуры» награжден иеромонах Стефан (Киселев)] // Русь святая. - 2008. - Февр. (№ 2). - С. 2.
  • Черникова Л. О здоровье души и сердца: [о кн. «Спасется через чадородие»] // Липецкая газета. - 2008. - 10 сент.
  • По зову души: [беседа с игуменом Стефаном] / записал А. Хаустов; фот. А. Евстропов // Липецкая газета. - 2010. - 17 апр. - С. 6.
  • Меньшикова Э. Провинция Отечества: очерки русской жизни: [в т.ч. о настоятеле храма
  • Пресвятой Троицы в пос. Дачный о. Стефане] // Молодая гвардия. - 2012. - № 7-8. - С. 208-229.
  • «Мы сбились с пути»: [беседа с игуменом Стефаном о судьбе России] / записала Е. Курдюкова // Аргументы и факты. - 2012. - 14-20 нояб. (№ 46). - Прил.: с. 3. - (АиФ-Липецк).

Беседа с настоятелем Троицкого храма поселка Дачный 1-го Липецкого благочиния, духовным писателем, игуменом Стефаном (Киселевым).
В нынешнем году батюшка отметил свой 60-летний юбилей и готовит к выпуску шестую книгу духовных произведений.

– Батюшка, Вы говорили, что впервые надели нательный крест в 36 лет. Расскажите, пожалуйста, каким был Ваш путь к вере?
– К вере меня привел Господь. Я служил на флоте. В 1991 году вышел из партии. Но крест никогда не носил. Когда уволился в запас, оказалось, что напротив нашего дома располагается храм в честь Успения Божия Матери. И когда в семье стало плохо, никто не смог мне помочь – у друзей свои проблемы, у родителей – свои, появилось ощущение, что меня зажали в угол. Выход я увидел только в храме. Не случайно в Писании говорится о тернистом пути, ведущем в вечные обители. Я это прочувствовал на своем опыте.
И Вы пошли в храм?
– Да. Буквально дорогу перешел и впервые вошел в храм. Спросил у священнослужителя: «Батюшка, а почему так происходит – хочешь, чтобы все было хорошо, а все плохо? – И я обижаю, и меня обижают…», – а священник мне говорит: «Просто надо жить не по законам мира, а по Закону Бога, по Его святым Заповедям». На меня этот ответ произвел настолько сильное впечатление, что я начал читать Священное Писание, чтобы узнать о Законе Божьем.
Кроме Священного Писания Вы еще что-то тогда читали?
– У меня был очень широкий круг чтения. Еще раньше читал много научно-популярных журналов: «Знание – сила», «Техника – молодежи», «Вокруг света» и др.
Что Вы пытались найти для себя в этих журналах?
– Ответ на вопрос о смысле жизни человека – зачем человек живет, если ему все равно умирать? И нигде не мог найти ответа.
И нашли его в Священном Писании?
– Да. Господь сподобил меня полностью прочитать Библию и я сразу уверовал в слова Священного Писания, что человек живет ради спасения души. Удивительно, но, нигде не учившись, практически сразу начал читать на церковно-славянском языке. И мне было все понятно. Особенно – Новый Завет.
Супруга разделила Вашу радость обретения веры?
– Нет. Православный образ жизни, к которому я старался привести, ее не устроил, и нам пришлось расстаться. Я продолжал ходить в храм, много бывал в паломнических поездках.
Можете вспомнить первую поездку по святым местам?
– После прочтения книги Сергия Нилуса «Великое в малом» о Серафимо-Дивеевской обители, Господь сподобил три недели нести послушание в этом благословенном месте – четвертом Уделе Божией Матери. Это было в 1994 году.
А когда Вы узнали о Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре?
– В 1995 году. В нашем храме я услышал, что в Задонске открылся мужской монастырь. Владыка Никон был тогда еще архимандритом и наместником монастыря. Поехал туда и остался на весь Великий пост.
Не сложно было так сразу в монастыре почти на два месяца остаться? Это же другой ритм жизни, послушания…
– Нет. Так получилось, что к монашеской общинной жизни Господь приуготавливал меня еще с детства: ясли, детский сад, интернат, затем – шестнадцать лет службы на флоте. Я привык жить по приказу, а в монастыре должно быть послушание. Поэтому мне было несложно.
Вы сразу приняли решение остаться в Задонском монастыре?
– Нет. Владыка Никон меня благословил по другим монастырям поездить, посмотреть, как там, чтобы я уже осознанный выбор сделал. Побывал в Оптиной, в Черниговском (Гефсиманском) скиту – неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. Там я достаточно продолжительное время был на послушаниях – полтора месяца. Господь сподобил участвовать в обретении мощей преподобного Варнавы Гефсиманского.
А как же пришло окончательное решение?
– В то время в Троице-Сергиевой лавре жил известный российский старец архимандрит Кирилл (Павлов). И с этим вопросом я поехал к нему: как мне жизнь свою дальше управить? У нас состоялась короткая встреча. Батюшка благословил меня на монашество.
Расскажите, пожалуйста, о Ваших монастырских послушаниях.
– Первое послушание было – печь просфоры [богослужебный литургический хлеб]. А через полгода, под праздник Пасхи, владыка благословил мне нести послушания: в свечной лавке храма, экскурсовода и письмоводителя (отвечать на монастырскую почту).
– Батюшка, а как Вы начали писать духовные произведения? Ваши стихи сегодня поет вся Россия, широкому кругу читателей известны и другие Ваши труды.
– Сейчас расскажу. Мы жили в келье с отцом Иосифом (в настоящее время – иеромонах). В миру он имел литературное образование. Как-то раз заходит в келью и говорит:
– Вот, отец Стефан, владыка Никон благословил тебе стихотворение прочитать.
– Благословили, – читай.
Он прочитал, я и говорю:
– Знаете, отец Иосиф, я бы вот в этом месте слово поменял.
– Так тогда весь смысл изменится…
– А я бы и смысл поменял.
И буквально на следующий день мне захотелось стихи написать. Так появилось первое стихотворение – «На панихиде».
Выбор содержания был с чем-то связан?
– Да, я тогда нес послушание в храме на требах. А панихида – это концентрация горя человеческого. Тогда я еще статью написал в журнал «Задонский паломник» – «Идут матери». Потому что часто приходилось служить панихиды, видеть это материнское горе – в основном ведь женщины приходят в храм помолиться о своих близких.
Батюшка, Вы много пишете о человеческой боли, о грехе…
– Когда я был у старца Кирилла (Павлова), батюшка сказал мне: «Говори людям, чтобы они не жили так, как ты жил».
Жизнь Ваша была очень сложной?
– Вся моя жизнь в миру – это сгусток греха. Все, что могло быть плохое, – все в моей жизни было… Зачастую я сам был инициатором всего этого… Исполняя завет старца, стараюсь предостерегать других от необдуманных поступков, совершение которых влечет впоследствии страшную боль души, и излечить ее можно только слезами покаяния.
– У Вас очень много светлых духовных песен, так полюбившихся православным людям. А кто автор музыки – например, «Милосердный Отец», «Спаси, Владычице, Святую Русь Твою» и других?
– Автором музыки всех песен на мои стихи является владыка Никон! Я же удивлялся, что стихи пишу – никогда этому не учился, радость такая была, когда стих заканчивал. Они же мне не просто давались – над одной фразой мог по нескольку дней думать. И как только новый стих из-под пера выходил, я сразу к владыке бежал.
Владыка любит духовные песни…
– Да, у него же у самого прекрасный голос. Помню, у него еще тетрадка такая заветная была с песнями. И вот мы все, насельники, после службы выходим (владыка тогда еще архимандритом был), присядем где-нибудь на монастырском дворе (красоты такой на территории монастыря еще не было – склады стояли, будка трансформаторная), сядем и песни поем. У владыки голос такой могучий, многооктавный, до баса доходит. И все мы пели. И, конечно, свои песни я сразу ему приносил на благословение.
Уже с мелодией?
– Да. В миру я ведь хорошо на гитаре играл, репертуар, правда, другой был, и это, видно, сказывалось. Владыка послушает и говорит: «Какая-то мелодия у тебя недуховная, –– нет, надо вот так-то». Так ко всем моим песням и придумал мелодии. Так что владыка у нас – еще и композитор.
Батюшка, расскажите про историю одной из самых любимых народом песен «Спаси, Владычице, Святую Русь Твою».
– Прихожу под праздник Иверской иконы Божией Матери к владыке и спрашиваю: «Владыка, может, попробуем эту песню спеть?», а она уже давно была написана и владыка ее читал. И вот после праздничной литургии вышли мы на солею и владыка потихоньку начал мелодию, а мы – за ним. Так и появилась эта песня. А потом владыка благословил еще ее дописать.
Почему?
– Мы пели эти песни, когда верующие после богослужения подходили целовать крест. Людей было очень много и все хотели подойти к владыке: песня заканчивалась, а люди все идут и идут.
Долго дописывали?
– За благословение владыки сел и за ночь еще семь четверостиший написал. Показал ему, и стали мы уже семнадцать куплетов петь. Потом он мне книгу показал, где эту песню напечатали, и благословил еще ее дописать. Написал еще шесть четверостиший, и так в песне стало уже двадцать три куплета.
– Многие помнят, как во Владимирском соборе монастыря после богослужения все ждали листочки с песнями, пели их, листочки везли домой, берегли, чтобы взять в следующую поездку в Задонск.
– Да, раздавали их сотнями, люди помогали эти листочки размножать – у монастыря ведь тогда еще не было типографии, чтобы много напечатать. А песни людей очень трогали, особенно: «Милосердный Отец», «Спаси, Владычице», «Отпусти меня, мама, в обитель», «К тебе, Святитель, в Задонск, в обитель»…
Батюшка, сколько у Вас уже издано книг?
– Пять. Первые три книги духовных стихотворений впоследствии мы объединили в один том «Еммануил – с нами Бог». Там я сделал еще подстрочные комментарии, выбрали с художником рисунки. Потом была книга о святителе Тихоне «Великий Задонский светильник». Затем вышла в свет книга о загробных видениях людей в момент клинической смерти «Второе рождение. Они воскресли, чтобы рассказать другим».
Как появилась идея написать такую книгу?
– Меня интересовало, что происходит с душой после смерти. Изучил множество случаев, описанных в медицинской литературе, сам встречался и беседовал с такими людьми.
А пятая книга?
– Пятая книга «Спасется через чадородие» была написана здесь [в поселке Дачный, где у батюшки приход]. Книга о грехе аборта.
Сегодня Вы готовите к выходу в свет новый сборник духовной поэзии. Расскажите о нем.
– Многие из стихотворений нового сборника лежали незаконченными уже семь–восемь лет. В это время шло активное строительство храма и просто руки не доходили, чтобы их закончить. А в этом году Великим постом вдруг нашло вдохновение, и стихи пошли.
Думаете, это не случайно, что Великим постом?
– Конечно, Великий пост – это же особое время, время сугубого покаяния, очищения души, усиленной молитвы. И вот Господь сподобил снова начать писать.
Сколько уже написано новых произведений?
– Пятьдесят стихов…
Прочитаете некоторые?
– Прочитаю.

«Совесть»
Она заставить может и краснеть, и плакать,
И о содеянном всю жизнь жалеть,
Глаза от близких и родных годами прятать,
И самых гордых от бессилия бледнеть.

Она согреет душу в самый лютый холод
И руку помощи в любой беде подаст,
Ей не страшны ни ложь, ни месть, ни клевета, ни голод,
Она за все богатства мира не предаст.

Она волной горячей душу обжигает
И учит только правду говорить,
Она врагов любить, как и себя, нам предлагает
И по Закону Божьему нам помогает жить.

Она не любит спорить и не может лицемерить,
Подобострастной быть и льстиво угождать.
Лишь одному Христу она способна верить
И милостей Его всю жизнь готова ждать.

Она напоминает нам о жизни и о смерти,
Она кричит, когда трусливо все кругом молчат,
Она невинна и доверчива, как дети,
Она на страже, когда стражники спокойно спят.

Она от истины берет свое начало
И о спасении души нам говорит,
Она в Небесной славе, в бесконечных далях
Над грешным миром вместе с Господом царит.

«Обида-беда»
Не могу простить обиду –
Меня ближний оскорбил,
Он при всех меня унизил,
Да еще и нагрубил.

Вмиг в душе моей поднялся
Столп геенского огня,
Ярость с гордостью и местью
Захватили в плен меня.

И душа вдруг помертвела,
Стала, словно не моя,
Будто верущим я не был,
Будто я – уже не я.

Я от гнева весь затрясся,
Я от гнева покраснел ––
Как же он меня, ничтожный,
Оскорбить при всех посмел!

Он теперь – мой враг первейший,
Я обиды не прощу,
Пусть мне даже будет хуже,
Но ему я отомщу.

Бедный, бедный я, несчастный,
Я от гнева вдруг забыл,
Как Господь врагов заклятых
И убийц Своих простил.

Как страдал Он, невиновный,
Как обиды все терпел,
И как нам, в грехах погрязшим,
Всех прощать Он повелел.

Нелегко живется гордым,
Но ведь, если захотеть,
С Божьей помощью возможно
Всех прощать и все терпеть.

– Спаси Господи, батюшка! Замечательные произведения! Будем ждать выход нового сборника. Батюшка, благословите наших читателей.
– Бог благословит!

С игуменом Стефаном (Киселевым)
беседовала Валентина Швайдак

Дата рождения — 17 апреля 1965 г.
Дата хиротонии — 26 августа 1993 г.
Дата и наименование последней награды – орден св. прп. Сергия Радонежского III степени, 04 июня 2006 г.
Дата назначения на Приход – 17 февраля 1995 г.
Телефон: сотовый 8-913-859-01-62 //
рабочий 8-38259-5-63-85.
Адрес электронной почты: [email protected]

Выдержка из
УСТАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Москва, 13 — 16 августа 2000 года

1. Настоятель
18. Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею.
19. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с Церковным Уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям канонов и настоящего Устава.
20. В обязанности настоятеля, в частности, входит:
а) руководство причтом в исполнении им богослужебных и пастырских обязанностей;
б) наблюдение за состоянием храма, его убранством и наличием всего необходимого для совершения богослужений в соответствии с требованием богослужебного Устава и указаниями Священноначалия;
в) забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме;
г) забота о точном выполнении указаний епархиального архиерея;
д) организация катехизаторской, благотворительной, церковно-общественной, образовательной и просветительной деятельности прихода;
е) созыв и председательствование на заседаниях Приходского собрания;
ж) при наличии к тому оснований, приостановление исполнения решений Приходского собрания и Приходского совета по вопросам вероучительного, канонического, богослужебного или административно-хозяйственного характера, с последующей передачей этого вопроса на рассмотрение епархиального архиерея;
з) наблюдение за осуществлением решений Приходского собрания и работой Приходского совета;
и) представление интересов прихода в органах государственной власти и местного самоуправления;
к) подача непосредственно епархиальному архиерею или через благочинного ежегодных отчетов о состоянии прихода, о проводимой в приходе деятельности и о его работе;
л) осуществление официальной церковной переписки;
м) ведение богослужебного журнала и хранение приходского архива;
н) выдача свидетельств о крещении и браке.
21. Настоятель может получить отпуск и на время оставить свой приход исключительно по разрешению епархиальной власти, получаемому в установленном порядке.
По информации Официального сайта Русской Православной Церкви

Игу́мен (греч. «ведущий») – первоначально – начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов.
В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем.
Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха.

Хиротония (от греч. χειρ — рука и τονεω — полагаю, рукоположение) — таинство Священства (также Рукоположение), в котором христианину сообщается особая благодать для учения и священнодействий.
Таинство Священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном Церковью, или принявшим монашеские обеты. Таинство Священства возводит в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера и епископа.
«В Таинстве Священства через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово.
К внешней, видимой стороне Таинства Священства относятся возложение рук архиерея на голову посвящаемого и молитвенное призывание Святого Духа. Внутренним, невидимым действием рукоположения (хиротонии) является особая благодать Священства. Она возвышает избранных над остальными верующими и наделяет духовной силой и властью учительствовать, священнодействовать и управлять паствой. Таинство Священства «может по справедливости назваться венцом и связью всех других, ибо оно служит спасительным орудием для их сообщения по благодати, данной апостолами и постепенно нисшедшей через непрестанное рукоположение до нынешних служителей Христовой Церкви». Священниками Бога Вышнего, служителями Его тайн поставляет людей Сам Дух Святой и, по словам апостола, «никто сам собою не приемлет этой части, но призываемый Богом, как и Аарон» (Ев. 5, 4).
Рукоположение в степени Священства — это сакраментальный акт, в котором, по словам Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается, как должно» (На Деян. Апост., Беседы XIV, 4). Благодатная действенность Таинства Священства состоит во внутреннем освящении рукополагаемого, в преображении его души. Григорий Нисский говорит, что «поставляемый в Священство по внешнему виду остается прежним человеком, но по душе преобразуется он на лучшее невидимое некоею силою и благодатию».
Посвящение в степени священнослужителей есть дверь, через которую пастырь входит «во двор овчий», облеченный духовной властью над паствой и ответственностью за нее перед Господом. Поэтому в каждодневном молитвенном предстоянии перед Богом он должен возгревать в своем сердце полученную благодать, чтобы быть достойным Призвавшего его. «Священство Православной Церкви должно быть светло, как солнце, по качествам души своей и по жизни своей, и по высочайшему небесному, священноначальствующему и тайнодействующему сану своему» (Праведный Иоанн Кронштадтский).
Благодать Священства избранник Церкви получает от Святого Духа по силе ее соборной молитвы. Хиротонии совершаются поэтому в присутствии всей Церкви — народа Божия, с его согласия и одобрения. Они происходят в алтаре во время Литургии, которая является высшим выражением соборности Церкви, объединяя верующих в общем молитвенном обращении к Богу».

Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви.

«Для того чтобы хиротония была действительной и законной, требуется соблюдение ряда условий, касающихся как лиц рукополагающих и рукополагаемых, так и самого совершения Таинства
1. Власть совершать рукоположение принадлежит епископам, и только им, как преемникам святых апостолов. Рукополагающий епископ должен быть православным.
2. Второе условие действительности хиротонии заключается в том, чтобы она совершалась в определенном порядке: от низших степеней к высшим, чтобы никто не поставлялся на высшую степень, минуя низшую. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в канонах. Вместе с тем в них предусмотрено следующее: кандидат на более высокую степень должен успеть обнаружить способность к занятию ее достойным исполнением своего служения на низшей степени.
3. Хиротония действительна, если она связана с назначением на определенное место, в определенной церкви — это третье условие. В Православной Церкви не допускается так называемое абсолютное рукоположение, дающее сан без определенного места служения. 6 правило Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их».
4. Четвертое условие, касающееся самого акта хиротонии — это ее неповторяемость. Рукоположение, единожды правильно совершенное, не повторяется ни при каких условиях. Повторение его означало бы отрицание действительности ранее совершенной хиротонии.
В 68 Апостольском правиле сказано: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение, да будет извержен от священнаго чина, и он и рукоположивый; разве аще достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным, или рукоположенным от таковых, ни верными, ни служителями Церкви быти не возможно».

Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право.

ПОЛОЖЕНИЕ О НАГРАДАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Архиерейский Собор 2008 г

Орден Преподобного Сергия Радонежского трех степеней был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 26 декабря 1978 г. Орденами I и II степени награждаются предстоятели Поместных Православных Церквей, главы инославных Церквей и религиозных объединений, видные церковные и государственные деятели - за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами.
Преподобный Сергий (1322-1392; память 5/18 июля и 25 сентября/8 октября) вошел в историю России и Русской Церкви как великий «воспитатель русского народного духа» (В.О. Ключевский), реформатор русского православного монашества, основатель десятков монастырей. Его называли по праву «игуменом Земли Русской». Но значение аввы Сергия далеко выходило за рамки собственно церковной деятельности. Духовный вождь Руси, именно он благословил святого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, а затем скрепил его духовное завещание, по которому великое княжение переходило к сыну Димитрия великому князю Василию.
Так, впервые великое княжение стало наследственным, династическим, что способствовало укреплению и консолидации русской державной государственности.
Первый орден Преподобного Сергия I степени был вручен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену - за выдающийся вклад за развитие взаимоотношений между православными Сестрами-Церквами, миротворческие заслуги. Вторым награжденным стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Третий орден получил Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
В день 600-летней годовщины Куликовской битвы, в праздник Рождества Богородицы 8/21 сентября 1980 г. орден Преподобного Сергия I степени был присвоен основанной великим русским подвижником Троице-Сергиевой Лавре.

Описание ордена преподобного Сергия Радонежского.

I степень.

Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест с расширяющимися концами и килевидным завершением. Внутри креста узкий выпуклый рант, образующий другой крест, с треугольным завершением, покрытый зеленой прозрачной эмалью. В центре знака расположен круглый медальон с поясным изображением преподобного Сергия Радонежского, в рясе, с епитрахилью. Правая рука святого - благословляющая, в левой - свиток. По сторонам, над плечами, стилизованная надпись: справа - СВ. ПРП, слева - СЕРГIЙ РАД. Икона выполнена в технике ростовской финифти. Медальон обрамлен выпуклым пояском с двенадцатью стразами. Между ветвями креста - 20 гладких двугранных лучей, центральные из которых более длинные и широкие. На оборотной стороне знака посредине расположен девиз: СМИРЕНИЕМ ВОЗВЫШАЕМЫЙ.

Материалы: латунь с позолотой, литье, стразы, холодная эмаль, финифть.

Крепление: булавка.

Подвеска ордена.

Подвеска ордена представляет собой позолоченный медальон круглой формы с узким рантом, внутри которого помещен четырехконечный крест аналогичный кресту знака ордена. В центре креста расположен круглый медальон покрытий белой эмалью с позолоченной рельефной монограммой Святейшего Патриарха. Медальон обрамлен выпуклым пояском с 20 стразами диаметром 2 мм. Между ветвями креста расположены 20 гладких двугранных лучей, размещенных внутри четырех каплевидных лучей обрамленных 28 стразами диаметром 1 мм. В верхней части креста расположено ушко для крепления на ленте, на которой размещены 2 стразы диаметром 2 мм и 3 диаметром 1 мм.

Материалы: латунь с позолотой, стразы, холодная эмаль.

Размеры знака ордена: 45х45х4 мм.

Крепление: носится на ленте.

Лента ордена шелковая муаровая, темно-зеленого цвета, шириной 100 мм. Обрез ленты фигурный. Концы ленты скреплены узким шелковым кольцом.

II степень.

Знак ордена аналогичен знаку ордена I степени, но изображение святого на центральном медальоне рельефное.

Медальон обрамлен двойным округлым пояском.

Материалы: латунь с позолотой, литье, холодная эмаль.

Размеры знака ордена: 55х55х7 мм.

Крепление: булавка.

III степень.

Знак ордена аналогичен знаку ордена II степени, но выполнен из латуни с серебрением, без лучей.

Материалы: латунь с серебрением, литье, холодная эмаль.

Размеры знака ордена: 55х55х7 мм.

Крепление: булавка.