Что напугало американский эсминец. Эсминец “Дональд Кук”: разоблачение российской фальшивки
В Белом доме выразили озабоченность сообщениями об "опасном сближении" российских военных самолетов и эсминца ВМФ США в Балтийском море. Об этом в среду заявил официальный представитель американской администрации Джош Эрнест.
Эсминец Donald Cook. Фото: imago stock&people/ Global Look
Ранее западные СМИ сообщили о том, что бомбардировщики ВКС РФ Су-24 пролетели на сверхмалой высоте предположительно вблизи американского эсминца USS Donald Cook ("Дональд Кук").
"Этот инцидент совершенно не соответствует профессиональным нормам военных о безопасной дистанции друг с другом в международных водах и международном воздушном пространстве", - отметил Эрнест.
"За последние годы были многократные повторения таких случаев, когда российские военные, в том числе военные самолеты, приближались слишком близко друг к другу или иному морскому или воздушному транспорту, вызывая серьезные опасения в связи с безопасностью, и мы продолжаем сохранять озабоченность в связи с этим", - цитирует представителя Белого дома РИА "Новости".
Также Эрнест посоветовал журналистам обратиться за комментариями по данному происшествию в Минобороны США, добавив, что не обладает информацией о том, обсуждался ли инцидент представителями двух стран и если да, то по каким каналам.
Ближе к вечеру среды стало известно, что Вашингтон по дипломатическим каналам обратился к РФ в связи с сообщениями о происшествии. "Официальные лица США используют существующие дипломатические каналы, чтобы отреагировать на это воздействие. Одновременно инциденты изучаются по каналам ВМС США", - говорится в заявлении европейского командования США (EUCOM).
По данным EUCOM, первый инцидент произошел в понедельник (11 апреля) около 15:00 по местному времени, когда самолет Су-24 пролетел близко к эсминцу на небольшой высоте. В этот момент на палубе корабля проходила заправка вертолета. "В целях предосторожности полеты были приостановлены, пока Су-24 не покинул район", - утверждается в сообщении.
На следующий день, как заявляет командование, к эсминцу несколько раз приближались вертолет Ка-27 и два самолета Су-24.
Телекомпания CNN в среду, 13 апреля, со ссылкой на собственные источники выступила с утверждением, что российский бомбардировщик Су-24 и вертолет без вооружений на борту во вторник ночью пролетели вблизи американского ракетного эсминца "Дональд Кук", курсировавшего в Балтийском море в международных водах. Один из самолетов прошел, якобы, в 75 футах (22,86 м) над судном. Еще один пролет был зафиксирован на более удаленном расстоянии в прошедшее воскресенье, 10 апреля.
Из-за того, что на борту эсминца находился польский вертолет, который должен был осуществить взлет, но вынужден его отложить, по данным The Wall Street Journal, в американских военных кругах посчитали, что таким опасным пролетом русские "отправили сообщение Польше".
Один из сотрудников министерства обороны США сообщил CNN, что российский самолет так низко спикировал над палубой, что создалось впечатление, что он атакует. Он назвал этот маневр бреющим полетом.
Таким образом, так и остается не ясным, когда на самом деле совершали опасные маневры и сколько раз российские самолеты, и в какой день и чей вертолет пытался взлететь с палубы эсминца.
Оба инцидента были сняты на видео- и фотокамеры.
Напомним, в апреле 2014 года "Дональд Кук", который оснащен самой передовой американской информационной системой "Иджис", вошел в Черное море. В этот момент над ним на низкой высоте больше десятка заходов фронтовой бомбардировщик Су-24 ВКС РФ.
Сообщалось, что на российском самолете была установлена система радиоэлектронного подавления "Хибины", разработанная в концерне "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ). При подлете самолета к эсминцу у того сначала погас радар, потом отключилась система управления огнем (тот самый "Иджис"), а потом, по слухам, встали и двигатели. Американские СМИ писали, что после этого инцидента 27 моряков написали рапорт о переводе на другой корабль.
Согласно полученным данным, 12 апреля 2014 года, в водах Черного моря произошло следующее. Российский пролетел 12 раз над находящимся в море американским эсминцем Дональд Кук, имитируя боевую атаку. Несмотря на то, что по некоторым данным, бомбардировщик не был вооружен, он применил средства радиоэлектронной борьбы, полностью отключив всю ПВО эсминца. Что не только не позволило привести все в боевую готовность, но и полностью деморализовало весь морской экипаж.
Что произошло
Дональд Кук – эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием, основой которого являются крылатые ракеты Томагавк , способные нести не только обычные, но и ядерные заряды и поражать свою цель на расстоянии вплоть до 2500 километров.
Су-24 — российский фронтовой бомбардировщик, служащий для нанесения ракетно-бомбовых ударов в любых метеоусловиях с точным поражением наземных и воздушных целей. Между прочим, во время парада победы в Екатеринбурге были задействованы одна из модификации такого бомбардировщика.
Дональд Кук вышел в черное море для поддержания мира и стабильности в регионе, как заявил представитель США. Двигался корабль вдоль морской границы России, из-за чего российские военные сочли эти действия провокационными и выслали бомбардировщики навстречу. Основной целью было дать понять американским морякам, что пересекать нашу морскую границу не стоит.
Во время простого пролета 12 апреля 2014 года СУ-24 в Черном море над Дональд Куком летчики применили средства радиоэлектронной борьбы, полностью погасив всю аппаратуру эсминца и имитировали атаку. Совершив данные действия целых 12 раз, летчики развернулись на базу и лишь после того, как они скрылись на горизонте, аппаратура корабля заработала. Эсминцу же, все это время, оставалось только стоять и бездействовать.
Последствия и комментарии
Такое действие, совершенное Русскими летчиками 12 апреля 2014 года, полностью деморализовало находившийся в море экипаж Дональд Кука. Ведь сам по себе эсминец – корабль достаточно мощный, и такая цель, как рядовой бомбардировщик СУ-24, для него не представляет опасности. Однако в нашем случае американцы оказались бессильны, хоть и действовали согласно уставу. Моряки были полностью деморализованы, ведь их боевой корабль, рассчитанный на борьбу с подобными целями, был полностью лишен боеспособности. Именно этот факт и повлек за собой увольнение 27 человек экипажа, находившегося в тот момент в море, эсминца Дональд Кук. В качестве основной причины для увольнения все они указали нежелание подвергать свою жизнь опасности.
Что касается комментариев со стороны правительства РФ, то, как позже выяснилось, В. В. Путин не давал приказа на применение средств подавления и радиоэлектронной борьбы. Все это произошло по инициативе самих летчиков РФ. Но, показав тем самым превосходство над силами США, никакие серьезные меры, в отношении пилотов, приняты не были. Но и комментировать произошедшее событие в министерстве обороны никак не стали.
Не хватит самогавков даже на города))) "...С 1945 года США произвели 66,5 тыс. атомных бомб и ядерных боеголовок. Предположим, что с разоружением наебали и все они есть. Это явное преувеличение, поскольку половина деградирует по физическим причинам. Ну да хуй с ним. Средняя мощность 100 килотонн. Это убедительное уничтожение квадратного километра и засирание сотни (10х10), что тоже, в общем-то, преувеличение. Однако же считаю по максимуму, для начала.
Далее. В России 14 АЭС, энергоблоков, правда, значительно больше, но это неважно. Каждая АЭС засрет при неблагополучном раскладе квадрат 100 х 100 километров, это 10 тысяч.
Бомбы без АЭС - 100 кв.км * 66 000 = 6,6 миллионов квадратных километров.
Попадания по АЭС - 10 000 кв.км * 14 = 144 тысячи. Вообще ни о чем.
В результате две трети России будут полностью чистыми от радиации. И по колхозам-совхозам точно бомбить не будут, так что со жратвой проблем не предвидится.
А теперь урежем осетра.
По состоянию на 1 октября 2016 года, в составе стратегических ядерных сил США находится 1367 ядерных боезарядов на 681 развёрнутых стратегических носителях, 848 развёрнутых и неразвёрнутых носителей. Итого около двух тысяч. бОльшая часть из 848- тактика, которую при всем желании нельзя применить по российской территории.
Остается милион-полтора квадратных километров.
Как минимум половина будет сбита.Все это говно будет сыпаться на Европу, но я себя уже в начале сценария списал на collateral damages.
Остается 500-700 тысяч.
Далее, заявленные 100 километров - это для среднего боеприпаса в сто килотонн завышено эток в десяток раз. На деле, будет квадратный километр в эпицентре и квадрат 3х3 километра, где с сельским хозяйством лучше подождать лет десять.
Остается 50-70 тысяч.
Удары будут массированными, т.е. в некоторые места прилетит десяток боеголовок, а в некоторые ни одной. О равномерном распределении говорить не приходится. Тут я не берусь за прогнозы - но можно ли серьезно думать, что если 50 тысяч квадратных километров из 18 миллионов будет уничтожено, наступит всеобщий АдЪ и ИзраилЪ? Я так почему-то в этом не уверен.
Да, Москву, Ленинград, Екатеринбург, Новосибирск, Киев и Житомир ecetera сравняют с землей. Но это разве конец?
Это были теоретические выкладки. А вот конкретика - чем в действительности располагают пиндосы.
1. Собственно РВСН - сведены в три позиционных района Вайоминг, Монтана, Северная Дакота. Бывшие базы в Калифорнии, Канзасе, Арканзасе, Аризоне, Южной Дакоте, Миссури свой статус утратили.
2. ВВС - Б-52 сведены в два крыла, Луизиана и Севреная Дакота; Б-1Б в 1995-ом выведен из числа носителей ЯО; Б-2 это одно крыло в Миссури. Базирования вне материковой части не предусмотрено.
3. Флот - Надводный лишен ЯО с выводом КР из состава, подводный базируется на две (по одной на берег) - Бангор и Кингз-Бэй базы. Гуам, Перл-Харбор, Рота, Чарльстон, Холи-Лох статус базирования утратили.
4. Имеется некоторое количество бомб в Европе - Бельгия, Нидерланды, Германия. Носителями назначены Ф-16 и Ф-15, что в силу боевых характеристик наступательным оружием быть не в состоянии. Единственная внятная функция в таком дуэте - заградительное применение (увы, в Восточной Европе) в случае наступления противника.
Все это богатство за наступательную конфигурацию приниматься никак не может. Не может быть и взрывного развертывания, логистика в ВС США это почетный департамент, а не прапорщик на складе и чудо-богатыри под люками готовые к атаке без пипифакса.
Наивно думать, что в такой конфигурации они способны выиграть ядерную войну. Да, да, я тыщу раз слышал, что ее проиграют все, потому что мутанты и ядерная зима. Но этим ничтожным арсеналом можно ли вбомбить Россию - не говоря уже о всем мире - в каменный век?
На этом месте я позволю себе напомнить, что СССР к 1942-му году потерял около 10 процентов территории. И не в виде радиоактивных пятен, а в результате оккупации. Однако связность оставшейся части не была нарушена, а равно руководство осталось в руках тогдашнего правительства. Путин, конечно, не Сталин, но его вертикали хватит для того, чтобы даже вполне оптимистичный сценарий Круза остался лишь фантастикой.
ЗЫ. Наиболее наглядным примером местности после ядерных ударов является полигон на Новой Земле, где было произведено за довольно короткий отрезок времени множество ядерных взрывов, включая наземные и огромной мощности. В результате зоны долгосрочного заражения местности изотопами с длительным периодом полураспада заняли не больше шести квадратных километров, в районе четырех наземных взрывов. На всей остальной территории полигона даже в разгар периода испытаний радиационный фон был в рамках допустимого. Шлейф растянулся на тысячи километров, но в результате этого концентрация радиоактивных осадков была настолько низка, что в местах их выпадения фон также не превысил допустимый.
...
ернобыль? Чернобыль выбросил в тысячи раз больше радиоактивного дерьма, чем любой ядерный взрыв. При взрыве используется куда меньше материала, и он банально сгорает. Во время же аварии на АЭС по факту «сорвало крышку с кастрюли» и механически разбросало содержимое. То есть моделью ядерной войны чернобыльская зона или та же Фукусима никак служить не может, они модели аварии на реакторе и ничего больше.
Зато она начисто опровергает другой миф – о мутантах. На территории зоны живут самые обычные животные, и вообще, в силу закрытости, там полный расцвет флоры и фауны. Мутации в подавляющем большинстве случаев ведут к смерти мутанта, это уродство, а не усовершенствование. Те самые первые безглазые рыбы в Припяти вымерли еще в первый год, больше их никто не видел.
Вечная ядерная зима? Тоже не получается. Накопление углекислоты и выбросы сажи приведут к потеплению после не слишком долгого холодного периода. Климат станет более влажным, немного теплей, чем раньше, вот и все. Так что постъядерный мир будет просто миром разрушенным, не более. " © ОдинХорошийЧеловек
Новый повод для недовольства Россией появился у Соединенных Штатов Америки. На сей раз раздражающим фактором стали российские ВВС, а если точнее — группировка авиации, действующая в районе Балтийского моря.
Европейское командование вооруженных сил США опубликовало видео, на котором запечатлен инцидент, который, по утверждению американской стороны, произошел 12 апреля.
На видеозаписи видно, как . Судя по поведению команды эсминца, действия российских пилотов, как минимум, заставили их понервничать.По утверждению американских СМИ, США по дипломатическим каналам пытаются довести до Москвы свое недовольство «провокационными и опасными» действиями российских летчиков.
При этом Пентагон принял решение на публикацию видео, чтобы доказать, что самолеты создали реальную опасность для корабля.
Эсминец «Дональд Кук» проводил учения в Балтийском море совместно с польскими военными. По утверждению американской стороны, действия авиации России помешали взлету с борта эсминца польского военного вертолета.
Погладили «против шерсти»
Официальный представитель Белого дома Джошуа Эрнест назвал действия российских летчиков не соответствующими нормам поведения в международном воздушном и морском пространствах. «Российские самолеты пролетели опасно близко к американскому военному кораблю и польскому летательному аппарату», — подчеркнул пресс-секретарь Белого дома.
В Пентагоне, в свою очередь, уверяют: скорость и угол атаки русского бомбардировщика были угрожающими.
Ветераны Вооруженных Сил СССР, помнящие события времен «холодной войны», лишь пожимают плечами — ничего необычного в небе над Балтикой не произошло, подобного рода ситуации происходили в те времена довольно часто, и американская авиация пролетала над советскими кораблями ничуть не реже. Разве что за последние 20 лет военные США отвыкли от того, что кто-то может их, что называется, «погладить против шерсти».
Тем же, кому не терпится обвинить Россию в агрессивных действиях, стоит напомнить — это американский эсминец проводит учения в непосредственной близости от России, а не наоборот. Потому желание представителей ВВС России уточнить, зачем «Дональд Кук» сюда пришел и что ему здесь надо, является естественным и законным.
«Кук» и «Су»: новая встреча спустя два года
Эсминец «Дональд Кук» (USS Donald Cook (DDG-75) относится к четвертому поколению кораблей данного класса. Главным оружием «Кука» являются крылатые ракеты «Томагавк» с дальностью полёта до 2500 километров, способные нести ядерные заряды. В обычном и ударном вариантах эсминец оснащен 56 или 96 такими ракетами, соответственно. Свое название он получил в честь участника войны во Вьетнаме, капитана морской пехоты Дональда Джилберта Кука , умершего в 1967 году от малярии.
Корабль, принадлежащий к 22-й эскадре Командования сил флота США и приписанный к базе «Рота» в Испании, впервые появился у российских берегов весной 2014 года.Власти США, недовольные присоединением Крыма к России, решили поиграть военными мускулами, отправив эсминец в Черное море, к берегам российского полуострова.
Именно там «Дональд Кук» впервые встретился со своим теперь уже «закадычным другом» — фронтовым бомбардировщиком Су-24. Встреча состоялась, что интересно, также 12 апреля. Су-24 в течение полутора часов совершил несколько пролетов мимо эсминца, что вызвало недовольство властей США, также обвинявших российского пилота в опасных маневрах.
14 апреля «Дональд Кук» прибыл в румынский порт Констанцу, а 24 апреля покинул акваторию Чёрного моря.
По некоторым данным, на борту Су-24 была установлена система радиоэлектронного подавления «Хибины», которая отключила на «Дональде Куке» радар и систему управления вооружениями. Затем эсминец и вовсе потерял ход, с большим трудом добравшись до берегов Румынии.
Американские СМИ утверждали, что прямо в порту Констанцы 27 членов экипажа подали рапорты о переводе с эсминца — настолько сильное впечатление произвело на них знакомство с русским самолетом. Впрочем, официального подтверждения этой информации нет.
Опытный «Фехтовальщик»
Су-24 (по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Эксплуатация Су-24 началась в феврале 1975 года; эксплуатация модификации Су-24М, о которой идет речь в данном случае, была начата в июне 1983 года.
Несмотря на то, что эта боевая машина в строю уже несколько десятилетий, она вполне успешно способна решать задачи в современных условиях. В 2009 году в ВВС России была поставлена первая партия модернизированных самолетов Су-24М2.
При этом, по утверждению военных летчиков, Су-24 — очень серьезная машина, пилотирование которой требует от экипажа высокого уровня подготовки. Выполнять пролеты в непосредственной близости от американского эсминца способны только настоящие асы.
По состоянию на 2016 год на вооружении ВВС России находятся 140 Су-24М/М2 и 79 Су-24МР.
Положа руку на сердце, скажу: "Я не хотел об этом писать!" Но, так как народ продолжает "хавать" очередные бредни и запускать в небо "шарики Победы".... мне приходится внести ясность. В этой статье ставлю себе задачу - заставить Вас задуматься. Просто подумайте.
26 декабря 2014 года в проливе Босфор мелькнули очертания знакомого корабля. Высокий “атлантический” нос, восьмигранная призма надстройки, лихо заваленная фок-мачта, подчеркивающая стремительный силуэт Иджис-эсминца... В Черное море вернулся старый знакомый — USS Donald Cook (DDG-75). Ракетный эсминец ВМС США, ставший известным после громкого инцидента в апреле 2014 года.
Впрочем, “громким” тот инцидент стал лишь по одну сторону океана. На официальном сайте эсминца “Дональд Кук” не встречается никаких упоминаний об отказе “Иджиса”, включении РЭБ “Хибины” или рапортах 27 моряков, подавших в отставку с мотивировкой “не желаем подвергать свои жизни смертельной опасности”.
Ракетный эсминец 6-го флота (приписан к военно-морской базе Рота в Испании) весь прошедший год патрулировал акваторию Средиземного моря, выполняя задачи противоракетной обороны Европы и демонстрируя гарантии поддержки союзникам США в регионе. В новогодние праздники (26.12 — 14.01) американцы решили славно отдохнуть на Черном море. За 21 день активного отдыха эсминец посетил Констанцу и Варну, провел совместные маневры с кораблем ВМС Турции и единственным уцелевшим кораблем ВМС Украины — фрегатом “Гетман Сагайдачный”, а затем, в установленный конвенцией Монтре срок, покинул акваторию Черного моря.
В связи с предшествовавшими событиями (от 12 апреля 2014 года) возникает резонный вопрос: что это “Кук” вновь забыл в наших широтах? Янки ищут новых приключений? Совсем страх потеряли. Пришли за реваншем? Или их знакомство КРЭП “Хибины” не принесло заведомых ожиданий?
90 пусковых ракетных шахт с возможностью хранения и запуска зенитных ракет любого класса — от легких ЗУР самообороны ESSM (по 4 в каждой ячейке) до космических перехватчиков SM-3. Помимо ЗУР, универсальные шахты могут быть использованы для размещения “Томагавков” и противолодочных ракетоторпед — в любой комбинации, в зависимости от предстоящих задач. ПВО эсминца в ближней зоне дополнительно обеспечивают две скорострельные зенитки “Фаланкс” (4000 выстр./мин) с наведением по данным встроенных в них РЛС. Все оружие и системы находятся под единым управлением боевой информационно-управляющий системы “Иджис” (Эгида), обеспечивающей автоматическое обнаружение, сопровождение, селекцию и уничтожение выбранных целей на воде, под водой и в воздухе, а также контролирует работу ГЭУ, систем навигации, связи, а также средств борьбы за живучесть корабля. Автоматизированный корабль-робот способен обмениваться информацией со своими “коллегами” (на сегодняшний день “Иджисы” установлены на 84 крейсерах и эсминцах ВМС США), распределять задачи и самостоятельно принимать решения в боевой обстановке.
“Donald Cook более чем способен защитить себя от двух Су-24”
— заявил полковник Стивен Уоррен из пресс-службы Пентагона.
Сияние чистой энергии
Энергетическая установка эскадренного миноносца “Арли Бёрк” состоит из четырех газовых турбин General Electric LM2500 суммарной мощностью 77 миллионов Ватт (105 тыс. л.с.), что позволяет эсминцу развивать скорость свыше 30 узлов (~55 км/ч).
Система электроснабжения “Бёрков” первой подсерии состоит из трех газотурбинных генераторов Allison 501-K34 (GTGS, Gas Turbine Generator Sets) мощностью 2,5 МВт каждый, рассредоточенных по трем отсекам (генератор №1 — отсек вспомогательных механизмов, №2 — второй турбинный отсек, №3 — отдельный генераторный отсек), что позволяет обеспечить достаточную выработку электроэнергии для обеспечения всех корабельных потребителей, включая БИУС “Иджис” и её подсистемы: в первую очередь, развитые средства обнаружения и оружие.
Трехфазная электрическая сеть, напряжение 440 В, частота 60 Гц.
Эсминцы, строившиеся в начале нового века, были оснащены новыми 3-мегаваттными генераторами. В перспективе, в случае появления сверхмощного радара ПРО AMDR (эсминцы подсерии 3), для установки дополнительного генератора придется переоборудовать один из вертолетных ангаров эсминца: напряжение в сети повысится до 4500 Вольт, что повлечет за собой значительное кол-во техпроблем, связанных с электробезопасностью и питанию обычных потребителей.
Фронтовой бомбардировщик Су-24 (и его разведывательная версия Су-24МР) оснащен двумя генераторами переменного тока ГТ30П48Б мощностью 30 кВт каждый (вырабатывают ток под напряжением 200/115 В, частота 400 Гц) и двумя генераторами постоянного тока ГСР-СТ-12/40а мощностью 12,5 кВт (номинальное напряжение 28,5 В).
Для преобразования напряжения генераторов переменного тока в трехфазный ток номинальным напряжением 36 вольт и частотой 400 Гц предусмотрено наличие двух силовых трансформаторов (трехфазный ток необходим для функционирования прицельно-навигационного оборудования).
Фазированная антенна радиолокатора AN/SPY-1 (одна из четырех). Пиковая мощность излучения 6 МВт.
Станция радиоэлектронной борьбы AN/SLQ-32, известная на морском жаргоне как “Слик-32”. Входит в стандартное оснащение всех американских эсминцев.
Контейнер КРЭП “Хибины” (Л175В). Длина контейнера 4950 мм. Масса 300 кг. Потребляемая мощность 3,6 кВт
Исходя из вышеперечисленных данных, возникает известный парадокс “слона и моськи”.
«Кук» еще издали засек подход «сушки», сыграл боевую тревогу и замер по боевым постам. Все шло штатно, радары считали курс сближения с целью, «Иджис» исправно управляла системами наведения. И вдруг — хлоп! Все погасло. «Иджис» не работает, экраны показывают муть, даже «Фаланксы» не могут получить целеуказание! СУ-24 тем временем прошел над палубой «Кука», сделал боевой разворот и сымитировал ракетную атаку по цели. Конечно же, успешную — ведь противодействия нет! Потом развернулся и сымитировал еще одну. И так далее — еще 10 раз! Все попытки техников оживить «Иджис» и дать целеуказания для ПВО потерпели неудачу, и только тогда, когда силуэт «сушки» растаял в дымке над российским берегом, экраны ожили, а системы наведения добросовестно показали чистое, сияющее пустотой апрельское небо.
— Из популярной статьи "Хибины" против "Иджис", или Что так сильно испугало Пентагон?”
“Хлоп!” — хороший звук. Но обычная логика почему-то подсказывает обратное: различить импульсы “Хибин” на фоне импульсов радара SPY-1 и систем РЭБ эсминца — примерно как услышать сквозь рев двигателя дыхание водителя КамАЗа.
Поэтому все сказки о “глушении”, “отключении” и каком-либо “сведении с ума” радаров системы “Иджис” импульсами, уступающими по мощности на три (!) порядка, рассчитаны на жертв ЕГЭ и не могут восприниматься всерьез.
“Сжечь” или каким-либо образом повредить электронику эсминца авиационным контейнером РЭБ не представляется возможным. Для создания импульса требуемой мощности пришлось бы подорвать вблизи корабля ядерный заряд эквивалентом в десятки и даже сотни килотонн ТНТ.
Наконец, надо отдавать себе отчет в том, что КРЭП “Хибины” — не наступательное, но чисто оборонительное оружие.
Что умеют “Хибины”
Авиационные комплексы радиоэлектронного противодействия считаются важным элементом, повышающим шансы на выживание самолетов в современных боевых условиях. Принцип работы КРЭП основан радиопеленгации зондирующего сигнала источника облучения (радар противника) с последующим искажением параметров отражённого сигнала с целью:
— задержки обнаружения самолёта-носителя КРЭП как объекта атаки для противника;
— маскировки истинного объекта на фоне ложных;
— затруднения измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения;
— ухудшения характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС;
— увеличения времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации.
“Вырубить” радар противника с помощью КРЭП “Хибины” невозможно (такой задачи даже не ставится), но, действуя в локальном масштабе, вполне возможно превратить “сушку” в “трудную мишень”, подарив пилотам несколько драгоценных минут для выполнения задачи в зоне действия авиации и ПВО противника.
Теперь о том, как все это относится к случаю с “Дональдом Куком”. Ответ — никак!
КРЭП “Хибины” не устанавливается на самолеты Су-24 (немая сцена). Комплекс предназначен только для новых тактических бомбардировщиков Су-34 (упомянутые контейнеры Л175В, поставка 92 комплектов, согласно контракту Минобороны от 14.01.2013 г.). Вариант этой станции КС-418Э для экспортных Су-24МК и МК-2 в серию не пошел, последний раз его видели на стенде авиасалона МАКС в середине 2000-х.
Для эффективной работы “Хибин” не требуется подлетать в упор к радару противника. Мощность излучения РЛС обратно пропорциональная четвертой степени расстояния. И если на дистанции 200 км еще есть шанс исказить сигнал и “обмануть” радар Иджис-эсминца, то сделать это вблизи будет крайне проблематично: мощные сигналы быстро выявят истинное положение бомбардировщика и дальше пилотов не ожидает ничего хорошего.
С учетом всего перечисленного, становится понятна цена всех разговоров о разразившейся панике на борту, и добровольном сходе на берег 27 испуганных членов экипажа. Авиашоу, устроенное одиночным российским бомбардировщиком, несомненно, осталось яркой страницей в памяти американских матросов, но каких-либо серьезных последствий вызвать не могло. “Дональд Кук” продолжил выполнение поставленных задач в регионе. И, как видим, спустя восемь месяцев он, без особых страхов, вновь вернулся в Черное море. Американские моряки (каждый, в соответствии со своими должностными обязанностями) знают о возможностях своего суперкорабля и знают, насколько неуязвим их эсминец для атак одиночных самолетов.
Система “Иджис” не идеальна. Но, наводя критику, необходимо понимать, что там, где не справится Иджис-эсминец, другой корабль “откинется” еще раньше. Это одна из лучших корабельных систем ПВО, непрерывно эволюционирующая на протяжении 30 лет. Какие-либо насмешки здесь неуместны. Также, как и сомнения в боевых возможностях роботизированного эсминца: вопреки мнению жертв ЕГЭ, электроника — самый надежный элемент любой системы (пример — космические аппараты, где стараются сократить до минимума кол-во движущихся частей), наиболее устойчивый к сильным вибрациям и др. неблагоприятным факторам. Сказки о “мощных электромагнитных импульсах” оставим на совести фанатов ядерного оружия.
К тому времени, когда “заглючат” и “погаснут” компьютеры, все остальные корабельные системы (механика/гидравлика/электропривод) будут уже давно разбиты и выведены из строя.
Попытки обнаружить первоисточник новости о бегстве 27 матросов приводят на один и тот же русскоязычный интернет-ресурс. Официальное заявление Пентагона по поводу данного инцидента не содержит сколько-нибудь содержательной информации. Американцы лишь обиженно намекают, что это было невежливо.
А что это было?
Командиры экипажей самолетов каждой из Сторон должны проявлять величайшую осторожность и благоразумие при приближении к самолетам другой Стороны, действующим над открытым морем, и кораблям другой Стороны, действующим в открытом море, в частности к кораблям, занятым выпуском или приемом самолетов, и в интересах взаимной безопасности не должны допускать: имитации атак путем имитации применения оружия по самолетам, любым кораблям, выполнения различных пилотажных фигур над кораблями и сбрасывания вблизи них различных предметов таким образом, чтобы они представляли опасность для кораблей или помехи для мореплавания.
— Статья 4 Соглашения между правительствами СССР и США о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним.
Инцидент с 12-кратным облетом “Дональда Кука” можно рассматривать как боевое маневрирование с целью демонстрации своего неудовольствия присутствием американского корабля в Черном море и вежливого предостережения янки от совершения каких-либо резких движений в условиях нарастающего внутриукраинского конфликта.