Дионисий живописец. Дионисий – русский иконописец

Во всем неповторимый

Таким остался в памяти потомков иконописец Дионисий

Владимир Волков

Одним из самых блистательных живописцев Московской Руси второй половины XV – начала XVI века был иконописец Дионисий. К счастью, сохранились многие его произведения, благодаря чему, жизнь и дела этого мастера оказались предметом изучения и пристального внимания не только искусствоведов, но и всех, кому дорога русская культура.

Даже самое беглое знакомство с творчеством Дионисия позволяет понять, почему современники называли его не только «изящным и зело хитрым в русской земли», но и «пресловущим паче всех», ставя тем самым выше всех других иконописцев. Каждое из дошедших до наших дней произведений живописца является настоящим бесценным шедевром.

Личность

В биографии Дионисия много фактов, заставляющих удивляться. Так, в отличие от других иконописцев Древней Руси, как правило, выходцев из простонародья, Дионисий был потомком знатного рода, среди его предков значился «царевич Петр», по-видимому, один из выехавших на Русь и там крестившихся потомков татарских ханов-чингизидов. Или еще один удивительный пример. Воплощая в своих произведениях духовные сюжеты, мастер не только не принял иноческий постриг, но бывало, что и не соблюдал постов. Но все эти небезынтересные факты отступают на второй план перед нашедшим благодарное признание новаторством Дионисия, впервые в русской иконописи широко использовавшим белый цвет и не встречавшиеся ранее сюжеты – изображения исполняющих Акафист Богородицы, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, участников Вселенских соборов.

До сих пор в искусствоведческой среде принято считать, что Дионисий продолжил в своем творчестве традиции своего знаменитого предшественника великого иконописца Андрея Рублева. Но такое представление в корне ошибочно. В отличие от Рублева, которого интересовал внутренний, духовный мир человека, Дионисий стремился запечатлеть внешнюю, но понятную каждому красоту, способную сделать людей чище и лучше. Живописец полностью отказывается от изображения страдания. Даже в его иконе «Распятие» (1500 г.) нет ни малейшего намека на муку Иисуса Христа, фигура которого представлена парящей в пространстве, а общий возвышенный настрой создателя иконы подчеркивает избранный им красочный колорит, создающий ощущение умиротворения и покоя. Характерными особенностями художественного стиля Дионисия было: изображение удлиненных (вытянутых) фигур, поражающих своей бестелесностью; тонкость рисунка; изысканные цветовые решения.

Становление
Родился Дионисий на рубеже 1430-1440-х годов, когда в Московском княжестве бушевала многолетняя и беспощадная междоусобная война между потомками Дмитрия Донского, боровшимися за великокняжеский престол. Победителем из этой нешуточной борьбы вышел Василий II, еще при жизни сделавший своим соправителем старшего сына Ивана, будущего «великого государя всея Руси» Ивана III. Эпоха Ивана III и стала временем начала дерзаний и славы Дионисия. Славы поистине огромной – уже в то время иконы работы этого мастера ценой своей уступали лишь иконам Рублева.

Учителем Дионисия был иконник Митрофан, прославившийся росписью старого Похвальского предела Успенского собора в Московском Кремле. Манера художественного письма этого мастера предвосхитила многие художественные приемы его ученика, но Дионисий развил их, доведя до совершенства, поразительного и в наши дни.

Именно с Митрофаном Дионисий в 1467 году выполнил свою первую большую работу — роспись белокаменной церкви Рождества Богородицы в Боровском монастыре, незадолго до этого основанного на левобережье реки Протвы в непроходимых лесах под Калугой. Дивное искусство московских мастеров завораживало всех, видевших их творения. Именно тогда и назвали Митрофана и Дионисия живописцами «пресловущими паче всех в таковом деле».

В 1481 году Дионисий получил собственный важный заказ – написать иконы для построенного Аристотелем Фиораванти Успенского собора в Кремле. За эту работу возглавляемая Дионисием артель иконописцев получила огромную по тем временам сумму – 100 рублей. Из написанных тогда образов широкую известность приобрели так называемые «житийные» иконы Дионисия, на которых он изобразил наиболее значимые события из жизни русских митрополитов, причисленных к лику святых («Митрополит Петр в житии», «Митрополит Алексий в житии»). Чуть позже, в 1482 году, Дионисий восстановил (фактически воссоздал) знаменитую византийскую икону «Богоматерь Одигитрия», пострадавшую во время одного из пожаров.

После завершения работ в Успенском соборе Дионисий получил приглашение расписать Спасскую церковь Чигасова монастыря, находившегося в Москве за рекой Яузой. А в 1484 году он был приглашен руководить росписью храма Иосифо-Волоколамского (Успенского) монастыря. Там высоко ценили работы мастера, бережно хранили и собирали его иконы, в итоге в Успенской обители под Волоколамском оказалось 87 образов Дионисия.

Пребывание в Иосифо-Волоколамском монастыре подтолкнуло Дионисия к важному для него решению. После завершения работ в обители он отправляется в далекое и долгое, почти десятилетнее, путешествие по афонским и, по-видимому, сербским и болгарским монастырям. В этой поездке он многое узнал, добавил в свое творчество новые сюжеты и образы.

Зрелость
Наиболее полно художественный талант Дионисия раскрылся при росписи (1495 г.) соборной церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре, основанном недалеко от Кирилло-Белозерской обители.

Вместе с сыновьями и другими мастерами-помощниками Дионисий превратил церковь Рождества Богородицы в один из самых значительных художественных памятников русской старины. Фрески храма Рождества Богородицы, бесспорно, наиболее значимые из сохранившихся до наших дней произведений Дионисия. Работая над ними, великий живописец щедро тратил свой огромный талант. Поэтому об этих росписях следует рассказать подробнее.

Фрески Ферапонтова монастыря объединены общей темой Акафиста Богоматери, то есть прославления Девы Марии. Это живописное воплощение поэтических гимнов, написанных византийским поэтом Романом Сладкопевцем еще в VI веке. Стремление восславить подобным образом Богоматерь, привнесено было в творчество Дионисия, безусловно, во время его пребывания в афонских монастырях. Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет – «Рождество Богородицы».

Внутри храма фрески, посвященные прославлению Богородицы, расположены в четыре яруса, покрывая стены и своды. Выделяются несколько новозаветных картин: прежде всего «Благовещение», фреска, на которой изображена дева Мария, взволнованно слушающая благую весть, сообщенную ей архангелом Гавриилом; «Покров Богородицы», где запечатлен момент, когда Богоматерь в образе Царицы Небесной осеняет человечество своим покровом, ставшим символом защиты от несчастий и бед. На фреске «Страшный суд» Богоматерь представлена в момент моления о прощении людских грехов.

Наиболее интересны фрески, посвященные Вселенским соборам. Создавая их, мастер затронул актуальную тогда тему борьбы с ересями. В то время на Руси шла тяжелая борьба с последователями ереси жидовствующих, и Дионисий ясно и четко выразил свое отношение к еретикам, показав доступными ему живописными средствами их лукавство и неправедность.

Основная тема фресок в Ферапонтовом монастыре – единство мира видимого и горнего. Как и другие произведения мастера, они тщательно выписаны, нарядны и праздничны. В настоящее время в селе Ферапонтово, на территории монастыря открыт музей фресок Дионисия.

Помимо росписей, в храме находился иконостас, выполненный также Дионисием и его сыновьями. Эти иконы в настоящее время хранятся в музее города Белозерска, Третьяковской галерее, Русском музее. Иконы, как и росписи, отличаются изысканной красотой и утонченностью живописи. Особенно прекрасна «Богоматерь Одигитрия»: женственно-нежная и строго-величавая, она гордо несет в мир своего божественного младенца.

…Дата смерти Дионисия установлена приблизительно, по косвенным признакам. Последние, точно датированные работы мастера «Спас в силах» и «Распятие» были написаны им в 1500 году для Павлово-Обнорского монастыря. Предполагают, что затем, около 1504-1506 годов, он писал иконы для Богоявленской церкви и трапезной Иосифо-Волоколамского монастыря. Вскоре после этого старый иконописец скончался или отошел от дел, так как в 1508 году мастеров, расписывавших московский Благовещенский собор, возглавлял уже его сын Феодосий. В интересной стенописи этого собора нашла художественное воплощение идея преемственности власти московских государей от византийских императоров и киевских великих князей.

С того времени прошло более пятисот лет, но живопись Дионисия, как и живопись Феофана Грека, Андрея Рублева, пусть частично, но сохранилась, обогатив нашу культуру. Позже на этих живительных корнях взросла историческая художественная школа Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Михаила Нестерова, Ильи Глазунова, Игоря Комова. Она идет из века в век, звено к звену, натуго связанная с византийской и русской православной культурой. Так созидается и крепнет традиционное искусство России, которым гордились и гордятся все любящие свое Отечество.

В отличие от других знаменитых иконописцев Древней Руси, Феофана Грека и Андрея Рублева, биографические сведения о которых почти не сохранились, Дионисий представляет собой редкое исключение. И хотя даты рождения и смерти его весьма приблизительны, о творчестве мастера, его работах и заказах известно довольно многое.

Исключительная судьба, талант и высокие покровители - великий князь и высшие духовные особы - обеспечили самые благоприятные условия для творчества мастера.

Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Паф-нутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца, так как документы упоминают об обоих живописцах как о "пресловущих <...> паче всех в таковом деле".

В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса). О том, как высоко ценили молодого иконописца, свидетельствует редкий по тем временам факт: заказчик, владыка Вассиан, еще до начала работ выплатил художникам задаток - 100 целковых. Тогда это была значительная сумма. Исследователи полагают, что кисти Дионисия принадлежал в основном деисус-ный чин, то есть самая ответственная часть работы. Деисус этот был "вельми чудесен" и еще больше прославил имя Дионисия.

С тех пор он заслужил репутацию "мастера преизящного" и олицетворял московскую школу иконописи. Любимец Ивана III и известного гонителя еретиков Иосифа Во-лоцкого, по заказу которого он написал более 80 икон, Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в искусстве. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы. Однако в них не следовало искать ни страстности Феофана Грека, ни глубины образов Андрея Рублева. Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета. В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря Московского Кремля икону "Богоматерь Одигитрия". Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа.

Много работ выполнил Дионисий для Ио-сифо-Волоколамского и Павло-Обнорского монастырей. В частности, для последнего он написал "Распятие", которое помещалось в иконостасе собора. Центр иконной доски, подчеркивая ее вертикаль, занимало изображение креста, на котором распят Спаситель. Поникшая голова, словно венчик увядшего цветка, раскинутые, как стебли, руки и пластично изогнутое тело создают торжественно-печальное настроение. Безмолвно застывшие фигуры предстоящих - Марии, Иоанна и пришедших с ними женщин и воина - составляют симметрично расположенные по сторонам креста скорбные группы. Им вторят фигуры ангелов в верхнем регистре и помещенные еще выше, над перекладиной креста, изображения Солнца и Луны, символизирующие космическое значение события. Ангелы, следящие за бегом небесных светил, уводят их с небосклона.

Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями. Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии. При входе молящихся встречает портальная фреска, которая словно выступает изнутри церкви на стены фасада. Композиция ее делится на три регистра: нижний ряд служит как бы основанием верхних и состоит из "полотенец" - своеобразного орнамента, имитирующего ткань. Выше, по сторонам входа располагаются две фигуры архангелов, Михаила и Гавриила, третий регистр занят сценами из детства Девы Марии, а завершает композицию - деисус.

В интерьере собора значительное место отведено сюжетам из Акафиста Богоматери, созданного византийским поэтом VI в. Романом Сладкопевцем. 25 гимнов, сцены которых, начиная с Благовещения, развернуты на восточных, затем на западных столбах и западной стене церкви, составляют подлинную Богородичную сюиту. Светлое, радостное настроение объединяет все фрески, прославляющие Деву Марию и ее заступничество за людей перед Господом ("Покров", "Собор Богородицы", "О Тебе радуется", "Страшный Суд" и др.). Чистые и нежные краски с преобладанием зеленоватого, золотистого и, главное, белого цвета, впервые в древнерусском искусстве получившего здесь самостоятельное звучание, великолепно гармонируют с эмоциональным строем образов.

Ферапонтов монастырь, находившийся далеко на севере и редко посещавшийся паломниками, был небогат, а потому не имел средств на поновления живописи. Этому обстоятельству мы обязаны тем, что фрески Дионисия избежали поздних записей, сохранили близкий к первоначальному колорит и позволили составить верное представление о манере письма мастера.

Кисти Дионисия принадлежали также житийные иконы святых Кирилла Белозерско-го, Димитрия Прилуцкого и др. Тип житийных икон, когда в центре доски, в среднике, помещалась фигура избранного святого, а по сторонам ее окружали клейма: небольшие, забранные в рамки композиции на сюжеты из жизни и чудесных деяний праведника были широко распространены в древнерусской живописи.

Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия - вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов. В малых же картинках-клеймах, изображавших эпизоды из жизни святителей, отразился реальный мир, столь близкий Дионисию.

Работая над большими заказами с сыновьями и подмастерьями, иконописец со временем создал круг своих учеников и последователей. И хотя никому из них не удалось достичь той красоты и выразительности образов, которая свойственна произведениям мастера, все же работы "круга", или "школы", Дионисия отличаются высокими художественными достоинствами. К числу их относятся и произведения сына знаменитого иконописца, Феодосия, выполнившего в 1508 г. росписи стен Благовещенского собора Московского Кремля.

Распятие. 1500. Яичная темпера


Алексий, митрополит Московский с житием. Начало XVI в. Яичная темпера


Евангельские сцены. Роспись на северном своде собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1495-96. Фреска


Николай Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1495-96. Фреска

На фото: Икона Божией Матери «Одигитрия» (1482) относится к московскому периоду творчества Дионисия и является наиболее ранней его работой, дошедшей до наших дней.

Современники называли Дионисия «изящным и хитрым иконописцем», его произведения ценились наравне с иконами (так, прп. Иосиф Волоцкий, желая примириться с волоколамским князем Федором Борисовичем, послал к нему «иконы Рублева письма и Дионисиева»). Но к концу XIX века имя мастера оказалось практически забыто. Его даже путали с прп. Дионисием Глушицким, представителем более раннего поколения иконописцев.

Любопытно, что иконописец Дионисий происходил отнюдь не из «простецов». Мастер принадлежал к сословию боярских детей, к семейству Квашниных. Родился он приблизительно в 1440 (или 1450) году, а самый ранний из известных нам «проектов», в которых он участвовал, — росписи в .

Тогда, в 1467 году, был еще жив основатель обители , и Дионисию, как гласит предание, дважды пришлось испытать на себе силу его молитв. В первый раз преподобный исцелил иконописца, когда у того разболелись ноги. А во второй раз — когда он впал в недуг из-за нарушения заповеди, установленной самим Пафнутием: не вносить в обитель мясной пищи. Иконописцы-миряне, конечно, могли есть мясо — но за пределами монастыря.

Видимо, в увлечении работой Дионисий как-то позабыл об этом, но после первого же проглоченного куска «заповедной» пищи вспомнил. Все тело его тут же покрылось сыпью, и только по молитвам прп. Пафнутия и братии недуг отступил.

Утраченные работы Дионисия


«Страшный суд». Фреска Дионисиева письма на западной стене Богородице-Рождественского собора. В центре композиции — «Деисис», но, к сожалению, фигура Христа была утрачена из-за устройства дополнительного окна.

Работая в Пафнутьевом монастыре, Дионисий познакомился с прп. Иосифом Волоцким. Когда тот основал свою обитель, то упросил мастера поработать и для нее. В описи монастырского имущества от 1545 года говорится, что Дионисий написал для соборного храма Иосифо-Волоцкого монастыря «деисус большой», праздничный и пророческий ряды и, кроме того, украсил царские врата, изобразив на них традиционный сюжет Благовещения Пресвятой Богордицы и четверых евангелистов. Всего же обители принадлежало, согласно описи, 87 икон Дионисиева письма (и его артели).

К сожалению, ни фрески Пафнутьева монастыря, ни иконы, писанные Дионисием для Иосифа Волоцкого, не дошли до наших дней. Как не дошел до нас и «чюдный вельми» иконостас , образа для которого также писал Дионисий (вместе с сотрудниками — священником Тимофеем и мастерами, которые в летописи фигурируют, как Ярец и Конь).

Сохранились лишь несколько икон, предположительно стоявших в местном (нижнем) ряде иконостаса. Две из них — святителя Петра и святителя Алексия (обе — с житийными клеймами) считаются принадлежащими кисти Дионисия.

Северный период творчества иконописца Дионисия

Образ «Распятие» (1500) происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря. Образ одновременно скорбный и утешительный, совершенно лишенный натуралистичности, которой столь обременены произведения западных мастеров.

После написания икон для Успенского собора Дионисий, по-видимому, жил в Москве, работая над многочисленными заказами. В это время рядом с ним уже трудились его сыновья Феодосий и Владимир, и именно к этому времени относится наибольшее сближение Дионисия с прп. Иосифом Волоцким, составившим для него «Послание иконописцу».

Опыт общения с прп. Иосифом, одним из самых образованных в богословском отношении людей своей эпохи, многое дал Дионисию, как можно видеть из его работ «белозерского» периода. Начало его исследователи относят к концу 1490-х годов, а наиболее ранними из дошедших до нас «северных писем» Дионисия называют иконы из Павло-Обнорского монастыря (неподалеку от Вологды), датируемые 1500 годом.

В 1502 году, как мы уже писали, Дионисий с сыновьями исполнил фрески , а следующий год называется первым в ряду предположительных лет его смерти. Встречаются и такие: «до 1508» и «ок. 1520». Есть еще мнение, что за какое-то время до кончины Дионисий принял иноческий постриг и остаток дней провел в безмолвии и богомыслии.

Великий иконописец был очень .


Саша Митрахович 11.04.2017 15:17

По смерти Дионисия младший сын, Феодосий, продолжает дело отца. В 1508 году он был приглашен самим великим князем Василием III для росписи великокняжеского Благовещенского собора в Московском Кремле.

На стенах собора были представлены лики и образы святых Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского, византийских императоров и императриц, что символизировало преемственность власти московскими князьями, а также чтимые русские князья от киевских до и Василия Дмитриевича.

Феодосий был известен и как книжный оформитель. По заказу боярина и казначея Ивана Третьяка он писал заставки и миниатюры для Евангелия 1507 года. «Феодосием Изографом» были написаны евангелисты и украшения книги. С его именем связывают появление старопечатного орнамента. О творчестве старшего сына Дионисия, состоящего в артели отца, ничего не известно. Есть гипотеза, что он принял постриг с именем Вассиана.


Саша Митрахович 29.01.2018 08:47

В многочисленных росписях московского Успенского собора обращают на себя внимание своей самобытностью фрески «Семь спящих отроков эфесских», «Поклонение волхвов», «Сорок севастийских мучеников», «Похвала Богородице», а также фигуры святых на предалтарной стене собора. Все эти работы слишком характерны, чтобы быть порожденными иконописцем, лишь слепо следующим византийскому канону изографии. Здесь явно видна кисть мастера. Да, фрески были созданы в тот период, когда в Европе жили и творили Рафаэль, Дюрер, Боттичелли и Леонардо, ведь церковное изобразительное искусство на Руси не знало эпохи Ренессанса. Но Дионисий-иконописец - создатель удивительных росписей Успенского собора в Москве - все-таки вырвался из «прокрустова ложа» канона. Его фигуры не мертво статичны, они изящны, с удлиненным силуэтом, они парят. Поэтому многие зарубежные искусствоведы и называют этого изографа «русским маньеристом».

Художник и эпоха

Чтобы до конца понять творчество Дионисия, нужно хоть немного изучить эпоху, в которую тот жил. Всеобщим чаянием и одновременно ужасом православного мира того времени являлось ожидание Апокалипсиса. Конец света должен был наступить, по уверениям клириков, в 1492 году. В политической жизни Руси также проходили большие перемены. В 1480 году была одержана победа на Угре, которая ознаменовала падение монгольского ига. Московский князь захватил земли Пскова, Новгорода и Твери. Иван III решил создать Придворные писцы стали выводить генеалогию царского рода через византийских базилевсов Палеологов от римского императора Августа. Поэтому скромный размер и убранство московских церквей больше не устраивали Ивана III. Он затеял масштабное строительство, чтобы превратить Москву в «Третий Рим». И в этой ситуации зодчие и живописцы были очень востребованы.

Дионисий-иконописец: биография

В отличие от его великих предшественников, и Андрея Рублева, этот мастер изучен неплохо. Жизнь Дионисия более-менее известна исследователям. Конечно, даты рождения и смерти мастера довольно расплывчаты. Считается, что он появился на свет около 1440, а умер не раньше 1502 и не позже 1525 годов. Родился он в семье мирянина, но достаточно богатого, чтобы отдать сына в обучение изографному ремеслу. Первая известная современникам работа мастера - роспись в церкви Рождества Богородицы Впрочем, работал там молодой художник в 1467-1477 годах под началом своего учителя, некоего мастера Митрофана, о котором больше ничего не известно. Вероятно, при росписях проявился самостоятельный талант ученика, так что в 1481 году его пригласили в Москву для работы в Успенском соборе Кремля. После выполнения этого заказа художник получил официальный титул «преизящный мастер». Дионисий работал также в ряде северных монастырей. Он имел троих сыновей - Андрея, Владимира и Феодосия, двое последних пошли по стопам отца и стали иконописцами.

Начало карьеры

Как уже было сказано, Дионисий в составе творческой картели Митрофана принимал участие в росписях собора Рождества Пресвятой Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре около Калуги. Искусствоведы усматривают в этих работах продолжение и развитие наследия Андрея Рублева. Те же парящие фигуры, чистая, гармоничная композиция, радостный настрой и яркие насыщенные цвета. Московский князь Иван Васильевич, увидев фрески «иноков Дионисия и Митрофана», пригласил молодого живописца в Москву, работать над росписями Успенского собора. Так, с ходу талант был замечен и вознагражден самыми высокими властями.

Московский период

После аннексии чужих земель князь Иван III начинает постройку соборов, чтобы придать своему Кремлю столичный размер. Но с Церковью Успения не задалось: ее возводили псковские зодчие Мышкин и Кривцов, но, как это у нас часто водится, качественные строительные материалы расхитили, отчего почти законченная конструкция рухнула. Царь решил пригласить иностранных зодчих, и выписал из Италии известного болонского архитектора Тот начал работу в 1475 году. Картели же Дионисия, куда входили, помимо самого мастера, некие «Коня, Ярец да поп Тимофей», выделили авансом 100 целковых. Когда фрески были написаны и пришли царь с боярами принимать работу, то, как пишет скупой на поэтические сравнения летописец, они, «видя многочудные росписи, мнили себя, аки на небесях стоящими…».

Иконостас Успенского монастыря в Кремле

Сотрудничество художественной картели под предводительством Дионисия с московскими властями на этом не закончилось. В 1481 году по приглашению митрополита Вассиана художники начинают работы над иконостасом в том же соборе. Как и фрески Дионисия, его работы на деревянной доске маслом удивляют зрителя колористической гармонией. Но если в живописи на сырой штукатурке палитра цветов выглядит удивительно нежной, полупрозрачной, напоминающей акварель, то в иконах художник прибегает к новаторской технике «усиления цветом», являющейся его собственным «ноу-хау». Он кладет мазок одного тона поверх другого, отчего изображение приобретает объемность, выпуклость. В алтарных вратах Дионисий-иконописец выполнил самую важную часть - деисусный чин. Две работы - жития и Алексия - являются яркими образцами его творчества. В 1482 году художник также «реставрировал» попорченную во время пожара Богоматери «Одигитрия» для Вознесенского монастыря в Москве.

Сохранившиеся работы Дионисия в столице

Если иконы мастера, в основном, перенесены из Успенского собора в экспозиции музеев, то фрески можно и сейчас увидеть на стенах этого кремлевского храма. Сохранилось более двадцати настенных изображений мастера. Среди упоминаемых выше «Поклонения волхвов», «Похвалы Богородице» и других работ следует обратить внимание на фреску «Алексей, человек божий». Исследователи полагают, что этот образ является автопортретом художника. Нельзя пройти мимо иконы Дионисия, изображающей Страшный Суд. Писанная в атмосфере эсхатологических ожиданий 1492 года, эта картина полна внутреннего напряжения. Но многоярусная композиция, несмотря на сложность и перегруженность надписями, выглядит легко и изящно. Ужас сменяется ликованием: полупрозрачные образы ангелов попирают черные фигуры демонов.

Работа в северных монастырях

После успеха в Москве Дионисий-иконописец получил прозвище «преизящного мастера». А в Патерике Волоколамского монастыря он упомянут под титулом «Мудрый». Да и другие письменные источники пестрят хвалебными упоминаниями о его таланте и уме. По всей видимости, именно ему посвящает свой трактат видный общественный деятель того времени, писатель Иосиф Волоцкий. После 1486 года мастер, возможно, с теми же товарищами по артели, расписывает церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре под Москвой. Но наиболее ярко творчество Дионисия проявилось после 1500 года, когда он работал в северных и заволжских обителях. Под конец жизни мастер трудился вместе с двумя сыновьями и, возможно, с другими своими учениками. К сожалению, о многих работах Дионисия нам говорят только летописи. Он расписывал Павло-Обнорский, Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский монастыри. Также известно, что мастер рисовал иконостас Спасо-Каменного монастыря под Вологдой.

Ферапонтова обитель

Этот скромный монастырь, расположенный в Вологодской области (Кирилловский район), следует упомянуть особо. Здесь, в соборе Рождества Богородицы, Дионисий-иконописец работал вместе с сыновьями в 1502 году. Мастер создал уникальный по красоте и технике ансамбль икон и фресок. Это настоящий гимн Богородице в красках - торжественный, но в то же время радостный и светлый. Доминируют белые, золотистые и зеленоватые цвета, нежные полутона. В целом, изображения порождают праздничное настроение, несут надежду на всепрощение Божье и грядущее Царство Небесное. Чем же так примечательны росписи У обители впоследствии никогда не было достаточно средств, чтобы переписать фрески в угоду новой моде. Поэтому только здесь мы можем увидеть работы мастера в подлинном, неизмененном виде.

Значение Дионисия для русской иконографии

ЮНЕСКО посвятила 2002 год Дионисию-иконописцу. Значение творчества этого мастера трудно переоценить. Он развил идеи своего знаменитого предшественника, Андрея Рублева и в то же время привнес много характерных только для него черт. Например, усиление цветом и обильное использование белого после Дионисия стали использовать и другие мастера. Примечательна также его манера изображения фигур с намеренно удлиненными конечностями, что у искусствоведов принесло ему славу маньериста. Фрески и иконы Дионисия удивляют уверенным рисунком, полупрозрачным колоритом, пластичностью и совершенством композиций.

Иконописец Дионисий - знаменитый московский мастер, который создавал фрески и иконы в XV-XVI веках. В наши дни считается одним из самых талантливых последователей другого знаменитого отечественного иконописца, Андрея Рублева.

Биография

Предположительно иконописец Дионисий родился около 1440 года, более точной даты его рождения нет. Зато доподлинно известно, что современники называли его "хитрым и изящным" иконописцем, высоко ценя его талант и умение подмечать яркие детали в своих произведениях. Произведения героя нашей статьи ценились наравне с работами другого прославленного мастера - Андрея Рублева, а это, пожалуй, наивысшая оценка, которую может заслужить иконописец. Дионисий при этом происходил не из так называемых "простецов", как большинство художников того времени. Он относился к боярскому достаточно знатному сословию, его родители были из семейства Квашниных.

О биографии иконописца Дионисия известно крайне мало. Первый крупный проект, в котором он участвовал, это роспись Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Пафнутьевого Боровского монастыря.

Сравнивая иконописца Дионисия с Рублевым, сегодня многие отмечают, что к концу XIX столетия имя первого было практически забыто, некоторые поверхностные исследователи даже путали его имя с Дионисием Глушицким, который относился к более раннему поколению иконописцев.

Общение с Пафнутием Боровским

Работая в монастыре, Дионисий еще застал в нем его основателя Пафнутия Боровского, православного святого, монашеский подвиг которого длился целых 63 года. Согласно преданию, описывающему краткую биография иконописца Дионисия, тот дважды на себе испытал чудодейственную силу его молитв.

Сначала преподобный исцелил героя нашей статьи, когда у того сильно разболелись ноги по неизвестной причине, а затем, когда он впал в недуг, нарушив заповедь, установленную самим Пафнутием. Она обязывала всех, кто находился на территории монастыря, не вносить мясную пищу в обитель. Мирянам мясо есть разрешалось, но только за пределами монастыря. Дионисий же посмел нарушить это правило.

По всей видимости, он просто позабыл о нем, потому что был сильно увлечен и поглощен своей работой. Но как только он проглотил самый первый кусок запретной на территории этого монастыря пищи, он тут же обо всем вспомнил. Описывая кратко иконописца Дионисия, нужно отметить, что он искренне переживал из-за случившегося. Его тело тут же покрылось сыпью, только Пафнутий, простив его, прочитав молитвы, смог помочь побороть этот недуг.

Работы иконописца

Самая ранняя из известных нам работ иконописца Дионисия - это как раз роспись собора в Пафнутьевом Боровском монастыре. Над ней герой нашей статьи трудился около десяти лет, примерно с 1467 по 1477 год.

В 1481 году артель, которую возглавляет Дионисий, получает право расписывать Успенскую церковь в столице. Это одна из самых известных работ мастера. Если вы не видели их вживую, то сможете оценить их красоту хотя бы по фото. Иконописец Дионисий работал вместе с помощниками, летопись того периода сообщает, что ими были "поп Тимофей, Коня и Ярец".

После 1486 года Дионисий трудился в Иосифо-Волоколамском монастыре. Там он писал иконы для соборной церкви, посвященной Успению Богоматери. К тому времени он окончательно закрепился во главе живописной артели.

Росписи собора Рождества Богородицы

Среди последних работ, о которых можно с уверенностью говорить, что они принадлежат кисти Дионисия, можно отметить настенные росписи иконостаса в соборе Рождества Богородицы на территории Ферапонтова монастыря. Их он выполнял уже вместе со своими сыновьями, которые часто помогали отцу, когда выросли.

Творчество иконописца Дионисия насчитывает десятки известных произведений. Исследователи в числе самых известных назвыают житейные иконы митрополитов Алексея и Петра, написанные в 1462-1472 годах, "Богоматерь Одигитрию" 1482 года, "Крещение Господне" 1500 года, "Распятие" и "Спас в силах" того же периода, "Сошествие в ад".

Точная дата смерти Дионисия не установлена. В разных источниках указывается 1503, 1508 год или даже после 1520-х годов.

Иконы иконописца Дионисия ценятся не только в России, но и во всем мире. Именно поэтому 2002 году был объявлен годом Дионисия по решению ЮНЕСКО.

Утраченные работы

У исследователей большое сожаление вызывает тот факт, что многие известные работы Дионисия не дожили до нашего времени. Например, речь идет про икону "Страшный суд". Эта фреска была расположена на западной стене Богородице-Рождественского собора. К сожалению, фигура Иисуса Христа, которая была изображена на фреске, со временем оказалась утрачена из-за желания более поздних хозяев собора сделать дополнительное окно.

Знаковым для Дионисия стало знакомство с преподобным Иосифом Волоцким, которое произошло в Пафнутьевом монастыре. Основав свою обитель, Иосиф уговорил героя нашей статьи расписать и ее. Так, в описи монастырского имущества, которая относится к 1545 году, утверждается, что Дионисий создал для соборного храма большой деисус, то есть группу икон, в центре которых изображен Иисус Христос, а по бокам от него Иоанн Креститель и Богоматерь. Также мастер создал пророческий и праздничный ряды, украсил царские врата, изобразив на них традиционный библейский сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Всего, согласно той же описи, в обители оставалось 87 икон, написанных Дионисием или работниками его артели.

Фрески иконописца

Не сохранились и многие фрески Дионисия. Например те, которые он писал для Пафнутьева монастыря, а также иконы для самого Иосифа Волоцкого. Нельзя сейчас увидеть и иконостас Успенского собора столичного Кремля, расписанный Дионисием. Он специально создавал для него образа.

Лишь несколько работ, дошедших до наших дней, с уверенностью можно отнести к иконам, написанным Дионисием. В первую очередь, это житийные иконы святителей Алексия и Петра.

Северный период творчества

Точно описать биографию Дионисия не представляется возможным, так как документальных свидетельств до нашего времени практически не сохранилось. С уверенностью можно утверждать, что после завершения работы в Успенском соборе он переехал на какое-то время жить в Москву. Там у него было большое количество всевозможных заказов.

В Москве Дионисий уже трудился вместе со своими сыновьями, которые оказывали ему существенную помощь и поддержку. В то время герой нашей статьи близко сошелся с преподобным Иосифом Волоцким, который и составил для него знаменитое "Послание иконописцу".

"Белозерский" период

Знакомство и общение с преподобным Иосифом, который в то время считался одним из самых авторитетных людей в богословском отношении, многое дал Дионисию. Особенно это заметно на его работах, которые исследователи относят к "белозерскому" периоду. По мнению искусствоведов, его начало можно отнести к 1490 годам, а вот самыми поздними из дошедших до нас икон считают так называемые "северные письма" Дионисия, которые датируют 1500 годом. Их иконописец писал для Павло-Обнорского монастыря, который расположен неподалеку от Вологды.

В 1502 году Дионисий создает фрески для Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Ферапонтова монастыря. В этом ему помогают сыновья. А вот уже следующий год официально многими считается годом его смерти, хотя есть основания полагать, что прожил он значительно дольше.

Еще один интересный момент о судьбе Дионисия. Считается, что незадолго до своей кончины он принял постриг инока, проведя остатки своих дней в монастыре, как говорили в те далекие времени в богомыслии и безмолвии.

С уверенностью сегодня можно заявлять, что Дионисий был одной из самых выдающихся личностей того временного периода.

"Распятие"

Одна из самых известных икон Дионисия называется "Распятие". Ее относят к 1500 году. Она была написана для так называемого праздничного ряда иконостаса Троицкого собора, который располагался в Павло-Обнорском монастыре. Это знаменитый мужской православный монастырь в Вологодской области. Он был основан в 1414 году учеником Сергия Радонежского, считается одним из самых больших и древних монастырей на русском севере.

Исследователи высоко ценят эту икону, отмечая на ней изображен одновременно утешительный и скорбный образ, который практически полностью лишен натуралистичности, которую можно наблюдать в произведениях многих западных мастеров того и более поздних периодов.

Сыновья Дионисия

Серьезную помощь и поддержку своему отцу оказывали его сыновья, которых звали Феодосий и Владимир. Вся живопись рубежа XV-XVI веков характеризуется творчеством героя нашей статьи и двух его сыновей. Интересно, что в отличие от многих своих предшественников, которые сами были монахами, работая в монастырях, Дионисий оставался мирянином. Возможно, и умер в этом статусе, хотя большинство биографов считают, что он все-таки принял монашеский постриг перед смертью.

Своих сыновей Дионисий сам обучил непревзойденному искусству иконописи, вместе они работали в разных уголках Руси. Например, вместе расписывали каменную церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколомском монастыре, заложенную в 1484 году, на следующий год она была освящена. Тем же летом Дионисий и расписывал ее вместе с сыновьями.

Активным продолжателем дела отца стал его младший сын Феодосий, которого в 1508 году пригласил великий князь Василий III, чтобы расписать Благовещенский собор в московском Кремле. Там можно было увидеть лики Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, византийских императриц и императоров. Все это символизировало преемственность власти московских князей.

Феодосий также прославился, как оформитель церковных книг по библейским сюжетам. Именно с его именем многие ассоциируют появление старопечатного орнамента. А вот про творчество старшего сына Дионисия Владимира ничего неизвестно. По самой распространенной версии, он приняли монашеский постриг под именем Вассиана.