Елецкий район, Елец город
Вознесенский женский монастырь в Кремле был основан в XIV веке великой княгиней Евдокией — женой князя Дмитрия Донского. Обитель является одной из древних в Москве. Она была построена в память о Куликовской битве (1380) и стала одним из первых женских монастырей.
Внутреннее убранство Вознесенского собора не сохранилось до наших дней, уцелел лишь иконостас, который после революции 1917 года перенесли в кремлевский собор Двенадцати апостолов. Иконостас выполнен в стиле барокко в конце XVII века, украшен флемской резьбой, символизирующей райский сад. Среди святынь Вознесенского собора был древний образ Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Считается, что сама княгиня Евдокия спасла его из огня при пожаре во время нашествия Тохтамыша в 1382 году.
В 1730-х годах в Вознесенском соборе устроили Успенский придел и придел во имя иконы "Всех скорбящих Радость".
К началу XX века в Вознесенском монастыре было три храма: Вознесенский собор, церковь Святого Михаила Малеина и храм Великомученицы Екатерины, который был построен в XVII веке на месте древней церкви Святых Афанасия и Кирилла (в честь бракосочетания Дмитрия Донского и Евдокии). К XIX веку он сильно обветшал, его хотели снести. В 1808 году по приказу императора Александра I новую Екатерининскую церковь создал итальянский архитектор Карл Росси в совершенно нехарактерном для Москвы готическом стиле. Храм был освящен в 1817 году.
На протяжении всего времени своего существования монастырь щедро одаривали, он был в числе самых богатых и уважаемых монастырей Москвы.
Вознесенский монастырь служил усыпальницей для женщин царской фамилии. Здесь также находили последний приют родственные великим князьям удельные правители. Самой почетной была южная сторона храма. У этой стены в серебряной раке покоились мощи святой Евдокии, здесь была похоронена Мария Шуйская (жена сверженного царя Василия Шуйского), которая, по мнению историков, начинала свой род от отца Евдокии, а также Анастасия Романова — первая и самая любимая жена Ивана Грозного и другие прославленные женщины.
Перед важными военными походами, дальними путешествиями, перед тем, как отправиться на богомолье, великие князья поклонялись праху своих отцов в Архангельском соборе, и матерей в Вознесенском. На большие церковные праздники было также принято посещать эти соборы.
Находясь под покровительством правительниц, Вознесенский монастырь считался царским, на его настоятельниц распространялась привилегия входить к великим княгиням и царицам без доклада. Часть инокинь и сами принадлежали к царскому роду. Здесь провела остаток своих дней Мария Нагая (инокиня Марфа) — последняя жена Ивана Грозного и мать царевича Димитрия. Инокиней Вознесенского монастыря была мать первого царя из рода Романовых — Марфа, здесь Лжедмитрием была заточена дочь Бориса Годунова царевна Ксения.
По традиции, установившейся в древние времена, в Вознесенском монастыре до венчания находились государевы невесты после обручения. Здесь жила какое-то время и Марина Мнишек — жена Лжедмитрия I.
Инокини Вознесенского монастыря шили одежду для членов царской фамилии, вышивали салфетки и полотенца для царского обихода, плели кружева и иногда готовили любимые блюда цариц.
При монастыре существовало училище для девиц из знатных семей, в котором их обучали грамоте, этикету, церковному пению.
Во время наполеоновского нашествия 1812 года настоятельница Вознесенского монастыря успела увезти в Вологду ризницу, поэтому самые важные ценности избежали осквернения и разграбления. Несмотря на то, что обитель была оккупирована французскими солдатами, она сохранилась лучше других московских монастырей и почти не была повреждена. Монастырский священник Иван Яковлев даже сумел здесь спрятать мощи святого царевича Димитрия, которые нашел в оскверненном Архангельском соборе.
В ноябре 1917 года в ходе боев за Кремль были разрушены многие стены и купола его храмов. В марте в Кремль переселилось новое большевистское правительство и монахиням было приказано покинуть обитель. Покидая монастырь, они сумели тайно вынести под одеждами Казанскую икону Божией Матери, а также некоторые драгоценности, спрятав их на лаврском подворье. Властями был учинен обыск, сокровища нашли и отправили их в Оружейную палату Кремля. В церкви Святой Екатерины был оборудован гимнастический зал.
В 1929 году Вознесенский монастырь был уничтожен. На этой территории в 1932-1934 годах была построена Военная школа имени ВЦИК. В 1950-х годах здание было передано Верховному Совету СССР, в 1958 году его часть перестроена под Кремлевский театр на 1,2 тысячи мест.
В последнее время в корпусе размещались административные службы администрации президента и комендатуры Кремля.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Оригинал взят у natalia425 в Елец. Вознесенский собор
Вознесенский храм в Ельце - один из самых высоких и больших в России, яркий представитель официального русско-византийского стиля в архитектуре.
Построен по проекту известного архитектора К. А. Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве, при этом император повелел объявить архитектору "за красоту сего проекта [Вознесенского храма] монаршее благоволение". Строился храм 44 года, на пожертвование елецких купцов и горожан, открытие и освящение состоялось в 1889 году.
2. При подъезде к городу по трассе М4 храм виден с очень большого расстояния, да и с любого направления тоже.
3. Высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца.
4. Была также предусмотрена колокольня, запроектированная на 7 метров выше креста главного купола.
5. Колокольня, увы, осталась недостроенной - из пяти ярусов было выстроено лишь два. Колокола временно повесили на деревянной звоннице, установленной перед входом, и эта временная колокольня просуществовала до 1933 года. Всего было 16 колоколов, самый большой весил 16 пудов.
6. Ежегодно на постройку храма расходовалось по миллиону штук кирпича, и заводы с трудом справлялись с заказом. Для производства кирпича был даже устроен специальный кирпичный завод.
Интересный факт, почерпнутый из книги Клокова, Найденова, Новосельцева "Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце":
Подрядчиком на каменные работы первоначально подрядился липецкий купец Фаддей Шилов. Однако в процесс закладки фундамента вмешался архитектор Вальпреди, под наблюдением которого велось строительство. Он усомнился в способности подрядчика вести такую крупную стройку, так как устройство фундамента было организовано по старинке: в траншею забрасывался бутовый камень и заливался известковым раствором. Для такого громадного здания требовалось явно боллее прочное устройство фундаментов. Вальпреди остановил работы, приказал выбросить из траншей весь бут и стены фундаментов возводить из тесаного "возового" камня. Шилов от дальнейших работ был отстранен. Вскоре он заключил новый договор - на этот раз с братией елецкого мужского монастыря на возведение каменного Троицкого собора, и хотя постройка была значительно меньше Вознесенского собора, она рухнула после возведения сводов. После этого Фаддей Шилов коропостижно скончался. А на строительстве Вознесенского собора его место занял Макар Платонов, крестьянин Владимирской губернии, который оказался искусным мастером. Вместе с сыном он вел кладку собора, завершив её устройством куполов в 1873 году
.
7. Собор играет важную роль в силуэте города, подчёркивая его центр, и виден почти из любой точки города.
8. ... с улицы Коммунаров. Ось этой улицы с осевой линией собора увязал известный воронежский архитектор Вальпреди, под наблюдением которого строился храм, он же произвел разметку фундаментов.
9. ... от реки Тихая Сосна.
10. ... с Введенского спуска.
13. ... с улицы Пушкина.
14. ... с улицы Маяковского.
15. Собор на дореволюционной открытке.
16. Вид с высоты, 1970-е.
17. Недостроенная колокольня служит притвором храма.
20. В наружном оформлении - стилизованные формы русского и византийского зодчества, в их числе - аркатурный пояс, килевидные кокошники, наличники. Карниз - из белого веневского камня.
23. Высокие узкие окна в стиле классицизма.
25. Храмовые барельефные иконы.
29. На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. С 1874 года ведущим архитектором по внутренней отделке Вознесенского собора был назначен московский архитектор Александр Каминский. Ему же принадлежит проект главного иконостаса храма - трехярусного, нижний ярус из позолоченного резного дерева, а два верхних - лепные.
В целом собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина.
Выполненные в соборе росписи (летнего храма) сохранились, в основном, без подновления. Но стены зимнего храма и притвора оставались нерасписными - росписи и покраска в них были выполнены только при восстановлении собора в 1956-1957 гг.
33. На северных и южных дверях сохранился красивый кованый узор, проект дверей также принадлежит Каминскому.
35. Ограда вокруг собора была поставлена в 1957 году, проект архитектора Лоренса.
37. В настоящее время часть стен очищена от слоев старой краски. А вообще, исторически цветовое решение было таким: храмовая часть - белая, трапезная и притвор оставались краснокирпичными; в 1970-х весь собор был выкрашен в привычный современникам зеленый, и стех пор несколько раз возобновлялась в этом же цвете.
38. Вид со ступеней крыльца.
39. На территории собора также расположена часовня, выстроеннная в 1801 году, как считается, на месте холма над братской могилой ельчан, погибших в борьбе с полчищами Тамерлана (1395 г). При устройстве фундаментов Вознесенского собора было вынуто огромное количества грунта, который не вывозился с Красной площади, а был отсыпан здесь же, вокруг нового собора, в результате чего часовня оказалась наполовину засыпанной, поэтому для входа в неё были сделаны ступени вниз и металлический навес-сень.
40. Также на территории захоронения священнослужителей.
47. Собор был закрыт в 1934 году - прямо в храме была организована добыча цветного металла из храмовой утвари, "обработанное" резное дерево отвозилось в елецкую тюрьму на топку. Через это прошли и деревянные иконостасы собора, включая знаменитый позолоченный уникальный резной балдахин. Уничтожено было много всего: мраморные всходы к иконам, балюстрада солеи из черного бельгийского мрамора, огромная бронзовая с позолотой люстра... Колокола со звонницы сняты под лозунгом "Перельем колокола на тракторы". Позже в помещениях храма было устроено зернохранилище, кулинарный цех, бондарная мастерская. У входа даже стоял памятник Сталину.
48. Здание Вознесенского собора было возвращено в 1947 году, после многочисленных обращений ельчан. Храм тогда находился в плачевном состоянии.
49. В 1948 году собор был поставлен под охрану как памятник культуры. В 1950-х проведены ремонтные и восстановительные работы.
51. Сегодня Вознесенский собор продолжает оставаться духовным центром города и одной из главных его достопримечательностей.
52.
Следуя по стрелкам, можно войти внутрь, а также подняться на колокольню.
На выставку, посвящённую Чудову и Вознесенскому монастырям в Московском Кремле я непременно хотела сходить. О существовании древних обителей в Кремле осведомлён даже старшеклассник (если он не отъявленный двоечник). А вот визуально представить себе как выглядели и где точно располагались те или иные несуществующие здания, я никак не могла, имела лишь приблизительное представление. На выставке я надеялась наконец-то прояснить для себя вопрос местоположения Екатерининской церкви, Малого Николаевского дворца, церкви Чуда Архистратига Михаила, а также других разрушенных в разное время кремлёвских церквей и других строений. Мои надежды оправдались! Рассматривая планы, фотографии, рисунки и литографии Кремля XIX века, разрозненные части кремлёвской мозаики наконец-то сложились в ясную картину.
Для своей дырявой памяти предам огласке снимки, представленные на экспозиции выставки “Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле” в Московском музее Архитектуры и, по возможности, прокомментирую их.
Монастыри в Кремле. Планы
В первую очередь я увидела копию панорамы Кремля Д.С.Индейцева – конец XIX века. (Ниже продемонстрирую крупномасштабные фрагменты этой панорамы).
На выставке представлена компьютерная реконструкция строений Чудова и Вознесенского монастырей в Кремле (снимок ниже). Так выглядела Ивановская площадь, если бы могли посмотреть на Кремль с вершины Покровского собора. В нижнем правом углу видна часть Красной площади, чуть выше – в верхнем правом углу белым цветом обозначено здание Сената.
Слева видно пустое пространство, сейчас на этом месте находится Тайницкий сад (Большой Кремлёвский сквер). На дальнем плане можно рассмотреть и нижнюю часть колокольни Иван Великий.
Теперь рассмотрим аксонометрию Кремля. Местоположение Чудова и Вознесенского монастырей выделено белым цветом.
Наконец, изучим детали кремлёвского плана. В верхнем левом углу обозначено ныне существующее треугольное здание Сената. Комплекс строений – имеющий в плане вид буквы “П” – это Вознесенский монастырь. Слева от него – строения Чудова монастыря. (План составил М.Д.Рудольф в 1861 году).
Вот как монастыри выглядят на аксонометрии 1898 года.
Обратите внимание, что справа вверху на плане показана бОльшая часть Красной площади с современным зданием Торговых рядов (ГУМ). На площади видно расположение памятника К.Минину и Д.Пожарскому работы Ивана Мартоса – аккурат напротив центрального входа в ГУМ.
Привожу аксонометрию 1898 года полностью в большом масштабе, она довольно подробна и любопытна.
Обратите внимание – пункты 28-44 перечня обозначают строения за пределами Кремля.
Панорама Д.С.Индейцева. Монастыри в Кремле
Вернёмся к панораме Д.С.Индейцева конца XIX века. Дублирую всю панораму.
Рассмотрим левый фрагмент панорамы с видом Ивановской площади.
Плац справа на месте нынешнего Тайницкого сада (Большого Кремлёвского сквера) показан очень наглядно. Перечислю строения слева направо.
1.Алексеевская церковь Чудова монастыря (это комплекс из двух зданий, трапезной и собственно церкви).
2.Малый Николаевский дворец или Архиерейский дом (трёхэтажное угловое здание под зелёной крышей).
3.Правее Малого Николаевского дворца видны три главы (центральная и две боковых) собора Вознесенского монастыря.
4.Екатерининская церковь Вознесенского монастыря (с большим куполом).
5.Спасская башня.
Два небольших строения между Спасской и Царской башнями не указаны.
6.Царская башня.
7.Набатная башня.
8.
Ещё один вид Ивановской площади, почти такой же, как выше, но в лучшем качестве, с бОльшим приближением, его прислала наш автор .
Средняя часть панорамы в настоящее время не представляет для нас большого интереса – это вид из Кремля на Замосковречье.
Теперь посмотрим на правую часть панорамы Д.С.Индейцева.
Все здания перечислять не буду, они очевидны. Укажу некоторые несуществующие ныне строения – слева от Боровицкой башни едва видна маленькая церковка. У Оружейной палаты (примерно напротив входа в Алмазный фонд) стоит церковь Иоанна Предтечи под Бором.
Ивановская площадь. Монастыри в Кремле
Вернёмся снова на Ивановскую площадь. На картинке ниже отлично видна ограда, отделяющая Соборную площадь.
А.Руднев по рисунку Д.М.Стругова “Вид Ивановской площади Московского Кремля” 1867 г.
Обратите внимание на купола Успенского собора – по форме они не похожи на нынешние. Также центральный купол сильно отличается по размеру от боковых, что не соответствует действительности. А решётка живёт и здравствует, только на другом месте – расположена между ОП и БКД.
Теперь опять обратимся к фрагменту панорамы Д.С.Индейцева.
Д.С.Индейцев. Вид Чудова и Вознесенского монастырей. Изд.Дж.Дациаро, 1850-е годы.
Здесь также видим Алексеевскую церковь (слева) и Малый Николаевский дворец Чудова монастыря, а также главы собора и Екатерининскую церковь Вознесенского женского монастыря.
Прежде чем подробно рассматривать отдельные строения, кратко упомяну об истории Чудова монастыря Московского Кремля.
Чудов монастырь Московского Кремля
Монастырь учредил в 1365 году митрополит Московский и воспитатель Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского Алексий, впоследствии причисленный к лику святых.
Основан монастырь был на том месте в Кремле, где прежде стоял Ордынский двор. Митрополит Алексий получил этот участок в дар от Тайдулы, жены хана Золотой Орды Джанибека. По преданию, Тайдула одарила русского митрополита в благодарность за излечение от слепоты. Этот эпизод всегда изображают на житийных иконах святого Алексия, митрополита Московского.
Клеймо иконы с изобр. исцеления царицы Тайдулы митрополитом Алексием.
Икона “Митрополит Алексий с житием”, мастерская Дионисия, 1480-е гг. Дионисий. Алексий митрополит Московский. Конец XV – начало XVI вв. Клеймо “Излечение Тайдулы” находится в левой части иконы, четвёртое сверху
Вернувшись из Золотой Орды, митрополит учредил монастырь в честь Чуда архангела Михаила в Хонех. Ведь чудо прозрения Тайдулы по молитве Алексия случилось именно в день празднования Чуда архангела Михаила в Хонех.
Ещё при жизни митрополита в монастыре построили каменный храм Чуда архангела Михаила на месте деревянного. Почил св.Алексий в 1378 году и завещал похоронить себя у стен собора, что и было выполнено, его погребли в Благовещенском приделе собора Чуда архангела Михаила.
В 1431 году в соборе обрушились своды. Во время работ обрели мощи митрополита Алексия, это послужило поводом для его канонизации. Собор отстроили заново, а в начале XVI века итальянские мастера по повелению Ивана III вновь возвели храм на прежнем месте.
Была в соборе высокая колокольня. В XVII веке западную и северную границу монастыря опоясывали келейные корпуса.
Важнейшими постройками монастыря были собор Чуда архангела Михаила, Алексеевская трапезная церковь и Малый Николаевский дворец (Архиерейский дом).
Для наглядности вставляю ещё один снимок. Его происхождение неизвестно.
Собор Чуда архангела Михаила. Монастыри в Кремле
Собор Чуда архангела Михаила Чудова монастыря. Из издания: “Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества”, 1846-1859
Построен собор в 1503-м году по повелению государя Ивана III. Характер постройки, детали украшений указывает на авторство итальянских мастеров. Храм был крестовокупольный. Стояла церковь на высоком подклете. Во внешнем убранстве чисто русские приёмы (аркатурно-колончатый пояс) сочетались с ренессансными традициями (фриз с дельфинами).
Интерьер церкви Чуда архангела Михаила. “Обретение злата, злодеяние монахов и спасение пастуха архангелом Михаилом”. Фото А.В.Лядова 1929 г.
Интереьер церкви Чуда архангела Михаила. “Обретение мощей святителя Алексия”. Фото А.В.Лядова 1929 г.
Алексеевская трапезная церковь. Монастыри в Кремле
Возвели трапезную церковь в 1680-1686 годах по повелению государя Фёдора Алексеевича и по его чертежу. Церковь построили в духе русского узорочья, она была богато украшена кокошниками и увенчана десятью главами, которые были сгруппированы двумя парами по пять куполов.
В 1770-м году вид Алексеевской трапезной церкви преобразился – к ней пристроили крыльцо, выполненное в неоготическом стиле.
Малый Николаевский дворец Чудова монастыря (Архиерейский дом). Монастыри в Кремле
Чаще всего на панорамах Кремля мы видим Малый Николаевский дворец или Архиерейский дом – один из самых поздних памятников в монастырском ансамбле.
Новый архиерейский дом построили в Чудовом монастыре в 1775-76 годах, автор проекта – М.Ф.Казаков. Новое строение поставили на месте старых разобранных архиерейских палат. Угол раннеклассицистического здания представлял собой полуротонду с четырьмя колоннами и бельведером. Последний нёс на себе вензель митрополита Платона (Левшина).
В юго-восточной части здания была устроена домовая церковь апостолов Петра и Павла. Автором деревянного иконостаса храма был М.Ф.Казаков.
После 1818 года архиерейские палаты передали в казну. В нём пребывала семья императора Николая I во время коронации, проходившей в Москве в 1826 году, поэтому здание стали называть Николаевским дворцом. Позже, оно претерпело несколько изменений, в том числе, его надстроили третьим этажом, сначала – деревянным, затем – кирпичным, но казаковский декор фасадов, в целом, сохранился.
Малый Николаевский дворец. Вид после артобстрела 24 октября – 3 ноября 1917 года. Фото Ф.Н.Крашенинникова 1918-1919 годы. На этом снимке хорошо видна трапезная Алексеевской церкви с красивым крыльцом.
Вознесенский монастырь Московского Кремля
Женский монастырь занимал скромную территорию вдоль восточной стены Кремля, выходящей на Красную площадь и Чудовым монастырём.
В 1407 году, вдова Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского, Евдокия основала Вознесенский монастырь, где и приняла постриг под именем Ефросиньи. Первый собор монастыря строился на её пожертвования. После упокоения, инокиню Ефросинью похоронили в ещё недостроенной церкви. С тех пор всех супруг русских государей (до Петра I) хоронили именно там.
Первый каменный собор монастыря, начатый ещё при жизни Ефросиньи, освятили в честь Вознесения Господня в 1468-м году. В 1518 году Великий Князь Василий III повелел построить новый Вознесенский собор, которые впоследствии сильно пострадал от пожара. Новый собор построили на пожертвования Ирины Годуновой. Царицу также похоронили в Вознесенском соборе несмотря на то, что она стала инокиней .
В начале XVII века, после воцарения новой династии Романовых, инокиней монастыря стала Марфа (Ксения Иванова Романова), мать царя Михаила Фёдоровича. По её заказу в 1617 году в монастыре построили деревянный храм во имя святого Михаила Малеина. В честь это святого был крещён сын Марфы (Ксении Ивановны) и первый царь династии Романовых – Михаил.
В 1626 году в Вознесенском монастыре Кремля возвели деревянную церковь во имя св. Фёдора Пергамского (святого покровителя патриарха Филарета, в миру – Фёдора, отца царя Михаила Романова). Деревянные храмы не сохранились.
В 1634 году в Вознесенском монастыре построили каменный двухярусный храм в честь св.Михаила Малеина, куда перенесли и престол церкви Фёдора Пергамского.
Обратите внимание, что Михайловский храм построен по типу “иже под колоколы” – звонница надстроена над двухъярусной церковью.
В 1686 году в монастыре на месте ранних храмов возвели каменную церковь св.Екатерины.
Вдоль Спасской улицы проходила каменная ограда монастыря. С севера, запада и востока территорию Вознесенского монастыря окружали келейные и служебные постройки.
Екатерининская церковь Вознесенского женского монастыря в Кремле. Монастыри в Кремле
Новую церковь на территории Вознесенского монастыря в Московском Кремле начали строить в 1807 году. Но до событий 1812 года завершить её не успели. Окончательно достроили новый храм только в 1817 году. Автор проекта – К.И.Росси. На заключительном этапе Екатерининскую церковь достраивал А.Н.Бакарев.
Стиль постройки – псевдоготика. Главным фасадом церковь выходила на Спасскую улицу. Храм был одноглавый, большой купол поддерживал высокий барабан. Всё строение было совершенно симметричным, выдержанным в классических формах. Остроконечные башенки-пинакли придавали церкви “готический” облик. Интересно, что восточная стена церкви не была выделена традиционными апсидами, из-за этого храм несколько походил на гражданскую постройку.
Внутренняя отделка Екатерининской церкви соответствовала внешнему виду – интерьер храма также был исполнен в “готическом” вкусе. Первоначальный деревянный иконостас в 1870-80-е годы заменили на мраморный в тех же готических формах.
О.Бри по оригиналу А.Дюража “Екатерининская церковь Вознесенского монастыря”. Вид со двора. 1845 г.
В заключении приведу несколько интересных снимков Кремля.
Такой бы мы увидели колокольню, если бы стояли на Ивановской площади спиной к Сенату примерно на линии с . Хорошо видна улица между Успенским собором и церковью Двенадцати апостолов.
На следующем снимке на первом плане видна Спасская улица с церковью Николая Гостунского. За ней стоит Николаевский дворец. А вот церковь св.Екатерины ещё старая.
Теперь немного другой ракурс. Отсюда за Малым Николаевским дворцом увидим старую Екатерининскую и Георгиевские церкви.
Теперь посмотрим на Спасскую башню с Красной площади. За стеной справа от башни видим маленькую главку церкви Михаила Малеина, слева от неё – большой купол Екатерининской церкви.
На следующем снимке взгляните на Никольскую башню Кремля. Она изображена низенькой, приземистой, до перестройки. Слева – фасад Арсенала, справа – Сената.
Мастерская Ф.Я.Алексеева. Вид Сенатской пощади Московского Кремля, 1800-е.
Невозможно пройти мимо эскизов наличников окон церквей и гражданских зданий XVII-XVIII веков.
В данной публикации я представила бОльшую часть снимков, представленных на выставке “Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле”.
Сведения о кремлёвских монастырях и церквях взяты из фотоматериалов выставки.
Статьи об истории и архитектуре Московского Кремля и его музеев мы собираем в .
Город Елец является одним из самых загадочных российских городов России. Этот районный центр входит в состав Липецкой области. Некогда на его месте была крепость, раскинувшаяся на берегу небольшой реки Быстрая Сосна, впадающей в Дон. Город Елец считается одним из немногих населенных пунктов, в которых сохранились практически все памятники зодчества прошлых веков. Именно поэтому он внесен в Золотое кольцо России. Еще с трассы при подъезде к городу виднеются синие купола. Это - Вознесенский собор.
Елец
История города еще до конца не изучена. Специалистам не удается пока определить точную дату его возникновения. В летописях город упоминается еще с 1146 года в качестве бастиона на юго-восточной границе. Он охранял Русь от набегов татаро-монголов, половцев и печенегов. В старинных документах говорится о том, что именно в это время через Елец по направлению к Рязани проезжал князь Святослав. Именно эту дату и принято считать примерным годом его основания. Но есть мнение, что Елец построен намного раньше: согласно неподтвержденным данным - в конце десятого века.
До той поры, как город вошел в московскую вотчину, он в документах значился военной крепостью. Елец на себе пережил не одно крупное нападение. Он страдал сот татаро-монгольского ига, от войск хана Ахмата Темира, хана Узбека, хана Тогая, даже кровопролитная Куликовская битва этот город не обошла.
В 1395-м году Елец разорили войска Тамерлана. Но до сих пор летописцы и историки не знают, почему полководец, так успешно захвативший крепость, так и не пошел дальше на Россию. Так и осталось загадкой, когда завоеватель, повернув свою орду обратно, обосновал свое решение вещим сном, связанным с этим городом. Якобы Тамерлану привиделись святые, которые с великим войском победили его.
Достопримечательности города
Елец издревле считается одним из святейших городов России. Здесь построено множество монастырей, храмов и церквей. Видимо, благодаря этому город считается освященным. Разве не является чудом то событие, которое много столетий назад здесь произошло с Тамерланом? Сам по себе Елец, расположенный в восьмидесяти километрах от Липецка, большим назвать трудно.
Изначально он был устроен на левом берегу небольшой реки Быстрая Сосна, однако впоследствии, за счет окружающих близлежащих сел и поселений, со временем влившихся в черту города, Елец разросся и теперь занимает оба берега.
В целом в этом небольшом населенном пункте насчитывается семнадцать церквей. Большинство из них находится в состоянии руин. Однако для туристов именно в этом и заключается вся загадочность данного города. Реставрировав их, конечно, можно сделать внешний вид города более привлекательным, но так считают далеко не все. Наоборот, по мнению большинства горожан, именно руины и таят в себе дух древних веков. Одной из интересных достопримечательностей, которые туристам показывают, является Владимирская церковь. Конечно, в первую очередь путешественникам показывают Вознесенский собор. Елец, как известно, был крепостью. А кирпичные красные своды Владимирской церкви являются хранителями тайн и воспоминаний о древнем Ельце.
Вознесенский собор: история возникновения
Хотя в городе много старинных архитектурных памятников, тем не менее об этой знают все жители. Назвать адрес Вознесенского собора сможет даже маленький ребенок. Ведь стоит он на Красной площади и считается одним из главных зданий Ельца. Этот выдающийся памятник прошлого был построен в конце девятнадцатого столетия (1845-1889 гг.) по проекту зодчего Константина Тона. Идея строительства большого нового собора зародилась у горожан уже достаточно давно. С 1815-го был начат сбор пожертвований. Учет велся, как тогда было принято, в специальной прошнурованной - "снуровой" - книге. Подлинно народной стройкой называли Вознесенский собор. Елец семьдесят пять лет собирал пожертвования, которые шли не только от местных жителей, но и из Петербурга, Москвы и т. д. Даже на знаменитой Нижегородской ярмарке собирались деньги на то, чтобы был возведен собор.
Проект
Первые чертежи храма в классическом стиле были разработаны в 1824 году харьковским зодчим Даниловым. Но проект был отклонен, а горожане обратились к самому Тону, который является создателем храма Христа Спасителя.
Проект, сделанный в свойственном этому зодчему византийском стиле, ельчанам пришелся по душе. Размеры здания намного превосходили те, которые предложил Данилов. Тон предусмотрел общую длину сооружения в сто тридцать два аршина. Высота храма с крестом составляет семьдесят четыре метра.
Торжественное богослужение в честь закладки первого камня собора состоялось двадцать второго августа, в день, когда был коронован Николай Первый. Над проектом внутреннего убранства храма работал не менее известный архитектор А. Каминский. Так начинал строиться Вознесенский собор.
Елец в последней четверти девятнадцатого столетия сильно изменился. На его облике сильно отразилась активная творческая деятельность А. Каминского. Будучи учеником К. Тона, он оставил свой след на многих постройках города того времени: на табачной фабрике Заусайлова, Царской часовне и т. д.
Описание
Вознесенский собор (Елец) имеет огромную художественную ценность. Только в храмовой части можно насчитать более двухсот двадцати стенных росписей и живописных полотен. А иконописные работы, большинство из которых - работы кисти выдающихся русских передвижников К. Лебедева и А. Корзухина, ежегодно привлекают в храм сотни туристов. Верхний купол, паруса, а также настенные росписи и верхний ряд икон в иконостасе, "Распятие Христа", являющееся центральным образом, - все это представляет собой настоящую экспозицию. Кисти Корзухина принадлежит и знаменитая роспись в соборе - Елецкая Божия Матерь. Заступница Богородица, изображенная на ней с поднятыми руками, своим небесным воинством преградила путь полчищам кровавого Тамерлана, пытавшимся захватить Русь.
Находился около Спасской башни слева и почти вплотную примыкал к кремлевской стене. В Средние века служил местом погребения представителей московского великокняжеского рода женского пола.
История
По преданию, монастырь был основан великой княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений, но предполагается, что это было в 1386 г. Первая Вознесенская соборная церковь была построена из дерева.
В 1407 Евдокия удалилась в этот же монастырь под именем Евфросинии и уже через несколько дней повелела заложить новый каменный Вознесенский собор на месте деревянного. Прожив в иночестве всего несколько недель, 7/20 июля 1407 года инокиня Евфросиния скончалась и была погребена в строящемся соборе. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы.
Unknown , Public DomainЕё невестка, великая княгиня Софья Витовтовна, продолжила постройку, но успела лишь возвести стены собора. Восемь лет спустя собор выгорел дотла, 50 лет стоял недостроенным, и лишь в 1467 восстановлен великой княгиней Марией Ярославной, женой Василия II Тёмного. Зодчий Василий Ермолин для прочности «одевает» старые стены собора в новые.
Шестнадцать лет спустя монастырь был снова повреждён огнём. Вознесенский собор полностью выгорел и был разобран «ветхости ради». В 1519 на фундаментах первого храма по указу великого князя Василия III было начато строительство нового Вознесенского собора (существует версия, что архитектором был Алевиз Новый, окончивший к тому времени строительство 11 церквей на московском посаде). В 1588 при царе Фёдоре Иоанновиче Вознесенский собор строится вновь как архитектурная копия («реплика») Архангельского собора.
В последующие века собор сильно страдал во время пожаров и не раз поновлялся: при императоре Петре I, императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Однако, во время самого большого пожара 1737 г. в Московском Кремле и разорения его французами в 1812 г., Вознесенский Собор пострадал незначительно.
В главном монастырском храме, Вознесенском соборе, находилась почитаемая древняя икона Божьей Матери Одигитрии, то есть Путеводительницы, которая, как говорили, была спасена великой княгиней Евдокией во время нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 г. Ровно через сто лет эта икона сгорела, и тогда знаменитый иконописец Дионисий написал на обгоревшей доске новый образ Богоматери. В великие праздники эту икону выносили навстречу царю и патриарху, и они прикладывались к ней у ворот обители. (В наше время образ хранится в Государственной Третьяковской галерее).
Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. , Public Domain
Монастырь использовался как место жительства для царских невест до свадьбы. Именно там вдова Ивана IV, Мария Нагая, в постриге инокиня Марфа приветствовала Марину Мнишек, которая проведёт там несколько дней до её свадьбы с мнимым сыном Нагой, Лжедмитрием.
Кроме главного Вознесенского собора, в монастыре были ещё две церкви.
В 1634, царь Михаил Романов приказал построить новую церковь в монастыре и посвятил её своему святому покровителю, Михаилу Малеину. Колокольня рядом с этой церковью была построена в конце XVII столетия. Она стояла сразу за Спасскими воротами в глубине за красивой решёткой. Построена церковь была всего за пять месяцев Баженом Огурцовым и Семейко Белы́м.
Третью церковь в монастыре освятили во имя св. великомученицы Екатерины. В начале XIX века митрополит Платон выступил инициатором строительства новой церкви. Храм предполагалось разместить с юго-восточной стороны монастырской территории, по северной границе Спасской улицы. На этом месте с 1527 года стояла древняя каменная церковь св. Георгия, построенная при Василии III. В ней хранилась белокаменная конная статуя Георгия Победоносца, выполненная Василием Ермолиным для украшения Спасских ворот. После снятия с башни скульптуру разместили в храме св. Георгия, перешедшем к этому времени в ведение Вознесенского монастыря. В 1808 году обветшавший храм св. Георгия был разобран и на его месте заложена новая церковь. Скульптуру Георгия Победоносца перенесли в качестве киотной иконы в каменную церковь во имя преподобного Михаила Малеина.
неизвестен , Public Domain
Автором проекта новой церкви св. Екатерины был архитектор Карло Росси. Грандиозное сооружение, по размерам не уступающее соборному храму, было выполнено в неоготическом стиле. Сложный силуэт с многочисленными башенками и изящный декор стен придавали зданию легкость и нарядность. Строительство церкви, начатое в 1808 году, было прервано войной 1812 года. Лишь в 1817 году её отделку закончил архитектор А. Н. Бакарев. Это был один из лучших памятников Москвы, построенных в неоготическом стиле. В интерьере представлял интерес иконостас, утраченный при разрушении монастыря.
После упразднения монастыря в 1920 году в церкви предполагалось разместить гимнастический зал, но идея не была реализована.
Разрушение монастыря
Вознесенский монастырь сильно пострадал во время боев за Кремль в ноябре 1917 года: снарядами были разрушены стены и купола его храмов. В марте 1918 года в Москву переехало большевистское правительство, разместившееся в Кремле. С октября 1918 года монастырь был закрыт.
Монахиням велели покинуть обитель: последние его инокини вместе с игуменьей нашли себе временный приют при церкви Лефортовской больницы. Они успели тайно, под мантиями, вынести из обители икону-реликварий «Богоматерь Казанская» одна из самых почитаемых в монастыре икон, утварь и драгоценности и спрятать их на подворье лавры, но большевики учинили там обыск и отправили изъятые ценности в Оружейную палату.
неизвестен , Public Domain
Спустя два месяца (в декабре того же года) решением Комиссии по изъятию церковных ценностей главная чудотворная икона храма Вознесения Господня «Богоматерь Одигитрия» (поновленная в 1482 г. Дионисием) была перенесена в Крестовую (Мироваренную) палату Патриаршего дворца XVII в. (после её передали в Государственный Исторический музей, а в 1930 г. - в Государственную Третьяковскую галерею).
В апреле 1929 года по инициативе Коменданта Кремля Р. А. Петерсона, правительственная комиссия, в которую входили: К. Е. Ворошилов, В. В. Шмидт, А. С. Енукидзе, осмотрели здания Чудова и Вознесенского монастырей и постановили снести их, очистив место для строительства Военной Школы ВЦИК.
Предвидя подобный исход событий, Н. Н. Померанцев, стоявший во главе комиссии в составе Д. Н. Сухова, В. К. Клейна, А. В. Орешникова, В. Н. Иванова и других специалистов добился выделения денежных средств и в кратчайшие сроки организовал архитектурные обмеры, фотофиксацию монастырских построек, обследование захоронений Великих княгинь и цариц и вывоз белокаменных саркофагов с останками в подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где они пребывают и ныне (кроме мощей Евфросинии Московской, которые были перенесены 28 мая 2008 года в придел мученика Уара Архангельского собора).
Для сохранении иконостаса и древних икон (они подлежали уничтожению) собора Вознесения Господня Н. Н. Померанцев нашёл место в соборе во имя Двенадцати Апостолов. Собор Двенадцати апостолов был меньшего размера, чем Вознесенский, поэтому иконостас целиком в него не вошёл. Оставшиеся части алтаря - два его ряда с шестью иконами (три - Праздничного ряда и три - Страстного ряда) Померанцев разместил в фондах музея.
В том же 1929 году Вознесенский монастырь взорвали. Специалисты утверждают, что именно тогда впервые для разрушения храмов был применен динамит. Погибли все его церкви, в том числе и Екатерининская, остававшаяся единственным сохранившимся творением Карла Росси в Москве. На месте монастыря в 1932-1934 гг. архитектор И. Рерберг построил здание Военной школы им. ВЦИК, стилизованное под кремлевский классицизм, чтобы оно гармонировало с соседними Сенатом и Арсеналом. В этом здании потом работал Президиум Верховного Совета СССР.