Фарный костел божьего тела несвиж. Костёл иезуитов – Фарный костел в Несвиже Время имши в костеле божа цяло несвиж

Беларусь - уникальная страна с исключительной историей! Нахождение на перекрёстках мировой истории наложило свой отпечаток на многоголосие национальных и религиозных традиций Беларуси. Одним из восхитительных мест Беларуси является древний Несвиж (первое упоминание в 1223 году), где находится дворцово-замковый комплекс Радзивиллов .

Костёл Тела Господня (фарный - приходской) в Несвиже - архитектурный памятник раннего барокко, первый иезуитский костёл на территории Речи Посполитой, родовая усыпальница князей Радзивиллов.

Строительство монастырского комплекса иезуитов в Несвиже началось в конце 16 века, после того, как римско-католическая церковь добилась возвращения княжеского рода Раздивиллов в лоно католицизма. Комплекс изначально включал мужской монастырь, иезуитский коллегиум и Фарный костел Божьего тела. Позднее в комплекс монастыря иезуитов включили каплицу Булгарина и башню замковых ворот Несвижа.

Фото отсюда

Над входом надпись на латинском языке: «Поклонись храму твоему в страхе твоем». Внутри три алтаря и один неф, пространство как будто притягивает внимание вошедшего вверх, к высотам купола, где есть небольшое световое окно, рассеянный свет из которого падает на внутреннее роскошно оформленное пространство. Под куполом произведение живописца - великолепная роспись библейской тематики. Эту роспись как минимум трижды реставрировали. После пожара в середине 17 века практически заново восстанавливал роспись живописец О.Кригер, затем еще раз проводилась реставрация в 1752-1754 годах отцом и сыном Хески, и в 1900 году неизвестным художником под руководством комитета по капитальному ремонту костела.

Ниже вошедший в храм человек видит боковые алтари, оформленные со вкусом и смыслом. «Падающие» колонны поддерживают фигуры ангелов символизируют пошатнувшиеся было религиозные убеждения представителей рода Радзивиллов и самих иезуитов, сумевших «удержать» веру князей.

В левом из боковых алтарей расположены три скульптуры. Две из них созданы в честь умерших сыновей Николая Радзивилла Сиротки, между ними находится памятник из песчаника, изображающий самого князя. Радзивилл Сиротка предстает перед людьми в образе бродяги-пилигима с посохом и старой шляпой за плечами. За спиной у его ног сброшены рыцарские доспехи. Эпитафия над скульптурой гласит, что каждый в этом мире - лишь странник-пилигрим пред очами господними.

Во втором боковом алтаре - скульптура молодой женщины, сидящей на крышке гроба. Ее имя Мария, по преданию она была похоронена живой, впавшей в летаргический сон. Рядом с правым алтарем есть мраморная доска с портретом поэта Владислава Сырокомли, который жил в замке Радзивиллов некоторое время в середине 19 века. На галерее костела сохранился старинный орган.

С левой стороны находится вход в усыпальницу Радзивиллов. Несколько ступеней приводят в полуподвальное помещение с массивными сводами, через узкие окошки у самого потолка просачивается разреженный свет, у входа стоит маленькая часовня. В родовой усыпальнице находится 78 гробов, в которых хранятся забальзамированные тела представителей рода, начиная с самого Радзивилла Сиротки, умершем в 1616 году. Гробы подобны саркофагам, вырубленным из дерева. Каждый из них перевязан проволокой, а узлы опечатаны личными пломбами потомков Радзивиллов, на каждой пломбе виден герб рода. О том, кто именно покоится в гробу, можно прочесть на стене у изголовья каждого гроба, где простой краской написаны основные сведения: имя, титул, годы жизни. Последнее захоронение датируется 1936 годом.

Костел Божьего тела является действующим костелом, и более чем за четыре века своей истории он ни разу не закрывался и даже не перестраивался, лишь время от времени реставрировался . Фарный костел является одним из самых значительных памятников архитектуры в Беларуси, сохранившим все черты стиля барокко в преломлении белорусского характера. Прототипом несвижского храма стала церковь Иль Джезу, практически в то же время возводимая в Риме, но все же несвижский Фарный костел имеет особые черты.

Данные о костёле можно найти в интернете:

Костёл действующий:

Мемориальная доска на стене собора:

История

Первое упоминание о Несвиже встречается в русских летописях в XIII веке, когда рассказывается о том, что князь Юрий Несвижский принимал участие в битве на Калке (1223). Умирая от ран, он дал поручение своему слуге – добраться до Несвижа и сообщить жене и всем приближенным, как погиб князь. Когда слуга выбирался с поля битвы, его пронзила стрела – в самое сердце, но он все равно добрался до княжьего замка и принес с собой трагическую весть о гибели князя и приходе на Русь татар. После включения земель Белоруссии в состав Великого княжества Литовского несвижские князья владели своим уделом с XIII по XV вв. при условии, что они служат князю. Правда, уже в 80е гг. прошлого века ученые доказали, что город и замок появились здесь не ранее XV века. Таким образом, первым письменным упоминанием о городе теперь считается 1446 год, когда в летописи рассказывается о передаче местечка Несвиж великим князем литовским Казимиром Миколаю Яну Немировичу.

В 1492 г. Несвиж переходит во владение белорусскому магнату Петру Кишке, а в 1513 г., когда его дочь Анна становится женой Яна Радзивилла, город в составе ее приданого становится владением Радзивиллов. В 1547 году сын Анны и Яна – Николай Радзивилл Чёрный – становится князем Священной Римской империи и делает своей резиденцией именно Несвиж. Чтобы не допустить более передачи своих владений «по кудели» (в составе приданого), он устанавливает право майората – титул, земли и все богатство переходят старшему сыну. Остальные отпрыски мужского пола должны были либо уйти в монастырь, либо стать рыцарями в войске какого-нибудь короля. Именно благодаря этому Несвиж оставался владением Радзивиллов до 1939 г.

Памятник Симеону Будному-первопечатнику из Несвижа

Типография

Расцвет Несвижа связывают с именем князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки - сына Николая Радзивилла Чёрного. Наследник огромного состояния, он мог бы провести жизнь праздно, но он путешествует по Европе и Ближнему Востоку, и даже пишет путевые заметки об увиденном. Получив от отца деревянную усадьбу и небольшой городок при ней, он возводит каменный замок, застраивает заново город, превращая его в европейский: освобождает горожан от многих налогов и феодальных повинностей, развивает торговлю и ремесла. В Несвиже при нем открываются школа, госпиталь, ткацкий и портняжный, слесарный и скорняжный цеха. В 1562 г. открывается типография, где были изданы первые книги на белорусском языке. Чуть позже именно здесь возникает первый белорусский театр, а еще в городе размещался кадетский корпус и школа флотских офицеров для частного войска Радзивилла. В 1583 г. начинается строительство Несвижского замка, для чего привлекаются итальянские мастера. За весьма короткий срок (чуть более 30 лет) по последней фортификационной моде был построен замок и город.

«Город, получивший магдебургский привилей («право Саское Магдебургское»), отчислял деньги на фортификационные работы из своих доходов. Согласно артикулам магдебургского права, в городе были организованы сторожевая, противопожарная службы и ополчение. Все жители несли сторожевую и оборонную повинности, участвовали в военных смотрах («полисах») и тренировках («муштрах»). К концу XVI в. городские укрепления в основном были сооружены. Гравюра несвижского картографа Томаша Маковского, сделанная около 1600 г., изображает Несвиж, основу обороны которого составлял высокий земляной вал. Он имел вид пятиугольника с 7 бастионами, который охватывал город со всех сторон.

Внутрь попадали через пятеро ворот-брам: Слуцкую, Клецкую, Виленскую, Мирскую и Замковую. Городскую фортификацию окружал водяной ров, соединявшийся с рекой Ушой. Перед каждой брамой имелся подъемный мост. Не последнее место в обороне Несвижа занимали 4 каменных кляштора -- бенедиктинский, иезуитский, бернардинский и доминиканский с комплексами построек, поставленные в тактически важных и выгодных местах. Они закрывали прямую дорогу к замку и были серьезным препятствием на пути противника. Водяной ров вокруг города выполнял еще одну функцию: он был зарыблен и превратился практически в рыбий питомник. Однако ловить рыбу мещанам запрещалось. Радзивиллы приказывали строго следить за этим поручику или цейхгварту, уполномочив их отнимать сети у горожан».
М. А. Ткачев «Замки Беларуси»

Во время русско-польской войны замок выдержал две длительных осады русских войск, бравших штурмом сам Несвиж, в 1654 и 1659 гг. В 1706 г. Несвиж, как и близлежащий Мир, разграбляют шведские войска. Через 15 лет его восстанавливают, возводя также дворцовую часовню, тогда-то он и приобрел тот облик, который мы наблюдаем сегодня. В 1764 и 1768 гг. сюда вторгаются русские войска, в 1792 г. замок-таки берут приступом русские отряды, а после раздела Речи Посполитой в 1793 г. город входит в состав Российской Империи. В 1812 году Доминик Иероним Радзивилл выступил на стороне французской армии, после чего вынужден был бежать. Только в 1860-х гг. замок вернулся к Радзивиллам, после чего вокруг замка разбили несколько парков (общая площадь паркового комплекса составляет 90 гектаров). В 1921 г. Несвиж входит в состав Польши, в 1939 г. - в состав Белоруссии, в 1941-1944 гг. находится под фашистской оккупацией. Во время СССР во дворце размещался санаторий КГБ, в 2002 г. в замке случился пожар, уничтоживший большую его часть. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы, которые обещают закончить к 2010 г.

Замок, фарный костел и городская застройка внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Замок

Согласно плите над входом в замок, замок был закончен 7 мая 1583 года. Повторю, что раньше на этом месте стояла деревянная усадьба, новую же крепость в камне строил итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони. Сдается мне, что князь Радзивилл настолько был впечатлен итальянскими образцами стиля, что решил построить в Несвиже нечто подобное, для чего и привез архитектора из Италии. Кроме крепостных стен и башен, расположенный на полуострове замок окружали рвы и валы, и даже сейчас заметно, какими внушительными они были в те времена. Реку Ушу запирала плотина, таким образом, уровень воды во рву можно было регулировать. Той дороги по дамбе, по которой мы шли к замку от костела, тогда не существовало – через озеро был перекинут длинный деревянный мост, который в считанные минуты разбирался. Второй мост был перекинут через оборонительный замковый ров. Эта система очень живо напомнила мне замок в чешском городке Тржебонь и его систему прудов – строилось-то все примерно в одно время.

В плане замок имел форму четырехугольника 170*120 м, окруженного высоким земляным валом с бастионами по углам. За облицованными камнем валами были окопы, стрелковые ячейки, поверху бруствера шла дорожка. Со стороны двора брустверная линия огня защищалась еще одной каменной стеной. Таким образом, Несвижский замок стал родоначальником нового типа бастионных укреплений в Белоруссии - так называемой «новоитальянской системы». Ранее, чем где-либо в Белоруссии, в Несвиже была создана литейная пушечная мастерская -- людвисарня. Уже в 1576 г. здесь отлили первую партию из семи пушек -- «подделков», стрелявших 2-фунтовыми ядрами. В 1598 г. здесь отлили колокола для Несвижского и Мирского замков (они прослужили замкам по 300 лет каждый). В 1785 г. в замке насчитывалось 66 пушек собственного производства. Неудивительно, что Несвижский замок выдержал столько осад!

Просторный замковый двор окружали три здания. Напротив въездных ворот высился главный корпус с княжескими палатами. Разобщенные корпуса в последующие века перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав к настоящему времени замкнутый парадный двор. По углам замка возвышаются милые 8-гранные башенки. Кроме большого парадного двора, в замке существуют еще два маленьких – хозяйственный (конный) и интимный. Конный двор располагался в южной части замка, когда в валах были устроены конюшни. Третий двор прячется в строениях и пользовался им только сам хозяин - он сообщался с внешним миром секретными переходами. Рассказывают, что эти подземные ходы ведут к фарному костелу и к Мирскому замку.

С XVI по XX вв. Радзивиллы собирали в замке огромную библиотеку на 20 тыс. томов, уникальный архив со старинными документами (здесь хранились практически все акты Великого княжества Литовского, начиная со времен Ягайлы, собственноручно писанные письма европейских монархов), картинную галерею (около тысячи полотен), коллекцию оружия, слуцкие пояса (тканые из золота, ими можно было обернуться с ног до головы), молчу про такие мелочи, как мебель из драгоценных пород дерева, коллекции монет, гобелены, шпалеры, фамильные драгоценности и сервизы лучших фарфоровых фабрик мира. Гид с воодушевлением рассказывала нам о том, как еще в XIX г. в окрестных деревнях находили золотые кирасы, из которых кормили свиней, или супницы майсенского фарфора, используемые для хозяйственных нужд пейзан. Библиотека, к слову сказать, частично хранится в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Как водится, все это великолепие легло в основу о легендах о кладе Радзивиллов, который Доминик Радзивилл, перешедший на сторону французов, не успел вывезти из замковых подвалов. Якобы доверенный слуга спрятал сокровища где-то в подземных ходах, а сам сгинул во время наполеоновского нашествия. Охотники за сокровищами разрыли парк Альба, некогда окружавший замок, и даже во время Второй мировой фашисты отрядили сюда саперную роту, чтобы докопаться до клада – но безуспешно. Сдается мне, что ничего и не найдут: книги и часть архивов, как мы уже выяснили, были отправлены в Россию, картины, мебель и драгоценности с сервизами запросто могли разграбить как русские войска, так и жители окрестных деревень, а знаменитые золотые и серебряные слитки, из которых были выложены штабеля в княжеской сокровищнице, как мне кажется – из ряда замковых легенд – хозяева к тому времени наверняка держали свои капиталы не в слитках, а в европейских банках. На что-то же живут отпрыски Радзивиллов в Лондоне и Париже по сей день:)

Как всякий уважающий себя замок, Несвижкий имеет свое привидение – Черную Даму, это дух Барбары Радзивилл, жены короля Речи Посполитой Сигизмунда Августа, отравленной матерью короля, Боной Сфорца

то наверняка видели чудотворный образ Богоматери над Мядининскими воротами – считается, что рисовали образ с Барбары Радзивилл). Король настолько печалился, что пытался вызвать дух Барбары (произошло это в Кракове ,

в одном из домов на Рыночной площади), а когда призрак явился, пытался его обнять, что было строжайше запрещено. С тех пор привидение бродит среди дорогих ее сердцу мест – по фамильному замку.

Несмотря на то, что экспозиция внутри замка очень бедненькая (все новодельное), за вход берут 3000 рублей – наверное, на дальнейший ремонт собирают. Если не хотите идти в замок, можно погулять по парку – это бесплатно, разве только у входа или где-нибудь на аллейке вас не встретит паренек с чумазым носом на велосипеде, который предложит вам рассказать легенду о замке и показать «камень желаний» - разумеется, не бесплатно. Камень, который на самом деле «закладной» - с него началось некогда строительство замка, отчего-то трансформировался (не без участия местных жителей, вероятно) в камень, при прикосновении к которому исполняются желания. Не бесплатно: под камень «положено» совать деньги, которые шустрые пареньки собирают, едва группа отходит на пять метров.

Парки очень приятные, хотя посмотрели мы небольшую часть их непосредственно у замка. Интересен памятник любимой борзой князя, не раз спасавшей ему жизнь на охоте и погребенной под этим самым камнем, на котором стоит ее изображение.

Неподалеку на камне сидит русалочка, а вдалеке виднеется и сама Черная дама.

Указав на одну из аллей, наша гид рассказала, что некогда был Невижский меридиан (мол, чем мы хуже Гринвича или Парижа), и аллея посажена как раз вдоль него.

На подходе к замку имеется небольшая аллея главных действующих лиц в истории Несвижа – в том числе Джованни Бернадони, Николая Радзивилла Сиротки и Юрия Несвижского.

Город

Хотя в городке со времен Радзивиллов мало что осталось, уделить ему полчаса все же стоит. По планировке Несвиж до сих пор напоминает квадрат, в центре города имеется просторная площадь с Ратушей и торговыми рядами, куда сходятся все улицы. Ратуша была построена в Несвиже вскоре после обретения им магдебургского права (1586) и неплохо сохранилась по сей день. Тогда в ней располагались кабинет бургомистра, магистрат, канцелярия, зал суда, казна и архив, а в XVII в. рядом построили торговые ряды. Через дорогу стоит здание библиотеки, т.н. «Дом на рынке» (1721) – с барочным «волнистым» фасадом. На месте кинотеатра когда-то был расположен доминиканский монастырь (1672).

Ближе к озеру еще сохранился женский монастырь бенедиктинок (1596), возведенный на средства Николая Сиротки и его супруги Елизаветы Вишневецкой. Сейчас от всего комплекса сохранились только трехъярусная башня (XVIII в.) и корпус келий, где сейчас размещен педагогический колледж. Говорят, здесь до сих пор бродит собственное приведение - это Черная Монашка, наказанная вечным скитанием за свои прегрешения.

На берегу озера стоит Слуцкая брама (1760) - единственные дошедшие до наших времен несвижские ворота. Когда-то вправо и влево уходили высокие крепостные валы, делавшие из города настоящую крепость, а брам было 5. Название ворота получили от Слуцкого тракта. На гравюре с изображением Несвижа, датированной началом XVII в., на месте брамы изображена укрепленная башня. В 1760 г. башню перестроили в барочном стиле. На первом этаже брамы располагались помещения для стражи, во втором - часовня.

Фарный костел

«Во второй половине XVI в. Радзивиллы, Ходкевичи, Воловичи, Сапеги и прочие магнаты стали переходить из католичества в протестантство – с прицелом на то, чтобы секуляризировать церковные земли, то бишь прибрать их к своим рукам. Николай Радзивилл Черный даже основал в 1553 году общину кальвинистов в Вильно, а также пытался организовать издание кальвинистской литературы в Бресте, где в 1563 по его распоряжению была издана Библия на польском языке. В Несвиже с его подачи протестантский печатник Сымон Будный (прямо Семен Буденный), получивший образование в Краковском университете, издал «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом». Однако церковники не сдались просто так, ксензды и члены монашеских орденов развернули масштабную идеологическую борьбу за умы магнатов, увенчавшуюся успехом. Когда Николай Черный умер, его сын-католик Николай Сиротка стал скупать кальвинистские книги, изданные отцом в Несвиже и Бресте, и сжигать их». (с) Глеб, По следам Великого княжества Литовского

Как символ возвращения Радзивиллов в лоно католической церкви, Николай Сиротка заказывает Джованни Бернадони иезуитский костел. В 1593 г. в Несвиже появляется барочная церковь по образу и подобию главного иезуитского храма – римской Иль Джезу (1584). Считается, что это был первый на территории Речи Посполитой храм в стиле барокко.

«Поклонись храму твоему в страхе твоем» - гласит латинская надпись над входом в несвижский фарный костел. Храм – как будто символ веры Радзивиллов: боковые алтари вот-вот упадут, но нет – их поддерживают ангелы. А с левой стороны, у самого спуска в крипту, обратите внимание на серый надгробный памятник Сиротке: на могилах рыцарей той эпохи было принято изображать рыцаря в полном боевом облачении, с оружием, Николай Сиротка же изображен на плите коленопреклоненным, в одеянии пилигрима, с походом и с широкополой шляпой за плечами. Рыцарское вооружение лежит, небрежно отброшенное, сзади. Под барельефом - длинная латинская эпитафия, которая гласит, что пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим.

В другом боковом алтаре есть мраморная скульптура молодой женщины, которая сидит на крышке гроба. Это Мария, возлюбленная Сиротки - по легенде, ее похоронили заживо - в состоянии летаргического сна – эту историю очень любят рассказывать гиды, возбужденно размахивая руками. Главное украшение костела – это его роспись (считается, что автором росписи, художником Х.Г.Хески использовались для работы композиционные схемы Рубенса). Говорят, можно уговорить органистку, чтобы та пропустила вас наверх на хоры или даже показала, как пользоваться органом, но это, кажется, из разряда баек.

Крипта

А вот проникнуть в недоступную крипту под костелом все-таки можно: когда мы осматривали росписи, в костеле еще была служба, после которой вход закрыли. Одна из девушек в нашей группе так сильно переживала о том, что не удалось увидеть крипту, что я рассказала ей о статье , прочитанной мной до приезда сюда – как одна из прихожанок, пани Янина Шидловская, пускает в усыпальницу туристов за плату в 1500 рублей с человека. Девушка взялась за дело активно, и после осмотра группой замка буквально притащила нам эту пани, которая, увидев, что группа большая (было нас человек 20), да еще две группы тоже изъявили желание, сообщила, что возьмет по 1000 рублей с человека, мол, соберите. Правда, к деньгам она даже не прикоснулась, велев запихнуть их в коробку для пожертвований.

Итак, фамильная усыпальница князей Радзивиллов представляет собой темный подвал, где рядами стоят простые деревянные гробы (внутри они металлические), общим количеством 78 или 79. Первым здесь был похоронен сам Николай Сиротка в 1616 году, от него же передавался из поколения в поколение рецепт бальзамирования трупов, привезенный им из путешествия по Востоку. Каждый из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями – сделано это не для того, чтобы не выпустить призраков (как многие рассказывают), а для того, чтобы те же туристы (несколько гробов стоит не за решеткой, а прямо под окошком в подвале) не лезли вовнутрь, или искатели приключений не вскрывали гробы в поисках ключа к кладу (такие случаи тоже были). Последнее захоронение в склепе состоялось в 1999 году – сюда привезли Антония Радзивилла, умершего в Лондоне (это его гроб стоит под окошком). Как утверждала наша гид, это третье по величине семейное захоронение в Европе, после усыпальниц Валуа и Габсбургов (правда, на наш вопрос, не в Сен-Дени ли Валуа, и какие Габсбурги имеются в виду – в или , дама затруднилась с ответом).

Даже те из белорусов, кто отродясь не бывал в Несвиже, знаком с символом этого города - хотя бы в теории. Знаменитый Несвижский замок изображен на близкой нашему сердцу купюре сто рублей ноль-ноль копеек.

Давайте договоримся сразу. У нас не исторический портал. Поэтому восторги по поводу замечательных легенд Несвижа мы с большего вынесем за скобки. А вам попробуем показать, как в этом городе уживались средневековье, социализм и коммунизм, капитализм с империализмом и т.д.

Радзивилловский драйв

История Несвижа - привычный для белорусской республики набор: из взлетов и падений, оживления и упадка.

Резкий расцвет города начался пять веков назад. Тогда Несвиж сделали своей официальной резиденцией Радзивиллы – богатейшие люди Европы. Сейчас бы они, конечно, назывались олигархами, и их фотографии не сходили с первых газетных полос всяких глянцевых журналов и порталов.

Герб Радзвиллов

Но и тогда, без всякой желтой прессы, о Радзивиллах сплетничали по всей Европе и сочиняли невероятные истории. То Радзивиллы запрягали в свои сани медведей вместо коней и пугали соседей дикими выездками.

То устраивали посредине лета зиму: с катаниями на санках и масленицей. Для этой «святой» цели несвижские холмы и дороги засыпались солью. Тогда это был высший шик. Ибо соль несколько веков назад была товаром жутко дорогим и дефицитным. А сейчас…

Ну кому придет в голову устраивать зиму вместо лета? Чего-чего, но зим нам хватало и хватает. А о тех княжеских развлечениях лишь отдаленно напоминает искусственное покрытие современных лыжных трасс и трамплинов. Спортсменам ведь нужно форму держать круглый год. Но сейчас не об этом, разумеется.

Пане Коханку - весь из противоречий

Почетное место среди своих несвижских предков и потомков занимал Кароль Радзивилл, по прозвищу Пане Коханку (он же Милый Друг). Так его величали за любвеобильный характер.

А еще современники называли этого человека вторым бароном Мюнхгаузеном: за неистощимую фантазию, развеселый нрав и страсть к охоте.


Пане Коханку

Он не переставал удивлять всю жизнь. Совсем уж в зрелые годы взял да и влюбился. Этот дамский любимец поставил в своем парке мраморную статую. И все свободное время проводил возле нее. Самые знатные и красивые женщины Европы, которых когда-то торжественно встречали на несвижских дорогах тысячи лакеев, носильщиков и факельщиков, были в недоумении.

Но в итоге барышням пришлось признать победу камня над плотью и с сожалением забыть этот край и пылкого любовника. Подобный сюжет задействован в отличном фильме «Формула любви».

Сейчас его (пане Коханку, а не «Формулу любви») пытаются представить едва ли чудовищем - любители всевозможных исторических разоблачений. Не будем обращать на это внимания.

При чем тут Паустовский?

Истории и легенды про Радзивиллов обожал слушать молодой военный фельдшер Константин Паустовский. В годы первой мировой войны он лечился в несвижском госпитале после ранения. Паустовский записал тут массу местных преданий и легенд. К сожалению, Константин Георгиевич быстро состоялся как писатель-реалист, гениальный описатель природы.


А для классика социалистического реализма было неудобно становиться певцом любвеобильных и страшно далеких от народа Радзивиллов. Вот он им и не стал. И очень жалко, между прочим…

Жили же люди

Про Радзивиллов можно было писать целые тома приключенческой, романтической, историко-криминальной литературы. Пять веков назад (во второй половине XVI века) Радзивиллы сделали свой родовой замок настоящей крепостью, окружили мощными стенами, рвами с водой. Это была своеобразная военная ставка с золотовалютным запасом, снабженная всем необходимым для мирной жизни.

Резиденция князей по части красоты и роскоши могла оставить позади себя почти все королевские дворы Европы.


А стремление Радзивиллов сделать свою вотчину центром европейской культуры? Оно же было просто неуемным.

Поэтому в замке собрали богатейшую коллекцию живописных полотен, старинного оружия из Европы, Азии и Африки, уникальную библиотеку в 20 тысяч томов. В замке был создан придворный театр Радзивиллов, открыта балетная школа.

Кстати, именно актеры из Несвижа стали основой труппы первого в Российской империи театра.

«Смиренное кладбище»

Как любой уважающий себя замок мирового уровня, Несвижский пропитан мистическим тайнами.

Вот уникальная родовая усыпальница Радзивиллов – фарный костел. В Беларуси таких фарных - то бишь знаковых приходских костелов – всего три.


Про гродненский мы рассказали в оригинальном материале .

Новогрудский известен и благословен благодаря тому, что в нем был крещен поэтический гений мирового уровня Адам Мицкевич. И мы про Новогрудчину еще поговорим непременно.

Что касается Несвижского костела, то он у нас едва ли не самый-самый, несмотря на такую конкуренцию. За его образец ученик и коллега Микеланджело, архитектор Бернардони, взял недавно (в конце XVI века) законченный в Риме Храм Христа.

В подвале костела лежат мумии почти всех несвижских Радзивиллов.


В двойных гробах – забальзамированные останки тех, кто при жизни оказывал влияние на судьбы миллионов; тех, кто вершил судьбы народов и государств.

Многодетный Сиротка

Начиналась эта история с легендарного Николая Христофора Радзивилла по прозвищу Сиротка. Если не знаете, можете легко уточнить, как «прилип» к нему данный псевдоним.

Николай Христофор Радзивилл

А мне интересно обратить внимание на такой факт. Считается, что именно он привез рецепт бальзамирования на родину, выкупив его за несусветные деньги в Египте. Разрешение на создание этого семейного мавзолея Николай Христофор лично «выбил» у Папы Римского.

Благодаря бальзамированию, все тела Радзивиллов, что были погребены до XIX века, сохранились в костельной крипте (гробнице, проще говоря).

Потом секрет, передававшийся по наследству, был вроде бы утерян, и бальзамирование уже не проводили.

А в доказательство того, что Радзивилл Сиротка был невероятно умным, в чем-то гениальным человеком, можно привести всего один факт.

Незадолго до собственной смерти он распорядился: все Радзивиллы в гробнице костела погребаются в простой одежде, без украшений. Скажете, мелочь? Благодаря этому обряду крипта сохранилась до наших дней. Она не была разграблена НИ РАЗУ за всю многовековую историю...

Самого Николая Христофора похоронили в одежде странствующего монаха-пилигрима. Сиротка сам придумал креативную эпитафию себе на памятник: «Перед лицом смерти каждый не рыцарь, а только путешественник».

Гробовые легендарные доски

Как и на обычном сельском погосте, в этом мавзолее Радзивиллов сегодня – тишина и спокойствие. Лишь живые не успокаиваются и нагромождают вокруг саркофагов свои легенды.

Про знаменитый горбатый гроб несколько веков рассказывали, что в нем похоронена совсем юная княжна. Она, мол, прямо с бала, в мороз и стужу сбежала с пылким поклонником. И так замерзла, что заледенела. Бедную девушку не смогли разогнуть, чтобы уложить в гроб, так и похоронили сидя. Пятьдесят лет назад гроб вскрыла любопытная правительственная комиссия. И нашла в нем пожилую княгиню. А мистический горб создавала ваза с цветами. Была тайна – и нет ее. Так часто случается.

Тот самый горбатый гроб

Про один из бочонков с ручками в усыпальнице с придыханием шептали: в нем - то, что осталось от старого князя, который неудачно поохотился на медведя. И опять не в меру любознательные ученые испортили всю малину. Оказывается, в бочонке - сердце любимой жены одного из Радзивиллов, снабженное эпитафией безутешного вдовца.

Каждый из этих саркофагов достоин отдельного рассказа.

Нет тут гроба Барбары Радзивилл, бывшей королевы Речи Посполитой. И на этом персонаже есть смысл остановиться чуть подробней.

«Чорная панна Нясв i жа»

Спектакль по этой пьесе Алексея Дударева долгие годы собирал аншлаги в Купаловском театре. (Равно как и спектакль «Пане Коханку» стал топовым для нынешнего Русского театра в Минске)

Момент из спектакля «Чорная панна Нясвiжа»

До сих пор неясно, как Барбара умерла. Говорят, все началось с бытовой драмы. Мать короля из мрачного рода Медичи, вечно баловавшегося с ядами, ненавидела свою невестку за ее достаточно порочное прошлое. И в итоге позволила ей пробыть на троне и в королевской опочивальне полгода, а потом - запросто так отравила.

Стремительно овдовевший король не мог примириться с таким житейским поворотом. Он безумно любил свою молодую жену и потому взялся вызвать ее дух на родине - в Несвижском замке. Дальше уже начинаются легенды.

Смерть Барбары Радзивилл

Когда призрак явился, нервный король не удержался и полез обниматься. Он совершенно забыл, что колдуны, занимавшиеся этим спиритическим сеансом, строжайше запретили ему трогать что-нибудь руками. Раздался взрыв - видение пропало.

С тех пор душа Барбары якобы не может вернуться в могилу и обречена скитаться по замку. Так она стала легендарной черной панной Несвижа.

Но даже не эта романтическая байка влечет сюда сердца и умы тысяч и тысяч людей. Самые популярные мифы крутятся вокруг легендарных сокровищ Радзивиллов.

Мистические сокровища Агры, так вдохновенно воспетые Артуром Конан-Дойлем - ничто по сравнению с реальными сокровищами Радзивиллов. Объединяет эти богатства одно - они напрочь пропали.

И это еще одна история, которая заслуживает отдельного рассказа.

По одной версии, Наполеон спрятал все награбленные сокровища (в том числе и Радзивиллвские) где-то в районе Сморгони - покидая столь нелюбезные к нему земли «белых русичей».

По другой - несметные родовые богатства припрятаны где-то вблизи от замка в 1812 году.


Вторая версия была весьма близка немецким солдатам и офицерам, которые в переоборудованном под госпиталь замке залечивали свои раны… А попутно педантично искали клад во всех обнаруженных подземельях. Правда, они знали, что сокровища охраняются потусторонними силами, и при появлении любой тени неслись «до ветру» с воплями: «Ахтунг. Щварцен фрау! Шварцен фрау!!».

А еще об истории, связанной с легендарными двенадцатью апостолами из чистого золота и серебра, подаренных когда-то Радзивиллам Папой Римским, был снят сериал в 2013 году. Под оригинальным названием «Следы апостолов».

Советская лечебная современность

В годы советской власти замок как символ ненавистного прошлого передали трудящимся.

Его превратили в престижный санаторий.


Наиболее громкая история связана с тем, пожалуй, что в Несвижском санатории сорок лет назад отбыл в мир иной (в ночь на 4 февраля 1978 года) Народный поэт БССР Аркадий Кулешов… Если кто не знает, он является автором замечательного стихотворения «Алеся», ставшего абсолютным хитом в советские времена… Благодаря проникновенному, гениальнейшему исполнению «Песняров».

Меня поразил тот факт, что такое, очень зрелое, мужское по сути произведение Кулешов написал в свои 14 лет. Это - к слову.

А вообще, лечилась в Несвиже в основном партийная номенклатура и приближенные к ней кадры. Больно места были замечательные.

Потом элита нашла себе более престижные места. И замок решили превратить в музей.

Ну а уже в новейшей истории Беларуси Несвижский замок вернул себе прежний статус. Кампания по приданию ему прежнего вида стартовала в 1997 году. А наиболее масштабные строительные работы начались уже в 2004 году.

Строительный момент

И уже в 2005 году Несвижский замок был включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Так сказать, авансом.

Красивая фраза, которая мало к чему обязывает. Все слышали, кивают головой. А что это наследие дает кроме сотрясания воздуха - непонятно. Вон в Питере весь центр отнесен к этому самому Списку. А вплоть до прихода к власти товарища Путина за красивыми питерскими фасадами было то еще зрелище - мое почтение. Да и сейчас хватает…

Но Несвиж мы этим словесным пассажем обижать не хотим.


Реставрация замка шла более 10 лет. Денег было освоено изрядно. Госконтроль опять же нашел массу нарушений и оштрафовал многих здешних субподрядчиков.

Об этом плохо скрытом воровстве при реставрации замка когда-то много писали и кричали. Хотя никого и не посадили, что само по себе и гуманно.

Но вот время… Оно здесь как песок сквозь пальцы протекает.

Так называемый второй пусковой комплекс замка хотели открыть почему-то к 9 мая 2011 года. Потом все перенеслось на конец 2011 года.

Но все в итоге получилось достойно.

Строителям и проектировщикам нужно отдать должное.

Адски тяжело превращать госпиталь для немецких солдат, поправлявших здесь здоровье с 1941 по 1944 год, и советский санаторий, существовавший с 1945 года, опять – в архитектурную жемчужину XVI века.

А еще замок этот - естественный памятник подлинному славянскому головотяпству. Аккурат в ночь под католическое рождество 2002 года двое рабочих чуть не сожгли под ноль этот, взятый под охрану государства «памятник средневекового зодчества». Пронесло. Правда, сгорела крыша, пострадали чердачные помещения в центральной части.


Плюс еще пожарные в морозную декабрьскую ночь так лихо все это дело заливали водой, что по центру замка до самого основанья потрескались стены. Но удалось пережить и такой «кунштюк».

После этого работы по спасению наследия возобновились еще с большей активностью.

На мой непросвещенный вкус, снаружи замок теперь напоминает стиль Троицкого предместья. Но специалистам, как говорится, виднее. Если ЮНЕСКО признает, то нам остается очень сильно радоваться.

И на закуску

И все же Несвиж - уникальное место, где создаются и ломаются многие традиции.

Судя по всему, когда реставрировали средневековую ратушу на Советской (бывшей рыночной) площади в центре города, возникли вопросы с типовым памятником товарищу Ленину. Он, как и положено, стоял напротив райисполкома.

Просто сносить монумент вождю мирового пролетариата без специальных указаний постеснялись. И потому просто перенесли его в сторонку, под сень уютного жилого дома. И оттуда он скромно указывает… В направлении специализированного магазина агрокомбината «Снов». Кстати, это тот случай, когда с Ильичом можно согласиться.

Но Снов, еще одна жемчужина Несвижского района, потребует отдельной истории. Возможно, в ближайшее время мы к ней вернемся.

А на сегодня - достаточно лирики и историй.

Александр Новиков

Продолжу фоторассказ о нашей поездке по беларусским замкам. После , мы отправились в Несвижский, находящийся тут же, неподалеку.
Места тут красивые, шутка ли - весь городок Несвиж попал в список Юнеско как памятник архитектуры. Но главные его изюминки конечно все же старинная городская ратуша, Костел Божьего Тела в подвале которого находится усыпальница всего рода Радзивиллов (зрелище то еще надо признать) и конечно сам замковый комплекс.
Осенью тут наверно еще красивей, но и летом было весьма живописно:)

Но обо всем по порядку
Ратуша
Несвижская ратуша является древнейшей среди построек городского самоуправления, сохранившихся на территории Беларуси. Что-то типа наших зданий мэрии и правительства была ратуша в средние века.
В «магдебургский период» (конец ХVІ в. – 1836 г.) на первом этаже Несвижской ратуши находились торговые лавки, городская весовая, сторожевая, склад оружия для горожан на случай опасности, специальное помещение для хранения пожарных инструментов. Второй этаж отводился под учреждения магистрата. Здесь размещались зал рады, судебный зал, зал заседаний, архив, сокровищница, кабинеты войта и бурмистров, а также хранился городской архив с административными книгами и привилегиями, данными городу королями и Радзивиллами.

Во время Северной войны ратуша горела, её отстроили в 1752 г. Большой пожар 1836 г. нанёс непоправимый урон постройке, особенно пострадали помещения второго этажа. Башня уменьшилась с шести до четырёх ярусов. Именно с этого времени и до конца XIX в. ратуша находилась в запущенном состоянии. Ремонтные работы велись с разной степенью интенсивности почти до заката существования Российской империи. С конца XIX в. и до 1939 г. здесь находились городская Дума, уездный старостат, полицейская и городская управы. После II Мировой войны в ратуше разместился районный Дом культуры, позднее – Дом пионеров и школьников, детская библиотека.

Здесь у нас была экскурсия, но я каюсь не вслушивался в нее, пробежался по экспонатам сам

Традиционно пофоткав резные элементы декора

Или вот

Мебель модная

В древние века в Несвиже любили кутить по полной. Вот например древняя трубочка для питья коктейлей

Сантехники и ключники были в цене

Знаменитые спа-салоны Несвижа гремели на всю Европу.
На фото очередь на процедуру педикюра

Ажурные скамейки, аккуратные клумбы и даже мусорки - Беларусь в каждом населенном месте подтверждает статус одного из чистейших и экологичных государств

Указатели

Ратуша с другой стороны

Затем мы отправились в иезуитский костел Божьего Тела, в подвале которого находится крипта с саркофагами Радзивиллов

Собор действующий и внутри он поражает своей красотой. Древние мастера росписи нанесли орнамент так, что кажется все фигуры наверху объемны

Затем мы спустились в усыпальницу
Для рода Радзивиллов это семей­ная усыпальница, где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. В свое время крипта Несвиж­ского костела стала третьей семей­ной усыпальницей в Европе (после усыпальницы Бурбонов во Фран­ции (аббатство Сен-Дени) и Габс­бургов в Австрии (Капуцинкирхе в Вене)). Разрешение на создание усыпальницы князь Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» по­лучил лично у Папы Римского, по­скольку в то время считалось не­приемлемым, чтобы покойники оставались после смерти не зако­панными в землю, а на поверх­ности.
Первым кто в ней почил и стал сам Сиротка.
Создавая усыпальницу, Сиротка оставил два простых правила относительно крипты: во-первых, там должны были быть похоронены исключи­тельно Радзивиллы; во-вторых, хо­ронить надлежало в простом одея­нии и без богатств - чтобы через ве­ка ни у кого не возникало соблазна разграбить гробы.

С того времени в крипте нашло свое последнее пристанище боль­шинство представителей славного рода: сегодня в крипте стоит 72 гро­ба (один из которых, ритуальный, пуст). Урна с прахом 72-го Радзивилла - князя Антония, жившего в Лондоне, - была замурована в стену усыпальницы в 2000 году в соответ­ствии с его завещанием. Однако све­дения о количестве гробов в разное время фиксировались абсолютно разные: в 1905 году комиссия насчи­тала 78 саркофагов: в польской мо­нографии 1937 года говорится о 102 гробах; в советское время саркофа­гов было якобы 90; еще раньше на­зывалось 120. Что произошло с остальными, и были ли они вообще - точных сведений нет. Согласно од­ной из версий, часть саркофагов ис­чезла во время войны.

Следует сказать, что история нескольких гробов окутана легендами. Один из них называется «горбатым», поскольку его крышка не плоская, а треугольная. Согласно легенде, здесь почила юная Людвика Радзивилл. Ее отец, Богуслав Радзивилл, уже организовал бал, чтобы выдать дочь замуж за австрийского принца, однако она любила другого - конюшего, с которым договорилась бежать прямо с бала. Отец поймал конюшего и посадил в темницу, а Людвика, не зная этого, прибежала в условленное место прямо в бальном платье и легких туфельках. Не дождавшись любимого, она замерз­ла, скрючившись на пенечке - в таком виде княжну и похоронили. Впро­чем, когда саркофаг вскрыли, выяснилось, что там похоронена... 74-летняя княгиня Аделия Карницкая-Радзивилл. А «горбатость» саркофага получи­ла абсолютно реальное объяснение: внутри деревянного саркофага нахо­дился цинковый гроб, к крышке которого мастер прикрутил... вазу с желез­ным сияющим пламенем. По одной из версий, именно из-за этого тело умершей не сохранилось - прикручивая вазу к цинковому гробу, мастер нарушил герметичность захоронения, и мумия рассыпалась буквально на глазах. В одно из обновлений крипты для саркофага был изготовлен еще один гроб, деревянный. А чтобы покрыть вазу, и была сконструирована крышка такой оригинальной формы. (Всё это стало известно из статьи московских ученых в белорусском журнале «Неман» № 7/1971).

Другая легенда касается зага­дочного бочонка, находящегося подле одного из саркофагов. Леген­да повествует, что там были захоро­нены останки Радзивилла, которо­го задрал на охоте медведь. В дейст­вительности же история оказалась гораздо романтичней. На крышке гроба, возле которого стоит бочонок, можно прочесть: «Я не могу по­зволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили. Всем, кроме жизни, я обязан только тебе», а в бочонке в специальном растворе сохраняются внутренние органы княгини Радзивилл - тако­во было распоряжение мужа после ее смерти.

Возвращаясь к созданию Радзивилловской усыпальницы, сто­ит сказать о способе мумификации, применявшемся здесь в разные вре­мена. Это, как и многое другое, свя­занное с Радзивиллами, также оку­тано мифами и легендами. Со­гласно самой вероятной версии, ре­цепты мумификации Сиротка при­вез из Египта, из своего знакового двухлетнего путешествия. В знаме­нитой книге «Перегринация» князь Радзивилл довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что «различные зелья и масти так спекли тела, что те аж светятся, как смола затвердев... кос­ти тех тел целые и очень белые, ведь те масти ароматные и от счернения их защищают... намазанные три ты­сячи лет целые лежат». Покидая Каир, Радзивилл решает взять не­сколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных те­ла - мужчины и женщины. Но везти их целиком на корабле было нельзя - считалось, что мумия может при­нести судну гибель. Поэтому каж­дое тело разделили на трети и запа­ковали в отдельные ящики.

Уже когда мумии были на ко­рабле, и судно ждало попутного вет­ра, поднялся шторм. Матросы ста­ли паниковать: все погибнем! Не вы­держав психологической атаки, Си­ротка приказал выбросить все ящи­ки в море. В результате князь не до­вез до Несвижа сами мумии, но привез идею бальзамирования.

Этой идеей заинтересовались в 1953 году и коммунисты: когда умер Сталин, возник вопрос, как со­хранить тело вождя для потомков,- аналогично с трупом Ленина. Для этого в Несвиж направилась спе­циальная комиссия из Москвы, воз­главил которую профессор В. Ф. Черваков. Официальная версия приез­да комиссии была гениально закон­спирирована: якобы поступили жа­лобы и просьбы от местных жите­лей исследовать мумии и выяснить, безопасны ли они для здоровья местного населения...

Впрочем, об этой секретной экспедиции стоит рассказать подроб­нее. Прежде всего комиссия открыла самый старинный гроб - Миколая Криштофа Радзивилла «Сиротки». Ученые ожидали увидеть мумию в одежде пилигрима - как значилось в завещании. Однако картина от­крылась совершенно другая: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шел­ковая рубаха, на ногах - белые чулки машинного вязания. Под головой лежала холщовая подушечка, набитая несопрелым сеном, и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой была обозначена парижская фабричная марка. Все эти предметы относились явно ко времени работы первой комиссии в 1905 году. Таким образом выяснилось, что Сиротку переодели именно тогда!.. Советские ученые задумались: зачем?.. Разгадка ждала на дне гроба: много сухой моли и мелкие черные частички шерсти - знаменитый плащ пилигрима съела моль! Не пощадила она и мумию: как засвидетельствовали ученые, от нее остался скелет с остатками заскорузлой ткани...

Вскрытые несколько других гробов позволили достаточно точно определить способ, каким радзивилловские врачи бальзамировали умерших. Следует заметить, что в то время по христианским канонам вскрытие покойников строго запрещалось, поэтому придворные лека­ри смазывали тело умершего «бальзамом» и смолистыми пахучими ве­ществами - не производя вскрытия и не извлекая внутренности. При этом мази наносились только на переднюю поверхность тела: ткани вы­сыхали, и верх тела сохранялся, создавая своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть ссыхалась и рассыпалась.
(с)

Ну а после костела и его мрачного подвала нас ждал красивейший Несвижский замок

во дворе его можно в волю повеселиться. Там даже есть прокат старинных костюмов для фоток. Но мы ограничились нарисованными:)

Несвижский замок был построен в 13 веке представителями княжеского рода Кишки (не знаю где ударение ставить). После завершения их рода замок и все владения перешли к Радзивиллам.
Замок был сперва деревянным и его перестройкой в настоящую каменную крепость руководил все тот же Радзивилл Сиротка в 15 веке.

Замок имел форму четырёхугольника площадью 170 на 120 метров, был окружён земельным валом с расположенными по углам бастионами, водяным рвом (образующим внутреннее кольцо), достаточно широкой дорогой и искусственными водоёмами (играющими роль так называемого внешнего кольца). Для защиты и обороны сооружения вал высотой метров до 20 укрепили камнями, в нём оборудовали каменные конюшни и оставили потайные ходы, в бастионах расположили арсеналы и каморы, а со временем по углам бастионов выстроили четыре оборонные башни.

Во время нашествия воинов Русского государства в 1654 и 1659 годах замок противостоял осаде, а вот в 1706 году не выдержал напора шведов, которые захватили дворец и частично его разрушили. В дальнейшем, в период со второй половины 18 до середины 19 веков замковое сооружение неоднократно захватывали войска России (это происходило в 1764 и 1768 годах, в 1772 и 1773, а также в 1812). После столь сложной истории своего существования замок всё же вернулся во владения Радзивиллов. Вслед за этим последовало расширение замка и строительство самого комплекса, общая площадь которого к 1939 году составила порядка 90 гектаров и включала в себя Замковый парк, Старый парк, Новый парк, Английский парк и Японский сад. Многочисленные разрушения и последующие реставрационные работы существенно изменили облик замка. Постепенно он вбирал в себя признаки различных архитектурных стилей. Здесь нашли своё отражение: ренессанс и классицизм, барокко и рококо, неоготика и модернизм.

Внутри замка работает музей. Каждый зал восстановлен по описаниям древних лет, сохранились оригинальные израсцовые печи и камины

водосточная труба например:)

горный хрусталь

Лось. Просто лось

Выставка вешалок

Во дворе замка обнаружен камень сердечком. мимими усюсю

Вот здесь можно посмотреть старые фотографии замка

Замок прекрасен практически со всех сторон. А вода в крепостном рву только украшает картину своими отражениями замка

Во время Великой Отечественной войны замок практически не пострадал. C 28 июня 1941 г. в нём располагался штаб немецкой 2-й танковой группы генерала Гудериана.

Во времена СССР в комплексе располагался санаторий «Несвиж», подчинявшийся НКВД/КГБ, затем - Четвёртому Главному управлению Министерства здравоохранения БССР и, наконец, управлению «Межколхозздравница». Во время подчинения санатория Минздраву БССР санаторий был рассчитан на 175 мест (3 тысячи человек в год), в том числе действовало клиническое отделение на 25 мест для лечения больных, перенёсших тяжёлые заболевания. В санаторий направляли людей с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой системы, а также опорно-двигательного аппарата.

После распада СССР Несвижский замок перешёл под опеку Министерства культуры Белоруссии, после чего началась реставрация.
(с) Вики

И немного легенд Несвижского замка

Про Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу Пане Коханку

В пылу кутежа когда в замке было много гостей, а дело было летом, пан пообещал что утром все гости поедут на службу в костел на санях, естественно никто не принял это всерьез, но утром всех начали приглашать выйти во двор, и каково-же было удивление высокой знати, весь проезд от ворот замка, до костела был усыпан солью (в те времена она стоила еще дороже приправ и ее количество высыпанное на дорогу приравнивалось целому состоянию). Гости отправились на службу, по дороге они увидели как два шляхтича наполняют солью свою бричку, и тут Пане Коханку не сплоховал, приказал наполнить брички доверху и впречь вместо лошадей шляхтичей, если доедут до дома, то пусть забирают соль, а если нет, то казнить за воровство.
После того как все оценили егу изобретательность, он позволил забрать всю высыпанную соль местным жителям совершенно бесплатно, говорили что как минимум 5 лет торговцы ни могли продать в Несвиже и его окрестностях ни грамма соли.

(мне кажется у нас вроде под Питером тоже была аналогичная байка, только про катальную горку)

История

Первое упоминание о Несвиже встречается в русских летописях в XIII веке, когда рассказывается о том, что князь Юрий Несвижский принимал участие в битве на Калке (1223). Умирая от ран, он дал поручение своему слуге – добраться до Несвижа и сообщить жене и всем приближенным, как погиб князь. Когда слуга выбирался с поля битвы, его пронзила стрела – в самое сердце, но он все равно добрался до княжьего замка и принес с собой трагическую весть о гибели князя и приходе на Русь татар. После включения земель Белоруссии в состав Великого княжества Литовского несвижские князья владели своим уделом с XIII по XV вв. при условии, что они служат князю. Правда, уже в 80е гг. прошлого века ученые доказали, что город и замок появились здесь не ранее XV века. Таким образом, первым письменным упоминанием о городе теперь считается 1446 год, когда в летописи рассказывается о передаче местечка Несвиж великим князем литовским Казимиром Миколаю Яну Немировичу.

В 1492 г. Несвиж переходит во владение белорусскому магнату Петру Кишке, а в 1513 г., когда его дочь Анна становится женой Яна Радзивилла, город в составе ее приданого становится владением Радзивиллов. В 1547 году сын Анны и Яна – Николай Радзивилл Чёрный – становится князем Священной Римской империи и делает своей резиденцией именно Несвиж. Чтобы не допустить более передачи своих владений «по кудели» (в составе приданого), он устанавливает право майората – титул, земли и все богатство переходят старшему сыну. Остальные отпрыски мужского пола должны были либо уйти в монастырь, либо стать рыцарями в войске какого-нибудь короля. Именно благодаря этому Несвиж оставался владением Радзивиллов до 1939 г.

Памятник Симеону Будному-первопечатнику из Несвижа

Типография

Расцвет Несвижа связывают с именем князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки - сына Николая Радзивилла Чёрного. Наследник огромного состояния, он мог бы провести жизнь праздно, но он путешествует по Европе и Ближнему Востоку, и даже пишет путевые заметки об увиденном. Получив от отца деревянную усадьбу и небольшой городок при ней, он возводит каменный замок, застраивает заново город, превращая его в европейский: освобождает горожан от многих налогов и феодальных повинностей, развивает торговлю и ремесла. В Несвиже при нем открываются школа, госпиталь, ткацкий и портняжный, слесарный и скорняжный цеха. В 1562 г. открывается типография, где были изданы первые книги на белорусском языке. Чуть позже именно здесь возникает первый белорусский театр, а еще в городе размещался кадетский корпус и школа флотских офицеров для частного войска Радзивилла. В 1583 г. начинается строительство Несвижского замка, для чего привлекаются итальянские мастера. За весьма короткий срок (чуть более 30 лет) по последней фортификационной моде был построен замок и город.

«Город, получивший магдебургский привилей («право Саское Магдебургское»), отчислял деньги на фортификационные работы из своих доходов. Согласно артикулам магдебургского права, в городе были организованы сторожевая, противопожарная службы и ополчение. Все жители несли сторожевую и оборонную повинности, участвовали в военных смотрах («полисах») и тренировках («муштрах»). К концу XVI в. городские укрепления в основном были сооружены. Гравюра несвижского картографа Томаша Маковского, сделанная около 1600 г., изображает Несвиж, основу обороны которого составлял высокий земляной вал. Он имел вид пятиугольника с 7 бастионами, который охватывал город со всех сторон.

Внутрь попадали через пятеро ворот-брам: Слуцкую, Клецкую, Виленскую, Мирскую и Замковую. Городскую фортификацию окружал водяной ров, соединявшийся с рекой Ушой. Перед каждой брамой имелся подъемный мост. Не последнее место в обороне Несвижа занимали 4 каменных кляштора -- бенедиктинский, иезуитский, бернардинский и доминиканский с комплексами построек, поставленные в тактически важных и выгодных местах. Они закрывали прямую дорогу к замку и были серьезным препятствием на пути противника. Водяной ров вокруг города выполнял еще одну функцию: он был зарыблен и превратился практически в рыбий питомник. Однако ловить рыбу мещанам запрещалось. Радзивиллы приказывали строго следить за этим поручику или цейхгварту, уполномочив их отнимать сети у горожан».
М. А. Ткачев «Замки Беларуси»

Во время русско-польской войны замок выдержал две длительных осады русских войск, бравших штурмом сам Несвиж, в 1654 и 1659 гг. В 1706 г. Несвиж, как и близлежащий Мир, разграбляют шведские войска. Через 15 лет его восстанавливают, возводя также дворцовую часовню, тогда-то он и приобрел тот облик, который мы наблюдаем сегодня. В 1764 и 1768 гг. сюда вторгаются русские войска, в 1792 г. замок-таки берут приступом русские отряды, а после раздела Речи Посполитой в 1793 г. город входит в состав Российской Империи. В 1812 году Доминик Иероним Радзивилл выступил на стороне французской армии, после чего вынужден был бежать. Только в 1860-х гг. замок вернулся к Радзивиллам, после чего вокруг замка разбили несколько парков (общая площадь паркового комплекса составляет 90 гектаров). В 1921 г. Несвиж входит в состав Польши, в 1939 г. - в состав Белоруссии, в 1941-1944 гг. находится под фашистской оккупацией. Во время СССР во дворце размещался санаторий КГБ, в 2002 г. в замке случился пожар, уничтоживший большую его часть. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы, которые обещают закончить к 2010 г.

Замок, фарный костел и городская застройка внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фарный костел

«Во второй половине XVI в. Радзивиллы, Ходкевичи, Воловичи, Сапеги и прочие магнаты стали переходить из католичества в протестантство – с прицелом на то, чтобы секуляризировать церковные земли, то бишь прибрать их к своим рукам. Николай Радзивилл Черный даже основал в 1553 году общину кальвинистов в Вильно, а также пытался организовать издание кальвинистской литературы в Бресте, где в 1563 по его распоряжению была издана Библия на польском языке. В Несвиже с его подачи протестантский печатник Сымон Будный (прямо Семен Буденный), получивший образование в Краковском университете, издал «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом». Однако церковники не сдались просто так, ксензды и члены монашеских орденов развернули масштабную идеологическую борьбу за умы магнатов, увенчавшуюся успехом. Когда Николай Черный умер, его сын-католик Николай Сиротка стал скупать кальвинистские книги, изданные отцом в Несвиже и Бресте, и сжигать их». (с) Глеб, По следам Великого княжества Литовского

Как символ возвращения Радзивиллов в лоно католической церкви, Николай Сиротка заказывает Джованни Бернадони иезуитский костел. В 1593 г. в Несвиже появляется барочная церковь по образу и подобию главного иезуитского храма – римской Иль Джезу (1584). Считается, что это был первый на территории Речи Посполитой храм в стиле барокко.

«Поклонись храму твоему в страхе твоем» - гласит латинская надпись над входом в несвижский фарный костел. Храм – как будто символ веры Радзивиллов: боковые алтари вот-вот упадут, но нет – их поддерживают ангелы. А с левой стороны, у самого спуска в крипту, обратите внимание на серый надгробный памятник Сиротке: на могилах рыцарей той эпохи было принято изображать рыцаря в полном боевом облачении, с оружием, Николай Сиротка же изображен на плите коленопреклоненным, в одеянии пилигрима, с походом и с широкополой шляпой за плечами. Рыцарское вооружение лежит, небрежно отброшенное, сзади. Под барельефом - длинная латинская эпитафия, которая гласит, что пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим.

В другом боковом алтаре есть мраморная скульптура молодой женщины, которая сидит на крышке гроба. Это Мария, возлюбленная Сиротки - по легенде, ее похоронили заживо - в состоянии летаргического сна – эту историю очень любят рассказывать гиды, возбужденно размахивая руками. Главное украшение костела – это его роспись (считается, что автором росписи, художником Х.Г.Хески использовались для работы композиционные схемы Рубенса). Говорят, можно уговорить органистку, чтобы та пропустила вас наверх на хоры или даже показала, как пользоваться органом, но это, кажется, из разряда баек.

Крипта

А вот проникнуть в недоступную крипту под костелом все-таки можно: когда мы осматривали росписи, в костеле еще была служба, после которой вход закрыли. Одна из девушек в нашей группе так сильно переживала о том, что не удалось увидеть крипту, что я рассказала ей о статье , прочитанной мной до приезда сюда – как одна из прихожанок, пани Янина Шидловская, пускает в усыпальницу туристов за плату в 1500 рублей с человека. Девушка взялась за дело активно, и после осмотра группой замка буквально притащила нам эту пани, которая, увидев, что группа большая (было нас человек 20), да еще две группы тоже изъявили желание, сообщила, что возьмет по 1000 рублей с человека, мол, соберите. Правда, к деньгам она даже не прикоснулась, велев запихнуть их в коробку для пожертвований.

Итак, фамильная усыпальница князей Радзивиллов представляет собой темный подвал, где рядами стоят простые деревянные гробы (внутри они металлические), общим количеством 78 или 79. Первым здесь был похоронен сам Николай Сиротка в 1616 году, от него же передавался из поколения в поколение рецепт бальзамирования трупов, привезенный им из путешествия по Востоку. Каждый из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями – сделано это не для того, чтобы не выпустить призраков (как многие рассказывают), а для того, чтобы те же туристы (несколько гробов стоит не за решеткой, а прямо под окошком в подвале) не лезли вовнутрь, или искатели приключений не вскрывали гробы в поисках ключа к кладу (такие случаи тоже были). Последнее захоронение в склепе состоялось в 1999 году – сюда привезли Антония Радзивилла, умершего в Лондоне (это его гроб стоит под окошком). Как утверждала наша гид, это третье по величине семейное захоронение в Европе, после усыпальниц Валуа и Габсбургов (правда, на наш вопрос, не в Сен-Дени ли Валуа, и какие Габсбурги имеются в виду – в Эскориале или венской Капуцинерскирхе, дама затруднилась с ответом).

Если же вовнутрь попасть не удастся, то заглянуть в крипту можно в окошечки у церковного фундамента – кое-что даже видно. Завершающим этапом нашей поездки стал визит местного фотографа, предлагавшего диски с фотографиями Несвижа, в т.ч. архивными (замок до пожара) и крипты – по 5 тыс. рублей. И не надейтесь – они защищены от копирования:)