Фундаментальные исследования. Статистика использования икт в госсекторе россии ИТ в здравоохранении и образовании субъектов РФ
2014
СЭД: Э-подписи есть, юр значимого оборота нет
По данным Росстата за 2013 год:
- 86,9% органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления использовали средства электронной подписи,
- 74,6 процента использовали системы электронного документооборота,
- 49,2 процента общего объема документооборота органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления осуществлялось в электронной форме.
В то же время ведомственные системы электронного документооборота часто не обеспечивают юридически значимый обмен документами, а обеспеченность государственных и муниципальных служащих сертификатами ключей проверки электронных подписей сохраняется на низком уровне.
Доступ к широкополосному интернету низкий
По итогам 2013 года, по данным Росстата , недостаточным остается использование компьютерной техники и широкополосного доступа к сети Интернет в органах госвласти субъектов РФ, органах местного самоуправления и социальной сфере, особенно в малонаселенных и труднодоступных районах. Доля органов, использующих широкополосный доступ к сети Интернет, в общем количестве указанных органов согласно данным Росстата за 2013 год составляет:
- в среднем 50,3 процента,
- доля организаций и домашних хозяйств - 79,4 процента и 56,5 процента соответственно.
Сохраняется нехватка квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий.
Только 5% госусулуг имеют электронные формы и многие не работают
С 2010 года одним из важнейших направлений региональной информатизации является обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Однако, несмотря на значительные расходы, по данным мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме за 2013 год, проведенного Министерством экономического развития РФ , формы получения указанных услуг в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) " реализованы менее чем для 5,5 тыс. государственных и муниципальных услуг (что составляет 5 процентов общего количества услуг органов государственной власти субъектов РФ, размещенных на Едином портале), при этом значительная их часть неработоспособна, что приводит к невозможности дистанционного получения гражданами государственных и муниципальных услуг.
По состоянию на начало 2014 года 40 процентов региональных порталов государственных и муниципальных услуг (далее - региональные порталы) используют системы регистрации и авторизации, несовместимые с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме ", что приводит к невозможности для граждан использовать одну учетную запись для получения государственных и муниципальных услуг на разных порталах.
ИТ в здравоохранении и образовании субъектов РФ
Значительные расходы понесены на внедрение ИКТ в отраслях экономики и социальной сфере субъектов РФ, прежде всего в здравоохранении и образовании. Однако формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти, а также государственных и муниципальных учреждений часто осуществляется изолированно, не учитывает необходимость совместной работы информационных систем и не всегда направлено на повышение качества предоставляемых гражданам государственных и муниципальных услуг. Это приводит к необоснованному росту числа используемых программно-аппаратных решений, избыточным расходам и снижает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в регионах.
Сохраняется различный уровень бюджетных расходов регионов Российской Федерации на информатизацию. В пересчете на одного жителя указанные расходы отличаются более чем в 100 раз - от 2,5 тысяч рублей в г. Москве до 22 рублей в Чеченской Республике на одного жителя в год.
Статья поступила в редакцию в мае 2010 г. 1
Аннотация В статье приводится статистическая характеристика технической инфраструктуры общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования (оснащение современной компьютерной техникой, использование Интернета и параметры доступа в него), а также оценка уровня применения И КТ преподавателями за 2006/2007-2009/2010 учебные годы по Российской Федерации и ее субъектам. Отдельные показатели даны по России в сравнении со странами Европейского союза. В качестве источников информации использованы данные федеральных наблюдений Росстата по статистике образования, методические и аналитические разработки Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета - Высшей школы экономики и материалы Мониторинга экономики образования, проводимого ГУ-ВШЭ по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. Ключевые слова: общеобразовательные учреждения; учреждения профессионального образования; оснащенность компьютерами; доступ в Интернет.
Основные понятия Веб-сайт - место в Интернете, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из веб-страниц. в статистическом наблюдении учреждение считается имеющим веб-сайт при наличии хотя бы одной собственной страницы в Интернете, на которой оно публикует и регулярно (не реже одного раза в полгода) обновляет информацию о своей деятельности. при этом не имеет значения, кто именно размещает эту 1 обзор подготовлен канд. экон. наук, директором центра статистики и мониторинга информационного общества Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-вШЭ Г.И. Абдрахмановой и старшим научным сотрудником Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-вШЭ Г.Г. Ковалевой.
Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор
информацию: учреждение может выполнять эти работы собственными силами или пользоваться услугами сторонних организаций или специалистов, а также на каких условиях учреждение использует это адресное пространство в Интернете.
Вид подключения к Интернету - способ соединения компьютерной сети учреждения и интернет-провайдера.
Глобальная информационная сеть охватывает совокупность электронно-вычислительных машин (Эвм), которые могут быть расположены в любых точках земного шара, связанных между собой каналами дальней связи, предоставляемыми телефонными компаниями или другими организациями связи. глобальная сеть может быть как общедоступной (например, Интернет), так и специализированной (например, корпоративной или ведомственной - Интранет, Экстранет).
Интернет - глобальное (всемирное) множество независимых компьютерных сетей, соединенных между собой для обмена информацией по стандартным открытым протоколам.
Интранет - распределенная корпоративная вычислительная сеть, базирующаяся на технологиях Интернета и предназначенная для обеспечения доступа сотрудников к информационным электронным ресурсам учреждения.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука.
Локальная вычислительная сеть в отличие от глобальной информационной сети соединяет две или более Эвм (возможно, разного типа), расположенные в пределах одного здания или нескольких соседних зданий, и не использует для этого средства связи общего назначения.
Максимальная скорость передачи данных через Интернет
характеризуется пропускной способностью и измеряется количеством информации, передаваемой за единицу времени (бит/сек).
Персональный компьютер (компьютер) - микрокомпьютер универсального назначения, рассчитанный на одного пользователя и управляемый одним человеком. в статистическом наблюдении в составе персональных компьютеров учитываются любые типы, в том числе PC/XT, AT, Pentium и совместимые, Macintosh, блокнотные (ноутбук), портативные персональные компьютеры, независимо от того, являются ли они собственностью учреждения, взяты в аренду, в пользование, в распоряжение или получены на иных условиях.
Специальные программные средства - компьютерные программы, предназначенные для решения задач определенного класса, независимо от того, разработаны ли эти программные средства собственными силами, приобретены у других разработчиков, выполнены по заказу организации сторонними фирмами или специалистами либо получены в пользование на иных условиях. здесь
не учитывались программные средства общего назначения, такие как операционные системы, компиляторы, стандартные программные средства (например, текстовые или графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных), если на их основе не разработано специальное приложение, антивирусные программы, программы электронной почты и т. п.
Экстранет - расширение Интранета, содержащее выделенные области, к которым разрешен доступ внешним пользователям .
ИКТ В обра- распространение компьютерных технологий во всех сферах
ЗОВательных деятельности, развитие средств коммуникации и формирование новой информационной среды оказали существенное влияние 1 г ^ на систему образования. показатели оснащенности учреждений
образования персональными компьютерами и Интернетом значительно увеличились: в 2009/2010 учебном году по сравнению с 2006 г. обеспеченность учащихся общеобразовательных учреждений персональными компьютерами возросла более чем в 2 раза - с 2,8 до 6,3 компьютера на 100 учащихся (рис. 1).
рис. 1 Количество персональных компьютеров, используемых
в учебных целях*, в расчете на 100 учащихся образовательных учреждений** (на начало учебного года***, единиц)
is персональные компьютеры, всего
Общеобразовательные Учреждения начального Учреждения среднего Высшие учебные заведения
учреждения**** профессионального образования профессионального образования
о 2006/2007 ух. ш 2007/2008 у.г.
в 2008/2009 у.г. □ 2009/2010 у.г.
персональные компьютеры с доступом в Интернет
Общеобразовательные Учреждения начального учреждения**** профессионального
образования
Учреждения среднего Высшие учебные заведения профессионального образования
Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор
* По общеобразовательным учреждениям данные по обеспеченности учащихся персональными компьютерами с доступом к Интернету рассчитаны исходя из общего числа персональных компьютеров в учреждениях (включая компьютеры, не используемые в учебных целях).
** За 2006/2007-2008/2009 учебные годы по общему образованию, высшему профессиональному образованию, за 2006/2007-2009/2010 учебные годы по среднему профессиональному образованию данные приведены по государственным и муниципальным учреждениям.
*** По учреждениям начального профессионального образования данные приведены на конец календарного года.
**** Рассматриваются дневные общеобразовательные учреждения. Данные за 2006/2007, 2007/2008 учебные годы представлены без учета специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением.
Несмотря на заметный рост компьютерного парка, достигнутый уровень оснащения учащихся вычислительной техникой в России все еще ниже среднеевропейского. В странах ЕС на 100 учащихся2 приходится 11 персональных компьютеров, в том числе десять - с доступом в Интернет (табл. 1). При этом в Дании, которая является лидером по обеспеченности учащихся компьютерами в странах ЕС, эти показатели составляют соответственно 27 и 26 компьютеров. В России они не превышают3 7 и 4 компьютера.
Таблица 1 Количество персональных компьютеров
в расчете на 100 учащихся образовател ьных учреждений по России и странам ЕС 3 (ед.)
Россия 7,1 4,3
ЕС-27 11,4 10,0
Дания 27,3 26,3
Норвегия 24,2 22,7
Нидерланды 21,0 20,0
Люксембург 19,8 18,3
Великобритания 19,8 18,5
Рассматриваются ступени 1-3 Международной стандартной классификации образования (МСКО).
В целях обеспечения сопоставимости с приведенными данными по странам ЕС рассматриваются учреждения общего (государственные и муниципальные, негосударственные), начального и среднего (государственные и муниципальные) профессионального образования.
Статистика и социология образования
Персональные компьютеры В том числе с доступом в Интернет
Швеция 17,4 16,5
Финляндия 16,8 16,2
Австрия 16,2 14,2
Исландия 15,3 14,8
Франция 12,5 8,9
Кипр 12,4 8,9
Мальта 11,0 10,2
Ирландия 10,3 8,7
Бельгия 9,7 7,7
Венгрия 9,6 8,6
Испания 9,5 8,5
Чешская Республика 9,3 8,2
Германия 8,9 7,7
Италия 8,0 6,5
Словения 8,0 7,5
Эстония 7,3 7,2
Словакия 6,7 5,8
Греция 6,5 5,9
Португалия 6,4 5,4
Польша 6,1 5,6
Латвия 5,9 5,1
Литва 5,9 5,2
Источник: по России - расчеты Института статистических исследований и экономики знаний гу-вШЭ по данным росстата; по странам Ес - Евростат, Benchmarking Access and Use of ICT in European Schools 2006.
по данным социологического опроса, проводимого в рамках мониторинга экономики образования , руководители учреждений профессионального образования оценивают оснащенность учебного процесса компьютерами и оргтехникой как 64,786,4 % от необходимого уровня (в зависимости от уровня профессионального образования), программами и базами данных - как 54,1-79,2 %, доступом в Интернет - как 61,6-88,5 % (рис. 2).
Эффективность внедрения ИКТ в обучение зависит от готовности преподавателей использовать эти технологии в учебном процессе и их навыков в применении ИКТ. Опрос преподавателей учреждений общего и профессионального образования показал, что в 2009 г. компьютер на работе использовали около половины школьных учителей и преподавателей учреждений начального профессионального образования, 60 % преподавателей средних профессиональных учебных заведений и 68 % преподавателей вузов.
Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор
рис. 2 Обеспеченность учебного процесса в учреждениях
профессионального образования средствами ИКТ, по оценкам
руководителей учреждений, 2009 г.
(в% от необходимого уровня)
Общеобразовательные
учреждения
576И1 4.3 1 ТГШ1ГТ Ш1 IT
Учреждения
начального
профессионального
образования
Высшие учебные заведения
0 2006/2007 уч. г. га 2007/2008 уч. г.
а 2008/2009 уч. г. □ 2009/2010 уч. г.
Источник: мониторинг экономики образования. репрезентативный опрос руководителей учреждений профессионального образования. ГУ-ВШЭ, Левада-Центр URL: http://education-monitoring.hse.ru
В 2006 г. уровень использования персональных компьютеров преподавателями4 в странах ЕС составил в среднем 75 % с максимальным значением 96 % в Великобритании и минимальным - 35 % - в Латвии (табл. 2).
Таблица 2 Доля преподавателей, использующих
персональные компьютеры в классах в течение года, в общей численности преподавателей, по странам ЕС (%)
Страна Доля преподавателей, использующих персональные компьютеры Страна Доля преподавателей, использующих персональные компьютеры
ЕС-27 74,5 Италия 72,4
Великобритания 96,4 Словакия 70,3
Рассматриваются ступени 1-3 Международной стандартной классификации образования.
Статистика и социология образования
Окончание табл. 2
Доля препо- Доля препо-
давателей, давателей,
Страна использующих пер- Страна использующих пер-
сональные сональные
компьютеры компьютеры
Дания 94,6 Люксембург 70,2
Швеция 90,9 Португалия 69,5
Нидерланды 90,0 Бельгия 69
Норвегия 89,4 Испания 68,2
Австрия 87,9 Словения 67,6
Финляндия 85,1 Франция 65,5
Ирландия 81,7 Польша 61,4
Исландия 79,5 Эстония 59,7
Чешская Республика 78,3 Литва 59,3
Германия 78 Венгрия 42,8
Кипр 75 Греция 35,6
Мальта 74,5 Латвия 34,9
Источник: Евростат, Benchmarking Access and Use of ICT in European Schools 2006.
Активность в использовании Интернета в образовательных целях остается низкой: каждый четвертый преподаватель учреждений начального профессионального образования, треть школьных учителей и преподавателей средних профессиональных учебных заведений; лишь среди преподавателей вузов пользователей Интернета больше половины.
по самооценке преподавателей, хорошо или очень хорошо владеют стандартными компьютерными программами от 46 до 71 % преподавателей (в зависимости от вида образовательных учреждений), специальными программными средствами - 12-26 % (табл. 3).
Таблица 3 Навыки работы с программными средствами у преподавателей, 2009 г.
(% от численности опрошенных преподавателей)
Навыки работы со стандартными программными средствами
5 (очень хорошо) 21,5 24,5 27,8 37,0
4 28,0 21,8 29,4 34,3
3 26,8 19,1 21,3 18,0
2 7,2 8,5 5,6 4,1
Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор
окончание табл. 3
Степень владения программными средствами Учреждения общего среднего образования Учреждения среднего профессионального образования Вузы
1 (очень плохо) 4,6 6,0 4,7 1,9
не владеют 6,6 15,1 6,3 1,9
Навыки работы со специальными программными средствами
5(очень хорошо) 3,6 4,5 6,4 9,6
4 8,3 10,4 15,1 16,9
3 21,2 18,4 18,6 25,8
2 14,1 10,1 15,6 14,3
1 (очень плохо) 13,8 13,4 11,1 10,9
не владеют 30,7 36,2 24,7 16,4
Источник: мониторинг экономики образования. репрезентативный опрос преподавателей образовательных учреждений. ГУ-ВШЭ, Левада-Центр. URL: http://education-monitoring.hse.ru
Одним из перспективных способов использования ИКТ в образовательном процессе является дистанционное обучение.
В 2009/2010 учебном году 4,7 тыс., или 0,8 %, выпускников государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования освоили образовательную программу, прибегая к помощи дистанционных образовательных технологий, в вузах - 93 тыс. выпускников, или 6 %. Определенный оптимизм в отношении перспектив развития данного вида обучения вселяют результаты опроса руководителей учебных заведений : в ближайшие год-два каждое десятое учреждение среднего профессионального образования и каждый пятый вуз планируют внедрение программ дистанционного образования.
Что касается учреждений начального профессионального образования, то лишь менее 2 % из них планируют использовать данную технологию.
Подробные статистические данные по обеспеченности средствами ИКТ образовательных учреждений по уровням образования и субъектам Российской федерации приводятся в Приложении (табл. 1-9).
На начало 2009/2010 учебного года в общеобразовательных Учреждения учреждениях использовалось 1069,1 тыс. персональных компью- общего об-теров, в том числе в учебных целях 835,3 тыс. (78,1 %). Из общего разования числа компьютеров 52,7 % объединены в локальные вычислитель- ” ные сети, 49,6 % имеют доступ в Интернет (табл. 4).
Таблица 4 Персональные компьютеры в общеобразовательных учреждениях (на начало 2009/2010 учебного года)
Всего В том числе
Г осударственные и муниципальные дневные общеобразовательные учреждения Негосударственные общеобразовательные учреждения
Единиц В процентах к итогу В расчете на 100 учащихся Единиц В процентах к итогу В расчете на 100 учащихся Единиц В процентах к итогу В расчете на 100 учащихся
Число персональных компьютеров, всего 1069,1 тыс. 100 1057,0 тыс. 100 X 12,1 тыс. 100
Используются в учебных целях 835,3 тыс. 78,1 6,3 826,4 тыс. 78,2 6,2 8,9 тыс. 73,5 12,4
В составе локальных вычислительных сетей 563,5 тыс. 52,7 4,2 555,8 тыс. 52,6 4,2 7,7 тыс. 63,6 10,8
С доступом в Интернет 530,5 тыс. 49,6 4,0 524,8 тыс. 49,6 4,0 5,7 тыс. 47,7 8,0
Поступили в 2009 г. - - - 191,5 тыс. 18,1 1,4 - - -
Источник: расчеты Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ по данным Росстата.
Статистика и социология образования
Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор
при сравнении показателей обеспеченности персональными компьютерами по учреждениям разных форм собственности видно, что в негосударственных школах они вдвое выше, чем в государственных и муниципальных5.
показатели обеспеченности школ компьютерной техникой и возможностями телекоммуникации сильно различаются в разных регионах россии. в 2009 г. разрыв составил 11 раз по обеспеченности учащихся персональными компьютерами (11,1 компьютера на 100 учащихся в Чукотском автономном округе и 1,0 - в республике Ингушетия) и 23 раза по обеспеченности персональными компьютерами с доступом в Интернет (крайние позиции занимают те же регионы с показателями 9,1 и 0,4 компьютера с доступом в Интернет на 100 учащихся).
в 21 субъекте российской федерации обеспеченность школьников персональными компьютерами с доступом в Интернет не достигла нижнего значения рассматриваемого показателя по странам - членам Ес (5,1 компьютера на 100 учащихся в латвии). на долю этих регионов приходится четверть учащихся общеобразовательных учреждений.
Эффективное использование образовательных ресурсов глобальных информационных сетей предполагает не просто возможность подключения к Интернету - оно осуществлено в 90,7 % государственных и муниципальных дневных школ, - но и высокоскоростной доступ 6. в каждой пятой школе максимальная скорость приема/передачи данных через Интернет не превышает 127 кбит/сек, т. е. на треть ниже современных требований.
самым распространенным видом доступа к глобальным сетям остается модемное подключение через коммутируемую телефонную линию: его используют 46 % государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений, немногим более трети имеют выделенные линии, 11 % пользуются спутниковой связью.
региональный разрыв по показателю доли школ с максимальной скоростью доступа в Интернет составляет 2,1 раза: 99,8 % государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений в костромской области и 47,4 % - в республике тыва.
Активными пользователями Интернета (учреждениями, имеющими веб-сайт) являются 59,3 % государственных и муниципальных школ. адрес электронной почты имеют 86,4 % школ.
справочно: на начало 2009/2010 учебного года действовало всего 680 негосударственных общеобразовательных учреждений (1,2 % общего числа дневных общеобразовательных учреждений) с численностью учащихся 71,2 тыс. человек (0,5 % общей численности учащихся дневных общеобразовательных учреждений).
со скоростью приема/передачи данных 256 кбит/сек и выше.
Статистика и социология образования
Учреждения начального профессионального образования
Учреждения начального профессионального образования (НПО) дают учащимся общеобразовательную подготовку и формируют профессиональные навыки. современным квалифицированным рабочим и служащим необходимо уметь пользоваться Икт. однако по сравнению с учреждениями других уровней профессионального образования оснащенность учреждений нпо средствами Икт самая низкая. на конец 2008 г. обеспеченность персональными компьютерами составила 6,8 компьютера на 100 учащихся, в том числе с доступом в Интернет - 1,7 (табл. 5). Эти показатели в 1,7 и 3,4 раза ниже соответствующих значений по учреждениям среднего профессионального образования и в 2,5 и 7,2 раза ниже показателей вузов7.
таблица 5 Персональные компьютеры в учреждениях начального
профессионального образования, 2008 г. (на конец года)
Количество компьютеров В процентах к итогу Количество компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 учащихся, штук
Всего В том числе используемые в учебных целях Всего В том числе используемые в учебных целях
Всего Из них в кабинетах информатики Всего Из них в кабинетах информатики
Персональные компьютеры 93,2 тыс. 63,3 тыс. 46,1 тыс. 100 100 100 6,8
В составе локальных вычислительных сетей 44,4 тыс. 34,4 тыс. 29,2 тыс. 47,7 54,4 63,4 3,7
Имеющие доступ в Интернет 23,5 тыс. 15,9 тыс. 12,8 тыс. 25,2 25,2 27,8 1,7
Приобретены в отчетном году 14,7 тыс. 10,3 тыс. 6,4 тыс. 15,7 16,2 13,9 1,1
Источник: расчеты Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ по данным Росстата.
Различия в обеспеченности учащихся учреждений НПО персональными компьютерами по субъектам Российской федерации достигают 6,2 раза (максимальное число компьютеров на 100 учащихся - 15,5 - в Ямало-Ненецком автономном округе, минимальное - 2,5 - в Республике Ингушетия), в том числе с доступом в Интернет - 53 раз (в Магаданской области 5,3 компьютера
Данные об использовании ИКТ в учреждениях НПО приводятся по состоянию на конец 2008 г., в учреждениях среднего и высшего профессионального образования - по состоянию на начало 2008/2009 учебного года.
Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор
с доступом в Интернет на 100 учащихся, в карачаево-Черкесской республике - 0,1).
в государственных и муниципальных учреждениях среднего профессионального образования (спо) на начало 2009/2010 учебного года в учебных целях использовалось 210,1 тыс. персональных компьютеров, из которых 155,7 тыс. (74,1 %) объединены в локальные вычислительные сети, 114,0 тыс. (54,3 %) имели доступ в Интернет.
обеспеченность студентов персональными компьютерами составила в среднем по россии 13,2 компьютера на 100 человек. максимальное значение этого показателя (56,9 компьютера) в Чукотском автономном округе, минимальное - 4,0 компьютера - в Чеченской республике. по персональным компьютерам с доступом в Интернет обеспеченность студентов составила соответственно 7,2; 28,1 и 0,5 компьютера на 100 студентов (крайние позиции занимают те же регионы).
Учреждения среднего профессионального образования
Достаточно высок уровень оснащения средствами Икт в российских вузах: 98,4 % вузов обеспечены персональными компьютерами, 94,6 % - доступом в Интернет, 70,6 % вузов имеют вебсайт в Интернете (табл. 6).
в вузах сосредоточено 781,6 тыс. персональных компьютеров, из которых 586,8 тыс. (75,1 %) входят в состав локальных вычислительных сетей, 534,2 тыс. (68,3 %) имеют доступ в глобальные информационные сети, в том числе 529,5 тыс. (67,7 %) - в Интернет. в 2008 г. число вновь поступивших в вузы компьютеров составило 13,2 % количества компьютеров, имевшихся на конец года (рис. 3).
Учреждения высшего профессионального образования
Обновление парка персональных компьютеров в высших учебных заведениях (на конец года, тыс. ед.)
100 90 80 70 -60 -50 -40 -30 20 -10 -0 -
Учреждения начального профессионального образования
Учреждения среднего профессионального образования
Вузы ЕЗ Компьютеры и оргтехника
Е] Компьютерные программы и базы данных Ш Доступ к Интернету
1В статье, прежде всего, рассматривается значение статистической информации и место статистики для анализа экономической и социальной ситуации в стране при принятии решений на любом уровне управления. Авторы делают обзор существующих традиционных методов преподавания статистики. Анализируется зарубежный опыт преподавания, освещаются различные подходы к преподаванию статистики в высших учебных заведениях. Предлагается использование комбинированной методики, включающей как традиционные приёмы, так и элементы интерактивных технологий, показываются преимущества и недостатки традиционных и инновационных методов преподавания статистики. В статье приводится пример кейса, разработанного авторами, включающего текст, видеоматериалы, задание и информационную базу по этому вопросу. Предполагается, что применение данной методики повысит интерес к изучению статистики и позволит более активно вовлекать студентов к имитационному решению реальных проблем.
традиционные методы преподавания
методы изучения статистики
интерактивные методы преподавания
мини-кейсы
метод кейс-стади
1. Виноградова Н.М., Постановка преподавания статистики у А.А. Чупрова // Ученые записки по статистике, т. III / ред.: Лившиц Ф.Д. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957.
2. Метод статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://statistiks.ru/component/content/article/1-stati/16-metod-stat (дата обращения 20.12.2013).
3. Нуриахметов Р.Р. Перспективные подходы к преподаванию статистики студентам нематематических специальностей // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета: Электронный журнал. – 2012. – № 3(7). – URL: http://vestnik.nspu.ru/ (дата обращения 20.12.2013).
4. Образовательный стандарт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» утвержденный Ученым советом ГУ-ВШЭ Протокол от 02.07.2010 № 15. – 12 с.
5. Статистические графики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://marketoff.ru/text.php?art = 1292 (дата обращения: 20.12.2013).
6. Суринов А.Е., О развитии системы государственной статистики в России в 1811- 2011 годах // Российская государственная статистика и вызовы XXI века: тезисы докл. Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 23-24 июня 2011 г.). – М., 2011. – 24 с.
7. Центр статистического анализа. Табличный метод. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://statmethods.ru/konsalting/statistics-metody/142-tablichnyj-metod.html (дата обращения: 20.12.2013).
8. Энциклопедия статистических терминов. Том 1. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/stbook11/book.html (дата обращения: 26.12.2013).
9. Georgieva N.Y., Shakina M. A. Education Quality Improvement Via Creating and Introducing Modern Tools of Interactive Teaching // International Journal of Arts and Sciences. – 2011. – Vol. 4. – № 21. – P. 53–73
Значение статистики в современном мире
Современный период характеризуется увеличением количества проблем, возникающих в обществе, как следствие - расширением числа задач, которые могут снизить остроту этих проблем и подлежащих решению. Вместе с тем проблема получения релевантной, достоверной, своевременной информации многократно увеличивается вследствие высокой динамичности и неопределённости внешней среды. Это в свою очередь предполагает высокий уровень развития статистической системы.
Обзоры российской статистической системы, проведенные в 2010 году Международным валютным фондом и ОЭСР, показали, что статистика в стране находится на достаточно высоком уровне. Российские специалисты входят в различные целевые группы ООН по национальным счетам, комплексной экономической статистике, демографии, статистике сельского хозяйства, краткосрочным показателям. Российская Федерация, начиная с 1993 года, является постоянным участником в Программе международных сопоставлений ООН . В нашем случае мы можем рассматривать развитие статистической системы в России как положительный фактор, характеризующий повышение качества информации, которую могут использовать в своей работе многие специалисты, в частности, экономисты. Учитывая, что профессия «экономист» - одна из самых востребованных на рынке труда, можно сказать, что качественная информация, а также умение ею пользоваться, рассчитывать и анализировать имеет немаловажное значение в воспитании качеств, необходимых экономисту как специалисту. Экономист должен обладать определённым набором знаний, умений, компетенций. Этот набор включает в себя как базовые знания, так и специальные методы экономического анализа, знание статистики и т.д.
Значение статистики и статистических исследований возрастает по ряду основных причин. Данные, полученные в результате статистических исследований, в частности, экономические данные, призваны служить как государственным, так и частным и общественным интересам, следовательно, официальная статистика должна предоставлять соответствующие данные в этой сфере. Современный период характеризуется наличием больших информационных потоков и больших мощностей по обработке информации. Таким образом, формируется потребность в информации по широкой тематике, которая может обеспечить базу как для агрегированных макроэкономических расчетов и перекрестных данных, так и для получения микроданных, используемых в краткосрочных расчетах.
Обзор российского опыта преподавания статистики
Экономическая и социальная статистика является официальным источником всей информации в стране и инструментом функциональной диагностики. Именно поэтому в вузах уделяется большое внимание изучению статистики. Эта дисциплина является базовой и на первом нулевом уровне изучения студенты знакомятся с теорией статистики наблюдений и общих приёмов и методов . Далее следует знакомство с реальной информацией и знакомство с методами сбора и анализа информации. Этот процесс должен быть направлен на формирование у студентов навыков применения полученного инструментария в целях принятия решений по прогнозированию, планированию, написанию сценариев развития фирмы, отрасли, региона, страны и мирового сообщества в целом. Для формирования таких навыков используются различные методы.
Одним из создателей методики преподавания статистики в России является А.А. Чупров. Те принципы и методы, которые были заложены им в собственной системе, во многом отличают «русский тип» преподавания статистики. Им были введены обязательная разработка достаточного объёма фактического материала, то же самое применялось при проверке применения коэффициента корреляции.
С точки зрения Чупрова, высшая школа является как учебной, так и научной организацией. При этом задачу университетского преподавания статистики А.А. Чупров понимал как процесс привития статистической культуры, а не передачу учащимся определенного, чётко ограниченного комплекса умений и навыков. Он считал, что сделать статистику скучной не трудно, трудно вовлечь студентов. Для решения такой задачи был необходим ряд приемов, предназначаемых каждый для определенной цели. Так, например, студентам читались дополнительные лекции с тем, чтобы они проводили несистемный анализ. Особенно хочется отметить, что только в атмосфере живой заинтересованности, замотивированности и вовлечённости студентов обучение будет идти нормальным ходом. Важно, чтобы работа со студентами не имела жесткой структуры и негибкой формы, а, наоборот, отличалась гибкостью и разнообразием форм. При этом имелись и некоторые общие и характерные особенности, из которых можно выделить три главные:
1) коллективная работа участников семинара;
2) руководитель принимает непосредственное участие в работе всех участников, искренне заинтересован в результатах этой работы;
3) обязательная работа над конкретным материалом .
Обзор методов преподавания статистики
Традиционные методы, применяемые в статистике, включают в себя достаточно много методов, это метод относительных и средних величин, метод группировки статистических данных, индексный метод, метод изучения корреляционных зависимостей.
Одним из широко используемых методов является табличный метод - метод агрегирования данных на этапе первичного описательного анализа данных . Статистическая таблица - это система строк и столбцов, в которой в определенной последовательности излагается статистическая информация об изучаемом явлении или процессе. Представление информации в наглядном и привычном для нас виде - в виде таблиц - это статистический метод представления данных. Для того чтобы цифры в таблице «читались», необходимо уметь правильно строить и оформлять таблицы. Табличный метод изображения статистических данных имеет универсальное значение, его используют во всех сферах деятельности. Удобнее всего можно представить массивы данных об изучаемом объекте в виде сводной таблицы. С помощью статистических таблиц осуществляется представление данных результатов статистического наблюдения (опросов, исследований и т.д.), сводки и группировки данных. Статистическая таблица - это форма компактного и наглядного представления информации .
Характеризуя графический метод, можно сказать, что это продолжение и дополнение табличного метода. Если при чтении таблицы что-то остается незамеченным, обнаруживается на графике. Применение графиков в статистике насчитывает более чем двухсотлетнюю историю, именно тогда впервые началось применение различных способов графического изображения статистических данных (линейные, столбиковые, секторные и другие диаграммы) . Статистические графики показывают общую картину изучаемого явления, дают его обобщенное представление. При графическом изображении статистических данных становится более выразительной сравнительная характеристика изучаемых показателей, отчетливее проявляется тенденция развития изучаемого явления, лучше видны основные взаимосвязи. Особое место занимают графические методы в статистике и экономике, так как эти науки используют большое количество цифр, сведенных в громоздкие таблицы. Статистический график - это чертеж, на котором при помощи линий, точек или других символических знаков изображаются статистические данные. Статистический график - это наглядная характеристика изучаемой статистической совокупности. С одной стороны, использование графиков для изложения статистических показателей позволяет обеспечить иллюстративность, облегчить их восприятие, а во многих случаях помогает уяснить сущность изучаемого явления, его закономерности и особенности, увидеть тенденции его развития, взаимосвязь характеризующих его показателей . С другой стороны, графические методы помогают описать и проанализировать полученные в результате статистического исследования объектов данные. С помощью статистических графиков можно легко выявить закономерности, которые трудно уловить в статистических таблицах. Хочется также отметить, что правильно построенный график делает статистическую информацию более выразительной.
В процессе развития образовательных технологий формировались и различные подходы к обоснованию различных методов. Так, например, деятельностный подход к обоснованию статистических методов основан на том, что любое знание появилось на свет для выполнения какой-то практической деятельности. Таким образом, задача преподавателя, вытекающая из этого положения, состоит в организации деятельности обучаемых таким образом, чтобы для осуществления этой деятельности им и понадобились те самые знания. . С другой стороны, практическая деятельность могла бы осуществляться и без опоры на какие-либо знания, если бы не возникали противоречия, препятствующие осуществлению или совершенствованию его деятельности. Другими словами, знания появились и появляются на свет с целью разрешения тех или иных противоречий, встающих на пути действующего субъекта. В этом же явлении кроется и суть так называемого проблемного подхода к обучению. Существующие учебники и применяемые традиционные методики кроме малоэффективной траты сил и времени на запоминание «адаптированного» учебного материала не приводят к сколь-нибудь серьезному продвижению студентов в сфере статистики. Обучаемые получают весьма искаженное представление и о научном методе. Таким образом, некоторые преподаватели осуществляют учебную деятельность также с учетом исторического пути статистики до ее нынешнего состояния. Данную разновидность проблемного подхода можно назвать историко-ориентированным принципом обучения. Выделяется также логико-семантическая компонента в преподавании статистики. Важно, что методы математической статистики оказываются малополезными без подкрепления их теорией принятия решений. Действительно, в жизни или профессиональной деятельности человек, столкнувшись с той или иной проблемой, должен выбрать действия, необходимые для её разрешения. При этом для решения проблемы могут и не предполагаться использование статистических методов . Практика показывает, что в большинстве вузов страны преподавание ведётся с использованием традиционных методов. Таким образом, назрела необходимость разработки методики или её элементов, сочетающих в себе наиболее эффективные методы, позволяющие наиболее эффективно решать задачи формирования определённых навыков у студентов.
Интерактивные элементы методики, предлагаемой авторами
Авторы попытались ввести некоторые интерактивные элементы в образовательный процесс преподавания курса «Социальная и экономическая статистика» организованный традиционными методами. В настоящее время курс « Социально-экономическая статистика» преподается на 1, 2, 3 курсах факультета «Экономика» для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра. В НИУ ВШЭ-Пермь курс относится к предметам профессионального цикла. Курс является обязательным, общая трудоёмкость - 108 часов, читается в первом и втором модуле. Распределение аудиторной нагрузки представлено ниже:
Данная форма проведения семинарских занятий имеет как плюсы, так и минусы. К положительным сторонам традиционной методики относится, во-первых, возможность регулярного контроля знаний, во-вторых, большая база типовых задач по изучаемым темам курса, которая позволяет формировать. В настоящее время курс «Социально-экономическая статистика» преподается на 1, 2, 3 курсах факультета «Экономика» для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра.
На 1 курсе 36 часов, в т.ч лекционных - 18, семинарских занятий - 18.
На 2 курсе 36 часов, в т.ч лекционных - 18, семинарских занятий - 18.
На 3 курсе 36 часов, в т.ч. лекционных - 18, семинарских занятий - 18.
Семинарские занятия проводятся в традиционной форме, предполагающей проведение регулярного микроконтроля и отработку навыков решения типовых задач по тематике пройденного теоретического материала.
Данная форма проведения семинарских занятий имеет как плюсы, так и минусы. К положительным сторонам традиционной методики относится, во-первых, возможность регулярного контроля знаний, во-вторых, большая база типовых задач по изучаемым темам курса, которая позволяет формировать определенные навыки и компетенции:
- умение проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей;
- способность осуществлять анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- умение выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей.
К недостаткам можно отнести отсутствие возможности проявить творческую инициативу. Кроме того, используемые типовые задачи содержат условные данные, что, безусловно, снижает эффективность их применения, т.к они не отражают реального течения экономических процессов происходящих в обществе. Таким образом, возникла объективная необходимость разработки новых элементов, включая их в методику преподавания социально-экономической статистики. К таким элементам, по мнению авторов, можно отнести метод кейс-стади, который можно включить в группу интерактивных методов. Он является наиболее адаптивным, с элементами творчества, исследовательского практикума .
Предлагаемая авторами методика «Использование кейс-стади при проведении семинарских занятий по курсу «Социально-экономическая статистика» основана на комбинированном подходе, предполагающем использование как традиционной методики, так и включения инновационных элементов. В качестве инновационных элементов выступают кейсы и мини-кейсы. Мы понимаем под мини-кейсом реальную ситуацию, возникающую в данный момент времени и содержащую информацию об анализируемом экономическом явлении. База мини-кейсов должна постоянно обновляться, так, основная идея их использования - максимальная приближенность к реальной ситуации. При этом решение мини-кейсов может быть одной из форм контрольного мероприятия или домашнего задания.
Мини-кейсы по одной тематике за разные периоды времени могут лечь в основу разработки крупного кейса, который также может быть использован в работе для анализа динамики рассматриваемого экономического явления. Авторы разрабатывают кейсы по темам, которые наиболее близки восприятию студентов 2-го курса, по которым можно найти дополнительную информацию, сделать ретроспективный обзор и в дальнейшем провести динамический анализ.
Это такие темы как:
- Статистика населения.
В частности, показатели естественного движения населения (рождаемости, смертности, дожития, средней продолжительности жизни, половозрастная структура населения).
- Статистика рынка труда.
Тема очень интересна в сравнительном анализе (показатели занятости, безработицы, замещения рабочей силы, показатели напряженности на рынке труда). Интерпретация полученных показателей, динамический анализ приведенных показателей и возможные выводы.
- Статистика уровня жизни населения.
Реальные ситуации, используемые в процессе обучения, дают возможность увидеть изменения в показателях уровня жизни, сравнить потребительские корзины для разных слоев населения, проанализировать реальность прожиточного минимума, проанализировать дифференциацию доходов населения.
Данная методика предполагает разработку и использование кейсов по всем остальным темам курса. Кейс может содержать не только необходимую информацию, но и фоновую информацию, что позволяет сформировать навык ориентироваться в информационных потоках и отсекать ненужную информацию.
К преимуществам использования методики кейс-стади можно отнести следующее: создание творческой обстановки на семинарских занятиях, приближенность заданий по кейсам к реальной ситуации, повышение интереса к изучаемому предмету, вовлечение студентов в обсуждение реальной экономической ситуации и получение навыков составления прогнозов, что является чрезвычайно важным для становления бакалавра экономики.
Следует также отметить, что включение элементов методики кейс-стади в проведении семинарских занятий позволяет более эффективно формировать следующие профессиональные компетенции:
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК 14);
- способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК 5);
- способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК 8, ПК 9) .
Описанная методика предполагает следующие этапы оценивания решения кейсового задания:
1) умение выбрать профессиональную информацию - 10 %;
2) формализация задания - 10 %;
3) применение изученных статистических приёмов и методов решения задач - 20 %;
4) умение анализировать полученные данные - 30 %;
5) умение интерпрепретировать полученные данные - 30 %.
В качестве примера можно рассмотреть кейс «Есть ли будущее у Березников», разработанный авторами. Кейс представляет собой методический комплекс, включающий:
- Видеокейс «Есть ли будущее у Березников», который показывает проблемы, возникшие за последние годы у жителей и администрации города. Видеокейс позволяет определить направления статистического анализа, обдумать и выделить по темам группы показателей. Важным фактором является эмоциональное воздействие на студентов, позволяющее им совместить в сознании сухие цифры и формулы с реальными событиями.
- Текстовое описание видеокейса.
- Статистические материалы из сборников «Пермский край в цифрах, 2012», «Статистический ежегодник Пермского края. 2012».
- Задания к кейсу по темам
- Информационную базу - адреса сайтов, на которых можно найти информацию для расчета и анализа статистических показателей.
Текст кейса «Есть ли будущее у Березников?»
Березники… когда-то город белых берез. А сегодня он ассоциируется только с провалами. После первого провала, случившегося на территории первого рудоуправления в июле 2007 года в журнале «Forbes» появилась статья о городе, которая начиналась со строк: «Главная проблема этого города в том, что он существует».
Сегодня Березники - второй по величине город Пермского края, один из центров химической промышленности России. Основой экономики города изначально являлись и остаются крупные промышленные предприятия. Такие как «Корпорация ВСМПО-АВСИМА», единственная в России производящая титановую губку. Компания «Уралкалий», которая осуществляет более 40 % от общего объема производства промышленной продукции в городе и выпускает около 13 % в всех калийных удобрений в мире, филиал ООО УК «Уралхим» («Азот») (аммиак, аммиачная и натриевая селитра, комплексные жидкие удобрения). Наличие в городе Березники мощной сырьевой базы позволило создать комплекс тесно связанных между собой технологий получения соды, содопродуктов и хлор-производных. Продукция компании ОАО «Сода-Хлорат», а также ОАО «Березниковский содовый завод» (ОАО «БСЗ») имеет широкое применение в химической, стекольной, целлюлозно-бумажной, электронной, нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности. Контрольный пакет акций ОАО «БСЗ» был приобретен бельгийцами. Всего в городе работают около 2,5 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности.
В октябре 2006 года на одном из участков Первого рудника ОАО «Уралкалий» произошел неконтролируемый приток подземных вод. Из-за вымывания пород появилась угроза обрушения грунта.
В июле 2007 года на территории рудника в районе фабрики технической соли произошёл первый провал земли. Специалисты «Уралкалия» говорят, что это, возможно, самая большая в мире воронка, возникшая в результате деятельности человека. Размеры воронки составили 50 на 70 метров, глубина - около 15 метров. К ноябрю 2008 года воронка увеличилась до размеров 440 на 320 метров.
На БРУ-1 начинаются работы по закладке шахтных выработок под городскими кварталами. Кроме этого, начинаются работы по переселению людей из опасной зоны, находящихся вблизи БКПРУ-1. Под снос попало здание Дворца культуры калийщиков, одно из наиболее красивых зданий в городе.
Однако первый провал случился намного раньше: в начале марта 1986 года в результате аварии была затоплена шахта БКПРУ-3. В ночь с 26 на 27 июля севернее солеотвала комбината, в лесном массиве, образовался первый провал, который сопровождался взрывом газов и мощными световыми вспышками. В августе провал заполнился водой. Данный провал не оказал никакого влияния на город, поскольку находится далеко за чертой города, он сказался только на деятельности компании «Уралкалий». После этого третий рудник перестал функционировать.
Следующий провал произошёл 25 ноября 2010 года. У грузового состава, отправляющегося со станции Березники, сработали автотормоза. Под 22-м вагоном машинисты обнаружили провал грунта. После чего просевший вагон был отцеплен. Через три дня началось резкое развитие провала. К концу ноября провал достиг 100 метров в ширину, 40 метров в длину.
Очередной, третий провал произошёл на территории дочернего предприятия «Уралкалий» в декабре 2011 года. Его размеры составили 15 на 10 м. В центре расположенной неподалеку автомобильной развязки зафиксированы оседания. На 9 февраля 2012 года размеры воронки составили 82 на 64 м. В этот же день в районе южного борта воронки произошло обрушение грунта площадью 18 на 20 метров. Место обрушения соединено с воронкой и заполнено водой.
Еще после затопления рудника БРУ-1, когда в городской черте усилились подвижки грунта, резко возросло число аварийных зданий, хотя растрескивание стен на отдельных домах наблюдалось и до 2007 года. Муниципальные и краевые власти начали принимать меры по переселению жильцов из аварийных домов. Первоначально опасная зона была обозначена в районе площади Решетова, примерно в радиусе 1 км от так называемой карналлитовой зоны (проходной БРУ-1). Жители из этого района были переселены, школа № 26 была закрыта. Переселение людей идет в микрорайон «У пруда» и на правобережье.
Позже началось переселение людей из домов еще в двух районах: перекресток ул. Свердлова и ул. Юбилейной. По официальной версии причиной образования трещин и разрушения домов стали строительные недочеты, в том числе отсутствие конструктивных мер защиты от оседаний земной поверхности, которые не продумывались строителями в 1960-1970-е годы. По данным газеты «Березники вечерние» на 2012-2013 гг. запланировано расселение порядка 30000 квадратных метров жилья, что составляет приблизительно 700 квартир.
На сегодняшний день в Березниках ведется комплексный мониторинг, в большей степени не касаемо столько самих провалов, сколько вообще города. «Прогноз текущий - пока мы не видим каких-то очень сильных осложнений на ближайшее время. Прогноз идет в режиме практически реального времени, поэтому каждый раз он уточняется» - говорит директор Горного института УрО РАН.
Ситуация, произошедшая в городе Березники - не только российская практика. Однако на Западе шахты обычно расположены вдалеке от населённых пунктов, чтобы опасность образования воронок не угрожала домам и зданиям. Но Березники, город с населением в 154 000 человек, зарождавшийся как рабочее поселение, был построен прямо над шахтами. Отсутствие разграничения между поселением и рабочей территорией - пережиток политики Советского Союза, как пишет The New-York Times. Несмотря на это, история знает случаи подобных провалов. К примеру, в Германии, в Польше. В ноябре 2010 года в жилом районе немецкого городка Шмалькальден в Тюрингии грунт обваливался дважды. Также ярким примером вмешательства в естественный процесс человеческого фактора является Западная Флорида, США. В декабре 2010 года открылся серьезный провал в округе Хиллсборо (Флорида) на полигоне твердых отходов. В целом ущерб, причиняемый карстовыми явлениями, только в США ежегодно составляет до 15 млрд долларов.
Сегодня многих волнует, что же будет с городом дальше. Остается ли он непригодным для проживания? Во время первых провалов многие жители Березников не скрывали, что чувствуют себя людьми, живущими на мине замедленного действия. Опасения, что проседание почвы над выработанными рудниками, расположенными под железной дорогой и жилыми кварталами, может оставить город без транспорта, а людей - без жилья, заставляло многих всерьез задумываться о переезде в соседние города. По данным переписи населения с 2006 по 2011 год численность населения, сократилась на 6,5 %. Во многом это можно объяснить и резкими изменениями ситуации на рынке жилья Березников и близлежащих территорий. В Березниках цены на жилье резко упали, а в других городах резко возросли.
На сегодняшний момент в городе нет панических настроений, тем более что с момента первого провала (считаем ситуацию на БКПРУ-1) прошло 5 лет. Начинается строительство пятого рудоуправления. Урал становится точкой притяжения мировых инвестиций, как говорит управляющий партнер в России и СНГ одной из крупнейших международных аудиторских и консалтинговых компаний КПМГ /KPMG/ Эндрю Крэнстон.
Инфраструктура в городе хорошо развита, открываются и развиваются торговые и бизнес-центры, развивается медицина. Ежегодно проводятся разные культурно-массовые мероприятия в городском центральном парке. Помимо этого существуют и другие места, которые уже стали любимыми для березниковцев: Треугольный сквер, Рябиновый сквер, Дворцы культуры и другие.
Кроме того, ситуация в городе благоприятна для развития бизнеса, повысился уровень платежеспособного спроса - рост среднего уровня заработной платы.
Таким образом, у города есть и свои проблемы, и свои преимущества.
Задание к кейсу «Есть ли будущее у Березников?»
Тема: Статистика уровня жизни населения
- Определить систему показателей, необходимых для характеристики уровня жизни населения, наиболее часто используемых при оценке уровня жизни.
- Оценить динамику общих индикаторов уровня жизни населения по Пермскому краю за период 2006-2011 гг:
- Структура фактического потребления домашних хозяйств.
- Состав и использование денежных доходов.
- Коэффициент фондов.
- Коэффициент Джини.
- Оценить динамику среднемесячной номинальной начисленной заработной платы. Рассчитать реальную среднемесячную заработную плату по городу Березники за период 2006-2011 гг.
- Сравнить темпы роста (базисные и цепные) изменения показателей среднемесячной заработной платы по Пермскому краю и городу Березники.
- Отобразить графически результаты расчетов, выполненных в пунктах 2, 3 и 4 с использованием редактора EXEL.
- Сравнить среднемесячную заработную плату с величиной прожиточного минимума в динамике и определить население с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения г. Березники.
- Интерпретировать полученные результаты.
- Охарактеризовать спрос на рабочую силу за 2012 год по городу Березники.
- Подготовить презентацию по выполненной работе в редакторе Power Point. Выступление не более 7-10 мин.
Для работы можно использовать материалы сайтов:
- http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ru/statistics/standards_of_life.
- http://www.berczn.ru/index.php?option = com_content&view = article&id = 82&Ite.
Как уже было указано выше, задания к кейсу могут быть сформированы по разным темам. В приложении к кейсу выкладываются данные статистических таблиц из справочников и статистических отчётов. Данный кейс является демонстрационным, то есть не требует использования данных для разработки решений.
Апробация элементов методики показала, что предположение о том, что наиболее эффективным является использование сочетания традиционных и инновационных методов, является верным. При проведении обратной связи было выявлено, что студенты лучше усваивают предложенный материал и чувствуют себя вовлечёнными в работу. У многих студентов, приезжающих учиться из районов Пермского края, повышается мотивация к изучению курса «экономическая и социальная статистика», так как они видят реальные результаты расчетов именно по тому району и городу, из которого они приехали.
Авторы предполагают на следующем этапе разработку не только демонстрационных, но и тренинговых кейсов, предполагающих уверенное владение навыками расчета и анализа статистических величин с целью разработки вариантов управленческого решения.
Рецензенты:
Андруник А.П., д.п.н., профессор кафедры менеджмента Пермского института (филиала) Российского государственно-экономического университета, г. Пермь;
Плотникова Е.Г., д.п.н., профессор кафедры высшей математики Пермского филиала, ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Пермь.
Работа поступила в редакцию 30.12.2013.
Библиографическая ссылка
Гордеева Е.С., Шакина М.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ СТАТИСТИКИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-7. – С. 1423-1430;URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33358 (дата обращения: 15.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1
На современном этапе информация превращается в один из важнейших стратегических ресурсов развития цивилизации. Особенно важное воздействие это оказывает на систему образования. При рассмотрении образовательной деятельности как процесса производства становится очевидным, что информация здесь является не только одним из важнейших ресурсов, но входит и в его результативную сторону. Качество образования, с одной стороны, зависит от развитости происходящего процесса информатизации, а с другой стороны, оказывает на него колоссальное воздействие. Поэтому во всем мире происходит сегодня совершенствование систем образования.
В России этот процесс ориентируется прежде всего на западный опыт.Западная система образования основана на отсутствии жестких государственных стандартов по различным направлениям и специализациям, изучении студентами предметов по выбору и отказе от ряда предметов, не связанных с выбранной профессией. Кроме того, в последнее время здесь наблюдается снижение объема обязательной аудиторной нагрузки при повышении роли самостоятельной работы. Такая система рассчитана на элитных студентов, которыми вряд ли может похвастаться рядовой российский вуз.
Но российская система образования имеет свои достоинства. Прежде всего это глубокая фундаментальная подготовка по базовым дисциплинам, формирующая широкий научный кругозор и гибкость мышления. Поэтому при совершенствовании нашей системы образования необходим синтез различных технологий: как традиционных, сохраняющих ее лучшие черты, так и современных, в том числе, информационных, предоставляющих колоссальные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния.
Следует отметить, что одним из самых трудоемких направлений развития информационных образовательных технологий является программно-методическое обеспечение учебного процесса. Не секрет, что традиционное учебно-методическое обеспечение в высшей школе сегодня далеко от совершенства. В учебниках различных авторов мы часто наблюдаем разницу в логике изложения материала, рассмотрении одних и тех вопросов, системах обозначений и т.п. Все это порождает путаницу и не способствует нормальному усвоению предмета. Поэтому перед вузами сегодня стоит задача создания собственной качественной учебной базы, в частности, электронных учебников, объединяющих достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий.
Учебники на электронных носителях имеют ряд преимуществ. Это возможность оперативного обновления содержания учебника, внесения дополнений и изменений с учетом обратной связи с пользователями, а также систематическое накопление и хранение больших массивов обучающей информации. Такие учебники позволяют осуществить автоматизацию и интенсификацию труда преподавателя, реализовать различные формы обучения, в том числе контрольно-тестирующие. Однако следует отметить и недостатки таких учебников. Это прежде всего меньшее удобство чтения с экрана и связанные с этим трудности в усвоении материала, утомляемость органов зрения и т.п. Кроме того, для их просмотра необходим доступ к соответствующим техническим средствам. При размещении учебника в сети Интернет возникают еще и проблемы быстродействия. В перспективе развитие научно-технического прогресса снизит остроту этих вопросов, что позволит более активно и плодотворно использовать электронные пособия в учебном процессе.
Автором разработано электронное учебное пособие по общей теории статистики, включающее теоретический материал, примеры решения задач, контрольные вопросы и практические задания по каждой теме, а также основанный на системе гиперссылок список основных терминов и понятий и список литературы. Данное пособие вместе с системой тестирования размещено в Иркутском виртуальном университете на российском портале открытого образования (irkutsk.openet.ru). Особенностью данного пособия является довольно краткое и схематичное изложение материала, в котором основное внимание уделено рассмотрению ключевых понятий и терминов.
Этот учебник может послужить основой для применения информационных технологий в преподавании курса статистики для студентов очной формы обучения. Преподаватель может использовать его в качестве дидактического материала на лекциях с применением мультимедийного проектора, а также при проведении практических занятий в компьютерных классах. Студенты могут пользоваться данным пособием при подготовке к семинарским занятиям и зачету. Большую помощь может оказать такой учебник при самостоятельном изучении студентами пропущенных тем.
Очень перспективным направлением является использование для контроля за самостоятельной работой студентов элементов дистанционного обучения. В конце каждой темы учебного пособия содержатся контрольные вопросы и практические задания по теме, которые должен выполнить пропустивший данную тему студент. Для контроля за усвоением пропущенных тем может применяться практика пересылки выполненных заданий преподавателю через систему открытого образования, на которой размещено пособие, или электронную почту (возможна также обратная связь преподавателя со студентом). Полученные навыки позволят студентам в дальнейшем использовать открытое и дистанционное обучение для самообразования, переподготовки и повышения квалификации.
Работа представлена на научную заочную электронную конференцию «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники» (15-20 марта, 2004 г.)
Библиографическая ссылка
Павловская Т.О. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ СТАТИСТИКИ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 6. – С. 96-96;URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12828 (дата обращения: 15.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»