Государственное управление в России в XVII веке. Развитие государственного и регионального управления в XVII веке
Особенности государственного управления:
Избрание главы государства представителями сословий . В 1598 году состоялось первое избрание царя на Земском соборе (был избран Борис Годунов). Выборы проходили без альтернативы.
В 1613 г. состоялись вторые выборы. Для решения будущего государства, не имевшего верховного правителя по окончании Смуты, в Москве был созван Земский собор. Принцип формирования Земского собора: по 10 человек от 50 городов плюс 200 человек от Москвы. Всего 700 человек. Состав: духовенство, посадские, служилые, стрельцы, свободные крестьяне, казаки. Среди претендентов на верховную власть были видные государственные деятели. Цель выборов главы государства в условиях Смуты – избежать кровопролития и новой тирании. Поэтому Собор избрал в цари Михаила Романова, наиболее компромиссную фигуру. Основные качества нового царя: не имел врагов, не тщеславен, не стремился сам к власти, имел добрый характер.
В 1645 г., после смерти Михаила Романова, выборов царя как таковых уже не было, по причине того, что существовал законный наследник. Однако новый царь Алексей был представлен Земскому собору, который формально утвердил нового государя. В 1682 г. Земский собор избрал царями-соправителями Ивана V и Петра I.
Ограничение власти царя . Попытки ограничить власть государя были еще в Смутное время, при выборах Василия IV и королевича Владислава. Существует мнение, что при избрании на царство Михаил Романов подписал письмо, по которому обязался: никого не казнить, а если будет вина, отправлять в ссылку; принимать решение, советуясь с Боярской думой. Письменного документа, подтверждающего ограничения, не найдено, однако фактически диктаторские полномочия государя, установленные Иваном Грозным, были ликвидированы.
Возрастание роли представительной власти . Земские соборы, созывавшиеся по инициативе царя, Думы или предыдущего собора, решали вопросы:
· Сбора налогов
· Распределение земли
· О наказаниях, в том числе о введении денежных штрафов
· Расследование жалоб на чиновников, борьба с коррупцией и злоупотреблениями региональных властей
· Расходования государственных средств
· Принятия гражданских законов.
В 1648-49 гг. на Земском соборе было принято Соборное уложение, т.е. своего рода гражданский и уголовный кодексы. Если раньше основные законы в России назывались по имени подготовивших его правителей, то новый закон был подготовлен и издан представителями всех сословий.
Управление по проблемам . Государственная администрация – система приказов – строилась не четко по региональному или отраслевому признаку, а по проблемам. При необходимости решить какой-либо вопрос создавался отдельный приказ, который отвечал за все стороны решения проблемы.
Централизация власти . Приказы (органы центрального управления) регулируют какие-либо отношения во всем государстве. Например, Разрядный приказ, приказ Большой казны. Продолжается процесс формирования единой государственной идеологии, утверждается единая государственная символика. В России появляется национальный флаг – бело-сине-красный триколор.
Расширение границ : присоединение Сибири, правобережной Украины. В Сибири создавалась новая администрация: в крупные города из Москвы назначались воеводы. Освоение Сибири началось в конце 16 века после разгрома Ермаком войска Сибирского ханства в районе Тюмени. В глубь Сибири по водным путям продвигались отряды частных предпринимателей, занимающихся торговлей с народами Сибири и Китая. В крупных торговых точках строились крепости, куда направлялись правительственные гарнизоны. Территория осваивалась казаками, служившими на границе в обмен на право обрабатывать землю. Кроме татарского Сибирского ханства, осколка Золотой Орды, сибирские народы не имели в 16-17 вв. своей государственности, поэтому они относительно легко входили в состав Российского государства, принимали православие, ассимилировались с русскими. Потомки татарских ханов получили в России титул царевичей сибирских и поступили на госслужбу.
Упорядочение бюджетной системы . В 1619 г. на Земском соборе был принят первый бюджет Российского государства, именовавшийся «роспись доходов и расходов». Бюджетная система в 17 веке еще была мало развита, так как существовало большое количество натуральных повинностей, заменявших налоги. Соборное уложение 1649 г. урегулировало способы и нормы сбора налогов. Каждый житель Московского государства должен был нести определенную повинность: или призываться на службу, или уплачивать налоги, или обрабатывать землю. Кроме того, существовали торговые пошлины и сборы за оформление документов. Особую статью государственных доходов составляла плата за содержание кабаков и продажу вина в государственных лавках. Самостоятельное производство спиртных напитков запрещалось.
Царская власть. Во главе государственной системы России XVII века, как и прежде, стоял царь. Ему принадлежало право законодательства и вся полнота исполнительной власти; он был верховным судьей и главнокомандующим. На новую династию, хотя она имела источником своего статуса избрание Михаила Романова Земским собором, было перенесено старое идеологическое обоснование царской власти: ее божественное происхождение и наследственный характер. Решение Земского собора лишь подтверждало божественный промысел.
Образ жизни царя, в редких случаях появлявшегося перед народом, ставил его на недосягаемую высоту. Пышный титул, принятый при Алексее Михайловиче (1645-1676 гг.), свидетельствовал о больших притязаниях царя на внешнеполитическое влияние. Во второй половине XVII века четко обозначилась новая тенденция развития государственной системы - постепенный переход от сословно-представительной монархии к абсолютной.
В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ, однако уже с середины XVII века отчетливо прослеживаются мероприятия, направленные на укрепление самодержавной власти государя. Специальные главы Соборного уложения 1649 г. были посвящены охране жизни и чести, а также здоровья царя. Вводилось понятие государственного преступления, причем не делалось различия между преступлением против государства и действием, направленным против личности царя. Устанавливалась охрана порядка внутри царского двора или вблизи места пребывания государя.
Во второй половине XVII века шел процесс возрастания личной власти монарха в области верховного управления. Появились именные указы, то есть правовые акты, изданные от имени царя и без участия Боярской думы. Из 618 указов Алексея Михайловича 588 были именными. И хотя они, в отличие от приговоров Боярской думы, касались второстепенных вопросов, сам факт их наличия свидетельствовал об укреплении самодержавного начала в управлении. Устанавливалась так же практика докладов царю начальниками важнейших приказов. Показательным является создание в середине XVII века Приказа тайных дел - личной канцелярии царя, позволявшей ему обходиться без Боярской думы в решении важнейших государственных вопросов. Исполняя поначалу функции тайной полиции и сословного суда, приказ стал позднее органом личного контроля монарха за администрацией.
Особую актуальность во второй половине XVII века приобрел вопрос о взаимоотношениях государства и церкви. Патриарх Никон, стремившийся к превращению русской церкви в центр мирового православия, в 1653 г. приступил к церковным реформам. Цель их - унификация обрядов и исправление богослужебных книг по греческим образцам. Реформы Никона были поддержаны властью, но следствием их был раскол Русской православной церкви на официальную и старообрядческую.
Постепенно Никон стал претендовать на первенство, утверждая, что священство выше царства. Теократические замашки патриарха привели к его конфликту с государем. В 1666 г. церковный собор, проходивший с участием восточных патриархов, одобрив церковные нововведения Никона, принял решение о смещении реформатора с патриаршего престола. Падение Никона положило начало процессу подчинения церкви государству.
Боярская дума. В Думу по-прежнему входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки. За век состав Думы удвоился, особенно увеличилось число думных дворян и дьяков. В XVII веке думными дворянами стали представители 85 фамилий мелкого российского дворянства. В 70-х гг. XVII века в Думе было 97 человек: 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян, 9 думных дьяков. То есть аристократический характер Думы все таки сохранялся, хотя доля дворян и дьяков росла. Боярская дума оставалась верховным органом в вопросах законодательства, управления и суда. Начало XVII века - период заметного роста влияния Думы, поскольку царская власть во времена Смуты была ослаблена. По свидетельству Г. Котошихина, царь Михаил Федорович «хотя самодержавцем писался, однако без боярского совету не мог сделать ничего». В XVII веке роль Боярской думы постепенно снижалась, что было одним из признаков усиления в России абсолютной монархии.
Земские соборы XVII века. После Смуты произошли перемены в составе, графике работы и полномочиях Земских соборов. На избирательный Собор 1613 г. вместе с представителями дворянства, боярства, духовенства, посадских людей (в первый и последний раз) были приглашены депутаты от рядового духовенства и черносошного дворцового крестьянства. С этого времени выборные депутаты стали численно преобладать над должностной частью соборов. Выборы проводились:
- - от столичного дворянства и купечества - по чинам;
- - от служилых людей «по прибору» - по строевым частям;
- - от дворян «городовых» - по сословным корпорациям;
- - от «тяглых людей» (столичных и городовых) - по общинам.
Депутаты избирались на местных сходах, в уездных городах - по призыву и под надзором воевод. Выборные отсылались в Москву вместе с протоколом собрания, Разрядный приказ проверял правильность выборов. Депутаты получали от избирателей наказы. Из правительственного агента депутат соборов XVII века становится народным челобитчиком (В.О. Ключевский).
Царская власть, ослабленная после Смуты, нуждалась в поддержке «всей земли». Земские соборы в этот период превратились в органы распорядительной власти, где решающую роль играли представители дворянства и посадских людей.
В период с 1613 по 1622 гг. соборы действовали почти непрерывно и почти все они посвящены финансовым вопросам. Правительство, чтобы наполнить казну, вводило чрезвычайные налоги и прибегало к займам, часто напрямую обращалась к депутатам с просьбой о безвозмездной помощи. В практику вошел сбор денег по добровольной подписке. Собор выручал казну, но не просил взамен никаких прав.
Статус соборов в XVII веке остался неопределенным: то законосовещательным, то законодательным. Документально не определялись сроки созыва соборов, их состав, компетенция, отношение к высшим государственным учреждениям. Сами выборные смотрели на собор как на вспомогательное орудие власти и проявляли равнодушие к земскому представительству. Депутаты отбывали повинность, а избиратели являлись на съезды неохотно, часто по вторичной повестке воевод. Протоколы соборов фиксировали настроения сословной разобщенности и даже вражды. Все сословия сетовали на неравенство «в тягостях», каждое сословие заглядывало в карман другому. Политическое отчуждение, по замечанию Ключевского, нарастало от собора к собору.
Такие настроения позволили правящей династии отказаться от созыва соборов, как только в этом отпала нужда. В течение второго десятилетия правления Михаила Романова - с 1622 по 1632 гг.- они не собирались; в период с 1632-1653 гг. - созывались редко и по очень важным вопросам: принятие Соборного уложения 1649 г., восстание в Пскове, русско-польские, русско-крымские отношения, воссоединение Украины с Россией, вопрос об Азове. После 1683-1684 гг. деятельность соборов затухает. Монархия перестает нуждаться в поддержке соборов; главной ее опорой становится армия и бюрократический аппарат.
Причины распада соборов (по В.О. Ключевскому):
- - отсутствие официального статуса;
- - укрепление самодержавия;
- - крепостное право, ставившее за рамки соборов абсолютное большинство населения России;
- - сословная разобщенность, отчетливо проявившаяся на последних соборах;
- - преобладание подданнической политической культуры над гражданской: депутаты и избиравшее их население воспринимали участие в соборах как навязанную сверху повинность.
Приказная система управления. На XVII век приходится расцвет приказной системы управления. Самую большую группу образовывали общегосударственные приказы, подразделявшиеся, в свою очередь, на административные и судебно-полицейские, областные (территориальные), военные и финансовые. Они находились в непосредственном ведении Боярской думы: многие ее члены возглавляли приказы, на ее заседаниях утверждались их решения. Другую группу приказов составляли дворцовые приказы, которые подчинялись царю и управляли принадлежащей ему собственностью. К третьей группе относились патриаршие приказы, управлявшие патриаршим имуществом, а также вершившие суд по преступлениям против веры.
Характерной чертой приказной системы управления являлась пестрота и неопределенность функций приказов. Отсутствовало четкое разграничение компетенции между приказами. За время существования приказной системы так и не был подготовлен и издан акт, регламентировавший организацию и порядок деятельности приказов в общегосударственном масштабе.
Серьезная перестройка с целью упрощения и дальнейшей централизации приказной системы была предпринята в 80-е годы: попытка объединить все финансовые вопросы в укрупненном приказе Большой казны; мероприятия по концентрации всех вотчинных и поместных дел в Поместном приказе, а дел о службе - в Разрядном с изъятием их из ведения территориальных приказов.
Всего к 1698 г. в России было 26 приказов общегосударственной компетенции (постоянных), 1- временный, 6-дворцовых, 3- патриарших и 19 других высших городских и дворцовых учреждений.
В главе приказов стоял начальник-судья, в основном из членов Боярской думы, некоторые из них управляли сразу несколькими приказами. Помощниками судьи были дьяки. Дьяки набирались в основном из рядового дворянства или из духовного звания. Они вершили дела, выносили приговоры, получая за службу поместный оклад до 600 четвертей земли и денежный - до 240 рублей в год. Им подчинялись канцелярские служащие из дворян и детей приказных людей - подьячие, служившие сначала без жалования, потом, по мере приобретения опыта, получавшие оклад 1-5 рублей в год; старший подьячий мог рассчитывать на годовое жалование 60-65 руб.
Во второй половине XVII в. произошел значительный рост числа приказных: в 1664 г. в приказах насчитывалось 882 человека, в 1698г. - 2762 человека. К этому времени небольшие приказы с одним - тремя подьячими поглощаются более крупными.
Средним становится приказ со штатом 20-40 человек. Такие приказы, как Поместный, Разрядный, Большой казны, Большого дворца, насчитывали по две - четыре сотни приказных. В крупных приказах складывалась разветвленная внутренняя структура. Они подразделялись на столы, а столы - на повытья. Стол возглавлялся дьяком, повытье - подьячим. Чаще всего повытья образовывались по территориальному принципу, имели порядковый номер или носили наименование по имени возглавлявшего их подьячего.
Приказная система с ее централизацией, бюрократизмом и отсутствием контроля порождала волокиту, злоупотребления и взяточничество.
Местное управление . В XVII веке на местах продолжали функционировать губные и земские избы, избираемые населением. Однако теперь они фактически попали в подчинении воеводам. В 1625 г. воеводы были назначены в 146 городов с уездами. Подчинялся воевода тому приказу, в ведении которого находился соответствующий город с уездом. Срок службы воеводы - от 1 до 3 лет; за нее он получал поместный и денежный оклады. В больших городах было по несколько воевод. Круг обязанностей воевод: административно-полицейские функции, охрана границ, розыск беглых, набор служилых людей, сбор налогов, надзор за состоянием дорог, за деятельностью губных и земских старост. В подчинения у воевод находился ряд должностных лиц: осадные, объезжие, острожные, засечные, казачьи, житничьи, ямские, пушкарские, таможенные и кабацкие головы.
Рис. 5.
В 20-30 е годы XVII в. формируется тип местных учреждений, получивших название приказных изб (воеводских, съезжих). Личный состав приказных изб разделялся на постоянную и временную части. Временная часть состояла из воевод, дьяков, иногда подьячих с приписью, присылавшихся в город на 1 - 3 года соответствующим приказом. Постоянная часть включала местных подьячих, работавших по выбору или найму на постоянной основе.
С середины XVII века с расширением и укреплением государственных границ резко возрастает количество приказных изб. Реорганизация вооруженных сил привели к созданию военных округов-разрядов, территориально перекрывавших рамки уездов. В разрядах формируется промежуточное звено управления - разрядные избы с расширенными военно-административными функциями.
Итак, в XVII веке в государственном аппарате России появляются черты бюрократизации, заключавшиеся в появлении целой цепи подчиненных друг другу учреждений и органов (Боярская дума - приказ - воевода), создании иерархической лестницы чиновников (судья приказа - дьяки - подьячие). Одновременно следует отметить наличие в России небюрократических институтов - Земских соборов (до 1684 года) и земских органов управления на низшем уровне. Громоздкость и нерациональность приказной системы, отсутствие системы подготовки кадров, снижали эффективность деятельности государственного аппарата, не отвечали запросам нового времени
Контрольные вопросы и задания
- 1. Почему именно Москва стала новым центром объединения русских земель?
- 2. Как менялась роль Боярской думы в государственном управлении на протяжении XV-XVII вв.?
- 3. В чем заключались особенности приказной системы управления?
- 4. Раскройте тенденции перехода России в XVII века от сословно-представительной к самодержавной монархии.
- 5. Как изменились Земские соборы XVII века и почему они прекратили работу в середине столетия?
- 6. Как менялась система местного управления в России по мере складывания централизованного государства?
- 7. В чем проявилась бюрократизация государственного аппарата в XVII веке?
Система центральных органов государственного управления в годы Смуты была разрушена. Между тем без ее восстановления было невозможно эффективное отправление государственных функций, поддержание единства государства, связи центра с местными структурами управления. Михаил Федорович предпринял шаги по восстановлению приказной системы. Энергично этот процесс пошел после возвращения в Москву из польского плена Филарета Никитича, отца царя.
Ввиду актуальности финансовой проблемы (после Смуты казна была пуста) правительство усилило фискальную деятельность приказов. Были созданы новые постоянные и временные приказы, ведавшие сбором налогов - Новая четверть, приказ Большой казны, Приказ пятинных и запросных денег. Новая четверть являлась ведомством, ответственным на питейное дело и кабацкие сборы. Приказ Большой казны ведал купеческими корпорациями, в том числе «гостями», купцами гостиной и суконной сотен и торговыми людьми городов; собирал с гостей, торговых людей, крестьян и бобылей подати, откупы и иные ежегодные сборы. Приказ пятинных и запросных денег собирал чрезвычайные налоги.
Постепенно приказная система внедрялась во все сферы государственного управления. Важную роль играли судебно-административные органы. К ним принадлежали созданные еще в XVI веке: Поместный приказ - ведал раздачей и переходом поместий, вотчин и связанными с этим тяжбами, оформлял все сделки на поместные земли, а затем получил судебные функции по этим вопросам, составлял важнейшие учетные документы - писцовые и переписные книги, в которых записывались земельные владения служилых людей и крестьянские дворы; Разбойный приказ (в 1682 г. переименован в Сыскной) - ведал уголовно-полицейскими делами по всей стране, кроме Москвы (здесь эти функции выполнял Земский приказ), в нем утверждались на должности губные старосты, целовальники и дьяки, приговоры губных органов, рассматривались во второй инстанции разбойные дела; Холопий приказ - оформлял и освобождал от холопства, а также разрешал тяжбы из-за холопов.
В XVII веке создавались приказы, относившиеся к органам центрально-областного управления и традиционно называвшиеся четвертными. Они представляли собой бывшие центральные органы прежних уделов, присоединенных к Москве. Они были перенесены в столицу с сохранением территории ведения. Сначала их было 3, и они назывались третями, а затем 4 - и были названы четвертями, но вскоре их стало уже 6: Нижегородская, Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская, Сибирская четверти (последняя была переименована в приказ). Они ведали населением городов, уездов и судом для податных групп населения.
Отдельной группой выступали приказы специального назначения. Это прежде всего Посольский приказ, преобразованный из Посольской палаты в 1601 г. От делился на 5 повытий, три из которых осуществляли сношения с Западной Европой, а два - с восточными странами. Ямской приказ обеспечивал государственную почтовую связь; приказ Каменных дел ведал каменным строительством. Печатный приказ скреплял правительственные акты приложением печати; Аптекарский приказ наблюдал за здоровьем государя и его семьи; Челобитный приказ передавал результаты разбора царем или Боярской думой желоб в соответствующие приказы или непосредственно челобитчикам. В 1649 г. появился Монастырский приказ, в ведении которого находились монастырские земли и суд населения церковных вотчин.
Особый блок составляли приказы дворцово-финансового управления. Приказ Большого дворца ведал содержанием дворца. А также населением и землями, расположенными по всей стране, обязанными поставлять это содержание, судил привилегированных лиц, освобожденных царем от суда обыкновенных органов. Ему были подчинены дворцы, отвечавшие за соответствующее снабжение: кормовой, хлебный, житенный и сытенный,
Приказ Большой казны постепенно превратился в личную казну царя и хранилище драгоценных изделий. Ему подчинялся Денежный двор, ведавший чеканкой монеты. Приказ Большого прихода ведал косвенными налогами государства, а приказ Счетных дел (создан в 1667 г.) осуществлял контрольные функции.
В период 1654-1676 гг. функционировал Приказ тайных дел, являвшийся личной канцелярией царя Алексей Михайловича и выступавший учреждением политического контроля и сыска. В его компетенцию были переданы важнейшие дела, связанные с царской и государственной безопасностью: контроль за деятельностью всех центральных и местных правительственных органов, дипломатией, производством огнестрельного оружия, за рудным делом, следствие по политическим делам, управление хозяйством двора.
В 1680-е годы была произведена перестройка органов центрального государственного управления. К тому времени общее число приказов составило 80-90,хотя некоторые из них носили временный характер. Такое больше число приказов порождало переплетение их функций, что не способствовало усилению эффективности их деятельности.
Главная цель реформы - упрощение и централизация приказов. Самыми крупными звеньями реформы являлось объединение всех вотчинных и поместных дел в Поместном приказе, а дел о службе - в Разрядном приказе с изъятием их из компетенции территориальных приказов. В результате этих действий произошел переход в финансовом управлении от территориального к системному принципу. Также в ходе реформы проводилось объединение приказов в группы с подчинением их одному правительственному органу в государстве.
В итоге преобразований приказы превратились в крупные учреждения с большим штатом и сложной бюрократической структурой.
По сравнению с центральным местное управление имело более сложную структуру. Основной административной единицей был уезд с городом (в конце XVII в. насчитывалось 146 уездов). Уезды управлялись воеводами, стоявшими во главе приказных или съезжих изб.
По оценке М.Н. Тихомирова, «избы представляли собой настоящие учреждения», так как имели присутствия, канцелярии, и достаточно сложную отраслевую структуру: в больших городах они делились на столы, а в других городах - на повытья. Так, в 1650-е гг. в Псковской съезжей избе было четыре стола: Разрядный, Денежный, Поместный и Судный.
В крупных городах воеводами были члены Боярской думы, в остальных - дворяне средних и низших чинов. Воеводы присылались из Москвы, вместе с ними из московских приказов командировались дьяки или опытные подьячие («подьячие с приписью». т.е. имеющие право подписи). В результате не существовало резких отличий в уровне подготовки служащих центральных и местных учреждений, как это наблюдалось в последующий период.
Воеводы назначались на срок от 1 до 3 лет и во время исполнения должности обладали достаточно большой долей самостоятельности. Правительство осознавало, что в «Наказах», служивших воеводам руководством к действию, нельзя предусмотреть все нестандартные ситуации и предписывало им в таких случаях действовать по собственному разумению: «как вам милосердный Бог поможет» или «как вас милосердный Бог известит».
Они были подотчетны приказам, но, как уже отмечалось, отозвать воеводу раньше срока могла только Дума. До учреждения в 1666 г. почты центральные власти сообщались с воеводами при помощи нарочных. Приказам предписывалось сноситься между собой, чтобы не посылать разных гонцов в один и тот же город. С ними воеводы передавали бумаги в Москву, так как с мест разрешалось отправлять специальных гонцов только по важным делам, не терпящим отлагательства.
Центральные учреждения обращали внимание, прежде всего, на финансовые и судебные дела, по которым существовали разные формы отчетности. При смене воевод составлялись записные книги и счетные списки, содержащие сведения о неокладных сборах, которые нельзя было определить заранее. После окончания срока службы воеводы представляли в приказы отчеты по всем отраслям управления, так называемые «росписные списки». В частой смене воевод правительство видело способ борьбы со злоупотреблениями местной администрации. Тем же задачам отвечало и запрещение воеводам покупать земли в управляемых ими уездах.
В подчинении воевод находились приказные или съезжие избы, где было сосредоточено управление всем уездом; в 1698 г. насчитывалось 302 избы. Личный состав приказных изб включал временный и постоянный контингент служащих. К первым относились воеводы и их помощники, которыми были дьяки, реже подьячие с приписью. Службу на местах проходило большинство приказных дьяков, а в 1670-е гг. в города стали посылать и думных дьяков. Приказы направляли в подведомственные им юрода, чаше всего, молодых дьяков, вскоре после пожалования их в чин.
Постоянным по составу было исполнительское звено служащих приказных изб, которое представляли местные подьячие. Если воевода и дьяк, как посланцы Москвы, олицетворяли собой центральную власть, то подьячие были местными представителями государственной власти, поэтому население проявляло большую заинтересованность в их назначении. Подьячие приказных изб могли выбираться населением или назначаться царскими указами; их могли принимать на службу и сами воеводы (к концу XVII в. это право сохранилось только за воеводами первостепенных городов). Но в любом случае мнение населения учитывалось. Кандидаты в подьячие должны были получить согласие не только воеводы, но и местных «градских и уездных служилых и жилецких людей». От своего имени жители посылали в приказ «выбор» или «заручную челобитную» с просьбой утвердить подьячим то или иное конкретное лицо. В некоторых случаях дело доходило до борьбы между сторонниками разных кандидатов на эту должность. Возможность выбирать подьячих позволяла населению оградить себя от чрезмерных взяток и поборов. Правительство также было заинтересовано в мирском выборе, рассматривая его в качестве гарантии честности и профессионализма местных служащих. Так, в 1682 г. царскими грамотами воеводе Вятки П.Д. Дорошенко запрещалось определять подьячих без мирских выборов.
В приказных избах были и низшие служители: приставы, рассыльщики и сторожа. Приставы и рассылыцики посылались по частным делам и получали вознаграждение от судящихся сторон. Эти должности нередко давали пушкарям и затинщикам вместо жалованья.
Помимо государственных учреждений (приказных изб) местное управление, включало «мирские», или земские, учреждения: губные, земские, таможенные избы. Несмотря на выборный характер, эти учреждения были вписаны в систему государственного управления и выполняли задачи низшего его звена. Воеводы и их товарищи - управлявшие из приказных изб городами и прилегавшими к ним территориями (уездами), контролировали и деятельность выборных органов. Контролирующую роль играли и временные комиссии из служаших московских приказов.
При Федоре Алексеевиче масть воевод заметно возросла. Указом 1679 г. в городах упразднялись многие должности и учреждения, а все судебные и других дела передавались ведению воевод. Предписывалось даже во всех городах сломать губные избы, а губным подьячим быть с воеводой в приказной избе. Пожалуй, никогда власть воевод в городах не была так широка, как при Федоре», - замечает Н.Ф. Демидова.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
Изменение в государственном управлении России в XVII веке
XVII в. – одно из наиболее бурных столетий не только в истории России, но и многих западных и восточных государств. В России оно носило переходный характер, когда прежняя система управления сословной монархии и ее институты переживают расцвет, но со второй половины века отмирают и начинается процесс формирования абсолютной монархии.
В начале XVII в. неблагоприятное сочетание внутренних и внешних факторов приводит к распаду российской государственности. Восстановление сословной монархии в форме самодержавия происходит на основе принципов теории «симфонии властей» – двуединства духовной и светской власти. Восстановление государственности в условиях мобилизационного типа развития приводит к постепенному разрушению принципов соборности и «симфонии властей» – отмиранию Земских соборов, изменениям в функциях и компетенции боярской Думы, церкви, ограничению местного самоуправления. Происходит бюрократизация государственного управления, и на основе приказной работы начинает складываться гражданская служба как отрасль государственной, ранее преимущественно военной службы.
Возникновение абсолютной монархии относится ко второй половине XVII в. В это время происходит фактическое слияние областей, земель и княжеств в одно целое. Происходит концентрирование небольших местных рынков в один всероссийский рынок. В это время возникают буржуазные отношения, возрастает роль посадского населения в политической жизни страны, появляются первые мануфактуры.
В начальный период становления абсолютизма в России монарх в борьбе с боярской аристократией опирается на верхушку посада. И посад пока доволен царем, поскольку Соборное Уложение 1649 г. выполнило требование посада о ликвидации основных посадских конкурентов – «белых» слобод, принадлежавших светским и духовным феодалам.
Царь выполнил и другое требование – ограничил права иноземных купцов. Таким образом, русское купечество было заинтересовано в становлении абсолютизма в России.
Хотя в этот период и происходит процесс зарождение буржуазных отношений, основы феодализма еще не были подорваны. Господствующей системой продолжает оставаться феодальное хозяйство. Однако оно все больше было вынуждено приспосабливаться к рынку и товарно-денежным отношениям. В XVIII в. происходит возрастание роли поместного хозяйства в экономике страны и подъем политического значения дворянства. В период становления абсолютизма монарх опирался на дворян в борьбе с боярской и церковной оппозицией, выступавшей против усиления царской власти.
Абсолютизм в России возник во второй половине XVII в., когда перестали созываться Земские Соборы, ограничивающие власть царя. Укреплялась приказная система управления, непосредственно подчиненная царю. В конце XVII в. было создано постоянное царское войско. Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Эти налоги, а также царская монополия на изготовление и продажу водки, пива, меда давала царю возможность содержать огромный государственный аппарат.
С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось значение Боярской Думы. Состав ее стал пополняться дворянами. Особое значение приобретает тайная, или ближняя дума из небольшого числа близких царю лиц. Об упадке Боярской Думы свидетельствует и резкое увеличение числа именных указов, изданных царем без совещания с Думой. Так, царь Алексей Михайлович издал 588 именных указов, в то время как указов, одобренных Думой, насчитывается лишь 49. Происходит интенсивный процесс подчинения церкви государству.
Окончательно абсолютизм оформляется в первой четверти ХVII в. при Петре I. В первые годы царствования Петра I Боярская Дума формально существовала, но никакой власти не имела, сократилось и число ее членов. В 1701 г. функции Думы перешли к «Ближней канцелярии», объединявшей работу важнейших государственных органов. Лица состоявшие в Думе, именовались министрами, а совет министров получил название консилия министров, и число членов консилии колебалось от 8 до 14 человек.
С учреждением в феврале 1711г. Сената окончательно перестала функционировать Боярская Дума – последний гос. орган, который ограничивал власть монарха.
В первой половине ХVIII в. был создан бюрократический государственный аппарат, а также регулярная постоянная армия, подчиненная царю.
В начале ХVIII в. абсолютная монархия получила законодательное закрепление. В частности, в Воинском уставе 1716г. говорилось: «его величество есть самовластный Монарх, никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет» и т.д.
В октябре 1721г. в связи с блестящей победой России в Северной войне, Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру I титул «Отец Отечества, Император Всероссийский». Россия становится империей.
За 250 лет существования абсолютизма в России можно выделить 5 основных этапов развития:
абсолютная монархия второй половины ХVII в. с Боярской думой и Боярской аристократией.
Чиновничья -дворянская монархия ХVIII в.
Абсолютная монархия первой половины ХIХ в. до реформы 1861г.
Абсолютная монархия 1861 – 1904гг., когда самодержавие сделало шаг в направлении к буржуазной монархии.
Особенностью общественного строя данного периода явилось четкое деление общества на 4 сословия: дворянство, духовенство, крестьяне, городское население. В конце ХVII – начале ХVIII вв. происходит расширение и закрепление привилегий дворянства. Основой правового положения дворян являлось монопольное право на земельную собственность. Дворяне могли владеть землей, что давало им право эксплуатировать крестьян, живших на этих землях.
По указу о подушной переписи от 26 января 1718 г. было законодательно закреплено привилегированное положение дворянства, как неподатного сословия, в отличие от других групп населения, которое платили подушенную подать.
Происходит превращение дворянства в единое сословие. С созданием регулярной армии и бюрократического аппарата произошло дальнейшее стирание граней между различными группами феодалов.
Важное значение в укреплении положения дворянства имела Табель о рангах, изданная 24 января 1722 г. В ней приводился перечень чинов военных, морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских, а также гражданских и придворных. Чины, установленные для разных ведомств, подразделялись на XIV классов. Службу нужно было начинать с низших чинов. Поэтому создавалась возможность выходцам из других сословий стать дворянами, что расширяло возможность стать дворянином в Российском государстве, как, в свое время, боярином.
В конце XVII – начале XVIII вв. все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне.
В интересах господствующего класса и укрепления государственного аппарата Петр I провел ряд мероприятий. Он являлся абсолютным монархом, которому принадлежала высшая законодательная и исполнительная власть в государстве. Он являлся также главнокомандующим вооруженными силами страны. С подчинением церкви государству монарх становится также главой государства.
В феврале 1711 г. был учрежден Сенат. Первоначально он состоял из девяти человек, назначаемых царем, независимых от происхождения. Царь контролировал деятельность Сената через специально созданные органы. Главную роль в Сенате играло общее собрание сенаторов. Здесь обсуждались и решались голосованием основные вопросы. Также в Сенат входили президенты коллегий. При Сенате имелись: разрядный стол (позднее его сменила герольдическая контора во главе с герольдмейстером), который ведал учетом дворян, прохождением ими службы, назначением дворян на государственные должности, расправная палата – для расследования служебных преступлений.
При Сенате существовало несколько особых должностей, имевших важное значение в области госуправления, среди которых были фискалы. Они должны были тайно доносить и обличать все злоупотребления должностных лиц, высших и низших, следить за исполнением законов, преследовать казнокрадство, взяточничество и хищения, совершенные должностными лицами. Во главе фискалов находился генерал-фискал, назначавшийся царем со своим помощником обер-фискалом, назначавшимся Сенатом. Им были подчинены фискалы при коллегиях, провинциальные фискалы в губерниях и городовые фискалы в городах.
Независимое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником – обер-прокурором.
Должность обер-прокурора была учреждена в 1722 г. для гласного надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената. Генерал-прокурору, ответственному только перед царем, подчинялись коллегии и придворные суды. Все дела, поступавшие в Сенат, проходили через руки генерал-прокурора
Сенат сыграл большую роль в укреплении абсолютизма. Он сосредоточил за собой руководство центральными и местными органами государственного управления, и его решения не подлежали обжалованию.
После смерти Петра I роль Сената как органа, руководившего деятельностью центральных учреждений управления, стала снижаться.
В феврале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики государства был создан Верховный Тайный Совет с чрезвычайно узким составом. Решающую роль в его деятельности играли первое время Меньшиков и его ближайшие сторонники. Сенат и коллегии после смерти Петра фактически подчинялись Верховному Тайному Совету. В 1730 г. Верховный Тайный Совет был упразднен.
В 1731 г. учреждался Кабинет министров, который носил вначале совещательный характер, но по указу от 9 ноября 1735 г. ему были даны законодательные полномочия. Коллегии и местные предприятия госуправления осуществляли свои полномочия, предоставляя в кабинет министров рапорты и доклады. В декабре 1741 г. Кабинет министров был упразднен.
Деятельность Сената вновь активизировалась. Помимо Сената вопросы общегосударственного характера решались также созданным в 1741 г. Кабинетом его Величества, во главе которого стоял секретарь императрицы Елизаветы Петровны.
При Петре III был учрежден Императорский Совет, который состоял из восьми человек. В 1769 г. Екатерина II создала совет при высочайшем дворе. Вначале занимавшийся военными вопросами, а затем и внутренней политикой страны. В него входили руководители центральных органов управления, и действовал он до 1801 г.
До создания коллегий центральными органами управления являлись приказы. Количество приказов колебалось в зависимости от государственных потребностей. В середине XVII в. насчитывалось более 40 постоянных приказов, а в 1699 г. действовало 44 приказа. Приказы имели недостаток в том плане, что они часто дублировали друг друга.
Петр I стремился приспособить приказную систему к нуждам государства (в основном военным). В 1689 г. был образован Преображенский приказ, первоначально ведавший делами Преображенского и Семеновского солдатских полков. Просуществовал Преображенский приказ до 1729 г. Во время подготовки ко второму Азовскому походу в 1696 г. создается Корабельный или Адмиралтейский приказ, занимавшийся строительством кораблей, их вооружением и снаряжением.
В 1700 г. был образован Провиантский приказ для централизованного снабжения войска продовольствием и обмундированием. В 1700 г. Рейтарский и Иноземный приказы объединяются в один, получивший название Приказ военных дел.
Отмечая серьезные недостатки приказной системы управления, надо сказать, что она все же выполняла свою роль по централизации Российского государства.
Коренная перестройка приказной системы произошла в период с 1718 по 1720 гг., когда вместо приказов были созданы коллегии. Преимущество коллегий перед приказами состояла в том, что их компетенция была строго ограничена в законодательном порядке; дела рассматривались и решались коллегиально.
Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом коллегий. Военная коллегия ведала сухопутными войсками, занималась подготовкой офицеров, рекрутскими наборами, вооружением и финансированием армии. В ее ведении находилось вещевое и провиантское снабжение армии, а также строительство военных укреплений.
Описание работы
XVII в. – одно из наиболее бурных столетий не только в истории России, но и многих западных и восточных государств. В России оно носило переходный характер, когда прежняя система управления сословной монархии и ее институты переживают расцвет, но со второй половины века отмирают и начинается процесс формирования абсолютной монархии.
Смутное время (1598-1613) в истории Отечества характеризуется слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией.
Условия, способствовавшие развитию Смуты:
борьба боярства за ограничение власти царя
падение нравственности (по мнению современников)
боярские опалы, неурожаи, голод и мор в период правления царя Бориса Годунова (1598-1605)
активность казачества
вмешательство Польши и католической церкви во внутренние дела России
Последствия смуты:
1. Временное усиление роли сословно-представительных органов власти: Боярской думы и Земского собора (за царствование Михаила Романова (1613-1645) известно 10 созывов Земского собора)
2. Экономическая разруха и обнищание народа
3. Ухудшение международного положения государства и потеря ряда территорий за годы Смуты (Смоленские и Северные земли отошли к Польше, побережье Балтийского моря - Швеции)
4. Воцарение новой династии Романовых (1613-1917) Расстройство местничества ослабило старую аристократию (боярство) и усилило позиции служилого дворянства. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца 17 века. М., 2006.С. 229.
В середине XVI в. начали свою деятельность земские соборы - высшие сословно-представительные учреждения. Земские соборы эпизодически созывались царем для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики и представляли собой совещательный орган. За XVI-XVII вв. имеются сведения о 57 земских соборах.
Состав земских соборов был в основном устойчивым: в него входили Боярская дума, Освященный собор, а также представители сословий - поместного служилого дворянства и посадских (городских) верхов. С развитием новых органов исполнительной власти - приказов - их представители также входили в состав земских соборов. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв.М., 2009.С. 341.
Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584-1610 гг.). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, зачастую становились орудием враждебных России сил.
1610-1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики, соборное уложение. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.
1613-1622 гг. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.
1632-1653 гг. Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские и русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв.М., 2009.С. 348.
1653-1684 значение земских соборов снижается. Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.
Особенности государственного управления в России в XVII веке:
Избрание главы государства представителями сословий. В 1598 году состоялось первое избрание царя на Земском соборе (был избран Борис Годунов). Выборы проходили без альтернативы.
В 1613 г. состоялись вторые выборы. Для решения будущего государства, не имевшего верховного правителя по окончании Смуты, в Москве был созван Земский собор. Цель выборов главы государства в условиях Смуты - избежать кровопролития и новой тирании. Поэтому Собор избрал в цари Михаила Романова, наиболее компромиссную фигуру.
В 1645 г., после смерти Михаила Романова, выборов царя как таковых уже не было, по причине того, что существовал законный наследник. Однако новый царь Алексей был представлен Земскому собору, который формально утвердил нового государя. В 1682 г. Земский собор избрал царями-соправителями Ивана V и Петра I. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца 17 века.М., 2006.С. 115.
Попытки ограничить власть государя были еще в Смутное время, при выборах Василия IV и королевича Владислава. Существует мнение, что при избрании на царство Михаил Романов подписал письмо, по которому обязался: никого не казнить, а если будет вина, отправлять в ссылку; принимать решение, советуясь с Боярской думой. Письменного документа, подтверждающего ограничения, не найдено, однако фактически диктаторские полномочия государя, установленные Иваном Грозным, были ликвидированы.
Земские соборы, созывавшиеся по инициативе царя, Думы или предыдущего собора, решали вопросы:
сбора налогов
распределение земли
о наказаниях, в том числе о введении денежных штрафов
расследование жалоб на чиновников, борьба с коррупцией и злоупотреблениями региональных властей
расходования государственных средств
принятия гражданских законов. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв.М., 2009.С. 351.
В 1648-49 гг. на Земском соборе было принято Соборное уложение, т.е. своего рода гражданский и уголовный кодексы. Если раньше основные законы в России назывались по имени подготовивших его правителей, то новый закон был подготовлен и издан представителями всех сословий.
Государственная администрация - система приказов - строилась не четко по региональному или отраслевому признаку, а по проблемам. При необходимости решить какой-либо вопрос создавался отдельный приказ, который отвечал за все стороны решения проблемы.
Приказы (органы центрального управления) регулируют какие-либо отношения во всем государстве. Продолжается процесс формирования единой государственной идеологии, утверждается единая государственная символика. В России появляется национальный флаг - бело-сине-красный триколор.
В 1619 г. на Земском соборе был принят первый бюджет Российского государства, именовавшийся "роспись доходов и расходов". Бюджетная система в 17 веке еще была мало развита, так как существовало большое количество натуральных повинностей, заменявших налоги. Соборное уложение 1649 г. урегулировало способы и нормы сбора налогов. Каждый житель Московского государства должен был нести определенную повинность: или призываться на службу, или уплачивать налоги, или обрабатывать землю. Кроме того, существовали торговые пошлины и сборы за оформление документов. Особую статью государственных доходов составляла плата за содержание кабаков и продажу вина в государственных лавках. Самостоятельное производство спиртных напитков запрещалось. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв.М., 2009.С. 356.