Играем в ticket to ride europe. Билет на поезд
November 20th, 2013
О настольных играх я еще пока не писала, но желание сделать понятные обзоры моих любимых игр зреет во мне уже давно. Дело в том, что когда я читаю обзоры настолок на сайтах или правила какой-нибудь игры, мне хочется закрыть это чтиво немедленно, потому что это:
а) нечитабельно;
б) непонятно;
в) чувствуется, что человек в эту игру практически не играл, но пытается что-то объяснить по долгу службы (этим грешат представители магазинов настольных игр);
г) объяснение скудное, многие основные моменты прописаны так, что у читающего пазл представления об игре не складывается и приходится додумывать самостоятельно;
д) или же наоборот - описание изобилует лишними деталями, попыткой рассказать сразу все в одном абзаце.
Даблфейспалм.
У человека, не знакомого с миром настольных игр, после первой же попытки прочтения непонятного описания напрочь пропадет желание знакомиться с игрой.
Да, есть вариант прийти в игротеку, где опытные товарищи смогут объяснить и показать особенности той или иной игры, но такая возможность существует не всегда, и не всем она подходит.
Поэтому я попытаюсь объяснить правила и особенности игры "Ticket to Ride. Europe" (Билет на проезд. Европа) так, как понимаю их я, имея весьма продолжительный опыт знакомства с этой прекрасной настольной игрой.
"Ticket to Ride. Europe" - это одна из базовых и наиболее полных игр серии Ticket to Ride. В этой игре было введено ряд усовершенствований по сравнению с ее предшественницей "Ticket to Ride. North America".
Почему эта игра является базовой? Она содержит полный набор всех фигур и карт, необходимых для этой игры или для дополнений к игре.
Базовых игр в этой серии несколько - "Ticket to Ride. Europe", "Ticket to Ride. Nordic Countries", "Ticket to Ride. North America" и "Ticket to Ride" от немецкого издательства Marklin, которая отличается дизайном карт.
Практически для всех дополнений наобходимо наличие базовой игры "Ticket to Ride. Europe" и только для дополнения "Ticket to Ride: USA 1910" нужна базовая игра "Ticket to Ride. North America". Именно ради возможности расширения игры разными дополнениями мы выбрали игру "Ticket to Ride. Europe".
Отличить базовую игру от дополнения очень легко - цена дополнения отличается практически в 2 раза от цены базовой игры.
"Ticket to Ride. Europe" расчитана на игроков в возрасте от 8 лет, но безусловно нужно смотреть по ребенку, поскольку игра основана на логистических навыках.
Время игры примерно 45 - 90 минут в зависимости от количества игроков.
Количество игроков от 2 до 5 человек (по количеству цветов пластиковых вагончиков).
Цель игры - набрать как можно больше очков, строя с помощью пластиковых вагончиков и станций различные маршруты в соответствии с полученными карточками заданий (маршрутов). Игрок получает очки за каждый выполненный маршрут и за каждый результативный ход в процессе выполнения маршрута. Успешность игры зависит от правильности выбранной стратегии построения маршрута. Элемент везения в игре присутствует, но он не так ярко выражен, как например в играх с кубиками.
Вот так выклядит набор игры в коробке:
Удобные пластиковые контейнеры для вагончиков и станций, фишек игроков и ячейки для карт вагонов и маршрутов. Все сделано очень качественно, тисненый картон не мнется и не затирается даже после полусотни партий.
Это карта, на которой и разворачивается процесс игры.
Карта в частичной мере соответствует карте Европы конца позапрошлого - начала прошлого веков. На карте обозначены города Европы и все они соединены между собой маршрутами разных цветов, по которым мы и будем прокладывать наши пути. Некоторые соединения являются уникальными и стратегическими, а некоторые популярные направления продублированы дополнительными ветками, что вносит особый соревновательный момент в игру. Кстати, на карте есть даже наш родной Харьков. :)
Карточки вагонов вылядят вот так:
Все карточки по цвету соответствуют полям маршрутов на карте. Всего имеется 8 цветов карт и соответствующих им цветовых обозначений перегонов на самой карте. В колоде имеется 12 карт каждого цвета.
Перегон - это расстояние между двумя городами, часть маршрута. Каждый перегон обозначается определенным количеством прямоугольников (вагонов) одного цвета. Количество вагонов в перегоне может быть разным - 1, 2, 3, 4, 6 и 8.
Вот так выглядит построенный перегон. В нем 3 вагончика оранжевого цвета, за право поставить такой перегон мы отдаем в отбой 3 карты точно такого же цвета.
За три поставленных вагона на маршруте игрок получает бонусные очки и двигает свою фишку на карте на соответствующее количество делений.
Очки зависят от количества поставленных вагонов:
1 вагон = 1 очку
2 вагона = 2 очкам
3 вагона = 4 очкам
4 вагона = 7 очкам
6 вагонов = 15 очкам
8 вагонов = 21 очку
Отсюда видно, что длинные перегоны выставлять стратегически более выгодно, чем короткие. Игрок получает больше очков и быстрее продвигается вперед.
Кроме цветных перегонов на карте также мы можем увидеть и перегоны серого цвета. Таких карт в колоде нет, а значит на эти перегоны мы можем выкладывать необходимое количество карт любого цвета. Главное условие, чтобы карты были одного цвета, а не разномастные. Например, на 4 серых прямоугольника в перегоне мы можем отдать 4 синие или 4 красные карты вагонов и зянять этот перегон своими фишками вагончиков.
Вот так выглядит комплект игрока:
В него включены фишка выбранного цвета и соответствующие ей 45 пластиковых вагончиков для занятия маршрутов и 3 станции для установки их в городах, чтобы воспользоваться фрагментом маршрута другого игрока (об этом я расскажу позже).
Кроме обычных цветных карт вагончиков в колоде имеются бонусные карты паровозов. Их всего 14 штук.
Такие карты дают некоторые преимущества:
1. Карточка паровоза способна заменить недостающую карту вагончика любого цвета. Например, у нас только 5 карт желтого цвета, а для выполнения перегона нужно 6 карт. Значит мы можем вместо недостающей карты выложить карту паровоза и выполнить перегон.
2. Так же карты паровозов необходимы для построения паромов.
Паромом в игре называют участки перегонов проходящие не только по суше, а и по воде. Это участок повышенной сложности, и чтобы его построить нам необходима 1 или 2 карты паровозов и несколько карт обычных вагонов подходящего цвета.
Например, вот так мы строим паром из Лондона. За право построить паром в данном случае мы отдаем 1 карту паровоза и 1 карту вагона любого цвета, поскольку сам паром обозначен прямоугольниками сегоро цвета.
Все паромы на карте имеют специальное обозначение - марелький паровозик нарисованный на одном из прямоугольников в перегонах. В некоторых местах на карте паромы требуют обязательного наличия 2х карт паровозов.
Карты маршрутов.
Это задания для игрока, согласно которым игрок разрабатывает свою стратегию игры.
Карт маршрутов 48, в том числе 6 карт длинных маршрутов, по одной из которых получает каждый игрок в начале игры. Карты длинных маршрутов отличаются по цвету от карт обычных маршрутов.
Например, здесь выложены 4 карты маршрутов (заданий). Обычные маршруты Madrid - Dieppe, Zurich - Brindisi, Sarajevo - Sevastopol и длинный маршрут Kobenhavn - Erzurum.
Цифра в кружочке в правом нижнем углу карты обозначает количество очков, которые получает игрок в конце игры за выполненный маршрут.
Маршрут считается выполненным, если начальный и конечный город соединены между собой вагончиками игрока без разрывов. Или же соединены при помощи вагончиков и станции.
Например, выполненный маршрут Zurich - Budapest:
Теперь расскажу о ходе игры.
В начале игры каждый игрок выбирает цвет, которым будет играть. К выбранному цвету он получает фишку для выполнения ходов, полный комплект вагончиков и станций. А также получает 4 карты вагонов, которые берутся наугад сверху из колоды.
Кроме этого каждый игрок получает по 3 карты обычных маршрутов и 1 карте длинного маршрута.
Карты держатся при себе и никому не демонстрируются.
Перед началом игры каждый из участников должен определиться будет ли он выполнять все полученные маршруты или нет. На руках нужно оставить минимум 1 маршрут, а остальные вернуть в колоду маршрутов (под низ колоды) до начала хода.
После того как все игроки определились со стратегией, начинается игра.
На стол выкладываются 5 карт вагонов, это так называемые активные карты. И первый игрок может совершить ход.
За один ход игрок может сделать любое из ниже перечисленных действий на выбор:
- построить перегон целиком (при наличии необходимых карт и соответствующего количества вагончиков);
- поставить станцию в незанятом городе;
- взять 2 карты из активных;
- взять 2 карты наугад из колоды вагонов;
- взять 3 карты маршрута.
Если игрок решает, что ему не хватает цветных карт для построения перегона, то он берет 2 любые карты нужных ему цветов из активных или наугад 2 карты из колоды. Также можно взять одну карту из активных и одну карту из колоды.
На этом такой вариант хода заканчивается и право хода передается следующему игроку.
За этот ход игрок не получает очков, поскольку ход не является результативным.
Если игрок взял карты из активных, то из колоды сразу нужно выложить недостающие карты на стол. Активных карт всегда должно быть 5.
Если игрок решает построить перегон, как часть одного из своих маршрутов, то он должен показать всем игрокам, что у него есть необходимое количество карт вагончиков. И после этого выставить вагончики на нужном перегоне между двумя городами. Перегон должен быть выполнен полностью. Нельзя построить часть перегона, только сразу весь. Карточки, которые показал игрок попадают в отбой, а игрок продвигает свою фишку на соответствующее количество очков по цифрам вокруг поля. Этот ход является результативным, поскольку игрок выставил вагончики. После чего ход передается следующему игроку.
Когда игрок выполнил все свои маршруты, он может взять 3 новых карты маршрутов из колоды. Это считается ходом. У игрока есть возможность подумать, какие из новых карт он будет выполнять, а от каких откажется и вернет их обратно в колоду маршрутов. Определиться нужно до своего следующего хода, пока ходят остальные игроки.
Выполненные карты маршрутов игрок оставляет у себя, в конце игры будет идти подсчет очков, заработанных на маршрутах.
Тоннели и станции.
"Ticket to Ride. Europe" отличается наличием таких интересных моментов как построение тоннелей и станций в каком-либо городе.
Тоннель - это участок маршрута повышенной сложности. Тоннели бывают длинные (8 вагонов) и короткие (2 вагона), цветные и серые. Тоннели на карте имеют специальное обозначение - зубчики по краям прямоугольника.
Чтобы построить тоннель игрок обязан не просто отдать необходимое количество карт за каждый участок тоннеля, но и еще выполнить дополнительное условие - вытащить сверху из колоды 3 карты. Если ни одна из вытащенных 3х карт не совпала по цвету с выложенными вами картами, то такой тоннель считается построенным. И все вскрытые карты идут в отбой, а игрок ставит свои вагоны и продвигает фишку.
Например, я хочу построить тоннель состоящий из 2х вагонов зеленого цвета. Я выкладываю 2 зеленых карты вагонов и тащу сверху из колоды 3 карты. Я вытащила карты оранжевого, желтого и розового цветов. Тоннель построен. Карты идут в отбой, а я занимаю нужный мне участок.
Что же делать в ситуации, если мне в 3 вытащенных картах попалась одна (или больше) карта, по цвету совпадающая с моими картами. За такое совпадение я должна отдать еще одну карту такого же цвета. То есть уже не 2, а 3 карты, хотя перегон все равно требует лишь 2х вагонов.
Если вдруг у игрока не хватает карты нужного цвета (или паровоза, который заменяет такую карту), то тоннель считается не выполненным. Игрок забирает себе свои карты, а 3 вскрытые карты из колоды идут в отбой. Вагончики поставить в таком случае мы не можем и никаких очков не получаем.
На следующем ходу мы можем повторить попытку создания этого же самого тоннеля.
Не важно из скольки вагонов состоит наш тоннель, всегда из колоды вытаскиваются 3 карты для проверки. Даже если тоннель состоит из 8 вагонов, мы должны выложить 8 своих карт одного цвета и достать из колоды 3 карты, чтобы проверить нет ли совпадений по цвету.
Не забываем о том, что паровозы могут заменить карту нужного цвета. Это очень удобно.
Станции.
Для того чтобы воспользоваться частью маршрута дргого игрока (или даже целым маршрутом), мы ставим в незанятом городе станцию. Незанятым считается тот город, в котором еще нет ни одной станции и, понятное дело, в городе не может быть 2 и больше станции.
Для чего нам это нужно? Чтобы выполнить больше маршрутов, чтобы сэкономить свои вагоны или чтобы построить маршрут там, где какой-то из перегонов уже занят другим игроком.
К сожалению, станция не приносит нам бонусных очков.
За каждую станцию, а их у нас всего 3, мы должны заплатить карточками вагонов:
1я станция - 1 карточка,
2я станция - 2 карточки вагонов одного цвета,
3я станция - 3 карточки вагонов одного цвета.
Например, играя за зеленых я хочу установить 1 станцию во Франкфурте, чтобы врезаться на желтый маршрут от Амстердама до Вены. Дальше можно строить свои вагоны, имея ввиду, что часть вагонов вашего маршрута построена другим игроком, а вы воспользовались этой частью благодаря установленной станции.
Некоторые особенности паровозов:
1. Если в активных картах выпадает сразу 3 паровоза из 5, все активные карты убираются в отбой и вытаскиваются новые 5 активных карт.
2. Если игрок хочет взять паровоз из активных карт, то он не имеет право брать вторую карту (из колоды или из активных). Только 1 карта паровоза.
3. Если игроку приходит паровоз из закрытых карт из колоды, то пункт №2 на этот случай не распространяется. Таким образом можно вытащить даже 2 паровоза сразу.
Если в колоде вагонов закончились все карты (ушли в отбой), то необходимо тщательно перемешать карты отбоя и снова выложить колоду для продолжения игры.
А теперь несколько лайфхаков:
- строить длинные перегоны выгоднее, чем короткие;
- иногда выгоднее строить маршруты не через самый короткий путь, а немного в обход, чтобы заработать больше очков;
- очень выгодно, если части ваших маршрутов совпадают;
- всегда нужно иметь минимум 1 запасной вагон выбранного цвета, если вы собираетесь строить тоннель;
- пользоваться участками чужих маршрутов с помощью станций особенно выгодно под конец игры;
- не спешите отдавать паровозы, вдруг вам попадется маршрут с паромом;
- самый длинный маршрут в игре - это круто, но не всегда выгодно, набирая большее количество маршрутов шансы стать лидером возрастают;
- больше выполненных маршрутов - больше очков.
Конец игры и подсчет очков.
Игра заканчивается, когда у одного из игроков заканчиваются пластиковые вагоны, причем игрок должен предупредить остальных об этом хотя бы за 2 круга до планируемого окончания, чтобы другие игроки не набрали новых маршрутов.
Перед подсчетом очков игроки проверют все ли маршруты выполнены, если какой-то выполнен не полностью, то его очки вычитаются из общего количества очков.
Все очки выполненных маршрутов суммируются и добавляются к очкам, набранным на игровом поле.
Игрок, имеющий самый длинный маршрут с наибольшим количеством своих вагонов в нем, получает призовую карту +10 очков.
За каждую не поставленную станцию, которая осталась на руках, игрок получает 4 дополнительных очка.
Надеюсь, вас заинтересовала эта увлекательнейшая игра. С радостью отвечу в коментах на любые вопросы об этой игре.
Спасибо за внимание!
«Билет на поезд/Ticket to Ride» – знаменитая игра, успевшая за годы существования стать классикой в мире настольных игр, встав на один уровень с такими играми как » и . Выпущено множество версий игры, с картами с любым уголком земного шара, на любой вкус покупателя.
— наиболее популярная версия игры, может быть, потому что значительную часть карты занимают города России? Так или иначе, сегодня мы совершим обзор по этой игре.
Возраст: от 8 лет;
Длительность игры: от 30 минут;
Количество игроков: 2-5;
Производитель
:
Hobby World, Lautapelit.fi, Edge Entertainment, Days of Wonder.
Примерная стоимость : 2990 рублей;
В комплект игры входят: карта Европы, цветные вагончики разных цветов, железнодорожные станции разных цветов, карты поездов, карты маршрутов – длинные и обычные, карта «Европейский экспресс» за самый длинный маршрут, карта-памятка для подсчета очков, жетоны-фишки игроков, правила игры.
Правила игры «Билет на поезд. Европа/Ticket to Ride Europe»
Цель игры:
Набрать наибольшее количество победных очков путем строительства железной дороги, максимально стараясь выполнять задания по построению маршрута.
Перед игрой расстилают карту Европы. Вся Европа пронизана разноцветными железнодорожными путями, соединяющие разные города. Каждому игроку выдают вагоны выбранного им цвета и фишку игрока, которую ставят на «старт» шкалы подсчета.
Раздают каждому по 4 карты с вагонами.
Перемешиваем карты с «длинным» маршрутом и вслепую раздаем по одной. Остальные убираем обратно в коробку, в этой игре они уже не понадобятся. Перемешиваем карты с основными маршрутами и раздаем еще по 3. Вы вправе выбросить не понравившиеся маршруты, обязательно оставив минимум два.
На стол выкладывают в открытую 5 карт с вагонами, остальные остаются рядом в колоде.
Механика игры простая: чтобы проложить путь от одного города к другому, необходимо собрать нужное количество вагонов определенного цвета. Нужный цвет указан на карте – между городами нарисованы прямоугольники разных цветов, на которые по ходу игры нужно устанавливать свои вагоны.
Какие бывают маршруты?
Города между собой связаны маршрутами. Маршруты нарисованы в виде разноцветных прямоугольников, их количество может быть разным. Чтобы построиться, нужно собрать карты с вагонами нужного цвета и количества и «оплатить» маршрут, поместив карты в отдельную стопку.
На карте есть серые прямоугольники – можно оплатить маршрут картами вагонов любого цвета, лишь бы одинакового.
Двойные маршруты.
Некоторые города соединены между собой двойными маршрутами. Т.е. два игрока могут проложить там свои пути.
Паромные переправы.
Для того чтобы проложить маршрут через паром, нужно внести указанное количество локомотивов и добавить недостающие вагоны одного цвета.
Туннели.
Не совсем легко обстоят дела со строительством путей через туннели. Разные бывают ситуации: обвалы, землетрясения.
Как это выглядит в игре?
Игрок вносит указанную плату за постройку маршрута, затем берет 3 верхние карты из колоды. Если среди этих карт оказались карты того же цвета, игрок обязан внести еще такие же карты вагона в уплату постройки. Вносит столько дополнительных карт, сколько вытянул из колоды. Если у игрока нет больше карт вагонов такого цвета, он просто забирает себе обратно в руку свои карты и ход переходит другому игроку.
Короткий маршрут.
Может занимать несколько городов, для его постройки не нужно прилагать титанических усилий.
Длинный маршрут.
У каждого игрока есть одна карта длинного маршрута. Обычно он пересекает всю карту и при успешном выполнении может принести хорошие очки. При невыполнении очки наоборот снимаются.
Короткие маршруты могут совпадать с длинным, что очень удобно. Все маршруты держат в тайне от остальных оппонентов, так как часто игроки стараются разрушить планы и могут сильно навредить.
Очки за маршруты начисляют в конце игры.
В свой ход можно совершить одно действие из нижеперечисленных:
- Взять 2 карты с вагонами. Можно взять карты из открытого доступа со стола, так и в слепую из колоды. Либо одну со стола, вторую из колоды. Либо одну карту Локомотива «Джокера».
«Джокер» — карта, которая может стать вагоном любого цвета, по вашему желанию. Так же Локомотив нужен при построении паромных переправ.
Завершенный маршрут в конце игры принесет вам очки, указанные на карте. Если у вас остались незавершенные маршруты, эти же очки уже вычитаются из вашего набранного количества очков.
- Добрать карты с маршрутом . Если вы успешно справились со своими заданиями, а игра продолжается, вы можете набрать еще карты маршрутов. Для этого тяните в закрытую первые 3 карты из колоды. Минимум одну вы должны оставить у себя, остальные можно убрать под низ колоды. Можно оставить у себя все 3, но не забывайте про риск штрафных очков.
- Построить станцию. У каждого игрока на руках есть по 3 станции. Когда их можно использовать?
Часто случаются ситуации, когда оппоненты прерывают ваш маршрут. В таких случаях можно поставить станцию в любом из двух чужих городов нужного вам маршрута. Для постройки одной станции нужно сбросить любую карту вагона с руки. Для постройки второй станции – 2 карты с вагонами одного цвета. Для постройки третей – 3 карты одного цвета. Но старайтесь не увлекаться все же этим, потому что в конце игры за каждую неизрасходованную станцию получите по 4 очка. Да и карты вагонов нужны больше для постройки путей.
Конец игры.
Игра заканчивается, как только на руках у игрока остается 2 или менее карты вагонов. Оставшиеся игроки заканчивают круг и начинается подсчет очков.
Как определить победителя?
В процессе игры игрокам начисляют очки за соединенные города. В конце игры игроки показывают свои карты с маршрутами. Им начисляют очки за выполненные задания и отнимают за невыполненные. Количество этих очков указано на каждой карте маршрута. Затем идет подсчет самого длинного непрерывного маршрута, его обладателю начисляют еще 10 дополнительных очков. Подсчитывают неиспользованные станции. Каждая приносит по 4 очка. И та-да! Выявляют победителя!
Заключение:
«Билет на поезд. Европа/Ticket to Ride Europe» — замечательная «семейная» игра, динамична – ход очень быстро переходит к другому игроку. Не смотря на простоту правил, в игре присутствует соревновательный дух и партия «пролетает» мгновенно и напряженно. Подойдет как начинающим игрокам, так и настоящим гикам. Качество компонентов на высоте. Игра долго не надоедает. Но даже если такое и случилось, к игре выпущено множество дополнений, которые внесут необходимое разнообразие.
Оценки:
- Освоение игры - 90 БАЛЛОВ
- Механика игры - 90 БАЛЛОВ
- Сюжет и атмосфера - 70 БАЛЛОВ
- Удобство играть - 70 БАЛЛОВ
- Качество и дизайн - 90 БАЛЛОВ
- Получаемое веселье - 90 БАЛЛОВ
ИТОГО - 84 БАЛЛОВ
Настольная игра "Билет на поезд"
Тема железных дорог в мире настольных игр раскрыта очень хорошо. Паровозы, перегоны, локомотивы, вокзалы и все, что с ними связано, - благодатная тема для создания игрового мира. Тут и элемент авантюрного приключения, и экономическая тематика, и особая аура, которая традиционно существует вокруг железнодорожных поездок. Не российская, со старыми вагонами-плацкартами, а европейская, с уютными, чистыми поездами. Среди всего множества железнодорожных настолок «Билет на поезд» - несомненный лидер, можно даже сказать, эталон класса. Все новые игры сравнивают именно с этой игрой, а количество различных версий и клонов не поддается счету. В «Билет на поезд» играют во многих странах, а самым ярким фактом, который говорит о признании игры, является тот, что по «Билету на поезд» проводятся чемпионаты мира. Лишь самые лучшие настолки могут этим похвастать.
Кстати, в России помимо собственно перевода «Билет на поезд» очень часто используется оригинальное название Ticket to Ride, что не удивительно, ведь именно оно красуется на коробке даже локализованной версии. В народе игру принято коротко и лаконично именовать «поезда».
Первая редакция игры выпущена в 2004 году. Механика была поначалу очень простой. Действие происходило в городах США, а игровое поле представляло собой карту страны в начале XX века. За океаном игра была встречена на ура, но у издателя было сомнение, что в европейских странах игрокам будет интересно чувствовать себя американскими железнодорожными магнатами, поэтому в 2005 году вышла игра Ticket to Ride: Europe. Помимо того что в качестве игрового поля использовалась карта Европы, игра слегка отличалась правилами от оригинала. В частности, появились длинные маршруты, вокзалы, паромы и переправы, которые позволили сделать механику чуть сложнее и запутаннее, зато исправляли некоторые дисбалансы. Именно в таком виде игра и издается до сих пор. Модификации Marklin, Nordic Countries и Switzerland отличаются уже только игровым полем, правда, карты там меньше европейской, так что иногда вводится ограничение на количество игроков или вагонов.
Для России отдельной версии не выпущено, в нашей стране продается локализация самой популярной и обширной Ticket to Ride: Europe. Впрочем, российские города на общей европейской карте тоже встречаются.
Коробка и ее содержимое
«Билет на поезд: Европа» поставляется в коробке из плотного износостойкого материала. Размер (29x29x8 мм) стандартен для многих настолок. В коробке находится удобный пластиковый органайзер, в котором размещены элементы игры.
Самая крупная часть - игровое поле, которое представляет собой карту Европы начала прошлого века. Оно сворачивается в шесть раз и в развернутом виде довольно большое. Это нужно учитывать при выборе места для игры. Также в коробке находятся 240 пластиковых вагончиков, 100 карт составов, 40 карт путей, шесть карт магистралей, одна карта-памятка, одна карта-бонус, а также пять деревянных маркеров подсчета очков. Пластиковые вагончики пяти цветов - по максимальному количеству игроков. Интересно, что вагончиков каждого цвета 48, тогда как для игры их нужно 45. Еще три, как это отмечено в правилах, приложены на случай потери. Очень приятно, что производитель таким образом заботится об игроках. Такая фишка появилась еще в американской версии, но и в русской локализации сохранилась.
Качество изготовления элементов очень высокое. Игровые карты напечатаны на бумаге с текстурой, они тактильно приятны и долговечны, пластиковые фигурки вагонов вообще на загляденье - красивые и детализированные. Игровое поле удобно сворачивается и выглядит очень надежным. Его сложно испортить как случайно пролитыми жидкостями, так и сборкой/разборкой. Немного странно на этом фоне выглядят только деревянные кругляши-маркеры подсчета очков. Они хоть и раскрашены в те же цвета, что и вагоны, но как будто из другой игры.
Отдельно хотелось бы отметить игровой мир. На карте воссоздана довольно обширная территория Европы, включая Великобританию, Скандинавию, Балканский полуостров, часть России и часть Турции. Детализация и отрисовка вызывают уважение, но вот на географическую достоверность карта не претендует. Скажем, Петроград (а именно такое название северной столицы нашей страны используется в игре) находится в чистом поле, а не на берегу Балтийского моря. Кроме того, названия городов, что на игровом поле, что в маршрутах, не переведены. Вряд ли это создаст проблемы для более-менее образованного взрослого человека, но вот дети могут запутаться.
Стартовый набор и условия победы
«Билет на поезд» относится к так называемому европейскому типу игр, где нет необходимости подкладывать подлянки противникам - тут каждый решает свои цели, а в конце игры определяется, кто это лучше всего сделал. Конечно, когда перегон нужен сразу нескольким игрокам, они жестко за него конкурируют, но в игре нет таких элементов, которые бы позволяли разрушать владения других игроков или как-то их разорять. Игра довольно миролюбива, и в нее можно играть детям (на коробке написано «от 8 лет»). Не удивительно, что единственный способ победить в «Билете на поезд» - набрать больше всего очков. Никаких правил внезапной смерти или уничтожения противника - только мирное подведение итогов по окончании игрового процесса.
Очки в «Билете на поезд» можно зарабатывать четырьмя способами: строить перегоны, разрабатывать маршруты, экономить вокзалы и побороться за титул самой протяженной железной дороги. Два последних способа, считай, факультативны и хотя могут решить исход игры, основной приток очков игроки получают от перегонов и маршрутов. От того, на какой способ делается ставка, серьезно зависит тактика.
Фигурки вокзалов
В бой за звание самого лучшего железнодорожника Европы игрок отправляется, имея на руках 45 фигурок вагонов для строительства перегонов, три фигурки-вокзала, четыре карты состава (раздаются случайным способом) и четыре карты путей (раздаются тоже случайным способом), причем как минимум две из карт путей игрок может вернуть до того, как сделает первый ход. Другой такой возможности у него не будет.
Механика игры
Два основных варианта хода в «Билете на поезд» - либо пополнение подвижного состава, либо строительство перегона из уже имеющихся составов. То, что оба этих действия нельзя выполнить в рамках одного хода, - большая находка авторов игры. Игрок в постоянной дилемме - подкопить еще составов и выложить потом длинный путь (который, естественно, принесет больше очков) либо играть на опережение и захватывать короткие пути, пытаясь разорвать маршруты других игроков. Оба варианта рискованные, ведь в первом случае тебя могут опередить и занять самые стратегически важные перегоны, а во втором ты банально можешь не угадать, откуда и куда тянется маршрут соперника, ведь все операции с маршрутами происходят втемную, и о целях противников игроки могут только догадываться.
Процедура пополнения подвижного состава тоже многовариантна. Пять карт лежат в открытую. Из них игрок может взять две карты какого-либо цвета (первый вариант) либо одну карту локомотива (второй вариант), а может вытащить две карты из колоды в закрытую (третий вариант). В таком подходе сочетаются планирование и разумный риск - можно воспользоваться уже открытыми картами, а можно рискнуть в надежде получить два локомотива.
Карты составов
Строительство перегонов осуществляется очень просто - нужно только набрать составы требуемых цветов, которыми помечены клетки участка железной дороги. Там, где перегон обозначен серым, использовать можно любой цвет, главное, чтобы все карточки были одинаковыми. Помимо разноцветных вагонов в качестве подвижного состава используются и карты локомотивов. Это своеобразные «джокеры», которые можно положить вместо карты любого цвета. Кроме того, на некоторых перегонах использование локомотивов обязательно. Оба фактора делают эти карты весьма ценными.
Из общей массы выделяются так называемые перегоны-туннели. Их строительство происходит по несколько иной схеме. Помимо карт составов нужного цвета игроку, который хочет построить туннель, нужно вытянуть три карты из колоды подвижного состава - если там будут карты цвета, который использовался для строительства, или локомотив, то нужно «доплатить» такое же количество карт цвета или опять-таки локомотивов. Этот факт делает строительство тоннелей рискованным занятием. Неизвестно, сколько на такую дорогу потребуется ресурсов, да и не факт, что строительство получится совершить с первой попытки. А каждый потерянный ход - это упущенное игровое преимущество и хороший подарок противникам.
При необходимости игрок может потратить ход еще на два действия - строительство вокзала и получение дополнительных маршрутов. Вокзалы могут выручить, если соперник застроил важный перегон, который необходим для построения маршрута. Вокзалы недорого обходятся, но их всего три и за счет них весь маршрут не выстроить - это именно что мера экстренного спасения.
Количество карт в руке не регламентируется
То, как организована система маршрутов, вводит в игру элемент азарта и предсказательных навыков. Игрок должен здраво оценить свои возможности, вероятный ход игры и на основании этого выбрать количество маршрутов, которые он попробует застроить. Выполненные маршруты приносят дополнительные очки, но если взял карту и не смог связать два населенных пункта железнодорожной веткой, то получаешь штраф.
К процессу подсчета очков есть два подхода. Можно играть как в правилах и на специальном табло, которое идет по кругу игрового поля, откладывать очки сразу после строительства перегона. Так игроки видят, кто лидирует в течение игры, однако интригу это не убивает, ведь маршруты раскрываются только в конце, а бонусы и штрафы за их использование могут серьезно изменить расклад сил. Второй вариант, который стихийно сложился в реальной игровой практике, - считать все очки только после окончания игры. В этой ситуации игрок не знает текущий баланс, назвать победителя до финального подсчета очень сложно, зато не нужно отвлекаться от постоянного передвигания фишек после строительства перегонов. Об этом забывают даже опытные игроки, и данные получаются неточными.
Выводы
«Билет на поезд» - одна из самых популярных настольных игр в мире, и это не случайно. У нее масса плюсов. Во-первых, игра дает огромные возможности для стратегического планирования и способа победы, но при этом правила настолько просты, что уже с первого раунда новички могут играть на равных с опытными игроками. В зависимости от состава игроков можно либо вести жесткую психологическую дуэль, либо играть без напряга и просто наслаждаться процессом вытягивания карт и строительством перегонов. Во-вторых, стартовые маршруты и тактика игроков постоянно меняются, так что все партии «Билета на поезд» оказываются непохожи друг на друга. В-третьих, игра хорошо продумана, оформлена и качественно выполнена, но при этом стоит около 1800 рублей, что довольно немного для продукта такого уровня.
Минусы, впрочем, тоже можно найти. Самый, пожалуй, главный - разная увлекательность партий. В зависимости от того, как сложится игровая конъюнктура, партия может пройти либо в длительной позиционной борьбе, либо стремительным блицем. Опыт автора обзора подсказывает, что первый вариант интереснее. Длительные партии позволяют планировать и реализовывать более продвинутые стратегии. Время одного розыгрыша от этого увеличивается (иногда до двух часов), но это не утомляет. Динамичные же партии обычно получаются примитивными, хотя и заканчиваются быстро. Увы, но игроки никак не могут повлиять на тип борьбы, это определяется само собой.
Вторым минусом мы бы назвали слабую погруженность в атмосферу железной дороги. И это даже несмотря на терминологию, внешний вид фигурок и название - замени вагончики на другие предметы и дай игре новое имя, ничего не поменяется. Так что обычным любителям железнодорожной тематики ради атмосферы игру покупать особого смысла нет, но вот фанатам настольных игр она может скрасить не один вечер. Ибо что ни говори, «Билет на поезд» - это уже классика, а такой статус дорогого стоит.
Алан - один из выдающихся современных авторов многих популярных настольных игр, чьи разработки дважды получали престижную премию «Spiel de Jahres». Однако Ticket to Ride , выпущенная в 2004 г., удостоилась помимо указанной премии ещё около десятка других наград.
На первый взгляд, в игре нет ничего особенного. Нам необходимо собирать карточки вагонов различных цветов, прокладывать с помощью них маршруты между точками на карте, и получать бонусы за выполнение заданий. Всё просто! Чем длиннее проложил путь, тем больше очков тебе начислят. У кого больше очков в конце игры - тот и победил.
Легко? Конечно! А теперь представьте что вас четверо. У каждого, как минимум, по два задания по соединению двух различных городов. Вы не знаете, какие точки нужны сопернику для создания транспортного сообщения. Естественно, что вы не можете видеть, какие вообще карты на руках соперников. Интрига? О да! Рассчитываете накопить побольше карт, чтобы застроить вон тот длинный путь - помните, тоже самое может думать и ваш сосед. Жадность и страх? Баланс! Думаете, что угадали, куда метит противник - можете застроить жизненно важный для него путь, пока он не испортил ваши планы. Козни? Стратегия! Выполнили свои задания, и боитесь, что не хватит очков для победы - берите еще карту с маршрутом. Только никто не обещает, что вам удастся воплотить планы в жизнь. Азарт? Риск!
Как видите, даже не увлекаясь грандиозными по размаху «многоходовками», с томиком правил в придачу, можно испытывать неподдельные эмоции от простой на вид настольной игры. К тому же, у вас есть возможность играть в неё буквально везде!
- На сайте издательства Days of Wonder существует настолки. Где вы можете играть как с компьютером, так и с реальными людьми. К сожалению, бесплатно вы можете сделать это всего 4 раза. Поверьте, этого более чем достаточно, что бы понять, что собой представляет игра.
- Выпущены полноценные компьютерные версии игрушки для Windows и Mac OS. Причем, с возможностью покупки дополнительных карт.
- Ticket to Ride можно найти в Xbox Live Arcade и играть в неё вчетвером на одной консоли или впятером через сервис .
- За владельцев iPad можно только порадоваться. Когда то, именно версия для их яблочного устройства получила титул «Digital Game of the Year» от датчан. Так же, есть версия и для других устройств под .
- С мая 2012 года игру можно найти . Единственный минус - не хватает достижений (которые есть у «яблочников»).
- И наконец, существует издание . Пускай с несколько высокими требованиями, но оно того стоит.
Выход в цифровое пространство определенно дал проекту новые силы. Игру стало проще распространять (да и стоить она стала меньше), проще создавать DLC в виде новых карт (я бы определенно купил карту России, если бы она была), а игрокам есть чем себя развлечь в онлайне. Да, желание меряться рангами ещё никто не отменял. Поэтому вы всегда сможете найти себе соперника, и даже не одного, на любой «вкус», в любое время дня и ночи.
Если на вашем столе игра - прямой конкурент Колонизаторам, то в виртуальном мире она может с легкостью потеснить Монополию. Практически все, кто играл в версию Ticket to Ride для iPad, говорят одно и то же: «То с какой любовью разработчики перенесли настольную игру на мобильную платформу достойно награды». И в чём кроется секрет успеха? Толком не разберешь. Возможно, всё гениальное действительно просто.
Так чего же не хватает игре, что бы заработать 10 баллов? Ответ очевиден - единства версий. Самой «богатой» версией является, конечно, оригинальное настольное издание, следом за ним - продукт для устройств Apple. Далее - все остальные.
Ticket to Ride на самом деле невероятно захватывающая игра, и даже динамичная. Она не требует много времени и заставляет применять тактику и . Это пример идеального портирования, которое можно только пожелать всем настольным играм.
Настольная игра «Ticket to ride» – известнейшее творение Алана Муна . Оригинал погружает участников на железные пути Северной Америки , однако существуют модификации с городами Европейских стран и городами внутри конкретной страны. Последующие версии игры пользуются популярностью во всем мире, приносят незабываемое удовольствие. В зависимости от количества игроков партия занимает 30 – 60 минут .
Уровень сложности: легкий
Количество игроков: 2-5
Развивает навыки: стратегия, знания в области географии
Что в комплекте?
Оригинальная версия «Ticket to ride» включает в себя:
- карту Северной Америки – игровое поле;
- пластиковые вагоны – 240 шт. + по 3 резервных на каждый цвет;
- карточки с изображением вагонов – 96 шт.;
- карточки с локомотивами – 14 шт.;
- карты маршрутов – 30 шт.;
- брошюру с правилами игры;
- бонусную карту за самый протяженный маршрут;
- рекламные карточки – 2 шт.;
- памятку;
- ключ к онлайн-версии игры;
- разноцветные деревянные фишки.
Версия игры «Билет на поезд по Европе» отличается содержимым игрового поля и числовым значением составляющих.
Какие виды игры и дополнения бывают?
Помимо базовой модификации, описываемой в обзоре, у «Ticket to ride» довольно много дополнений и самостоятельных игр с другими странами на поле:
- «Билет на поезд junior: Европа » познакомит юных путешественников с новыми городами, поможет создать маршруты в исторические места. Правила упрощены, но игровой процесс не теряет собственной глубины. Отличный способ улучшить знания в географии столь увлекательным и веселым образом!
- «Ticket to ride: Америка 1910 » – дополненная и улучшенная версия оригинальной игры. Специфика подбора маршрутов такая, что можно создавать собственные правила. Нововведения ожидаются в версии: три альтернативных варианта проведения партии, маршруты через мегаполисы, бонус для самого путешествующего участника, дополнительный выпуск карточек и другое.
- «Ticket to ride Nordic countries » наполнена «свежим», северным оформлением и новыми правилами. Соединять придется маршруты от Копенгагена до Осло, От Хельсинки до Стокгольма, а также среди точек назначения встречается российский Мурманск.
- » издания Marklin сопровождает участников по городам Германии. Издание посвящено старейшей компании по производству коллекционных поездов с одноименным названием. Правила игры близки к базовой версии, однако теперь пассажиры могут покидать вагоны и покупать что-либо по дороге, миссии делятся на короткие и длинные.
- «Ticket to ride: Швейцария » разработана для трех играющих и содержит тоннели, карточки паровозов и окружающие Швейцарию страны.
Для кого эта игра?
- для ищущих необычный подарок на праздник, ведь игра «Ticket to ride» каждому придется по душе;
- для людей, кто впервые имеет дело с настолками , чтобы с самого начала создать благоприятное впечатление;
- для вечных туристов , чтобы поразмыслить, какие штаты Америки следует посетить;
- для железнодорожников , которые сходят с ума от одного только вида поездов;
- для любителей истории железных дорог;
- для тех, кто хочет провести вечер небольшой компанией ;
- для семейного отдыха с детьми , рекомендуемый возраст – от 8 лет , самое время начать изучать географию.