Искушения - это что значит? Виды искушений
Помраченная душа есть второй ад, а просветленный разум – друг серафимов. Главы о знании I,34
Бог не дает великого дарования без великого искушения. I/78 (388) B39 (298)
Исаак Сирин известен своими описаниями возвышенных мистических состояний, которых удостаиваются подвижники, достигшие высоких степеней духовного преуспеяния. Однако он уделяет также большое внимание «обратной стороне» христианского подвижничества – испытаниям и страданиям, через которые по необходимости проходит подвижник на пути к Богу.
В настоящей главе мы остановимся на учении Исаака о трудностях христианской жизни и попытаемся суммировать тот негативный опыт, который описан на страницах его произведений. Речь пойдет о различного рода искушениях, переживаемых человеком, идущим к Богу, а также о богооставленности как наивысшей форме страдания.
Искушения
Сирийский термин nesyona, соответствующий греческому peirasmow, может быть переведен как «искушение», «испытание», «экзамен», «проверка», «проба»; родственное слово nesyana означает «опыт». Оба слова происходят от еврейского глагольного корня nsh, означающего «подвергнуть испытанию».
Исаак Сирин чаще всего говорит о первых двух видах искушения, то есть об испытании человека Богом или об искушении человека диаволом. В первом случае речь идет об опыте, необходимом для познания Бога, во втором – о том, чего христианин должен бояться и стараться избежать. Исааку был задан вопрос: как согласуются постоянные призывы Христа переносить искушения и страдания с Его же словами «Молитесь, чтобы не впасть в искушение»? Исаак отвечает следующим образом:
Молись, – говорит Он, – чтобы не впасть в искушение касательно веры. Молись, чтобы вместе с демоном богохульства и неверия не впасть в искушения самомнением твоего ума. Молись, чтобы, по Божию попущению, не впасть тебе в явное диавольское искушение по причине злых помыслов, которые помыслил ты в уме своем и за которые попускается на тебя искушение. Молись, чтобы не было отнято у тебя свидетельство чистоты, чтобы не быть тебе искушаемым пламенем греха. Молись, чтобы не войти тебе в искушение, оскорбив кого-либо. Молись, чтобы не войти тебе в искушения души посредством двоедушия и сомнения, которыми душа вводится в великое борение. А искушения телесные приготовься принимать от всей души и погружайся в них всеми своими членами; и очи свои наполняй слезами, чтобы ангел-хранитель не отступил от тебя. Ибо вне искушений не усматривается Промысл Божий, невозможно приобрести дерзновение перед Богом, невозможно научиться премудрости Духа, невозможно, чтобы божественная любовь утвердилась в душе твоей. Прежде искушений человек молится Богу словно некто чужой. Когда же впадает в искушения по любви к Богу и не позволяет себе уклониться, тогда становится как бы его должником и считает его Своим другом, потому что во исполнение воли Божией он вел борьбу с врагом Бога и победил его. Вот что значит сказанное: Молитесь, чтобы» не впасть в искушение. И опять, молись, чтобы в страшное диавольское искушение не впасть тебе из-за твоей гордости, но за любовь твою к Богу да содействует тебе сила Божия и посредством тебя да победит врагов своих. Молись, чтобы в эти искушения не впасть тебе из-за порочности помыслов и дел твоих, но да искусится любовь твоя к Богу, и да прославится сила Его в терпении твоем .
Те искушения-испытания, которые от Бога, посылаются с целью уврачевания недугов души; они полезны находящимся на любой стадии духовного роста:
Искушение полезно всякому человеку… Подвижники бывают искушаемы, чтобы присовокупить им к богатству своему; расслабленные – чтобы охранять им себя от вредного; погруженные в сон – чтобы подготовиться им к пробуждению; далеко отстоящие – чтобы приблизиться к Богу; свои Богу – чтобы веселиться им с дерзновением… Нет человека, который бы не скорбел во время искушения; и нет человека, которому не казалось бы горьким то время, когда испивает он яд искушений. Без них невозможно приобрести сильную волю .
Искушения посылаются от Бога для того, чтобы среди них человек почувствовал близость Божию и Промысл Его. Когда человек утвердится в надежде на Бога, тогда Бог, чтобы еще более приблизить его к Себе, посылает ему искушения:
Среди искушений, скорбей и борьбы человек обретает Бога, а не в покое и расслабленности. Исаак говорит о перенесении искушений как о плавании по бурному морю: когда плавание окончено и человек достигает тихой гавани, он возносит благодарение Богу за все трудности путешествия . Исаак также сравнивает подвижника с ныряльщиком, пытающимся найти жемчужину на дне моря (профессия ныряльщика, как мы уже говорили, была хорошо известна Исааку) . Интенсивность искушений возрастает по мере приближения человека к Богу: это закон духовной жизни.
Пока ты еще на пути ко граду Царствия, – пишет Исаак, – признаком приближения твоего ко граду Божию да будет для тебя усиление искушений, которые ты встречаешь. И чем более приближаешься и преуспеваешь, тем больше умножаются находящие на тебя искушения. А потому, когда на пути своем ощутишь в душе своей различные и более сильные искушения, знай, что в это время душа твоя поистине втайне вступила на иной, высший уровень, и что благодать умножилась в ней в том состоянии, в котором она находится, потому что соответственно величию благодати, в такой же именно мере, вводит душу и в скорбь искушений
В то же время, считает Исаак, не пошлет великих искушений человеку, если не подготовит его сначала Своей благодатью к перенесению их. Есть некая динамика в сочетании искушений и благодатных даров:
Вопрос: Идет ли сначала искушение и потом дарование, или сначала дарование и затем искушение? Ответ: Не приходит искушение, если душа не примет сначала втайне того, что превышает ее прежнюю меру, и духа благодати . Об этом свидетельствуют искушения самого Господа и апостолов: им не было попущено войти в искушения, пока не приняли Утешителя. Кто приобщается к благу, тем свойственно терпеть и искушения, потому что искушения их смешаны с благом… [И если это так, то благодать – прежде искушения] ; тем не менее очевидно, что ощущение искушений для испытания свободы непременно предшествовало восприятию дарования. Ибо благодать никогда не входит в человека, пока он не вкусил искушений. Поэтому в действительности благодать приходит сначала, однако в ощущении чувств она медлит .
Чем отличаются искушения, которые посылаются Богом, от тех, что происходят по действию диавола? Искушения от Бога посылаются «друзьям Божиим, которые смиренномудры»: последние подвергаются искушению не в наказание, а в целях божественной педагогики.
Искушения, которые бывают от духовного жезла к преуспеянию и возрастанию души… суть следующие: лень, тяжесть в теле, расслабление членов, уныние, смущение ума, мысль о немощи тела, временное пресечение надежды, омрачение помыслов, оскудение человеческой помощи, недостаток потребного для тела, и тому подобное . От этих искушений человек приобретает душу одинокую и беззащитную, сердце сокрушенное со многим смирением. Отсюда познается, что человек вожделевает Создателя. Промыслитель соразмеряет искушения с силами и потребностями принимающих их… И это служит знаком возрастания при помощи Божией .
Напротив, искушения от диавола находят на «врагов Божиих, которые горды», на «людей бесстыдных», своей гордостью оскорбляющих Божию благость. Эти искушения превышают пределы человеческих сил и ведут к духовному падению. Исаак подразделяет искушения от диавола на два вида – душевные и телесные. К первым относятся отнятие силы мудрости, которую имеют люди, жгучее ощущение в себе блудного помысла… скорая раздражительность, желание всегда настоять на своей воле, препираться на словах, порицать, превозношение сердца, совершенное заблуждение ума, хулы на имя Божие… желание быть в общении и обращении с миром, непрестанно говорить и безрассудно пустословить, всегда отыскивать себе новости, а также и лжепророчества.
К числу телесных искушений принадлежат различные «болезненные, постоянные, запутанные, неразрешимые приключения», вроде того, что люди внезапно оказываются в руках насильников, или испытывают беспричинный страх, или терпят внезапные и «сокрушительные для тела падения со скал», или оскудевают в вере: «короче говоря, все невозможное и превышающее силы постигает и их самих, и близких им» .
Те подвижники, которые истинно любят Бога, посредством искушений доказывают свою любовь и еще более укрепляются в ней: они испытываются, как золото в горниле, и через это испытание становятся друзьями Бога. Те же, которые не любят Бога, в искушениях «уступают место врагу своему и, став повинными, отпадают от Бога, как сор, за беспечность ума своего или за гордость свою, потому что не сподобились принять силу, которая действовала во святых» . Искушения, таким образом, выявляют, кто друг, а кто враг Богу, кто верен, а кто не верен. Искушение – это тот «кризис», суд до Страшного суда, на котором происходит отделение овец от козлов . Человек бывает предан в руки диавола для искушения-истязания, когда он сам искушает Бога своей гордостью и распущенностью. В этом случае гнев Божий воспламеняется против человека:
Еще не испытал ты на себе суровости Господа, когда изменяет Он добрую десницу Свою на шуйцу, требуя расплаты от оскорбивших Его: как горяч Он в гневе и как преисполнен Он ревности в тот час, когда Он пробуждается! Он не отступит, хотя бы ты много умолял Его, если Он подвигнут на это: но раскаляется Он, словно печь, в гневе Своем .
Гнев Божий и «расплата», о которых идет речь, не означают наказания или возмездия за грехи. Как мы говорили выше, Исааку чуждо представление о Боге-Мздовоздаятеле: не гневается на человека из-за того, что чувствует Себя оскорбленным или горит желанием отомстить. Скорее, Исаак говорит здесь о Боге-Детоводителе (Педагоге), Который подвергает человека экзамену-испытанию, являя видимые признаки гнева и «изменяя десницу на шуйцу», то есть оставляя его – временно – в руках диавола. Целью этого испытания является благо человека: чтобы, почувствовав себя оставленным Богом, он обратился к Нему всем сердцем и покаялся. Только для этой цели человек может быть «предан сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен» . Диавол вообще не может искушать человека, если это не будет попущено ему Богом. Диавол «выпрашивает» людей у Бога, подобно тому, как он выпросил Иова ; но целиком во власти Бога – отдать человека для испытания или нет. Поэтому как те искушения, которые приходят непосредственно от Бога, так и те, что приходят от диавола, попускаются Богом и потому могут служить делу спасения и духовного преуспеяния человека.
Согласно Исааку, диавол ополчается на подвижника четырьмя способами. Первый способ заключается в том, что диавол с первого момента вступления человека на путь подвижничества насылает на него тяжелые и сильные искушения, чтобы с самого начала ввергнуть его в пучину отчаяния и совратить с избранного пути. Второй способ – это когда диавол выжидает определенное время, пока первоначальная ревность в подвижнике остынет, и тогда приближается к нему. Третий способ – когда диавол, увидев, что подвижник весьма преуспел в духовной жизни, всевает в него помыслы гордыни, так чтобы человек приписал свои достижения самому себе. Наконец, четвертый способ заключается в том, что диавол искушает подвижника различными мечтаниями и блудными помыслами, внушая ему оставить монашеский образ жизни. «И все это попускается диаволу, чтобы вести со святыми брань посредством искушений, дабы таковыми искушениями проверялась любовь Божия в них» .
Всякий христианин призывается Исааком с самого начала своего пути приготовиться к перенесению искушений. Без искушений невозможно преуспеть в добродетелях:
Когда хочешь положить начало доброму деланию, приготовься сперва к искушениям, которые тебя постигнут, и не сомневайся в истине. Ибо у врага в обычае, когда видит, что кто-либо с горячей верой начал добрую жизнь, встречать его разными страшными искушениями… И противник делает это не потому, что имеет такую силу – ибо тогда никто не смог бы сделать что-либо доброе – но потому, что попускается ему Богом, как узнали мы на примере праведного Иова . Поэтому приготовься мужественно встретить искушения, которые насылаются на творящих добродетели
Время искушений и борений, даже если длится в течение всей жизни подвижника, является лишь неким переходным, или подготовительным периодом, когда испытывает силы человека. Как подчеркивает Исаак, пройдя через эти искушения и борения, человек входит в царство радости, когда с ним происходит «чудесное изменение»:
Пока человек пребывает в борьбе и продолжает борение, невозможно ему встретить свет разума или познать покой от помыслов… Но когда, по благодати Божией, время борьбы прошло для него, тогда он душою своею входит в место радости и на всякий день… обретает он в себе чудесное изменение, по слову Отцов. Пока же он не поднялся от этого места битв, он не обретет истинное утешение и не освободится от того образа жизни, который непременно исполнен уныния .
Богооставленность
Исаак часто говорит о состоянии, которое в сирийском языке выражается при помощи терминов mestabqanuta (оставленность), или mestabqanuta d-men alaha (богооставленность) . Семантически близкими к ним являются термины «amtana (помрачение) и quttáa (уныние, отчаяние) : последний термин соответствует греческому aWkhdiba (уныние, отчаяние, безнадежность). По учению Исаака Сирина , вся жизнь христианского подвижника есть постоянная смена периодов «помощи» и «немощи», присутствия и оставленности, духовного подъема и упадка:
…Во все времена и на всех этапах подвижнической жизни помощь и немощь поочередно присутствуют в человеке. Бывает, что воздвигаются в нем бури против целомудрия; бывает, что сменяются состояния радости и уныния. По временам бывают у человека светоносные и радостные состояния, но вдруг опять появляются туча и мрак… Такие же перемены переживает человек, который пребывает в служении Богу. Иногда ощущает он помощь от божественной силы, которая внезапно появляется в уме; иногда же испытывает он противоположное ощущение, цель которого – в том, чтобы осознал человек немощность естества своего и сколь слабо оно, немощно, неразумно и младенчественно
Итак, периоды оставленности и духовного упадка необходимы для человека, чтобы он ощутил свою беспомощность. Богооставленность не есть удаление Бога от человека: она есть субъективное чувство отсутствия Бога, происходящее не от того, что человек в самом деле оставлен и забыт Богом, но от того, что, по той или иной причине, Бог хочет, чтобы человек остался один на один с той реальностью, которая его окружает. Так Антоний Великий был на протяжении многих дней оставлен бороться с демонами; когда же он изнемог от борьбы, Господь явился ему в виде огненного луча. «Где Ты был? – спросил Антоний. – Почему Ты не явился в начале, чтобы прекратить мои мучения? » И голос Божий ответил ему: «Я пребывал здесь, Антоний, но ждал, желая увидеть твою борьбу» . хочет, чтобы, перенеся опыт богооставленности, человек одержал свою собственную победу и стал достоин Его.
Богооставленность есть опыт всего человечества со времен грехопадения Адама. Она есть в равной мере опыт верующих и неверующих. Однако для верующих – это опыт временного отсутствия Бога, сменяющийся затем интенсивным ощущением присутствия, тогда как для атеиста это опыт постоянного и безысходного отсутствия. Атеист воспринимает отсутствие Бога как норму: хотя Бог не оставляет и не забывает его, он сам отрекается от Бога. Верующий, напротив, воспринимает ощущение отсутствия Бога как наивысшее и наиболее болезненное страдание: он не может смириться с отсутствием Бога и, хотя умом знает, что Бог не забыл о нем, душой и сердцем жаждет того, чтобы чувство присутствия вернулось к нему. в Боге есть ощущение присутствия Божия, и когда это ощущение по каким-либо причинам нарушается, верующий человек не может успокоиться до тех пор, пока оно не вернется.
В этом смысле богооставленность является наивысшей мерой «кризиса» – суда, на котором верные отделяются от неверных. Опыт оставленности для каждого христианина имеет только два возможных исхода – либо умножение веры и приближение к Богу, либо «кораблекрушение в вере» и утрата Бога: из этого опыта можно выйти либо «другом Божиим», либо атеистом. Исаак предостерегает от того, чтобы в периоды оставленности и искушений проклинать Бога, что может привести к потере веры. Так некоторые люди в эти периоды приходят к сомнению в Промысле Божием и к мысли о том, «что для них больше не существует, в то время как именно от Бога все это и происходит» . Вместо того, чтобы гневаться на Бога, лучше было бы вспомнить о Его всеблагом Промысле и успокоиться: «Приблизься немного к Богу в испытаниях твоих посредством совести, о человек! Сознаешь ли ты, на Кого изливаешь гнев свой? Ты бы тотчас успокоился, если бы мудро помнил о сокровенном Промысле Его» .
Чувство богооставленности овладевает человеком по разным причинам . Одна из причин – пренебрежение традиционными внешними формами молитвы и отсутствие благоговения: Исаак говорит о «тех, кто пренебрегает почтительными внешними формами, страхом Божиим и благоговением, которые следует показывать в молитве: каким бедствиям подвергаются они в состоянии богооставленности» .
Причиной богооставленности может быть собственное нерадение человека, недостаток терпения в скорбях, а также гордость. От всего этого рождается в человеке малодушие, а от малодушия – уныние:
Когда угодно Богу подвергнуть человека большим скорбям, Он попускает впасть ему в руки малодушия. И оно порождает в человеке одолевающую его силу уныния, в котором ощущает он подавленность души, и это есть вкушение геенны; сим наводится на человека дух исступления, из которого источаются тысячи искушений: смущение, раздражение, богохульство, жалобы на судьбу, превратные помыслы, переселения из одного места в другое, и тому подобное. Если же спросишь, что является причиной всего этого, то скажу: твое нерадение, ибо ты сам не позаботился взыскать врачевство от этого. Врачевство же от всего этого одно… Это смирение сердца .
Однако богооставленность появляется и по не зависящим от человека причинам. В частности, периоды оставленности, упадка, помрачения и отчаяния бывают у подвижников, живущих в безмолвии. В этом случае причина – неисповедимый Промысл Божий:
В то время, как бываем в омрачении, не будем смущаться, особенно если причина этому не в нас. Приписывай же это Промыслу Божию, действующему по причинам, известным одному только Богу. Ибо в иное время душа наша задыхается и бывает как бы среди волн, и, читает ли человек Писание, совершает ли службу, во всяком деле, каким бы ни начал заниматься, принимает он омрачение за омрачением. Он оставляет молитву и не может даже приблизиться к ней. Он совершенно неспособен представить, что наступит изменение и он опять будет в мире. Этот час исполнен отчаяния и страха, надежда на Бога и утешение веры в Него совершенно отходят от души, и вся она всецело исполняется сомнения и страха .
Богооставленность и уныние – самое страшное из всех испытаний, которые могут выпасть на долю человека, считает Исаак:
Что есть наказание? То, чтобы от этого впал ты в отчаяние из-за богооставленности, родившейся от неверия твоего. Отчаяние же предаст тебя унынию, а уныние передаст тебя расслабленности, последнее же уведет тебя от надежды твоей. Из того, что может случиться с тобой, нет ничего хуже .
Что должен делать безмолвник, чтобы избежать богооставленности, уныния и помрачения? Самое важное, считает Исаак, хранить смирение: «Смирение есть свойство ума здравого. Пока оно остается в человеке, не произойдет с ним богооставленность или какое-либо искушение, так чтобы он был искушаем телом или умом в одной из телесных и душевных страстей» . В соответствии с этим Исаак предупреждает читателя: «Слушай истинное слово: пока ты не обретешь смирение, ты будешь искушаем унынием больше, чем чем-либо другим» . Не менее важно – постоянно молиться о том, чтобы не впасть в помрачение: «Пусть следующая не прекращается в сердце твоем ночью и днем: «Господи, спаси меня от помрачения душевного». Ибо в этом заключена всякая сознательная молитва . Помраченная душа есть второй ад, а просветленный разум – друг серафимов» .
Но что все-таки делать подвижнику, если час богооставленности и уныния наступил? Обычный совет – молиться до тех пор, пока помрачение не пройдет: «Во времена этих искушений, когда так помрачен человек, он должен пасть на лицо свое в молитве и не вставать до тех пор, пока не придут к нему с неба сила и свет, который поддержит сердце его в несомненной вере» ; «Когда наступает время борений и помрачения, даже если мы рассеиваемся, будем проводить больше времени в молитве и коленопреклонении до земли» .
Другой совет для подвижника, оказавшегося в состоянии богооставленности, – вспоминать о своей первоначальной ревности и о ранних годах своего подвижничества:
Во время поражения своего, расслабления и лености, связуемый и содержимый врагом в мучительном томлении… представляй в сердце своем прежнее время усердия твоего: как был ты внимателен ко всему, даже самому незначительному, какой подвиг показывал, с какой ревностью противился препятствовавшим твоему пути… Ибо всеми такими воспоминаниями душа твоя словно возбуждается из глубины, облекается пламенем ревности, как бы из мертвых восстает от потопления своего, возвышается и возвращается в свое первоначальное состояние .
«Чтение» (qeryana – сирийский термин, означающий как чтение Библии , так и чтение Святых Отцов) изгоняет уныние и мрак из души:
Я сам прошел через много опытов подобного рода, и что я нашел, то и описал здесь в напоминание, из любви к братьям, и многие, думаю, получат пользу от этих опытов и преуспеют, когда поймут, что в половине случаев отяжеления в безмолвии это состояние разрушается каким-либо видом чтения
В некоторых случаях, когда недостаточно только молитвы или только чтения, подвижник должен пустить в ход оба средства: «Смешаем то и другое: примем лекарство от Писания, а затем приступим к молитве» .
Но бывает такая степень оставленности и помрачения, при которой человек не находит в себе сил ни читать Писание, ни молиться. На этот случай Исаак дает следующий совет:
Если не имеешь ты силы совладать с собой и пасть на лицо свое в молитве, накрой голову мантией своей и спи, пока не пройдет для тебя этот час омрачения; только не выходи из келлии своей . Этому искушению подвергаются более всего желающие проводить жизнь умственную и в шествии своем взыскующие утешения веры. Поэтому всего более мучит и утомляет их этот час сомнением ума; следует же за сим богохульство, а иногда находит на человека сомнение в воскресении и иное нечто, о чем не должно нам и говорить. Все это многократно узнали мы на опыте и к утешению многих описали борьбу сию… Блажен, кто претерпит это, не выходя за дверь. Ибо после этого, как говорят Отцы, достигнет он великого покоя и силы .
Впрочем, продолжает Исаак, невозможно полностью освободиться от периодов помрачения и достичь совершенного покоя в настоящей жизни. Чередование подъемов и спадов характерно для жизни безмолвника вплоть до самой его смерти:
Временами искушение и временами утешение – и в таком состоянии пребывает человек до исхода своего. А чтобы совершенно стать чуждым этому и совершенно утешиться – не будем на это и надеяться здесь .
Времена помрачения и богооставленности сравниваются с зимой, когда жизнь природы как будто прекращается, однако в глубине земли зреют семена, которые весной дадут всходы. Человек дожен не отчаиваться, но терпеливо ждать, пока испытания, уныние и богооставленность, которые он претерпел, не принесут свой плод:
…Блажен, кто в надежде на благодать Божию претерпел уныние, являющееся сокровенным испытанием добродетели его и возрастания разума. Это подобно зимней тьме, которая вызывает рост сокровенного семени по мере разложения его под землей при резких переменах бурной погоды. После продолжительного ожидания плодов, когда это ожидание длится очень долго, человек отгоняет от себя уныние, чтобы оно не помрачало око души его из-за размышления о тех предметах, на которые направлен пристальный взгляд его; ведь некоторые из них обычно вызывают радость и прекрасное состояние разума. Ожидание его длится долго, и не скоро получает он ожидаемое. Ибо если не получает он скорого утешения в трудах, приходит он в отчаяние, подобно наемнику, которого лишили заработанной им платы .
Период зимнего холода заканчивается так же внезапно и неожиданно, как начался; после чего наступает весна души:
Эта холодность и такая тягость попускается на человека для испытания и искушения. Но если возбудит он себя и с горячностью и с малым себе принуждением оттрясет от себя все это, то приближается к нему благодать, как было прежде, и приходит к нему иная сила, в которой скрываются всякое благо и все виды помощи. И в изумлении дивится человек, припоминая прежнюю тягость и наступившую вдруг легкость и силу и представляя себе эту разницу и изменение, и то, как внезапно пришел он в такое состояние. И с этого времени умудряется и, если найдет на него подобная тягость, познает ее по прежнему своему опыту .
Исаак яркими красками описывает то состояние духовного просветления и восторга, которое может наступить вслед за периодом помрачения:
Бывает, что сидит человек в этом сосредоточенном и просветленном безмолвии, и нет для него ни входа, ни выхода. Но благодаря долгой беседе с Писаниями, постоянному молению и благодарению в немощи его, когда взгляд его непрерывно направлен к благодати Божией, после великого уныния в безмолвии, начинает мало помалу зарождаться в сердце его некий простор и прорастание, рождающее радость изнутри, хотя она и не имеет причины в самом человеке или в какой-либо целеустремленности помысла. Ощущает он, что радуется сердце его, но почему – он не знает. Какое-то ликование охватывает душу его и наслаждение, при котором презирает он все существующее и видимое, и разум посредством силы своей видит, на чем основывается это восхищение помысла – но причину этого он не понимает. Видит человек, что возвышен разум его над всем существующим и в полете своем находится превыше мира и воспоминаний, которые ниже его. Презирает он временный мир и отодвигает от себя далеко и навсегда. И не делает он уже различия между нынешним расширением ума при этом биении сердца и прежним долготерпением в злострадании .
Так подвижник приобретает опыт из перенесенных искушений и восходит от силы в силу. Искушения и испытания, согласно Исааку, необходимы для всякого человека на пути к Богу. Из этих испытаний наиболее тяжким является богооставленность – опыт «вкушения геенны», когда человек впадает в помрачение и уныние, лишаясь надежды и утешения, происходящего от веры в Бога. Нужно не отчаиваться, но помнить о Промысле Божием, который «при искушении даст и облегчение» , а также сохранять смирение и по возможности горячо молиться. На смену искушению непременно придет период близости Божией, и на смену оставленности – ощущение присутствия Бога.
Если не спорится какое-то дело, как понять - нет воли Божией или это козни диавола?
Если мы творим добро, исполняя заповеди Божий, то диавол нам обязательно будет козни строить. Авва Пимен Великий говорит: "Сделал доброе дело, и если после него не было искушения - Богом не принято". Когда нам препятствует Господь? Когда видит, что мы можем много зла натворить, тогда Он и препятствует нашим грехам, предохраняет нашу душу.
Почему у русских нет того единства, той сплоченности, которые есть у всех других народов?
Как-то был я в г.Фрунзе, в Киргизии, там живет о.Геннадий. Пришел он к уполномоченному по делам религии, а уполномоченный - киргиз, мусульманин. Он и говорит: "Я удивляюсь, что за Православная Церковь! Постоянно в храмах меняются старосты. Все какое-то неустройство. У вас в Церкви нет мира и покоя. Вот, в нашей мусульманской общине один староста выбран, и все спокойны, никто никого не притесняет. Берите пример с нашей общины." О.Геннадий говорит:
Вы же молитву "Отче наш" не читаете?
А мы постоянно молимся этой молитвой, а в ней в конце: "...и избави нас от лукаваго", который постоянно нападает, всякого рода искушения посылает. Почему? Да потому, что Христова Церковь - это Церковь воинствующая. Идет брань, идет война диавола с Богом за каждую душу человека. Так что нам приходится много бороться. И диавол искушает каждого христианина. У вас ведь нет Христа? Поэтому вас диавол и не искушает.
Вот так он объяснил.
Когда в России было единство веры, были и мир, и любовь. Но как только мы отпали от Церкви, от Бога, сразу попали в плен демонам, и теперь не можем вырваться оттуда, не знаем, как сделать это. Церковь знает выход и учит, где найти правильный путь. Надо вернуться к Богу, вернуться в Церковь, покаяться, принести достойные плоды покаяния, исправиться, и тогда Господь примет нас в Свои объятия и скажет: "Не бойся, малое стадо" (Лк. 12,32), Я всегда с тобой.
Что такое искушение?
Искушение - это проверка нас на духовную стойкость. Всегда бывает искушение перед таинством или после него. Недавно повенчали мужа с женой. Они уже имели ребенка, но жили не в церковном браке. Гриша - их мальчик, маленький, годика два, такой уж смиренный! Подходит под благословение, голову склонит, ручонки - ладонь на ладонь - тянет. Ничего не говорит, а стоит благословения просит. Родители после венчания пришли домой. Отец прилег отдохнуть на диван. Сын взял туфлю матери на тонкой- тонкой шпильке, размахнулся и отцу в висок! Уда- рил так, что тот сознание потерял... Сразу после таинства было искушение.
Авва Пимен Великий говорит: "Сделал доброе дело, если после него у тебя не было искушений, оно Богом не принято!" Демоны стараются мстить за каждое доброе дело, сделанное человеком. Они не терпят святости.
Очень хочется жить по заповедям Божиим и быть подобным Ангелам. Но выходишь из дома - и масса искушений.
В Священном Писании сказано: искушения должны прийти, они нужны для воспитания нашей души. И Господь смотрит: будем мы вести борьбу или отдадимся в плен этим искушениям?
Когда идет война, человек старается не попасть в плен, для этого он применяет все необходимое: укрепляется в окопе, отстреливается, лишь бы не попасть врагу. А здесь идет духовная война. Тоже надо использовать все, чтобы не попасть в плен демоническим силам. Этим мы доказываем верность и преданность Господу.
Есть два сорта людей. Одни "из пальца высасывают" скорби. Заводятся на пустяках, не берегут ни свой душевный мир, ни мир души ближнего. "Не туда ложку положил, не так хлеб рукой взял..." - на все мелочи обращают внимание.
Но есть и другие люди. Они даже в тяжелых скорбях, в болезнях мужественные, крепкие, сильные. Ни на что не обращают внимания, потому что вся их земная жизнь - подготовка к жизни в потустороннем мире. Они за все благодарят Бога. Такие крепкие, сильные души нужны для Царствия Божия. А слабые там не нужны.
С трудом противостою тем искушениям, на обдумывание которых нет времени, они как бы выходят из-под контроля. Как, например, обуздать гнев?
Если человек захочет избавиться от какой-то страсти, то Бог будет ему помогать. Говорят, что легче начать духовное воспитание своей души, когда выявишь главную страсть. И тогда надо объявить ей войну.
Допустим, Вы вечером помолились, легли в кровать с молитвой. Лежите и на завтра должны заложить программу в свой духовный "компьютер": "Господи, завтра я буду вести борьбу с собой. С завтрашнего дня не буду раздражаться, возмущаться, гневаться. Всецело предаю себя Твоей воле, Господи".
В деле нашего спасения мы должны уступить место Богу, чтобы Сам Бог действовал в нас. Гнев - это страшный порок! Он святыми отцами приравнивается к духовному убийству. Преподобный Силуан говорит: "Косо посмотрел на брата своего - благодать Божия отошла от тебя". А какое там "косо посмотрел"! Гневаясь на ближнего, мы совершаем даже два духовных убийства: поражаем своим чувством ненависти его душу и в своей душе убиваем все живое, человеческое, доброе. Там нет места Святому Духу.
У человека много страстей, с которыми он ведет борьбу. От некоторых из них он может получить какое-то временное удовольствие, например, от чревоугодия. Но гнев, зло, ненависть - это такие страшные пороки, что не дают даже временного удовольствия ни самому согрешающему, ни окружающим. С гневом человек добровольно впускает в себя силу демоническую, разрушительную.
Но если мы сосредоточимся на желании "завтра я не гневаюсь", то в искушении найдем силы, опору устоять.
Повторяю, собраться с духом надо с вечера. И так жить в течение всего дня. Утром встали, надо помолиться: "Господи, помоги провести этот день спокойно, мирно". Когда положили такое основание, тогда все будет хорошо.
В древности жил известный философ Сократ. У него была жена, и звали ее Ксантиппа. Была она страшно сварливая. Однажды устроила ему сильнейший скандал, а закончила тем, что схватила ведро с помоями и грязную воду вылила ему на голову. Что бы мог сделать обычный человек? Схватить это ведро и им стукнуть по голове, а то и убить. А Сократ - ничего подобного! Он себя сдержал. Отер ладонями лицо, открыл глаза, улыбнулся и сказал: "Ну, вот, Ксантипушка, после бури и дождик".
Надо к этому добавить следующее. Ученики знали его как прекрасного, мудрого и сдержанного человека. Какой-то мудрец сказал им: "Сократ - жестокий человек!" Они удивились: "Как это так?" - "Да, он очень жестокий!" Ученики спросили учителя об этом. И он ответил: "Да, я действительно очень жестокий, но постоянно контролирую все свои слова и дела".
Так что человек должен постоянно себя воспитывать. У преподобного Серафима Саровского монахи спросили: "Кто в нашем монастыре достиг высот монашеского подвига?" И преподобный указал на повара. Они так и ахнули: "Отче, так это самый жестокий человек!" - "Да, от природы он неуправляемый. Если бы он дал власть своим страстям, то здесь не осталось бы камня на камне, но он держит себя в руках, старается смиряться. Конечно, ему благодать и милость Божия особо благоволят".
Господь дает Свою благодать тем, кто смиряет себя. А от тех, кто не совершенствуется, не меняется к лучшему, милость Божия отходит.
Учился я в семинарии в первом классе. Был у нас один молодой человек, студент-семинарист. Стал он кощунствовать, читая Священное Писание. Сидел он впереди меня, и как только перемена - сразу начинал слова Господней молитвы наизнанку выкручивать. Или бежит по ступенькам: "Отче наш, Отче наш, иже еси на Небесех..." - кощунствует, как считал очку повторяет. Я как-то даже возмутился и сказал ему:
Нехорошо! Ведь это же слова Бога и обращение Его к Отцу Небесному. Когда их читают в храме, делают земной поклон, головы склоняют. Все человечество должно преклонить голову, а ты кощунствуешь.
Он не внял словам, грубо прервал меня. Я сказал ему второй раз, третий. Он каждый раз грубил. Тогда я ему сказал:
Ну, предоставлю тебя воле Божией.
И все. Он кощунствовал, но я ему больше ни одного слова не сказал, не возмущался. Долго он в семинарии не задержался, месяца два побыл и исчез, выгнали с треском.
После причастия чуть не попала под машину. Отделалась ушибом... Хочу понять, почему это случилось?
Этому могут быть разные причины. Святые отцы говорят, что перед причастием либо после него, враг обязательно устроит искушение: постарается помешать причаститься либо после причастия отомстит. Он стремится всеми бесовскими кознями учинить препятствие, чтобы человек не мог достойно причастится. Христианин готовится, молится, читает правило ко Святому Причащению и вдруг... кто-то встретился ему по дороге, отругал или дома ближние скандал устроили, все для того, чтобы человек нагрешил и духом пал. Это препятствия от диавола.
Бывает и по-другому. Человек находится во вражде, не примирился, прощения не попросил и идет к Чаше. Или У него на душе есть тайные нераскаянные грехи.
Если человек прошел через формальную исповедь, ни в чем не каялся и к Чаше не раз приступал, он причащался недостойно, себе в осуждение. О таких апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что их "... немало умирает" (1 Кор.11,30).
Если же мы во всем покаялись, ничего не утаили, на совести ничего не оставили, то мы находимся под особым покровом Божиим. Тогда даже если нас и собьет до смерти машина, не страшно: в день причастия желали бы умереть все православные христиане, ибо ради Святых Даров душа сразу восхищается Ангелами на Небо и мытарства она не проходит. В ад в день причастия душа не попадет.
А если такая неприятность случилась, но человек "отделался испугом", остался жив, то это можно расценивать как напоминание Бога о неминуемой кончине, которая может прийти сегодня или завтра. Жизнь краткосрочна. Значит, надо усилить подвиги, больше обращать внимание на духовную сторону своей жизни. Любая болезнь, любой такой случай - это весточка из потустороннего мира. Господь нам постоянно напоминает, что наше земное пристанище временно, что мы живем здесь не вечно и уйдем в мир иной.
Как бы хорошо человек на земле ни жил, он царства здесь не построит. Только однажды ему была дана возможность жить в раю под покровом Божьей благодати. Человек не устоял, впал в грех, и грех сократил дни жизни человека. Вместе со грехом в жизнь человека вошла смерть. Диавол настолько извратил сознание, что грех стал нормой, а добродетель попирается.
Но у нас есть надежда войти в Царство Небесное через праведную жизнь во Христе и очищение души покаянием. А в Небесном Царстве нет ни уныния, ни болезней, ни отчаяния, ни скорбей. Там полнота жизни, полнота радости, И для этого надо постоянно готовиться, ежесекундно помнить: вся наша жизнь - это только подготовка в вечность. Сколько миллиардов людей было на земле, все перешли в мир большинства. И теперь мы стоим на пороге в тот мир.
На вопросы отвечает клирик Ярославской епархии протоиерей Пётр Винник
- Почему приходят искушения? Как вести себя во время искушения и почему?
Все искушения приходят с восьми сторон, т.е. спереди и сзади, сверху и снизу, справа и слева, извне и изнутри. Однако можно выделить те искушения, которые попускаются по воле Божьей в наше назидание, и те, в которых мы искушаемся сами. Чем сильнее в духовной жизни подвижник, тем сильнее ему предстоит духовная брань. Апостол Павел восхищен был до третьего неба, слышал неизреченные глаголы и при этом просил Господа избавить его от пакостника века сего. Но чтобы не впасть в сатанинскую прелесть, Господь оставил его с этой бранью: «Довлеет тебе моя благодать, сила Моя в немощи совершается».
Господь наш Иисус Христос в человеческой природе не избежал искушений. Дьявол искал возможности погубить Его, когда Сын Божий ещё не родился. Искушения были среди братьев, среди законников и фарисеев. После Крещения искушения к Богочеловеку приходили от дьявола, от плоти и от мира. Не оставили Господа искушения и при последнем Его вздохе на Голгофе, Христос страдал от чувства Богооставленности.
По сути, искушение - это обстоятельство, в котором человеку приходится испытать свою волю, сделать свободный выбор в сторону добра или зла.
Искушение - ещё не грех. Нет греха искушения, есть грех, побеждающий нас. То, что так легко утратил в раю первый человек Адам, прельстившись от дьявола, второй Адам Христос должен был возвратить, пережив всю тяжесть греха человечества, пострадав на Кресте, принеся Себя во Всемирную Жертву, чтобы вернуть утраченный рай. И этот рай заключается в полной преданности воле Божьей с отсечением первородного греха.
Всякий христианин, следуя за Спасителем, непременно будет испытуем о силе своей веры и преданности Христу. Сама жизнь будет проверять насколько человек близок или далёк от Бога, насколько близок к Правде. «Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда» (Пс.2:16). Пророк говорит: «Чадо, если приступаешь работать Господу Богу, уготовь душу твою в искушение» (Сир. 2: 1). Для опытного человека в духовной жизни искушения необходимы, ибо от них приходит мудрость. Искушения посылаются нам для испытания нашей веры, нашей любви, нашего повиновения Богу, нашей нестяжательности, как у праотца Иова.
Какими бы не были искушения в жизни человека, в них все равно присутствует милость Божья, ибо все происходит Промыслом Божьим. Так одна игуменья монастыря была подвержена блудной страсти вплоть до самой кончины. Борьба с такой страстью как у преподобной Марии Египетской вменилась ей великой добродетелью, приведя её к ангельскому подобию. Часто люди творческие подвержены испытанием страсти блуда для того, чтобы не превозноситься в тщеславии. Вот как об этом говорит прп. Паисий Святогорец: «Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдёт, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать своё дело». О том же говорит и апостол Павел: «вас постигало искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13). И поскольку искушения соответствуют человеческим слабостям, в них всегда есть опасность падения - по причине немощи плоти.
Если человек не покорит тело духу, если оставляет духовное бодрствование и молитву, тогда приходит напасть. «Плоть желает противного духу, дух противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Человек, одарённый талантами, может страдать алкогольной зависимостью и впадать в грех блуда. Противостать искушениям помогает сопротивление греху и удаление от греха, твёрдая вера в Бога, надежда на помощь Божью, призвание имени Иисуса Христа, внимание слова Божия, пост и молитва, Таинства покаяния и Крещения.
Если постигает нас искушение, мы должны безропотно пребывать в нём, в надежде, что милостивый Господь не оставит нас без благодатной помощи. Но по своей воле нельзя искать искушений, как сказано в молитве Господней «не введи нас во искушение». Об этом говорит и свт. Василий Великий: «не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а напротив, надо молиться, чтобы не впасть в них». Пока человек не искоренит в себе самость и своеволие, искушения ему во вред и в погибель, а тот, кто в смирении ищет во всем волю Божью, тому и зло во благо.
Вспомним друзей библейского Иова, которые полагали, что он страдает за грехи в то время, как он просто был испытуем Богом. Бедствующий в некотором смысле и сам является искушением для окружающих, он словно зеркало, в котором каждый может увидеть собственное отражение — верно?
Страдания - это горнило испытаний для человека. Как для ювелира требуется очистить драгоценный металл, переплавляя золото или серебро до того момента, пока мастер в жиже метала не увидит своё отражение, так и Господь нас испытывает страданиями и скорбями, пока не отразится в нас Его Образ. Святитель Лука Крымский прямо говорит о том, что полюбил страдание. Кто любит Христа, тот любит и страдания Христа ради, и всякий страждущий блажен тем, что уподобляется Христу.
Лишь пребывая в Духе Святом мы видим в человеке образ Божий. Святой праотец Иов, как и все другие праотцы, свидетельствовали о Христе задолго до Его Рождества. Они в Ветхом Завете были прообразами Иисуса через действо Святого Духа, почивавшем на них. Искушения, постигшие праведного Иова - пример преданности воле Божьей даже до смерти, благодарения Бога не только в благоденствии, но и в суровых испытаниях, за что он и был вознаграждён великими дарами от Бога.
Это кажется странным, но искушением для человека может стать и его добрый поступок, если человек по-настоящему до него ещё не дорос, а как бы подпрыгнул — и у него получилось, но в том и заключается особенность «подпрыгивания»: от высшей точки легко докатиться до низшей, добро в таком случае претворяется в зло или нет? Всё же доброе дело, даже если сам доброделатель потом возгордился или начал чванится всё равно остаётся добрым (по плодам) или нет?
Вся беда наша заключается в том, что мы не можем идти по жизни Царским Путём, не уклоняясь ни влево, ни вправо, то подпрыгиваем, набивая шишки, то скатываемся в пропасть. Царский Путь - это как «хождение по водам». Если усомнились в этом, будем утопать в море страстей, как апостол Петр по маловерию. Всё, что мы делаем, делаем о Господе по вере и любви. Не обретается такого умонастроения - нет и добрых дел. Важно есть ли польза для нас самих в тех добрых делах, которые мы совершаем. Если дела сделаны в тщеславии и по гордости, они перестают быть так таковыми по отношению к тому, кто их совершил. Что бы мы ни делали, всегда будем говорить, что мы рабы недостойные сделали то, что должны были, и даже меньше должного. Смиренномудрие должно лежать в основе всякого делания.
Добродетель как дар Божий, воспитывает нас самих. Если священник совершает Литургию и при этом недостаточно подготовлен в меру своих немощей и слабостей, это не значит, что Таинство недействительно. Он его совершает без пользы для себя, а причастники по своей вере примут Таинство достойно. Чтобы добродетель не стала искушением, она должна быть в тайне. Некоторые аскеты утверждают, что если она уже открылась, то перестаёт быть добродетелью. Достаточно вспомнить слова Евангелия о молитве и милостыне в тайне.
Да, искушения и полезны, и страшны для человека. Как должен вести себя христианин, чтобы не напрашиваться на испытания?
Искушение высотой, скоростью, лихачеством, самонадеянностью и многими другими явлениями современной жизни должны быть пресечены словами Христа: «не искушай Господа Бога Твоего». К сожалению, ныне современные люди все чаще погибают от чрезмерной самоуверенности и бахвальства. Отсутствие страха Божия является главной причиной их гибели. Если человек будет ценить жизнь как дар Божий, спасёт себя и ближнего.
Могли бы Вы прокомментировать высказывание свт. Николая: «Все, что ты потеряешь во имя Божие, ты сохранишь; все, что ты хранишь ради себя, ты потеряешь. Все, что ты даёшь во имя Божие, ты получишь с прибылью; все, что ты даёшь ради собственной славы и гордости, ты все равно что бросаешь в воду. Все, что ты принимаешь от людей как от Бога, принесёт тебе радость; все, что ты принимаешь от людей как от людей, принесёт тебе заботы» (свт. Николай Сербский. Ты нужен Богу)? Что значит принимать от людей как от людей и от людей как от Бога? В чём разница?
Евангелие нам повествует рассказ о Закхее. Он занимал большую должность среди мытарей - сборщиков податей. Как известно, собирая подати, многие мытари обогащались посредством этого. Принимая сбор налогов как повинность от римских властей, некоторые мытари, чувствуя пренебрежение от единокровных иудеев, приходили в смирение и желали милости от Бога. Не лишён был таких противоречивых чувств и Закхей. Принимая подати людей, как от людей, вероятно, его сердце было озабоченно. И услышав о грядущем в толпе людей нестяжательного Иисуса, он душой возжелал увидеть Его. Он предпринял усердие, чтобы подняться на дерево, так как был мал ростом. И старания увенчались вниманием со стороны Христа. Господь посетил Закхея в его доме. На радостях, что Господь не отверг его, как многие иудеи, Закхей обещает раздать половину имения неимущим и возвратить тому, кого, чем обидел вчетверо больше. Оставив человекоугодие, Закхей ревнует о Богоугодии. Его не волновало, что скажут о нём подчинённые или начальствующие, когда он полез на дерево.
Есть разница между тем, что человек чувствует, когда угождает людям, и когда угождает Богу. Есть разница между тяготой человеческого греха и лёгким бременем благости Иисуса. Если человек ищет Бога, он Его найдёт, потому что «близ Господь сокрушённых сердцем» (Пс.5:33).
Выходит, можно на все свои встречи, на события жизни смотреть как на Промысел Бога обо мне, об окружающих людях, о мире в целом? Почему это так трудно и мало кому удаётся?
Все, что происходит с нами, с окружающими нас людьми в целом мире, происходит по воле Божьей. Только видеть этот Промысел Божий, может человек очищенный от грехов в духовном видении. Не освободившись от духовной темницы грехов, человек так и пребывает в застенках своей самости «ростом мал», и только духовный рост позволяет увидеть Христа и всех окружающих, как это увидел Закхей.
Банк под названием «верность» - очень серьезный банк.
Стоит сделать один вклад на стороне и все - твой счет закрыт.
Из кинофильма “Семьянин” (The Family Man)
Хочу сразу предупредить, речь пойдёт не о ситуации, когда вдруг понимаешь, что, будучи замужем, внезапно — влюбилась. До боли в сердце, до головокружения и готовности разом и навсегда изменить свою жизнь – уйти от мужа к Нему. Так бывает. И эта не измена. Это другая история. Как и браки по «залёту». Там каждая ситуация требует отдельного внимания. В этой статье вопрос с тавиться по-другому – стоит ли рисковать семьёй ради минутного физического удовольствия? Как удержаться от измены, если вдруг возникло искушение?
Экскурс в историю
Ещё каких-то сто лет назад замуж выдавали не спрашивая девушку , хочет она того или нет. Просто время пришло, жених достойный посватался, на приданое он позарился или невеста действительно приглянулась – особо никто не разбирался. Получалась дискриминация по по ловому признаку. В результате драмы случались и даже трагедии. Кто-то – смирялся и привыкал, кто-то страдал. Хотя и мучилась Глаша или Маша вопросом «можно ли изменять мужу», боялась гнева супруга и родительской ярости,всё равно изменяла – потому что выбор-то был не её. А тут вдруг – любовь или страсть. Как удержаться?
А потом грянула революция и освободила всё и вся, смела на своём пути традиции и предубеждения. Даровала свободу во всём , в том числе и в сексе. О том, как не изменить мужу или жене вообще никто не думал. Были общие жёны и общие мужья, термин «измена» исчез из обихода, появились «свободные отношения». Правда, возросло количество абортов и сифилис развернулся во всей красе, проваленные носы перестали быть чем-то из ряда вон. Но, вот что удивительно –не смотря на свободу отношений, влюблённые сами стали приходить в ЗАГС , институт семьи выжил и восстановился. И поток пациентов в кожно — венерическом диспансере заметно обмельчал.
Современные девушки и женщины имеют потрясающую возможность:самостоятельно выбрать спутника жизни. Испытать его в гражданском браке, «попробовать» в постели, оценить все качества характера. Сегодня нет ярлыка «перезрелая», сексуальный опыт даже приветствуется и под венец бежать лишь потому, что «время пришло» или потому что предстоит скоро стать мамой — не надо. А значит , есть все шансы построить крепкую надёжную семью. Семью, основанную на любви, на верности , на доверии . Есть шанс, возвести настоящую крепость, которой не будут страшны житейские бури и лихие перемены.
Физика, химия и прочие процессы
Была у меня соседка Юля и часто мы с ней спорили, какое место в семейных отношениях занимает секс. Она была уверена, что наиглавнейшее , мол, пока мужу с тобой интересно в постели, он никуда не денется. Пока интересно тебе – мысли о том, чтобы мужу изменить даже не возникнет. Есть в этом доля правды. Но все же, жгучая страсть как гарантиясемейной прочности, скорее иллюзия.
Юля встретила Его. Необыкновенного, высокого, красивого, непредсказуемого, немного вздорного и вредного, но в постели – невероятного. Она не ходила – летала. Не разговаривала – пела. Вскакивала ни свет, ни заря и готовила любимому ужин из трёх блюд плюс компот. Убегала на работу, а он всё находился в поиске любимого дела. Однажды вернулась, а его и след простыл. Хотя ночь накануне была потрясающе страстная. Дозвониться ему не смогла – принц пр едусмотрительно сменил номер телефона. Почему он исчез, для нас так и осталось тайной.
Сейчас она замужем, растит дочь. Секс с мужем у них не такой страстный как с тем «принцем». Мой вопрос, а если тот вернётся и предложит воссоединиться, долго обдумывала и пришла к выводу, что нет. Муж надёжный , родной уже, они вон как причудливо и удивительно переплелись и отобразились в дочери, что «принц» с его сексуальностью может скакать мимо на своём коне. А секс? Секс можно разнообразить , хитро улыбнулась она и приоткрыла пару секретов. Например, как они с мужем решили вспомнить молодость, отдали дочь бабушке, сами прикупили вина, залезли на крышу и…. похулиганили . Воспоминания об этом приключенииотличный способ удержаться от измены мужу.
Признаюсь, я с ней согласна. Секс в семейных отношениях играет большую роль.Но страсть – любая – проходит года через три. И что теперь, скакать из постели в постель? По-моему, любовь и доверие неотъемлемая часть хорошего секса. Если эмоции присутствуют, то спустя пять лет, десять или пятнадцать, можно придумать что ни будь этакое и похулиганить с мужем. А если не можете сами придумать, так теперь специалисты есть, умные доктора найдут рецепт.
Изыди, искуситель: аргументы в пользу верности
Верность – качество, приобретённое с возрастом. Чем старше человек, мужчина или женщина, тем ценнее для него ощущение доверия в семье, тем сильнее желание иметь надёжный тыл, крепость, где ему будут рады, где его любят любым – в хорошем настроении, и не очень, в здравии и в болезни. Измена подмоет фундамент этой крепости, стены покроются трещинами и однажды рухнут, похоронив семейное счастье под обломками. Стоит ли изменять мужу и платить за это такую высокую цену? Что важнее – физическое наслаждение или душевное спокойствие?
Почему возникает желание изменить мужу? Чаще всего – рутина заела, быт стёр все краски любви, в груди появляется тоска и скука и вдруг возникает мужчина, глядящий на вас с давно забытым блеском в глазах. Приятно, что тут скажешь. Комплименты из его уст – как бальзам на сердце. И вот уже вы сбиваетесь с дыхания при общении с ним, и флирт гр озит перерасти в нечто большее. Ситуация, знакома многим женщинам, у которых за плечами лет пять семейной жизни.
Ситуация знакома и финал, как правило, одинаков. Поддалась искушению, изменила мужу, через месяц кавалер потерял к тебе интерес и уже другая звенит колокольчиком от его слов и взглядов. Больно. Страшно. Противно. На мужа стыдно глаза поднять. Мысль о том, что будет, если он узнаёт , лишает покоя и сна. И холод в отношениях с мужем, ещё недавно таких тёплых и доверительных, ощущается всё острее. И думаешь – почему так случилось?
А почему нет то? Кавалеру не нужна чужая жена, с чужими детьми, да ещё способная на измену. Да, мужчинам можно, женщинам — нельзя. Трое из пяти потом ещё и ославят бывшую любовницу. Кавалер видел тебя праздничную, нарядную, яркую, в хорошем настроении. В халате и тапочках, с температурой, не мытой головой, с кругами под глазами от усталости и недосыпа, пьяную или в ярости от ссоры с начальством он тебя не видел. Это пусть муж принимает на себя. И муж принимает.
Помни об этом, слушая комплименты из уст постороннего мужчины. И гони прочь иллюзию, что ты для этого мужчины больше, чем временное увлечение. Он уйдёт дальше, будет обольщать другую женщину, уставшую от семейных проблем – таких много, они наивны и чутки к вниманию – а ты останешься наедине с чувством вины. Хорошо если, не в руинах собственной семьи. Так стоит ли изменять мужу ради такого сомнительного «счастья»?
Счастье своими руками
Как избежать искушения, как не изменить мужу? Сложно, но можно – наслаждайтесь комплиментами, пока они безопасны. Флиртуй от души, нравиться мужчинам всегда приятно. Но если появилась неуверенность в себе – прекрати всякое общение с ухажёром. Будет тяжело, будут слёзы и сомнения, но потом ты поймёшь, что сделала правильный выбор.
А ещё – займись собой с удвоенной силой . Выбрось в мусорное ведро домашний халат и тапочки, купи симпатичный костюмчик и удобные туфли. Подстригись, покрась волосы в другой цвет, купи новое платье и пригласи мужа на свидание или в кино. Комплименты из уст родного мужчины тоже обладают целительной силой. Устройте себе каникулы – без детей и вне дома. Ты взрослая и умная – фантазируй, украшай свою жизнь, всё в твоих руках.
Посмотри на мужа внимательнее, подумай о том, как много между вами общего, как много было счастливых минут, как много пережито вместе испытаний, какие славные дети у вас растут. Забыть и предать всё это ради пары горячих ночей, всё равно, что обменять бриллиант на бутылочное стекло. Береги свою семью и будь счастлива !
Мера верности - поступок, а не время.
Михаил Веллер “О любви”
Хрупкие узы Гименея или можно ли изменять мужу?
Каждый практикующий христианин сталкивается в своей духовной жизни с трудностями, которые на языке святых отцов принято называть искушениями. Для многих, даже духовно опытных, людей подобные ситуации зачастую становятся настоящим испытанием на прочность. Люди недоумевают, а порой и всерьез унывают от многочисленных напастей, происхождение которых они не могут рационально объяснить. О том, для чего нужны искушения, как не поддаться на «провокацию», как правильно относиться к искушениям и бороться с ними, рассказывает насельник Иргизского Воскресенского мужского монастыря иеромонах Дорофей (Баранов).
ЗАКАЛКА БОЕМ
— Отец Дорофей, искушение, насколько я понимаю, - это некое испытание, что-то вроде трудного экзамена. Верно?
— Словом «искушение» обозначаются два понятия. Во-первых, в обычном житейском смысле это тяжелые и неприятные жизненные ситуации, случающиеся с человеком по Промыслу Божию. Сюда относятся болезни, материальная нужда, обиды и несправедливости от людей. Их еще называют «скорби». Во-вторых, в самом главном, духовном, смысле искушением называется состояние души, когда близка опасность впасть в грех, нарушив Божественные заповеди. В христианстве слово «искушение» не носит негативного оттенка. Хотя в духовной жизни грех — самый главный наш враг (есть даже такая присказка, что христианин ничего не должен бояться, кроме Бога и греха), но без искушений был бы невозможен духовный рост человека, то есть искушение — это испытание, пройдя которое христианин становится более опытным, сильным, закаленным.
— Вы сказали, что искушения попускаются Богом. А у верующих бытует мнение, что их устраивают совсем другие силы...
— Господь посылает нам все: и радости, и горести. Но не в том смысле, что Он играет с нами, экспериментирует, а в том, что Господь попускает злу действовать относительно свободно, чтобы проявилась свободная же воля человека к добру. Зло — это то, от чего человек должен оттолкнуться, чтобы прилепиться к добру. Мы говорим, что христианин должен бегать от греха. В этом смысле искушения — это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.
— Избежать искушений невозможно?
— Они неизбежны для каждого человека, пока он жив, причем их сила возрастает по мере духовного роста человека. Чем выше поднимается человек по пути духовной жизни, тем более сильным подвергается искушениям. Наивысшим искушением в истории было, когда Сам Господь в пустыне был искушаем от диавола (Мф. 4:7-11).
Первое искушение произошло с Адамом и Евой, когда Бог дал им заповедь не есть плод от древа добра и зла. Создатель установил правила, потому что без них духовный рост невозможен. Запрет — это начальная точка, из которой начинает расти прекрасный кристалл нравственной личности. Человек создан со свободной волей, но, если не научится ее сдерживать, превратится в животное. Если провести аналогию с компьютерными играми, перенося искушения, мы проходим пошаговую стратегию, от легкого уровня к более сложному, преодолевая препятствия, иногда неся потери, порой проигрывая в схватке, но обретая опыт, который позволит выиграть в следующей битве. Другого пути нет, если мы хотим быть нравственными людьми.
Конечно, можно вообще не думать о нравственности, духовном росте. Тогда не будет искушений, все будет дозволено, и «личность раскроется во всей своей полноте», как сегодня модно говорить. Но когда это произойдет, окружающие поймут, что имеют дело со зверем.
ИСПЫТАНИЕ НА ВЕРНОСТЬ
— Как человеку, который не связан с Церковью, не знаком с тонкостями христианской жизни, понять, что является искушением, а что таковым не является?
— Не будем делить людей на церковных и нецерковных. Искушение — не сугубо христианский термин для какой-то касты посвященных. Раз уж мы договорились, что борьба с искушением — источник нравственного роста человека, неважно, к какой религии он принадлежит и религиозен ли в принципе. Если человек оказывается в ситуации нравственного выбора в пользу добра или зла — это искушение. И человек будет проходить через данное испытание в любом случае, осознавая его духовный смысл или не осознавая. В совести Творцом изначально заложены критерии добра и зла. Когда человек сталкивается с искушением и не знает, что это такое, он посылает информационный запрос к своей совести, и она ему говорит, как поступить. В этом смысле любое событие, даже самое незначительное, если оно сопряжено с нравственным выбором, является искушением.
В искушениях человек испытывается: как поведет себя, что скажет, останется ли верен евангельскому образу жизни или ожесточится, перевесит ли в нем любовь к ближним или верх возьмет самолюбие. Каждый из нас в искушениях имеет возможность убедиться, чего он стоит на самом деле.
— А на практике это в чем может выражаться? Давайте приведем примеры.
— Самое распространенное мысленное искушение — беспокойство за свое существование и за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для жизни, сожаления о каких-либо упущенных возможностях или ошибках при достижении материальных благ, зависти к чужому преуспеянию, недовольство своим материальным положением. Пораженная этим искушением душа часто впадает в бестолковую суету.
Другой вид мысленных искушений — боязнь воображаемых опасностей и предвидение возможности различных несчастий. Душа полна беспокойства и тревоги. Кажется, что все опасения сбываются, человек уже переживает в мыслях несчастья и мучается понапрасну.
Сожаления тоже могут быть искушением. «Как жаль, что так получилось», — думаем мы, расстраивая себя бесплодными сожалениями, и грешим против надежды на Промысел Божий о нас.
Самоукорение имеет смысл только тогда, когда мы укоряем себя в грехе. В житейских же делах оно вредно, так как рождает уныние и поэтому на руку нашему врагу. Даже если мы ошиблись, это случилось не без Промысла Божия. Чаще всего жизненные неудачи обличают нас в том, что мы в делах надеемся на себя, а не на помощь Божию.
Часто искушения нападают, когда человек совершает какое-то доброе дело. Враг в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается свести на нет результаты нашего усилия, испортив его каким-нибудь проступком. Например, оказав милость ближнему, мы можем пожалеть об отданных деньгах. Или, тщеславясь, расскажем кому-то о совершенном благодеянии. В другом случае испортим хорошее дело одновременным осуждением ближнего.
Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви — вражда или неприязнь к близким людям. На сердце искушаемого словно камень лежит, в голове непрестанно крутятся мысли о неприятном человеке, вспоминаются ссоры, укоры, обидные слова, несправедливые обвинения. Человек накручивает себя все больше и больше, душа полна горечи, раздражения, досады, обиды, и это признак, что лукавый властно господствует над нею, то есть во всех случаях, когда на сердце нет любви, радости, мира, значит, человек либо совершил грех, либо находится в искушении против любви.
ИЗБЕГАЯ САМОНАДЕЯННОСТИ
— В молитве «Отче наш» есть прошение: «И не введи нас во искушение». Почему Сам Господь учил просить не вводить нас в искушения, если без них все равно не обойтись? О чем конкретно мы просим в этой молитве?
— Нужно понимать, что искушение - это экзамен, который мы можем и не сдать. По сути, мы просим Творца минимизировать количество бед, которое на нас находит, потому что не уверены, что справимся с ними. С одной стороны, христиане — воины на духовном поле, но с другой — мы в своих силах не уверены, поэтому просим Бога, чтобы война зла против нас была менее интенсивна. Христианин не должен думать о себе, что он в духовной борьбе этакий крутой спецназовец, ему ничего не страшно, он может вступить в любую схватку со злом. Победить зло сам человек не в состоянии, он может лишь присоединиться к Христовой победе.
— То есть для христианина вера в свои силы, даже когда речь идет о противостоянии греху, — это самонадеянность?
Для любого человека самонадеянность — самое опасное заблуждение. Нужно различать рассудительность, способность трезво оценивать свои силы, взвешивать свои слова и поступки и самонадеянность, то есть нежелание просить помощи у Бога. Когда человек живет без Бога, надеясь только на себя, искушения наваливаются на него одно за другим и побеждают его. Даже если по мирским представлениям человек кажется победителем, достиг всего, чего только можно, наступит час, и за ним придет смерть, которой он уже ничего не сможет противопоставить.
— Когда человек приходит в Церковь, Господь словно авансом осыпает его духовными радостями. Но пора церковного детства проходит быстро, и начинаются искушения. Почему так?
— Это говорит о том, что человек окреп и готов приступить к духовному учению. Нужно поблагодарить Господа за «оказанное доверие» и мужественно принимать все, что нам посылается. Не нужно относиться к искушениям, как к шишкам, которые валятся с утра до ночи на нашу голову. Это признак особого попечения Господа о нас. А если искушения приходятся на большие церковные праздники, можно сказать, что нам оказывается честь. Значит, угодили мы Господу и одновременно сильно разозлили врага. Но нужно помнить: если бы Господь не знал, что это искушение пойдет нам на пользу, Он бы его не попустил.
— Отец Дорофей, как бороться с искушениями?
— Научиться их правильно переживать. К примеру, часто приходится слышать от людей, поддавшихся искушению блудной страстью, что сила ее была столь велика, что они не могли ей противостоять. Это всего лишь попытка оправдать собственное нежелание бороться со злом. Нет таких искушений, с которыми человек не мог бы справиться. Собственно, любое искушение заставляет нас отвечать на главный вопрос в жизни: «Кем я хочу быть? Хочу ли я быть человеком нравственным, живущим согласно духовным законам, которые дал людям Бог, или мне это неважно?».
Можно выбрать второй путь — выйти из круга, очерченного Богом заповедями, но тогда надо быть готовым к тому, что в твоей жизни произойдет духовная катастрофа. Не надо питать иллюзий, она неизбежна. Я это как священник вижу каждый день. Не было еще ни одного случая, когда человек, нарушивший нравственный запрет, после этого был бы счастлив. Люди разрушают семьи, надеясь, что во втором браке им больше повезет. Иногда им даже кажется, что они счастливы в новых отношениях, но это счастье отравлено горечью. И человек живет, не понимая, почему у него ребенок растет наркоманом, или на работе сплошные проблемы, или болезни преследуют… Он все ищет какие-то причины, а причина одна: он перешел нравственную черту и стал беззащитным перед злом. В конце концов, помотавшись по бесконечному кругу мирских «утешений», которыми обычно пытаются заглушить эту горечь, человек понимает, что все-таки нужно договориться с Богом, и приходит на исповедь. Пока покаянием с души не смоется тяжесть греха, человек будет подвергаться искушениям. Поэтому, если преследуют испытания, нужно проанализировать свою жизнь, вспомнить о нарушенных заповедях и принести Богу покаяние.
УВИДЕТЬ СЕБЯ В ИСТИННОМ СВЕТЕ
— Но искушения преследуют и тех людей, которые стараются жить внимательно и тяжких грехов не совершают. Какой тогда для них смысл в подобных испытаниях?
— Мы подошли к очень важному моменту в понимании смысла искушений: они также служат лакмусовой бумажкой для проявления наших внутренних духовных червоточин. Например, если нас, по нашему же мнению, несправедливо притесняет начальство, возможно, мы слишком много о себе думаем. А когда на нас ни с того ни с сего накидывается с бранью человек, возможно, стоит вглядеться в себя и увидеть в себе гордость, которая потребовала такого врачевания.
В нашей жизни постоянно происходит что-то, что нас возмущает, особенно когда мы слышим нелицеприятные оценки в свой адрес. Как мы обычно действуем в ответ? Стремимся себя оправдать, изыскиваем аргументы для доказательства нашей правоты. Если оставаться на той же позиции, аналогичные искушения будут повторяться вновь и вновь, до тех пор, пока мы не увидим, что все наши неудачи в отношениях с людьми имеют корень в нашей гордости. Но стоит изменить подход — относиться к нападкам со смирением, как мы обнаружим, что они прекращаются. Бог смиренным подает благодать.
Вообще, искушения полезны. Проходя через них, человек получает возможность правильно понять свою жизнь и трезво себя оценить. Рушатся льстивые предположения о себе и уничижительные о других. Полагал себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, скатился на самое дно. Непрестанно требовал что-то от других, не вникая в их ситуацию? Теперь тебя притесняют, гонят, злословят. Считал себя лучше других— и столкнулся с грубым насилием греховных помыслов. Благочестивому человеку проще, чем грешнику, впасть в духовную прелесть по поводу своих духовных дарований и успехов, и лекарством от этой болезни служат искушения. В таких обстоятельствах человек воочию видит свою немощность в суждениях, поступках, делах, эмоциях и смиряется. Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях становимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. Часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые испытания, чем те, что были.
— Как справляться с внутренними искушениями — к примеру, с таким, когда преследуют нехорошие мысли об обидевшем нас человеке? Иногда такое состояние длится очень долго.
— Для борьбы с помыслами необходимо считать себя хуже других людей. Ставьте любого человека, который вас обидел, задел, проявил по отношению к вам несправедливость, неуважение, грубость, выше себя. Смотрите на него снизу вверх, и тогда неприятные столкновения с людьми будут предельно минимизированы, потому что ты всегда будешь готов уступить, не ответить злом на зло, извиниться. Можно не верить в действенность этого рецепта и искать тысячи причин не прибегать к нему, но это единственный способ, чтобы добиться душевного мира. Когда внутри себя человек считает, что он самая последняя букашка, его невозможно обидеть. Когда в мир пришел Христос, он показал, что единственный выход из мира зла, который нас окружает, — дать этому злу абсолютную свободу, дать злу возможность сделать с тобой все, что угодно, но при этом не терять надежды на Бога. «Бог своих не оставит», — такая у христиан присказка. Вот это сочетание готовности не отвечать злом на зло и упования на Бога делает христианина абсолютно непобедимым. Мы думаем, что, если всем подряд уступать место в очереди, не дойдешь до прилавка, но я знаю человека, который решился на такой эксперимент и был препровожден к кассе бабушками под аплодисменты всей очереди.
В современном мире человек настолько привык защищать свое пространство — личное и семейное, что он постоянно находится в состоянии готовности отразить агрессию окружающего мира. Сегодня желание уступить, помочь кому-то, отложить свое дело и заняться чужим воспринимается людьми как какой-то подвиг. А между тем посмотрите, как жили святые. Святая блаженная Матрона. Казалось бы, какое положение может быть ниже: слепорожденная, неходячая, не покидавшая дома, а между тем она оказывала влияние на судьбы миллионов. Поэтому единственный путь если не удалить, то минимизировать искушения — это уничтожить себя как самоценную личность , сказать: «Я себе не принадлежу, я принадлежу Богу. Он решает, что для меня хорошо, а что плохо». С такой внутренней установкой зло в виде искушений к человеку не пристает. А если пристает, то быстро отступает.
ПОМОЩЬ НЕ ЗАМЕДЛИТ
— Значит, какое бы искушение Бог нам ни послал, оно всегда на пользу?
— Да. Более того, если Он посылает искушение, значит, в данный момент Ему более, чем когда-либо, угодно, чтобы мы смирились и научились терпению. Мы же часто полагаем, что искушение мешает нам делать то, что было бы более угодно Богу. И этим ложно обольщаемся, так как думаем, что нам лучше Бога известно, чем более угодить Ему. Да и само мнение о том, что мы угождаем Богу, когда делаем некое доброе дело, обольщает нас, возвышая в собственных глазах, и это высокоумие перечеркивает и доброе дело.
— Молитва помогает переносить искушения легче?
— Конечно! Это очевидно из слов молитвы Господней «Отче наш» — молитвы, которую произнес сам Христос, сказав ученикам, что они должны молиться именно так. Поэтому, если человек сталкивается с нравственным выбором, и ему очень тяжело этот выбор сделать, нужно призвать на помощь Бога. Вот почему так важно знать хотя бы эту молитву: чтобы в сложной ситуации не остаться с бедой один на один.
Если же искушение связано с осуждением, неприязнью или враждой к кому-либо из ближних, то надо вспомнить о всем добром в этом ближнем и начать регулярно молиться за него. И помощь Господня не замедлит. Ясным становится свое состояние, понятным искушение. И как только оно познается, искушение рассеивается как дым.
— Святые отцы говорят, что молитва Иисусова тоже помогает в искушениях, особенно когда человек впадает в гнев или уныние.
— Безусловно. Иисусова молитва — это словесное выражение постоянной памяти о Боге. Человек словно вцепляется в ризу Христову: «Господи, не отходи от меня, как я от Тебя не отхожу». Молитва Иисусова — постоянное призывание Бога, но для современного человека, живущего в миру, будет трудно творить ее непрестанно. Это в Византии во времена Григория Паламы (1296-1359, архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, православный святой. - О.Л.) на рынке кузнец и кожевник могли часами спорить о практике Иисусовой молитвы. Сегодня такой уровень молитвенного подвига возможен только в монастырях. Хотя, если человек подвергается каким-то тяжелым внутренним искушениям, ему стоит прибегать к этой молитве как к оружию в борьбе против вражьих нападок.
Я бы только предостерег читателя от магического отношения к молитве, которое в наше время очень распространено. Некоторые люди даже молитву воспринимают как заговор: прочитал — и готово, эффект налицо. Это не так. Молитва — всего лишь разговор с Богом. Мысловно открываем окно в небо и кричим, зовем Бога. Конечно, мы ждем помощи от Него. Но, если она не приходит, это не значит, что Бог нас не слышит, и поэтому надо бежать к экстрасенсам. Это говорит о том, что, по мнению Бога, потерпеть неприятности нам полезнее. Терпение искушений, даже длительных, — это тоже духовное упражнение.
Ничто из того, что происходит с нами в жизни, не случается вне промысла Божия. При этом промысел Божий посылает каждому человеку только такие искушения, наказания (от слова «наказ» — урок), которые необходимы именно ему для его спасения. Не только телесные скорби христианину надо принимать как из благотворящей руки Божией, но также и зло, которое причиняют люди или злые духи.
Господь видит сердце человека, знает его возможности, и, если мы не можем перенести какое-то тяжелое искушение, оно нам не посылается . А другой подвергается очень сильным искушениям, но лишь потому, что Бог знает: ему это вынести по силам. «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного», — говорил преподобный Антоний Великий. Так что будем благодарить Бога за все искушения, через которые Он ведет нас к Себе.
Газета «Саратовская панорама» № 20,22 (948,950)
Беседовала Оксана Лаврова
Иеромонах Дорофей (Баранов)