История появления календаря. История возникновения календаря

Есть несколько мнений, когда и где появился первый календарь. В Древней Руси существовала легенда, что календарь подарил людям Коляда. От этого и название календарь: Коляды дар. Другое название – круголет Числобога. Он представляет собой круг с вписанными в него месяцами и временами года. Правда, их количество и названия отличаются от нынешних. Древним римлянам тоже причисляют создание календаря. Им календарь понадобился для работы в поле, чтобы предсказывать разливы рек, дабы не погубить урожай. Другая же версия говорит о том, что календарем звалась долговая книжка, и должники платили проценты в день календ, то есть первые дни месяца. Римляне пошли дальше, чем просто создание календаря — они вписали в него праздники и другие полезные сведения.

Календарь древних египтян тоже отличается от современного: за его основу взято не движение Солнца или Луны, а положение на небосводе ярчайшей звезды Сириуса. Промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса — год. Гелиакический восход звезды – это появление ее на небесном своде перед восходом Солнца. Буквально, в первых лучах утренней зари. Благодаря этой звезде год разделили на 365 дней. Появление Сириуса довольно точно совпадало с разливом Нила, что являлось важной информацией для земледельцев.

Отличия между календарями народов мира

Календари разных народов отличаются друг от друга. В древнеегипетском календаре двенадцать месяцев, а в календаре майя их 18. Отдельно хочется отметить древнегреческий календарь. Наиболее известны три его версии: от Солона, Метона и Калипоса. Первый принимал за цикл 8 лет и високосными годами были третий, пятый и восьмой. Второй считал циклом 19 лет и високосными годами считал 3, 5, 8, 11, 13, 16 и 19 годы цикла. Третий же мудрец увеличил цикл до 76 лет, и в его цикле было всего четыре високосных года.

Предшественник современного календаря был придуман римским императором Юлием Цезарем вместе с александрийскими астрономами, и введен с первого января 45 года до нашей эры.

Принятым в большинстве стран сейчас является Григорианский календарь. Его ввел папа римский Григорий XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: и следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Таким образом юлианский календарь отстает от григорианского на несколько дней.

Юрий Рубан ,
канд. ист. наук, канд. богословия

Этимология термина

Слово "календарь " приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому calendae, календы - это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o - "провозглашать", "созывать", потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами. Затем возникло слово calendarium - так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение. Таким образом, календарь (calendarium) - это определенная система счета продолжительных промежутков с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей - еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников - Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница. Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них - Рождество Христово - Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) - днем важного языческого солярного праздника - Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti. Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. (поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, - папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь).


Необходимость календаря

Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.

Природа - или Господь Бог, как кому больше нравится - предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:

1) смену дня и ночи,

2) смену фаз луны и

3) смену времен года.

На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы - синодический месяц и тропический год - содержат дробные части суток.

Синодический месяц (от греч. "сближение"; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) - это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина - эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца - 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).

Тропический год (от греч. - поворот) - это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами - это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.

Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно - все эти три величины несоизмеримы. Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, - то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток. Именно в этом - вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.

Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам - интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди. Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г. папа Римский Григорий XIII (верховный христианский "жрец"), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.


Три рода календарей

Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:

1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;

2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого - согласование суток и лунного месяца; наконец,

3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.

Лунно-солнечные календарные системы намного сложнее, чем лунные и солнечные календари. Здесь необходимо, чтобы начала календарных месяцев возможно ближе располагались к новолунию, а сумма некоторого числа целых лунных месяцев возможно точнее соответствовала истинной продолжительности тропического года. Календарные месяцы имеют двадцать девять или тридцать дней. Основой почти всех действовавших лунно-солнечных календарей является так называемый цикл Метона, по имени древнегреческого астронома и математика Метона, установившего этот девятнадцатилетний цикл в 432 г. до н. э. Он служит для того, чтобы лучше всего согласовать изменения лунных фаз с движением Солнца. В этом цикле 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет - по 13 месяцев. Вставные месяцы получили название "эмболисмических" (от греч. - вставка). Год с 13-ю месяцами - високосный; древние евреи называли его иббур - "беременный". Они располагаются так: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.

Еврейский лунно-солнечный календарь лежит в основе христианской пасхалии (системы правил и поправок для вычисления даты празднования Пасхи на каждый год). Зависимые от Пасхи праздники и покаянные дни (это Пасхальный цикл) фиксируются у нас по календарю, который именуется подвижным (потому что его дни передвигаются каждый год по числам месяца), или триодным, потому что богослужебные тексты всех этих дней содержит книга с греческим названием Триодь.

Источник: Библия в русском переводе. РБО, Москва, 1999

Справка о календарях

1. Гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь («но-вый стиль») вве-ден в 1582 г. н. э. па-пой Гри-го-ри-ем XIII для то-го, чтобы день ве-сен-не-го рав-но-ден-ствия со-от-вет-ство-вал опре-де-лен-но-му дню (21 мар-та).

2. Юли-ан-ский ка-лен-дарь («ста-рый стиль») был вве-ден в 46 г. до н. э. Юли-ем Це-за-рем и на-счи-ты-вал 365 дней; ви-со-кос-ным яв-лял-ся каж-дый тре-тий год. Эту ошиб-ку ис-пра-вил им-пе-ра-тор Ав-густ: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. до-пол-ни-тель-ные дни ви-со-кос-ных го-дов про-пус-ка-лись.

3. Дни неде-ли . Семь дней неде-ли ста-ли стан-дар-том при-мер-но в III ве-ке на-шей эры. Име-на дни неде-ли по-лу-чи-ли по небес-ным те-лам:

Day Roman Day в честь:
1 Monday dies Lunae The Moon
2 Tuesday dies Martis Mars
3 Wednesday dies Mercurii Mercury
4 Thursday dies Iovis Jupiter
5 Friday dies Veneris Venus
6 Saturday dies Saturni Saturn
7 Sunday dies Solis The Sun

Зачем ввели новый стиль?

Гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь да-ёт го-раз-до бо-лее точ-ное при-бли-же-ние к ре-аль-ной дли-тель-но-сти го-да. С те-че-ни-ем ве-ков по-сте-пен-но сме-ща-лись аст-ро-но-ми-че-ские дни, к ко-то-рым при-вя-зы-ва-лись сель-ско-хо-зяй-ствен-ные ра-бо-ты и ре-ли-ги-оз-ные празд-ни-ки: ве-сен-нее и осен-нее рав-но-ден-ствие и т.п.

Глав-ным по-во-дом к вме-ша-тель-ству па-пы Рим-ско-го и при-ня-тию но-во-го ка-лен-да-ря ста-ло по-сте-пен-ное сме-ще-ние по от-но-ше-нию к юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю дня ве-сен-не-го рав-но-ден-ствия, по ко-то-ро-му опре-де-ля-лась да-та Пас-хи. До па-пы Гри-го-рия XIII уточ-не-ние ка-лен-да-ря уже пы-та-лись осу-ще-ствить па-пы Па-вел III и Пий IV, но успе-ха не до-стиг-ли. Под-го-тов-ку ре-фор-мы по ука-за-нию Гри-го-рия XIII осу-ществ-ля-ли аст-ро-но-мы Хри-сто-фор Кла-вий и Ало-и-зий Ли-лий.

В 1583 го-ду Гри-го-рий XIII на-пра-вил Кон-стан-ти-но-поль-ско-му пат-ри-ар-ху Иере-мии II по-соль-ство с пред-ло-же-ни-ем пе-рей-ти на но-вый ка-лен-дарь. В кон-це 1583 го-да на со-бо-ре в Кон-стан-ти-но-по-ле пред-ло-же-ние бы-ло от-верг-ну-то, как не со-от-вет-ству-ю-щее ка-но-ни-че-ским пра-ви-лам празд-но-ва-ния Пас-хи.

Пе-ре-ход на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь по-влёк сле-ду-ю-щие из-ме-не-ния:

      • но-вый ка-лен-дарь сра-зу на мо-мент при-ня-тия сдви-гал на 10 дней те-ку-щую да-ту и ис-прав-лял на-ко-пив-ши-е-ся ошиб-ки;
      • в но-вом ка-лен-да-ре ста-ло дей-ство-вать но-вое, бо-лее точ-ное, пра-ви-ло о ви-со-кос-ном го-де — год ви-со-кос-ный, то есть со-дер-жит 366 дней, ес-ли:
        1. но-мер го-да кра-тен 400 (1600, 2000, 2400);
        2. осталь-ные го-ды — но-мер го-да кра-тен 4 и не кра-тен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);
        3. мо-ди-фи-ци-ро-ва-лись пра-ви-ла рас-чё-та хри-сти-ан-ской Пас-хи.
      • С те-че-ни-ем вре-ме-ни юли-ан-ский и гри-го-ри-ан-ский ка-лен-да-ри рас-хо-дят-ся всё бо-лее, на трое су-ток каж-дые 400 лет.

Процесс перехода на григорианский календарь

В ря-де слу-ча-ев пе-ре-ход на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь со-про-вож-дал-ся се-рьёз-ны-ми бес-по-ряд-ка-ми. На-при-мер, ко-гда поль-ский ко-роль Сте-фан Ба-то-рий ввёл в Ри-ге но-вый ка-лен-дарь в 1584 го-ду, мест-ные куп-цы под-ня-ли мя-теж, за-явив, что сдвиг на 10 дней сры-ва-ет их сро-ки по-ста-вок и при-во-дит к зна-чи-тель-ным убыт-кам. Мя-теж-ни-ки раз-гро-ми-ли риж-скую цер-ковь и уби-ли несколь-ко му-ни-ци-паль-ных слу-жа-щих. Спра-вить-ся с «ка-лен-дар-ны-ми бес-по-ряд-ка-ми» уда-лось толь-ко ле-том 1589 го-да.

В неко-то-рых стра-нах, пе-ре-шед-ших на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь, впо-след-ствии воз-об-нов-ля-лось юли-ан-ское ле-то-счис-ле-ние в ре-зуль-та-те их при-со-еди-не-ния к дру-гим го-су-дар-ствам.

В пе-ре-шед-шей по ре-ше-нию ко-ро-ля Ге-ор-га II на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь 2 сен-тяб-ря 1752 го-да Бри-та-нии при-шлось сдви-гать да-ту впе-рёд уже не на 10, а на 11 дней, по-сколь-ку с мо-мен-та вступ-ле-ния в си-лу но-во-го ка-лен-да-ря в кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пе ми-но-вал уже це-лый век и на-ко-пил-ся ещё один лиш-ний день. По-сле 2-го сра-зу на-сту-пи-ло 14 сен-тяб-ря. Под-дан-ные оста-лись недо-воль-ны ре-ше-ни-ем, сде-лав-шим их стар-ше. В стране бы-ли за-ме-че-ны про-те-сты под ло-зун-гом: «Вер-ни-те нам на-ши один-на-дцать дней!». Вре-ме-на-ми вспы-хи-ва-ли бун-ты, ино-гда при-во-див-шие к ги-бе-ли лю-дей, на-при-мер, в Бри-сто-ле.

В Шве-ции ре-ши-ли пе-ре-хо-дить на но-вый ка-лен-дарь по-сте-пен-но, от-ме-няя ви-со-кос-ные дни с 1700 по 1740 го-ды. В 1700 го-ду был от-ме-нён пер-вый ви-со-кос-ный день. По-том на-ча-лась вой-на и про пе-ре-вод за-бы-ли. Та-ким об-ра-зом, стра-на жи-ла по сво-е-му соб-ствен-но-му швед-ско-му ка-лен-да-рю. В 1711 го-ду Карл XII при-знал это непрак-тич-ным, ре-шил вер-нуть-ся к ста-ро-му сти-лю и до-ба-вить в фев-ра-ле 2 дня. По-это-му в Шве-ции бы-ло 30 фев-ра-ля 1712 го-да. Лишь в 1753 го-ду был вве-дён но-вый стиль. При этом по-сле 17 фев-ра-ля по-сле-до-ва-ло сра-зу 1 мар-та. Вве-де-ние но-во-го ка-лен-да-ря име-ло так-же и се-рьёз-ные финан-со-вые по-след-ствия. В 1753 го-ду — пер-вом пол-ном го-ду по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю, бан-ки-ры от-ка-за-лись пла-тить на-ло-ги, до-жи-да-ясь по-ло-жен-ных 11 дней по-сле при-выч-ной да-ты окон-ча-ния сбо-ров — 25 мар-та. В ре-зуль-та-те финан-со-вый год в Ве-ли-ко-бри-та-нии на-чал-ся лишь 6 ап-ре-ля. Эта да-та со-хра-ни-лась и до се-го-дняш-них дней, как сим-вол боль-ших пе-ре-мен, про-изо-шед-ших 250 лет на-зад.

Неко-то-рые стра-ны пе-ре-хо-ди-ли на но-вый стиль ча-стя-ми, на-при-мер раз-лич-ные кан-то-ны Швей-ца-рии при-ни-ма-ли ре-фор-му ка-лен-да-ря на про-тя-же-нии по-чти 120 лет!

Необыч-ным был пе-ре-ход на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь на Аляс-ке по-сле её про-да-жи Рос-си-ей, так как там он со-че-тал-ся с пе-ре-но-сом ли-нии пе-ре-ме-ны да-ты. По-это-му по-сле пят-ни-цы 5 ок-тяб-ря 1867 го-да по ста-ро-му сти-лю сле-до-ва-ла ещё од-на пят-ни-ца 18 ок-тяб-ря 1867 го-да по но-во-му сти-лю.

В 1872 го-ду ре-ше-ние о пе-ре-хо-де с тра-ди-ци-он-но-го (лун-но-сол-неч-но-го) ка-лен-да-ря на гри-го-ри-ан-ский при-ня-ла Япо-ния, так что сле-ду-ю-щим днём по-сле «вто-ро-го дня две-на-дца-то-го ме-ся-ца пя-то-го го-да Мэйд-зи» ста-ло 1 ян-ва-ря 1873 го-да, в ре-зуль-та-те че-го ка-лен-дарь Япо-нии был при-ве-дён в со-от-вет-ствие с ка-лен-да-рём ос-нов-ных за-пад-ных дер-жав (за ис-клю-че-ни-ем Рос-сии). Тем не ме-нее, в офи-ци-аль-ных до-ку-мен-тах од-новре-мен-но про-дол-жа-ет ис-поль-зо-вать-ся си-сте-ма нэн-го. На-при-мер, год 1868 мо-жет быть за-пи-сан как пер-вый год Мэйд-зи, 1912 — Тай-сё 1, 1926 — Сё-ва 1, 1989 — Хэй-с-эй 1, и так да-лее. В обыч-ной прак-ти-ке, од-на-ко, при-ме-ня-ет-ся ле-то-счис-ле-ние от Рож-де-ства Хри-сто-ва по «за-пад-но-му ка-лен-да-рю» (seireki), став-ший в те-че-ние XX ве-ка в Япо-нии ос-нов-ным.

Ко-рея при-ня-ла гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь 1 ян-ва-ря 1896 го-да. Хо-тя со-глас-но при-ня-то-му ка-лен-да-рю уста-но-ви-лась вер-ная ну-ме-ра-ция ме-ся-цев и дней, но ещё в про-дол-же-нии 1895-1897 го-дов про-дол-жи-лась ста-рая ну-ме-ра-ция лет по пер-во-му го-ду прав-ле-ния ди-на-стии Чо-сон, по ко-то-рой 1896 год гри-го-ри-ан-ско-го ка-лен-да-ря со-от-вет-ство-вал 1392 го-ду Чо-сон. За-тем при-ме-ня-лись от-сче-ты лет от раз-лич-ных ис-то-ри-че-ских со-бы-тий, по-ка с 1962 го-да не уста-но-вил-ся от-счет лет, иден-тич-ный гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю. В Се-вер-ной Ко-рее с 8 июля 1997 го-да при-ня-то но-вое «ле-то-счис-ле-ние чучхе», на-ча-лом ко-то-ро-го яв-ля-ет-ся 1912 год — год рож-де-ния Ким Ир Се-на.

Ки-тай-ская Рес-пуб-ли-ка офи-ци-аль-но при-ня-ла гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь при сво-ём про-воз-гла-ше-нии с 1 ян-ва-ря 1912 го-да. С объ-еди-не-ни-ем Ки-тая под вла-стью Го-минь-да-на в ок-тяб-ре 1928 го-да На-цио-наль-ное пра-ви-тель-ство по-ста-но-ви-ло, что с 1 ян-ва-ря 1929 го-да бу-дет ис-поль-зо-вать-ся гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь. Тем не ме-нее, Ки-тай со-хра-нил ки-тай-скую тра-ди-цию ну-ме-ра-ции ме-ся-цев, а на-ча-лом ле-то-счис-ле-ния был на-зна-чен пер-вый год про-воз-гла-ше-ния Ки-тай-ской Рес-пуб-ли-ки — 1912 год. Эта си-сте-ма всё ещё ис-поль-зу-ет-ся на Тай-ване, счи-та-ю-щий се-бя пре-ем-ни-ком Ки-тай-ской Рес-пуб-ли-ки. По-сле про-воз-гла-ше-ния в 1949 го-ду Ки-тай-ской На-род-ной Рес-пуб-ли-ки, кон-ти-нен-таль-ный Ки-тай про-дол-жил ис-поль-зо-вать гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь, но бы-ла от-ме-не-на ну-ме-ра-ция и ле-то-счис-ле-ние, вве-дён-ное преж-ним пра-ви-тель-ством, и уста-нов-ле-но со-от-вет-ствие с ле-то-счис-ле-ни-ем от Рож-де-ства Хри-сто-ва, при-ня-тым в СССР и на За-па-де.

В Рос-сии (на тер-ри-то-рии, на-хо-див-шей-ся под кон-тро-лем Со-ве-тов) гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь вве-дён де-кре-том от 26 ян-ва-ря 1918 го-да Сов-нар-ко-ма, со-глас-но ко-то-ро-му в 1918 го-ду по-сле 31 ян-ва-ря по-сле-ду-ет 14 фев-ра-ля. На тер-ри-то-ри-ях быв-шей Рос-сий-ской им-пе-рии, на-хо-див-ших-ся под кон-тро-лем дру-гих го-судар-ствен-ных об-ра-зо-ва-ний, воз-ник-ших по-сле па-де-ния Вре-мен-но-го пра-ви-тель-ства, да-ты офи-ци-аль-но-го вве-де-ния но-во-го сти-ля от-ли-ча-ют-ся. Так, Вре-мен-ное Си-бир-ское пра-ви-тель-ство вве-ло но-вый стиль де-кре-том от 31 ав-гу-ста 1918 го-да, по-ста-но-вив счи-тать день 1 ок-тяб-ря 1918 днём 14 ок-тяб-ря 1918 го-да.

Од-ни-ми из по-след-них на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь пе-ре-шли Гре-ция в 1924 го-ду, Тур-ция в 1926 го-ду и Еги-пет в 1928 го-ду. До сих пор не пе-ре-шли на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь лишь Эфи-о-пия и Та-и-ланд.

Смена календарей в Церкви

С 1923 го-да боль-шин-ство По-мест-ных Пра-во-слав-ных Церк-вей, за ис-клю-че-ни-ем Рус-ской, Иеру-са-лим-ской, Гру-зин-ской и Серб-ской, при-ня-ло по-хо-жий на гри-го-ри-ан-ский «но-во-юли-ан-ский» ка-лен-дарь, бо-лее точ-ный и сов-па-да-ю-щий с гри-го-ри-ан-ским до 2800 го-да.

Так-же гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь был вве-дён пат-ри-ар-хом Ти-хо-ном для упо-треб-ле-ния в Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви 15 ок-тяб-ря 1923 го-да. Од-на-ко это но-во-вве-де-ние, хо-тя и бы-ло при-ня-то прак-ти-че-ски все-ми при-хо-да-ми, вы-зва-ло смя-те-ние у мно-гих иерар-хов церк-ви, что бы-ло из-лишне в это слож-ное вре-мя, по-это-му уже 8 но-яб-ря 1923 го-да пат-ри-арх Ти-хон рас-по-ря-дил-ся «по-все-мест-ное и обя-за-тель-ное вве-де-ние но-во-го сти-ля в цер-ков-ное упо-треб-ле-ние вре-мен-но от-ло-жить». Та-ким об-ра-зом, но-вый стиль дей-ство-вал в Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви толь-ко 24 дня.

В 1948 го-ду на Мос-ков-ском со-ве-ща-нии Пра-во-слав-ной Церк-ви по-ста-нов-ле-но, что Пас-ха, так же, как и все пе-ре-хо-дя-щие празд-ни-ки, долж-на рас-счи-ты-вать-ся по алек-сан-дрий-ской пас-ха-лии (юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю), а непе-ре-хо-дя-щие — по то-му ка-лен-да-рю, по ко-то-ро-му жи-вёт По-мест-ная Цер-ковь.

Как пересчитывать прошлые даты?

Ес-ли бы ис-то-ри-ки все-го ми-ра не до-го-во-ри-лись о том, как и ка-кой ка-лен-дарь ис-поль-зо-вать для да-ти-ров-ки ис-то-ри-че-ских со-бы-тий, это при-ве-ло бы к раз-но-бою и су-мя-ти-це в опре-де-ле-нии дат.

Ка-кие бы-ва-ют ошиб-ки пе-ре-сче-та дат?

  1. В свя-зи с раз-новре-мен-ным пе-ре-хо-дом стран на гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь мо-гут воз-ни-кать фак-ти-че-ские ошиб-ки вос-при-я-тия: на-при-мер, ино-гда го-во-рит-ся, что Ин-ка Гар-си-ла-со де ла Ве-га, Ми-гель де Сер-ван-тес и Уи-льям Шекс-пир умер-ли в один день — 23 ап-ре-ля 1616 го-да. На са-мом де-ле Шекс-пир умер на 10 дней поз-же, чем Ин-ка Гар-си-ла-со, так как в ка-то-ли-че-ской Ис-па-нии но-вый стиль дей-ство-вал с са-мо-го вве-де-ния его па-пой, а Ве-ли-ко-бри-та-ния пе-ре-шла на но-вый ка-лен-дарь толь-ко в 1752 го-ду и на 11 дней поз-же чем Сер-ван-тес (ко-то-рый умер 22 ап-ре-ля, но был по-хо-ро-нен 23 ап-ре-ля).
  2. Есть и дру-го-го ро-да ошиб-ки, ко-гда для по-лу-че-ния да-ты ис-то-ри-че-ско-го со-бы-тия по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю за-чем-то до-бав-ля-ют чис-ло дней, со-став-ляв-ших раз-ни-цу меж-ду ка-лен-да-ря-ми на мо-мент пе-ре-хо-да стра-ны на но-вый стиль ка-лен-да-ря, то есть рас-про-стра-ня-ют раз-ни-цу чис-ла дней ка-лен-да-рей вглубь ве-ков. Та-кую ошиб-ку про-де-мон-стри-ро-ва-ла на-ша Гос-ду-ма, на-зна-чив го-судар-ствен-ный празд-ник на 4 но-яб-ря — де-пу-та-ты к да-те взя-тия Ки-тай-Го-ро-да 22 ок-тяб-ря 1612 го-да при-ба-ви-ли 13 дней, хо-тя раз-ни-ца меж-ду ка-лен-да-ря-ми то-гда со-став-ля-ла лишь 10 дней. Это уже не го-во-ря о том что соб-ствен-но Кремль, а вер-нее кремлев-ский гар-ни-зон поль-ских войск сдал-ся еще мно-го поз-же и этой да-ты.
    Кро-ме это-го Гос-ду-ма так-же бе-с-дум-но на-зна-чи-ла неко-то-рые па-мят-ные во-ин-ские да-ты:
    . Ле-до-вое по-бо-и-ще про-изо-шло 5 ап-ре-ля 1242 го-да, па-мят-ную да-ту на-зна-чи-ли на 28 ап-ре-ля (раз-ни-ца опять 13 дней);
    . День по-бе-ды рус-ских пол-ков во гла-ве с ве-ли-ким кня-зем Дмит-ри-ем Дон-ским над мон-го-ло-та-тар-ски-ми вой-ска-ми в Ку-ли-ков-ской бит-ве; про-изо-шло 8 сен-тяб-ря 1380 го-да, да-ту на-зна-чи-ли на на 21 сен-тяб-ря (13 дней);
    При-чем эти ошиб-ки вы-бо-роч-ные, боль-шая часть дат вер-но под-счи-та-ны, что осо-бен-но под-чер-ки-ва-ет небреж-ность пе-ре-сче-та ра-нее упо-мя-ну-тых дат:
    . День по-бе-ды рус-ской ар-мии под ко-ман-до-ва-ни-ем Пет-ра I над шве-да-ми в Пол-тав-ском сра-же-нии; про-изо-шло 27 июня 1709 го-да, да-ту спра-вед-ли-во на-зна-чи-ли на 8 июля (11 дней);
    . День Бо-ро-дин-ско-го сра-же-ния рус-ской ар-мии под ко-ман-до-ва-ни-ем М. И. Ку-ту-зо-ва с фран-цуз-ской ар-ми-ей про-изо-шло 26 ав-гу-ста 1812 го-да, да-ту пра-виль-но на-зна-чи-ли на 5-7 июля (12 дней);
  3. Ес-ли в ис-то-ри-че-ском со-бы-тии участ-во-ва-ли две стра-ны, в раз-ные ве-ка пе-ре-шед-шие на но-вый стиль, небреж-ные ис-то-ри-ки обо-их стран мо-гут вне-сти еще боль-шую су-мя-ти-цу, по незна-нию пе-ре-счи-ты-вая ста-рин-ную да-ту каж-дый по-сво-е-му. Те же шве-ды да-ту нев-ской бит-вы (15 июля 1240 по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю) мог-ли бы непра-виль-но пе-ре-счи-тать в 26 июля по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю (+ 11 дней), а та-кие же го-ре-ис-то-ри-ки пе-ре-счи-та-ли бы в 28 июля (+ 13 дней).

Во из-бе-жа-ние по-доб-ной пу-та-ни-цы при-ня-ты пра-ви-ла пе-ре-во-да дат:

      • Для обо-зна-че-ния всех дат до 1582 г. н. э. ча-ще все-го ис-поль-зу-ет-ся юли-ан-ский ка-лен-дарь, вве-дён-ный толь-ко с 1 ян-ва-ря 45 го-да до н. э.
      • Да-ты до вве-де-ния юли-ан-ско-го ка-лен-да-ря 1 ян-ва-ря 45 го-да до н. э. обо-зна-ча-ют-ся по т.н. про-леп-ти-че-ско-му юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю. Про-леп-ти-че-ский (от греч. «пред-вос-хи-ща-ю-щий») ка-лен-дарь — ка-лен-дарь, рас-ши-рен-ный на пе-ри-од до его вве-де-ния. Про-ще го-во-ря, да-ты счи-та-ют по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю, несмот-ря на то что ка-лен-дарь еще не был да-же при-ду-ман.
      • Для пе-ре-сче-та дат по-сле 1582 г. в тех стра-нах, где на мо-мент ис-то-ри-че-ско-го со-бы-тия про-дол-жал дей-ство-вать юли-ан-ский ка-лен-дарь, да-ту пе-ре-счи-ты-ва-ют в гри-го-ри-ан-ский ка-лен-дарь, до-бав-ляя то чис-ло дней, на ко-то-рое от-ли-ча-лись ка-лен-да-ри на мо-мент со-вер-ше-ния со-бы-тия.
      • В ре-ги-о-нах, где не ис-поль-зо-вал-ся юли-ан-ский ка-лен-дарь, да-ти-ров-ка всех со-бы-тий про-из-во-дит-ся по про-леп-ти-че-ско-му гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю (опре-де-ля-ю-ще-му да-ти-ров-ку со-бы-тий по пра-ви-лам гри-го-ри-ан-ско-го ка-лен-да-ря до его по-яв-ле-ния 15 ок-тяб-ря 1582 го-да).

Введение

На занятиях кружка «Основы проектной деятельности», работая над метатемой «История одной вещи», мы заинтересовались: как велось летоисчисление ранее, как создавался календарь, по которому ведется отсчет времени в настоящее время. Поэтому тема нашего исследования называется «История календаря».

Цель : узнать историю создания календаря

Задачи:

  • найти и отобрать нужный материал по теме проекта;
  • описать существенные признаки календарей разных времен;
  • познакомить с современными видами календарей и их назначением;
  • раскрыть понятие о новом и старом стилях в календаре;
  • установить какие года в календаре являются високосными, и научится их определять;
  • выявить проблемы при создании календарей;
  • описать содержание вечного календаря;
  • оформить презентацию по теме проекта.

Объект : календарь

Предмет : использование календарей в летоисчислении

Методы: описание, анализ, анкетирование, изучение теоретических основ темы проекта.

Теоретическая значимость: изучить историю календаря, расширить знания по теме.

Практическая значимость: использование различных календарей, исходя из их содержания.

  1. История создания календарей

2.1. Этимология слова «календарь»

Слово «календарь» пришло к нам от древних римлян. Оно произошло от латинских слов «caleo» – провозглашать и «calendarium» – долговая книга. В начале года у римлян было принято рассчитываться с долгами. Долговая книга в Риме называлась «календариум». Позднее смысл этого слова был перенесён на всю систему счёта времени.

2.2. Первый календарь

Прародителем григорианского и Юлианского календарей является древнеегипетский солнечный календарь, появившийся ещё в III тысячелетии до нашей эры. Жрецы-астрономы заметили, что, когда на ночном небе начинает появляться звезда Сотис (Сириус), начинается разлив Нила. Эта примета и была положена в основу египетского календаря. Календарь насчитывал 365 дней, которые делились на 3 сезона: сезон разлива Нила, сезон спада вод Нила, сезон засухи. Египетский календарь был довольно удобен, однако со временем жрецы заметили, что их календарь начинает вырываться вперёд. Этот отрыв был небольшим: около 6 часов каждый год, но с течением времени в календаре стала накапливаться ошибка. Календарю требовались исправления. Это исправление, или поправку, предложил ввести египетский царь Птолемей III Эвергет (ок.284-221 до н. э.; царь в 246- 221 до н. э.). Её суть заключалась в том, чтобы каждые 4 года вставлять в календарь 1 дополнительный день, который бы компенсировал вырывание. Однако жрецы противились принятию поправки, поэтому календарь в Египте долгое время был блуждающим.

2.3. Римский календарь

В Риме долгое время пользовались лунным календарём. Однако лунный месяц (или синодический месяц, т.е. период между двумя одинаковыми лунными фазами) составляет всего 29,5 дней, поэтому по прошествии 10 месяцев (304 дня) счёт времени останавливался, и ждали наступления весны по природным приметам.

Когда по природным приметам наступала весна – дожидались первого весеннего полнолуния и в этот день объявляли о начале нового года. Год, как уже было отмечено выше, состоял из 10 месяцев: Martius, Aprilis, Maius, Junius, Quintilis, Sextilis, September, October, November, December. «Тайны летосчисления» находились в руках жрецов-понтификов (pontificies).

Зачастую жрецы злоупотребляли своим положением, что вносило в календарь путаницу. Так, например, с началом нового года в Риме было принято рассчитываться с долгами. Но, за некоторую сумму денег, уплаченную жрецам в качестве взятки, наступление нового года можно было ускорить или замедлить.

Римский царь Нума Помпилий (NumaPompilius 715-673 до н.э.) ввел февраль (Februarius) и январь(Januarius) между декабрем и мартом, увеличив тем самым длину года до 354 или 355 дней. В 450 до н.э. февраль был перенесен на его настоящую позицию между январем и мартом.

Чтобы скомпенсировать недостаток дней в году, был введен дополнительный месяц «мерцедониус» (Mercedonius или Intercalans), который состоял из 22 либо 23 дней. Этот месяц получил своё название от глагола mercere – увядать. Право определения продолжительности предоставлено жрецам- понтификам. Так римский календарь превратился в лунно-солнечный, и теперь считалось, что его продолжительность 365,25 суток

Счёт времени вёлся по восьмилетним периодам: в общей сложности получалось 2930 дней. Получалось, что в среднем в году было 366,25 дней (2930/8), что больше, чем на самом деле. Чтобы календарь не вырывался вперёд, после каждого восьмилетнего цикла пропускались 7 дней. Таким образом, средняя продолжительность года составляла 365,375 дней.

К сожалению, всё это было только в теории. На практике понтифики, используя свою бесконтрольную власть, часто манипулировали продолжительностью года, внося путаницу и неразбериху, пока в 45 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь не провёл реформу календаря.

Вывод : Римский календарь создавался на основе природных примет весны. Использование такого календаря было удобно представителям власти.

2.4. Юлианский календарь

Приблизилось время боговоплощения и основания Церкви. Уже ходили по земле Палестины некоторые из участников событий, описанных евангелистами. С 1 января 45 г. до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря (100-44 гг.) был введен новый календарь. Этот календарь, называемый теперь юлианским, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. С тех пор до XVI века Европа жила по юлианскому календарю.

С приходом к власти Октавиана Августа в него были внесены небольшие изменения. Во-первых, начало нового года было перенесено на 1 января. При этом названия месяцев остались неизменны. Во-вторых, сенат переименовал секстилий в честь Августа и назвал его августом. В-третьих, у февраля был отнят один день и добавлен к августу. А чтобы три месяца подряд не имели по 31 дню, один день отняли у сентября и перенесли на октябрь; затем один день отняли у ноября и перенесли на декабрь. Так календарь стал похож на тот, которым сегодня пользуемся мы.

Юлианский календарь со временем распространился по всей Европе и просуществовал более 1600 лет, прежде чем была сделана попытка заменить его новым, более точным календарём. В юлианском календаре сутки приняты за 24 часа, а год равняется 365,25 суткам. Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов - Солнца, Луны и звезд. Это дает основания считать его подлинно библейским календарем. При всех своих достоинствах юлианский календарь никогда и нигде не применялся вплоть до I в. до Р.Х.

Более тщательные подсчёты показали, что если принять сутки равными 24 часам (на самом деле они равны 23 часам 56 минутам и 4 секундам, а 24 часа приняты для простоты), то 1 год будет равен 365,26 суткам, то есть на 0,01 суток больше, чем принято в юлианском календаре. Поэтому юлианский календарь стал отставать примерно на 1 сутки каждые 128 лет, что дало повод для введения нового календаря – григорианского.

Вывод: Юлианский календарь составлен с учетом трех основных астрономических объектов - Солнца, Луны и звезд. По этому календарю терялись одни сутки каждые 128 лет.

2.5. Григорианский календарь

Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были следующие: во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок, во- вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе, в-третьих, модифицировались правила расчета христианской Пасхи соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи. В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.

В октябре 1582 года в ряде стран Европы появился григорианский календарь (по имени Папы Римского Григория XIII, который ввёл его, издав соответствующую буллу). Данный календарь был введён в Италии, Испании, Португалии, Дании, Бельгии, Франции. В этих странах после 4 октября сразу наступало 15 октября, поскольку в то время юлианский календарь отставал от григорианского на 10 суток.

На сегодня юлианский календарь отстаёт от григорианского на 13 суток; эта разница сохранится до 2100 года, после чего достигнет 14 суток. Григорианский календарь с течением времени широко распространился по всему миру.

Вывод: В отличие, от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект - Солнце. Он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительности дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. При этом разрушилась связь календаря с Луной и звездами; кроме того, календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским). С целью выравнивания 6 часового отставания за год был введен високосный год.

2.6 Современные виды календарей

Все виды календарей основаны на григорианском календаре (кроме православного календаря).

Нам удалось найти календари с разнообразными названиями: «Семейный», «Молодежный», «Спортивный», «Кулинария и заготовки», «Благослови, душе моя, Господи» (Патриарший Православный календарь) и др.

Вывод: Виды календарей в современном обществе составляются, исходя из их содержания и, основаны на григорианском календаре.

  1. Старый и новый стиль

В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха, также как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь. Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю. Отсюда и возник такой необычный праздник как Старый Новый год (1 января по юлианскому стилю это 14 января по григорианскому стилю). Конечно, григорианский календарь не является абсолютно точным, но ошибка в 1 сутки в нём накопится лишь через 3300 лет. Впрочем, до 2800 года он полностью совпадает с григорианским календарем. (Информация взята из миссионерского православного портала – www.dishupravoslaviem.ru).

В православном календаре обозначен старый и новый стиль летоисчисления. В нем указаны церковные праздники, посты; словарь имён, жития святых, список тропарей; молитвы и евангельские чтения на каждый день; справочник храмов и монастырей России

Вывод : Старый стиль календаря основан на юлианском календаре, а новый стиль – на григорианском.

  1. Високосные года в календарях

За счёт того, что за полный оборот вокруг Солнца Земля поворачивается вокруг своей оси не полное количество раз. То есть в году неполное количество суток и это происходит 365 раз, что на самом соответствует количеству дней в году. На самом деле – чуть больше: 365, 25, то есть за год набегает лишних 6 часов, а если быть совсем точным, то лишних 5 часов, 48 минут и 14 секунд. Для того чтобы выровнять шестичасовое смещение, был введён високосный год. Три года считалось по 365 суток, а в каждый год, кратный четырём, добавлялись одни дополнительные сутки в феврале. В 400-летнем цикле 97 високосных годов.

Нас заинтересовало, что знают обучающиеся школы о високосном годе. С этой цель было проведено анкетирование.

Анкетирование показало, что 82 % обучающихся школы знают количество дней в високосном году, как определить високосный год знают 68% обучающихся.

Определить високосный год можно следующим образом: каждый год, номер которого кратен 4 високосный. Однако, каждый год кратный 100 не високосный. Однако, каждый год кратный 400 всё же високосный 1600, 2000 и т. д.

Вывод: Для того чтобы выровнять шестичасовое смещение, был введён високосный год. Три года считалось по 365 суток, а в каждый год четвертый – 366 суток. Високосный год кратен четырем.

  1. Проблемы при создании календарей

Для того чтобы лучше понять эстетику и логику календаря нужно знать проблемы при его создании. Построение календаря включает в себя две достаточно независимые процедуры. Первая носит эмпирический характер: надо по возможности точно измерить продолжительности астрономических циклов. Вторая процедура уже чисто теоретическая: на основании проделанных наблюдений составить такую систему измерения времени, которая, с одной стороны, по возможности меньше отклонялась бы от выбранных космических ориентиров, а с другой - была бы не очень громоздкой и сложной.

Вывод : При создании календарей ученые должны опираться на точные астрономические данные и использовать не сложную систему измерения времени.

Сколько лишнего времени приходится тратить на составление квартальных и месячных планов, на расчёты отпусков и заработной платы рабочих и служащих. Сколько тонн бумаги ежегодно расходуется на издание календарей только потому, что один год не похож на другой? Ну, разве может быть иначе? Может. В этом необычном календаре 364 дня и ещё два добавочных дня без числа и названия (один – на обычный год, другой – на високосный). Каждый год начинается с воскресенья и у каждого числа постоянный день недели. Правда, такого календаря пока ещё нет ни в одной стране. Это всего лишь проект, предложенный ООН. Его должны утвердить представители всех стран мира. И тогда…

Существует несколько вариантов Вечного календаря, нам понравился один из вариантов (Приложение №1).

Вывод: Вечный календарь, предложенный ООН является проектом, но он удобен в использовании и освободит людей от лишней бумажной волокиты.

  1. Заключение

Выбранная тема проекта «История календаря» позволила решению проблемы: как создавался календарь, по которому велось и ведется летоисчисление. Наше исследование считаем состоявшимся, так как поставленная цель достигнута и решены намеченные задачи. Нами был найден, отобран и изучен материал о календарях, используемых ранее и в настоящее время. Нами раскрыто понятия о старом и новом стилях в календаре.

В современной России православный христианин живет сразу по двум календарям: церковному (юлианскому, называемому также старым стилем) и гражданскому (григорианскому, новому стилю), введенному в 1918 году, по которому живет почти весь мир. Разница между этими календарями на протяжении последних ста лет составляет 13 дней, а в XXII веке увеличится еще на день.

В результате работы над проектом мы узнали: за счёт того, что за полный оборот вокруг Солнца Земля поворачивается вокруг своей оси не полное количество раз. То есть в году неполное количество суток и это происходит 365 раз, что на самом соответствует количеству дней в году. На самом деле – чуть больше: 365, 25, то есть за год набегает лишних 6 часов, а если быть совсем точным, то лишних 5 часов, 48 минут и 14 секунд. Для того чтобы выровнять шестичасовое смещение, был введён високосный год. Его можно определить, если какой-либо год делится на 4. В определенное время календари создавались долгим трудом человека с учетом астрономических циклов и удобного измерения времени. Интересные сведения получены о создании Вечного календаря, который разгрузит людей от бумажной волокиты.

Выводы: Первые календари появились очень давно, поэтому определить точную дату появления их невозможно. В 1584 году белорусские земли перешли на новый григорианский календарь. В настоящее время существуют различные виды календарей, которые отличаются содержанием, но основываются на григорианском календаре (кроме православного).
Какие бы не были календари, их функции и назначения схожи: они помогают человеку правильно организовать время, планировать дела, встречи, позволяют не забыть дни рождения родных, праздники, примечательные даты.

  1. Литература

1. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975
2. Буткевич А.В., Зеликсон М.С. Вечные календари. М., 1984
3. Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М., 1987
4. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990
5. Куликов С. Нить времен: малая энциклопедия календаря. М., 1991

Интернет ресурсы :
www.abc-people.com/event/calendar.htm http://biblioteka.agava.ru/vi/zametki_o_nash.htm http://www.bibl.ru/vi/zametki_o_nash.htmhttp://biblioteka.agava.ru/vi/zametki_o_nash.htm http://www.bibl.ru/vi/zametki_o_nash.htm http://www.chat.ru/~fatus/easter.html ftp://login.dknet.dk/pub/ct/calendar.faq http://hbar.phys.msu.su/gorm/chrono/christ0.htm http://www.britannica.com. http://www.webexhibits.com/calendarshttp://www.webexhibits.com/calendars http://petals.newmail.ru http://anime.ru/Articles/calendar.htm.http://www.astrolab.ruhttp://www.astrolab.ru http://pi.zen.ru/arhiv/2003/010/calendar.shtml https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D0%B4
http://www.net4lady.ru/kalendar-visokosnyx-let/
http://vseproson.com/news.php?k=visokosnyiy-2016-god-%96-primetyi-i-sueveriya&readmore=101
http://rusevik.ru/blog/1444

Приложение №1

Вариант 1 - с 1901 по 2096 год

  • Для того чтобы узнать день недели конкретного дня, требуется:
    1. Найти в первой таблице цифру, соответствующую указанному году и месяцу;
    2. Сложить эту цифру с номером дня;
    3. Найти во второй таблице получившееся число и посмотреть, какому дню недели оно соответствует.
  • Пример: требуется определить, каким днём недели было 22 февраля 2007 года.
    1. Цифра, соответствующая февралю (ф ) 2007 в таблице 1, равна 3 .
    2. 22+3=25 .
    3. Числу 25 в таблице 2 соответствует четверг - это и есть искомый день недели.
  • Таблица. Примечание: серым цветом выделены високосные годы. Месяцы обозначены первыми буквами их названий.

Для успешного изучения истории необходимо хорошо знать, что такое кален-дарь, как он появился, и какие существуют календари.

Календарём называется система исчисления вре-мени, основанная на периодичности видимых движе-ний Солнца и Луны.

Первый в истории календарь появился в Древнем Вавилоне. Это был лунный календарь — система изме-рения времени, связанная с изменением внешнего вида Луны (фазы Луны). Время между одинаковыми фазами получило название месяц. К сожалению, лун-ный календарь не отражает смены времен года, и со временем люди начали использовать солнечный кален-дарь, основывающийся на наблюдении за движением

Солнца по небосводу. По этой системе время разделя-ется на годы и сутки (дни). Для облегчения исчисления времени дни условно объединили в недели и месяцы.

Древнейший календарь был создан примерно за 2500 лет до н. э. в Междуречье. Он состоял из двенад-цати месяцев и был солнечно-лунный, но поскольку отставал от солнечного календаря, приходилось регу-лярно добавлять к нему несколько дней, чтобы кален-дарь не расходился с сезонами полевых работ.

Счёт времени в древности отличался от современ-ного. У древних греков сутки начинались с рассвета, а у германцев — с ночи. Народы, часто воевавшие, дели-ли сутки на «стражи». У вавилонян и иудеев сутки составляли три стражи, у римлян — четыре. Сутки де-лились на ночь и день, который длился 12 часов. По-скольку длительность дня в течение года была непос-тоянна, то и часы имели разную продолжительность.

В лунных календарях продолжительность месяцев одинаковая — 30 дней, но эти календари неточно из-меряют продолжительность года.

В конце года египтяне стали добавлять 5 дней для того, чтобы он составлял 365 дней, деления на недели не было. Египтяне делили год на сезоны полевых ра-бот, названия которых были связаны с явлениями природы: сезон разлива, сезон возвращения реки в бе-рега и сезон низкой воды. Все основные сезоны про-должались по четыре месяца.

Хронология возникновения календарей: Материал с сайта

  1. Первоначальный древнеримский календарь (время возникновения достоверно неизвестно).
  2. Юлианский календарь (был введён примерно в 45 г. до н. э. Юлием Цезарем; этим календарём до сих пор пользуется православная церковь).
  3. Григорианский календарь (ввел в 1582 г. Папа Римский Григорий XIII; используется и в настоящее время).

В Украине и России григорианский календарь действует с 31 янва-ря 1918 г. После 1 февраля наступило 14 февраля. С того времени используются понятия «старый стиль» и «но-вый стиль». Разница между ними составляет 13 дней. Поэтому, кроме Нового года, мы празднуем ещё Старый Новый год, который наступает в ночь на 14 января.

На столько же дней отличаются даты празднования Рождества у католиков (в ночь па 25 декабря) и правос-лавных христиан (в ночь на 7 января).

На этой странице материал по темам:

Ребятня и взрослые пропадают зря, на проклятом острове нет календаря. (Из песни)

Итак поздравляю всех вас с сегодняшним днем! Кажется, будто ныне обыкновенный день, — воскресенье 11 ноября 2012 года. О стоп, а откуда мы знаем, что сегодня именно воскресенье, 11 Ноября 2012, откуда идет этот счет, кто это все придумал? Ведь возможно сегодня какой-то совсем другой день (там по разным далеким космическим ритмам). И почему вообще год имеет 12 месяцев, месяц 30-31 день, почему мы имеем 7 дней в неделю (а скажем не 5, 10, 12), почему, почему? Ибо так говорит нам его величество — календарь, по которому мы (люди) живем вот уже много веков, с которым, то и дело, согласовываем и сверяем наши жизненные ритмы, особенно работу: в понедельник начинаем рабочий день, в пятницу (пьятницооо – едва ли не любимейший день всех офисных планктончиков) завершаем рабочую неделю, в субботу-воскресенье активно (или кто как?) отдыхаем. По календарям отсчитываем важные даты, даже справляем поминки (просто не представляю, как справлять поминки без календарей), свадьбы, дни рождения, всевозможные годовщины. Но всегда ли мы жили по этому календарю, которому живем сейчас, кто придумал календарь и какая история календарей, обо всем этом читайте дальше.

Если верить Священному Писанию то первым создателем календаря был сам Бог, который в течение 6 дней создавал нашу вселенную, а на седьмой день отдыхал после проделанной работы. Так появилась неделя и важнейшее изобретение — выходной день (как же без выходного). Во многих религиях правило выходного дня было скреплено на уровне религиозной догмы, и любая работа в этот день считалась (впрочем, и далее считается) грехом. Скажем, у евреев это суббота (шабат), у христиан — воскресенье, у мусульман — пятница. И это очень важно, ведь хотя бы один день в неделю должен быть посвящен для отдыху от всякой материальной суеты, это день для Бога, (именно поэтому в воскресенье христианам принято идти в церковь, мусульманам в пятницу в мечеть, евреям в синагогу в субботу). Но для того, чтобы точно знать, когда приходится этот выходной день (или день для Бога) уже не обойтись без календаря, а то были бы мы как те аборигены с острова невезения (из одноименной советской песни), у которых таки не было календаря.

Еще с древних времен люди интуитивно (даже инстинктивно) чувствовали изменения природных циклов, видели, что в одну пору года тепло, в другую холодную, в одну дождик падает, а другую солнышко светит. С самого начала существования человечества у людей появилась потребность как-то это все систематизировать, посчитать, назвать — сколько дней тепло, сколько холодно, ага значит, теплые дни будут у нас называться летом, а холодные — зимой. У северных народов вообще по зимам вели счет больших природных циклов (которые позже стали называться годами), скажем, такой-то уже прожил 30 зим, эх долгожитель! (По меркам того времени, конечно). В местах немного южных (там, где что зима, что лето – одним цветом) немножко по-другому годы считали, например, по сезонам дождей. (А сколько вам сезонов дождей уже стукнуло?). Так потихоньку зарождались календари, одни народы их считали по движению солнца, другие по движению месяца, иные и по тому и по-другому. Поэтому соответственно были солнечные календари, лунные, солнечно-лунные.

Само слово «календарь» происхождения, происходит от латинских слов «caleo» — провозглашать и «calendarium» — долговая книга. Дело в том, что у древних римлян существовал обычай в начале каждого месяца платить по своим счетам. (И этот обычай в несколько измененной форме продержался по наши дни, ведь именно в начале нового месяца мы получаем зарплаты, потом сами платим по своим счетам, не так ли?).

А вот что интересно — такая важная единица нашего календаря как неделя далеко не всегда и не везде состоял из привычных нынче семи дней. Скажем, в древней и Риме сначала неделя имела аж восемь дней, из которых семь дней были рабочими, а восьмой день — базарным. (Очевидно, римские и греческие матроны в этот день активно занимались любимым женским делом всех времен и народов — щопингом). А вот в древнем Египте неделя и вовсе состояла из десяти дней.

Египетский календарь на папирусе, который будто бы дал египтянам среди всего прочего любимый египетский бог Осирис.

Происхождению семидневной недели мы должны быть благодарны выдающемуся еврейскому пророку — господину Моисею, а может и самому Господу Богу, который дал Моисею заповедь «почитать день седьмой». Евреи свято придерживались этой заповеди (ортодоксальные евреи аж до фанатизма), и впоследствии она распространилась на другие народы и религии, ведь первые христиане тоже были евреями, так что вместе с распространением христианства распространилось и соблюдения хотя бы одного выходного дня. Правда, седьмой праздничный день у христиан перешел с субботы на воскресенье — ведь, как известно именно в этот день состоялось чудесное Воскресение Иисуса из мертвых, Его победа над смертью. Отсюда и сформировался семидневная неделя — шесть дней работаем, седьмой отдыхаем.

По другой исторической теории происхождения семидневной недели также связано с древним . Говорят, вавилонские жрецы — халдеи, были еще и продвинутыми астрономами, и наблюдая за звездным небом заметили «семь странствующих светил», которые впоследствии получили название — «планеты» (с древнегреческого слово «планета» переводится как «странствующие»). Считалось, что эти странствующие светила — планеты, вращаются вокруг земли и имеют огромное влияние на жизнь отдельных людей, а то и целых народов. Анализируя различные события в жизни людей, и сопоставляя их с положением планет, халдеи пришли к выводу, что каждый день находится под влиянием какой-то из планет, а так известных планет в то время было всего семь, то и отсюда само собой напросилось появление семидневной недели — по количеству планет. Греки и римляне, которые впоследствии переняли у вавилонян их знания, планеты назвали именами своих богов, а уже от названия планет и пошли общепринятые и поныне названия дней недели. Начало недели сперва шло с субботы, которая находилась под влиянием Сатурна, потом шло воскресенье под влиянием Солнца, третьим была Луна, четвертым Марс, пятым Меркурий, шестым Юпитер, и седьмой Венера. Вот вам и современные английские названия дней недели (на самом деле произошедшие еще от римских латинских названий):

Понедельник — Dies Lunae — день Луны — Monday
Вторник — Dies Martis — день Марса — Tuesday
Среда — Dies Mercurii — день Меркурия — Wednesday
Четверг — Dies Jovis — день Юпитера — Thursday
Пятница — Dies Veneris — день Венеры — Friday
Суббота — Dies Saturni — день Сатурна — Saturday
Воскресенье — Dies Solis — день Солнца — Sunday

Древнеримский календарь.

Но самая важная реформа в сфере календарей и летоисчисления была сделана в 46 году до н. е. выдающимся римским полководцем, писателем, ученым, а потом и первым императором господином Юлием Цезарем. Вообще Цезарь был всесторонне образованным человеком, и кроме всего достаточно серьезно интересовался астрономией, даже написал несколько научных трактатов по этой науке (которые, однако, не сохранились до наших дней). Разработку нового календаря по личному поручению Цезаря осуществила группа ученых астрономов из Александрии, под руководством грека Созигена. Разработанный ими календарь получил название Юлианского и долгое время был общепринятым не только на территории Римской империи, но и граничащей с ней варварских племен. За ним, год стал составлять 365 дней, и был разделен на 12 месяцев, один из которых — июль (англ. — July), в частности был назван на честь идейного вдохновителя календаря — Юлия Цезаря. Однако настоящая продолжительность года составляет 365 дней и 6 часов, чтобы куда-то деть эти вредные шесть часов (которые за четыре года набегают на целый день) господином Созигеном был придуман високосный год, на один день длиннее всех остальных.

Относительно самого летоисчисления, то древние римляне сперва его вели от даты основания Рима (753 год до н. э.), и только с приходом христианства, на вселенском Никейском соборе (325 год) было принято решение об установлении нового летоисчисления, которое теперь считалось от гипотетического дня рождения Иисуса Христа. (Ведь точная дата его рождения неизвестна). Однако, Юлианский календарь оказался не таким уж точным, как того хотелось, поскольку оказалось — по прохождению 125 лет, в летоисчислении Юлианского календаря происходит маленький сбой, ошибка в целый день. Празднование Пасхи, которое было связано с днем весеннего равноденствия (21 марта, когда продолжительность дня и ночи равны), как и сам день весеннего равноденствия по прошествии 125 лет, сдвигалось на один день, через 250 лет — аж на 2 дня!, и т.д., что уже не отвечало реальному астрономическому положению. (Т.е. формальное 21 марта по Юлианскому календарю в конце 250 лет отвечало бы астрономическому 23 марта).

Чтобы положить конец этому календарному безобразию по инициативе папы римского Григория XIII и с участием итальянского математика Луиджи Лило в 1582 году было совершено еще одну календарную реформу, которая получила название Григорианской, а сам календарь отныне назывался Григорианским. Прежде всего, папа вернул день весеннего равноденствия — 21 марта на его законное место, и ликвидировал ошибку в 10 дней, накопившихся с момента введения нового летоисчисления по Юлианскому календарю. Главное же отличие между Григорианским и Юлианским календарями в том, что в Григорианском календаре принято каждые 400 лет выбрасывать «лишние» три дня, которые набегают на астрономическую ошибку. Вот так мы и живем до сих пор по григорианскому календарю. В завершение хорошая песенка про остров невезения и что бы с нами было, если бы не было у нас календаря.