Как читать молитвы стоя или сидя. Можно ли читать молитвы без свечи? Как вы относитесь к правилу Серафима Саровского
В Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса) состоялась первая в этом году беседа Епископа Покровского и Николаевского Пахомия с прихожанами. Некоторые вопросы и ответы, прозвучавшие на ней, представляем вашему вниманию.
— Молитва — это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?
— Свобода — это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.
Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.
Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.
— Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?
— Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.
Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.
— Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?
— В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.
— Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?
— Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Так же и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (см.: 1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.
— Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (см.: 1 Кор. 11, 10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.
— Апостол Павел пишет: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь — можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и встать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.
— Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель — со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.
Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.
— По телеканалу «Союз» транслируют утреннее и вечернее молитвенное правило. Можно ли молиться подобным образом?
— Когда у человека нет сил, когда он болен, то можно, конечно, помолиться и так. Но если позволяет здоровье — лучше молиться самому. Ведь одно дело, когда мы слушаем, как кто-то молится, и повторяем за ним, а другое дело, когда мы молимся сами. Мы спокойно можем поразмыслить над тем или иным отрывком, перечитать его. Но в качестве альтернативы, когда в жизни человека вообще отсутствует молитва, вполне возможно воспользоваться и этим способом.
— Часто во время молитвы рассеивается внимание. Стоит ли возвращаться к тому моменту, где ты «потерял» мысль?
— Стоит в первую очередь бороться с невниманием. Утром рассеяние во время молитвы связано, прежде всего, с тем, что человек торопится на работу. Поэтому стоит понять, сколько времени у нас уходит на прочтение всего правила. Я бы посоветовал читать правило так, как это совершается в храме: с определенным ритмом и интонацией голоса. А лучше по возможности, если мы никому не мешаем дома, читать молитвы вслух.
Когда речь идет о храмовой молитве, которая произносится не вслух, а про себя, есть тоже хороший способ для сосредоточения: нужно не смотреть по сторонам, а закрыв глаза, попытаться сосредоточиться.
— Если время позволяет — читайте и на церковнославянском, и на русском языках. Если нет — то какое-то время хорошо было бы почитать сначала на церковнославянском. Это поможет вам разобраться в службе и понять то, что произносит священник или диакон. А затем регулярно читайте Евангелие на русском языке — так вы более глубоко и внимательно вникните в смысл передаваемого текста.
— Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а станет только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.
— Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?
— Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.
— В дни, когда служба длится всю ночь и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?
— Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние — вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.
Христина Добрынина
Читателям
На сайте «Православное Заволжье» в разделе «Архиерей » в рубрике «Вопрос Архиерею » вы также можете задать волнующие вас вопросы о вере, Церкви, обрядах, Таинствах, о труднопонимаемых отрывках из Священного Писания и о церковной жизни нашей епархии. Вопрос поступит в редакцию портала «Православное Заволжье» и будет передан для рассмотрения Епископу Покровскому и Николаевскому Пахомию.
Количество записей: 775
Олег
Олег, само слово "акафист" обозначает песнопение, которое совершают стоя. Если уж трудно стоя, то хотя бы – на коленях. Сидя читать акафист как-то уж совсем неприлично. Хотя, когда нам будет лет по сто, Господь, думаю, глядя на нашу дряхлую немощь, простит и это – лишь бы молились.
игумен Никон (Головко)
Слава Богу за все! Грешный и окаянный, мечусь в жизни от своих поступков и мыслей. Пытаюсь выполнять Богородичное Правило. Можно ли читать после него пятичисленные молитвы без благословения духовника или священника, или как его получить? Спаси Вас Господи!
Борис
Борис, без благословения духовника нельзя налагать на себя исполнение молитвенного правила, кроме совершения утренних и вечерних молитв. Попросить благословения можно на исповеди в храме, и лучше у священника, который Вас уже знает. Там же надо искать помощи Божией, чтобы не "метаться от поступков и мыслей". Помоги Господь.
иерей Сергий Осипов
Добрый день! У нас сложная ситуация сложилась - у мужа рухнул бизнес, партнеры отвернулись, контракты сорвались. Он постоянно пытается наладить контакты, наладить свое дело, но как отрезано. Никаких источников дохода нет. Сердце сжимается смотреть на него! У меня - проблема устроиться на работу, хоть у меня и 2 высших образования, внешность хорошая. Уйму резюме отослала, одни отказы, не пойму, почему. Мы в отчаянии. Подскажите, пожалуйста, что нам делать? Кому молиться? Что читать? Заранее спасибо за ответ!
Дарья
Дарья, ну, что же Вы обратились к молитве, когда стало плохо? Ведь мы должны молиться постоянно. Да и потом, искушения бывают и у очень верующих людей, людей, которые и молятся постоянно – такова уж жизнь, таков наш мир. Но через искушения мы познаем волю Божию, а замаливать Бога, чтобы поскорее Он дал нам обратно то, что у нас пропало, неправильно. Настоящие христиане понимают, что жизнь с Богом совсем не обязательно должна быть такой, что у тебя все будет, даже напротив! Посмотрите, каков был Спаситель во время Своей земной жизни? По сути – бедный человек, не имеющий ничего, вплоть до полной нищеты. А Его ученики? Такие же. Бедные рыбаки, очень простые и незнатные люди. А те христиане, что во все века потом шли за Христом – не раздавали ли они сознательно все свое имение? Не жили ли сознательно в нищете, ясно понимая, что настоящая жизнь ждет их впереди, за пределами этой земной жизни?! Да, именно так они и жили. Жить с Богом, Дарья, это не просто, это большой труд и терпение. Поэтому и Вы старайтесь молиться Богу не только, когда Он посещает Вас скорбью, чтобы Вы еще и еще разок задумались о бренности этой жизни, но и на всякий день и час. Не забывайте Его в молитве, не забывайте Пресвятую Богородицу, святителя Николая и всех тех святых, которых Вы особенно любите и почитаете, которые уже не раз помогали Вам. И да подаст Вам Бог все, что нужно для жизни: будет ли это богатство – пусть будет так, будет ли это скудость – и это понесем с благодарностью, так как дается это нам на благо. Господь не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы он обратился и умер праведником. И потому часто бывает так, что Он избавляет нас от всего вредного для наших душ, всего того, что мы стяжали и к чему прилепились в той жизни, когда мы жили без Него, словно говоря нам: "Если уж ты просишь меня в своих молитвах, чтобы Я спас тебя, то терпи, Я буду спасать тебя!" Смиритесь с промыслом Божиим и ищите спасения своей души, а все нужное для жизни у Вас будет.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте. Переехала в другой город и решила начать новую жизнь, но обстоятельства сильнее? и ничего не получается. Хожу в церковь постоянно, благодарю и прошу о помощи, но все идет наперекосяк. Стоит ли бороться, или нужно смириться и успокоиться? Просто, когда я начала все это, мне казалось, что Господь на моей стороне, а сейчас мне кажется, что все отвернулись от меня. У меня часто случаются срывы и приступы гнева, и я прошу об одном: дать мне силы принять все происходящее, но не могу. Я ничего плохого никому не делала, по крайней мере, специально, научилась прощать завистников, и тех, кто причинял мне боль, но жизнь никак не складывается. Мне скоро 23 года, а я ни с кем даже не встречалась, и уже совсем отчаялась обрести свое женское счастье. Как быть, если не могу с этим смириться и все равно надеюсь на хорошее?
Екатерина
Екатерина, к хорошему нужно стремиться. Руки опускать нельзя, нельзя отчаиваться. Бог испытывает Вас, проверяет Ваше терпение, Вашу решимость. Святые отцы говорят: надо немного пождать пока Бог все устроит, не надо торопить Его. Бывает, мы бьемся, бьемся, - и ничего, а как только мы смиряемся, оно само идет к нам, и еще лучше, чем мы ожидали. Вы требуете от Бога - но так нельзя. Мы молимся, просим, и ждем, и надеемся. Бог нам дает в жизни то, что нам полезно, если это нам во вред - не дает нам. Читайте молитву оптинских старцев - она очень хорошая. Вы смиритесь, успокойтесь, но молитву не оставляйте. Как сказано в Евангелии, "просите, и получите, стучите, и отворят вам". Екатерина, я думаю, Бог вас услышит – даст Вам женское счастье. Пошлет Вам жениха, даст возможность обрести семью. Главное - верить, что в свое время все будет, а я думаю - обязательно будет!
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли читать молитвы утренние и вечерние, сидя за столом или на коленях, опершись о кровать? Обязательно нужно стоя?
Наталия
Наталия, Можно, конечно. Если Вы устали, плохо себя чувствуете, но не оставляете молитвы, Господь сугубо воздаст Вам. Укрепи Вас Господь.
иерей Сергий Осипов
Здравствуйте! Недавно скачал в свой смартфон молитвослов с утренним и вечерним правилами - очень удобный интерфейс, автоматическое переключение правил в зависимости от времени суток. Нет ли чего-то предосудительного в чтении молитв с экрана телефона?
Дмитрий
Дмитрий, никакой разницы нет, читаете ли Вы с листа, или с экрана. Помоги Господь.
иерей Сергий Осипов
Добрый вечер. У меня маленький ребенок (2 годика), за последний год с небольшим мы были в больнице на стационаре 10 раз, в настоящее время малыш находится в реанимации. Я не могу сказать, что мой ребенок болезненный, но через каждый месяц мы заболеваем так, что без больницы не можем обойтись. Реакция на прививку, хирургическое вмешательство, невыясненные приступы - вот наши диагнозы. Чувствую, что все дело не в состоянии его здоровья. Ребенок крещеный. У меня впечатление, что его или сглазили, или прокляли, или еще что-то подобное... Я заказывала сорокоуст о здравии в трех церквях, ходили к иконе Пантелеймона Целителя в нашей церкви, сейчас опять заказала сорокоуст о здравии. Хочу спросить - что можно сделать, чтобы защитить моего малыша от каких либо козней людских извне? От зависти, от ненависти? И еще. Дело в том, что ребенок рожден вне брака, его отец женат на другой женщине и он изначально не хотел рождения моего малыша. Было много проклятий в мой адрес и в адрес ребенка. Прошу помощи и совета от Вас.
Оксана
Дорогая Оксана, причину нездоровья Вашего ребенка заочно я не могу определить, но могу посоветовать, кроме обязательного врачебного лечения, регулярное причащение Святых Христовых Таин, совместную ежедневную молитву вместе с ребенком, ежедневное натощак употребление святой воды и просфоры. Заказывать сорокоусты, конечно, хорошо, но намного важнее Ваша личная молитва и приучение к молитве ребенка. Что же до сглаза и прочего, то просто выкиньте это из головы, демоны верующему человеку не могут причинить вреда, а уж один человек другому вообще подобного вреда не может нанести. Все это суеверие!
протоиерей Андрей Ефанов
Скажите, пожалуйста, как правильно надо читать молитвы, если я к утренним и вечерним хочу добавить молитву к Господу Иисусу Христу, Феодоровской Божьей Матери, Богородице "Семистрельной", Матроне, Петру и Февронии и каноны и акафисты. В какой последовательности должны проходить молитвы, и перед утренними и вечерними или после?
Дарья
Дарья, утром сперва всегда читаются утренние молитвы, потом по иерархии: молитвы, каноны, акафисты и т. д. Спасителю, потом Божией Матери, потом святым в таком порядке: великомученикам, мученикам, преподобным, блаженным, праведным). В вашем случае - сначала Петру и Февронии, потом Матроне. Но мне кажется, что-то много обязательств Вы на себя наложили, может быть, чередовать: один день каноны, другой день акафист, третий день молитвы Спасителю, Божией Матери и Святым? Думается, Вам так легче будет. Вечером вечерние молитвы всегда читаются в конце последними.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте, батюшка! В скором времени собираюсь поменять работу. Подскажите, пожалуйста, какому святому нужно молиться о том, чтобы все сложилось благополучно на новом месте? Заранее спасибо за ваш ответ.
Елена
Елена, молитесь тому, кого больше всего любите и почитаете, кто уже много раз помогал Вам. Но не забывайте в молитвах и о Пресвятой Богородице, и о Самом Спасителе. Молитесь им обязательно.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте, батюшка! Помогите мне, пожалуйста! Месяц назад я нашла русский сайт, где можно было оставлять записочки и просьбы ко всем святым: Николаю Чудотворцу, Серафиму Сарафскому, Матроне Московской. К сожалению, я потеряла этот сайт. Может, Вы знаете похожий официальный сайт, напишите мне пожалуйста, на мой емеил. Спасибо Вам заранее! Храни Вас Господь!
Людмила
Дорогая Людмила, из тех сайтов, на которых можно подавать записки я могу точно назвать "Поминовение": http://pominovenie-iv.narod.ru/ и "Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца во Владимире": http://stgeorgy.ru/ , так как они создавались при моем участии и я лично знаю священников, которые молятся по запискам, и администраторов проектов. Может быть, администрация сайта подскажет Вам и другие проекты.
протоиерей Андрей Ефанов
Добрый вечер! У меня такая проблема: встречаюсь с парнем, все нормально, но у меня постоянно присутствует чувство обиды на него. Дело в том, что он мне полгода назад сказал, что не знает, есть ли у него ко мне чувства, что ему надо подумать. А потом и вовсе предложил расстаться. Потом через какое-то время познакомился с девушкой, начал с ней общаться, гулять, и даже бывать в тех местах, которые известны только нам с ним (природа). Но потом он как-то перестал с ней общаться и снова пришел мириться ко мне, говорил, что ему плохо без меня, что я ему нужна. Я решила его простить, это было в сентябре. Но простить толком не получилось. Постоянно вспоминаю это, мне неприятно ужасно, кажется, что такое может повториться. Как можно избавиться от этой обиды? Какими молитвами?
Ирина
Ирина, порой, чтобы понять, что тебе кто-то дорог, необходимо сначала потерять связь с этим человеком. Прочитайте евангельскую притчу о блудном сыне (Евангелие от Луки, гл. 15, ст. 11-32), там это показано - сын ушел из семьи и только на чужбине осознал, как он любит своего отца. Постарайтесь простить и дать своему молодому человеку второй шанс.
диакон Илия Кокин
Здравствуйте, батюшка! Когда я была еще в начальной школе, моя руководительница по вокалу пригласила меня в воскресную школу. Я ходила, мне очень нравилось. Мои родители были рады этому. При коммунизме они в церковь не ходили, а сейчас стараются придерживаться всех правил. Меня приучают к тому же. Но в последние полгода на меня нашло страшное уныние. Я не хочу ходить в церковь. Чтение молитв не доставляет мне былого удовольствия. Я вообще во многом разочаровалась. Я потеряла смысл. Я просто живу. Раньше одни только мысли о Боге меня окрыляли. Я была по-настоящему счастлива. Я не понимаю, что со мной происходит. Спасибо за совет.
Наталия, 17 лет
Дорогая Наташа, поверьте, это нормально и закономерно – время от времени мы переживаем кризисы. Из этих состояний есть два выхода – сорваться в крутое пике или прийти к новому, более глубокому осознанию своей жизни. Подобные кризисы помогают нам сбросить отжившую кожу иллюзий и еще на один шаг приблизиться к Истине. Я бы посоветовал Вам побольше общаться с мудрыми и опытными людьми, которые вызывают у Вас доверие и говорить о том, что Вас беспокоит. А еще было бы очень здорово, если бы Вы попробовали бы поучаствовать в волонтерском движении, стали бы по мере сил помогать людям (больным детям, старикам, инвалидам и т.п.). Когда видишь благодарные глаза людей, которым твой труду принес облегчение, начинаешь чувствовать, что во всем происходящем есть смысл. Укрепи Вас Господь, Наташа. Не отчаивайтесь! И пишите нам еще.
диакон Илия Кокин
Здравствуйте. Меня беспокоит сон, который мне приснился под утро. Во сне я выплевывала зубы. В сонниках говорится, это к тяжелой болезни родных или самого, кто видел сон. Я очень верующий человек и знаю, что сны от лукавого. Подскажите, пожалуйста, как справиться с тем, чтобы психологически не думать о плохом? Какие существуют молитвы, которые нужно почитать? В Храм хожу регулярно по воскресеньям на службу. Заранее спасибо.
Юлия
Юлия, для начала выбросьте Ваш сонник. Снам верить нельзя, Вы говорите, что верующий человек, а верите этой ерунде - Вы, видимо, привыкли рассматривать сны и толковать их. Молитв специальных нет, читайте "Отче наш". Поисповедуйтесь. Вы боитесь, наверное, чего-то? Все в жизни принимайте, как от руки Божией, как написано в молитве Оптинских старцев - кстати, хорошо и ее почитать, она успокаивает внутреннее волнение.
иеромонах Викторин (Асеев)
Может ли батюшка крестить ребенка без крестных? И какие слова говорить при исповеди? Я знаю, что постится, молится надо. Прошу прощения, но чувствую неловкость, будто не то сказала.
Алена
Крестный - это восприемник (от святой купели) младенца. Он отвечает перед Богом за духовный рост младенца, молится за него. Можно крестить с одним крестным, для мальчиков обязательно должен быть крестный отец, а для девочек – крестная мать. Мы исповедуемся не по формуле, а по влечению сердца. Исповедь - это покаяние в своих грехах, чтобы очиститься от них и примириться с Богом. Называйте свои грехи на исповеди – то, о чем болит Ваша душа, что плохого Вы сделали в жизни, что Вас, может быть, мучает.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте! Подскажите, как молиться, чтобы Бог ответил мне?
Сергей
В церкви так не говорят: "Бог мне ответил". Правильно говорить "услышал". Если хотите, чтобы Бог Вас услышал, - надо и Бога слышать, понимать, чего Он от нас хочет. Надо исполнять заповеди Божии. "Кто творит волю Божию и исполняет Его заповеди, того Бог слышит" и исполняет наши прошения, а если мы не исполняем, то и Бог может нас не услышать, когда мы его о чем-то просим. Надо быть твердым в молитве, иметь терпение, потому что наше прошение может быть долго не исполнено, а может и сразу быть исполнено – смотря о чем просим, как просим, и есть ли на то воля Божия.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте! Воцерковляться я стала недавно - год назад. Стараюсь читать, смотреть передачи по "Союзу", читаю Библию, вечерние молитвы (утренние не получается пока, т. к. трое маленьких детей). В церковь ходим редко, читаю Детскую Библию, научила детей молитве "Отче наш". Но чувствую, что как-то все сухо, без чувств. Дети, как стих, оттарабанят молитвы. И я сама читаю, потому что "надо". Бываю на Причастии. С мужем повенчались. Ходили к мощам, прикладывались - а для чего, не понимаю, прошу у Господа и веру дать, и любовь. Может, что не так делаю? Или никаких чувств не надо ждать? Подскажите, пожалуйста.
Екатерина
Екатерина, то что вы ходите в церковь, причащаетесь - уже хорошо. Не все сразу, постепенно. Когда молитесь или бываете в церкви, внимательно вникайте в слова молитвы и не торопитесь. А так - все хорошо, Вы правильно делаете, все придет со временем.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте, я благодарна Вам за Ваш ответ на мой вопрос. Сегодня хочу вас спросить вот о чем: святые Отцы говорят, что все в жизни происходит по попущению Божьему, в том числе и скорби (либо за наши прошлые грехи, либо для нашего духовного возрастания). Я воцерковлена, регулярно участвую в Таинствах, но совершенно теряюсь, когда случается какая-то скорбь в моей жизни. Я впадаю в уныние и никак не могу понять, что в конкретном случае хочет через эту скорбь мне сказать Бог. Например, близкий, родной человек предал, отвернулся - почему, за что - без объяснений. У меня, естественно, обида, недоумение, словом - СКОРБЬ. Я начинаю его укорять, обвинять, себя жалеть, плакать о загубленной с ним жизни. В такие минуты я ослеплена своими страстями. Я в недоумении: Господь желает своим детям мира, любви, как же Он может попустить нам обижать и обижаться? Я просила Господа научить меня смирению, терпению. Молилась об этой добродетели и преп. Серафиму Саровскому, зная, что ее-то у меня нет. Значит ли это, что мне ожесточенное сердце ближнего, его предательство, отчуждение ПОПУЩЕНО БОГОМ ДЛЯ МОЕЙ ПОЛЬЗЫ? Как мне относится к ближнему, у которого гордыня как стена меж нами, как относиться к ближнему, который избегает меня - не обращать внимания? Как сохранить мир душевный в такой ситуации, особенно в дни говения перед Причастием? Помогите понять, как увидеть, в чем воля Божья для меня в конкретной ситуации? Еще добавлю: я постоянно молюсь Господу, Богородице о мире в семье, читаю Псалтырь, Евангелие за близких, Заказывала Молебен об умножение любви, Сорокоусты, но ничего не меняется, а скорее наоборот. Как мне это понять?Что еще мне сделать, чтоб Господь услышал меня??? Спаси Господи!
Валентина
Вы не правильно понимаете; что-то совершается по волей Божией, что-то по попущению. Больше и внимательнее читайте православную литературу. Бог хочет нам в нашей жизни не счастья телесного, хотя мы не отвергаем это и все желаем его. Мы так часто ищем счастья и не находим, потому что истинное счастье не здесь, а в царстве Божием. Здесь нет счастья настоящего: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, я победил мир». Псалмопевец Давид говорит: "жизнь человека 70, аще в силах 80 лет, и множая их скобь и болезнь". Бог хочет нас спасти, а как нас спасать, когда все мы грешны и подлежим смерти? Не желая нашей смерти, Он не попускает, а посылает нам скорби и болезни: «кого люблю, того наказую». Святые говорят: чтобы быть счастливым, надо много трудиться, много молиться и творить добрые дела. Когда в человека вселяется Дух Святый, у него наступает покой в душе, блаженство. Вы просите у Бога смирения и терпения, вот Он и посылает вам всякое поношение. Верьте, Бог не желает плохого человеку. Стяжайте мир в душе, больше смотрите вглубь себя. Когда мы молимся, просим о чем то Бога, то Он может и не исполнять наше прошение, или медлить, испытывая нас в твердости. Не торопите Бога, молитесь со смиренным сердцем, то что Вы молитесь, уже достижение. Не оставляйте молитву. Бог увидит Ваше усердие, твердость, смирение и, думаю, не оставит Вашу молитву без внимания.
иеромонах Викторин (Асеев)
Пр. Исаак Сирин:
Когда предстанешь в молитве пред Бога, сделайся в помысле своем как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявицею и как бы немотствующим ребенком. Не говори пред Богом чего-либо от знания, но мыслями младенческими приближайся к Нему и ходи пред Ним, чтобы сподобиться тебе того отеческого промышления, какое отцы имеют о детях своих, младенцах.
Пр. Иоанн Лествичник:
Если ты предстоял когда – нибудь перед земным судьей, как обвиненный, то не нужно тебе искать другого образа для предстояния на молитве. Если же ты сам не предстоял на суде и не видел других истязуемых, то по крайней мере научайся молиться из примера больных, как они умоляют врача о пощаде, когда он приготовился резать или жечь их тело.
Св. Феофан Затворник:
Захотели учиться умной молитве. Добре! А прежде то какая же у вас была молитва?! Молитва по существу своему есть действие умное, - и если вы не молились умно, то и совсем не молились. - А я вам скажу, что никого нет, кто бы не молился умно. Все умно молятся. Все когда молятся, мысленно Бога представляют присущим и Ему изрекают свои потребы. Хоть и читают молитвы, все стараются мысленно к Богу возноситься.
Молитва, болезненное к Богу припадание в сокрушении и смирении. ...Один Господь есть победитель всех наших немощей, а восприять Его силу можно только молитвою. Она есть источник всего и всякого преуспеяния. ...Действие сие очень просто. Стоять умно пред Богом, как стоят пред Государем, в благоговейном страхе, не отрывая от Него очей ума, - в этом всё.
Преподобный Макарий Великий:
Главное же во всяком добром рачении и верх заслуг – прилежное пребывание в молитве. Ею, испрашивая у Бога, ежедневно можем приобретать и прочие добродетели. Отсюда в сподобившихся происходит общение в Божьей святости, в духовной действенности, и союз умного расположения как бы в неизреченной любви к Господу. Ибо кто ежедневно принуждает себя пребывать в молитве, тот духовной любовью к Богу воспламеняется к божественной приверженности и пламенному желанию, и приемлет благодать духовного освящающего совершенства.
Не по телесному навыку, не по привычке вопиять, молчать, преклонять колена должно нам молиться, но, трезво внимая умом, ожидать, когда Бог придет и посетит душу на всех исходах и стезях ее и во всех чувствах. Таким образом, иногда надобно молчать, иногда же надобно взывать и молиться с воплем, только бы ум утвержден был в Боге. Ибо как тело, когда что-нибудь работает, прилежа к делу, всецело бывает занято, и все члены его один другому помогают, так и душа всецело да посвятит себя молитве и любви Господней, не развлекаясь и не кружась в помыслах, но все чаяние возложив на Христа. И в таком случае, Господь Сам просветит ее, научая истинному прошению, подавая молитву чистую, духовную, достойную Бога и поклонение духом и истиною.
Приступающие к Господу должны совершать молитвы в безмолвии, мире и великом покое, и внимать Господу не с воплями непристойными и смешанными, но с томлением сердца и трезвыми помыслами. Рабу Божьему надлежит пребывать не в неустройстве, но во всякой кротости и мудрости, как сказал Пророк, «на кого воззрю? токмо на кроткого и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66, 2). Находим также, что при Моисее и Илие, когда являлся им Бог, пред величием Владычным во множестве служили и трубы и силы, но пришествие Господне отличалось и обнаруживалось тем, что исчислено выше, то есть миром, безмолвием и покоем. Ибо сказано, «се глас хлада тонка, и тамо Господь» (3 Цар. 19, 12). А сим показывается, что покой Господень состоит в мире и в благоустройстве.
Истинное основание молитвы таково – быть внимательным к помыслам и совершать молитву в великом безмолвии и мире. Человеку молящемуся надобно все усилие свое обращать на помыслы, и что служит пищею лукавым помыслам, то отсекать, а устремляться мыслию к Богу, и хотения помыслов не исполнять, но кружащиеся помыслы собирать отовсюду воедино, различая естественные помыслы от лукавых. Душа под грехом уподобляется как бы большому лесу на горе, или тростнику на реке, или какой-нибудь чаще терний и дерев, поэтому намеревающиеся проходить этим местом, должны протягивать вперед руки и с усилием и с трудом раздвигать пред собою ветви. Так и душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивною силою, поэтому потребны великая рачительность и внимательность, чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивною силою. Внимательные к помыслам, весь подвиг в молитвах совершают внутренне. Таковые своим разумением и рассудительностью могут преуспевать, отражать восстающие помыслы и ходить в воле Господней.
2. О внимании ума на молитве
Святитель Иоанн Златоуст:Молиться надо так, чтобы ум был всецело собран и напряжен. Должно призывать Бога со скорбящей душой и не говорить лишних слов, не растягивать молитву, а говорить немного простых слов, потому что не от множества слов, а от трезвенности ума зависит услышание. Если ты растянешь свою речь, то часто можешь рассеяться вниманием и дать диаволу возможность совершенно бесстрашно подойти к тебе и обольстить, отвлечь твою мысль от того, что ты говоришь...
Когда бодрствуешь в молитве, помышляй не об усталости, причиняемой бодрствованием, а о дерзновении, доставляемом молитвой.
Зная коварство диавола, постараемся особенно во время молитвы отгонять его, как будто бы мы видели его присутствующим и стоящим перед нашими глазами; постараемся удалять от себя всякий помысел, смущающий душу нашу, напрягать все свои силы и творить усердную молитву так, чтобы не только язык произносил слова, но и душа вместе со словами восходила к Богу.
И если ты сам не слышишь своей молитвы (по рассеянности), как же ты хочешь, чтобы Бог услышал ее?
Кто беспечен и невнимателен к тому, что говорит в молитве, тот взывает не к Богу, но говорит тщетно и напрасно.
Мы не знаем как следует пользы от молитвы, потому что не внимаем ей со всем усердием и не упражняемся в ней по законам Божиим.
Во время молитвы мы можем удерживать внимание, если будем помнить, с Кем беседуем, если будем представлять, что приносим духовную жертву.
Преподобный авва Исаия:
В чем состоит служение Богу? Не в чем ином, как в устранении из ума всего чуждого, когда славословим Бога. Да не будет в нас услаждения чем-либо земным в то время, как мы молимся Ему! Да не будет в нас злобы в то время, как воспеваем Его! Да не будет в нас ненависти к ближнему в то время, когда поклоняемся Ему! Да не будет в нас лукавого рвения в то время, как устремляем ум наш к Нему! Да не движется срамная похоть в членах наших в то время, когда занимаемся памятью Божией. Всем этим душа омрачается, содержится в плену и, имея эти страсти в себе, не может приносить чистого служения Богу. Они возбраняют ей на воздухе, то есть возбуждая помыслы и мечтания, не допускают ее предстать Богу и совершать таинственное служение Ему, молясь Ему от сладостного действия Божественной любви с услаждением сердца, в святой воле Божией, причем душа бывает просвещаема Богом. Не отсекая упомянутых страстей духовным разумом, ум находится постоянно в омрачении и не может преуспеть в Боге.
Святитель Григорий Нисский:
Тщательность в молитве приносит много даров. Только каждый пусть молится со вниманием и правой совестью, никак не блуждая мыслью по произволу и не воздавая молитву, как бы необходимый, невольный долг, но исполняя ею любовь и желание души... и Сам Господь внушит просящим, как молиться... Итак, прилежный к молитве должен просить ее и знать, что в столь важном деле он со многим старанием и усилием должен выдержать тяжкую борьбу, поскольку с особенной силой нападает на них дух злобы, стремясь ниспровергнуть наше старание. Отсюда ослабление тела и души, изнеженность, беззаботность, нерадение и все прочее, что губит душу, терзаемую по частям и предающуюся врагу своему. Итак, нужно, чтобы душою управлял разум, как мудрый кормчий, указывая прямой путь к горней пристани и предавая душу неповрежденной вверившему ее Богу.
Авва Силуан:
Когда стоишь, совершая молитвы, ум твой да внимает силе слов, и думай, что ты предстоишь Богу, истязающему сердца и утробы. Когда восстанешь от сна, прежде всего прославь Бога устами твоими, потом начни правило легко и тихо, вспоминая греховность твою и воздыхая о ней, вспоминая ожидающую тебя вечную муку.
Преподобный Антоний Великий:
Молитва, совершаемая с небрежением и леностью,- празднословие.
Изречения безымянных старцев:
Прилежная молитва скоро исправляет ум.
Преподобный авва Исаия:
Чистота сердца доказывается нерассеянной молитвой.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Душа молитвы - внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания мертва.
Произнося слова молитвы неспешно, не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы.
Ум во время молитвы должно со всею тщательностью сохранять безвидным... образы, если их допустит ум в молитве, сделаются непроницаемой завесой, стеной между умом и Богом.
Непарительность, доступная человеку, даруется Богом в свое время такому подвижнику молитвы, который постоянством и усердием в подвиге докажет искренность своего желания стяжать молитву.
Страсти - эти нравственные недуги человека - служат основной причиной развлечения при молитве.
Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются редкие.
Внимательная молитва, чуждая рассеянности и мечтательности, есть видение невидимого Бога, влекущего к Себе зрение ума и желание сердца.
От деятельности по своей воле и по своему разуму немедленно явится попечительность о себе, предстанут уму различные соображения... уничтожат внимательную молитву.
Свойственно молитве открывать в падшем естестве сокровенные признаки его падения и впечатления, произведенные произвольными согрешениями.
Рассеянность скрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетную пустоту и сухость. Постоянно молящийся с рассеянностью лишается всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы.
Затвори двери келлии твоей от людей, приходящих для пустословия, для похищения у тебя молитвы; затвори двери ума от посторонних помышлений... затвори двери сердца от ощущений греховных и помолись.
Необходимо во время молитвы заключать ум в слова молитвы, отвергая без разбора всякий помысел - и явно греховный, и праведный по наружности.
Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве. Тогда похвально количество, когда оно приводит к качеству... Качество истинной молитвы состоит в том, что ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму.
Надо помнить, что сущность молитвенного подвига заключается не в количестве прочитанных молитвословий, а в том, чтобы прочитанное было прочитано со вниманием, при сочувствии сердца.
Ум, заключаясь в слова молитвы, привлекает сердце в сочувствие себе.
Научимся сперва молиться внимательно устной и гласной молитвой, тогда удобно научимся молиться и одним умом в безмолвии внутренней клети.
Хочешь ли преуспеть в умной и сердечной молитве? Научись внимать устной и гласной: внимательная устная молитва сама собою переходит в умную и сердечную.
Положим в основание молитвенного подвига, главного и существеннейшего между монашескими подвигами... внимательную гласную молитву, за которую милосердный Господь дарует в свое время постоянному, терпеливому, смиренному подвижнику молитву умную, сердечную, благодатную.
Внимательная молитва служит признаком, что сердце расторгло нити пристрастий и потому уже свободно направляется к Богу, прилепляется к Нему, усваивается Ему.
Состояние глубокого постоянного внимания при молитве происходит от прикосновения Божественной благодати к духу нашему. Дарование благодатного внимания молящемуся есть первоначальное духовное Божие дарование.
Дару внимательной молитвы обыкновенно предшествуют особенные скорби и потрясения душевные, низводящие дух наш в глубину сознания нищеты и ничтожности своей.
Молитва нуждается в неотлучном соприсутствии и содействии внимания. При внимании молитва составляет неотъемлемую собственность молящегося, при отсутствии внимания она чужда молящемуся.
То внимание, которое вполне соблюдает молитву от развлечения или от посторонних помыслов и мечтаний, есть дар благодати Божией.
Отечник:
Рассказывал некий ученик об отце своем. Однажды мы совершали правило; я читал псалмы и пропустил одно слово, не заметив этого. Когда мы окончили службу, старец сказал мне: "Я, совершая служение, представляю себе, что предо мною горит огонь, и ум мой не может уклониться вправо или влево. Где же был твой ум, когда ты читал псалмы и пропустил слово? Разве ты не знаешь, что, молясь, ты стоишь перед Богом и говоришь Богу?"
Поведали об Иоанне: когда он возвращался с жатвы, то ходил сперва к старцам для молитвы и назидания; потом упражнялся в псалмопении; после этого переходил уже к молитве. Такую постепенность в занятиях он считал нужной для приведения ума в то состояние, в котором он находился до выхода из келлии.
Преподобный Нил Синайский:
Одному безмолвствующему в пустыне, когда он прилежно молился, явились демоны и в продолжение двух недель играли им, как мячом, бросали его вверх и подхватывали на рогожу. Однако они никак не смогли отвлечь его ум от пламенной молитвы.
3. Как не надо молиться (о прелести)
Пр. Симеон Новый Богослов :
Кто воображает блага небесные, чины Ангелов и обители святых - это есть знак прелести. На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное.
Святитель Игнатий Брянчанинов:
Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы.
Многие, ощутив расположение и усердие к духовному подвигу, приступают к этому подвигу опрометчиво и легкомысленно. Они предаются ему со всею ревностью и разгорячением, со всею безрассудностью, не поняв, что эти ревность и разгорячение – наиболее кровяные и плотские, что они преисполнены нечистоты и примеси, не поняв, что, при изучении науки из наук – молитвы, нужно самое верное руководство, нужны величайшее благоразумие и осторожность.
Неосторожные, особливо упорные, водимые самомнением и самочинием искатели высокого молитвенного состояния всегда бывают запечатлены печатью отвержения, по определению духовного закона. Снятие этой печати очень затруднительно – по большей части невозможно. Какая тому причина? Вот она: гордость и самомнение, вводящие в самообольщение, в общение с демонами и в порабощение им, не дают видеть неправильности и опасности своего положения, не дают видеть ни горестного общения с демонами, ни бедственного, убийственного порабощения им.
Пр. Никон Оптинский:
Во время молитвы не полезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только вникать в смысл произносимых слов, внимательно молиться...
4. Что делать, когда молитва не идет на ум
Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв – чужих молитв, по привычке и искренно произносимых".
Св. Феофан Затворник:
Если душа бывает вяла и не сильна сама подняться к Богу, читайте на память какую-либо молитву, каждое слово несколько раз повторяя, чтоб разбить душу, как молотом. Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу, начиная с благодарения за милости именно вам самим, потом и другое что нужно сказывая. Господь близь! Он внимает слову из сердца.
После утомления плохо совершаете вечернее правило... Прежде правила походите немножко, даже наружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитыя развеются... Тогда становитесь на правило... Правила никогда не давайте себе свободы исполнять кое-как. Всегда исполняйте его как первейшее дело... Как представление пред Государя... И если время не позволяет, сократите лучше правило, а не исполняйте его кое-как. Сокращение сие при нужде сами и благословитесь на исполнение его у своего духовнаго отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общаго свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящаго.
Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, - коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до расшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. "Боже, милостив буди"... Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провесть в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще - иногда можно все правило провесть в молитве Иисусовой с поклонами... А то из того, другого и третьего понемногу взять. Богу сердце нужно (Притч.23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь.
5. Можно ли молиться сидя?
Св. Филарет Московский:
Лучше сидя думать о Боге, чем стоя - о больных ногах.
Св. Феофан Затворник:
На молитве хорошо стоять в струнку, не распуская лениво и беспечно членов и держа все их в некотором напряжении.
На молитве, когда почувствуешь усталость, то лучше отдохни.
Св. Тихон Задонский:
Мы можем к Богу приступать с прошением нашим в церкви, в доме, в собрании, на пути, на деле (на работе), на ложе, ходя и сидя, трудясь и почивая, и во всякое время.
Схиигумен Иоанн (Алексеев):
Святые Отцы сказали, если и сидя по нужде молишься внимательно, Господь принимает твою молитву, а если и стоя молишься, но рассеянно, Господь не внемлет такой молитве. Ибо внимание - душа молитвы.
6. Суть и значение молитвы
Пр. Макарий Великий:
Надлежит молиться, чтобы еще на земле приять духа Божия.
Пр. Иоанн Лествичник:
Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде страшного суда.
Пр. Серафим Саровский:
Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа.
Пр. Нил Синайский:
Мать всех добродетелей - молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся.
Св. Иоанн Златоуст:
Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех. Напротив, кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, слабее всех.
Молитва, совершаемая с усердием, есть свет для ума и души, свет неугасимый.
Молитва - великое оружие, великая защита, великое сокровище, великая пристань, безопасное убежище, только бы мы приступали ко Господу с бодрою душой и собранными мыслями.
Ничего нет равного молитве: она и невозможное делает возможным, трудное – легким, неудобное – удобным.
Врага ли увидит он после молитвы? уже не будет смотреть на него, как на врага; красивую ли женщину? не соблазнится при виде ее, потому что пламень, возженный молитвою, еще остается внутри его и отгоняет всякую негодную мысль.
Молитва и служение Богу есть знак всякой праведности, она является неким божественным и духовным одеянием, проливает в наши мысли большую красоту, управляет жизнью каждого, не позволяет ничему дурному и неуместному господствовать над умом, убеждает почитать Бога и уважать ту честь, какая от Него даруется нам, учит удалять от себя всякое ухищрение лукавого, изгоняет постыдные и неприличные размышления, приводит душу каждого в состояние презрения к удовольствиям.
Св. Игнатий (Брянчанинов):
Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом.
Св. Иоанн Кронштадтский:
Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения.
7. О молитве святым
Св. праведный Иоанн Кронштадтский:95. Святые исполнили слово Господа; Господь исполняет их слово: они делали для Него-Он для них. «В нюже меру мерите», сказал Сам Господь, «возмерится вам» (Мф. 7, 2). Вот почему Господь исполняет скоро молитвы за нас святых.
96. «Авраам раб Мой помолится... Иов раб Мой помолится о вас... Моисей... Самуил... Илия» (Иов. 42, 8; сн. Б. 20, 7, 17; Иер. 15, 1; 3 Цар. 18, 36, ПС. 98, 6). Молитвы святых о нас приятны Господу, как верных рабов Божиих.
97. Святые Божии - великие купцы, обогатившиеся всеми душевными сокровищами, всеми добродетелями: кротостью, смирением, воздержанием, терпением, богатою верою, надеждою и любовию. Оттого мы и просим их святых молитв, как нищие богатых, чтобы они помогли нам в нашей духовной бедности, чтобы они научили нас молиться и преуспевать в христианских добродетелях, чтобы они, как имеющие дерзновение пред Богом, молились об отпущении наших грехов и предохраняли нас от новых. Ходим к земным купцам в их лавки покупать их товары: как не обращаться нам к небесным купцам с молитвою усердною, как бы сребром и златом, как не покупать у них их ходатайства пред Богом о прощении грехов и о даровании различных христианских добродетелей! Кажется, это очень естественно.
98. Святых призывай с верою непостыдною и любовию нелицемерною, если хочешь, чтобы они слышали тебя и исполнили твою молитву. Помни: подобный подобного ищет. Святые угодили Богу верою и любовию и от тебя того же хотят. С верою и любовию соедини еще подобающее к ним благоговение.
99. Лютеране говорят: “к чему мы просим молитв святых за себя? Мы просим Самого Бога” и сами себя опровергают: ибо зачем они просят молиться за себя? Молились бы без пастора, если всякий имеет одинаковый доступ к Богу в нет нужды в освященных молитвенниках за нас.- Какая слепота! - Говорят: молясь святым, мы идолопоклонствуем. Неправда! Ни одного святого мы не почитаем за Бога, ни одному святому не молимся, как Богу, а только просим молитв его за себя; есть ли хоть тень идолопоклонничества? Как просим живых священнослужителей и молитвенников за нас пред Господом, чтобы они помолились о нас, так просим и небесных молитвенников, по любви своей к Богу имеющих великое дерзновение пред Ним; притом весьма многие из них и здесь на земле были молитвенниками и ходатаями пред Богом за мир; там - на небесах эта деятельность их только продолжается, имеет большие размеры и особенно сильна, ибо не воспящается тяжелою и косною плотью. Все святые, хотя кончили земное поприще, но они живы: «несть Бог мертвых, но Бог живых: вси бо Тому живи суть» (Лук. 20, 38).
100. Как святые слышат нас? Слышат, как едино с нами во Святом Духе - «да и тии в нас едино будут» (Ин. 17, 21), как члены единой Церкви Божией, возглавляемой единым Христом и одушевляемой единым Духом Божиим. Святые зрят и слышат нас в Духе Святом так, как мы телесными глазами и ушами видим и слышим посредством света и воздуха; но наше телесное зрение и слух далеко не совершенны в сравнении со зрением и слухом духовным: на далеком расстоянии мы не видим весьма многих предметов, не слышим весьма многих звуков. Духовное зрение и духовный слух совершенны: от них не ускользает ни одно движение сердца, ни одна мысль, ни одно слово, намерение, желание, потому что Дух Божий,-в Коем пребывают, видят и слышат нас святые, всесовершен, всеведущ, все видит и слышит, потому что вездесущ.
101. Святые Божии близки к верующим сердцам и, как самые искренние и добрые друзья, в минуту готовы на помощь верным и благочестивым, призывающим их верою и любовью. За земными помощниками надобно большею частью посылать и ожидать иногда долгое время, когда они придут, а за этими духовными помощниками не нужно посылать и долго выжидать: вера молящегося в мгновение может поставить их у самого сердца твоего, равно как и принять по вере полную помощь, разумею, духовную. То что говорю, говорю с опыта. Я разумею частое избавление о скорбей сердечных предстательством и заступлением святых, особенно предстательством Владычицы нашей Богородицы. Может быть, скажут на это некоторые, что тут действует простая вера или твердая, решительная уверенность в своем избавлении от скорби, а не заступление святых перед Богом. Нет. Из чего это видно? Из того, что если я не призову в сердечной молитве известных мне (не различая никого) святых, если не увижу их очами сердца, то и помощи никакой. не получу, сколько бы ни питал уверенности спастись без их помощи. Я сознаю, чувствую ясно, что помощь я получаю от имени тех святых, коих призываю ради живой веры в них. Это дело бывает так, как и в обыкновенном порядке вещей земных. Я сначала увижу своих помощников сердечною верою. Потом, видя, прошу их тоже сердцем, невидимо, но внятно самому себе; затем, получив невидимую помощь совершенно неприметным образом, но ощутительно для души; я вместе с тем получаю сильное убеждение, что эта помощь именно от них, как больной, исцеленный врачом, бывает убежден, что он получил исцеление именно от врача, а не от другого и не сам собою, а именно от врача. Все это делается так просто, что нужны только глаза - видеть.
102. Если призываешь какого-либо святого с сомнением в близости его к тебе и в слышании им тебя, и сердце твое поразится теснотой,-переломи себя, или, лучше сказать, тотчас же преодолей с помощью Господа Иисуса Христа, гнездящегося в сердце клеветника (диавола), призови святого с сердечной уверенностью, что он близ тебя в Духе Святом и слышит твою молитву: и тебе сейчас станет легко. Тяжесть и томление сердца на молитве происходят от неискренности, от лживости и лукавства нашего сердца, подобно тому, как в обыкновенной речи с людьми мы чувствуем себя внутренне неловко, когда говорим с ними не от сердца, неистинно, неискренно. «Жестоко ти есть против рожна прати» (Деян. 26, 14). Будь всегда и везде истинен сердцем и всегда будешь иметь мир в сердце, но особенно будь истинен в беседе с Богом и со святыми: ибо «Дух есть истина» (1 Ин. 5, 6).
103. Следует радоваться, что мне приходится очень часто носить в уме и в сердце и произносить устами имя Божие, имя Владычицы Богородицы, св. Ангелов и св. угодников Божиих, как всех по имени в продолжении года, так и особливых, упоминаемых ежедневно в молитвах церковных или при водосвятных молебнах. Ибо воспоминаемое искренно, от сердца, имя Божие освящает нас, оживляет и утешает, также и имя Божией Матери, всесильной Ходатаицы; и святые, наши ходатаи пред Богом, молятся за нас, когда мы их призываем в молитве, и светят нам своими добродетелями многоразлично. Хорошо иметь союз с Богом и небожителями.
104. Ежели мы, грешные, молим и умоляем Господа за себя и других; ежели, живя на земле, святые молятся других и испрашивают им у Бога нужное, то тем более - когда святые переселяются в вечность и будут лицом к лицу с Богом. В силу великой ходатайственной жертвы Сына Божия, имеют силу ходатайства по благодати Господа Иисуса Христа и молитвы святых, особенно Пречистой Матери Его. Это воздаяние от Господа заслугам святых.
105. Замечательно - сегодня я усомнился - конечно, потому что подстрекал лукавый - насчет одного оборота в одной молитве, именно: «един имаши власть оставляти грехи молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых» (3 мол. жене род. в 1 день), и посрамился в своем мудровании: враг сразил меня, запнул, возмутивши меня на общественной молитве. В чем же ложна была мысль моя? - Я думал: как Бог имеет власть оставлять грехи по молитвам Своей Пречистой Матери и святых, а не Сам независимо? И без молитв других имеет власть, конечно, один имеет власть; но чтобы почтить высокие добродетели святых, особенно Своей Пречистой Матери, которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земной жизни. Он принимает их молитвенные предстательства о нас, недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений.Вспомните Моисея, предстательствовавшего за народ еврейский и исходатайствовавшего ему жизнь у раздраженного Господа. Кто не скажет, что и без Моисея мог бы Бог пощадить народ Свой - дарованием ему продолжения его бытия, - но тогда Господь был бы, так сказать, неправосуден, даровавший им, недостойным жизни, жизнь, тогда как Сам же определил их умертвить; а когда стал предстательствовать Моисей - человек праведный, кроткий и смиренный, - тогда взоры правосудного Бога упокоились на праведнике, на его любви к Богу и к народу своему, и ради его заслуг, Господь помиловал недостойных, ради праведника - неправедных. Так и ныне, по молитве Своей Пречистой Матери, Он милует нас, которые сами по себе, за великие и частые грехи и беззакония, и недостойны были бы Его милости. «Аще не станут Моисей и Самуил пред лицеи Моим, несть душа Моя к людям сим» (Иерем. 15, 1), говорит Господь Иеремии об Иудеях. Из этого видно, что Господь принимает ходатайство святых за недобрых людей, когда грехи этих последних не превышают меры долготерпения Божия.
106. Из собственного опыта живой сердечной молитвы можем знать, что святые приняты в ближайшее общении с Богом. А по собственному же опыту знаем, что в общении с Богом посредством молитвы, веры наш ум необыкновенно просветляется и принимает самые обширные размеры действия: в это время он видит то, чего в обыкновенном своем состоянии не видит. Из этого следует, что святые, будучи в общении с Богом, притом чистые, отрешенные от тела, имеют ум самый светлый, дальнозрящий, и наши сердечные молитвы слышат, и если они угодны Богу и нам полезны, непременно исполняют!
107. Святителю отче Николае, моли Бога о нас! На каком основании мы просим молитв за себя святых, и действительно ли они молят за нас, и действенна ли их молитва за нас? Сам Бог прямо изъявил Свою волю некоторым людям, не имевшим к Нему близости, например, Авимелеху, взявшему жену Авраамову, было повелено просить Авраама, чтобы он помолился о нем; Иов молился, по явному откровению воли Божией, о друзьях своих; молились Моисей, Самуил, Илия, все пророки; Сам Господь, по человеческому естеству Своему, молился Отцу Небесному о Петре и всех учениках. Святые заслуживают быть ходатаями о нас к Богу по своим добродетелям, по своим заслугам, как угодники Его. Если на земле справедливость требует, чтобы известный человек, близкий к Богу, помолился о других (наприм., священник о людях), то отчего и не на небесах? Все святые живы у Бога и для нас: видя в Боге наши нужды, сочувствуют нам и готовы, по нашим молитвам, помогать нам. Для чего же по нашим молитвам, а не иначе? Для того. чтобы нас же утвердить в вере и подвиге молитвенном. Да еще: для чего и живые хотят, чтобы другие нуждающиеся в их помощи, просили их?
108. Когда мы призываем святых на молитве, тогда произнести от сердца их имя значит уже приблизить их к самому своему сердцу. Проси тогда несомненно и молитв и предстательства за себя; и они услышат тебя, и молитву твою представят Владыце - скоро, во мгновение, яко везде Сущему и вся ведущему.
109. Имя святых, из членораздельных звуков, значит как бы плоть святого или святой... В малом виде, в устах наших как бы отражаются существа горнего и дольнего мира: и все это чрез веру. Духом Святым, Который есть един Сый - везде сущий и все исполняющий.
110. Призывая или прославляя святых угодников Божиих, мы должны призывать или прославлять их всем сердцем, с горячностью души; чтобы таким образом приблизить их себе, приблизиться к ним и по возможности уподобиться им: ибо они тогда бывают с нами и за нас, когда мы призываем или прославляем их чистым сердцем, и возносят наши молитвы к Богу.
111. Господи! В молитву Тебе о нас приводим святых, эти благовония духовные, это миро ароматов Твоих. Приими их благоухающие любовию и чистотой молитвы о нас и избави нас от смрада греховного, ибо наши сердца нечисты и уста скверны, и недостойны мы сладчайшей беседы с Тобой. Все в нас земно и тленно, скверно, лукаво, а они, святые Твои - миро чистейшее, наипаче же Твоя Пречистая Матерь. Твоя одушевленная светоносная палата, чистейшая светлостей солнечных, благоуханнейшая паче всех ароматов, ибо благоуханием Ее святости, ее добродетелей божественных полны небо и земля.
112. Ты недоумеваешь, как внимают нам с небес святые, когда мы молимся им. А как лучи солнечные с небес преклоняются к нам и всюду - по всей земле, светят? Святые - то же в духовном мире, что лучи солнечные в мире вещественном. Бог - вечное, животворящее Солнце, а святые - лучи умного Солнца. Как очи Господни постоянно призирают на землю и на земнородных, так и очи святых не могут не обращаться туда, куда обращен промыслительный взор Господа твари и где их сокровище (тела их, дела их, места священные, лица им преданные). «Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф. 6. 21). Ты знаешь, как сердце видит быстро, далеко и ясно (особенно предметы духовного мира); заметь это во всех познаниях, особенно в духовных, где весьма многое усвояется только верою (видением сердца). Сердце - око существа человеческого; чем оно чище, тем быстрее, дальше и яснее видит. Но у святых Божиих это око душевное еще при жизни доведено до возможной для человека чистоты, а по смерти их, когда они соединились с Богом, оно -благодатию Бога стало еще светлее и обширнее в пределах своего зрения. Потому-то святые видят весьма ясно и далеко и широко, видят наши духовные нужды; видят и слышат всех призывающих их от всего сердца, то есть тех, которых умные очи прямо устремлены к ним и не омрачаются, не затмеваются во время устремления сомнением и маловерием, когда очи сердца молящихся совпадают, так сказать, с очами призываемых. Здесь таинственное зрение. Опытный понимает, что говорится. Поэтому, как легко иметь сообщение со святыми. Надобно только очистить зрение сердца, устремить его твердо к известному святому, просить о нужном - и будет. А что Господь в отношении зрения! Он весь - зрение, весь свет, весь знание. Он наполняет всегда небо и землю и на всяком месте все зрит. «На всяком месте Очи Господни сматряют злыя и благия» (Притч. 15, 3).
Святитель Феофан Затворник:
Нашли теперь пристанище небурное; держитесь в нем. Господь да хранит вас и умудряет. Но и сами не дремите. Хорошо, что вы замечаете, что осталось еще от прежних мудрований и не скрываете того. Вас смущает, как вы пишите - моление к святым, и вы боитесь, как бы не подвергнуться осуждению в идолопоклонстве. Нет, наше моление святым и их чествование не имеет ничего идолопоклонническаго. Было бы идолопоклонство, если бы мы почитали их богами; но мы чтим их, как слуг Божиих и ходатаев о нас пред Богом. Внутреннее чувство должно говорить вам, что вы не почитаете их Богом, и не считаете их первою причиною просимых благ, а только орудием подаяния их. Взывая к святому, мы говорим: "Святый Божий, помолись о нас; умоли Господа дать нам то и то". Возьмите во внимание и вот что: мы, живущия здесь на земле, чада церкви, просим друг друга молиться о нас... Все это делают. И никто не думает, чтобы тут было что-либо идолопоклонническое. Вы пишете же ко мне: "помолитесь о том-то и том-то". Опасаетесь ли при этом провиниться в идолопоклонстве? Я думаю, что никого еще в свете не было, кто б так думал. Как же это у вас в голове держится мысль, что когда святыя были здесь на земле, можно было безопасно просить их о молитве, а когда они перешли туда - в царство небесное, стало нельзя? Отошедшия отцы и братия наши, не смотря на сие отшествие, пребывают в церкви Божией, так же, как и мы оставльшиеся здесь...
Отношения наши взаимныя, как членов церкви, остаются те же, в силе. Вот и молим их, как молили прежде.
Существо идолопоклонства в том, что твари присвояют божеския свойства, и в силу сего чтут их... мы же святым Божиим никаких божеских свойств не присвояем... а чтим их как совершеннейших из людей, в меру возраста исполнения Христова достигших... а чрез то приблизившихся к Богу, приискреннее других. Войдите внутрь себя и разсмотрите: считаете ли вы святых богами... Чувство должно сказать вам это. Если окажется, что вы считаете их такими, то перестаньте считать, а если не считаете, нечего и смущать себя помыслом не попасть бы в идолопоклонницы.
Господь да умиротворит душу вашу. Приношу вам врачевство от подобных смущений. Как только вспадет что подобное на ум, молитесь Господу о вразумлении и придет просветление мыслей. Равно, когда придет какое страстное движение, молитесь - порадует... На молитве такой предпосылается всегда отвержение, чем сильнее отвергнуть неправую мысль и неправое желание и влечение... Господь близ и внемлет. Господь да сохранит вас от всякаго зла... и да благословит в семейном отношении; сына же вашаго да приимет в блаженныяе обители! Спасайтесь!
Я верую, что все святые на небе едино тело составляют. Они все вместе молятся о нас, хотя мы простираем молитвы то к тому, то к другому. И Божия Матерь со всеми предстоит о нас Богу. Когда просите, чтоб святые присоединили свое предстательство пред Господом к молитве Божией Матери, ничего особенного не делаете. На небе так всегда и есть.
Но отчего в наше время все чаще раздаются полные тревоги голоса священства о молящихся? Искренне желая обратиться ко Господу, заступнику нашему и Спасителю в разных горестях, болезнях и нуждах, по незнанию люди, только еще приходящие к вере или пришедшие недавно, нередко пользуются молитвенными текстами, взятыми из журналов, сборников, календарей, составленных людьми невежественными и безразличными к своим читателям, для которых все равно что печатать - магические заклинания или святые молитвы, - лишь бы издание раскупалось и приносило доход. На одной странице такого издания можно увидеть молитвы, причем часто искаженные, искореженные, помещаются иконы, освящаются православные даты, а на другой - ритуалы и заговоры белой и черной магии, призывы всяких "ясновидящих", колдуний, то есть тех, кто получает свои ответы от сатаны, но никак не от Бога. Тут же будет реклама каких-либо курсов по астрологии, экстрасенсов и так далее. Издатели этой душегубительной газеты выхватывают из православного Богослужебника куски, преподавая их читателям как молитвы, имеющие как бы "магическое целебное свойство". Подумать только, какое святотатство совершается таким образом!Вот что пишет об этом архимандрит Георгий, наместник Тимашевского Свято-Духов мужского монастыря в своей статье "Мираж исцеления?": "Я убедительно советую - не читать подобных газет и тем более "молитв", которые в них печатаются... Эти молитвы скомбинированы и искажены, а зачастую и просто выдуманы самими оккультистами, чтобы привлечь к себе побольше любознательных (и безграмотных в Православии) читателей. Неграмотные христиане увлекаются такими молитвами потому, что они действительно видят перед собой некий текст, в котором упоминается Имя Господа, Богородицы, святых, и обольщаются этим".(18 июня 2011 г. около 18.00 отошел ко Господу наместник Свято-Духова мужского монастыря в г. Тимашевске схиархимандрит Георгий (Савва).ред.)
Кроме того, в подобных изданиях часто помещают православные молитвы, читаемые в различных болезнях, к примеру "молитвы для исцеления слуха", "для исправления зрения", "от кожных болезней" и так далее.
Те издания, которые печатают подобные молитвы (якобы для исцеления всех органов человека), совершенно не знают, что многие из этих молитв смогут помочь больному только в том случае, если их читает только священнослужитель, а не сам больной и тем более не "целитель". Такие газеты берут большинство молитв из святого Требника, которым может пользоваться только человек, который принял таинство священства, то есть священник. Мало того, все те молитвы, взятые "целителями" из святого Требника, полностью ими искажены. Вот, к примеру, в газете краснодарских "целителей и ясновидящих" дается молитва "для исцеления мозга", а ведь такая молитва читается только тогда, когда у человека "умопомрачение", то есть душевная болезнь, а не просто болезнь головы. Все эти молитвы предназначены только для священников, а для мирян есть свои молитвы.
В новозаветной Церкви установлено таинство священства, совершаемое только архиереями. В чем заключается это таинство? В момент его совершения на того, кто рукополагается, сходит благодать Духа Святого, освящающая и дающая ему духовную власть в таинстве покаяния прощать наши грехи. Власть эта передается по преемству еще от апостолов Христовых, которым ее даровал Сам Господь, посылая их в мир: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 23).
Существуют литургические и молебные чины, составленные отцами Церкви Христовой. В их чинопоследованиях есть молитвы, которые могут читать только священники. Даже диакон не имеет права и власти читать их. Не имеющие священнического сана, читая такие молитвы, например для освящения дома, для изгнания нечистой силы и прочие, просто оскверняются .
Мы совершаем грех святотатства, потому что принимаем на себя то достоинство, которого не имеем. В связи с этим архимандрит Григорий приводит один очень поучительный случай: "Один молодой человек (он живет в Тимашевске, посещая однажды Троице-Сергиеву лавру, зашел в книжную лавку и купил там книгу с названием "Служебник" (это происходило в начале 90-х годов). Служебник - это книга, включающая в себя литургические последования, в которых имеются тайнодейственные молитвы, читаемые сугубо священником. Конечно, этот парень не знал, что такие молитвы читать мирянину нельзя... Дома он стал читать эту книгу, прочитывая и те молитвы, которые приличествует произносить только священнику. Через короткое время парень заметил, что у него появилась в теле какая-то "теплота", чувство "благодати"... Демон затягивал его в ловушку прелести через чувственное обольщение. Я предупреждал этого парня, что если он не прекратит заниматься неподобным, то с ним может случиться что-нибудь нехорошее... Но этот молодой человек не внял моим наставлениям, упорствуя в том, что через чтение этой книги на него сходит благодать и Дух Святой... Вскоре после нашего с ним разговора в тот момент, когда он в очередной раз читал Священнические молитвы, в него вошел бес... Сколько страданий и горя он принес себе и матери, может рассказать только его мать...
Вот вам пример того, что далеко не все молитвы может читать мирянин..."
Каких только рекомендаций и советов не увидишь в газетах так называемых "народных целителей"! Как уберечь свой дом от зла и порчи? Оказывается, надо обойти со свечой дом или квартиру и говорить при этом заговоры (они тут же печатаются), в которых упоминается имя Христа или Богородицы! Это и будет освящением дома. А ведь это просто суеверный обычай. Все эти советы лишь насаждают в народе сектантские заблуждения, вносят смуту в ряды новоначальных, оскорбляют святую Церковь и священнослужителей.
Если следовать таким советам, то человек ни чем другим и заниматься не должен, как совершать с утра до вечера какие-то ритуалы да сутками читать заговоры и тексты, сфабрикованные из всевозможной духовной литературы.
У всех свои обязанности. В обязанности священника входит совершение треб - молитвенных чинов и молитвословий - для призывания помощи Божией в нуждах, то есть требах, житейских потребностях православных христиан - мирян.
Ни в одном законе Священного Писания не написано, чтобы обращались мы, когда заболели, за помощью к целителям, ясновидящим и так далее. В Священном Писании написано только одно: "Если болеешь, позови пресвитеров Церковных (то есть священников), и они молитву творят..." И только эта молитва, произносимая священниками, в сочетании с большой верой больного может дать больному желаемое исцеление, и "даже многие забытые грехи ему простятся".
Будьте бдительны, братия и сестры. Сейчас стало модным печатать без разбору в газетах и книгах молитвы от всех недугов. Многие миряне пользуются этими молитвами, а ведь это очень большой грех, так как молитвы эти берутся из церковно-богослужебных книг.
Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.
Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.
Дата: 23.02.2014 2:00:20
Можно ли читать утренние молитвы не утром, а в обед?
отвечает протодиакон Дмитрий Половников
В Вашем случае, возможно, это будет меньшим злом, чем не читать утренних молитв вообще. Но, тем не менее, хотелось бы посоветовать Вам все же молиться утром, а за основу взять, к примеру, правило Серафима Саровского, которое состоит из молитв, которые очень легко запомнить. Вам это труда большого не составит и Вы сможете молится всегда, когда захотите.
Преподобный Серафим Саровский преподавал всем следующее молитвенное правило:
«Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды , в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» трижды и, наконец Символ Веры единожды .
Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (или грешную )», а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только «Господи, помилуй » и продолжает до обеда.
Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило — трижды прочитает Отче наш , затем трижды песнь Богородице и однократно Символ Веры .
После обеда, исполняя свое дело, всякий христианин пусть читает тихо «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного (или грешную )» или же «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного (или грешную )», и это пусть продолжает до самого сна.
Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило: трижды прочитает молитву Господню «Отче наш», затем трижды песнь Богородице и, Символ Веры один раз , после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».
«Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».