Как победить своих врагов. Как победить зло? Мощная сила способная творить чудеса

1. Отправиться в детскую комнату .
Бегите к отметке на радаре.

2. Обыскать детскую комнату и понять, что стало с Сианной .
Войдя в комнату, возьмите и прочитайте красную книгу. Там будут записки Изабель де Рокфор, придворной гувернантки из тех времен, когда сестры были детьми. Прочитав эту книгу станет ясно, что Сианна находится в иллюзии и Геральту надо найти способ как туда попасть.

3. Найти «Страну Тысячи Сказок» .
Чтобы попасть в сказку, нужно найти книгу «Страна тысячи сказок» и прочитать заклинание. Книга лежит в шкафу, а ключик от него находится на стене за картиной.

4. Пройти по дороге из желтого кирпича .
Оказавшись в иллюзии бегите по дорожке, пока не встретите Сианну и злую ведьму. Сианна в этой сказке своя, и поэтому на нее местные обитатели нападать не будут. А вот Геральт чужак, так что придется сразиться с ведьмой.

5. Победить злую ведьму .
В этом видео я показываю как победить злую ведьму.

После сражения Геральт и Сианна выяснят, что чтобы выбраться из сказки им нужно найти три волшебных боба. Где они находятся может знать мальчик, который постоянно кричит волки-волки. Так же в этот момент можно будет расспросить Сианну о ее судьбе - обязательно сделайте это, чтобы получить хорошую концовку .

6. [Дополнительно] Оседлать белого единорога .
Чтобы выполнить дополнительное задание сядьте на белого единорога, а Сианна поскачет на розовом.

7. Найти Оську .
Оська не только постоянно кричит волки-волки, но и вообще на любой вопрос всегда отвечает наоборот. Когда вы спросите у него где находится красный боб он скажет: «Его наверняка никто не проглатывал» - это означает, что его съел серый волк из сказки «красная шапочка». Про голубой боб он скажет: «Я слышал, кажется, он лежит в открытом поле. И его никто не стережет, три раза никто!». На самом деле этот боб находится в доме трех поросят. Про желтый боб он скажет «Хмм.. Он где-то очень, ну просто очень глубоко. Почти что совсем под землей!». В действительности же он находится в очень высоком доме Рапунцель, который видно на скрине ниже.

8. Поговорить с девочкой со спичками .
У нее боба вы не найдете, но зато вам нужно будет купить у нее ленточку для Сианны. Это нужно для хорошей концовки.

9. Навестить дом Бабушки .
У дома бабушки вы найдете волка. Он скажет, что он здесь находится, чтобы играть в сказке, но красная шапочка лежит на дне колодца. Вместе с охотником. Сианна скажет, что она может исполнить роль девочки, но для этого Геральту нужно выловить со дна колодца красную шапочку.

10. Найти Красную Шапочку .
Прыгайте в колодец, на дне будет лежать нужная вам вещица.

11. Найти способ выбраться из колодца .
Как выберитесь на берег начнется заставка, в которой Сианна оденет наряд шапочки.

12. Победить Злого Волка .
Теперь осталось грохнуть волка и забрать у него из распоротого живота красный боб.

13. Отправиться к трем поросятам .
Подойдите к дому и разнесите его знаком Аард.

14. Победить трех поросят .
Убейте трех свиней 47 уровня.

15. Поискать волшебный боб в каменном домике .
Синий боб будет лежать в доме в блюдечке на столике.

16. Поговорить с Рапунцель .
Теперь вам нужно подняться в здание, которое видно почти из любого места в этой иллюзии.

17. Победить призрак Рапунцель .
Войдя в комнату, в которой должна быть Рапунцель вы увидите, что она не дождалась принца и повесилась. Теперь Геральту придется убить ее дух.

18. Обыскать башню .
Последний боб вы найдете на кровати в комнате Рапунцель. Теперь можете спускать вниз. Спустившись у вас опять появится возможность расспросить о мотивах Сианны. Сделайте это, чтобы получить хорошую концовку .

19. Посадить волшебные бобы .
Место, где нужно будет посадить бобы будут охранять штук 20 гномов. Убивайте их и сажайте бобы.

20. Победить великана .
Осталось последнее испытание перед выходом из иллюзии. Вы должны убить великана.

21. Следовать за Сианной .
С волком сразились, ведьму убили, гусыню от разбойников спасли, поросят на мясо пустили, дух Рапунцель победили - теперь можно и отдохнуть. Здесь появится возможность переспать с Сианной. Я этой возможностью воспользовался.


22. Прыгнуть в колодец .
Прыгнув в колодец вы телепортируетесь обратно в Боклер, где вас уже будет ждать Регис. После небольшой заставки начнется следующее задание.

Поначалу Геральт не собирался освобождать Сианну и вместо этого искал способ вынудить Детлаффа появиться и принять бой. Однако в определенный момент он изменил решение — то ли поддавшись на уговоры Региса, то ли потому, что не хотел убивать разумное существо, преданное и обманутое возлюбленной…

Это сюжетное задание, получаемое автоматически.

Получение

Задание начнётся в одном из вариантов прохождения квеста .

Выполнение

После путешествия по дорожке из жёлтого кирпича Геральт наткнётся на поселение гномов, в котором находятся Сианна и Злая ведьма. Придётся сражаться, иначе стать Ведьмаку начинкой для пирога.


Как победить злую ведьму

Сама ведьма постоянно закрыта от ударов пузырём, поэтому из арбалета по ней стрелять бесполезно. Кислотные атаки с лёгкостью поглощает квен, а вот призванную пантеру придётся бить мечом. После уничтожения призванного спутника можно заняться и ведьмой. Её нужно сбить Аардом или Игни во время пикирования, а потом убить метлу . Если атаковать Ведьму вместо метлы, велика вероятность получить котлом по голове и увидеть как Ведьма взмывает вверх и призывает новых монстров, каждый раз всё больше. Без метлы она уже не так опасна.

ЗАПИСКИ ОЛЕ-ЛУКОЙЕ
Вот уже седьмой год прошел с тех пор, как мы видели Сианну и Анариетту в последний раз. Заклятие трещит по швам, а некоторые жители Страны Сказок повредились рассудком. Волк убил Красную Шапочку и Охотника, Ведьма изжарила живьем Мальчика-с-Пальчик и Семерых Козлят, а гномы нападают на всех, кого видят. Мы искали убежища в облаках, но Великан нас прогнал. Последнее безопасное место — это корабль Короля Дроздоборода. Мы собираемся переждать самое худшее там, на середине озера.

После боя выяснится что без трёх волшебных бобов пути из сказки нет. Геральт и его новая спутница оседлают единорогов и направятся к Оське за подсказками. От пенька с мальчиком путь лежит через все местные сказки.

Можно, конечно, ограничиться только Рапунцель (из башни можно выйти в окно), Красной шапочкой и Тремя поросятами (Аард), но… Хороший ведьмак заберёт еду у трёх медведей, встретит голого короля, достанет ядовитое яблоко из горла мёртвого гнома, наступит на дюймовочку, полюбуется на Боклерских музыкантов, найдёт золотой шар у основания радуги, заберёт под башней Рапунцель реликтовый комплект тяжёлой брони, сделает селфи с котом в сапогах и выполнит заказ


Важно слушать все дополнительные реплики в диалогах (серый вариант в разговоре с волком, серый вариант у девочки со спичками), без них одна из концовок станет недоступной. Девочка со спичками предложит выиграть у неё ленточку в гвинт, либо купить за 500 монет. Ленточка напрямую влияет на концовки игры. С ней Сианна спасётся от Детлаффа в дальнейшем, без неё - точно умрёт.

После сбора бобов и решения о ленточке можно отправиться по бобам наверх, пути назад уже не будет. Начнётся бой с Великаном из-за Туч .

Как победить Великана

Великан будет прыгать, если оказываться далеко от него. Самого его нужно оглушать электричеством , поэтому лучше всего стать около одного из холмов и заставить Великана ударить в область холма после удара молнии. Молнии бьют регулярно, не нужно прыгать туда-сюда, достаточно просто подождать несколько секунд. Оглушенный великан очень хорошо принимает урон, особенно со спины.


Секс с Сианной

Если в диалоге выбрать вариант [Вот дьявол, пусть делает, что хочет] , то запустится та самая сцена. Её выбор никак не влияет на сюжет и дальнейшее прохождение.

Около моста после битвы с Великаном можно встретить ещё один огонёк. Он приведёт к скрытому под мостом мечу из Dark Souls.

После боя нужно прыгнуть в колодец и тем самым начать задание .

Это незавершённая статья, возможно у сказок есть другие секреты.

1. Грех есть зло.
«Не противься злому» (Мф. 5:39). Люди, читающие Евангелие, знают, что эта фраза принадлежит Христу. Он ее произнес, когда говорил одну из самых радикальных Своих проповедей. В ней Он учил подставлять левую щеку обидчику и благословлять проклинающего, а также требующему рубаху отдать и верхнюю одежду. Когда Христос учил, как вести себя в конфликтной ситуации, в самом разгаре ссоры, именно тогда Он сказал: «Не противься злому».

Зло — это довольно древнее философское явление и прежде всего, ассоциируется с грехом. Я думаю, что Никто Иной, как Бог, имеет силу, способность и желание уничтожить всякое зло. Но путь искоренения зла в Его Божьем представлении весьма удивляет. Имея такие возможности и способности, мы бы сразу уничтожили всякое насилие и зло. Именно поэтому в минуты несчастий или всеобщих трагедий в адрес Бога слышны обвинения и даже проклятия, или, еще хуже, аргументы в пользу неверия в Его существование. Но стратегия Бога — разрушить или изъять зло — весьма непредсказуема. Вероятно, это один из самых частых вопросов, которые задавали мне люди: «Почему же Бог не уничтожит зло?» Более того, Сам Христос говорит, не противься злу, которое направлено на тебя.

Отвечая на поставленный вопрос, стоит начать с того, что человек свободно выбирает зло. Я не говорю о последствиях, к которым нас всех приводит зло, я сейчас говорю о выборе. Адам и Ева первые из любопытства хотели узнать, что такое зло. Библия повествует, что в Раю было дерево познания не только добра, но и зла. Сегодня мы видим скорее не само зло, но последствия того, к чему оно привело человечество. Само зло крылось даже не в плоде, который сорвал и вкусил наш прародитель Адам. Зло кроется в непослушании Богу. Не играет никакой роли, какой именно был этот плод. Бог мог избрать и указать на любое дерево в саду или кустарник, или ягоды, либо даже водоем, сказав что это вода познания добра и зла. Это не столь важно, какой был путь познания зла. Само зло крылось и кроется в том, чтобы нарушить заповедь. Корень зла, сам образ зла — в открытом бунте, в противлении Богу.

Бог не может изъять у человека возможность выбрать зло. Простите, но Бог не любит играться с куклами. Я спросил у одной молодой девушки, которая всячески утверждала, что она бы предпочла совершенно не познавать зла, а только добро. Я же утверждал, что Бог не может этого сделать. Она очень сопротивлялась, и тогда я спросил: «Сколько тебе лет?» «Восемнадцать», — последовал ответ. «Скажи, ты играешь с куклами?» Она немного смутилась: «Нет, конечно». «Почему? — спрашиваю я, — ведь это так просто, они абсолютно послушны, как ты их посадишь, как ты их положишь, так они и будут лежать. У тебя не будет никакой головной боли с куклами». «Но с ними неинтересно», — возразила она. Вот и Богу тоже неинтересно иметь дело с праведниками, которые не имеют возможности выбрать зло. Богу приятно иметь дело с личностью, которая знает, что такое зло, и может его выбрать, но сознательно и благородно избирает добро и праведность.

Почему же Христос так учил — «не противься злому?» Конечно, Бог может искоренить зло насильственным способом, установить свое правосудие и наказать зло в человеке, но это не есть победа над злом. Справедливость — это только половина победы. Поймите, когда зло наказуемо во мне, то страдаю я, совершивший преступление, а дьявол, посеявший это зло в моем сердце, просто смеется над тем, сколько горя я принес людям и сколько горя причинили мне люди в ответ. Я оказываюсь заложником зла и греха, похоти, рабом дьявола и, с другой стороны, я наказуем Богом. Таким образом, зло само не уничтожаемо, я только страдаю как человек. Что ненавижу — то делаю, а что хочу делать — не делаю. То есть, я — раб греха и Бог меня справедливо наказывает, но является ли это победой над злом? Нет, это победа всего лишь над преступником, но не над преступлением.

Если вы родители, представьте себе, что вы пытаетесь что-то доказать своему ребенку, а он вас не понимает. Вы знаете, что вы правы, и опыт вашей жизни неоднократно доказал, что вы правы, и это бесспорно. Вы изо всех сил пытаетесь ему это доказать, но он спорит с вами и приводит вам свои доказательства, хотя ваши факты и ваши аргументы более убедительны. В итоге, вы победили, вы доказали ему, что вы правы. Вы торжествуете, потому что победили в диспуте, ваша справедливость и опыт взяли верх. Но если ваши сын или дочь, не принимают этого и не согласны с вашими доводами, будет ли это победой? Это — не вся победа, согласитесь. Полной победу можно признать только тогда, когда ваш ребенок согласится, что он не прав и поступает или мыслит неверно. Вот это и есть победа — осудить зло в человеке, нет, не человека осудить за содеянное зло, а осудить зло в человеке. Каким уж методом, каким образом это доходит до злого человека или грешника, это уже другой вопрос. Мы будем об этом говорить немного позже.

Но сам пик, торжество, триумф победы над злом заключается не в справедливости, не только в том, чтобы осудить чей-то поступок и доказать чью-то неправоту. Вся победа заключается в том, что человек освобождается от зла.

2. Преимущество милости.
Почему тюрьма не может перевоспитать преступника? Ведь тюрьма — это отражение справедливости. Человек наказан за совершенное им зло. Почему же тюрьма не перевоспитывает человека? Да, тюрьма — это победа справедливости, я согласен. Но является ли это победой над злом? Я думаю, что это победа старого завета, когда закон призывал, чтобы «рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его» (Втор. 17:7). И в Библии часто повторялась фраза: «Истреби зло из среды» Израиля. И как же истребляли это зло, скажите мне? Истреблялся человек, совершивший это зло. Но истреблялось ли зло?

Поэтому Божий подход и Божий метод освободить человечество от зла не в справедливости. Если бы Бог только по справедливости осуждал зло, которое мы делаем, Он бы действительно был Богом только Ветхого Завета. То есть, уничтожающим меня вместе с тем злом, которое я делаю. Но вот пришел Христос, и Библия говорит, что «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Бог понимает лучше, чем мы, что наказание не освобождает от зла. От зла как раз освобождает милость. Поэтому Христос и учил, что когда ты отвечаешь злом на зло, ты поступаешь справедливо, потому что он сделал тебе зло. И древним было сказано: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:19) — это абсолютное равенство и справедливость. «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:38).

В чем суть этого учения? Когда мне делают зло, я не противлюсь ему. Вот здесь и кроется вся тайна и развязка того, о чем мы говорим, — зло можно победить только добром. Христос пришел «проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1). То есть, Он пришел Своим путем освободить узников от зла. Каким путем? Путем милости и добра. Если я делаю зло в ответ на зло, я не смогу победить зла. Зло, которое делает мне кто-то, находит место во мне. Оно отображается во мне и проявляется через меня в ответной реакции. Таким образом, зло не уменьшается, а растет, благодаря семени зла, которое мы засеваем, когда мстим. Но чтобы остановить процесс зла, в чем и состоит учение Иисуса Христа, и не только учение, но и Его личный пример, нужно не отвечать злом на зло. Он узников, виновных людей, за свои грехи и преступления попавших в узы темницы и в рабство греха, приходит освободить. Нет, не наказать! Он Спаситель: «Он спасет людей Своих от грехов их», а не уничтожит за совершенные грехи.

Мы говорим не о справедливости над злом, мы говорим о спасении от зла. Если же говорить о справедливости, то вы совершенно правы, что нужно дать сдачу человеку, который сделал вам зло, вы совершенно правы, что нужно пойти и подать на него в суд. Но учтите, таким образом вы зла не уничтожите, вы только его удвоите. Нет победителей в ссоре. Каждый прав по-своему, и ссора не имеет границ и конца. Она доводит до полнейшего безумия, она озлобляет людей, а зло злом никогда не остановишь. Даже если вы выиграете суд и будет доказана ваша правота, даже если у вас больше аргументов, и вы раздавите вашего соперника, он все равно уйдет с ожесточенным сердцем. По справедливости вы победили, но зла вы не уничтожили. Зло как раз уничтожается тогда, когда вы в ответ на зло, делаете добро. Тогда вы собираете горячие уголья на его голову. Тогда вы заставляете его совесть мучить его, тогда вы останавливаете процесс зла. Зло не может существовать само по себе или причинить кому-то зло. Оно должно воплотиться и проявиться через кого-то. И чтобы остановить процесс зла, нужно противоядие. И как раз добро является противоядием.

3. Зло от Бога.
Конечно, есть своего рода исключения, отдельные моменты, когда зло приходит по допущению Бога. Зло как трагедия, горе или бедствие. Оно хочет меня задеть, затронуть, оно как бы рассчитывает, что сможет разозлить меня и вызовет во мне ответную реакцию, то есть ответное зло. Христос сказал: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7:15). «Из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство — все это зло исходит из человека и оскверняет его» (Мк. 7:21-23).

Вопрос: каким же образом зло попадает в сердце? Где начало зла? В данном случае человек более напоминает зеркало. Это определенное отражение, он где-то увидел, где-то услышал, что-то пришло ему на ум, и человек допускает это в свое сердце и становится источником зла. Нет, не первоисточником, а больше отражением или продолжением зла. Потому, когда зло приходит от Бога, то есть по допущению Бога (здесь я говорю не о наказании, я говорю о несчастье в жизни святых и праведных людей), как мы реагируем на зло подобного рода?

Иов, которого в один день постигли все несчастья, говорит: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10). Если взять во внимание слова Иова, о котором Бог сказал, что он верно говорил о Господе, и не согрешил устами своими, когда так сказал, значит, в этом есть определенная истина. А истина в том, чтобы уметь принимать зло от Бога. Как раз когда я не принимаю этих обстоятельств, я противлюсь злому, и, как следствие, сам становлюсь злым, потому что противлюсь. И зол я на Бога. В подобных обстоятельствах Бог испытывает человека: даст ли он место злу в себе, разозлится ли он на Бога, допускающего злое в его жизнь.

Об Иове написано, что он был «человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8). Это было в его характере — удаляться от зла. Поэтому Иов не злился в ответ на все то зло, которое его постигло. Не принимая трудных обстоятельств, люди могут доходить до богохульства. В ситуации с Иовом Бог имел Свою задачу. Ему было важно определить реакцию Иова на зло, постигшее его. Если мы не примем смиренно, как от Бога, самые трудные обстоятельства в нашей жизни, тогда зло откликнется в нас обидой на Бога, гневом и злом. А это значит, что зло как раз и достигло своей цели. Оно разозлило человека, он дал ему место, отреагировал. Как? Справедливо.

То есть, мы злимся справедливо в ответ на любое зло, но мы этим не побеждаем зла, мы только даем ему больше места. Если же мы не противимся злому и принимаем все, как от руки Божьей, мы уничтожаем зло, и приходит победа. Победа Иова как раз состояла в благодарности: не в ропоте, не в негодовании, не в хуле, не в возмущении, не в вопросах, а в благодарности. Иов поклонился. «Да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21) — это именно то, что он сказал. Поэтому я верю, что учение о непротивлении злу чрезвычайно важно. В большинстве случаев мы не можем изменить обстоятельств, но они могут изменить и разрушить нас.

Я не один раз встречался с удивительной женщиной, Евгенией Полищук, которая была парализована больше четырех лет. Меня всегда удивляло, что она, порядочнейшая христианка, когда слегла в постель, никогда не возмущалась. Даже во время интервью я смотрел на нее и говорил: «Ну, как? Ну, что, у вас даже вопросов не возникало, никакой ответной реакции на зло, которое вас постигло, на паралич, который вас разбил, на горб, который вырос на вашей спине?» Вы знаете, долго имитировать смирение невозможно. Вот и Евгению Полищук возмутить и задеть оказалось невозможным. И, поверьте, в этом и была ее победа. Хоть зло и разбило ее плоть, но души ее оно не достигло. Оно не нашло в ней места, не откликнулось справедливым возмущением. Она не отреагировала обидой или негодованием на Бога. Она пела и славила Бога и, как Иов, приняла не только добро, но и зло. И как раз в этом и весь триумф — зло не смогло разрастись. Оно было уничтожено благодарностью.

В жизни апостола Павла обстоятельства не влияли на него. Он всегда сохранял баланс духа и всегда был благодарен. Будь то тюрьма, будь он избит, это все не могло повлиять на его духовного человека. Внешние обстоятельства не влияли на его внутреннее состояние. Он говорил: »Ни скорбь, ни теснота, ни голод, ни нагота, ничто не отлучит меня от любви Божьей». То есть, он это легко воспринимал, без вопросов. Это не меняло того, что он знал, — Бог на троне, Бог царствует, Бог справедлив. Он мог принимать злые обстоятельства в свою жизнь и славить Бога и благодарить, как ни в чем не бывало. Именно тогда и происходила развязка, именно тогда Бог приходил в торжество и начинал трясти землетрясением эту тюрьму, и проявлялась великая Божья слава через то, что человек не дал место для зла в своем сердце. Зла злом не победишь. Зло побеждается добром.

4. Зло как индикатор.
Иногда в жизни Бог останавливает и смиряет нас злыми обстоятельствами. Да, и здесь опять-таки мы должны не противиться злому от Бога. А, напротив, смириться и исправиться. Зло или проблемы всегда неприятны, но они часто выступают в роли индикатора. Скажем, боль в вашем теле — это приятно или нет? Вы скажете, что за глупые вопросы — когда это боль могла быть приятной? Скажем, вы порезались или прокололи ногу, наступили на гвоздь. У вас жуткая боль. Разве это приятно? Но ведь согласитесь, что боль — это не есть вред. Это есть благо.

Боль — это индикатор того, что в нашем теле что-то не ладно, в нашем организме что-то произошло. Это сигнал тревоги. Если я, не реагируя на боль, буду колоть себя обезболивающими уколами, это будет просто глупо. Потому что я не устраняю проблемы, я всего лишь заглушаю боль. И это может даже окончиться смертью. Это глупейшая ошибка. Так и боль, проблемы, и зло, допускаемые Богом в нашу жизнь, имеют определенную цель: чтобы мы не просто противились злому, кололи обезболивающие уколы, подавляя боль, а пытались устранить подлинную причину проблемы.

Посмотрите на Иону. Как он противился тому, что его постигло на море. Первый раз этот человек воспротивился Богу, когда молился и Бог ему поручил проповедовать в Ниневии. Он не послушал. Бог послал бурю на море. И люди противятся этому злому ветру — они усиленно гребут к берегу. Нет, Бога они слушать не желают. Они выбрасывают груз, усиленно гребут и делают все возможное, чтобы победить Бога. Да, победить Бога, побороть. Они не хотят прислушаться к сигналу тревоги. Они делают себе «обезболивающий укол».

Конечно, это уже совершенно другая ситуация, нежели с Иовом. Иона прекрасно знает причину проблемы, но он не хочет ее устранять. Прямым текстом Бог предлагает ему вернуться назад, в Ниневию, но он противится обстоятельствам. Когда уже ничего не удается, говорит: «Выбрасывайте меня за борт». Когда его бросают за борт, Бог тоже не сдается: Иону проглатывает большая рыба — кит. Бог не дает ему утонуть. В книге Ионы написано, что он уже взывает из чрева кита и говорит: «Объяли меня воды до души моей» (Ин. 2:6) . В других переводах говорится, что имеется в виду то, что Иона стоял в буквальном смысле на цыпочках, и вода достигала его нижней губы. Так он простоял трое суток в чреве кита. То есть, его жизнь висела на волоске. И этот человек вынужден был стоять на пальчиках трое суток и должен был смиряться, смиряться, смиряться, то есть, не противиться злому.

Один человек мне сказал: «Неужели у Ионы был выбор?» Я ответил: «Конечно, как и у всех остальных всегда есть и будет выбор, так и у Ионы был выбор — смириться и спастись, или… Он бы точно так же вышел из кита, только не с той стороны». У него не было третьего варианта. У каждого из нас, равным образом, нет большого выбора: или смириться и не противиться злым обстоятельствам, понять, почему эта боль или трагедия присутствует в нашей жизни, или… Мы можем тратить нервы и силы, грызть локти и рвать волосы на голове, решать вопросы по своему: выбрасывать груз, тянуть паруса, грести усиленно к берегу, сушить себя постами, но если мы не поймем, почему послан этот сигнал тревоги, почему это зло допущено Богом и пришло в нашу жизнь, если мы не примем его, значит, будем противиться ему. Если мы не смиримся, зло просто нас уничтожит, оно разрушит нас, как написано в притчах: «Упорство невежд убьет их» (Притч. 1:32). Если я не знаю и не понимаю этих истин, я упорно буду бороться с Богом, как Иаков. Буду идти против рожна, как Савл. Трудно идти против рожна.

5. Письмо Анастасии Рылеевой.
Позвольте прочитать вам письмо — документ, который является подлинной записью, сделанной рукой Анастасии Матвеевны Рылеевой, матери декабриста Кондратия Рылеева. Если вы помните, этот декабрист был казнен в июне 1826 года. Мать Кондратия Рылеева умерла в 1824 году, то есть за 2 года до его казни. Вот это письмо:

«Коня, сын мой, два раза я вымаливала жизнь твою у Бога (учтите, что она пишет это письмо ему уже в тюрьму). Сохранит ли Он ее и теперь, когда смертельный страх закрался в мою душу? Я пишу эти строки, потому что не смею рассказать все, не смею смущать твое сердце моим материнским страхом. Да будут ясны и смелы каждый твой шаг и каждое помышление. Но ты ли сам или кто другой развернет когда-нибудь эти листки, знайте, что все, написанное мной, — святая правда, именем твоим клянусь, сын мой, а ты знаешь, что у меня нет никого и ничего дороже тебя.

Я была матерью четверых детей, родившихся до моего Конечки, и все они умирали в младенчестве. Как я молилась, как я просила Господа Бога о сохранении им жизни. И когда я увидела крест на свежей могилке последнего из них, я не могла встать с колен, я упала головой на маленький холмик, охватила его руками и молила. Нет, я не молила, я требовала, требовала живого ребенка, живого, здоровенького и я вымолила его у Бога. Родился мой Конечка. Три года я была счастливой матерью. Конечка радовал меня, рос хорошо, наш домашний доктор радовался вместе с нами.

И вот новое горе вошло в наш дом. Конечка тяжело заболел. Он лежал в жару, никого не узнавал и задыхался. Наш врач сразу попросил созвать консилиум. Приехал известный доктор из Петербурга, осмотрел Конечку и молча вышел из комнаты. Разговаривал только с нашим доктором, а, уходя, сказал Федору Андреевичу: «Бывают чудеса, и если вы набожны, молитесь». Со мной врачи не говорили. Да разве мне нужны были слова, я же мать, я и так понимала, что дитя мое обречено — мой Конечка, мое счастье, единственный, кому нужна была моя жизнь.

Наступила ночь. Как считали врачи, последняя ночь моего сына. Я отпустила нашу матушку отдохнуть и осталась одна у его постельки. Ребенок продолжал метаться, он весь осунулся, личико его посинело, а из горла слышался свист, сменявшийся страшным, заставляющим сжиматься мое сердце, хрипением. Поймите и, прочитав все, что я пишу дальше, не осудите — у меня умирал единственный сын, моя надежда, моя радость. Где искать защиты от злой судьбы, в чем или в ком искать спасение? Неужели так дано — на могиле моего ребенка я за тем и вымолила у Бога чудесный дар вновь рожденной жизни, чтобы через 3 года утратить ее. Не может этого быть. Это слишком жестоко. Ведь мы именуем Всевышнего человеколюбцем. Спасение — только в милосердии Божьем, только в нем. Как я молилась, никогда в жизни, ни до той ночи, ни позже, я не знала такого состояния. Тогда вся душа моя была полна мольбы и надежды. Не заученные молитвы повторяла я, скорбь матери говорила за меня.

Я не знаю, что случилось со мною в тот час, я протянула руки к Богу и закричала: «Всемогущий Боже, ты сам молился в саду Гефсиманском. Если возможно, да минует меня чаша сия. Пойми же меня в моей скорби. Все страдания, какие захочешь Ты послать, низвергни на меня, но спаси жизнь моего сына. Ты учил нас молиться: «Да будет воля твоя», но я говорю только в этом, только в этом единственном: «Да будет воля моя, верни мне сына, утверди волю мою». Теперь Ты скажи мне: «Да будет воля твоя». Я не знаю, сколько времени я простояла на коленях, я даже не знаю, где я была, только не на земле, но вдруг я почувствовала неестественное забытье, какой-то странный, необыкновенный сон. Заснуть, когда умирает мой Конечка, мой сынок, да разве это возможно?

Не знаю, что было дальше. Кажется, я сидела, склонившись над умирающим, и целовала его худенькие судорожно сжатые ручки, как вдруг оттуда, где я только что стояла на коленях, раздался голос: «Опомнись, женщина, ты не знаешь, о чем просишь Господа». Я обернулась и увидела ангела с горящей свечой в руках. Как ни странно, я не испугалась и не удивилась, как будто так и должно быть, я только в мольбе сложила руки. «Опомнись», — опять заговорил ангел. И в его голосе я услышала скорбную укоризну: «Не моли о выздоровлении сына, Бог всеведущий. Он знает, зачем должна угаснуть эта жизнь. Бог милосерд и Он хочет избавить тебя от ужасных страданий». «Я готова на все, я все страдания приму с благодарностью, лишь бы жил мой ребенок». «Но страдания ждут не только тебя, будет страдать и твой сын. Хочешь, я покажу тебе все, что его ждет? Неужели и тогда ты будешь упорствовать в слепоте своей?». «Да, хочу. Покажи все, все. Но я и тогда буду молить Бога о жизни моего сына. Да будет воля моя». «Следуй за мной, женщина», — и ангел словно поплыл передо мной, паря в воздухе.

Я шла, сама не зная куда, я проходила длинный ряд комнат, отделенных друг от друга не дверьми, а толстыми темными завесами. Перед каждой завесой ангел останавливался и спрашивал меня: «Ты упорствуешь, ты хочешь видеть, что будет дальше?». «Да», — отвечала я. — «Я хочу видеть все. Я ко всему готова». И тогда ангел отодвигал завесу, и мы входили в следующую комнату, а голос ангела становился все строже, и лицо его, когда он поворачивался ко мне, из скорбного становилось грозным. Но я шла дальше без колебаний, я шла за жизнью моего сына.

В первой комнате, куда я вошла, я увидела моего Конечку в кроватке, но он уже не умирал, он тихо спал, румяный и здоровый. Я протянула к нему руки, хотела броситься к нему, но ангел властно простер свою руку и позвал меня с собой. Во второй комнате я увидела моего мальчика отроком, он сидел за столом, он учился, он читал что-то и увлеченный книгой даже не поднял на меня глаз. В третьей комнате, которую мы прошли очень быстро, я увидела его юношей в военном мундире, он шел по городу, который мне был неизвестен. В четвертой комнате я увидела его совсем взрослым в гражданском платье, он был чем-то занят, мне показалось, что он был на службе. Мы вошли в пятую комнату. В ней было много народу, совсем мне незнакомые люди о чем-то говорили, спорили, было шумно, но вот поднялся мой сын и, как только заговорил он, все замолчали, все слушали его с великим вниманием и, я бы сказала, с восторгом. Я слышала его голос, он говорил громко и отчетливо, но я не усваивала ни одного слова, я ничего не понимала, а ангел уже подводил меня к следующей завесе.

И когда он обратил лицо свое ко мне, я ужаснулась грозной силе его. «Сейчас увидишь ужасное», — сказал он сурово. — «И это ужасное ждет твоего сына, одумайся, пока не поздно. Если ты войдешь за эту завесу, все предначертанное свершится, но если смиришься, то вот я повею крылом, и свеча угаснет, и с ней угаснет жизнь твоего сына, и он избавлен будет от мук, и покинет землю, не зная зла. Хочешь ли ты видеть то, что сокрыто за этой завесой?» «Бог милосерд», — сказала я. «Он пощадит нас. Хочу. Веди меня, да будет воля моя», — отвечала я и пошла вперед. Ангел отдернул завесу, и за ней я увидела виселицу. Ужас охватил меня, я вскрикнула и проснулась или, вернее, пришла в себя, очнулась.

Я сидела, все так же склонившись над кроваткой Конечки. Рука моя отказывается держать перо, но я должна дописать все. Сын мой, радость моя единственная, ты сладко спал, повернувшись ко мне личиком, и тихо, спокойно дышал. Я не смела пошевелиться, боясь разбудить тебя. И не смела верить своему счастью. А счастье было так велико, что заслонило собой все страшные мгновения ночного видения. Я только плакала и благодарила Бога, а потом стало постепенно забываться все, что показал мне в ту ночь грозный ангел».

Я даже не пытаюсь делать какие-то выводы после прочтения этого письма. Я никогда не был на месте этой женщины, и не допусти, Господь, чтобы мне оказаться там. Я не смею ни на мгновение осудить ее за то, что она сделала такой выбор, за ее упорство. Но я только хочу сказать, что есть в нашей жизни отдельные моменты и отдельные обстоятельства, когда они выглядят большим злом и могут нас возмутить против Бога. Но мы не понимаем, не знаем, не видим. Давайте это признаем. Как бы ни было тяжело, как бы ни было сложно, давайте согласимся и поймем, что Бог знает лучше, и мы не должны противиться злому. Эта женщина воспротивилась Богу. Это была трагедия ее жизни, это было большое горе, которое ее постигло, она смогла настоять на своем, и Бог ей уступил, но это закончилось еще большей трагедией и горем и для нее самой, и для ее же сына.

6. Побеждай зло добром.
Теперь я хочу остановиться на взаимоотношениях между людьми и процитировать вам несколько текстов из Библии, из учения Иисуса. На мой взгляд, Его учение самое радикальное и у Него самый ясный взгляд на решение дилеммы зла. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Он благ и не к благодарным и злым. И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:35).

Этому же продолжали учить и Апостолы. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:17-21). Дальше: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь» (1 Петр. 3:13,14). «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло» (1 Фес. 5:15). Апостолы строго предупреждали и останавливали этот естественный процесс, когда хочется разобраться в ответ на зло.

Надеюсь, что мы начинаем понимать учение Христа. «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф. 5:45). По справедливости злые не заслуживают этого добра, не заслуживают блага, но он посылает дождь на праведных и неправедных. Мы говорим не о справедливости, мы говорим о чем-то большем. Зло не может быть побеждено справедливостью. Зло можно победить только противоядием — только добром.

Человек, в принципе, боится не справедливости, человек боится милости. Я знаю, что это странно звучит. Каждый, когда делает зло, где-то в душе ожидает справедливого воздаяния. Он, если честно, боится милости, потому что не выдержит, не устоит перед милостью.

У Достоевского в «Преступлении и наказании» есть эпизод, когда Раскольников ведет под руку пьяного человека домой, и этот говорит ему: «Ты знаешь, о чем я сейчас молю Бога? Чтобы, когда моя жена откроет двери и увидит меня пьяным и поймет, что я пропил очередную зарплату, чтобы она схватила меня за волосы и таскала меня по полу, чтобы она била меня, чтобы она обругала меня. Иначе я не перенесу, я не перенесу, если она мне ничего не скажет и будет плакать всю ночь». И вот они подходят к двери, стучат в дом и открывает женщина, худая, высохшая от болезни, с окровавленным платком. Она кашляет, она больна туберкулезом, ее горящие глаза направлены на своего пьяного мужа, и она в одно мгновение все понимает. Она оборачивается, не говоря ни слова, тихо уходит в свою комнату, дети начинают плакать, и этот человек начинает рвать на себе волосы. Он начинает кричать: «Я же говорил, я этого не переживу, я этого не перенесу, я не смогу так дальше жить». Ни слова укора, никакого упрека, и человека начинает мучить совесть.
В данном случае эта женщина не сделала никакого добра, она просто его не упрекнула. Мы боимся не справедливости, мы сами ненавидим свои поступки и мы хотим, чтобы правосудие явилось над нами.

Потому Христос учил: не противься злому. Справедливо быть злым в ответ на зло, справедливо дать сдачи, справедливо судить провинившегося человека государственным судом — это все так. Но зло можно остановить только любовью. Как писал поэт:

«Огонь не гасится огнем,
Пожары тушатся водою,
За зло не воздавайте злом, —
Сказал Спаситель нам с тобою».

Написано так: «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2:15). Единственное, что может закрыть уста всякому невежеству, и в человеке может заговорить совесть, единственное, что может собрать горящие уголья на голову нашему врагу — это если мы делаем добро в ответ на зло, которое причиняют нам. И дальше апостол пишет, что Христос, «будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23).

Вот почему Он пришел не как справедливый Судья, не просто обнаружить в нас зло, поймать нас и наказать. Он пришел как Спаситель, чтобы спасти нас от зла. Чтобы освободить нас. Чтобы служить нам. Только добро может остановить зло. Не справедливость, а милость. Поэтому давайте уразумеем истину — «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).

    Поймите, c каким врагом вы имеете дело. Не все враги равны. В зависимости от того, кто ваш враг и какова природа ваших отношений, вы должны узнать больше о том, как он действует, прежде чем вы научитесь побеждать его.

    • Заклятые враги - это словно противоположные версии вас. Вы найдете их на работе, в школе и в других ситуациях, когда вы сталкиваетесь с подобными себе единомышленниками. Все говорит о том, что вы должны быть друзьями с вашим заклятым врагом - у вас есть общие интересы, цели и увлечения, но вы просто не ладите. Ваш враг словно ложка дегтя в вашем меде.
    • Заклятые друзья - это друзья, которые вам не нравятся. Никогда не дружите с вашим врагом, даже наполовину друзьями, наполовину врагами. Когда вы гуляете, он никогда не перестанут хвастать. Враги раздражают, отравляют и они настоящие зануды.
    • Враги грубы. Как за школьной партой, так и на рабочем месте, враги представляют серьезную угрозу вашему настроению в течение дня. Враг - это тот, кто думает, что вы крадете их популярность, поэтому они ненавидят вас и всегда побеждают во всем.
  1. Держите врагов близко. Старая пословица верна: если вы держите друзей близко, держите врага еще ближе. Если вы хотите победить своего врага, узнайте, как они побеждают. Это означает разговаривать с вашим врагом, наблюдая за ним, и узнавать как можно больше о том, как он думает.

    • Множество хулиганов, заклятых друзей, а также других врагов действуют исходя из ревности. Часто враги выбирают моменты, которые беспокоят их в своей собственной жизни. Если кто-то критикует вас с одной стороны, это может быть потому, что ваш противник беспокоится о том же в отношении себя или они просто хотят быть злыми и смутить вас.
    • Враги также ненавидят людей, которых они рассматривают как угрозу. На рабочем месте или в соперничающих школах - всегда, когда задействована конкуренция - враги будут стремиться не позволить вам победить. Это означает, что вы находитесь в плохом положении.
  2. Наблюдайте своего врага. Анализ способов, с помощью которых ваш враг противодействует вам, поможет вам спланировать способ ответного удара. С кем общается ваш враг? Каковы его интересы? Чего хочет ваш враг? Узнайте, что движет вашим врагом и с чем ваш враг борется с на личном уровне. Какова семейная жизнь вашего врага? Откуда происходит ваш враг? Проведите небольшое исследование и ответите на эти вопросы.

    Найдите слабость противника. Каждый враг имеет слабость, независимо от того, насколько он кажется сильным, когда кладет вас на лопатки. Обнаружение этой слабости будет иметь важное значение для планирования вашей мести и уничтожения вашего врага. Некоторые общие вражеские слабости:

    • Гордость. Так же, как в древнегреческой истории, чрезмерная гордость может привести к падению многих врагов. Если у вас есть хвастливый заносчивый враг, поставить его в столь же смутительное положение будет иметь разрушительные последствия для него. Хорошая месть может означать поставить своего врага в условия общественного осуждения или неудачи.
    • Уверенность. Многие хулиганы в действительности только большие дети, которые неуверены в себе или не верят в собственные силы. Много хулиганов в сущности просто ищет общения и друзей, потому что они чувствуют себя неоцененными и нелюбимыми. Эти типы хулиганов может ответить лучше детской тактике.
    • Конкурентоспособность. Многие враги - гиперконкурентоспособные придурки, которые позволили своей любви к победе преодолеть другие стороны вроде человеческой порядочности и доброты. Умение выйти из оцепенения и заморозить этих врагов - это лучший способ справиться с ними и обезоружить их способность мучить вас. Если вы не играете, они не могут выиграть.

    Возмездие врагам

    1. Скажите врагу перестать противодействовать вам. Если кто-то вас беспокоит, и вы хотите его остановить, есть очень простой способ: скажите ему, что вы хотите этого. Если кто-то беспокоит вас отталкивающим или издевательским поведением, поставьте руку словно охранник, пресекающий движение жестом "Стоп", и сделайте глубокий вдох. Спокойным ровным голосом вы можете сказать что-то вроде: "Стоп! Мне нужно, чтобы ты остановился прямо сейчас."

      Избегайте врага как можно больше. Лучший способ победить любого врага - полностью исключить его из своей жизни. Избегайте врагов как можно больше, чтобы разоружить их и украсть их способность обижать, мучить и раздражать вас. Если вы боретесь с хулиганом, используйте свои наблюдательные навыки, чтобы избежать их преследования и провести время в других местах. Не дайте им возможности вызывать у вас вражду.

      • Если вы регулярно видитесь со своим врагом, например, на работе или в школе, и вы вынуждены взаимодействовать с ним, ваша работа будет сложнее, но не невозможна. Лучший способ избежать таких врагов - стараться не слушать их. Оденьте наушники, когда ваши враги разглагольствуют в школе, так что вам не придется слушать его, или покажитесь в классе за минуту до звонка и сядьте на противоположной стороне класса. Это будет так, словно его даже не существует.
    2. Будьте хладнокровны. Когда ваш враг стоит перед вами, лучшая тактика - превратиться в ледяного человека. Будьте хладнокровны. Действительно хладнокровны. Не расстраивайтесь и не пытайтесь доказывать в ответ, когда ваш враг начинает подражающие оскорбительные действия. Только посмотрите на него, и подумайте, как выглядели бы вы - словно раздражающий рой муравьев или кошачья тошнота. Незначительное неудобство. Эмоциональные реакции - как вода для растений врагов. Не давайте им этого - и они умрут. Даже если отреагируете, сделайте ответ прохладным и спокойным. Никогда не сердитесь.

      • Потренируйтесь представлять своего врага за таким смешным делом, как пение оперы или борьба с осьминогом, когда он наступает на вас. Например, поступите таким образом, если он говорит, что вы тряпка для всех популярных девушек.
      • Не слушайте отравляющий поток, изрыгаемый из уст вашего врага. Потренируйтесь читать мантры в то время, как он говорит, глубоко фокусируясь на замене слов, которые вы слышите, чем-то положительным. Слова вашей любимой песни, стихотворение или молитва может быть подходящим для этих случаев.
    3. Избавьтесь от своего врага. Равнодушие может стать мощным и эффективным инструментом в борьбе с врагами. Хулиганы, полудрузья - полувраги и заклятые враги - все хотят внимания. Они хотят публику и будут дразнить людей, чтобы возвысить себя и выделиться из толпы. Лучший способ разоружить его? Абсолютно не обращать на них внимания.

      • Когда ваш враг находится рядом, буквально действуйте так, как будто ничего не происходило. Никаких звуков, никаких других людей. Не давайте им абсолютно никакой реакции. Даже если ваш враг стоит в двух шагах от вас и кричать ваше имя, просто игнорируйте его и поговорите с другом, как будто ничего не происходит.
    4. Найдите безопасность в группе. Есть старая правдивая поговорка о врагах: враг твоего врага - твой друг. Вполне вероятно, что ваш враг отталкивает не только вас, а намного больше людей. Найдите других людей, с которыми вас связывает взаимное недоверие к общему врагу. Затем обдумайте способ мести!

      • Хулиганы чаще выбирают лиц, которые по их мнению являются угрозой в избиении своего врага. Хотя если у вас есть несколько хороших приятелей, с которыми вы гуляете, вы можете легко отвлечь одного хулигана, повернув стрелки обратно на них.
    5. Продвигайтесь дальше. Лучшая месть? Жить хорошо. Лучший способ выгнать хулигана из вашей жизни - пройти мимо него и отправить его в закрома. Или отметьте, как глуп ваш враг. Игнорируйте своего врага, избавьтесь от него и наладьте свою жизнь. Если ваш враг видит, что он не в состоянии оказать существенное влияние на вашу жизнь, он потратит все силы на безуспешные попытки вывести вас из себя.

      Пустите врагу пыль в глаза. При определенных обстоятельствах настоящая шалость может быть лучшим способом поставить своего врага на место. Это особенно верно с гордым или эгоистичным врагом, с которых стоит сбить спесь. Общие способы мести в виде шалостей могут включать:

      • Взлом электронной почты вашего врага, чтобы отправить компрометирующие сообщения автоматической программой, которые собьют его с толку.
      • Закажите что-то неловкое с доставкой в офис врага. Большая коробка, полная старых журналов о профессиональном реслинге, каталогов взрослых подгузников или странной и экзотической порнографии на рабочем месте. Убедитесь, что их доставят в здание, не в ваш номер офиса, чтобы курьеру не пришлось блуждать по всем офисам и в итоге найти мучителя лично.
      • Будьте грубы. Лопнули бумажный пакет на пороге вашего врага? Устроили “веселого ковбоя” в душевой? Испражнились в сливной бачок унитаза? Вы сами определяете, как далеко зайти.

    Самозащиты

    1. Не ищите боя, но научитесь защищать себя, если это необходимо. Вы никогда не должны позволять вашим врагам провоцировать вас на ссору, но некоторые враги настроены заставить вас открыть свои карты. Вы будете гораздо более уверены в своем повседневном настроении в будущем, если вы знаете, что сможете справиться с любой возникшей ситуацией. Не живите в страхе. Будьте готовы.

      Научитесь наносить удар. Схватки выглядят не как в кино, где оба человека наносят миллион ударов прямо в лицо, пока кто-то не попадает в нокаут. Большинство схваток заканчиваются очень быстро. Научитесь правильно формулировать и наносить удар - это гарантирует, что вы не сделаете ошибку как в кино, если того требует ситуация, а сможете с высокой вероятностью нанести удар точно и закончить бой раньше.

      • Сделайте кулак, твердо сжав пальцы, но не так сильно, чтобы препятствовать кровообращению. Оберните большой палец вокруг костяшек пальцев, а не вокруг указательного пальца или с внутренней стороны пальцев.
      • Слегка разогните средний сустав среднего пальца. Здесь ваш кулак должен смыкаться, а не большие костяшки, где ваши пальцы соединяются с ладонью.
      • Ударьте по прямой, поддерживая локти и делая линейные удары, небольшие округлые удары. прямой удар имеет больше мощности, чем большие махи.
      • Цельтесь в нос, шею или живот. Удары в челюсть, щеки, или лоб в конечном итоге повредят вам больше. Стремитесь к мягким точкам и тяжело размахивайте.
    2. Научитесь играть в обороне. Хорошая оборонительная позиция так же важна, как крепкий удар, если не более важна. Помните, что это не фильм о Рокки: пара твердых ударов в вашу челюсть - и вы будете на земле, где вы точно не хотите оказаться.

      • Держите кулаки свободно возле лица и перенесите вес так, чтобы ваше плечо и бедро на доминирующей стороне указывали на противника. Не становитесь лицом к оппоненту, а повернитесь боком, чтобы сделать цель меньше.
      • Держите руки возле подбородка и сбоку от головы все время, пока не замахиваетесь.
    3. Двигайтесь вперед, а не назад. Во время удара идите прямо в сторону вашего оппонента, держа свою оборонительную позицию, и сделать его своей целью,сбить его. Лучший способ сделать это - посмотреть как можно больше - и заранее, заранее, заранее. Не позволяйте себе быть откинутым назад.

      • Хотя это может показаться невероятным и будет идти против ваших природных инстинктов, намного безопаснее и менее болезненно перейти к ударам, чем отступать от них. Продолжайте двигаться вперед и откидывать врага назад, а не отступать самому. Если вам нужно принять удар, пресечь его на полпути, прежде чем он достигнет полной мощности, будет менее больно, чем на пике замаха, где вас, скорее всего, собьют. Переместитесь вперед и заставьте врага пятиться.
    4. Продолжайте двигаться. Пронзайте и двигайтесь, как говорят боксеры. Если вы оказались в бою, не просто стойте камнем, если вы не хотите, чтобы ваш блок был сбит. Встаньте на носках, немного подпрыгивая и двигая головой вперед и назад, как если бы вы уклонялись от надоедливых пчел. Сделайте свою голову движущейся целью - и вас будет тяжелее ударить.

    5. Опять же, бои должны всегда быть последним средством для борьбы с врагом, и его следует избегать любой ценой.

Предупреждения

  • Не позволяйте событиям приводить к вашему ослаблению. Избегайте подобных столкновений в максимально возможной степени.

– Владыка, давайте ответим на вопрос, который часто встречается в нашей почте. Смысл его сводится к следующему: «Почему Бог терпит, что люди неправедно разбогатевшие, процветают? Почему Он допускает такую несправедливость?» Мне кажется, что существует какая-то путаница в понятиях о нашей земной справедливости и о справедливости Высшей, Божественной.

– Говорить в нашем обществе о справедливости трудно, потому что у нас о ней достаточно искаженные представления – чаще всего она понимается как некая уравниловка, и с этого-то и начинается неразбериха. Но ведь мир сотворен Богом в определенной иерархии, и эта иерархия везде, куда бы мы ни посмотрели. А уравниловка взята из нашего советского прошлого и не имеет под собой никакой религиозной основы. Она предполагает, что кто-то придет и все решит, кто-то эти равные возможности, пусть и насильственным путем, но даст. И естественно, что люди ищут этого кого-то. Но это же совершенно низменный взгляд не то что на Бога, на человека! Ведь подразумевается, что главное, чтобы все имели гарантированную пайку, и это превращает человека, созданного по образу и подобию Божьему, в социальное животное, лишая его права на индивидуальность, талант и т. д. Никто не может определить, как образ Божий воплощается в человеке, Господь Сам это ведает, и творчество Божье в отношении человека невозможно регулировать и уравнивать. И вообще, когда говорят: «Почему Господь не вмешается в ту или иную ситуацию?» – делают серьезную ошибку, предполагая, что Бог будет администрировать что-то. Бог, однажды дав человеку свободную волю, не может ее отобрать.

– Ну а что же думать, если на глазах у всех злодей, на котором «клейма ставить негде», процветает, а люди порядочные бедствуют, так и хочется спросить: «Как это терпит Бог?»

– А терпит-то как раз общество. Это проблема не Бога, а общества. И если сами люди такого злодея терпят, то в этом обществе он так и будет процветать. Сама позиция перекладывания ответственности ущербна, в ней человеку отводится роль комментатора, не желающего ничего делать для изменения жизни. Да и слово «обидно» из тех категорий, когда отношения с миром строятся на сравнениях: «Этот вон как хорошо живет, а мы плохо». Но дело в том, что о каждом человеке есть Промысел Божий, некая задача, которую этот человек должен осуществить в этом мире. И если человек располагает свою волю к тому, чтобы этот Промысел Божий о себе осуществить, то Господь дает ему благо. Но что это за благо? Есть стандарты общества, определяющие, что хорошо, а что плохо, они не абсолютны, они всегда временные и могут очень резко меняться. Можно привести множество примеров из нашей недавней истории, например то, как резко изменилось в обществе отношение к деньгам или к предпринимательству.

А Бог – Он вне времени, и то благо, которое Он дарует, – это благо абсолютное.

Кстати, вопросы о Божественной справедливости чаще всего возникают в периоды социального хаоса, когда привычные ориентиры и ценности меняются, и люди, привыкшие жить в определенных рамках, начинают метаться. Они понимают, что не находят опоры в новых условиях и начинают привносить свое ви€дение в то, как Божественная справедливость должна действовать. А для того чтобы это понять, надо просто прочитать Евангелие.

– Сегодняшнее расслоение на богатых и бедных рождает много вопросов. К храму идут пешком и подъезжают на джипах. А как же слова Христа: «Раздай все, что имеешь, нищим»?

– Давайте внимательно читать Евангелие. На самом деле там нигде не сказано, что само по себе богатство плохо. Смотрите, к Иисусу подходит богатый юноша, соблюдающий все заповеди, и спрашивает, что ему еще «делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18. 18). «Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18. 22). А юноша, услышав это, опечалился, потому что был очень богат. «Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18. 24–25). Но здесь речь не собственно о богатстве, а о том, что нами владеет. Ведь Христос сказал юноше «раздай все», потому что тот был привязан к богатству, не он, а оно управляло им. На этом эпизоде нельзя строить концепцию социальной справедливости, когда говорят, что христианство – это первый коммунизм, и Евангелие только для бедных.

– Да, в Евангелии упоминаются начальник иудейский Никодим или Иосиф Аримафейский – люди явно небедные, тайные ученики Христа, которым Он не говорит тех слов, которые сказал богатому юноше. По-видимому, дело тут не в самом богатстве .

– Конечно. В окружении Христа были и люди, владевшие имуществом. Что касается Иосифа Аримафейского, то после распятия этот тайный последователь Иисуса пошел к Пилату и выпросил у того Тело Спасителя, чтобы захоронить Его в скале – в том месте, которое он приготовил для себя. А Никодим после смерти Христа принес состав из смирны и алоэ, дабы устроить подобающее погребение.

– И они тем и известны нам, тем и запечатлены в Евангелии, и их деньги послужили Господу.

– Христос говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6. 24). И конечно, если человеком владеет не Бог, а маммона – божок богатства, справиться с этим трудно. В псалме 61-м есть такие слова: «…когда богатство преумножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61. 11).

– Так, с богатством разобрались. Владыка, а можно я попутно попрошу Вас ответить на еще одно обвинение, которое выдвигают в адрес Церкви: «Почему братков отпевают? Как такого человека можно вообще в храм вносить?»

– А почему нет? Ведь человек. Отпевание – это не канонизация, после отпевания никто святым не делается. Если человек крещен, ощущал себя православным, как можно в этом отказать? Мы что, прокуроры, судьи? Совершая отпевание, мы просим, чтобы Господь простил умершему его грехи. «Со Святыми (то есть по молитвам святых) упокой, Христе, души раб твоих, идеже несть болезнь (где нет болезни), ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Священник, читая разрешительную молитву, просит Господа, чтобы Тот простил умершему его грехи вольные или невольные, он примиряет душу умершего с Богом. А там уже Господь будет судить, священник на себя эти функции не берет.

Сказано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7. 1–3). Вот это понятие меры и есть то Божественное начало, которым измеряется жизнь человеческая.

– Что это значит, поясните, пожалуйста.

– Сказано: «Возлюби ближнего твоего». Как возлюбить? Богом дана мера: «…как самого себя» (Мф. 22. 39). Мы часто судим, а Христос неслучайно говорит: «Не судите, да не судимы будете». Ведь когда человек начинает судить другого, он берет на себя не свойственные ему функции – судить может только Бог как Творец всего, Который и знает все. Или поставленные на это люди, которым общество делегировало права судить, но судить в рамках закона. А все, что происходит помимо этого, относится к греху. И если человек начинает судить всех и вся, если он впадает в осуждение, то это становится его сущностью. И тогда начинает действовать эта мера: ты судишь, и сам будешь осуждаем. Или сказано: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6. 31). Вот данные Богом меры. И это трагично, когда люди в поисках справедливости начинают привносить мерки земные, искаженные. А трагизм тут в том, что изначальная греховность мотивировки уже делает самого такого искателя справедливости орудием зла.

– Владыка, а Бог наказывает?

– Думаю, что этой теме надо посвятить отдельную беседу, и сейчас я только коснусь ее. Само понятие «наказание, кара Божья» скорее метафорическое и поэтическое. Как может Бог наказать человека? Когда человек живет своей волей, то Бог может отнять от него Свой благодатный покров. При этом человек наказывает себя сам. В Евангелии от Иоанна сказано о Христе: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1. 4–5), и дальше о том, что это «был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1. 9). «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него… Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3. 17, 19–21). То есть сам человек – вершитель этого наказания, а Бог не карает, Он оставляет человека, есть такое понятие – богооставленность, когда человек остается один на один с собой. И это-то и есть самое большое наказание.

– А что такое испытание? Часто приходится слышать: «Бог послал им испытание», когда речь идет о болезнях или каких-то неприятностях.

– Нельзя путать такие понятия, как «испытание» и «наказание». Испытания были у Иова, испытания веры были у Авраама, и часто, проходя через горнило испытаний, человек становится чище, лучше. Но во время испытаний Бог не оставляет человека. Помните, что Господь отвечает сатане в начале Книги Иова, когда тот просит у Бога отдать Иова ему? Господь на это отвечает: «Вот он, в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов 2. 6). А вот богооставленность чаще всего приходит тогда, когда человек не задумывается над тем, что с ним будет в дальнейшем, если он живет только в рамках земного происходящего, и только оно диктует ему критерии, где добро, а где зло.

– Владыка, а откуда в человеке зло?

– Наивно считать, что зло имеет только социальные корни. Социальный фон может только усилить что-то, но первопричина зла – тот сатанинский путь, путь против Бога, который, как ни странно, в человеке есть. Уточню: природной поврежденности в человеке нет, есть только склонность ко греху, как следствие грехопадения – именно поэтому мы крестим младенцев. Грех притягателен, грех – это болезнь, но болезнь излечимая.

– Владыка, но ведь зло не абстрактно, носителем и вершителем зла становится человек, а ареной зла – сердце человеческое. Как же все-таки христианин должен относиться к тем, кто это зло творит?

– Апостол Павел говорит, «что наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных» (Еф. 6. 12). То есть нельзя испытывать ненависть к человеку, надо направить все усилия на то, чтобы освободить его от зла.

– То есть «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12. 21). Но как это возможно?

– Одно дело, когда зло очевидно и человек воюет на стороне добра. Другое дело, когда человек сам решает, что есть зло, сам судит и пытается стать вершителем судеб. Ситуаций может быть множество, но главное – чем руководствуется человек, совершая тот или иной поступок. Когда защищает священный дар жизни, останавливая зло – это одно, но когда ситуация не такая явная, для того чтобы самому не попасть в сети зла, надо руководствоваться словами апостола Павла: «Побеждай зло добром». В сущности, бороться со злом можно только одним способом: образно говоря, чтобы стало больше света, чтобы темнота отступила, надо зажечь свечу. А не просто изучать, что это за тьма. У нас есть всегда духовный путь решения проблемы – молитва. Можно бороться со злом, останавливая его внутри себя, не давая себя спровоцировать на ответное зло. А то ведь часто, отвечая, человек творит зло еще большее, считая, что он вправе это делать. Но ведь даже Христос говорил, что Он судит не от Себя: «…суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5. 30).

Выше мы говорили о суде людском и о Суде Высшем, Божественном. Но есть еще один суд, который не надо долго ждать, чтобы понять, так ли мы живем. Это суд нашей совести, а совесть называют еще голосом Ангела Хранителя в нас.

Молитвы в защиту от обидчиков

Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой

«Умягчение Злых Сердец», или «Семистрельная»

Тропарь: Умягчи наши злые сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашей разреши. На Твой Святый образ взирающи, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твои лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути. Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.

Кондак: Избранней Деве Марии, превысшей всех дщерей земли, Матери Сына Божия, Егоже даде спасению мира, со умилением взываем: воззри на многоскорбное житие наше, воспомяни скорби и болезни, ихже претерпела еси, яко наша земнородная, и сотвори с нами по милосердию Твоему, да зовем Ти:

Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая.

Молитва: О, многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, Приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреидеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва о примирении враждующих

Владыко Человеколюбче, Царю веков и Подателю благих, разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабом Твоим, вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди: угаси всяку распрю, отыми вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

А. А. Голенищев-Кутузов

Бывают времена, когда десница Бога,

Как будто отстранясь от мира и людей,

Дает победу злу – и в мраке смутных дней

Царят вражда и ложь, насилье и тревога;

Когда завет веков минувших позабыт,

А смысл грядущаго еще покрыт туманом,

Когда глас истины в безсилии молчит

Пред торжествующим обманом.

В такие дни хвала тому, кто, с высоты

На оргию страстей взирая трезвым оком,

Идет прямым путем в сознанье одиноком

Безумия и зла всей этой суеты;

Кто посреди толпы, не опьяненный битвой,

Ни страхом, ни враждой, ни лестью не объят,

На брань враждующих ответствует молитвой:

«Прости им, Господи, – не знают, что творят!»