Как познать Бога, если Он невидим? Познание бога
С какой бы точки зрения вы ни взглянули - мир все еще находится в своей первой стадии в понимании (в познании) о Боге.
Что же касается человеческой природы вообще, она такая же сейчас, какою она была миллионы лет тому назад
: предрассудки, основанные на себялюбии, общее нежелание отказаться от установленного порядка вещей ради нового образа жизни и мыслей. Гордость и упрямое сопротивление Истине, если новые доказательства ниспровергают их прежние понятия вещей. Такова характеристика вашего века, и в особенности среднего и низшего классов. Тайны никогда не были и никогда не могут быть сделаны доступными для обычных толп, по крайней мере, до того желанного дня, когда наша религиозная философия не станет общей, мировой. Во все времена едва исчисляемое меньшинство людей обладало тайнами Бога, хотя множество было свидетелями практических очевидностей возможности этого обладания.
Мы еще раз сделаем попытку передать вам эту Истину о Боге".
Может быть, следовало начать объяснение о Боге по иному, начиная с конца или с середины, чтобы вам легче было понять этот жизненно важный для нас вопрос - не знаю. Я эту тему уже переписывал несколько раз. Я мечтаю о том, чтобы у вас хватило терпение дочитать тему о Боге до конца. Жажда познания Бога у человека в крови.
"Вселенная может начально быть представлена как пространство, наполненное беспредельной, вечной и однородной массой молекул, которым присуще движение, их латентная, бессознательная жизнь. Это можно представить как Хаос
, если бы только люди были способны представить, что есть настоящий хаос, чего они не могут. Хотя она, действительно, единство. Её можно в различных аспектах представить как Пространство
, относительно ее безграничного протяжения, сосуществующее с вечностью, относительно ее бесконечной продолжительности; как Космическую Материю
,
относительно ее молекул, и как - Космическую силу
, относительно ее всепроникающего движения.
Но эти четыре элемента (Хаос, Пространство, Космическая Материя, Космическая Сила), составляющие целое, скорее, указывают на четыре качества или свойства одного единого так же, как на Земле один предмет может быть горячим, блестящим, тяжелым и в движении. Так как Вселенная - едина и неделима в ее пассивной, не проявленной форме, этот хаос для нас является несуществующим, но повсюду в нем рассеяны центры активности или Эволюции, и где это происходит, прекращается однородность. Таким образом, дифференциация происходит благодаря:
1. Большей или меньшей близости молекул (центроуплотнения).
2. Их большему или меньшему истощению.
Я не думаю (написано в одном из писем)
, что атомы рассматриваются вами как нечто nihil (отрицание). Разве в науке молекулы не рассматриваются как составные атомы? Ваша наука знает только о таких составных молекулах, и первичный атом (имеется ввиду не физический атом, а постоянный) есть и всегда остается для нее в качестве гипотетической абстракции. Наука ничего не может знать о природе атомов вне области следствий на Земном шаре, и даже этот атом она называет неделимым (это было написано 1850 году),
а мы - нет, ибо мы знаем о существовании и свойствах универсального растворителя - сущности Панчамахабхутам - пяти элементов
. Даже существование атомов, составляющих невидимого посредника, через которых энергия, что мгновенно магнетизирует короткий железный стержень, помещенный поперек центра кольца в два ярда диаметром, вокруг которого намотана проволока, плотно покрытая каучуком, даже существование таких атомов, говорю я, остается открытым вопросом. Наука остается озадаченной и в недоумении решить, есть ли это действие на расстоянии без или с каким либо таинственным посредником - или что же? Мы это просто называем намагничиванием сердечника, без всяких объяснений.
Движение, космическая Материя, продолжительность, пространство - имеются повсюду. Они пассивны, негативны, бессознательны, все же вечно движимые присущей им латентной жизнью или силой. Во время дня активности эта циклическая сила, выбрасывая из причинного латентного принципа космическую Материю, подобно тому, как водоподъемное колесо выбрасывает множество мелких капель воды вокруг вращающегося диска. И ставит ее в контакт с теми же принципами, но состояния которых, благодаря тому, что они очутились вне состояния первичной пассивности вечной неизменности, уже изменились. Таким образом, эти же принципы начинают приобретать, так сказать, зародыши полярности. Затем, входя во Вселенский Разум, развивают эти зародыши, представляют, и, давая импульс, передают его Фохату (Космической Жизненной Силе), который, выбирая вместе с Акашей Од (состояние космической Материи, движения, энергия, и т.д.), проходит по путям Космических манифестаций и строит всех и все;
безрассудно - согласен, но столь же точно
в соответствии с прототипами, предоставленными в Вечном Разуме, как хорошее зеркало отражает ваше лицо.
Движение управляет законами Природы, и оно управляет ими как механический импульс, данный текущей воде, который будет двигать ее вдоль правильной линии или же вдоль сотен боковых борозд, которые ей случится встретить на ее пути, безразлично, будет ли эти борозды естественными углублениями или же каналами, искусственно приготовленными рукою человека. "...или же каналами, искусственно приготовленными рукою человека." Значит, человек может влиять на ход событий во Вселенной, проявляя свою мощь.
Эта дифференциация в активности есть проявление, и все, дифференцировавшее таким образом, начинает существовать или становится представляемым для нас. Каждый центр активности (а эти центры бесчисленны) отмечают одну Солнечную систему, но они все же висящие во всепроникающем океане не проявленной Вселенной, из которого беспрестанно развиваются новые проявления
и в забвение которого вечно возвращаются другие, чей цикл завершен.
Космическая энергия есть нечто вечное и беспрестанное; Материя неразрушима; и тут мы имеем научные факты. Усомнитесь в них, и вы игнорамус; отриньте их - опасный сумасшедший фанатик; осмельтесь улучшить их теории - дерзкий шарлатан. И все же даже эти научные факты никогда не давали миру экспериментаторов никакого доказательства того, что Материя сознательно предпочитает быть неразрушимой скорее в органических, чем в неорганических формах. И что Она медленно, но непрестанно работает в направлении осуществления этой цели - Эволюции сознательной жизни из инертного Материала.
Отсюда незнание ваших ученых о рассеивании и затвердевании космической энергии в ее метафизических аспектах, их расхождения насчет теорий Дарвина, их неуверенность относительно степени сознательной жизни в отдельных элементах. И как неизбежность - презрительное отрицание любого феномена вне их собственных установленных условий и самой идеи о мировых полуразумных, если и не наделенных интеллектом, действующих сил в скрытых уголках Природы (Материи).
Материя существует - временами объективная, временами потенциальная или субъективная, иногда организованная, иногда неорганизованная - она вечна и нерушима, и движение есть вечная жизнь (сознательная или бессознательная, смотря по обстоятельствам) Материи.
Вечная, пластичная, невидимая, вездесущая, бессознательная Сила или Движение, вечно порождающее свое электричество, которое есть Жизнь.
Вселенная происходит и развивается через и в согласии со слепым законом. Эволюция означает раскрытие эволюта от инволюта, - процесс постепенного роста. Каждый индивидуальный атом содержит в себе действительную потенциальность развить миллиарды миров, более совершенных и более эфирных.
Материя и Дух едины.
Материя есть лишь дифференциация Духа - Материи и есть энергия, ибо одно без другого не существует. Все произошло из Единого Элемента. И Элемент этот рассматривается как Божественное Начало, троичное в своем проявлении. Дух, лишенный Материи, не имеет проявления, иначе говоря, не существует. Истинно в действиях и в мышлении мы отделиться не можем от Материи
. Мы обращаемся к высшим слоям или грубейшим видам той же Материи.
Чтобы понять нас, вы, прежде всего, должны рассматривать вечную субстанцию, не как составной элемент, называемый вами «Дух-Материя», но как один элемент, для которого Запад не имеет названия. Он пассивен и активен, чисто духовная субстанция в своем абсолютном абсолютизме и покое, чистая Материя в ее конечном и условном состоянии, как бы невесомый газ или великое неизвестное, которое наука удостоила назвать Силою. Нет такого понятия, как неизменяемость. Неизменяемость, говорят теисты и христиане, есть свойство Бога, и потому они награждают этого Бога каждым непостоянным и изменчивым свойством и качеством, познаваемым и непознаваемым, и думают, что они разрешили неразрешимое и превратили круг в квадрат. На это мы отвечаем: если бы то, что теисты называют Богом, а наука Силою и «Потенциальной Энергией», лишь на секунду стало бы неизменяемым даже во время Маха-Пралайи (Большая Космическая Ночь), период, когда даже Брама, творящий зодчий мира, погружается в Небытие, тогда не могло бы быть Манавантары (Вселенского Дня), и пространство одно царствовало бы в бессознании и величии вечности времен. Тем не менее, теизм, говоря о неизменяемости неизменности, не более нелеп, нежели материалистическая наука, рассуждающая о «скрытой потенциальной энергии» и о не уничтожаемости материи и силы. Что должны мы предполагать как не уничтожаемое? Есть ли это нечто невидимое, которое движет Материю, или же это энергия движущихся тел? Что знает современная наука о врожденной силе и силах, причине или причинах движения? Как может существовать такая вещь, как потенциальная энергия, имеющая скрытую недействующую мощь, раз она есть энергия, энергия, только когда она двигает Материю, и если бы она когда-либо остановилась двигать Материю, она перестала бы существовать, а вместе с нею исчезла бы и сама Материя. Разве «Сила» является более удачным термином?
Будучи далеко не «лишенными философской широты», доктрины наши показывают лишь единый принцип в природе - Дух-Материя или Материя-Дух,
третий ультимативный Абсолют или квинтэссенция обоих, если только мне разрешат употребить такой ложный термин в настоящем приложении, который теряется перед духовным прозрением даже «Богов» или Планетных Духов. Этот третий принцип, говорят философы Веданты, есть единственная реальность, все остальное лишь Майя (иллюзия), ибо ни одно из подобных Протею проявлений Духа и Материи, или Пуруши и Пракрити, не рассматривалось когда-либо в другом свете, нежели как временное заблуждение чувств. Даже в еле намеченной философии «Изиды» эта идея ясно проведена. В книге «Kiu-te» Дух назван не ультимативной сублимацией Материи, а Материя - кристаллизацией Духа.
Нельзя дать лучшей иллюстрации, нежели в простейшем феномене льда, воды и пара и конечное рассеяние последнего. Феномен этот в обратной последовательности проявления называется Духом, падающим в зарождение или Материю. Эта троица, превращается в Единство, - доктрина такая же древняя, как мир мысли, - была заимствована некоторыми ранними христианами, которые слышали о ней в александрийских школах и превратили в Отца, или зарождающего Духа, Сына
,
или Материю - человека, и Святого Духа, нематериальную сущность или вершину равностороннего треугольника, - идея, находимая и по сей день в пирамидах Египта. Итак, еще раз доказано, что вы совершенно не понимаете смысл, когда, ради сокращения, я употребляю фразеологию, обычную для западников. Но в свою очередь я должен заметить, что ваше представление, будто Материя есть лишь временная аллотропическая форма Духа, отличающаяся от него, как уголь от алмаза, настолько же анти философское, как и ненаучное с точки зрения Востока и Запада. Уголь является лишь видом остатка материи, тогда как Материя per se неразрушима и, как я утверждаю, единосущна с Духом - тем Духом, который мы знаем и можем представить. Лишенный Материи Дух не может проявляться, следовательно, перестает существовать, становится ничем.
Без Духа и Силы даже то, что наука именует как «неорганическая материя» (так называемые минеральные ингредиенты, которые питают растения), никогда не могла быть вызвана в формы. Есть момент в существовании каждой молекулы и атома Материи. Когда по той или иной причине последняя искра Духа, или движения, или жизни (называйте это как хотите), извлекается, и в тот же момент с быстротою, превышающей молниеносное сверкание мысли, атом, молекула или совокупность молекул уничтожается, чтобы вернуться в первичную чистоту интракосмической Материи. Например, как при ядерном взрыве
. Они притягиваются к своему источнику со скоростью шарика ртути к его центральной массе с выделением огромной массы энергии. М
атерия, сила и движение суть троица физической объективной природы, так же как и троичное единство Духа-Материи принадлежит духовной и субъективной природе. Движение вечно, ибо Дух вечен. Но никакое движение не может быть представлено вне его соотношения с Материей. Вернемся к вашей изумительной гипотезе, что зло с сопровождающей его свитой преступлений и страданий не есть следствие Материи, но есть, вероятно, мудрая схема морального правителя мира.
Хотя подобная идея допустима для вас, воспитанного на губительном заблуждении христианства «пути Господни неисповедимы», для меня она совершенно невообразима. Должен ли я снова повторять, что лучшие Адепты исследовали Мир в продолжение тысячелетий и нигде не нашли такого макиавеллистического Изобретателя, но лишь повсюду тот же неизменный, неумолимый Закон. Потому вы должны извинить меня, если я положительно отказываюсь терять время на такие детские рассуждения. Не пути Господни, но скорее пути некоторых людей, очень умных во всем, за исключением одной слабости, непонятны мне.
Точная наука учит, что физические силы, такие как тяготение, инерция, сцепление, свет, теплота, электричество, магнетизм, химическое сродство, могут быть превращены одно в другое. Если так, то сила производящая должна прекратить свое существование, как только сила, порожденная ею, проявилась. «Летящее ядро движется лишь врожденной ему силою инерции». Когда оно ударяется, оно производит теплоту и другие следствия, но его сила инерции нисколько не уменьшилась. Потребуется столько же энергии пустить его снова с такой же скоростью, как и раньше. Мы можем повторить процесс тысячу раз, и пока количество материи остается тем же, сила его инерции останется количественно той же. Количество силы инерции не уменьшилось, но при этом появилось еще тепло. То же самое и в отношении тяготения. Сила всемирного тяготения производит разные действия, но при этом эта сила не видоизменяется и не теряет свою силу. Приведем еще несколько примеров. Например, химическое сродство притягивает и держит частицы материи вместе, столкновение их порождает теплоту. Перешло ли первое в последнее? Нисколько, ибо мы видим вновь взаимное притягивание частичек после нового разъединения, и это доказывает, что химическое сродство не уменьшилось (не перешло в тепло), ибо оно будет держать их так же крепко, как и раньше. Теплота, говорят они, порождает и производит электричество, тем не менее они не замечают уменьшение тепла при этом процессе (доказано на опыте). В итоге тепло не уменьшилось, но электричество появилось.
Наука говорит, что «во время жизненного процесса происходит лишь превращение, но никогда не рождение материи или силы», - для нас это лишь половина истины
. Это не превращение и не нарождение, но то, для чего наука еще не имеет определения. Сила не превращается в нечто другое, но с каждым развитием нового действия, действуя изнутри самой себя, умножается до бесконечности,
никогда не теряя ни частички своей природы в количестве и качестве своего естества,
лишь приобретая еще нечто, прогрессируя в своей дифференциации. Эта так называемая «Сила» является поистине не уничтожаемой, не уменьшаемой, но и не сочетаемой и не превращаемой в смысле, принятой материалистической наукой. Скорее можно сказать, она растет и развертывается в нечто другое
, тогда как ни ее собственная потенциальность, ни самая сущность ничуть не затрагиваются этим превращением. Может быть, мы будем ближе к Истине, называя это бесконечной Жизнью и источником всякой жизни видимой и невидимой, сущностью неисчерпаемой, вечной сущей. Смело это мы можем назвать Богом, но это будет только частью Истины.
Владимир Антонов
Для того, чтобы реально познать Бога, а не только лишь разобраться с этой темой умом, что, разумеется, тоже необходимо, - надо развивать себя по двум основным направлениям психоэнергетической линии совершенствования. Это есть а) утончение и б) количественный рост сознания (души).
О качественном развитии сознания
Качественное развитие сознания включает в себя интеллектуальный и этический компоненты, а также утончение.
Подробнейшее изучение и скрупулёзное приложение к себе Заповедей Бога является необходимой предпосылкой для серьёзной работы в плане психоэнергетики. Изучая и претворяя в свою жизнь этические рекомендации, данные нам Богом, человек должен заслужить право, «получить допуск» к прямому преображению себя в качестве души с помощью серьёзных медитативных приёмов.
Но также необходимо понять, что Бог в Аспекте Изначального Сознания (Творца) является отнюдь не страшным чудовищем, которого надо бояться, а, напротив, Нежнейшим и Наитончайшим из всех энергетических состояний в многомерной вселенной (подробней - в [ , , ]). Сказанное есть первое, что надо усвоить, приступая к изучению методологии духовного совершенствования.
Причём отсутствие понимания последней основополагающей истины характерно для почти всех массовых религиозных направлений, существующих в настоящее время на Земле. Дошло до того, что некоторые переводчики таких великих литературных произведений, как, к примеру, Бхагавад-Гита, переводили слова, характеризующие Бога как «Наитончайшего из всего тончайшего», как «малейший из малейшего». Получалось, что Величайший из всего существующего, Бесконечный по пространственной и временной протяжённостям Бог оказывался названным… «малейшим»! И эта же ошибка была характерной для перевода не только Бхагавад-Гиты!
Рассмотрим, что, мешающее нам, мы могли бы исключить из своей жизни с целью утончения сознания. Это:
1. Даже сама способность входить в грубые эмоциональные состояния. Добиться сказанного возможно через овладение искусством психической саморегуляции .
2. Этически неоткорректированное питание: грубые энергии от убитых животных остаются в телах людей, их поедающих. Такие энергии могут вызывать не только общее огрубление души, но и заболевания в пищеварительной и других системах организма.
То же, разумеется, имеет отношение и к использованию одежды и других предметов, изготовляемых из тел убитых животных.
3. Тесное общение с грубыми людьми.
4. Пребывание на энергетически грубых местах - отрицательных “местах силы” .
5. Сонастройка с грубыми невоплощёнными существами (существами ада).
6. Сонастройка с грубыми произведениями псевдоискусства.
Культивирование же всего противоположного перечисленному реально будет приближать нас к Творцу - по состоянию нас как душ.
Очень важно понять, что энергетическая чистота внутри наших тел, воспринимаемая как светлая прозрачность, необходима для того, чтобы входить именно в тонкие и тончайшие слои многомерного пространства. Из энергетически грязных тел мы не имеем возможности не только сонастраиваться и сливаться с Представителями Изначального Сознания - Святыми Духами, но даже видеть Их зрением душ.
Прямое свободное общение с невоплощёнными Божественными Учителями, ставшими в прошлом Неотъемлемыми Частями Творца, - это есть не фантазии или гипотезы, а вполне познаваемая реальность для тех, кто правильно продвигаются по духовному Пути.
В том числе, когда практикующий достигает уровня утончённости сознания, достаточного для лёгкого восприятия Святых Духов, то конкретные Святые Духи, проявляющие Себя для воплощённых людей в виде Махадублей [ , , ], во-первых, становятся Эталонами для приучения нами себя к жизни на Их Божественном уровне утончённости. Во-вторых, Они становятся личными Божественными Учителями - вполне реально видимыми и слышимыми. С Ними можно обниматься, ласкаться, сливаться… И Они поведут достойных учеников дальше по Пути совершенствования - в Обитель Изначального Сознания.
Для иллюстрации лёгкости общения со Святыми Духами можно привести примеры записывания с Их слов Их биографий и важнейших методологических рекомендаций , а также стихов и целых книг, имеющих высочайшую духовную ценность [ , - ].
… От невежд можно услышать: а чтό, если вы сонастраиваетесь не с Представителями Творца, а с духами ада? Как различить?
Ответ здесь очень прост: и Иисус Христос, и все другие Божественные Учителя и древности, и последних веков учили и учат, что характеристикой Бога является Свет, подобный нежному солнечному . Этот Свет несёт Божественные Нежность, Ласку, Заботу и Мудрость; ведь Бог есть Любовь! Духи же ада видны как чёрные подвижные энергетические сгустки, несущие в себе и дарящие воплощённым существам адские эмоциональные состояния.
Бог есть Любовь - и поэтому мы, чтобы приблизиться к Нему по состоянию душ, должны исключить в себе даже саму возможность эгоцентрических эмоций, мыслей и поступков! Наоборот, Бог предлагает нам учиться любить других, достойных того, - как самих себя и даже больше, чем себя! Пример тому показал Иисус Христос, предавший Себя смерти на кресте ради того, чтобы люди поверили Ему и запечатлели то, чему Творец учил нас через Него, Иисуса.
А что есть эгоцентризм? Это - желание присваивать чужое, способность «красоваться» перед другими, презирать других, смотреть на них «свысока», насмехаться, ненавидеть, завидовать, ревновать, желать отомстить обидчикам, привычка осуждать эмоционально тех, с кем мы не согласны.
Желание же и готовность дарить и помогать во всём добром достойным того, также прощать, радоваться радости других, жертвовать своими интересами, собою ради их блага - это есть те качества, которые нам имеет смысл развивать в себе.
… Приведу такой пример. Мне доводилось знакомиться с людьми, которые всегда опаздывали на все встречи и свидания. Причём они оправдывали себя следующей формулой: «Но ведь я - всегда опаздываю!» Одна из таких моих знакомых даже восклицала с явно выраженным самолюбованием: «Мне всего один раз в жизни удалось придти вовремя, но и то не туда, куда было надо!»
Что стоит за таким образом мышления и поведения? Увидим в тех людях то уродливое низшее «я», которое способно принимать во внимание лишь собственное удобство: «Что же - мне ждать, что ли, если приду раньше?»
Знаю по своему прошлому, что ждать опаздывающего бывает неприятно. Поэтому, не желая причинить неудобство другому или другим, всегда прихожу сам заранее.
А ожидая, никогда не раздражаюсь, но пребываю в ровном покое.
А потом делаю вывод о целесообразности продолжать контакты с этим человеком.
… Обрести устойчивый внутренний покой при любых неблагоприятных ситуациях - этому можно научиться через освоение искусства психической саморегуляции, где акцент делается на развитие духовного сердца. Об этом можно подробно читать практически во всех наших книгах и даже видеть в фильмах.
Освоение функций духовного сердца - это есть стержневая часть всего Пути духовного совершенствования! Без этого - нет ни малейшей возможности по-серьёзному сблизиться с Творцом! Ведь духовное сердце является органом, продуцирующим эмоции любви! И, чтобы сблизиться с Богом, Который есть Любовь, каждый должен стремиться развивать себя в качестве духовного сердца!
… Рассматривая данную тему в историческом ракурсе, отмечу, что сказанное было понято, в частности, христианами-исихастами . Развитие же данной тенденции нами позволяет определить наши методологические наработки как современный развитый исихазм.
О количественном развитии сознания
Теперь рассмотрим тему количественного роста индивидуального сознания.
Как уже говорилось в начале данной статьи, индивидуальное сознание (душа) обладает способностью к такому росту. И достигнутые размеры сознания в значительной мере предопределяют его способность к эффективной деятельности - как среди воплощённых существ, так и в нематериальных мирах.
Причём из сказанного выше должно стать ясным, что на Пути совершенствования имеет смысл с самого начала стремиться растить себя именно в максимально утончённых слоях многомерности. Если же делать это в грубых пластах Мироздания, то мы этим предопределяем себя к дальнейшей жизни в аду - «помойке» Эволюционного Процесса.
Утончать себя можно экзотерическими приёмами, например, через сонастройку с тонкими и тончайшими явлениями окружающей нас среды.
Надо также понимать, что верхний и нижний дань-тяны являются именно вспомогательными по отношению к главному дань-тяну - среднему.
Основной функцией верхнего дань-тяна является мыслительная способность. А нижнего - силовой аспект развития.
На соответствующих ступенях духовного развития конкретного человека всё ценное, накопленное в верхнем и нижнем дань-тянах приводится в слияние с развитым средним дань-тяном. Так образуется целостное огромное по размерам и мощное индивидуальное сознание, способное функционировать далеко за пределами продолжающего жить в здравии на Земле материального тела.
Следующей задачей такого человека является освоение Слияния с Изначальным Сознанием и затем помощь воплощённым существам уже из Единосущности с Ним.
О конкретных способах количественного развития себя-сознания мы достаточно много говорили в наших книгах [ - , и др.] и фильмах.
О преподавании духовных практик
Массы людей разных вероисповеданий тратят столь дорогое время, отпущенное нам Богом для самосовершенствования, на разнообразные глупости - иногда весьма вредоносные, иногда просто бессмысленные. Таким образом они пытаются удовлетворить свой «духовный голод». Некоторые из них пьют мочу, почитая это «методом духовного совершенствования», другие истязают свои тела, третьи прыгают через костры и участвуют в прочих обрядах… Это и многое другое подобное можно объединить в группу экзотерических нелепостей.
Но существуют нелепости и эзотерические . Например, «размазывание» по всему организму энергетической грязи из неочищенных чакр нижнего дань-тяна с помощью «орбитных» движений. Или приучение себя к концентрации сознания в точке между бровями. Или поиск Бога «в точке над головой». Или попытки освоения «астральных полётов» с помощью психоделиков, именуемых наркотиками…
Нам встречались болезнетворные «целители» и «йоги», одно лишь пребывание рядом с которыми вызывало заболевания, а несведущие люди даже падали в обмороки. Те «целители» осваивали чёрную магию под видом буддийских практик… Суть тех методов состояла в окружении и наполнении своих тел «гневными божествами» , т.е., по сути, дьявольскими невоплощёнными существами… Так они не только вредили другим людям, но и сами превращали себя в дьяволов…
Много подобных извращений можно было бы ещё перечислять. Взять хотя бы некоторые приёмы «современной психологии», где нужно, ради якобы духовной помощи другим людям, унижать, оскорблять их, издеваться всячески над ними… Смысл? - это якобы должно приводить к разрушению у них их низших «я»… Причём делается это за деньги, собираемые с самих же жертв…
Что побуждает к таким действиям тех, кто внедряют всю эту грязь? Обычно - сочетание невежества с агрессивным стремлением к лидерству плюс жажда славы и денег…
… Хотя ведь бывают и искренние бескорыстные духовные лидеры, посвящающие свои жизни попыткам помогать другим. Обращаясь к ним, попрошу их учитывать следующее:
Эзотерические методики не должны преподаваться всем желающим! Они должны дозироваться в соответствии со способностью каждого адепта к усвоению интеллектуальной и этической составляющих духовной работы!
Все люди различаются, в том числе, по возрасту, причём не только онтогенетическому, но и психогенетическому [ , , , ]. Причём наибольшее время - из всех функций души - требует для своего развития именно интеллектуальная функция.
А без в должной мере развитого интеллекта - и этические принципы, предлагаемые нам Богом, не могут быть поняты и освоены.
Более того, груз возлагаемых на молодую пока ещё душу знаний и обязанностей пред Богом - может оказаться непосильной ношей для такой души. И тогда такой человек может, например, начать «дурить», поддавшись тщеславию. Или, когда он перестаёт понимать суть учебной программы, он начинает ненавидеть преподавателя, обвиняя его в недостаточной любви и в том, что всё, что он говорит, является ложью.
Поймём, что такие ситуации пагубны для судеб тех, кому «передали»: ведь, к примеру, их ненависть - это есть программирование ими себя в ад.
Получается, что преподаватель по-неопытности причиняет другим не пользу, а вред, вводя в искушение: в соблазн ложного реагирования.
В любой здоровой духовной Школе начинает учиться несравненно большее число людей, чем добирается до вершины. Остальные должны получать только те порции навыков и знаний, до которых они доросли в их личной эволюции. И пусть они пока взрослеют, приучая себя к жизни на той ступени «лестницы» духовного восхождения, на которую они уже взобрались.
Если говорить более конкретно, то освоение начальных приёмов работы с духовным сердцем не противопоказано почти никому, включая детей любого возраста. Эти методы подробно расписаны в нашей книге . Что же касается более высоких ступеней - то именно с ними надо проявлять высокую осмотрительность.
Духовные знания и методы могут передаваться в виде практических занятий - или же, например, через книги.
Ошибочно навязать кому-либо информацию, до которой человек ещё не дорос, - легче через прямое преподавание.
Если же люди всего лишь читают книги о том же самом - ведь никто из них не станет читать то, что ему не понятно, он просто отложит такую книгу на потом. В таком случае вред ему не будет причинён.
Разобраться во всём этом и сделать данные выводы позволил мне личный опыт преподавания психической саморегуляции и практической экопсихологии. Именно поэтому я уже многие годы не провожу никаких практических занятий, но лишь рассказываю о них, как и в этой статье.
Попытки же последователей находить самостоятельные решения на основе существующего в их распоряжении описания всего Пути - развивает их в большей мере, чем если бы они получали практический опыт без приложения серьёзных личных усилий.
Заключение
Бог постоянно говорил и говорит людям о необходимости развивать в себе любовь - как функцию духовного сердца! Именно этому учили все Божественные Учителя прошлого и настоящего!
Почему же люди не желают исполнить эти Заветы нашего Творца? Вместо этого, множество людей готово рваться в ученики к любым уродам, предлагающим свои услуги!
Работая над книгами и статьями последних лет, свою задачу я видел в том, чтобы попытаться выстроить всю совокупность доступных духовных знаний, полученных человечеством от Бога, в наиболее удобную для изучения и освоения форму.
Удалось ли это? По-моему, да. Но, если кто-то с этим не согласен, - не обижусь. Ведь я не умею обижаться.
- Антонов В.В. - Духовное сердце - Религия Единства. «New Atlanteans», 2008.
- Антонов В.В. (ред.) - Духовное сердце: Путь к Творцу (стихи-медитации и Откровения). «New Atlanteans», 2007.
- Антонов В.В. - Как познаётся Бог. Автобиография учёного, изучавшего Бога. «New Atlanteans», 2008.
- Антонов В.В. (ред.) - Как познаётся Бог. Книга 2. Автобиографии учеников Бога. «New Atlanteans», 2008.
- Антонов В.В. (ред.) - Духовная работа с детьми. «New Atlanteans», 2008.
- Антонов В.В. (ред.) - Классика духовной философии и современность. «New Atlanteans», 2008.
- Антонов В.В. - Экопсихология. «New Atlanteans», 2008.
- Антонов В.В. - Лесные лекции о Высшей Йоге. «New Atlanteans», 2008.
- Антонов В.В. - Дао-Дэ-Цзин. «New Atlanteans», 2008.
- Антонов В.В. - Анатомия Бога. «New Atlanteans», 2010.
- Антонов В.В. - Жизнь для Бога. «New Atlanteans», 2010.
- Зубкова А.Б. - Сказка о царевне Несмеяне и Иване. «New Atlanteans», 2007.
- Зубкова А.Б. - Добрыня - Былины. «New Atlanteans», 2008.
- Зубкова А.Б. - Диалоги с Пифагором. «New Atlanteans», 2008.
- Зубкова А.Б. - Божественные Притчи. «New Atlanteans», 2008.
- Зубкова А.Б. - Книга Родившихся в Свете. Откровения Божественных Атлантов. «New Atlanteans», 2008.
- Зубкова А.Б. - Притчи Лао-Цзы. «New Atlanteans», 2011.
- Зубкова А.Б. - Притчи о старце Зосиме. «New Atlanteans», 2013.
- Татьяна М. - Изнанка мира материи. «New Atlanteans», 2012.
- Тёплый А.В. - Книга Воина Духа. «New Atlanteans», 2008.
Видеофильмы
1. Погружение в гармонию природы. Путь в рай. (Слайд-шоу). 90 минут (на CD или DVD),
2. Духовное сердце. 70 минут.
3. Саттва (Гармония, Чистота). 60 минут.
4. Саттва туманов. 75 минут.
5. Саттва весны. 90 минут.
6. Искусство быть счастливыми. 42 минуты (HD-video).
7. Практическая экопсихология. 60 минут (HD-video).
8. Ключи к тайнам бытия. Обретение Бессмертия. 38 минут (HD-video).
9. Бхакти-йога. 47 минут (HD-video).
10. Крийя-йога. 40 минут (HD-video).
11. Йога Кришны. 80 минут (HD-video).
12. Йога буддизма. 135 минут, в 2-х частях (HD-video).
13. Даосская йога. 90 минут, в 2-х частях (HD-video).
14. Психическая саморегуляция. 112 минут, в 2-х частях (HD-video).
15. Йога Сатья Саи. 100 минут (HD-video).
16. Йога суфиев. 128 минут, в 2-х частях (HD-video).
17. Йога древних русичей. 105 минут, в 2-х частях (HD-video).
18. Йога Атлантов. 82 минуты (HD-video).
19. Йога Пифагора. 75 минуты (HD-video).
20. Лайя-йога. 48 минуты (HD-video).
21. Кундалини-йога. 45 минуты (HD-video).
22. Йога дона Хуана Матуса и других индейских духовных Вождей. 147 минут, в 2-х частях (HD-video).
23. Йога Иисуса Христа. 128 минут, в 2-х частях (HD-video).
24. Агни-йога. 76 минуты (HD-video).
25. Адвайта-йога. 47 минуты (HD-video).
26. Аштанга-йога. 60 минут (HD-video).
Познание Бога – это потребность Души каждого человека. Это путь Домой. Познание себя – это часть процесса познания Бога.
Начну с того, что познать Бога в полном смысле этого слова, в полном объеме, будучи человеком невозможно. Познание Бога происходит не мозгами, не интеллектом, а Сердцем (понятие сердца выходит за пределы просто физического органа).
Но в этой жизни мы можем прикоснуться, встать на путь познания Бога, и это, на самом деле, является нашей с вами самой главной задачей в жизни . Познание Бога – это наша путеводная звезда в жизни, рано или поздно, к этому приходят все люди.
Как познать Бога? Что нужно делать, чтобы познать Бога?
Для понимания Бога и связи человека с Богом, я использую метафору океан и капля в океане.
Океан – это Бог, капля – это человек. Современный человек – это капля, помещенная в прозрачную пленку, которая отделяет каплю от всего океана, и не дает ей чувствовать себя составной частью, ей кажется, что она сама по себе, океан – сам по себе. Некоторым каплям кажется, что океана вообще не существует.
Пленка создает иллюзию отделенности, и этой пленкой является человеческая гордыня.
Соответственно, чтобы познать Бога, нужно:
- Подчинить гордыню.
- Очистить свою душу от низкочастотных энергий, которые проявляются негативными эмоциями, такими как: зависть, злость, ненависть, похоть и прочее.
Хочу привести еще одну метафору. Человек находится в доме, окна которого полностью в пыли. Что сможет увидеть человек сквозь такие окна? Так вот пыль на окнах – это наше невежество, наши грехи, наши проступки.
Улица (пространство вокруг дома) – это Бог. Чем чище окно тем, лучше мы видим окружающий нас мир, лучше можем различать цвета и детали. Чем чище наша Душа, тем лучше мы видим Бога вокруг.
Поэтому путь постижения Бога – это путь очищения своей Души. Не зря говорят: «Хочешь познать мир, познай себя».
Чем больше человек работает со своей гордыней, тем больше он ощущает Бога в своем сердце и вокруг себя, ему открывается единство всего живого, красота и гармония всего живого.
По мере продвижения по пути познания Бога, человек будет осознавать, свою связь со всем живым, осознавать, что другие люди – это проявление Бога, его творение.
Будет осознавать единство со всеми людьми, будет понимать, что мы одно целое, мы единый организм, и если ты причиняешь вред другой части этого организма, в конечном счете, ты причиняешь вред самому себе.
В этой статье я ничего нового не сказала, все эти фразы уже сказаны миллионы раз, но поверьте мне на слово, когда вы это САМИ осознаете, почувствуете, пропустите через себя, тогда они заиграют для вас со всем другими красками и пониманием.
Чем больше Бога в твоем сердце, чем больше ты продвинулся на пути познания Бога, тем больше ты любишь окружающих людей, природу и все живое.
Поэтому показателем того, на сколько человек продвинулся на пути познания Бога, является его любовь к себе, к окружающим и миру в целом.
Следствием того, что вы двигаетесь в правильном направление, будет являться то, что вы начнете исполнять в своей жизни заповедь Иисуса Христа: «Возлюби ближнего своего как самого себя».
И в завершении данной статьи я предлагаю посмотреть очень красивый и глубокий по смыслу клип группы ОдноНо «К океану».
Лишь об одном я тебя молю, жизнь… Неси свои воды домой, к океану…
А что для вас значить познать Бога? Делитесь своим мнением в комментариях.
Как шуты мечтают сыграть Гамлета, так я мечтал написать трактат о Боге. Однако лежащая перед вами книга не трактат. Судя по размерам, ее можно принять за научный труд, но всякого, кто подойдет к ней с этой точки зрения, Ждет разочарование. Скорее всего, книга эта похожа на ожерелье: ряд небольших исследований на великие темы; большинство из этих исследований впервые появились в «Евангельском журнале» («Evaпgelical Magaziпe»). Они задумывались как самостоятельные этюды, но теперь собраны вместе, поскольку образуют единое повествование о Боге и о нашей жизни. Выбор тем определился их практической направленностью.
В «Предисловии к христианскому богословию» Джон Мэкей показал два подхода к христианским темам. Он изобразил людей, которые сидят на высоком балконе дома в испанском стиле и смотрят на путников, идущих по дороге. Сидящие на балконе слышат, о чем беседуют путешественники, иногда они могут вступить с ними в разговор, отпустить критические замечания в их адрес, обсудить дорогу, размышляя, куда она ведет, что можно увидеть, если пройти по ней подальше, и так далее. Но они - всего лишь наблюдатели, и их вопросы носят только теоретический характер. Путешественники же сталкиваются с проблемами, которые, хотя и имеют теоретический аспект, по сути являются сугубо практическими. Их проблемы требуют не просто осмысления, но и решения, и действия. Сидящие на балконе и путники думают об одном и том же, но их проблемы различны. Например, размышляя о зле, сидящий на балконе пытается теоретически объяснить, как зло может совмещаться с Божьим всемогуществом и благостью. Путнику же надо решить, как преодолеть зло и превратить его в благо. Если же речь заходит о проблеме греха, то сидящий на балконе раздумывает, существуют ли на самом деле расовая греховность и личная извращенность, а путешественник, зная грехи изнутри, спрашивает, есть ли надежда на избавление от него. Рассуждая о Боге, сидящий на балконе спрашивает, как один Бог может существовать в трех лицах, что означает это триединство и как эти три ипостаси, составляющие одно, могут быть личностями. Путник же хочет знать, как проявить любовь и веру, как воздать подлинную честь этим трем Личностям, Которые в своем триединстве ведут его из греха к славе. И так далее. Итак, эта книга - для путников и рассматриваются в ней именно их проблемы.
Книга написана с убеждением, что в корне многих слабостей современной церкви лежит незнание Бога, незнание Его путей и неумение пребывать в общении с Ним. По моему мнению, к такому положению привели две печальные тенденции.
Первая: христианское мышление приспособилось к духу современности, который расплодил грандиозные мысли о человеке, оставив место лишь для мыслишек о Боге. Современный человек привык держать Бога на расстоянии или вообще Его игнорировать. Ирония состоит в том, что современные христиане, занятые религиозной деятельностью в безбожном мире, сами отдалились от Него. И вот, люди, ясно понимающие ситуацию, с горечью подумывают о том, чтобы выйти из церкви и искать Бога самостоятельно. И нельзя винить за это только их самих. Ведь церковные деятели, взирающие на Бога, так сказать, перевернув телескоп, и уменьшившие Его до размеров пигмея, не могут быть не чем иным, как только христианами-пигмеями. Естественно, люди с ясным видением желают чего-то большего. Более того, мысли о смерти, вечности, о суде и наказании, о величии души и вечных последствиях земных решений не в моде в современном мире. И грустно видеть, что христианская церковь вместо того, чтобы возвысить свой голос и напомнить миру то наиважнейшее, что он забывает, приобрела привычку точно так же обходить эти темы. Но для христианской жизни, такая капитуляция перед миром равносильна самоубийству.
Вторая причина: христианское мышление не смогло противостать должным образом современному скептицизму. Более трех столетий натуралистические взгляды Ренессанса, как раковая опухоль, разъедали западную мысль. Арминиане и деисты семнадцатого века наперекор богословию Реформации отрицали, что Бог непосредственно и полновластно правит миром, - и с тех пор богословие, философия и наука единодушны в этом отрицании. В результате Библия подверглась тяжелому обстрелу, а вместе с ней – и многие исторические вехи христианства. Под сомнение ставятся основы веры. Действительно ли Бог говорил с Израилем на горе Синай? Не был ли Иисус просто очень духовным человеком? Произошли ли на самом деле чудеса, описанные в Евангелиях? Разве Иисус не вымышленный персонаж? - и так далее. И это еще не все. Скептицизм по отношению к Божьему откровению и основам христианства породил еще более широкий скептицизм, который отбрасывает всякую мысль о единой истине, а вместе с ней - всякую надежду на целостное человеческое знание. В результате предполагается, что мои религиозные представления не имеют ничего общего с моими научными знаниями о внешнем мире, поскольку Бог находится не «там», в мире, а «здесь», внутри, в душе. Нынешние неопределенность и замешательство по отношению к Богу хуже всего, что было со времен гностицизма, пытавшегося во втором веке подменить собою христианство.
Часто говорят, что богословие сейчас сильнее, чем когда-либо. И если говорить об академических изысканиях, о количестве и качестве пу6ликующихся книг, это, наверное, правда. Но богословие уже давно не было таким неуклюжим и слабым в выполнении своей основной задачи - следить за тем, чтобы церковь придерживалась Евангелия. Девяносто лет назад Ч. Сперджен, описывая замеченные им среди баптистов шатания в понимании Писания, искупления и человеческого предназначения, сказал, что они «катятся под уклон». Если бы ему пришлось описывать современное протестантское мышление о Боге, он, наверное, сказал бы, что мы «пикируем носом вниз»!
«Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер.6:16). Вот к чему приглашает вас эта книга. Это не критический анализ новых путей (разве только косвенно), а прямой призыв к путям древним, потому что «путь добрый» всегда остается таким, каким был изначально. Я не прошу читателей думать, что мне очень хорошо известно то, о чем я говорю. «Люди вроде меня, - писал Кл.С.Льюис, - у которых воображение намного превосходит послушание, подвергаются справедливому наказанию; мы легко принимаем желаемое за действительное. И описывая воображаемое, можем заставить других (да и самих себя) поверить, что мы испытали на опыте то, о чем говорим» - И таким образом, одурачить и их, и себя.
Всем читателям и авторам христианских книг было бы полезно обдумать слова Льюиса. Но, «имея тот же дух веры, как написано: «я веровал и потому говорил», и мы веруем, потому и говорим» (2Кор.4:13). И если эта книга поможет хоть кому-нибудь так же, как размышления при работе над ней помогли мне самому, то все мои усилия будут более чем оправданы.
Тринити колледж, Бристоль Дж.И.П.
I
Зачем мы были сотворены? Чтобы познать Бога. Какую цель мы должны поставить перед собой в жизни? Познать Бога. Что такое «вечная жизнь», которую дает Иисус? Познание Бога. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3). Что в жизни приносит больше всего радости, счастья и удовлетворения? Познание Бога. «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» (Иер.9:23-24). Какое состояние человека приносит Богу больше всего радости? Когда человек знает Бога. «Я милости хочу… И Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6).
В этих коротких предложениях мы очень многое выразили. Основная мысль сказанного согреет сердце всякого христианина, но тот, для кого религия — простая формальность, останется холоден (и тем самым станет ясно, что он так и не родился заново). Таким образом, мы имеем основу, форму и цель нашей жизни — плюс принцип, по которому мы определяем важность вещей и дел, и шкалу ценностей. Как только человеку становится ясно, что главная цель его пребывания на земле — это познание Бога, все жизненные проблемы занимают надлежащие места. Сегодняшний мир кишит людьми, которые страдают от изнуряющей болезни, обозначенной Альбером Камю как абсурдизм («жизнь — это плохая шутка»), и жалуются на то, что можно назвать «лихорадкой» Марии Антуанетты, поскольку та дала ее описание («все безвкусно»). Эти расстройства омрачают всю жизнь: все сразу же превращается в проблему и в утомительное бремя, потому что нет ничего стоящего. Однако у христиан существует иммунитет и к «червям» абсурдизма, и к «лихорадке» Марии Антуанетты — хотя иногда и у них бывают недомогания, если сила искушения омрачает их разум. Но эти недомогания, по милости Божьей, длятся недолго. Жизнь стоит прожить, если существует большая цель, если есть что-то, захватывающее все наше внимание. Именно это есть у христианина, и больше ни у кого другого. Ибо существует ли цель более высокая, великая и манящая, чем Бог?
Однако с другой точки зрения, мы сказали еще совсем немного. Говоря о познании Бога, мы употребляем словесную формулу, а формулы похожи на чеки; от них мало толку, если не знаешь, как обменять их на банкноты. Что мы имеем в виду, употребляя фразу «познание Бога»? Какое-то особое чувство? Мурашки по спине? Пребывание в полусне, похожее на парение в свободном пространстве? Наплывы чувств и возбуждение, к которому стремятся наркоманы? Или познание Бога — это особое интеллектуальное переживание? Может, это голос? видение? странные цепочки мыслей, набегающие в сознание? или что-то еще? Все это нужно обсудить, тем более что, согласно Писанию, тут очень легко обмануться и думать, что знаешь Бога, на самом деле совсем не зная Его. Тогда перед нами встает вопрос: что же именно можно по праву назвать «познанием Бога» ?
II
Думаю, ясно, что «знать» Бога — дело более сложное, чем «знать» человека; точно так же, «узнать» ближнего своего труднее, чем «узнать» дом, книгу или язык. Чем сложнее объект, тем больше усилий требуется, чтобы познать его. Познание объекта абстрактного, например, языка, достигается обучением; познание чего-либо неодушевленного, например, горы Бен-Невис или Британского музея, происходит в процесс е осмотра и исследования. Такие занятия, хотя и требуют соответствующих усилий и сосредоточенности, все же достаточно просты для описания. Познание же живых объектов — гораздо сложнее. Невозможно познать живое существо, не узнав прежде как его прошлое, так и его реакцию и поведение в конкретных обстоятельствах. Человек, говорящий «я знаю эту лошадь», обычно имеет в виду не только, что он ее как-то видел. Скорее всего, человек этот подразумевает: «Я знаю, как она себя ведет, и могу вам сказать, как с ней обращаться». Такое познание достигается только через предварительное знакомство с лошадью, через наблюдение за ее действиями и после попытки с ней справиться.
Когда речь идет о людях, задача становится еще сложнее, так как люди надевают маски и, в отличие от лошадей, не показывают, что у них на сердце. Для того чтобы хорошенько узнать лошадь, достаточно нескольких дней. Однако можно провести месяцы и годы в обществе человека, делать что-то вместе с ним и все же сказать: «На самом деле я его совсем не знаю». Мы различаем степени познания друг друга, говоря, что знаем кого-то «хорошо», «не очень хорошо», «близко»; с кем-то мы «только здороваемся», а кого-то «насквозь видим» — в зависимости от того, насколько человек открылся нам во время общения.
Таким образом, качество и степень нашего познания людей зависит больше от них, нежели от нас. Мы познаем человека настолько, насколько он позволил нам узнать себя. При встрече наша задача сводится к тому, чтобы проявить к нему внимание и интерес, показать свою благожелательность и по-дружески раскрыться со своей стороны. Однако с этого момента именно ему, а не нам, решать, узнаем мы его или нет.
Представьте себе, что нам предстоит познакомиться с человеком, который, как нам кажется, стоит «выше» по положению, в интеллектуальной или профессиональной сфере, в личном благочестии или в чем-то еще. Чем острее мы осознаем собственную неполноценность, тем сильнее будем чувствовать, что сейчас наша задача — только проявить уважительное внимание и позволить самому этому человеку вести разговор (представьте свое знакомство с королевой Англии или герцогом Эдинбургским). Нам хотелось бы получше узнать эту высокую персону, но мы прекрасно понимаем, что это решать им, а не нам. Если этот человек ограничится только вежливыми формальностями, мы, возможно, почувствуем разочарование, но и не подумаем жаловаться; ведь мы и не претендовали на его дружбу. Но если он выразит нам свое доверие и откровенно расскажет, что думает о положении вещей, а потом предложит вместе решить какие-то конкретные проблемы и попросит о постоянном сотрудничестве, — чтобы мы были рядом по мере надобности, — мы будем очень польщены и это сильно изменит наши взгляды на жизнь. И если до этого жизнь казалась пустой и унылой, больше такого не будет, — ведь этот великий человек взял нас к себе личным помощником. Об этом можно и домой написать! — да и есть ради чего жить!
Вот что значит познать Бога. Бог через Иеремию говорит: «Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» (9:24), ибо познание Бога — это такие взаимоотношения, от которых сердце любого человека замирает в восторге. Ведь происходит вот что: Творец, Господь Саваоф, великий Бог, перед Которым народы кажутся лишь каплей. в море, подходит к нему и начинает говорить с ним словами и истинами Священного Писания. Может быть, Библия и христианские истины известны этому человеку уже много лет, но они ничего для него не значили. И вот однажды он просыпается и осознает, что Бог говорит с ним — с ним! – через библейское послание. Слушая Бога, человек обнаруживает, как низок он. Бог говорит с ним о его грехе и непослушании, о его слабости, слепоте и глупости; помогает увидеть себя беспомощным и воззвать о прощении. Но это еще не все. Внимая Богу, человек осознает, что Тот открывает ему Свое сердце, становится его другом и превращает его, по словам Барта, в партнера, участника завета. Поразительно, но все это правда: те взаимоотношения, в которых грешные человеческие существа знают Бога, — это взаимоотношения, в которых Бог, так сказать, берет их в Свой штат, чтобы с этой минуты они работали вместе с Ним (см. 1Кор.3:9) и стали Его личными друзьями. То, что Бог сделал, вытащив Иосифа из тюрьмы и поставив его премьер-министром фараона, Он делает для каждого христианина: и тот обнаруживает, что избавлен от плена сатаны, облечен доверием и принят на службу к Богу. Вся жизнь кардинально меняется. Стесняется человек своего положения слуги или гордится им, зависит от того, чей он слуга. Очень многие люди с гордостью вспоминали, как они оказывали личные услуги сэру Уинстону Черчиллю во время второй мировой войны. Насколько же больше гордости и похвалы в том, чтобы знать Господа небес и земли и служить Ему!
Что же нам делать, чтобы познать Бога? Обдумав все, о чем мы сейчас говорили, можно сказать, что знать Бога это, прежде всего, слушать Его Слово и с помощью Святого Духа понимать, что Божье Слово говорит лично мне; во вторых, наблюдать за природой и характером Бога, раскрытыми в Его Слове и Его делах; в-третьих, отвечать на Его призыв и поступать так, как Он говорит; в-четвертых, видеть Божью любовь, которую Он явил, когда приблизился и привел нас в Свое святое общение, и радоваться этой любви!
III
Библия облекает эти мысли в плоть, используя образы и аналогии, говоря нам, что мы познаем Бога, как сын — своего отца, а жена — мужа, как слуга узнает царя, а овцы — своего пастыря (это и есть четыре основные аналогии). Во всех четырех аналогиях познающий «поднимает взгляд» на того, кого пытается познать, а этот последний берет на себя ответственность за благополучие первого. Это часть библейского понятия познания Бога: Он любит и заботится о тех, кто знает Его, — то есть, о тех, кому Он позволяет Себя узнать. Некоторое время спустя мы вновь к этому вернемся.
Далее Библия добавляет: так узнать Бога мы можем только через познание Иисуса Христа, Который Сам есть Бог, явленный во плоти. «И ты не знаешь Меня…? видевший Меня видел Отца»: «Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14:9,6). Поэтому очень важно, чтобы мы четко себе представляли, что значит «познание» Иисуса Христа.
Для Его земных учеников познание Иисуса было очень похоже на выше приведенную иллюстрацию о знакомстве с великим человеком. Ученики были обычными галилеянами. Ничем особенным, что привлекло бы к ним внимание Иисуса, они похвастаться не могли. Но Иисус — Учитель, говоривший «как власть имеющий», Пророк, который был больше, чем пророк, Господь, вызывавший в них все возрастающее благоговение и почитание, Которого они уже не могли не признать своим Богом, — Иисус нашел их, призвал к Себе, доверил им Свои планы и послал провозглашать от Его имени Царство Божье. «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь» (Мк.3:14). Они же исповедали, что Он, избравший и назвавший их Своими друзьями, есть «Христос, Сын Бога живого» (Мф.16:16), рожденный Царем, несущий «глаголы вечной жизни» (Ин.6:68). И то чувство особой чести и преданности, которое пришло к ним вместе с этим знанием, целиком преобразило их жизнь.
Когда Новый Завет говорит, что Иисус Христос воскрес, помимо всего прочего это значит, что Господь не покинул людей, что любой человек, где бы он ни был, может вступить с Ним во взаимоотношения, подобные тем, какие были между Ним и Его учениками во время Его земной жизни. Различие только в том, что, во-первых, теперь Христос пребывает с христианином не телесно, а духовно, и поэтому невидимо для человеческого глаза; во-вторых, христианин, благодаря свидетельству Нового Завета, знает истины о божественности и искупительной жертве Иисуса, в то время как Его земные ученики осознавали это лишь постепенно; и, в-третьих, теперь, говоря с нами, Иисус не произносит ежедневно новые слова, а скорее, доводит до нашего сознания и Свои слова, записанные в Евангелиях, и все библейское свидетельство о Себе. Но познание Иисуса Христа идет через такие же взаимоотношения личного ученичества, как и во время Его земной жизни. Иисус Евангелий и сейчас идет рядом с христианами; и сейчас, так же, как и тогда, знать Его означает идти с Ним.
«Овцы Мои слушаются голоса Моего, — говорит Иисус, — и Я знаю их, и они идут за Мною» (Ин.10:27). Его «голос» — это Его свидетельство о Себе, Его обетования и Его призыв. «Я есмь хлеб жизни,.. дверь овцам,.. пастырь добрый,.. воскресение» (Ин.6:35; 10:7,14; 11:25) «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную» (Ин.5:23-24). «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня,.. и найдете покой душам вашим» (Мф.11:28-29). Мы слушаемся «голоса» Иисуса, когда признаем истинным Его свидетельство о Себе, верим Его обетованию и откликаемся на Его призыв. С этого момента мы узнаем Иисуса как Пастыря, а Он знает тех, кто доверился Ему, как Своих овец. «…Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин. 10:27-29). Знать Иисуса — значит получить от Иисуса спасение от греха, от вины, от смерти, отныне и навеки.
IV
Если оглянуться назад и подытожить все сказанное о том, что же такое — «знать Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Христа», можно выделить следующие моменты.
Во-первых, познание Бога подразумевает личное общение — как и во всяком непосредственном знакомстве с личностью. Познание Бога есть нечто большее, нежели знание о Нем; это все более тесное общение с Ним, по мере того как Он открывает Себя и общается с нами, познав нас. Познание Бога — непременное условие доверия к Нему, («Как веровать в Того, о Ком не слышали?» — Рим.10:14), но широта наших знаний о Боге еще не означает глубины нашего познания Бога. Джон Оуэн и Жан Кальвин обладали гораздо большими богословскими знаниями, чем Джон Беньян или Билли Брей, но кто осмелится отрицать, что эти последние не знали своего Бога так же близко, как и первые? (Конечно же, все четверо просто вгрызались в Библию, а это значит гораздо больше, чем официальное богословское образование). Если бы решающим фактором было безупречное знание библейской истории, то образованные богословы познали бы Бога лучше всех. Но это не так; можно удерживать в памяти самые правильные понятия, но так никогда и не вкусить сердцем того, что эти понятия обозначают. У простого верующего, читающего Библию, слушающего воскресные проповеди, исполненного Святым Духом, разовьется гораздо более глубокое познание своего Бога и Спасителя, чем у самого образованного человека, если тому достаточно собственной богословской безупречности. А причина в том, что первый, общаясь с Богом, просит помощи в практическом применении истины в своей жизни, а второй этого не делает.
Во-вторых, для познания Бога необходимо личное участие в отношениях с Ним — вовлечение в это общение разума, воли и чувств. Иначе полноценных личных взаимоотношений не получится. Чтобы узнать кого-то, нужно общаться с этим человеком, принимать близко к сердцу его интересы и заботы. Без этого взаимоотношения станут поверхностными. «Вкусите, и увидите, как благ Господь», — говорит псалмопевец (Пс.33:9). «Вкусить» значит «попробовать» что-то, чтобы узнать вкус. Стоящая перед нами пища может аппетитно выглядеть, да и повар говорит, что это очень вкусное блюдо, но какое оно на самом деле, не узнаешь, пока не попробуешь его сам. Точно так же не узнаешь, каков человек на самом деле, пока не «вкусишь» его общения и дружбы. Друзья, так сказать, постоянно «вкушают» друг от друга — разговаривая как об отношении друг к другу (представьте себе влюбленную пару), так и об отношении ко всему, что их обоих интересует. Когда они вот так, словами и поступками, открывают друг другу свои сердца, каждый из них — либо к своей радости, либо к печали — «вкушает», каков его друг на самом деле. Они проникаются заботами и интересами друг друга и поэтому принимают в них личное и эмоциональное участие. Они сочувствуют друг другу, думают друг о друге. Это важный аспект обоюдного познания. То же самое можно сказать о христианском познании Бога, которое, как мы уже видели, само представляет собою дружеские взаимоотношения с Ним.
В наше время эмоциональная сторона познания Бога часто принижается из-за страха подтолкнуть людей к слезливому погружению в самих себя. Конечно, нет ничего более далекого от религии, чем поглощенность самим собой. И надо постоянно напоминать, что Бог существует не для нашего «успокоения», «удовлетворения», «счастья» ИЛИ наших «религиозных переживаний», как будто это и есть самое интересное и важное в жизни. Необходимо также подчеркивать, что всякий, кто на основе «религиозных переживаний» «говорит: Я познал Бога», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1Ин.; ср. ст. 9,11; 3:6,11; 4:20). Но не надо забывать все же, что познание Бога — это взаимоотношения, подразумевающие не только интеллект и волю, но и эмоциональность, иначе они не были бы близкими и личными взаимоотношениями. Верующий должен эмоционально переживать победы и превратности Божьего дела в мире — точно так же, как служащие при кабинете сэра Уинстона эмоционально переживали все победы и поражения в войне. Верующий радуется, когда Богу воздают честь и имя Его славится,- и переживает острейшую боль, видя, как над Ним насмехаются. Варнава, прибыв в Антиохию и «увидев благодать Божью, возрадовался (Деян.11:23); а псалмопевец писал: «Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего» (Пс.118:136). Точно так же христианин чувствует стыд и боль, когда бывает обличен в грехе против своего Господа (посмотрите, например, Псалом 50 или Евангелие от Луки 22:61-62), и испытывает приливы радости, когда Бог доносит до его сознания славу вечной любви, которой Он возлюбил его (радуется «радостью неизреченною и преславною» — 1Пет.1:8). В этом состоит аспект эмоциональных переживаний нашей дружбы с Богом. И если этот аспект человеку незнаком, то насколько бы верными ни были его мысли от Боге, он еще не знает того Бога, о Котором думает.
И в-третьих, познание Бога подразумевает благодать . В наших взаимоотношениях с Богом инициатива с начала до конца принадлежит Ему. И это понятно, ведь Бог неизмеримо выше нас, а мы в своем грехе утратили всякое право на Его благоволение. Мы не сами становимся Божьими друзьями; это Бог устанавливает с нами дружбу, позволяя нам узнать Себя, говоря нам о Своей любви. В Послании к Галатам Павел подчеркивает эту мысль о первоначальности благодати в познании Бога: «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога …» (Гал.4:9). В этой уточняющей фразе Апостол выказывает убежденность В том, что сначала пришла благодать и что она остается основой спасения принявших ее. Их познание Бога стало следствием того, что Бог познал их. Они познали Его верой потому, что сначала Он избрал и выделил их благодатью.
Слово «познать», употребляемое по отношению к Богу, говорит о всевышней благодати, указывает на то, что Бог первым возлюбил, избрал, искупил, призвал и сохраняет нас. Бог полностью знает нас, «насквозь нас видит», — и это тоже имеет в виду Апостол в 1Кор.13:12, подчеркивая контраст между нашим, несовершенным познанием Бога и Его совершенным познанием нас. Но основная мысль Павла не в этом. Главная мысль выявляется в отрывках, подобных следующим:
«И сказал Господь Моисею… ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени» (Исх.33:17). «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер.1:5). «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня,.. 11 жизнь Мою полагаю за овец… Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною… и не погибнут вовеки» (Ин.10:14-15, 27-28). Здесь Божье познание Его народа связано со всем Божьим замыслом спасения. Это познание подразумевает личную привязанность Бога, Его искупительное дело, верность заключенному завету и зоркое внимание к тем, кого Он познал. Другими словами, как мы и намекали раньше, оно подразумевает спасение, сейчас и навеки.
V
Итак, наиболее важно не то, что я знаю Бога, но нечто большее — то, что Он знает меня . Я начертан на Его ладони. Он никогда не забывает обо мне. Все мое познание Бога зависит от Его инициативы в познании меня. Я знаю Его, потому что Он первый узнал меня и продолжает меня познавать. Он знает меня как любящий друг и ни на минуту не выпускает меня из поля зрения, Его внимание не отвлекается ни на мгновение — а значит, Его забота обо мне никогда не ослабевает.
Потрясающая мысль! Какое невыразимое утешение — утешение не расслабляющее, а придающее силы, — приходит с пониманием, что Бог всегда помнит тебя, любит и хранит для твоего блага. Какое невероятное облегчение испытываешь, осознавая, что Он любит тебя, несмотря на все самое худшее, что только есть в тебе, что никакое неприятное открытие не может вызвать у Него разочарования — как я сам часто разочаровываюсь в себе — и не может угасить Его желания благословлять меня. Конечно, мысль о том, что Ему известны все мои грязные стороны, которых не видят другие люди (и я рад этому!), и что Он видит во мне больше нечистоты, чем я вижу в себе сам, приносит с собой великое смирение. И я чувствую также великое желание любить Бога и поклоняться Ему, когда думаю о том, что по какой-то невообразимой причине Он хочет видеть меня Своим другом, хочет быть моим Другом, что Он отдал на смерть Своего Сына, чтобы осуществить этот замысел. Сейчас нам не понять этих мыслей, но даже упоминания о них достаточно, чтобы показать, насколько важно осознавать, что не только мы знаем Бога, но и Он знает нас.