Как провести избирательную кампанию. Избирательная кампания

Одна из наиболее значимых и насыщенных технологиями политических кампаний – избирательная кампания, в ходе которой разворачивается борьба претендующих на места во властных структурах партий и лидеров. В законодательстве Российской Федерации избирательная кампания определяется как заключительный этап избирательного процесса по выборам в конкретный орган государственной власти – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения об их назначении до дня представления избирательной комиссией отчета о расходовании средств. Известно, однако, что на деле предвыборная борьба начинается задолго до официального старта. Определим ее как совокупность мероприятий, имеющих целью достижение конкретным политиком или общественно-политической организацией определенных результатов по итогам выборов, а избирательную технологию – как способ ведения избирательной кампании.

Основные субъекты избирательной кампании – кандидаты и партии, борющиеся за соответствующие мандаты либо решающие другие задачи (повысить степень политического влияния накануне следующих выборов, обменять электоральный ресурс на доступ к ресурсам иного рода и т.п.). Важнейшая роль избирательных комиссий состоит в формировании правового пространства избирательной кампании и контроле за соблюдением правовых норм сторонами предвыборной борьбы.

Избирательная кампания может быть представлена как целенаправленное взаимодействие кандидата или партии, претендующих на мандат избирателей, с элементами общественной среды, оказывающими решающее воздействие на исход голосования. Совокупность реализуемых при этом связей образует поле избирательной стратегии (рис. 4).

Прежде всего как политик, кандидат, вступающий в предвыборную борьбу, должен позиционировать себя среди политической элиты – определить свое место в сложившемся пересечении политических интересов и образов. Во-первых, поддержка крупных политических фигур необходима ему, с одной стороны, как средство привлечения дополнительного финансового, организационного, административного ресурса. Во-вторых, кандидат должен иметь политический имидж, позволяющий ему занять выигрышную нишу в конфигурации претендентов на оспариваемый им мандат. В-третьих, демонстрация поддержки политических "тяжеловесов" помогает кандидату убедить избирателей в своей способности выполнить предвыборные обещания. В-четвертых, необходимо учесть степень популярности этих "тяжеловесов" среди населения и прежде всего тех слоев, на поддержку которых рассчитывает кандидат. Наконец, в-пятых, способы решения этих проблем не должны противоречить друг другу.

Рис. 4.

Позиционирование в совокупности политических институтов решает сходные задачи. Поддержка партий дает кандидату к тому же дополнительный организационный ресурс. В электоральном отношении в России поддержка партии менее значима для избирателя, нежели поддержка лидера. Существенной является поддержка (или противодействие) со стороны государственных органов. По и партийной поддержкой не следует пренебрегать, особенно на выборах в органы представительной власти. На выборах же руководителей администраций преимущество может дать в одних случаях демонстрация надпартийной позиции, в других – партийной принадлежности.

Необходимость правильного позиционирования в промышленно-финансовой элите связана не только с естественной потребностью кандидата в финансовой поддержке на выборах. Поддержка крупных промышленников и банкиров в зависимости от их репутации способна как привлечь, так и оттолкнуть симпатии избирателей. К тому же кандидат (или партия) не может не понимать, что понятие свободного мандата существует для избирателя, но не для спонсора.

Существуют определенные требования и к позиционированию в совокупности претендентов на искомый мандат. Чтобы иметь шанс быть избранным, необходимо, чтобы тебя узнавали, отличали от других кандидатов, и чтобы черты предложенного избирателям имиджа импонировали значительной их части.

И в конечном счете главное – правильное позиционирование в структуре электората, для чего осуществляется его сегментирование , т.е. разбиение на социальные группы по демографическому, профессиональному, территориальному признакам, уровню доходов, политическим предпочтениям, и определение тех групп, опора на которые обеспечит победу. Формирование имиджа должно отвечать их ожиданиям. Способы позиционирования в остальных сферах не должны, как минимум, противоречить электоральным задачам.

Наконец, выстраивание отношений со всеми элементами среды невозможно без установления эффективных связей с ними. Совокупность этих связей составляет информационное пространство, формирование которого является одной из основных задач, решаемых в ходе предвыборной кампании. Оно образуется из СМИ, агитационных материалов, слухов, служебной, доверительной информации и др. Выбор и характер использования конкретных средств коммуникации зависит от объекта информационного воздействия и конкретной политической ситуации.

Способы позиционирования, конфигурация и использование информационного пространства закладываются в содержание стратегии избирательной кампании – совокупности ключевых идей, основной и вспомогательных тем кампании, – реализация которой призвана обеспечить достижение цели. В соответствии со стратегией выстраивается тактика избирательной кампании – основные направления и этапы, мероприятия, структура, план-график, структура управления, а также более частные планы – календарный план работы штаба, планы загрузки СМИ, мониторинга общественных настроений, массовых мероприятий, встреч с избирателями и т.д.

  • – победа на выборах, получение искомого мандата – "естественная" цель выборной кампании;
  • – сокрушительная победа, – в случаях, когда простой победы бывает недостаточно;
  • – повышение уровня известности и формирование имиджа (так называемая "раскрутка") с прицелом на следующие выборы;
  • – получение трибуны в рекламных целях – для пропаганды политических взглядов, торговой марки фирмы и т.п.;
  • – демонстрация своего политического ресурса для продвижения позиций в политических или финансово-промышленных кругах;
  • – оказание политических услуг, выдвижение в рамках стратегии другого кандидата (партии), – чтобы не допустить срыва выборов, отобрать голоса у соперников кандидата заказчиков, оттенить его достоинства, получить трибуну для выступлений в его поддержку с последующим, возможно, снятием своей кандидатуры и т.п.

В каждом из этих случаев выстраивается своя стратегия, ориентированная на соответствующую цель. При этом "естественную" цель предвыборной кампании – победить на выборах – очень часто преследует меньшинство ее участников. Важно понять и учесть в стратегии цель каждого.

В соответствии с логикой избирательного процесса выстраивается логика избирательной кампании. В самом общем виде можно разделить ее на две части: до и после объявления выборов.

Первая из них, скрытая и, как правило, наиболее продолжительная, – предварительная, она начинается с момента, когда будущий официальный кандидат (или партия) решил, что будет претендовать на мандат. Здесь реализуются задачи позиционирования в политической и промышленно-финансовой элите, среди политических партий, формируются ожидания избирателей и имидж будущего кандидата. Наиболее влиятельные партии и их лидеры используют в этих целях парламентскую трибуну, действующие президенты и губернаторы – ресурсы исполнительной власти. У их оппонентов – свои ресурсы. Главное преимущество оппозиции – возможность критиковать власть за ее реальные и мнимые ошибки при отсутствии ответственности за решения и действия власти. На этой стадии борьба ведется скрытно, завуалированно, без прямой агитации. Если уподобить предвыборную кампанию айсбергу, первая ее часть – подводная.

Видимая, хотя тоже не полностью, надводная часть айсберга – вторая часть избирательной кампании, – с момента объявления выборов начинается официальная предвыборная кампания. На этой стадии на первый план выступает задача формирования и продвижения позитивного, соответствующего ожиданиям избирателей имиджа предлагаемого им "политического товара" – обобщенный образ, портрет личности или организации, формируемый в представлении общественности. Элементами политического имиджа являются личностные и социальные характеристики лидеров и партий – биографические данные, внешний вид, политический вес, предвыборные программные установки и т.п. Эту часть избирательной кампании можно, в свою очередь, разделить на три качественно разных этапа.

Первый этап – выдвижение и регистрация кандидатов. Основная задача этапа – сбор необходимого числа подписей в поддержку потенциального кандидата, подготовка документов для регистрации кандидата или партии, прохождение процедуры регистрации. На этом этапе особенно важно обеспечить выполнение всех юридических требований, чтобы исключить возможность отказа в регистрации либо последующего "снятия с дистанции" в судебном порядке. В то же время сбор подписей – хороший "информационный повод" для косвенной агитации. На этом этапе происходит "всплытие" основных претендентов на мандаты, окончательно определяется конфигурация избирательного пространства и в соответствии с этим осуществляется коррекция стратегий.

После регистрации дается старт официальной предвыборной кампании – начинается второй этап. В этот период разворачивается непосредственная борьба за голоса, ведется прямая агитация. Каждая сторона стремится на этом этапе преподнести избирателям образ своего кандидата в максимальной степени отвечающим сформированным к этому времени ожиданиям и представить главных оппонентов в образе "антигероя". Главная задача этапа – совмещение в сознании избирателей их ожиданий с имиджем кандидата (партии).

Третий этап – самый краткий, но не менее ответственный – голосование и подсчет голосов. Главная задача этапа – контроль на избирательных участках и в избирательных комиссиях. Без этого все предшествующие усилия могут оказаться бесполезными. На этом этапе предвыборная агитация запрещена, но законные способы повлиять на исход голосования все-таки существуют. Используются, например, личные связи сторонников для обеспечения явки: нет ничего предосудительного в том, чтобы позвонить приятелю и назначить ему встречу за бутылочкой пива на избирательном участке.

Если в ходе голосования или подсчета голосов вскрываются грубые нарушения избирательного законодательства, которые могли существенно повлиять на результаты выборов, возможен еще один, четвертый этап – процедура опротестования итогов голосования в суде. На практике эта возможность реализуется очень редко, в том числе и по причине отсутствия должного контроля команд. В некоторых случаях, однако, наличие документально оформленных свидетельств грубого нарушения используется для оказания давления на победителя с целью получения определенных политических дивидендов: при распределении постов, принятии решений и т.п. Вот почему необходимо с самого начала официальной избирательной кампании обеспечить ее плотное юридическое сопровождение.

Избирательным правом многих стран, включая Россию, во многих случаях предусматривается второй тур голосования. Если кандидат в первом туре не набрал необходимого для победы числа голосов, назначается второй тур. Тем самым появляется еще один этап, который распадается на два подэтапа с задачами второго и третьего этапов основной кампании. Возможен синтез двух последних случаев: второй тур плюс опротестование итогов голосования в суде.

Наконец, на следующий день после официального вступления в должность либо получения депутатского мандата победитель, хочет он того или нет, начинает первую, фоновую часть новой избирательной кампании. Каждый его шаг будет оцениваться как позиционирование в политической и промышленно-финансовой элите, среди партий и электоральных групп.

Поскольку в 2018 году состоятся выборы главы государства, многих интересует, когда начнется предвыборная компания президента РФ. Недавно Центральным избирательным комитетом были оглашены сроки и старт проведения предвыборной гонки, хотя, как это будет происходить, пока остается не известным, но обо всем по порядку.

Президентские выборы – главное событие в Российской Федерации в 2018 году. Все с нетерпением ждут этого события, которое назначено на 18 марта. Изначально выборы должны были состояться 11 марта, но связи с тем, что 8 марта – выходной, были перенесены на неделю. С приближением этой даты все большей людей интересуют тем, что начнется предвыборная гонка, и как она будет проходить.

Согласно законодательству Российской Федерации, избирательная гонка начинается за 90-100 дней до дня выборов. В связи с этим начало предвыборной кампании президента РФ 2018 года придется на период с 7 по 17 декабря 2017 года. К этому моменту будут составлены списки кандидатов, и население будет точно знать, кто станет баллотироваться на пост президента. Несмотря на то, что до президентских выборов осталось совсем немного, до сих пор остается неизвестно, кто будет претендовать на пост главы государства. Хотя исследования компании «Левада-Центр» показывают, что большая часть населения готова отдать свой голос нынешнему президенту, а еще около трети людей даже не планируют идти на выборы.

Как будет проходить предвыборная кампания президента в РФ в 2018 году?

Предвыборной кампанией называется комплекс мероприятий, направленных на агитацию населения. Обычно в рамках избирательной гонки кандидаты и их команды используют такие методы агитации и проводят следующие мероприятия:

  1. Используют печатные СМИ для агитации. Обещания кандидатов нередко публикуются в местных или региональных печатных изданиях, причем нередко тематика газет и журналов никак не связана с политикой.
  2. Транслируют ролики по ТВ. Всем избирателям знакома политическая реклама, которая мелькает на экранах телевизоров в преддверии выборов. Каждый кандидат имеет свой рекламный ролик, который максимально отражает суть его предвыборной кампании.
  3. Раздача агитационной печатной рекламы. Немало финансовых средств многие кандидаты тратят на различные листовки, календари, плакаты и так далее. Чаще всего их раздают агитаторы в многолюдных местах – около метро, возле базаров, в крупных торговых центрах и так далее.
  4. Проводят встречи с избирателями. Этот метод агитации считается одним из самых эффективных, хотя встречи требуют немало времени от кандидатов, да и результат они приносят не всегда желаемый.

Также в рамках предвыборной кампании кандидаты могут оказывать помощь определенным категориям населения или предприятиям, участвовать в важных событиях и иными способами пытаться привлечь внимание избирателей. В 2018 году вероятней всего предвыборная гонка будет проходить с использованием известных всем методов и способов. Хотя политологи прогнозируют, что привлечь внимание населения и заполучить голос кандидатам будет трудно, поскольку в последнее время интерес к политике заметно угас.

Какой будет предвыборная кампания Владимира Путина

Нынешний президент официально заявил о своем участии в выборах в 2018 года! В ответ на прямой вопрос, прозвучавший из зала на встрече с работниками завода «ГАЗ» Путин заявил, что будет еще раз баллотироваться на пост главы государства, поскольку чувствует сильную поддержку со стороны народа.

Большая часть населения уверена в том, что Владимир Владимирович останется на посту президента РФ еще на один срок. Законом это не запрещено, а шансы выиграть выборы у нынешнего президента действительно велики. Согласно проведенным опросам, около 63% населения готовы отдать свой голос за нынешнего главу.

Недавно в СМИ промелькнуло сообщено о том, что предвыборная кампания Путина будет включать пересмотр федерального и региональных бюджетов. В тоже время секретарь президента Песков заявил о том, что никакой предвыборной кампании не ведется, все работают в привычном режиме. Не исключено, что избирательная гонка Путина будет проходить по старым сценариям. Чтобы получить голоса избирателей, Владимиру Владимировичу сильно напрягаться не придется. За последние 2 года его рейтинг существенно вырос. Главная загадка о том, кто станет следующим президентом, пока остается нераскрытой.

Как будет проходить предвыборная кампания иных кандидатов в президенты в 2018 году?

Несмотря на приближение даты выборов, будущие кандидаты на пост президента не спешат делиться своими планами предвыборной кампании. Хотя избиратели увидят много знакомых лиц, а значит, ожидать чего-то нового не придется. Так, на конец декабря 2017 года официально заявили о своем участии в предстоящих выборах:

Субъект выдвижения

Должность

Дата выдвижения

Дата регистрации

Владимир Путин

Самовыдвижение

Президент РФ

26.12.2017

Владимир Жириновский

Руководитель фракции ЛДПР

20.12.2017

29.12.2017

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз имени Ленина»

23.12.2017

12.01.2018

Григорий Явлинский

Лидер партии

22.12.2017

Ксения Собчак

Гражданская Инициатива

Журналист, телеведущая

23.12.2017

Эльвира Агурбаш

Альянс зелёных

Первый вице-президент агрокомплекса «Мортадель»

21.12.2017

Антон Баков

Монархическая партия России

Предприниматель, лидер партии

23.12.2017

Сергей Бабурин

Российский общенародный союз

Президент МСА, юрист, лидер РОС

22.12.2017

Наталья Лисицына

Российский объединенный трудовой форнт

Крановщица Кировского завода

27.12.2017

Борис Титов

Партия роста

Лидер партии

21.12.2017

Роман Худяков

Политический деятель

21.12.2017

Екатерина Гордон

Партия Добрый Дел

Гендиректор ООО «Агентство Оптимальных Юридических Решений»

23.12.2017

Михаил Козлов

Партия Социальной Защиты

Индивидуальный предприниматель

23.12.2017

Владимир Михайлов

Самовыдвижение

Директор ООО «Предприятие „ФЭСТ“»

25.12.2017

Станислав Полищук

Партия Социальных Реформ

Председатель партии

23.12.2017

Максим Сурайкин

Коммунисты России

Председатель ЦК партии

24.12.2017

Александр Чухлебов

Самовыдвижение

Гендиректор ООО «Элоф Ханссон»

24.12.2017

Сняли свою кандидатуру:

  1. Олег Буларев;
  2. Ирина Гагитэ;

В регистрации отказано следующим претендентам:

  1. Алексей Навальный;
  2. Сергей Полонский;
  3. Татьяна Воловик;
  4. Ирина Волынец;
  5. Айна Гамзатова;
  6. Марина Копенкина;
  7. Владимир Кузнецов;
  8. Лаки Ли;
  9. Олег Лурье;
  10. Тристан Присягин;
  11. Василий Пугачев;
  12. Сираждин Рамазанов;
  13. Елена Семерикова;
  14. Юрий Сидоров;
  15. Сергей Столпак;
  16. Виктор Черепнин;
  17. Андрей Яцун.

Жириновский заявил, что в очередной раз планирует баллотироваться на пост главы государства. Списки кандидатов также пополнит Григорий Явлинский от партии «Яблоко», который также хорошо знаком населению. Предвыборная кампания президента РФ в 2018 этих кандидатов вряд ли измениться от предыдущих выборов.

Нестандартные подходы к агитации может предложить оппозиционер Алексей Навальный, но связи с осуждением он вряд ли будет допущен к участию в выборах. Его предвыборная кампания о равенстве социальных слоев многих заинтересовала. Рассчитывать избирателям на что-то новое не стоит, хотя только время покажет, как будет проходить избирательная гонка в 2018 году.

Результаты выборов Президента РФ в 2018 году

В отличие от прошлых лет, предвыборная кампания Владимира Путина была не такой активной. Он не принимал участия в ток-шоу и дебатах, не устраивал митингов и прочих громких мероприятий. Но, это не значит, что кампании не было. Команда профессионалов активно работала в самых разных направлениях. По данным ЦИК размер предвыборного фонда действующего главы РФ составляет более 400 миллионов рублей.

Кампания Путина в 2018 году включала:

  1. разработку агитационного сайта;
  2. распространение полиграфической агитационной литературы;
  3. информирование населения о достижениях правительства.

  1. рост экономики России;
  2. внедрение инноваций в экономическом секторе;
  3. развитие медицины, образования и науки;
  4. улучшение инфраструктуры;
  5. роста благосостояния россиян.

Независимо от того, как была организована агитация, она оказалась вполне действенной. За «гаранта стабильности» избиратели отдали 76,67% голосов, что обеспечило В. Путину безапелляционную победу уже в І туре президентской гонки. Полная картина распределения голосов имеет следующий вид:

Кандидат Процент Кол-во голосов
1 Владимир Путин 76,67% 56,17 млн.
2 Павел Грудинин 11,77% 8,64 млн.
3 Владимир Жириновский 5,65% 4,14 млн.
4 Ксения Собчак 1,68% 1,22 млн.
5 Григорий Явлинский 1,05% 764,5 тыс.
6 Борис Титов 0,76% 500 тыс.
7 Максим Сурайкин 0,68% < 500 тыс.
8 Сергей Бабурин 0,65% < 500 тыс.

Предлагаем послушать, что сказал Владимир Путин, впервые выйдя к народу после оглашения предварительных результатов выборов:

Вуз: не указан

Введение 3

1.Избирательная кампания: сущность и основные этапы 4

2.Субъекты выборов и этапы избирательной кампании 7

3.Задача 13

Заключение 14

Список использованной литературы 15

Введение

Избирательная кампания — сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон.

В избирательных технологиях часто полностью выпадают необходимые этапы подготовки и принятия решений. Например, практически никогда не создается достаточно полный набор альтернатив - возможный действий в период избирательной компании. Большинство мероприятий планируется исходя из аналогов других кампаний, а также тех навыков, умений и связей, которыми обладают планировщики.

Как и само определение избирательной кампании, так и выделение в ней этапов подразумевает различное наполнение в зависимости от того, с чьей позиции она рассматривается. К примеру, для кандидата в ходе проведения избирательной компании можно выделить пять этапов, отличающихся как своими целями и задачами, так и стилем, темпом и интенсивностью работы.

Актуальностью данной темы является то, что для успешного функционирования политической системы необходимо активное участие граждан в общественно-политической жизни страны. Во всех современных демократических обществах основной формой политической активности граждан является участие в выборах.

Целью данной работы является изучение избирательной кампании.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть сущность избирательной кампании, определить её в широком и узком смыслах ;
  • изучить основные этапы избирательной кампании;
  • выявить субъекты избирательной кампании.

1.Избирательная кампания: сущность и основные этапы

В широком смысле слова избирательная кампания - это совокупность устойчивых способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих функционирование избирательной системы. Так же избирательная кампания - это установленный законом период, в течении которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организационную подготовку в соответствии с установленными правилами.

В зависимости от временной последо-вательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс, или избирательная кампания, делится на несколько этапов, стадий:

1) подго-товительный этап, характеризующий ту общественно-политичес-кую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организаци-онные мероприятия, делающие возможным проведение выборов;

2) выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией;

3) агитационно-пропагандистская кампания;

Строго говоря, лишь последние три эта-па характеризуют непосредственно сам избирательный процесс. Однако подготовительный этап также оказывает важное влияние на все его стадии.

Как и само определение избирательной кампании , так и выделение в ней этапов подразумевает различное наполнение в зависимости от того, с чьей позиции она рассматривается. К примеру, для кандидата в ходе проведения избирательной кампании можно выделить пять этапов, отличающихся как своими целями и задачами, так и стилем, темпом и интенсивностью работы:

  1. Нулевой этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы заранее провести разведку на местности, организовать социологическое исследование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Принимается решение о способе регистрации - по залогу или по подписям.

Для этапа характерны большая степень неопределенности. Темп работ низкий, поскольку единственная работа этапа - это переговоры. Социологические исследования поручаются, как правило, внешним социологам.

  1. Подготовительный этап или период раскачки. На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб команды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации.

Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно суматошный, суетливый. Для него характерно большое количество мелких незапланированных работ (к примеру, таких, как покупка постельного белья). К тому же еще не существует четкого разделения обязанностей: непонятно кто и за что отвечает.

  1. Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом.
  2. Финишная прямая. Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого спали. До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо сделать что-то еще, распространить еще одну листовку или выступить по телевизору.

Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе.

  1. Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.[ 2; с. 342-343]

Также, не стоит забывать об определении избирательной кампании в узком смысле. В этом случае, избирательная кампания представляет собой систему агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

2.Субъекты выборов и этапы избирательной кампании

Рассмотрим основные этапы избирательной кампании более подробно.
1. Назначение выборов

Смысл процедуры назначения выборов - установление дня голосования.

Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом.

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации.

Региональные выборы назначаются законодательным органом государственной власти субъекта Федерации.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления.

Общим правилом для всех уровней и видов выборов является их назначение только на выходной день - воскресенье.

2. Регистрация избирателей

Эта процедура может носить обязательный или добровольный характер. В первом случае соответствующие службы вносят в списки всех имеющих право голоса. Во втором случае включение в список избирателей осуществляется по инициативе самого гражданина.

3. Образование избирательных округов и участков

Избирательный округ - территориальная единица, образуемая в соответствии с определенной нормой представительства для проведения выборов властных институтов.

Разновидности избирательных округов:

  • одномандатный округ, от которого избирается один депутат;
  • многомандатный округ, от которого избираются несколько депутатов;
  • единый округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.

При образовании избирательных округов должна соблюдаться единая норма представительства.

Избирательный участок - территориальная единица в границах избирательного округа, образуемая для проведения голосования и подсчета голосов избирателей.

4. Выдвижение и регистрация кандидатов

В его рамках формируется круг лиц, из числа которых будут избраны президенты, депутаты, губернаторы др.

Способы выдвижения кандидатов:

  • самовыдвижение, при котором обычно требуется поддержка подписями некоторого числа избирателей;
  • выдвижение группой избирателей;
  • выдвижение политическими партиями, которое может предполагать выдвижение, как отдельных кандидатов, так и их списков.

Одним из необходимых условий регистрации кандидата может быть сбор подписей в поддержку его выдвижения.

Избирательный залог - денежная сумма, вносимая, на этапе выдвижения кандидатов как условие их регистрации, которая возвращается в том случае, если кандидат наберет установленный минимум голосов (в процентах).

5. Предвыборная борьба

На этом этапе избирательной кампании претенденты на выборные должности вступают в острую конкурентную борьбу.

Особое место в числе этих мероприятий занимает разработка стратегии и тактики избирательной кампании.

Чтобы с пользой израсходовать собранные средства, необходимо иметь продуманную стратегию и тактику.

Предвыборная агитация - проводится в определенных хронологических рамках и может начинаться за определенное законом количество дней до даты голосования, со дня регистрации кандидатов.

Финансирование выборов включает расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов.

  • социологическая модель акцентирует внимание нафакторе социальной дифференциации;
  • в соответствии с социопсихологической моделью электоральный выбор определяется партийной идентификацией избирателей;
  • политико-коммуникативная модель строится на выделении в качестве определяющего такого фактора, как воздействие на электоральный выбор граждан собственно избирательной кампании;
  • модель рационального выбора основана на предположении, что электоральное поведение индивида определяется его стремлением к достижению собственных целей.
  1. Определение результатов выборов

Избирательная кампания завершается подсчетом голосов и определением результатов выборов.

Признание выборов состоявшимися или несостоявшимися зависит, в первую очередь, от числа принявших участие в выборах.

Субъектами избирательной кампании являются:

- кандидаты в органы власти, которые могут выдвигаться различными социально-политическими силами в соответствии с избирательным законодательством. В Российской Федерации право выдвижения кандидатов предоставляется политическим партиям и движениям, и в других избирательных мероприятиях; общественным организациям, группам избирателей, собравшим определенное количество подписей в поддержку кандидата или партийного списка.

Кандидаты в органы власти прямо или через помощников создают свою команду. Как правило, в ее состав входят следующие участники избирательной кампании.

- доверенные лица, основная функция которых состоит в том, чтобы расширить представительские возможности кандидата в избирательной среде, встречаясь с избирателями, говоря от имени кандидата.

- группа поддержки кандидата, задача которой состоит в том, чтобы создать необходимый социально-психологический настрой при встречах избирателей с кандидатами, при проведении дебатов между кандидатами и в других избирательных мероприятиях;

- агитаторы - особая группа членов команды, собравшим определенное количество подписей в поддержку которые должны сделать доступными для избирателей предвыборную программу и имидж кандидата;

- члены команды , осуществляющие связь со средствами массовой информации. Обеспечиваемый законом доступ кандидатов к СМИ может иметь различную эффективность в зависимости от профессионализма этих членов команды.

В команду кандидатов можно с определенной долей условности включить спонсоров, оказывающих материальную поддержку кандидатам в надежде реализации через них своих интересов. В нее также могут входить |представители партий, движений и частные лица -добровольцы, поддерживающие кандидата. Очень важным звеном команды кандидата в органы власти является группа социально-политической поддержки, функции которой заключаются в получении необходимой для кандидата объективной информации. Практика избирательных кампаний показывает, что без эффективной работы команды, как правило, при всех благоприятных условиях претензии кандидата на победу нереальны. Решающим участником выборов являются избиратели - люди, проживающие на территории избирательного округа и обладающие правом голоса. От их выбора зависит результат кампании. Рассмотрим более подробно действие субъектов избирательной кампании на каждом этапе (таблица 1).

Таблица 1. Действия субъектов на этапах избирательной кампании

Субъекты

Действия субъектов

1 нулевой

Кандидаты

Выбирают округ для выдвижения кандидатуры, набирает команду

2 подготовительный

Команда кандидата

Разрабатывает основную концепцию предвыборной программы и имидж кандидата

3 этап плановой работы

Команда кандидата

Распространяет листовки, брошюры и др. среди населения

4 финишная прямая

Кандидаты и его команда

Усиленно проводят свою компанию, ведут дебаты между кандидатами.

5 отчетный

Избиратели

избирательной компании

И, наконец, проведение выборов обеспечивается государственными структурами - избирательными комиссиями, органами власти, судами, роль которых заключается в создании организационно-правовой инфраструктуры избирательной кампании: соблюдение законности и организация регистрации кандидатов, “нарезка” избирательных округов и избирательных участков, оповещение избирателей о проводимых выборах, организация проведения выборов, слежение за соблюдением правовых норм при выборах, подведение их итогов, а также извещение избирателей о результате выборов.

Рассматривая участие в выборах с позиции кандидата, можно выделить предпринимаемый им и его командой ряд конкретных шагов, составляющих процедуру избирательной кампании (рис. 1).

Рисунок 1. Процедура избирательной кампании кандидата

3.Задача

Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список кандидатов, выдвинутый партией) проголосовали 4% избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В - 5%, за партию С - 77%, за партию D - 1%, за партию N - 6%. Покажите, какие партии из данного перечня будут допущены к распределению мандатов, и объясните почему.

К распределению мандатов будут допущены партии B, С и N, так как в соответствии с пунктом 7 статьи 88 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.

Заключение

Таким образом, в данной работе были рассмотрены основные этапы избирательной кампании, которые, независимо от типа выборов, схожи.

После объявления о проведении выборов осуществляется выдвижение кандидатов, этот период заканчивается регистрацией кандидатов избирательной комиссией. Затем следует период предвыборной борьбы, который заканчивается голосованием Голосование может проводиться в один или несколько туров. После голосования наступает период подведения итогов выборов и включение избранного представителя в активную деятельность в рамках органа власти.

Подводя итоги, стоит отметить значение выборов в целом. Выборы — это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов государства и органов местного самоуправления, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух или нескольких кандидатов.

Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

Список использованной литературы

  1. Забурдаева Е.В. Политическая кампания: стратегии и технологии // Е. В. Забурдаева: Учебное пособие- М.: Аспект Пресс, 2012.
  2. Зиновьев А . В . Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России / / Государство и право . М ., 2012 . N 1. С. 15-23
  3. Мальцев В. А.. Справочное пособие по курсу "Конституционное (государственное) право зарубежных стран": Учебное пособие для студентов-заочников. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. — 328 с., 2011.
  4. Пугачев В.П. Введение в политологию / Пугачев В.П, Соловьев А.И. Учебник, 3-е изд., 2010. - 392с
  5. Сухарев А. Я. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2013.

    Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Для проведения выборов вся территория страны или в зависимо­сти от характера выборов (всеобщие, региональные, местные и т. д.) - области, провинции, районы разбиваются на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, регионального или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один большой. Как правило, избирательные округа создаются таким образом, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня) избирался от равного числа жителей или избирате­лей.

Под избирательной кампанией в формальном значении этого по­нятия понимается установленный законом период, в течение кото­рого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организационную, пропагандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Под ней понимается также комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандида­тами. В таких случаях говорят об ’’избирательной кампании” той или иной партии, того или иного кандидата и т. д. Существует целый ряд различий в организации и проведении избирательных кампаний в различных странах. В зависимости от сложившихся в каждой стра­не традиций главой государства или правительства или же парламен­том назначается официальная дата выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию. Для проведения избирательной кампа­нии создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический ор­ганизатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, генераль­ный консультант, консультанты по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте.

После официального выдвижения кандидатов их имена вносят­ся в специальные избирательные бюллетени. В этом плане большое значение для развития избирательной системы имело введение в конце XIX в. так называемого ’’австралийского” бюллетеня, приз­ванного обеспечить секретность голосования и уменьшить возмож­ность фальсификации результатов выборов. Представление об этом можно составить на примере США. Здесь раньше каждая партия отпечатывала свои собственные бюллетени, вносила в них лишь соб­ственных кандидатов на каждую должность и привлекала партийных функционеров к распространению своих бюллетений в избиратель­ных участках. Это, во-первых, затрудняло секретность голосования, поскольку бюллетени партий различались по цвету и партийные функционеры могли легко определить, кто как голосует. Это, в свою очередь, облегчало подкуп избирателей. Во-вторых, поскольку в бюллетень были вписаны имена кандидатов только одной партии, для избирателей было весьма трудно подавать свой голос за кандида­тов разных партий на разные должности.

Официальный ’’австралийский” бюллетень внес существенные изменения в процедуру голосования. Здесь все бюллетени одинако­вы и включали имена всех кандидатов на выборные должности. Эта реформа способствовала обеспечению секретности голосования и уменьшала возможности запугивания и подкупа избирателей. В то же время ’’австралийский” бюллетень давал избирателям возмож­ность сделать выбор на основе индивидуальных, а не коллектив­ных достоинств кандидатов, отдать свой голос тому или иному кан­дидату, не голосуя за остальных кандидатов той же партии. По­скольку все кандидаты на одну и ту же должность были вписаны в один бюллетень, избиратели более не были вынуждены выбирать сугубо партийный список. Именно введение ’’австралийского” бюллетеня способствовало появлению феномена раздельного голо­сования в Америке, при котором избиратель может голосовать за кандидата республиканской партии на пост президента и за кан­дидата демократов на пост члена палаты представителей или сената, и наоборот.

К настоящему времени в США специальные машины, которые на­чали вводить в 90-е гг. XIX в., почти полностью вытеснили бумаж­ные бюллетени. Избирательные машины, на панели которых список кандидатов расположен в том же порядке, что и в ’’австралийском” бюллетене, находятся в специальных зашторенных помещениях, что призвано обеспечить тайну голосования. Избиратель, удостоверив свою личность, входит в это помещение и нажимает на соответствую­щий рычаг, указывающий на список кандидатов той или иной партии, либо на рычажки, указывающие на предпочитаемых им кандидатов из той или другой партии. Избирательные машины значительно упро­щают технику голосования, облегчают и сокращают время на подсчет голосов, так что в момент закрытия избирательных участков они вы­дают результаты голосования.

Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой претендент на выборную долж­ность формально вправе участвовать в выборах в качестве кандида­та, предварительно подав в соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное кроме него самого еще несколькими избира­телями. Но все же реально кандидаты почти исключительно выдви­гаются партиями. Премьер-министр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают о дате выборов задолго до официального заявления премьер-министра и, соответственно, заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом.

Несколько иная технология организации и проведения прези­дентской избирательной кампании в Соединенных Штатах. Официаль­но она начинается в феврале года выборов с праймериз в штате Нью-Гэмпшир и завершается в первый вторник после первого понедель­ника в ноябре избранием президента и других выборных должност­ных лиц. При этом избирательная кампания проходит два этапа. На первом этапе - этапе первичных выборов - борьба разворачивается между претендентами на номинации внутри партий. Первый этап завершается общенациональными съездами партий, которые, как правило, созываются в июле, августе года всеобщих выборов. В настоящее время съезды выдвигают и утверждают официальных кан­дидатов партий на посты президента и вице-президента страны, а также формулируют и принимают их предвыборные платформы. После съезда предвыборная кампания вступает в новую фазу и завершается избранием президента, вице-президента и других выбор­ных должностных лиц.

Следует отметить также специфику процедуры избрания прези­дента США, которая отличается от процедуры избрания высших должностных лиц в других странах. Здесь избиратели формально как бы прямо не участвуют в избрании претендента на пост президента. Дело в том, что партийные организации пятидесяти штатов и феде­рального округа Колумбия удостоверяют имя кандидата соответст­вующему должностному лицу вместе со списком так называемых выборщиков президента, которые в случае их избрания отдадут свои голоса кандидату партии. Институт коллегии выборщиков и двух­этапное голосование были установлены отцами-основателями. Они явились результатом компромисса между сторонниками большей ав­тономии штатов, выступавших. за то, чтобы президент изби­рался законодателями штатов, и теми, кто выступал за большую цен­трализацию государства и всенародные прямые выборы. Избиратель­ная система построена по принципу: один голос от одного избирате­ля, но на уровне штатов. Победу одерживает тот, кто получает наи­большее число голосов, но на уровне штатов. Тем самым учитыва­ется федеральный принцип государственно-политического устройст­ва. Каждому выборщику предписывалось взвесить все ”за” и ’’про­тив” и проголосовать за тех кандидатов на пост президента и вице - президента, которых он считает наиболее подходящими. Конститу­ция не связывала выборщиков голосованием за конкретного канди­дата. Но постепенно, по мере развития партийной системы, соображе­ния квалификации были оттеснены на второй план партийной при­верженностью выборщиков. Установилось правило, по которому из­бранные выборщики связывались обязательством голосовать за определенного кандидата. В конечном итоге они превратились в пар­тийных агентов, обязанных морально и политически поддерживать кандидата своей партии.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить самим избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор и принять окончательное решение, за кого и за что именно отдать свой голос.

Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от двух до шести лет в зависимости от страны и должности. Считается, что определенные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны, чтобы избранное лицо могло реализо­вать свою программу, позволяют обеспечить стабильность и преем­ственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

Кампания является одной из стадий выборного процесса, предполагает официальную регистрацию и выдвижение кандидатов (претендентов), их предвыборную борьбу, направленную на ознакомление избирателей с их платформами и программами, личностью. На основании всего вышеизложенного население делает выбор.

Избирательная кампания начинается после назначения даты выборов, формирования выборных округов, создания комиссий, а также уточнения списка участвующих избирателей. К последующим стадиям относят сам ход голосования, подсчет всех голосов, определение итогов. Совокупность всех этапов выборного процесса называется При этом каждая стадия довольно жестко регламентирована соответствующим законодательством.

Предвыборный этап включает в себя борьбу конкурирующих претендентов за голоса избирателей путем разъяснения достоинств своих программ. Для этих целей применяются СМИ, проводятся встречи с голосующими, используются и другие технологии избирательных кампаний.

Средняя длительность предвыборной стадии от трех недель до месяца. Однако в некоторых государствах этот этап продолжается больше. Дата начала предвыборной стадии зависит от даты назначения голосования (дня выборов). В некоторых случаях она определена законом раз и навсегда, в прочих - дата голосования назначается парламентом или Избирательная кампания, как правило, заканчивается за сутки до дня выборов.

В законодательстве большинства государств выдвижение претендентов происходит по принципу свободного выдвижения. К процессу предъявляется минимум формальных требований. Так, в случае самостоятельного выдвижения необходима поддержка претендента набольшим количеством избирателей в округе (не более 30); если выдвигает кандидата группа избирателей, то ее численность должна быть несколько сотен человек и т.д.

Согласно общему правилу, закон о выборах не вмешивается в отношения внутри партий.

В качестве условия при регистрации претендента во многих государствах принимается предвыборный залог. Если кандидат не смог собрать определенного минимума голосов по закону, залог не возвращается. Следует отметить, что обычно его сумма относительно невелика.

Альтернативность выборов призвана обеспечивать свобода при выдвижении претендентов. В некоторой степени данная цель достигается. Однако, в общем, выдвижение кандидатов является монополизированным процессом. Об этом свидетельствует весьма незначительное количество самовыдвиженцев (независимых претендентов) в парламентах многих государств.

В отличие от регистрации и процесса выдвижения является процессом, подвергающимся более жестоким законодательным ограничениям. Избирательная кампания на этом этапе регламентируется с целью предотвращения давления на избирателей, их подкупа, введения в заблуждение и т.п. Кроме того, таким образом все претенденты становятся в равные условия борьбы. Вместе с этим «равенством» неотъемлемыми правилами проведения агитации считаются нейтральность (невмешательство должностных лиц, госаппарата в ход борьбы) и лояльность (претендент со своей командой не должен применять порочащие соперников слухи и прочие фальсификации). Стратегия избирательной кампании предполагает право избирателя проверять факт занесения его в списки голосующих, обращаться в суд в случае нарушения его прав.

Необходимо отметить, что недостатки предвыборных «гонок» часто являются результатом недостаточного совершенства законодательства о выборах. Имеют место злоупотребления в процессе выдвижения при сборе необходимого количества подписей, кроме того, избиратель не всегда может получить достаточный объем информации по составу списков партий и прочего.