Как вы понимаете значение слова экология 15.3. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Я считаю, что ни в отношении себя, ни в отношении других нельзя поступать несправедливо, нужно всегда сохранять беспристрастие и уважать права и достоинство ч
(151 слово)
Добро — это стремление помогать людям бескорыстно и заботиться о них. Именно об этом пишет в своем тексте Е.А. Пермяк.
В тексте Пермяка речь идет о маленьком мальчике, который уже является «заботливым и работящим» членом семьи, за это его очень ценят и любят. Алёша с удовольствием заботится о других, и не словом, а делом: рубит дрова, красит крыльцо, выращивает огурцы (предложения 3-4). Герой помогает не только родным, но и незнакомым людям. При этом он даже избегает похвалы.
Также хочу привести пример из жизни . У моего друга сложились непростые отношения с одноклассниками. Он злился на то, что они его не принимали. Но как-то раз у него попросили помощи те самые ребята. Он помог, и отношения наладились. Я никогда не видел его таким радостным, доброта его исцелила и дала ему силы простить обидчиков.
Все мы можем хотя бы попытаться впустить в свою душу это бескорыстное стремление помогать. Тогда наша жизнь обязательно станет лучше.
Ещё аргументы, но из литературы
Вы можете использовать аргументы, указанные ниже, заменив 3-ий абзац:
- Я могу еще привести пример из литературы. В книге «Маленький принц» Экзюпери описал очень доброго персонажа Лиса. Этот герой научил Маленького принца дружить и нести ответственность за дружбу, то есть сделал добрый поступок, не требуя награды. Когда Лис обрел в путешественнике друга, он сам преобразился: стал радостным и довольным.
- Также я могу привести пример из литературы. В рассказе Толстого «Кавказский пленник» Жилин бескорыстно помогает Костыгину бежать из плена и не винит товарища в том, что он стал причиной их несчастья. Кроме того, герой рискует жизнью не только ради свободы. Больше всего его волнует, что бедная мать заплатит за него выкуп из последних денег. Добрый человек всегда готов пожертвовать своими интересами ради того, чтобы помочь другим.
Больше жизненных и литературных аргументов Вы найдете в статье
Сочинения по тексту В. Астафьева (о Белогрудке)
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете » …
Лишь находясь в определённой грамматической форме, слова в предложении связываются друг с другом и выражают законченные мысли. Поэтому мы строим свои высказывания в соответствии с правилами грамматики – системы, которая включает морфологические категории и синтаксические конструкции языка. Так я понимаю высказывание Л. Успенского .
Проиллюстрировать мысль филолога можно примерами из текста Виктора Астафьева . Писатель рассказывает печальную историю куницы Белогрудки, потерявшей своих детёнышей и жестоко мстящей за это людям.
В предложении №2 форма прошедшего времени глагола «поселилась» указывает на то, что страшные события происходили в прошлом. Жители деревни извлекли урок из случившегося, стали вести себя по отношению к животным по-другому.
В предложении №42 говорится, что звери и птицы теперь «спокойно живут вблизи жилья». При этом форма настоящего времени глагола «живут» выражает мысль о том, что речь идёт уже о наших днях.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов! » …
Виктор Астафьев рассказывает о том, как поплатились люди за свою жестокость. Деревенские ребятишки погубили маленьких детёнышей куницы, и Белогрудка мстит, безжалостно истребляя домашнюю птицу. Люди усвоили этот урок и перестали обижать животных.
«Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!» — это восклицание рассказчика выражает его желание сделать окружающий мир безопаснее для зверей и птиц. По мнению автора, люди должны относиться к животным так же бережно, как жители деревни, где до сих пор помнят историю несчастной куницы.
Братья наши меньшие нуждаются в сочувствии ничуть не меньше, чем человек. Белогрудка – мать, нежно любящая своё потомство. Об этом свидетельствуют предложения 4-5. Отобрать у куницы детёнышей – значит совершить кощунство.
Белогрудка тяжело переживает потерю кунят. Её горе не уступает человеческому: «Если бы она умела кричать – закричала бы» (предложение 16).
Итак, жестокое отношение к животным нельзя оправдать. Люди, не осознавшие этого, несут несчастья не только миру живой природы, но и самим себе.
15.3. Что такое человечность? «…
Что такое человечность?
Человечность – это то бесценное качество, которое делает нас настоящими людьми. Оно заключается, прежде всего, в умении сострадать, сочувствовать. В современном мире человечность, к сожалению, теряет актуальность. Стремясь лишь к удовлетворению собственных потребностей, многие из нас становятся чёрствыми, эгоистичными, равнодушными к чужому горю. А ведь без человечности немыслима внутренняя красота, утрата которой ведёт к духовному убожеству.
В рассказе Виктора Астафьева деревенские мальчишки ради забавы погубили детёнышей куницы. Дети, на мой взгляд, начисто лишены человечности. Они не задумываются о том, какое горе причиняют Белогрудке, им не знакомо чувство сострадания. Человечность проявляет лишь местный охотник, понявший горе куницы и выпустивший её на волю. «Куница не виновата. Её обидели», — говорит он.
К счастью, в мире ещё есть люди, способные на человечные поступки. Один из них – доктор Леонид Рошаль. Рискуя жизнью, он бескорыстно помогал детям, оказавшимся жертвами террористических актов на Дубровке и в Беслане.
Проявлять человечность подчас бывает непросто: она требует огромных душевных сил. А потому к людям, обладающим этим качеством, следует относиться с огромным уважением .
Вариант 10
Сочинения по тексту А. Лиханова (Толик и Тёмка)
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И.А. Гончарова: «Язык есть не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, внутренних и нравственных » …
И.А. Гончаров писал: «Язык есть не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, внутренних и нравственных ». Действительно, общаясь друг с другом, мы проявляем те или иные качества своего характера, особенности темперамента, уровень интеллекта. Речь – язык в действии – является важнейшим показателем внутренней сущности человека. Не случайно в художественных произведениях речевая характеристика стала одним из главных средств изображения персонажей.
Данную мысль можно проиллюстрировать примерами из текста Альберта Лиханова. Писатель рассказывает о страшном пожаре за городом.
Отец Толика не на шутку встревожен тем, что в горящей деревне остался ребёнок – Тёмка. Волнение мужчины настолько сильно, что говорить – а точнее, кричать – он может лишь отрывочными фразами. Психологическое состояние этого человека передают короткие неполные предложения: «Назад! Немедленно назад!»
Встревожен и Толик: ведь в огне может погибнуть его друг. Мальчик не может успокоиться даже тогда, когда опасность для Тёмки миновала. То, что чувствует Толик, доставая из-под Тёмкиной рубашки спасённых цыплят, передано при помощи риторического восклицания: «Что же ты наделал, юный натуралист!»
Итак, приведённые примеры подтверждают: «…язык есть образ всего внутреннего человека».
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым » …
В тексте Альберта Лиханов а рассказывается о двух друзьях. Автор пишет, что пожар «разделил» их: «Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым ». Думаю, финальные фразы выражают мнение Толика, который восхищён отважным поступком товарища, спасшего от огня цыплят. В глазах друга Тёмка выглядит настоящим героем. Однако, на мой взгляд, уважения достойно поведение обоих мальчиков.
Тёмка поступил по-взрослому – взял на себя ответственность за судьбу беззащитных существ. Мальчика можно назвать героем : спасая цыплят, он рисковал жизнью. Эта мысль подтверждается в предложении №36.
Толик тоже ведёт себя как герой. Узнав о пожаре, мальчик, не раздумывая, бросился на помощь другу: «Он мчался, как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки». Однако Толик героем себя не считает и даже завидует своему «геройскому товарищу».
Итак, оба друга совершают смелые поступки, а скромность Толика лишь делает ему честь.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность? «…
Что такое человечность?
Итак, приведённые примеры подтверждают мысль о том, что восклицательный знак в письменной речи служит «носителем самых разнообразных чувств ».
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «— А что ты будешь делать, когда вырастешь? — Я буду защищать собак » …
Отец Таборки убил бездомную собаку, которую мальчик успел полюбить всей душой. Ребёнок потрясён. Вряд ли он когда-нибудь забудет об этом бесчеловечном деянии, хотя внешнее примирение с отцом, возможно, произойдёт. Директор интересуется, что Таборка будет делать, когда вырастет. Мальчик отвечает: «Я буду защищать собак». Он не станет таким жестоким, как отец, и, повзрослев, будет давать отпор всем, кто обижает животных. Думаю, именно в этом заключён смысл финальных фраз текста Юрия Яковлева .
Ответ директору характеризует Таборку как человека неравнодушного, способного на сочувствие и сострадание по отношению к животным. Он в полной мере осознаёт ответственность за собаку. Это подтверждается в предложении 7: мальчик, не желая оставлять четвероногого друга одного, на свой страх и риск берёт его с собой в школу. А в предложениях 41-44 рассказывается о том, с какой любовью ребёнок заботился о собаке: постоянно думал о ней, подкармливал.
Итак, в финальной фразе Таборки чувствуется решимость и твёрдость. И став взрослым, он, несомненно, будет бороться с жестокостью и бесчеловечностью.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность? «…
Что такое человечность?
Человечностью можно назвать способность к сочувствию и состраданию. Это одно из лучших качеств характера. Тот, кто принимает близко к сердцу чужое горе, достоин уважения .
В тексте Юрия Яковлева человечность проявляет Таборка. Он заботится о бездомной собаке, сочувствуя ей всей душой. «Я не мог выгнать собаку, — говорит мальчик. – Её один раз уже выгоняли».
Недавно в одной из телепередач рассказывали о добровольцах, организовавших бесплатный приют для брошенных хозяевами животных. Люди по велению сердца спасают бездомных собак и кошек от голода, холода и болезней. Это тоже проявление человечности.
Сочувствуя другим, мы боремся со злом и несправедливостью. Человечность – одно из тех качеств, которые помогают нам сделать мир добрее.
Как писать сочинение-рассуждение 15.3?Примерная формулировка задания (по демоверсии ФИПИ 2015): Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Как Вы уже поняли, один аргумент должен быть из прочитанного текста ( ), а второй - из Вашего жизненного опыта. А это значительно упрощает задание
Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку:
1.
Тезис.
2.
Аргумент 1 + пример + комментарий.
3.
Аргумент 2 + пример + комментарий.
4.
Заключение (по тезису).
Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку
Часть (абзац)
Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)
1. Тезис
На мой взгляд, человечность - это...(или) По моему мнению, человечность - это... (или) Мне кажется, что человечность - это... (или) Я думаю, что человечность - это... (или) Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...
2. Аргумент 1
Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или)
В тексте Б.Васильев поднимает проблему... В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)
3. Аргумент 2
Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...
4. Заключение
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или) Таким образом, можно заключить, что... (или) В заключение я хочу сказать, что...
Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:
Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.
Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».
Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.
Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)
Как найти аргументы в тексте?
Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в , то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом
15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
На что нужно обратить внимание:
- необходимо дать определение какому-либо понятию ("любовь", "дружба" и др.) на основе данного для анализа текста. Только на основе текста! Если Вы дадите понятию общее определение, то Вам будет весьма трудно привести необходимые аргументы;
- не забудьте про комментарий! Он должен плавно переводить от данного Вами определения к первому аргументу и содержать небольшую характеристику описываемого явления;
- лучше всего разделить сочинение на 4 абзаца:
1 - вступление, тезис;
2 - первый аргумент;
3 - второй аргумент;
4 - вывод; - всегда два аргумента;
- один из них приводится из текста, а другой из жизни. Как привести пример из текста? Находите предложения или группу предложений, которые подтверждают, что перед нами пример описываемого явления (настоящей любви, дружбы, благородных жизненных ценностей и пр.), и указываете их номер. Как привести пример из собственного жизненного опыта? Вспоминаем или придумываем историю, доказывающую, что описываемое явление определено и прокомментировано верно. Оба аргумента приводятся не просто так, а в доказательство первого абзаца. Но, как уже было написано выше, первый абзац в свою очередь пишется на основе текста;
- рекомендуемый объем сочинения от 70 до 95 слов. Чем больше слов, тем больше шанс ошибиться.
Структура сочинения 15.3
Школьники вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денек-другой.
– Рассаживайтесь! – сказал хозяин комнаты. Тут же он рассмеялся. Рассмеялись и гости.
Рассаживаться было не на чем. Вся обстановка комнаты состояла из кровати, стула, ночного столика и комода.
Все же расселись: двое сели на стул, двое в ногах больного, двое примостились на подоконнике.
Не удалось устроиться только одному из гостей. Он был менее поворотлив, чем остальные, и в борьбе за места оказался побежденным.
Впрочем, он ничем и не выразил своего недовольства. Как видно, уже одно то, что он находился в этой комнате, делало его счастливым. Он, не спуская глаз, смотрел на хозяина комнаты, и взгляд его был полон любви.
– Пушкин, – спросил он, когда шум улегся, – ты сочинил новые стихи?
– Да, Виленька, – ответил хозяин комнаты.
– Ну, прочти! Прочти же! – воскликнул неповоротливый гость. Теперь его неповоротливость исчезла. Он перебегал от одной группы школьников к другой, размахивая руками, как будто хотел обнять и тех, и других, и третьих. Обнять от радости, что его товарищ сочинил новые стихи.
– Да будет тебе, Виленька, – сказал кто-то. – Ну, читай, Пушкин!
Пушкин уже не лежал, а сидел на постели.
Лучи заходящего солнца косо падали на стену, у которой он сидел, и в этих лучах лицо его казалось золотым.
В руках у него появилась тетрадка. Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. С первых же слов школьники поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. Так оно и оказалось. Пушкин читал стихи о своих товарищах.
Они находились тут же, в комнате, и слушали, не сводя с него глаз.
Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удивительный сверстник. Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.
На этот раз им особенно нравилось то, что читал Пушкин. Еще бы, ведь в этих стихах он вел с ними товарищескую беседу, называя каждого из них по имени! То и дело раздавались взрывы хохота. Школьники узнавали свои смешные черты в том или ином стихе этой веселой песни:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. Он сочинял стихи и во время уроков и по ночам, но, как он ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить. Но упорно жег он свечу в своей комнате. Он верил, что когда-нибудь и у него из-под пера вылетит стих, такой же легкий, такой же звонкий и так же попадающий в сердце, как стих Пушкина.
Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.
Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. Все ждали: что же именно скажет Пушкин о злополучном поэте? Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. Хоть и любят, но все же посмеиваются. В школе, где учился Пушкин, посмеивались над Виленькой.
Виленька, наслаждаясь, слушал звонкую речь поэта. О том, что Пушкин, может, упомянет и его, он меньше всего думал. Он вообще забыл о себе, весь отдавшись поэтическому восторгу. Он чувствовал по голосу поэта и по его жесту, что чтение подходит к концу, и очень страдал от этого: ему хотелось, чтобы Пушкин читал вечно!
И вдруг он увидел, что Пушкин смотрит на него. Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. Он весь превратился в слух. Но услышать помешали ему остальные слушатели. Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
Все бросились тормошить Виленьку. Ему повторили то, что прочел Пушкин.
– Вот какие ты стихи сочиняешь! – крикнул кто-то. – Такие скучные, что от них заснуть можно!
– Давайте-ка хором! Хором! – крикнул кто-то другой и запел:
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
Виленька, как сквозь туман, видел вокруг себя синие мундирчики школьников, их красные воротники. И, словно издали, доносились до него их веселые голоса, певшие хором:
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
Но тут белая рубашка появилась среди синих мундирчиков. Пушкин, вскочив с постели, подбежал к другу.
– Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? – воскликнул он. – Ну, говори! Что же ты молчишь? О, как я себя презираю! Что я должен сделать?
Глаза Пушкина горели. Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. Видно было, что он готов на все.
– Что я должен сделать? Ну, говори!
– Я тебя прощу, если ты…
– Если ты…
– Ну, говори!
– Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! Ах, Пушкин, Пушкин…
И Виленька обнял друга.
– Ах, Пушкин! – повторял он. – Ведь я знаю, что ты добрый друг! А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. Ты и себе строгий судья, а что я перед тобой? Ну, прочти, прочти еще раз! Тебя можно слушать вечно, Пушкин!
1 абзац
Здесь Вам необходимо дать определение заданному понятию. Желательно, чтобы это определение было как можно уже и лаконичнее. Еще оно должно быть написано по тексту. К примеру, если Вас спрашивают, что такое любовь, Вы отвечаете, что это возвышенные чувства между мужчиной и женщиной, а в тексте говорится о любви солдата к Родине, то Вам придётся очень туго в дальнейшем. Не забудьте прокомментировать заданное явление или Ваше определение. За отсутствие комментария с Вас снимут 1 балл!
Я считаю, что дружба – это самая крепкая и добрая взаимосвязь между людьми. Настоящие друзья всегда найдут слово поддержки, всегда смогут простить и никогда не будут сомневаться в доброжелательности друга. Приведу примеры, подтверждающие мои слова.
2 абзац
Это первый аргумент. Ищем такое предложение (или группу предложений) в тексте, которое докажет, что Ваше определение верно. Если сложно, попробуйте найти предложение, которое будет отвечать на такие вопросы: почему Вы дали именно такое определение? какое предложение лучше всего его подтверждает? что в нем говорится? как именно оно подтверждает/описывает/доказывает Ваши определение и комментарий? Получается:
В тексте Олеша Юрия Карловича – русского писателя и драматурга, в предложениях 23-52 повествуется о том, как отреагировал Виленька на обидные строки друга-поэта. Вильгельм не обвинил Пушкина, ведь он понимает, «как высок долг поэта» и что его друг ни в коем случае не хотел обидеть его.
3 абзац
Второй аргумент - пример из жизни. Он тоже должен подтверждать, что написанное Вами в 1 абзаце верно. Обращаем Ваше внимание, что согласно критериям оценивания сочинения 15.3 ОГЭ 2018 второй аргумент тоже можно привести из прочитанного текста!
Следующий пример я хочу привести из собственного жизненного опыта. Два месяца назад я записалась на спортивные занятия, не сказав об этом своей лучшей подруге. Вскоре она узнала это через других людей. Несмотря на то, что раньше у нас не было никаких тайн, она не обиделась на меня. Своим поведением моя подруга подтвердила звание лучшей.
4 абзац
Вывод. Мы доказали, что дали определение понятию верно. Следовательно, мы должны еще раз кратко и лаконично написать, что такое дружба, и обобщить всё, к чему мы пришли в процессе рассуждений.
В заключение можно сделать вывод: дружба - это бескорыстные и нерушимые взаимоотношения. Умение прощать просто необходимо в дружбе, ведь друзья - это люди, а люди не бывают идеальными.
Отметим, что фраза "с этим трудно не согласиться" весьма хороша для окончания любого сочинения ОГЭ.
Мастер-класс о том, как девятиклассникам готовиться к сочинению-рассуждению провела Дьяченко Юлия Александровна , учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» г. Курска.
Как показывает практика, учащиеся 9-го класса при сдаче основного государственного экзамена по русскому языку в части 3 выбирают чаще всего для написания сочинения-рассуждения задание 15.3, где от них требуется дать определение какого-либо термина, аргументировать его и сделать вывод. В большинстве случаев для рассуждения обучающимся предлагаются нравственные понятия: как вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ или КРАСОТА или ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, значение словосочетания НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ или ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ или НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ и т.д. Не всегда девятиклассники могут дать определение таким понятиям, не всегда знают, с чего начать, поэтому при работе над сочинением-рассуждением 15.3 предлагаю некоторые приёмы. Начнём с композиции сочинения-рассуждения 15.3.
Композиция сочинения-рассуждения
- Вступление. Тезис.
Формулировка определения и комментарий к нему.
- Основная часть. Доказательства.
Аргумент 1 + пример + комментарий.
Аргумент 2 + пример + комментарий.
- Заключение. Вывод.
Каждая часть сочинения пишется с красной строки.
Теперь прокомментируем работу над каждой частью сочинения.
Вступление. Тезис
В качестве тезиса берём сформулированное нами определение. Есть разные способы толкования лексического значения слова. Рассмотрим эти способы.
Синонимический способ
Полемика – спор.
Оригинал – подлинник.
Коммерция – торговля.
Зодчий – архитектор.
Аморальный – безнравственный .
Перечислительный способ
Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание.
Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек.
Гнус – комары, мошки, слепни.
Нравственные ценности – честность, верность, патриотизм…
Описательный способ
Источник – то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо.
Наглядный – такой, который можно непосредственно созерцать, очевидный
Совесть – то, что заставляет человека предъявлять к себе моральные требования.
Способ отрицания
Бескультурье – отсутствие культуры.
Бессовестный – не имеющий совести, неправдивый.
Комбинированный способ
Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого .
Комментарий
Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.
Например:
Нравственность – это…
При подготовке к сочинению-рассуждению не лишним будет обратиться к словарям: лингвистическим или энциклопедическим. Так, работая над пониманием нравственных суждений, можно обратиться к философскому словарю.
Из словаря
Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений (Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова, 2001.719 с.).
Основная часть. Аргументы
В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента
1) из указанного текста;
2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).
Примеры должны
- соответствовать данному понятию;
- иллюстрировать данное определение.
Переход к рассуждению
Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише, как:
Попробуем разобраться в смысле этого понятия.
Как можно понять это определение?
Попробуем объяснить данное определение.
Включение примеров
Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор ).
Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).
Предложение … подтверждает мысль о том, что … .
Примеры (понятие) можно встретить в жизни.
Это определение можно доказать на таком примере.
В подтверждение приведу также пример из жизни.
Примеры аргументов:
1-й аргумент
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Взрослые, а за ними и дети, обидели безвинного ребёнка. Пятилетняя девочка не должна отвечать за поступки отца. Она ведь даже не понимает, почему к ней так относятся: избегают, выгоняют, игнорируют. Девчушка стала «задыхаться от нахлынувшей обиды», а ещё ей было «не по-детски горько и больно от чувства собственного бессилия». Память об этом событии она пронесла через всю жизнь.
2-й аргумент
С этим горьким чувством я не раз встречался в жизни. Никогда мне не забыть тот случай, когда одноклассники не взяли меня в поход. Они прямо в лицо мне сказали, что я «слабак» и маменькин сынок, а потом добавили, что на меня нельзя положиться и я их подведу. Это была моя самая большая обида, но я недолго расстраивался. Твёрдо решил доказать, что я не такой. Записался в спортивную секцию, перестал плакать по пустякам, жаловаться. А через год меня взяли в поход!
Заключение. Вывод
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения – подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом
или речевым клише:
мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.
Учащиеся обязательно должны быть ознакомлены с системой оценивания сочинения-рассуждения, поэтому таблица выставления баллов по критериая должна быть прокомментирована учителем.
Не лишним будет напомнить, что что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты, поэтому учащиеся должны стараться писать работу не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было прочитать без труда.
Сочинения. Результат работы групп
Сочинение 15.3 Нравственный выбор
Группа 1
Нравственный выбор – это выбор между добром и злом, между положительным и отрицательным. Его каждый человек делает сам. Выбор бывает очень весомым, серьёзным, а иногда и незначительным. Что же определяет этот выбор? Чаще всего на страже нашего выбора стоит совесть.
С проблемой нравственного выбора сталкивается герой рассказа Домбровского, которому стало тяжело видеть физические страдания краба, его медленное угасание. Зыбин неожиданно для себя понимает, что он поступает неправильно. Никто не даёт человеку права мучить животное. И он, не желая стать злодеем, принимает правильное решение – выпустить краба в море (предложение 11). От этого поступка герою становится легко, радостно (предложения 51,52).
В произведении Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке» перед Алексеем Мересьевым, потерявшим ноги, стоит выбор: смириться с судьбой или снова начать летать, сражаться с врагом, защищать Отечество. Превозмогая нестерпимые мучения, он возвращается в строй.
Итак, совершить какой-либо трудный шаг, хороший или плохой поступок, зависит от внутреннего мира конкретного человека, от его морально-волевых качеств.
Группа 2
Нравственный выбор – это осознанные и продиктованные совестью действия человека, который протянул руку помощи своему ближнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Нравственный выбор обязывает человека забыть о своих проблемах ради спасения друга, путника, незнакомца.
В ситуации нравственного выбора оказался простой парень – герой рассказа Яковлева. Он рисковал своей жизнью, чтобы спасти тонущего человека. Об этом он скромно и просто рассказал Алисе (предложения 16-23), вовсе не считая свой поступок героическим. Моральную оценку выбора между трусостью и самопожертвованием даёт
Соврем немного требовалось актрисе Сергеевой, чтобы помочь спасшему её парню. Но она не способна поступиться даже своим комфортом.
Таким образом, нравственный выбор – это самый главный поступок, который рано или поздно человек совершает в своей жизни. Он же и определяет будущее каждого человека.
Орфография и пунктуация сохранены.
Тексты для рабочих групп
Текст 1
(1)В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3)Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир!
(4)Краб неделю просидел под кроватью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой задвинул краба к самой стене – вот он там и сидел сначала, а потом лежал. (8)На пятый день его глаза подёрнулись белой плёнкой, но только Зыбин притронулся к нему, как он выбросил вперёд всё ту же страшную и беспомощную клешню.
(9)На панцире тоже появилось что-то вроде плесени.
(10)На седьмой день Зыбин утром сказал Лине:
– (11)Всё, больше я не могу – вечером я его выпущу.
(12)Она ответила:
– (13)И я пойду с вами.
(14)Они договорились встретиться на набережной.
(15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал:
– (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать...
– (24)Слушай, – прервала его Лина, наклоняясь над шляпой. – (25)Ещё бы день, и он был бы готов.
(26)Он закатал до колен брюки и вошёл в воду.
– (27)Да, – сказал он. – (28)Конечно! (29)Но больше я уже не могу.
(30)У каждого скотства есть какой-то естественный предел. (31)А я перешёл его.
(32)Он наклонился над водой и опрокинул шляпу. (33)Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн. (34)Краб упал на спину да так и остался.
– (35)Мёртв, – сказала Лина, подняв на Зыбина обескураженный взгляд.
– (36)Да, – тяжело согласился он. – (37)Поздно. (38)Ещё вчера... (39)Смотри, смотри!
(40)Сперва заработали ноги. (41)Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42)Встал, отдыхая и отходя. (43)Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался сил. (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.
– (45)Будет жить, – сказал Зыбин твёрдо.
(46)Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
(47)Тогда краб двинулся. (48)Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк. (49)Шёл и слегка шатался. (50)Прошёл немного и остановился.
– (51)Будет жить, – повторил Зыбин. – (52)Будет жить! (По Ю. Домбровскому)*
НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР
Текст 2
(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она помощник художника.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
– (6)Ты кто? – спросила она парня.
– (7)Шофёр, – ответил парень.
– (8)А что ты здесь делаешь?
– (10)Кого?
– (11)Викторию Сергееву.
(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:
– (14)Ты её любишь?
– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?
– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.
– (26)Не испугался?
– (27)Не успел испугаться.
– (28)И не заболел?
– (29)Заболел немножко.
(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:
– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.
(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.
– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.
– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сейчас я организую Вам билеты.
– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.
– (45)Что же делать? – спросил парень.
– (46)Не знаю.
(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень. – (50)«К нам», – сказала Алиса.
(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!
– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.
– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.
(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву. (По Ю.Я. Яковлеву)*
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор».