Классификация шрифтов в веб-дизайне и особенности их использования. Виды шрифтов и их классификация. Использование разных видов шрифтов
На настоящий момент разработано немало шрифтов, и непрофессионалу трудно разобраться в их многообразии и предназначении. Существует несколько классификаций начертания. Они делятся по своему предназначению и происхождению.
Виды шрифтов и их историческая классификация
С точки зрения начертания все шрифты, которые используются в современности, произошли от разработанных мастерами в Средние века и раньше. Можно условно поделить их на три большие группы:
Антикву.
. Египетские.
. Гротеск.
Каждый из них имеет свой определенный стиль начертания, который копирует манеру, используемую в античности, Древнем Египте и во времена Возрождения. Они также делятся на подгруппы, в которых учитывается размер штрихов, полутени и другие особенности написания.
Виды шрифтов и их классификация
Наиболее часто встречается иная систематизация всех используемых видов начертаний букв и цифр. На ней стоит остановиться подробнее.
1. Базовые шрифты
Эти виды шрифтов отличаются строгостью начертания и правильными пропорциями в написании букв и цифр. Относятся они к строгому классическому стилю. В них не используются орнаменты и витиеватые украшения, лишь засечки.
Базовые или классические виды шрифта для оформления применяются в деловых письмах, компаний с такими направлениями работы, как медицина, строительство, образование. Часто можно встретить базовое начертание в листовках.
2. Тематические шрифты
В этой группе собраны начертания от современных до винтажных. Такое объединение не случайно, так как все эти виды шрифтов имеют определенную направленность. Их применяют на чертежах, для оформления плакатов различной тематики (праздничные, детские, агитационные и прочие).
Яркий пример этого стиля - начертание в стиле оформления советских Этим шрифтом не стоит оформлять большие массивы текста, а лучше всего он будет смотреться в заголовках полиграфических изделий. "Советский" стиль также применяют для логотипов и слоганов. Все тематические шрифты применяются исходя из области предназначения. В других местах они будут смотреться неуместно.
3. Ручное начертание
Это группа латинских, кириллических и прочих символов, написанных с имитацией письма карандашом, ручкой, граффити и прочих видов ручной росписи. По своей стилистике это многочисленная группа. Тут можно встретить как росчерки с большим количеством орнаментов и соединениями между букв (нужных, чтобы текст выглядел целостным), так и небрежные по исполнению виды ручного письма, имитирующего печатные буквы, сделанные мелом на
Каллиграфические шрифты часто используются для заголовков, написания слоганов и оформления. Они выполняют декоративные функции и не подходят для выполнения основного текста.
4. Языковая стилистика
Виды шрифтов в этой группе берут в качестве своей основы начертание из различных письменных культур: арабской, китайской, греческой, римской и прочих. Если изучать эту группу на основе начертания кириллицы, то в некоторых случаях отличить слова на русском от китайского или арабского достаточно сложно.
Наиболее часто оформление в стиле этнического начертания используется на вывесках, в полиграфической продукции, при украшении обложек и в заголовках книг. Можно встретить примеры такого начертания в каталогах ресторанов китайской и японской кухни.
5. Искажение формы
Стили начертания, которые относятся к этой группе, выделяются необычными формами, измененными пропорциями и очертаниями. Все эти виды можно разделить на несколько небольших групп:
Трехмерные.
. Цифровые.
. Треугольные.
. Квадратные.
. Буквица.
. Округлые.
Чаще всего декоративные функции в этих шрифтах ярко выражены и даже в классическом начертании они выделяются среди базовых разновидностей. Хорошо смотрятся эти разновидности в крупных надписях и заглавиях.
Приведенная выше классификация подходит для издателей и разработчиков плакатов, логотипов и интернет-сайтов. Благодаря ей можно создать подробный каталог по разделам и использовать его для выбора написания разных текстовых фрагментов.
Разные виды шрифтов могут сочетаться между собой для получения броского и эстетичного текста. Кроме использования в уместных местах, также важно выбирать стиль начертания, исходя из текстуры основы. Хорошо выглядящий на плакате или сайте шрифт может смотреться некрасиво на текстуре под кожу. Так, винтажные начертания лучше всего смотрятся на состаренной и грубой бумаге, а современный шрифт подходит к глянцевому фону.
Оформление плакатов
Прежде всего для выбора внешнего облика текстового нужно обратить внимание на макет. Будет ли это только текстовый фрагмент без иллюстраций или начертание будет дополнять фото или рисунок? Важно учитывать и направленность плаката:
Слова на любом из плакатов должны привлекать к себе внимание и помогать ему выделяться среди сотен подобных. Можно условно по типу начертания разделить все плакаты на две группы:
Типографские (наборные).
. Графические (рукописно-художественные).
Первые плакаты используются для просветительской деятельности, а также для сообщений о мероприятиях (афиши). Лучше всего подбирать подходящий шрифт, а также его цвет и размер вместе со специалистом-типографом.
Наиболее интересные виды шрифтов для плакатов применяются при создании их в графическом стиле. Тут простор для фантазии дизайнера более широк: кроме наборных видов начертаний, можно встретить имитацию ручной подписи и использование других декоративных элементов.
Особенности применения шрифтов в тату
Как правило, для создания татуировок в последние годы используется латиница и написание в ручной подписи. Эти виды шрифтов для тату стали основой для самых стильных и модных орнаментов. Мастера предлагают такой выбор неспроста - латинские буквы и английский язык на теле выглядят очень красиво, а украшенные дополнительными вензелями и узорами, они создают цельный узор. С первого взгляда такую татуировку не прочесть, но знающие язык могут приглядеться и расшифровать начертанное слово или фразу.
В качестве исключений в основном у мужчин можно встретить на теле современный базовый и даже церковный шрифт (кириллицу). Хорошо смотрятся такие варианты, когда фраза подходит под стиль написания и в целом татуировка выглядит гармонично. Не рекомендуется сочетать несколько разноплановых шрифтов. Также не стоит делать слишком мелкую строчку татуировки, так как со временем она слегка размывается и может превратиться в темное нечитаемое пятно. Хорошая читаемость также обязательна для использования шрифтов в татуировках.
В этом руководстве вы найдете все, что вам нужно знать о шрифтах: виды шрифтов, как правильно их выбирать и использовать, а также где найти бесплатные шрифты.
1. Какие различают виды шрифтов?
Существует огромное разнообразие шрифтов, включая те, что не поддаются никакой классификации. Мастера типографики и дизайнеры скажут вам, что выделяют не одну классификацию со своими историческими и техническими особенностями. Вы, возможно, слышали о таких классификациях, как Old Style, Blackletter и Humanist. Но это не предмет нашей статьи. (Если вы хотите узнать больше, то без труда найдете интересный контент на эту тему в интернете). В этой статье мы рассмотрим четыре основные категории, знать которые будет полезно для того, чтобы удачно подбирать, комбинировать несколько шрифтов и грамотно аргументировать свой выбор.
2) Sans-serif : В категории «санс-сериф» буквы не имеют засечек на концах, что придает им более современный, «чистый» вид. Считается, что шрифт «сериф» облегчает визуальное восприятие больших фрагментов печатного текста, помогая глазам скользить по строкам. Но поскольку большинство шрифтов с засечками – мелкие и тонкие, они не лучшим образом отображаются на пиксельных экранах. Они выглядят не четко, создавая искаженную и «шумную» картинку. По этой причине для экранов или сайтов (особенно компактных) дизайнеры предпочитают использовать текст без засечек.
3) Script : Скрипты представляют собой красивые курсивные или рукописные шрифты, в которых буквы обычно соединяются друг с другом. Они используются для достижения различных целей: чтобы создать элегантный, веселый и непринужденный рукописный текст.
4) Decorative : Декоративные шрифты призваны привлечь внимание аудитории. Их нельзя назвать практичными, поэтому используются они осторожно или только для определенного эффекта или цели.
2. Почему выбор шрифта так важен?
Некоторые дизайнеры сравнивают выбор шрифта с выбором одежды. Надо признать, что такое сравнение как нельзя более удачное. Подумайте о том, что может рассказать о вас ваш образ. Глядя на вашу одежду, люди судят (верно или неверно) о вашем стиле, личных качествах, социально-экономическом положении, возрасте (или том возрасте, на который вы стремитесь выглядеть) и впечатлении, которое вы хотите произвести. Более того, разные события и обстоятельства обязывают вас выбирать определенную одежду: ведь вы не придете на собеседование в купальнике, а костюм с галстуком — едва ли хороший вариант для пляжного отдыха. Иными словами, вам приходится думать об уместности и целесообразности той или иной одежды.
Они служат для той же цели, что и одежда. Они создают то первое впечатление, по которому аудитория судит об остальных элементах визуального образа вашей компании. Поэтому выбранный вами шрифт должен преследовать определенную цель и быть уместным в данном контексте. Проверьте, не кричит ли он «пляжный отдых», в то время как он должен транслировать идею «собеседования»? Его элементы конфликтуют друг с другом или же гармонично дополняют друг друга? Они действительно отражают качества, которые вы хотите транслировать своей аудитории? Ответы на эти вопросы требуют тщательного анализа. Вот почему нельзя недооценивать важность выбора шрифта в процессе создания визуального образа.
Нередко он задает тон всему дизайну и влияет на восприятие дизайна аудиторией и ее взаимодействие с ним. Точно так же происходит и в повседневной жизни: заявись вы на официальный прием в футболке и шортах, люди сформируют о вас соответствующее мнение. Не позволяйте своей аудитории делать неверные выводы о своем бренде или бизнесе; неудачно подобранный шрифт способен исказить транслируемую вами идею и, соответственно, ваши намерения.
Не знаете, с чего начать? В следующем разделе мы подробно и понятно расскажем, как правильно выбирать и использовать его, а также дадим несколько полезных практических советов.
3. Как правильно выбрать шрифт
Основы
Итак, вам нужно выбрать шрифт, который бы соответствовал идее и цели вашего дизайна. Но не спешите искать его на своем компьютере или покупать в интернете. Сначала следует определиться с тем, какие качества или характеристики вы хотите транслировать посредством вашего дизайна.
Таким образом, когда вы будете выбирать шрифт, у вас уже будет представление о том, что вам нужно. Помните, что каждое начертание имеет свое настроение и характер. Среди букв – как и среди людей — встречаются серьезные, непринужденные, веселые и элегантные экземпляры. Чтобы понять, подходит ли вам тот или иной вариант, постарайтесь разгадать его посыл окружающему миру.
Если транслируемые шрифтом качества не соответствуют идее вашего дизайна, ваша аудитория не сможет вас правильно понять. Столкнувшись с огромным выбором, легко увлечься и пойти на поводу у своих личных предпочтений. Но в этой ситуации вы ходите по тонкому льду: шрифт, который симпатичен лично вам, может быть совершенно неуместным для вашего проекта.
Чувствуете, что зашли в тупик? Тогда просто спросите себя, подчеркивает ли выбранный вами вариант необходимые качества вашего бренда и соответствует ли он цели вашего дизайна. Если ответ утвердительный, то вы, скорее всего, сделали правильный выбор.
Учитывайте контекст и аудиторию.Где и как ваша аудитория будет видеть ваш дизайн? Это еще один важный фактор, влияющий на выбор. Например, для визитной карточки нужен текст, который остается легко читаемым даже в маленьком размере. А если вы работаете над графическими изображениями для социальных сетей, которые будут просматриваться преимущественно с мобильных устройств, вам следует отдать предпочтение буквам, которые четко отображаются на экране (html странице).
Также подумайте о том, кто будет оценивать ваш дизайн. Каков возраст вашей целевой аудитории? Каковы ее другие демографические показатели? Способен ли ваш шрифт установить эмоциональную связь с вашими потенциальными клиентами?
Ваш шрифт уместен?
Помимо настроения, характера и соответствия контексту, он также обладает такой характеристикой, как «уместность». Будет ли выбранный вами вариант эффективен там, где вы собираетесь его использовать? Будет ли он практичным и легко читаемым в контексте вашего дизайна?
Одна из наиболее распространенных ошибок среди новичков связана с непониманием того, как лучше всего использовать каждую отдельную категорию шрифтов (например, где уместнее будут смотреться шрифты для основного текста, а где – декоративные). Шрифты для основного текста используются в книжных, журнальных или газетных текстах, контенте сайта, больших фрагментах текста. Они легко воспринимаются человеческим глазом, не отвлекая читателя от самого текста. К этой категории относятся, например, Times New Roman и Arial.
Декоративные (о них мы упоминали в самом начале этой статьи), напротив, не предназначены для объемных отрывков текста. Притягивая все внимание на себя, такие шрифты используются для разных целей. Например, шрифты с жирными заглавными буквы подходят для заголовков. Шрифты с запорошенными снегом буквами это идеальный вариант для Рождества; а буквы, словно сплетенные из веток деревьев, укажут на связь вашего бренда с окружающей средой и деятельностью на открытом воздухе. Тем не менее, для профессионального, делового контекста нужны более строгие и лаконичные решения.
Декоративные буквы обладают большим потенциалом, но при неправильном использовании они могут придать вашему дизайну неопрятный, нечитаемый и даже несерьезный вид. Итак, в отличие от шрифтов для основного текста, декоративные — следует использовать для выборочных фрагментов текста и строго с определенной целью. Если у вас есть сомнения, то лучше не рисковать и выбрать более нейтральный вариант. В следующем разделе мы расскажем, как выбрать красивый, универсальный и функциональный шрифт, который станет настоящей находкой для вашего графического проекта.
Ваш шрифт универсальный?
Каждый дизайнер должен иметь в запасе несколько нейтральных универсальных шрифтов. Они настоящая палочка-выручалочка, когда времени катастрофически не хватает, а другие варианты не подходят. Обычно это «Serif» и «Sans-Serif», которые можно с успехом использовать практически везде. Наиболее функциональными являются варианты, имеющие разную насыщенность (светлые, нормальные, средние, жирные и тяжелые) и стили (узкие, сжатые, растянутые или малые заглавные буквы).
Такое разнообразие вариантов (особенно для дизайнов с большим количеством текста) позволяет использовать разные стили одного и того же шрифта для различных функций и составить из них единый, гармоничный дизайн. Вот почему с универсальным вариантом (особенно если вы планируете использовать лишь один) создать привлекательный, читабельный дизайн намного проще.
Но как выбрать такую «рабочую лошадку»? В прошлом году более 40 ведущих дизайнеров поделились своим любимыми универсальными шрифтами. И хотя предпочтения значительно разнились, наиболее часто эксперты упоминали Avenir (и Avenir Next – его версию, адаптированную под веб-страницы). Если вы решите купить его, то сразу предупреждаем, что это не дешевый вариант.
Но не беспокойтесь: вы не разоритесь на универсальных шрифтах. В интернете и операционных системах доступно большое разнообразие бесплатных шрифтов. Может, они и уступают профессиональным вариантам, но они прекрасно подойдут для повседневных нужд. Если вы ищите вариант в категории «Serif», обратите внимание на Crimson Text , Georgia , Droid Serif , Andada , Merriweather и Heuristica . Из категории «Sans-Serif» мы рекомендуем Franklin Gothic , Roboto , Clear Sans , Source Sans , Lato и Merriweather Sans .
Ваш шрифт читаемый?
Если вы включаете в свой дизайн текст, то у вас определенно есть, что сказать своей аудитории. Наличие текста обязывает вас подобрать читабельный шрифт, чтобы донести до аудитории свою идею. Но как понять, что выбранный вами вариант разборчивый и четкий, кроме как на основании субъективной оценки? Вот несколько советов:
- Размер : Подберите такой размер, который бы гармонично смотрелся в вашем контексте. Например, для визитки и постера нужны шрифты разных размеров. Если аудитория будет просматривать ваш дизайн с мобильных устройств, откройте любой текстовый редактор, напечатайте несколько строк выбранным вами шрифтом и уменьшите его размер. Если вы по-прежнему без труда читаете текст, то он, скорее всего, подойдет для небольших экранов. Поищите Google информацию об определенном шрифте, чтобы узнать, оптимизирован ли он под веб-страницы.
- Расстояние : Расстояние между знаками может играть большую роль в улучшении читабельности текста. Обычно чем оно больше, тем легче воспринимается текст. Но если вам не хватает места, стоит поэкспериментировать с разными комбинациями размера шрифта и расстояния. Практически в любом графическом редакторе вы можете отрегулировать спейсинг (расстояние между целыми группами букв в строках или фрагментах текста), кернинг (расстояние между парами букв) и лидинг (вертикальное расстояние между строками).
- X-высота : Это высота строчных букв. Достаточная X-высота улучшает читабельность, сохраняя ее даже при уменьшении масштаба. Однако не стоит приближать X-высоту к высоте заглавных букв, поскольку это затруднит различие между нижним и верхним регистрами.
- Тест I/l/1 : Если вы выбрали шрифт для фрагментов текста, которые содержат и буквы, и цифры, проведите один простой тест. Напечатайте заглавную букву I, строчную букву L и цифру 1. Если они получились похожими, то он может ввести читателей в заблуждение.
Как сочетать разные шрифты
Подобрать два или более гармонирующих друг с другом шрифта — задача не из простых. Они должны дополнять друг друга, но при этом не быть слишком похожими. Они должны быть разными, но не настолько разными, чтобы они конфликтовали друг с другом. Чтобы избежать таких крайностей, нужно много экспериментировать, так что приготовьтесь пройти путь проб и ошибок.
Поиск идеального сочетания не является последовательным процессом. Подбирая удачную комбинацию, вы руководствуетесь своими индивидуальными предпочтениями, опытом, инстинктом и визуальным восприятием. Вот несколько правил, которые помогут вам найти удачное решение:
- Найдите общую характеристику: шрифты, которые выглядят по-разному, но при этом имеют что-то общее, как правило, хорошо смотрятся вместе. Например, у них одинаковая ширина или высота букв или одинаковая структура. Даже незначительная схожесть способна придать комбинации единство.
- Отдавайте предпочтение шрифтам от одного дизайнера: Дизайнеров можно узнать по их уникальному стилю, неповторимой эстетике. Шрифты одного и того же автора похожи (по внешнему виду или структуре), поэтому их легко комбинировать. Поищите так называемые суперсемейства. В них входят комплементарные шрифты с засечками и без засечек, с разными степенями насыщенности и разными стилями. Попробуйте, например, бесплатные суперсемейства Alegreya и Alegreya Sans (каждое из них содержит 40 вариантов насыщенности/стиля) или Merriweather и Merriweather Sans, которые мы также рекомендовали в качестве универсальных решений.
- Определите цель каждого шрифта: они должны быть достаточно разными, чтобы создавать четкую визуальную иерархию и подсказывать аудитории, на что обращать внимание и что является важным. Для этого обычно хватает одного варианта с засечками и одного – без засечек.
Но как понять, что шрифтов слишком много? Некоторые дизайнеры считают, что для большинства проектов нужен лишь один шрифт и что максимальное количество вариантов – три. Если в сфере дизайна вы еще новичок, то вам не повредит прислушаться к этим рекомендациям. Но по сути, здесь нет никаких правил. Или, по крайней мере, таких правил, которые нельзя было бы нарушить в определенной ситуации. Например, некоторым дизайнам просто необходимо большое разнообразие для создания определенной эстетики.
Где найти бесплатные шрифты
Ищите интересные шрифты для экспериментов, но пока не готовы открывать свой кошелек? К счастью, существует огромное количество сайтов (разного качества) с бесплатными шрифтами. Когда будете их скачивать обязательно проверьте наличие лицензии. Мы еще остановимся на этом подробнее, ну а пока вот несколько ресурсов, где вы можете найти прекрасные коллекции:
1) Font Squirrel : Это, наверное, лучший сайт с бесплатными шрифтами, лицензированными для коммерческого использования (все до единого!). Здесь вы найдете обширную коллекцию качественных, отобранных вручную вариантов. Поиск можно осуществлять по категориям или тэгам (обычные, ретро, гранж).
2) Google Fonts : Это каталог бесплатных шрифтов для веб-сайтов и других веб-проектов и приложений. Коллекция содержит сотни общедоступных шрифтов, которые можно редактировать, распространять и т.д. Все они оптимизированы под веб-страницы и сопровождаются инструкциями о том, как добавить соответствующий html код на свой веб-сайт или интегрировать его в свой CSS. Более того, вы можете скачать шрифты на свой компьютер и использовать их на печатных носителях.
3) DaFont : На данный момент этот ресурс предлагает 25 000 бесплатных общедоступных демо-шрифтов. Но поскольку свои работы в эту базу может добавить любой пользователь, то здесь встречаются шрифты совершенно разного качества. Многие варианты бесплатны только для личного использования.
4) 1001 Fonts : Сейчас в базе доступно 7 000 бесплатных шрифтов разного качества. Здесь вы найдете специальный раздел с бесплатными шрифтами для коммерческого использования. Поиск можно осуществлять по типу/стилю/настроению, временным эпохам и даже праздникам.
5) Другие ресурсы: они предлагают довольно скромные коллекции, но там тоже можно найти вполне приличные варианты.
Lost Type Co-Op: Трендовые, уникальные и винтажные шрифты, доступные для личного использования на основе «заплати, сколько считаешь нужным». Вы даже можете не платить ничего, но почему бы не поддержать дизайнеров?
Fontfabric: Небольшая, но разнообразная коллекция бесплатных профессиональных шрифтов. Время от времени в базу добавляются новые варианты.
FontShop: Здесь почти все доступно на платной основе, но некоторые вариации с насыщенностью и стилями вы получите бесплатно. Для скачивания необходимо зарегистрировать аккаунт.
Pixel Buddha: На этом сайте есть скромный раздел с оригинальными, нарисованными вручную шрифтами. Они хоть и бесплатные, но, чтобы их скачать, придется зарегистрировать аккаунт.
Лицензирование шрифтов
Когда вы покупаете шрифт или загружаете его бесплатно, это не всегда значит, что теперь вы можете делать с ним все, что захотите. Прежде чем использовать его, обязательно проверьте его лицензию. Обычно они лицензированы для личного, коммерческого или образовательного использования.
Некоторые шрифты имеют ограничение по частоте их использования в печати или онлайн. Также может быть указано, разрешено ли распространение того или иного шрифта, и если да, то на каких условиях. Внимательно ознакомившись с лицензией выбранного вами варианта, вы защитите себя и/или своего клиента.
Вдохновились? Тогда начните создавать дизайн с потрясающими шрифтами уже сегодня!
Чтобы научиться правильно их использовать в своих графических проектах, нужно много тренироваться и экспериментировать. Мы надеемся, что это руководство мотивирует вас расширить свои знания о подборе и использовании шрифтов. Делитесь своими любимыми шрифтами и полезными ресурсами в комментариях.
Если вы уже познакомились с основами типографии и знаете, где можно найти подходящие для вас шрифты, то самое время познакомиться с классификацией шрифтов и их типами. В наше время существует достаточно большое количество самых разнообразных шрифтов. Они бывают как платные, так и бесплатные.
Основные группы шрифтов
Сейчас существует очень много различных шрифтов. Все они имеют специфические характеристики, благодаря которым их можно разделить на группы:
Serif (с засечками)
Такие шрифты обычно применяют в печати. Причиной этого является удобство их чтения, которое и делает их очень популярными. Этот тип шрифтов привлекателен небольшими линиями на концах букв. Свое применение он получил в книгах, разных журналах и газетах. В свою очередь, шрифты с засечками помогут вашему сайту приобрести некую элегантность и сделать внешний вид веб-дизайна более утонченным.
Slab serif (прямоугольные засечки)
Использование такого типа шрифтов придаст вашему сайту уникальности и сделает его внешний вид довольно стильным. Прямоугольные засечки тяжело читаются и поэтому их не рекомендуют использовать в тексте, которым вы наполняете тело сайта. Лучшего всего их использовать при оформлении заголовков, что придаст им более интересный вид и визуально отделит их от основной части текста.
Script (пропись)
Лучше всего эти шрифты используются для дополнения декоративных элементов вашего дизайна. Применяя шрифты прописью, будьте особо осторожны, эксплуатируя их в своих заголовках, а также в тексте тела сайта, потому как их чтение является довольно затруднительным процессом для посетителей.
Blackletter (готический шрифт)
Этот шрифт имеет декоративный вид. Если вы хотите разбавить ваш веб-дизайн чем-нибудь старинным, то вам следует воспользоваться именно этим шрифтом. Зачастую эти шрифты используют различные рестораны на своих вывесках.
Sans serif (без засечек)
Буквы не будут иметь засечек. Они довольно схожи со шрифтами, которые имеют засечки и будут замечательно смотреться в тексте любого интернет ресурса или в заголовках. Обычно их применяют на компьютере, потому как читать их намного удобней, когда шрифт имеет мелкие размеры. Эти шрифты могут помочь сделать ваш проект более простым, а его дизайн - более минималистичным. На сегодняшний день San serif - это самый популярный шрифт, который дизайнеры используют для текста статей, размещаемых на своих веб-сайтах.
Handwriting (рукописный шрифт)
С применением шрифта такого типа ваш текст будет выглядеть так, будто его кто-то написал своей рукой. Он может послужить для веб-проекта неплохим декоративным дополнением, что в свою очередь сделает его уникальным и неповторимым. Лучше всего использовать шрифт только для выделения информации, на которую вы хотите обратить внимание читателя.
Decorative (декоративный)
Эти шрифты включают в себя все существующие типы забавного характера и являются довольно оригинальными. Небольшой их минус заключается в том, что их очень трудно прочитать. Если вы хотите, чтобы ваш веб-проект имел необыкновенное оформление текста, то можете смело их использовать.
Подборка и совмещение шрифтов
Разнообразие шрифтов огромно, а значит комбинаций их совмещения еще больше. Поэтому правильная подборка шрифтов занимает очень много времени. Это довольно непростой процесс, при котором вы всегда должны основываться на стиле вашего интернет проекта и на предпочтениях ваших посетителей.
Во-первых, в начале этого процесса вы должны определиться с выбором шрифта, который будете использовать в тексте тела сайта, он же станет основным для всего вашего проекта. Зачастую для тела сайта выбирают шрифт с засечками или же без них. Это даст вам уверенность в том, что ваш сайт будет читабельным, и поэтому поиск шрифтов следует проводить непосредственно именно в этих двух группах.
Обратите свое внимание и на то, чтобы шрифт, выбранный вами, имел разнообразные стили. Это позволит вам быть более гибкими при использовании их в веб-проекте. Хорошим способом понять, подходит ли вам тот или иной шрифт, будет его тестирование на больших блоках, например в заголовках, параграфах и т.д.
Во-вторых, вам обязательно нужно определить еще один шрифт, который вы будете использовать в некоторых заголовках. Определенных правил такого выбора не существует, но опытные дизайнеры рекомендует подбирать такой шрифт, который будет отличаться от основного, используемого вами для тела сайта. Таким образом, вы сможете сделать заголовки на вашем сайте более привлекательными для пользователей. Лучше использовать шрифт для тела сайта слегка измененный, например, сделав его полужирным.
Неплохим вариантом оформления текста является смешивание и соединение группы шрифтов заголовков с засечками с основным текстом сайта, который будет без засечек. Провидите этот эксперимент, и вы увидите, что эти две группы очень гармонично сочетаются друг с другом, создавая красивый дизайн типографии.
В-третьих, если вы хотите обратить внимание ваших пользователей на какие-то определенные элементы текста и сделать их более видимыми, то вам следует внести еще один шрифт в дизайн. В этом случае поэкспериментируйте с рукописным и декоративным шрифтом, так как именно они позволяют привлечь внимание посетителей веб-сайта.
Как смешивать и использовать шрифты в тексте
Рассмотрим несколько принципов совмещения шрифтов, которые позволят добиться красивого оформления текста.
Сайт должен быть читабельным
Подбирая шрифт для текста тела сайта или заголовка, обязательно следует помнить то, что он должен быть легко читаем пользователем. Конечно, читаемость некоторых шрифтов напрямую зависит от правильных их настроек: необходимо следить за тем, чтобы был выбран соответствующий размер шрифта, высота строк, цвета. Перед применением в веб-дизайне каких-либо шрифтов проверьте, как они будут смотреться в разных цветах. Таким образом, вы сможете понять, подходит ли вам тот или иной цвет.
Это правило имеет пару исключений, о которых следует помнить всегда. К примеру, вы разрабатываете веб-дизайн для детского интернет-проекта и, возможно, вам захочется применить один из видов декоративного шрифта, который понравится детям. В этом случае старайтесь придерживаться шрифта с засечками и без засечек. Соблюдать это правило необходимо, потому как проведенные исследования доказали, что эти шрифты намного легче читаются, поэтому выбор декоративных шрифтов будет не самым лучшим вариантом в данном случае.
Не используете большое количество разных шрифтов
Создавая дизайн проекта, старайтесь не использовать большое количество шрифтов. Оптимальным количеством для использования будет три шрифта. Этому есть несколько причин:
При использовании сервисов шрифтов каждый шрифт, добавленный вами, будет способствовать увеличению скорости загрузки страницы сайта.
Присутствие большего количества шрифтов на страницах сайта отвлекает посетителей, из-за чего им будет тяжелей сконцентрировать свое внимание на чтении контента.
Применяя не более трех шрифтов, вы экономите свое время, но при этом веб-сайт выглядит отлично.
Не используйте неподходящие сочетания
Комбинирование нескольких шрифтов при написании заголовков сайта или соединение большого количества различных шрифтов – это очень плохая задумка. Такие комбинации являются рискованными и могут принести вам много проблем.
Просматривая шрифты на веб-сервисе Typekit, вы имеете возможность устанавливать необходимые для вас фильтры, которые помогут разобраться в том, какие шрифты лучше применять для заголовков или параграфов, что будет очень полезным инструментом во время разработки дизайна.
Примеры объединения шрифтов
Для примера рассмотрим страницы нескольких сайтов, где грамотно подобраны шрифты.
Заголовки:
Sentinel (serif slab)
Параграфы:
Gotham Narrow (sans-serif)
На этих примерах мы можем наблюдать, что заголовки и подзаголовки имеют шрифт с прямоугольными засечками. Он выступает в качестве контраста к основному тексту сайта и является простым и легко читаемым шрифтом. Этот дизайн имеет единообразность. От него можно добиться многого, лишь изменив цвет и его стиль.
Заголовки и параграфы:
Freight Text Pro (serif)
Остальное:
Freight Sans Pro (san-serif)
На этом примере мы можем наблюдать, как используют только один шрифт для заголовков и параграфов. Это выглядит довольно здорово, потому как заголовки имеют более жирный и крупный вид.
Так же здесь мы можем наблюдать и один шрифт без засечек, который автор использует на кнопках сайта и информации о сообщениях.
Заголовки:
PMN Caecilia (slab serif).
Параграфы:
Gill Sans (sans-serif)
Дизайнеры этого сайта создали очень утонченный и красивый дизайн своего веб-ресурса. Здесь отсутствуют какие-либо раздражители и жирные шрифты. Они остановили свой выбор на тонком шрифте для заголовков и простом шрифте для текста тела сайта.
Присутствующие на этом ресурсе оба семейства шрифтов имеют отличное сочетание, что позволяет посетителю с легкостью читать весь текст.
Заголовки и параграфы:
Skolar (serif)
Дизайнеры этого сайта используют только один шрифт с засечками. Но, несмотря на такое неординарное решение специалистов, заголовки и параграфы между собой имеют видимую разницу. Все это благодаря тому, что здесь используются специфические стили, цвета и размеры шрифта.
Сегодняшняя статья является частью материала бесплатного e-mail курса по основам графического дизайна (доступ к которому в ближайшее время будет открыт) из раздела типографики. Знания, которые даются в ней, обязательны для изучения. Вначале может показаться, что пара новых слов-терминов мало на что может повлиять, но это в корне не так.
Знания о классификации шрифтов, их особенностях, эпохе создания и т.д. очень полезны (и даже незаменимы), когда речь идет о сочетании различных шрифтов в одной работе. Существует достаточно много вариантов разделения шрифтов по группам, но чтобы составить более менее общее представление, достаточно запомнить два основных.
Наиболее известная классификация шрифтов — по их анатомии:
С засечками (Антиквы, Serif)
На каждой букве в таких шрифтах присутствуют засечки (думаю, объяснять, что это такое, не стоит), что и стало основой бесхитростного названия данной группы. Они часто используются для сплошного текста в верстке печатных изданий; для набора подобного текста в web антиквы были признаны трудночитаемыми и уступили место гротескам. Антиквы отлично подходят для заголовков.
Шрифты с засечками бывают:
- Старого стиля (Old Style)
По названию нетрудно догадаться, что это одни из первых шрифтов. Их также называют гуманистической антиквой, истоки которой уходят в далекий XV век. Эти шрифты каллиграфичны и разрабатывались как имитация рукописного текста того времени. Основным их признаком является ярко выраженный наклон оси овалов, малая контрастность (разница в толщине основных и дополнительных штрихов), наклоненная ось строчной «е» и характерная капелька строчной «а». Высота строчных букв достаточно маленькая.Примеры гуманистической антиквы: Centaur, Adobe Jenson, Goudy Old Style, Guardi, Arno. - Гаральды (Old Style)
Иначе их еще называют итало-французской антиквой старого стиля или Альдине. Начало развития этих шрифтов датируется примерно концом XV века. Контраст их символов выражен немного больше, наклон оси овала становится меньше и приближается к перпендикуляру. Ось строчной «е» параллельна базовой линии шрифта. Засечки — изящнее, буквы — пропорциональнее, а высота строчных букв — больше. Достаточно часто Гаральды не выделяют в отдельную группу, либо причисляют к переходной антикве.Представители этого типа шрифтов: Bembo, Dante, Adobe Garamond, Stempel Garamond, Granjon, Poliphilus, Caslon, Sabon, Palatino, Galliard. - Переходного стиля (Transitional Serif)
Название говорит нам о шрифтах, которые являлись ступенью при переходе от антиквы старого стиля к новому стилю. Этот переход начался примерно в конце XVII века. Особенностью этого стиля является усиление контраста основных и дополнительных штрихов. Оси овалов становятся вертикальными или имеющими незначительный наклон, а засечки плавными.Таких шрифтов не так уж и много, наиболее известны Baskerville, Joanna, Melior, Clearface. Иногда в эту группу зачисляют гарнитуру Caslon, так как в этих шрифтах можно проследить признаки переходной антиквы, но обычно ее относят к антиквам старого стиля. - Нового стиля (Modern Serif)
В середине XVIII века тенденция, характерная для переходной антиквы, нашла свое логическое завершение в лице новой антиквы. Как вы могли заметить, этому «новому» стилю уже более 250 лет, но такое название к этому виду антиквы прилипло довольно прочно.Контраст между основными и дополнительными штрихами (а также засечками) достигает в них своего апогея, иначе говоря становится «толщиной с волос» или hairline. Силуэт букв четкий и официальный. Антиква нового стиля очень хорошо подходит для заголовков и считается акцидентной (что это означает читайте далее). Следовательно не рекомендуется использовать ее для набора больших блоков текста.Самые яркие представители этого типа — Bodoni и Didot. Также сюда относятся Basilia, Aviano, Walbaum, Ambroise и Scotch Roman.
- Брусковые (Slab Serif, Египетские)
Этот тип шрифта отличить очень легко по необычной форме его засечек — они прямоугольные. Контраст выражен незначительно. Как обычно, существуют некоторые исключения из этого правила, в некоторых классификациях их считают отдельным типом антикв. Например, гарнитура Clarendon, которая выглядит более «легкой» за счет повышенного контраста и немного скругленных засечек.Примеры: Baltica, Bruskovaya, Grenader, Xenia.
Без засечек (Гротески, Sans Serif, Рубленные)
Время рождения гротесков — начало XIX века. Как снова нетрудно догадаться их основной отличительной особенностью является полное отсутствие засечек. Они подразделяются на геометрические (основываются на правильных фигурах, и толщина штрихов не изменяется, например, Helvetica) и гуманистические (имеют небольшой контраст между штрихами и более каллиграфичны по сравнению с геометрическими, например, Optima).
Гротески — это простота и практичность. К ним относят Helvetica, Arial, Futura, Century Gothic, Gill Sans и др. Как говорилось ранее, такие шрифты отлично подходят для написания сплошного текста, особенно для web-страниц.
Рукописные
Первые подобные шрифты были разработаны в VXII-XVIII веках. Некоторые из них основывались на почерке известных мастеров. Такие шрифты очень элегантны. Они не подходят для набора сплошного текста, но замечательно смотрятся в заголовках.
Второй распространенный вид классификации — по роли шрифта.
По этому критерию выделяют текстовые (или наборные), акцидентные (заголовочные, выделительные) и декоративные шрифты .
Текстовые шрифты предназначаются для набора сплошного текста (больших блоков), следовательно их самой важной характеристикой является удобочитаемость. При этом требуется не только обеспечивать легкость прочтения каждой отдельной буквы, но и легкость восприятия слов и фраз.
Акцидентные шрифты проектируются в расчете на использование крупных кеглей. Их второе название «заголовочные» дает отчетливо понять область применения таких шрифтов. Разборчивость в данном случае уходит на второй план (но остается важной), а на первый выходит привлечение внимания. При этом шрифт не должен быть слишком «агрессивным», чтобы полностью не отвлечь внимание от основного текста.
Роль декоративных шрифтов отчасти похожа на роль заголовочных — они должны привлечь внимание. Но если заголовочные привлекают внимание с целью дальнейшего прочтения текста, то декоративные шрифты должны отвлечь все внимание на себя. Это как театр одного актера.
Обязательно «попробуйте на вкус» каждый из видов шрифтов: почувствуйте их настроение, их выразительность и настрой, а также их сочетания друг с другом.
Большинство шрифтов конца XX века в основной массе или копируют, или варьируют старые шрифты, в разработке которых участвовали Альд Мануций, Леонардо да Винчи, Лука Пачиоли, Альбрехт Дюрер, Клод Гарамон и другие знаменитые художники и графики.
В исторической классификации все шрифты делятся по вышеназванным признакам на три типа:
· Антиква.
Антиква в свою очередь подразделяется на три группы, в которых варьируются сила контраста между штрихами и форма засечек. В старой, или гуманистической антикве контраст мало заметен, а засечки утолщены и слегка закруглены. В переходной антикве контраст умеренный, а конфигурация засечек приближена к форме треугольника. Для новой или классической антиквы характерны сильный контраст и тонкие, удлиненные засечки. Особое место среди шрифтов данного типа занимает так называемая ленточная антиква со слабо выраженными контрастом и засечками.
· Египетские.
Египетские шрифты ведут свое происхождение от древнеегипетских письмен, выполненных на папирусе (причем некоторые имеют форму брусочков, например, Мемфис, отсюда современное название шрифтов - брусковые). Со временем часть египетских шрифтов эволюционировала в сторону утончения соединительных штрихов и засечек.
· Гротеск.
Шрифты типа гротеск не имеют ни контрастов, ни засечек, штрихи в них выделяются, как правило, жирностью начертания. Видимо, эта необычность рисунка и чернота линий послужила основанием для их названия (франц. Grotesque - причудливый, комичный). В рекламных отделах русских газет они появились в первой четверти XIX века и долгое время не выходили за пределы этого отдела. Сегодня, с большим основанием названные рубленными, эти шрифты широко применяются в заголовках и текстах.
Все типографские шрифты условно можно разделить на следующие категории:
· Текстовые.
Это шрифты, предназначенные для печатания основного текста книг, журналов и газет; это шрифты сравнительно мелких кеглей - от 0 до 12 пунктов.
· Титульные.
Это шрифты более крупных кеглей - от 14 до 48 пунктов, применяемые для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков и различных акцидентных работ. Многие гарнитуры содержат титульные шрифты (по кеглю), другие же являются только титульными. Шрифты мелких и крупных кеглей одной и той же гарнитуры могут быть использованы: первые - как текстовые, вторые - как титульные.
· Акцидентные
Данные шрифты преимущественно декоративные, имитационные, а также шрифты крупных кеглей. К акцидентным шрифтам относятся плакатные и афишные шрифты. Кегль (размер) шрифта определяется по прописной (заглавной) букве.
Классификация шрифтов по ГОСТу.
В государственном стандарте на шрифты все типографские шрифты разделены на 6 основных групп и одну дополнительную. Существует самая непосредственная связь между типографской и исторической классификациями. Из трех разновидностей антиквы образованны три самостоятельные группы типографских шрифтов: новые малоконтрастные соответствуют рисунку старой антиквы, медиевальные - переходной, обыкновенные - классической. Ленточная антиква получила в типографском каталоге название шрифта с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов вобрала в себя отличительные признаки египетских. Популярные ныне рубленые шрифты и в старых, и в новых гарнитурах соблюдают гротесковую природу шрифтов этого типа. Контрастные рубленые (например, гарнитура Центральная) вместе с другими «нарушителями» стандарта оказались за пределами классификации.
Гарнитуры - это подгруппы или подклассы шрифтов, одинаковых по рисунку, свойственному той или иной группе, и разных по начертанию и кеглю. В ГОСТе насчитывается около 40 типографских шрифтов, а в практическом обиходе гораздо больше, что позволяет и индивидуализировать и разнообразить шрифтовое оформление периодических изданий. Таким образом, в соответствии с классификацией типографских шрифтов согласно ГОСТу, выделяют следующие группы:
· Группа рублёных шрифтов.
В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная,
· Букварная группа шрифтов.
Группа шрифтов с едва наметившимися засечками
Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например, Октябрьская.
· Группа медиевальных шрифтов.
Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.
· Группа обыкновенных шрифтов.
Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.
· Группа брусковых шрифтов.
Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщенные прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.
· Группа новых малоконтрастных шрифтов.
Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закругленные засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
· Группа дополнительных шрифтов.
В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.
Классификация компьютерных шрифтов.
Приспосабливаясь к широким возможностям электронной техники, художники создали массу новых гарнитур, сохраняя традиции старых школ. Но новые технологии потребовали и новых классификационных характеристик шрифтов, обусловленных системными и фирменными различиями компьютеров и той языковой средой, в которой они создавались. Ниже приводится следующая классификация шрифтов, принятая в семействе операционных систем Microsoft Windows:
· Roman - эта группа определяет шрифты с засечками (например, Таймс и Бодони).
· Swiss - группа рубленых шрифтов с переменной толщиной штрихов (Гельветика, Футура и другие).
· Modern - группа, в которую входят шрифты с постоянной толщиной штрихов (Курьер);
· Script - группа рукописных шрифтов;
· Decorative - группа декоративных шрифтов;
Однако, данная классификация носит довольно общий характер. Компьютерные шрифты классифицируются также по методам их цифрового описания. По этой классификации шрифты бывают растровыми, векторными и алгоритмическими.
· В растровых шрифтах каждый символ описан в виде набора точек (пикселей), расположенных в узлах сетки растра, по сути, являясь обычным точечным рисунком. Растровые шрифты непригодны для высококачественной печати и используются в программах с текстовым интерфейсом и в консоли. Они широко использовались в эпоху матричных принтеров и мониторов низкого разрешения.
· В векторных (или контурных) шрифтах символы представляют собой криволинейные контуры, описываемые математическими формулами. Каждый знак описан с помощью векторов, определяющих координаты опорных точек, которые соединены прямыми или кривыми и образуют контур знака без привязки к абсолютному размеру или разрешению. Такое описание позволяет увеличить масштаб изображения без потери качества, что невозможно в случае с растровыми шрифтами. Векторные шрифты одинаково выглядят как на экране, так и на бумаге. Существует несколько различных форматов векторных шрифтов, различающихся способом хранения и представления информации о шрифте: PostScript Type1, TrueType, OpenType.
· Алгоритмические шрифты используют специальные языки описания символов. Они содержат команды управления, описания переменных и массивов, ассортимент расчетных функций и функций обмена с внешней средой. Алгоритмические шрифты характеризуются наибольшим ассортиментом возможностей при формировании символов, а также гибкостью при определении графемы, а затем и других параметров (в том числе и дизайна). Недостаток их заключается в трудоёмкости построения шрифтов.
Классификация шрифтов по назначению.
Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, рекламные, газетные, плакатно-афишные, декоративные, картографические.
Выбор той или иной гарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном - другие. Выбор шрифта определяет и способ печати. Всё это привело к большому разнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков.
Правильное использование шрифта играет важную роль. Шрифт должен быть не только красивым, но экономичным, что характеризуется емкостью и определяется средним количеством знаков, которые могут разместиться в строке, в полосе. С производственно-технологической точки зрения среди требований к шрифтам относят точность воспроизведения графики шрифта в разных видах печати - высокой, глубокой, плоской, механическая прочность и линейная точность шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине. Под гигиеническими требованиями к шрифту понимается его удобочитаемость. Исследования показали, что важно подбирать правильно и длину строки и размеры пробелов между словами. Например, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов, для взрослого читателя - шрифты 8-10 пунктов, в справочных изданиях - кегль шрифта может быть снижен. Результаты исследований также показали, что текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения, а кроме того, занимает больше места, порой на 50 процентов; курсив читать труднее, чем прямое начертание; очень короткие строки, так же как и очень длинные, читать труднее. При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание характеристики бумаги. Например, романские шрифты «старого стиля» удачно сочетаются с грубой бумагой, а шрифты стиля «модерн» лучше смотрятся на гладкой или мелованной бумаге. Кроме того, на выбор шрифта влияет способ печати. Некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся офсетной печатью.