Когда петров пост в. Петров пост: календарь питания. Кому разрешается не соблюдать пост

Один из нестрогих постов, соблюдаемых православной церковью – Петров пост, или еще как его называют – Апостольский, который приурочен к одному из самых больших православных праздников – дню апостолов Петра и Павла. Петров пост 2020 года начнется через неделю после праздника Троицы – с 24 июня, а продлится до 11 июля . Начинается он всегда по понедельникам, после светлого праздника.

В этом году он будет длиться 4 недели, так как Пасха наступит немного раньше. Именно от этого праздника зависит длительность поста, она может достигать как одной недели, также более, чем сорок дней. Заканчивается этот период всегда в один день – накануне дня Петра и Павла, который всегда празднуется 12 июля. Узнай и скачай .

Свадьба во время Петровского пощения

Фотографии:

Брак павел служба
библия пост молодожены
икона обряд
в церкви пост начало


Немудрено, что большое количество молодежи решают сыграть свадьбу именно в Петров пост 2020 года, ведь он приходится на самую прекрасную летнюю пору, в самый разгар лета. Церковь не выносит каких-либо категорических запретов по этому поводу, однако есть некоторые ограничения, которые обязательно должны быть соблюдены, даже если сами жених или невеста не постятся.

  1. Нужно учесть ваших гостей. В списке могут быть те, кто постится или глубоко верует, следуя церковным канонам. Поэтому меню должно содержать несколько постных блюд, а из алкогольных напитков на стол поставить вино. Нельзя заставлять или принуждать отказывающихся к приему той или иной пищи или напитков.
  2. Что касается веселья или конкурсов – здесь тоже нужно соблюдать умеренность. Церковь никогда не выступает против веселья, особенно во время таких важных дней жизни, однако, соблюдать приличия в Петров пост все же стоит: конкурсы должны быть не пошлыми, без двусмысленных шуток, алкоголем тоже не стоит злоупотреблять.
  3. Не стоит забывать, что Петровский – это время, когда наша душа очищается, для того, чтобы это на самом деле происходило, сдерживание важно не только по приему пищи. Идущий против церковных законов гражданин подвергается очень большому негативному влиянию. Именно поэтому считается, что созданная тогда семья будет высоко подвергаться различным порчам или сглазам.
  4. Одно из старых поверий категорически запрещало молодоженам заключать союз в это время по той причине, что лето являлось единственным временем, когда можно обрабатывать землю, заготавливать урожай, поэтому уж застольями заниматься некогда было.

Конечно, если дата свадьбы уже назначена, а только потом молодожены узнали, что она приходится на Петров пост, не стоит расстраиваться или отменять праздник. Церковь не запрещает официальную роспись в ЗАГСе, увеселительную программу, празднование банкета. Новоиспеченным молодоженам всего лишь придется перенести венчание на дату, следующую за 12 июля.

Специальное меню

Несмотря на тот факт, что этот период – нестрогий, все же ограничения в еде во время Петрова поста 2020 года существуют в специальном календаре питания по дням:

  • по понедельникам разрешено употреблять в пищу сырые овощи, фрукты с хлебом единожды, некоторые источники разрешают принимать вареную растительную пищу (овощи, грибы, крупы) без добавления масла;
  • по вторникам – растительная пища (овощи, грибы, крупы) с маслом, рыба, вино;
  • по средам – только сырые овощи, фрукты, хлеб – один раз в день – вечером;
  • по четвергам – растительная пища (овощи, грибы, крупы) с маслом, рыба, вино;
  • по пятницам – сырые овощи, фрукты единожды – на ужин;
  • по субботам и воскресеньям – растительная пища (овощи, грибы, крупы) с маслом, рыба, вино, разделенные на два приема.










Многие рецепты блюд, что можно есть в пост 2020 года, и которые уже много лет используются на монастырских и церковных кухнях, могут похвастаться отменным вкусом и перекочевать на кухню современных хозяек и постящихся граждан.

  1. Классическая русская похлебка – абсолютно постный, разрешенный продукт и очень вкусный. Готовят из отварной до полуготовности перловой крупы, картофеля, капусты и кореньев. Все это варят до готовности и заправляют томатной пастой, специями или зеленью.
  2. Картофельный салат с грибами: нарезают мелкими кубиками отварной картофель, добавляют нарезанные кубиками соленые огурчики и маринованные грибы. Заправляют подсолнечным маслом и посыпают сверху зеленым луком.
  3. Рыбник, гречаник или луковник – один из вариантов питания в пост 2020 года, готовят в виде закрытого пирога. Тесто делят пополам, одной половинкой застилают противень. Внутрь рыбника кладут тертый сырой картофель, рыбное филе, нарезанный кольцами лук. Пирог можно нафаршировать гречневой кашей с жареным луком. Укладывая луковник, рекомендуют тесто делить не на две части, а на 4-6, и укладывать его поочередно с зажаренным луком.

Как правильно себя вести?

Пост – особенное время, а касаются эти особенности не только пищи. Издавна на Руси на этот период запрещались все увеселительные мероприятия, гуляния, свадьбы, даже судебные разбирательства. Рекомендовалось проводить время, размышляя и творя благотворительность.


Конечно, сегодня отношение к православным предписаниям изменилось, но церковь до сих пор советует придерживаться следующих моментов с начала Петрова поста в 2020 году:

  • стараться избегать гнева, ненависти, вражды;
  • оградиться от увеселительных мероприятий, игр, зрелищ, танцев;
  • гнать нечистые мысли, помыслы, желания;
  • не нарушать 4-ую заповедь: не лениться в будни и отдыхать на выходных;
  • не развлекаться или работать во время всенощной или Литургии;
  • не употреблять продукты животного происхождения;
  • некоторые народные приметы говорят, что во время Петровского не желательно стричься, одалживать деньги, заключать брак, заниматься рукоделием до самого окончания Петрова поста в 2020 году.


Конечно, очень важно во время поста посещать церковь, молиться дома, присутствовать на всех службах и поклонах, не находя себе различных оправданий и важных обстоятельств, которые могут помешать посетить богослужение. Хотя бы один день нужно посвятить Таинству Исповеди, а также последующему Причащению.

Следует помнить, что пощение ведется не во благо животу или фигуре – этим может заниматься диетология, а направлено только нашему Богу.

Как появился в православном календаре?

Как и другие, он берет свое начало еще в первые века с Рождества Христова. Святой Ипполит Римский писал об этом периоде еще в 3-ьем веке в «Апостольском предании». На тот момент Апостольский пост выступал компенсаторным периодом для тех христиан, которые пропустили по какой-либо причине Великий и Рождественский. Так как задействован был интервал времени между Пасхой и Троицей, то и промежуток этот носил название Троицкого или Пятидесятницы. Кстати, именно по этому интервалу времени до сих пор определяют, сколько длится Петров пост и в 2020 году.



По другим источникам Петровский был введен церковью для того, чтобы верующие подражали двум первостепенным апостолам – Петру и Павлу. Эти святые также проводили время воздерживаясь от некоторой пищи после Пятидесятницы, чтобы подготовиться к выходу на всемирную проповедь Евангелия.

Начало апостольского поста всегда припадает на второй понедельник после Светлого христианского праздника – Дня Святой Троицы, а окончание приходится строго на 12 июля. В текущем году началом Петрова поста считается 15 июня. Длительность поста каждый год также меняется. Она может составлять от 8 до 42 дней.

В 2020 году Петров пост продлится 27 дней и закончится накануне Дня Павла и Петра, который отмечается 12 июля. Соответственно, заключительным днем пятидесятницы станет 11 июля. В период поста христиане очистят свой организм, духовно и физически подготовятся к великому церковному празднику. Православные почтят память первоверховных апостолов, отдав дань великим деяниям, которые они совершили, а также качествам, которыми они обладали. Так, Петр имел твердый характер и непоколебимую силу духа, а Павел – высокоразвитый интеллект и природную смекалку.

Как дата апостольского поста связана с датой Пасхи?

Дата апостольского поста высчитывается с учетом даты Светлого Дня Воскресения Христова. В 2020 году Пасха припадает на 19 апреля. А днем, когда начинается Петров пост, станет девятое по счету воскресенье после Пасхи (или второй понедельник после Троицы), то есть 15 июня.

Важно знать, что сам праздник Петра и Павла, как правило, не значится как часть поста. Но, если он припадает на пятницу или среду, также считается постным днем и предполагает соблюдение правил поста.

Почему Петров пост называется апостольским?

Служители православной церкви призывают мирян к соблюдению поста, приводя в пример великие деяния святых апостолов – Петра и Павла. В священных писаниях этих апостолов называют первоверховными. В период Петровского поста при приготовлении к всемирной проповеди, называемой Евангелием, они смогли увидеть снизошедшего на Землю Святого Духа. Писание говорит, что период подготовки ученики Иисуса провели в бдении, молитвах и посте. Это означает, что они намеренно подвергали себя жажде, голоду, изнуряющему труду.

В священных писаниях также упоминается о том, что апостолы Христовы всякий раз готовили себя к процессу службы с помощью молитв и соблюдения поста. По утверждению святителя Златоуста Иоанна, пост способен укрепить телеса человеческие против хворей всяких и немощи бестелесной. Соблюдение поста делает человека Ангелом, обучает великодушию и любомудрию. Петр и Павел практически всегда находились на посту, тем самым уподобляя свою душу ангельской сущности. Поэтому Петров пост получил второе название – апостольский, то есть сотворенный в честь этих двух наиболее значимых в христианстве апостолов.

Пост пятидесятницы: откуда такое название?

Именно так Петров пост называли наши предки во времена возникновения православной веры. Название крепко вошло в обиход, когда Великий Константин на территории Рима и Константинополя воздвиг и освятил храмы в честь почитаемых апостолов – Павла и Петра. Освящение храмов произошло 12 июля. Именно поэтому день закрепился как праздник, посвященный первостепенным в православии апостолам. Раньше Святую Троицу принято было именовать пятидесятницей, за которой практически сразу следует начало Петрова поста. Отсюда Петров пост и позаимствовал название у Троицы.

Древнее название Троицы связано с тем, что праздник припадает точно на 50-ые сутки после Христова Воскресения. В течение всего дня миряне славят схождение Святого Духа, посланного Иисусом к своим ученикам. Причем Святой Дух снизошел к ним в виде пламенно-огненных языков.

Петров пост: как он возник?

До сих пор ученые не могут определить подлинное происхождение пятидесятницы. Но многие специалисты и просто глубоко верующие люди останавливаются на двух наиболее реалистичных версиях. В поддержку первой версии служит предположение, что пост был введен с целью подражания Великим апостолам, которые практически всю жизнь провели в молитвах, строго соблюдая пост. После пятидесятницы (Святой Троицы) первоверховные апостолы также какое-то время ограничивали себя в еде, очищаясь духовно и физически перед всемирной проповедью Евангелия. Что касается второй версии, она заключается в том, что пост основали для тех, кто в силу определенных причин не смог соблюсти Великий и/или Рождественский пост. Эти люди как бы наверстывали упущенное, воздавая к Всевышнему. Таким образом, они отдавали дань христианской вере.

Что и когда можно есть в Петров пост?

Петровский пост не считается строгим и не требует от мирян непосильных жертв во время соблюдения его правил. Основной особенностью поста является возможность употребления в определенные дни недели морепродуктов, рыбы и блюд, приготовленных из них. Такими днями считаются понедельник, воскресенье, четверг, вторник и суббота. На среду и пятницу указанная возможность не распространяется. Схема, по которой следует принимать пищу в период пятидесятницы, довольно проста.

Понедельник Петрова поста

Рекомендуется принимать горячую пищу, в которой отсутствует масло, то есть сваренную на одной воде. Отличным вариантом станут каши из пшена, риса, перловки, ячменя, овса, гречи. Для улучшения вкусовых качеств каш разрешено добавить в них сухофрукты: курагу, сушеный инжир и банан, чернослив, изюм. Допустимо и добавление различных орехов и грибов. Также сочетать кашу не возбраняется со свежими овощами, фруктами и зеленью: кабачками, огурцами, баклажанами, редисом, томатами; укропом, салатом, петрушкой; киви, апельсинами, яблоками, вишней, грушами, клубникой.

Вторник, суббота, четверг Апостольского поста

Эти дни считаются основными. Разрешено употреблять рыбу, а также все постные и рыбные блюда. В пищу допускается добавление растительного масла. Запрещен прием мяса и блюд, приготовленных с его использованием. Яйца, молоко и все кисломолочные продукты также под запретом.

Пятница и среда в Петров пост

Указанные дни недели считаются скоромными, поэтому необходимо соблюдать строжайший пост, другими словами, разрешено лишь сухоядение. Категорически запрещен прием растительного масла, рыбы, ракообразных, продуктов, имеющих животное происхождение. Многие верующие питаются в эти дни исключительно хлебом и водой.

Воскресенье

Наиболее благодатный день недели в период поста. Разрешено есть продукты, которые включены в меню четверга, субботы и вторника. Это постная пища, рыба и все блюда, приготовленные из нее. В пищу можно добавлять масло растительного происхождения. Нельзя кушать кисломолочную продукцию и яйца, а также пить молоко. Кроме указанных продуктов, в меню допускается включение красного вина. Только пить вино можно в небольших количествах и ни в коем случае не допускать состояния опьянения. Такое послабление в воскресные дни поста не означает, что принимать можно любой алкоголь, например, пиво, виски, водку, коньяк, джин, шампанское.

Употребление красного вина, особенно это касается Кагора, имеет для постящихся христиан особый сакральный смысл.

Как правильно себя вести в период Петрова поста?

Пост – особый временной промежуток, когда поощряются размышления над вечными ценностями и занятия благотворительностью. На Руси во время поста запрещалось устраивать судебные тяжбы, проводить праздники, в том числе играть свадьбы и венчаться.

Сегодняшнее отношение людей к канонам православных праздников несколько изменилось. Но, несмотря на это, церковь рекомендует соблюдать следующие правила:

  • не работать и не веселиться в период Литургии и всенощной;
  • следовать 4-ой Господней заповеди (отдыхать в выходные и не лениться в будни);
  • избавляться от глупых, никчемных, низких, «нечистых» желаний и помыслов;
  • не посещать увеселительные заведения, воздержаться от танцев, игрищ и всяческих зрелищ;
  • не вступать в интимную связь;
  • избегать возникновения и проявления таких эмоций, как ревность, злость, ненависть, гнев, обида, вражда;
  • регулярно молиться, как при посещении церковных служб, так и в домашней обстановке.

Важно знать! В период Петровского поста нежелательно стричь волосы , заниматься рукоделием, давать и брать в долг что-либо. А хотя бы один день в период поста, напротив, очень желательно посвятить Таинству Исповеди и Причащения.

Свадьба в Петров пост: можно или нет

Самый разгар летнего сезона является наиболее благоприятной порой для регистрации брака и празднования свадьбы. Именно поэтому многие влюбленные пары стараются наметить дату свадьбы на период Петровского поста.

Мудрый царь Соломон изрекал: «Каждой вещи под Небесами должно быть свое время». Это высказывание можно отнести к любому явлению и любой вещи, которая окружает людей в повседневной жизни. Согласно священному писанию, создание семьи призвано внести в существование человека гармонию и упорядоченность. Для православных людей существует 4 временных периода в году, когда нельзя сочетаться браком и венчаться. Такими периодами являются многодневные посты, когда не только имеются ограничения в еде, но и установлен запрет на интимную близость между супругами. В число таких периодов входит и Петров пост.

Согласно одному старинному поверью, неприемлемость свадебного торжества связана с тем, что лето является единственным периодом, когда можно и нужно заниматься заготовкой урожая и обработкой почвы. А веселиться в данный период не принято. В то же время православная церковь не выдвигает категорического запрета на празднование свадьбы в Петров пост. Однако некоторые ограничения, несмотря на то, что молодые не соблюдают пост, все-таки имеются.

Учтите, что среди приглашенных на праздник гостей могут находиться верующие люди, соблюдающие пост. Поэтому проследите, чтобы на столе присутствовали соответствующие блюда и напитки. А из алкогольной продукции на столе должно обязательно быть красное вино (желательно Кагор). Помните, что тот, кто идет против законов, установленных церковью, рискует подвергнуться мощному негативному влиянию. Именно за счет этого православные верят, что брак, заключенный в Петров пост, будет подвергнут различным испытаниям, особенно это касается злого магического воздействия (сглаз, порча).

Церковь не выступает против проявления радости и проведения конкурсов в день празднования свадьбы. Однако на Петровский пост соблюсти умеренность относительно веселья все же необходимо. Конкурсы, песни и шутки не должны иметь вульгарный подтекст и содержать нецензурные выражения. Гостям также следует тщательно соблюдать правила приличия и принимать спиртосодержащие напитки в умеренном количестве.

Что касается венчания, в период Апостольского поста делать это нельзя. Дату церемонии лучше перенести на период после 12 июля. Ведь свадьбу можно отпраздновать независимо от того, повенчаны супруги или нет. Запрет на венчание связан с тем, что пост – это время глубокого покаяния и воздыхания о земных грехах. А радости супружеской жизни являются мало несовместимыми с указанными аспектами. Христиане называют пост «крылом покаяния», поэтому Таинство венчания в период любого поста, в том числе пятидесятницы, проводить категорически не рекомендуется.

Любые мысли, возникшие во время Петрова поста, а также поступки, совершенные в данный период, должны быть направлены исключительно к Господу. Не нужно следовать правилам поста ради сброса лишних килограммов и обретения стройной фигуры. Для этого существует специальная наука – диетология. В процессе поста важно стараться максимально приблизиться к вере, чтобы слиться со своим внутренним «я» и обрести знания о своем истинном предназначении в жизни.

Петров пост является важным периодом в жизни православных христиан. Он чтим и соблюдаем много веков. Целью Петрова поста является подготовка верующих к еще одному важнейшему празднику - дню святых апостолов Петра и Павла, который отмечается 12 июля 2017 года.

Начало поста, как и различные христианские события, зависит от Пасхи. По этой причине ежегодно длительность поста меняется, а также меняется дата его начала. Начало поста, как и многие значимые для христиан события, зависит от Пасхи. Поэтому ежегодно длительность поста меняется. Первый день поста приходится на понедельник девятой недели после святой Пасхи, через 8 дней после Троицы. Соответственно в этом году Петров пост начнется 12 июня. Продлится он 30 дней.

Петров пост несколько мягче Великого и не требует столь строго ограничения в пище. Если по каким-либо показаниям верующий не в силах соблюдать все правила поста в еде, он может поставить себе ограничения в чем-либо другом. К примеру, в просмотре телевизора или пользовании социальных сетей.

Что можно, а что нельзя есть в Петров пост?

Петров пост не так строг, как Великий. Во время Петрова поста запрещается употреблять в пищу мясные и молочные продукты, а в среду и пятницу нужно отказаться от рыбы.

В субботу, воскресенье разрешается употребление вина в умеренном количестве. Хотя церковь все же рекомендует отказаться от него.

В церковный праздник Рождества Иоанна Предтечи, который отмечается 7 июля, можно есть рыбу вне зависимости от того, на какой день недели он выпадает. День апостолов Петра и Павла, который отмечается 12 июля, не входит в пост. Но если этот день выпадает на среду или пятницу, он также является постным, но нестрогим - разрешена пища с растительным маслом и рыба. В 2017 году это как раз будет среда.

Меню Петровского поста:

Понедельник – разрешается горячая пища без масла. Тушеные овощи, грибы, каши, супы. Можно приготовить холодные постные щи, окрошку, рассольник или сварить кашу с добавлением сухофруктов.

Вторник – допускаются блюда из рыбы и морепродуктов, крупы, грибы, приготовленные с маслом.

Среда – сухоядение. Постящиеся могут употреблять в пищу хлеб, крупы, свежие овощи, сухофрукты, мед и орехи. Вода в неограниченном количестве.

Четверг – допускается употреблять в пищу рыбу, морепродукты, супы, грибы. Можно сварить кашу с добавлением растительного масла. Не возбраняется сочетать крупы со свежими овощами, зеленью.

Пятница – сухоядение. Постящиеся могут употреблять в пищу хлеб, крупы, свежие овощи, сухофрукты, мед и орехи. Вода в неограниченном количестве.

Суббота – церковь разрешает есть рыбу, грибы, блюда с растительным маслом.

Воскресенье – разрешается есть постную пищу с маслом и рыбу.

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).


Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2017 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: "Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

"После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”. Далее св. Лев Римский пишет: "Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, "потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов”.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды "Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: "За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Как провести Петров пост?

Протоиерей Игорь Пчелинцев:

Наступает православный Петров пост, по-другому его еще называют пост апостольский.Мы знаем, что он заканчивается праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы знаем, что это пост летний, не такой строгий, как Великий или Успенский, что в это время уже появляются первые свежие овощи, поэтому этот пост в целом легкий. Но, к сожалению, для многих православных христиан этим и заканчиваются смыслы Петрова поста.

Попоститься - вот отгуляли Пятидесятницу, наелись скоромного, можно теперь и поговеть. Надо причаститься, поисповедоваться, ну как положено в посты. А для некоторых как и нет этого поста, ну, говорят - «не Великий же пост, нам некогда (нет сил, времени etc.) поститься«все время».

Думается, что было бы гораздо логичнее посвятить время этого поста осмыслению апостольства в Церкви.Даже так - посвятить деятельному осмыслению.

Прошу понять меня правильно. Было бы слишком дерзновенно взять на себя без благословения апостольское звание, равноапостольных святых не так много в Месяцеслове. Но, тем не менее, каждый христианин все равно должен быть служителем Слова Божия. Слово Христово, сказанное апостолам при Вознесении: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь » (Мф.28:19,20) – определило главную апостольскую задачу.

Бог послал Святого Духа апостолам, чтобы они несли весть о воскресении во все концы мира. Через апостолов это послушание установилось в церковной иерархии - у епископов и священников. Епископ и священник, живущий во Христе, старающийся это делать может искренне повторить за Апостолом: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! » (1Кор.9:16); Но это не слагает с мирян обязанности иметь послушание благовестия. Особенно у православных христиан. И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста, который в Церкви назван Апостольским.

Я бы выделил в этой задаче два основных направления - апостольство внутреннее и апостольство внешнее (прошу не судить категорично за терминологию - слова могут быть и другие, если кто-то усматривает здесь некий «протестантский налет»).

Внутреннее - для большинства церковных и еще только ищущих своего пути и места в Церкви людей - наверное, самое важное. Донести Благую Весть о Воскресении Христовом, о покаянии и преображении человека Духом Святым прежде всего до своего сердца и ума.Внутренне, со смирением принять то, что дает человеку ищущему Бога Церковь. Научиться простым вещам (на первый взгляд простым, но и несложным при том) - просто верить, довериться Богу и Его Слову, верить Церкви как матери, просто молиться, как я говорю своим студентам: «Без заламывания рук и закатывания глаз» (образно конечно - просто,значит - разумно и без психического надлома).

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Есть красивое выражение: «Пост и молитва – это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». Что ж, если это так, и если молитва должна быть проста и разумна, то и пост должен быть прост и разумен. Мы уже обсуждали это во время Великого поста. Пост должен быть по силам и без молекулярно-ингредиентого подхода.Ради Христа. Ради преображения Духом Божиим нашего истлевшего или истлевающего естества.

Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства - мир сердечный, иное, по сравнению с миром суетным отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение, сострадание, сочувствие, боль сердечная о неправде и несправедливости - противоположные ненависти и равнодушию качества души-христианки.

Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он - лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. Самое приличное занятие в пост.

И очень важно апостольство внешнее, потому что, как христиане, мы ответственны и за других, за ближних, далеких, за весь мир. Даже если кажется, что ну никак не может хватить сил нашей души на самого себя,куда уж до целого мира!

У одного человека никогда не достанет сил спасти мир - он может только сотрудничать Богу, содействовать исполнению Его воли в мире - чтобы все познали Истину и спаслись …Но наставляйте друг друга каждый день,.. чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом » (Евр.3:12-13).

Во времена «дикого рынка» и навязчивого маркетинга мы научились бояться тех, кто обещает нам что-то хорошее. В таком контексте, евангельское слово «благовествовать» может испугать человека. Мы по душевной робости боимся предлагать нашу веру другим, как если бы речь шла о товаре. Мы имеем чувство уважения к окружающим и не желаем, чтобы о нас подумали, что мы навязываем свою точку зрения или пытаемся в чем-то «самом верном и правильном стопроцентно убедить». Особенно, если речь идет о такой личной теме для разговора, как доверие Богу.

Для христиан, возвещать Благую Весть воскресения не значит говорить об учении, наборе параграфов и пунктов, который следует выучить наизусть. Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о внутреннем преображении человеческого существа. Господь Иисус Христос возвращал каждому человеку его ценность и достоинство с бесконечным уважением. Благовествовать – не только значит говорить с кем-то об Иисусе или о Православии как таковом, а, намного глубже, привлечь внимание человека к тому, насколько он ценен для Бога. Так об этом говорили и святые отцы и многие подвижники, знающие о действии благодати Святого Духа в человеке.

Но наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать только из последствий внутреннего апостольства, усвоения себе через законные церковные средства - пост, молитву, милостыню, Таинства (сколько уже говорилось об этом!) жизни во Христе. Иначе наши слова не будут иметь духовной силы. Они и нам самим ничего не скажут.

Я недавно нашел очень светлое христианское рассуждение, мне показалось, что оно очень подходит к нашему разговору о внутреннем и внешнем апостольстве каждого христианина. Поэтому вместо традиционной притчи, я хотел бы завершить заметку о Петровом посте такими словами, исполненными любви Христовой:

1. Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте их.
2. Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях – все равно проявляйте доброту.
3. Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
4. Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны.
5. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.
6. Если вы обрели счастье, то вам могут завидовать – все равно будьте счастливы.
7. Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра – все равно творите добро.
8. Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте делиться с ними самым лучшим. В конце концов, вы убедитесь, что все это было между Богом и вами и никогда не было между вами и ними.
9. Неважно, кто и что говорит о вас – принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело.
10. Молитесь вместе и пребывайте в единстве.