Котел на отработанном масле – что лучше: заводские или самодельные модели. Сборка котла на отработанном масле с водяным контуром Котлы для коттеджа работающие на отработке

Отработанное машинное масло редко отправляется в утиль – его используют в качестве печного топлива, получая большое количество тепла для обогрева помещений. При наличии доступа к этому дешёвому виду горючего ничто не мешает отапливать им свой дом. Магазинные котлы отличаются высокой стоимостью, поэтому в данном обзоре вы узнаете, как сделать котёл на отработанном масле с водяным контуром своими руками. Процедура сложная, для сборки потребуются навыки работы с металлом и инструменты.

Достоинства и недостатки самоделок

Более-менее приличные котлы на отработке, созданные именитыми производителями, стоят довольно дорого – от 30-40 тысяч рублей, не считая ёмкости для топлива (она приобретается отдельно). На рынке представлено множество моделей, отличающихся тепловой мощностью и функционалом. Если же денег на покупку заводского масляного котла для частного дома нет, люди отдают предпочтение самоделкам.

Давайте посмотрим, чем так хорош котёл на отработке с водяным контуром, изготовленный своими руками:

  • Дешевизна – если под руками есть необходимые материалы, остаётся потратиться разве что на электроды для сварочного аппарата и на отработанное масло.
  • Стабильная работа – если выполнить котёл согласно чертежам, горение будет ровным и стабильным, как это реализовано в заводских образцах.
  • Возможность внесения изменений в конструкцию – вам не страшна потеря гарантии, так как её здесь нет.
  • Возможность сделать котёл на отработанном масле прочнее и надёжнее – заводские модели, изготовленные в последние годы, отличаются довольно слабыми узлами. Выбрав надёжный и толстый металл, вы сможете сделать самоделку более выносливой и долговечной;
  • Лёгкость в ремонте – самодельный котёл на отработанном масле обладает простой конструкцией, с которой вы знакомы, как никто другой.

Есть и недостатки:

  • Самодельные котлы отопления на отработке могут отличаться по КПД от своих заводских собратьев, причём в меньшую сторону.
  • При неправильной сборке возможно возникновение аварийных ситуаций.
  • Низкий уровень безопасности – но здесь многое зависит от опыта сборщика и соблюдения правил ТБ.
  • Трудно регулировать теплоотдачу, чтобы стабилизировать температуру воздуха в обогреваемых помещениях.

Недостатки имеются, но они есть и у фабричных образцов.

Принцип работы котлов на отработке

Самодельный котёл на отработанном масле может работать по одной из двух схем:

  • С горением топлива в одной ёмкости и его дожиганием во второй – своеобразная пиролизная схема;
  • С воспламенением подогретого и испарённого топлива – крайне эффективная схема.

Если поджечь отработанное масло в какой-либо ёмкости, оно будет гореть жёлтым, слегка коптящим пламенем. Даже если отобрать получаемое тепло в отопительную систему, его будет недостаточно для обогрева помещений. К тому же в продуктах сгорания мы найдём кучу недогоревших и токсичных компонентов. Поэтому главная задача отопительного котла на жидком топливе заключается в обеспечении оптимальных условий сгорания отработанного масла. Полученное тепло отправляется в водяной контур.

Первая схема используется в самых простых печах, наподобие вот этой:

Горение при такой схеме осуществляется с забором воздуха через регулировочную заслонку.

Здесь мы видим бак с топливом и регулировочной заслонкой, дожигатель и вторичную камеру. В дожигатель, через ряды боковых отверстий, подаётся вторичный воздух. Отработанное масло заливается в бак, поверх него наливается немного керосина, после чего производится розжиг.

Пламя в дожигателе будет сначала жёлтым, так как печь холодная. По мере прогрева оно приобретёт бело-розовый оттенок, появится гудение, характерное для мощного потока пламени. Это значит, что агрегат вышел на рабочий режим. Увеличив размер верхней камеры и дополнив её трубчатым теплообменником, мы получим простую печь на отработке с водяным контуром.

Для рассмотрения второй схемы водогрейного котла на отработанном масле мы возьмём следующую схему:

Схема и принцип действия водогрейного котла на отработанном масле

Это не совсем то, что нам нужно, но принцип тот же. Представленный на рисунке агрегат включает в себя несколько важных узлов. Первый узел – это топливный бак, который обеспечивает подачу отработанного масла в котёл. Подача должна быть капельной. Отработка поступает в чашу, в которой разжигается пламя. По мере прогрева конструкции масло начинает поступать в чашу уже горячим, температура его горения возрастает.

Горение осуществляется во внутреннем объёме печи, ограниченном металлическим цилиндром. Это наша камера сгорания – сверху в неё поступает воздух, в верхней боковой части располагается отвод под дымоход. На представленном чертеже изображён агрегат с поддувом, что делает его работу более эффективной. Водяной рубашки здесь нет, но есть вентилятор обдува, который обдувает воздухом внутренний цилиндр с камерой сгорания. Горячий воздух можно отправить через воздуховоды в обогреваемые помещения.

При использовании воздуховодов их необходимо тщательно утеплить, чтобы снизить потери тепла.

Организовать отопление на отработанном масле своими руками поможет водяной контур. Для этого убираем из чертежа вентилятор обдува и сопло отдачи горячего воздуха, никаких отверстий на их месте не будет. Вместо этого привариваем к цилиндру с камерой сгорания змеевик, играющий роль теплообменника. Его можно сделать из трубы подходящего диаметры. Концы трубы выводятся наружу – к ним подключается контур отопления.

Таким образом, мы сделали отличную печь на отработанном масле с водяным контуром. Осталось поработать над увеличением эффективности. Для этого мы можем обернуть дымоходную трубу дополнительным теплообменником и соединить его с основным. Теперь оборачиваем наш водогрейный отопительный котёл в теплоизоляцию, после чего облачаем его в дополнительный корпус – это поможет снизить тепловые потери.

Основная схема

Котлы на отработке отличаются простотой конструкции, но найти нормальные чертежи проблематично. В связи с этим придётся полагаться исключительно на свои силы и инженерную смекалку. В качестве основы для котла на отработанном масле можно взять данную схему (будем называть её основным чертежом):

Представленный на схеме агрегат нередко называют плазменным. А всё потому, что при горении он даёт белое, отдающее синевой, высокотемпературное пламя. Отработанное масло сгорает полностью, на выходе мы получаем лишь лёгкий дымок.

Наша задача – дооборудовать печку водяным контуром и превратить её в котёл на отработанном масле. Для этого нам нужно сделать водяную рубашку (или встроить змеевик) согласно нижеследующей схеме:

Схема водяной рубашки нашего котла на отработанном масле.

В нашем случае мы можем изготовить большой змеевидный теплообменник, который будет располагаться вокруг горелки. Вокруг змеевика привариваем лист железа, оборачиваем тепло теплоизоляцией, после чего сооружаем декоративный металлический корпус.

Как и многие котлы на отработке, разрабатываемый нами агрегат будет работать на жидком топливе, подогреваемом прямо в подающей трубе. Подача атмосферного воздуха осуществляется сверху. Вентилятор принудительного наддува здесь не нужен, но многие советуют им не пренебрегать.

Топливо стекает по тонкой трубе диаметром 10 мм в чашу, где испаряется и превращается в газообразное горючее. Через несколько прорезей диаметром 1,6 мм оно поступает в камеру горелки, после чего через четыре ряда отверстия различного диаметра поступает в камеру сгорания – под действием тяги из дымохода.

Если тяга слабая, спасёт вентилятор наддува, который буквально заставит выходить парообразное отработанное масло в камеру сгорания.

Как только котёл прогреется, паровоздушная смесь начнёт сгорать с образованием белого с синевой пламени. Большая часть тепла оправится в водяной контур, ещё часть уйдёт в атмосферу вместе с продуктами сгорания. Главным достоинством агрегата является то, что отработанное масло в нём сгорает почти полностью – никаких токсичных выбросов в атмосферу.

Пошаговая сборка котла

Итого, процесс сборки отопительного котла на отработанном масле протекает в несколько этапов:

  • Сооружение горелки на основе трубы диаметром 89 мм с трубой диаметром 10 мм для подачи масла.
  • Сооружение теплообменника для подключения водяного контура (на основном чертеже он представлен корпусом) – рекомендуем взять такой же диаметр, который будет использоваться в самом контуре.
  • Сооружение корпуса, который располагается поверх теплообменника;
  • Сооружение дымохода – рекомендованная высота составляет не менее 4-5 м.

Готовый котёл на отработанном масле монтируется на прочном основании (бетон, кафель). К нему подключается бак с отработкой, топливо подаётся дозировано, по капелькам, через регулирующий вентиль. К агрегату подключается отопительный контур, производится розжиг агрегата через смотровой люк. После выхода на рабочий режим останется контролировать температуру теплоносителя.

Конструкция системы отопления

Не забудьте дополнить систему отопления расширительным бачком.

Для работы совместно с котлом на отработанном масле рекомендуется использовать системы отопления с чугунными радиаторами. Они подключаются к металлическим трубам сравнительно большого диаметра. Эти же трубы подключаются к теплообменнику нашего котла. Пластиковые трубы с современными радиаторами малой ёмкости использовать не рекомендуется – автоматики в котле нет, есть опасность перегрева теплоносителя.

Циркуляция в системе отопления – принудительная. Отработанное масло в самодельном котле сгорает при высокой температуре. Поэтому в системе всегда присутствует риск перегрева теплоносителя. Принудительная циркуляция поможет предотвратить перегрев, заодно ускоряя прогрев помещений.

Открытая или закрытая система отопления – этот вопрос решается на усмотрение конечного пользователя.

Сфера применения

Отопление в гараже печкой на отработке с водяным контуром – вполне оправданное решение. Особенно когда речь ведётся о гаражной мастерской. Работающим здесь ребятам решить проблемы с отоплением не составляет особого труда – при замене масла в автомобилях отработка почти всегда остаётся в гараже, забирают её очень редко. При большой проходимости гаражной мастерской можно набрать за лето несколько бочек отработанного масла.

К тому же масло меняется круглогодично, поэтому с топливом в гараже проблем не возникнет. А водяной контур поможет обогреть не только гаражное помещение, но и прилегающие мастерские. Электрическое и газовое отопление здесь не используется – дорого и невыгодно, учитывая наличие постоянного источника отработанного масла для работы самодельного отопительного котла.

Самодельные котлы на отработанном масле, оснащённые водяным контуром, могут использоваться для обогрева жилых помещений. Главная задача потребителя – найти доступ к недорогому или вовсе бесплатному горючему. Оно нередко продаётся в бочках, поэтому с покупкой проблем не возникает. Стоит отработанное масло на 30-50% дешевле, чем солярка – экономия налицо.

Универсальная схема

Мы несправедливо обошли внимание ещё одну схему постройки котла, работающего на отработанном масле, – на основе горелки. Здесь мы можем использовать простую горелку Бабингтона, характеризующуюся высокой эффективностью и простой конструкцией. В ней используется металлический шар, по которому стекает отработка. В самом шарике имеется отверстие, через которое подаётся воздух. Он подхватывает мельчайшие частицы отработанного масла, распыляя его. Готовая воздушно-капельная смесь поджигается и образует устойчиво горящее высокотемпературное пламя.

Готовая горелка подключается к универсальному заводскому котлу, умеющему работать с горелками любого типа. Также она монтируется в обычные твёрдотопливные металлические и кирпичные печи. Достоинства получившейся сборки:

  • Можно регулировать температуру, ограничивая подачу топлива в горелку на отработанном масле.
  • Возможность автоматизации регулировки интенсивности горения.
  • Возможность перевода на другой вид топлива – например, на пеллеты, на природный или сжиженный газ.

Выбирая для постройки самодельного котла горелку Бабингтона, потребители получают в своё распоряжение устройство, способное работать даже на загрязнённом отработанном масле. Главная задача – обеспечить подачу воздуха под большим давлением. Обычно для этого применяются компрессоры от холодильников.

В качестве основы для самоделки выбираем чертёж любого отопительного котла с традиционной схемой сжигания дров. Понять суть поможет небольшая иллюстрация:

Работа протекает в несколько этапов. Первый – собрать горелку Бабингтона по данной схеме (или любой другой):

Второй этап – сборка подходящей твёрдотопливной печи, которая впоследствии будет работать на отработанном масле. Выбирая чертёж и следуя ему, ни в коем случае не уменьшайте размеры камеры сгорания, куда вырывается пламя горелки – если завтра вам не хватит отработки, придётся мёрзнуть. А в большую камеру сгорания вы всегда можете накидать порцию дров и продолжить наслаждаться теплом.

Третий этап – подключение отдельных элементов. Горелка подключается к топливному баку, после чего вставляется в собранный своими руками котёл. Запускаем подогрев масла в баке, открываем вентиль, включаем компрессор, поджигаем топливно-воздушную смесь, контролируем работу водяного контура.

При необходимости, вы можете перейти с отработанного масла на сжиженный газ. Для этого приобретается газовая горелка (никаких самоделок с газом!) и устанавливается вместо жидкостной горелки. К ней подключается газовый баллон. В результате вы получите полноценное водяное отопление, хоть и несколько прожорливое.

Подключить к самодельному котлу горелку на природном газе, скорее всего, не разрешат – решайте этот вопрос самостоятельно, так как шутки и эксперименты с газом плохи.

Видео

Отопительный котел эффективнее печки и удобнее в эксплуатации, ведь через радиаторную сеть он обогревает весь дом, а не 2-3 комнаты. Второй положительный момент: теплогенератор на отработанном масле выносится в отдельное помещение топочной вместе со всеми неприятными запахами, сопровождающими данный вид отопления. Предлагаем рассмотреть пошагово, как сделать котел на отработке своими руками из газового баллона или стальной трубы.

Конструкция и чертежи отопителя

Мастера, занимающиеся изготовлением котлов на отработанном масле, применяют на практике 3 способа сжигания отработки:

  • поверхностное горение с пиролизным дожиганием в перфорированной трубе и вторичной камере;
  • использование горелок Бабингтона и других самодельных конструкций;
  • сжигание в пламенной чаше, подача топлива организована капельным методом, воздух нагнетается принудительно.
Способы сжигания отработанных масел в самодельных обогревателях – пиролизное горение, пламенная чаша, горелочное устройство Бабингтона

Первый вариант реализован в знаменитой гаражной печке, состоящей из 2 камер, соединенных вертикальной перфорированной трубой. Второй метод мы подробно описали – изготавливается горелка Бабингтона и встраивается внутрь корпуса стального котла, ранее работавшего на дровах.

Мы предлагаем остановиться на третьем варианте – печи-капельнице, переделав ее в двухоборотный (правильное название - двухходовой) водяной котел. Ниже на чертеже представлена базовая версия данной печки, изготовленная из трубы Ø219 мм. Почему новичкам рекомендуется взять за основу капельный принцип работы отопительного агрегата:

  1. Устройство масляных горелок довольно сложное. Для сборки требуется некоторый опыт и финансовые вложения (например, для «Бабингтона» придется купить компрессор).
  2. Отопители поверхностного горения пожароопасны (стреляют пламенем при попадании воды в топливо). Оснастить чудо-печку водяной рубашкой – задача непростая.
  3. Расход топлива при поверхностном сжигании непомерно велик – до 2 литров отработки за 1 час.
  4. По отзывам на форумах, капельницы надежны и способны работать без автоматики (правда, хозяину придется уделять котлу некоторое время, чтобы приноровиться к ручному управлению). Агрегат относительно прост в изготовлении.

Печь-капельница - прототип двухходового водогрейного котла для сжигания жидких видов топлива

Примечание. Как самостоятельно сделать капельную печку на отработанном масле, мы подробно рассмотрели в . Если вас интересуют другие разновидности самодельных обогревателей на жидком топливе, пройдите на авторитетный тематический форум termoportal.ru .

Схема жидкотопливного котла

Представленную на чертеже схему капельницы нужно переделать, поскольку вместе с жаротрубным теплообменником конструкция не поместится внутрь газового баллона - придется искать большую трубу диаметром 400 мм. Габариты теплогенератора можно уменьшить без потери мощности (15-20 кВт) следующим образом:

  • дожигатель смастерить из трубы DN40, изменив количество и диаметр отверстий (точнее указано на чертеже);
  • для камеры сгорания возьмите трубу DN150;
  • водяную рубашку сварите из двух газовых баллонов из-под пропана;
  • теплообменник – минимум 8 жаровых труб Ø32 мм;
  • размер чаши – по камере сгорания (DN150);
  • высота от края дожигателя до дна чаши – 6.5-7 см.

Как устроен двухоборотный котел, действующий на отработанном масле, показано на чертеже. Отличие от простой капельницы заключается в жаротрубном теплообменнике, размещенном между стенками камеры сгорания и наружной обшивкой. Соответственно, патрубок дымохода переместился в нижнюю зону корпуса.

Для справки. Котел называется двухходовым, поскольку продукты горения делают 2 оборота по трубам и дважды меняют направление движения, прежде чем уйти в дымоход. Существуют и трехходовые версии теплогенераторов с верхним дымоходным патрубком.

Принцип работы агрегата

Этот раздел предназначен для новичков, кому раньше не приходилось заниматься отопительным оборудованием на жидком топливе – отработке либо солярке. Представленный на чертеже котел работает по следующей схеме:


В зависимости от качества топлива и режима работы чистка теплогенератора производится 1 раз в 3-7 дней. Основная масса сажи скапливается в чаше, которая легко вынимается через специальный люк. Как функционирует капельный котел на отработанном масле, сделанный своими руками, расскажет один из мастеров в очередном видео:

Изготавливаем теплогенератор из баллона

Первым делом подготовьте к свариванию газовые баллоны – удалите сферические части (не забудьте наполнить предварительно водой!) и отрежьте один сосуд по размеру, чтобы вместе они составили корпус требуемой высоты (1 м).


Вентиль выворачиваем трубным и гаечным ключом. Если не получается, то подпиливаем и аккуратно отбиваем молотком

Заготовьте остальные материалы, учитывая следующие рекомендации:

  • камеру сгорания и пламенную чашу лучше сделать из нержавеющей стали толщиной 1.5-3 мм (например, марки 12X18H12T);
  • если нержавейку отыскать не удалось, используйте черную сталь марки Ст3 - Ст20 от 4 мм толщиной;
  • трубку подачи отработанного масла тоже подберите нержавеющую;
  • толщина стенок жаровых труб – не менее 3.5 мм;
  • для герметизации верхней крышки подберите стальную полосу 40 х 4 мм (ободок) и асбестовый шнур;
  • подготовьте листовой металл 3 мм на изготовление ревизионного люка;
  • на теплообменник берите трубы с толщиной стенки минимум 4 мм.

Варианты изготовления чаш, устанавливаемых на дно отопительного агрегата

Совет. В качестве нагнетателя мастера обычно применяют «улитку» салонного отопителя ВАЗ 2108, но это не панацея. Возьмите любой подобный вентилятор - все равно его производительность придется регулировать с целью увеличения либо уменьшения мощности котла.

Процесс изготовления двухходового котла на отработке выглядит так:

  1. Нарежьте жаровые трубы Ø32 мм по размеру и сварите теплообменник, используя один баллон в качестве наружного кожуха, а трубу Ø150 мм – стенок камеры сгорания.
  2. Приделайте к теплообменнику подводящие патрубки системы водяного отопления.
  3. Во втором баллоне вырежьте отверстия под ревизионный люк и дымоходный патрубок. Приварите штуцер Ø114 мм и выполните горловину с крышкой из листовой стали.
  4. Сварите оба резервуара в один корпус. Сверху выполните обечайку из железной полосы – она послужит уплотнением крышки. Щель между кромками заполните асбестовым шнуром.
  5. Изготовьте дожигатель в соответствии с чертежом. Проделайте в полусферической крышке (в прошлом – торец баллона) отверстия для смотрового окна и установки дожигателя (по центру).
  6. Крышку оснастите ручками и заслонкой на окошке. Трубу дожигателя допускается приварить к ней наглухо либо прикрутить болтами с уплотнением асбестовым шнуром.

С нижнего торца перфорированная труба закрывается заглушкой, где проделано 4 отверстия – одно посередине, оставшиеся три – радиально. В центральное отверстие выводится трубка маслопровода и обваривается. Последний шаг – изготовление пламенной чаши котла, где будет гореть отработанное масло.


Нижняя (торцевая) часть дожигателя с 3 отверстиями Ø4 мм

Рекомендация. Если вы хотите сделать котельную установку на отработке с водяным контуром, обеспечивающим ГВС, не торопитесь заталкивать внутрь теплообменника змеевик. Есть решение попроще: приварить к водяной рубашке 2 дополнительных патрубка и подключить их к баку косвенного нагрева через циркуляционный насос. Второй вариант – установить на дымоход теплообменник самоварного типа.

По окончании сборки приварите к трубе–дожигателю колено с фланцем и установите «улитку». Чтобы наружная металлическая стенка водяной рубашки не теряла напрасно тепло и не обогревала помещение котельной, выполните изоляцию корпуса из негорючей базальтовой ваты. Простейший способ - примотать утеплитель шпагатом, а затем обернуть тонколистовым крашеным металлом.


Наружную обшивку теплогенератора можно сделать прямоугольной

Более наглядно процесс изготовления жидкотопливного котла продемонстрирован в следующем видео:

Монтаж котла, использующего отработанное масло, практически не отличается от установки отопителей других типов. Есть одно преимущество: благодаря наличию турбонаддува и бездымному горению жидкого топлива дымоход необязательно задирать на 6-7 метров. Достаточно вывести оголовок дымоотвода из зоны ветрового подпора и поднять на высоту 4 м.

Касательно правильного монтажа дадим такие рекомендации:

  1. Котел и не защищенные изоляцией стальные дымоходы располагаются на расстоянии 0.5 м от горючих стен и других элементов деревянного дома. Минимальный отступ от несгораемых конструкций – 100 мм.
  2. Проход сквозь внешнюю стену и весь наружный участок газохода выполняйте утепленной трубой – сэндвичем, иначе будет много конденсата и сажи. Подробно описывается в отдельном материале.
  3. Обязательно установите на подающей магистрали отопления группу безопасности.
  4. Организуйте в топочной хорошую вытяжку для удаления запахов. Забор воздуха на горение можно предусмотреть с улицы.
  5. Оснастите нагнетатель регулятором оборотов, а маслопровод – вентилем. Это позволит управлять мощностью теплогенератора вручную. Не путайте регулировочный вентиль с обычным краном, запорная арматура ставится на трубопроводы в любом случае.
  6. Сделайте примитивную автоматику аварийной остановки – поставьте на подачу термостат, отключающий вентилятор и масляный насос в случае перегрева теплоносителя.

Вариант монтажа теплогенератора с нижним подключением дымохода

Если отработка подается самотеком, то ради безопасности желательно поставить на топливную магистраль электрический отсекающий клапан. Одна тонкость: после аварийного отключения котел самостоятельно не запустится, придется разжигать масло вручную либо мастерить автоматический розжиг.

Работу котла очень желательно подстраховать на случай отключения электроэнергии. Автомобильный вентилятор, рассчитанный на напряжение 12 вольт, можно запитать от обычного аккумулятора, остальное оборудование – насосы, термостаты – бесперебойного питания.

Подачу отработанного масла в камеру сжигания котла проще всего организовать самотеком – из подвешенной к стене емкости. Но за подобной системой нужно постоянно следить плюс по мере опорожнения интервал между каплями увеличивается, а интенсивность горения уменьшается.

Отсюда рекомендация: после первичного испытания двухоборотного котла на отработке приобретите насос от мотоцикла «Урал» (или подобный) и установите в бочку с топливом. Как это осуществить, смотрите в последнем видеосюжете.

Обогрев хозяйственных помещений для многих является очень актуальной проблемой. Не всегда есть возможность подключить гараж или сарай к стационарной системе, а использовать электрические приборы для отопления таких помещений не слишком оправдано с финансовой стороны. Самым практичным решением в этой ситуации будет установка автономного котла. Изготовить котел на отработке своими руками не трудно, если имеются навыки работы со сварочным аппаратом.

Котел представляет собой две металлические емкости, соединенные трубой. В верхней части установлен дымоход, длина которого должна быть не меньше метра. Нижняя емкость предназначена для заливки отработки, там верхний слой масла нагревается и превращается в масляной пар. Поднимаясь, пар выходит в перфорированную трубу, смешивается с воздухом, достигает верхней емкости и сгорает. Продукты горения выходят через дымоход; таким образом, котел нагревает помещение, но не выделяет токсичных отходов.

Котел без водяного контура может свободно обогревать гараж площадью около 40 кв. м. Что же касается изделий с водяным контуром, то они позволяют поддерживать комфортную температуру в достаточно больших помещениях даже в сильные морозы. Причем расход топлива составляет от 0,5 до 1 л в час, что дает возможность значительно сэкономить на энергоресурсах.

Котел на отработке можно сделать одноконтурным или двух контурным, в зависимости от потребностей владельца. Если использовать теплоноситель только для обогрева, нужен одноконтурный котел. Второй вариант позволяет обогревать помещение и получать горячую воду для бытовых целей, для этого в верхней емкости имеется встроенный теплообменник.

Видео — Вариант печи на отработке до подключения водяной рубашки

Принцип работы такого котла тоже довольно прост: из расходной емкости насос подает отработку в испарительную камеру, где она нагревается и превращается в пар. Пар поднимается в камеру сгорания, смешивается с воздухом и нагревает воду в контуре. Горячая вода поступает в трубы и батареи, обогревает помещение и возвращается обратно в котел.

Инструменты и материалы

Чтобы самостоятельно изготовить котел, потребуется:

  • листовая сталь толщиной от 4 мм;
  • металлическая труба для воздуховода;
  • 4отрезка арматуры сечением 8 или 10 мм;
  • компрессор;
  • насос;
  • сварочное оборудование;
  • расширительный бачок;
  • болгарка;
  • асбестовое полотно;
  • полудюймовые углы, сгоны и тройники для горелки;
  • стальные переходники;
  • термостойкий герметик.

Котел может иметь любую форму, поэтому. Если нет листового материала нужной толщины, можно взять толстостенную трубу большого диаметра или баллон подходящего размера. Самая простая печь на отработке выполняется из трубы диаметром 50 см, трубы диаметром 20 см, двух круглых стальных пластин толщиной от 3 мм. Несмотря на простоту конструкции, такая печь отлично справляется с обогревом гаража стандартных размеров.

Изготовление котла на отработке

Сборка корпуса печи

Итак, работу начинают с подготовки материалов:

  • трубу большого диаметра обрезают болгаркой так, чтобы получился цилиндр высотой около метра;
  • из трубы меньшего диаметра вырезают цилиндр высотой 20 см;
  • в одной из пластин делают отверстие диаметром 20 см, в другой пластине отверстие должно соответствовать диаметру дымохода;
  • большой цилиндр закрывают с обеих сторон пластинами, обваривая их по кругу;
  • снизу должна оказаться пластина с большим отверстием;
  • приваривают по краям отверстия маленький цилиндр и закрывают его дно еще одной пластиной;
  • снизу к корпусу крепят ножки из арматуры;
  • просверливают вентиляционные отверстия в трубе.

Должен получиться цилиндрический корпус котла с небольшим резервуаром снизу. В нижней части корпуса вырезают болгаркой дверцу, а сверху устанавливают трубу дымохода. Чтобы зажечь котел, следует открыть дверцу, налить в резервуар отработанное масло и поднести горящую бумагу. Но это самый примитивный вариант печи, более часто встречаются изделия чуть более сложной конфигурации.

Стандартная печь на отработке имеет вид двух металлических коробов, расположенных друг над другом и соединенных перфорированной трубой. В нижнем корпусе вырезано отверстие для заливки масла с одной стороны, и установлена горизонтальная металлическая заслонка с другой. В верхней части второго корпуса вмонтирована труба дымохода. Оба варианта печи можно легко усовершенствоват ь: подключить расходную емкость с топливом и насос для подачи масла, воздушный компрессор, установить водяной контур.

Монтаж горелки

В котле с водяным контуром должна быть установлена надежная горелка, которая обеспечит равномерное прогревание теплоносителя. Ее конструкция состоит из нескольких элементов, собрать которые можно самостоятельно. Форма горелки выбирается произвольно, главное условие – зона смешивания должна располагаться выше зоны горения, чтобы масло могло беспрепятственно стекать в резервуар.

Крышку горелки делают по размеру гнезда в котле, используя листовую сталь толщиной от 3 мм. Корпус горелки варят из полудюймовых углов, соединяя их специальными сгонами и тройниками. Дополнительно потребуются переходники на ½ штуцера с двух дюймов для подсоединения подачи отработанного масла. Резьбу предварительно промазывают термостойким герметиком и только потом закручивают.

Собранную горелку необходимо правильно установить. Для этого берут 2 стальные пластины большего и меньшего размера, асбестовое полотно, болты и гайки. Внутреннюю поверхность переходника, а также полудюймовые трубки закрывают асбестом. На трубках асбест можно закрепить стальной проволокой, а в переходнике его фиксируют с помощью силикатного герметика и укладывают в два слоя. Далее горелка вставляется в котел и подгоняется к установочному гнезду.

Стальную пластину меньшего размера вставляют в гнездо корпуса, а сверху закрывают ее 4-5 слоями асбеста. В другой пластине сверлят крепежные отверстия, укладывают ее на асбест и скручивают обе пластины болтами. Соединение должно быть максимально плотным, иначе в процессе эксплуатации элементы горелки могут деформироваться и сдвинуться в сторону. Поджиг котла производится с помощью свечи накаливания, которая используется в дизельных двигателях.

Установка корпуса и дымохода

Смонтированный котел с горелкой следует правильно установить. Поскольку корпус нагревается слишком сильно, рядом не должно быть воспламеняющихся поверхностей. Участок под котел выбирают в свободном углу помещения, вдали от рабочих столов и стеллажей. На полу лучше всего сделать бетонную стяжку или облицевать его плиткой. Нельзя ставить такую печь на доски, ламинат, фанеру и другие подобные покрытия. Прилегающие стены также должны быть из негорючих материалов.

Чтобы случайно не обжечься о раскаленный металл, после установки котла вокруг него можно поставить сваренный из уголка каркас. С одной стороны в каркасе оставляют проем, через который удобно производить доливку топлива. Обязательным условием для работы данного отопительного оборудования является хороший воздухообмен в помещении. Постоянный приток свежего воздуха обеспечивает бесперебойную работу открытой горелки и не дает скапливаться в помещении угарному газу.

После того, как корпус котла надежно установлен, приступают к монтажу дымохода. Рекомендуемая длина дымохода равняется 4 м, при этом желательно, чтобы отсутствовали горизонтальные участки. Чем ровнее и выше дымовая труба, тем лучше выходят продукты сгорания отработанного масла. В месте выхода трубы через потолочные перекрытия крепят специальный жаростойкий кожух. Чаще всего для этих целей используют несколько слоев асбестового полотна. Дымоотводящую трубу оснащают металлической заслонкой, которая обеспечивает регулировку тяги.

Подключение водяного контура

Сначала монтируют в помещении трубопровод и ставят батареи. Для трубопровода используется стальная труба диаметром 43 мм; трубы подсоединяют к радиаторам отопления и закрепляют вдоль стен по периметру. Теперь потребуется небольшая емкость с толстыми стенками для воды. Емкость устанавливают на котел, надежно фиксируют болтами или сваркой к корпусу. В верхней части емкости вырезают отверстие и вваривают трубу для подачи горячей воды в систему. В нижней части контура располагается еще одна труба, по которой остывшая вода возвращается в котел.

Можно смонтировать котел немного иначе. Корпус котла изготавливают из отрезка большой трубы с толстыми стенками. Внутри располагают расширительный бачок и надежно его укрепляют. Далее берут стальную трубу диаметром 10 см и толщиной стенок 4 мм и просверливают в ее нижней части отверстия для воздуха. В бачке вырезают отверстие под трубу, вставляют ее и крепят так, чтобы перфорированный участок выходил из корпуса котла и присоединялся к емкости для отработки. Дно бачка герметично заваривают.

В нижней части корпуса вырезают заслонку, подключают с помощью шланга подачу масла из расходной емкости. Сбоку делают врезку под компрессор, подключают насос подачи топлива и циркуляционный насос. В завершение приваривают трубу, соединяющую расширительный бачок и трубы отопления.

2017-06-24 Евгений Фоменко

Выбираем заводской котел на отработанном масле

Отечественные

Рассмотрим отечественные производители, их технические характеристики и отличия, чтобы выбрать лучший котел на отработанном масле. Грамотный выбор котла основывается на площади и типе помещения, виде масла, на котором работает аппарат и его эффективности. Существуют более дешевые и старые ручные капельные аппараты и новые автоматические.

Российские котлы STV производятся фирмой Ставпечь в городе Ставрополе. Мощность варьируется от 15 кВт до 300 кВт, что может качественно обеспечить отопление дома от 500 кв. м. Расход горючего от 1,5 до 30 литров в час, на что влияет выбранная модель и условия использования. Надежная модулируемая горелка с высокими показателями эмиссии.

Котлы Ставпечь

В комплект поставки входят топливные фильтры, насос и бак. В качестве горючего подходит дизельное топливо, трансмиссионные и моторные масла, керосин и отработанное масло растительного происхождения. От импортных устройств их отличает низкая цена и ряд настроек, оптимизированных под работу в России.

Водогрейные жаротрубные котлы производства марки Беламос выпускаются в диапазоне от 70 до 500 кВт, что позволяет отопить помещение до 5000 кв. м. Могут использоваться как на производствах, так и как домашний способ обогрева. Для изготовления применяется качественная легированная пяти миллиметровая сталь 09Г2С.

Котлы Беламос

Камера сгорания изготовлена из горячерепродуцированной восьми миллиметровой трубы и утеплена фольгированным базальтовым покрытием. Устройства надежные и безопасные, отпрессованные под давлением 16 бар.

Во Владивостоке находится производство пиролизных жидкотопливных котлов Геккон. В линейке четыре аппарата от 15 до 300 кВт. Для работы подходит жидкое горючее практически любого вида, как легкое, так и тяжелые фракции перегонки нефти. Для работы не требуется его фильтрация.

Жидкотопливные котлы ГеККон

Очень быстро окупается за счет изначально невысокой цены, высокого КПД и дешевого топлива. Камера сгорания состоит из зоны пиролиза и зоны дожига. Принцип действия оборудования Геккон в том, что оно расщепляет любой вид жидкого топлива на летучий газ, который впоследствии горит без копоти и дыма.

На Кировском заводе изготовляют комбинированные аппараты КЧМ 5 К (котел чугунный модернизированный), которые работают на газе, на твердом топливе и в том числе на отработанном масле. В зависимости от количества секций (от трех до девяти), мощность моделей при работе на жидком топливе от 27 до 96 кВт. Простота устройства гарантирует безопасность и долговечность.

В Ставрополе находится изготовление одноконтурных двухоборотных котлов Ecoboil от 15 до 100 кВт, в которых горячие газы проходят 2 раза через теплоноситель. Теплообменные трубы расположены, как внутри, так и снаружи топки, что обеспечивает более высокий КПД. Устройства имеют электронную автоматическую систему управления с экраном, которая может работать от аккумулятора при отсутствии напряжения в сети. Корпус имеет очень компактные габариты.

Котлы Ecoboil

Научно-производственная компания Форнакс предлагает котлы Tor, работающие на жидком горючем, российского производства в Челябинске. Мощность аппаратов от 100 до 750 кВт, расчет расхода масла от 8,6 до 64 кг в час.

Устройства оснащены трехходовым стальным теплообменником и автоматической горелкой, которая обеспечивает автономную работу. Камера сгорания имеет оптимизированную для пламени форму. В верхней части корпуса стоит пульт управления с термометром, ручкой управления температурой теплоносителя и кнопками включения.


Фирма Теплотерм изготовляет двухоборотные мини котлы с мощностью от 5 кВт и 10 кВт и большие модели до 70 кВт. Автоматизация работы обеспечивается электронным устройством управления на базе многофункционального микропроцессора, реализованная в отдельном шкафчике.

Имеет выносной маслонасос с блоком питания, для того, чтобы хранить топливо в отдельной емкости. Топка с наддувом от встроенного вентилятора. Теплообменник с повышенной площадью сделан в виде водяной рубашки. Есть защита от закипания, перелива масла и блокирование в случае пропадания напряжения в сети.

Китайские

Китайские горелки NORTEC используются в водогрейных котлах и тепловых пушках. Выпускаются с мощностью от 15 до 700 киловатт. В бачке нагревателя расположен сетчатый фильтр, который обеспечивает поставку в форсунку только чистого горючего. Имеет датчик перелива топлива и надежную сдвижную регулировочную заслонку вторичного воздуха.

Котлы NORTEC

Марка Smart Burner производит горелки от 24 до 595 кВт. Может работать на большинстве видов жидкого топлива, в том числе и на масле плохого качества. Имеют систему плавного розжига и возможность регулировки подачи топлива для большей экономичности. Автоматика регулирует поджиг, горение и впрыск горючего. Имеет шесть индикаторных лампочки, показывающих работу узлов горелки.

Корейские

Двухходовые корейские котлы работают на базе одноступенчатых горелок OLB. Их мощность от 15 до 1600 киловатт. Требуют очистки не чаще одного раза в месяц. С помощью регулятора давления можно настроить расход топлива на форсунку в зависимости от вязкости топлива. Имеет систему защиты, которая останавливает работу в случае неисправности. Также эти горелки устанавливаются в паровые котлы.

Котлы Olympia

Один из самых популярных производителей корейских жидкотопливных котлов – фирма Kiturami. Могут работать на разных видах жидкого горючего. При изменении вида топлива меняются форсунки и настройки аппарата. Выпускаются как одноконтурные, так и двухконтурные модели. Оборудованы устройством самодиагностики, регулирующим режимы работы. Имеет горелку с технологией аэродинамики циклонного потока в зоне вторичного дожига и горения.

Германские

Надежным считается оборудование немецкой фирмы Kroll. Выпускаются модели мощностью от 25 до 200 кВт. Диапазон расхода топлива от 2,1 до 16,97 кг/час. Аппараты оборудованы инверсионной камерой сгорания, расположенной горизонтально и универсальной автоматической горелкой Kroll KG/UB.

Котлы Kroll

Дымогарные трубы располагаются концентрически и имеют внутри турбуляторы из нержавейки. Это позволяет дополнительно экономить, регулируя температуру дымовых газов и уровень давления в топке. Под кожухом размещается слой стекловолокна для теплоизоляции.

Германская фирма Будерус выпускает низкотемпературные универсальные чугунные отопительные котлы, которые могут работать на отработанном масле. В отделение под горелку необходимо дополнительно установить подходящее устройство типа EN 267 или EN 676.

Жидкотопливный котел Будерус

Модели Buderus Logano производятся мощностью от 25 до 100 кВт. Может сочетаться с фирменной электронной системой управления Logamatic. Имеет возможность плавной регулировки температуры котловой воды. Комбинируется с баками водонагревателями Buderus Logalux для создания двухконтурной системы и обеспечения ГВС.

Другие импортные котлы

Испанский производитель Roca предлагает линейку CPA, работающую на отработанном масле. Диапазон мощностей от 58 до 1744 кВт, которые подходят для обогрева площадей от 580 до 17500 квадратных метров. Серия котлов оснащена реверсивной камерой сгорания. Кожух изготовлен из листовой стали, под которой 70 мм слой теплоизоляции. На корпусе установлена панель управления. Защитная дверца оборудована маховиком для автоматического закрытия и может открываться как вправо, так и влево.

Котел Roca

Жидкостные котлы из Финляндии фирмы Danvex предлагают модельный ряд мощностью от 35 до 219 кВт. Это позволяет выбрать подходящее устройство как для теплицы, гаража и для бани (как самостоятельно изготовить котел для бани, ), так и для больших производственных площадей. Имеют блочную горелку пучок концентрически расположенных дымогарных труб.

Корпус изготовлен из жаропрочной качественной стали. Герметичная топливная линия обеспечивает отсутствие испарения масла и плохого запаха. Может работать на машинном масле низкого качества. В современных конфигурациях установлен цифровой термоконтроллер, позволяющий тонкую настройку температуры теплоносителя.

Финские котлы Danvex

Существует опция подключения к GSM-модулю для удаленного наблюдения за работой устройства. Цены на финляндские котлы дешевые по сравнению с американскими аналогами. Официальным дистрибьютором марки Danvex в России является компания «Горячий Фронт», обеспечивающая доставку по всей стране, в том числе и в Екатеринбург.

Итальянский производитель Unical имеет серию обогревательных котлов Modal, работающих на жидком топливе. Диапазон мощности от 35 до 1100 киловатт. Имеет цилиндрическую топку с инверсией пламени и глухим днищем, выполненным в форме серповидных профилей.

Котел Unical

Аппарат оснащен тремя газоходами котлового блока. Конструктивной особенностью является короткий факел, который повышает качество теплообмена и конвекции. Дверь дополнительно изолирована специальным керамическим покрытием.

Производитель из США Energylogic предлагает двухконтурные жидкотопливные котлы от 41 до 218 кВт. Работа теплообменника основана на влажном эффекте, он охлаждается водой, что предотвращает возникновение точек прогара и замедляет износ металла.

В одноступенчатой вентиляторной горелке находится специальная удерживающая пламя головка, формирующая пламя и нормализуя сгорание горючего. Аппараты Энерголоджик оснащены подогревателем топлива перед попаданием в форсунку для достижения идеальной температуры воспламенения масла. Имеют реверсивную двухходовую топку.

Котлы Energylogic

Польский производитель Master делает тепловые пушки для использования в цельных помещениях без перегородок. Они работают без внешнего теплоносителя, сразу грея воздух в помещении. Воздушный поток засасывается снизу центробежным вентилятором, проходит через теплообменник и выходит уже нагретым сверху и сбоку.

Имеет 2 режима работы, высокий и средний, камеру сгорания из нержавеющей стали. Может дополнительно быть оснащена рекуператором для подачи горячего воздуха в дополнительное помещение и водяного рекуператора для получения бытовой горячей воды.

Жидкотопливный котел Master

Преимущества и недостатки котлов на масле

Применение отработанного масла в качестве горючего имеет явные преимущества:

При этом такой способ отопления имеет свои недостатки:

  • Необходимость в регулярной чистке . Так как применяется изначально не очищенное топливо, в нем содержится ряд ненужных примесей, которые засоряют узлы устройства. Для более долгого срока службы важно регулярно проводить его очистку.
  • Поиск горючего . Перед тем, как приобретать котел данного типа, необходимо просмотреть, какие есть источники в вашем регионе. По сравнению с другими видами топлива, отработанное масло найти сложнее.
  • При низких температурах масло замерзает . Это приводит к необходимости специального помещения для хранения отработки в холодное время года.
  • Изначально большая стоимость такого оборудования .

Делаем котел на отработанном масле своими руками

Инструменты и материалы

Чтобы сделать самодельный котел, работающий на отработке, нам понадобятся следующие инструменты:


В качестве основных исходных материалов нужно взять две трубы разного диаметра или стальной лист, из которого их можно сделать самому.

Инструкция

В самом начале набрасывается небольшая логическая схема будущего устройства. Проще всего сделать воздухогрейную модель. Труба большего диаметра будет служить камерой сгорания, а по внутренней трубке диаметром около 100 мм будет поступать кислород в топку.

Сначала делается дно в трубе большего диаметра, и привариваются снизу ножки. Далее в тонкой трубе снизу дрелью делаются отверстия. С той же стороны прикрепляется чаша для сжигания масла. В верхней части цилиндра сбоку делается отверстие для дымохода и приваривается кусок тонкой трубки снаружи. Изнутри приваривается самодельная заслонка, чтобы уменьшить диаметр дымохода.

Из стали вырезается крышка, в которой делается отверстие по диаметру совпадающее с тонкой трубой, которая вваривается в него так, чтобы чаша с маслом не доставала до дна бочки 50 мм. В центре устанавливается водопроводная трубка, по которой будет поступать масло в чашу из автопоилки тонкой струей.

Также в крышке делается небольшое отверстие, которое будет служить смотровым окном. К крышке навариваются по контуру полоски стали, чтобы она вплотную прилегала к цилиндру.

Самостоятельное изготовление такого котла может занять много времени и сил, зато сэкономит много денег вначале на покупке заводского оборудования, а впоследствии на горючем.

Из газового баллона

Изготовление обогревательного оборудования на отработанном масле из газового баллона будет проходить по той же схеме. Просто баллон является и топкой, и крышкой. Необходимо спилить болгаркой верхнюю часть и установить все необходимые внутренности.

Котел из газового баллона

Использование котлов на отработанном масле

Сегодня котлы на отработанном масле используются для отопления как производственных помещений, так и частных домов и маломощные модели для небольших гаражей. Современные модели сконструированы очень удобно и оборудованы электронной автоматикой, что делает их удобными.

На фото: Паровой котел 500 кг пара/час с горелкой AL-35V на отработанном масле, г.Краснодар

Котлы с горелками на отработанных маслах позволяют значительно сократить расходы на отопление и решить проблему утилизации отходов ГСМ, что особенно актуально для предприятий, имеющих большое количество отработанных масел: транспортных предприятий, автосервисов, СТО, кафе, ресторанов, ж/д, флота и т.д. В качестве топлива для горелок " " могут быть использованы любые отработанные масла (минеральные, синтетические, моторные, трансмиссионные, трансформаторные, турбинные, закалочные масла или их смеси).

На фото: Запуск парового котла ПАР-0,5-0,07ПО с горелкой AL-35V, г.Краснодар

Котлы отопления на отработанном масле, цена на которые выше, чем на дизельные установки, оказываются гораздо более экономичными в использовании по причине невысокой стоимости топлива. Уже к концу первого года эксплуатации стоимость котла на отработке сравняется с аналогичным показателем по дизельному котлу. Используя котел на отработке длительный период времени, вы получаете существенную экономию денежных средств. Там, где непрерывный цикл производства, требующего большого количества тепла (сушильные камеры для сушки песка, автосервисов ит.д.), котлы с горелками на отработке приводят к сокращению расходов в 3 раза.

На фото: Котел OLB-1500RD-R с горелкой AL-15V, Московская область

Наша компания выпускает горелки на отработанных маслах серии AL . Произведенные нами горелочные устройства эксплуатируются с различными теплогенераторами и жидкотопливными котлами, а также с некоторыми видами твердотопливных котлов. У нас вы можете купить котлы на "отработке" по самым выгодным ценам.

Жаротрубные двухходовые котлы отлично показали себя при работе с горелками серии на отработанном масле. Данные котлы на "отработке", цена на которые указана в разделе , имеют высокий уровень КПД и конструкцию, обеспечивающую комфортную чистку топочной камеры. Мы предлагаем котлы серии COMPACT CA (Бельгия), SCHUSTER (Италия), OLB (Корея) и котлы REX (Италия).

На фото: Горелка AL-70V установлена на котел ICI Caldaie REX85 в котельной ГОК, Архангельская обл.