Кто такой святой Валентин? Происхождение и история праздника святого Валентина. Кто такой Святой Валентин

Родом иллириец. Во время своего правления успешно воевал с варварским племенем алеманнов , а также с готами , над которыми одержал убедительную победу в сражении при Нише , за что и получил прозвище «Готский». Однако несмотря на то, что Клавдий положил начало восстановлению могущества Римской империи, его правление оказалось очень коротким: в 270 году он скончался от чумы .

Ранняя жизнь и карьера

О коротком периоде правления Клавдия сохранились лишь немногочисленные источники. С достоверностью нельзя сказать о его происхождении, месте рождения или имени отца, а также о его карьере до того момента, как он стал императором. Из его семьи известен лишь его брат Квинтилл , который взошёл на трон после внезапной смерти брата осенью 270 года .

Будущий император Марк Аврелий Валерий Клавдий родился 10 мая 213 года в Дардании (иногда указывается более поздний год - 219 или 220, но эта дата не имеет большой поддержки среди историков) . Происходил он, по всей видимости, из Иллирии . «История Августов » - источник, полный ошибок и фальсификаций , - говорит, что Клавдий «ведёт свой род от родоначальника троянцев Ила и от самого Дардана» . Жизнь Клавдия в «Истории Августов» представлена лишь немногочисленными фактами из жизни императора.

До прихода к власти Клавдий служил в римской армии, где сделал неплохую карьеру и добился назначения на высшие военные должности империи. При Деции Траяне он был трибуном (он был направлен оборонять Фермопилы , в связи с чем наместнику Ахайи был дан приказ отправить Клавдию двести солдат-дарданцев, шестьдесят всадников, шестьдесят критских лучников и тысячу хорошо вооружённых новобранцев) , при Валериане - вторично трибуном некоего V Марсова легиона (однако V Марсов легион неизвестен; IV Марсов легион, основанный, по всей видимости, Аврелианом , в начале V века стоял в Аравии) , а также дуксом Иллирика (в его подчинение входили все воинские подразделения, располагавшиеся в провинции Фракия , двух Мёзиях, Далмации , Паннонии и Дакии), пока император Галлиен не сделал его командующим конницей . Биография Клавдия в «Истории Августов» также включает, несомненно, ложные письма, приписываемые императорам Децию, Валериану и Галлиену, причём представляющие его исключительно в благоприятном свете . При этом, возможно, в них содержится какая-то доля правды.

Восхождение на престол

Существуют некоторые доказательства того, что Клавдий был ранен во время кампании Галлиена по подавлению восстания узурпатора Ингенуя и что позднее он служил с Авреолом во время войны с Постумом .

Согласно Аврелию Виктору, в конце августа или начале сентября 268 года Клавдий был назначен трибуном вспомогательного отряда, стоявшего у Тицина . Его задачей было охранять этот город от возможного вторжения галльского императора Постума . Там войска провозгласили Клавдия императором .

Есть предположение, что он участвовал в заговоре против Галлиена и что тот перед смертью послал Клавдию императорские инсигнии . Однако у погибшего императора остались в Риме родственники, имевшие право наследовать престол, а именно сводный брат Лициний Валериан и сын Мариниан , поэтому можно предполагать, что версия о назначении Клавдия и посылке ему знаков императорского достоинства был лишь пропагандистской выдумкой с целью обосновать захват власти Клавдием .

После провозглашения Клавдия императором сенаторы тут же приступили к уничтожению друзей и родственников Галлиена, но Клавдий их не поддержал и даже вынудил их обожествить своего предшественника . По его приказу были также выплачены деньги солдатам, возмущённым смертью Галлиена . Ни сенат, ни народ не выразили свой протест против вступления Клавдия на престол .

Внешность и личные качества

Наиболее полное описание Клавдия оставил автор его биографии в сборнике императорских жизнеописаний «История Августов »:

«Сам Клавдий замечателен строгостью нравов, замечателен своим необыкновенным образом жизни и исключительной целомудренностью. Воздержанный в употреблении вина, он был охотником до еды; имел высокий рост, огненный взгляд, широкое и полное лицо и настолько крепкие пальцы, что часто одним ударом кулака выбивал зубы у лошадей и мулов» .

Правление

Монеты, выпущенные в правление Клавдия II, дают некоторое, хотя и ограниченное представление о его правлении. В дополнение к стандартным образам, олицетворявшим добродетели принцепса, которые являются общими для большинства императоров II и III веков, были выпущены монеты, провозглашавшие безопасность империи (лат. SECVRITAS PERPETVA, PAX AETERNA ), верность армии (лат. FIDES MILITVM ) и военные победы над германцами и готами (лат. VICTORIA GERMAN и VICTORIAE GOTHIC ). Кроме того, монетные дворы Клавдия Готского отчеканили некоторые другие интересные и необычные монеты .

Например, Клавдий является одним из очень немногих императоров, которые выпускали монеты с портретом покровителя кузнечного ремесла Гефеста . На них был изображён стоявший бог с молотком и клещами , а также присутствует уникальная надпись «REGI ARTIS » (рус. Царь искусства ). Редки также и монеты с морским богом Нептуном . Изображения Непобедимого Солнца на некоторых монетах указывают на интерес к этому божеству, культ которого спустя несколько лет станет доминирующим в Римской империи . Кроме того, Клавдий был первым императором, на монетах которого появился портрет египетской богини Исиды .

В течение своего непродолжительного правления Клавдий не имел возможности заняться тяжёлыми экономическими проблемами империи: например, качество антониниана стало ещё хуже, что неблагоприятно сказалось на и без того стремительном росте цен .

Войны с варварами

После восхождения на престол Клавдий обнаружил, что перед ним стоит множество проблем, которые требовали немедленного решения. Самой неотложной из них было вторжение в Иллирик и Паннонию готов , хотя Галлиен уже причинил некоторый ущерб им в сражении при Несте . В это время ещё продолжалась осада Медиолана , где находился узурпатор Авреол . Узнав о смене правителя, Авреол попытался прийти к мирному соглашению, но когда его приближённые выступили против этого, решил сдаться Клавдию, видимо, с условием, что ему сохранят жизнь. Однако его вскоре убили - солдаты были возмущены тем, что он предал Галлиена .

Спустя небольшое время после убийства Авреола император двинул свою армию навстречу войску готов. Готская армия, по некоторым сообщениям, достигала 320 тысяч. В её состав входили следующие народы: грутунги, австроготы, тервинги, визы, гипеды (все - готские племена), певкины , а также кельты и герулы . На 2 тысячах кораблях они напали на Мёзию из Чёрного моря . До этого Клавдий отправил Аврелиана во главе с конницей в Македонию, чтобы защитить Иллирию от нападения, в то время как с основными силами он шёл на врага . В битве при мёзийском городе Наисс Клавдий и его легионы наголову разбили большую готскую армию . Под началом Клавдия и командующего конницей, будущего императора Аврелиана , римляне взяли в плен тысячи готов и полностью уничтожили вражеский лагерь . Погибло до 50 тысяч солдат противника . В результате этой победы готы были изгнаны из пределов Римской империи, а Клавдий получил прозвище «Готский», под которым и известен по сей день . Этот успех был отмечен выпуском монет (лат. VICTORIAE GOTHICAE - «Готская победа»). Готская война была выиграна. Готы не пересекали границы империи ещё почти сто лет . В области Добер и Дойранского озера готы потеряли 3 тысячи воинов с сражении с кавалерией Аврелиана .

В это же время новые отряды готов перешли через Дунай , чтобы оказать помощь своим соплеменникам, но они не добились особых успехов; другая их часть попыталась на кораблях герулов пробиться к городам на побережье Эгейского моря , но также встретила отпор и потерпела поражение от римского флота во главе с наместником Египта Тенагиноном Пробом . Многие германцы, попавшие в плен во время различных войн, были зачислены в римскую армию либо расселены на севере Балканского полуострова в качестве колонов . Об интенсивном строительстве дорог в этой области свидетельствуют сохранившиеся мильные камни . Победа над готами внесла значительный вклад в дело по восстановлению Римской империи. Это был значительный шаг, ведущий к последующим успехам Аврелиана и реформам Диоклетиана и Константина . Основными факторами разгрома готов были отсутствие у них продовольствия, что привело к голоду, а также различные болезни, поразившие солдат, особенно чума .

Таким образом, главным театром военных действий были римские провинции Верхняя и Нижняя Мёзия, а также Фракия. Многочисленные сражения шли рядом с Маркианополем , Византием и Фессалониками (последняя была захвачена варварами в отсутствие Клавдия) . Следует отметить, что в этот период вооружённые силы, присутствовавшие в Римской Дакии , были очень немногочисленными. Поэтому, когда Аврелиан вступил на престол, он расформировал эту провинцию между 271 и 274 годами .

Ослабление Галльской империи

В деле объединения Римского государства Клавдию очень помогло ослабление Галльской империи . Весной 269 года Ульпий Корнелий Лелиан , один из подчинённых галльского императора Постума , объявил себя императором в Верхней Германии . Постум одержал победу над узурпатором, но при этом отказался предоставить своим солдатам на разграбление Могонциак , который служил штаб-квартирой Лелиана. Это оказалось причиной его падения. Разгневавшиеся легионеры взбунтовались и убили Постума . Выбранный войсками Марк Аврелий Марий стал новым императором Галлии. Марий правил недолго, и вскоре префект претория Викторин сверг его . Вступив на престол, Викторин увидел, что его государство находится в тяжёлом положении.

В его правление Испания и южное побережье Нарбонской Галлии отделились от Галльской империи и вернулись обратно в состав Римской империи после того, как префект вигилов Юлий Плацидиан расположился к Куларону с небольшим отрядом и установил с ними контакт . К счастью для галльского императора, именно там Плацидиан и остановился, и положение Викторина стабилизировалось .

Отношения с Пальмирским царством

Источники сообщают, что отношения между Римской империей и Пальмирой постепенно ослабевают в течение 270 года. Из «Истории Августов» известно, что при Галлиене была отправлена армия под командованием Аврелия Гераклиана на Восток, но она была уничтожена войсками Зенобии . Однако поскольку Гераклиана на самом деле не было на Востоке в 268 году (в это время он активно участвовал в заговоре против Галлиена), мы видим, что это сообщение не совсем правильно. Вполне возможно, что из желания возложить вину за все беды на Галлиена античный историк умышленно перенёс события правления Клавдия в биографию Галлиена .

Клавдий и сенат

При Клавдии велась пропаганда могущества империи, осуществлявшаяся при помощи монет с надписями «PAX AETERNA, FIDES MILITVM » («Вечный мир, верность армии») . Другая надпись - «GENIVS SENATVS » («Гений Сената») - по мнению Андреаса Альфоди, свидетельствует об улучшении отношений между императором и сенатом, а также о возрастании авторитета этого государственного органа . Если верить Зонаре , Клавдий даже предоставил сенату решение объявить войну как готам, так и Постуму .

Несмотря на то, что при Клавдии возросло влияние государственных и военных деятелей балканского происхождения , а также иностранцев, правительство продолжало опираться на представителей римской знати, таких как проконсул Африки Аспасий Патерн, городские префекты Флавий Антиохиан и Вирий Орфит , принцепс сената Помпоний Басс и консул Юний Велдумниан . Клавдий, видимо, не производил никаких серьёзных преобразований в римской армии , в отличие от своего предшественника Галлиена; по всей видимости, это объясняется непродолжительностью его правления .

За время правления Клавдия, согласно «Истории Августов», был всего лишь один узурпатор - Цензорин , но он с большой долей вероятности был вымышленным .

Религиозная политика

Согласно Аврелию Виктору, Клавдий обращался к Сивиллиным книгам ещё до своей кампании против готов .

Смерть

Когда император был занят осадой готов на горе Гем, ему поступили сообщения о том, что племя ютунгов (англ.) русск. , которое до тех пор довольствовалось выплачиваемыми Римом деньгами, перешло Дунай и угрожает Реции и Норику, а племя вандалов готовится к вторжению в Паннонию . Поэтому Клавдий, поручив борьбу с готами Аврелиану , поспешил с войсками в Сирмий, чтобы осмотреть новый театр военных действий. Но его армию поразила чума, и приблизительно в январе - марте 270 года её жертвой пал сам Клавдий .

Существует более драматическая версия смерти Клавдия. По легенде, он фактически пожертвовал собой, так как в Сивиллиных книгах было предсказание, что только его смерть поможет выиграть Готскую войну . Удивительно, но автор «Истории Августов» полностью игнорирует это предположение и говорит, что Клавдий просто умер от чумы .

Родство с династией Константина

По указанию Константина (до 310 года) было «восстановлено» родство его отца с «божественным Клавдием» . Вероятно, всё это было вымыслом , который способствовал тому, что жизнеописание Клавдия, однако без точного описания родства императоров, превратилось в восторженный панегирик , впервые упомянутый в 310 году .

Согласно «Истории Августов» у Клавдия был брат Крисп, имевший дочь Клавдию . Именно Клавдия, по легенде, была матерью Констанция Хлора . Это утверждение было широко распространено Константином Великим , чеканившим монеты с надписью DIVO CLAVDIO OPT IMP, MEMORIAE AETERNAE («Божественному Клавдию, наилучшему императору, память вечная») .

Итоги правления

Несмотря на то, что Клавдий правил чуть менее двух лет, его кончину искренне оплакивали как солдаты , так и сенаторы , и его обожествление последовало незамедлительно после получения известия о его смерти . Автор биографии Клавдия в «Истории Августов» пишет, что «любили его так, что можно вполне определённо сказать, что ни Траян , ни Антонины, ни кто-либо другой из государей не были так любимы» . В курию были доставлены доспехи императора, на Капитолии перед храмом Юпитера воздвигнута золотая конная статуя обожествлённого Клавдия (учитывая тогдашнее экономическое положение империи, скорее всего, статуя на самом деле была отлита из бронзы, а затем позолочена ) . В его честь Кирена была переименована в Клавдиополь .

Несомненным остаётся тот факт, что он был выдающимся военачальником, показавшим прекрасный пример военного искусства и доблести, которому Римская империя обязана своим сохранением и началом выхода из затяжного кризиса. Античные авторы оставили положительные отзывы о Клавдии и его правлении. Это связано, во-первых, с ненавистью к предшественнику Клавдия Галлиену , а во-вторых, с легендой о его смерти . В целом Клавдий Готский дал сильный толчок к восстановлению Римской империи .

Комментарии

Примечания

  1. Lendering, Jona. Historia Augusta (неопр.) . Livius.org. Проверено 30 октября 2013.
  2. , XI. 9.
  3. , 34. 1.
  4. , p. 90.
  5. , XVI. 1.
  6. , 33. 28.
  7. Павел Орозий . История против язычников. VII. 23. 1.
  8. , IX. 11. 1.
  9. , I. 41.
  10. Любжин, A. B. Примечания // Властелины Рима. - M., 1992. - С. 364.
  11. Parker, H. A. History of the Roman World A.D. 138 to 337. - P. 176.
  12. , Herkunft, Jugend & Karriere .
  13. , XIII. 5.
  14. , IX. 1.
  15. , 34. 2.
  16. , Einleitung .
  17. Gibbon, Edward. Decline & Fall of the Roman Empire. - Ch. 11.
  18. , p. 109.
  19. , p. 110.
  20. Павел Диакон . Римская история. IX. 11.
  21. , pp. 52-54.
  22. Watson, Alaric. Aurelian and the Third Century. - P. 43.
  23. История Августов . Божественный Клавдий. Примечание 19.
  24. , pp. 62-75.
  25. , pp. 54-61.
  26. , p. 55.
  27. , IX. 8.
  28. Watson, Alaric. Aurelian and the Third Century. - P. 155-157.
  29. Polfer, Michel. Postumus (A.D. 260-269) (неопр.) . De Imperatoribus Romanis (200-03-06). Проверено 6 декабря 2013.
  30. Polfer, Michel. Marius (A.D. 269) (неопр.) . De Imperatoribus Romanis (24 июня 1999). Проверено 30 октября 2013.

История Дня Святого Валентина произрастает из легенд, которые к нам прошли свой путь через века. Одним из первых популярных символов Дня Святого Валентина был Купидон, римский бог любви, который представлен изображением мальчика с луком и стрелами. Но существовал ли в действительности Святой Валентин?

Несколько теорий окружают историю Дня Святого Валентина.
Примерно триста лет после смерти Иисуса Христа, римские императоры продолжали настаивать на вере в своих богов. Валентин был христианский священник, и за его учения он был брошен в тюрьму. 14 февраля Валентин был обезглавлен, но не только потому, что он был христианским священником, но и потому, что он совершил чудо. Существует история, что он вылечил дочь тюремщика от слепоты. В ночь перед казнью он написал ей прощальное письмо, подписав его " От твоего Валентина " .

Другая легенда.
Валентин был итальянским епископом, который жил примерно в то же время, 200 н.э. Он был заключен в тюрьму за то, что он тайно женил влюбленные пары, вопреки законам римского императора. По некоторым данным, он был сожжен на костре.

Точно неизвестно, почему день 14 февраля известен как День Святого Валентина, или если Святой Валентин действительно имел отношение к этому дню.
Историки утверждают, что современное Празднование Дня Святого Валентина было смесью древних христианских и римской традиций. По одной из легенд, этот праздник происходит от древнего римского фестиваля Lupercalia - Луперкалий, который был праздником плодородия и ежегодно отмечался 15 февраля. Но во время подъема христианства в Европе многие языческие праздники были переименованы в честь христианских мучеников. Фестиваль Lupercalia не стал исключением. В 496 году нашей эры, Поп Геласий указал включить фестиваль Lupercalia в христианский праздник и установил его соблюдение на один день раньше, 14 февраля. Он провозгласил 14 февраля как праздник в честь Римского Святого Валентина.

В католической энциклопедии было, по крайней мере, три христианских святых по имени Валентин. Один из них был священником в Риме, другой был епископом в Терни. Ничего неизвестно о третьем Святом Валентине за исключением того, что он закончил свою жизнь в Африке. Но известно, что все они были казнены 14 февраля.

Большинство ученых считают, что Святой Валентин был священником, который жил около 270 г. в Риме и привлек к себе немилость римского императора Клавдия II, который был правителем этого времени. Во время существования Валентина, золотая эра Римской империи практически подошла к концу. Отсутствие умелых руководителей привела к частым гражданским войнам. Налогообложения выросли непомерно. Римская империя столкнулась с кризисом со всех сторон - от галлов, славян, гуннов, тюрков и монголов из Северной Европы и Азии. История Святого Валентина имеет также две различные версии - протестантскую и католическую. Но обе версии согласны с историей, когда Святой Валентин, будучи епископом, проводил секретные брачные церемонии для солдат императора Клавдия II, который запрещал брак для молодых солдат и, впоследствии, за это был казнен. Клавдий II считал, что женатые мужчины были более эмоционально привязаны к своим семьям, и, таким образом, не будут хорошими солдатами. Он издал указ, запрещающий брак для своих военнослужащих.

Запрет на брак был большим шоком для римлян. Но они не осмеливались открыто высказывать свой протест против могущественного императора. Епископ Валентин посчитал этот указ не справедливым, и, видя, какой отпечаток эта травма оставляет на молодых влюбленных, которые потеряли всякую надежду иметь семью, он тайно совершал бракосочетания для молодых влюбленных. Но такие вещи не могут оставаться в тайне в течение долгого времени. Когда Клавдий II об этом узнал, Валентин был арестован.

Клавдий II встретился с Валентином, и он, как говорят, был впечатлен чувством собственного достоинства последнего. Валентин отказался согласиться с императором в отношении запрета на брак. Он также отказался признать римских богов и даже попытался обратить в свою веру самого императора, полностью сознавая последствия.

Легенда говорит, что между Валентином и дочерью Астерия была глубокая дружба. Перед самой казнью, Валентин попросил карандаш и бумагу у своего тюремщика и подписал прощание для нее "От твоего Валентина " , фразу, которая продолжает жить, по сей день. Валентин был казнен 14 февраля 270 г. н.э.

После этого 14 февраля стал днем для всех влюбленных и Святой Валентин стал его покровителем.

И какой бы странной не была история происхождения, День Святого Валентина - это день влюбленных. Когда влюбленный может отправить письмо и конфеты своей возлюбленной, розы, как символ любви. Первые поздравительные открытки "валентинки" появились в 16 веке. Уильям Шекспир помог романтизировать День Святого Валентина в своей работе, и этот праздник получил популярность во всей Великобритании и после в остальной части Европы. Первоначально открытки были ручной работы. "Валентинки", сделанные из кружева, лент, и с картинками амура со стрелой, пронзающей сердце. После эта традиция распространилась и на Американский континент. Сегодня День Святого Валентина является одним из главных праздников в США и имеет огромный коммерческий успех.

Но кто был Святой Валентин, и существовал ли он на самом деле? Мы только знаем, что этот день имеет смесь христианской и древнеримской традиций. Но личная история покровителя Дня влюбленных покрыта тайной!

С днем Святого Валентина, уважаемые читатели!

Всех благ, вам, счастья и любви!

Светская версия.

Если верить светским источникам история была такова. В Риме при императоре Клавдии II, запретившем своим солдатам вступать в брак, жил священник Валентин. Валентин вопреки императорскому указу тайно продолжал венчать влюбленных, за что его посадили в тюрьму. Клавдий повелел даже казнить священника. И в заключении Валентин будто бы писал записки дочери тюремщика, которая ему полюбилась. Перед казнью молодой священник написал девушке прощальную записку с краткой фразой "от Валентина". Получив эту весточку, дочь тюремщика, будучи до сих пор слепой, прозрела. С этих пор люди почитают этот день как праздник влюбленных.

По церковным данным.

События эти происходили в III веке, когда продолжалось гонение на христианство, начатое еще при императоре Нероне. Государство опасалось, что христианство, как чуждая религия, прогневляет его "богов", и они отвернутся от империи. Кроме того, каждый император носил титул Pontificus magnus (верховного жреца), то есть был убежденным язычником.

В "Житии святых" за 6 июля мы видим священника Валентина, приведенного на суд, но не за то, что он будто бы венчал воинов, а за исповедание Христа Богом. Послушаем же разговор, происходивший между жестоким императором Клавдием, издавшим указ казнить всех христиан, и молодым пресвитером.

— Почему ты, живя среди нашего народа, не состоишь в согласии с нами? Я достаточно слышу о вашем христианском учении и удивляюсь, как ты, будучи умным человеком, прельщаешься пустыми сказками вашей веры? — спросил Валентина Клавдий.

— Если бы ты знал дар Божий, заключающийся в вере нашей, то с радостью принял бы ее, и ты сам, и народ твой, отверг бы ложных богов и сделанных руками еловеческими идолов и исповедал бы Единого Всемогущего Бога Отца и Иисуса Христа, Сына Его, Творца всего существующего, сотворившего и небо, и землю, и море, и все, что в них, — отвечал Валентин.

— Если Христос есть Бог, то почему ты не изложишь мне всей правды о Нем? — спросил тогда внимательно слушавший император.

— О, царь! Послушай меня, и будет спасена душа твоя, расширится царство твое и исчезнут враги твои, ты всех будешь побеждать и здесь будешь наслаждаться временным, а в будущей жизни — вечным царством. Сделай только следующее: покайся в пролитой тобою крови святых, уверуй во Христа и прими Святое Крещение.

Выслушав эти слова, Клавдий предал Валентина одному из главных сановников -Астерию, человеку, известному своим умом, чтоб тот убедил его в том, что вера языческая лучше христианской.

Прибыв в дом Астерия, Валентин молился, чтобы Господь обратил к Себе дом тот и дал ему после тьмы свет, чтобы познал он Бога и Христа в единстве с Духом Святым. Астерий, слышавший молитву святого Валентина, с удивлением спросил, почему он называет Христа Светом. Святой отвечал, что Господь Иисус Христос есть истинный свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

— Если Он просвещает всякого человека, — сказал на это Астерий, — то я теперь же испытаю, истинно ли то, что ты говоришь. Я имею дочь, ослепшую ранее двухлетнего возраста, и если ты именем Христа твоего возвратишь ей зрение, то я сделаю все, что ты повелишь.

Валентин попросил привести девочку. Он со слезами помолился, затем положил руку свою на глаза слепой и сказал: "Господи Иисусе Христе! Просвети рабу Твою, так как Ты — Свет истинный". После этих слов девочка тотчас прозрела. Увидев это, Астерий и жена его упали к ногам святого со словами: "Умоляем тебя, делай с нами, что ты желаешь, чтоб стали мы рабами Христа и спаслись наши души". Тогда св. Валентин повелел им истребить всех идолов, находящихся в доме, простить долги должникам и после тридневного поста принять Святое Крещение. Астерий и его жена согласились исполнить все, и святой начал учить их истинам христианской веры.

Через три дня Астерий крестился со всем домом своим. Узнав об этом, император немедленно послал воинов схватить всех живущих в доме Астерия и подвергнуть пыткам, чтобы они отреклись от Христа. Кроме того, он повелел отделить Валентина и еще некоторых христиан от семейства Астерия, надеясь, что вдали от них новокрещенные и еще не испытанные в вере скоро отрекутся от Христа. Но он ошибся. Святой Астерий принял мученическую смерть вместе со всеми домашними, которых он укреплял словами: "Будьте смелы, не бойтесь, ибо Тот, Кто виден был в вавилонской печи с тремя отроками, теперь стоит среди нас".
А святой Валентин с некоторыми христианами был приведен на суд к Клавдию, где по императорскому приказу его без пощады били палками, а затем отсекли мечем голову.

Святой мученик Валентин окончил жизнь славной христианской смертью за Господа, а отнюдь не за то, что тайно венчал римских воинов. И будучи в оковах, не писал он любовных писем к слепой дочери тюремщика, а, подобно всем приговоренным к смерти христианам, молился Иисусу Христу, чтобы укрепил его силы во время страшных мучений.

Языческие корни праздника.

Откуда же пришел к нам этот праздник, названный Днем святого Валентина? Оказывается, он пришел не с христианского Востока и не с католического Запада, но вышел из грубого язычества.

В древние времена в Риме существовал праздник луперкалий, который праздновался 15 февраля. Этот праздник был посвящен Фавну — языческому богу полей, лесов, пастбищ и животных. В этот день жрецы-луперки приносили в жертву Фавну животных. Считалось, что именно в этот день каждая птица выбирает себе пару. Луперкалий были и праздником влюбленных, которому покровительствовали богини Юнона и Фауна. Чтоб сохранить праздник луперкалий, на него был наложен некий христианский "налет.

Вот его мы на самом деле и празднуем…

// Январь 31, 2011 // Просмотров: 5 420 Канонизирован День памяти Атрибуты

птицы; розы; епископ, несущий меч; епископ, держащий солнце

Подвижничество

чудесные исцеления, исповедание веры во Христа

Житие и легенды

Первые достоверные свидетельства о почитании Валентина Римлянина относятся к VII веку и зафиксированы в "Мученичестве Мария и Марфы" (BHL 5543). Что касается Валентина из Интерамны, его житие (BHL 8460) написано несколько ранее, в или VII веке . Оба текста крайне типизированы, их с большим трудом можно рассматривать как достоверное свидетельство.

В ранних списках римских мучеников Валентин не упомянут, бесспорно их почитание фиксируется не ранее начала VII в. Память отсутствует в наиболее полном зап. Мартирологе блаж. Иеронима и появляется только в сакраментарии папы Григория I Великого (590-604), откуда она перешла в Мартиролог Беды Достопочтенного . Есть косвенные свидетельства существования культа святого Валентина в Риме уже в IV веке , что показывает факт возведения двух базилик. По сведениям из римского Хронографа (354 г.), одна - «которая называлась Валентина » - была построена в понтификат Юлия I (337-352) на Фламиниевой дороге («на втором милиарии Фламиниевой дороги, quae appellatur Valentini" »). В то же время, это название может указывать на то, что некий Валентин был ктитором строительства. Вторая построена в городе Терни над предполагаемой могилой Валентина, епископа Интерамского, но о ней упоминается лишь в середине VIII века (LP 1, 427).

Мощи

На обладание мощами св. Валентина претендует множество храмов и монастырей. Несмотря на то, что украшенный венком череп святого давно находится в римской базилике Санта-Мария-ин-Космедин , Ватикан признал мощами останки, извлечённые в 1836 году из катакомб Ипполита на Тибуртинской дороге . Папа Григорий XVI передал эту реликвию кармелитской церкви на Уайтуфраир-стрит в Дублине .

Также на обладание мощами претендуют собор Рокмора во Франции, собор св. Стефана в Вене, базилика в Бальцане на Мальте, церковь св. Петра и Павла в чешском Вышеграде, грекокатолический храм Рождества Пресвятой Богородицы в Самборе и храм в польском Хелмно . Об осквернении мощей св. Валентина в Троицком костёле города Берестечко повествует И. Бабель в рассказе «У святого Валента» из сборника «Конармия ».

Почитание

На Западе память Валентина Римлянина и Валентина - епископа Интерамны с VII века праздновалась в один день - 14 февраля (см. день святого Валентина).

В католической церкви в 1969 году при пересмотре общего литургического календаря св. Валентин был исключён из списка святых, чья память обязательна к литургическому почитанию. В настоящее время память святого отмечается на местном уровне в ряде епархий . В России 14 февраля католическая церковь отмечает праздник святых Кирилла и Мефодия , просветителей славян.

В православии память обоих мучеников празднуется в разные дни: 6 июля (19 н. ст.) - память Валентина Римлянина, священномученика , пресвитера, а 30 июля (12 августа н. ст.) - память Валентина Интерамского, священномученика, епископа.

В белорусском городе Смолевичи есть католическая церковь, посвящённая святому Валентину. Также возле неё находится памятник святому.

Напишите отзыв о статье "Святой Валентин"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев, М.: 2002.
  • (рус.) - Святые и блаженные Католической Церкви
  • (биографический радиоспектакль)

Отрывок, характеризующий Святой Валентин

[Смерть спасительна и смерть спокойна;
О! против страданий нет другого убежища.]
Жюли сказала, что это прелестно.
– II y a quelque chose de si ravissant dans le sourire de la melancolie, [Есть что то бесконечно обворожительное в улыбке меланхолии,] – сказала она Борису слово в слово выписанное это место из книги.
– C"est un rayon de lumiere dans l"ombre, une nuance entre la douleur et le desespoir, qui montre la consolation possible. [Это луч света в тени, оттенок между печалью и отчаянием, который указывает на возможность утешения.] – На это Борис написал ей стихи:
«Aliment de poison d"une ame trop sensible,
«Toi, sans qui le bonheur me serait impossible,
«Tendre melancolie, ah, viens me consoler,
«Viens calmer les tourments de ma sombre retraite
«Et mele une douceur secrete
«A ces pleurs, que je sens couler».
[Ядовитая пища слишком чувствительной души,
Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.

И снова наступает это время. Нет, не Новый год и даже не 8 Марта. А шоколадно-сердечно-цветочный День святого Валентина, или День всех Влюбленных. И пока у всех витает любовь в воздухе, мы решили откопать исторические факты об этом дне, которые имеют мало общего с влюбленностью и цветочками.

Римский император Клавдий II не разрешал своим солдатам жениться во время войны, так как считал, что любовь и брак никак не связаны. Согласно «Золотой легенде», собранию христианских легенд и житий святых, именно при Клавдии II был казнен святой Валентин.

На самом деле существует несколько легенд о святом Валентине. Одна гласит, что он тайно венчал влюбленных, был пойман и казнен по приказу императора. Согласно другой, Валентин пытался помочь бежать из тюрьмы христианам, которые подвергались гонениям в те времена, был обнаружен и схвачен. Влюбился в дочь своего тюремщика и написал ей первую валентинку, подписавшись «Твой Валентин». Как бы то ни было, Валентин был казнен, и папа Юлий II причислил его к лику святых, предположительно 14 февраля.

Красные розы были любимыми цветами Венеры, римской богини любви. А вообще, каждый цветок имеет свое значение, так что постарайтесь не подарить своей девушке букет ненависти из желтых лилий, к примеру. © rexfeatures

Именно король Англии Генрих VIII, известный тем, что почти все его шесть жен трагически умерли (двух казнил он сам, одна умерла после родов), в 1537 году сделал 14 февраля официальным праздником для влюбленных.

Город Верона до сих пор получает тысячи писем, адресованные Джульетте, возлюбленной Ромео. На фотографии статуя Джульетты в Вероне. © rexfeatures

Лишь в Средние века День святого Валентина стал ассоциироваться с любовью, и то только потому, что, например, во Франции и Англии в феврале у птиц начинался брачный период. © rexfeatures

Многие историки предполагают, что день 14 февраля выбран вовсе не из-за святого Валентина, а чтобы заменить древнеримский языческий праздник плодородия Луперкалии в честь бога Фавна, а также основателей города Ромула и Рема. Во время празднования приносили в жертву коз и собак, мужчины раздевались, бегали по городу и стегали всех шкурами животных, особенно женщин, так как удар считался благословением. Затем листочки с женскими именами помещались в сосуд, а мужчины выбирали себе таким образом пару на год, после которого женились.

Валентинки появились в начале XX века, когда книгопечатное дело стало не таким сложным процессом. В то время было не принято открыто выражать свои чувства, поэтому валентики были как нельзя кстати.

На самом деле в III веке жили несколько христианских мучеников с именем Валентин - священномученик Валентин, епископ города Интерамны, и пресвитер Валентин Римский, а также мученик Валентин Доростольский, воин, принявший смерть за открытое исповедание христианства.

В римской церкви Санта-Мария-ин-Космедин можно полюбоваться на череп святого Валентина. Да, это одна из главных достопримечательностей церкви. Надеемся, что это череп именно того, «правильного» Валентина. В ближайшее время не собираетесь в Рим? Отлично, на остальные части его скелета вы можете посмотреть в Чехии, Ирландии, Шотландии, Великобритании и Франции.

Во времена королевы Виктории в Англии считалось плохой приметой подписывать валентинки. Наверное, это объяснялось тем, что опять же было не принято открыто заявлять о своих чувствах, так как можно было скомпрометировать возлюбленную.

Сохранилась самая старая валентинка с поэмой, которую послал в 1415 году Карл, герцог Орлеанский, своей жене, пока находился в заточении в лондонском Тауэре. К сожалению, его жена скончалась, так и не успев получить поэму герцога.

В начале XIX века врачи активно призывали людей есть шоколад, чтобы унять тоску по возлюбленным. А в конце XIX века Ричард Кэдбери выпустил первую в мире коробку шоколадных конфет.

В Средневековье большинство людей были неграмотными, так что, когда им приходилось подписывать какой-либо документ, они просто ставили символ X при свидетелях, а затем целовали свою «подпись» в знак искренности своего решения. Среди таких документов были и свидетельства о браке.