Либеральные реформы 60. Новые хозяева земли. Конституционные метания. «Диктатура сердца»

Земская реформа была проведена в 1864 году . В рамках реформы устанавливались земства в уездах и губерниях. В земствах были исполнительные органы в лице управ и законодательные – в лице собраний. Во главе земства стоял губернатор, который занимал выборную должность. Благодаря этой реформе в России появилось местное самоуправление, и «местный» уровень перестал зависеть от центральной власти.

Судебная реформа была проведена также в 1864 году и установила современный образ судебной системы. Согласно реформе, старые суды были отменены, а вместо них теперь были мировые и коронные суды, где рассматривались дела любых сословий. Был введен принцип публичности и гласности, стороны состязались, а судьи стали независимыми. Плюс, появился суд присяжных.

Военная реформа реализовывалась дольше всего, в период с 1862 по 1874 годы . В рамках реформы появились военные округа, было проведено перевооружение, солдаты получали военное образование. А также была введена всеобщая воинская повинность – после 20 лет все должны были служить в армии.

Крестьянская реформа началась в 1861 году и продолжилась до 1907 года. Данная реформа подразумевала перевод крестьян из зависимого положения во временнообязанное с обязательством выкупа, и наделением «наделами». С этого началась борьба с крепостным правом.

1864 г. – земская реформа

1870 г. – городская реформа

1864 г. – судебная реформа

1863-1874 гг. – военные реформы

1864-1865 гг. – реформы просвещения и печати


Шитова О. Г.

МОУ «Лицей № 86»

г. Ярославль

Либеральные реформы 60 -70-х гг. XIX века

История России


Дворянское или Благородное собрание - орган дворянского самоуправления в Российской империи, существовавший в период с 1766 по 1917 годы.

Было учреждено в 1785 году Жалованной грамотой дворянству Екатерины II.

Участниками собрания являлись представители дворянского общества определенной территории (губерния, уезд). Глава дворянского собрания имел звание предводителя (выборная должность).

Дворянские собрания занимались решением локальных общественных вопросов, при этом им запрещалось обсуждение вопросов государственного устройства.



  • После отмены крепостного права помещики утратили административную и судебную власть над крестьянами
  • Государство не могло осуществлять всё местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств
  • Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами

Земская реформа 1864 г.

Разработчики проекта реформы – комиссия

во главе с Н.А. Милютиным

Суть: создание в уездах и губерниях выборных

органов местного самоуправления ( земств )

Принципы:

Отделение от

Хозяйственно-

Выборность,

административной

всесословность

финансовая

самостоятельность


Земские органы

РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ


Вопросы местного

хозяйственного значения:

Строительство школ, больниц, дорог

  • развитие местной промышленности

Губернская земская управа

Губернское земское собрания

Уездная земская управа

Уездное земское собрания

Уездный съезд

выборщиков

землевладельцев

Курия городских

избирателей

Волостные сходы

6 тыс. руб.

Сельские сходы

Курия выборных от

крестьянских обществ

ИЗБИРАТЕЛИ


  • Земства не имели политической силы и находились под контролем губернаторов.
  • Земства были созданы в губерниях, где преобладало русское дворянство
  • Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы были многоступенчатыми и неравными).

Городская реформа 187 0 г.

Функции

  • Благоустройство города
  • Попечение о местной торговле и

промышленности

  • Здравоохранение
  • Образование
  • Санитарные и противопожарные

Городской голова

Городская управа

Городская дума – 4 года

налогоплательщики

налогоплательщики

налогоплательщики

Имущественный ценз


Домашнее задание

Параграф 21-22 (Стр. 144-147)

Вопросы 1-2 – устно

Задания к документам 1 - письменно


Судебная реформа 1864 г.

Сенат

ОБЩИЙ СУД

Судебная палата

МИРОВОЙ СУД

Мелкие уголовные и

апелляция

гражданские дела

  • мировой судья

Окружной суд

Суд присяжных,

прокурор, адвокат

Мировой судья

(образовательный и

имущественный ценз,

Сложные уголовные и

гражданские дела


Наиболее последовательная и прогрессивная

Судебная реформа 1864 г.

  • Равенство граждан перед законом.
  • Несменяемость судей и независимость их от администрации.
  • Гласность судопроизводства.
  • Состязательность судопроизводства (обвинение – защита); учреждена адвокатура (присяжные поверенные).
  • Институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
  • Институт следователей
  • Но! Сохранились сословные суды (для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников).

Военная реформа 1863 - 1874 гг.

Д.А. Милютин – военный министр

1863-1864 гг.

  • реформирование военно-учебных заведений

(военные гимназии, военные училища, юнкерские училища, Военно-юридическая академия (1867), Морская академия (1877)),

  • образование военных округов

1874 г. – «Устав о воинской повинности»

  • введение всеобщей воинской повинности с 20 (21) лет
  • сокращение срока службы:

сухопутные 15 лет (6+9), флот 10 лет (7+3)

  • Отмена телесных наказаний
  • Улучшение быта
  • Перевооружение армии
  • Изменена система боевой подготовки

Реформы в области народного образования 1863-1864 гг.

образование

образование

Начальное

образование

«Университетский

устав» 1863 г.

«Положение гимназий и

прогимназий»

«Положение о начальных

народных училищах»

Прогимназии

Учебные заведения

(4 года обучения)

могли открывать земства,

общественные организации,

частные лица

Автономия

(выборность ректоров,

проректоров, деканов,

профессоров;

создание советов

университетов)

Гимназии

Реальные

Готовили к поступлению

в высшие технические

учебные заведения

Классические

Готовили к поступлению

в университет

гимназии

Образование стало более доступным для представителей различных сословий


Домашнее задание

Параграф 21-22

Вопросы – устно

Задания к документу 2-4 - письменно

Цели урока:

  1. Изучить основные положения судебной, военной реформ и реформы в области просвещения 60-70-х гг. XIX в., сформировать представление об их значении в истории России.
  2. Закрепить навыки работы с текстом учебника, обобщения исторических фактов, умение делать выводы, решать проблемную ситуация и аргументировать свою точку зрения. Формировать умение работать с текстом исторических источников.
  3. Способствовать формированию чувства гордости историческим прошлым своей страны.

Учебно-методическое обеспечение урока:

  1. Данилова А.А. История России, XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2009
  2. Презентация “Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в.” (Приложение 1)
  3. Документы:
    Положение о начальных народных училищах (1864 г.).
    Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения (1864 г.).
    Основные положения Университетского устава 1863 г. (Приложение 2)

План-конспект урока.

I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.

Учитель: сегодня на уроке мы завершаем изучение реформ Александра II. Наша задача познакомиться с содержанием судебной, военной реформ и реформы в области просвещения и оценить историческое значение всех реформ 60–70-х гг. XIX в. (Слайд 2)

О каких реформах Александра II вы уже знаете, почему он вошел в историю как царь-освободитель?

Ученики: крестьянская (1861 г.), освободившая крестьян от крепостной зависимости, земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы (Слайд 3).

Учитель: Почему эти реформы были необходимы в России второй половины XIX века?

Ученики: отставание России, низкая эффективность крепостного труда, массовые выступления крестьян, Крымская война показала отставание армии.

Учитель: либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в. активно изучались и изучаются историками. Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как великие, а советские историки считали их незавершенными и половинчатыми (Слайд 4) . Ваша задача – дать в конце урока свою оценку реформам. Поможет вам в этом заполнение таблицы, начало которой вы сделали дома (Слайд 5) :

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870 г.)
Судебная (1864 г.)
Военная (1874 г.)
В области просвещения

(1863-1864 гг.)

Проверка домашнего задания: ученики зачитывают значение и недостатки крестьянской, земской, городской реформ; объясняют понятия “гражданское общество” и “правовое государство” (Слайд 6) .

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.)
Земская (1864 г.)
Городская (1870 г.)

II. Изучение нового материала

Учитель: Продолжим изучение реформ Александра II и заполнение таблицы.

1. Судебная реформа 1864 г. (Работа с текстом учебника: стр.147–148.)

Прочитайте в учебнике о содержании судебной реформы и расскажите о ней по плану (Слайд 7) :

  1. принципы нового суда
  2. мировые суды
  3. общие суды:
    а) окружные суды
    б) судебные палаты
  4. роль Сената
  5. значение реформы
  6. недостатки реформы

Ответ учеников:

  1. принципы нового суда: равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, выборность некоторых судебных органов (Слайд 8) ;
  2. мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела, мировые судьи выбирались земскими собраниями и городскими думами из лиц не моложе 25 лет, существовал высокий образовательный и имущественный ценз;
  3. общие суды: а) окружные суды назначались императором, рассматривали уголовные и сложные гражданские дела, первые – с участием 12 присяжных заседателей, которые выносили вердикт;
    б) судебные палаты назначались императором, рассматривали апелляции, рассматривали дела о должностных преступлениях чиновников;
  4. роль Сената: высшая судебная инстанция (Слайд 9) ;
  5. значение реформы: в России создавалась самая передовая судебная система;
  6. и недостатки реформы: сохранение особых судов для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников (Слайд 10) .

Записываем в таблицу значение и недостатки реформы.

2. Военная реформа 1874 г.

Учитель: Крымская война показала отсталость русской армии. Как она комплектовалась? Что такое рекрутская повинность? Был ли у армии запас?

Ученики: русская армия со времен Петра I комплектовалась на основе рекрутской повинности – выставления определенного числа рекрутов от общины. Служба длилась 25 лет, поэтому отслуживший уже не считался военнообязанным и запаса у армии не было.

Учитель: Послушаем сообщение о военной реформе. Ваша задача – назвать основные направления реформы, ее значение (Слайд 11) .

Сообщение ученика о военной реформе.

Учитель: назовите основные направления реформы, направления изменений в армии. Для этого обобщите услышанные вами факты.

А) факты: численность русской армии в 1864 г. – 1 млн. 132 тыс. человек, в 1867 г. – 742 тыс. человек (Слайд 12) .

Ученики называют направление: сокращение численности армии.

Б) факты: создание военных гимназий и училищ для дворян, юнкерских училищ для всех сословий, открытие Военно-юридической академии (1867 г.), Морской академии (1877 г.) (Слайд 31) .

Ученики: развитие системы военного образования.

В) факты: отмена рекрутских наборов, введение всесословной воинской повинности с 20 лет (Слайд 14) .

Ученики: изменение порядка комплектования армии.

Г) факты: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, чугунные орудия заменялись на стальные, принята на вооружение русской армии винтовка Х. Бердана (берданка), началось строительство парового флота (Слайд 15) .

Ученики: перевооружение армии и флота.

Д) факты: по новым уставам ставилась задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне (стрельба, рассыпной строй, саперное дело), сокращено время на строевую подготовку, запрещались телесные наказания (Слайд 16) .

Ученики : совершенствование боевой подготовки.

Ученики (Слайд 17) . Ответы записываются в таблицу.

3. Реформы в области просвещения (1863–1864 гг.)

Учитель: уже в первой половине сформировались три ступени образования: начальная, средняя, высшая. Реформы затронули каждый из них (Слайд 18) .

Поработаем по рядам с документами, выясним, что изменилось в каждом уровне образования.

1-й ряд. Работает с Положением о начальных народных училищах (1864 г.) (Слайд 19).

Отвечает на вопросы:

1. Какие учебные заведения создавались данным Положением?
2. Что изучалось в народных училищах?
3. Кто принимался в народные училища?
4. Как решался вопрос об оплате за обучение?

2-й ряд. Работает с Уставом гимназий и прогимназий Министерства Народного Просвещения (1864 г.) (Слайд 20) .

Отвечает на вопросы:

1. Какие виды гимназий создавал Устав? Чем они различались?
2. Кто и сколько лет мог обучаться в гимназиях?
3. Было ли обучение в гимназиях доступно для всех?

3-й ряд. Работает с Основными положениями Университетского устава 1863 г. (слайд 21).

Отвечает на вопросы:

1. Кто осуществлял управление университетом?
2. Как назначались деканы факультетов и ректор университета?
3. Как формировался Университетский суд? Каковы его функции?
4. Кто мог стать студентом университета?
5. Каковы преимущества университетов?

Учитель: возможность университетов решать многие вопросы самим означала их автономию, т.е. самостоятельность.

Реформы создали условия для развития женского образования: появились женские гимназии, открывались высшие женские курсы (Бестужевские курсы в Петербурге), женщины стали допускаться в университеты как вольнослушатели, т. е. не получали дипломов о высшем образовании.

Ученики отвечают на вопрос учителя о значении и недостатках реформы (Слайд 22) . Ответы заносятся в таблицу и ее заполнение завершается (Слайд 23):

Реформы Их значение Их недостатки
Крестьянская (1861 г.) Переломный момент, грань между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в качестве господствующего. Сохранила крепостнические пережитки (помещичье землевладение, повинности временнообязанных крестьян); крестьяне не получили землю в полную собственность, должны были платить выкуп, потеряли часть земли (отрезки)
Земская (1864 г.) Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Деятельность была направлена на улучшение положения народных масс. Сословность выборов; ограничен круг вопросов, решаемых земствами.
Городская (1870 г.) Как и земская реформа, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством.
Судебная (1864 г.) Самая передовая в тогдашнем мире судебная система. Сохраняла ряд пережитков прошлого (особые суды).
Военная (1874 г.) Создание массовой армии современного типа, поднят авторитет воинской службы, удар по сословному строю. Просчеты в системе организации и вооружения войска.
В области просвещения

(1863-1864 гг.)

Расширение и совершенствование образования всех уровней. Недоступность среднего и высшего образования для всех слоев населения.

III. Заключительный этап урока

Ученики, глядя на обобщающую таблицу, формулируют свои оценки и объясняют их, отмечают значительную роль реформ для России и незавершенность некоторых из них.

Подведение итогов урока.

Запись домашнего задания (Слайд 24) :
подготовиться к самостоятельной работе,
повторить содержание и значение реформ Александра II по п.20, стр. 144–150,
проверить свои знания можно с помощью практикума на сайте: http://fcior.edu.ru/card/9397/velikie-reformy.html

Император Александр Второй (прозванный Освободителем) в России проводил ряд реформ либеральной направленности. Причиной их проведения стала отсталость государственной системы, ее негибкость и несправедливость. От нее страдала экономика России и авторитет государства. Приказы и распоряжения властей практически не доходили до мест назначения.

Целью реформ также было снятие напряжения в обществе, возмущения, которое вызывала слишком жесткая политика государства и власть имущих. Итак, перед вами таблица с перечнем реформ.

Отмена крепостного права

1. Помещики лишены права собственности на крестьян. Теперь нельзя продавать, покупать крестьян, разлучать их семьи, препятствовать им в отъезде из деревни и так далее.

2. Крестьяне были обязаны выкупать свои земельные наделы у помещиков (по высоким ценам) либо арендовали ее.

3. За аренду земли у помещика крестьянин обязан был отбывать барщину или приносить оброк, но эта барщина теперь была ограничена.

4. Крестьянин, что пользовался арендным наделом земли у помещика, не имел права покидать деревню в течение 9 лет.

Значение крестьянской реформы проявилось далеко не сразу. Хотя формально люди стали свободны, помещики долгое время продолжали обращаться с ними как с крепостными, наказывали розгами и так далее. Земли крестьяне не получили. Тем не менее, реформа стала первым шагом в преодолении рабства и насилия над личностью.

Судебная реформа

Вводится выборная должность мирового судьи. Отныне его избирают представители населения, а не назначают «сверху».

Суд становится юридически независимым от административных органов власти.

Суд становится гласным, то есть обязан давать населению доступ к своим решениям и к процессам.

Учрежден окружной суд присяжных.

Значением судебной реформы стала защита судебной системы от произвола властей и имущих, защита честности правосудия.

Земская реформа

Учреждение земства как органа власти, в которое местное население избирало представителей.

В выборах земства могли участвовать и крестьяне.

Значением земской реформы стало усиление местного самоуправления и участия граждан всех сословий в жизни общества.

Городская реформа

Учреждены органы городского самоуправления, члены которых избираются городскими жителями.

Они получают название городских управ и городских дум.

Сокращены местные налоги.

Полиция переведена под подчинение центральной власти.

Значением городской реформы стало усиление местного самоуправления и одновременно ограничение произвола власти на местах.

Реформа образования

1. Разрешено выбирать деканов и ректоров в вузах.

2. Открыт первый вуз для женщин.

3. Основаны реальные училища, где упор делался на преподавание технических и естественных наук.

Значением реформы образования стало улучшение технического и женского образования в стране.

Военная реформа

1. Сокращен срок службы с 25 лет до 7 лет.

2. Ограничение срока военной службы 7 годами.

3. Теперь к военной службе призываются не только рекруты (раньше это были самые бедные слои населения, насильно загоняемые), но и представители всех сословий. В том числе и дворяне.

4. Раздутая ранее, небоеспособная армия сокращена почти наполовину.

5. Создан ряд военных училищ для подготовки офицеров.

6. Отменены телесные наказания кроме наказания розгами в особых случаях.

Значение военной реформы очень велико. Создана современная боеспособная армия, не потребляющая много ресурсов. Военные стали мотивированы служить (ранее рекрутский призыв считался проклятием, он полностью ломал жизнь призывника).

К 1860-м гг. Россия коренным образом изменилась. В 1861 г. Александром II было отменено крепостное право - в стране стало много свободных крестьян, обедневших помещиков, росла численность городов и строились новые города. Всё это требовало проведения новых реформ и изменений. Своеобразной компенсацией правительства дворянству стало проведение земской реформы органов местного самоуправления, позволяющая участвовать в этих органах представителям всех сословий, однако главная роль принадлежала дворянству. В городах также были созданы новые органы местного самоуправления - Городские думы и управы. Все эти органы решали вопросы сельского и городского хозяйства, а также актуальные проблемы населенных пунктов. Еще одной великой реформой стала судебная реформа Российской империи, которая вывела российскую судебную систему на качественно новый уровень. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

В итоге Александр II провел реформу органов местного самоуправления - земств. По идее правительства к участию в органах местного самоуправления должны были быть привлечены все слои российского общества. Однако на деле главную роль играли дворяне, так как они потерпели наибольшие убытки в ходе проведения крестьянской реформы и власти хотели отчасти компенсировать им убытки. Кроме того, правительство Александра II было уверено, что участие в хозяйственной жизни регионов поможет отвлечь наиболее радикальные силы российского общества от разрушительной для государства деятельности.

1 января 1864 г. императорским указом было введено Положение о губернских и земских учреждениях. Право принимать участие в земских органах имели исключительно мужчины, которые избирались по трем куриям. Первая курия - это землевладельцы - наиболее богатые люди, вторая - городское население, третья - вольные крестьяне, которые получили право представительства в земских органах. Деньги на земскую деятельность должны были собирать с помощью специального налога, который вводился на всё недвижимое имущество в уездах на заводы, участки, дома (рис. 2) и т. д.

Рис. 2. Завод в России XIX в. ()

Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - это земские собрания, которые собирались раз в год. На них присутствовали депутаты - гласные, выбранные от трех курий. Распорядительные органы собирались на короткий срок для решения наиболее важных хозяйственных проблем региона. В остальное время действовали исполнительные органы земств - земские управы. Они были гораздо меньше по численности депутатов, однако земские управы были постоянно действующими органами местного самоуправления, которые решали ежедневные вопросы населения.

Земства занимались достаточно широким кругом вопросов. Они строили школы и больницы (рис. 3), занимались их обеспечением, создавали новые пути сообщения, решали вопросы местной торговли (рис. 4). В сферу ведения земств входили также благотворительность, страхование, ветеринарное дело и многое другое. В целом стоит сказать, что сделано земствами было много. Даже противники реформ Александра II признавали, что старый чиновничий аппарат местного самоуправления не смог бы решить так много вопросов, как это сделали новые земские органы.

Рис. 3. Сельская школа XIX в. ()

Рис. 4. Сельская торговля в XIX в. ()

В 1870 г. по образцу земской была проведена и городская реформа органов местного самоуправления. Согласно ей старые городские власти были заменены новыми всесословными думами и управами. Теперь к управлению городом могли быть привлечены жители всех социальных слоев. Это заставляло власти бояться новых городских органов самоуправления и жестко их контролировать. Так, городской глава мог быть назначен только с согласия министра внутренних дел или губернатора. Кроме того, эти два чиновника могли наложить вето на любое решение Городской думы (рис. 5).

Рис. 5. Городская Дума XIX в. ()

Участие в органах городского самоуправления могли принимать мужчины не моложе 25 лет, обязательно платившие налоги в казну. Городские думы решали ряд вопросов, касающиеся развития города: предпринимательская и торговая деятельность, благоустройство, содержание полиции и тюрем.

Городская реформа стала важным этапом на пути развития российских городов в целом.

В условиях пореформенной России появилось огромное количество свободных людей, при этом дезориентированных, не понимающих, как жить в стране. Перед правительством Александра II встала серьезная проблема судов. Старые суды Российской империи были изрядно коррумпированы, власть в них принадлежала представителям дворянства или местной администрации. Всё это могло привести к глубоким социальным потрясениям.

В связи с вышеперечисленными обстоятельствами одной из самых системных и последовательных реформ Александра II стала судебная реформа. По замыслу этой реформы создавались два типа судов: общие и мировые.

Мировые суды действовали в городах и уездах. Они рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела. Мировые судьи (рис. 6) выбирались деятелями Городской или Земской управы. Они были единоличными вершителями правосудия на своем участке и всеми силами старались решить проблемы между жителями своего населенного пункта полюбовно.

Рис. 6. Мировой судья ()

Общие суды делились на окружные суды и судебные палаты. Они располагались в губернских городах и решали большое количество вопросов. В окружных судах рассматривались гражданские, уголовные и политические дела. Важной отличительной особенностью окружных судов было присутствие в них присяжных заседателей. Это были люди, которые методом жребия выбирались из числа простых горожан. Они выносили вердикт: виновен обвиняемый или нет. Судья же лишь определял меру пресечения в случае его вины либо отпускал невиновного человека на свободу.

В случае недовольства приговором осужденный мог подать апелляцию в Судебную палату. Верховной инстанцией российской судебной системы стал Сенат, куда можно было подать апелляцию, если была жалоба на действия Судебной палаты. Также Сенат осуществлял общее руководство судебной системой Российской империи.

Кроме всего прочего, в судебной системе произошли и другие изменения. Например, появились такие должности, как прокурор, который возглавлял обвинение, и адвокат, который защищал интересы подсудимого. Проводились судебные заседания впредь в атмосфере гласности: в зал суда допускались представители прессы и любознательные граждане.

Всё вышеперечисленное сделало судебную систему России более гибкой.

В целом можно сказать, что судебная система России после реформы Александра II стала наиболее эффективной и самой передовой в мире. Городская и земская реформы органов самоуправления также позволили государственному управлению страны выйти на новый, качественный уровень.

Список литературы

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1964.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Лонская С.В. Мировая юстиция в России. - Калининград, 2000.
  4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  5. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П.Титова. - М.: Проспект, 1998.
  6. После реформ: правительственная реакция // Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1997.
  1. Российское военно-историческое общество ().
  2. History.ru ().
  3. Grandars.ru ().
  4. Studopedia.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте земскую реформу органов местного самоуправления. Каким образом она проходила? На что повлияла данная реформа?
  2. Как проходила городская реформа органов местного самоуправления? К чему привела данная реформа?
  3. Как изменилась судебная система Российской империи после проведения судебной реформы 1864 г.?