Mercedes из Пешек: зачем Daimler открывает новый завод в России. Завод Mercedes-Benz в России — началось строительство! Индустриальный парк есипово мерседес кто строит

20 июня, в индустриальном парке «Есипово» Солнечногорского района. В мероприятии приняли участие губернатор Московской области Андрей Воробьев и министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. О том, каким будет будущий завод немецкого автоконцерна и как будет осуществляться производство в его стенах, читайте в материале портала mosreg. ru.

Церемония закладки первого камня в фундамент завода по производству легковых автомобилей Mercedes-Benz прошла 20 июня в индустриальном парке «Есипово» Солнечногорского района. В торжественном мероприятии приняли участие губернатор Московской области Андрей Воробьев, министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, член правления подразделения Mercedes-Benz Cars, отвечающий за производство и управление цепочкой поставок, Маркус Шэфер и посол Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Рюдигер фон Фриа. Перед церемонией гости осмотрели автомобили, которые будут выпускаться на заводе.

Как все начиналось

«Для нас сегодня торжественный и волнительный день. Наверное, такой же, как для Mercedes. В Московской области работает более 200 немецких компаний – больших, семейных, малых, все они успешны. Не буду скрывать, что особо воодушевил президент нашей страны, когда Mercedes обратился к нам. Он благословил . Мы предложили Mercedes особые условия», – сказал Воробьев в ходе церемонии.

Строительство завода

Строительство нового завода начнется с . Как отмечал губернатор, это наиболее сложный объект с дорогостоящим оборудованием. При возведении объекта руководство Mercedes-Benz делает ставку на так называемую полностью гибкую сборку. Предполагается, что на заводе наладится производство полного цикла по выпуску легковых автомобилей и внедорожников премиум-сегмента, включая локализацию таких технологических операций, как сварка, окраска, сборка автомобилей, а также выполнение цепочки логистических операций.

Производственные мощности завода будут рассчитаны на максимальную гибкость, чтобы можно было организовать на одной линии эффективное производство нескольких автомобильных платформ. На предприятии будет предусмотрена концепция подъемно-транспортного и производственного оборудования. Доставлять компоненты на участки сборочной линии по всему цеху будут автоматические самоходные тележки, за счет чего можно эффективно интегрировать в серийное производство различные типы и модификации кузова, а также их производные варианты. А благодаря так называемой концепции одной крыши укоротятся транспортные пути между производственными участками, оптимизируется продолжительность производственного цикла и сократятся расстояния на производстве для сотрудников.

Производство и перспективы

Технический запуск завода ожидается в конце 2018 года, в начале 2019 года с конвейера предприятия . На «Московии» в гибком режиме будут выпускать автомобили . Компания планируют начать производство с седанов Е-класса. Затем постепенно будет налажен выпуск внедорожников GLE, GLC и GLS. Концерн Daimler гарантирует инвестиции свыше 250 млн евро. За производство будет отвечать вновь созданная компания «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус» (МБМР) под руководством Акселя Бензе.

Как ранее отмечал Воробьев, благодаря строительству и запуску производства немецкого автогиганта на территории Московской области будет создано . В дальнейшем в Подмосковье начнется подготовка высококвалифицированных кадров для работы на заводе. В настоящее время власти региона занимаются адаптированием , направленным на обучение учащихся работе с робототехникой.

Надежда Осодоева

Как известно, на данный момент в России существует два совместных российско-немецких производства, которые запустил могущественный концерн Daimler AG. Это проект с нижегородским ГАЗом, который выдает Sprinter"ы образца 2001 года, а также кооперация с КамАЗом, дающая стране несколько видов коммерческих грузовиков и автобусов. Это пока все, что производится знаменитым «Мерседесом» в пределах нашей необъятной Родины. Однако планы немцев в отношении завоевания территории Российской Федерации на этом явно не заканчиваются.

Уже около двух лет в прессе муссируются слухи о том, что германский конгломерат планирует запустить в нашей стране достаточно мощное предприятие по выпуску своих знаменитых легковых автомобилей. В качестве основы для такового назывались площадки ЗиЛа и КамАЗа. Также ходила информация о намерениях создать производственную мощность в районе Санкт-Петербурга, однако немцам не удалось договориться с правительством Ленобласти. Словом, движение в этом направлении имело место, однако воз, похоже, пока и ныне там.

Будет ли «Мерседес» строить завод в России?

Похоже, да. Летом 2016 года появились данные о создании совместного завода по производству автомобилей «Мерседес» на территории Московской области. Об этом знаковом событии и пойдет речь в этом небольшом материале. Но обо всем по порядку.

Уверенность в том, что это, наконец, произойдет, подтверждается информацией, поступившей в СМИ от Минпромторга, которое заявило устами замдиректора соответствующего департамента Всеволода Бабушкина, что министерство одобрило проект на предварительной стадии. И вроде как следующее слово за руководством Московской области, от которого теперь зависит дальнейшее движение данной инициативы. Остается надеяться, что проект не умрет, перемолотый бюрократической машиной, как это случилось несколькими годами ранее в Ленобласти.

Инфраструктура

Индустриальный парк «Есипово», на территории которого планируется развернуть будущее производство, - это территория, находящаяся пока в стадии создания. Располагается она в направлении М10 в 32 км от МКАД неподалеку от города Солнечногорска. Находится в и приемлемый уровень подготовки инфраструктуры здесь будет достигнут только к 2019 году. Так что время на соответствующее согласование и последующее развертывание имеется в достаточном количестве.

Чтобы читателю немного сориентироваться в терминологии, следует дать определение. Индустриальный парк «Есипово», как и другие строящиеся или находящиеся в стадии проектирования в Московской области объекты, - это специально организованная территория, где будет располагаться вся необходимая инфраструктура для крупномасштабного промышленного производства. В частности, для означенного парка планируется создание объема электроснабжения в количестве 50 МВт к 2017 году. А также подведение газа, создание собственного водозабора и соответствующих очистных сооружений.

Кооперация с ГАЗом

Собственный завод «Мерседес» в России - давнее стремление Daimler. Из уже действующих производств следует отметить совместное производство в Нижнем Новгороде. Здесь успешное сотрудничество вылилось в налаженную линию выпуска малотоннажного коммерческого автомобиля Sprinter.

Кроме того, на российских мощностях выпускается 2.2-литровый дизель Завод в Ярославле занимается производством этого двигателя специально для ГАЗа.

КамАЗ

Другое успешное на территории Российской Федерации предприятие, выпускающее немецкие коммерческие автомобили, это ПАО «КамАЗ». Началось здесь все с производства кабин для челнинских грузовиков, выпускавшихся еще с 1976 года. Они хоть и вызывали всенародную любовь, однако на данный момент явно отстают от стандартов, диктуемых временем. Так, КамАЗы перебрались в кабину, выпускаемую для модели Actros. Сейчас данный завод «Мерседес» в России на производственных мощностях автогиганта из Набережных Челнов выпускает более 30 различных модификаций грузовиков, а также автобусов.

Локализация мировых автогигантов

Такова общая информация об уже имеющихся проектах Mercedes, нормально функционирующих, однако все это производство коммерческого транспорта. А как же знаменитые автомобили бизнес- и представительского класса, кроссоверы и многие другие типы кузовов, которые пока только экспортируются в Россию? Как известно, практически все мировые бренды уже построили свои локализации в нашей стране.

Среди них можно выделить Toyota, Volkswagen, BMW, Mazda, Kia, Ford и некоторые другие. Все они, так или иначе, инвестировали довольно серьезные суммы в наладку производства автомобилей на территории Российской Федерации. Здесь можно встретить как «отверточную» сборку, так и более продвинутые варианты со штамповкой, сваркой и окраской.

Проект Daimler AG

Пока не сообщается об объемах инвестиций в завод Mercedes в Подмосковье. А ведь именно на основании хотя бы ориентировочной суммы вложений можно будет говорить о том, какой уровень локализации планируется концерном Daimler AG. К примеру, если объем инвестиций составит порядка 10 млн долларов, то речь о банальной «отверточной» сборке, которая будет означать совсем небольшое снижение конечной стоимости российского «Мерседеса» по сравнению с импортным вариантом. А вот если сумма будет приближаться к миллиарду, то это означает серьезную линию со штамповкой деталей, сваркой и т. д.

Например, в 2014 году BMW планировали инвестировать в создание завода в Калининграде около полутора миллиардов евро. И речь тогда шла о глубокой локализации и объеме выпуска до 80 тысяч автомобилей в год. Другой разговор, что ничего так и не получилось. Кризис российского автомобильного рынка не позволил тогда проекту пойти дальше переговоров руководителей немецкого концерна и калининградского завода «Автотор», который, к слову, сейчас выпускает BMW «российского» производства.

Современные реалии

Завод «Мерседес» в России, о котором сейчас столько шума, планируется на фоне серьезного спада на автомобильном рынке нашей страны. С 2013 года, когда он только начал свое движение вниз, объемы продаж упали практически вдвое. К чести компании «Мерседес», их позиции на фоне других автомобильных гигантов упали намного меньше. А если брать долю продаж в общем потоке, то она даже выросла с 1.2% от всего объема рынка в 2012-ом до 3% в 2015-ом. В 2016 году эта цифра чуть упала до 2.6%. То есть продажи концерна падают не такими серьезными темпами, как у остальных.

Кроме того, если все-таки завод «Мерседес» в России начнет выпускать запланированные объемы, которые, к слову, ориентировочно будут составлять 25 тысяч авто в год, как заявляют представители Daimler, есть вероятность серьезного увеличения доли госзакупок. Поскольку российские чиновники могут заказывать только автомобили, произведенные на территории нашей страны, скорее всего, большой спрос на бренд даст возможность неплохо поднять общий объем продаж за счет этого рынка сбыта.

Заключение

На самом деле мытарства Daimler в создании собственного производства легковых автомобилей в России, как кажется, должны обрести достойное логическое завершение. Тем более что большая работа, проведенная концерном в предыдущие годы, явно дала им огромный опыт, как вести себя с российскими чиновниками и специфическим для них законодательством.

Завод «Мерседес» в России, где находится реальное производство их автомобилей, то есть гибрид КамАЗа и Daimler, показывает, что сотрудничество возможно. Сейчас остается уповать на то, что власти Подмосковья сумеют согласовать все тонкости, которых хватает. К примеру, есть информация о том, что у индустриального парка «Есипово», на территории которого, напомним, планируется создать эту производственную единицу, есть проблемы с местными природоохранительными структурами, которые, к слову, против вырубки леса, где будет располагаться будущий завод.

Как бы то ни было, Московская область заинтересована в появлении на ее территории подобного проекта. Будем ожидать положительного решения и последующего начала выпуска современных легковых автомобилей «Мерседес» российского производства.

Сейчас все легковые автомобили Mercedes-Benz, которые продаются в России, импортируются. На местных предприятиях размещаются лишь заказы на выпуск малотоннажных Mercedes-Benz Sprinter.

Daimler два года искал площадку под завод. В их числе назывались Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Татарстан, Свердловская область, Москва (на мощностях бывшего автозавода ЗИЛ) и Московская область. В апреле 2015 года глава Минпромторга России Денис Мантуров говорил, что промсборка автомобилей Mercedes в России может быть организована по квоте General Motors, которая покинула российский рынок в марте того же года. Однако окончательного решения принято не было.

Аналитики не берутся оценить размер инвестиций в завод Mercedes. Сумма будет зависеть от уровня локализации производства, отмечает Беспалов. «Если там будет налажена «отверточная» сборка автомобилей, то это $10-15 млн. С окраской, сваркой и штамповкой речь может идти о сотнях миллионов долларов», — считает Беспалов. Например, в 2014 году BMW планировала строительство собственного завода мощностью до 80 тыс. автомобилей в Калининградской области за €1,5 млрд, говорил тогда президент калининградского завода «Автотор» (собирает по контракту автомобили Kia, Hyundai и BMW) Валерий Драганов. Но позже в кризис BMW отложила принятие решения по строительству завода на неопределенный срок.

Кризис не помеха

Основная часть автопроизводителей построила свои производственные мощности в России c 2005 по 2013 год (последним был открыт завод по сборке Mazda во Владивостоке группы Sollers Вадима Швецова). С 2013 года автопроизводители только модернизировали оборудование и строили вспомогательные мощности. Например, в конце 2015 года Ford Sollers и Volkswagen открыли заводы по производству двигателей, инвестиции в которые составили $275 млн и €250 млн.

Daimler планирует строительство завода на фоне обвала российского авторынка. С 2013 года, когда началась стагнация, местный рынок сократился почти вдвое. Только по итогам прошлого года продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) снизились почти на 36%, до 1,6 млн штук, в январе—мае 2016-го — еще на 14%, до 548 тыс. машин. Продажи Mercedes за то же время снизились на 15 и 17% соответственно — до 41,6 тыс. и 15,8 тыс. машин.

В целом по 2016 году, по оценке PwC, падение авторынка может составить 15%, по оценке Владимира Беспалова из «ВТБ Капитала» — 5-10%.

Продажи Mercedes падают не такими темпами, как остальной рынок, а собственный завод снизит издержки Daimler и повысит рентабельность, поясняет Беспалов. К тому же локальное производство позволит марке участвовать в госзакупках (сейчас чиновникам и госслужащим запрещено покупать машины, произведенные за пределами России), добавляет исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Другие автопроизводители, работающие на российском рынке, об инвестиционных планах пока не заявляют.

Представитель АвтоВАЗа (крупнейший российский автопроизводитель) говорит, что заводу и так хватает мощностей (более 1 млн автомобилей; загрузка — около 40%). Тольяттинский автозавод с 2014 года оптимизирует персонал, на сегодняшний день предприятие покинули порядка 27 тыс. человек. Кроме того, с февраля текущего года АвтоВАЗ работает в режиме четырехдневной рабочей недели, а с 6 июня объявляет дополнительные простои на отдельных конвейерах.

Не планирует открытие производства и Volvo Cars (не имеет собственных мощностей в России), заявили в пресс-службе компании. Представитель KIA отмечает, что компания уже собирает в России практически все модели (кроме Picanto): «В текущей рыночной ситуации у нас нет планов расширять производство или строить новые производственные площадки в России». Другие автопроизводители на запросы РБК не ответили.

Один из крупнейших автопроизводителей, работающих на территории России, — концерн Volkswagen — достиг необходимого уровня локализации, предусмотренного соглашением о промсборке, говорил глава российского представительства автоконцерна Маркус Озегович. О планах увеличить уровень локализации компания пока не заявляла.

«Хендэ мотор мануфактуринг рус» (собирает автомобили Hyundai и Kia), объявляла, что в 2016 году в модернизацию завода в Санкт-Петербурге будет вложено около $100 млн, здесь готовятся к выпуску две новые модели — кроссовер Hyundai Creta и новый Solaris.

Немецкий концерн Daimler AG окончательно определился с местом строительства завода в России. После более чем полутора лет переговоров с Минпромторгом и возможными партнерами в различных регионах руководство компании все-таки выбрало Московскую область для организации локализованного производства автомобилей Mercedes-Benz. Об этом корреспонденту «Газеты.Ru» сообщил заместитель директора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Всеволод Бабушкин.

По словам чиновника, в настоящее время в ведомстве находится на обсуждении так называемый Специальный инвестиционный контракт (СПИК) Daimler по проекту организации сборки автомобилей концерна в Московской области.

Господдержка за локализацию

После подписания документа компания сможет рассчитывать не только на федеральные, но и на региональные меры господдержки. Так, договорившись с Минпромтогом о положенных локальным производителям преференциях, в концерне рассчитывают и на поддержку со стороны . Как уточнил представитель Минпромторга,

речь точно идет о производстве легковых автомобилей, в том числе лимузинов Mercedes-Benz.

«Сейчас СПИК концерна Daimler находится у нас на отработке, — сказал Бабушкин. — Дальше, с учетом пожеланий, высказанных Daimler, будут привязываться преференции, которые должны дать им в Московской области. То есть речь идет о федеральных мерах поддержки и региональных — это не взаимоисключающие себя детали. Переговоры с министерством находятся на более глубокой стадии, проект получил предварительное одобрение. Сейчас мы ждем решения Московской области: ее правительство заинтересовано (в сотрудничестве с Daimler. — «Газета.Ru»), и, соответственно, проект будет иметь развитие. Пока точного временного лага нет».

В министерстве не сообщили точного места в Подмосковье, которое приглянулось немецкой стороне для организации локального производства автомобилей Mercedes.

Однако, как рассказали «Газете.Ru» в российском представительстве компании, среди множества вариантов рассматривается в том числе индустриальный парк «Есипово» в Солнечногорском районе.

«О будущем завода мы точно определимся до конца этого года, — отметил представитель компании. — Пока конкретного решения у нас нет».

«Это почти центр города, — говорил глава профильного ведомства . — Представьте, если там собирать 20-30 тыс. машин, то какой должен быть автопоезд, чтобы постоянно курсировать по всем пробкам. При сегодняшней загруженности автомагистралей это нелогично. Но почему бы не использовать все другие промышленные площадки в Москве?»

Между тем основной причиной, по которой немцы постоянно откладывали принятие окончательного решения, в Mercedes называли неопределенность российского законодательства. Так, ранее в беседе с «Газетой.Ru»

глава марки в России Ян Мадея задавался вопросом о том, что же придет на смену постановлению о локализации №166, и о том, в каких условиях придется работать компаниям после 2019 года, когда его действие прекратится.

«Мы не остановили проект, но все еще не приняли решения о том, где, когда и с кем его реализуем. Нам нужен твердый набор условий, включая рыночные и финансовые, — в начале 2015 года. С появлением СПИКов в Mercedes, возможно, пришли к выводу, что этот инструмент им все-таки подойдет при планировании работ по организации локального производства в России.

Ждут максимальных преференций

Аналитик компании «АЛОР БРОКЕР» напоминает, что, несмотря на отсутствие локализации производства, Daimler чувствует себя вполне уверенно, насколько это возможно в текущих условиях.

За первые пять месяцев 2016 года было продано 15 830 автомобилей, что лишь на 17,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

«В условиях жесткой экономии бюджетных средств и госзакупок, а также жесткой конкуренции Daimler не приходится рассчитывать на государственные контракты, — говорит Яковенко «Газете.Ru». — Локализация производства для компании могла бы существенно снизить расходы на импортные пошлины. Это обеспечило бы бóльшую мобильность ценовой политике. Но в премиальном сегменте снижение цен большой роли не сыграет, чего нельзя сказать о сегментах бюджетных и коммерческих автомобилей».

Эксперт «Газеты.Ru» считает, что в случае с возможным выбором площадки в Подмосковье речь идет «об откровенном торге с целью получения наиболее выгодных для компании условий». При этом он уверен, что особых причин для скорейшей локализации производства у Daimler нет.

«Сейчас власти регионов куда как более сговорчивы, если речь идет об инвестициях и можно вести диалог с позиции силы. — говорит Яковенко. — У Daimler накопился богатый опыт общения и торга с властями Ленинградской области в 2005 году. Тогда региональные власти оказались не готовы к предложению компании по подготовке площадей для разворачивания производства под ключ за государственный счет.

Вряд ли Daimler пойдет на уступки в отношении Подмосковья и попросту займет выжидательную позицию. Поэтому окончательная локация завода вряд ли будет определена в ближайшие месяцы.

Скорее всего, речь идет о компактном производстве под нужды внутреннего российского рынка и крупноузловой сборке моделей премиального и среднего ценовых сегментов, так что участие компании в программе господдержки автокредитования можно сразу исключить (при условии, что она будет действовать на момент старта продаж).

В свою очередь аналитик IFC Markets считает идеальным вариантом создание производства именно в Подмосковье. «Сборка автомобилей Mercedes-Benz в России может существенно увеличить их продажи, — говорит Лукашов «Газете.Ru». — Daimler собирается в полной мере воспользоваться поддержкой российского государства — локализовать производство в индустриальном парке с налоговыми льготами, заключить СПИК и участвовать в государственных закупках».