Московские храмы и монастыри уничтоженные коммунистами. Разрушение храма

Райцентр Колывань находится почти в 50 километрах от Новосибирска : кругом снега, деревянные дома прячутся за вековыми соснами. А в центре возвышается одна из главных гордостей села – собор во имя Святой Троицы: именно его заново отстраивают благодаря неравнодушным прихожанам. За год с Божьей помощью, удалось сделать многое: полностью возведены 17-метровые стены, осталось только завершить работы внутри храма, чтобы он открыл двери спустя 85 лет...

«ХРАМ РАЗГРАБИЛИ И ПРЕВРАТИЛИ В ЗЕРНОХРАНИЛИЩЕ»

Правда, история самого собора началась куда раньше: его освятили 150 лет назад, в 1867 году. Там постоянно шли службы, на которые приходили почти 1,5 тысячи сельчан.

Но после революции в 1932 году храм был разграблен. Говорили, что к этому якобы были причастны местные жители, но старожилы уверяют, что все было не так, - начинает свой рассказ отец Дмитрий , настоятель собора. - Как бы то ни было, храм закрыли, все ценности вывезли в Новосибирск, и найти их сейчас невозможно…

Само здание сначала переоборудовали под зерновой склад, а после там размещались и училище, и кинотеатр, и спортивные секции. Последним в списке «квартирантов» оказался центр социальной защиты населения.

Многое храм претерпел: когда в 2009 году здание передали епархии, то он был изуродован. Почти ничего не осталось: в стенах и полу зияли дыры, - продолжает отец Дмитрий.

«ИКОНУ ЗАМАЗАЛИ КРАСКОЙ, ЧТОБЫ СПАСТИ»

Но даже в разрушенном храме удалось отыскать частичку прежнего собора – а теперь и главную святыню храма - Казанскую икону Божьей Матери.

Мы ее нашли в мусоре, когда разбирали завалы на втором этаже, - признается отец Дмитрий. – Там находился кабинет бывшего директора центра соцзащиты, и именно в этом помещении хранилась икона. Она была закрашена полностью серебряной краской: видимо, чтобы ее сохранить во время разграбления. К счастью, ее удалось восстановить!

Уже сейчас верующие со всех уголков не только России , но и мира едут, чтобы поклониться святыне:

У нас были большие делегации из Германии , США : кто-то от родных узнал об иконе, кто-то – через Интернет, - рассказывает отец Дмитрий.

«СТАРЫЕ ЧЕРТЕЖИ НАШЛИ В СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ»

Позже сельчане решили восстанавливать и сам храм: для этого жители Колывани образовали общину Святой Троицы. Но вот вопрос: по какому проекту? Кто скажет, как храм выглядел раньше? Ответ на этот вопрос нашел историк и писатель Павел Гаврилов .

В течение трех лет я делал печатный проект «Колывань православная», работал в архивах, изучал документы по Александро-Невскому храму, который находится на территории женского монастыря, и собору во имя Святой Троицы, - рассказывает Павел Юрьевич. – И вот в одной сельской библиотеке Колыванского района совершенно случайно обнаружил забытую в послереволюционные годы папку архитекторов, в которой были чертежи собора, пояснительные записки.

Эти чертежи были переданы в епархию и по ним и предстояло отстроить храм заново своими силами. Сельчане хотели восстанавливать собор своими силами, но нужная сумма была астрономической – 41,5 миллион рублей. На помощь пришли областные власти, епархия и просто неравнодушные люди, и благодаря им нужную сумму на реставрацию храма удалось собрать. И 2018 году там снова пройдут службы.

Собор во имя Святой Троицы

Высота (до крестов) – 17 метров

Ширина и длина – по 30 метров

Площадь – 900 квадратных метров

МОНАХИНИ РАСПИСАЛИ ХРАМ ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА

Есть в Колывани и еще одно удивительное место - Покровский Александро-Невский женский монастырь. У него тоже непростая история: храм во имя святого Александра Невского, который сейчас находится на его территории, впервые был закрыт после революции в 1934 году. Но спустя 12 лет его вновь открыли по многочисленным просьбам верующих. Окончательно его закрыли в 1962 г. Через шесть лет в бездействующем храме разбили звонницу, снесли все купола, разломали крышу, двери и окна, растащили липовый пол.

Более двадцати лет разоренный храм находился в заброшенном состоянии, и был возвращен только в 1990 году и сразу же началось его восстановление Тогда же были возвращены в храм три алтарные иконы. И в этот же год там было решено основать женский монастырь. Тогда рядом с храмом там был только пустырь и одноэтажный дом.

Храм мы расписывали своими силами: художественное образование было только у одной сестры, поэтому долго мы не решались начать работы. Думали, что не осилим. Но нам как-то на глаза попался диск с видами сербских монастырей, и на их стенах мы увидели орнаменты. И решили попробовать их сделать: у нас получалось – рассказывает монахиня Мария , насельница монастыря.Андрей КОПАЛОВ


Разрушение православных церквей при Александре II.
Письмо А.К. Толстого российскому императору. Сентябрь 1860 года.

Тема разрушения церквей в общественном сознании крепко-накрепко связана с большевиками, с Советской властью, что естественно, соответствует исторической действительности. Но, при всём при этом, обличители безбожной Советской власти тщательно замалчивают, а зачастую просто ничего не знают о тех страницах истории, когда сама Православная церковь, являясь фактически государственным учреждением Российской империи, была самым активным инициатором разрушения старинных церквей - памятников архитектуры дониконианского периода. К таким церквям 11-16 веков, связанным в том числе и со старообрядчеством, служители Православной церкви были особенно безжалостны.

В храмах уничтожались старинные росписи и фрески, древние "намоленные" лики заменялись иконами синодального порядка, храмы перестраивались, а чаще всего просто сносились, чтобы на их месте водрузить церковь современной постройки по проектам, одобренным Синодом. Особенно сильно русская старинная архитектура пострадала во времена царствования Александра II. Сегодня очень и очень сложно найти хоть какие-нибудь исторические материалы о неприглядной роли служителей Православной церкви в уничтожении русского наследия. Видимо, кому-то очень не хочется вспоминать об этом. Одним из немногочисленных свидетельств вандализма Православной церкви в 19-м веке, во времена царствования Александра II и является письмо Алексея Толстого, написанное императору с мольбой остановить массовое разрушение памятников русской архитектуры. Это письмо - крик души человека, который с отчаянием наблюдал уничтожение одной церкви за другой, одного памятника за другим:

"Ваше величество,
Вследствие нового жестокого приступа моей болезни я несколько дней не был в состоянии двигаться и, так как еще и сейчас не могу выходить, то лишен возможности лично довести до сведения Вашего величества следующий факт: профессор Костомаров, вернувшись из поездки с научными целями в Новгород и Псков, навестил меня и рассказал, что в Новгороде затевается неразумная и противоречащая данным археологии реставрация древней каменной стены, которую она испортит.

Кроме того, когда великий князь Михаил высказал намерение построить в Новгороде церковь в честь своего святого, там, вместо того чтобы просто исполнить это его желание, уже снесли древнюю церковь св. Михаила, относившуюся к XIV веку. Церковь св. Лазаря, относившуюся к тому же времени и нуждавшуюся только в обычном ремонте, точно так же снесли.

Во Пскове в настоящее время разрушают древнюю стену, чтобы заменить ее новой в псевдостаринном вкусе. В Изборске древнюю стену всячески стараются изуродовать ненужными пристройками. Древнейшая в России Староладожская церковь, относящаяся к XI веку (!!!), была несколько лет тому назад изувечена усилиями настоятеля, распорядившегося отбить молотком фрески времен Ярослава, сына святого Владимира, чтобы заменить их росписью, соответствующей его вкусу.

На моих глазах, Ваше величество, лет шесть тому назад в Москве снесли древнюю колокольню Страстного монастыря, и она рухнула на мостовую, как поваленное дерево, так что не отломился ни один кирпич, настолько прочна была кладка, а на ее месте соорудили новую псевдорусскую колокольню.

Той же участи подверглась церковь Николы Явленого на Арбате, относившаяся ко времени царствования Ивана Васильевича Грозного и построенная так прочно, что и с помощью железных ломов еле удавалось отделить кирпичи один от другого.

Наконец, на этих днях я просто не узнал в Москве прелестную маленькую церковь Трифона Напрудного, с которой связано одно из преданий об охоте Ивана Васильевича Грозного. Ее облепили отвратительными пристройками, заново отделали внутри и поручили какому-то богомазу переписать наружную фреску, изображающую святого Трифона на коне и с соколом в руке.

Простите мне, Ваше величество, если по этому случаю я назову еще три здания в Москве, за которые всегда дрожу, когда еду туда. Это прежде всего на Дмитровке прелестная церковка Спаса в Паутинках [церковь Рождества богородицы «в Путинках». 1649 - 1652 гг.], названная так, вероятно, благодаря изысканной тонкости орнаментовки, далее - церковь Грузинской божьей матери и, в-третьих,- Крутицкие ворота, своеобразное сооружение, всё в изразцах.

Последние два памятника более или менее невредимы, но к первому уже успели пристроить ворота в современном духе, режущие глаз по своей нелепости - настолько они противоречат целому. Когда спрашиваешь у настоятелей, по каким основаниям производятся все эти разрушения и наносятся все эти увечья, они с гордостью отвечают, что возможность сделать все эти прелести им дали доброхотные датели, и с презрением прибавляют: «О прежней нечего жалеть, она была старая!»

И все это бессмысленное и непоправимое варварство творится по всей России на глазах и с благословения губернаторов и высшего духовенства.

ИМЕННО ДУХОВЕНСТВО - ОТЪЯВЛЕННЫЙ ВРАГ СТАРИНЫ, и оно присвоило себе право разрушать то, что ему надлежит охранять, и насколько оно упорно в своем консерватизме и косно по части идей, настолько оно усердствует по части истребления памятников. Что пощадили татары и огонь, оно берется уничтожить. Уже не раскольников ли признать более просвещенными, чем митрополита Филарета?[ Василий Михайлович Дроздов (1783-1867) - московский митрополит, прозванный "московским Златоустом"].

Государь, я знаю, что Вашему величеству не безразлично то уважение, которое наука и наше внутреннее чувство питают к памятникам древности, столь малочисленным у нас по сравнению с другими странами. Обращая внимание на этот беспримерный вандализм, принявший уже характер хронического неистовства, заставляющего вспомнить о византийских иконоборцах, я, как мне кажется, действую в видах Вашего величества, которое, узнав обо всем, наверно, сжалится над нашими памятниками старины и строгим указом предотвратит опасность их систематического и окончательного разрушения..."

Также можно вспомнить и о том, что почитаемый многими Храм Христа Спасителя, по поводу разрушения которого было пролито столько слёз, и который нынче в новодельном варианте считается чуть ли не монументом, посвящённым победе РПЦ над безбожной Советской властью, был построен на месте снесённого в 1838 году Алексеевского стародевичьего монастыря, основанного ещё в 14-м веке. Московская легенда гласит, что настоятельница Алексеевского монастыря прокляла место строительства ХХС и предрекла, что более 50 лет храм здесь не простоит. ХХС был открыт для прихожан в 1883 году. Через 48 лет в 1931 году храм был снесен.

Теперь не порыдать особо про "Россиию, которую мы потеряли". Ибо потеряли сами те, кто про это кричит (в том числе некоторые представители духовенства в РПЦ)

Разрушение православных храмов в 30-е годы прошлого века в нашей стране означало не просто разрушение культовых сооружений, но, в первую очередь, подразумевало разрушение веры людей.
Особое место в этом процессе занимает 1932 год. Он знаменателен тем, что тогда экономика Советского Союза переживала черезвычайное напряжение, обусловленное форсированной индустриализацией и массовой коллективизацией крестьянских хозяйств. Мировой экономический кризис 1929-1933 годов не мог не отразиться на состоянии внешнеторгового баланса СССР.

Для проведения индустриализации и перевооружения на ее основе Красной Армии Советскому государству требовалась валюта - для покупки за рубежом необходимого оборудования и машин. Экспортные возможности СССР в тот период были невелики и опирались на вывоз зерна, леса, минеральных ресурсов. В начале 1930-х годов рубль обесценился в 5-10 раз, в то время, как номинальная заработная плата выросла лишь в 3 раза. Рынок не преминул отреагировать на девальвацию рубля ростом цен. Ухудшилось положение с продовольствием: 1932-33 годы были голодными. Падала производственная дисциплина. В Марийской автономной области как раз в 1932 году участились случаи прогулов рабочих и срыва производственных планов.
Сознание людей тех лет многие события и явления воспринимало сквозь призму идеологических кампаний; лексика того времени была военной: страна Советов мыслилась как осажденный лагерь среди вражеского окружения, и все, что так или иначе не отвечало интересам социалистического строя и его идеологии, рассматривалось как помощь врагам страны, вставшей на путь невиданного в мире социального эксперимента. «Кто не с нами, тот против нас» - такова была логика мышления человека, уверовавшего в возможность построения коммунистического общества. Эта новая религия была несовместима с любой другой религией. Но бороться с Православной Церковью ко всему прочему означало бороться со старой деревней, с прежним укладом жизни, с крестьянстом. Поэтому не случайно, что наряду с коллективизацией в мае 1932 года в СССР была объявлена безбожная пятилетка (1932-1937), поставившая задачей к 1 мая 1937 года покончить с религией вообще и закрыть все храмы с тем, чтобы даже не упоминалось имя Бога. Бог теперь был один - большевистская партия во главе со Сталиным.
Вот такой фон имеют события, которые имели место в Йошкар-Оле в последнюю декаду апреля 1932 года. В тот год пролетарский праздник 1 мая совпал с православной Пасхой. 17 апреля 1932 года в Йошкар-Оле прошло собрание различных представителей от профсоюзов, на котором обсуждался план проведения первомайского праздника и антипасхальных дней. Было отмечено, что «подготовка развернута слабо, а некоторые месткомы ее даже и не начинали»1. На собрании было принято постановление, в котором, в частности, говорилось: «Выделить бригады на мобилизацию средств. В подшефных колхозах по готовности к севу во всех месткомах провести летучие митинги и собрания с разъяснением антирелигиозной пропаганды, требовать прекращения колокольного звона и вообще передачи их (колоколов) в фонд индустриализации, на оборону СССР. Оживить работу ячеек Союза воинствующих безбожников, организуя кружки изучения антирелигиозной пропаганды»2.
На следующий день, 18 апреля, в «Марийской правде» была опубликована статья о том, что колокольный звон в дни «кулацко-поповской пасхи» следует запретить, а колокола снять и сдать в фонд обороны страны.
Чтобы придать законность акции, все было подано так, как будто инициатива запрещения колокольного звона исходила снизу - от рабочих типографии. Далее все пошло по нарастающей, по законам политической кампании. 19 апреля 1932 года прошли собрания: рабочих и служащих кирпичного завода, электростанции3, служащих госбанка4, студентов и преподавателей Марпединститута5, посетителей кинотеатра «Восток - кино»6. 20 апреля 1932 г. были организованы «летучие митинги» в мастерских города - в сапожной, поливочной, кондитерской, где работали инвалиды7. 21 апреля 1932 года состоялось профсоюзное собрание в Мароблисполкоме8.
Резолюции принимались самые радикальные, вроде той, которую «единодушно» приняли зрители перед началом киносеанса в Йошкар-Олинском кинотеатре «Восток-кино»: «Заслушав информацию тов. Гаева о запрещении колокольного звона, зрители кинотеатра «Восток-кино» (600 человек) присоединяются к предложению газеты «Марийская правда» о запрещении колокольного звона, как в пасхальные дни, так и на все время, и ходатайствуют перед городским Советом о вынесении на этот счет соответствующего решения. В ответ на попытку капиталистов напасть на Советский Союз будем крепить оборону, сдадим на оборону церковные колокола, будем изучать военную технику и крепить ряды Осоавиахима и Союза воинствующих безбожников»9.
Заметим, что в данной резолюции все ловко смещено и объединено: и военная угроза (которой в 1932 году еще не было, а было лишь резкое ухудшение англо-советских отношений), и оборонная работа, и соцсоревнование, и построение социализма, которое никак не было возможно, по мысли авторов резолюции, без отмены церковного праздника - Пасхи. Если ты за Пасху - значит, ты против социализма, против обороны страны и т.п. - такова была логика.
Понятно, что при такой постановке вопроса, да еще при наличии требований «снизу» - от коллективов трудящихся, Йошкар-Олинскому городскому Совету не оставалось ничего иного, как «идя навстречу единодушно выраженному желанию рабочих масс, трудящихся, профсоюзных организаций и всей советской общественности о прекращении колокольного звона в церквах г. Йошкар-Ола и учитывая, что колокольный звон отвлекает от работы и понижает производительность труда служащих государственных учреждений, предприятий и общественных организаций, особенно находящихся вокруг церквей, ходатайствовать перед комиссией по рассмотрению религиозных вопросов при Марийском облисполкоме воспретить колокольный звон в Вознесенской и Троицкой церквах на все время»10. 28 апреля 1932 года указанная комиссия удовлетворила это ходатайство, но снятие колоколов не разрешила, оставив вопрос открытым11.
Власти не без основания опасались людского возмущения: все-таки в 20-е годы Пасха была в числе официальных выходных дней и ее празднование не возбранялось и не преследовалось. Во-вторых, не исключалось, что в случае жалобы верующих во ВЦИК, московская комиссия могла потребовать отменить решение местных властей, как иногда и случалось. Лишь когда спустя три недели после названных событий в Москве была объявлена «безбожная пятилетка», целью которой было изменить сознание людей и выкорчевать другие религии и, в первую очередь, Православие, разрушению церквей был дан «зеленый свет».
К 1 января 1936 года в Маробласти было закрыто 69 храмов, из которых 48 были отданы под клубы, библиотеки, кинотеатры и школы, 12 использовались как складские помещения, а 9 находились в запустении12. По рассказу старожила города Б.В. Бабушкина, в Вознесенской церкви г. Йошкар-Олы в 1933 году прекратились богослужения после трагического случая, когда во время службы молнией убило священника, державшего крест. В церкви была устроена изостудия, а затем, в 1936 году, она использовалась как склад. В дальнейшем церковь была переоборудована в завод пивобезалкагольных напитков, который просуществовал более полувека.
В Воскресенском соборе до 1944 года - когда была разрешена церковная служба - находился кинотеатр «Октябрь». Колокольня собора использовалась пионерским клубом, а на втором ее этаже располагалась библиотека.
Разрушенная Троицкая церковь в г. Йошкар-Оле была отдана под сельхозмастерскую.
Процесс, начатый в Красном городе в 1932 году кампанией против колокольного звона, всего за несколько лет привел к прекращению деятельности церквей и их разрушению. В настоящее время восстановленной может считаться только Вознесенская, да и то - не в полной мере. Тихвинская кладбищенская церковь также не имеет того внешнего облика, какой существовал до разрушения храма. То, что это стало возможным, берет свое начало в богоборческой кампании, которая порушила веру во многих людях, а уж потом - и храмы.

Примечания

1. ГАРМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 1266. Л. 22.
2. Там же.
3. Там же. Л. 9.
4. Там же.
5. Там же. Л. 5.
6. Там же. Л. 9.
7. Там же. Л. 17-19.
8. Там же. Л. 6.
9. Там же. Л. 21.
10. Там же. Л. 1.
11. Там же.
12. ГАРМЭ. Р-250. Оп. 1. Д. 1608. Л. 74.

Потому что в городе не оказалось ни одного пригодного для этой цели барана. По приказу Тита Йосеф бен Матитьяу [более известный как - прим. ред.] сообщил евреям [жителям осажденного Иерусалима] волю римлянина - без кровопролития сдать Храм . Йоханан [Йоханан из Гуш Халава , захвативший власть в городе - прим. ред.] ответил категорическим «нет».

И тогда началось сражение за Храм. Тит предполагал захватить его при первой же атаке, но сделать это ему не удалось. Евреи героически сражались за каждую пядь земли. Однако римляне намного превосходили их силой, оружием и военной техникой. Как только изнемогал один римский отряд, его тут же заменял другой. Силы же евреев были ограничены, они не только не имели отдыха ни днем, ни ночью, но и давно голодали. Постепенно римлянам удалось пробиться к постройкам, окружавшим Храм, а евреи вынуждены были сконцентрироваться во дворе самого Храма. Отступая, евреи заполнили эти внешние помещения дровами и смолой. И когда римляне с трубными звуками и криками победы вошли в залы, в них неожиданно вспыхнул пожар. Большинство солдат сгорело заживо, лишь некоторым удалось спастись, прыгнув со стен горящего здания.

Пылающий Храм

Камни Храмовой стены были исключительно крепкими, и римлянам никак не удавалось их пробить. Солдаты попытались взобраться на стены по лестницам, но евреи обрушили на них град камней и стрел. Тогда Тит приказал поджечь ворота Храма. Защитники Святыни сражались с неимоверной храбростью. Сменяющие друг друга римские отряды шаг за шагом продвигались вперед, вытесняя евреев внутрь Храма.


Кроме того, сказали мудрецы Талмуда так: «Поколение, при котором Храм не построен, - как будто своими руками разрушило его ».

Другими словами, если Храм пока не построен, значит мы пока не исправили те грехи, которые привели к его разрушению.

Первый Храм, который построил царь Шломо (Соломон) , простоял 410 лет, с 2928 г. до 3338 г. от сотворения мира. Второй Храм простоял 420 лет, и после его разрушения евреи ушли в Галут - Изгнание , которое продолжается до сих пор! Это значит, что причины, приведшие к его разрушению тогда, действуют и сейчас. Но их исправление дает шанс на то, что присутствие Творца вернётся в этот мир.

После революции в 1920-30-х гг. все церковное имущество было реквизировано в пользу государства, а сами церкви отдавались под клубы, мастерские, склады и т.п.
При этом зачастую церковные элементы максимально убирались из внешнего и внутреннего вида здания. Многое восстановили в 1990-х, но многие очень красивые церкви так до сих пор стоят обезглавленными, а порой и церквями-то и не являются и для простого пешехода выглядят как простые административные здания.

Сегодня мы расскажем и покажем несколько изображений того, как могли выглядеть некоторые улицы Москвы, если бы красивейшие детали церквей не были снесены —>


Это здание на Б.Серпуховской, 31 корп. 4, принадлежащее Лесопромышленному банку, до революции было Храмом во имя Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость при благотворительных учреждениях им. братьев Ляпиных.

В 1923 г. храм закрыли и передали парфюмерной фабрике «Новая Заря». Надстройка и крыльцо были снесены, в результате храм стал выглядеть как обыкновенный одноэтажный дом

Об этом событии в 1923 г. даже написал сатирический журнал «Красный перец»


Сверху мелким шрифтом: По ходатайству рабочих мыльного завода «Новая Заря» церковь по Б.Серпуховке отведена под клуб .

В результате переделки, конечно, изменился и внутренний вид храма. Новая религия порождала новых героев.


(на фото изображен не данный конкретный храм, но выглядело все примерно также)

Клуб просуществовал до 1990 г., а через год здание передали коммерческому банку.

По адресу Милютинский переулок, 18а, с советских времен располагается НИИ Гипроуглемаш и активно сдает офисы небольшим фирмам.

А располагается советское НИИ в бывшем католическом костеле апостолов Петра и Павла (построен в 1849 г.)

Ныне в общем здание выглядит следующим образом:

А так оно выглядело до революции:


Вид на костел из переулка

На Покровке, 13, и в постсоветское время возродилась церковь Троицы Живоначальной на Грязех (изначально здесь было топкое место вблизи Поганых прудов, ныне Чистые, см. )
Церковь так и стоит без красивого купола, некогда бывшего одной из доминант района.

На этой же улице, напротив дома 4 сейчас просто небольшой сквер, а до 1936 года здесь возвышалась одна из самых прекрасных церквей Москвы — Церковь Успения на Покровке.


(на фото вдали видна также Церковь Троицы на Грязех)

Построенный еще при Петре к 1699 году храм по легенде настолько понравился даже самому Наполеону, что тот выставил караул, охранявший церковь от мародеров. По другой версии он еще и приказал разобрать церковь по кирпичику и перевезти в Париж.
Но даже эта история не спасла этот шедевр от варваров 1930-х.

Обратите внимание на маленький «домик-крошка в три окошка» рядом с церковью. Он сохранился, ныне в нем располагается кофейня Starbucks, куда непременно стоит зайти, подняться на второй этаж и, о чудо, увидеть живую стену, оставшуюся от церковных построек

Кроме того, в кофейне висит картина с дореволюционным видом улицы. Молодцы!

В советское время, в особенности до 1960-х во многих реквизированных церквях располагались не только склады, кинотеатры, мастерские, но даже жилые помещения. В частности коммуналки были и в англиканской церкви Св.Андрея (см. ), позже ее переоборудовали под студию фирмы «Мелодия». Все советские диафильмы нашего детства производились в бывшей кирхе Свв. Петра и Павла в Старосадском переулке.

Интересный отрывок про использование церквей и монастырских помещений есть в фильме «Светлый путь» (1940 г.)

Главная героиня живет в общежитии ткацкой фабрики, которое размещается в монастыре. Живут среди икон и фресок.

И, напоследок, примечательная история из первых уст про Церковь Тихона, епископа Амафунтского, у Арбатских ворот, которая стояла ровно на месте вестибюля Арбатской-голубой (тот который в виде звезды).

Из воспоминанийЯ. Е. Гитмана, Начальника строительства ст. м. «Арбатская площадь» (проектное название «Арбатской»-голубой):

Чрезвычайно интересна организация бетонных работ на этом участке. Бетонный завод мы устроили в помещении бывшей церкви Тихона. Но мы не сказали, что самые стены церкви использовали как материал для производства бетона. Мы постепенно срезали верхушку церкви и направляли в стоявшую внизу камнедробилку. Таким образом верхняя часть церкви была своеобразной каменоломней, а нижняя - тепляком для бетонного завода.

«Каменоломни» нам хватило только до половины апреля. К этому времени церковь была разобрана окончательно. Пришла весна с ее теплом, крыша над бетонным заводом нам уже не нужна была, а кроме того площадь, занятую церковью, следовало освободить для сооружения перекрытия станции. Мы распрощались с церковью, она перестала существовать, частично превращенная в бетон. Камнедробилка и бетономешалка передвинулись к тем участкам, где шло сооружение перекрытия.

Из этой церкви и была сделана станция метро — новый символ страны советов 1930-х.