Роль и значение мировых религий в XXI веке. Новый завет: куда идут религии XXI века

Еще недавно над йога-практиками тихонько посмеивались, а вегетарианцев днем с огнем было не сыскать. Сегодня это открыто практикуют звезды, политики, олигархи, it-girls и вы с подругами. Мы выбрали самые влиятельные системы, образы жизни и учения, которые можно называть новыми религиями.

Йога. В индуизме йога – это совокупность физических и психических практик, помогающих достичь мокши, или освобождения от перевоплощений. Знаменитости и все прочие, кто сегодня не выходит из дома без коврика для йоги, вряд ли ставят такие высокие цели, но контакт с телом йога действительно восстанавливает.

Неоадвайта и Веданта. Учение о недвойственности – одна из шести основных философских школ индуизма. Святой Рамана Махарши так сформулировал ее суть: «Мир иллюзорен. Брахман (безличная первопричина мира) реален. Брахман и есть этот мир». Последователи неоадвайты склонны делать акцент на первой части – мир иллюзорен, никакого «Я» нет, зачем тогда работать? В результате получилась элегантная форма эскапизма для яппи, которые по разным причинам не смогли уволиться и уехать в Гоа, поэтому вынуждены зимовать в снегах. На работе они не убиваются, мягко сваливают свои обязанности на коллег и всегда сохраняют отличное настроение.

Хо’опонопоно. Эта гавайская практика стала известна благодаря Джо Витале, одному из авторов бестселлера «Секрет»: он написал о хо’опонопоно другую книгу – «Жизнь без ограничений». Суть в том, что вы несете 100%-ную ответственность за все, что происходит в вашей жизни, – от личных проблем и болезней близких до мирового финансового кризиса. Начав применять специальные инструменты очищения, вы можете изменить не только себя, но и мир.

Фотография Getty Images

Зеленые. Вегетарианство, фру­торианство, веганство, фермерская еда, экопоселения, роды в воду, одежда из натуральных материалов, экологически чистые косметика и бытовая химия – призыв Руссо «Назад к природе!» никогда еще не понимался столь буквально. Многие – например, Гвинет Пэлтроу с ее постоянным детоксом и веган Алисия Сильверстоун, – следуют эко-lifestyle с фанатизмом. Экологи, защищающие природу от человека, – тоже агрессивные адепты этой религии. Они делают хорошее дело, но в их картине видения мира человек – не вершина мироздания, а вредоносный организм, что противоречит трем основным религиям: христианству, исламу и буддизму.

Неошаманизм. Современные шаманы не носят одежду из перьев, а имеют Ph.D. по антропологии или психологии и консультируют крупные корпорации. Среди тех, кто перевел представления о шаманизме на новый уровень, – антрополог Майкл Харнер, создатель процессуальной психологии Арнольд Минделл и медицинский антрополог Альберто Виллолдо. Главная идея неошаманизма – любой человек может научиться контактировать с миром духов, чтобы раскрыть свой потенциал.

Тибетский (тантрический) буддизм. Эта система предлагает очень мощные и быстрые практики работы с собственной психикой. Американские нейробиологи, изучавшие мозг тибетских лам при помощи томографа, обнаружили, что у них практически замерли зоны мозга, ответственные за страх и тревогу, а зоны счастья и сострадания в несколько раз активнее, чем у обычных людей. Адепты тибетского буддизма – отец Умы Турман Боб Турман и актер Ричард Гир.

Каббала. Тайная мистическая практика в иудаизме, к которой раньше могли приобщиться только женатые мужчины старше 40 лет, много лет изучавшие Тору. С легкой руки раввинов Михаэля Лайтмана и Филиппа Берга с сыновьями каббала стала доступна всем желающим, от Мадонны и Эштона Катчера до простых русских олигархов. От последователей этой новой каббалы не требуется читать Тору, менять вероис­поведание или отказываться от своих привычек. Требуется лишь осознать и применять духовные принципы каббалы в повседневной жизни. Например – получая деньги, делиться, заниматься благотворительностью, усмирять эго. Девиз Центра каббалы в Москве – «Познавай. Изменяйся. Соединяйся».

Холистическая медицина. Холистический – значит «целостный». Холистическая медицина (в нее входят натуропатия, гомеопатия, аюрведа, акупунктура и пр.) воспринимает тело как единую систему, делая ак­цент на профилактику, а не на лечение, а также на то, что исцелять надо в первую очередь голову, а не тело.

Landmark и другие тренинги личностного роста для многих тоже стали религией. Обычно тренинг ведет весьма харизматичный гуру, за три дня гарантирующий полную «трансформацию». Тот, кто к этому готов, действительно получает ресурс для изменений в жизни, но у многих после тренингов подъем сменяется глубокой депрессией.

Фотография Getty Images

Рейки. В переводе с японского «рейки» означает «космическая энергия», и тот, кто практикует рейки, подключается к ней с помощью специального обряда. Основал эту систему целительства и духовного развития японский доктор Микао Усуи. Есть множество других техник управления различными энергиями (женскими, мужскими, родовыми и т.п.). Некоторые взяты из шаманизма, буддизма и боевых искусств. Другие – чистой воды маркетинг.

Расширение сознания. В 60-е годы прошлого века антрополог Тимоти Лири экспериментировал с ЛСД. Позже экспериментаторы перешли на легальные галлюциногены – холотропное дыхание, ребефинг. Они помогают выйти за пределы эго, увидеть мир не со своей точки зрения.

Дауншифтинг и Глобтроттинг. Два явления, изменившие наши представления о том, как можно обходиться­ со своим временем, деньгами и планами на будущее. Но если даун­шифтеры отказываются от корпоративного, хорошо оплачиваемого рабства в пользу медитации на тайском пляже, то глобтроттеры совмещают передвижения по свету с активной работой или творческой деятельностью. И тем и другим не нужно почти ничего, кроме кредитки и планшетника, и те и другие выглядят вызывающе свободными. Возможно, это то, что всех нас ждет в свете надвигающегося мирового кризиса.

Фотография Getty Images

Экзаменационный билет № 23

Во времена коммунистического строя в Советском Союзе религии как государственного института не существовало. И определение религии было таковым: «…Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных…»(9; с. 328).

В последние же годы роль религии все больше возрастает, но, к сожалению, религия в наше время - это средство наживы для одних и дань моде для других.

Для того, чтобы выяснить роль мировых религий в современном мире, необходимо выделить для начала следующие структурные элементы, которые являются основными и связующими для христианства, ислама, буддизма.

1. Изначальным элементом всех трех мировых религий является вера.

2. Учение, так называемая совокупность принципов, идей и понятий.

3. Религиозная деятельность, стержнем которой является культ - это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

4. Религиозные объединения - организованные системы, в основе которой лежит религиозное учение. Под ними подразумеваются церкви, медресе, сангха.

1. Дать характеристику каждой из мировых религий;

2. Выявить различия и взаимосвязи между христианством, исламом и буддизмом;

3. Выяснить, какую роль играют мировые религии в современном мире.

Буддизм

«…Буддизм - это единственная во всей истории настоящая позитивистская религия - даже и в своей теории познания…» (4; с. 34).

БУДДИЗМ, религиозно - философское учение, возникшее в древней Индии в 6-5 вв. до н.э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий.

Основатель буддизма Сидхартха Гаутама, сын Царя Шуддходаны, правителя шакьев, который оставил роскошную жизнь и стал странником на путях мира, полного страданием. Он искал освобождения в аскетизме, но убедившись, что умерщвление плоти ведет к гибели разума, отказался от него. Тогда он обратился к медитации и спустя, по разным версиям, четыре или семь недель, проведенных без еды и питья, достиг просветления и стал Буддой. После чего он сорок пять лет проповедовал свое учение и умер в возрасте 80 лет (10, с. 68).

Трипитака, Типитака (санскр. «три корзины») -- три блока книг буддийского Священного писания, воспринимаемого верующими как свод откровений Будды в изложении его учеников. Оформлена в I в. до н.э.

Первый блок -- Виная-питака: 5 книг, характеризующих принципы организации монашеских общин, историю буддийского монашества и фрагменты биографии Будды-Гаутамы.

Второй блок -- Сутта-питака: 5 сборников, излагающих учение Будды в форме притч, афоризмов, поэм, а также повествующих о последних днях Будды. Третий блок -- Абхидхарма-питака: 7 книг, истолковывающих основные идеи буддизма.

В 1871 г. в Мандалае (Бирма) собор из 2400 монахов утвердил единый текст Трипитаки, который был вырезан на 729 плитах мемориала в Кутодо -- месте паломничества буддистов всего мира. Виная заняла 111 плит, Сутта-- 410, Абхидхарма -- 208 (2; с. 118).

В первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, и в начале нашей эры буддизм разделился на две ветви хинаяну и махаяну. В 1-5 вв. сформировались главные религиозно - философские школы буддизма в хинаяне - вайбхашика и саутрантика, в махаяне - иогачара, или видж-нянавада, и мадхъямика.

Возникнув на Северо-Востоке Индии, буддизм скоро распространился по всей Индии, достигнув наибольшего расцвета в середине 1-го тысячелетия до нашей эры - начале 1-го тысячелетия нашей эры. Одновременно, начиная еще с 3 в. до нашей эры, он охватил Юго-Восточную и Центральную Азию, а отчасти также Среднюю Азию и Сибирь. Столкнувшись же с условиями и культурой северных стран, махаяна дала начало различным течениям, смешавшимся с даосизмом в Китае синтоизмом в Японии, местными религиями в Тибете и т.д. В своем внутреннем развитии, разбившись на ряд сект, северный буддизм образовал, в частности, секту дзэн (в настоящее время более всего распространена в Японии). В 5 в. появляется ваджраяна, параллельная индуистскому тантризму, под влиянием которого возникает ла-маизм, сконцентрировавшийся в Тибете.

Характерной особенностью буддизм является его этико-практическая направленность. Буддизм выдвинул в качестве центральной проблемы - проблему бытия личности. Стержнем содержания буддизма является пропо-ведь Будды о «четырех благородных истинах» существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий.

Страдание и освобождение предстают в буддизме как различные состояния единого бытия страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного.

Психологически страдание определяется, прежде всего, как ожидание неудач и потерь, как переживание беспокойства вообще, в основе которого лежит чувство страха, неотделимое от присутствующей надежды. В сущности, страдание тождественно желанию удовлетворения - психологической причине страдания, а в конечном итоге просто любому внутреннему движению и воспринимается не как какое-либо нарушение изначального блага, а как органически присущее жизни явление. Смерть вследствие принятия буддизма концепции бесконечных перерождений, не изменяя характера этого переживания, углубляет его, превращая в неотвра-тимое и лишенное конца. Космически страдание раскрывается как бесконечное «волнение» (появление, исчезновение и появление вновь) вечных и неизменных элементов безличного жизненного процесса, вспышек своего рода жизненной энергии, психофизических по своему составу - дхарм. Это «волнение» вызывается отсутствием подлинной реальности «Я» и мира (согласно школам хинаяны) и самих дхарм (согласно школам махаяны, продливших идею нереальности до логического конца и объявивших все видимое бытие шуньей, т.е. пустотой). Следствием этого является отрицание существования как материальной, так и духовной субстанции, в частности отрицание души в хинаяне, и установление своеобразного абсолюта - шуньяты, пустотности, не подлежащей ни пониманию, ни объяснению - в махаяне.

Освобождение буддизм представляет себе, прежде всего, как уничтожение желании, точнее - угашение их страстности. Буддийский принцип среднего пути рекомендует избегать крайностей - как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно эмоциональной сфере оказывается концепция терпимости, «относительности», с позиций которой нравственные предписания не обладают обязательностью и могут быть нарушены (отсутствие понятия ответственности и вины как чего-то абсолютного, отражением этого является отсутствие в буддизме четкой грани между идеалами религиозной и светской морали и, в частности, смягчение, а иногда и отрицание аскетизма в его обычной форме). Нравственный идеал предстает как абсолютное непричинение вреда окружающему (ахинса) проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности. В интеллектуальной сфере устраняется различие между чувствственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика созерцательного размышления (медитации), результатом которого оказывается переживание целостности бытия (неразличение внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного размышления служит не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психофизиологии личности, - в качестве конкретного метода особенно популярны дхьяны, получившие название буддийской йоги. Эквивалент угашения желаний - есть освобождение, или нирвана. В космическом плане она выступает как остановка волнения дхарм, которая в дальнейшем в школах хинаяны описывается как неподвижный, неизменный элемент.

В основе буддизма лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего мира, и признание бытия своеобразного психологического процесса, в который оказывается вовлечённым и мир. Результатом этого является отсутствие в буддизме противоположности субъекта и объекта, духа и материи, смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и одновременно подчёркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-материального бытия. Творческим началом, конечной причиной бытия оказывается психическая активность человека, определяющая как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение «Я», понимаемого как некая духовно-телесная целостность, - не столько философский субъект, сколько практически действующая личность как нравственно-психологическая реальность. Из неабсолютного значения для буддизма всего существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидательных стремлений у личности в буддизме следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен человеку (миру), с другой -- о том, что в буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе, промыслителе, т.е. вообще как, безусловно, верховном существе, трансцендентном этой общности; из этого вытекает также отсутствие в буддизме дуализма божественного и небоже-ственного, бога и мира и т.д.

Начав с отрицания внешней религиозности, буддизм в ходе своего развития пришёл к её признанию. Буддийский пантеон растёт за счёт введения в него всякого рода мифологических существ, так или иначе ассимилирующихся с буддизмом. Чрезвычайно рано в буддизме появляется сангха--монашеская община, из которой с течением времени выросла своеобразная религиозная организация.

Распространение буддизма способствовало созданию тех синкретических культурных комплексов, совокупность которых образует т.н. буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись). Наиболее влиятельная буддийская организация -- созданное в 1950 всемирное общество буддистов (2; с. 63).

В настоящее время последователей буддизма в мире около 350 млн. человек (5; с. 63).

По моему мнению, буддизм является нейтральной религией, он в отличие от ислама и христианства никого не принуждает следовать учению Будды, он дает выбор человеку. А если человек желает идти по пути Будды, то он должен применять духовные практики, в основном это медитации, и тогда он достигнет состояния нирваны. Буддизм, проповедуя «принцип невмешательства», играет большую роль в современном мире и, несмотря ни на что, обретает все больше последователей.

Ислам

«…С исламом связаны многие острые политические и религиозные конфликты. За ним стоит исламский экстремизм …»(5; с. 63).

ИСЛАМ (буквально -- предание себя (богу), покорность), мусульманство, одна из трёх мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возникла в Хиджазе (в начале 7 в.) среди племен Западной Аравии, в условиях разложения патриархально-родового строя и начала формирования классового общества. Быстро распространилась в ходе военной экспансии арабов от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе.

Основатель ислама Мухаммед (Магомет, Мухаммад). Родился в Мекке (около 570 г.), рано осиротел. Был пастухом, женился на богатой вдове и стал купцом. Не был поддержан мекканцами и в 622 году переселился в Медину. Умер (632 г.) в разгар подготовки завоеваний, в результате которых, в последствии, образовалось огромное государство - Арабский халифат (2; с. 102).

Коран (буквально - чтение, декламация) -- священное писание ислама. Мусульмане веруют, что Коран существует предвечно, хранится у Аллаха, который черед ангела Джабраила передал содержание этой книги Мухамме-ду, а тот устно ознакомил с данным откровением своих приверженцев. Язык Корана арабский. Составлен, отредактирован и обнародован в его нынешнем виде уже после смерти Мухаммеда.

Большая часть Корана - полемика в форме диалога между Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников («дух», Джабраил), но всегда устами Мухаммеда, и противниками пророка или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к его последователям (1; с. 130).

Коран состоит из 114 глав (сур), не имеющих ни смысловой связи, ни хронологической последовательности, а расположенных по принципу убывания объема: первые суры самые длинные, а последние -- самые короткие.

Коран содержит исламскую картину мира и человека, идею о Страшном суде, рае и аде, представление об Аллахе и его пророках, последним из которых считается Мухаммед, мусульманское понимание социальных и нравственных проблем.

На восточные языки Коран стали переводить с 10-11 вв., а на европейские значительно позднее. Русский перевод всего Корана появился лишь в 1878 г. (в Казани) (2; с. 98).

Важнейшие понятия мусульманской религии -- «ислам», «дин», «иман». Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве «правоверного», в качестве «покровительствуемого» и в качестве многобожника, который должен быть или обращен в мусульманство, или истреблен. Каждая вероисповедная группа объединялась в отдельную общину (умму). Умма -- это этническая, языковая или религиозная общность людей, которая становится объектом божеств, плана спасения, в тоже время умма -- это и форма социальной организации людей.

Государственность в раннем исламе мыслилась как своего рода эгалитарная светская теократия, в рамках которой авторитетом в законодательной области обладает только Коран; исполнительная власть, одновременно гражданская и религиозная, принадлежит одному богу и может осуществляться только через халифа (султана) -- предводителя мусульманской общины.

В исламе нет церкви как института, нет в строгом смысле слова и духовенства, поскольку ислам не признаёт какого-либо посредника между богом и человеком: богослужение в принципе может совершать любой член уммы.

«Дин» -- божеств, установление, ведущее людей к спасению,-- имеет в виду прежде всего обязанности, которые бог предписал человеку (своего рода «закон божий»). Мусульманские теологи включают в «дин» три основных элемента: «пять столпов ислама», веру и благие дела.

«Пять столпов ислама» составляют:

1) исповедание единобожия и пророческая миссии Мухаммеда;

2) ежедневная пятикратная молитва;

3) пост раз в году в месяц рамадан;

4) добровольная очистительная милостыня;

5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку («хадж»).

«Иман» (вера) понимается в первую очередь как «свидетельство» об объекте своей веры. В Коране, прежде всего, свидетельствует о себе бог; ответ верующего -- это как бы возвращенное свидетельство.

В исламе выделяются четыре основных предмета веры:

1) в единого бога;

2) в его посланников и писания; Коран называет пять пророков - посланников («расул»): Ноя, с которым бог возобновил союз, Авраама -- первого «нумина» (верующего в единого бога); Моисея, которому бог дал Тору для «сынов израилевых», Иисуса, через которого бог сообщил христианам Евангелие; наконец, Мухаммеда -- «печать пророков», завершившего цепь пророчества;

3) в ангелов;

4) в воскресение после смерти и судный день.

Дифференциация мирской и духовной сфер крайне аморфна в исламе, и наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение.

После битвы при Сиффине в 657 году ислам распался на три основных направления, в связи с решением вопроса о верховной власти в исламе: сунниты, шииты и исмаилиты.

В лоне ортодоксального ислама в середине 18 в. возникает религиозно-политическое движение ваххабитов, проповедующее возвращение к чистоте раннего ислама времен Муххамеда. Основан в Аравии в середине 18 века Муххамедом ибн Абд аль - Ваххабом. Идеология ваххабизма была поддержана родом Саудидов, ведших борьбу за покорение всей Аравии. В настоящее время ваххабитское учение является официально признанным в Саудовской Аравии. Ваххабитами иногда называют религиозно - политические группировки в разных странах, финансируемые Саудовским режимом и проповедующие лозунги установления «исламской власти» (3; с. 12).

В 19-20 вв., во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние Запада, возникают религиозно-политические идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм, реформаторство и т.п.) (8; с. 224).

В настоящее время ислам исповедуют около 1 млрд. человек (5; с. 63).

По моему мнению, ислам постепенно начинает терять свои основные функции в современном мире. Ислам преследуется и постепенно становиться «запрещенной религией». Его роль в настоящее время достаточно велика, но, к сожалению, ее связывают с религиозным экстремизмом. И действительно, в данной религии это понятие имеет место. Члены некоторых исламских сект считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм, к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением -- источником общественной напряженности.

Христианство

«… Говоря о развитии европейского мира, нельзя пропустить движение христианской религии, которой приписывается пересоздание древнего мира, и с которой начинают историю новой Европы…»(4; с. 691).

ХРИСТИАНСТВО (от греч. -- «помазанник», «мессия») одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом) возникло в 1 в. в Палестине.

Основатель христианства - Иисус Христос (Ешуа Машиах). Иисус - греческая огласовка еврейского имени Ешуа, родился в семье плотника Иосифа - потомка легендарного царя Давида. Место появления на свет - город Вифлием. Место проживания родителей - город Назарет в Галилее. Рождение Иисуса было отмечено рядом космических явлений, что дало повод считать мальчика Мессией и новорожденным царем Иудейским. Слово «Христос» - греческий перевод древнегреческого «Машиах» («помазанник»). Около 30 лет от роду получил крещение. Доминирующими качествами его личности были смирение, терпение, доброжелательность. Когда Иисусу был 31 год, из всех своих учеников он отобрал 12, которых определил быть апостолами нового учения, из которых 10 были казнены (7; с. 198-200).

Библия (греч. biblio -- книги) -- свод книг, который христиане считают богооткровенным, т. е. данным свыше, и называют Священным писанием.

Библия состоит из двух частей: Ветхого и Нового заветов («завет» -- мистический договор или союз). Ветхий завет, создававшийся с 4 по вторую половину 2 в. до н. э., включает 5 книг, приписываемых древнееврейскому пророку Моисею (Пятикнижие Моисея, или Тора), а также 34 произведения исторического, философского, поэтического и чисто религиозного характера. Эти 39 официально признанных (канонических) книг составляют Священное писание иуда-изма -- Танах. К ним добавлено 11 книг, которые считаются хотя и не боговдохновенными, но, тем не менее, полезными в религиозном отношении (неканоническими) и почитаются большинством христиан.

В Ветхом завете изложена иудейская картина сотворения мира и человека, а также история еврейского народа и основные идеи иудаизма. Окончательный состав Ветхого завета закрепился в конце 1 в. н. э.

Новый завет создавался в процессе становления христианства и является собственно христианской частью Библии, в нем 27 книг: 4 Евангелия, в которых изложена земная жизнь Иисуса Христа, описаны его мученическая смерть и чудесное воскресение; Деяния апостолов -- учеников Христа; 21 послание апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Павла; Откровение апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис). Окончательный состав Нового завета утвердился во второй половине 4 в. н. э.

В настоящее время Библия полностью или частично переведена практически на все языки народов мира. Впервые полная славянская Библия была издана в 1581 г., а русская -- в 1876 г..

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже в первые десятилетия получало все больше последователей из других народов («язычников»). До 5 в. распространение христианство происходило, главным образом, в географических пределах Римской империи, а также в сфере ее политического и культурного влияния, в дальнейшем -- среди германских и славянских народов, позднее (к 13-14 вв.) -- также среди балтийских и финских народов.

Возникновение и распространение раннего христианства происходили в условиях углублявшегося кризиса античной цивилизации.

Ранние христианские общины имели много сходства с товариществами и культовыми сообществами, характерными для быта Римской империи, но в отличие от последних они приучали своих членов думать не только о своих нуждах и локальных интересах, но о судьбах всего мира.

Администрация цезарей долго рассматривала христианство как полное отрицание официальной идеологии, инкриминируя христианам «ненависть к роду человеческому», отказ участвовать в языческих религиозно-политических церемониях, навлекая на христиан репрессии.

Христианство, как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества, по отношению к которому все существа и предтечи являются его творениями, все создано богом из ничего.

Ситуация человека мыслится в христианстве крайне противоречивой. Человек сотворен как носитель «образа и подобия» бога, в этом изначальном состоянии и в коночном смысле бога о человеке, мистическое достоинство принадлежит не только человеческому духу, но и телу.

Христианство высоко оценивает очистительную роль страдания -- не как самоцели, но как самого сильного орудия в войне с мировым злом. Лишь «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе. Любая покорность есть аскетическое укрощение, в котором человек «отсекает свою волю» и парадоксальным образом становится свободным.

Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:

Крещение - таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Таинство покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Став в 311 г. официально дозволенной, а к концу 4 в. господствующей религией в Римской империи, христианство поступает под покровительство, опеку и контроль государственной власти, заинтересованной в выработке у подданных единомыслия.

Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки (исповедники) или принявшие казнь (мученики), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений - схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства - «вероисповедания». Так, в 311 году христианство становится официально дозволенной, а к концу 4 века при императоре Константине - господствующей религией, находящейся под опекой государственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империи в конце концов завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияние римского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки, значительно возросло. Уже в 5-7 вв., в ходе так называемых христологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческого начала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока: монофисты и др. В 1054 году произошло разделение православной и католической церквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священной державы - подчиненного по отношению к монарху положения церковных иерархов - и латинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себе светскую власть.

После гибели под натиском турок - османов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказалась Россия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в 17 веке к расколу, в результате которого от православной церкви отделилось старообрядчество.

На западе идеология и практика папства вызывали на протяжении средних веков все больший протест как со стороны светских верхов (особенно германских императоров), так и среди низов общества (движение лоллардов в Англии, гуситов в Чехии и др.). К началу 16 века этот протест оформился в движение Реформации (8; с. 758).

Христианство в мире исповедуют около 1,9 млрд. человек (5; с. 63).

По моему мнению, христианство играет большую роль в современном мире. Сейчас ее можно назвать главенствующей религией мира. Христианство проникает во все сферы жизни людей разных национальностей. И на фоне многочисленных военных действий в мире проявляется ее миротворческая роль, которая сама по себе является многогранной и включает в себя сложную систему, которая направлена на формирование мировоззрения. Христианство одна из мировых религий, которая максимально приспосабливается к изменяющимся условиям и продолжает оказывать большое воздействие на нравы, обычаи, личную жизнь людей, их взаимоотношения в семье.

Заключение

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предла-гают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и во-обще не вмешиваются в религиозную сферу, а также религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того - Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Таким образом, мы можем выделить основные функции религии (в частности мировых религий):

1. Религия формирует у человека систему принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору.

3. Человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает, или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

4. Религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности.

5. Религия способствует объединению людей, помогает складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.

6. Религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Религия, составляя основу и стержень культуры, предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели - то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

7. Религия способствует упрочению и закреплению определенных обще-ственных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою.

С момента появления мировых религий, будь то христианство, буддизм или ислам, прошло достаточно много времени - изменился человек, устои государств, изменился сам менталитет человечества, и мировые религии перестали отвечать требованиям нового общества. И уже давно появились тенденции возникновения новой мировой религии, которая будет отвечать потребностям нового человека и станет новой глобальной религией для всего человечества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Религия и XXI век

идеология общество религия

Для того чтобы уяснить роль и место религии в современном обществе на фоне глобализации, а уж тем более определить наиболее рациональный вид сосуществования религии и государства, полезно рассмотреть некоторые тезисы, определяющие общемировое, историческое статус-кво.

Тезис первый. XXI век - век уникального развития культуры, человечества. Любое время по-своему уникально, но совокупность того, что происходит сегодня впервые, практически не оставляет нам шансов только смотреть в прошлое или в прошлом найти хотя бы что-то, похожее на рецепты взаимного сосуществования. Опыт прошлого чрезвычайно важен и нужен, но этот опыт сам по себе не может нам указать на то, как нам жить сегодня. И люди, и страны, и религии сегодня находятся в ситуации, в которой они не находились никогда. Это нужно совершенно четко осознавать. Эта ситуация усугубляется, с одной стороны, теми совершенно непривычными для человечества скоростями, с которыми развиваются технологии, в том числе информационные. XXI век уже по праву назван веком ненормативного развития культуры, когда сосуществуют разные социальные тенденции, еще недавно считавшиеся альтернативными. Все это ставит нас действительно в очень непростую ситуацию.

Что касается религии, то здесь я бы позволил себе вспомнить такой феномен, который есть в химии полимеров: «хрупкие объекты». Это вещества, которые при минимальном воздействии на них могут существенно менять и свою структуру, и ситуацию вокруг. Религия, безусловно, относится к таким хрупким объектам, которые в принципе требуют чрезвычайно бережного отношения, а в наше время - тем более.

Тезис второй. Сегодня по-прежнему популярно представление о том, что религия - это частное дело. С одной стороны, об этом много сказано, с другой стороны, постоянная популярность этого тезиса вынуждает вновь к этому вернуться, пусть и кратко.

На самом деле тезис о религии как о частном деле - это, конечно, тезис, доставшийся нам в наследство от эпохи просвещения. В экспертном, академическом сообществе проект просвещения закрыт как неуспешный, но какие-то его пережитки вошли в ткань общества. Здесь два измерения - личностное и общественное.

Что касается личностного, то полезно вспомнить Питирима Сорокина, его тезис о том, что современный человек по воскресениям верит в Бога, а в остальные дни - в фондовую биржу. Питирим Сорокин очень четко указал на некую нецелостность, разорванность сознания, которая и есть следствие восприятия того, что религия - это частное дело. То есть у меня есть много ролей, много интересов. Один из них - это религиозный интерес. Он живет в воскресном уголочке моей жизни и с другими никак не связан.

Общественное измерение этого тезиса предполагает, что вы, конечно, можете верить во что угодно или не верить ни во что, но проявление вашей веры ограничено проявлением вашего личного пространства, которое никак не соприкасается с обществом. Как только вы выходите в общество, вы забываете, что вы христианин, мусульманин, иудей, буддист и так далее. Вы должны понимать, что вы, прежде всего, гражданин, член общества и так далее. Так ли это? Почему это заслуживает внимания и обсуждения? Потому что это вступает в противоречие с самоидентичностью любого нормально развивающегося религиозного человека.

С одной стороны, религия не просто частное, не просто персонально-личностное, но и интимное, может быть, самое интимное из всего того, что дано человеку в опыте. С другой стороны, религиозные чувства и религия как феномен никогда в истории человечества не были только частным делом и быть не могли, потому что, говоря языком философов, религиозная идентичность - это предельная идентичность, определяющая отношение к тому, что такое добро и зло. То, как каждый решает для себя вопрос добра и зла, то есть вопрос религиозности или безрелигиозности, определяет все остальные роли, которые человек играет в обществе.

Поэтому, как сейчас принято говорить, по определению религиозная идентичность не может быть только частным делом. Если я говорю, что я, например, как христианин против абортов, но, понимая, что в обществе такая сложная ситуация, что у всех разные точки зрения, я готов поддержать существование этого права, то я просто плохой христианин. На этом нужно поставить точку, не нужно закрываться красивыми фразами о понимании многообразия и сложностей этого мира.

Тезис третий. ХХ век - это век крушения идеологий. Идеологий по большинству нерелигиозных, антирелигиозных, а на самом деле псевдорелигиозных. Когда это крушение стало очевидным, на излете слома последних идеологических систем возникло чувство некоторой эйфории: всем казалось, что в прошлое уходит ужасное, неприемлемое, а XXI век станет более предсказуемым, более спокойным, более прогнозируемым. Конец ХХ - начало XXI века показали, что это не так, что мы не стали жить спокойнее, жизнь не стала более стабильной с точки зрения международных отношений.

При этом обращение к религиям как к источникам возможной стабильности оказалось совершенно естественным. Это нельзя не замечать. Припоминается знаменитая статья Хантингтона про столкновение цивилизаций, где предлагались к рассмотрению возможные конфликты и прогнозировались различные конфликты по линии религиозных разломов, говорилось, что XXI век станет веком межрелигиозных конфликтов. На самом деле несмотря на то что к этому, безусловно, стоит относиться со вниманием, мы понимаем, что опыт межрелигиозного сосуществования таков, что представители религий всегда так или иначе договорятся друг с другом. А линии разломов скорее проходят по отношениям религиозного сознания с одной стороны и нерелигиозного или агрессивно антирелигиозного с другой.

Казалось бы, относительно безопасный тезис о том, что пусть каждый верит в то, во что он хочет и как он хочет, с неизбежностью (и мы это видим) влечет за собой две вещи. Первая - это отрицание абсолютных критериев нравственности. Вторая - навязывание определенных взглядов людям, которые принципиально не хотят принимать эти взгляды.

Есть люди, которые считают, что брак - это не обязательно союз мужчины и женщины. Пусть так считают, хорошо. Но что получается следствием этого? Давайте начнем в школах объяснять нашим детям, что есть люди, которые так считают, это нормально, в этом ничего страшного. Следующий шаг: а почему этот мальчик сказал, что это ненормально? Может быть, что-то неладное с этим мальчиком или с этим взрослым человеком, который позволяет себе это говорить?

Казалось бы, совершенно невинные и безопасные вещи, естественным образом развиваясь, приводят к господству нового тоталитаризма, приводят к новому критерию нелояльности человека по отношению к обществу. Этот критерий оказывается связанным с представлением человека об абсолютном добре и зле.

Последний четвертый тезис очень важный, поскольку касается взаимоотношений религии и науки. Есть две основные точки зрения на эти взаимоотношения. Согласно первой, религия и наука - противоборствующие стороны. По второй, религия и наука вообще никак не соприкасаются, существуя в разных измерениях. Галилей, который, безусловно, является одним из отцов-основателей современной науки, совершенно четко показал демаркационную линию, сказав, что Библия говорит нам о том, как взойти на небо, но не о том, как оно устроено. Никакого конфликта с научным представлением о том, как оно устроено, нет.

Поэтому, скорее всего, религия и наука - это два способа познания мира. Просто они отвечают на разные вопросы. Наука отвечает на вопросы «как?» и «почему?». Религия отвечает на вопрос «для чего?». Поэтому между ними просто не может быть конфликта. Если наука пытается ответить на вопрос «для чего?», она превышает пределы своей компетенции. Мы это знаем по такому явлению, как сайентизм. Если религия пытается ответить на сугубо научные вопросы, то она тоже выходит за рамки своих компетенций. Это и есть те примеры, которые неверно трактуются как содержательная борьба религии и науки.

Взаимодействие и должно заключаться в понимании того, что при всем глубочайшем уважении к научному поиску, к научному познанию, даже если наука когда-нибудь сможет бесспорно ответить на вопрос, как на земле появилась жизнь, она никогда не ответит на вопрос: а для чего она появилась? Для этого нам нужна религия.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Оценка роли, возможности и перспективы религии в современном обществе. История возникновения и эволюции религии, ее место и роль в духовном опыте человека и цивилизации, определение основных функций в обществе, ее необходимость в современном мире.

    реферат , добавлен 16.05.2009

    Сущность и история возникновения религии, ее взаимосвязь с проблемами социальной экологии. Особенности религий разных эпох. Специфика политеизма и монотеизма, их отличительные черты. Роль религии в жизни человечества, ее влияние на здоровье людей.

    реферат , добавлен 09.03.2011

    Иудаизм как одна из мировых религий, ее отличительные черты, история становления и распространения, место и роль в современном обществе. Источники изучения древнееврейской религии. Политические и социальные перемены, повлиявшие на становление иудаизма.

    реферат , добавлен 25.02.2010

    Теоретические подходы к пониманию религии как социального феномена: виды, функции, специфические характеристики в работах философов и социологов. Место и роль религии в современном обществе, взаимосвязь с политикой, влияние на семью и семейные отношения.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2014

    Религия в постиндустриальном обществе. Религиозное сознание в обществе потребления. Культурный контекст постиндустриального общества. Изменение роли и формы религии в эпоху постмодернизма и глобализации. Трансформация религии в современном обществе.

    дипломная работа , добавлен 27.09.2010

    Культура и религия: функции, формы существования, взаимосвязь. Религия как призыв к осмысленной жизни, компоненты в ее структуре. Сходство и различия в оценке роли религии и культуры в жизни человека. Современные аспекты культуры в современном обществе.

    реферат , добавлен 21.12.2014

    Индуизм как основная религия современной Индии, история и предпосылки формирования и развития ее основополагающих догм и идеологии. Описание главных божеств. Значение религии в общественно-политической сфере государства, деятельность Махатмы Ганди.

    презентация , добавлен 13.05.2016

    Понятие и история развития ислама как монотеистической мировой религии, факторы ее зарождения и распространенность в современном обществе. Течения внутри ислама, их отличительные особенности. Внутреннее убранство мечетей, их роль в исламской традиции.

    презентация , добавлен 18.12.2014

    Понятие, структура и социальные функции религии. Сакрализация и секуляризация – ведущие процессы современной религиозной жизни. Понятия святости и божественности. Проблемы религии в современном мире. Соотношение веротерпимости, свободы совести и религии.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Возможности и перспективы религии, несостоятельность односторонних прогнозов относительно ее судеб. Решающее воздействие политики и науки на мировосприятие и роль религии в обществе, разрушение традиционных установлений и открытие новых возможностей.

Работа в религиозной сфере, участие в межрегиональных конференциях по интересам молодежи и развития духовной составляющей поколения 21 века. Проведение конференций по религиозной специфике, работа с молодежью в сфере культуры и мировоззрения.

На мой взгляд, религия сегодня является двояким органом в нашей стране: с одной стороны она учит терпению, созиданию, а с другой, является рычагом давления на беднеющее население России и подрастающее поколение. Попробуем разобраться в этом вопросе. Изначально религия имела форму некоего поклонения высшим силам, с которыми не мог совладать человек. Конкретно в России это язычество до 988 года. Люди не могли объяснить природу, например, грома, молнии, ураганов, стихийных бедствий, наводнения или же сильного пожара. Отсюда и первая самая важная суть религии - это страх перед чем-то неизвестным и пугающим. Люди того времени не понимали, что раскат грома и молний это всего лишь естественный природный процесс, для них это был Бог Перун, который гневался, по их мнению, на неправильную людскую жизнь. Как мы видим в 988 году ситуация на Руси кардинально меняется и религиозная жизнь в стране распадается на два лагеря: Языческий и Христианский. Приверженцы Языческого мира остаются непреклонными перед Крещением Руси, другие же люди принимают учение Христианства. И как мы видим сегодня, Христианство в России сохранилось с 988 года. Конечно, никто не говорит о том, что Язычество пропало, но для современного человека, владеющего определенными знаниями со школы, ВУЗа да и просто из родительского воспитания эта религия является ни чем иным как просто абсурд. Все сегодня уже знают, что огонь это процесс горения веществ, молния взаимодействие заряженных частиц, и никого этим особо не удивишь. Ну хорошо, с Язычеством мы разобрались, понятно всем, что оно, как религия, себя стало исчерпывать после появления первых учебных заведений в нашей стране. Другой вопрос Христианство. Если верить Библии, то все вокруг создано Господом Богом, и все, что происходит с нами сегодня это Божий промысел? На это многие скажут: "Какой Божий промысел? В 21 веке живем, прогрессивном веке технологий и перестроения культуры". И я с ними соглашусь. Сегодня Христианство в России является больше органом управления и надежды населения на светлое будущее:"Ну хоть не в нашей стране, зато на Том Свете поживем". Я заметил тенденцию упадка значимости религии по всему миру, многих это не интересует или интересует "постольку-поскольку". Потому, что за последнее десятилетие наука, медицина и культура настолько далеко шагнули вперед, что религия со своими "камнями и палками" осталась где-то далеко позади. Вспомните начало 2000х годов? Все удивлялись своему однокласснику с новым ЦВЕТНЫМ телефоном. Это было ноухау моего времени. Что же мы видим теперь? Все кардинально поменялось, то что казалось невозможным 5 лет назад сегодня уже повседневная реальность. Сегодня двигатель человеческих умов, которые проживают за чертой бедности или же редеющего среднего класса, являются деньги и материальные ценности. Сегодня, люди не боятся завтрашнего дня, они смотрят в него с надеждой на светлое будущее, на открытие новых технологий по добыче ресурсов, изобретению искусственного интеллекта, на все, что поможет им расправиться со своей каждодневной усталостью и нехваткой средств на существование. Люди стремятся к материальному благополучию, хорошему здоровью и с надеждой на новое поколение. А теперь самое интересное! Какую же роль выполняет в этом всем религия? Правильно! Она учит человека смирению. Только не тому смирению она его учит. Религия постоянно наседает на народ, чтобы люди приняли свою бедность и необразованность как должное в нашей стране. "Не жили хорошо, ну и нечего начинать". Хорошо заниматься учебной деятельностью и "Божественным учением", когда ты в мягком кресле, дома есть еда, машина та, которую хотелось иметь с детства, да и вообще пользуешься благами цивилизации без проблем. Сегодня в нашей стране религия является сдерживающим аппаратом населения, которая не дает умам раскрыться и думать прогрессивно. Людям пытаются навязать с детства, что Бога нужно не любить, а бояться. Но в случае чего-то, что ты сделал не так, можно прийти к батюшке в церковь и попросить прощения и вернуться обратно на "путь истинный". Я не хочу сказать, что Православие у нас в стране учит только плохому. Нет, оно учит людей иногда и правильным вещам, вот только очень старинными способами и порой не там где это нужно. Любая религия в сегодняшние дни нуждается в кардинальном перестроении, перестроении НЕ самого учения, а в способе донесения этого учения до населения. Молодежь в нашей стране не интересуется религией по двум простым причинам: 1) Мне это не интересно. 2) Чего мне там делать? Люди постарше повидавшие виды: 1) Все священники лгуны. 2) Все священники там гребут деньги. Мир шагнул далеко после пришествия Иисуса Христа. И как мне кажется, религия должна перестраиваться с каждой эпохой, но не менять само учение. Религия сегодня столкнулась со своей некомпетентностью в донесении духовного вопроса и поэтому постепенно теряет свою инициативу у образованного населения. Так как само поведение некоторых духовных лиц и их материальное состояние порой заставляет людей задуматься о том, что церковь является государственным аппаратом по сбору "пожертвований" за некоторые религиозные услуги. И если в дальнейшем ситуация не изменится, то в стране так же произойдет раскол, как в 988 году, на лагерь Язычников и Христиан, только сегодня такой раскол будет между людьми образованными и необразованными. Ведь сегодня церковь может влиять только на умы детей и их родителей, а также на людей советской эпохи. Лично я считаю, что религия на сегодняшний день устарела в своих методах убеждения и привлечения людей. И если так будет дальше, то с течением времени религия в нашей стране окончательно потеряет доверие и интерес, а также свою главную позицию в стране - воспитание духовных ценностей народа. Это мое личное мнение, я никого ни к чему не призываю, это лишь информация к размышлению.

Читаю новостные сводки из Интернета:

  • Количество верующих в Бога среди профессоров и научных работников значительно меньше, чем среди обычного населения. По мнению известного своими нестандартными взглядами профессора психологии Ричарда Линна из Ольстерского университета, это можно объяснить лишь тем, что ученые обладают более высоким уровнем интеллекта.
  • За последние 20 лет число католиков в Германии сократилось почти вдвое. Тенденция к прекращению членства в Церкви стала заметной в Германии уже более десятилетия назад.
  • 30 июня 2010г. в столице Литвы Вильнюсе прошла акция массового отказа от католичества. Молодые люди, участники акции, передали вильнюсскому епископу Арунасу Понишкайтису заявления, в которых указали мотивы такого решения. По их мнению, такой массовый отказ уменьшит в стране политическое влияние католической "партии" от РКЦ, "моральный и политический монополизм которой не имеет оснований и не должен продолжаться".
  • В Лютеранской церкви Дании решили, что ада нет, а рай будет обеспечен всем.
  • Исследователи в США отметили, что религиозные убеждения продолжают играть все меньшую роль в жизни американского общества. Так, по их данным, 30% церемоний бракосочетания и 27% похорон не сопровождаются религиозным обрядом.
  • Англия перестает быть христианской нацией, а Церковь Англии вполне может прекратить свое существование уже через поколение, предупреждает в своем интервью британской газете "Дейли Телеграф" один из старейших высших клириков страны епископ Ньюкасла Пол Ричардсон.
  • Резкое сокращение числа верующих в традиционно христианских странах Запада заставляет все чаще задумываться о дальнейшей судьбе пустеющих храмов.
  • Как заявил на встрече с афонскими монахами, прибывшими из Греции в Грузию с визитом, глава Грузинской православной церкви, его беспокоит атеизм. «Я вернулся на днях из Великобритании и там мне сказали, что в стране верующих всего 5%, остальные же живут вне церкви и без церкви, что весьма плачевно», считает Патриарх (февраль 2011г.).

Смею утверждать, что по мере роста образованности населения на нашей Планете количество верующих в Бога будет уменьшаться.

И во многом по причине того, что религиозные учения не движутся вместе с прогрессом земной цивилизации. Они безнадежно отстали.

Замечу, что я не против религий. Пусть каждый человек на Земле верует во что хочет. Если ему от этого хорошо, ну, и слава Богу. Только одно ограничение: не навреди другим людям.

Воинственность религий

Почему-то даже в наше время верующие разных конфессий настроены враждебно друг к другу. Не могу сказать этого о буддистах, синтоистах, конфуцианцах, джайнистах.

Но православные христиане до сих пор отстраняются от католиков.

Исламисты реально громят христиан в Пакистане и Африке. Христиане считают свою религию истинной, а ислам – вторичной. Исламисты считают свою религию истиной в последней инстанции.

Иудеи смотрят на христиан и исламистов как на заблудших. Индуисты и исламисты громят друг друга в Пакистане и Индии.

А что было в древности…

Известно, что Мухаммед с трудом насаждал новую религию. Пришлось воспользоваться военными действиями для завоевания Мекки. А крестовые походы христиан средневековья. А христианская инквизиция. А насаждение христианства огнем и мечом среди аборигенов в период завоевания европейцами Америки. Миллионы смертей. Никак это не вяжется с любовью к человеку и милосердием.

Единоженство, многоженство, многомужество

Религии (правда, не все) насаждают правила когда что можно есть, а когда поститься, сколько иметь жен. Ну, питание – это для малограмотных: действительно, в последние 40 лет процент ожиревшихзашкаливает. Правда, скорее от появившихся массово применяемых химических пищевых добавок. А малограмотные об этом не имеют понятия.

А относительно сексуальных отношений? Ну, не понимаю я, почему при одной вере должна быть одна жена, а при другой вере – много. Какой бог это определил? Ведь исламисты говорят: Бог един.

Ну, сможет мужчина содержать 10 женщин, так пусть и живет с ними, если это их устраивает.

Если женщина хочет иметь 10 мужчин и сможет их содержать, ну и пусть живут. Это что, разврат? Тогда как же геи и лесбиянки, браки которых уже стали официально регистрироваться в некоторых странах.

Вот, в горной Индии есть обычай брать одну жену на всех братьев. Скажем, восемь братьев от 6 лет до 36 лет берут себе одну-единственную жену и пользуются ею. Ну и пусть живут. Кому какое дело?

Вообще мораль верности одной женщине или одному мужчине появилась постепенно в христианских странах. А раньше, на протяжении тысячелетий такой установки у людей не было. Сексуальные отношения определялись местными обычаями. Такие отношения на основе обычаев еще сохранились у племен в джунглях Амазонии и индонезийских островов.

Убийство людей и животных

Человечество вступило в 21 век. Как говорят ученые, век сингулярности. К 2050 году произойдет взрыв в технологиях. Когда человек достигнет начала бессмертия.

Когда мы сможем заменять части человеческого тела как у компьютера или автомобиля. Появятся люди, наполовину состоящие из искусственных модулей.

А что на это скажут религии?

В них до сих пор заложены жертвоприношения (убийство баранов в исламизме, жертва агнца у христиан. Хотя ранее в жертву приносились люди).

Религии направляют людей на праведный бой с врагами. И ислам, и христианство разрешают убивать людей, если это враги и они напали на твою землю. Но эти установки были даны еще 1500-2000 лет назад! Когда из-за необразованности жизнь человека была такой же малоценной, как и жизнь барана. Это мышление глубоко сидит в умах большинства людей Планеты. Достаточно вспомнить о десятках миллионов убитых во 2-й мировой войне.

Только на стыке 20-го и 21-го веков гуманизм стал побеждать. И правители развитых стран стали задумываться как можно вести быструю войну без человеческих жертв. В первом десятилетии 21 века и уже в 2011г. военные НАТОпоказывают современные достижения военных технологий, когда можно побеждать без убийства людей (правда их мотивацию я не обсуждаю).

Религии безнадежно отстают.

Думаю, в 21 веке человек сможет называться Человеком только тогда, когда сознательно откажется убивать себе подобных. Убивать любых животных на Планете.

Потому, что живая природа на Земле уникальна. Спросите это у космонавтов.

Убийство человека и животных – наследие животного прошлого в истории человечества.

Давайте уходить от примитивных животных инстинктов.

Как чтут бога правители и бандиты

Умиляет, как вдруг в России после перестройки наши лидеры страны стали креститься и стоять часами на литургиях в важные церковные праздники. Но ведь по их глазам видно, что это не искренне. Что это обязаловка для них. Ну, не веруешь ты, так и не ходи в церковь. Это добавит тебе авторитета, как честному человеку с твердыми устоями.

Еще один смешной обычай, когда президенты и премьер-министры официально прилетают с визитом в зарубежные страны со своими женами.

Ну, президент, премьер – понятно: его выбирала страна.

А причем здесь сексуальная партнерша? В чем ее заслуги? Это как бы освящено религиозной моралью. Но сексуальной партнерше или сексуальному партнеру (если президент – женщина) представлять страну – это полная глупость.

Пусть они прилетают, но не светятся, выходят позже церемонии.

Абсолютно устаревшая традиция. Да и обидно за жителей страны, которые не выбирали этих сексуальных партнеров представлять страну на международной арене.

Про бандитов.

Бандиты знают, что нагрешили. И нагрешили по-крупному. Ну, может можно откупиться у бога? Вложу много отнятых денег в церковный приход. Батюшка помолится, я помолюсь. Душа успокоится. Дал денег – и церковь все тебе простит. Пойдем мочить дальше.

И на кладбище самые заметные надгробья за последние 20 лет – у бандитов.

Религии без бога

В целом в мире насчитывается от 84 религий (значимых) до нескольких тысяч. Пусть себе веруют, если не приносят неудобств другим жителям планеты.

Но не во всех религия присутствует Бог.

Нет бога в буддизме, джайнизме, конфуцианстве. И это, заметьте, самые миролюбивые религии.

Например, появившаяся в 6 веке до н.э. религия джайны (джайнизм) предписывает:

  • Не причинять вреда живому (Ахимса).
  • Быть искренним и благочестивым (Сатья).
  • Не красть (Астейя).
  • Не прелюбодействовать (Брахмачарья).
  • Не стяжать (Апариграха).

Не находите аналогию с Новым и Старым заветом?

В 21 веке ведущей нацией мира станет Китай. И в этой стране ведущая религия – конфуцианство (изначально это учение не было религией).

Вот вам пример. Не нужно никакого бога, чтобы быть передовой нацией на планете.

Страны, живущие без бога

Китай, часть населения Индии, Монголия, страны с буддистской религией. Читатели смогут сами дополнить этот список.

Превращение религий в шоу

СМИ на днях сообщили: в госпитале города Путтапарти на юге Индии на 85-м году жизни скончался крупнейший индуистский гуру современности Сатья Саи Баба. Его считали духовным лидером Индии, очень популярным на Западе. На его сеансах любил присутствовать наш музыкальный гуру Б.Гребенщиков.

Вообще, на каналах TV юго-восточной Азии регулярно показывают передачи-медитации различных гуру. Это действительно завораживает и очищает душу. Но только тех, кто к этому расположен.

В развитых западных странах мира начали модернизировать церковные церемонии. Появилось новое музыкальное оформление. Священнослужители заводят сайты в интернете. Создают музыкальные группы.

Люди с патриархальными устоями уходят в мир иной. А как завлечь новые поколения?