Неделя крестопоклонная в воскресной школе "доброхотики"
В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому эта неделя и следующая седмица называется Крестопоклонной. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. По Уставу положено делать четыре поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрене (после выноса Креста), в понедельник и среду оно совершается на первом часе, а в пятницу «по отпусте часов».
Святая Церковь предлагает Святой Крест для духовного подкрепления проходящих подвиг поста, подобно тому как пища, питье и отдых служат для телесного подкрепления.
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо Крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью — Светлое Воскресение.
Сосредоточив в богослужении предыдущих недель, особенно первой, все самое строгое и скорбное, что может и устрашить грешника, и растрогать, кажется, самое окаменелое человеческое сердце, — теперь, в середине Святой Четыредесятницы, Святая Церковь предлагает утешение и ободрение: Святой Крест; ибо ничто не может так утешить и ободрить ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной Божественной любви Спасителя, предавшего Себя на крестный подвиг ради нашего спасения. Чтобы воодушевить нас к терпению в подвигах благочестия, Святая Церковь в этот день напоминает нам и о приближающейся Пасхе, воспевая в тропарях канона Святой Крест, и страдания на нем Спасителя, и радостное Его воскресение.
Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыни. Крест сравнивается и сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.
Что может лучше духовно укрепить человека, предпринявшего дальний путь, а в данном случае, постящегося христианина, чем взор, обращенный на Крест, на котором пострадал Сам Господь наш Иисус Христос. Пост – это трудное и ответственное время для каждого, стремящегося приблизиться к Богу. Это время умервщления в себе «ветхого» человека, изживания своих страстей, дурных привычек и похотливых желаний, поэтому в духовном смысле самое главное – это напоминание верующим о страданиях и крестной смерти нашего Спасителя, которые претерпел Он добровольно ради спасения мира.
Крест – это призыв к еще более сокрушенному покаянию и плачу о своих грехах, но в то же время и надежда на воскресение, ибо, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся, если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. Вспомним то место Евангелия, где Господь говорит каждому из нас: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной». У каждого из нас свой крест, то есть свои тяготы, болезни, скорби и грехи. И мы должны нести его без ропота, воздавая хвалу Богу за все, что получаем из десницы Его.
Начало традиции поклонения Кресту было положено в древние времена первых христиан. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас сочинения святых отцов, таких как, например, Иоанн Златоуст, живший в IV веке. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, в VII веке, говорил в поучении о кресте: «Радуйся, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!»
Третья неделя – Крестопоклонная неделя , потому что сегодня и на протяжении всей предстоящей недели в Церкви прославляется Святой Крест.
Поклонение Святому Кресту напоминает нам о приближающемся празднике Воскресения Христова.
В эту неделю особенно нужно помнить о значении Креста в нашей жизни.
Видимый образ Креста Господня – это наш маленький крестик, который мы носим у сердца. Без креста христианин, как воин без оружия.
Крест – это хранитель вселенной, красота Церкви, Ангелов слава и демонов язва. Потому мы должны почитать Крест Христов.
Расскажу Вам одну историю, которая лучше всяких слов показывает силу креста и крестного знамения.
Три девушки отправились в город, и путь их пролегал по железнодорожным путям. И вдруг они оказались между двумя встречными поездами.
Когда поезда проехали, девушки увидели трех бесов, которые спорили между собой:
— Ты почему ее под поезд не толкнул? – спрашивают двое третьего – Пропустил такой удобный случай, была бы тогда душа наша.
А бес отвечает:
— На ней же крест, я ничего не могу сделать. Ну а ты свою почему не толкнул, ведь она без креста?
— Верно, креста на ней нет, но когда она выходила из дома, то осенила себя крестным знамением, и тут я тоже безсилен.
И третьего спрашивают:
— Ну а ты-то что зевал? Она ведь у тебя даже неверующая!
— Да, — отвечает бес. Да ее мать перекрестила на дорогу и добавила: «Иди с Богом». А материнское благословение я не могу нарушить, потому что оно от Бога.
Но говоря о Кресте, мы имеем в виду не только видимый крестик, который мы носим на груди. Каждый христианин обязательно несет и духовный крест. И почти всегда этот крест с болезнями и скорбями. И его нужно полюбить, каким бы трудным он ни был. «Возьми свой крест», — призывает нас Церковь.
Взять крест – значит без ропота и жалоб терпеть никому невидимый труд над собой.
Взять крест – значит добровольно подчиниться лишениям и подвигам.
И только , данный тебе самим Господом, а не чей-то другой может тебя спасти.
Ведь иногда мы пытаемся взять крест самовольно, а несение самодельного креста всегда заканчивается падением.
Но как понять «свой»? Архимандрит Иоанн Крестьянкин пишет:
«Свой крест – это значит довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомнения и обольщения будет звать тебя к непосильному. Не верь льстецу».
Крестопоклонная неделя – это середина поста. И поклоняясь сегодня Кресту Господню, привьем наши маленькие крестики к Его Животворящему Кресту, чтобы напитаться от Него живительными соками и достойно продолжить Великий пост.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин призывает нас в этот день возблагодарить Бога за наши маленькие кресты и обратиться к Нему с молитвой: «Помяни нас, Господи, во Царствии твоем».
Середина поста
А еще мы вместе с детьми вспоминаем, что эти дни - самая середина Святой Четыредесятницы. Половина поста уже позади, и осталось пройти еще столько же. Кстати, эта седмица называется еще и Средокрестной. «Православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим - к Пасхе Господней, находят в середине пути “Древо крестное” , чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути» (преподобный Иоанн Дамаскин).
Итак, середина поста. Во-первых, хорошая новость: до Пасхи осталось не так уж и много времени.
Во-вторых, повод задуматься: как мы постились первую половину поста? Обычно еще на первой седмице мы предлагаем детям решить, что каждый из них, каждый из нас, попытается исправить в себе за этот пост. Например, научиться не ябедничать. Или не грубить. Попытаться побороть в себе такой грех, который стал привычкой.
И вот сейчас, в преддверии Крестопоклонной недели, мы напомним детям, напомним самим себе о своих планах на пост. Удалось ли сделать что-то из того, что мы задумывали три недели назад? Часто оказывается, что удалось немногое. И пора все-таки браться как следует за это дело. Стараться, молиться, надеяться. В начале поста казалось, что впереди целая вечность, сейчас понятно, что надо попытаться хоть что-то успеть.
А есть и бытовая сторона вопроса. К Пасхе мы обычно убираем дом, чистим-моем. Готовим с детьми какие-то украшения интерьера, подарки-поделки к празднику. Если оставить все это на предпасхальные дни, то окажется, что вместо богослужений Страстной седмицы, вместо молитвы и памяти о страданиях Христовых у нас будет суета сует, мытье люстр и роспись деревянных яичек. Чтобы успеть все, или, вернее, чтобы успеть хотя бы что-то, придется готовиться к празднику заранее.
И пройденная половина поста напоминает об этой прозе жизни. Обычно я пишу список: что нужно сделать по уборке дома к Празднику. И смотрю, что из этого списка можно сделать заранее. Все это распределяю на оставшиеся три недели. Постирать шторы и мягкие игрушки, убрать наконец лыжи, помыть за стиральной машиной - в общем, многое точно можно сделать уже сейчас. Сделать все то, что такие нерадивые хозяйки, как я, откладывают на генеральные уборки. На Страстную в таком случае останутся только текущие дела и украшение дома.
Так же и с поделками, стихами, прочими педагогическими украшательствами. Все, что мы задумали с детьми подготовить к пасхальному дню, можно сделать в ближайшие три недели. Вот это все мы сейчас вспоминаем и планируем.
Богослужение
Но все-таки о главном. В Крестопоклонную неделю (то есть в воскресенье) служится служба Честному и Животворящему Кресту Господню. И начинается это богослужение в субботу вечером.
Заранее рассказываем детям, что они увидят в храме.
Во время всенощного бдения, после великого славословия священник возьмет в алтаре Крест, украшенный цветами. Хор будет петь Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», и под это пение священник торжественно вынесет Крест на середину храма. Положит на аналой. А потом все священники, диаконы - все будут кланяться до земли Животворящему Кресту и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». И мы будем петь вместе с ними, и мы будем делать эти три земных поклона. Кстати, напоминаем детям, что помазание в этот день бывает не в обычное время, а уже в самом конце службы. Тогда и можно будет приложиться ко Кресту.
Дети будут знать, чего им ожидать, - и смогут более внимательно следить за богослужением.
Если приходить в храм с маленькими детьми, то выстоять всю всенощную будет тяжело. В таком случае мы пытаемся сделать так: приходим в храм с детьми не к началу, а ближе к концу. Если служба началась в 17:00, то приходим где-то к 18:30. Тогда мы как раз попадем на вынос Креста и на елеопомазание.
Домашняя молитва
Мы вернемся домой после всенощной, поужинаем и вместе с детьми встанем на вечерние молитвы. И после обычных молитв мы тоже будем петь, как в храме. Трижды, протяжно: «Кресту Твоему…» И сделаем при этом земные поклоны перед Распятием. Так мы будем делать до пятницы предстоящей недели, после наших общих вечерних молитв.
Дети любят эти поклоны. Такие молитвы перед Крестом бывают трижды в год - и дети легко запоминают их. Когда это было в последний раз, на праздник Воздвижения, наша трехлетняя дочка заявила: «Мне очень нравится, когда мы поем такую молитву. Давай всегда такое петь и кланяться».
Это пение с тремя земными поклонами - дело недолгое и нетрудное. Но это позволяет нам каждый день всю эту неделю вспоминать и помнить. О том, ради чего и ради Кого мы постимся. О том, что мы готовимся поклониться Страстям Христовым и славному Его Воскресению…
Напоминает - если мы готовили детей ко встрече этого праздника, если проговорили такие моменты и если мы привели этот праздник в наш дом, к нашим детям.
День праздника
Воскресное утро - это, конечно, Литургия в храме. И мы бываем на ней все вместе, обычно причащаемся - вообще постом стараемся причащаться почаще. После Литургии на Крестопоклонной обычно не дают для целования крест, как это бывает в другие дни. Но весь народ подходит к Кресту на аналое, вынесенному накануне из алтаря. Так что мы снова можем приложиться к нему.
А дома мы начнем обед (или поздний завтрак - это как посмотреть) с чтения. Всего пару минут, всего пару абзацев: из какой-нибудь проповеди, посвященной Кресту или Крестопоклонной неделе.
На портале «Православие.ru» всегда бывают неплохие подборки к каждому празднику - можно открыть любой приглянувшийся текст и почитать. Недавно мы даже не сами читали, а включили аудиозапись одной проповеди и немного послушали за столом. Но все-таки лучше почитать самим: можно пропустить что-то, можно, читая, уточнять или пересказать понятными детям словами.
Например:
- проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в третью неделю Великого поста, Крестопоклонную ;
- проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся» .
Почитаем совсем немного, только начало или выхватим что-то из середины. Если очень хочется - прочитаем сами позже, без детей. А сейчас остановимся.
А может быть, не будем читать. Просто вспомним еще раз, проговорим то, что сегодня слышали во время проповеди в храме. Может быть, кто-то из нас, как говорится, «имеет что-то сказать» о сегодняшнем празднике. И мы поговорим об этом. Пусть немного. Иногда даже очень хорошо, если совсем немного. Но этим разговором, этим чтением мы зададим определенный тон нашему небольшому общему застолью. Вернемся к тому, чем мы жили в храме - вернее, чем должны были бы жить. И может быть, эти слова действительно задержатся в головах наших детей. Или хотя бы в наших головах.
Печенье в виде крестиков
А еще была такая интересная русская народная традиция - выпекать на Крестопоклонной печенье в виде крестиков.
Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне» хорошо описал этот обычай. Приведу здесь обширную цитату - Шмелев очень живо показал, как такая традиция вписана в порядок жизни и мышления православного, церковного ребенка. Показал «ракурс подачи» этого обычая:
«В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”.
“Кресты” - особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” - вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи - в утешение для поста. Горкин так наставлял меня:
Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость.
И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, “кресты”-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.
“Крестопоклонная” - неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, - «су-губый», - Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, - гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”, - поблажка… а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”.
“Кресты” делает Марьюшка с молитвой…
И еще наставлял Горкин:
Вкушай крестик и думай себе - “Крестопоклонная”, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит».
В нашей семье каждый Великий пост тоже выпекаются «кресты». Этот обычай действительно «утешение» для детей в великопостное время. Делает Крестопоклонную неделю ожидаемой даже для малышей. Мы словами рассказывали детям о Крестопоклонной неделе. А эти печенья - неплохое наглядное сопровождение вербального научения. И даже не только наглядное, но осязаемое. И к тому же съедобное.
Помимо наглядности выпечка такого печенья сама по себе - хорошая идея для занятий с детьми всех возрастов. Мы собираемся все вместе. И родители, и подростки, и малыши - все. Это совместное и веселое общее дело. Что само по себе дорогого стоит. Лепить из теста эти крестики очень просто: скатать две колбаски, скрестить их, надавить в серединке, чтобы склеились, - и готово. Для старших это развлечение. Для младших школьников - навыки труда в деле кулинарии. Для малышей - мелкая моторика, лепка, только вместо поделок из пластилина дети делают полезные и вкусные штуки. Да еще вместе со всеми старшими. А заодно мы готовим что-то вкусное к чаю. Столько плюсов - и все в одном и таком несложном деле.
Выпекать это печенье можно из любого теста.
Самое простое - из покупного. Можно купить дрожжевое для пирожков. Мы его разморозим, как написано на упаковке, и будем лепить колбаски. Можно взять слоеное - тогда нужно будет не лепить, а просто нарезать тесто небольшими полосками.
Большой плюс покупного теста, конечно, в том, что мы сокращаем время для готовки. Это особенно актуально в будние дни, когда времени практически ни на что нет. Тогда готовое тесто позволяет нам потратить на эти печенья всего минут десять: столько уйдет на то, чтобы вынуть размороженное тесто из упаковки, застелить противень фольгой или бумагой и позволить детям лепить.
А можно все-таки потрудиться и сделать тесто самим.
Ржаное - самое полезное. К тому же великопостное: ржаная мука, вода, соль, мед. Можно без меда, можно на дрожжах или закваске, зато побольше соли. Такие любит мой муж.
Дрожжевое - просфорное: мука высшего сорта, дрожжи и вода. Из такого теста колбаски нужно лепить толстенькими, где-то 2 см в диаметре. Достаточно самой скатать одну колбаску правильной толщины и показать детям - они по этому образцу налепят такие же нужного размера.
Пряничное - сладкое. Растворить на плите треть стакана воды, две трети стакана сахара, две столовые ложки меда. Немного остудить. Добавить в получившийся сироп чайную ложку корицы, разрыхлитель на кончике ножа и муку - муки столько, чтобы тесто стало как будто пластилиновое. Можно добавить и полстакана растительного масла или же 100 г маргарина для выпечки. Но и без масла - тоже хорошо. Из такого теста нужно будет делать колбаски диаметром где-то в 8 мм. Готовые крестики из пряничного теста можно смазать глазурью без белка. Такие печенья у нас разлетаются сразу. Впрочем, мои дети едят все мучное с большим удовольствием, лишь бы дали.
В серединку этих крестиков можно воткнуть изюминку, мармеладинку. Это будет хорошо для крестиков из дрожжевого теста. Печенья из слоеного теста можно посыпать сахарным песком перед тем, как ставить в печь: получится карамельная корочка.
Мы печем эти «кресты» в субботу перед Крестопоклонным воскресеньем и едим после возвращения из храма, за обедом. И потом снова печем их почти каждый день этой строгой - Крестопоклонной - седмицы.
В таких случаях, когда мы возрождаем подобные народные обычаи, могут быть некоторые смущения. Например, выпечка крестиков может стать собственно основным содержанием Крестопоклонной седмицы. И подобное действительно может произойти. Мы видим, что и в современной действительности, как и в истории, внешние, по сути малозначимые народные традиции или пусть освященные веками, но всего лишь «предания старцев» затмевают для многих смысл события церковного года, становятся важнее «заповеди Божией» и учения Церкви.
Но это происходит тогда, когда подобными обычаями исчерпывается праздник. Когда есть елка и подарки под ней - но нет храма, нет богослужения, нет чтения Евангелия, нет «учения Господня». А когда мы действительно вместе с Церковью встречаем праздник, когда узнаём и принимаем ее учение, когда детей своих хотя бы пытаемся приводить к Богу, к храму, к «истинному» образованию - тогда все внешние атрибуты займут положенное им место. А именно: выделят празднуемое событие из череды будней. Станут наглядным пособием для малышей и радостью для взрослых.
Но для этого как раз необходимо, чтобы мы сами не превращали сырную седмицу в объедение блинами под копченым чучелом, не превращали начало Великого поста в большую уборку с названием «чистый понедельник», а страстную пятницу - в день выпечки куличей.
Важно, чтобы мы сами жили жизнью Церкви.
И приводили в эту жизнь своих детей.
Так, чтобы наши дети не просто пришли - но пришли вместе с нами. Не просто пришли - но и поняли, куда они попали. Не просто пришли - а пришли с радостью. Чтобы они пришли в храм и потом в него снова вернулись. Уже сами.
Но не всегда даже у самых старательных, по-настоящему праведных родителей дети выбирают жизнь с Богом. А чего уж говорить о таких семьях, как наши. Но у нас есть надежда - есть особенное оружие в этой битве за жизнь, за настоящую жизнь наших детей. Ведь у нас есть возможность призывать на помощь непобедимую, непостижимую и божественную силу Честнаго и Животворящего Креста. Чтобы наши дети всегда возвращались под тень, под сень этого таинственного Дерева Жизни. Чтобы они сами искали его, любили его, надеялись на него и им побеждали врагов видимых и невидимых. Чтобы тропинки и дорожки наших детей в конце концов добрались до этого Райского Дерева.
Ссылаясь на историю, Крестопоклонная неделя проводится ровно в середину поста. А на самом деле заглавие недели переходит на неделю с одноименного воскресенья. В воскресенье ведется первая служба, где все прихожане поклоняются кресту. Повторно проводятся поклоны на следующий день. А потом в среду и пятницу вечером, после этого крест находится в алтаре.
В 2018 году данная неделя приходится на 11 марта. В этот день крест выносят из храма, дабы прихожане могли к нему приложиться, пишет Wordyou. При проведении литургии, читают молитвенную песнь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и свято Воскресение твоё славим», после чего все делают поклоны
Крестопоклонная неделя, что надо знать: о том, как не нарушить пост
Первый помощник в пост - это молитва. Крепкая молитва побуждает и очищает, молитва присутствует внутри нас и вовне сразу. Читая молитву, мы общаемся с Господом, мы взываем его о помощи, он даёт нам силы идти дальше до конца поста.
Второй помощник -упорство.Необходимо относится с пониманием и терпением к окружающим себя людям, окружить их добром в это тяжёлое испытание, всем не легко, но вы как крестьянин должны помогать своим ближним. Великий пост является одним из самых сложных испытаний, которые нам послал Господь. Мы столкнемся лицом к лицу с голодом, досадой, раздражением и недопониманием, обидой, сомнениями и многими искушениями которые нам были посланы.
Мы попытаемся избежать всех правил поста под натиском сомнений. Это всё предугадываемо, такие мысли призваны нас сбить с пути, а наша задача отстраниться от них. Возможно, наши близкие люди нуждаются в ответах на какие-либо вопросы, и мы, благодаря терпению, можем им помочь.
Третий помощник -беспрекословное принятие Божьей воли. Нас будут пытаться одолевать мысли о том, что это всё “не правильно” и, что “так быть не должно”, но ничего не изменить, надо принять божью волю и он поможет пройти испытание так, чтобы не поддаться соблазну и не сойти с пути. Не зря говорят, что дает Бог по силам и возможностям каждого. По прошествии Божьих испытаний, мы становимся мудрее и более сплочёнными.
Четвертый помощник - твёрдость духа. Временами нужно выразить недоступность каждой мысли, полагаясь только на твёрдость духа, придерживаясь принятого заключения. Лишь только мы можем пройти до конца, и крест работает нам о что напоминанием.
Крестопоклонная неделя, что надо знать: о древних традициях и ритуалах
В этот день у сельской детворы был праздник, на котором их одаривали печеньем. На четвёртой неделе Великого поста, очень значимого события в жизни православного крестьянина, даётся время чтобы тот мог оставить прежнего “себя” со всеми его согрешениями, дабы не повторить их в дальнейшем.
Так же в храмах проводится поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, поэтому в народе эту неделю называли «Крестовой», «Солдохресной», а среду - «средокрестьем». Благодаря тому, что в ночь со среды на четверг приходится середина поста, её называли «Средопостие», «Средокрестье». На этой неделе пекли пироги “Кресты”, которые могли хранится и не один месяц.
В некоторых местах хозяйки в кресты что-либо запекали, и затем во время семейного застолья смотрели: кому с какой начинкой достанется пирог. Считалось, если доставался уголёк - к печали, хлебные зёрна - к доброму урожаю, лучина - к смерти, чаинка - к нечаянной жизни, кусочек кирпича - к плохому жилью, овсяное зёрнышко - к благополучию, монета - к богатству.
В то время, когда крест находится на аналое, прихожане кланяются ему и читаютТак что можно уверенно сказать, что Крестопоклонная неделя, является большим событием в жизни православного человека, ведь ничто другое как оно, даёт сил продержаться до конца Великого поста. Стоит напомнить, что Великий пост является самым длинным постом, а также одним из самых тяжких испытаний, которые нам посылает Господь и показывает насколько крестьянин готов к Пасхе.
Достоин ли человек носить крест, ведь это главный символ церкви, который был придуман Римлянами и использовался не по назначению, и был орудием для казни, на котором человек умирал в страшных мучениях, потому что смерть на кресте наступала от удушья, как результат длительного и крайне мучительного неестественного положения грудной клетки и всего тела. После распятия на кресте Иисуса Христа подобный крест стал символом крестьянства.
Приближается благодатное время Великого поста. Чтобы он принес пользу нашим детям, мы должны постараться донести до них смысл и задачи православного поста. Хорошим подспорьем на этом пути будет совместное изготовление специального великопостного календаря.
Для начала вопрос: стоит ли поститься детям? Об этом можно почитать здесь:
Такой календарь делает пост «наглядным», более понятным для детей. Пост будет разбит на определенные этапы, которые вы вместе будете ожидать и переживать.
Активно участвуя в работе, дети смогут лучше запомнить и понять содержание календаря. На календаре хорошо видно, сколько недель длится пост, как называется каждая из них, в чем ее особенности. Полезно также добавить в него подготовительные к посту недели.
Дни самого строгого поста выделены цветом. Показаны праздники, которые мы празднуем Великим постом, обозначены традиции, связанные с этими праздниками.
Вид календаря создает особое настроение. Сам факт его существования подчеркивает выделение времени Великого поста из всего остального года: мы как будто начинаем жить в другом времени, в другом календаре.
Оформление календаря зависит от вашего желания и настроения. Мы рекомендуем сделать его радостным, весенним, чтобы время поста не ассоциировалось у детей с чем-то мрачным и тягостным, а наоборот, чтобы подчеркнуть ту духовную радость, которую несет нам пост. Давайте вдохновимся словами святителя Иоанна Златоуста:
«Приятна весна мореплавателям, приятна и земледельцам; но не так приятна мореплавателям и земледельцам весна, как приятно желающим любомудрствовать время поста — эта духовная весна для души…» (Собрание творений, Т.2, кн.2, с.727).
Детям понятнее наглядные образы, поэтому календарь можно украсить солнышком, цветами, птичками и бабочками.
Ход работы
Нам понадобится лист плотной бумаги формата А3 или А2 (можно взять 4 альбомных листа и склеить с изнанки скотчем).
1) Расчертим лист так, чтобы получить 10 горизонтальных полос (3 подготовительные недели и 7 недель поста). Сверху и снизу оставим поля для художественного оформления календаря.
2) По вертикали расчертим лист на 8 клеток: по числу дней недели плюс место для названия каждой седмицы. Левую колонку желательно сделать шире остальных.
3) Верхнее поле календаря раскрашиваем голубой краской или оклеиваем цветной бумагой; наклеиваем солнце, облака, птиц — это небо. Сверху его можно вырезать по форме крыши, полукруга или оставить прямым.
4) Нижнее поле раскрашиваем зеленой краской, украшаем цветной бумагой, поверх наклеиваем цветы, бабочек — это травка. В нашем примере лист цветной бумаги ребенок разрезал на отдельные травинки фигурными ножницами. Некоторые травинки мы отогнули, чтобы придать «полянке» объем.
5) В левой колонке, напротив каждой седмицы, указываем ее номер и название. Подготовительные: О мытаре и фарисее, О блудном сыне, Мясопустная (масленица). Далее седмицы Великого поста: Первая, Вторая (Светотворных постов), Третья, Крестопоклонная, Пятая, Шестая, Страстная. Дополнительно можно наклеить в эти клеточки фотографии храмов, виды весенней природы или другие тематические изображения на ваш вкус.
6) Теперь заполняем дни недели. Вписываем во все клеточки число и день недели. На каждом воскресном дне (по-славянски — неделя) также пишем дату и название: Торжество Православия, Григория Паламы, Крестопоклонная, Иоанна Лествичника, Марии Египетской, Вербное, Пасха. Теперь раскрашиваем клеточки в соответствии со строгостью поста. Не забываем про подготовительные седмицы: постные дни в среду и пятницу будут только во вторую из них. Самые строгие дни мы выделили черным цветом. Сразу следует договориться, как дети будут проводить рядовые дни поста, дни строгого поста, а также субботы и воскресенья, когда по уставу пост ослабляется. Детский пост зависит от уклада вашей семьи и благословения духовника.
Строгие дни: все среды и пятницы поста, первая, четвертая (Крестопоклонная) и последняя (Страстная) седмицы.
7) Оформляем подготовительные седмицы. Чуть выше первой из них наклеиваем или рисуем иллюстрацию к притче о Мытаре и фарисее. Следующее воскресенье посвящено притче о Блудном сыне (мы наклеили репродукцию с картины Рембрандта). Затем следует неделя о Страшном суде (можно распечатать и наклеить репродукцию иконы). Сырная седмица заканчивается Прощеным воскресеньем, в этот день вспоминается изгнание Адама и Евы из рая (мы использовали репродукцию с гравюры Гюстава Доре, изображающей это событие). Если на подготовительные седмицы попадают непереходящие праздники (например, Сретение), также выделяем их. Не забываем обозначить мясопустную родительскую субботу (мы нарисовали горящую свечу).
При желании можно указать народное название для каждого дня масленицы, наклеить фотографии блинов.
8) Выделяем важные дни Великого поста. Первые четыре дня, в которые читается Великий Покаянный канон Андрея Критского, мы отметили раскрытой книгой со свечой. Такой же значок рисуем в клеточке среды пятой седмицы, когда на вечерне совершается Стояние Марии Египетской.
Изображаем зажженную свечу в клеточках родительских суббот: второй, третьей и четвертой седмиц.
В субботу первой седмицы совершается празднование великомученику Феодору Тирону — этот день можно украсить иконой или изображением колива.
Первое воскресенье Великого поста посвящено празднованию Торжества Православия. Тут уместно наклеить репродукцию иконы или вырезать из золотой бумаги главку православного храма с крестом.
Неделю Григория Паламы мы обозначили символическим изображением нетварного Света, о котором учил святитель.
Неделя Крестопоклонная, бесспорно, должна быть отмечена изображением креста. Сразу же расскажите детям о традиции празднования, чтобы они ожидали этого дня.
Неделю Иоанна Лествичника украсим символическим изображением лестницы. Ребенок 5-6 лет легко справится с такой поделкой самостоятельно, а ведь чувство вовлеченности начинающего постника в процесс - это как раз то, что нам нужно.
В Лазареву субботу уставом разрешено употребление икры, поэтому можно изобразить ее. Или вырезать из прошлогоднего настенного календаря икону Воскрешения Лазаря и наклеить в соответствующую клеточку.
Вход Господень в Иерусалим можно украсить настоящей вербочкой, сохранившейся с прошлой Пасхи, или ее изображением.
7 апреля, Благовещение Пресвятой Богородицы, украсим изображением белой лилии либо наклеим репродукцию иконы.
22 марта, день памяти Сорока мучеников Севастийских, уместно украсить изображением жаворонка (именно в этот день, по традиции, хозяйки пекут жаворонков из постного теста).
Можно указать в календаре не только церковные, но и светские праздники, например, День защитника Отечества, дни рождения или именины, отмечаемые в вашей семье.
9) Отдельное внимание необходимо уделить дням Страстной седмицы.
В Великий Понедельник вспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы.
В Великий Вторник вспоминается обличение Господом книжников и фарисеев.
В Великую Среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя.
Главное событие Великого Четверга — установление Господом таинства Евхаристии на Тайной Вечере.
Страстная Пятница — самый страшный день в истории человечества, распятие Господа Иисуса Христа.
В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.
Все эти дни можно отметить иконографическими изображениями событий или только сделать соответствующие надписи.
10) Наконец, делаем самое торжественное и праздничное оформление дня Светлого Христова Воскресения.
11) К правому краю почти готового календаря напротив каждой седмицы приклеиваем листок с кратким душеполезным поучением. Это могут быть пословицы, изречения из Священного Писания или отцов Церкви. Они должны напоминать о чем-то важном, чего можно достичь в пост, о добродетелях, благочестивой жизни. Эти фразы могут быть ориентированы на детей, и тогда это будут очень краткие слова. Например, десять заповедей Моисея, или дары Духа, перечисленные апостолом Павлом, или определения любви из послания к Коринфянам.
Если не ориентироваться только на детей, а подобрать для себя — дети тоже получат пользу, появится повод поговорить с ними о том, что значат эти фразы.
Листочки с текстами подгибаем под лист календаря. В начале каждой недели мы будем отгибать соответствующий листок. Это создает эффект ожидания, и наглядно показывает, какая часть поста уже пройдена.
Желаем вашей семье поста благоприятного!
Приложения
Изречения, которые можно написать на отгибающихся листочках:
- Люблю пост, потому что он — мать смиренномудрия и источник всякой мудрости. Златоуст, 4,2,757
- За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Мф, 12:36
- Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. Еф.4:31
- Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Лк, 21:34
- Прежде всего бойся Бога, чти родителей, об иереях говори с похвалою, и имей в уважении старцев. Григорий Богослов, Двустишия. Собр.твор., Т.2, с. 100
- Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого. Рим. 2:1
- Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Ин. 15:14
- Если семь раз в день (кто-нибудь) согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему. (Лук.17:4)
- Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело. Святитель Иоанн Златоуст
- Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Святитель Василий Великий
- Во тьме согрешений ходящим, свет воссиял еси, Христе, временем воздержания (стихира во II воскресенье поста)
- Когда услышишь, что ближний твой или друг укорил тебя в отсутствие или в присутствии твоем, тогда покажи любовь, и похвали его. Преп. Иоанн Лествичник
- Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. (1 Кор. VI, 12)
- Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. (1 Ин. II, 9-10)
- Духовная жизнь не в том состоит, чтобы видеть свои исправления, а в том, чтобы зрети своя согрешения; первое приводит к гордости, а последнее к смирению. Преподобный Макарий Оптинский
- Входите в храм тихими шагами в совершенном молчании. Никто пусть не входит сюда с житейскими заботами, ни с рассеянностью. Мы входим в Небесные Царские чертоги, внутри они исполнены великого молчания и неизреченных тайн. Святитель Иоанн Златоуст
- Кушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь. Прп. Силуан Афонский
- Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт. (1Кор. 13:4-8).
- Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Евангелие от Луки, 18:8)
- Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела. Преподобный Иосиф Оптинский
- Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: “Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего”. Преподобный Нектарий Оптинский
- Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: "Перестань, брат, я ежедневно впадаю в худшие грехи - и как могу его осуждать?" Преподобный Иоанн Лествичник
- В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Игумен Никон (Воробьев)
- За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Евангелие от Матфея, 12:36
- Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. Послание к Ефессянам 4:31
- Постись духом, а не брюхом! Одно спасенье — пост да молитва. Послушание паче поста и молитвы. (Русские пословицы)
- Возсия весна постная, цвет покаяния! Время поста — время радостное светлой чистоты, чистой любви, светозарной молитвы.
Несколько идей, как сделать пост приятным для детей
- Какие-то особые события, конечно, соотносимые с принятым в вашей семье представлением о строгости поста, откладывать на время четырядесятницы (посещение выставки, поделки из глины, раскрашивание матрешки, поездки за город — в монастырь, в другой город). Нет, мы не поедем на этих выходных в Лавру, дождись поста. Кедровые орешки сейчас не будем есть, это на пост.
- Ввести особые традиции именно для поста: например, особым образом украсить иконы, повесить особые шторы, есть из особой посуды. Еще лучше, содержательнее — каждый день, или хотя бы по выходным читать за ужином что-то особое, например, жития святых, или Священное Писание.
- Соблюдать принятые в церкви традиции в домашнем обиходе: читать молитву св. Ефрема Сирина, на четвертой неделе поста петь с поклонами «Кресту Твоему»...
- И, конечно, сделать этот — или любой другой — «календарь на пост».
Скачать изображения для календаря можно .
По материалам статьи Анны Сапрыкиной и Наталии Пантюх на сайте Родитель.инфо
Еще несколько идей оформления календаря на Великий пост:
Календарь Великого поста на 2014 год, сделанный в виде лестницы, восхождения к Пасхе. Седмицы в нем расположены снизу вверх, а сбоку изображена лестница, по которой люди поднимаются кверху.
Календарь Великого поста на 2015 год. На этом календаре седмицы расположены вертикально. Его идея в том, что пост - это мост над бушующими черными водами страстей и грехов (по пословице-загадке: "Мост на семи столбах - Великий пост").
Календарь Великого поста на 2016 год. Этот календарь включает три подготовительные седмицы.