О монашестве и монастырях. Степени монашества и чины пострижения

В раннем христианстве

Монашество христианское - религиозно-церковный институт, объединяющий лиц, для которых изоляция от внешнего мира, сознательное уединение составляют идеальную форму служения Богу. Впервые обнаруживается в III в. в Египте (уединение в пустыне). Распространилось в Палестину, Сирию и Византию, где возникла сеть монашеских общин - монастырей. На Западе монашество возникло в конце IV в., а его кодификация была предпринята Иоанном Кассием, основавшим монастырь в Массилии (нач. V в.) и Бенедиктом Нурсийским, сформулировавшим правила монашеской жизни (обитель Монтекассимо). В VII-VIII вв. монахи и монастыри попали под контроль высших церковных и государственных структур. В Х в. была предпринята клюнийская реформа, направленная на обретение независимости и самостоятельности монашества и всей Католической Церкви. Монашество сыграло огромную роль в становлении средневековой цивилизации и распространении христианства. Для принятия монашества требуется прохождение испытательного срока (иночество). Принятие в монахи сопровождается обрядом пострижения, символизирующим вступление в рабство по отношению к Богу. Постриженный принимает новое имя и облачается в особую одежду. Разновидностью монашества является отшельничество, когда в уединении селятся один или несколько монахов, давших дополнительный обет.

В православии

МОНАШЕСТВО (иночество), духовное сословие подвижников уединения, целомудрия, послушания, нестяжательства, внутренней и внешней молитвы.

В первые времена христианской Церкви все почти верующие вели чистую и святую жизнь, какую требует Евангелие. Но находились многие из верующих, которые искали высшего подвига. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным. Другие, по примеру Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, апп. Павла, Иоанна и Иакова, принимали на себя обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от мира и жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами, т.е. подвижниками.

С третьего столетия, когда, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни и там, вдали от мира и его соблазнов, вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками.

Так положено было начало монашеству, или по-русски иночеству, т.е. иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни.

Иноческая жизнь, или монашество, есть удел только немногих избранных, имеющих “призвание”, т.е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. Как и сказал о том Сам Господь: “Кто может вместить, да вместит” (Мф. 19: 12).

Св. Афанасий говорит: “Два суть чина и состояния в жизни: одно - обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т.е. супружество; другое - ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т.е. девство или состояние иноческое”.

Вступающие на путь иноческого жития должны иметь твердое решение “отречься от мира”, т.е. отказаться от всех земных интересов, развивать в себе силы духовной жизни, во всем исполняя волю своих духовных руководителей, отказаться от своего имущества и даже от старого имени. Инок берет на себя добровольное мученичество: самоотречение, жизнь вдали от мира среди труда и лишений.

Монашество само по себе не является целью, но оно есть самое могущественное средство к достижению высшей духовной жизни. Цель иночества есть приобретение нравственной духовной силы для спасения души. Иночество есть величайший подвиг духовного служения миру, оно охраняет мир, молится за мир, духовно окормляет его и предстательствует за него, т.е. совершает подвиг молитвенного заступничества за мир.

Родиной монашества почитается Египет, а отцом и учредителем - прп. Антоний Великий. Прп. Антоний был основателем отшельнического иночества, которое состояло в том, что каждый инок жил отдельно друг от друга в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам на пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и пр.). Но все они находились под руководством одного начальника или наставника - аввы (что значит “отец”).

Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, трудились каждый по своей силе и способностям на общую пользу и подчинялись одним правилам, одному порядку, так называемому уставу. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы монастырей стали называться игуменами и архимандритами. Основателем общежительного иночества считается прп. Пахомий Великий.

Из Египта иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу.

У нас на Руси иночество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями иночества на Руси были прп. Антоний и прп. Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.

Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов, стали называться лаврами. Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои правила, т.е. свой монастырский устав. Все монахи должны обязательно выполнять различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями.

Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины с такими же точно правилами, как и у монахов. С древности существуют женские монастыри.

Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти искус) и тогда уже дать невозвратные обеты.

Люди, проходящие предварительные испытания, называются послушниками. Если они в течение долгого испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с установленными молитвами, что называется рясофором, т.е. правом ношения рясы и камилавки, чтобы в ожидании полного иночества они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным.

Самое иночество заключает в себе две степени, малый и великий образ (образ ангельского жития), которые по-гречески называются малая схима и великая схима.

При вступлении в самое иночество над монахом совершается исследование малой схимы, в которой монах дает обеты иночества и ему дается новое имя. Когда наступает момент пострижения, монах трижды дает игумену ножницы в утверждение своего твердого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает крестообразно волосы ему, во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело на служение Богу.

На принявшего малую схиму надевают параманд (греч.: небольшой четырехугольный плат с изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем постригаемый покрывается мантией - длинным плащом без рукавов. На голову надевается клобук, так называется камилавка с длинным покрывалом - наметкой. В руки даются четки - шнурок с нанизанными на него шариками для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах.

В заключение обряда даются в руки новопостриженному крест и свеча, с которыми он стоит всю литургию до самого Св. Причастия.

Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. В облачении также есть изменения: вместо параманда надевают аналав (особый плат с крестами), на голову вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи.

У нас принято называть схимниками исключительно только тех иноков, которые пострижены в великую схиму.

Если монах поставляется в игумены, то ему дается жезл (посох). Жезл есть знак власти над подчиненными, знак законного управления братией (монахами). Когда игумен возводится в архимандриты, на него надевают мантию со скрижалями. Скрижалями называются четырехугольники из материи красного или зеленого цвета, нашитые на мантию спереди, два наверху и два внизу. Они означают, что архимандрит руководит братией по заповедям Божиим. Кроме того, архимандрит получает еще палицу и митру. Обычно из архимандритов поставляются на высшую степень священства - в епископы.

Многие из монашествующих были истинными ангелами во плоти, сияющими светильниками Церкви Христовой.

Несмотря на то что иноки удаляются из мира для достижения высшего нравственного совершенства, иночество имеет великое благотворное влияние на живущих в мире.

Помогая духовным нуждам ближних, иноки не отказывались, когда имели возможность, служить и временным их нуждам. Добывая себе трудами пропитание, они делились средствами пропитания с неимущими. При монастырях были странноприимницы, где иноки принимали, питали и покоили странников. Из монастырей часто рассылались милостыни и по другим местам: томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от других несчастий.

Но главная неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной творимой ими молитве о Церкви, Отечестве, живых и умерших.

Свт. Феофан Затворник говорит: “Иноки - это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. В монастырях в особенности процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения”. Поистине, в монастыре - неиссякаемый источник назидания для мирян.

В средние века монастыри имели большое значение как центры наук и распространители просвещения.

Наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного.

Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то русские люди начинали селиться около него, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город.

Прот. С. Слободской


Сегодняшнее сообщение посвящено довольно запутанной схеме православного священства, в которой часто ошибаются не только журналисты, но и коллеги-религиоведы. Кроме того, в этом сообщении мы начнем тему, которая будет развита в следующем посте - об именах в жизни человека и связи имен с религией.


Православное духовенство (иначе клир) разделяется на две ветви - белое и черное. Белое духовенство , в отличие от черного, может жениться и иметь детей. Черное, монашествующее духовенство дает обет безбрачия.


Представители белого духовенства начинают с сана диакона (греч. служитель ) (низшая, первая ступень ; не могут совершать таинства и самостоятельно вести службу). Есть два почетных титула - протодиакон (греч. первый служитель ) (главный диакон в епархии, часто жалуется в знак особых заслуг, либо после 20 лет беспорочной службы) и архидиакон (греч. главный служитель ) (в среде белого священства это может быть только патриарший диакон). Существует и интересный прецедент - единственный раз в истории РПЦ архидиакону К.В. Розову в честь 25-летия диаконского служения и в ознаменование заслуг был дарован уникальный титул великого архидиакона (в 1921 г.). Иподиакон к священнослужителям не относится - это старший церковнослужитель, осуществляющий вспомогательные действия для священника высокого ранга; промежуточное звено между церковнослужителями (псаломщиками, звонарями, просфорниками и т.п.) и священнослужителями.

После рукоположения священник становится иереем (греч. жрец ), или пресвитером (греч. старейшина ) (также чаще всего под священником в собственном смысле слова подразумевают именно данную,вторую ступень священства). Он может совершать таинства (кроме рукоположения) и вести службу. Также существуют почетные титулы. Первый - протоиерей (греч. первый жрец ) (обычно настоятель храма; в старой терминологии - протопоп ). Такой титул обычно дается в награду не менее чем через 10 лет после рукоположения в священники, а, кроме того, возможно возведение протодиакона сразу в протоиереи , минуя иерейский сан. Второй титул - протопресвитер (греч. главный старейшина ) - является высшим званием, доступным для белого духовенства, и в настоящее время присваивается «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха».


Черное духовенство - монахи - начинают первую ступень с сана иеродиакона (греч. священный служитель , т.е. монах в сане диакона). Старший монах может носить титул архидиакона в знак заслуг, часто это происходит в крупных монастырях.

Монах второй ступени , рукоположенный в священники, носит сан иеромонаха (греч. священный одиночник ). Только из числа иеромонахов избирается игумен (греч. ведающий ) - настоятель монастыря. Существует и свой почетный титул - архимандрит (греч. главный в монастыре )(приблизительно соответствует протопресвитеру, хотя и располагается в негласной иерархии несколько выше). Архимандритами чаще всего становятся настоятели крупнейших и важнейших монастырей, либо лица, занимающие крупные церковно-административные должности, связанные с монастырским функционированием.

Только монахам доступна третья, высшая ступень духовенства - архиерейство (греч. главный жрец ). Именно архиереи могут совершать таинство рукоположения, и называть их "священниками" терминологически некорректно. Сам Иисус Христос назван апостолом Павлом "архиереем по чину Мелхиседекову во веки" (в Послании к евреям).

Первым саном архиерея является сан епископа (греч. блюститель ). Епископ обычно "заведует" областью или епархией, хотя есть исключения. Опять-таки, существует почетный титул архиепископа (греч. главный блюститель ), который чаще всего присваивается за заслуги, а в некоторых случаях - главе крупной епархии, хотя в различные исторические периоды архиепископы могли возглавлять целые церкви. Так, епархии, имеющие в своем составе викариаты, почти всегда возглавляются архиепископами. Другой почетный титул - митрополит (греч. находящийся в главном городе ) - присваивается главе митрополии - большой области (округа), объединяющей несколько епархий.

Высшим архиерейским саном является сан патриарха (греч. главный отец ). Исторически присваивался самым важным епископам; затем в основном означает предстоятеля, возглавляющего автокефальную (независимую) церковь. Патриарх Московский и всея Руси в настоящее время возглавляет РПЦ, "имеет первенство чести среди епископов и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам". Кроме того, патриархами являются предстоятели Болгарской, Грузинской, Сербской, Румынской и некоторых других церквей (в частности, католических митрополий Венеции и Лиссабона!).


Кроме того, внутри самого монашества существуют степени посвящения, которые определяют этап и глубину погружения в монашеский образ жизни.

Перед пострижением в монахи человек должен пройти этап послушничества . Никаких обетов еще не дается, необходимо подготовить себя к пострижению и привыкнуть к монашеской деятельности. Из одежды разрешается носить подрясник.

Следующим этапом является постриг, после которого человек меняет имя и становится рясофором (носящим рясу), иноком или чернецом . Единственный обет, который он приносит - обет послушания, разрешается носить рясу и клобук с чётками.
Так как в епископы принято рукополагать только монахов, рясофор уже является достаточной степенью для архиерейского рукоположения (при условии принятия целибата) - в отличие от греческой традиции, где рясофор сохраняет мирское имя и волен вернуться к обычной жизни.

После этого инок может принять малую, или мантийную схиму . Он снова меняет имя, становится монахом в полном смысле этого слова, и принимает следующие обеты - послушания, безбрачия, нестяжательства и непрестанной молитвы. Необходимо выбрать себе старца - духовного наставника, которого следует слушаться. Вдобавок к этому, на монаха возлагаются определенные молитвенные правила, и он обязан нести монастырское служение. Монах, кроме прежнего одеяния, может носит хитон, параман (квадрат с письменами и крестом) и мантию-паллий.

Наконец, монах может принять великую схиму и стать схимонахом, схимником или монахом великой схимы . Ему вновь меняют имя, он берет особые обеты и обычно живет отдельно от братии. Именно схимонахи обычно совершают высшие монашеские подвиги, и таковые именуются соответственно: отшельниками , пустынниками , затворниками , столпниками . Схимонахи в добавление к предыдущей одежде носят особые параманы и капюшон-куколь.

По сути, с каждой новой сменой имени монах как бы умирает для прежнего мира и рождается заново, а, вместе с тем, у него появляются все новые и новые заступники. Такая традиция характерна не только для монашества, и об именах, имянаречении и выборе псевдонимов мы поговорим в следующем посте.

Схимонах, имеющий сан священника, именуется иеросхимонахом . Архимандрит, принявший схиму, называется схиархимандритом .

Схиигумен Савва (Остапенко)

Святая Православная Церковь в монашеском подвиге различает три состояния или степени:

1. Приготовление к подвигу - послушничество,
2. Самый подвиг - собственно монашество,
3. Высшее исполнение подвига - схимничество.

Первая степень есть состояние испытания, которому подвергают тех послушников, которые готовятся к принятию самого подвига, то есть пострига в монашество.

Перед постригом недреманно каждый должен пройти самое строгое испытание, чтобы удостовериться в искренности и твердости принятого решения.

В монастыре новоначальные живут по многу лет послушниками. Они постепенно изучают все, что должен знать каждый монах, выполняют назначенное им молитвенное правило и усердно выполняют ту работу, которую поручают им делать. Так и миряне, желающие принять подвиг монашества, должны постепенно изучать все, что касается монашества, и по мере своих возможностей выполнять молитвенное правило, назначенное духовным отцом, а также добросовестно трудиться на общем послушании. И если Господу будет угодно, то придет время, когда усердный послушник воспримет подвиг и по лестнице добродетелей будет восходить все выше и выше. Вот и ваша племянница, боголюбивая матушка Д., если только она действительно имеет призвание к такой жизни, то пусть она пока трудится и очищает сердце от грехов. А дальше Господь Сам управит ее жизнь во спасение.

Итак, монашествующие первой степени называются послушниками, или новоначальниками.

Монашествующие второй степени называются малосхимниками, или совершенными.

Третью степень составляют великосхимники, или совершеннейшие.

Вступление в монашество и степени его Церковь освящает своими молитвами и священнодействиями. Основное действие при постриге - это пострижение власов, чем обряд этот напоминает собой Таинство Крещения. Таинству Крещения он подобен еще по величию своему и богатству излияния Святаго Духа на человека, а также и тем, что при крещении нарекают христианское имя и при крещении надевается крест, и при постриге надевают два креста: один большой деревянный на грудь и другой (параман) на спину, а третий крест дается в руку. Как Таинство Крещения вводит (рождает) в новую благодатную жизнь, так постриг в монашество вводит человека в совершеннейший образ христианской жизни, поэтому постриг и называют вторым крещением.

Постриг обычно бывает за Литургией, изредка за вечерним богослужением. Существует три чина (обряда) пострижения:

1. В рясофор.
2. В мантию.
3. В схиму.

1-й чин называется последованием во одеяние рясы и камилавки.
2-й чин называется последованием малой схимы.
3-й чин называется последованием великой схимы. Третий чин установлен преподобным Пахомием Великим, до него было только два чина пострижения.

Самый короткий обряд, без произнесения обетов, это постриг в рясофор. После установленных молитв совершается крестообразное пострижение посвящаемого и на него одевают рясу и камилавку. Такой инок называется рясофорным, или рясоносцем.

Постриг в малую схиму продолжительный. Он делится на две части: оглашение и самое пострижение. В первую часть входит: увещание, произнесение обетов, наставление давшему обеты, молитва и наречение имени; во второй части совершается самое пострижение и облачение.

Обряд пострижения совершается таким образом. При чтении часов постригаемый выводится из храма в притвор. Здесь он снимает с себя все обычные одежды и обувь и одевает власяницу (хитон). После малого входа, при пении тропаря «Объятия Отча отверсти ми потщися» постригаемый вводится в храм и при этом он трижды приклоняется, распинаясь на земле, в трех местах храма. Приводится он к Царским вратам, где на аналое лежит крест и Евангелие. Игумен выходит из Царских врат и говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении грехами». Потом испытывает его в твердости и добровольности при намерении принять подвиг иночества многими вопросами:
1. Пребудешь ли в монастыре и в постничестве даже до последнего твоего издыхания?
2. Сохранишь ли даже до смерти послушание к настоятелю и ко всей во Христе братии?
3. Претерпишь ли всякую скорбь и тесноту монашеского жития Царствия ради Небесного?
4. Сохранишь ли себя в девстве и целомудрии и благоговении?

На все вопросы постригаемый отвечает: ей, Богу содействующу .

Затем постригаемый наставляется (оглашается) в правилах совершеннейшего жития. Игумен говорит, что ему надо очистить себя от всякой скверны плоти и духа, стяжать смиренномудрие, отложить дерзость житейского обычая, пребыть в молитве терпеливым, не расслабляться и в посте, не лениться в бдениях.

И еще говорит:
- Подобает тебе, начавшему путь, ведущий в Царство Небесное, не возвратиться вспять (назад), иначе не будешь управлен в Царство Небесное. Да не предпочтешь что-либо Богу, не возлюбишь ни отца, ни мать, ни братий, ни иных кого-либо от своих, ни даже самого себя да не возлюбишь больше Бога ни все царства мира, ни покоя, или чести...

Постригаемый с клятвою заверяет исполнить обеты монашества. Тогда игумен кладет на голову коленопреклоненного инока Евангелие и молится, чтобы Господь оградил постригаемого силою Святаго Духа и даровал ему терпение. Потом трижды на Евангелие кладет ножницы и повелевает подать их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Затем игумен крестообразно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя. После пострижения посвящаемый облачается в иные одежды: хитон, параман, рясу, пояс, мантию, камилавку и клобук, сандалии и получает вервицу (четки).

После молитвы и ектении о новопостриженном после чтения Апостола (Еф. 6:10-17) и Евангелия (Мф. 10:37-38; 11:28-30) иноку вручается крест в напоминание подъятия им креста и последования за Христом (Мф. 8:34) и зажженная свеча с указанием на учение о свете добрых дел (Мф. 5:14). Потом бывает целование постриженного и отпуст.

Все одежды монаха имеют отношение ко всеоружию Божию, в которое он облекается для духовной брани (борьбы) против мира, плоти и дьявола.


Власяница
(хитон) напоминает обет добровольной нищеты.

Параман - четырехугольный плат с изображением креста и орудий страданий Господа Иисуса Христа. На нем написаны слова: «Аз язвы Господа моего Иисуса Христа на теле моем ношу». Дается он иноку в постоянное напоминание о принятии благого Христова ига и в обуздание всех похотей и плотских пожеланий. Носится он на спине (хребте).

Ряса при облачении называется ризою радования, так как она дается в напоминание обета послушания, которое вводит в блаженную жизнь вечную.

Пояс кожаный возлагается на чресла инока в знаменование препоясания силою истины, в умерщвлении плоти и обновлении духа.

Мантия (паллий) обозначает силу Божию, покрывающую и охраняющую инока. Эта одежда называется ангельскою, а облачение в мантию называется обручением великого ангельского образа.

Клобук (наглавник) называется шлемом надежды спасения, так как инок, подобно воину, надевает его, чтобы спастись от врагов, которые представляются в соблазнах мира.
Новопостриженный монах снимает клобук в шестой день после пострижения. Пять дней он безвыходно молится в храме, ежедневно приобщается Святых Животворящих Христовых Таин, потом его отводят в келью.

Сандалии указывают, что инок должен быть готовым на благое послушание и всякое дело благое и должен быть осторожен, чтобы не преткнуться и не быть угрызенным от злых помыслов.

Четки (вервица) даются для совершения молитвенного правила. Они символически указывают иноку на всегдашнее пребывание в подвиге молитвы и называются мечом духовным.

Пострижение в великую схиму совершается так же, как и в мантию, только этот чин пострижения отличается большею продолжительностью и торжественностью. К тому же при постриге в схиму отречение от мира выражено еще сильнее: произносится обет полного отречения от мира. Игумен спрашивает:
- Отрекаешься ли ты вторично мира и того, что в мире, по заповеди Господней?

Потом игумен говорит такие слова:
- Отречение есть не что иное, как обещание креста и смерти. Знай себя от нынешнего дня распятым и умерщвленным миру совершеннейшим отречением, ибо ты отрекаешься от родителей, братий, жены, родства, содружества обычного, отрекаешься от мирского мятежа, попечений, стяжаний имений, тщетной и суетной славы... и своей души... Приготовься ко всему скорбному и болезненному, что заключено в радостворном по Богу житии. Будешь алкать и жаждать, нагствовать, терпеть укоризны и досаждения, уничижения, и изгнания... и когда все это претерпишь, то радуйся, ибо велика твоя награда на небесах .

Итак, постриг в схиму есть образ смерти для земной жизни и предначатие жизни горней. При постриге в схиму посвящаемый получает новое имя и облекается в схимнические одежды: кукуль и аналав.

Кукуль - это головное покрывало, соответствующее клобуку монахов. Он кругом покрывает голову и плечи, имеет остроконечный верх и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, плечах и спине. Кукуль, как и клобук, символически знаменует шлем спасительного упования и указывает на высшую степень совершенства - беззлобие, равное младенчеству.

В восьмой день после пострижения великосхимник снимает кукуль и потом надевает его без повторного благословения настоятеля.

Аналав соответствует параману, но он украшен многими крестами и имеет вид широкой, длинной полосы с прорезью на середине. Одевается через голову и носится на груди и спине.

Украшение кукуля и аналава крестами означает образ жития крестоносного.

Чин пострижения составлен святыми отцами по внушению Духа Святаго. В нем нет ни одного слова, написанного зря. Но многие только отчасти улавливают или догадываются о том, к чему призывается человек, потому что вся сила этих слов заключается в опыте жизни, причем в опыте не лукавом, но искреннем.

Чтобы лучше представить весь смысл и дух монашества, перейду к раскрытию духовного содержания каждого из трех основных обетов: послушания, нестяжания и девства или целомудрия.

Еще относительно недавно православными монахинями и монахами пугали детей, на них рисовали карикатуры в советских журналах, а большая часть населения России представляла их в виде не очень опрятных стариков и старушек с полубезумным взглядом и в засаленных подрясниках. Но после открытия монастырей в начале 90-х годов ситуация изменилась: в монастыри начали стремиться насельники нового поколения, и мы увидели, что православный монах – это не маргинал, который не видит другого пути для существования, кроме иждивенческого, а , добровольно отрекшийся от мира ради обуздания собственных страстей. Церковное предание повествует, что монашество – очень древний вид спасения. Уже на заре христианства многие верующие люди уходили в пустыни, чтобы максимально оградить себя от общения с миром, от его соблазнов и грехов. Позже отшельники начали собираться в мужские и женские общины – так было безопаснее и выгоднее с экономической точки зрения.

На Руси первые православные монахи, а вслед за ними и монахини, появились в XI веке, вместе с христианством, и со временем русские монастыри стали центрами не только духовной, но и культурной жизни общества.

Кто такие православные монахи?

Сегодня уже никто не удивляется, встретив на улице людей в черных длинных облачениях и скуфейками на головах. Да и как удивляться, когда сегодня в России открыто уже несколько тысяч православных монастырей? Особенной любовью православные монахини и монахи пользуются, разумеется, среди верующих людей. Даже при поверхностном знакомстве становится понятно, что зачастую это очень образованные, начитанные люди, и монашеский путь – их осознанный выбор, ради которого они отказались от многих мирских благ, таких, как семья, дети, карьера, различные удовольствия. Зачем же им было уходить в монастырь? Когда человек задает этот вопрос, сразу становится понятно, что он очень далек от православия, ведь монастырь в его понимании – некое наказание.

На самом деле православными монахами и монахинями, вопреки распространенному стереотипу, становятся не из-за несчастной любви, а для того, чтобы ничто суетное не мешало приблизиться к Богу.

При всем уважении к спасительному пути мирян, православные монахи совершенно справедливо утверждают, что семейному человеку невозможно достигнуть такого уровня самосовершенствования, как монашествующему – ведь он отягощен многими обязанностями: кормить, воспитывать, одевать детей, угождать супругу/супруге, и, не будем скрывать, огромным количеством бытовых мелочей.

Как живут православные монахини и монахи?

Однако не следует идеализировать условия жизни монашествующих: они тоже существуют не в самых комфортных для спасения условиях. Жизнь православного монаха – постоянный труд, молитва, пост, и полное обуздание своей воли через абсолютное и беспрекословное послушание своему духовнику, а также настоятелю обители и вообще всей старшей братии. Чтобы проверить, способен ли человек понести такой непростой подвиг, сначала его принимают на послушание без пострига и дают возможность вкусить все «радости» монашеской жизни. Если послушник остается твердым в своем решении, его сначала стригут в иноческий чин, во время которого постригаемый дает обеты нестяжательства и поста. Затем, спустя несколько месяцев, а то и лет, инока постригают в православного монаха, с более серьезными обетами: безбрачия и беспрекословного послушания, при этом постригаемому меняют имя в знак полной перемены жизни. И лишь спустя много лет, обычно перед самой смертью, православный монах может удостоиться принятия высшего

Монахом в Русской Православной Церкви называется человек, добровольно отрекшийся от мира и давший обет безбрачия. Монашество разделяется на три чина: рясофорных монахов, получивших право на ношение рясы и клобука, но еще не произнесших монашеские обеты; мантийных монахов, давших обеты послушания, целомудрия и нестяжания; схимонахов, постриженных в великую схиму и связанных обетом полного отречения от мира и отказа от общения с миром.

Большинство монахов и монахинь проживает в монастырях, хотя некоторые, по благословению священноначалия, могут нести послушание на приходах. Монастырем, согласно Уставу Русской Православной Церкви, называется церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит патриарху и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея.

Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением патриарха или тех синодальных учреждений, которым патриарх поручит такое наблюдение и управление. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев. Зачисление в монастырь и увольнение из монастыря производится распоряжениями епархиального архиерея по представлению настоятеля (настоятельницы) или наместника.

Некоторые наиболее крупные монастыри носят унаследованный от византийского церковного обихода титул «лавры»: к числу таковых относятся Троице-Сергиева лавра под Москвой, Киево-Печерская лавра в Киеве, Почаевская лавра. Некоторые монастыри называются «пустынями» — в частности, Оптина пустынь, расположенная в Калужской области. В древности «пустынями» назывались монастыри, находившиеся в отдалении от населенных пунктов и руководствовавшиеся пустынножительным уставом. Однако в наше время термин «пустынь» употребляется лишь в качестве исторического названия некоторых общежительных монастырей.

Жизнь монастыря регламентируется уставом. Большинство монастырей Русской Церкви руководствуются общежительным уставом, предполагающим ежедневное совершение богослужений всеми членами общины, ежедневные совместные трапезы, несение послушаний по благословению настоятеля. Уставы монастырей Русской Православной Церкви основываются на правилах монашеского общежития, сформулированных в IV веке святителем Василием Великим.

Во главе мужского монастыря стоит настоятель в сане архимандрита, игумена или иеромонаха. Женские монастыри возглавляются игумениями или монахинями, имеющими право ношения наперсного креста. Во многих случаях официальным настоятелем мужского монастыря считается правящий архиерей; в таком случае архимандрит, игумен или иеромонах, поставленный во главе монастыря, называется «наместником». Лицо мужского пола, в том числе правящий архиерей, не может быть настоятелем женского монастыря.

В практике древних монастырей Египта, Палестины и Сирии должность настоятеля была выборной: настоятель избирался братией путем тайного голосования. Эта практика до сего дня сохраняется в монастырях Святой Горы Афон. В современной практике Русской Православной Церкви настоятель монастыря назначается патриархом и Священным Синодом по представлению архиерея, в епархию которого входит монастырь; настоятели ставропигиаль-ных монастырей назначаются непосредственно патриархом.

В большинстве монастырей, помимо настоятеля (наместника), имеется также благочинный, эконом, казначей и духовник. Благочинным монастыря называется монах, в обязанности которого входит наблюдение за правильным совершением богослужения. Эконом отвечает за монастырское хозяйство, казначей — за финансы. Духовником именуется старший священнослужитель, отвечающий за духовное руководство братией. В древних монастырях служение настоятеля и духовника не разделялось, однако в современной практике Русской Православной Церкви эти служения, как правило, разделены и исполняются разными лицами. Духовниками женских монастырей являются лица мужского пола в священном сане (не обязательно из числа монашествующих).